Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
ф е с т и в а л ь — э т о з в у ч и т . . . ч е р е с ч у р г р о м к о у н а ш е г о к и н о н е в с е е щ е п о т е р я н о . . . 2 6 а в г у с т а 19 9 5 г . № 16 9 - 17 0 ( 9 8 3 -9 8 4 ) 4 N С а л о н л ш з 5 5 Га ст р о л и Р \ - К О Г Д А АКТЕРЫ ВЫРУЧАЮТ в областном Дворце культуры закон чился фестиваль актеров московских теат ров. Его название точно отвечало его со держанию, Разве что «фестиваль» — ска зано чересчур громко. Хотя, допустим, как иначе: программы , показ? Не слишком звучно. Фестиваль был именно актеров, не «звезд» сцены — таковых мы не увидели, и не театров. Содружество актеров МХА- Та, показавшее чеховские водевили, сущес твует не по принципу постоянного коллек тива. Под маркой содружества может вы ступать любой воспитанник школы-студии при прославленной труппе вне зависимос ти от основного места его работы. Фестиваль открыли артисты Академи ческого театра оперетты. Они предложи ли концерт, номера которого давненько уже сложились вместе путем естественно- гастрольного отбора. Отрывки из оперетт' («Летучая мышь», «Сильва», «Свадьба в Малиновке» и т.д.) скомпонованы таким образом, чтобы оптимально-максимально загрузить минимум артистов — на гастро лях каждый человек дорог. Липчане виде ли подобный классическй-отборный вари ант не только в исполнении А. Виногра довой, В. Шляхтова, В. Батейко и некото рых других артистов. И липчанам его, по верьте, предложат еще не раз и не два. Чеховские водевили продемонстриро вали истинно мхатовскую выучку И. Гур киной , Л. Серебряковой , С. Гурина, И. Власова, В. Пивоварова. Разве что вполне уместен вопрос: почему, при всем уваже нии к Антону Павловичу, члены содружес тв а привезли столь хрестоматийные его произведения? Понятно, мхатовцы не обя заны учитывать то, что и «Предложение», и «Медведя», и «Трагика поневоле» игра ют в Липецком театре имени Л.Н. Толсто го. Неужели., рдна^^О, в ревд^ту^ре содруг жества нет нйчего'пбновееТссть, конЬчно," отвечали после спектакля мхатовцы. За гвоздка — в оформлении. Для водевилей оно легко подбирается на месте очередных гастро.лей. Остальные спектакли идут в оригинальных и достаточно громоздких декорациях. Гастролироватъ с такими пос тановками с финансовой точки зрения не выгодно. Слишком велики затраты на пе ревозку «груза». Простота оформления — висящие над сценой подушки и голая кровать на ней — не создает никаких трудностей для любых перемещений в пространстве спектакля Театра на Таганке «Надежды маленький оркестрик». Составленный из одноактных пьес А. Володина («Женщина и дети»), С. 3.лотникова («Два пуделя»), Л. Петрушев- ской («Любовь»), он пр’окатьгеается — и из-за простоты оформления тоже — завид но долго, 15 лет. Смотря «Оркестрик», не вольно вспоминаешь водевили. Различие мхатовской и таганковской школ дает бо гатую пищу для сравнений. Оба спектакля полны открытых, даже нарочитых актерских «приманок» для зри- те.тей. Еще бы, на то и мобильные, легкие на подъем гастрольные работы , чтобы ве селить, развлекать публику. И насколько же несхож «жанризм» водеви.лей и «Оркес трика»! В первом случае он сочен, порой самоценен. Безусловно современного про фессионального уровня актеры не боятся играть в «старый добрый театр», с его всег да милыми неискушенному зрите.льскому сердцу подробностями, трюками, ужимка ми. Смешно, очень смешно — в пределах мхатовского вкуса, чувства меры, исклю чающих забубенное комикование! «Жанризм» Таганки иной — жесткий, четкий , рассудочный , рассчитанный до мгновения и миллиметра, острый, фарсо вый, особенно в «Любви». Представления Т а ган ки вообщ е весьма крепко сбиты , сконструированы так, что исполнителям и 15 лет спустя после премьеры волей-нево лей приходится придерживаться строгих режиссерских заданий («Оркестрик» пос тавил С. Арцыбашев с актерами А. Боги ной, Е. Устюжаниной, Н. Прозоровским), И все бы ничего, да триптих Таганки на сцене областного Дворца культуры лишил ся наиважнейшего таганковского компо нента — света. Свет-то б ь и — абсолютно не менявшийся на протяжении спектакля, .тускловатый, совсем не театральный. И это — после филигранных световых партитур стационара Таганки. Вот еще почему фес тиваль назван так, а не иначе. Его не назо вешь фестивалем спектаклей в полном смысле этого понятия. Д а , очень уж скромная, непритягате.ль- ная программа «всколыхнула» наше теат ральное межсезонье. Спасибо актерам — выручили. Они оставались актерами, ар тистами , несмотря на сценическую бед ность, окружавшую их. Не знаю, стоит ли сильно благодарить организатора фести валя, некую Светлану Бадалагину. «ЛГ» 10 августа (анонс «В кругу столичных теат ралов») ошибочно указала другого орга низатора — Федерацию московских теат ров. скорее всего — несуществующую. Как видим, возможности Светланы оказались невелики. Они п сегодняшние интересы с<оличных театралов абсо.лютно несопос тавимы. И если впредь устраивать в Ли пецке что-нибудь подобное, то лучше кон тактировать с более солидными менедже рами, с са.мими театрами. Что, собствен но, и делается, пусть и в не по-настоящему фестивальных масштабах. З а в т р а — Д е н ь р о сси й с к о г о к и н о Б Е З Н А Ш И Х Н И К А К Н Е О Б О Й Т И С Ь Право, не хочется хотя бы сегодня талдычить тысячу раз общеизвестное о бедах, болячках отечественного ки- нематографа. Но куда денешься: из песни, из печальной баллады о нынеш ней ситуации в «важнейшем из ис кусств» надлежащих слов не выкинешь. Правда, в самое последнее время поя вился кое-какой обнадеживающий при- певчик, чему мы обязаны скорому ве ковому юбилею кино. Решив не столь уж омрачать этот юбилей, совсем уж не оказаться в хвосте кинопланеты всей, российские власти приняли до кументы, говорящие, что у нашего кино не все еще потеряно. Хорошо бы. И, по принципу «все, как у людей, чем мы хуже остальных», решили на чать с XIX Московского международно го кинофестиваля. Я там, к великому сожалению, не присутствовал, поэто му могу судить о нем лишь по отзывам печати и передачам телевидения. Не смотря на заметные разночтения, оба источника информации дали на удив ление идентичные фестивальные кар тинки. То есть, что кем-то воспринима лось со знаком «плюс», другими кате горически минусовалось. Оптимисты превозносили размах, удаль, помпез ность форума, хвалили фильмы, уми лялись именитыми членами жюри, учас тниками, гостями. Пессимисты отмеча ли фестивальную неразбериху, практи ческое отсутствие зрителей в киноза лах, бесцветный, в целом, подбор кон курсной программы и недопустимость на смотрах подобного ранга факта не выдачи гран-при. Лично я склонен принять мнение ре жиссера Ивана Дыховичного в «Общей газете», мнение, красноречиво назван ное по одному из фильмов И. Дыхович ного — «Прорва». Вбухали власти в .ме- роприйтае громаднЁю денежки, устро-" или рай земной для фестивальной ту совки — а весь пар, вся энергия фору ма ушла в нарядно-комфортно-объ- едальный «гудок». Собственно творче ский результат тех дней получился ну левым. Опять же, лично для меня символом XIX МКФ стал скромный такой сюжетик недавнего «Полнолуния» РТВ. Показы вали рядовую фестивальную вечерин ку в ночном клубе. И показали горы ра ков. Словно речь шла не о кино — о грандиозном кулинарном, гурманском шоу. Да, вот на какие, отнюдь не эк ранные «деликатесы» оказался щедр МКФ. С этой вечеринки можно довольно легко перекинуть мостик во вполне воз можную липецкую реальность ближайг шего будущего. Дело в том, что кое у кого из деловых людей Липецка воз никла светлая мысль превратить большой зал кинотеатра «Винница» то ли в шоу-дансинг, то ли в ночной клуб. Затея, надо сказать, потряса ет воо^ажение . Представьте: на клонный пол зала переделывается в строго горизонтальный, устраива ется бар, приглашаются «звезды» эстрады, и танцы — ежедневно, до упаду, до утра. Затея прямо-таки ре волюционная для местной культуры, для досуга жителей областного цен тра. Но насколько она' жизнеспособ на? Ведь в «Виннице» и так функци онирует бар, проводятся дискотеки. Причем все старания администра ции кинотеатра приводят лишь к еженедельным аншлагам и то дале ко не круглый год. Допустим-, дис котеки — скромный подростковый разряд, а шоу-дансинг — разряд высший, для иной аудитории. Да где ж ее в таком ежевечернем качестве взять у нас? Нет, уж лучше пусть «Винница» работает как работала, пусть в ее обоих залах крутятся фильмы, регу лярно собирающие, по к^^айней мере, массу юных зрителей из ок рестных школ. К тому же раз высшие власти обещали потепление в оте чественном‘ кинематографе, оно и «Винницу» не сможет обойти. Вдруг да публике надоедят «видики», и она вернется в кинотеатры, к новому российскому кино, к большому эк рану, к забытому ощущению себя единым зрительским целым. Итак, завтра — праздник. Пусть и очень скромный по сравнению с дру гими, но праздник, праздник кино. В «Октябре» «торжества» пройдут аж с полудня до полуночи, с,показом «Зоны Люба» кП<Французского валь са», с выступлением народного ар тиста России Анатолия Кузнецова — Сухова из «Белого солнца пустыни» и джаз-ансамбля в фойе, с кинови деодискотекой. «Винница» пригла шает на просмотр последней рабо ты тандема Александр Миндадзе — Вадим Абдрашитов «Пьеса для пас сажира». Новые отечественные фильмы пойдут также д большинст ве кинотеатров области. Ну, а за российское кино мы мо жем не волноваться хотя бы в том смысле, что оно как снималось, так и будет сниматься. Ведь его созда тели, исхитряясь, ища спонсоров, преодолевая любые трудности, все равно не изменят себе и избранной ими музе. И второму веку кинема тографа никак не обойтись без на ших мастеров экрана. Н а ш и в с т о л и ц е ,0 Ч ехова- дварукопожатия П о к а з р о с си й с к и х фи льм о в в «О к т я б р е » АК-ТО все сошлось: оче редная годовщина со дня смерти А.П. Чехова, и двухлетняя - со дня смерти В.Я. Лакшина, и пьеса, написанная Лак шиным о Чехове, а сыгранная ак терами Липецкого драматическо го театра (славящегося своими че ховскими спектаклями) в Доме- музее Чехова, и, наконец, переда ча, снятая на этой основе и на званная «Диалоги 1914 года» («Российские' университеты», 15 Iавгуста). I В означенный 1914 год испол- Iнилось десять лет после кончины ■Чехова, и персонажи пьесы, слу- 1чайно сойдясь после панихиды за ресторанным столиком, предают- Iся сумбурным (как и быть должно р застольной беседе), сбивчивым, ;пристрастным воспоминаниям о :покойном, мешая порой правду и I фантазии, путая реального чело века и уже возникший к тому вре- ;мени миф о нем. Четыре героя, четыре близких Чехову человека: .друг детства - знаменитый актер 'Художественного театра Алек сандр Вишневский, два литерато ра, которых в молодости - их и своей - Чехов опекал, и бывшая его возлюбленная Лика Мизино- ва. Выбор персонажей таков, ка кой мог сделать только такой зна- ■ ток Чехова, как Лакшин. Впро- ;чем, и не в знании даже дело, а в абсолютно точном ощущении Че- хова-человека, с которым Влади мир Яковлевич был (пользуясь его собственным выражением) «на расстоянии двух рукопожатий»: маленькому'Ъолоде не раз пожи мал руку актер Вишневский, а то му, в свою очередь, когда-то Че хов. Для Владимира Яковлевича этот образ был очень важен (о чем в передаче напомнил главный ре жиссер Липецкого театра В. Пахо мов) - неожиданным сближень ем, сокращением дистанции меж ду нами и великим прошлым. Так вот, герои: двое известных, двух других помнят, пожалуй, од ни чеховеды. Но все четверо - в пьесе и спектакле - равно инте ресны, потому что каждому есть что сказать о Чехове, и они тор- пятся поделиться наболевшим, тем, что мучает, не отпускает с го дами, поведать не для истории, как делают мемуаристы, а - не выбирая слов, взахлеб. Собственно, перед нами - че тыре взгляда на Чехова. Вишнев ский, типичный Актер Актерыч в трактовке М. Ильина, представля ет тип нерассуждаюшего, востор женного поклонника писателя. Лика (О. Овчинникова) - покину тая, любящая, все еще страдаю щая от ревности. Литератор Лаза рев-Грузинский - спокойный аналитик, пытающийся понять для себя, каков же был «настоя щий» Чехов, так и не открывший ся ему за долгие годы их знаком ства. И самый неожиданный из этой четверки —журналист Нико лай Ежов, сегодня совершенно за бытый, а в свое время шокировав ший читающую публику своими злобными, почти клеветнически ми мемуарами о Чехове. В пьесе Лакшин ничего не говорит о том, сколь многим был обязан Ежов Чехову, хотя вни.мательный чита тель чеховских писем, возможно, это помнит. (Кстати, спустя трид цать лет Ежов, уже старик, попы тается реабилитировать себя, на писав о Чехове с нежностью и восхищением.) Но В. Пономарев абсолютно точно дает почувство вать драму маленького, жалкого человечка, предавшего своего дру га и покровителя, его зависть, уяз вленное самолюбие и скрытое раскаяние. Из всей этой мешанины воспо- .минаний, из случайных, мелких, как бы незначительных фактиков и домыслов вдруг возникает жи вой Чехов, освобожденный от хрестоматийного глянца, от лите ратуроведческого академизма. Тот Чехов, который от нас - на рас стоянии нескольких рукопожа тий. Ощущение это тем более от четливо, что актеры играют не на сцене, а в «ресторане», наскоро устроенном в одной из комнат че ховского музея, где за соседними столиками сидят зрители. 'У Владимира Яковлевича Лак шина был этот редкостный дар - возвращать нам «живых» класси ков через книги: об Островском, Толстом, Чехове, через передачи, тоже в свою очередь ставшие классикой телевизионного искус ства (их необходимо было бы по вторять вновь и вновь). Телеспек-| такль «Диалоги 1914 года» - это! как бы его прощальный, посмерт-| ный подарок. Впрочем, не пос-' ледний: нас ждет еше фильм, сня? тый Никитой Михалковым по этой же пьесе. Г.Ч. НА З ОН Е - НА З ОН Е - НО Ч Ь Видя отрывки из фильма «Зона Любэ» по те левидению, легче всего было предположить сле дующее течение сюжета. «На зону» приезжают тележурналистка Лена (Марина Левтова) со съемочной бригадой и группа «Любэ». Лена бе рет интервью у заключенных, «Любэ» дает им концерт, возникает какое-то общение действу ющих лиц, напряжение — и под конец разряже ние, разрещение конфликта. Исходные точки — Лена, «Любэ», зона — в фильме налицо, однако сам он — отнюдь не при вычно сюжетно-игровой. Драматического дви жения там, по сути, не происходит. Создатели «Зоны Любэ» (производство концерна «Белый ветер» и продюсерского центра Игоря Матви енко) во главе со сценаристом и режиссером Дмитрием Золотухиным выстраивают перед нами серию не связанных внешне, сюжетно меж ду собой новелл. Схема, по которой они образу ются, проста. Лена задает один и тот же вопрос собеседнику — почему-то о его снах, тот отвеча ет, и на фоне очередной песни «Любэ» возника ет соответствующий визуальный ряд. Сны, меч ты, воспоминания опрашиваемых словно мате риализуются. Песня и сны становятся объектив но зримыми, обретают экранную «плоть», вещес твенность. Песни «Любэ» и воображаемое пер сонажами новелл состыковываются между собой в понятно, прозрачно метафорической согласо ванности. Цельность такого дробного «фильма-концер та» заключена в очевидной схожести новелл. Си туации, разумеется, разные, суть — одна. На воле — хорошо, в зоне :— совсем наоборот. Воля — это нечто почти недостижимо прекрасное, гар моничное. эго исполнение желаний. Зона... она и есть зона, расплата за со.деянное, следствие неудавшейся. покореженной жизни. К азалось бы , подобн ая «назойливость» сквозной темы, идеи фильма делает его монотон ным: воля — да неволя, воля — да неволя. Д. Золотухин, не боясь бить в одну точку, разраба тывает тему с вариациями, создавая вариации на тему. Получается не заунывно-жалостливый мотив, получается многогол’осие. У каждого персонажа — своя мелодия, свои таящийся в снах-надеждах крик души. Очередной опрашиваемый вместо рассказа о сне читает собственное нескладаое стихотворе ние про свою деревенскую жизнь и коня по клич ке Локомотив. Лене затем объясняют — да ни какой он не селянин, а рядовой железнодорож ник, чего-то там своровавший, и никакого коня у него нет. Фильм данное положение вещей «оп ровергает», конь на экране появляется, вперебив ку с сиротливым, затюканным железнодорожни ком. Контраст, что называется, разительный, ще мящий душу. Не только заключенные — объект внимания Лены. Она опрашивает и майора охраны (уди вительно, но именно тут фильм доходит до поч ти трагических нот; судьба майора — тоже поте рянная судьба; значит, не одним лишь преступ лением может быть несчастен человек); Лена не минует и интернат для трудновоспитуемых де вочек. Там иная боль — о прерванном «свобод ном» детстве, В качестве наиболее показатель ного примера берется юная цыганка, не говоря щая по-русски. Зато хотя бы в интернате есть любящие детей взрослые. И у ассистентов Лены, и у зрителей неизбеж но возникают вопросы: зачем ей все это надо, почему обязательно сны? Понятно: р еп ор ту се годня — здесь, завтра — там, сегодня — об од ном, завтра — о противоположном. Тем не ме нее, Лена должна как-то конкретизировать свой упорный интерес к несвободе, к зоне. В конце концов, что ей зона, что зона ей? Фильм зримых песен, фильм непринужден ных ассоциаций не предполагает слишком уж оп ределенных выводов. Возможно, Лена путем ин тервью старается понять нечто важное для себя, о себе. Возможно, благополучно живущая жур налистка пытается проникнуться болью других, хоть чем-то малым помочь им, раскрыть их пе ред самими собою. Возможно, возможно. Но пес ни и интервью — вряд ли лучшее средство, что бы возможное стало очевидным, безусловным. Так и остается — каждому свое: Лене, зоне, «Любэ». Печально, конечно, но иначе-то — ни как... Г." ч 'г/г у Р а с п оряд итель с а лон а К онст а нтин КЛЮТКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz