Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
6 сент ября 1995 г. у р о к и д о б р а н о р е ч н ы х в о д о е м а х № 177 (99 1) Готовитс я к и зданию о н и БОЯТСЯ в о й н ы , ОДИНОЧЕСТВА И ... д в о й к и НА ЭКЗАМЕНЕ Ф ра гм ен ты и з кн и ги «Педагогика ка к любовь» П р и з н а ю с ь ; д о с и у п о р п е р е д 1 с е н т я б р я я о б н а р у ж и в а ю в с е б е п р и з н а к и т о ш н о т в о р н о й т о с к и . Э т о н а п о м и н а ю т о с е б е ш к о л ь н ы е г о д ы . Г о в о р я т , ш к о л у н е л ю б я т т е , к т о п л о х о у ч и т с я . Н е п р а в д а ! У м е н я б ы л и п о ч т и о д н и п я т е р к и , н о ш к о л у я н е н а в и д е л а . В ы д у м а е т е , у ч и т е л я э т о з а м е ч а л и ? Д а е с л и б и з а м е т и л и , т о в р я д л и б ы з а д у м а л и с ь . У ч и т с я р е б е н о к х о р о ш о — ч е г о ж е щ е н а д о ? В и д и м о , м н е с н и м и н е п о в е з л о . В е з е н и е п р и ш л о п о з д н е е — в м у з у ч и л и щ е , в у з е . . . У ч и т е л ь м о ж е т в с е . К э т о м у в ы в о д у м е н я п р и в е л с о б с т в е н н ы й о п ы т . Д о л г и е г о д ы е д и н с т в е н н о в а ж н ы м и э н а ч и м ы м в м о е й ж и з н и б ы л о ф о р т е п и а н о . Н о п о ч е м у ? Д а п о т о м у , ч т о в м у з у ч и л и щ е у м е н я б ы л П е д а г о г . К о т с ю у ю я б о г о т в о р и л а . Р а д и к о т о р о й г о т о в а б ы л а г о р ы с в е р н у т ь . Р а з о ч а р о в а т ь к о т о р у ю б ы л о п р о с т о н е в о з м о ж н о . У ч и т е л ь м о ж е т в с е . Я з а б ы л а , к а к з в а л и м о е г о н а с т а в н и к а п о с п е ц и а л ь н о с т и в В о р о н е ж с к о м и н с т и т у т е и с к у с с т в , н о з а т о я д о с и х п о р п о м н ю г о л о с , м а н е р у г о в о р и т ь , х о д и т ь , ж е с т и к у л и р о в а т ь п р е п о д а в а т е л я п о и с т о р и и з а р у б е ж н о й м у з ы к и . П о м н ю е г о л е к ц и и — и х н е в о з м о ж н о б ы л о з а к о н с п е к т и р о в а т ь , п о с к о л ь к у ка х сд а я б ы л а Д е й с т в о м , т в о р ч е с к и м а к т о м , а э т о н е у л о ж и ш ь в к о н с п е к т ы . П о м н ю э к з а м е н ы — к н и м н е в о з м о ж н о б ы л о п о д г о т о в и т ь с я , в ы з у б р и в у ч е б н и к . П о м н ю , к а к п о с л е е г о л е к ц и й м ы м ч а л и с ь в ф о н о т е к у и п о н е с к о л ь к у ч а с о в с л у ш а л и о п е р ы В а г н е р а н а н е м е ц к о м я з ы к е , н е п о н и м а я н и с л о в е ч к а , н о п р и х о д я в н е в е р о я т н ы й э к с т а з о т м у з ы к и . Я н е х о ч у у м а л и т ь г е н и й В а г н е р а , н о к т о о т к р ы л д л я н а с е г о т в о р ч е с т в о ? И к т о о т к р ы л н а ш и с е р д ц а и у ш и д л я в о с п р и я т и я е г о н е п р о с т о й м у з ы к и ? У ч и т е л ь м о ж е т в с е . Н о , к с о ж а л е н и ю , о н н е в с е г д а н а д э т и м з а д у м ы в а е т с я . И н е в с е г д а д о к о н ц а п о н и м а е т , к а 1 таю р о л ь о т в е д е н о е м у с ы г р а т ь в н а ш е й х с и з н и . Б о л е е т о г о — о н д а л е к о н е в с е г д а л ю б и т т е х , к к о м у е ж е д н е в н о п р и х о д и т в к л а с с . М о ж н о л и э т о м у н а у ч и т ь ? Д л я н а ч а л а в а ж н о х о т я б ы п о г о в о р и т ь н а э т у т е м у . И н е с л у ч а й н о н о в а я к н и г а О л е г а К а з а н с к о г о т а к и н а з ы в а е т с я : « П е д а г о г и к а к а к л ю б о в ь » . П р и з н а т ь с я , н а з в а н и е р у к о п и с и , п о д г о т о в л е н н о й л и п е ц к и м у ч е н ы м , к а н д и д а т о м п е д а г о г и ч е с к и х н а у к , д о ц е н т о м , з а в е д у ю щ и м л а б о р а т о р и е й п е д а г о г и к и Л и п е ц к о г о п е д и н с т и т у т а , м е н я и у д и в и л о , и о б р а д о в а л о . О л е г К а з а н с к и й т о л ь к о ч т о в ы п у с т и л в М о с к в е в т о р ы м и з д а н и е м о т л и ч н у ю р а б о т у « И г ры в с а м и х с е б я » ( « Р о с п е д а г е н т с т в о » , 1 9 9 5 ) , г д е с о д е р ж а т с я ц е н н ы е м а т е р и а л ы д л я о б у ч е н и я д е т е й о б щ е н и ю , и г р о в о м у в з а и м о д е й с т в и ю , п р о б у х с д а ю щ и е у р е б е н к а т я г у к т в о р ч е с т в у . В а в т о р с к о м в с т у п л е н и и к н е й е с т ь т а к и е с л о в а : « М е н я и н т е р е с у е т ш к о л а , г д е е с т ь Л Ю Б О В Ь и Т Е А Т Р , П О Э З И Я и Ф А Н Т А З И Я , г д е М Ы С Л И в с е г д а п р а в и л ь н ы е — д а ж е е с л и н е о ч е н ь п р и ч е с а н н ы е » . Н о в а я к н и г а О л е г а А н а т о л ь е в и ч а п р е д с т а в л я е т с я м н е о р г а н и ч н ы м п р о д о л ж е н и е м , р а з в и т и е м э т о й е г о н а р е д к о с т ь п р и в л е к а т е л ь н о й и м у д р о й у с т а н о в к и . А п о к а « П е д а г о г и к а к а к л ю б о в ь » п р о х о д и т о б ы ч н ы й и з д а т е л ь с к и й ц и к л — а и з д а е т с я о н а , к с т а т и , о п я т ь - т а к и в М о с к в е , — м ы в «Л Г» р е ш и л и п о з н а к о м и т ь ч и т а т е л е й с н е б о л ь ш и м и ф р а г м е н т а м и и з н е е . П у б л и к у е м н е с к о л ь к о с т р а н и ч е к , к о т о р ы е , к а к н а м к а ж е т с я , о с о б е н н о а к т у а л ь н о п р о з в у ч а т в п е р в ы е д н и н о в о г о у ч е б н о г о г о д а . Б ы т ь м о ж е т , о н и к о м у - т о о ч е м - т о н а п о м н я т , к о г о - т о о т ч е г о - т о п р е д о с т е р е г у т , к о м у - т о п о м о г у т п о н я т ь б л и ж н е г о . Ел е н а Б РЕД И С , _____________ __________________________ о б о з р е в а т е л ь « Л Г». Ст аршеклассники, с кем мне приходилось беседовать, на вопрос; «Чего вы боитесь больше всего?» — отвечали: боятся войны, смерти близких и своей, жестокости, одино чества, боятся учителя, полу чить двойку, не сдать экзаме ны (и это 10-11 класс!). А ма лыши (2-3 класс), которых мы спрашивали о том же, как пра вило, называют опять-таки учителя. Ах, уж эта «удивительная» способность некоторых учи телей, формировать у школь ника «комплекс вины» как ос новы взаимоотношений; — за то, что он уже при шел, точнее «явился» в шко лу; — за то, что не так лежит тетрадь, книга; — за дневник — не взял, не заполнил; — за то, что встал («ну, не так ты стоишь, как надо»); — за то, что сел («поспо койней сиди», «не крутись, не вертись, что у тебя в парте?»); за рутси («опять они у тебя в карманах»); и т.д. и т.п. XXX И з письма без адреса — Я понимаю, что не лю бим вами, но я пришел на урок, а не просто к вам. Но я хочу, чтобы вы меня заметили, увидели, обнадежили. У вас есть власть. Вы можете опоз дать, быть не готовым к уроку (и это тоже встречается, и не редко — тогда сразу самостоя тельная или работа с книгой, диктант и Т . Д . ) , ходить по клас су, разговаривать, смотреть в окно, наказывать и вообще де лать все, что хотите. А ваши чрезмерные требования, от ко торых иногда хочется выть! Постоянные вмешательства. Написано — «учебник для 10- 11 класса», а то еще проще — «учебник для учащихся», т.е. он — для меня! А вы? «Нельзя!», «Всем закрыть!», «Я тебе что сказала?!» И так до бесконеч ности. Написано — «Дневник ученика»... Там есть место для автографа, а вы, простите, ни щете мне какие-то гадости и от правляете с этим дневником к родителям, чтобы я с ващей по мощью сообщил им, какой я плохой и какое незавидное мес то вы мне отводите в этом мире. Я понимаю, что не нужен я вам. Но посмотрите, как мне иногда бывает плохо. Я не про шу вас, чтобы вы облегчили мою участь, но хотя бы оставь те меня в покое. Нет?! «Я в с е г д а л ю б и л у ч и т ь с я , н о н е л ю б и л , к о г д а м е н я у ч а т » . У и н с т о н Ч е р ч и л л ь . Тогда я буду вас обманы вать, списывать, выдавать чу жое за свое, подсказывать и ждать подсказки, доставлять вам неприятности — по-друго му я не умею. Ваше раздраже ние рождает мое раздражение. Я помню, когда я пришел в школу, я так хотел учиться, мне так хотелось, чтобы вы мне по могли стать самим собой. Я восхищался ващими знаниями и столько рассказывал о вас своим родителям и друзьям... А вы? Я же догадываюсь, что раз дражение ваше вызвано отно шением к себе, а не к нам, бы вает же, что и у взрослых все идет не так, как бы хотелось. А я... вернее, мы, ученики, для вас вроде как «громоотвод». И мы зависим от вас, от вашей влас ти, от вашего настроения. Мы все время «должны», а если что не так, мы слышим от вас, что мы <<дубы». Вы же детей люби те вообще, а не меня, его, дру гого конкретно! Извините, но я так больше не могу. Я пони^ маю, вам нравятся красивые, спокойные, умные, дисципли нированные, послушные, с ко торыми не надо возиться, они схватывают все на лету, не за бывают здороваться и прилеж но учатся. А я-то иногда про сто нормальный, а иногда и трудный. Ну, такой я! Мне так хотелось, чтобы вы помогли мне обрести уверенность в са мом себе. Я все время хотел быть спо собным, умным. Я очень хотел быть достой ным любви. Мне хотелось всего лишь вашей поддержки, вашей веры в меня, в мои маленькие, ро бкие успехи. Я хотел бы расстаться со страхом неправильного ответа, неумения что-то сделать. Я пришел УЧИТЬСЯ, и я так понимал, чзо у меня могут быть ошибки и срывы... Я хотел научиться не боять ся неудач, не бояться самого себя, не бояться, что подумают, что я боюсь... X X X Мне подумалось: ведь до лжны же быть права у учени ка, если мы говорим про лю бовь. А что, если так — у ре бенка должно быть ПРАВО: — на непохожесть; — на неудачу; — на уважение к его ошиб кам; — на возможность испра вить их и начать жизнь заново; — на великодушие учителя; — на любовь. ПОЖЕЛАНИЕ УЧЕНИКУ Милый ученик! Не надо волноваться и пе реживать: — что ты не первый во всем; — что ты можешь не до гнать и перегнать других; — что ты не такой, как все; — что не все у тебя получа ется с первого раза; — что ты именно тот чело век, который нравится и нужен кому-то. ПОЖЕЛАНИЕ УЧИТЕЛЮ — Учитель, помни, что ты — это ты и на уроке. — У тебя есть свое имя, ко торое намного шире твоей роли. — У детей есть право на учителя-профессионала, право на счастливого человека. — И у тебя нет выбора. Ты должен стать таким. В ы н и ч е м у н е м о ж е т е н а у ч и т ь ч е л о в е к а . В ы м о ж е т е т о л ь к о п о м о ч ь е м у о т 1 ф ы т ь э т о в себе. Галилео Галилей X X X Если я педагог, я не учу, а помогаю учиться. Я знаю, что учиться — это очень трудно, и я как учитель должен тебя за ставлять заучивать (и это надо), переписывать и очень строго проверять и оценивать это моя работа. И ты это прекрасно знаешь. Я не буду облегчать тебе жизнь — что бы учиться было легко, не буду подслащивать пилюлю знаний, умений, навыков. Просто я могу помочь тебе, как врач помогает больному, стараясь не просто облегчить боль, а вылечить человека, А для этого я: — во-первых, трудное для тебя сделаю привычным; — во-вторых , помогу предотвратить твои возмож ные ошибки, неудачи (неуда чи в обучении — это нормаль но); в-третьих, знаю, что лю бить — это верить в успех дру гого, что со мной ты сможешь перепрыгнуть даже пропасть; — в-четвертых, понимаю смысл моей педагогической деятельности как организа цию твоего успеха; — в-пятых, должен подго товить и тебя к успеху, то есть сделать все, чтобы ты мог предъявить свое (открыть тебя в тебе). Отсюда один из важней ших принципов педагогики — принцип сотрудничества. Я с т а н у у ч и т е л ь н и ц е й д е т е й , и о н и н а ч н у т с м а л о л е т с т в а у м н е т ь . А н д р е й П л а т о н о в . XXX в принципе, педагогика — это та самая наука, которая исследует, анализирует, ста вит вопросы о том, как по мочь человеку поднять его душу, чтобы человек выпря мился. И пусть душа — это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке (и, наверное, слава Богу), то, что лишь в последнее время обра щает на себя внимание. Сей час появляются красивые на звания — «аура», «карма» и т.д. А педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволя ют человека сделать счастли вым, помочь обрести себя, стать творческой личностью. Все это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за са мих себя. Но этого мало — мы в ответе за других. И если я человек, и если я педагог, то вся моя педагогическая дея тельность основывается не только на том, чтобы дать зна ния, умения, навыки, но, самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превра титься в Человека с большой Душой. В ВЕШИКОдушного человека... Олег 1САЗАНСКИЙ, кандидат педагогических наук, г. Липецк. Ф о то М. ВОЛКОВА. ГАИ соо б щает П О ЕЗ Д К А « П О Д ГР А Д У СО М » СТ А Л А Р О К О ВО Й За период с 25 августа по 1 сентября в области зарегистрировано 37 дорожно-> транспортных происшествий. В них поги^ ли 11 человек и 31 получил травмы. В трех ДТП пострадали дети, в шести случаях нарушители дорожной дисциплины нахо дились в нетрезвом состоянии. В 1^аснинском районе 29 августа на поле ТОО «Восток» во время сельхозра бот после принятия спиртного попал под ЗИЛ-130 рабочий этого товарищества Потапов. От полученной травмы он скон чался. Роковой стала поездка «под граду сом» для 19-летнего Кольнева. В ночь на 31 августа, управляя мотоциклом ИЖ-П- 5, он врезался в КамАЗ. Травмы различ ной степени тяжести получили два его пассажира. В этот же день, утром, на 364-м км трассы Воронеж— Москва и на проспек те Победы в Липецке под колесами авто мобилей оказались два пьяных пешехода. Оба от полученных травм скончались. 27 августа с разницей в несколько ча сов произошло два дорожных происшес твия по вине нетрезвых водителей. На пе рекрестке кольца трубного завода води тель автомашины «Москвич» Торшин врезался в стоящие «Жигули», а в селе 1Р Пртеинки Липецкого района рабочий СХПК «Пружинское» Шалавин перевер нулся на мотоцикле. При грубом нарушении правил доро жного движения (выезд на полосу встреч ного движения) произошли аварии в Ста- новлянском районе на трассе Москва — Воронеж, в селе Девица Усманского рай она, в селе Большая Кузьминка Добров- ского района. В результате лобовых уда ров есть погибшие и раненые. В последний день августа на улице Студеновской, напротив школы № 8, не известным автомобилем была сбита 69- летняя пенсионерка. Водитель с места про исшествия скрылся. Принятыми мерами розыска установлено, что наезд совершен автомобилем БМВ-536, принадлежащим директору СТО «Липецктаврия» Корот кову. Г. ФУРСОВ, ст. инспектор УГАИ области, старший лейтенант милиции. Разм ы шления во в рем я рейд а в о д я т Х О Р О В О Д Ы Б Р А К О Н Ь Е Р Ы . Р Ы Б А , к С О Ж А Л Е Н И Ю , М О Л Ч И Т . . . По-старчески чихая двига телем, инспекторский «Ра фик» остановился прямо на берегу реки. —У-у-у, старая калоша! — в сердцах пнул Анатолий Ми тин изношенный скат. — По курите минут десять. Опять карб 1 ^ а т о р . . а речных водоемах за вершался нерест. Именно на этот период в надежде сохра нить рыбные запасы региона глава администрации.области издал постановление о запре те всех видов ловли. Рыбе, на битой икрой, сбивающейся в крупные косяки и мигрирую щей в поисках своих '^роддо мов", жизненно необходимы тишина и покой — таков за кон природы. В свое время на барских землях вблизи нерестилищ за прещалось даже водить хоро воды, дабы не беспокоить рыбу понапрасну. Увы, сего дня браконьеры днем и ночью устраивают танцы речных разбойников. Рвут рыбу спе циальными «карюлями» (ме таллическими тройниками), уничтожают самодельными взрывными устройства.ми, преграждают движение кося ков к немстилищам сотнями снастей. Подстегивает к этому не хроническое недоедание, а жажда наживы. На «черном рынке» свежая рыба пользует ся хорошим спросом. Поэто му работы у оперативно-ма невренной группы Государ ственной инспекции рыбохра- ны области невпроворот. ...Группа рыбинспекторов из трех человек, возглавляе мая Сергеем Шило, первых своих «клиентов» взяла ясным солнечным днем на берегу реки Воронеж у села Троиц кое. Браконьеры были захва чены в тот момент, когда они делили добычу. Конфисковали у них две хорошо оснащенные сети, внушительных размеров острогу, вполне пригодную для охоты на древних ма.монтов, резиновую лодку и 12 килог раммов улова. К слову, кон фискованная рыба сдается ры- бохраной в детские дома, дома ребенка . Задонский монас тырь, дома-интернаты для пре- ста]млых. Почти вся рыба оказалась с икрой. Сергей долго не мог успокоиться; — Что же с людьми проис ходит? Ради одной пригодной в пищу рыбины уничтожают миллионы мальков. Совсем о будущем не думают, о своих же детях и внуках. Браконьеры, досконально изучившие движение косяков к своим нерестилищам, ставят столько всевозможных пре град, что, вместе взятые, они вполне способны в скором вре мени уничтожить все рыбные запасы области. Протралив механической «кошкой» подозрительное мес то в русле реки у села Ленино, Анатолий Митин выудил на поверхность шесть сетей, дли на которых достигала 70 мет ров! — Вот эти штзтсовины бра коньеры окрестили «душегуб ками»... Г.лядя на еще живую рыбу, запутавшуюся и томившуюся в сплетенных из прочной лески снастях, поразился точности определения. Вынужденная безработица способствует утечке «мозгов» с различных предприятий горо да. Мающиеся от безделья и безденежья умельцы, чтобы хоть как-то ббеспечить себе, по их мнению, достойное прожи вание, нацелили свои нереали зованные способности на по мощь браконьерам. Сконстру ировали самое коварное по свои.м последствиям орудие — «электроудочку». Поговарива ют, что один такой экземпляр стоит на «черном рынке» до 600 тысяч рублей. Учитывая возросшие потребности, опла ту за изобретение требуют уже в «зеленых». За два последних месяца коллекция таких "удо чек" в кладовых областной ры- бохраны увеличилась на 8 штук. А обладатели электри ческого устройства оштрафо ваны на сумму, эквивалентную цене каждого. Но разве могут эти штрафы возместить убыт ки, которые наносят речные хищники? В результате браконьер ской деятельности резко снизи лись рыбные запасы в водо емах области. Например, река Матыра на всем протяжении и Матырское водохранилище имеют сегодня леща весом до 1 килограмма (когда-то он до стигал веса 7 килограммов!). Несут катастрофические коли чественные потери косяки су даков, сазанов, щук. С 90 тонн в 1983 году их добыча сократи лась до 600 килограммов в 1994-м. Некогда, распростра ненная рыба сом в Матырском водохранилище встречается крайне редко. Браконьер в последнее вре мя пошел умный и разношер стный, вооруженный не только запрещенными снастями, но и злобой и оружием. На счету парней из оперативно-манев ренной группы два конфиско ванных самодельных пистоле та. В протоколах о задержании можно встретить кого угодно — безусого «пэтэушника», офицера армии, инженера и даже сотрудника охранной службы. И никакие речные кордоны инспекторов рыбох- раны, усиленные порой наряда ми .милиции, не в силах отва дить любителей от прибыль ной наживы. Подъезжаем на лодке к од ному гражданину, замеченно му через окуляры мощного би нокля. Видно же было, что он вынимал из сети рыбу, а при досмотре улик не обнаружено. Словно в воду канули. И точ но. Митин неожиданно сует весло под днище металличес кой лодки и выуживает на свет божий мешок со снастями и рыбой. Оказалось, во избежа ние конфликтов с рыбохраной сообразительный «рыбак» при варил к днищу лодки крючок, на который, в случае опаснос ти, подвешивал в мешке запре щенные снасти. К нам на помощь подъехал на своей моторной лодке рыбинспектор А.В. Глебов, об служивающий самый беспо койный водный район у сел Троицкое, Ленино, Подгорное. Ставные снасти, верши, венте ри, «экраны» и сети ставятся здесь повсеместно. Гладь реки, примыкающая к прибрежным огородам, является своеобраз ным продолжением водоема. Совсем недавно Александру Васильевичу удалось выйти по бедителем из рукопашной схватки с дву.мя верзилами, за держанными при запрещенном лове рыбы. Много проблем, доставля емых браконьгаами, приходит ся решать работникам Госу дарственной инспекции. Но не меньше их и внутри самого коллектива, особенно обостри лись они в последние, перестро ечные годы. Коллектив неболь шой — всего 14 человек. Естес твенно, малочисленному соста ву, несмотря на титанические усилия, бессонные ночи, не по силам выявить многочислен ные «группы риска». Нужны до полнительные силы и средства. Однако работать почти кругло суточно за 80 тысяч «рэ» в месяц и при этом еще рисковать голо вой желающих находится не много. Даже в такой ответственный период, как нерест, есть сложнос ти с бензином для автомобиля и подвесных моторов. К примеру, по скромным подсчетам в месяц необходимо 800 литров горюче го, но всеми правдами и неправ дами ребятам удается выбивать около 200 литров. О какой опе ративности, о каком просторе можно вести речь? После завер шения рейда по Липецкому рай ону Сергею Шило позвонили из Усма- ни: пошел на нерест лещ. Нужно было срочно выезжать в ночной рейд. Кста ти, бизнес на рыбе позволяет браконь ерам не только жить припеваючи, но и приобретать современнейшую судо ходную и'автомобильную технику. Часто инспекторам [^иходится с грустью взирать вслед быстро удаля ющимся судам браконьеров. Зная труд ности рыбнадзора, любители запретно го лова внаглую вершат беззаконие. Правда, с приходом в областную инспекцию нового начальника — В.С, Мухортова, кое-что с мертвой точки удалось сдвинуть. Ныне инспекторы рыбохраны имеют право носить бое вое табельное оружие. При помощи областной админис трации решается во прос о приобретении автомобиля «УАЗ». ...Обнадежили ре зультаты прошедшего рейда: конфисковано 16 сетей, 3 вентеря, одна электроудочка, резиновая лодка, ос трога и 32 килограмма рыбы. Почти вся — с икрой. Правда, в Усмань в ту ночь мы так и не по пали. Просто-напро сто не хватило бензи на... Александр ПАНОВ . Н а снимке: заки нул «старик» невод, а в ы т ащ и л и его р ы б и н с п е к т о р ы С. Шило и В. Барба- шин. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. Ве лика я Отечественна я; неи звестн ые с т раницы « РЕДУ Т» ВИДЕЛ ВСЕ Даже с п устя полвек а после окон чания войны мало кто знает , ч то в защите Ленинграда особую роль сыг рали так называемые радиолокационные по дразде ления. Люди , в них сл ужившие , с по мощью радиоуло вителей самолетов обнаруживали воздушные цели про тивника и своевременно о повещ али об этом войска про тивовоздушной обороны города. Подраз деления эти были засекречены ,, п оэ тому в военных сводках не у по миналось ни о радиолокаторщиках , ни об их технике. Первая система радиоуловителей начала созда ваться на южных границах нашей страны. В 1940 году было приня то решение развернуть такую систему по д Ленинградом. И 80 бойцов были на пр авлены из Баку в Ленинград , г де начал формироваться 72-й отдель ный радиобатальон воздушного наблюдения. Среди этих бойцов был и я. Система , п рикрыв ающая Ленинград с севера , был а развернута месяца за два до начала войны на севере Карельского перешейк а , ос тровах Выборгского зали ва и Ладожского озера. Позднее на смену п мвым ра диоуловителям самолетов пришл а гораздо более со вершенная техника. В произво дстве «уловители» про хо дили по д индексом « Р е дут» , и и менно это название закре пилось з а ними. 23 июня 1941 года первы м за сек с по мощью радиоуловителя строй вражеских са молетов , н а пр авляющихся к Ленинфаду из района Пскова , опер атор « Р е дута-4» Николаи Яковлев. Тогда было сбито 17 бомбардировщиков. В июле и августе таким образом были сорваны десятки попы ток фашис тской авиации прорв аться к Ленинграду... За п ульсирующей линией на экране мы реально видели местность на многие десятки километров во круг и самолеты над ней. Мы не только безукоризнен но расшифровывали самые слабые им п ульсы , но и оп ре деляли число самолетов и даже их ти пы . « Р е дуты» были связаны телефонной и радиосвязью с главным пос том воздушного наблюдения , с ле тчиками и зенит чиками , с другими районами и узлами обороны. Судь бой же о пер аторов , вл адевших секретной техникой , был а полн ая безвестность. Мы не имели пр ава гово рить о своей работе. Вначале на этой по чве возникали курьезы. Порой о пер аторы « Р е дутов» 72-го отдельного радиобаталь она пол учали по телефону даже от военачальников высокого ранга «втыки» такого рода: «В районе Пско ва про тивник!? Не выдумывайте! Сообщайте только то , ч то вы действительно видите на нашей террито рии!» Но вскоре пр актика пок азала , ч то к сообщениям «с окку пиров анной территории» следует относиться с полны м доверием. В первые месяцы войны фашистская авиация по д Ленинградом имела очень большое превосхо дство над нашей по коли честву самолетов (в 2-2 , 5 р аза) и по к ачеству авиационной техники. Не было таких сил , ч то бы пре дотвратить налеты. Но уменьшить ущерб от них п утем организации эффективной обороны , ок азыва ется , было воз можно. К насту плению зи мы фашисты по теряли по д Ленинградом 780 самолетов , больш ую часть своей воздушной армии и про должить массиро ванные налеты на город оказались уже не в состоя нии. За время блокады число « Р е дутов» дошло до 13. В разгар первой , с амой страшной блокадной зимы на «Светлане» был организован участок по ре монту ра диолам п . Умирающие от голода люди ремонтировали сложные вакуумные устройства , ког да в городе не было ни те пл а , ни элек троэнергии , ни во ды. Так шла «неизвестная война» в воздухе. Летом 1943 года за образцовое вы полнение з ада ний 72-й отдельный радиобатальон был награжден орденом Красного Знамени... Примечательно , ч то гитлеровское командование так и не узнало о существовании радиолокационных станций в блокированном Ленинграде. Позднее , во вре мя разгрома Курляндской гру ппировки , были з а хвачены в плен р уководители радиотехнических служб гру ппы армии «Север». На до прос ах они пок азали , ч то командование гру ппы армий пони мало; советской раз ведке каким-то образом удается пол учать точные дан ные о пере движении самолетов «Люфтваффе». Но как это действительно делалось , ос тавалось для них тай ной за семью пе чатями. М. ДАНКОВЦЕВ , участник войны, уроженец деревни Терновка Усманского района. г. Ло.моносов, Ленинградская область. В В ОЙСКЕ ПОЛЬСКОМ СЛУЖИЛИ и РУССКИЕ 17 января 1945 года воинские части Первой Армии Войска Польского , а за ними 47-й и 61-й полки , вхо дившие в состав 1-го Белорусского фронта , п о д ко мандованием маршала Г.К. Жукова , вошли в с толицу Польши. Но города как такового не было —были одни развалины. Военный Совет 1-го Белорусского фронта доложил Сталину: «Фашистские варвары уничтожили столицу Польши Варшаву. С ожесточенностью изо щренных садистов гитлеровцы разрушили квартал за кварталом. Кру пнейшие про мышленные пре д прия тия стерты с лица земли. Жилые дома взорваны или сож жены. Городское хозяйство разрушено , десятки тысяч жителей уничтожены , ос тальные были изгнаны. Город мертв». Часть Первой Армии Войска Польского , в ко торой я служил , вошл а в Варшаву позже , ч е м пере довые от ряды. Конечно , мы тоже были пор ажены увиденным , но еще больше тем , ч то в освобожденной нами Вар шаве в нас стреляли. Комендатура города нам за пре тила ходить поо диночке по улицам , а тем более посе щ ать п арикмахерские: там русским прос то перерезЭ' ли горло бри твой. Когда по улице шел русский , даже в форме польского о фицера или солдата , и з р азвалин раздавались одиночные выстрелы , а то и автоматные очереди. Я это ис пы тал на себе. Стреляли «аковцы» (военные Армии Крайовой , ко торая была организова на в 1942 г. на территории Советского Союза , но в военные действия про тив фашистов не всту пил а). В состав Войска Польского поп ал при сле дующих обстоятельствах. После окончания арттехнических кур сов при артакадемии им. Дзержинского в октябре 1941 года нес службу в а пп арате воен пре да военного цеха одного из ташкентских заводов. Просился на фронт , но меня не посыл али. На пис ал Сталину. И тогда меня вызвал в Москву маршал мтиллерии Воронов и на пр авил в Войско Польское. Все делалось по д большим секретом. Я не знал , к уда меня везут , п ок а не прибыл в воинск ую часть Войска Польского. Позже я узнал , ч то таких , к ак я , чи с то русских , в ней было о чень много — 33 тысячи человек. Войско Польское , к ак видим , сос тояло не из одних лишь по ляков . С. ЧЕРЕПНЕВ , ветеран войны. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz