Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
5 ок тября 1995 г. учитель, перед именем твоим... ш к олу памяти — в ш к олу мысли №199 ( 1013) 1 с 1РАЗЩ1ШМ! 5 октября все учителя мира отмеча ют профессиональный праздник —Меж дународный день учителя. , В этот день в 1966 году по инициа тиве ЮНЕСКО были приняты «Рекомен дации о положении учителей», опреде ляющие статус учителя, его роль и зна чение в развитии системы образования и всего общества. Целью образования провозглашалось всестороннее развитие человеческой личности и воспитание глубокого уважения к правам и свобо дам человека. По указу президента РФ 5 октября отмечают Международный день учите ля и в России. Учитель... Любящий детей как рав ных себе, чувствующий их надежды и страхи, умеющий слушать, верящий в добро, никогда не осмеливающийся вы нести ребенку окончательный приго вор... Огромен вклад российских учителей в становление обновленной Родины. Ваш самоотверженный труд, дорогие колле ги, по сохранению и передаче всех на копленных человечеством знаний, по формированию нового, свободного чело века создает условия для духовного, социального и экономического возро ждения общества. Вы — надежда и опора страны, создатели ее будущего, и в этом уникальность вашей профессии. Любовь к Родине — основа основ, не преходящая ценность и в наше бурное, развороченное, яростное время. Имен но она побуждает нас искать пути воз рождения России, испытывать возвы шенные чувства и совершать благород ные поступки. Любовь к родной земле — высокое, чистое, прекрасное понятие. Поэтому так велика ответственность учителя, говорящего с детьми и. подростками на эту тему. Ведь их ум взбудоражен се годня политическими событиями, газе тами и журналами, радио и ТВ до та кой степени, что они готовы отрицать все и вся: историю, авторитеты, нрав ственные и культурные традиции, ду ховные ценности, в том числе святое чувство любви к своей земле. Значит, обращенное к ним слово Учителя долж но быть правдивым и убеждающим, ис кренним и страстным. В этот день мне хотелось бы напом нить вам слова мудрого педагога Сухом- линского: «Самое важное в наш^м тру де — видеть в своем ученике живого че ловека. Учение — это не перекладыва ние знгший из головы педагога в голову школьника. Учение — это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми...» Российское образование, несмотря на накопившиеся кризисные явления, про должает оставаться одним из лучших и авторитетных в мире. Это — наиболее стабильная сфера общественного орга низма. Сделаем все возможное, чтобы она такой и оставалась. Спасибо за ваш прекрасный и нелег кий труд, дорогие липецкие учителя! Примите наилучшие пожелания и поздравления с праздником — Между народным днем Учителя! В. ТОНКИХ, начальник управления народного образования администрации области. ___ (Окончание. Начало на 1-й стр. ) Десять лет назад в школе работали всего тридцать учителей. Сегодня — около семиде сяти, что, несомненно, свидетельствует об улучшении содержания обучения. Кстати, опыт 25-й по теме «Школа •— центр учебно- воспитательной работы микрорайона» обоб щен облуно, о работе педагогов писали «Учи тельская газета», журнал «Начальная школа». Что особенно меня порадовало здесь —ши рокая возможность для развития способнос тей ребят. С начЕшьной школы дети учат ан глийский, а с 5-го класса —французский язы ки. Работают классы с углубленным изучени ем многих основных предметов. И, видимо, хорошо работают, поскольку, например, 70 процентов выпускников нынешнего года пос тупили в высшие учебные заведения. Сегодня, в силу нравственны^ издержек в обществе, школа оказалась в порелке в неко тором роде в культурной изолЙции (в мест ном Дворце культуры большинство кружков — платные, в местном кинотеатре нечасто уви дишь нормальные детские фильицл, а все боль ше — западные жестокие боевики и т.д.). По этому учителя взяли на себя и культурную миссию. Каждый (подчеркиваю — каждый!) учитель-предметник в 25-й сегодня ведет еще кружок или студию. В итоге ребятишки не только не обделены, но оказались в преиму щественном положении по сравнению со свер стниками из других школ. Они занимаются по выбору и интересам — хохломской ро- списью^с мастером высшей категории Л.И. Те- рехово^г), хоровым пением, музыкой, хореог рафией, художественной гимнастикой, шахма тами, ^макраме, фотоделом, изготовлением мягкой игрушки, туризмом и многим другим. Всякая ли школа имеет сегодня подобное? Что еще отмечаешь, в 25-й незамедлитель но подхватывают и по-своему развивают но вое. Первыми освоили базисные планы началь ной, основной и старшей школы. Первыми стали вводить новые предметы: иллюстриро ванное внеклассное чтение, эстетику, музыку и русские народные игры, экологию, валеоло- гию, згиаимательную физику, мировую худо жественную культуру, экономику, Причем все с ^ е т ом интересов самих ребят и их родите лей. В этом учебном году в связи с вводом новых предметов в коллектив пришло хоро шее пополнение — семь молодых учителей. Школка поддерживает связи с семьей. Ее микрорайон весьма сложен. В него входят, как говорит Зинаида Ивановна, «сорок длинных улиц с плохим освещением», поселок Перво майский Грязинского района и соседний лес хоз. Много семей неблагополучных, с разве денными родителями, много семей беженцев... Поэтому учителя, помимо занятий, большое внимание уделяют работе с родителями: при влекают их посильно к жизни школы, при глашают на собрания, вечера, праздники. И в итоге имеют хороший результат — никаких ЧП здесь не случается. За годы журналистской практики я отме тила верную примету хороших педколлекти вов. Их руководители почти никого не руга ют, никого не унижают в профессиональном плане, а все больше хвалят коллег. Я знаю, что Зинаида Ивановна в рабочих буднях мо жет быть и крутовата, и требовательна. Но почти двадцать лет бессменно «у руля» — это о многом говорит: и об орггпшзаторских ка чествах, и о знании характеров, психологии людей. По заслугам носит она звание отлич ника народного просвещения РФ. Дважды кол лектив коллег выдвигал ее кандидатуру на зва ние заслуженного учителя школ России. Зва ние ей не присвоили лишь на том «основании», что она... не рядовой педагог, а руководитель. _Интересно, кто же это решил, что одна ноша легче другой? ... В День учителя в школе по традиции будет праздник. Я уверена, что директор не забудет сказать спасибо никому из своих лю бимых учителей. А у нее их очень много. О каждом готова рассказывать подолгу — и об историке Вере Семеновне Благодатских, и об учителях, Лидии Константиновне Шмаковой, Алле Владимировне Кожухариной, Клавдии Григорьевне Демкиной, Елене Николаевне Фроловой, Надежде Николаевне Бунчиковой, работающей с «шестилеточками», и о хореог рафе Елене Серафимовне Руссу, создавшей свой «Родничок» в школе, и о многих-многих дру гих. Это — одна команда, которой многое по силам. Поздравим их всех с праздником, пожела ем здоровья, творческого горения, успехов, большого удовлетворения в их нелегком тру де. Лидия ДУБИНА. 1 и : ть зад улк н . . . ДИНАСТИЯ Внешне это похож е на игру. Ребятишки с увлечением ищутответы на задачи, искрен не радуются правильному решению. Так проходятзанятия шестилеток в новом чаплыгинском детск ом саду. А ведетуроки опытный преподаватель Галина Данилина. Садик в эксплуатацию сдан недавно, но уж е стал популярным. Здесь подобрался интересный, творчески работающий коллек тив, который возглавляетАнтонина Иванов на Губина. Есть много задумок в организа ции обучения, воспитания, и, надо пол агать, у таких энергичных, знающих свое дело наставниц они реализуются. На снимках: разговор по душам с А. И. Гу биной ( вверху слева) ; учатся шестилетки; занятия ведетГ.Н. Данилина. Ф ото А. Щ УРОВА. ИГРОВАЯ ЭКОЛОГИЯ «Лети, беги, уползай, скачи! Свободен я и свобо ден ты!» Что бы вы подумали, если бы увидели учи телей, читающих такие стихи и играющих, как дети? Именно такую картину можно было наблюдать на занятиях курса «Игровая экология», с которым поз накомились недавно учителя начальных классов го рода Данкова и района. Руководила ими преподава тель средней школы № 4. Алла Ивановна Федина, которая уже два года занимается с детьми по экспе- . риментальной программе Т.В. Шпотовой. Название курса говорит само за себя — препо давание идет только в игровой форме. Это обуслов лено возрастными особенностями детей младших классов. Учителя «проигрывали» каждый урок, вы ступая и в роли педагогов, и в роли учеников. Слушатели курса уверены, что каждый ребенок, получая знания по программе «Игровая экология», будет заботиться о состоянии природы", окружающе го мира, почувствуют себя неотъемлемой ее частью. Л. БОРИСОВА. И I I с леюша. п:о. 1 ько себя п о ч ти , К.чава меч (ала (чать \ ч п т е . 1 Ы 1 ицом . А 1 >т еш г бг.гл п добрыГ! пример ме]и - 1 1 . 1 , 1 ;ымп. В шко.и' в р, 1 ;шые годы рабош.ш (Ч‘ родствепппкп; дя 1 я Ф.Т. В. 1 асш!, коюрпму ||рис 1 юп .111 знание З а Г . | \ , Ж РП М 01 Ч) \4111е.тя Ш К О .1 РФ. 1 1 1Ш СЧ - ная мать Клавы — К.А. Филимонова. Учителями стали и сестры Е.А. Похрдаева, С.А. Боровкова, пле мянница Л.Ф. Плотникова. Когда уже сама Клавдия Андреевна, получив дип лом учителя русского языка и литературы, пришла в Братовщинскую Школу Долгоруковского района, профессия педагога — так уж получилось — стала вовсе семеййой. Здесь же работал ее муж Павел Ива нович Филимонов и брат мужа —Николай. Они тоже преподавали русский язык и литературу, оба увлека лись краеведением. «Заразили» этим и сельских ре бят. Вместе с ними они исходили много дорог по ро дному краю. ... Годы бегут неумолимо. Вот уже и сама Клав дия Андреевна отдала педагогике сорок лет жизни. Теперь уже ее судьба стала примером для ее дочерей. Сейчас Галина и Ирина работают в той же Братов- щинской средней школе, сноха Лидия стала воспи тателем детского сада. Педагогическую деятельность выбрали и племянники К.А. Филимоновой — Тать яна Боровкова и Юрий Походаев. Как-то за семейным столом попробовали Фили моновы подсчитать общий педагогический стаж всей родни, но ничего не вышло — сбились со счета. Боль шую учительскую династию хорошо знают и уважа ют в районе. В День учителя, можно не сомневаться, той семье будет больще всего цветов и поздравле ний — от благодарных учеников. Ш| Н. НИКОЛАЕВА. ■ 110 ЛЕТ - НЕ ВОЗРАСТ в сентябре этого года Ивановская средняя отмети ла свой 110-летний юбилей. В стенах школы собра лись учащиеся, педагоги, гости. Приняли участие в торжестве представители ргшонной и сельской адми нистраций, отдела народного образования, родители, бывшие ученики школы... Много добрых слов прозвучало в адрес учителей, директора школы Виктора Емельяновича Коновало ва, который вот уже 27 лет бессменно возглавляет ее. В торжественной обстановке заведующая район ным отделом народного образования Л.Б. Малявина вручила школе ценные подарки — телевизор и видео магнитофон «Фунай». Данковгкий район. М. ЛЮБИМОВА, ОНИ НАШЛИ ДРУГ ДРУГА к сожалению, сейчас все больше в сельских шко лах ощущается дефицит мужчин-воспитателей. Они избирают другие профессии, связанные с техникой, бизнесом, коммерцией. И тем отраднее видеть в педа гогической среде молодого человека с желанием ра ботать, совершенствовать извечный процесс обучения, полного новых идей. Такой педагог пришел не так давно в долгоруков ский Дом детского творчества. Николай Николаевич Юдин стал учителем дополнительного образования. О таких людях в народе говорят: «Он и швец, и жнец, и на дуде игрец». Талантливый человек, Николай за ражает своей энергией всех. В его кружке «Керами ка» с интересом занимаются самые непоседливые мальчишки и девчонки. Когда его ни встретишь, он всегда плотно окружен ребятами. И никогда не услы шишь от него ни раздраженного окрика, ни безраз личного ответа. Ему нравится, когда ребята активны. Такие никогда не будут равнодушными, считает он, с ними интереснее и учителю. Они нашли друг друга — учитель и ученики. Шщ С. ПОПОВ. с. Долгорукове. Ш К ОЛ А РУ ССК И Х Т РАД И Ц И И . . . В последние годы все чаще в Хлевенск ом районе про водятся семинары, конференции, совещания по обоб щению интересного педагогическ ого опыта. И это закоч номерно —в школах района есть чему поучиться. В канун Дня учителя мы попросили заведующую от делом народного образования района З.А. Апатенко расск азать, над чем работаютсегодня сел 1 ^ ские педа гоги. Для учителей нашего района, как и для их коллег в области, приори тетным сегодня является переход от однообразия школ к демократическим формам, с учетом возможностей и ин тересов детей и родителей. Это опре делено Законой4 РФ «Об образовании». Все наши школы перешли на но вый базисный учебный план, разра ботав на его основе индивидуальный, определив свое творческое лицо. Ху дожественно-эстетическое направле ние избрал, например. Педагогический коллектив Конь-Колодезской средней школы, эколого-краеведческое — Дмитряшевской, трудовое — Верхне- Колыбельской. Главным в работе Хле- венской средней школы стало разви вающее обучение детей. Продолжают ся и расширяются в районе рамки эк сперимента «Русская национальная школа», начатого коллективами Ново- Дубовской и Елец-Лозовской средних ш кол .. Все мы очевидцы того, что сейчас делаются попытки уничтожить рус скую особость, подменить ее ценнос тями заемными, чуждыми нам. По ток пропаганды насилия, хищничест ва — и в кинофильмах не лучшего образца, и в ряде телепередач,, и в бульварного характера книгах... Ут верждаются новые лозунги: «Обога щайтесь! Любым путем!», «Бери, сколько можешь взять», и даже та кой бесчеловечный, безнравственный, как «Выживает сильнейший». Что порождает он в нашей жизни — ви дит каждый. Спасение подрастающе го поколения от бездуховности, от пот ребительства, наслаждения только те лесными радостями сегодня, на наш взгляд, самое важное дело учителя. Будут ли молодые жить по волчьим или человеческим законам, зависит от нас, взрослых. Но делать это можно только с глубокой верой и любовью к России... Мы считаем, что задачу духовного возрождения нации предстоит решать русской школе. Поэтому интенсивно продолжаем работу по возрождению традиций и культуры русского наро да. Программа РНШ (русской нацио нальной школы) сегодня уже введена в 16 учебных заведениях района. Надо отметить, что ребята с живым, искрен ним интересом изучают новые пред меты и факультативные курсы «Че ловек и семья в народной культуре», «Светочи России», «Краеведение», «Уроки нравственности» и многие другие. С ломОщью учителей-энтузи- астов ныне возрождаются в школах подзабытые сельские традищии^— ре бята учатся «секретам» русской кух ни, вышивки, прикладному творчест ву, с удовольствием играют в русские народные игры, знакомятся с основа ми народной медицины, огородничест ва, цветоводства. К двум педколлекти вам, начавшим эксперимент, присоеди нились школы — Верхне-Колыбельс- кая, Введенская, Дмитряшевская, От- скочненская, Стародубовская, Мали- нинская, Ворон-Лозовская, Фомино-Не- гачевская, Подгоренская, Нижне-Колы- бельская... В педагогических коллективах ве дется серьезная работа по обновлению содержания образования и воспитания. Из 24 школ 17 работают в режиме раз вития. Раннее изучение иностранного языка и информатики ввели в Хлевен- ской средней школе, информатики — в Ново-Дубовской, Синдякинской, разно уровневые классы и классы выравни вания — в Хлевенской и Дмитряшевс кой. В этом учебном году в школьном расписании прибавилось много новых уроков — по экономике, краеведению, этике, экологии и других. Дополнитель ные часы по ис;кусству, музыке, выра зительному чтению введены в началь ных классах. Многие учителя творчески адапти руют лучший педагогический опыт страны к своим условиям. Они исполь зуют в работе элементы методики Ша талова, Хазанкина, Макарова. Мне бы хотелось назвать сегодня их имена. Это учителя средних школ: Хлевенской — Валентина Ивановна Андросова, Вален тина Павловна Клюева, Любовь Михай ловна Булавина, Введенской — Любовь Александровна Асламова, Фомино-Не- гачевской — Ираида Владимировна Се- мынина и многие другие. В образовательных учреждениях района хорошие кадры. Это подтверди ла недавняя категорийная аттестация педагогических работников, проведен ная отделом народного образования. Из 454 педагогов — 4 носят звание заслу женного учителя школы России, 89 — отличника народного просвещения. 58 педагогам присвоена первая категория, 28 — высшая, в том числе 16 руково дителям школ. Кстати, пользуясь случаем, мне хо чется сказать добрые слова в адрес ди ректоров школ. Это — совершенно осо бенная, очень нелегкая должность. Надо быть и добрым, заботливым дру гом, и одновременно строгим, умеющим контролировать работу коллег. Это не просто. Контроль без искреннего ува жения к человеку воспринимается как недоверие или властность. С удовлетворением хочу сказать, что во главе большинства школ района у нас стоят умные, ответственные, твор ческие, профессионально компетентные руководители. В их числе К.П. Пика- лова (Нижне-Колыбельская школа). Г.В. Никитина (Введенская), П.И. Юрова (Верхне-Колыбельская), В.И. Семынин (Фомино-Нетачевская), Л.А. Черных (Ново-Дубовская) и дру гие. В школьном деле сегодня сущес твует немало проблем. Из-за неста бильности финансирования ухудша ется материальная база: ветшают мебель, отопительные системы, обо рудование в мастерских... Помогает нам, надо отметить это с благодар ностью, администрация района, но все же далеко не все наши вопросы, учитывая перспективу развития об разования, удается решить... А пот ребности растут. Сейчас мы разрабатываем про грамму развития образования района на 1995-1998 годы. В центре ее — вопросы развития содержания обуче ния, гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в школах, создание системы, способной учиты вать образовательные, культурные и социально-экономические запросы общества. Наследие Липецкой земли представляет для учителя истории возможно(зти для обучения и воспи тания детей на основе историко-куль турных традиций. Развитие получат предметы, связанные с историей ро дного края: «История села», «Исто рия региона», «Липецкие узоры» и т.д. При научной поддержке Вороне жского пединститута создадим в школах экспериментальные площад ки по проблеме «Прогрессивные тех нологии обучения литературе». Со вместно с учеными ЕГПИ ведется подготовка к переводу в 1996 году ряда школ на интенсивное обучение грамотности учащихся начальных класеов. Резкие изменения в обществе при водят к появлению новых социаль ных проблем. Они сказываются на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков. В связи с этим возникла острая потреб ность в развитии социально-педаго гической помощи им. С этой целью продолжаем развивать в районе со циально-психологическую службу, создаем медико-педагогический под ростковый центр... Главная цель нашей программы — социальная защита детей, повышение интереса к учению и качеству зна ний учащихся, преобразование шко лы памяти в школу мысли. Так мы определяем для себя то, над чем бу дем работать в ближайшие годы. На деемся на успех в нашем деле, верим в правильность избранного пути. От дадим этому свои знания, професси онализм, всю свою любовь'к детям. ДУХ ДОБРОТЫ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ Ученикам школы-лицея № 24 Ельца повезло. Ря дом с ними — умные, добрые, любящие педагоги. В царство математики ведет их Г.И. Винокурова, уди вительный мир литературы раскрывают Т.И. Красно ва, В.И. Александрова. Кабинет истории учителя Т.Д. Киселева и Т.Н. Г^саева превратили в дискуссионный клуб, где каждому дано право доказать и отстоять свою точку зрения. Творческое отношение к делу ха рактерно для Л.А. Меркуловой, О.Н. Швыревой- и многих других. В коллективе умеют загореться интересной идеей и воплотить ее в жизнь. Год назад обратились в го родской и областной отделы народного образования с ходатайством об аттестации на новый статус — шко ла-лицей. Этому предшествовала большая работа по гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитатель ного процесса, обновлению содержания образования. Развить ученика, дать ему возможность (замореа- лизовать себя как личность и определить свою про фессию уже в стенах школы — такая задача была пос тавлена коллективом. Пять лет назад с этой целью перешли на дифференцированное и разноуровневое обучение, начали искать контакты с вузами области. А уже в этом году десятиклассники имеют воз можность выбрать такие профили обучения, как пе дагогический, экономический, юридический, химико биологический. В этих классах ведут факультативы и спецсеминары преподаватели ЕГПИ. На базе школы-лицея функционирует заочная фи зико-математическая школа «Эврика» Липецкого тех нического университета. Лекции по иностранным язы кам читают преподаватели Липецкого пединститута. 'Углубленное изучение математики, химии, биоло гии, истории, иностранного языка позволяют выпус кникам успешно сдавать экзамены в вузы России. Но главное достижение школы-лицея — это дух доброты и взаимопонимания, царящий между учени ками и учителями. Готовится ли литературный вечер или научно-практическая конференция, веселый кон курс «А ну-ка, девушки!» или семинар, взрослые и дети рядом: спорят, доказывают, убеждают друг дру га, радуются успеху. Учителя чувствуют свою ответственно(Зть за судь бу мплпдогп поколения и зявтрятний день страны. А. СОТНИКОВА. г. Е.тец. У Р О К И в Б А С С Е Й Н Е Сложное нынче время — из-за недостатка средств закрываются секции, дворцы спорта, стадионы. А наша детская спортивная школа районного отдела на родного образования, благодаря заботе местных влас тей, наоборот, сегодня даже расширяется. В учебных группах сейчас занимгпотся, совершенствуют спортив ное мастерство более ста ребят. Появились свои побе дители и призеры соревнований. В этом году серебря ным призером чемпионата России по плаванию, вы полнив при этом норматив мастера спорта, стала Рита Баловнева. Это уже четвертый мастер спорта, подго товленный в ДЮСШ роно. Максимально используем мы для обучения детей плаванию свой данковский бассейн. С 1 сентября он гостеприимно распахнул двери для школьников. В этом учебном году тренеры ДЮСШ решили научить плавать всех учащихся со второго по пятый классы. Сейчас уже 24 класса школ 1№№3, 4, 6 приступили к занятиям в бассейне на уроках по физкультуре. И еще одно новшество. Создана новая группа здо ровья специально для учителей общеобразовательных школ. Причем педагоги занимаются бесплатно, за счет средств районного отдела народного образования. За нятия проходят по вечерам, два раза в неделю. Г. ИГНАТОВ, мастер спорта, старший Т 1 >енер ДЮСШ роно. г. Данков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz