Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
по говор и м с о хотой об о х о те ... 1 ф ев р а л я 1 9 9 5 г . О х о т а п у щ е н е в о л и : к ИТ ОГАМ СЕЗОНА выбор судьбы № 2 0 ( 8 3 4 ) С ЛШ БОВЫ О К о Б РАТЬЯМ НАШ ИМ М ЕНЬ Ш ИМ ». И С Л Ш Б НВЬШ ... К М ЯСУ { в а б л а сш зав ерш ил с я с е зо н о сен н е -зим н ей ох о ты . Н аш корресионден ! б е се д у ег с нача.тьннком о б . 1 а с 1 Н 0 1 о унр ав . 1 ен | 1 я охоз ничь ею хозяй ства Н . А ВС Т РИ ЕВСК И Х . \лл\ | № > 1| ^ —в области несколько сотен охотников. Но, судя по выданным .тицензиям, есть и такие, которые даже не рас чехлили нынешней зимой свои ружья. Почему? — М н о г и е в э т ом и н е н уж д а л и с ь . Д л я о д н и х в аж н е е п р о г у л к и п о л е с у , д р у г и х б о л ьш е п р ел ьщ а е т о х о т а н а за й ц е в , л и с , с еры х к у р о п а т о к . А о х о т н и ч и й а з а р т как р а з п р о я в л я е т с я в о вр ем я т а к и х вы л а зок . —Аско.тько лесных обитателей «приговорено» к вы сшей мере?.. — Я бы н е с т а л п р им ен я ть т а к о е вы р аж е н и е , х о т я д л я ины х ак т и в и с т о в « з е л е н о г о д в и ж е н и я » о х о т а с и м в о л и з и р у е т у б и й с т в о . М еж д у т ем э т о р и т у а л , к о т о р ы й бы т у е т н а п р о т яж е н и и м н о г и х в ек ов в о в с ех с т р а н а х . З а я д лы ми о х о т н и к а м и , в с п ом н и т е , бы л и д а ж е в ел и к и е п и с а т е ли . О х о т а — э т о с т р а с т ь , п о д о б н а я р ы б н о й л о в л е , н о к п о с л е д н е й мы п о ч е м у - т о о т н о с и м с я с п о н и м а н и ем . П о к р а й н ей м е р е , п р о т и в н и к о в у ры б а л к и н ет . Х о т я с л е д у е т о тм е т и т ь , чд;о о х о т а — п р о ц е с с б о л е е к о н т р о л и р у е мы й , ч ем ры б а л к а . И к аж ды й у б и ты й зв ерь н а сч е ту . Н а э т о т с е з о н н ам и бы л о з а п л а н и р о в а н о к о т с т р е л у 135 л о с ей , а д о б ы т о 39 . О л ен ей п л а н и р о в а л и о т с т р ел я т ь 108 — д о б ы т о в т р и р а з а м ен ьш е . П р и п л а н е о т с т р е л а 100 к а б а н о в д о б ы т о 4 0 . И з 2 7 2 к о с у л ь о т с т р ел я л и 55 . —Часто приходится слышать, что браконьер—враг ироды. Что же, на ваш взгляд, заставляет людей зани- ться незаконным промыслом? — В п ер в ую о ч ер ед ь — ны н еш н яя б е д н о с т ь . В ед ь м н о ги е м е с я ц ам и н е п о л у ч а ю т з а р п л а т у , в о т и б ^ у т с я з а р уж ь е , ч т о бы о б е с п е ч и т ь с ем ью п р о п и т а н и ем . С к а зы в а етс я и б е з н а к а з а н н о с т ь за н а н о си м ы й о х о т н и ч ь ем у х о з я й с т в у ущ ер б . К п р и м е р у , п у т евк а н а п р а в о о х о ты н а п уш н о г о зв ер я с т о и т 2 0 ты с я ч , а ш тр аф з а о х о т у б е з н ее — 10 ты с яч . Т а к в о т , ч т о бы б р а к о н ь е р о в бы л о м ен ьш е , мы в п р ош л о м г о д у с о з д а л и в у п р а в л е н и и о п е р а т и в н ую г р у п п у и з ш е с ти ч ел ов ек , к о т о р ы м вы д ел и л и д в е а в т о машины", эк и п и р о в а л и п р и б о р а м и н о ч н о г о в и д ен и я , р ат ц и ям и , с п е ц с р е д с т в а м и . И , б л а г о д а р я д о з о р у о п е р а т и в н и к о в , вы я в л ен о 54 сл уч а я б р а к о н ь ер с т в а . А в с е г о с л у ж б о й о х о т н а д з о р а за г о д з а ф и к с и р о в а н о 2 0 7 н а р уш е н и й п р а в и л о х о ты . Н а н а р уш и т ел е й н ал о зк ен о ш т р аф о в н а 4 м и л л и о н а 8 0 0 ты с яч р у б л е й и п р е д ъ я в л е н о и ск о в н а 2 м и л л и о н а 156 ты с яч р у б л ей . П р и э т о м к о н ф и с к о в а н о ‘2 6 р уж е й . У м е с т н о , д у м а ю , о тм е т и т ь х о р о ш у ю р а б о т у е г е р ей А н а т о л и я К о н о п к и н а , Н и к о л а я К у р дю к о в а , В и к т о р а П и в о в а р о в а , В л а д и м и р а К у в а е в а , а т а к ж е о х о т о в е д о в А л ек с е я Щ у к и н а и В а си л и я К о с й н о в а . —А где больше всего зарегистрировано случаев бра коньерства? — Н е з а к о н н ы й о т с т р е л п р о ц в е т а е т в за к а зн и к а х , п о т о м у ч т о ч и сл ен н о с т ь д и к и х ж и в о т ны х в н и х выш е , а л ю б и т е л ь с к о й о х о ты н е в е д е т с я . Н е с л у ч а й н о в п о л е о с о б о г о в н и м а н и я н аш и х « о п е р а т и в н и к о в » п о п а л и З а д о н с к и й , Д о б р о в с к и й , Ч а п лы ги н ск и й , У см а н с к и й р а й о ны . —Ноу диких животных, помимо браконьеров, есть и не менее опасные враги. Волки, например. — Д а , в п р ош л о м г о д у н а т е р р и т о р и и о б л а с т и вы яв л е н а ста я и з д е с я т и в о л к о в , к о т о р а я т ер р о р и зи р о в а л а Л и п ец к и й , Я м а н с к и й , К о л о д е з с к и й и ч а с т и ч н о П е р в о м а й ский за к а зн и к и . Ч и сл е н н о с т ь м о л о д ы х о л е н е й , л о с е й и к о с у л ь о н и с ущ е с т в е н н о с о к р а т и л и . П я ть в о л к о в мы з а с тр ел и л и . Ещ е с т о л ь к о ж е о с т а л о с ь . А в с е г о з а г о д п о о б л а с т и д о б ы т о 10 в о л к о в . —Акто опаснее для зверя—браконьер или волк? ^— И н т ер е с ны й в о п р о с . . . Б р а к о н ь ер , в о т л и ч и е о т в о л к а , п р е с л е д у е т ж ер т в у д о п о б е д н о г о к о н ц а . А н е р е д к о д л я д о с т и ж е н и я с в о ей ц ели с т а в и т л о в уш к и , с а м о с т р е лы , В Л и п е ц к о м р а й о н е мы н е д а в н о сн я ли д в а с а м о с т р е л а , за р яж ен н ы х п у л ям и . С т а в и л и и х н а к о п ы т ны х , н о в едь п о д п у лю м о г п о п а с т ь и сл у ч а й ны й лы ж н и к , о к а за вш и й с я в л е су . — Николай Афанасьевич, если можно — несколько фамилий любителей безлицензионной охоты. — Ж и т ел ь л е б е д я н с к о г о с ел а К у л и к о в к а В л а д и м и р А н а т о л ь е в и ч П а н ч е н к о с м а л о к а л и б е р н о й в и н т о в к о й о х о т и л с я н а о н д а т р у , ^ а т ь я С е р г е й и В л а д и м и р П а н и ны и з у с м а н с к о г о с ел а Б о р о в о е у б и л и в за к а зн и к е « П е р в о м а й ск и й » л о с я . О х о т у н а к о с у лю в Л ип ецк ом з а к а з н и к е у с т р о и л и л и п ч а н е А л е к с а н д р В а си л ь еви ч С а р а ф а н о в и В ал ер и й Н и к о л а ев и ч И в ан т еев . С п и с о к м о ж н о п р о д о л ж и т ь . . . Н о р а б о т н и к и н аш е г о уп р авл ени я п р и н и м аю т все м еры дл я п р е е еч ен и я б р а к о н ь ер с т в а . И н е т о л ь к о т аким о б р а з о м з ащ ищ аю т б р а т ь е в н аш и х м ен ьш и х . С е г о д н я о н и з а г о т а в л и в а ю т и вы к л а ды в аю т н а п о д к о р м о ч н ы е п л ощ а д к и в е т о ч ны е и к р а п и в ны е в ен и к и , з е р н о о т х о д ы , м и н ер а л ь ны е п о д к о р м к и , к о р н е п л о ды . О д н и м с л о в о м , д е л а ю т в с е н е о б х о д и м о е , ч т о бы н е д о п у с т и т ь б е с к о р м и цы и п а д еж а д и к и х ж и в о т н ы х в з и м н е е вр ем я . Ч т о бы и в п р ед ь бы л о н а к о г о о х о т и т ь с я н а с т о ящ и м о х о т н и к а м . Ве.4 интервью М. ГОРЬКАЕВ. Попул ярн а я телевизионна я прогр амма «Шире круг!» уже мно го лет радует нас новыми имена ми, встречами с уже полюбивши мися исполнителями. В. прошед ший выходной липчане принима ли «звезд» эстрады: Е. Белоусова , В. Малежика, М. Муромова, И. Грибулину и других. В концерте также участвовали лучшие твор ческие коллективы нашей облас ти: фольклорный ансамбль «Рос си янк а», эстрадный «Мелоди я» из г . Гр язи, фо льклорный «Воскре сенье», а также попу лярный в на шем городе «Зеиь» из Костромы. Фото А. ЩУРОВА. Гость « С а л о н а » ЗАЧЕМ НАМ ПОДРАЖАТЬ СИЗИШУ? с декабряпрошлого годаЛипецкое областноеотделение Союзахудож ников России возглавил скульпторИ. Мазур. Такрешило общее собрание отделения. Нашкорреспондентвстретился с ИгоремМихайловичем. Ин тересно было узнать, чтоондумаето ближайшембукущем этойтворчес кой организации, как вместе с коллегами собирается решать ее пробле мы, в какомракурсе видятся ему взаимоотношения художников и облас тного центра, где, кстати, живетбольшинство из них. Но первый вопрос журналиста затронул факт, весьма печальный лично для И. Мазура и не скольких его коллег. Ихмастерскиена «Соколе»в начале январяразруши ло взрывом. Чтопроизошло после взрыва, чтосейчас известно о его при чинах? — П р и ч и н ы п р о д о л ж а ю т вы я сня ть к о м п е т е н т н ы е о р г а н ы . А п о с л е д с т в и я в зр ы в а — т о ж е с в о е г о р о д а и л л ю с т р а ц и я к и н т е р е с у ю щ е й в а с т е м е « Х у д о ж н и к и г о р о д » . М а с т е р с к и е с о к р уш и л и д о о с н о в а н и я . П о д р у и н а м и о с т а л а с ь ч а с т ь н аш и х р а б о т , в е щ е й и м а т е р и а л о в , х о т я и х в п о л н е м о ж н о бы л о /к з в л е ч ь с р а з у п о с л е в зры в а . З а т о о с т а л ь н у ю ч а с т ь р а б о т , в ещ е й , м а т е р и а л о в , а т а к ж е к и р п и ч а , д о с о к и т а к д а л е е р а с т а щ и л и ж и т е л и б л и з л е ж а щ и х д о м о в , н е с м о т р я н а н аш и п р о т е с ты и у в ещ е в а н и я . ■ — Да, обидно. Трудности, переживае мые вашей организацией, посредством взрыва как бы срикошетило на вас самого, усугубив таким образом ваши проблемы— и председателя отделения, и скульптора. Или «свежимпредседательскимглазом» вы видите возможности их решения—если не полного, то частичного? И вообще; может быть, сложностей у вашей организации ста ло все-таки меньше по сравнению с послед ними, очень нелегкими, годами? — У вы , н е т . Д в а г о д а н аш и х у д о ж н и к и в ы п о л н я л и к р у п н ы й з а к а з , с в я з а н н ы й с о ф о р м л е н и е м ж е л е з н о д о р о ж н о г о в о к з а л а . Т е п е р ь т а к и х з а к а з о в н е п р е д в и д и т с я . Я уж е н е г о в о р ю о т о м , н а с к о л ь к о и х о т с у т с т в и е с к а зы в а е т с я н а м а т е р и а л ь н о м п о л о ж е н и и м о и х т о в а р и щ е й . Н а д о в е д ь ещ е с о д е р ж а т ь ' н а ш и х у д о ж е с т в е н н о - п р о и з в о д с т в е н н ы е м а с т е р с к и е . К с т а т и , в о т д е л ь н ы х вы с о к и х и н с т а н ц и я х м а с т е р с к и е и л и п е ц к и й С о ю з х у д о ж н и к о в п о ч е м у - т о у п о р н о с ч и т а ю т о д н и м ю р и д и ч е с к и м и п р о ч и м ц елы м , п р е д ъ я в л я ю т о д и н а к о в ы е т р е б о в а н и я — д о п у с т и м , п о н а л о г а м . Н о у м а с т е р с к и х н е с к о л ь к о и н о й п р о ф и л ь д е я т е л ь н о с т и . М а с т е р с к и е — м а т е р и а л ь н о - х о з я й с т в е н н а я б а з а н аш е й о р г а н и з а ц и и , ее п р о и з в о д с т в е н н а я о с н о в а . Д л я н а г л я д н о с т и п р и б е г н у к с р а в н е н и ю с ж и лы м д о м о м и Ж Э К о м . М а с - т г а с к и е — э т о н е ч т о в р о д е Ж Э К а , к о т о р ы й о ^ с п е ч и в а е т н о р м а л ь н о е ф у н к ц и о н и р о в а н и е н а ш е г о « д о м а » . И , п о м о г а я м а с т е р с к и м , с н и ж а я н а л о г и н а и х с о д е р ж а н и е , и н с т а н ц и и т ем с ам ы м м о г л и бы о б л е г ч и т ь с у щ е с т в о в а н и е С о ю з а х у д о ж н и к о в , к а ж д о г о е г о ч л ен а . —Нет заказов, сложности с мастерски ми, да и о творческих союзах, сами знаете, какое бытует мнение: они — порождение сталинщины и изжили себя. Почему же вы согласились на председательский пост, не проще ли оставаться просто скульптором? — - О т в е ч у и з в е с т н ы м , д а ж е п у с т ь и н е п о п у л я р н ы м т е п е р ь , в о п р о с о м : е сл и н е я, т о к т о ж е? Д е л о , к о н е ч н о , н е в к а к и х - т о м о и х в ы с о к и х о р г а н и з а т о р с к и х с п о с о б н о с т я х . Я т в е р д о у б е ж д е н : с о ю з н аш п о - п р е ж н е м у н е о б х о д и м . И с о в е с т н о н а х о д и т ь с я в с т о р о н е в т р у д н ы й д л я н е г о м о м е н т . К а ж д о м у и з х у д о ж н и к о в н е о б х о д и м о п о д д е р ж и в а т ь ж и з н е д е я т е л ь н о с т ь с в о е г о с о ю з а , к о т о р ы й с е й ч а с д а ж е б о л е е н у ж е н , ч ем н е с к о л ь к о л е т н а з а д . В н е с о ю з а , б е з н е г о мы о с т а н ем с я п р о с т о н а п у с ты р е , н а р а з в а л и н а х . С о ю з ж е — т о м е с т о , г д е п о к а , п о в о з м о ж н о с т и , в с е л у чш е е , к о н с о л и д и р у ю щ е е с о х р а н я е т с я , г д е к о н ц е н т р и р ую т с я т в о р ч е с к и е т р а д и ц и и и п о т е н ц и а л х у д о ж н и к о в . Н е д а в н о с о с т о я л с я о ч е р е д н о й п р и е м в н ащ у о р г а н и з а ц и ю . Ч и с л о с о и с к а т е л е й с о с т а в и л о д в а д ц а т ь ч ел о в ек ! П о -м о е м у , н и к а к и х к о м м е н т а р и е в к э т о м у н е т р е б у е т с я . — Итак, ваш союз необходим, но — только художникам . Суд я по в сему, город и область не про яв л яю т к нему интерса и вни мани я ... — Х о ч у п р о я с н и т ь п о з и ц и ю с о ю з а . О н а н е в т о м , ч т о м ы , т а к с к а з а т ь , т р е б о в а т е л ь н о н а в я зы в а е м в л а с т я м с в о е п р и с у т с т в и е . М ы х о т и м н е м н о г о г о — н о р м а л ь н о г о ф у н к ц и о н и р о в а н и я с о ю з а , в н и м а н и я к н аш и м н у ж д а м , х о т и м , ч т о б ы о н а с н е з а бы в а л и п р и о с ущ е с т в л е н и и т е х п р о е к т о в и а к ц и й , г д е б е з п р о ф е с с и о н а л ь н ы х х у д о ж н и к о в , б е з п о м о щ и н аш е й о р г а н и з а ц и и н е о б о й т и с ь . В о т , н а п р и м е р , р а с п о р я ж е н и е м м э р а М о с к вы Ю р и я Л у ж к о в а м а с т е р с к и е с т о л и ч ны х х у д о ж н и к о в с о д е р ж а т с я з а с ч е т г о р о д а . Д л я в ластей^— э т о м е л о ч ь , з а т о м о и м о с к о в ск и е к о л л е г и п о ч у в с т в о в а л и с е б я у в е р е н н е е , с п о к о й н е е . П р и б л и ж а е т с я п я т и д е с я т и л е т и е П о б е д ы . Н аш а о р г а н и з а ц и я п о к а н е з а д е й с т в о в а н а в п о д г о т о в к е к н ем у . А в е д ь и м е н н о ч ер е з нас' м о г л и бы и д т и з а к а зы о т д е л ь ны м ч л е н а м н а ш е г о с о ю з а , мы м о г л и бы п о м о ч ь п р и д а т ь п р а з д н и ч н ы й - о б л и к и г о р о д у , и о б л а с т и . К ю б и л е ю п р е д у с м о т р е н а л иш ь о д н а вы с т а в к а — п я т ^ ы х х у д о ж н и к о в — у ч а с т н и к о в В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы . Н о п о ч е м у бы н е и зы ск а т ь с р е д с т в а и н а б о л ь ш у ю вы с т а в к у , г д е с в о е о т н о ш е н и е к в о й н е , в е т е р а н а м , т ем е м и р а с у м ел и бы в ы с к а з а т ь в с е п р о ф е с с и о н а л ы к и с т и "и р е з ц а ? У н а с п о д г о т о в л е н р я д к о н к р е т н ы х п р е д л о ж е н и й , н а п р а в л е н н ы х н а а к т и в н о е в о в л е ч ен и е н аш е г о с о ю з а в т е сф е ры , к о т о р ы е е г о н е п о с р е д с т в е н н о к а с аю т с я . С т о и т в о з о б н о в и т ь д е я т е л ь н о с т ь г о р о д с к о г о х у д о ж е с т в е н н о г о с о в е т а , с л е д ящ е г о з а о ф о р м л е н и е м Л и п е ц к а . Р а н ьш е с ущ е с т в о в а л т а к о й п о р я д о к — з а к л а ды в а т ь д в а п р о ц е н т а о т с м е т н о й с т о и м о с т и о б ъ е к т а д л я е г о о ф о р м л е н и я и п о р у ч а т ь д е л о с п е ц и а л и с т а м . С е й ч а с , к о н е ч н о , л ю б а я к о м м ер ч е с к а я и и н а я с т р у к т у р а , ч т о - т о с т р о я , в п р а в е за я ви ть : как х о т и м , т а к й о ф о р м л я ем . Т о л ь к о в е д ь с т р о и т е л ь с т в о и д е т н е в д р е м у ч ем л е с у , а в г о р о д с к о й с р е д е . З н а ч и т , ф и р м а д о л ж н а в м е с т е с г о р о д с к и м и в л а с т я м и н е с т и о б я з а т е л ь с т в а , с в я з а н н ы е и с э с т е т и ч е с к о й с т о р о н о й р а б о т . Н аш с о ю з н а м е р е н з а к лю ч и т ь д о г о в о р о с о т р у д н и ч е с т в е с а р х и т е к т о р а м и Л и п е ц к а . О д и н и з е г о п у н к т о в — с о з д а н и е н е б о л ь ш о й п о с т о я н н о д е й с т в ую щ е й э к с п о з и ц и и , п р о с л еж и в аю щ е й с т а н о в л е н и е и р а з в и т и е о б л а с т н о г о ц е н т р а . — Ваша позици я я сна. Но , к ажетс я, про йде т еще немало времени, прежде чем город, область обрат я т свой благосклонный взор на Союз художников. Или вы с неискоренимым оптимизмом смотрите в ближайшее будущее? — Е сл и я и о п т и м и с т , т о м ы с л ящ и й , п о - м о е м у , в п о л н е р е а л ь н о и з д р а в о . С к у п о й , н а с к о л ь к о и з в е с т н о , п л а т и т д в а ж д ы . С е г о д н яш н и е « с к у п о с т ь » п о о т н о ш е н и ю к к у л ь т у р е , р а в н о д у ш и е к н е й з а в т р а в п о л н е с п о - с о б н ы о б е р н у т ь с я т а к и м и п о с л е д с т в и я м и , з а к о т о р ы е п р и д е т с я т я ж е л о р а с п л а ч и в а т ь с я . В и с т о р и и н аш е г о г о с у д а р с т в а , к с о ж а л е н и ю , н е р а з бы в а л о : в ы х о д и т о н о м н о г о т р у д н ы м и у си л и ям и н а д о с т о й н ы й к у л ь т у р ны й у р о в е н ь , з а т е м с л е д у ю т п о л и т и ч е с к и е , с о ц и а л ь ны е к а т а к л и зм ы — и у р о в е н ь э т о т с т р ем и т е л ь н о п а д а е т . И н уж е н в н о в ь д о л г и й , у п о р ны й с и з и ф о в т р у д , ч т о бы п о п р а в и т ь д е л о . Н о п а д х о д и т о ч е р е д н о й к р и з и с — и « к а м е н ь » к у л ь т у ры о п я т ь к а т и т с я в н и з . Т а к н е л у чш е л и с о х р а н и т ь т о , ч ем б о г а ты ? С у д ь б а ак т р и сы , ж е н ска я д о л я в т е а т р е — р а з г о в о р , ч ащ е в с е г о , н е с а м о г о о п т и м и с т и ч е с к о г о п о р я д к а . О г р а н и ч у с ь п р и м е р о м о б щ е и з в е с т ны м . Ю л и и Б о р и с о в о й , п р и м е (!) в а х т а н г о в с к о г о т е а т р а , у н и к а л ь н о й т в о р ч е с к о й л и ч н о с т и , у д а л о с ь сы г р а т ь е д в а ли не д е с я т у ю ч а с т ь р о л е й , п р я м о - т а к и п р е д н а з н а ч ен ны х д л я н е е . Ч т о ж е т о г д а г о в о р и т ь о т е х , к т о н е с т о л ь н а в и д у , д л я к о г о с п е ц и а л ь н о н е ста - в я г с я сп ек т ак л и ? О с т а е т с я , п о ж а л у й , о д н о : с у м м и р о в а т ь м о м е н т ы и х в зл е т а , у д а ч , ч т о б ы х о т ь т а к п о л у ч и т ь п л ю с о в о й п р е д в а р и т е л ь н ы й р е зу л ь т а т . В с е г д а п р и я т н о н а х о д и т ь л и ш н е е п о д т в е р ж д е н и е в е р н о с т и т в о е г о в ы б о р а и ч уть я . Л иш ь в н е д а в н ем р а з г о в о р е с ак т р и с о й Н а т а л ь е й С е р г е е в о й я у з н а л о н а л и ч и и в е е « п о с л у ж н о м с п и с к е » с л о ж н е й ш е й р о л и Ш е н Т е -Ш у и Т а , г л а в н о г о д е й с т в у ю щ е г о л и ц а « Д о - . б р о г о ч ел о в е к а и з С е з у - а н а » Б; Б р е х т а . В ы п у с к н и ц а Н о в о с и б и р с к о г о т е а т р а л ь н о г о у ч и л и щ а , Н а т а ш а и г р а л а д о б р о е б р е х т о в с к о е с у щ е с т в о , в ы н у ж д е н н о е м е н я т ь с в о е о б л и ч ь е и бы т ь н е д о б р ы м , ч т о бы вы ж и т ь , н а с ц е н е Ч е л я б и н с к о г о ТЮ З а . А ещ е р а н ьш е , в с т у д е н ч е с к у ю п о р у , Н . С е р г е е в о й п о с ч а с т л и в и л о с ь в о п л о т и т ь Н и н у З а р е ч н у ю , ч е х о в с к у ю « Ч а й к у » , и п р о т и в о п о л о ж н ы й е й о б р а з Т а т ь яны ( «М ещ а н е » М . Г о р ь к о г о ) . П о м н и т а к т р и с а и о ю н о й г е р о и н е « С в о б о д н о й т е м ы » А . Ч х а и д з е , б р о с и в ш е й в ы з о в д о г м а м с в о и м н е ш а б л о н ны м ш к о л ь ны м с о ч и н е н и ем . С е г о д н я р о л е й в т е к у щ ем р е п е р т у а р е Л и п е ц к о г о а к а д е м и ч е с к о г о т е а т р а и м ен и Л . Н . Т о л с т о г о у Н . С е р г е е в о й д о с т а т о ч н о . Т а к д о в о л ь н а л и о н а т ем , к ак с к л а ды в а е т с я е е а к т ер ск а я с у д ь б а ? П р и з н а т ь с я , я н е п о л у ч и л о д н о з н а ч н о г о о т в е т а . А м о ж е т , и в о о б щ е т о , ч т о я у с л ы ш а л , н е о т в е т . Е сть — с п о н т а н н о с т ь , н е п р е д н а м е р е н н о с т ь , к о т о ры е с о п у т с т в ую т Н . С е р г е е в о й н а т е а т р е , есть — б о л е е -м е н е е т в ер д а я о с н о в а т е л ь н о с т ь е е п о л о ж е н и я , д а ю щ а я п о в о д д л я н е о д н о з н а ч н ы х о ц е н о к с д е л а н н о г о (и н е с д е л а н н о г о ) а к т р и с о й . Д а и в о ц е н к а х с о б с т в е н н о о ц е н о ч н ы й , р а д у ю щ и й р е з у л ь т а т с а м а а к т р и с а с в о д и т к м и н им ум у . Х о р о ш е м у , у д а вш ем у с я в р о л и о н а т у т ж е н а х о д и т н ек и й п р о т и в о в е с , с н и ж а ю щ у ю о г о в о р к у . П о п о в о д у Ш е н Т е ( д а и н е т о л ь к о е е ) Н . "С ер г е е в а г о в о р и т , ч т о э т а р о л ь о т н я л а у н е е н е с к о л ь к о л е т ж и зн и . А н а с ч е т Т и м о ш и н о й ( « М ы и д е м с м о т р е т ь « Ч а п а е в а » О . Д а н и л о в а ) а к т р и с а у б е ж д е н а : з д е с ь г о д и т с я л ю б а я и с п о л н и т е л ь н и ц а , е сл и о н а с п о с о б н а х о т ь н е м н о г о л ю б и т ь . К а к а я ж е у в аж аю щ а я с еб я 5кенщин а , а р т и с т к а н е л ю б и т , о т к а зы в а е т с е б е в лю б в и ? М еж д у т е м Т и м о ш и н а — Н . С е р г е е в а в о в л е к а е т з р и т е л е й в б у р н ы й к р у г о в о р о т ч ув ст в , к о г д а в е е о т н о ш е н и и к м у ж у п е р е м еш а н ы гн ев и ж а л о с т ь , н а б и вш а я о с к о м и н у п р и вы ч н о с т ь с е м е й н о г о с ущ е с т в о в а н и я и н е в о з м о ж н о с т ь — и з - з а л ю б в и ! — б ы т ь , ж и т ь в и н ы х , « с в о б о д н ы х » , у с л о в и я х . А к т р и с а н е б о и т с я и г р а т ь « н а п о н и ж е н и е » о б р а з а Т и м о ш и н о й , п о т о м у ч т о к ф и н а л у « к а ч е л и » ее л ю б в и с у м е ю т в з м ы т ь в в ер х . К о н е ч н о ,п р а в а Н . С е р геев а : н у , к у д а ж е а к т р и с е б е з л ю б в и ? В с п е к т а к л е , г д е о с т р о у м н о с в е д е н ы в о д н о ц е л о е ч е х о в с к и е в о д е в и л и « П р е д л о ж е н и е » и «М е д в е д ь » , Н а т а л ь я и т о а - е т о б е и х и х г е р о и н ь . Э т о с р а з у «п я ть п у д о в лю б в и » ( т а к п о и м е н о в а н с п е к т а к л ь ) , л ю б в и к ом и ч е с к о й , |г а н о й , сп о ты к аю щ ей с я , о р а ч и в аю щ е й с я вы я сн е н и ем г л у п ы х п р е т е н зи й — н о в с е - т а к и , в к о н е ч н о м и т о г е , л ю б в и . В еч ер с д в о енны х в о д ев и л е й с т а н о в и т с я б е н е ф и с о м Н . С е р г е е в о й — н а с ей р а з к о м е д и й н о й а к т р и сы я р к и х к р а с о к , с о - , ч ны х ж а н р о вы х т о н о в . И с о в с ем и н ую Н . С е р г е е в у в и д и м мы в г о р ь к о в ск и х « П о с л е д н и х » , н а з в а н н ы х т е а т р о м « В о з м о ж е н т р а ги ч е ск и й б а л а г а н » . Н е б о л ьш а я р о л ь г о с п о ж и С о - к о л о в о й , ч ей сы н Н е сп р а в е д л и в о о б в и н я е т с я в п о к у ш ен и и н а п о л и ц м е й с т е р а , к а з а л о с ь бы , п р е д п о л а г а л а в о зм о ж н о с т ь з а сч и т а н ны е м и н уты б у р н о и зли ть м а т е р и н с к и е э м о ц и и . Н о Н . С е р г е е в а у б е ж д е н а : с у т ь о б р а з а — и м е н н о в с д е р ж а н н о с т и , си л е д о с т о и н с т в а э т о й ж енщ и ны . С о в с ем р а з н а я а к т р и с а и в д е т с к и х с п е к т а к л я х . Д е й с т в и т е л ь н о , т р у д н о н а й т и т о ч к и с о п р и к о с н о в е ни я у к о к е т л и в о - г л у п о в а т о й К ош к и («К ош к и н д о м » п о С . М а рш а к у ) и у м у д р е н н о й , н е с г и б а е м о й В а с и л и сы ( « Д в а к л ен а » Е. Ш в а р ц а ) . З а т о о б щ е е ест ь в п о д х о д е Н . С е р г е е в о й б ук в ал ь н о к к а ж д о м у е е п е р с о н а ж у . К о г д а н е а к т р и с а вы б и р а е т р о л ь , а р о л ь вы б и р а е т е е , в с е р а в н о н а д о д а т ь п о н я т ь з р и т е л я м : в ы б о р и с х о д и т и м е н н о о т и с п о л ни т ел я . Д а , у н и в ер с а л ь н о е п р а в и л о а к т е р с к о г о т в о р ч е с тв а в к л ю ч а е т и п р о ф е с с и о н а л и з м , и у б е д и т е л ь н о с т ь и г ры , и п о п а д а н и е в ж а н р . . . В о п р о с в т о м , н а с к о л ь к о в е р н о т о т и л и и н о й ак т ер с л е д у е т ем у , н а ск о л ь к о о н у м е е т н е п о в т о р я ть с я — сжитьс я'С р о л ью . Д л я Н . - С е р г е е в о й - и н о й п о д х о д н ем ы с л и м . И н а ч е д л я н е е т ер я е т с я сам смы сл ак т ер ств а ; Ч ел я би н ск и й ТЮ З , Н о в о с и б и р с к и й Т Ю З , о д и н н а д ц а т ь л е т в Л и п е ц к о м т е а т р е . . . Ч т о ж е д ал ьш е? П р и т о м , ч т о ак т еры , ч ащ е в с е г о , у б е ж д е н ы — л у ч ш и е р о л и у н и х в п е р е д и , Н . С е р г е ев а н е з а г л я ды в а е т в з а в т р а ш н и й д е н ь . И э т о т д е н ь , и н о вы е г е р о и н и п р и д у т с ам и . К а к и м и о н и б у д ут ? П о см о т р и м . К о н к р е т ны е р о л и вы б и р а т ь — не гл а в н о е . Г л а в н о е— вы б р а н а ак т ер ск а я с у д ь б а . Фото А. КОЗИНА. Н а л и п е ц к и х э к р а н а х АЛ ЬЯНС ДЮМА и ШЕКСПИРА Бессмыс.юнпо и с к а н . с ч н ш ( е 1 С 1 н и я и и с о н и н с и ш и я м с ж , | у (|и 1 .и .\и 1 м (||ра11ц>3(.'ко- 10 режиссера 11а1рпса Шеро «К оро . 1 еиа М а р т » , о , 111 оиме 1 т 1 . 1 м романом Л . 1 е к с а п , 1 ,ра Дюма I I реальными со оы 111 ЯМн, лс1 Н 1 нмн н основ\ р о м а н а н к арш ны . <|)||,н,м одина ково далек н оз гою , н о | д р у ю ю . ' ) ю не р о м а н н не Г1ере.1нс1ыиа1111е 01де . 1Ы1ых С1ран11ц нсгорнн, дю особый, уннка .1Ы1Ы| " | мир, сонюренный 11. Шеро. Королевский Лувр фильма отнюдь не на поминает симпатичные ин т ерьер : большинст ва экранизаций А . Дюма . Лувр И. Ш еро огра ничиваетс я стиснутыми мрачноватыми про странствами, которые к тому же заслон яю т, за топл яю т актеры и «массовка». В такой скучен ности персонажи обмениваютс я эмоциями, буд т о электрическими зар яд ами; будто искры ле т я т от католического «полюса напр яжения» к про тестантскому. А само напр яжение между двумя по люсами — посто янно вы сокое, зашка ливающее за смертельную отметку. В дворцовом мире П. Ш еро практически ничего невозможно скрыть, тайное тут же ста новитс я явным, ин триги не получаютс я и р азо блачаютс я, ник то ничего о собо не стесн яе тс я, же лани я о сущ ествл яю тс я со страстью ; лег костью и быстротой . Эдака я перво бытность, естественность, простота нравов. Решение Кар ла IX вырезать протестантов-гугенотов (Вар- ' оломеевска я ночь) приним аетс я им в момен т, йчна я слабохарактерность, нерешительность корол я сразу снимаютс я кров авой силой пик и мечей его подчиненных. Странным обра зом дурные наклонности Маргариты де Валуа, королевы М арго , не ме шают ей быть исключительно положительной героиней. Возможно , причина — в приглаше нии на роль блистательной Изабель Аджани. И наверн як а друга я причин а — в некоей «сдви- нутости» экранного мира. Здесь почти у всех — какие-то дурные наклонности, поэтому пер сонажам достаточно хоть немного склонитьс я к д о бру , и грехи их уже легко прощаютс я . Н а таком фоне почти рыцарем без страха и упрека выгл яди т граф де л я Мо ль (Даниэль Отей). Его чувство , в спыхнувшее к королеве М арго , д а еще тогда , когда она спасает ему жизнь, — воистину беспредельно и, оказыва етс я, столь же взаимно. Никому не д ано укро тить, свести на нет их страсть, но и геро ям в э том жестоком , беспощадном мире, разумеет с я, про тивопоказано дол гое , ровное счастье.- Оно длитс я лишь одну ночь. «Королева Марго» П. Шеро — фильм шек спировского накала. Режиссер, кажетс я, и счер пывающе демонстрзфует в нем общество «до- цивилизованного» периода, всю его необуздан ность и аморальность. С единственным, впро чем, кроваво-вакханальным эпизодом — Вар фоломеевской ночью, котора я з атем роковой тьмой л яже т на ее инициатора. Не зн аю , на сколько уместно фильм сопоставим с отдель ными картинами нашей, цивилизованной, жиз ни. По-моему , дл я э того он годен весьма услов но. Ему не требуется никаких «подпорок» се годняшнего дня , он — мощен, самоценен, са модостаточен, он заставл яе т зрителей неотрыв но впитывать себ я — чего же боле? Два соображени я в к ачестве постскрипту ма. Первое. Как бы много нынче ни показыва ли художественных картин по телевидению — в кино надо ходить об яз ательно, чтобы не про пустить ленты, подобные «Королеве Марго» и не подобны е , показывающие мировой класс новых одаренных мастеров экрана. При всей немыслимой ранее телевизионной кинокалей- доскопичности она , увы, второй свежести, не счита я о тносительных исключений вроде недав них, по «ТВ-6», «Секса, лжи и видео». И второе. Сейчас вовсю снимаетс я ро ссий ска я «Коро лева М арго» — 50-серийна я «мьшь- н а я опер а». Испытывают ли ее создатели ство напрасности труда, вёДь в «соревновании»' с П. Ш еро у них нет никаких шансов на нобё - да? Уложенна я в двух с половиной часа верси я П . Шеро — это «сгущение» романа А. Дюма, экстракт романа предельно высокой насыщен ности. 50 наших серий будут, скорее всего, на поминать сильно разбавленного А . Дюма. Д у маю, что авторы сериала сп я т и работают спо койно. Они — люди молодые, без комплексов, в кинобизнесе уже поднаторевшие и отлично понимающие, какое кино око делают. Понима ют они и российского зрител я . Они знают — наш зритель на фильм П. Ш еро валом не пова лит, он подождет «Королевы Марго» на теле экранах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz