Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
о п рин ятии зак она о б о б щ и х принципах 1 3 се н т я б р я 19 9 5 г . о р г анизации местно го с амоуп равлени я № 18 2 ( 9 9 6 ) — Чем, на ваш взгляд, объясняется столь до лгий срок, понадобившийся для принятия доку мента? Ведь самыми высокопоставленными ли цами государства давно и неоднократно гово рилось о необходимости «скорейшего», «неза медлительного», «первоочередного» принятия федерального закона о местном самоуправле нии. Ю .И . АЛТУХОВ: — Д а , действительно , мне пр ишлось не р аз бывать в Москве — на п арламентских слуша ниях в Государственной Думе , на В сероссийс ко м совешаний по местному самоу пр авлению , г де прини мались очень нужные рекомендации и важные решения о необходимости Закона «Об общих основах местного самоу пр авления». Но дело не двигалось дальше деклараций. По чему? Чтобы ответить на ваш во прос , давайте вернемся немножечко назад. В сентябре 1993 года Указом № 1400 Б. Ельцин у пр азднил Со веты народных де п утатов. Начался трудный и весьма болезненный процесс ре формирования пре дставительных органов власти. Их главная задача на перехо дный перио д состоит в том , чт обы соз дать пр авовую базу для выборов пос тоянных органов власти , преж де всего законо дательных собраний. Процесс этот со провож дался известными перекос ами в сторону ис пол ни тельной вертикали власти. Всту пивший в сил у федеральный Закон во многом ликвиди рует дисбаланс властей. Ведь до этого по извес тному Указу прези дента № 1760 от 26 октября 1993 года «О ре форме местного самоу пр авления в Росси йской Федерации» местное самоу пр авление прос то- на прос то «нанизывалось» на ис полни тельную вертикаль , та к к ак главой местного самоу пр ав ления являлся ранее назначенный глава адми нистрации. Но соответствует ли это Конституции? Ведь статья 12 гласит: «Органы местного самоу п р авления не входят в систему органов государ ственной власти» , а в с татье 131 пря мо за пис а но: «Структура органов местного самоу пр ав ления о пре деляется населением самостоятель но». Состоявшимися по чти четыре месяца назад выборами глав местных администраций мы у себя в области сделали решительный шаг к ре ализации конституционных положений о мес тном самоу пр авлении как самоорганизации са мих жителей. Давайте еще раз вчитаемся в статью 130 Конституции: «Местное самоу пр ав ление осуществляется гражданами п утем рефе рендума , выб оров , других форм пря мого воле изъявления , I через выборные и другие органы местного самоу пр авления». Проведя выборы глав ис полни тельной власти на местах , мы с де лали первый ш аг. Вторым — и важнейшим — будет приня тие областного закона «Об общих принцип ах организации местного самоу пр ав ления в Л и пецкой обл асти». Как уже было сказано. Закон устанавлива ет ба. 1 анс властей местного самоуправления. Ка ким же видится разработчикам областного за конопроекта представительный орган власти местного самоуправления? А.Н. НИКОНОВ: — По твердому убеждению разработчиков законо проек та , пре дставительный орган влас ти местного самоу пр авления муници п ального образования (мы пре длагаем его именовать Со ветом) должен быть полнокровны м органом власти и являться юридическим лицом. В исключительном его ведении , на наш в згля д , должны находиться следующие во про сы: приня тие общеобязательных пр авил по пре дметам ведения муници п ального образова ния , пре дусмотренных уставом муници п ально го образования; утверждение местного бюдже та и отчета о его ис полнении; приня тие пл анов и_ прогр амм развития муници п ального образо вания , утверждение отчетов об их ис полнении; установление местных налогов и сборов; уста новление поря дка у пр авления и рас поряжения муници п альной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоу пр авле ния и должностных лиц местного самоу пр ав ления в соответствии с уставами муници п аль ных образований. Возглавить такой орган рабочая комиссия по доработке законо проек та пре длагает пре д седателю , избир аемому из числа де п утатов го рода и района , в свою о чередь избираемых на основе всеобщего , равн ого и пря мого избира тельного пр ава , тайным голосов анием в соот ветствии с федеральными законами и закона ми области. Все решения пре дставительного органа мес тного самоу пр авления прини маются в колле гиальном поря дке. — Предусматривается ли в проекте облас тного закона какая-либо ответственность орга нов местного самоуправления перед населени ем и государством? А.Н. НИКОНОВ: — Да. Статьи 48 и 49 законо проек та о пре деляют ответственность органов местного са моу пр авления , должностных лиц в случае ут раты доверия населения. Порядок и условия такой ответственности должны о пре деляться уставами городов , рай онов , сельсове тов и иных муници п альных образований. Ответственность же пере д государством на сту п ает в случае нарушения ими Конституции РФ , Ус тава Ли пецкой обл асти , фе деральных и областных законов , уставов. Заключение суда о призн ании несоответст вия деятельности органа местного самоу пр ав ления , выб орного должностного лица местно го самоу пр авления Конституции Росси йской Федерации , Ус таву Л и пецкой обл асти , феде ральным законам , з аконам области , уставу му ници п ального образования является основани ем для рассмотрения Ли пецки м областным Со бранием де п утатов во прос а о прекр ащении полно мочий соответствующего органа местно го самоу пр авления , выб орного должностного лица местного самоу пр авления. Прекращение полно мочий органа местного самоу пр авления , выб орного должностного лица местного само у пр авления и одновременно назначение новых выборов осуществляются по з акону Ли пецкой обл асти. — Закон «Об общих принципах организации .местного самоуправления в Липецкой области» рождался не менее тяжело, чем федеральный: на его создание уш.до куда больше времени, чем на другие областные законы. Только ли «слож ностью материала» объясняется длительный срок разработки документа? Каковы были осо бенности подготовки именно этого проекта? Л.Б. СЕЛИХОВА: — Закон о принцип ах местного самоу пр ав ления , в с амом деле , в ра зр аботке был одним из самых трудных. И вот по чему. Слом прежней сис темы в стране произошел быс трее , чем из менилось сознание людей. Более того , ма ссо вое созн ание не приняло многие из пре длагае мых ему ориентиров и ценностей. Не случайно' пол тора года в Думе обсуждались различные варианты законо проек тов о местном самоу пр ав лении , бер ущие за основу как за п адные , р оссий ские дореволюционные , та к и сове тскую моде ли. Немало этих вариантов пос ту пило и в об л астное Собрание. Все они тщательно изуча лись , на з аметку бралось все ценное. В итоге за основу мы взяли проек т , ра зр аботанный гру п пой де п утатов во главе с де п утатом Думы М у равьевым: его основные положения исхо дили из тех форм демократии , ко торые были о пробов ат ны в нашей стране в после дние десятилетия. Эти формы имеют отработанный механизм реали зации и более поня тны народу. Немало положе ний было переня то и из других проек тов. При влекли мы к работе над законо проек том насе- шения пробле м территории и ее жителей , п о скольк у бюджет с п ускается сверху вниз из рай она , н и необхо димых служб , п оскольк у их не на что содержать , о твечает за широкий с пек тр во просов нор мального жизнеобес пе чения терри тории. В то время , к ак более 50% населения тру дится в Ли пецке , наша сельск ая администрация от налоговых пл атежей городских пре д прия тий отчислений в свой бюджет не имеет. Более того , даже пре д прия тия , нах о дящиеся на территории администрации и вносящие весомый вклад в районный бюджет , на нап олняе мость нашего бюджета существенно не влияют. Почему? Да прос то наверху происхо дит перер ас пре деление средств , и мы пол учаем крохи. Не странно ли: наша территория , сос тавляя пя тую часть района шения той или иной пробле мы обратиться к со- седу-де п утату , чем и дти в администрацию к на чальству. Вот Почему , я с читаю , в осс тановление де п у татского кор п уса на уровне села , рай он а— дело пр авильное. Полезно это и по тому , чт о после не о днократных сокращений а пп арат сельской ад министрации нынче невелик , а з абот — море. Работать стало оч ень трудно. По проб уй ту же по дворную перепись прове ди. А де п утаты всег да по могут , да еще и с народом поговоря т , о своей р аботе расскажут , в чем п о мощь нужна — узнают. Словом , пр оек т в этом пл ане все ставит на свои места. Да и многие другие во просы , ко торые сегод ня кажутся неразрешимыми , с приня тием зако- К р у г лый с т о л «Л и п е ц к о й г а з е т ы» НА РОДОВЛАСТИЕ СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 1 Ч:Ь в муках рождался федеральный Закон «Об общих при нцип ах местно го самоу пр авления в Росси йской Ф ед е рации». Трихеды е го прини мала Государственная Дума , дважды отклонял Совет Федерации . Но вот , на конец , 28 ав г уста с . г . многострадальный до кумент по д пис ал прези дент , и с 1 сентября , п осле оп убликования в « Рос си й с кой г азете» , он вс ту пил в сил у. Высту п ая на днях на заседании комиссии по дора ботке областно го за коно прое к та «Об общ их принцип ах ор ганизации местно го самоу пр авления» , член С ове та Ф едерации , пре дседатель областного Собрания д е п у татов О.П. Королев назвал этот Закон «революционным». И здесь нет пре увеличения . В первые в ис тории россий с ко й государственности местная власть , ме с тное само у пр авление пол учили реальные законодательные гаран тии . Чего стои т только положение с татьи 14 Закона , гл а сящ ее , чт о «н аличие выборных органов местно го сам о у пр авления муници п альных образований является обя зательным»! Завтра областное Собрание де п утатов рассмо 'фит во втором чтении прое к т уже областного закона «Об об щ их принцип ах ор ганизации местно го самоу пр авления в Л и пецкой обл асти». Без малого пол тора года шла р а - ' бота над ним в комитетах и комиссиях областного з а конодательного Собрания. А накануне его рассмотрения встретились за " кр у г лым столом " «Л и пецкой г азеты» разработчики докумен т у члены комиссии по доработке законо проек та «Об! общих принцип ах ор ганизации местного самоу пр авле ния в Л и пецкой обл асти» Юрий Иванович АЛТУХОВ — пре дседатель комиссии , з аместитель прё дседателя об ластно го Собрания де п утатов ; Александр Николаевич ! НИКОНОВ —заместитель пре дседателя комиссии , п р е д - , се датель комитета областно го Собрания по воп ро с ам ; местного самоу пр авления и работе с де п утатами; Л юд мила Борисовна СЕЛИХОВА — заместитель пре дседа теля комитета областного Собрания по вопрос ам м е с - ' тно го самоу пр авления и работе с де п утатами ; глава Сырской сельской администрации Л и пецко го р айона Анатолий Михайлович СМОТ Р ОВ; гл ава Казацкой сель-1 с кой администрации Елецкого района Михаил Алексе евич ГО РЕЛ ЬКОВ. Естественно , чт о первый вопрос з адан пре дсе - { дателю комиссии . ление — ведь людям по э тому закону пре дстоит жить. Более ста попр авок и пре дложений было присл ано в комиссию после п убликации в «ЛГ» законо проек та — и они очень по могли нам. Свою ле п ту внесли де п утаты всех уровней , гл а вы городских , рай онных , сельских администра ций , прав ове ды. Когда был приня т Думой , а з атем по д пис ан прези дентом федеральный Закон «Об общих принцип ах организации местного самоу пр авле ния в Росси йской Федерации» , в нашей раб о те насту пил о чередной эта п: необхо димо было при вес ти областной законо проек т в соответствие с этим Законом. Мы более четко о пре делили пре д ставительные и ис полни тельные органы местной власти , конкре тнее обозначили их полно мочия. Однако это вовсе не значит , чт о обл астной закон прос то дублирует положения Закона фе дерального. Надо отчетливо пони мать: феде ральный Закон — это лишь те рамки , в ко торые в пише тся картина , о тражающая местные усло вия. Но и охватывая местную с пеци фику , о дин- единственный закон не может учесть и отразить все ас пек ты и особенности местного самоу пр ав ления. Недаром он называется «Об общих при нцип ах...» Дальнейшая конкретизация характе ра местного самоу пр авления — на принцип ах , з аложенных в областном законе , — б удет осу ществляться в других документах. В частности , б ольшое зн ачение будут иметь уставы местных образований. В них будут на деле реализованы все положения , ко торые изложены в статьях за кона. — Чего вы ждете от нового областного зако на? Считаете ли вы, что предлагаемая законоп роектом система построения местной власти на деляет ее достаточной самостоятельностью? В чем вы видите слабые или сильные стороны за конопроекта? А .М . СМОТРОВ: — Я возглавляю самую большую в области сельскую администрацию — на нашей террито рии прожив ает более 9 тысяч человек. Однако положение дел сегодня не дает администрации возможностей в полной мере удовлетворять ин тересы населения. Ситуация пок а п арадоксаль ная: администрация , не и мея ни средств для ре по н аселению , п ол учает всего 3-5% средств от районного бюджета. Закон же все пос тавит на свои места: пре дусматривается формирование бюджета , исхо дя хотя бы из минимальных по т ребностей территорий. Понятно , чт о р ассчиты вать на удовлетворение всех за просов не прихо дится — не та экономическая ситуация. Но мы будем знать: на самое необходимое средства в бюджете пре дусмотрены. А это значит , не пр и дется выбивать , клян чить , выпраш ив ать — час то в п устую — нужные территории деньги. Меж ду про чим , те с амые , чт о з аработаны нашими же жителями и отчислены в виде налогов на пре д прия тиях района и города. Закон это про тиворечие устранит. Что касается разделения властей , т о , п о- мо ему , спори ть не о чем: власть должна быть и пре дставительная , и исполни тельная. Кто из глав сельских администраций , особенно тех , к то давно везет этот воз , м оже т сегодня заявить , чт о де п утатский кор п ус на селе был не нужен? Ду маю , та ких не н айдется. Ведь устранив де п утат ский кор п ус в самом низовом звене , у нас бук вально выбили о пор у для нормальной работы. Сужу по своей администрации: у нас в свое вре мя был сельский Совет из 75 человек , п о том его сократили до 30 , а з атем он был у пр азднен. Это сколько же по мощников — а в де п утаты изби рались не после дние на селе люди — было отня то у нас! А ведь они не только прини мали от име ни избирателей важные для села решения. Они ’ безвозмездно , р уководствуясь чурством долга и личной ответственности , делали мас!су полезных дел. Буквально на каждой улице было на кого ' о пере ться. Общаясь с людьми , де п утаты знали их нужды и добивались конкретной по мощи им , кон такт населения с ними был куда теснее и пос тояннее , чем с тем же старо.стой , ко торый был избран на сходе. Я не хочу сказать , чт о с тарос ты на работают: у нас есть отличные люди , ко торые с душой относятся к делу. Но у них нет ни широких полно мочий , н и прос то физической возможности встретиться с каждым человеком. А де п утатский кор п ус — встречался , о тчитывал ся об этом , исхо дя из анализа ситуации , намеча л ись конкре тные меро прия тия. Да и чисто пси хологи чески жителю села было проще для ре на от п адут сами собой. Взять хотя бы должность главы администрации — часть людей на нее се годня назначена сверху , ча с ть — выбрана сни зу. По закону же эта должность только выбор ная , а зн ачит , нар о д выберет достойного , а не удобного начальству. Отсюда — более тесный контакт с людьми , б ольшее вз аимное доверие и с прос . А бояться с прос а — ни главе администрации со стороны де п утатов , н и де п утатам со сторо ны избирателей — не стоит. В строгой отчетнос ти и контроле ничего зазорного нет. Это по мо жет делать меньше ошибок и про махов. Ну , а е сли человек , обле ченный властью , ок ажется не на высоте , з абудет , ко му и ради чего служит , т о н аличие де п утатского кор п уса по может пос та вить его на место. К тому же законо проек т не до п ускает соединения в одном лице главы пре д- . ставительной и ис полни тельной власти — а это тоже надежная страховка от злоу по треблений. Возможно , м оя положи тельная оценка зако но проек та в чем-то субъективна: ведь я прини мал участие в его разработке , вн осил з амечания и пре дложения. Коль они были учтены и приня ты , наверн ое , в н их было р ациональное зерно. Но ведь десятки пре дложений и замечаний сде лали и другие — те , к то хочет , чт обы с амоу п р авление у нас было демократичным и эффек тивным. Поэтому , думаю , документ пр авильно трактует основные принципы с амоу пр авления. Хотя это вовсе не исключает , чт о жизнь б удет вносить в него свои коррективы. Однако и в нынешнем виде он неоценим для наведения по ря дка в том хаосе , в ко тором мы все пок а жи вем. — Не кажется ли вам, что четкое разграниче ние полномочий между представительной и ис полнительной властью, предусматриваемое зако нопроектом, тем не менее не исключает трений между этими двумя ветвями? Ведь в последнее время исполнительная власть имела явный пе ревес... М .А. ГОРЕЛЬКОВ: — В самом деле , п о сию пор у глава сельской администрации является одновременно руково дителем и пре дставительной , и исполни тельной власти. А это обстоятельство дает ему до пол ни тельно возможности воздействовать на вы борный орган. Вот только пр авильно ли это? Уверен , эт о непр авильно и не на польз у делу. Ведь думать надо не только о себе и по д себя готовить законы. Если думать о людях и инте ресах дела , т о вполне спр аведливо разграни чить эти функции , к ак то пре дус|мотрено зако но проек том. На сельском уровне Должен быть .сельсовет со своим пре дседателем , на рай он но м — районный. Они будут осуществлять как контрольные функции над ис полни тельной властью , та к и по могать ей. Лучше это будет и для населения. Мы прекр асно по мним: если человек не находил по ддержки в своем сельсо вете , он шел к р айонным де п утатам , и не услы шанным не оставался. Необходимость разграничения властей , кс тати , п о ддерживают и мои коллеги в районе: об этом у нас не раз шла речь. В про чем , в оп ре деленных обстоятельствах , напр и мер , пр и малочисленности населения на территории , нет б ольшой бе ды и в совмещении должностей ру ководителя Совета и ис полни тельной власти. Главное , в чел овеке не ошиби ться. Вообще же , чт о к асается законо проек та , т о э то очень своевременный документ. Довольно разбрасывать камни , на с ту пил а пор а собирать их. Местная власть сегодня находится в по две шенном состоянии: ей дана самостоятельность , н о о тняты рычаги у пр авления. Приватизиро ванные пре д прия тия , нах о дящиеся на террито- : рии администрации , о т нее откачнулись , они ■ з аняты своими пробле мами , и воз действовать : на них для решения задач территории сложно. ■ Зато нужды людей , раб о тающих на этих пре д прия тиях , в се больше перекл адываются на пле чи местной администрации. Будь де п утатский кор п ус , он мог бы с проси ть сруководителя: «А что ты , Иван Иван ови ч , с делал для террито- ! рии , г де дымит твой завод?» И Иван Ивано- ^ ВИЧ вынужден был бы по мочь территории , г де живут его рабочие. А сегодня местная админис трация должна сама решать все во просы жиз необеспе чения , чт о о чень не прос то. Развити е ин фраструктуры , рем он т и содержание жилья , соци ально-культурных объектов — все на на ших пле чах. Обес пе чение то пливо м , в о дой , т орговое обсл уживание и так далее — тоже наша забота. Зато штат и бюджет — более чем скромные. Вот и не знаешь порой , чт о о тве тить , ког да прихо дит к тебе человек со своей просьбой , И ра д бы по мочь , да нечем. Думаю , ког да закон всту пи т в силу , — а я искренне бл агодарен областному Собранию за его разработку ,— т о возрож дение де п утатско го кор п уса принесе т большую и реальную польз у нашему селу. Говорю так еще и по то му , чт о опы т работы в администрации , а пре - . жде — в ис полко ме имею большой. Де п утаты . были надежной о порой , и , думаю , та ки ми б у - . дут и вновь избранные согласно закону. ; Закон даст нам реальные возможности- с пр авиться с трудными , в опрос ами. К при ме ру , сей час пре д прия тия пере дают на баланс ад министраций социально-бытовые объекты. Но | у нас нет служб , ко торые будут по ддерживать их в надлежащем состоянии. Надеюсь , з акон , п озволи т в рамках местного бюджета такие . службы создать. " Бюджет , а вернее, е го кр айняя ограничен- , н ос ть — сегодня пос тоянная боль местных ад министраций. Вот у нас на территории две школы на 2 ,5 ты ся чи школьников , детсад на 90 мест. И ежедневно встает во прос: «А к ак их со держать?» Как организовать детям поез дку в музей , г де взять транс пор т для экскурсии по ис торическим местам? Согласитесь: вос пи тание по драстающего поколения — о дна из главных наших задач. И о пя ть я надеюсь на то , чт о пре дусмотренное законо проек том обес пе чение минимальных бюджетных по требностей , со з дание целевых фондов по может сделать про бле му менее острой. К сожалению , сей час мы можем выражать именно надежду , а не уверен ность , чт о з аложенный в документ принцип минимальной достаточности бюджета посл у жит стабилизации финансового положения администраций. Ну , а к ак он будет осущес твляться на пр актике , п ок ажет время. — И заключительный вопрос снова к вам, Юрий Иванович. Теперь как к заместителю председателя областного Собрания депутатов. Если завтра депутаты примут закон об органи зации местного самоуправления, то в какие сро ки и как будут реформироваться местные орга ны власти в Липецкой области? Ю .И . АЛТУХОВ: В перв ую очередь пре дстоит сделать очень многое по р азработке и приня тию уставов му ници п альных образований , т о ес ть районов и городов. В них будут о пре делены границы и состав образования , в опросы местного значе ния , о тносящиеся к ведению муници п ального образования. Затем будут прове дены выборы сельских глав администраций и де п утатов: в сельских Советах и в районах и городах облас ти. Как известно , выб оры гл ав администраций районов и города Ельца мы провели чуть рань ше , в мае эт ого го да. Выборами де п утатского кор п уса муници п альных образований в области будут сформи рованы пре дставительная и ис полни тельная ветви власти. . В пере ди и выборы де п утатов Ли пецкого об л астного Собрания де п утатов , срок полно мо чий которого , к ак известно , опре делен в два года. В связи с прове дением этих важных для об ласти поли тических кам п аний законодательно- | му Собранию пре дстоит про делать , не б оюсь | сказать этого , колосс альную работу. По нашим I расчетам , в бл иж айшее время необходимо при- | нять около двух десятков законов , чт обы обес- 1 пе чить их законодательную базу. ! Так , уже по дготовлен для рассмотрения в комитетах и комиссиях областного Собрания законо проек т «Об основах государственной службы в Ли пецкой обл асти» , напрям ую свя занный с приня тием федерального и областно- : го законов об основных принцип ах организа- ' ции местного самоу пр авления. | Но в заключение я вновь вынужден гово- ; рить о том , чт о Федеральному Собранию край- | не необходимо приня ть фундаментальный , на м ой взгля д , з акон о разграничении полно мо чий и пре дметов ведения между Федерацией и субъектами Федерации. До сих пор не по д пи с ан прези дентом и приня тый ГосДумой закон об общих принцип ах организации государ ственной власти в субъекте Федерации , ко то рой должен четко о пре делять статус законода тельной и ис полни тельной власти. Так что в пе ре ди у де п утатов российского п арламента и областного Собрания де п утатов , та к ск азать , ш ирокий фронт работы. «Круглый стол» вели Олег СОКОЛОВ, Александр ЦАРИК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz