Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
п ос л е дн ий пр емье р -м инис тр СССР \ V ' -ч 19 августа 1995 г. — Чем вы сейчас занимаетесь? — Бизнесом, как говорится. Начал с консультаций. Вполне возможно, через некоторое время смогу отвечать на этот вопрос более конкретно. Думаю, вы догадывае тесь, что в некоторых видах деятельности мне было отка зано. Скажем, возглавить руководство банком. Офици ально документы были представлены, но последовало «научно-популярное» объяснение: мол, заберите обрат но, формальный повод для отказа все равно найдем. Допустим, такой: у гражданина Павлова нет практичес кого опыта работы в банковской системе. На тот момент это была правда. —Кажется, Наполеон говорил, что «судьба» —с л о во, не имеющее смысла . А вот вы насколько чувству ете вину по отношению к себе? —Думаю, в своей судьбе я, если так можно выразить ся, повинен сам. Я все делал своими руками, своими дей ствиями. И все ошибки, которые были, совершил добро вольно. — Что ж е побудило Нас взяться за э ту книгу? —Я—убежденный сторонник рыночной экономики. И не на словах, а на деле. Это давно зафиксировано в прес се и моих книгах. По сути, еще с 70 — 80-х годов. Исто рия, которая получила название «перестройка» и кото рой вроде бы отмечается 10-летний юбилей, на самом деле стартовала гораздо раньше. Просто в ней слишком много белых пятен. И слишком мало истинного знания о предмете. В этой книге я рассказываю, как, почему и по чьей вине нарз^шился объективный эволюционный переход к рыночной экономической системе, необходимость кото рого в СССР лучше и глубже всех понимали профессио нальные финансисты. Принято считать, что главные го- с\щарственные секреты СССР таились где-то в недрах ЦК и КГБ. Но на самом деле именно финансисты всегда и всюду являются истинными их хранителями: ни одно дело, явное Или скрытое, не обходится без них. А мне на протяжении 30 лет довелось по-крупному заниматься финансированием всех сфер народного хозяйства. В книге вскрыт совершенно новый пласт политико-экономичес ких отношений, своего рода финансовый «андерграунд», из-за своей сверхсекретности ранее абсолютно не из вестный не только широкой публике, но и политикам весь ма и весьма высокого ранга. Необходимость перестройки была сформулирована еще в Программе научно-технического прогресса СССР до 2005 года. Она содержала, в частности, специальный том—«Совершенствование управления». Об этом все кЭк- то тихо-спокойно забыли. А ведь там, как, впрочем, и в нескольких других томах ЭТОГО документа, говорилось, что опора не на количественные, а на качественные пара метры и источники развития требует и других измерите лей человеческого труда. Отсюда следовала неизбеж ность приоритетов за товарно-денежными отношениями и деньгами. Понимаете? Вот, собственно говоря, какая правда. Бу дущие так называемые «отцы перестройки» к этому тогда еще не имели никакого отношения. В отличие от людей научной среды, из институтов и академий наук- Они и впрямь впоследствии оказались на поверхности общес твенно-политической жизни, на страницах газет и теле экранах. Среди авторов упомянутого раздела были ака демики Аганбегян и Абалкин, профессор Гавриил Попов. Свое участие в нем принимали будущие помощники Гор бачева и некоторых других государственных деятелей. Одно из самых больших белых пятен в глобальном плане — борьба точек зрения, переросшая в борьбу за власть в Советском Союзе и в России. Она велась не очень кор ректно. И не очень предметно. Один говорил: «Я — за реформы». Другой: «И я—за реформы». Дискуссия огра ничивалась выяснением отношений, кто более «демок ратичный» и «рыночный». А сам предмет спора выпадал. Что такое перестройка? Каковы ее цели? Для чего ре формы? В чем содержательный предмет разногласий? Все это оставалось «за кадром». — Почему? — Такая информация, как правило, в общем, массо вом плане никогда не выходила за стены учреждений, где она готовилась и обсуждалась, без грифа «секрет но». Как минимум. Любой доклад грсударственного дея теля, необязательно даже .— генсё 1 < а , '^ его не нроиз- - несли вслух, имел этот гриф. Работая над кни гой , я считал своей целью раскры ть конкретное сод ерж ание вот Этих споров и дей ствий , оно должно было наполни ть сам о поня тие «перестройка» , предопредели ть , куда она пойдет , ка к будет строиться реформа, что та кое и зм енение ф инансовых отношений , исполь зование де н е г? Замышлялось одно — вышло д р у гое. Отсюда — и ответ на вопрос: почему, собственно, у нас на сегодня нет рыночной экономики? Я считаю, что в ходе ее построения мы зашли в тупик. Экономика у нас не рыночная, а псевдорыночная. Почему? Нужно знать, что конкретно замышлялось. Как? В какой последователь ности? Лично у меня впечатление, что мы, начиная б Черно быльской АЭС, совершаем действия, которые не просто нельзя совершать, а нельзя совершать именно в такой последовательности. Помните, как было? Чтобы произош ла беда, надо было сделать сразу шесть запрещенных операций в строго запрещенной очередности. Один шанс из тысячи. И он был «схвачен». Теперь мы все провора чиваем точно так же во времени и пространстве. По сути, это — история борьбы мевду эволюционным и революционным путем. Легально победил первый. Это было на Пленуме ЦК в июне 1987 года. Люди, которые потерпели поражение, совершенно в духе 17-го года пе ренесли столкновение в другое место — на страницы га зет и ТВ, потом — на улицы, и, естественно, другими спо собами, по принципу: «Егор, ты не прав!» И когда сегод ня задним числом некоторые пытаются убедить нас, что, мол, это было движение одиночек и волеизъявление масс, а официальная власть-де к этому отношения не имела, то я делаю вывод: либо этот человек и впрямь столь на ивен, что ему опасно давать в руки перо и микрофон, либо он считает таковыми нас. Можно ли, скажем, допустить, чтобы в те времена в Москве были изготовлены миллион значков и несколько сот тысяч маек с разными «неформальными» изображе ниями, и Комитет госбезопасности об этом не знал? Ис ключено. Без его контроля не оставалось ни одно более- менее крупное предприятие. Вывод?,Делалось это либо под прикрытием, либо по прямому указанию сверху. Со вершенно конкретно. Раньше это называлось фракцион ной борьбой, теперь, это — борьба мнений и направле ний. Но с определенной целью. — Вы та к уверены? — Я помню, как еще при подготовке июньского (1987 г.) Пленума Цк разработчикам был брошен упрек: вы пос тоянно говорите о «совершенствовании», а надо говорить о «сломе». Этот выбор был среди узкого круга людей. И он далеко не случаен. Но вот исполнение его привело к тому, к чему привело. — Но, говорят , нынешнее состояние э кономи ки для людей , приш едш их к управлению , — соверш ен но неожиданное? —Это неправда. Все сцен^ии развития событий про считывались. Неоднократно. По законам математических моделей. Расчеты делали независимые организации, в том числе — Госплан, Минфин, Комитет по статистике. Академия наук. Комитет по науке. Каждая организация имела свой собственный резуль тат. Но в принципе, даже с учетом естественного «раз броса», все результаты были 100-процентно одинаковые. но не всегда одинаковые. Ведь и добро бывает во зло. У меня такое впечатление, что бюрократическое мышление, сегодня возведено в квадрат. Менталитет бюрократа чув ствуется на каждом шагу. Он действует или не действует по принципу: «Как бы чего не вышло». И каждый раз реше ние сводится к одной формуле: «Если я сделаю, то что будет лично для меня? И что будет, если не сделаю?» При этом мыслительный аппарат бюрократа, по-моему, всегда устроен так, что в 99 случаях из 100 он предпочитает не делать ничего. Мол, пусть, как говорили раньше, «старшие товарищи поправят». —Было сообщение, якобы с 1993 года по май 1994- го Россией распродано 80 процентов алмазных запа сов. Как вы считаете, возможно ли г>то? —Нет. Будет несварение желудка. Самая главная опас ность знаете в чем? И я этому страшно удивлен. Начали продавать так называемый «крупняк». То, что с известных времен «бриллиантов для пролетариата» Россия никогда не продавала. Камни эти уникальны. Каждый в отдельнос ти. Мы их всегда только собирали. Это штучные вещи, можно сказать, произведения искусства. И второе: вдруг в одних руках объединена алмазная со ртировка, что тоже никогда не допускалось. Ведь цена брил лианта зависит от класса. А при массовой сортировке всег да есть экземпляры, которые по показателям можно от нести и туда, и сюда. Поэтому, чтоб исключить дорогую пересортировку, сортировка производителя была своя, у Гохрана —своя. Все добывалось, сдавалось, а потом толь ко оттуда поступало, куда следует, чтоб не было этой пря- Даешь рынок, и он все уладит. Без понятия, что рынок и по себе требует регулирования — только квалифици- ся. сам по сеое требует регулирования — только квалифици- В ованного и, естественно, собственными инстоументами. дними указами и директивами тут ничего не сделаешь. — Читая вашу книгу, приходишь к мысли, что она, по сути, перечеркивает предвыборную кампанию Гор б а ч е ^ , Рыжкову и другим . А ваше мнение? —Думаю, да. Ятвердо убежден: сейчас для стоаны нуж на личность, которая бы могла не только говорить, но и делать. Перестройку, как кто-то метко заметил, просто заболтали. Люди, которых вы называете, в силу своих че ловеческих качеств не смогут справиться с нынешней си туацией. Если они не сумели это даже имея всю власть в руках, то куда ж теперь? — Ратуя за укрепление центральной власти, кого вы видите во главе этой власти: конкретного полити ка, партию или технократов? — Скажу просто, понравится это или не понравится. Стране, которая оказалась в подобном положении и при нципиально хочет построить новое общество, живущее по новым законам, вольно или невольно на определенный период потребуется исполнительный орган, решения ко- торЬго носят законодательную силу. Большой новости тут нет. Это тоже просчитано. Для того, чтобы создать новую систему законов, нужно всем специалистам из различных областей законодатель ного права работать три года. Но если вы будете работать эти три года, пытаясь управлять общественно-политичес кой и экономической жизнью страны и выдавая один закон « Р А С П А Д С С С Р Н А Ч А А С Я Н Е С Г К Ч П » В ак к уратк четырехлетию собы тий 19-21 августа 1991 года по стране разошлась книга последне го председателя правительства Советск ого Союза, члена ГКЧП Ва л е нти н а П а влова « Упущен ли шанс?» Была презентация, потом состоялась наша беседа. Павлов оставляетсильное чувст во — и не только как иск ренний человек , а как политик с концепту альным экономическ им умом, на правленным на интересы России . К ремлевск ая звезда его зак ати лась, нд, похож е, уж е не зак атит ся звезда тревог. шен. процентов запа-' мой цепочки. Теперь этот механизм , Если распродать, как вы говорите, 8 сов, рухнет весь рынок. Это невозможно. мени им стали приторговыватьТС колько продано? ботица. Как в сообщающихся сосудах. Однако все друж но сходились в одном: спад по национальному доходу будет в районе 30 процентов. Как показывает жизнь, это тот редкий случай, когда наша фундаментальная наука в области обществоведения не ошиблась. Теперь часто видишь: человек пишет, возможно, и ис кренне, но суть тех событий у него искажена. И не пото му, что он плохой. Просто она ему неведома. Я вот, к примеру, даже сам не знаю, кто все-таки дал команду отозвать в 88-м году все прейскуранты с мест? Кто отме нил реформу цен? Ни Горбачев, ни Рыжков не сознают ся, что они. Хотя, чтобы вот так возвратить уже разослан ные прейскуранты из всех уголков страны, не дав всту пить им в действие, требовалось быть обладателем имен но такой высшей монопольной власти. Лично я убежден: они сделали это согласованно. Один без другого просто не мог. А документов никаких нет. Я не нашел их, даже став премьером. Хотя и решение о прейС 1 ^рантах не было отменено. Любопытно, да? — почему , по -ваш ему , столь ни зо к теперь уро вень управления в государстве? Правая рука не зна ет, что делает левая? Или нынешним властям недо стает грамотности? —Образование и культура — вещи, конечно, близкие. I ЧТО та кое этот самый «крупняк»? С како го вре- 1 М ? Вообще , эти вещи не публикуются , и я не мо г у все сказать . Но «крупняк» — это камни свыше 10 каратов. И •реали зую т Их, насколько мне известно , с 1992 г о д а Г ..... — Вы говорите о развале экономи ки и задаетесь вопросом : упущен ли шанс? Но бытует мнение, будто распад СССР начался с ГКЧП, а он -то и привел к рас паду экономи ки . Вы не согласны? — Слово «развал» я не произносил . Срабатывает ста рый реф лекс подбира ть выражения. Но развал есть ра з вал. Ка к иначе назвать 50 -процеН тное .сокращ ение п р о и з водства? Если у ко го -то есть более удачное слово , то я готов принять на вооружение . Хотя суть -то одна. Делаются попы тки внедрить в массовое со знание утилитарное пред ставление . Как, например , часто связывают у нас все, что происходи т , с одной ка кой -то личностью , событием или одноактовым действием , вроде выборов. Отсюда, е с те с твенно , самое простое : общ ий развал начался с распада С ове тс ко го Союза , а распад Советско го Союза — с ГКЧП. Однако , если вы вспомните се н тяб р ь -91 , то не будете отрицать : самым первым д о 1 ^ м е н т о м та ко го рода после известны х трех дней ав густа было совместное заявление президентов сою зны х республик . Под ним стояли подписи и Горбачева, и Ельцина, и Назарбаева , и всех прочих. Там было записано — четко и ясно , — что вот теперь -то , на ко нец, «реформаторы» получили исторический шанс ус корить проведение реформ , к о т о ^ 1 м -де препятствовала партий ная и государственная власть, стоявшая на дру гих по зици ях. Именно так. Не больше и не меньше. Но то гда во зни кае т вопрос : если этим «реформаторам» во главе с Г орбачевым и Ельциным дали историч еский ш анс , убрав про тивников с политич еской сцены , то ка к - обвинять последних за то, что произош ло потом? Я у ж не говорю о корнях. Вы же , наверное , понимаете : события ав густа -91 — не самостоятельное и не самодовлеющ ее явление . Они не просто та к взяли, да и выскочили откуда- то со стороны на поверхность. Это — одно из событий длин ной, изнурительной политич еской борьбы за способы и направления реформ в Советском Союзе . Они, естествен но, несли на себе одновременно и личный фактор заво евания власти. Но ко гда е го в ш ироком плане сводят к борьбе между Г орбачевым и Ельциным, это — неправильно . За власть боролась национальная элита республик. За свою собствен- ную^власть. Именно в этом подоплека . Если говорить пря мо', то явным призна ком , что С оюз прои гры вает эту борь бу, были «сидения» в Ново -О гареве . Уже там было ясно, что центральная власть в лице Горбачева сдает федера тивные п о зиции и вступает на поро г конфедерации . Под нимите проекты до говоров , которые там «прокручивались», и вы увидите , ка к от варианта к вадианту там оставалось от С ою за все меньше и меньше. Развал СССР в 91 -м — заключительный акт пьесы , которая разы грывалась с кон ца 1990 года, а готовилась еще раньше. — Но был ли шанс на иной исход? ■ — Был. Проблема заключалась в том , что нужна была сильная центральная власть, и обеспечить ее можно было только употребив саму эту власть. М ногие , если не боль ш и нство республик , ее приняли бы. Вся Средняя Азия, например , выжидала. Л идеры ее говорили откровенно : вы реш ите свои проблемы в М оскве , а мы вмешиваться не будем . Почему? Потому что среднеа зиа тс кие республики все гда были сторо н ницам и едино го С ове тс ко го Союза . Самая большая поддерж ка исходила оттуда и из Белорус сии . А принципиальный вопрос был в Москве . Еще до августа-91 мно гие говорили : все уладится, если Г орбачева сменить на Ельцина. Но Ельцин зашел далеко, начав и грать в суверенитеты . Российская Ф едерация ста ла ка к бы претендовать на роль сою зн о го центра . К рубе ж у 1991 -92 годов, ко гда определенные экономич ес кие у с тановки перешли в плос кость пра ктич еских дел, уже ощ у щался театр абсурда . Я та к это и воспринимал, поначалу думая, что делается это ка к -то по -де тс ки , почти понарош ке. О казалось , всерьез. Есть, оказывается , политики , готовые реализовать ло зун г , звучащий та к или иначе и сегодня , что, мол, самое хорош ее государство то, которое не ощущаешь. Чем его меньше , тем лучше. Началось это с ав густа -91 , ко гда со стороны государства было пре кращ ено управление го с у дарственной собственностью . Сравните динам и ку общ е с твенно го производ ства до октября-91 и после , и вы все поймете . Теперь обычно ссылаются на 91 -й год в целом, мол, там начался провал. Неправда. В 91 -м провал начал ся именно с октября . Если первый квартал дал спад п р о и з водства 8 процентов , то вызван он был лишь одним — шах тер с ким и забастовками . Разница между забастовками т о г да и теперь , надеюсь, вам известна? Тогда шахтеры получали средне-сдельную зарплату, хотя и не спус кались под землю . Они могли продолжать это и неделю , и месяц, и два. Тепер^з они просят: заплатите хоть зарплату двух — трехмесячной давности . Развал начался то гда , ко гда люди , приш едш ие к управ лению , решили , что э ко н ом и ка будет развиваться лучше, если ею вообще не управлять — она сама ка к -то устрои т - за дру гим , они будут автоматически входить в противоре чия со всеми прежними . Кроме мешанины и абсурда, н и чего не будет. Нельзя нормально жить стране, когда каж дый субъект права выбирает, каким правом ему лучше вос пользоваться — тем или иным? Федеральным или ре сп уб ликанским? Областным или районным? А может, правом... пистолета? Так не живет ни одно общество , считающее себя цивилизованным '........ . Если мы хотим и впрямь дви гаться динамично , то нужна власть именно с совмещ енными исполнительной и за ко нодательной функциями. Даже Наполеон во времена Ф р а н цузс кой революции не сразу стал императором . У нас в свое время подобные функции были у Политбюро ЦК. Те перь это может быть, допустим , И сполком или Комитет национального спасения — назовите, как хотите. Весь во прос , что за люди это будут и кто вручит им власть? Ерли это произойдет на основе прямых выборов, то ради Бога. — Россию теперь все чаще сравнивают с Веймарс кой Республикой, КОТОРУЮ 2 ка к известно , сменил ро- том в Германии фашизм. Что, это и наша перспекти ва? — Ну что вы, фашизм ка к таковой в России ,не пройДет. А вот авторитаризм и усиление централизованной власти возможны — не обязательно в персониф ицированном на одной личности виде. Распад хозяйства настолько велик, что без э то го восстановить его будет невозможно . В условиях СССР было единое народное хозяйство — единый бюджет, единый план. Развитие той или иной т е р ритории , то го или иного предприятия было прёдметом и н вестиций всей страны. Но вдруг , после 70 -ти лет, провели границу и сказали : «Спасайся, кто как может». В этой свя зи вброшена была идея: мол, мы работаем хорошо , а ж и вем плохо. По сути, это формула: «Разделяй и властвуй». Ее довольно долго и не без успеха эксплуатировали. В спом ните Прибалтику. Они с чего ведь начинали? С э ко н ом и ческих нормативов. Мол, они работают производительнее всех остальных, а уровень потребления-де — относитель но ниже. . . Эта идея шагает теперь по всей стране. В наиболее бедственном положении оказались предприятия и ре ги о ны, которые выполняли общенациональные задачи. Теперь, чтоб восстанавливать хозяйство , потребуются усилия, о п ределенное со гласование действий , которые должны быть разложены пропорционально общему потенциалу. Никуда от это го не деться . Но, ка к вы понимаете, если у ко го -то часть продукта изымалась и перераспределялась , то те перь они вряд ли согласятся на это. Это была база их се паратизма и «окукливания». Теперь опять брать часть на грузки? Они это добровольно не примут. — К 10-летию «перестройки» Горбачев признался, что делал ошибки . А у вас они были? — Конечно. Первая моя ошибка была в том , что я со гла сился быть премьером в заранее обреченном Деле. Она проистекала из того , что в то т момент я искренне считал: на верхних этажах власти, скажем так, — на уровне Горба чева, ка к представителя ЦК, и Рыжкова, ка к представителя ■Правительства, нет людей , которые , не держась за кресла, готовы взять на себя ответственность за проведение не популярных мер, связанных с переходным периодом и вы зывающ их совершенно определенную реакцию широких слоев народа. Я это видел. Видел, ка к они перебрасывают из рук в руки эту ответственность , будто горячую картош ку. Есть решение , все с ним согласны , но принять его на себя никто не хо ч е т - - боятся потерять популярность и свое место. А мне терять было нечего. Я — профессионал, случись что, без места не остался бы, поэтому готов был брать на себя ответственность , если понимал: именно это необхо д им о для дела. Такова была моя принципиальная исходная позиция . Но я недооценил, что уже действовало мощное политическое движение , подспудно сформировавшееся с опорой на собственные интересы , и у него были свои от веты на вызов времени . Л о ги ка в условиях борьбы очень простая: чем хуже, тем лучше. Чем хуже для властей, тем лучше для оппозиции , поэтому лодку, в которой мы все находились, лучше раскачивать. Забастовка шахтеров началась ровно через неделю, как я переступил поро г премьерского кабинета. И поначалу мне виделся в ней э кономич ес кий аспект, а отнюдь не полити ческий , ка к было на самом деле. Это тоже моя ошибка . Правда, с шахтерами мне удалось договориться , причем не путем подкупа , ка к теперь . Единственное, о чем мы т о г да условились : если они выходят на объемы добычи угля 714 миллионов тонн — цифра по нынешним временам фан тастическая , — то мы готовы по мере роста производства увеличивать им зарплату 1 к 1. Остальные 10 пунктов было предложено снять, ка к политические . Моя ошибка в том, что я не понял главное: э кономич еский пункт был включен лишь для то го , чтоб придать забастовке за ко 1 :ность, ведь политических а кций та ко го рода по законам Советско го С оюза то гда не могло быть в природе , а эти '0 пунктов -то и были основными . Главная же моя ошибка , что в определенные моменты я верил Горбачеву. —Но всеобщий крах был подстегнут и тем, что Рос сия бросилась создавать свою собственную финан совую систему? — Ельцин, Силаев, Хазбулатов и прочие понимали , что № 164—165 ( 978—979) до тех пор, пока финансовая и денежная системы нахо дятся в единых руках центра, они не смогут в полной мере проявить свою идею сепаратизма. Это ими было прочув ствовано на практике, о чем я сужу как министр финан сов той поры. Вот они и пошли на создание своей систе мы. Причем четко знали, что за этим последует, в том числе и по части знаменитых РКЦ. Виктор Геращенко был Председателем Госбанка СССР и дважды официально обращался к Матюхину, Предсе дателю Госбанка России, а вдобавок и к Ельцину, рисуя последствия. Когда потом появились поддельные авизо и прочие ф^ьшивки, они, уверяю вас, не были неожи данностью. Ссылки типа «ошиблись», «не знали», «не по нимали» рассчитаны на простаков. Просто политическая цель была дороже, и сознательно шли этим путем. ^ — Не назовете одного-двух политиков, которые, обладая набором качеств, которые вы считаете для деятелей такого масштаба необходимыми, могли бы удержать страну последние 5 -6 лет? —В историческом плане такие люди были. Например, Слюньков. Что касается действующих политиков, то я не хотел бы давать характеристики, ведь это можно расце нить как участие в предвыборной игре. А я в нее не иг раю. ' — Не б у д е т е б а л л о т и р о в а т ь с я в д е п у т а т ы ? —Я не собираюсь участвовать ни в каких выборах, а в Думу —тем более. — И н т е р е с н о , а к а к бы вы п о д е л и л и о т в е т с т в е н н о с т ь мехаду п о л и т и к а м и з а т о , ч т о п р о и з о ш л о со с т р а н о й ? —Нельзя рассматривать ее лишь применительно к тем, кто сегодня у власти. Они правопреемственны, и я бы начал где-то с 1990 года. Вклад Силаева в развал эконо мики ничуть не меньше, чем теперь вклад Чубайса. Логи ка тут понятна: при сменяемости фигур на политической сцене процесс остается неизменным. Один закладывал взрывчатку, а другой поджигал —кто из них виноват боль ше? — Е сли в с п о м н и т ь в в е д е н и е 5 -п р о ц е н т н о г о н а л о га и п ^ в ы е п о п ы т к и п о выш е н и я це н на хл е б , т о в аш и ш а г и б у д т о и з п о л з у н к о в о г о в о з р а с т а п р о т и в с е г о д н яш н е г о т о т а л ь н о г о г а н г с т е р и з м а . И в с ё - т а к и н а ч и - н а л и - т о вы ? —Вам известно, что яды лечат? Если они —в опреде ленной пропорции. А в определенной —способны убить. Дело не в инструменте. Рыночные инструменты изобре тены не мной и не нынешними руководителями России, Украины и так далее. Они существуют давно и использо вались даже в условиях Советского Союза. Мы как-то забыли, что после 1922 года в СССР была многоканаль ная налоговая система. Дай Бог памяти, но, по-моему, взималось 149 налогов. Были и косвенные налоги, и ак цизы, и опыт по иной части. Но пришел 1931-й год, а с ним реформа, которая базировалась на унификации че рез единый налог с оборота. То есть когда вы говорите пр^о «первые» попытки и шаги, то они отнюдь не первые. Под ними уже был фун дамент.' Они предпринимались в системе, в определен ной последовательности и конкретно-исторических усло виях. Введение 5-процентного налога, например, подра зумевало, что он не будет ценообразующим фактором, не ударит население по карману, поскольку выступает как'налог на добавленную стоимость. А сегодня он, по сути, ценообразующий.-Повышаются налоги — растут цены. Почему?. Прежде розничные цены твердо фиксировались госу дарством. Был контроль. Но дело и в другом: нельзя рас сматривать цены й налоги врозь. Они связаны. А сегодня как-то так получается, что не только нет системы регули рования, но никто и не просчитывает последствия повы шения налоговых порогов или введения новых в различ ных звеньях экономики. Попросту говоря, налогового уро жая охота снять побольше, но нет желания заглянуть впе ред, а как это скажется на занятости населения, на ин вестициях, на импортно-экспортных операциях. Меня не волнует тут количественная сторона, хотя ко личество, как известно, переходит в качество. Но где оно? Я вам скаж^г качество свелось к тому, что с введением 23-процентного налога скакнули цены, но при этом казна не пополнилась. - —“Ч т о в ы д у м а е т е п о п о в о д у с о з д а н и я с е й ч а с р а з л и ч н ы х « д и р е к т о р с к и х » п а р т и и ? — Надо смотреть на это трезво. У нас все партии те перь создаются сверху. Если отталкиваться от классики, то это, строго говоря, не партии, а секты. И не важно, что при этом говорят. Партия, с моей точки зрения, только тогда партия, когда выражает интересы массового слоя, не буду гово рить — класса. Можно ли директорский корпус считать таковым? В Советском Союзе было около 300 тысяч предприятий, учреждений и организаций —с учетом служб быта, мастерских, ателье. Если даже всех руководителей зачислить в такую партию, то вы же понимаете, что это такое? По-моему, вопрос ставится иначе: попадет ли такой человек в партийный список? Отсюда гонка. Люди из верхов не ид\а к людям из низов выяснять, чего те хотят, а начинают прямо со столичных учредительных конфе ренций. Нет нормального политического процесса, опо ры на места. В лучшем случае это — клубы избирателей, которые неизвестно кто финансирует. — Вопрос вроде бы странный, но для современ ной России не такой уж пустой: как бы вы отреаги ровали, появись сегодня Указ о запрете компартии? —Если речь лично обо мне, то не знаю, как бы я отве тил в свое время. Только в моей семье семь расстрелян ных. Мать моя проходила по «делу врачей». Отец жены — расстрелян в 38-м. Ну, и там братья, остальные... Я никогда и нигде не говорю об этом. Не считаю, что это дает мне какие-то особые права или основания сту чать себя в грудь, заявляя претензии и требования. Все, о чем речь, не помешало мне окончить институт, состоять в Коммунистической партии, хотя вступил в нее, по с\п-и, не будучи в комсомоле. Что сказать еще? Из КПСС меня исключили в августе-91, 22 числа, не спро сив моего мнения, не объяснив мотивов. Это сделала Центральная Контрольная Комиссия. В КП РФ я не всту пал. Была предвыборная кампания, и я сказал, что КП РФ — осиновый кол, который вбивается в единство Совет ского Союза. Это было зафиксировано. Выборы я проиг рал. ' Вы говорите: запрет компартии? Я глубоко убежден: это был бы один из самых неправильных актов по отно шению к огромной массе населения. Люди, составившие основу КПСС, искренне считали, что лозунг «Коммунис ты, вперед!» —именно как раз для них. И «вперед» вовсе не в смысле «на верхотуру», а в работу, в творческое одоление, в дела. Сотворить из них политических пре ступников, хотя они составляли основную массу сгадев- ших в лагерях, репрессированных и расстрелянных, было бы с любой точки зрения несправедливо. Да и вообще огульно запрещать идею — дело это бесперспективное. И чисто по-человечески. И политически. Мучеников всег да любят. Особенно в России. — Вы, кажется, единственный отсидевший поли тик, который не предъявил пока книгу тюремных вос поминаний. Поделитесь творческими планами —нам ее ждать? —Знаете, тюрьма не то место, которое хочется вспо минать. — Но говорят, у вас она была покомфортнее? —Особого комфорта я не заметил. Соседи были раз ные. Однажды меня перевели в другую камеру. Захожу, встает навстречу молодой человек, под метр девяносто ростом, голубоглазый, рыжий: «Здравствуйте, Валентин Сергеевич». Обращение, не принятое в этих местах. Го- ворю: «Здравствуйте, но я с вами не знаком». — «Зато я вас очень хорошо знаю, — отвечает он, — как же забыть человека, на подделке подписи которого я вывез в Фин ляндию 20 тысяч кубометров леса». Что вы скажете о мемуарах такого рода? Я-то не считаю, что в жизни мне больше нечего вспом нить. Хотя должен сказать: люди там очень разные. Ин тересные. Довольно долго, к примеру, со мной сидел ваш собрат —человек, который окончил МГУ. Очень начитан ный. Грамотный. Осужден, говоря словами юристов, по 93-й прим. —хищение в особо крупных размерах. Вообще дураков среди тех, с кем я общался, было немного. Больше неординарных. Другое дело, куда на правлен их талант. Но писать об этом я пока не, собира юсь. Ддй бы Бог, совсем не знать. . —^ п о д о б н ы м и людьми вы столкнулись впервые? — Однажды Косыгин показывал фотографии одного человека. Освободившись из тюрьмы, тот построил при чальный пирс для атомных подводных лодок в Северо двинске, организовав под это дело частное предприятие. Город закрытый, а на календаре — 63-и год. Встал вопрос: что с этим человеком делать? Косыгин сказал: это решат без вас, а вот вы учитесь у него работать. Вь 1 ходит, учиться и впрямь никогда не поздно. Беседу вел Ю р и й ДЮ 1Ш >ЕВ . г. Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz