Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

м е с т н о е с а м о у п р а в л е н и е 11 ок тября 1995 г. д и к т у е т р ы н о к № 203 ( 1017) А л е к с а н д р К О Р О Л Ь К О В : «НА ПУТИ К ЦЕЛИ РАЗНОГЛАСИЯ НЕИЗБЕЖНЫ» Але ксандр Корольков — представитель Липецкого городского Собрания. Работает на постоянной основе — возглавляет комиссию по правовым вопросам и экологии. Юрист по образованию, специалист в области гражданского права, Александр Иванович, пож^алуи, отчетливее многих видит как сильные, так и слабые стороны в организации город­ ской представительной и исполнительной власти. Отсюда — неудовлетворенность результатами, которые достигнуты за полтора года дея­ тельности Собрания. Уверенность, что возможности и права, данные Законом представитель­ ной власти, используются не в полную силу. И надежда; что избранное липчанами городское Собрание станет органом, реально влияющим на жизнь города в интересах населения. Александр Иванович счел нужным поделиться с липчанами своими мыслями по этому по­ воду на страницах нашей газеты. — Ес.чи можно, Алек ­ сандр Иванович, несколько слов о себе. Что заставило вас идти во власть, легко ли нести это бремя? — Я — коренной липча­ нин, зд есь ро дил ся и выро с . Судьба ра споря дила сь так, что работать мне пришлось в различных липецких уч­ реждени я х и организаци я х, и это стало хорошей, хот я и тр удной школой жизни, обо­ гатило знанием людей, уме­ нием понимать их. К стати, не только понимание н ужд людей, но и желание по воз­ можно сти помочь им сыгра­ ло не после днюю роль в том, что я, инж енер- строитель, пошел на сл ужбу в милицию. А работа в милиции приве­ ла к о сознанию необ ходи­ мо сти со вершен ст вовать зна­ ни я в обла сти пра ва. Так я по ст упил на юридиче ский фак ультет универ ситета . Окончив его, стал юрискон­ с ультом. По сле днее ме сто работы пер ед выборами в го­ род ское Собрание — коми­ тет по управлению имуще с­ т вом обла сти . Что за ста вило мен я бо ­ роть ся за место в город ском Собрании пре д ста вителей? Впервые эта мы сль возни ­ кла, когда моим родител я м- пен сионерам стало го д от года в се тр уднее с водить концы с концами . Как по ­ мочь им и таким, как они? Как уберечь от обнищани я, на которо е обрекает нынеш­ н яя сит уаци я, большин ст во липчан? Митинги, демон ­ страции, акции протеста, как показала жизнь, сл ужат лишь дл я выпу скания пара . А реально повли ять на по ­ лож ение дел можно только через механизмы закона и вла сти, то есть пра вовые ме­ ханизмы. Именно это я и на­ меревал ся делать, выдвига­ ясь кан дидатом, а по сле по­ бе ды на выборах ста в пред­ ста вителем город ского Со ­ брания . Что же ка сается «бреме­ ни вла сти», то вов се не в т я­ ж е сти дело. Главное, был бы результат, которого ждут липчане. А они, к сожале­ нию, вправе быть недоволь­ ными с воим пред ста витель­ ным органом... — Почему? Ведь полтора года работы Собрания — срок пусть и небольшой, од­ нако же достаточный для серьезных решений и дел. — С самого начала де я­ т ельно сти Собрания в орга­ нах город ской вла сти сложи­ лась непростая сит уаци я . И сего дн я, ра ссматри ва я лю­ бой вопро с ф ункционирова­ ни я наши х вла стны х стр ук­ тур, мы будем упирать ся в одну и ту же проблему. Кам­ нем преткновени я был и о с­ тается вопро с раз делени я вла стей, опре делени я их фун­ кций, прав, полномочий. В на стоящее врем я (а на­ чало это му положено еще на первой, организационной, сессии) у Собрани я как орга­ на пр ед ста вительной вла сти нет пра в юридиче ского лица . У на с нет р уководител я, из­ бранного из наш его соста ва, нет ра счетного счета, нет б ух­ галтера, нет имуще ст ва. Все это не просто какие-то над­ уманные атрибуты. Наука права говорит, что юридичес­ кое лицо может существовать лишь в том случае, когда есть набор перечисленных призна­ ков. Развивая эту мысль да ­ лее, можно прийти к законо­ мерному заключению; город­ ское Собрание представите­ лей как юридическое лицо не существует. Если говорить по большому счету, то правовую силу наших решений можно в любой момент поставить под сомнение. Ведь как у гражда­ нина должен быть паспорт, так у юридического лица до ­ лжен быть определенный на­ бор признаков, установлен­ ных гражданским кодексом. Нет этих признаков — нет и юридического лица. Таким образом, называя вещи своими именами, я вы­ нужден констатировать: до последнего времени предста­ вительный орган власти юри­ дически и фактически остает­ сян а правах отдела админис­ трации. Исходя из этого по­ ложения дел, и работает го ­ родское Собрание. Повестку дня сессий формирует глава городской администрации, и, естественно, в нее входят в первую очередь вопросы, яв­ ляющиеся злободневными для исполнительной власти. (Собрание как представитель­ ный орган имеет в этом плане весьма ограниченную свобо­ ду действий. Между тем в при­ нципе, в соответствии с Вре­ менным положением о город­ ском Собрании, наши полно­ мочия должны быть доста ­ точно широки. По этому до ­ кументу, к примеру, (Собрание представителей осуществляет контроль за расходованием средств городского бюджета. Я считаю, что. контроль до ­ лжен быть действенным: го ­ родской представитель впра­ ве в любом Отделе админис­ трации запросить данные о расходовании средств. Но это практически невозможно; всегда найдется масса причин, по которым документы ока­ жутся недоступны. А взять право контроля за исполнением решений город­ ского Собрания... О каком контроле со стороны Собра­ ния .за действиями исполни­ тельного органа власти может идти речь, когда зарплату и премию за работу и предста­ вители Собрания на постоян­ ной основе, и аппарат пред­ ставительного органа получа­ ют в администрации по рас­ поряжению главы! Много ли вы видели работников, кон­ тролирующих действия рабо ­ тодателя, от которого зависит их заработок? Положим, я шел в городс­ кое Собрание не за премиями, угроза ее потерять меня не пу­ гает. Я считаю неправильным сам существующий порядок, когда работа представитель­ ного органа оплачивается ор ­ ганом исполнительным. Далее, полномочия Со ­ брания предполагают утвер­ ждение долгосрочных ком ­ плексных и тематических про­ грамм социального и эконо­ мического развития города, утверждение программ разви­ тия народного хозяйства, пра­ вил торговли, генерального плана застройки, плана ме­ роприятий по обеспечению занятости... Впрочем, пере­ чень задач, в реализации ко ­ торых Собрание имеет реша­ ющий голос, достаточно об­ ширен. Да вот беда — за пол­ тора года работы к большин­ ству жизненно важных для города вопросов Собрание так и не обратилось. Из сес­ сии в сессию исполнительная власть формирует Собранию «дежурную» повестку: утвер­ ждение рожденных в недрах администрации постановле­ ний и распоряжений, осво ­ бождение от налогов в мест­ ный бюджет, обратившихся с такой просьбой предприятий. Последнее, кстати, уже вызы­ вает возмущение избирате ­ лей, и их можно понять. На иных .сессиях рассматрива ­ лось до трехсот обращений от акционерных обществ, ТОО и других предприятий, не явля­ ющихся муниципальной со­ бственностью. Освобождение их от налогов сокращает пос­ тупления в и без того небога­ тый бюджет. По карману ли городу подобная благотвори­ тельность? Не лучше ли осво­ бодить от налогов малоиму­ щих липчан? К сожалению, с этой позиции вопрос о нало­ гах не рассматривался... В таких, прямо скажем,,не- простьк условиях приходит­ ся работать и постоянной ко­ миссии по правовым вопро­ сам и экологии, которую я возглавляю. Вот лишь не ­ сколько примеров... Общеизвестно, насколько серьезно стоит проблема ох­ раны окружающей среды в Липецке, занимающем по за­ грязненности отходами чет­ вертое место в России. Понят­ но, что экологической ситуа­ ции комиссия уделяет самое пристальное внимание. После одного из заседаний по этому поводу — оно состоялось в конце февраля — комиссия поручила администрации к маю представить конкретные предложения по программе оздоровления окружающей среды. На дворе октябрь, а предложений как не было, так и нет. К сожалению, не при­ несли результата и просьбы к главе администрации уско­ рить эту работу. С большими усилиями на­ шей комиссии удалось отсто­ ять комплексную программу борьбы с преступностью. Ес­ тественно, она состоит из вполне конкретных меропри­ ятий, и их выполнение нужно контролировать. Увы, в по ­ вестку дня сессий такие во ­ просы не включаются. Вы скажете, контроль можно осу­ ществлять в рабочем порядке? Практика показала, что подо­ бный подход недейственен. Вот почему, я считаю, из­ биратели вправе быть недово­ льными нашей работой. Об­ ращаясь к ним, я хочу сказать: мьц депутаты, видим и пони­ маем всю тяжесть нынешней жизни, мы стараемся изме­ нить ее к лучшему. Но со сто­ роны исполнительной власти мы не всегда встречаем пони­ мание и поддержку. Похоже, администрацию устраивает положение, когда Собрание рассматривает на сессиях ото­ бранные для него вопросы и не вмешивается в ход городс­ кой жизни. Уверен, это глубо­ кое заблуждение. И федераль­ ный закон «Об общих при ­ нципах организации местно­ го самоуправления в Россий­ ской Федерации» так же, как аналогичный закон области, расставляет точки над « 1 ». За­ кон гласит, что высшей . властью на местах является представительный орган, из­ бранный народом. В соответ­ ствии с этим положением за­ кона и следует строить взаи­ модействие двум ветвям влас­ ти. — Александр Иванович, существовала ли правовая база для распределения полно­ мочий и взаимодействия влас­ тей до принятия упомянутых законов? Возможно, ее отсут­ ствием или недостаточностью объясняются многие из на­ званных вами проблем? — Я не считаю, что все полтора года мы работали в ■правовом вакууме, и говорю об этом с самой первой сес­ сии. Когда бьшо избрано Со­ брание, уже действовала ны­ нешняя Конституция, опреде­ лившая основы народовлас­ тия. Однако вместо нее нам предложили неконституцион­ ные указы президента «О ре­ форме местного самоуправле­ ния в РФ» и «О гарантиях мес­ тного самоуправления в РФ», изданные еще до принятия Конституции. Печально, но указы, утратившие силу со вступлением в действие Кон­ ституции, определили струк­ туру городской власти и ее жизнедеятельность. Мои до ­ воды о том, что надо руковод­ ствоваться Конституцией и прежним законом о местном самоуправлении, не были поддержаны. К чему это при­ вело, я уже рассказывал... — Вступившие в силу фе­ деральный и областной зако- нь 1 о местном самоуправлении, хочется верить, внесут ясность во взаимоотношения властей и будут способствовать их кон­ структивному взаимодейст­ вию. Как вы оцениваете зна­ чение этих законов, чего жде­ те от их реализации? — Законы не просто сво­ евременные — мы их ждали давным-давно, — но и наибо­ лее значимые в организации реального функционирова ­ ния власти. И тут я бы хотел коснуться одного принципи­ ального положения областно­ го закона. А именно: пункта 1 статьи 15, согласно которо­ му «представительный орган местного самоуправления возглавляется председателем, избираемым из числа депута­ тов». Сколько копий вокруг него было поломано на ста­ дии разработки и обсуждения законопроекта, какие страсти разгорались уже при приня­ тии закона! И не случайно против этого положения вы­ ступили некоторые главы ис­ полнительных органов, со­ вмещающие до последнего времени руководство двумя ветвями власти. Ведь эти не­ сколько строк в законе, рас­ ширяя права представитель­ ного органа, ограничивают исполнительную власть. Со­ гласитесь, теперь, в соответ­ ствии с законом, исполни ­ тельным органам станет куда труднее воздействовать на представительную власть. На мой взгляд, это положение закона восстанавливает нор­ мальную логику государ ­ ственной жизни и жизни об­ щества на местном уровне, подтверждает принцип разде^ ления властей, незыблемый для правового государства. Таким образом, возобладал здравый смысл. Кстати, уже на стадии обсуждения зако­ нопроекта большинство чле­ нов городского Собрания поддержало предложенный вариант областного закона, и свою точку зрения мы выска­ зали при принятии докумен­ та областным Собранием де­ путатов. — Какие задачи предстоит решить органам власти — в том числе городскому Собра­ нию и возглавляемой вами ко­ миссии, чтобы закон реально заработал в городе? — Надо исходить из того, что закон вступил в силу. И хотя положение пункта 1 статьи 15 исполнительной властью безосновательно ос­ паривается как противореча­ щее закону федеральному, это отнюдь не причина для задер­ жки в его реализации. Как юрист должен напомнить; за­ кон- или его отдельные пол­ ожения действуют до тех пор, пока в установленном поряд­ ке не отменены судом. Законы, областной и феде­ ральный, предоставили пред­ усмотренные Конституцией права народбвластию. Пред­ ставительный орган как един­ ственный, выражающий инте­ ресы народа, наделен широ­ ким кр)том полномочий для отстаивания этих интересов. Закон четко определил и ста­ тус исполнительной власти: она становится исполнитель­ ной по отношению к предста­ вительному органу, а значит, по отношению к народу, ко ­ торый и представляет Собра­ ние. Впрочем, так и должно быть: исполнительная власть нанимается народом на служ­ бу и исполняет его волю. Как это будет происхо ­ дить на практике? Давайте вспомьшм городские пробле­ мы, которые касаются всех липчан. Городской транспорт — трамваи,троллейбусы,ав ­ тобусы — в часы пик превра­ тился в душегубки, но я Не вижу, чтобы исполнительная власть принимала радикаль­ ные меры для изменения ситу­ ации. А борьба с преступ­ ностью? Рэкетмены и 1 ^абите- ли уже вышли на улицу, в То время как милиция отгороди- ■ I* г' » - Ь лась о 1 пасе.юппя рсшсисами и, надев бронежилеты и во­ оружившись автоматами, ох­ раняет себя. Это тоже пробле­ ма, которую, видимо, не по силам решить исполнитель-. ной власти. А как расценить бесконтрольное повышение квартплаты на фоне массовых задержек выплаты пенсий? Хотя только Собрание может изменять тарифы по взима­ нию платежей, нас зачастую даже в известность об очеред­ ном повышении не ставят! Наконец, сколько можно мол­ чать о национальной пробле­ ме? Ведь не секрет, что почти всю уличную торговлю при­ брали к рукам выходцы с на­ циональных окраин. Все чаще сами они уже не работают, а собирают выручку. За них работают наши русские дев­ чонки. Я не националист и выступаю только за одно; да­ вайте, наконец, уравняем в правах коренное население и приезжих. Так вот, став, в соответст­ вии с законом,полномочным юридическим лицом, имея председателя, которого , я надеюсь. Собрание изберет из своего состава, обладая пред­ оставленными законом пол­ номочиями, мы сможем обра­ щаться к этим и другим зло­ бодневным проблемам. Тог ­ да, уверен, в повестках сессий будут стоять не только вопро­ сы власти и освобождения от налогов. Но пока я задаюсь другим вопросом. Почему сейчас, после вступления в силу феде­ рального и областного зако­ нов, они не отразились на по­ вестке ближайшей сессии? Ведь, следуя простой логике, мы должны на сессии назна­ чить выборы председателя, наконец, наделить городское Собрание правами юридичес­ кого лица и приступить к пол­ нокровной работе. С выхода федерального закона прошло более месяца, и неторопли­ вость исполнительной власти в его осуществлении наводит меня на грустные мысли. Но рано или поздно законы при­ дется соблюдать. Жить по- старому уже не удастся. — Реализация законов предполагает значительные изменения в структуре влас­ тей. Какую роль в разработке новой структуры играет воз­ главляемая вами комиссия по правовым вопросам? — Сложилось так, что до последнего времени многие выносимые на сессию доку­ менты миновали правовую комиссию. Видимо, из опасе­ ний, что здесь они подвер­ гнутся тщательной правовой экспертизе и вызовут замена-. ния. Теперь же роль правовой комиссии значительно воз ­ растает; без ее участия невоз­ можна подготовка Устава го­ рода и ряда положений, опре­ деляющих работу Собрания. Вот почему я буду настаивать, чтобы ни один вопрос право­ вого характера без участия комиссии не рассматривался. Естественно, комиссия примет самое активное учас­ тие в разработке структуры властей. В частности, необхо­ димо изменить аппарат пред­ ставительного органа. Сегод­ ня он настолько неэффекти­ вен, что Собрание просто не в силах обращаться ко мно­ гим проблемам города, пред­ оставляя решать их исполни­ тельной власти. По моему мнению, в структуре Собрания необхо­ димо создать информацион­ но-аналитический отдел, ос­ нащенный компьютерной техникой, который будет от­ слеживать ситуацию во всех сферах городской жизни. Очень важно организовать работоспособный правовой отдел, что поможет избежать юридических ошибок не толь­ ко в подготовке документов, но и при принятий решений. Само собой разумеется, ну­ жен и организационный от ­ дел, без которого невозмож­ но упорядочить работу с до­ кументами. Есть идея создать отдел, который будет зани ­ маться организацией общес­ твенного самоуправления территорий — от округов до улиц, кварталов, домов. Большой и серьезный во­ прос — структура админис- "фации, которая также нужда­ ется в совершенствовании. На мой взгляд, в ней сегодня име­ ются службы, без которых МОЖНО обойтись. К примеру, отдел по учету и строительст­ ву гаражей. Будь в городе ген­ план, на котором отмечены площадки под возведение га­ ражей, надобность в подо ­ бном отделе исчезнет. Но пока город платит немалые деньги разработчикам ген ­ плана и создает лишние структурные звенья. Разумеется, говоря о воз- ' можной структуре властей, я высказываю не только свое мнение. Варианты и предло­ жения обсуждались на со ­ вместном заседании двух ко­ миссий Собрания — комис­ сии по правовым вопросам и экологии и комиссии по тер­ риториальному общественно­ му самоуправлению, муници­ пальной собственности и жи­ лищно-коммунальному хо ­ зяйству. Кстати, обе комиссии пришли к убеждению, что Собранию, как то и предус­ мотрено областным законом, необходимо избрать предсе­ дателя из своего соетава. Именно этот вопрос, в рамках реализации закона и совер­ шенствования структуры представительного органа, должен стать первоочеред­ ным для городского Собра­ ния. Что касается структуры администрации, весьма раз ­ ветвленной и многоступенча­ той, то поспешность в ее ре­ организации чревата ошибка­ ми, которые могут привести к сбоям городского организма. Здесь необходим спокойный, взвешенный подход. Должен заметить, что все вопросы структуры властей носят уставной характер и до­ лжны быть отражены в этом документе — своеобразной конституции города. Я уве­ рен, что городской Устав можно было разработать и принять еще год назад, опи­ раясь на действующую Кон­ ституцию. Ведь нынешний за­ кон, по сути, проистекает из Конституции и развивает ее положения. Но разработка и принятие Устава слишком за- тянулисы Вот и в повестке предстоящей сессии Собра ­ ния вопросу об Уставе мес­ та не нашлось. Относитель­ но принятия этого докумен­ та мое мнение таково: что бно должно проходить пу­ тем референдума. Причем на всенародное обсуждение следует вынести не один- единственный, а несколько проектов документа: пусть липчане сами решат, каким быть городскому Уставу. Ну, а разработка проектов, в соответствии с законом, должна стать исключитель­ ной прерогативой Собра ­ ния. — Нынче городское Со­ брание достаточно невелико — в него входят всего 15 из- бран 1 ^ 1 х населением пред­ ставителей. Не кажется ли вам, чдо, работая таким ма­ лым сфтавом даже на посто­ янной основе, трудно охва­ тить все многообразие город­ ских проблем, не говоря уже об их изучении и решении? Возможен ли численный рост Собрания? — Да, полуторагодовой опыт работы показал, что столь малый состав Собра­ ния не на пользу дела. Ведь, не забывайте, из 15 депута­ тов лишь шесть работают на постоянной основе, профес­ сионально, по долгу службы занимаются городскими проблемами. Остальные за­ няты на производстве, и для работы в Собрании у них ос­ тается не так уж много вре­ мени. К тому же, что греха таить, многие из них, обла­ дая депутатским мандатом, • стремятся прежде всего ре­ шить проблемы-своих-пред- приятий. Ну, а город остает­ ся на втором плане. Поэтому сегодня рас- ■сматриваются разные вари­ анты увеличения депутат­ ского корпуса. Есть и иная мысль: оставить прежнюю численность Собрания, но при этом установить, что все представители работают на постоянной основе. Это поз­ волит становиться депутата­ ми только тем, кто готов посвятить работе на благо города все свое время. Впро­ чем, определит это Устав. , — Александр Иванович! Как известно, и Устав, и структура властей — лишь средства для достижения главной цели: функциониро­ вания самоуправления в ин­ тересах горожан, в соответ­ ствии с Конститупией и зако­ нами... — Совершенно верно. Но до цели предстоит еще дойти. На этом пути надо преодолеть разногласия между ветвями власти, каж­ дая из которых призвана служить народу, научиться исходить из духа и буквы за­ кона, нравится он кому-то или нет. А вот когда на ос­ новании федеральных и об­ ластных законов. Конститу­ ции РФ И Устава области мы придем к нормальному, демократическому разделе­ нию властей, тогда эффек­ тивно и в интересах населе­ ния будет работать местное самоуправление. Только не надо пытаться увидеть в раз­ делении властей и их функ­ ций какое-то противостоя­ ние. Есть опробованная и ус­ пешно применяемая всем миром система противове­ сов и взаимного контроля, в . русле которой разработаны и российские законы. Так зачем же здесь, в Липецке, изобретать свой велосипед? Беседовал Олег СОКОЛОВ. Проблема З Р И Т Ь в Качество сахарной свек­ лы как товара измеряется по многим параметрам; загряз­ ненность, наличие ботвы, са­ харистость. И сколько же раз возникали вокруг этого спо­ ры между крестьянами и го­ сударством в лице заводов, хотя колхозы, совхозы вы ­ полняли тоже государствен­ ные планы. Теперь каждый принадлежит сам себе. Заво­ ды акционировались, хозяй­ ства также стали сплошь да рядом самостоятельными. Как в этих условиях осущес­ твляются товарные взаимо­ отношения производителей и переработчиков? Вопрос весьма принципиальный, . если учесть, что сахарная свекла стала нынче едва ли не единственной сельскохозяй- С 1 венной культурой, способ­ ной укрепить экономику хо­ зяйств. Зная это, производители взяли на себя контроль за сдачей сладких корней. Ка­ жется, все возможные недо- “разумения или сознательные «маневры» предотвращены. По графику приезжают дежу­ рить на весовую акционерно­ го общества <^обринский са­ харный завод» экономисты, бухгалтеры из хозяйств, в ла­ бораторию по определению загрязненности сырья —:агро­ номы. Здесь же постоянно на­ ходится агроном-районного управления сельского хозяйст­ ва М. Малыхин, который клятвенно заверил, что он от­ стаивает интересы земледель­ цев. Контролировать нетруд­ но: следи за показаниями весов и за тем, чтобы записи в доку­ ментах соответствовали им. Работники свеклопункта, а это именно они покупают сахар­ ную свеклу, передавая еедалее сахароварам, не возражают, кажется, против такого при­ гляда .из-за плеча. Можно добавить, что в упорном противостоянии до- бринские свекловоды смогли преодолеть условия областной продовольственной корпора­ ции, желавшей принимать крестьянский платеж за товар­ ный кредит — горючее, удоб­ рения, химикаты — корнями. Это означало бы, что хозяйст­ ва отдали бы вдвое больше сырьем, нежели теперь, когда добились права отдавать до ­ лжок сахаром. Собственно, истина очевидна: именно ради сахара возделывается сахар­ ная свекла. Не ради жома же!.. Но вдруг выясняется весь­ ма парадоксальная ситуация. Ранее государство, как моно­ полист по закупке и перера­ ботке сахарной свеклы, заин­ тересованно следило за саха­ ристостью корней. И не толь­ ко следило, но и стимулирова­ ло ее повышение. Каждую де­ сятую машину из хозяйства брали на анализ. Если сахарис­ тость оказывалась выше базо­ вой, то производителям допла­ чивали за это, если нет— цена была ниж;е обычной. Кто же скажет, что это неразумно? Но, оказывается, теперь ана-. ЛИЗ на сахаристость свеклы вовсе не делается. Дескать, не­ зачем, ежели сейчас вся свек­ ла давальческая. Сколько бы ни получилось сахара—трид­ цать его процентов остается заводу, а семьдесят достается хозяйству. Такое возможно теоретически, при кристаль­ ной честности партнеров. Но — доверяя, проверяй. Вот недостало в первые дни уборки сырья на заводе, он вы­ нужден был работать не на полную мощность, и из-за это­ го, утверждают, выход сахара из корней уменьшился. Пред­ ставители из хозяйств, даже если бы они дежурили непос­ редственно на заводе, а не на свеклопункте, не смогли бы Проверить выход сахара. Зна­ чит, возможны вариации. Это первое. Второе же заключает­ ся в том, что сегодня сахарис­ тость свеклы определяется в среднем по району, раз в дека­ ду. Но при этом одно хозяйст­ во потратилось на удобрения и его корни слаще среднего, другие же везут на Переработ­ ку почти пустое сырье. А оба получают одинаково. Не ­ справедливо! На Западе урожайность свеклы измеряют не в центне­ рах сырья, а в выходе сахара с гектара. Мы же, выходит, сделали теперь крупный шаг назад; раньше считали саха­ ристость, теперь перестали. Жом учитываем. И до конца осознав это, смышленые зем­ ледельцы вовсе перестанут бороться за повышение саха­ ристости свеклопродукции, и каждый начнет пытаться вы­ гадывать за счет другого. По­ лучится, как в том анекдоте насчет средней температуры населения в стране; у одного она смертельно низкая, удру­ гого — смертельно высокая, но в среднем все нормально. Но тогда неумолимо вста­ ет вопрос: что же все-таки вы­ ращивают на свекловичных плантациях — драгоценный сахар или почти бесплатный жомк. Сергей ИЛЬИН. Добринский район. М Е лец — город особый. Здесь и по сей день сохранилась старина в архи ­ тектуре, а больше, пож алуй, в традициях, ремесле , укладе ж изни. Поэтому так оогата палитра культурной ж изни города. Сохранить это богатое на ­ следство для потомков — одна из задач отдела культуры при администра ­ ции города, который возглавляетГалина Ш еламова (на снимке) . Ф ото А. Щ УРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz