Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
о х рана ок р уж ающей с р е д ы 1 9 ав густа 1995 г. нак ануне учебного года № 164—165 ( 978—979) Э к о л о г и я и м ы : р е з о н а н с Р АЗВЕ м Е Л О Т О Л Ь К О К О К С О Х И М Е ? Почти одновременно в печати появились две публика ции на темы экологии, привлекшие наше внимание. В «Ли пецкой газете» за 27.06.95 г. выступил доктор технических наук, профессор Ю. Филоненко со статьей «Не так уж важ но, какого цвета флаг над городом», а в еженедельнике «Зе леный мир» (№ 20) напечатался предсе;датель клуба «Эко лог» П. Пушков. Оба автора обеспокоены тяжелЬй эколо гической обстановкой в г. Липецке. Однако рецепты оздо ровления среды обитания предлагаются разные. , П. Пушков считает однозначно, что во всех бедах ви новаты коксохимики и азотчики, и, по его мнению, если прекратить производство кокса в Липецке и перейти на привозной, то сразу ликвидируется заболеваемость жите лей и сохранятся насаждения. Увы! Если бы вывод из эк сплуатации коксохимического и азотнотукового произ водств мог решить проблему, то мы также включились бы в борьбу за их закрытие. А предложение Н. Пушкова мо жет показаться радикальным только дилентанту. И мы пос тараемся доказать это. Гибель сосновых насаждений в районе коксохима была вызвана повышенным содержанием сернистого газа (0,6 - 0,8 миллиграмма на кубометр) в атмосфере после пуска про изводства из-за неудовлетворительной работы электро фильтров в цехе очистки газов от сероводорода. Но оная проблема была решена еще в середине 70-х годов, ц с тех пор содержание сернистого газа в атмосфере находится ниже установленных санитарных норм (0,2 - (5,3 мг на метр кубический). Зеленые насаждения на территории, прилега ющей к коксохиму, превратились в «мутантов» не потому, что на них повлияли выбросы коксохимического производ ства, а потому, что за ними не было и нет ухода, нет хозяи на. На территории коксохима, где есть хозяева, выращены нормальные деревья и никакой мутации не происходит, хотя они находятся на промплощадке с более высоким уров нем загрязнения. Более того, проектом организации санитарно-защитной зоны предусматривалось озеленение территории специаль ными породами деревьев, котор 1 ле должны были стать «фильтром» и уменьшить загазованность в пойме р. Воро неж и в прилегающем Правобережье. Однако с благосло вения городской администрации практически вся площадь отдана под устройство гаражей и промбазы АО «Коксо- химремонт». Утверждение П. Пушкова, что только от зловонных вы бросов коксохима увеличивается заболеваемость жителей, также бездоказательно. Да, приведенные данные по забо леваемости и смертности (в общем масштабе), безусловно, тревожные и наводят на печальные размышления. Но кто доказал, что в том повинны только коксохимики и азотчи ки? Таких доказательств, увы, нет, а есть только тенденци озный подбор цифр и фактов и нтеный автору вывод. Мы с ним позволим не согласиться. По нашему мнению, рост смертности и заболеваемости больше связан с социальным неблагополучием, нежели с экологическим. И'.'Пушков в своей публикации замалчикает-тот факт, что кокСохймики располагают проектом реконструкции ба тарей № 5-6. В проекте, о чем он наверняка знает, предус матривается комплекс мероприятий по достижению выбро сов и сбросов в атмосферу и водоемы до величин, обеспечи вающих санитарные нормы в жилых кварталах и в реке Во ронеж. Руководство комбината прилагает все силы, исполь зует все финансовые возможности для реализации этого про екта. Уже разрушена коксовая батарея№ 5, практически под готовлена площадка под строительство новой, ведутся ра боты по нулевому циклу на всех объектах комплекса. Конеч но, средств не хватает, чтобы в короткие сроки осуществить указанный проект. Но мы от него не отказываемся. Мы счи таем принятое решение правильным и единственно возмож ным, А предложенный П. Пушковым альтернативный вари ант — переход на привозной кокс — оставит комбинат во обще без прибыли и не позволигвести реконструкцию. С точ ки зрения технической получается замкнутый круг. А с точ ки зрения экономической? Переход на привозной кокс потребует колоссальных ка питаловложений на строительство коксохимического произ водства на новой площадке в районе угольных месторожде ний. Новый, вдали от Липецка, коксохим надо.будет осна щать современными средствами очистки и предотвращения выбросов и сбросов, которые предусмотрены в проекте ре конструкции нашего коксохима. А это громадные затраты. Потребуются немалые средства на организацию около двух тысяч новых рабочих мест для коксохимиков и азотчиков. Где взять эти деньги? Кто их выделит? Да и целесообразно ли? Наверняка нецелесообразно. При существующих желез нодорожных тарифах, подвоз кокса из Кузбасса или Ворку ты поднимет себестоимость металла до таких пределов, что его никто покупать не станет. Последствия самые печальные — банкротство комбината и многочисленная армия безра ботных липчан. В смоделированной нами ситуации будет не до анализа увеличения заболеваемости— начнется рост смер тности по причинам социальным. Более того, если предпо.л- ожить, что указанные средства будут кем-то выделены, то целесообразней их направить на реконструкцию. А за такие деньги не только коксохим, но и комбинат в целом можно сделать экологически чистым. Поэтому, высоко оценивая стремление П. Пушкова сделать родной город экологически чистым, мы, тем не менее, с его рецептами не согласны. Нам более близка и понятна позиция Ю. Филоненко, вы сказанная в «ЛГ». Прав профессор, напоминая, что в депу таты областного Собрания многие кандидаты прошли бла- г о д ^ я щедрым обещаниям решить экологические пробле мы Липецка. Одаако до^:иx пор нет и даже не разрабатыва ется закон (нормативный акт) по охране окружающей среды Липецка и области, нет региональной программы оздоров ления экологической обстановки с решением вопросов фи нансирования. В Тульской области, например, такая про грамма есть,-и меры по еереализации утверждены постанов лением правительства Российской Федерации еще в 1993 году. В отличие от П. Пушкова, зациклившегося, извините, на ком бинате, Ю. Филоненко указует на все.составляющие эколо гического неблагополучия. В том числе и на автомобильный транспорт. Ведь каждый из нас ежедневно наблюдает, как клубами черного дыма от автобусов и большегрузных ма шин окуриваются улицы, площади, жилые дома, места скоп ления людей. Нате, дышите. И дышите не только угарным газом, который в основном и оказывает пагубное влияние на органы дыхания, но и целым букетом углеводородов, вы зывающих раковые заболевания и заболевания сердечно-со судистой системы. Пути решения этой проблемы, предлага емые автором статьи, на наш взгляд, конструктивны и эф фективны. По-пушковски эта проблема решалась бы более радикально: запретить пользование автотранспортом и пе рейти на гужевой. Хотя, конечно, к некоторым запретам, по законодательным актам Собрания депутатов и администра ции города и области, необходимо перейти уже сегодня. Но почему же не переходим? Если бы у нас действовали рычаги управления экологией, принятые в странах Европы, то практически весь автомо бильный парк области не мог бы выйти на линию, так как штрафные санкции за нарушения намного бы превысили доходы от использования транспорта. А наши законодатели и административные органы не только не способствуют раз работке таких стандартов и программ, а, напротив, делают все возможное для приобретения в европейских странах ав тотранспорта, не отвечающего установленным там экологи ческим стандартам. Так чего же удивляться, что экологичес кая ситуация Б городе ухудшается? Как здесь не согласиться с автором, что в каждом из нас отсутствует экологическая культура? Нам, действительно, остро необходимо всеобщее экологическое образование, ибо мы, в большинстве своем, неучи, Митрофанушки. Безграмотны как рядовые граждане, так и правители местного масштаба. Как выходить из этой ситуации? Основным критерием для избрания или назначения на ру ководящие посты в сфере производства, оказания услуг и му ниципального управления должен стать, на наш взгляд, уро вень экологической культуры, который должен проверяться через ЭВМ по тестам, как знание правил дорожного движе ния. Такие тесты должны быть разработаны Минприроды России. При систематическом уклонении от выполнения эко логических нормативов, без веских на то оснований, руко водителям комитетов охраны окружающей среды и приро дных ресурсов должно быть дано право освобождать от за нимаемых должностей таких лиц, а не взымать штрафы. Предложенная мера позволит в ближайшее время вырабо тать у руководителей всех рангов определенную экологичес кую «совесть», а это уже 50 процентов успеха. Немалые про центы могла бы «дать» сильная и хорошо работающая эко логическая милиция. Допустил серьезное экологическое на рушение — шагай на переаттестацию в эту милицию, как в ГАИ , получи право управления производством. Не прошел — управлять не имеешь права, И, к примеру, мы бы уже дав но решили проблему свалок мусора, если бы водители ав тотранспорта, наряду с водительским удостоверением, по лучали талон экологического тестирования. Свалил мусор - отдайталон, а без талона не имеешь права управлять авто мобилем. Авторы публикаций, П. Пушков и Ю. Филоненко, не смотря на «большую разницу» в подходах, сходятся в том, что экологические проблемы решать надо нам, и сегодня, а не завтра. Но разве они, проблемы, ограничиваются лишь тем кругом, который обозначили авторы? Их, несомнен но, больше, и они не менее актуальны, нежели загрязнение атмосферы металлтогическим комбинатом и автомобиль ным транспортом. Позволим себе обратить на них внима ние читателей «ЛГ», хотя мы прямого отношения к их раз решению не имеем. Муниципалитетами и государственными органами до сих пор не разработана программа переработки, склади рования и захоронения отходов производства и потребле ния, не используется огромный потенциал по использова нию отходов в качестве вторичных сырьевых ресурсов. Город заваливается заграничной упаковкой (банки метал лические из-под пива и соков, пластиковые и пластико-бу мажные упаковки из-под «сникерсов», «баунти» и т. д.). Для кого-то — «райское наслаждение», для большинства — грязь и беспорядок. Как же избавиться от примет «изоби лия»? Есть только один способ — организовать пункты приема такой тары и решить технически и организацион но пути ее переработки. Средства для решения проблемы — акцизный налог на этот вид товаров с обязательным поступлением акцизных сборов на специальный счет, с по меткой «отходы». А чтобы дело пошло, надо освободить от налогов предприятия и предпринимателей, которые ор ганизуют прием, экологически безопасное хранение и пе реработку отходов, что будет способствовать вовлечению частного капитала в решение проблемы. И еще одно предложение. Пора в городе создать специ ализированное подразделение по уборке территорий об щего назначения, усилить ответственность (моральную и материальную) руководителей предприятий и организаций всех форм собственности за несоблюдение правил содер жания закрепленных территорий. Пора разработать и за конодательно утвердить эти правила для конкретных тер риторий, включая зоны отдыха и торговли, автодороги и тротуары, другие места общего пользования. Претворение в жизнь, в том числе и этого предложения, способствовало бы превращению Липецка в город высокой экологической культуры. А основным мерилом для оценки деятельности мэра города должно стать ежегодное подтверждение это го звания специальной комиссией Собрания депутатов. Что же касается Новолипецкого комбината, то метал лурги, как и прежде, будут делать все возможное для оздо ровления среды обитания липчан. В. ХАУСТОВ, заместитель главного инженера АО «НЛМК» по охране природы. В.ЧЕРЕШНЕВ, начальник центральной лаборатории охраны окружающей среды. А. ДЕРНОВСКИЙ, руководитель группы утилизации отходов и экологической экспертизы центральной лаборатории. 1 ♦ 1 СБЕРЕЧЬ БЫ ВСЕ ЭТО д л я ДЕТЕЙ И ВНУКОВ, - МЕЧТАЕТ СТАРЫЙ МОРЯК ПАВЕЛ ИВАЩЕНКО Бывалому моряк у Павлу Павловичу Иващенк о н етесно на рек е Воронеж . Д ел много у инспектора ГИМ С. Если п ереве с ти эту аббревиатуру, то это значит, что он занимается мало мерными судами , т.е . моторными лодк ами и к атерами . Но, к роме того, его зан им а етж изнь на рек е и вок руг нее . Ведь отэтого за ви ситсостоян ие воды, а значит, и самочувствие ее обитателей . Побывав в одном и з рейдов с Павлом Павловичем, при ш лось наблю дать, мягк о говоря, не совсем человеческ ое от ношение к наш ему речному богатству, что к репк о р а сстр а и ва ет ветерана -моряк а . С нарушителями он строг и н епре к лонен. Но теплеютегр глаза , к огда он видит, доп устим , д о верчивую утиную семью , спешащую прямо перед моторк ой пересечь рек у. К ак светлые звездочк и , белеютвпереди м а к овк и лилий — признак чистой воды. Сберечь бы все это для д етей и внуков. Ф ото А. ’Щ УРОВА. Ск оро — День знаний V . « СД 1 ЕЛ А ! 1 и д а : Е Е БО Л ЬШ Е , Ч Е М В П 1РО Ш ЛЫ Е ГОД Ы »... В народном просвеще нии я не новичок. Девятый год возглавляю Становлян- ское районо, до этого шесть лет работал директором средней школы! И каждый раз в канун нового учебно го года, подобно школяру перед экзаменом, стревогой пытаю себя; все ли готово? Предвижу, что этот во прос вызовет скептическую ухмылку у многих моих коллег: чего захотел, забыл, что ли, в какре время жи вем? Нет, не забыл, время и впрямь непредсказуемое. Тем не менее за ремонтный сезон удалось сделать боль ше, чем в любые другие годы. Во всех школах прореви- зированы энерго- и водо снабжение, отопительная система. Немало потрати лись на ремонт кров.лк, по лов, мебели. Я уж не гово рю о побелке и покраске. Но дело даже не в объемах работ. Рассудив, что скупой платит дважды, в большинст ве случаев упор сделали на высококачественный, стало быть, дорогостоящий ре монт. Имею в виду поклейку обоев, декоративную и про чую эстетику, зато и более долговечную. Справедливый вопрос: где черпаем финансы? Конеч но же, из районного бюдже та. Это единственное, что нам не изменяет. К началу августа истратили более 142 миллионов. Нашлись и дру гие источники. Как в старые времена, подсобили строи тельными и отделочными материалами базовые хозяй ства. Проблема мастеров ре монтных дел решилась за счет учителей и бригад стар шеклассников, созданных при участии районного цен тра занятости. Активнее, чем в пропшые годы, откликну лись на помощь родители. Вот, например, Становлянс- кая средняя школа — круп нейшая в районе. Все учеб ные кабинеты тут отремонти ровали родители, они же по делились краской, денежны ми средствами. И это пример типичный для многих школ района. На ремонт пошла часть выручки от реализации продукции приш кольных участков. Та же Становлянс- кая средняя заработала толь ко на овощной рассаде более миллиона рублей. Как, впро чем, и Дамская, Березовская, Алексеевская... Август — сгусток пред стартовых хлопот. Каждый день сейчас в районо надры ваются телефоны. Звонят ди ректора школ. Одним нужна электроплита в столовую, другим вьшь да положь холо дильник «Стинол», третьи не могут достать электронагре ватели... Все эти вопросы «прокручиваются» у главы администрации И. Бирюкова и, по мере возможности, ре шаются. Хотя и не все быва ет гладко. Но если раньше многое упиралось в дефицит материалов и оборудования, то нынче мертвой хваткой душат финансы. И — несус ветная дороговизна. К а к помню, в советские времена банка половой краски стои ла 3 рубля 50 копеек. Нынче приходится отсчитывать 60 тысяч рублей. Те же холо дильники, электроплиты тя нут на миллионы... Виданное ли дело, цены на рынке де шевле, чем в магазине. Ко г да такое было? Многие ди ректора школ промышляют в магазинах соседнейТульской области. Гбворят, там все де шевле. Может, контроль за ценами построже, чем в на шей, Липецкой области? Рас суждая здраво, для школ и детсадов можно бьшо бы сде лать и скидку: аморально жировать на детях! Ремонт школ практичес- . ки завершен, а в большинст ве уже наведен парадный лоск. Но у этой радости и горький привкус. В советские времена каждый новый учеб ный год в районе знамено вался вводом новостроек, будь то учебные классы, мас терские или спортзалы. Увь 1 , нынче придется обойтись без похвал в адрес строителей — не заслужили. И такое третий год кряду... А в обнове остро нуждаются Чернолесская, Грунино-Воргольская, Пет- рищевская и Озерская шко лы, еще больше кандидатов на капремонт. Сегодня до полного комплекта в районе не хватает шесть мастерских, десять спортзалов, пять сто ловых. До глубины души обидно за социальное нера венство с городской сельской детворы. Правда, горечь от дефи цита новостроек подсласти ли газификацией. К началу отопительного сезона семь котельных школ будут пере ведены на природный газ. И еще на столько же готова проектно-сметная докумен тация. Работа проделана «адова» и в финансовом пла не емкая. Зато стоит свеч. Как посчитали, только эти семь котельных сэкономят 1200 тонн угля и 55 тонн жид кого топлива. А равно, изба вят от гари и копоти... Оглядываясь на проде ланную работу, в который раз убеждаюсь: мы не сдела ли бы и десятой доли, если бы не начали думать о новом учебном годе загодя. Еще в январе — феврале детально просчитахш объемы работ и затраты, определили источ ники финансирования, ис подволь создали запасы нуж ных материалов. Месяц на зад в порядке контроля раз говор о готовности школ со стоялся на заседании адми нистративного совета. И ко времени. В оставшиеся дни удалось скорректировать силы и средства. Но в жизни чаще так бы вает: нос вытащишь, хвост увязнет. Втуне осталась про блема учебников и нагляд ных пособий, в решении ко торой местная власть бес сильна. Тут следует задирать голову куда выше. Вот уж действительно дефицит из де фицитов, созданный из ниче го. Все ветхие учебники мы, конечно, привели в божеский вид. Но это, скорее, жест от чаяния. И снова вопрос: ужель и тут решиш за счет детей оздоровить российс кую экономику? Единственное, в чем не будет дефицита, так это в учительских кадрах. На семь вакансий у нас... 26 претен дентов, откомандирован ных приказом областного управления в распоряжение Становлянского районо. Явный перебор выпускни ков вузов и педколледжей, а как им всем помочь? Тут, конечно, сказался и приток беженцев, переселенцев, среди которых есть педаго ги. Проблема... Все ли готово? — вновь терзаю душу. И тешу себя мыслью: сделали все, что могли. И как бы ни склады валась ситуация, начнем новый учебный год по тра диции торжественно, с праздничным настроением. А как начнешь год, гласит поговорка, так и закон чишь. С. СУЛЯЕВ, заведующий районо Етановлянской администрации. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz