Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
э т о т з а п а х а н т о н о в с к и х я б л о к . . . 9 сентября 1995 г. в е ч н о е и в р е м е н н о е , б л и з к о е и д а л е к о е . . . № 180 (994) у г А С У ш и ч а О дно из наиболее силь ных и волнующих пережи в аний ис пы тываю я , е сли прихо ^^ится оказаться , в бывшей дворянской усадь бе. Тут по -особо м у чув ствуется , думается , мечта ет ся . Причем речь идет не о просл авленных и богатых у с а д ь б а х р о д о в и ты х и знатных аристократов , а о с те пны х и пол усте пны х и меньях по местных рус ских дворян , сословия , не ког да составлявшего ста новой хребет государства р о с с и й с ко г о . Г орька их участь; редко-редко одо лели они время и смуты лю д с ко й п ере м енч и во й жизни. Чаще на месте по мещичьей усадьбы густе ет бурьян , сквозь ко торый розовеют осколки красно го кир пи ча — остатки дома , еще з аме тен за р о сш и й муравой вал вокруг быв шего сада , сп уск к речке или к чаще , давно высо хшему пр уду. И не пре мен но кустится сирень , верная с п у тн и ца и пе чальница дворянских заброшенных гнезд... Г лавная , п ож а л уй , ель в олн ует и пе чалит: ,есь, на месте разорен ного дворянского гнезда , ког да-то закончилась исто рическая драма не только дворянства России , н о и , преж де всего , крес тьянст ва. Здесь были разрубле ны тугие узлы , в ко торых — вековое про тиворечие и вековая кровная связь . Громя и разоряя усадьбы (не столько , м оже т быть , в 1905 го ду , сколько в эпо х альном 1917-м) , крес ть янская Россия св ерш ала З а м е т к и л и т е р а т о р а - к р а е в е д а и вас , и в ас , дагерроти пы . Черты давно поблекших лиц . И сумрак от столетней ли пы , И скрип прогнивших половиц . Это стихотворение на пис а но Буниным в 1905 году , ког да по всей России по лыхали пом ещи чьи усадь бы. Гибли в огне Патерики и волюмы Г у ттенбер га , д р е в н е р у с с ки е иконы и скуль п туры , к артины Тро- пинин а и рисунки Фра го нара... Но не только по то му появился э тот бунин ский шедевр: в нем — куль турно -историческая пре е мственность , уходящая корнями в золотой век д в о р я н с тв а — «ось - мнадцатый Екатери ны», в « Званку» Дер жавина: светлы. В этом — залог бе с см е р ти я . Б унинское «лекарство для души» не обходимо многим и мно гим , ве дь'Составлено оно из «любви и радости бы тия» , с такой щедростью и жизнеутверждающей си лой , сли тои с каждой стро кой пис ателя... Откуда оно у него — благодатное чувство жиз ни? Убеж ден : не будь этих , з а- б р о ш е н - сеевич мучительно пере жив ал п о терю Родины . Н е т , не с только , м оже т быть , тер з ал душу своей удаленностью от прос то ров России , сколько о т осознания страшной дей ствительности: той «небес ной России» , т ого к ультур н о -д у х о в н о г о п р о - муарной книге «Отраже ния» по дчеркнула эту осо бенность: «Было у него и проникновение , и оз аре ние другого мира , к ак сви детельствуют многие его страницы...» Сколько раз п амятью и воображением возвращал ся он в родные места? ных п о л е ту звезду , чт о к ачалася в темной воде Под кривою ракитой в заглохшем саду , — Огонек , до рассвета мерцавший в пр уде. То селенье , г де шли молодые года , Я теперь в небе с ах не найду. В старый дом , г де я первые песни сл агал , Где я счастья и радости в юности ждал , т е перь ОН НЕ БЫЛ СЧАСТЛИВ И ПОНЯТ... Быть может^ подл ин н ое открытие Бун ин а у н а с ещ е вп ер ед и ? В о т и п р и б л и з и л а с ь е щ е о д н а д а т а . И в н о в ь 1ЛУС эф ире Златая пл авала луна... Сквозь окна дом мой озаряла И п алевым своим лучом Златые стекла рисовала На лаковом пол у моем... самосуд и над собой... В обэшще приня тую поли тическую схему происше д шее , е сли в думаться , не вт иснешь . Не все так про с то на земле... Помещичий быт д в о рянства , да и само сосло вие — н е о тд е лим ы от крестьянской России. Они ^[ьво площение е диного на- ^■онально -духовно го тела народа. Язык , мел ос , ф и лосо фия в категориях «до бра» и «зла» — все^то при- тало и ф о рм й ^в а ло кулв'-" туру русского дворянства , а ш ире — р усской цивили зации. Б с 50лее того (Иван Алек сеевич Бунин пря мо утвер ждал это): в жилах дворян и крестьян , чаще в сего , б ил ась одна кровь... Вся великая русская ли тература XIX века вышла из дворянских усадеб. Но при э том не забудем — за во ротами их мощно рокотал и бурлил океан крестьянс кой Рс ^оссии: страдающей и пр азднующей , плач ущей и поющей . И если бы ухо ба рина было глухо к звуча нию этого словесного оке ана , е сли бы е го душа была бестре пе тно неот зывчива , т о о ткуда бы мог ли появи ться Пуш кин и Ф ет , Т ур генев и Бунин^ Ли пецк ая земля — ко лыбель и хранительница б о г а те йш и х куль турны х традиций. Из многовеково го к уль тур о ло г и ч е с ко г о слоя ее произросли и ме на , сос тавляющие славу России. И, е с тественно , мы должны знать и по м нить те места , к уда Гос по дь бросил благодатные лучи и земля ответила рос сы пью великих и мен и ве ликих деяний. Это — Урусово Анны Бу ниной , С ем ен о в а -Т янь - Шанского , Кр опо ткина; это Трубетчино князей Василь- чиковых , Лотарево (Коро- бовка) Вяземских , Гал и чья Гора Бехтеевых , К онь-Ко ло дезь Сенявиных , Ст оро жевое (Полибино) Нечае вых-Мальцевых , Кр опо тов- ка Л ермонтова , Николь- ^?№еЛерлигррева^ , Хруще- во’ пришвин а , К ореневщи- но П ушкиных.. И особая , сер дечная моя привяз анность к бу нинским отчинам , колыбе ли и звез де неугасимой пе чальной и светлой бу нинской души.' Бутырки , Камен к а , Озерки , Гл о тово (Васильевское) , Огневк а... Тут на ср е д о кр е с т ь е по дсте пной России и ро дился он , гений р усской литературы. Тут сформи ровались не пов торимый и особый строй его души , м ировоззрение , э с тетика и философия — все то , чт о вопло тилось затем в бес- м ы в с п о м и н а е м и ч е с т в у е м ч е л о в е к а , к о т о р о м у т е п е р ь э т о у ж е с о в с е м н е н уж н о . П р и ж и з н и он н е б ы л с ч а с т л и в и п о н я т . Сл и ш к о м у ж о с т р о ч у в с т в о в а л т р а г и ч е с к и е и з л о м ы ч е л о в е ч е ск о й д у ш и , о щ у щ а л п р и б л и ж е н и е т у п и к а , в к о т о р ы й с т р е м и т е л ь н о в л е к Ро с с и ю н е у м о л и м ы й х о д с о б ы т и й . Г о в о р я т , г е н и й и п р о в и д е н и е — д в е с т о р о н ы о д н о й м е д а л и . Он м н о г о е п р е д в и д е л , с у м е л п р и п о д н я т ь ся н а д с в о е й э п о х о й , со х р а н и т ь в с е л у ч ш е е и з б е з в о з в р а т н о у х о д я щ е г о и п о д а р и т ь н ам , п о т о м к а м , п е р е б р о с и в и с к у с н о с о з д а н н ы й и м в р е м е н н о й м о с т . М о с т в с е г о д н я . В з а в т р а . В п о с л е з а в т р а . . . Сегодня ему было бы больно видеть пос тав ленную на колени Россию и народ , до п устивший это , не с умевший пре дотвратить беду. Бунин , со- с м ^ т н ы х творениях. В^о 5 т , кс та ти , з амеча - 5трс его жены Веры Николаев ны А.К. Бабореко извес тному буниноведу(27 фев- .раля 1961 года): «...Иван Алексеевич любил не толь ко приро ду , н о и р усскую деревню , к ак бы он о ней ни пис ал , л юбил и чувство вал глубоко душу велико русского народа...» К книгам Бунина тянет , их пос тоянно хочется пере читывать , о ткрывая все но вые и новые красоты и тай ны , они живо творящ и и I |у|.^|с:;пс7с» п л • Чайковский и Рахманинов? Да , Есенин вышел из крес тьянской избы. Но не легкий ли про филь Тать яны Лариной высвечивает ся сквозь дивные строки «Анны Снегиной»? И не тургеневские ли «барыш ни» изживали свою судьбу в трагические десятилетия XX века? А вс по мним восторжен но-удивленное восклица ние Горького после про- = чтения «Антоновских яб лок» Бунина: «А еще боль шое с п асибо за «Яблоки». ‘ Это хорошо. Тут Иван Бу нин как молодой бог с пел . ’ Красиво , со чно , кр ужев- ? но. Нет , х орошо , ког да \ приро да создает челове ка д в о р я н и н о м , х о р о шо !..» Усадебная жизнь была про тиворечива , п осколь к у экономическая основа ее все-таки складывалась из тр уд а и с тр а д а н и й крестьян. Но ведь и все мирная слава р у с с ко й культуры чего-то значи ла? А она формировалась здесь , сре дь российских полей , на сле дственных пре даний , л иповых аллей и родовой п амяти. Здесь , в усадьбах , п олных поэ зии , кр асоты и очарова ния , ко торые так проник новенно чувствовал и ко торыми так дорожил Иван Алексеевич Бунин: Люблю цветные стекла окон И сумрак от столетних ли п . Звенящей люстры серый кокон И -юловиц прогнивших скрип . . ' " > :;е!|Сный ■.инный за п ах. Из Шифоньеров и от книг В стеклянных невысоких шка п ах. в у ю г л уш ь р у с с к и х д е р е в е н е к — этих Каменок и Бу ты рок , не б удь этой за с н еж е н н о й равнины с трескучими морозами , со снег ами по д самую крышу , эт их х мурых осенних рас светов , эт ой пе чальной зари сквозь обнаженные ветви деревьев , не б удь этого мреющего зноя , эт о го серебрис того блеска и сияния пол уденных с о лнечных лучей над океаном вызревающих хлебов , — не был о бы и Б унина... Да , собс твенно говоря , в се творчество пис ателя произросло из г устого чер ноземья Погдбте пын; г де вы пл а в или с ь п о д ли нн о р у с с к и й я зы к , б о г а тая красками , ин тонациями , обр азностью , выра зи тель ностью , ле г ко с тью , не ж н о с тью и б е с п ощ а д ностью крестьянско-дво- § янская речь. Отсюда — и унинская удивительная отзывчивость , « к амертон- ность» к другим языкам и наречьям. В 1931 году в Грассе (Франция) Бунин говорил Галине Кузнецовой , пр о чтя новый свой рассказ «Аг лая»: «...И это во мне есть! Ведь я русский , и во мне есть и то и это!... Я ведь чуть где побыв ал , н юхн ул — сейчас дух страны , на р о да по чуял...» Изгнанье обострило все чувства — до страдальческой про све тленности. «Ис пы тания , выпавш ие на долю этих из- г н а н н и ко в , еще б олее обос трили их чувства , с де лали их талант более зре лым , и нос тальгия по и с чезнувшим далям возвы сила их души. Они пис али лучше , чем ког да-либо...» (Анри Труайя). В эмиграции , особенно в первые го ды , Иван Але к- н е в е р - н усь , н иког да , н иког да. (1891 год). с тр а н с тв а , пр ос тертого в глубь деся ти веков , чт о и меновалось р у с с ко й ци вили заци е й , б ольше не т. И не будет. Хлябь , ха ос — ц арство Сатаны , Г убящего сле пой с тихией. И вот дохнул он над Росси ей , В осс тал на Божий строй и „ л а д - И скрыл п учиной окаянной Великий и священный , ’ Гра д , ПетрбКл и П ушкиным созданный... (1925 год). Сколько тр о п и нок и доро г ИС ХО /1ИЛ он мысленно по о тчей , п оки н утой земле , там, г де «сла гал свой первый с тих»? Он знал , он ви дел , он пони мал , чт о: Зарос кра пивой и б урь? Мой отчий дом. Ж^ «И весна , и соловьи . Глотово — как все это да леко и навеки кончено ! Если даже и о пя ть там буду , т о к акой это ужас! Могила всего прошлого ! А перв ая весна с Юлием — Круглое , соловьи , вечера, пр ог улки по большой до роге! Первая зима с ним в Озерках , м орозы , л унные ночи... А в про чем — зачем я пиш у все это? Чему это по могает? Все обман , об ман» , — в м уках изнываю щего от тоски сердца пи с ал он в Париже в 1922 году , немн ого о тойдя от физических тягот скиталь ческого исхода из России. Моральны е с традания ис пепеляли душу и до таких , к а к ви^ 1 им , обре ченны х мыслей... То , чт о Б унин был вели чайший реалист , ощ утив ший мир намного ярче и полнее других , со мнений не вызывает. Но было в нем и нечто особенное — прови дческий дар... Зина ида Шаховская в своей ме- эьяном (иви мечтой , Надеждами , с амообманом! А дни прохо дят чередой , Ве дут свой круг ;^ однооф аё> ^ гй . Не отсту п ая ни на миг От пожел тевших , пыльных книг Д а от вестей о безобразной , Несчастной , п о длой жизни там , Г де по ро дным , свя тым местам^^ На ниве тучной и обильной И по моим былым следам Черто полох р астет могильный. (1922 год). Но в мистическом про с транстве их жизнь про должается. Тот , к то хочет увидеть ее , ощ ^и ть не по в торимый аромат старины , Р оссии дедов и пр адедов наших , — м оже т это сде лать. С по мощью книг Бу нина. Побывав на его ро дине — в селах Измалков- ско го и Становлянского районов Ли пецкой обл ас ти. Не все они сохрани лись: нет Бутырок , Камен ки . Но есть Огневка , Озер ки , Гл о тово... И сияет над ними заветная бунинская звезда — неугасимая лам п ада п амяти над той жизнью , на д той Росси ей , чт о о тликовала и от пе чали- лась на светлой и грешной этой земле. Над Росси ей Б унинской... Кто знает , не тайн ое ли веление пис ателя влечет прой тись «по былы м сле дам» его? Как никто дру гой , Б унин щедро оставил великое множество при мет былой жизни , своего пре быв ания средь всхолмлен ных полей н ашего края. И прой тись там , г де некогда жил , тв орил и с традал он , с чувством сердечного уз навания (вот великая сила по длинного искусства!) — что может быть прекр ас ней? ...На местах бунинских усадеб — «трава забвенья». Сбылось то , чт о прозрев ал он , двадцатилетний юно ша , с толетие назад: Где ты , звез да моя заветная. Венец небесной красоты? Очарованье безответное Снегов и лунной высоты? Где вы, ски тания полно чные В равнинах светлых и нагих , на дежды , думы не поро чные И радость вымыслов моих? Пылай , игр аи стоцветнои силою. Неугасимая звезда. Над дальнею моей могилою. Забытой Богом навсегда! (1922 год). В л а д и м и р П ЕТ РО В . I V ЖИЗН Ь ВСЕМ ВЕКАМ И СТРАВАМ... Т1 Ввтдже СЕМЬт вльчаи в ГВеТВВ ЕВ ВЕВВ ВЙВВВТЫ гвствврввмвв встрвчавт мдзвй Квавв Алвкеввввчв Бдвввв - - здавшии целую галерею прекр асных и самобыт ных образов героев и героинь , в сег да отмечал роковую шаткость русского национального ха рактера: «Народ сам сказал про себя: из н ас , к ак из древа , — и дубина , и икон а , — в з ависи мости от обстоятельств , к то это древо обраба тывает; Сергий Радон ежский или Е мелька Пуга чев. Если бы я эту «икону» , эт у Русь н е любил , не в и дал , из-з а чего бы я так сходил с ума все эти годы , из-з а чего страдал так не прерывно , та к люто », — призн авался Иван Алексеевич. Да , он любил Рос сию и русски й н арод , н о любил не слепо . Далекий от идеализации народа , был объек тивен , н о не холо ден. В годы , ког да всех захватила разрушительная революционная волна , он пис ал о темных'аллеях , совсе м не вовремя пригл ашал читателей погр устить о вечном , уходящем. Его обвиняли в п ассивности , в с таромодности и бегстве от злобы дня , а он прос то боялся крови , ра зр ушения. Простоту , е с тественность и органичность — вот что ценил Бунин в человеке преж де всего. В «Дерев не» и «Суходоле» , «Ж изни Арсеньев а»и «Окаянных днях» — эта мысль прис утствует по чти во всех его произве дениях. Пассивные созерцатели , ра с творя ющиеся в приро де , — л ишь они безболезненно вхо дят в вечный приро дный круг , ко торый сам по себе уже органичен и целостен. Мужики , мы слящие рево люционно , б унтари отталкивали пис ателя. Наверное , он ин туитивно чувствовал , чт о и менно им пре дстоит сломать не только отжившее и ненужное , н о и то , ч то надо сберечь. Время пок азало , чт о Б унин , ко торый с таким трудом в писыв ался в собственную э пох у , ок а зался пр ав. Разрушит ельн ая волн а,' пр ок атившаяся по России во имя высоко й и деи , перемешала в се — высокое и низкое , ценн ое и сл учайное. Так случи лось тогда , в начале ве к а. Но разве не то же самое происхо дит с нами и сейчас , сего дня? Разв е гро м- кие-слрвааи красивые обряды не маскирую.т<«ана(х туЮ 'Духртое о п устошение , ожес точение современ ного чёловёка? ' ’ О'"- Да , эт о т мир несовершенен. А человек — частица этого мира. И все-таки человек у Бунина — тайна , ем у свойственна какая-то недоговоренность. Почему именно сейчас нас так тянет к чистому , доброму ис кусству? Нас , выр осших в эпох у самых дерзких тече ний и на пр авлений , на учившихся пони мать идеи ку бизма и абстракционизма , на дрывный крик Маяков ского и обезжизненный мир Пикассо? Ув ы, с тремле ние модернистов разъять внутренний мир человека , ра зложи ть по поло чкам все его мысли и чувства — тоже следствие саморазрушения , уничтожения чего- то светлого и по таенного. Бунин боролся с модными на пр авлениями в искусстве. Чтобы поня ть истину , чел овек должен возродить преж де всего собствен ную душу , объе динить в себе все лучшее. Писателя обвиняли в эстетизме. Но он вос прини мал мир как красоту. Его мироощущение было , м оже т быт ь, даже чрез мерно трагичным. Жизнь сера , о днообразна. Но в ней есть место этой самой красоте. Вот только проявля е тся красота человеческой души в особых ситуаци ях. Именно поэ тому пис ателя интересовал человек лишь в моменты максимального на пряжения всех его духовных и физических сил. Бес пощ адна жизненная кривая. Взлет , м гновения свобо дного п арения и... п а дения. Чем выше эмоциональный по дъем его геро ев , тем сильнее и неизбежнее боль утраты , ощ уще ние п устоты. Пережив прекр асные , с частливые мо менты , гибн ут его любимые герои. Гибнут или ока зываются в полной п устоте. Где же выход? Сейчас многие исследователи твор чества Бунина ищут его , и к аждый по-свое му истол ковывает , оценив ает пре дложенный пис ателем путь. Кто-то видит его в воз вр ащении к первоосно- в этих залах все дышит атмосферой бунинской эпохи, бунинской ж изни. Ф ото Сергея ТРУБИЦЫНА. Где рядом Сю и Патерик. Л ю ' 1 блю их синие странички. Их четкий шрифт , пр ос той набор , И серебро икон в божни чке И в горке матовый фарфор. Доро га к нему лежит вдоль тихой старинной улоч ки с деревянными домами в кружевных наличниках. Весной они уто п ают в цветущих садах , а осенью ма нят ароматом антоновских яблок. Сюда особенно тянет по гожи м октябрьским днем (это месяц , ког да родился наш славный земляк). Д о носится издалека величественная мелодия колоколь ного звона , пр изыв ающая к милосердию и пок ая нию. И по доро ге невольно вс по минаются бунин ские стро ки п 1эо остро дрожащ ие звезды , исхлес тывающий небесный свод молнии , пр о жнивье по д лунным светом . Они особенно отчетливо встают в п амяти , ко г да перес ту п аешь поро г музея , г де все дыш ит атмосферой бунинско го времени , г де поп а даеш ь из суетности дня в мир покоя и г армонии . «И вместо слов: «Который час?» здесь слышится : «Ко торый век?» ...Заботами работников музея , б униноведов и про с то поклонников таланта великого пис ателя восста новлен быт , окр ужавший будущего пис ателя во вре мя его учебы в гимназии и в годы , ког да Иван Бунин приезж ал в Елец. Более тысячи экс пон атов выставлено в залах му зея , н о поиск новых материалов , документов не пре кр ащается. Есть надежда пол учить по длинник пись ма Бунина Гребенщикову — е го обещают коллеги с Алтая. А из Орла пос ту пили ксерокопии произве де ний Бунина за 1883—1886 годы — они пополнили э к спо зицию ко мнаты гимназиста ^ н и н а . Вновь откликнулся Валентин Л авров , авт ор ро ма на -хроники «Холодная осень» о годах эмиграции Бу нина. Он по дарил новую свою кни гу «Катастрофа». Неожиданное открытие принесли з аметки кни голю бов « Р е дкие находки» , г де рассказывается об ав тографах Бунина , а дресованных А. Герману , пр иво дится переписк а между ними. А в первые э ти факты были о п убликованы в 1914 году в журнале « Русская мысль». О н аходках , впечатлен иях , н овых о ткрытиях и про с то о своем вос прия тии мира Бунина в эти пр аз дничные дни в Ельце говорят многие. Е стественно ,: и в о ткрывшемся при музее зале -лектории , на на уч ных конференциях , на л и тературных уроках , на э к - ; ск урсиях. Десятки людей из разных городов России , ® из других стран приех али на родину мастера , чт обы поклони ться его п амяти , пр икосн уться к его твор честву , ж изни . Жизни , о ко торой сам он пис ал в п у- > тевых очерках: «Жизнь моя — тре пе тное и р а д о с т - ; ное при частие вечному и временному , бл изко му и далекому , в се м векам и странам , ж изни всего быв- ^ шего и сущего на этой земле , л юби мой мною». Тамара ФЕДЮКИНА вам бытия. Кто-то — в обращении к пр авос ла вн о -хр и с ти а н с ким традициям. Безуслов но , п р и с у тс тв уе т в творчестве Бунина и тема греха , в ины и по к аяния. Рв е т с миром , лежащ и м во зле , геро иня «Чис того поне дель ника» , в с тают на п уть самоотверженного , де ятельного добра другие его герои. Покаяние , п о мощь страждущим — в этом усматривал пи с атель не только п уть к личному с п асению каж дого , н о и в к акой-то мере п уть разрешения социальных про тиворе чий , п уть взаимно го прощения , сос традания и сло е ни я друг другу Разв е э то не акту ально? И разве не со временно наследие че ловека , ушедшего без возвратно и оставшего ся с нами навсегда? Н а т ал ь я АЛ ЕК САН Д РО ВА . Н е т в м и р е см е р т и , , н е т г и б е л и Т о м у , ч т о б ы л о , ч е м ж и л к о г д а - т о ! Не т р а з л у к и п о т ер ь , д о к о л е ж и в а М о я д у ш а , м о я Л ю б о в ь и П ам я т ь ! И в ан БУНИН . .&1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz