Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

9 сент ября 1995 г. м астер теа тра не т о л ь ко о теа тре Для тех, кого Господь отметил творческим да- ром, всегда существова- ла единая заповедь: «Как он дышит — так и пи- шет, не стараясь уго ­ дить». Может быть, именно поэтому мы готовы про­ стить нашим духовным кумирам все что угодно, — дуэли, пьянство, любовниц — кроме одного: прислу­ живания власти. Так и хочется сказать: стыдно, гос­ пода, вам-то это зачем понадобилось? Ведь мы и так вас любили и уважали... Но ведь зачем-то понадоби­ лось в свое время Олегу Басилашвили агитировать за «Выбор России», зачем-то понадобилось Эльдару Рязанову после «Иронии судьбы» снимать фильм о том, как президент ест на кзгхне котлеты со сково­ родки, почему-то захотелось Марку Захарову после всех своих тонких и мудрых фильмов пойти совет­ ником по культуре к правителям, которые эту самую культуру целенаправленно уничтожают. Зачем? Как и чем должны определяться отношения между ху ­ дожником и властью? Сегодня на эту тему на стра­ ницах «ЛГ» размышляет главный режиссер Липец­ кого академического театра драмы имени Л. Толсто­ го народный артист России Владимир ПАХОМОВ. одинаковый конец. В случае с Есениным было грубо сработано , и , сего дня уже нет сомнений в том , чт о он убит. В случае с Маяковским уже тоньше , в е го р уку , чт о н азывается , вл ожили пис толет. Хотя поня тно , чт о при чиной гибели такой личности не могла стать не ­ счастная любовь — слиш ком это прос то. Ну , а с Твар ­ довским все было сделано куда как изощренно — че ­ ловека в 60 лет сначала довели до инсульта , а п о том Сильно поле чили и ускорили его кончину. Доказатель ­ ство тому — вся история с «Новым миром» , ког да из- по д поэ та , ре дактора прекр асного , с мелого по тем временам журнала , вын и мали стулья , ког да убирали всех его самых близких соратников . Это убийство было совершено весьма элегантно. И можно взять при мер Анатолия Эфроса — уже совсем филигран ­ ная работа власти. Великий режиссер был угроблен руками даже как бы не-власти , а сор атников , а к те ­ ров. Был сделан искуснейший ход — на пр авить его на Таганку , в театр Любимова. Было учтено все: его самолкзбие , е го сл абости , е го жизненные позиции . Они действовали наверняка , зн ая , чт о он согл асится. — В ы н е п р е у в е л и ч и в а е т е « у м с т в е н н ы е с п о ­ с о б н о с т и » в л а с т и ? — Той — нет. В с пособнос тях этой сомневаюсь , а т ой — не т. Мы ведь судим о власти часто по тем лю ­ дям , ко торые у нас на виду , з абывая , чт о они к уклы , — НТВ пр авильно пок азывает. Мы ведь гораздо по з ­ же узнаем о тех реальных лицах , ко торые вершили наши судьбы. Не Брежнев же разрабатывал пл ан уг - робления Эфроса. Этим людям было выгодно дер- ВламмкрШЯМОй: — Прежде в с е г о , н а д о о т в е т и т ь с е б е н а в о п р о с , ч т о т а к о е х у д о ж н и к и ч т о т а к о е в л а ст ь . За н я т и я х у ­ д о ж е с т в е н н ы м т в о р ч е с т ­ в о м т р е б у ю т п о л н е й ш е й р а с к р е п о щ е н н о с т и и п о л ­ н е й ш е й с в о б о д ы . Вы м о ­ ж е т е в о з р а з и т ь , ч т о и в эп о х у т о т а л и т а р и з м а с о ­ з д а в а л и с ь в ы д а ю щ и е с я п р о и з в е д е н и я . Н о э т о т е с л у ч а и , к о г д а в о п р е к и в н е ш н е м у д а в л е н и ю с о ­ х р а н я л а с ь с в о б о д а в н у т ­ р е н н я я п р и ч е м п л а т а в се г д а б ы л а з а э т о с т р а ш ­ н ая , д а в а л о с ь э т о ц е н о й н е в е р о я т н ы х у си л и й , ц е ­ н ою ж и з н и и н о г д а . Вл а с т ь ж е, д а ж е с а м а я п р о с в е ­ щ е н н ая и б л а г о п р и я т н а я для н а р о д а , — э т о в с е р а в н о н а с и л и е . К о г да Н а ­ п о л е о н а у п р е к н у л и в т о м , ч т о р а д и п р о ц в е т а н и я Ф р а н ц и и о н у г р о б и л д в а м и л л и о н а фр ан ц у з о в , о н о т в е т и л , ч т о ч ел о в е к , н а ­ х о д ящ и й ся у в л а с т и , б ы ­ в а е т в ы н у ж д е н для б л а г а г о су д а р с т в а и д т и н а т а к и е пос ту пки , з а которые прос той смертный пошел бы н а пл аху. Может ли художник приня ть этот пос тулат? Ко ­ нечно , нет. И м оже т ли художник не быть в о ппо зи ­ ции к вл асти со всем ее а пп аратом насилия? Так что конфликт этот изначален и неизбежен , и дело тут не в том , чт о э то о ппозиция х удожника к советской влас ­ ти или к какой -то другой . Просто приро да творчест ­ ва требует свободы , а пр иро да власти требует ж е с ­ то кости и насилия. < 1 ^ — Т о г д а к а к о б ъ я с н и т ь ф е н о м е н з а м е ч а т е л ь ­ н ы х а к т е р о в , р е ж и с с е р о в , п о э т о в , к о т о р ы е с е - ‘1ГОДНЯ в д р у г с т а р а ю т с я с о к р а т и т ь э т о р а с с т о я ­ н и е м е ж д у с о б о й и в л а с т ь ю , к о т о р ы е н а ч и н а ю т з а и г р ы в а т ь с т о й и л и и н о й п о л и т и ч е с к о й с и л о й , п р и ч е м н е в о о р у ж е н н ы м г л а з о м в и д н о , ч т о з а и г ­ р ы в а н и е э т о и д е т в у щ е р б т в о р ч е с т в у . И ч т о э т о т а к о е — и х ж е л а н и е п о п о л ь з о в а т ь с я в л а с т ь ю и л и п о п ы т к а в л а с т и и с п о л ь з о в а т ь и х в с в о и х ц е л я х ? — Когда речь идет о таком замечательном актере и человеке , к ак Алексей Баталов , т о я убеаден , чт о э то е го тянут в поли тические игры. А вообще -то в этом во просе н адо серьезно разобраться. Зачем это нужно власти — совершенно очевидно , т ут все шито б е лы м и н и т к а м и . Э то люди , ко торых любит на ­ род — Алексей Баталов , Эль дар Рязанов , Г овор у ­ хин , Зы кин а. И ставка д е ­ лается на то , чт о н арод не б у д е т п ы т а т ь с я р а з о ­ браться в сути то го или иного поли тического д ви ­ пели н асадить , чт обы не дать реализовать безумные идеи. Ведь я хорошо по мню , к ак тогдашний пре доб- лсовета Дячкин первы м делом заявил , чт о учрежде ­ ния культуры и искусства , ко торые обслуживали ком ­ мунистов , на до закрыть. Вместо одного громоздкого театра надо создать... 12 новых. А если театр и фи ­ лармония хотят существовать , п усть сами себе на ж и зн ь и зарабатывают . Ну , ч ис тый проле ткульт! Так можно ли было в то время о т с иж и в а т ь с я в стороне? Да , мы п о тратили два года своей жизни , я у гро ­ бил здоровье , в к акой-то мере пожер твовал на тот перио д творчеством. Но когда эта ком п ания была убрана и к руководству пришли , на наш в згля д , умные люди , мы ушли из поли тики. Кто -то за это п о л у ч и л к а к у ю - т о д о ­ лжность или еще что-то. Мы с вами нечасто встре ­ чаемся , н о вы ви дите , чт о я сиж у в том же кабине ­ те , у меня как не было , та к и не т машины , дачи. В моем социальном и ма ­ « ПЫЛКИИ РОМАН ХУДОЖНИКА С ОДАСТЫО ЗАКАНЧИОАЕТСЯ РОЖДЕНИЕМ УРОДА...» жения , т ой или инои про ­ гр аммы. Баталов за «Наш дом — Россия» — значит , эт о хорош о , п о тому ка к Гоша из «Москва слезам не верит» за плохое а г и ­ тировать не станет. З р и ­ тель неизбежно ассоциирует героев любимых филь ­ мов с актерами и совершает ошибку. Да , на ивно д у ­ мать , чт о Мих аил Ульянов равен своему герою мар ­ шалу Жукову и сможет руководить военными действи ­ ями в Чечне. Но поли тики наши рассчитывают имен ­ но на такие реакции. Поменьше трезво го анализа и побольше э моций — вот что нужно им на выборах. — В ы п р а в ы , з а ч е м э т о н у ж н о п о л и т и к а м , — я с н о к а к д в а ж д ы д в а . Н о з а ч е м э т о н у ж н о д е я т е ­ л я м и с к у с с т в а ? З а ч е м п о с л е « О б ы к н о в е н н о г о ч у д а » и « У б и т ь д р а к о н а » М а р к у З а х а р о в у п о н а ­ д о б и л о с ь х о ж д е н и е в к о р и д о р ы в л а с т и ? К а к м о г Б у л а т О к у д ж а в а , п и с а в ш и й п р о « к о м и с с а р о в в п ы л ь н ы х ш л е м а х » , с т а т ь в д р у г я р о с т н ы м а п о л о ­ г е т о м р е ф о р м , т а к б о л ь н о у д а р и в ш и х п о н а р о д у Р о с с и и ? — Ну , я с ам слышал , к ак Окуджава по ТВ заявил , чт о ког да он пис ал про ко миссаров , он лг ал и вы пол ­ нял соци альный заказ. Вот так-то . Но во прос э то в целом очень сложный. Мне думается , на до всегда точно о пре делять , з ачем и как идет тот или иной ху ­ дожник в поли тику. Момент искренности и честности тут очень важен. Если на тот перио д он искренне ве ­ рит , чт о свои м авторитетом и своим о пы том он мо ­ жет изменить ситуацию в лучшую сторону , к ак-то по ­ влия ть на нее , т о вре менно я лично готов ему этот альянс прос тить. Тем более , чт о з а годы советской власти у о пре деленной части творческой интеллиген ­ ции создалось ощущение , чт о ус пешно творить , и меть для это го необходимые условия можно , т олько и дя на ком про мисс с властью. Но если говорить по с амо ­ му большому счету , т о э то нереально , п о тому что обмануть , перех и трить свою приро ду и самого себя художнику не удастся. И все равно этот «любовный альянс» с властью кончается рождением урода , чт о мы и видели , и ви дим. Все равно художник , п опробо ­ в ав этой жизни , л ибо превр ащается в дерьмо , л ибо б унтует про тив этих отношений , и то гда все заканчи ­ вается трагедией . Когда власть пони мает , чт о ее пре ­ дали , он а мстит , впл о ть до уничтожения. В разные времена это делалось по -р азному : ко гда -то грубо и откровенно , ко г да -то изящно и ис по дволь. Мне очень интересно , чт о вы и менно сегодня об ­ ратились к этой теме и пришли и менно ко мне , п о то ­ му что вот пере до мной на столе лежит пьесщ к пос ­ тановке которой мы сейчас прис ту п аем , — «П осле д ­ няя любовь Маяковского». Это перв ая работа из за ­ думанного нами большого цикла как раз на ту тему , о ко торой мы с вами сейчас беседуем , — х удожник и власть. На при мере нескольких больших поэ тов р о с ­ сийских 20 века — Маяковского , Есенин а и Твардов ­ ско го — мы пы таемся разобраться в этой пробле ме. Свой цикл мы условно назвали «Поэт в России боль ­ ш е , чем п оэ т». Как видите , тр и р азные личности , н о Помень ше тре зво го ана лиза и п о б ольше эмоций — вот что нуж но по литикам на выб ор ах . Ради это го они пыт аютс я исполь зовать та лан т мастеров сце н ы и экрана . ж ать у власти куклу. Как и сейчас , кс тати. Есть имидж прези дента — этакий рубаха- п арень не пре дсказуе ­ мый. Но это для того , чт обы по трафить народу , п о то ­ му что ведь очень прия тно , ког да ты пьешь — и он тоже. Ты матерщинник — и он тоже. И не думайте , чт о э то так случайно. Не может стоять во главе стра ­ ны , к ак к нему ни относись , Гай дар — человек , ко то ­ рый знает слово «отнюдь» , не м оже т у пр авлять Рос ­ си ей , е го ник то не изберет , эт о я в ам гарантирую. Ни один интеллигентный человек на ближайшие сто лет прези дентом России н е б удет. Знание иностранных языков ему не прос тят , а пьян с тво прос тят — это на ­ зывается «социально свой». — Но м ы сле г ка ушли от темы... — Ушли , х о тя главную мысль не по теряли: тесные взаимоотношения художника с властью , к ак пр ави ­ ло , з аканчиваются в России траг е дией или даже г и ­ белью художника. — Но все гд а ли? — Для настоящего художника — да. О ненастоя ­ щих и говорить не стоит — с ними все ясно. Но я еще раз пов торю: всегда смотрите , сколь искренни были те , к то в тот или иной перио д пошли в поли тику. — Так ведь ка хадый ск аж ет, что он был ис­ кренен ... — Судите их по делам их , а не п о слов ам . Ни один из прише дших сей ­ час в п арламент или пре ­ з и д е н т с к и е с т р у к т у р ы ничего не сделал хотя бы для своих собратьев — ни р у б л я не п р и б а в и л зар пл аты деятелям куль ­ туры и искусства , не реа ­ л изов ал ни одного проек ­ та в этой сфере. То есть хождение во власть и с ­ пользов алось в личных , корыс тных целях: не прерыв ­ ные поез дки за границу , дотации своёму театру , д о ­ сту п н а телеэкраны. Вот что стыдно! И ведь это не ­ возможно скрыть. Ведь только сле пой не увидит свя ­ зи между фильмом Рязанова о пр ези денте с котле ­ той и наиболее удобным экранным временем для его теле пере дач . М о г^ ли я повери ть в чистоту по мыс ­ лов режиссера Марка Захарова? Я же отлично по м ­ ню , к ак он за неделю всту пил в п артию и тут же пол у ­ чил т е а т р Л е н и н с к о г о комсомола . Я по мню , с к аким у поение м он ста ­ вил на своей сцене с пе к ­ такли о Л енине , о рево ­ люции . Он ставил «Дик ­ та ту р у со в е с ти » уж е в годы перес тройки , ког да н и к то не за с та в ля л . И вдруг этот человек пере д телекамерой на глазах у всей страны сжигает свои п артбилет. Как прик аже ­ те пони мать? Сменилось на пр авление поли тичес ­ ко г о ветра? Именно он начинает та к рьяно тр е ­ бовать вынести тело Л е ­ нина из Мавзолея — и это после всех своих спек так ­ лей! А сегодня? Я уже неоднократно слышал , к ак он сокрушается по пово ду своего «необдуманного» пос ­ ту пк а с п артбилетом. Не по тому ли , чт о возникл а ве ­ роятность того , чт о в б удущем п арламенте большин ­ ство пол учат коммунисты? Остается проци тировать фразу из старого анекдота — наш доро гой Марк Ана ­ тольевич колеблется вместе с генеральной линией. — Но в на чале беседы вы сказали, ч то быва­ ю т ситуации, ког да в ы го тов ы оп равда ть « х ож­ дение» ху дожника в по ли тику... — Мы с вами все говорим в масштабах России , а мне бы х о телось немного коснуться при мера нашей области , ко торая по мнит в своем недавнем прошло м , к ак я это называю , «наше с твие татаро-монгол». Вы пони маете , чт о я и мею в виду небольшой перио д пр авления у нас псев додемократов. Сегодня это вро ­ де бы даже смешно вс по минать. Но ведь тогда они пришли не прос то так , они пришли р уководить людь ­ ми , решать с удьбы. И то , чт о они пре длагали в своем революционном порыве , — эт о же был а дикость ! И не пой ти то гда с ними бороться было бы , на м ой взгля д , бе знр авственно. И тогда был создан област ­ ной совет по к ультуре и искусству , ко торый я и воз ­ главляю. И мы очень долго и пло дотворно боролись за то , чт обы убрать странные кадры , ко торые они у с ­ ее Ко гд а вла сть понимает, что предали, она мстит вп л оть до унич­ тожени я. О б э том свидете льс твуют тр а гедии трех ве личай ших русских поэто в XX века — Есенина, Маяков­ ского, Твардовского. свобода не равно безнравственности №180 (994) г о и в к а х е д о м д о м е , с в о е г о р о д а с е м е й н о й б и б ­ л и е й , ч т о к н и г у э т у д о л ж н а п р о ч е с т ь к ах едая 1 6 - л е т н я я д е в о ч к а . Э д а к а я к р а с и в а я , э м о ц и о н а л ь ­ н а я и в о з в ы ш е н н а я п р о п о в е д ь . . . с а д и з м а . М е н я н е в о л н у е т « о к р а ск а » Ро м а н а В и к т ю к а — э т о е г о л и ч н ы е п р о б л е м ы и л и р а д о с т и . М е н я в о л н у е т д р у г о е : г д е о т в е т с т в е н н о с т ь х у д о ж н и к а п е р е д з р и т е л е м ? А е с л и п о д ­ р о с т к и , н а ч и т а в ш и с ь д е С а д а , п о б е г у т в о с ­ п р о и з в о д и т ь е г о и з о ­ щ р е н н ы е и з д е в а т е л ь ­ с т в а ? И м о ж н о л и д о ­ п у с к а т ь т а к у ю с в о б о д у х у д о ж н и к а ? И з а н е е л и н а м р а т о в а т ь ? — Свобода в личной жизни художнику необхо ­ дима для того , чт обы по ­ л учить тв о р ч е с ки й и м ­ п ульс. Но когда речь идет о свободе творчества , т о общес тво не должно поз ­ воля ть того , чт о сей час позволили Роману Ви к ­ тюку. Маяковски й жил в се мье Бриков , и было не ­ поня тно , к то же муж.Лили Брик — Иосиф или Воло ­ дя , они в троем жили , а п о том еще присое дини ­ лась Полонская. Но где вы найдете в творчестве или п убличных высту пле ­ ниях М аяковского проп а ­ ганду такой любви? Л ор ­ ка был гом о се к с уа ли с ­ том , н о г де вы найдете вос пев ание этого в его стихах? Д о с то е в с ки й , г о ­ воря т (очень бы хотелось в это все-таки не верить) , ра звр ащал малолетних , н о в свое м творчестве он клеймит поро чные нача ­ ла человека. Я до п ускаю , чт о Вик тюку для творчес ­ кого им п ульса нужны от ­ ношения с мальчиками. Но только какое пр аво имеют он и власть переноси ть эту его лабораторию , пр и чем не самую нравствен ­ ную и чистую с точки зрения общественного идеала , на сцен у , на э кр ан , пр оп агандировать и тиражиро ­ вать в высту плениях? И ве дь мало того. Сейчас ис ­ кусственно этот вид творчества ставится в при мер другим , з а это дают награды , прем ии , пр ис уждают звания. У Виктюка «театр голубых»? Да , н о и менно он сегодня в России р ежиссер но мер один. И у молодых не только зрителей , н о и х удожников извращенность утверждается как идеал творческий , к ак то , чт о н уж ­ но сегодня. — В ы х о т и т е с к а з а т ь , ч т о в э т о м з а и н т е р е с о ­ в а н а в л а с т ь ? — Естественнр. Для того , чт обы р азвратить недод , л иши ть его после дних нравственных идеалов. Ведь не надо п утать идеалы коммунизма с их маразмати ­ ческим во площение м. По большому счету ничего бо ­ лее высокого , чем ко ммунистические идеалы , чел о ­ ве чество не при думало , п оскольк у они пр актичес ­ ки полнос тью сов п адают с идеалами христианства. Вот по чему я не прни маю , к ак те , к то сегедня поно ­ с и т к о м м у н и зм , ;М О Гут идти в церковь и стоять там со свечкой. Если ты христианин — значит , ты не м ожешь не р азделять коммунистические идеа ­ лы. У нас же сегодня все с ног на голову перевер ­ н уто. Но давайте не бу ­ дем п утать идею с соци ­ альным ее во площение м. И давайте не будем п утать личную свободу художни ­ ка с ее творческим во площение м на сцене. А когда мне сегодня навязывают разврат , с макование поро ­ ков , я п они маю: это делается для того , чт обы лиши ть народ его культуры , преврат и ть в манкуртов , а п о том повыго днее про дать , к ак рабочих негров. Это разра ­ ботанный пл ан развращения молодежи. Заметьте: те , к то сегодня занимается серьезной музыкой , театр о м , л и тературой , к то пы тается сохранить основы русской культуры , — те не нах о дят по ддержки у государства. Их творчество объявляется архаикои , вчерашн и м днем. В свое время В.Я. Л акшин сказал , чт о вели ­ чайшей ошибкой Сталина было то , чт о он не выбро ­ сил из школьных прогр амм русскую классическую ли ­ тературу. Потому что благодаря ей сохранилась душа народа. Зато сегодня его душу убивают и калечат не без ус пех а. Да и не так уж сложно превр атить на ­ род в быдло: молодежь уже , не зн ает наших идеалов , а с таршие поколения пос те пенно уходят. — И в с е - т а к и : о т ч е г о б ы в а м х о т е л о с ь п р е д ­ о с т е р е ч ь л ю д е й н а к а н у н е п р е д с т о я щ и х в ы б о ­ р о в ? — Никогда не ставьте знака равенства между твор ­ чеством ваших любимых актеров и режиссеров и их же общественной и поли тической деятельностью. Как говорят у нас в Одессе — это две большие разницы. Коллегам же я хотел бы ' на по мнить вот что: если даже вы пошли в поли ти ­ ку с самыми благими на ­ м ер е н иям и , п о с то янно задавайте себе во прос: «А не пол учаю ли я за это 30 сребреников?» Б е с е д о в а л а Ел е н а Б РЕД И С . териальном положении ни чего не изменилось. Но я выиграл очень много: я не по терял уважения к себе. И пос мотрите , к ак интересно: прошл а п ара лет , и весь август заседает наш совет по к ультуре и искусству. Почему? Да по тому , чт о и к нынешней вл асти у нас есть очень много пре ­ те н зи й и недоуменны х во просов , о ко торых мы не собира€ф1Ся молчать , п о с ко л ь к у И" нынешняя - власть при всех св о и х плюс ах далека от идеала. Я не собираюсь молчать о том , чт о даже при д е ­ м о кр а та х в об ла с тном Совете была комиссия по к у л ь т ^ е , а в сего дняш ­ нем областном Собрании ее нет. Культура ка к-то вы п ала из поля их зр е ­ ния . Я не пони маю , п о чему при сокр ащении адми ­ нистративного а пп арата убирается в перв ую очередь должность человека , з анимавшегося только пробле ­ мами культуры , обр азования. Я говорю не о конкрет ­ ных личностях , а о с амой должности. В конечном ито ­ ге это формирует не только у де п утатов , н о и у наро ­ да ощущение того , чт о к ультура -что-то второсте ­ пенное . И хотим мы того или не хотим , н о при любой вл асти во просы и деологии — не надо бояться этого слова — все равно остаются. Потому что мы должны себе четко пре дставлять , к акое общество хотим пос ­ троить , к акого человека хотим вос пи тать: бандита , рэ ке тира , пр ос титутку? Давайте же разберемся , че го мы хотим достичь. Чтобы каждый зарабатывал в месяц по две тысячи долларов? А зачем? Чтобы ку пи ть побольше ш танов и «сникерсов»? Это что же , я для того и родился , чт обы все ш таны пере мерить и все «сникерсы» с о ­ жрать? А душу-то вы как растить собираетесь , на к а ­ ких идеях и идеалах? Нас пор азил такой факт: даже те так называемые демократы не решились отдать красное здание бывшего « поли теха» на Зегеля ком ­ мерческим структурам. Мы тогда про тестовали , и они приняли решение пере дать его со временем картин ­ ной галерее. А вот те перь с тало возможным выки ­ нуть из его по двалов картины , ко торые там храни ­ лись , и о тдать по д какую-то структуру НЛМК или еще ________________________ кому-то. Да меня не во ­ лнует , на чьем балан се оно н аходилось 30 лет назад , я зн аю , чт о э то здание — п амятник архи ­ тектуры и что по з акону о культуре оно не может быть пере дано в чью-то собственность , пр о дано , п о дарено. При том учти ­ те , чт о в регионе н аша область стоит на после д ­ нем месте по обеспе чен ­ ности жителей учрежде ­ ниями культуры . У нас чего только нет: концер ­ тно го зала нет , з дания филармонии нет , театра | ^ кол нет , к артинной га ­ лереи нет. И вы хотите , чт обы в такой ситуации я молчал и довольствовался тем , чт о н аш театр еще живет более-менее сносно? Но я кровно заинтересован в том , чт обы у нас сохра ­ нялось культурное поле , п о тому что человек , ко то ­ рый ходит в картинную галерею , на концер ты клас ­ сической музыки , непременн о вклю чит в свои цен ­ ности и театр. И, чт обы по дытожить этот во прос , я еще ра з пов торю: если в основе вхождения художни ­ ка в поли тику лежит чистота творческих по мыслов , т о н а какое -то время я прощ аю ему , ког да он , б удучи в России больш е , чем п оэ т , и дет добиваться чего-то. Как пр авило , эт о о чень редко удается. И тогда п уть один — вернуться в свою про фессию. Если ж е ты по ­ нял , чт о искренне з аблуждался и ошибался , т о хо тя бы не о плевыв ай собственные заблуждения. Промол ­ чи , а еще л учше сходи в церковь , син агогу , мечеть и пок айся. Если , коне чно , тебя т уда п устят. — В е р н е м с я к н а ч а л у б е с е д ы . Г о в о р я о к о н ­ ф л и к т е в л а с т и и х у д о ж н и к а , в ы с к а з а л и , ч т о г л а в н о е у с л о в и е т в о р ч е с т в а — э т о п о л н а я с в о ­ б о д а . Ч т о с е г о д н я е е п р е д о с т а в и л и , н о ч т о м ы в и д и м ? В т е ч е н и е п о л у ч а с а р е ж и с с е р Ро м а н В и к т ю к п е р е д т е л е к а м е р о й р а з г л а г о л ь с т в у е т о т о м , ч т о п р о и з в е д е н и е м а р к и з а д е С а д а « Ф и л о ­ с о ф и я в б у д у а р е » д о л ж н о с т а т ь н а с т о л ь н о й к н и - Народ х от ят лишщь его культуры, духовной оп оры, отнять' у него пос­ ледние нр авственн ые идеалы . То г­ да он станет ле гкоупр ав л яемым, с ним мож но будет не церемониться. Худож ник долж ен уметь и слушать, и говорить. А главное — о н долж ен уметь ду ­ мать... Фото Алексея ЩУРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz