Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
н е л е г к а я н о ш а н а ж е н с к и х п л е ч а х к у д а п о д а т ь с я б е д н о м у к р е с т ь я н и н у ? 2 0 се н тяб р я 1 99 5 г № 188 (1002 ) НАВЫСШХ КАКЛУЧКАХ I I ВС1АХШ0МУ 1 1 Л 1 П . . . Если н а ж енские плечи лож и тся т я ж ел а я ноша, значит , муж ские успели от нее увернуться . И радоваться за «слабый — сильный» пол, который осваивает м уж ские профессии, не очень хочется. Часто цитируемые строки классика : «Коня на ск аку остановит, в горящую избу войдет» сегодня вызывают только чувство горе чи . Хочется спросить: где ж е в данный момент прохлаждаю тся эти бездельники- м ужики , когда женщинам приходится ос танавливать н а скаку «коня» , понесшего наш у экономику? Но не будем обобщать, возьмем кон кретный случай . Года три назад в Задо нском ТОО «Рассвет» дела совсем заш ли в тупик . Нужно было спасать хозяйство от окончательного развала, да некому. Ди ректор полгода л еж ал в больнице, глав ный инженер попал в аварию. К ак ни при киды вали рассветовцы, а реальной была одна кандидатура — главного экономис та В. Пашенцевой . З а нее и проголосова ли . В м е н т и н а Николаевна проработала в хозяйстве почти три д есятка лет. Умом и характером Бог ее не обидел. Но взять н а себя такую ответственность, да еще в «замечательное» время перемен;.. Нет, это и в страшном сне ей не снилось. Но м ож но ли было уйти в сторону, махнуть р у кой н а сельчан, которые каким -то ш ес тым чувством угадали в этой обаятель ной женщине свою надежду и опору? Р азны е люди руководили хозяйством . К каждому приходилось приспосабливать ся . И только меткие народные прозвища говорили об истинном отношении к ру ководителям . В основном они получали имена великих злодеев мировой истории. Один был суров до жестокости, другой м я гок до бесхребетности... На кого равн я ть ся? Валентина Николаевна рассудила по- житейски : и поругаться не грех, ежели кто прош трафился , и ласковое слово ск а зать по заслугам . Конечно, не словом еди ным . Сельчане не привы кли к особой з а боте, и поэтому чутко отклик аю тся их сердца, когда руководитель день и ночь хлопочет о благоустройстве не только со бственного, а и общественного хозяйст ва. Еще 20 лет назад прош ла по террито рии здешнего совхоза ни тк а газопровода. Говорят, уж е и проект был зака зан , да тогдашний директор , видно, счел все эти затраты «непроизводительньпми». А Па- ш енцева именно с газиф ик ации начала свое директорство: если не сейчас, то уж е никогда. И рискнула пойти н а расходы: пришлось пустить под нож старых быков и коров. З а минувший год «голубое» топ ливо пришло более чем в сотню квартир , ш колу , контору. В этом году газ прово д ят к селу Н ечаевка и в мастерскую. Заботясь о людях , Валентина Н икола евна получила моральное право жестче требовать от них отдачи в работе. Особен но трудные времена настали для тех , кто с ж аж дой боролся отнюдь не квасом (а какой м уж и к н а деревне пронесет стакан мимо рта?). Пашенцева начала с простых, казалось бы, вещей . Ежедневно контро лировала , чтобы каж ды й утром пришел н а работу и трезвый . Удалось. Как? Не словами и криком , а — рублем. Впервые за годы перемен те ж е механизаторы во время полевых работ стали получать до миллион а в м есяц . И , что важно , — в срок. К акой дисциплины можно потребо вать от людей, которым платят смешные 100-200 тысяч с задержкой в полгода? Тут даж е примерный трезвенник и труженик запьет с горя. Да, Пашенцева могла спросить, пото му что многие ей были обязаны . Иногда — чуть ли не всем, что имели . Вот один пример. Два года назад приехали в хо зяйство 15 семей переселенцев и з Кирги зии . Перед этим намы кали сь по другим областям — нигде не ждут незваных гос тей . «Да у нас ни ж и л ь я д л я вас , ни средст.в», — отбивалась и Валентина Н и колаевна . Но приезжим то ли понрави лись здешние просторы над Доном, то ли они впервые за время скитаний почувство вали к себе человеческое отношение, но ' твердили одно: остаемся у вас, и все. Ж ен ское сердце не камень . И взвалила дирек торша н а себя еще одну обузу. Начались хож дения по кабинетам областной влас ти . Рассказы вать об этом она не любит. Но ф акт есть ф акт — выбила кредиты на каж дую семью, закупил а финские доми ки . Уж е выросла ц ел ая улица , где по но чам идет строительство. Днем в поле в две смены выкладываю тся наскитавш ие ся по России люди, а ночью третья — строительная ... Зато переселенцы стали опорой, н а которую можно положиться. Многие приехали с собственными тр ак торами и , ни слова не говоря, работают на них в хозяйстве. — Люди хлебнули лиха , — говорит Валентина Николаевна , — теперь их вос питывать не надо. На работе их пьяными не увидишь. А заплати хорошо, выложат ся до предела. Раньш е таких осуждали , мол , вы служ иваю тся . Но ведь с ними легче установить нормальные деловые от нош ения . Однажды, правда, попробова ли меня испытать. Воскресенье было, да еще какой-то праздник . А время не ждет, позарез надо выйти в поле. И вот один механизатор заявил в ответ н а мою про сьбу: у меня красн ая дата. Хорошо, Кон ституцию надо чтить . Приходит в поне дельник и — к трактору , а я ему: «У тебя сегодня кр асн ая дата, можеш ь отдыхать дальше» . Больш е подобных проблем не возникало . Если бы только от самого коллектива зависело сегодня его благосостояние, если бы только дела внутри хозяйства трево ж и ли Пашенцеву!.. В своем «доме» как - нибудь можно разобраться. А вот что про исходит в нашем общероссийском — пос тигается с трудом. Рыночные отношения обрушились на село, к а к ураган на тех, кто живет под открытым небом. Народ встревожился , понял , что нужно как-то спасаться. А к а к — никто не объяснил, не научил . Умение выгодно продать се годня стало более важным , чем произвес ти продукцию . Но каки е уж маркетинго вые исследования на селе, если там по рою нет приличного ветврача или агро нома! А заклю чить выгодную сделку — задача куда более тонкая и сложная , чем сделать прививку поросенку. Сельчане ос тались во многом простыми и наивными людьми, и этим не преминут воспользо ваться «новые русские». Посылает Пашенцева новоявленного местного «дилера» гфодать машину с про дукцией подороже, а значит — подаль ше. И что же? Тамошние опытные пере работчики или оптовики начинают дем пинговые цены навязывать — назад-тб не повезешь товар. Вот и Приходится дирек тору все бросать и мчаться на торги. Не раз уж е удавалось Валентине Николаев не поднять цену р а за в полтора. Один только вопрос: нуж ен ли кр естьянину такой заморочный рынок , когда перера ботчикам и посредникам достается льви н ая доля дохода, а сельхозпроизводите ли при любом раскладе к а к бы ни труди лись , все равно в прогаре? Стало ясно, что рынок надо организовывать, направ л я ть — появилась корпорация по закуп кам сельхозпродукции . Но опять средств от урож ая хватит только на то, чтоб рас платиться за кредиты , за горючее и удоб рения. Вот так и воюет директор Пашенцева с российским разбродом и развалом . На территории отдельно взятого хозяйства вроде одолела, да по всей стране ей это не по силам ... К ак -никак — женщине, да к тому ж е не президент, не премьер, даж е не министр сельского хозяйства ... — Сидим на районном заседании, за окнами темнеет, — говорит директор ТОО «Восход» Н . Григорьев. — В згляну я на Валентину Николаевну , и неловко стано вится . Дома-то ее ждет семья, хозяйст во ... — Что скрывать , — вздыхает П аш ен цева. — К ак в шесть утра сажусь в м а шину , так только к полуночи возвращ а юсь. По дому ничего не успеваю, хорошо хоть дочь взрослая да м уж терпеливый. К аждый день новые проблемы и непри ятности по работе. Душа болит. Мужчи- нам-руководителям легче, они отъехали на берег реки , расслабились в дружеской беседе за рюмкой чая . А мне приходится все переживания в себе носить. Смотрю, к а к идет по колдобинам вспа- ханого поля м илая добрая женщина в ту ф ельках на высоком каблуке , и вспоми наю слова м ехани затора В. Ефремова: «Эх, если бы все руководители и специа листы делали хотя бы половину того, что Валентина Николаевна!» Действительно, а не отдать ли женщинам все бразды, там, где мужики ничего не сумели — глядишь, заж или бы мы, к а к шведы . Только нуж но ли нам , мужчинам , благополучие, по лученное такой ценой? И заслужили ли мы его? И горь СИЗОВ . И З Е В Р О П Ы П Р О Р У Б И Т Ь О К Н О и вновь, как в доперестроечные време на, к приезду гостей аврально подметали улицы, белили бордюры, выставляли пос товых... Одним очень не нравится вся эта показуха, другие считают, что так и долж ны поступать любой уважающий себя хозя ин или хозяйка. На сей раз добринцы жда ли гостей со всей России. Участвовать в Дне поля приглашали всех, кто причастен к возделыванию под солнечника. Но приехали только сельско хозяйственные руководители, агрономы из районов нашей области. Возглавил делега цию начальник областного управления сель ского хозяйства Н. Киреев, кстати, сам он из Добринского района. А прибыли аграрии кое-что поглядеть и послушать. На встречу с сельскохозяйственными производителями явились представители зарубежной фирмы «Картилл А.О»». Ее краснодарский филиал распространил свое влияние и на Вороне жскую область. А в нынешнем году начал свое внедрение и в Липецкую. Именно в До- бринском районе, в колхозе имени Крупс кой, фирма заложила показательные делян ки с этикетками, высадив двенадцать сво их гибридов подсолнечника. Для сравнения был посажен и такой, которым пользуются сегодня наши хозяйства. Сюда и направились гости. Смотрели, восхищались. И тут же имели возможность заключать договоры с фирмой на поставку семян гибридов. В этом же хозяйстве посмотрели план тации сахарной свеклы, выращенной из се мян и по технологии зарубежных фирм «Марибо» и «Дауе ланке». Свекла тоже очень понравилась гостям. Увидели выкоп анные корни, прикинули: никак не мень ше 400 центнеров с гектара выйдет. При чем корни все ровные, как на подбор. ...Когда-то добринцы демонстрировали таким вот делегациям собственный передо вой опыт. Теперь же, похоже, отсюда начи нает расходиться по области опыт зарубеж ный, опыт сотрудничества с иностранными фирмами. Хорошо это или плохо? Кажет ся, критерий тут один: ежели выгодно и не унизительно, то — неплохо. Сергей ИЛЬИН . Н е д о с та то к к а ч е с тв е н н о го ж и в о тн о в о д ч е с к о го с ы р ь я с е го д н я о щ у щ а ю т м н о ги е п е р е р а б а ты в а ю щ и е з а в о д ы . Т е м н е м е н е е те р б у н с к и е с ы р о д е л ы п о - п р е ж н е м у д е л а ю т о тл и ч н у ю п р о д у к ц и ю : м а с л о , тв о р о г и , р а з у м е е тс я , с ы р . Н а с н и м к е : о п ы тн ы й м а с л о д е л Н и н а Б о р м о то в а — п р о ф е с с и о н а л в ы с о к о го к л а с с а . Ф о то А л е к с е я Щ У Р О В А . Собеседник «ЛГ» П О СР ЕД Н И Ч А ЕШ Ь ? П О Л У Ч И Д И Ц ЕН З И Ш в н а ш е й о б л а с ти д о с та то ч н о м н о го ф и р м и о тд е л ь н ы х п р е д п р и н и м а те л е й з а н и м а ю тс я р и э л те р с к о й д е я те л ь н о с ть ю . Н о л и ц е н з и р о в а н и е н а э то т в и д д е я те л ь н о с ти н е р а с п р о с тр а н я л о с ь , ч то п р и в о д и л о к б е с к о н тр о л ь н о с ти , н а р у ш е н и ю з а к о н о д а те л ь с тв а . В ц е л я х з а щ и ты и н те р е с о в гр а ж д а н и у с и л е н и я к о н тр о л я го с у д а р с тв е н н ы х о р га н о в у п р а в л е н и я з а с о б л ю д е н и е м д е й с тв у ю щ е го з а к о н о д а те л ь с тв а гл а в о й а д м и н и с тр а ц и и о б л а с ти и з д а н о п о с та н о в л е н и е «О п о р я д к е л и ц е н з и р о в а н и я р и э л те р с к о й д е я те л ь н о с ти н а те р р и то р и и Л и п е ц к о й о б л а с ти » . К о р р . « Л и п е ц к о й га з е ты » п о п р о с и л з а м е с ти те л я н а ч а л ь н и к а Ц е н тр а л и ц е н з и р о в а н и я А . Я Р Е М Е Н К О р а с с к а з а ть о б о с н о в н ы х п о л о ж е н и я х п о с та н о в л е н и я и п р о в о д и м о й Ц е н тр о м р а б о те п о е го в ы п о л н е н и ю . — Александр Васильевич, сначала да? вайте уясним , что надо понимать под ри элтерской деятельностью? — В понятие риэлтерской деятельнос ти входят виды услуг. — Не бытовых, конечно? — Разумеется. Это услуги, связанные с продажей ж и лы х и нежилых помеще ний, дач, гаражей , других строений с аук ционов и н а конкурсной основе, посред ническая деятельность при совершении сделок купли-продажи и дарения объек тов недвижимости , по подбору вариантов купли-продажи ж илы х помещений с по жи зненным содержанием , осуществляе м ая на коммерческой основе, по сдаче в аренду помещений и строений, а также оценка и переоценка стоимости объектов недвижимости . Вот основной перечень услуг. — А кто долж ен получить лицензию? — Все предприятия, организации и уч реждения , независимо от форм собствен ности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности , а также отдельные предприниматели, осуществля ющие риэлтерскую деятельность. Надо иметь в виду, что все услуги мо гут оказывать только предприятия и ор ганизации , имеющие статус юридическо го лица . Что касается физических лиц , зарегистрированных в качестве предпри нимателей , то они могут заниматься ри элтерской деятельностью лиш ь в части подбора вариантов купли-продажи , сда чи в аренду, оценки и переоценки стои мости объектов недвижимости, а такж е оказания услуг по оформлению докумен тов для приватизации , обмена, продажи, аренды объектов недвижимости. Для получения лицензии соискатель должен представить в Центр лицензиро вания необходимые документы. Информа цию по этому и другим интересующим вопросам можно получить в Центре ли цензирования администрации области (пл. Плеханова, 1, тел. 72-26-10). Но об од ном документе следует сказать. При по лучении лицензии н а осуществление дея тельности по подбору вариантов купли- продажи с пожизненным содержанием в обязательном порядке необходимо согла сие Управления социальной защиты н а селения. — Лицензию з а так не выдадут. Надо платить. И много? — При получении лицензии сумма сбо р а для юридических лиц — 30, для физи ческих — 10 размеров минимальной ме сячной оплаты труда. А сумма лицен зи онного сбора за год для тех и других в пять раз больше. Работа по лицензированию риэлтерс кой деятельности началась. Центр выдал соискателям первые пять лицензий. Записал ^ Виктор КОБЗЕВ . Доля крестьянская С Н О В А В Ы К Р У Ч И В А Ю Т Р У К И , Т О Л Ь К О в Д Р У Г У Ю С Т О Р О Н У ? ...Председательствующий , ведя пере кличку собравшихся в зале, читал по бу мажке, то и дело путал фамилии, не знал точного количества крестьянских хозяйств в районе. Похоже, что это была первая та кая встреча главы районной администрации В. Тонких с добринскими фермерами. Орга низовывалась она непривычно — не теле фонограммами, а через объявление в мест ной газете. «Администрация Добринского р 81 Йона просит... прибыть». Прибыл лишь' каждый четвертый фер мер, глава крестьянского хозяйства. Перво-наперво глава администрации за хотел вызнать структуру крестьянских хо зяйств. Имелась в виду структура посевов. Достаточно полной информации ни^у кого не оказалось, но смысл сей редкостной встре чи стал всем ясен окончательно. Хотя и до ее начала фермеры уже предвидели: будут давить насчет продажи областной продоволь ственной корпорации пшеницы, крупяных в счет погашения товарного кредита, взято го у нее для проведения весенне-полевых работ под залог урожая. Коллективные хо зяйства положенное количество продоволь ственного зерна осилить не смогли. Значит, вспомнили все-таки о фермерах. Что ж , в прошлом году они, как и их зерно, были никому не нужны, теперь — просят. Прият но, конечно, но цены... Куда выгоднее про дать зерно на свободном рынке. Купцы сами стучатся в дверь. Тут начался экономический ликбез. А землю-то, разъясняли фермерам, раздали вам бесплатно. И за электроэнергию берут мизер. А горючим с районной нефтебазы, которое доставила туда областная продовольственная корпорация, пользовались, удобрения, гер бициды от нее брали. И вообще... Понижен ные закупочные цены на продовольственное зерно установили в области ради того, чтобы как-то сдержать магазинные цены на хлеб, чтобы не пухли с голоду малообеспеченные. Но почему за счет крестьянина? — возража ли фермеры. Ведь этого можно вполне до биться, если понизить цены на нефтепродук ты, удобрения, технику. А то вот средняя зарплата у тех же нефтяников — полтора миллиона, а у селян — не более 300 тысяч рублей. Трижды согласен с этим В. Тонких, да тут ему ничегошеньки не решить. Ему и на чальнику районного управления сельского хозяйства П. Панарину надо обеспечить, кровь из носу, для областной корпорации закупку положенного количества продоволь ственного зерна. Ведь брали же под это то варный кредит. Ну, будь урожай на уровне прошлогоднего — авось, рассчитались бы сполна. Но он, считгш, вдвое ниже. Да де лать нечего: договор есть договор. Некото рые районы вон отказались возмещать товар ный кредит, и их так из области поприжа ли ... Чтобы не случилось такого с добринца- ми, и «давило» на фермеров административ ное и сельскохозяйственное руководство рай она. Не обошлось даже без откровенных уг роз. «Рычаги», оказывается, и для фермеров найти можно — от запрета на пользование горючим с нефтебазы, эмбарго на вывоз за пределы района продукции до предельно жес ткого контроля за использованием земли, вплоть до изъятия . Были и пряники. Дес кать, дружите с районной администрацией, обращайтесь — она поможет. Поднимались по одному главы крестьян ских хозяйств, мялись. У одних пшеницы, даже ячменя вовсе нет. Другие обещали са мый минимум, чуть ли не мешочное коли чество. Третьи готовы были продать и побо- ле, если деньги отдадут сразу, а не на сле дующий год, как было до того. Четвертые предлагали не зерно, а уже муку, и все по хохатывали. Ясно же, что мука дороже и корпорации это невыгодно. Вот хотела же она брать долг не сахаром, а свеклой, и сель хозпроизводители теряли бы здесь полови ну и более. Устояли они, победили, будут расплачиваться теперь давальческим саха ром. ...К концу совещания произошло даже какое-то потепление во взаимоотношениях фермеров и администраторов. Было сказа но, может быть, впервые, что надобно бы почаще встречаться в таком вот кругу. Но когда расходились, то фермеры были, по жалуй, единодушны: снова это политика выкручивания рук. Только в другую сторо- ну. Куда же податься бедному крестьяни- Сергей ИЛЬИН . нуУ КЛЕМЗЕРЫ ДЛЯЯЛРИЖЛНОК В о дном из ли пецких магазинов директор данковской швейной фабрики «Космос» Антонина Ивановна Карих с особым прис трастием прис матривалась к изделиям итальянских коллег. Оценив все с про фессиональной точки зрения , п ришл а к выводу: ничего не скажешь , с делано добротно , п ри драться не к чему. Но , ст р анное дело — ни восторга , ни чувства зависти н е испы тала , а сов ершенно спокойно , с п рис ущим ей достоинством отметила про себя: а вообще-то ничего особенного , наши шьют н е х уже. К изделиям итальянских швейников Антонина Ива новна присматривалась не случайно. Дело в том, что незадолго до этого коллектив Данковской фабрики по лучил от головного московского предприятия предло жение выполнить зака з немецкой фирмы «Гюльден Моден» н а изготовление партии ж енских пиджаков (блейзеров). И хотя А. Карих не сомневалась в высо ком профессионализме своих швей, ей нужен был к а кой-то ориентир, пример, чтобы реально и объективно оценить возможности возглавляемого ею коллектива. Сравнение с итальянской продукцией и вывод о том, что «наши шьют не хуже» , придавали директору уве ренности в успешном Выполнении заказа . В то же вре м я ни как нельзя было отделаться от мысли: а йе ока жется ли первый блин комом? Нервничали и швеи. Одно дело работать на внутренний рынок, где твою продук цию хорошо знают и по достоинству ценят, и совсем другое — на зарубежный, куда раньше все пути были заказаны . К тому же фирма «Гюльден Моден» реализу ет продукцию не только в родной Германии, но и во Франции, Бельгии , Нидерландах. Сшить блейзер для париж анки — это вам не фунт изюма. Знал коллектив «Космоса» и о том, что многие со лидные предприятия, соблазненные возможностью за работать валюту, быстро «прогорали» на сотрудничест ве с инофирмами, оказавшись не в состоянии выпол нить жесткие условия контрактов. Тут и срок выпол нения заказа , и качество, и даже упаковка и транспор тировка готовой продукции. В этом плане АО «Москов ское производственное швейное объединение «Космос» можно считать приятным исключением. На протяже нии трех лет оно успешно сотрудничало с инофирма ми. Когда головное предприятие начало интенсивно работать на зарубежного потребителя, значительную часть заказов для внутреннего рынка оно передало сво ему филиалу в Данкове. Для коллектива швейников это стало не только под держкой , но и серьезным испытанием на выживание в условиях рынка. Если раньше им приходилось зани маться в основном изготовлением пляжны х костюмов, халатов и других не очень сложных изделий, то теперь в ассортименте преобладала верхняя женская одежда: блейзеры, костюмы модных фасонов, для пошива кото рых использовались современные ткани . Переход на новую, более сложную продукцию был во многом обусловлен и предопределен строительством современной фабрики, в которую данковские ш вейни ки несколько лет назад перешли из деревянных бара ков. Новое здание стоило А. Карих немало нервов и сил, и все же стройка века в масштабах Данкова состо ялась . Однако в проекте фабрики были серьезные и зъ яны . К примеру, не предусматривался участок влажно тепловой обработки изделий, почему-то отсутствовал раскройный цех. А. Карих уже тогда понимала, что эти упущения резко ограничивают возможности кол лектива в расширении ассортимента продукции, в обес печении ее высокого качества. Однако в горячке строй ки мало кто обращал внимание на эти доводы. Не удивительно, что через некоторое время после завершения стройки начались весьма серьезные пере делки , усовершенствования, приобретение недостающе го оборудования. А. Карих осилила и эти проблемы. — Без их решения, — говорит Антонина Ивановна, — долго бы пришлось нам топтаться на месте, шить пляжные костюмы, пододеяльники, халаты, прочую ме лочевку. О чем-то более серьезном нечего было бы и думать. Теперь вот и ассортимент расширили, и за к а чество продукции не стыдно, даже на зарубежный ры нок тропинку протоптали. Только жизнь от этого не стала легче... Сегодня недостаточно произвести продукцию, пусть даже и отличную. Не менее важно найти ей рынок сбы та, реализовать. Не обошла эта проблема стороной и данковских швейников. И зящная , красивая , добротно сработанная ими женская одежда нравится самым взыс кательным модницам. Однако не всем она по карману. В условиях постоянно снижающегося уровня жизни населения многим сегодня не до обновок — донашива ют то, что есть. А если что и покупают, то попроще и подешевле. Вот и приходится в поисках состоятельных покупа телей представлять свою продукцию на всех проводи мых в области ярмарках . Только состоятельных-то на этих многолюдных торгах не так уж и много. Поэтому зону поиска приходится постоянно расширять , укреп лять свои позиции там, где они завоеваны. В числе пос тоянных и надежных партнеров А. Карих называет липецкие торговые предприятия «ЦУМ» и «Юность». Побывала она в Воронеже, Тамбове, Туле... Одним сло вом, хочешь жить — умей вертеться. Собственно говоря, и за выполнение заказа фирмы «Гюльден Моден» данковские швейники взялись вовсе не из-за тщеславного ж елания блеснуть и прославить ся на зарубежном рынке. Скромные работницы из ма ленького провинциального городка очень далеки от это го. Не помышляли они и о том, что забугорный зак а з чик прольет над ними обильный валютный дождь. Ва люта осела на счету головного предприятия, а оно рас платилось со своим филиалом российскими рублями. Никто из исполнителей заказа не купил себе квартиру и не уехал в отпуск на Гавайские острова. Все гораздо проще и прозаичней. Иностранный за каз обеспечил данковским швейникам дополнительный объем работ, избавил от проблемы реализации готовой продукции, гарантировал стабильный заработок. Прав да, все это при условии, если работа полностью удов летворит заказчика . В этом смыбле швеи из «Космоса» оказались на высоте. Шесть тысяч блейзеров, к ак и предусматривалось контрактом , были изготовлены ро вно через двадцать дней после его заключения. Техно лог фирмы «Вольден Моден», проверявший качество работы, не нашел в изделиях им малейшего изъяна . Не берусь судить, понравятся ли парижанкам изго товленные в Данкове блейзеры. Вполне возможно, что они придутся им по вкусу, и тогда не исключено, что данковская фабрика «Космос» получит еще не один заказ от той же «Вольден Моден» и других иностран ных фирм. — И тогда, — говорит А. Карих, — это поможет нам стабилизировать положение, иметь устойчивый ры нок сбыта, сохранить коллектив , обеспечить ему пос тоянную работу. Все это, конечно, хорошо. Но мне ста новится обидно и горько при мысли, что в одежде «Кос моса» будут щеголять иностранки, а большинству рус ских женщин из-за бедности она останется недоступ ной. А н атолий МЕРЛЕВ , соб. корр. «Липецкой газеты». V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz