Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
гл а в н о е — не устава ть удивляться ж и з н и 23 се н тя б р я 1 9 9 5 г . И все -та ки м о ло д еж ь пое т Есенина № 1 9 1 -1 9 2 (1 0 0 5 -1 0 0 6 ) М н е б ы н е х о те л о с ь п и с а ть о б э то й в ы с та в к е , р а б о та ю щ е й и с е го д н я ( д о 2 0 о к тя б р я ) в о б л а с тн о м к р а е в е д ч е с к о м м у з е е , а н а л и з и р у я п р о ф е с с и о н а л ь н ы е д о с то и н с тв а е е а в то р а , о тв о р ч е с тв е к о то р о го ' и н ф о р м и р о в а л и в с е м е с тн ы е га з е т ы . Я п о б ы в а л а н а в ы с та в к е ш в е й ц а р с к о й х у д о ж н и ц ы (а е щ е с к у л ь п то р а , п о э та , п и с а те л ь н и ц ы , к о м п о з и то р а , н а к о н е ц — те о л о га и п с и х о л о га , у ч е н и ц ы з н а м е н и то го п с и х о л о га и ф и л о с о ф а К а р л а Ю н га ) В а л е р и и Ф л о р и а н о в н ы Д а у в а л ь д е р в о б ы ч н ы й д е н ь . Э к с п о з и ц и я у ж е р а б о та л а . С ю д а , м о ж е т б ы ть , в р а с ч е те н а н е у то м и те л ь н о е и п р и я тн о е з р е л и щ е , ш л и и ш л и л ю д и — ш к о л ь н и к и , с т у д е н ты , п е д а го ги . . . В о с н о в н о м — го р о д с к а я и н те л л и ге н ц и я , н е р а в н о д у ш н а я к с о б ы ти я м м е с тн о й к у л ь ту р ы . . . И з д е с ь , в п р о с то р н о м з а л е , гд е с к р о м н о я в л я л и с е б я з р и те л я м н е б о л ь ш и е п о р а з м е р а м р а б о ты , п о с е ти те л и к а к - то з а ти х а л и , с н а ч а л а н е д о у м е в а я , з а те м — у д и в л я я с ь и , н а к о н е ц , в о с х и щ а я с ь . Н у , в о - п е р в ы х . . . Х у д о ж н и ц а — и з Ш в е й ц а р и и , а о т в с е го , ч то о н а с д е л а л а з а д е с я ти л е ти я , в е е т гл у б о к о р у с с к и м д у х о м . Б о л ь ш и н с тв о х у д о ж е с тв е н н ы х р а б о т н а п и с а н ы н а с ю ж е ты н а р о д н ы х с к а з о к и с к а з о к р у с с к и х п и с а те л е й и п о э то в . М н о го и л л ю с тр а ц и й к с к а з к а м с а м о й х у д о ж н и ц ы , п о к о л о р и ту , д у х у то ж е р у с с к и м . . . К а к та к о е с о х р а н и л о с ь в д у ш е у ч е л о в е к а , б о л ь ш у ю ч а с ть ж и з н и п р о ж и в ш е го з а гр а н и ц е й ? П о р а з и л и , к о н е ч н о , н е о б ы ч н ы е п р о и з в е д е н и я и з д р а го ц е н н ы х к а м н е й — н а э то х о ч е тс я с м о т р е ть и с м о т р е ть . . . С у д и в л е н и е м у з н а е ш ь о р а з н о с то р о н н е м та л а н те э то й ж е н щ и н ы . В о т з а п и с и с е е р о м а н с а м и . В о т е е м н о го ч и с л е н н ы е к н и ги , в то м ч и с л е ш е с ть — н а р у с с к о м я з ы к е . В о т м у з ы к а к б а л е ту п о е е с к а з к е « Г р и б н о й п е р е п о л о х » . В о т н а гр а д ы , у в е н ч а в ш и е е е тв о р ч е с тв о , д а к а к и е — Р и м с к о й А к а д е м и и , А к а д е м и и Е в р о п е й с к о й к у л ь ту р ы . . . Н о б о л ь ш е в с е го п о р а з и л а м е н я и , д у м а ю , в с е х , к то с н е ю о б щ а л с я в э ти д н и , — с а м а В а л е р и я Д а у в а л ь д е р . Н е б о л ь ш о го р о с то ч к а , о б л и к о м — д о б р а я р у с с к а я ж е н щ и н а , п р и в е тл и в а я , о б щ и те л ь н а я , о ч е н ь в н и м а те л ь н а я и ч у тк а я к л ю б о й р е а к ц и и с о б е с е д н и к о в . . . О н а в с е э ти д н и в Л и п е ц к е н а с в о е м в е р н и с а ж е н е у то м и м о р а б о та л а , р а б о та л а , р а б о та л а . . . Ч то в о с х и ти л о : п о - м о е м у , д л я н е е в о в с е н е б ы л о в а ж н о , с к о л ь к о ч е л о в е к и к а к о го в о з р а с та е е с л у ш а ю т. . . О н а б ы л а р а в н о д о б р о ж е л а те л ь н а к о в с е м — и к п я ти к л а ш к а м и з с о с е д н е й ш к о л ы , и к п р е п о д а в а те л я м в у з а . . . Г о в о р и л а о с в о е й ж и з н и , и с к у с с тв е , о в с тр е ч а х с и з в е с тн ы м и л ю д ь м и м и р о в о й н а у к и и к у л ь ту р ы , ч и та л а с в о и с ти х и , с н е п о д д е л ь н ы м и н те р е с о м р а с с п р а ш и в а л а м о л о д ы х о б и х ж и з н и — гд е у ч а тс я , ч то ч и та ю т, х о д я т л и в ц е р к о в ь , в о ч то в е р я т в о о б щ е . . . Д о го в а р и в а л а с ь о в с тр е ч а х , п р и э то м у то ч н я я , с п р а ш и в а я , ч то и м е н н о и н те р е с у е т а у д и то р и ю . . . Н е п о д д а ть с я е е о б а я н и ю п р о с то н е м ы с л и м о : н е ч а с то в с т р е ч а ю тс я н ы н ч е л ю д и , н а с то л ь к о щ е д р о д а р я щ и е с е б я . . . Г о с п о ж а Д а у в а л ь д е р л ю б е з н о с о гл а с и л а с ь д а ть и н те р в ь ю д л я ч и та те л е й « Л Г », н а п и с а л а н е с к о л ь к о с тр о к в с в о е й к н и ге н а п а м я ть . . . И та к , п о с л у ш а е м . . . — Госпожа Даувальдер, я знаю при скорбный факт, что вашей семье в 1934 году, во время сталинских репрессий, лишь по той причине, что ваш отец — швейца рец, пришлось покинуть Россию. Вам тог да было шестнадцать, расцвет юности... Там, за границей .— в Швейцарии вы жили, учились, развивая свои способнос ти... Здесь, на выставке, старппеклассники, молодые липчане часто спрашивают: как вам Удалось в жизни так много успеть сде лать? Поэзия , музыка, живопись, свобод ное владение несколькими языками... Поз вольте и мне задать тот же вопрос... — Я дум аю, очень многое зависит от того, что было вложено еще в детстве... Помню, когда мне было всего три года, я, уже будучи человеком грамотным, нарисо вала Царевну-Лебедь. И — почувствовала себя художником. В шесть лет, написав свое ИЗ КНИГИ «Ж И ЗН Ь -Л Ю БО ВЬ » Н еизбывная тоска по о с т а в л ен ной Р о д и н е н е у ти х ал а . Она не утихла и по сей д ен ь , но то гд а это был упырь, которому нужна бы ла моя кровь , и по м е р е того , как она убывала , р о с л а с т ен а между мной и внеш ним м иром . У м еня было чувство, словно тонкие и звонкие с текл янны е пластинки г р о м о з д и ли сь Одна на другую, падали , р а з б и в а л и с ь и сн о в а гр ом о зди л и с ь , нижние утолщ ались , а стеклянная с т ен а между мной и миром росла , и я уже плохо слыш ала о б р ащ е н ные ко мне слова , мне просто не хо тело сь их слышать, мне было хо рош о и спокойно з а моей стеной , я с т ал а со в с ем сл абой и очень у с т ал о й ... первое стихотворение, была в восторге, в упоении, ощутив себя поэтом. Стихотворе ние было совершенно идиотское. Там были еще такие рифмы, как «буфет», «конфет», «кадет», «стилет»... Серьезно начала писать стихи уже в Швейцарии, уже первое напе чатали в газете, а затем я стала сотрудни ком журнала «Возрождение». Это самый серьезный журнал нгппего русского зару бежья. — Помимо того, что у вас за плечами несколько уважаемых учебных заведений, у вас была и иная школа, школа жизни. Я с большим удовольствием прочитала вашу книгу на русском языке «Жизнь — лю бовь». С какими людьми вы знакомы, со сколькими дружили и дружите!'Знамени тый тенор Джузеппе Ди Стефано, певица Мария Каллас, наш русский Орфей — Ге оргий Павлович Виноградов... — Да, жизнь подарила мне много дру зей с очень большими именами. Я вам хочу показать фотографию друга нашей семьи, принца Максимилиана Саксонского... — Как вы сказали в своей книге: «В целом мире не было другого католическо го священника, убежденно проповедующе го православие...» — Да, это человек удивительной судь бы... А вот и Джузеппе Ди Стефано, и Ма рия Каллас — это в Италии... Я встреча лась с известными русскими художниками, певцами, учеными... За границу революция выплеснула русскую оперу, русский балет, русских писателей, поэтов, композиторов. Я счастлива, что великая княгиня Татьяна Константиновна была моим другом... — Хорошо, что вы пишете об этих лю дях , об этих встречах... — Да, в моей книге «Жизнь — любовь». Я написала две части; «Родина», «Чужби на». Теперь пишу третью — «Встречи». Чет вертую и последнюю часть назову «Возвра щение». — В нынешней экспозиции вы предста ете перед зрителями как человек разнос торонне творческий. Но я знаю , что вы ве дете и большую общественную работу. Рас скажите об этой стороне своей деятельнос- ти... — Все началось с моей поездки в Ита лию (я ее очень люблю, может быть, после России это единственная страна, которая дает так много впечатлений, столько пре красного). Итальянцы полюбили и меня, и мое искусство. Там у меня появилось мно го друзей в оперных театрах, в мире науки и искусства. Я стала членом Римской А ка демии «Тиберина» и затем советником, по лучила серебряную медаль, золотую медгшь «Золотого легиона» при Лиге наций. Когда я вступала в члены Академии, был 177-й академический год. Когда я была избрана Советником Академии, в числе новых его членов оказались советский посол и швей царский министр. Я получила звание заслуженного акаде мика Академии Европейской культуры. В издаваемых Академией исторических анна лах моему творчеству посвятили много стра ниц. Далее получила награду Европейского парламента «Европа-92», а затем — Россия, Всероссийская Академия творчества. Союз художников... Возвращение на Родину... В а л е р и я Д а и в а л ь д е р : «КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ МЕНЯ - и з к н и г и «Ж И ЗНЬ -Л Ю БО ВЬ» Весной 1969 года в мою жизнь вошел о. Михаил Васнецов, сын ху д ож н и к а В и к то р а М их ай ло ви ч а В аснецова . В творчестве Виктора Михайловича я любила не только русскую природу, но и запахи ее , которыми ж ила в с е годы м о е го д етс тв а и ранней юности, с утра той которых никогда не могла при мириться на чужбине и долго т я жело болела , не своей волей очу тившись з а пределами родной з е м ли. Все, что я зн ал а о с ем ь е В ас нецовых, об отце братьев-худож - ников, о них самих, наполняло меня благоговейным восторгом , жаждой приблизиться к ним, такой жаркой, что утоление е е стало жизненной необходимостью , как и во всех слу ч аях п о д о б н о г о ж а р к о г о м о е г о стремления : от маленькой д ев о ч ки, р о д и вш ей с я на юге Р о ссии , шли, н арастая , круги, исчезали в пространстве и врем ени , которое в о з в р а щ а л о их р а с ц в е ч е н н ы м и узорами жизни. В красочной яркос ти этих замы словатых узоров , в их движении в будущ ее и в о зв р ащ е нии к исходной точке была за к о номерность , которую я научилась понимать, был порядок Гармонии, царящ ей в необъятной Вселенной , и красной нитью проходила моя лю бовь и б л а год арно сть Богу з а все . ЩШ ...... » И З книги «Ж ИЗНЬ-ЛЮБ ОВЬ» Со словом «певец» у меня с в я зано пр ед с та вл ен и е о сам ом пр« - красном — о ч ел о в ек е -зв ен е , с в я зы вающ ем З ем лю с Небом: в б е с конечной цепи творений В с е д е р жителя, в абсолю тно гармоничной по сл едовател ьно сти развития , ч е л о в ек явл яется конечным земным звеном , а сл едующ ее з а ним уже н еб е сн о е зв ен о — ангелы , п о с р е д ники между Небом и З ем л ей , п е р вая ступень такой же абсолю тно гармоничной последовательности развития в м ире бесплотных д у хов. Царящ ая в миро здании Гармо ния находит с в о е о тображ ени е в музыке, и уже одна только сп о с о б ность позн авать е е с.пужит лучшим д о к а за т ел ь с т в ом д аро ван ной ч е л о в е к у в о зм ож н о с ти общ ен и я с миром бесплотным , с миром н е постижимой вечности . Ж елая пол н е е выразить каптируемые звуки, ч е л о в е к и з о б р е л и п р о д о лж а е т и зоб р етать множество инструмен тов , однако вы сш ая похвала ин струменталисту , если мы скажем , что инструмент в его руках «поет, как человеческий голос». — В чем заключаются ваши обязаннос ти как академика? — Принимать участие в жизни Акаде мии, обязательно присутствовать на ежегод ных академических актах приема новых чле нов. — Простите, пожалуйста, прямолиней ность вопроса. Я вижу, что все ваше твор чество близко, тесно связано с Россией, ее культурой. Что для вас Россия сегодня? — И сегодня, и всегда — Родина... Я люб лю мою родную землю, люблю русских лю дей, я и себя причисляю к ним. По сей день за рубежом никак не пустила корни, и ког да бываю здесь, в какой бы город ни при ехала, где бы ни бы.ла, чувствую себя дома. — Но вам пришлось пережить и отлу чение от Родины... — Не отлучение. Разлуку... — Вы это тяжело пережили... — Революция имеет для меня мистичес кое значение: дьяволиада... Первое, что бро сились уничтожать, — это церкви и дуxо^ венство. И с каким остервенением, с какой злобой. И с таким старанием, чтобы до кон ца уничтожить, до последнего кирпичика. — А что происходит, по-вашему, в Рос сии сейчас? —' Зачем дробить Россию? Я росла в До нбассе. И мне говорят: «Вы с Украины...» Но я имею к Украине только то отношение, что на этой земле я росла. Но когда говорят об Украине сегодня, как о другом государ стве, я не могу согласиться. Я хочу Россию — неделимой империей на земном шаре. Не был ли прекрасен наш двуглавый орел, рас простерший крьшья от края и до края Ев ропы и Азии? Нам многим можно гордиться. Посмот рите, какой вклад внесла Россия в мировую культуру... Нигде в мире нет композиторов- психологов подобно Чайковскому. Это — Карл Юнг в музыке. Например, в его музы ке вы слышите скрипку или иной другой инструмент, отмеряющий секундную 1 Ш 1 ль, а на фоне — веселая толпа и его, Чайков ского, одиночество. Я считаю, что ни один композитор не раскрывал столь полно глу бины души... А сказки Римского-Корсако ва? Итальянская музыка прекрасна, но рус ская музыка прекраснее. Нигде нет таких писателей, поэтов, столько мучеников за веру, столько святых, как в России. — Русская культура, из которой черпать й черпать... Это классика. Ну, а сегодня?.. — На классике надо учить молодежь. К сожалению, я чувствую, что многое забыто. Печально, что сейчас в России многие моло дые люди, еще не пробудившись к полноте жизни, уже позволяют себе решительно все. Утрачена чистота брака, почти не существу ет однобрачной семьи. Все это надо воскре сить для того, чтобы нация была здоровой, полноценной... — К сожалению, мы в последние годы немало потеряли и в искусстве. В том чис ле и в киноискусстве. — Недавно мне пришлось быть членом жюри фестиваля славянских фильмов. (Я ведь в России ежегодно бываю, живу иног да по полгода, мои выставки прошли в че тырнадцати городах...). Почему кинофести валь? У меня среди артистов в России мно го друзей. Смоктуновский, к сожалению, так рано умерший... Знаю Михайлова, Поюров- ского, братьев Бурляевых... — У нас сейчас кино переживает слож ный процесс перестройки, а, возможно, что- то вроде кризиса... Наши кинотеатры дав но потеряли массового зрителя, а это, на мой взгляд, очень важвшш фактор разви тия киноискусства. Оно должно постоянно подпитываться любовью и оценкой зрите ля, самого верного критика... — Это происходит не только в России, но и в целом мире. Зрителя отняли у кино телевидение и видео... — Мы теперь уже не знаем своих но вых киноактеров. Те имена, которые чаще называем, как нашу славу и гордость, это имена прошлых лет... — Это, повторю, происходит не только в России, но и в целом мире. Сегодня я бы не могла назвать никого из новых имен выда ющихся артистов ни здесь, ни за рубежом. И даже в опере нет сегодня таких певцов, как великие Ди Стефано, Каллас, Дель Мо нако. — Почему так происходит? — Думаю, это влияние цивиллизации, убивающей своим пресыщением тяготение к духовной жизни, культуру. — Сейчас в России происходит поворот к религии, к православию... — Духовная жажда есть... Но духовен ство и монашествующие долгие годы были под запретом. Сегодня трудно воскресить об ряды, обычаи. Многое утрачено из того, что определяет духовное лицо народа, что необ ходимо было сохранить. И в этом отноше нии я могу сказать, что зарубежная церковь сохранила православие во всей чистоте и полноте. Однако многие ушли из жизни и уж нет тех, кого знала и ценила я ... — Сейчас все же многие обратились к церкви..* , . — Необходимо й взрослым, и детям при обрести Закон Божий и изучать его как аз буку. Ведь многие даже слов церковного обихода, богослужений, обычаев и обрядов сегодня не понимают. — Все больше людей обращаются к кни гам православия, принимают крещение, ходят в церковь... — Стало понятно, что духовную пусто ту ничем иным не заполнить. Иначе душа зарастет паутиной и мхом. Надо заполнить сердце человека тем, что дарит культуру нации. Часто здесь, в России, я спрашиваю: «Вы верите?» Мне отвечают: «По-своему...» Тогда я говорю: «Сектант-одиночка». У нас такая чудесная вера. Наша религия един ственная сегодня, которая сохранила свою историческую подлинность и- апостольскую преемственность. — А вы верите в то, что перемены к лучшему на вашей и моей Родине произой дут? — Преподобный Серафим сказал , что Россия воскреснет... — И как скоро это будет? — Я не пророк... — Вы были во многих странах... ИЗ КНИГИ «Ж И ЗНЬ -Л Ю БОВЬ» О г л я д ы в а я с ь на п р о й д ен ны й путь, мой в зор чаще всего з а д е р живается с любовью на лицах тех, кто о б л е к с я в од еж ды служения Богу, кто пом огает мне преодолеть зл о и больш е не желать то, что я не д олж н а ж ел ать , и б ольщ е не искать то, на что я не имею право. — Да, я люблю путешествовать, побы вала во многих странах. С 1954 года почти ежегодно бываю на Святой земле. Знаю всю Малую Азию, северную Африку, Европу. Приходилось путешествовать и на верблю дах по Сахаре, и на ослах к вершинам вул кана... Однажды меня чуть акула не съела (смеется). Жизнь у меня совсем неспокой ная ... — Тем не менее, по-моему, вы этим не очень огорчены. — Зачем' же? У меня каждый день — чудо. Чудо, например, уже то, что я вас или вот этих милых мальчиков и девочек, что пришли на мою выставку, увидела... — Вы с ними говорите, как со взрослы ми... — Они того заслуживают своей чут костью, духовностью. И они внимательно слушают. Добро, посеянное в их душах, прорастет добрым семенем... — Вы в них верите? — Конечно. Будущее России — это они. — Я слышала, что вы хотите открыть в России свой музей... — Я не имею возможности «открыть» свой музей. Но не исключено, что полюбив шие мое творчество позаботятся о музее. Я хочу, чтобы не только все мои работы оста лись в России, но и все мое наследие. У меня большой архив, редкая библиотека и другие редкие и красивые вещи. — Какое замечательное возвращение на Родину!.. Спасибо вам, Валерия Флориановна, за интервью. Дай вам Бог здоровья на долгие годы... Интервью вела Лидия ДУБИНА, Фото Алексея ЩУРОВА, НЕ1ЙД1, РЕМТЙ, О1ЕС1ЕТУЖИТЬ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Но если бы коверкался только язык, было бы полбе ды. В конце концов его никогда не поздно исправить. Но ведь коверкаются и души. Я вовсе не берусь утверждать, что в советский период не было песен с примитивными текстами или примитивными мелодиями. Естественно, далеко не все являло собой образчик высокой поэзии. Но в самых простых и непритязательных текстах тех же песен о любви все равно присутствовал Идеал. Идеал отношений, чувств. Да вспомним хотя бы всем извест ные «ромашки с лютиками» — как там? «Сняла реши тельно пиджак наброшенный, казаться гордою хватило сил^...» Примитивно? Пусть. Но утверждается определен ный нравственный критерий отношений. Если хотите — воспитывается душа девичья. А сегодня что воспитыва ем? А я люблю военных. Красивых, здоровенных... Как говорится, «молодое поколение выбирает». Но ведь давайте и честно признаем; ему особенно и выби- рать-то не из чего. Более того, сейчас, на мой взгляд, все направлено на то, чтобы это поколение не только мень ше выбирало, но и меньше думало. А раз так, то давайте споем ему про шляпу, которая упала на пол. И объяс ним популярно, что плакать из-за этого не стоит. Ну, а ес.ли уж очень нужен социально-политический аспект, то можно «спекульнуть» на модной теме и написать пес ню, как бабушка рассказывает внучке о том, «какая жизнь была под крылом двуглавого орла». Что же полу чается, что и шляпа, и здоровенный военный, и стюар десса по имени Жанна — это все душа народа? Пустгья, примитивная и ... увы, пошлая? Но именно в таком виде она сегодня культивируется, именно в таком духе и вос питывается. Мое поколение еще росло на бардах 60-х, переписывало Высоцкого, заучивало Макаревича. У мо его брата, который на 10 лет моложе, еще были Цой, Кинчев, Сукачев. А что есть у нынешних молодых? Филя с Аллой? Династии Пресняковых и Газмановых? Я ни чего не имею против этих артистов, но, воля ваша, душу- то молодую на их творчестве не разовьешь. Недавно мне довелось услышать от главного режис сера нашего драматического театра Владимира Пахомо ва такую фразу: «Нет пьес про нынешнее время, хотя, казалось бы, такой материал! Не пишут. Не могут пи сать. Да что там, гимн написать не могут! Если народ не слагает песен про свое время, стало быть — хреновое время». Наверное, Владимир Михайлович прав: просто сегодня душа народа молчит. Потому что нельзя же на самом деле всерьез отождествлять русскую душу с пре словутой «Шляпой» или «Путаной». Это все — пена. Но в ней, к сожалению, есть опасность захлебнуться. ...Журналистов сегодня нередко упрекают в песси мизме. Но на этот раз, представьте, у меня есть опти мистичная концовка. Причем вполне «всамделишная». На днях моя мама пришла, потрясенная до глубины души; поздним вечером возле общежития студенты си дели на лавочке и пели... «Клен ты мой опавший». Есе нинское. Вечное. Подлинное. Вот так-то. И так хочется верить, что все-таки «новые песни при думает жизнь». Песни, в которых вновь зазвучит неуми рающая, прекрасная, высокая душа нашего народа. И что еще будет написана песня и про мое время. И при первых же ее звуках мне захочется встать. Так же, как/ мне до сих пор хочется встать, едва я слышу «Широка' страна моя родная». Елена БРЕДИС. Д е т и Р о с с и и ДИМКА СДЕЛАЛ ВЫБО Р в октябре в Чаплыгине, в микрорайоне Заречье, со стоится п р е зен та 1 ^ия детского 1 ^ентра. Это одно из дошкольных учреждений в Российской Федера 1 ^ии, сдан ных в эксплуатацию в нынешнем году. Н о уже 1 сентября детский центр принял первых своих питомцев ... Его нельзя назвать детсадом в прямом значении этого слова: кроме обычных и «малышовых» групп, в центре будут обучаться и шестилетки. А еще здесь запланирова ны группы кратковременного пребывания — специально для ребят, которые постоянно садик не посещают по той причине, что иногда их не с кем остгшить дома. Напри мер, маме надо пойти в поликлинику, съездить в мага зин, к родственникам. С семи утра до семи вечера малы ша можно оставить в центре. И еще одна новинка для наших мест — прогулочные группы, куда охотно примут младших школьников, пожелавших после уроков побы вать на территории центра. Они наравне с воспитанника ми будут так же посещать кружки — хореографический, «умелые руки» и другие. А для «своих» предусмотрено, кроме того, раннее обучение чтению, иностранным язы кам. Сегодня построен только главный корпус, в котором есть место для трех детсадовских групп— игровые комна ты, спальни — и класса шестилеток. Но в скором буду щем появятся дополнительные помещения, в которых раз местятся спортзал, бассейн, начальная школа. Откуда все это берется? Заречью повезло, поскольку именно тут строят свои жилые дома чаплыгинская газо компрессорная станция, подразделение Первомайского управления магистральных газопроводов, которое входит в состав АО «Газпром». Организация довольно мощная, а значит, имеющая возможность позаботиться о своих лю дях. В круг забот, как пояснил заместитель начальника уп равления Иван Губин, с самого начала были включены не только квартиры для работников станции, но и строитель ство двух центров — детского и торгового центра. В пос леднем под одной крышей разместятся два магазина и кафе. Строительство торгового Центра близится к завер шению. Однако вернемся к детям. Детский центр начали воз водить три года назад. За это время цены буквально на все стремительно росли, и сейчас уже непросто назвать точную сумму, которую затратило управление. Что-то около трех миллиардов в нынешних деньгах. Казалось бы, хватит? Отнюдь. Газовики закупили для центра комплект мебели. А как оборудованы спальные комнаты! Даже шикарные — иного слова не подберешь — покрывала на постели сшиты по специальному заказу. Для работы в новом учреждении подобрался хороший коллектив педагогов. — Я — счастливый человек, — признается Антонина Ивановна Губина, директор центра, — кадры сама подби рала. Уже двенадцать лет возглавляю районное методи ческое объединение дошкольных работников, знаю всех воспитателей... Среди тех, кто изъявил желание работать тут, — опыт ные воспитатели; Надежда Чудова, Валентина Скоробога това, музработник Ира Сметанина, физрук Елена Гукова, повар Любовь Рязанцева, методист Ольга Грушихина. ...В последних числах августа приборист КИПиА Ни колай Жидких, как и большинство работников чаплыгин- ской газокомпрессорной станции, работал «на садике». По графику здесь перебывали почти все: каждому дело находилось. Взял Николай с собой и шестилетнего сына Димку. Взял без всякого умысла — Димке уже было мес то в «Школе радости», это звание чаплыгинская городс кая школа шестилеток носит заслуженно, так что ком ментарии не нужны. Димка без дела не сидел — и отцу'помогал, и другим взрослым, кто попросит, в том числе и сотрудникам цен тра. Покрутился мальчишка денек среди этих людей и ве чером категорически заявил отцу: в «шестилетку» пойду, но только сюда, в свой центр. В «Школе радости», мол, хорошо, а здесь лучше. Мальчишка сделал свой выбор. Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. *ЛГ». •V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz