Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

5 ок тября 1995 г. учитель, перед именем твоим... ш к олу памяти — в ш к олу мысли №199 ( 1013) 1 с 1РАЗЩ1ШМ! 5 октября все учителя мира отмеча­ ют профессиональный праздник —Меж­ дународный день учителя. , В этот день в 1966 году по инициа­ тиве ЮНЕСКО были приняты «Рекомен­ дации о положении учителей», опреде­ ляющие статус учителя, его роль и зна­ чение в развитии системы образования и всего общества. Целью образования провозглашалось всестороннее развитие человеческой личности и воспитание глубокого уважения к правам и свобо­ дам человека. По указу президента РФ 5 октября отмечают Международный день учите­ ля и в России. Учитель... Любящий детей как рав­ ных себе, чувствующий их надежды и страхи, умеющий слушать, верящий в добро, никогда не осмеливающийся вы­ нести ребенку окончательный приго­ вор... Огромен вклад российских учителей в становление обновленной Родины. Ваш самоотверженный труд, дорогие колле­ ги, по сохранению и передаче всех на­ копленных человечеством знаний, по формированию нового, свободного чело­ века создает условия для духовного, социального и экономического возро­ ждения общества. Вы — надежда и опора страны, создатели ее будущего, и в этом уникальность вашей профессии. Любовь к Родине — основа основ, не­ преходящая ценность и в наше бурное, развороченное, яростное время. Имен­ но она побуждает нас искать пути воз­ рождения России, испытывать возвы­ шенные чувства и совершать благород­ ные поступки. Любовь к родной земле — высокое, чистое, прекрасное понятие. Поэтому так велика ответственность учителя, говорящего с детьми и. подростками на эту тему. Ведь их ум взбудоражен се­ годня политическими событиями, газе­ тами и журналами, радио и ТВ до та ­ кой степени, что они готовы отрицать все и вся: историю, авторитеты, нрав­ ственные и культурные традиции, ду­ ховные ценности, в том числе святое чувство любви к своей земле. Значит, обращенное к ним слово Учителя долж­ но быть правдивым и убеждающим, ис­ кренним и страстным. В этот день мне хотелось бы напом­ нить вам слова мудрого педагога Сухом- линского: «Самое важное в наш^м тру­ де — видеть в своем ученике живого че­ ловека. Учение — это не перекладыва­ ние знгший из головы педагога в голову школьника. Учение — это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми...» Российское образование, несмотря на накопившиеся кризисные явления, про­ должает оставаться одним из лучших и авторитетных в мире. Это — наиболее стабильная сфера общественного орга­ низма. Сделаем все возможное, чтобы она такой и оставалась. Спасибо за ваш прекрасный и нелег­ кий труд, дорогие липецкие учителя! Примите наилучшие пожелания и поздравления с праздником — Между­ народным днем Учителя! В. ТОНКИХ, начальник управления народного образования администрации области. ___ (Окончание. Начало на 1-й стр. ) Десять лет назад в школе работали всего тридцать учителей. Сегодня — около семиде­ сяти, что, несомненно, свидетельствует об улучшении содержания обучения. Кстати, опыт 25-й по теме «Школа •— центр учебно- воспитательной работы микрорайона» обоб­ щен облуно, о работе педагогов писали «Учи­ тельская газета», журнал «Начальная школа». Что особенно меня порадовало здесь —ши­ рокая возможность для развития способнос­ тей ребят. С начЕшьной школы дети учат ан­ глийский, а с 5-го класса —французский язы ­ ки. Работают классы с углубленным изучени­ ем многих основных предметов. И, видимо, хорошо работают, поскольку, например, 70 процентов выпускников нынешнего года пос­ тупили в высшие учебные заведения. Сегодня, в силу нравственны^ издержек в обществе, школа оказалась в порелке в неко­ тором роде в культурной изолЙции (в мест­ ном Дворце культуры большинство кружков — платные, в местном кинотеатре нечасто уви­ дишь нормальные детские фильицл, а все боль­ ше — западные жестокие боевики и т.д.). По­ этому учителя взяли на себя и культурную миссию. Каждый (подчеркиваю — каждый!) учитель-предметник в 25-й сегодня ведет еще кружок или студию. В итоге ребятишки не только не обделены, но оказались в преиму­ щественном положении по сравнению со свер­ стниками из других школ. Они занимаются по выбору и интересам — хохломской ро- списью^с мастером высшей категории Л.И. Те- рехово^г), хоровым пением, музыкой, хореог­ рафией, художественной гимнастикой, шахма­ тами, ^макраме, фотоделом, изготовлением мягкой игрушки, туризмом и многим другим. Всякая ли школа имеет сегодня подобное? Что еще отмечаешь, в 25-й незамедлитель­ но подхватывают и по-своему развивают но­ вое. Первыми освоили базисные планы началь­ ной, основной и старшей школы. Первыми стали вводить новые предметы: иллюстриро­ ванное внеклассное чтение, эстетику, музыку и русские народные игры, экологию, валеоло- гию, згиаимательную физику, мировую худо­ жественную культуру, экономику, Причем все с ^ е т ом интересов самих ребят и их родите­ лей. В этом учебном году в связи с вводом новых предметов в коллектив пришло хоро­ шее пополнение — семь молодых учителей. Школка поддерживает связи с семьей. Ее микрорайон весьма сложен. В него входят, как говорит Зинаида Ивановна, «сорок длинных улиц с плохим освещением», поселок Перво­ майский Грязинского района и соседний лес­ хоз. Много семей неблагополучных, с разве­ денными родителями, много семей беженцев... Поэтому учителя, помимо занятий, большое внимание уделяют работе с родителями: при­ влекают их посильно к жизни школы, при­ глашают на собрания, вечера, праздники. И в итоге имеют хороший результат — никаких ЧП здесь не случается. За годы журналистской практики я отме­ тила верную примету хороших педколлекти­ вов. Их руководители почти никого не руга­ ют, никого не унижают в профессиональном плане, а все больше хвалят коллег. Я знаю, что Зинаида Ивановна в рабочих буднях мо­ жет быть и крутовата, и требовательна. Но почти двадцать лет бессменно «у руля» — это о многом говорит: и об орггпшзаторских ка ­ чествах, и о знании характеров, психологии людей. По заслугам носит она звание отлич­ ника народного просвещения РФ. Дважды кол­ лектив коллег выдвигал ее кандидатуру на зва­ ние заслуженного учителя школ России. Зва­ ние ей не присвоили лишь на том «основании», что она... не рядовой педагог, а руководитель. _Интересно, кто же это решил, что одна ноша легче другой? ... В День учителя в школе по традиции будет праздник. Я уверена, что директор не забудет сказать спасибо никому из своих лю­ бимых учителей. А у нее их очень много. О каждом готова рассказывать подолгу — и об историке Вере Семеновне Благодатских, и об учителях, Лидии Константиновне Шмаковой, Алле Владимировне Кожухариной, Клавдии Григорьевне Демкиной, Елене Николаевне Фроловой, Надежде Николаевне Бунчиковой, работающей с «шестилеточками», и о хореог­ рафе Елене Серафимовне Руссу, создавшей свой «Родничок» в школе, и о многих-многих дру­ гих. Это — одна команда, которой многое по силам. Поздравим их всех с праздником, пожела­ ем здоровья, творческого горения, успехов, большого удовлетворения в их нелегком тру­ де. Лидия ДУБИНА. 1 и : ть зад улк н . . . ДИНАСТИЯ Внешне это похож е на игру. Ребятишки с увлечением ищутответы на задачи, искрен ­ не радуются правильному решению. Так проходятзанятия шестилеток в новом чаплыгинском детск ом саду. А ведетуроки опытный преподаватель Галина Данилина. Садик в эксплуатацию сдан недавно, но уж е стал популярным. Здесь подобрался интересный, творчески работающий коллек ­ тив, который возглавляетАнтонина Иванов­ на Губина. Есть много задумок в организа ­ ции обучения, воспитания, и, надо пол ­ агать, у таких энергичных, знающих свое дело наставниц они реализуются. На снимках: разговор по душам с А. И. Гу ­ биной ( вверху слева) ; учатся шестилетки; занятия ведетГ.Н. Данилина. Ф ото А. Щ УРОВА. ИГРОВАЯ ЭКОЛОГИЯ «Лети, беги, уползай, скачи! Свободен я и свобо­ ден ты!» Что бы вы подумали, если бы увидели учи­ телей, читающих такие стихи и играющих, как дети? Именно такую картину можно было наблюдать на занятиях курса «Игровая экология», с которым поз­ накомились недавно учителя начальных классов го­ рода Данкова и района. Руководила ими преподава­ тель средней школы № 4. Алла Ивановна Федина, которая уже два года занимается с детьми по экспе- . риментальной программе Т.В. Шпотовой. Название курса говорит само за себя — препо­ давание идет только в игровой форме. Это обуслов­ лено возрастными особенностями детей младших классов. Учителя «проигрывали» каждый урок, вы ­ ступая и в роли педагогов, и в роли учеников. Слушатели курса уверены, что каждый ребенок, получая знания по программе «Игровая экология», будет заботиться о состоянии природы", окружающе­ го мира, почувствуют себя неотъемлемой ее частью. Л. БОРИСОВА. И I I с леюша. п:о. 1 ько себя п о ч ти , К.чава меч (ала (чать \ ч п т е . 1 Ы 1 ицом . А 1 >т еш г бг.гл п добрыГ! пример ме]и - 1 1 . 1 , 1 ;ымп. В шко.и' в р, 1 ;шые годы рабош.ш (Ч‘ родствепппкп; дя 1 я Ф.Т. В. 1 асш!, коюрпму ||рис 1 юп .111 знание З а Г . | \ , Ж РП М 01 Ч) \4111е.тя Ш К О .1 РФ. 1 1 1Ш СЧ - ная мать Клавы — К.А. Филимонова. Учителями стали и сестры Е.А. Похрдаева, С.А. Боровкова, пле­ мянница Л.Ф. Плотникова. Когда уже сама Клавдия Андреевна, получив дип­ лом учителя русского языка и литературы, пришла в Братовщинскую Школу Долгоруковского района, профессия педагога — так уж получилось — стала вовсе семеййой. Здесь же работал ее муж Павел Ива­ нович Филимонов и брат мужа —Николай. Они тоже преподавали русский язык и литературу, оба увлека­ лись краеведением. «Заразили» этим и сельских ре­ бят. Вместе с ними они исходили много дорог по ро­ дному краю. ... Годы бегут неумолимо. Вот уже и сама Клав­ дия Андреевна отдала педагогике сорок лет жизни. Теперь уже ее судьба стала примером для ее дочерей. Сейчас Галина и Ирина работают в той же Братов- щинской средней школе, сноха Лидия стала воспи­ тателем детского сада. Педагогическую деятельность выбрали и племянники К.А. Филимоновой — Тать­ яна Боровкова и Юрий Походаев. Как-то за семейным столом попробовали Фили­ моновы подсчитать общий педагогический стаж всей родни, но ничего не вышло — сбились со счета. Боль­ шую учительскую династию хорошо знают и уважа­ ют в районе. В День учителя, можно не сомневаться, той семье будет больще всего цветов и поздравле­ ний — от благодарных учеников. Ш| Н. НИКОЛАЕВА. ■ 110 ЛЕТ - НЕ ВОЗРАСТ в сентябре этого года Ивановская средняя отмети­ ла свой 110-летний юбилей. В стенах школы собра­ лись учащиеся, педагоги, гости. Приняли участие в торжестве представители ргшонной и сельской адми­ нистраций, отдела народного образования, родители, бывшие ученики школы... Много добрых слов прозвучало в адрес учителей, директора школы Виктора Емельяновича Коновало­ ва, который вот уже 27 лет бессменно возглавляет ее. В торжественной обстановке заведующая район­ ным отделом народного образования Л.Б. Малявина вручила школе ценные подарки — телевизор и видео­ магнитофон «Фунай». Данковгкий район. М. ЛЮБИМОВА, ОНИ НАШЛИ ДРУГ ДРУГА к сожалению, сейчас все больше в сельских шко ­ лах ощущается дефицит мужчин-воспитателей. Они избирают другие профессии, связанные с техникой, бизнесом, коммерцией. И тем отраднее видеть в педа­ гогической среде молодого человека с желанием ра ­ ботать, совершенствовать извечный процесс обучения, полного новых идей. Такой педагог пришел не так давно в долгоруков­ ский Дом детского творчества. Николай Николаевич Юдин стал учителем дополнительного образования. О таких людях в народе говорят: «Он и швец, и жнец, и на дуде игрец». Талантливый человек, Николай за ­ ражает своей энергией всех. В его кружке «Керами­ ка» с интересом занимаются самые непоседливые мальчишки и девчонки. Когда его ни встретишь, он всегда плотно окружен ребятами. И никогда не услы­ шишь от него ни раздраженного окрика, ни безраз­ личного ответа. Ему нравится, когда ребята активны. Такие никогда не будут равнодушными, считает он, с ними интереснее и учителю. Они нашли друг друга — учитель и ученики. Шщ С. ПОПОВ. с. Долгорукове. Ш К ОЛ А РУ ССК И Х Т РАД И Ц И И . . . В последние годы все чаще в Хлевенск ом районе про ­ водятся семинары, конференции, совещания по обоб ­ щению интересного педагогическ ого опыта. И это закоч номерно —в школах района есть чему поучиться. В канун Дня учителя мы попросили заведующую от­ делом народного образования района З.А. Апатенко расск азать, над чем работаютсегодня сел 1 ^ ские педа ­ гоги. Для учителей нашего района, как и для их коллег в области, приори­ тетным сегодня является переход от однообразия школ к демократическим формам, с учетом возможностей и ин­ тересов детей и родителей. Это опре­ делено Законой4 РФ «Об образовании». Все наши школы перешли на но­ вый базисный учебный план, разра­ ботав на его основе индивидуальный, определив свое творческое лицо. Ху­ дожественно-эстетическое направле­ ние избрал, например. Педагогический коллектив Конь-Колодезской средней школы, эколого-краеведческое — Дмитряшевской, трудовое — Верхне- Колыбельской. Главным в работе Хле- венской средней школы стало разви­ вающее обучение детей. Продолжают­ ся и расширяются в районе рамки эк ­ сперимента «Русская национальная школа», начатого коллективами Ново- Дубовской и Елец-Лозовской средних ш кол .. Все мы очевидцы того, что сейчас делаются попытки уничтожить рус­ скую особость, подменить ее ценнос­ тями заемными, чуждыми нам. По­ ток пропаганды насилия, хищничест­ ва — и в кинофильмах не лучшего образца, и в ряде телепередач,, и в бульварного характера книгах... Ут­ верждаются новые лозунги: «Обога­ щайтесь! Любым путем!», «Бери, сколько можешь взять», и даже та ­ кой бесчеловечный, безнравственный, как «Выживает сильнейший». Что порождает он в нашей жизни — ви ­ дит каждый. Спасение подрастающе­ го поколения от бездуховности, от пот­ ребительства, наслаждения только те­ лесными радостями сегодня, на наш взгляд, самое важное дело учителя. Будут ли молодые жить по волчьим или человеческим законам, зависит от нас, взрослых. Но делать это можно только с глубокой верой и любовью к России... Мы считаем, что задачу духовного возрождения нации предстоит решать русской школе. Поэтому интенсивно продолжаем работу по возрождению традиций и культуры русского наро­ да. Программа РНШ (русской нацио­ нальной школы) сегодня уже введена в 16 учебных заведениях района. Надо отметить, что ребята с живым, искрен­ ним интересом изучают новые пред­ меты и факультативные курсы «Че­ ловек и семья в народной культуре», «Светочи России», «Краеведение», «Уроки нравственности» и многие другие. С ломОщью учителей-энтузи- астов ныне возрождаются в школах подзабытые сельские традищии^— ре­ бята учатся «секретам» русской кух ­ ни, вышивки, прикладному творчест­ ву, с удовольствием играют в русские народные игры, знакомятся с основа­ ми народной медицины, огородничест­ ва, цветоводства. К двум педколлекти­ вам, начавшим эксперимент, присоеди­ нились школы — Верхне-Колыбельс- кая, Введенская, Дмитряшевская, От- скочненская, Стародубовская, Мали- нинская, Ворон-Лозовская, Фомино-Не- гачевская, Подгоренская, Нижне-Колы- бельская... В педагогических коллективах ве­ дется серьезная работа по обновлению содержания образования и воспитания. Из 24 школ 17 работают в режиме раз­ вития. Раннее изучение иностранного языка и информатики ввели в Хлевен- ской средней школе, информатики — в Ново-Дубовской, Синдякинской, разно­ уровневые классы и классы выравни­ вания — в Хлевенской и Дмитряшевс­ кой. В этом учебном году в школьном расписании прибавилось много новых уроков — по экономике, краеведению, этике, экологии и других. Дополнитель­ ные часы по ис;кусству, музыке, выра­ зительному чтению введены в началь­ ных классах. Многие учителя творчески адапти­ руют лучший педагогический опыт страны к своим условиям. Они исполь­ зуют в работе элементы методики Ша­ талова, Хазанкина, Макарова. Мне бы хотелось назвать сегодня их имена. Это учителя средних школ: Хлевенской — Валентина Ивановна Андросова, Вален­ тина Павловна Клюева, Любовь Михай­ ловна Булавина, Введенской — Любовь Александровна Асламова, Фомино-Не- гачевской — Ираида Владимировна Се- мынина и многие другие. В образовательных учреждениях района хорошие кадры. Это подтверди­ ла недавняя категорийная аттестация педагогических работников, проведен­ ная отделом народного образования. Из 454 педагогов — 4 носят звание заслу­ женного учителя школы России, 89 — отличника народного просвещения. 58 педагогам присвоена первая категория, 28 — высшая, в том числе 16 руково­ дителям школ. Кстати, пользуясь случаем, мне хо­ чется сказать добрые слова в адрес ди­ ректоров школ. Это — совершенно осо­ бенная, очень нелегкая должность. Надо быть и добрым, заботливым дру­ гом, и одновременно строгим, умеющим контролировать работу коллег. Это не­ просто. Контроль без искреннего ува­ жения к человеку воспринимается как недоверие или властность. С удовлетворением хочу сказать, что во главе большинства школ района у нас стоят умные, ответственные, твор­ ческие, профессионально компетентные руководители. В их числе К.П. Пика- лова (Нижне-Колыбельская школа). Г.В. Никитина (Введенская), П.И. Юрова (Верхне-Колыбельская), В.И. Семынин (Фомино-Нетачевская), Л.А. Черных (Ново-Дубовская) и дру­ гие. В школьном деле сегодня сущес­ твует немало проблем. Из-за неста­ бильности финансирования ухудша­ ется материальная база: ветшают мебель, отопительные системы, обо­ рудование в мастерских... Помогает нам, надо отметить это с благодар­ ностью, администрация района, но все же далеко не все наши вопросы, учитывая перспективу развития об­ разования, удается решить... А пот­ ребности растут. Сейчас мы разрабатываем про ­ грамму развития образования района на 1995-1998 годы. В центре ее — вопросы развития содержания обуче­ ния, гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в школах, создание системы, способной учиты­ вать образовательные, культурные и социально-экономические запросы общества. Наследие Липецкой земли представляет для учителя истории возможно(зти для обучения и воспи­ тания детей на основе историко-куль­ турных традиций. Развитие получат предметы, связанные с историей ро­ дного края: «История села», «Исто­ рия региона», «Липецкие узоры» и т.д. При научной поддержке Вороне­ жского пединститута создадим в школах экспериментальные площад­ ки по проблеме «Прогрессивные тех­ нологии обучения литературе». Со­ вместно с учеными ЕГПИ ведется подготовка к переводу в 1996 году ряда школ на интенсивное обучение грамотности учащихся начальных класеов. Резкие изменения в обществе при­ водят к появлению новых социаль­ ных проблем. Они сказываются на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков. В связи с этим возникла острая потреб­ ность в развитии социально-педаго­ гической помощи им. С этой целью продолжаем развивать в районе со­ циально-психологическую службу, создаем медико-педагогический под­ ростковый центр... Главная цель нашей программы — социальная защита детей, повышение интереса к учению и качеству зна­ ний учащихся, преобразование шко­ лы памяти в школу мысли. Так мы определяем для себя то, над чем бу­ дем работать в ближайшие годы. На ­ деемся на успех в нашем деле, верим в правильность избранного пути. От­ дадим этому свои знания, професси­ онализм, всю свою любовь'к детям. ДУХ ДОБРОТЫ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ Ученикам школы-лицея № 24 Ельца повезло. Ря ­ дом с ними — умные, добрые, любящие педагоги. В царство математики ведет их Г.И. Винокурова, уди­ вительный мир литературы раскрывают Т.И. Красно­ ва, В.И. Александрова. Кабинет истории учителя Т.Д. Киселева и Т.Н. Г^саева превратили в дискуссионный клуб, где каждому дано право доказать и отстоять свою точку зрения. Творческое отношение к делу ха­ рактерно для Л.А. Меркуловой, О.Н. Швыревой- и многих других. В коллективе умеют загореться интересной идеей и воплотить ее в жизнь. Год назад обратились в го­ родской и областной отделы народного образования с ходатайством об аттестации на новый статус — шко­ ла-лицей. Этому предшествовала большая работа по гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитатель­ ного процесса, обновлению содержания образования. Развить ученика, дать ему возможность (замореа- лизовать себя как личность и определить свою про­ фессию уже в стенах школы — такая задача была пос­ тавлена коллективом. Пять лет назад с этой целью перешли на дифференцированное и разноуровневое обучение, начали искать контакты с вузами области. А уже в этом году десятиклассники имеют воз­ можность выбрать такие профили обучения, как пе­ дагогический, экономический, юридический, химико­ биологический. В этих классах ведут факультативы и спецсеминары преподаватели ЕГПИ. На базе школы-лицея функционирует заочная фи­ зико-математическая школа «Эврика» Липецкого тех­ нического университета. Лекции по иностранным язы ­ кам читают преподаватели Липецкого пединститута. 'Углубленное изучение математики, химии, биоло­ гии, истории, иностранного языка позволяют выпус­ кникам успешно сдавать экзамены в вузы России. Но главное достижение школы-лицея — это дух доброты и взаимопонимания, царящий между учени­ ками и учителями. Готовится ли литературный вечер или научно-практическая конференция, веселый кон­ курс «А ну-ка, девушки!» или семинар, взрослые и дети рядом: спорят, доказывают, убеждают друг дру­ га, радуются успеху. Учителя чувствуют свою ответственно(Зть за судь­ бу мплпдогп поколения и зявтрятний день страны. А. СОТНИКОВА. г. Е.тец. У Р О К И в Б А С С Е Й Н Е Сложное нынче время — из-за недостатка средств закрываются секции, дворцы спорта, стадионы. А наша детская спортивная школа районного отдела на­ родного образования, благодаря заботе местных влас­ тей, наоборот, сегодня даже расширяется. В учебных группах сейчас занимгпотся, совершенствуют спортив­ ное мастерство более ста ребят. Появились свои побе­ дители и призеры соревнований. В этом году серебря­ ным призером чемпионата России по плаванию, вы­ полнив при этом норматив мастера спорта, стала Рита Баловнева. Это уже четвертый мастер спорта, подго­ товленный в ДЮСШ роно. Максимально используем мы для обучения детей плаванию свой данковский бассейн. С 1 сентября он гостеприимно распахнул двери для школьников. В этом учебном году тренеры ДЮСШ решили научить плавать всех учащихся со второго по пятый классы. Сейчас уже 24 класса школ 1№№3, 4, 6 приступили к занятиям в бассейне на уроках по физкультуре. И еще одно новшество. Создана новая группа здо­ ровья специально для учителей общеобразовательных школ. Причем педагоги занимаются бесплатно, за счет средств районного отдела народного образования. За ­ нятия проходят по вечерам, два раза в неделю. Г. ИГНАТОВ, мастер спорта, старший Т 1 >енер ДЮСШ роно. г. Данков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz