Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
м е с т н о е с а м о у п р а в л е н и е 11 ок тября 1995 г. д и к т у е т р ы н о к № 203 ( 1017) А л е к с а н д р К О Р О Л Ь К О В : «НА ПУТИ К ЦЕЛИ РАЗНОГЛАСИЯ НЕИЗБЕЖНЫ» Але ксандр Корольков — представитель Липецкого городского Собрания. Работает на постоянной основе — возглавляет комиссию по правовым вопросам и экологии. Юрист по образованию, специалист в области гражданского права, Александр Иванович, пож^алуи, отчетливее многих видит как сильные, так и слабые стороны в организации город ской представительной и исполнительной власти. Отсюда — неудовлетворенность результатами, которые достигнуты за полтора года дея тельности Собрания. Уверенность, что возможности и права, данные Законом представитель ной власти, используются не в полную силу. И надежда; что избранное липчанами городское Собрание станет органом, реально влияющим на жизнь города в интересах населения. Александр Иванович счел нужным поделиться с липчанами своими мыслями по этому по воду на страницах нашей газеты. — Ес.чи можно, Алек сандр Иванович, несколько слов о себе. Что заставило вас идти во власть, легко ли нести это бремя? — Я — коренной липча нин, зд есь ро дил ся и выро с . Судьба ра споря дила сь так, что работать мне пришлось в различных липецких уч реждени я х и организаци я х, и это стало хорошей, хот я и тр удной школой жизни, обо гатило знанием людей, уме нием понимать их. К стати, не только понимание н ужд людей, но и желание по воз можно сти помочь им сыгра ло не после днюю роль в том, что я, инж енер- строитель, пошел на сл ужбу в милицию. А работа в милиции приве ла к о сознанию необ ходи мо сти со вершен ст вовать зна ни я в обла сти пра ва. Так я по ст упил на юридиче ский фак ультет универ ситета . Окончив его, стал юрискон с ультом. По сле днее ме сто работы пер ед выборами в го род ское Собрание — коми тет по управлению имуще с т вом обла сти . Что за ста вило мен я бо роть ся за место в город ском Собрании пре д ста вителей? Впервые эта мы сль возни кла, когда моим родител я м- пен сионерам стало го д от года в се тр уднее с водить концы с концами . Как по мочь им и таким, как они? Как уберечь от обнищани я, на которо е обрекает нынеш н яя сит уаци я, большин ст во липчан? Митинги, демон страции, акции протеста, как показала жизнь, сл ужат лишь дл я выпу скания пара . А реально повли ять на по лож ение дел можно только через механизмы закона и вла сти, то есть пра вовые ме ханизмы. Именно это я и на меревал ся делать, выдвига ясь кан дидатом, а по сле по бе ды на выборах ста в пред ста вителем город ского Со брания . Что же ка сается «бреме ни вла сти», то вов се не в т я ж е сти дело. Главное, был бы результат, которого ждут липчане. А они, к сожале нию, вправе быть недоволь ными с воим пред ста витель ным органом... — Почему? Ведь полтора года работы Собрания — срок пусть и небольшой, од нако же достаточный для серьезных решений и дел. — С самого начала де я т ельно сти Собрания в орга нах город ской вла сти сложи лась непростая сит уаци я . И сего дн я, ра ссматри ва я лю бой вопро с ф ункционирова ни я наши х вла стны х стр ук тур, мы будем упирать ся в одну и ту же проблему. Кам нем преткновени я был и о с тается вопро с раз делени я вла стей, опре делени я их фун кций, прав, полномочий. В на стоящее врем я (а на чало это му положено еще на первой, организационной, сессии) у Собрани я как орга на пр ед ста вительной вла сти нет пра в юридиче ского лица . У на с нет р уководител я, из бранного из наш его соста ва, нет ра счетного счета, нет б ух галтера, нет имуще ст ва. Все это не просто какие-то над уманные атрибуты. Наука права говорит, что юридичес кое лицо может существовать лишь в том случае, когда есть набор перечисленных призна ков. Развивая эту мысль да лее, можно прийти к законо мерному заключению; город ское Собрание представите лей как юридическое лицо не существует. Если говорить по большому счету, то правовую силу наших решений можно в любой момент поставить под сомнение. Ведь как у гражда нина должен быть паспорт, так у юридического лица до лжен быть определенный на бор признаков, установлен ных гражданским кодексом. Нет этих признаков — нет и юридического лица. Таким образом, называя вещи своими именами, я вы нужден констатировать: до последнего времени предста вительный орган власти юри дически и фактически остает сян а правах отдела админис трации. Исходя из этого по ложения дел, и работает го родское Собрание. Повестку дня сессий формирует глава городской администрации, и, естественно, в нее входят в первую очередь вопросы, яв ляющиеся злободневными для исполнительной власти. (Собрание как представитель ный орган имеет в этом плане весьма ограниченную свобо ду действий. Между тем в при нципе, в соответствии с Вре менным положением о город ском Собрании, наши полно мочия должны быть доста точно широки. По этому до кументу, к примеру, (Собрание представителей осуществляет контроль за расходованием средств городского бюджета. Я считаю, что. контроль до лжен быть действенным: го родской представитель впра ве в любом Отделе админис трации запросить данные о расходовании средств. Но это практически невозможно; всегда найдется масса причин, по которым документы ока жутся недоступны. А взять право контроля за исполнением решений город ского Собрания... О каком контроле со стороны Собра ния .за действиями исполни тельного органа власти может идти речь, когда зарплату и премию за работу и предста вители Собрания на постоян ной основе, и аппарат пред ставительного органа получа ют в администрации по рас поряжению главы! Много ли вы видели работников, кон тролирующих действия рабо тодателя, от которого зависит их заработок? Положим, я шел в городс кое Собрание не за премиями, угроза ее потерять меня не пу гает. Я считаю неправильным сам существующий порядок, когда работа представитель ного органа оплачивается ор ганом исполнительным. Далее, полномочия Со брания предполагают утвер ждение долгосрочных ком плексных и тематических про грамм социального и эконо мического развития города, утверждение программ разви тия народного хозяйства, пра вил торговли, генерального плана застройки, плана ме роприятий по обеспечению занятости... Впрочем, пере чень задач, в реализации ко торых Собрание имеет реша ющий голос, достаточно об ширен. Да вот беда — за пол тора года работы к большин ству жизненно важных для города вопросов Собрание так и не обратилось. Из сес сии в сессию исполнительная власть формирует Собранию «дежурную» повестку: утвер ждение рожденных в недрах администрации постановле ний и распоряжений, осво бождение от налогов в мест ный бюджет, обратившихся с такой просьбой предприятий. Последнее, кстати, уже вызы вает возмущение избирате лей, и их можно понять. На иных .сессиях рассматрива лось до трехсот обращений от акционерных обществ, ТОО и других предприятий, не явля ющихся муниципальной со бственностью. Освобождение их от налогов сокращает пос тупления в и без того небога тый бюджет. По карману ли городу подобная благотвори тельность? Не лучше ли осво бодить от налогов малоиму щих липчан? К сожалению, с этой позиции вопрос о нало гах не рассматривался... В таких, прямо скажем,,не- простьк условиях приходит ся работать и постоянной ко миссии по правовым вопро сам и экологии, которую я возглавляю. Вот лишь не сколько примеров... Общеизвестно, насколько серьезно стоит проблема ох раны окружающей среды в Липецке, занимающем по за грязненности отходами чет вертое место в России. Понят но, что экологической ситуа ции комиссия уделяет самое пристальное внимание. После одного из заседаний по этому поводу — оно состоялось в конце февраля — комиссия поручила администрации к маю представить конкретные предложения по программе оздоровления окружающей среды. На дворе октябрь, а предложений как не было, так и нет. К сожалению, не при несли результата и просьбы к главе администрации уско рить эту работу. С большими усилиями на шей комиссии удалось отсто ять комплексную программу борьбы с преступностью. Ес тественно, она состоит из вполне конкретных меропри ятий, и их выполнение нужно контролировать. Увы, в по вестку дня сессий такие во просы не включаются. Вы скажете, контроль можно осу ществлять в рабочем порядке? Практика показала, что подо бный подход недейственен. Вот почему, я считаю, из биратели вправе быть недово льными нашей работой. Об ращаясь к ним, я хочу сказать: мьц депутаты, видим и пони маем всю тяжесть нынешней жизни, мы стараемся изме нить ее к лучшему. Но со сто роны исполнительной власти мы не всегда встречаем пони мание и поддержку. Похоже, администрацию устраивает положение, когда Собрание рассматривает на сессиях ото бранные для него вопросы и не вмешивается в ход городс кой жизни. Уверен, это глубо кое заблуждение. И федераль ный закон «Об общих при нципах организации местно го самоуправления в Россий ской Федерации» так же, как аналогичный закон области, расставляет точки над « 1 ». За кон гласит, что высшей . властью на местах является представительный орган, из бранный народом. В соответ ствии с этим положением за кона и следует строить взаи модействие двум ветвям влас ти. — Александр Иванович, существовала ли правовая база для распределения полно мочий и взаимодействия влас тей до принятия упомянутых законов? Возможно, ее отсут ствием или недостаточностью объясняются многие из на званных вами проблем? — Я не считаю, что все полтора года мы работали в ■правовом вакууме, и говорю об этом с самой первой сес сии. Когда бьшо избрано Со брание, уже действовала ны нешняя Конституция, опреде лившая основы народовлас тия. Однако вместо нее нам предложили неконституцион ные указы президента «О ре форме местного самоуправле ния в РФ» и «О гарантиях мес тного самоуправления в РФ», изданные еще до принятия Конституции. Печально, но указы, утратившие силу со вступлением в действие Кон ституции, определили струк туру городской власти и ее жизнедеятельность. Мои до воды о том, что надо руковод ствоваться Конституцией и прежним законом о местном самоуправлении, не были поддержаны. К чему это при вело, я уже рассказывал... — Вступившие в силу фе деральный и областной зако- нь 1 о местном самоуправлении, хочется верить, внесут ясность во взаимоотношения властей и будут способствовать их кон структивному взаимодейст вию. Как вы оцениваете зна чение этих законов, чего жде те от их реализации? — Законы не просто сво евременные — мы их ждали давным-давно, — но и наибо лее значимые в организации реального функционирова ния власти. И тут я бы хотел коснуться одного принципи ального положения областно го закона. А именно: пункта 1 статьи 15, согласно которо му «представительный орган местного самоуправления возглавляется председателем, избираемым из числа депута тов». Сколько копий вокруг него было поломано на ста дии разработки и обсуждения законопроекта, какие страсти разгорались уже при приня тии закона! И не случайно против этого положения вы ступили некоторые главы ис полнительных органов, со вмещающие до последнего времени руководство двумя ветвями власти. Ведь эти не сколько строк в законе, рас ширяя права представитель ного органа, ограничивают исполнительную власть. Со гласитесь, теперь, в соответ ствии с законом, исполни тельным органам станет куда труднее воздействовать на представительную власть. На мой взгляд, это положение закона восстанавливает нор мальную логику государ ственной жизни и жизни об щества на местном уровне, подтверждает принцип разде^ ления властей, незыблемый для правового государства. Таким образом, возобладал здравый смысл. Кстати, уже на стадии обсуждения зако нопроекта большинство чле нов городского Собрания поддержало предложенный вариант областного закона, и свою точку зрения мы выска зали при принятии докумен та областным Собранием де путатов. — Какие задачи предстоит решить органам власти — в том числе городскому Собра нию и возглавляемой вами ко миссии, чтобы закон реально заработал в городе? — Надо исходить из того, что закон вступил в силу. И хотя положение пункта 1 статьи 15 исполнительной властью безосновательно ос паривается как противореча щее закону федеральному, это отнюдь не причина для задер жки в его реализации. Как юрист должен напомнить; за кон- или его отдельные пол ожения действуют до тех пор, пока в установленном поряд ке не отменены судом. Законы, областной и феде ральный, предоставили пред усмотренные Конституцией права народбвластию. Пред ставительный орган как един ственный, выражающий инте ресы народа, наделен широ ким кр)том полномочий для отстаивания этих интересов. Закон четко определил и ста тус исполнительной власти: она становится исполнитель ной по отношению к предста вительному органу, а значит, по отношению к народу, ко торый и представляет Собра ние. Впрочем, так и должно быть: исполнительная власть нанимается народом на служ бу и исполняет его волю. Как это будет происхо дить на практике? Давайте вспомьшм городские пробле мы, которые касаются всех липчан. Городской транспорт — трамваи,троллейбусы,ав тобусы — в часы пик превра тился в душегубки, но я Не вижу, чтобы исполнительная власть принимала радикаль ные меры для изменения ситу ации. А борьба с преступ ностью? Рэкетмены и 1 ^абите- ли уже вышли на улицу, в То время как милиция отгороди- ■ I* г' » - Ь лась о 1 пасе.юппя рсшсисами и, надев бронежилеты и во оружившись автоматами, ох раняет себя. Это тоже пробле ма, которую, видимо, не по силам решить исполнитель-. ной власти. А как расценить бесконтрольное повышение квартплаты на фоне массовых задержек выплаты пенсий? Хотя только Собрание может изменять тарифы по взима нию платежей, нас зачастую даже в известность об очеред ном повышении не ставят! Наконец, сколько можно мол чать о национальной пробле ме? Ведь не секрет, что почти всю уличную торговлю при брали к рукам выходцы с на циональных окраин. Все чаще сами они уже не работают, а собирают выручку. За них работают наши русские дев чонки. Я не националист и выступаю только за одно; да вайте, наконец, уравняем в правах коренное население и приезжих. Так вот, став, в соответст вии с законом,полномочным юридическим лицом, имея председателя, которого , я надеюсь. Собрание изберет из своего состава, обладая пред оставленными законом пол номочиями, мы сможем обра щаться к этим и другим зло бодневным проблемам. Тог да, уверен, в повестках сессий будут стоять не только вопро сы власти и освобождения от налогов. Но пока я задаюсь другим вопросом. Почему сейчас, после вступления в силу феде рального и областного зако нов, они не отразились на по вестке ближайшей сессии? Ведь, следуя простой логике, мы должны на сессии назна чить выборы председателя, наконец, наделить городское Собрание правами юридичес кого лица и приступить к пол нокровной работе. С выхода федерального закона прошло более месяца, и неторопли вость исполнительной власти в его осуществлении наводит меня на грустные мысли. Но рано или поздно законы при дется соблюдать. Жить по- старому уже не удастся. — Реализация законов предполагает значительные изменения в структуре влас тей. Какую роль в разработке новой структуры играет воз главляемая вами комиссия по правовым вопросам? — Сложилось так, что до последнего времени многие выносимые на сессию доку менты миновали правовую комиссию. Видимо, из опасе ний, что здесь они подвер гнутся тщательной правовой экспертизе и вызовут замена-. ния. Теперь же роль правовой комиссии значительно воз растает; без ее участия невоз можна подготовка Устава го рода и ряда положений, опре деляющих работу Собрания. Вот почему я буду настаивать, чтобы ни один вопрос право вого характера без участия комиссии не рассматривался. Естественно, комиссия примет самое активное учас тие в разработке структуры властей. В частности, необхо димо изменить аппарат пред ставительного органа. Сегод ня он настолько неэффекти вен, что Собрание просто не в силах обращаться ко мно гим проблемам города, пред оставляя решать их исполни тельной власти. По моему мнению, в структуре Собрания необхо димо создать информацион но-аналитический отдел, ос нащенный компьютерной техникой, который будет от слеживать ситуацию во всех сферах городской жизни. Очень важно организовать работоспособный правовой отдел, что поможет избежать юридических ошибок не толь ко в подготовке документов, но и при принятий решений. Само собой разумеется, ну жен и организационный от дел, без которого невозмож но упорядочить работу с до кументами. Есть идея создать отдел, который будет зани маться организацией общес твенного самоуправления территорий — от округов до улиц, кварталов, домов. Большой и серьезный во прос — структура админис- "фации, которая также нужда ется в совершенствовании. На мой взгляд, в ней сегодня име ются службы, без которых МОЖНО обойтись. К примеру, отдел по учету и строительст ву гаражей. Будь в городе ген план, на котором отмечены площадки под возведение га ражей, надобность в подо бном отделе исчезнет. Но пока город платит немалые деньги разработчикам ген плана и создает лишние структурные звенья. Разумеется, говоря о воз- ' можной структуре властей, я высказываю не только свое мнение. Варианты и предло жения обсуждались на со вместном заседании двух ко миссий Собрания — комис сии по правовым вопросам и экологии и комиссии по тер риториальному общественно му самоуправлению, муници пальной собственности и жи лищно-коммунальному хо зяйству. Кстати, обе комиссии пришли к убеждению, что Собранию, как то и предус мотрено областным законом, необходимо избрать предсе дателя из своего соетава. Именно этот вопрос, в рамках реализации закона и совер шенствования структуры представительного органа, должен стать первоочеред ным для городского Собра ния. Что касается структуры администрации, весьма раз ветвленной и многоступенча той, то поспешность в ее ре организации чревата ошибка ми, которые могут привести к сбоям городского организма. Здесь необходим спокойный, взвешенный подход. Должен заметить, что все вопросы структуры властей носят уставной характер и до лжны быть отражены в этом документе — своеобразной конституции города. Я уве рен, что городской Устав можно было разработать и принять еще год назад, опи раясь на действующую Кон ституцию. Ведь нынешний за кон, по сути, проистекает из Конституции и развивает ее положения. Но разработка и принятие Устава слишком за- тянулисы Вот и в повестке предстоящей сессии Собра ния вопросу об Уставе мес та не нашлось. Относитель но принятия этого докумен та мое мнение таково: что бно должно проходить пу тем референдума. Причем на всенародное обсуждение следует вынести не один- единственный, а несколько проектов документа: пусть липчане сами решат, каким быть городскому Уставу. Ну, а разработка проектов, в соответствии с законом, должна стать исключитель ной прерогативой Собра ния. — Нынче городское Со брание достаточно невелико — в него входят всего 15 из- бран 1 ^ 1 х населением пред ставителей. Не кажется ли вам, чдо, работая таким ма лым сфтавом даже на посто янной основе, трудно охва тить все многообразие город ских проблем, не говоря уже об их изучении и решении? Возможен ли численный рост Собрания? — Да, полуторагодовой опыт работы показал, что столь малый состав Собра ния не на пользу дела. Ведь, не забывайте, из 15 депута тов лишь шесть работают на постоянной основе, профес сионально, по долгу службы занимаются городскими проблемами. Остальные за няты на производстве, и для работы в Собрании у них ос тается не так уж много вре мени. К тому же, что греха таить, многие из них, обла дая депутатским мандатом, • стремятся прежде всего ре шить проблемы-своих-пред- приятий. Ну, а город остает ся на втором плане. Поэтому сегодня рас- ■сматриваются разные вари анты увеличения депутат ского корпуса. Есть и иная мысль: оставить прежнюю численность Собрания, но при этом установить, что все представители работают на постоянной основе. Это поз волит становиться депутата ми только тем, кто готов посвятить работе на благо города все свое время. Впро чем, определит это Устав. , — Александр Иванович! Как известно, и Устав, и структура властей — лишь средства для достижения главной цели: функциониро вания самоуправления в ин тересах горожан, в соответ ствии с Конститупией и зако нами... — Совершенно верно. Но до цели предстоит еще дойти. На этом пути надо преодолеть разногласия между ветвями власти, каж дая из которых призвана служить народу, научиться исходить из духа и буквы за кона, нравится он кому-то или нет. А вот когда на ос новании федеральных и об ластных законов. Конститу ции РФ И Устава области мы придем к нормальному, демократическому разделе нию властей, тогда эффек тивно и в интересах населе ния будет работать местное самоуправление. Только не надо пытаться увидеть в раз делении властей и их функ ций какое-то противостоя ние. Есть опробованная и ус пешно применяемая всем миром система противове сов и взаимного контроля, в . русле которой разработаны и российские законы. Так зачем же здесь, в Липецке, изобретать свой велосипед? Беседовал Олег СОКОЛОВ. Проблема З Р И Т Ь в Качество сахарной свек лы как товара измеряется по многим параметрам; загряз ненность, наличие ботвы, са харистость. И сколько же раз возникали вокруг этого спо ры между крестьянами и го сударством в лице заводов, хотя колхозы, совхозы вы полняли тоже государствен ные планы. Теперь каждый принадлежит сам себе. Заво ды акционировались, хозяй ства также стали сплошь да рядом самостоятельными. Как в этих условиях осущес твляются товарные взаимо отношения производителей и переработчиков? Вопрос весьма принципиальный, . если учесть, что сахарная свекла стала нынче едва ли не единственной сельскохозяй- С 1 венной культурой, способ ной укрепить экономику хо зяйств. Зная это, производители взяли на себя контроль за сдачей сладких корней. Ка жется, все возможные недо- “разумения или сознательные «маневры» предотвращены. По графику приезжают дежу рить на весовую акционерно го общества <^обринский са харный завод» экономисты, бухгалтеры из хозяйств, в ла бораторию по определению загрязненности сырья —:агро номы. Здесь же постоянно на ходится агроном-районного управления сельского хозяйст ва М. Малыхин, который клятвенно заверил, что он от стаивает интересы земледель цев. Контролировать нетруд но: следи за показаниями весов и за тем, чтобы записи в доку ментах соответствовали им. Работники свеклопункта, а это именно они покупают сахар ную свеклу, передавая еедалее сахароварам, не возражают, кажется, против такого при гляда .из-за плеча. Можно добавить, что в упорном противостоянии до- бринские свекловоды смогли преодолеть условия областной продовольственной корпора ции, желавшей принимать крестьянский платеж за товар ный кредит — горючее, удоб рения, химикаты — корнями. Это означало бы, что хозяйст ва отдали бы вдвое больше сырьем, нежели теперь, когда добились права отдавать до лжок сахаром. Собственно, истина очевидна: именно ради сахара возделывается сахар ная свекла. Не ради жома же!.. Но вдруг выясняется весь ма парадоксальная ситуация. Ранее государство, как моно полист по закупке и перера ботке сахарной свеклы, заин тересованно следило за саха ристостью корней. И не толь ко следило, но и стимулирова ло ее повышение. Каждую де сятую машину из хозяйства брали на анализ. Если сахарис тость оказывалась выше базо вой, то производителям допла чивали за это, если нет— цена была ниж;е обычной. Кто же скажет, что это неразумно? Но, оказывается, теперь ана-. ЛИЗ на сахаристость свеклы вовсе не делается. Дескать, не зачем, ежели сейчас вся свек ла давальческая. Сколько бы ни получилось сахара—трид цать его процентов остается заводу, а семьдесят достается хозяйству. Такое возможно теоретически, при кристаль ной честности партнеров. Но — доверяя, проверяй. Вот недостало в первые дни уборки сырья на заводе, он вы нужден был работать не на полную мощность, и из-за это го, утверждают, выход сахара из корней уменьшился. Пред ставители из хозяйств, даже если бы они дежурили непос редственно на заводе, а не на свеклопункте, не смогли бы Проверить выход сахара. Зна чит, возможны вариации. Это первое. Второе же заключает ся в том, что сегодня сахарис тость свеклы определяется в среднем по району, раз в дека ду. Но при этом одно хозяйст во потратилось на удобрения и его корни слаще среднего, другие же везут на Переработ ку почти пустое сырье. А оба получают одинаково. Не справедливо! На Западе урожайность свеклы измеряют не в центне рах сырья, а в выходе сахара с гектара. Мы же, выходит, сделали теперь крупный шаг назад; раньше считали саха ристость, теперь перестали. Жом учитываем. И до конца осознав это, смышленые зем ледельцы вовсе перестанут бороться за повышение саха ристости свеклопродукции, и каждый начнет пытаться вы гадывать за счет другого. По лучится, как в том анекдоте насчет средней температуры населения в стране; у одного она смертельно низкая, удру гого — смертельно высокая, но в среднем все нормально. Но тогда неумолимо вста ет вопрос: что же все-таки вы ращивают на свекловичных плантациях — драгоценный сахар или почти бесплатный жомк. Сергей ИЛЬИН. Добринский район. М Е лец — город особый. Здесь и по сей день сохранилась старина в архи тектуре, а больше, пож алуй, в традициях, ремесле , укладе ж изни. Поэтому так оогата палитра культурной ж изни города. Сохранить это богатое на следство для потомков — одна из задач отдела культуры при администра ции города, который возглавляетГалина Ш еламова (на снимке) . Ф ото А. Щ УРОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz