Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

н еиз вестное о б известном 5 ав густа 1995 г. вои ны -ин тернационали с ты 5 0 -х №152- 153 ( 966-967) СУДЬБЫ Летом 1985 года, забре­ дя на Ваганьковское клад ­ бище в Москве, я и еще два моих приятеля были по про­ винциальной своей заквас ­ ке ошеломлены встречей с одним, как нам показалось, неслучайным для этих мо­ гил ч ел о веком . Это был мужчина лет 50-ти. Невы ­ сокий. Среднего сложения. Очень спокойный. Непри ­ метный. Однако он ловил почему- то взгляды по сторонам, как это бывает со знаменитостя ­ ми, которые, хотя и призна ­ ют право окружающих уз ­ навать их , но именно те ­ перь, в этот час и в этом месте, чувствуют от своей известности неудобс '1 во. Сначала мужчина чосто ял у беломраморного чад- гробия Сергея Есенина п малюсенькой, почти врос ­ шей в землю плиты с име ­ нем Галины Бениславстюй, самой пламенной поклонни ­ цы поэта, покончившей нос ле его смерти самоубийст ­ вом . Потом он пошрл в глубь кладбища, где поко ­ ится прах множества иных мирских грешников, зем ­ ной путь которых прерван по несчастью или недоразч - мению, от большого ума и таланта или от безумия и о т ч а я н ь я , ущ ер б н о с ти чувств, роковой случайнос ­ ти. Мы двинулись за муж ­ чиной. Томительное ожида ­ ние р азгадки мешалось с ощущением почти уже го­ тового прозрения истины. И мы не ошиблись. Пройдя меж громадья роскошных, преимущественно старых и уж е трон у ты х врем енем погостов — почти к тому месту, где лежат застрелив ­ ш ий ся б р еж н евски й м и ­ нистр-милиционер Щ ело ­ ков и его жена, а чуть по­ выше — люди, разбившие ­ ся в а ви ак ат а с троф ах , и поэт-песенник Фатьянов с выгравированными на его плите словами: «Соловьи, соловьи, не тревожьте со­ лд а т ...» , мужчина остано ­ вился у двух могил — Зи ­ наиды Р ай х й Всеволода Мейерхольда. И тогда мы поняли: это был сын Сергея Есенина — Константин Есе­ нин . И звестный спортив ­ ный комментатор. Мы пораскинули умом и сообразили, что погрешили с возрастом : и звестно , у поэта Сергея Есенина бьгло двое детей от Зинаиды Райх — дочь Татьяна, 1918 года рождения, и сын Констан ­ тин — 1920-го. Мы «дали» 50 лет 65-летнему старику — так прилично он выгля ­ дел. На удачу в этот момент у м о гил п о я в и л и с ь еще двое: с т а р а я горбоносая нсенщина и похожий на нее спутник — совершенно оче­ видно, родственники покой ­ ного Мейерхольда. Они, об­ радованные, как -то вдруг оживились , зам етались с Есениным , но, смущ аясь н еп рош ены х с вид етел ей этой встречи, украдкой и, к ак мне показалось, с за ­ стенчивой укоризной броса­ ли взгляды в нашу сторо ­ ну. Нам стало неловко, и мы удалились. Уже много позднее, ког ­ да я обдумывал, что за зна ­ ки судьбы таятся за этой тройной нашей встречей у праха двух российских ге­ ниев и их общей жены, я сообразил, что именно эта женщина собрала нас всех' вместе. Как когда-то она по- своему фатально и трагич ­ но оказалась в судьбах сво­ их мужей. Писали об этом всегда мало. Осколочно и невнят ­ но. Что, мол, была она ж е ­ ной поэта, потом — режис ­ сера. Поэт имел от нее двух детей. Режиссер их усыно ­ вил. Потом не стало одно­ го. Позже другого. А вско ­ ре — и ее самой. Все трое уш ли трагически . И все. Судьба, мол. Фатум. Нехо ­ рошо, а что сделаешь? Вро­ де так и надо. Но, собственно, почему? Если мы равнодушны и не ­ любопытны к судьбам цве ­ та России, то кто озаботит­ ся мной, букашкой? Судь­ бами моих детей ? Моих близких? И ваших? И судь ­ бой вас самих? Вот почему не без тре ­ пета и благодарности вос­ приним аеш ь публикации самых дотошных и смелых исследователей, которые из пропыленного и занафтали- ненного далека извлекают, казалось бы, уже умершие бесследно факты , припод ­ ним ая завесу тум ана над самыми б езвестными им тр а ги чны м и с тр ан иц ам и ушедшего бытия, уже мол ­ чаливого и безответного, к а к прерванное дыхание. Именно к таким страницгш принадлежит исторический экскурс в начало века иссле­ дователя Юрия Безелянско- го «Зинаида Райх: погасшая звезда» , опубликованный газетой «Вечерний клуб». Будто пружину раскру ­ чивает автор сюжет, в фак ­ тах и документах, романа Е сенин а и Р а й х—Р ай х и Мейерхольда вплоть до их, скажем так, братской моги ­ лы на Ваганькове; Зинаида Райх, зфоженка селения Ближние Мельни ­ цы , из-под Одессы (1894 г.р .), оказывается, была по молодости эсеркой и даже подвергалась исключению из 8-го класса гимназии за политическую деятельность. В этом качестве, а также в качестве курсистки, она пе ­ ребралась в Питер, работала в «Обществе распростране- слова его сына Константина Есенина, встреча с которым на Вагонькове у меня оказа ­ лась первой и последней: этот человек уже умер. Кон ­ стантин Есенин говорил так: «...Сыграли роль «друзья» отца из группы «мужиков- ствующих », неприязненно относившихся к матери. Она и сама относилась к ним с неприязнью, видя их тлет ­ ворное влияние на отца. Ви­ димо, 'сыграла во всем этом деле рюль и нерусская фами ­ лия матери — Райх, которую она получила от своего отца — моего деда. «Мужиков- Ж ЕНА Д ВУХ ГЕНИЕВ з а кончила жизненны й путь та к ж е трагически , к а к они оба ния эсеровской литературы» и газете «Дело народа». Туда хаживал с друзьями Сергей Есенин, в синей под­ девке, в красной шелковой рубахе, в лакированных са ­ погах, с расчесанными на пробор белесыми кудрявя ­ щимися волосами. Ночевать им было негде, и Райх ус ­ траивала их на стульях в ре ­ дакции. Есенин женихался не с Зинаидой, а с ее подру­ гой — Миной Свирской. Од­ нажды он предложил Мине махнуть с ним и приятелем на Соловки. Та отказалась. А вот Райх дала «добро». К ак вспоминала потом Свирская, по приезде в Пи ­ тер Райх призналась: «Зна ­ ешь, нас с Сергеем на Солов­ к ах попик обвенчал» . На бумагах она уж е ставила подпись «Р айх -Есёнина» . Венчание произошло, к ак свидетельствуют докумен ­ ты , 4 августа 17-го года в Кирико-Уцлитовской церк ­ ви Вологодского уезда. Райх было 23 года. Есенину 21. Правда, в сентябре он чуть- чуть «нагнал» супругу — ему исполнилось 22. А через 40 дней после венчания Райх опубликова ­ ла в газете «Правда» пись ­ мо. Она заявила, что счита ­ ет себя «вышедшей из пар ­ тии социалистов-революци- онеров». Ей хотелось цели ­ ком посвятить себя семье. Хотелось обычного женско ­ го счастья: муж, дети, дом... Но не получилось. С двумя детьми на руках она от Есе­ нина ушла. К ак пишет Юрий Без- елянский, поэт вел истинно б о гем ны й об р аз ж и зн и : вино, женщины, скандалы... Будучи пьяным, Есенин час ­ то «развязывал» руки. Гали ­ не Бениславской, своей вер ­ ной и преданной поклонни ­ це, поэт потом признавался: « ...Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Бее не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил, Зинаи ­ ду и Изадору, и не мог ина ­ че, для меня любовь — это страшное мучение, это так мучительно. Я тогда ничего не помню, и в отношении вас я очень боюсь этого. Смот- {»ите, быть вам битой». Безелянский называет и еще одну причину семейно­ го разрыва Есениных — ок ­ ружение поэта. Он приводит ствующие» настаивали на ее (еврейском) нерусском про ­ исхождении, в то время как м ать у нее была русской (Анна Ивановна Викторова). Отец Н иколай Андреевич Райх — железнодорожник, выходец из Селезни. Нацио ­ нальная принадлежность его затерялась в метриках про­ шлого века ...» Впрочем, сама Зинаида Райх заверяла, что ее отец из обрусевших немцев, один из первых российских социал- демократов , а мать — из обедневших дворян. Навер ­ ное, в те времена, а лучше сказать — времечко, бунтар­ ское озверение и расчелове­ чивание были сродни нашен ­ скому, когда опять, в кото ­ рый раз, мир сбился на нрав ­ ственное бездорожье, по ко ­ торому носит и носит клячу — историю, к ак разбитую телегу, и в поисках верного пути ищут не человека, хотя бы и с фонарем в руках при солнечном свете, как дедгш Диоген, а его родовую тень и, встретив, спрашивают не о том, кто это — человек или нет, правдив или коварен, зол или милостив, умный или олигоф рен , а к ако го роду-племени , к акой р а с ­ цветки кожа, и какой глаза, лысый или кудрявый, хро ­ мой или горбоносый? С п о д виж н и к Е с ен и н а Анатолий Мариенгоф так и писал про Райх: «Это дебе­ лая .еврейская дгша, щедрая природа одарила ее чувствен­ ными губами на лице, круг ­ лом к ак тарелка . Одарила задом величиной с громад ­ ный ресторанный поднос при подаче на компанию. Криво ­ ватые ноги ее ходили по зем ­ ле, а потом и по сцене, к еп с по палубе корабля, плывуще­ го в качку. Вадим Шершне- вич скаламбурил: «Ах, как мне надоело смотреть на райх-итичные ноги!» Вот на каком фоне разо ­ шлись пути Есенина и Райх. Осенью 21-го года она стала студенткой Государственных экспериментальных мастер ­ ских, возглавляемых Мейер­ хольдом, а вскоре и его же ­ ной. Он был старше ее на целых 20 лет, но к этому часу успел разойтись с пер ­ вой женой Ольгой Мунт, и, как говорят многие, кто был вхож в новую семью, этот брак оказался и для новоис­ печенной а1:1рИСЫ, 11 Д.1Я убеленного гелшыми сце ­ нического мэтра к>;и 1 спас тливее их ш’рчых союзов. Кинодрам а 1 \ р 1 Еш 'сицп Габрилович Назвал его во­ обще чем-то «иепос 1 и ;к !1 мым» — любовью. <о по торой все Ш1Ш>1, по с ко ­ торой редко с'ю.пчисшься в жизни..., а если столкнешь­ ся, то пробежишь. Да еще посмеешься. И не придет в башку на бегу, что про- МЧЕ 1 ЛСЯ мимо Огромного...» При этом если Мейерхольд был головой своего знаме ­ нитого театра, то в семье го­ ловой была Райх. «Как он сегодня орал на меня в те ­ атре, — говорила она домо­ чадцам. Но, возвращаясь с репетиций , могла восхи ­ щенно бросить: «Мейер- хольд-бог!» Это была обыч- НЕ 1 Я жизнь двух необычных людей, говорит Безелянс ­ кий. А Есенин скучал по ней. Тосковал «Вы помните, вы все, конечно, помните...» — это о ней. И обращение к псу по кличке Джим в стихотворейии «Собака Ка ­ чалова» (1925 ) : «Ты за меня лизни ей нежно руку за все, в чем был и не был виноват...» — тоже о ней. Сам он продолжал «катить ­ ся дальше вниз» пока Райх, переписав детей на Мейер­ хольда, стЕшила их на ноги. Но и ей не изм еняло б ла го р о д с тво . И зв е с т ен эпизод — со слов все той же ее подруги Свирской, — как Райх вызвал «на ко ­ вер» секр етар ь р ай ком а комсомола. Есенина уже не было в живых, имя и поэ­ зия его подвергались трав ­ ле. А Райх обвиняли в том, что их совместные дети — Таня и Костя — воспитаны в культуре к памяти отца, а Костя даже открыл в шко ­ ле круж ок и зучения его творчества. Вы что же, счи­ таете Есенина вторым Пуш ­ киным? — грозно спросил у Райх этот политический клерк. «Нет, — с достоин­ ством ответила она, — я считаю его Есениным». С ама З и н а и д а Р а й х была уже сказочно знаме ­ нита. Она играла в лучших спектаклях Мейерхольда, потеснив из примадонн не ­ подражаемую Мй(зйк> Баба ­ нову. Дом Райх-Мейерхоль­ да был полон всякой боге­ мы Советского Союза. Осо­ бенно выделялись Андрей Белый и Борис Пастернак, Юрий/Олеша и Илья Орен­ бург, Дмитрий Шостакович и Сергей Эйзенштейн, Кузь ­ ма Петров-Водкин и Нико ­ лай Авилов, Тухачевский и Ярослав Смеляков. А потом наступило затмение — над театром повисла туча подо­ зрительности. Начались за ­ преты спектаклей. Появил ­ ся термин «мейерхольдов- щ ина» . Злой . Однознач ­ ный. Роковой. 17 декабря 1937 года по обыкновению тех лет в га ­ зете «Правда» появилась разгромная статья под за ­ головком «Чужой театр». После таких публикаций обычно следовали репрес ­ сии — 7 января 1938 года Комитетом по делам и с ­ кусств было принято поста­ новление «о ликвидации» театра Мейерхольда. Имен­ но в этот день Зинаида Райх сы гр ала свой последний сп ек такль — это был ее 725-й выход в роли Марга­ риты Готье. Тучи спуща- лись дальше. 20 июня в Ле ­ нинграде Всеволод Мейер­ хольд был арестован. На «сопроводиловке» его лич ­ но н ар о д ны й ком и с сар внутренних дел СССР Лав ­ рен тий Б ери я начертал : «Утверждаю». Это означа ­ ло — расстрел . Тотчас в московской квар тир е на глазах у Р а й х . произвели обыск. Она была потрясена и в графе «Заявления, ж а ­ лобы» на протоколе напи ­ сала, что один из сотрудни- к о в -сы щ и к о в д о п у с к а л «грубый тон и огрызания». А 24 дня спустя, в ночь на 14 июля 1939 года ее не стало. Это произошло около часа ночи. Она вышла из ванны. Детей дома не было: дочь Татьяна с годовалым сыном находилась в Под ­ московье, сын Костя — на родине отца, в Константи ­ ново на Рязанщине. Ее уже ждЕши и нанесли 17 ноже ­ вых ран. Окна были откры ­ ты, ее истошный, душераз ­ дирающий вой слышен был далеко окрест. Но никто не вышел. Не помог. Не ото­ звался. Убийцы — их было двое — выбежЕши через па ­ радную дверь, перемазывая все по пути кровью. Когда приехала мили ­ ция, Райх еще была жива. Д ала показания .- Какие? Нигде не обнародовано. По дороге в клинику Склифо­ совского она скончалась от потери крови. Было ей 45... Подготовил Юрий ДЮКАРЕВ. г. Москва. Диалоги, диалоги ... Ф ото А. Щ УРОВА. Память 0 1 1 0Е 11М В П РЕЕ В Л и п е ц к е ж и в е т Ал е к сей Павлови ч Ви с - л е в ск и й , оф и ц е р в о т ­ ст ав к е , п ен си он ер , оди н и з н ем н о г и х в г о р о д е , к то у ч аст в о в ал в к о р ей ­ ск о й в о й н е 1 9 5 0 - 5 3 г о ­ д о в . В вой н е, н аш а п р и ­ ч а ст н о ст ь к к о т о р о й д о ­ л г и е г о ды н е р а з г л аш а ­ ла сь , д ер ж ал а сь в се к ­ р ет е . Он сл уж и л в ав и а ­ ц и он н ой д и в и з и и в к а ­ ч е с т в е т е х н и ч е с к о г о сп е ц и ал и ст а , о б сл у ж и ­ вал сам о л е т ы . С а эр о д ­ р ома лет ч и к и п о д н и м а ­ л и сь в н ебо , одн и л е т е ­ ли на сп е ц и ал ь н ы е з а ­ д ан и я , д р у г и е п р и к р ы ­ вали о д н у и з эл е к т р о с ­ т ан ц и й в Сев ер н о й К о ­ р е е о т а м е р и к а н с к и х бомбе ж ек . А л е к с е й П а в л о в и ч р а с с к а з ы в а в ч то к ор ей ­ ск ая вой н а бы ла одн о й и з к р ов авы х , з д е с ь н е ­ м ал о п о г и б ло и со в е т с ­ к и х в ои н ов . — Не з абы т ь мн е т о т т р а г и ч е ск и й д ен ь , — г о ­ в о р и т он , — к о г да п о г и б м о й к о м а н д и р п и л о т М и ш а Заб о л о к и н . Не в в о з д у х е , а на з ем л е , о т в з р ы в а з а г о р е в ш е г о ся п ри п о сад к е само л е т а . Ещ е д о в з р ы в а , к а к т о ль к о п о я в и лся д ы м , я б р о си л ся к само л е т у , — т оль к о бы у сп ет ь . Вы т а ­ щ и л и з п ы лаю щ ей к аби ­ ны Заб о л о к и н а , н о д а ­ л е к о у й т и н е у с п е л . Вз р ы в н ак рыл н ас о б о ­ и х . М и ш у п о х о р о н и ли в п о р т у Д ал ь н ем , а я п о ­ п ал в г о сп и т ал ь с т яж е ­ лы м р а н ен и ем . З а ч то мы в о е в ал и ? Нам г о в о ­ р и л и п о л и т р а б о т н и к и , ч то з ащ и щ а ем и н т ересы на д ал ь н и х п о д ст у п а х . Защ и щ ал и , воевали , о т ­ д ав ал и ж и з н и . А в ер н у ­ л и с ь д о м о й и с к а з а т ь н ел ь з я , ч т о в о е в ал и в К о р ее . Д е ся т и ле т и я эт о дерхсалос ь в сек р ет е . По д о к умен т ам Ви сло в ск и й в р о д е бы н и г д е и н е в о ­ евал . Со р о к п ят ь л е т п р о ­ ш ло с н ач ала к о р ей ск и х со бы т и й . Со р о к п ять лет и х у ч аст н и к ам ^ н и к а ­ к и х л ь г о т . П о с л е д н и й з а к о н «О в е т е р а н а х » , п р и н я т ы й Г о с д у м о й в эт ом г оду , н ак он ец , п ри ­ о т к р ы л з а в е с у се к р е т ­ н о ст и . В н ем о п р е д е л е ­ ны ль г о т ы т ем , к т о п р и ­ н и мал у ч аст и е в бо евы х д е й с т в и я х в д р у г и х с т р а н а х . В о т с к о л ь к о в р емен и п о н ад о б и л о сь д л я т о г о , ч т обы о т дат ь д о л ж н о е л ю д я м , п р о ­ л и вш и м к р ов ь з а ч уж ую ст р ан у ! Но н е в се у н ас с к о р о д е л а е т ся . А л е к ­ сею Павлови ч у п р и д е т ­ с я е щ е ж д а т ь с в о и х ль г о т . Во и н - и н т ер н ац и о н а ­ л и ст т р и дц ат ь ле т о т дал Н о в о л и п ец к о м у м е т а л ­ л у р г и ч е ск о м у к о м б и н а ­ т у . Ра б о т ал во в т о р ом л и ст о п р о к а т н о м сн а ч а ­ ла в о т делк е , п о т ом т е р ­ ми ст ом , а в Л ПП — на а г ­ р ег ат е г орю ч ег о оцин к о- ван и я . Д а и п о сл е у х о д а на п ен си ю н е п о р ы в ал с к омби н а т ом — бы л в о х ­ р ан е, р або т ал в п ан си о ­ н ат е «Парус» . Так ая во т су дьба п ен ­ си о н ер а Але к сея Павло ­ ви ч а Ви сл е в с к о г о . Т е^ п ер ь он и н в али д в т ор ой г р уп п ы о бщ е г о з а б о л е ­ ван и я . Об и дн о ч ел о в е ­ к у, ч то и и н в али д н о ст ь е г о н е в оен н ая . По ч ему лю д и , о т д ав авш и е з д о ­ ровье и хеизни, з ащ ищ ая ч уж ую ст р ан у , в св о ей ст р ан е , п о сы л авш е й и х т у да , з абы т ы ? И. БУ РК ОВ , в ет ер ан вой ны и т р у д а . КРИМИНАЛИТЕТ НАСТУПАЕТ. ( Ок ончание. Начало на 4 - й стр . ) — От ч ег о бы вы, к ак человек , обладающий д о ­ статоч н о сп ецифи ч еск ой и нформацией , хотели бы п р едо ст ер еч ь о р г ан и з а ­ ци и и фи рмы , в ст у п аю ­ щи е в к он так т с зар убеж ­ ными п ар тн ерами ? — Прежде всего советую быть осмотрительней. Не­ добросовестные партнеры, а то и вовсе мошенники встречаются не только на просторах РосЬии. Есть та ­ кая категория иностранных фирм, которые, используя доверчивость и открытость российских предпринимате­ лей, нередко приезжают к нам вовсе не для взаимовы­ год но го сотруднич ества . Нами неоднократно отмеча­ лись случаи, когда предста ­ вители зарубежных компа ­ ний рисовали перед руково ­ дителями липецких пред ­ приятий грандиозные «про­ екты» будущих контактов, но вместо исполнения обещан­ ного... снимали обширную информацию экономическо­ го характера и — бесслед ­ но исчезали. .Поэтому при знакомстве с предпринима ­ телями инофирмы ж ела ­ тельно как можно больше узнать о ней дополнитель ­ ной информации: с кем еще в России у них были дело ­ вые связи, где можно спра ­ виться о ее кредитоспособ ­ ности и многое другое. (Эд- ним словом, не надо стес ­ няться лишний раз убедить ­ ся в порядочности вашего предполагаемого партнера. Не стоит расшаркиваться перед иностранцем только потому, что у него паспорт другой страны. Не стоит пренебрегать и т а к и 1 у 1 и элем е н тар ны м и нормами безопасности. На­ пример, на стадии заключе­ ния контракта с иностран ­ ным партнером желательно оговаривать не только усло ­ вия поставки и оплаты, но и штрафные санкции за несо ­ блюдение условий контрак ­ та. Некоторые наши фирмы почему-то очень легко идут на условия стопроцентной предоплаты ко н тра кта с и н о с тра нны м кли е н том , хотя наиболее на^^жной и безопасной формой оплаты являются различные виды аккредитивов. — Так ч е г о ж е в се - так и больш е во вн еш н еэ ­ к о н о м и ч е с к и х с в я з я х — « п лю сов» и ли « ми н усов» для н ашег о г осудар ст ва и общест ва, для п р ои зводи ­ телей , для рядовых р о сси ­ ян? — Я думаю, мне не стоит подробно останавливаться на доказательстве необходимос­ ти расширения взаимовыгод ­ ного сотрудничества нашей страны с другими государ ­ ствами. Тревожит другое. Бескон ­ трольность внешнеэкономи ­ ч е с ки х о тн ош е ни й может стать причиной серьезных со ­ циальных и э коло гич еских последствий. В со^еменны х . условиях при общей неразбе­ рихе в страну нередко ввозит- 'Ся зараженная сельхозпро ­ дукция, непригодные к упот ­ реблению спиртные напитки, с просроченными сроками хранения лекарства. Гибнут и получают тяжелые отравления тысячи россиян. На Запад же уходят составы со стратеги ­ ческим сырьем, вывозятся предметы старины, веками накопленное культурное до ­ стояние, выезжают наиболее подготовленные и полезные стране ученые. Страну пыта­ ются превратить в промзону, в мировую свалку бытовых и технич ес ки х отходов. При этом западные партнеры не­ редко природоохранным ме­ роприятиям уделяют гораздо меньше внимания, чем у себя на родине. Такое «партнерст­ во»,.сами понимаете, никто из зд равомы слящ и х россиян принять не может. — А теп ерь воп рос, не имеющий п рямог о от н оше ­ н ия к т ем е се г о д н яш н ей б е се д ы . Во т уж е в т о р о й раз на п ротяж ении к орот ­ к ог о времени вы даете «ЛГ» п одробное интервью по ин ­ т е р е с у ю щ и м ч и т а т е л е й п роблемам борьбы с п р е ­ ступ н остью . Мн ог ие ви де ­ ли и ваше выст уп лен ие по телеви ден ию , п о - ви ди мо - му, к урс на большую отхры- тост ь для вас и вашег о в е ­ д о м с т в а п р и н ц и п и а л е н . К ак оцен иваете вы харак ­ тер эт и х к он так тов? Как ие цели и задач и стави те, вы ­ х о д я со св о ей и н ф о р ма ­ цией на широк ую ауди то ­ рию ? Устраи вает ли вас р е ­ ак ц и я о бщ е ст в ен н о ст и и СМИ на ваши выступления? — Долгое время аббреви ­ атура «КГБ» пугала наших со ­ граждан своей таинствен ­ ностью и, наверное, в боль- • • шей мере трагическим гру ­ зом, доставшимся органам государственной безопас ­ ности в наследство со вре­ мен массовых репрессий. Теперь уже нет ни КГБ, ни правового вакуума вокруг деятельности российских спецслужб. Но живучи ока ­ зались людские стереотипы негативного-свойства. Что­ бы преодолеть их, показать россиянам,что их безопас ­ ность — в руках законопос ­ лушных профессионалов своего дела, могущих и де ­ лающих многое для сохра­ нения стабильности наше­ го общества, — для этого мы активно ищем контакты с общественностью, И пре ­ жде в се го п о сред с твом прессы. Есть и другая за ­ дача. Мы не заинтересова­ ны, чтобы всевозможные болевые точки нашего госу ­ дарственно го механизм были скрыты от народа^ Одолеть организованную преступность, противосто ­ ять утечке государственных секретов и разгулу терро ­ ризма можно, как я уже го ­ ворил, только общими уси ­ лиями всех здрровых сил общества. Пб- роду своей деятельности мы, ФСБ, ви ­ дим эти и многие другие проблемы четче и глубже других. Поэтому нам важно донести до общественнос­ ти и наши заботы) и наши тревоги. Многие областные изда­ ния, радио и телевидение понимают и специфику на­ шей деятельности и зада ­ чи, стоящие перед нами как спецслужбой . Поэтому в подавляющем большинстве случаев наше сотрудничес­ тво с СМИ имеет уже про ­ чную деловую основу, д о ­ садно, что порСй встреча­ ются исключения. Кое-кто из журналистов радикаль ­ ного толка пытается убе ­ дить своих читателей, что ФСБ — виновник правового беспорядка, преследующий ни в чем неповинных людей. Об этом было написано и сказано немало. Поэтому повторяться не буду. Д у ­ маю, трезвомыслящие чита­ тели уже давно разобра ­ лись , где истина , а где спле тн я . У нас се год ня очень много работы, много требующих немедленного § азрешения проблем, что- ы отвлекаться на бессмыс­ ленные споры. оэтическии островок Сегодня мы знакомим читателей «ЛГ» с творчеством Бориса Александровича Раильченко, анестезиолога Липецкой городской станции скорой помощи". Прочтя его стихи, смеем утверждать: перед нами человек, для которого стихотворение — нечто боль­ шее, чем любительские лирические излияния от случая к слу- ' чаю. Стихи для Б. Раильченко — стойкая привычка, а значит, вторая натура. Причем.очень близкая к первой, к его эмоцио ­ нально-духовному строю. Самодеятельный поэт исповедален, открыт и раним в абсо ­ лютном большинстве своих строк. Они для него — попытка и выразить остроту, драматизм окружающего, и достигнуть хоть какую-то, временную, хотя бы в слове, ^гармонию с ним. Б. Раильченко уже немолод, во по-прежнему пылок и непосредствен в стихах. При этом они зачастую носят отнюдь не мажорный характер. Увы, зачас ­ тую ведь такова и наша жизнь... В расторопных буднях "скорой помощи" В маяте рабочей, меж людей,, На машинах белых, словно гончие. Средь болезней, горя и скорбей Мы спешим. И вновь за поворотом Поворот. Поземка рвется ввысь... Каждый утомлен своей заботой. Так и я: на части разорвись! Крутят-вертят думы невеселые, Только я играю, как артист, ' Потому, что помощь эта скорая В самой гуще, где трепещет жизнь. Как артист. И в этой сцене снова Должен быть уверен, добр и чист. 1 то лекарство мертвое без слова? Что за врач, коль он не оптимист? Б орис Р а и л ь ч е н ко Что за дело — болью или хворью Сам он скован, раздражен иль зол? Врач-артист, что захлестнулся ролью. Сердцем вашу утоляя боль. И за этой будничной работой, Без которой жизнь моя не жизнь. Понимаешь: что ты в жизни, кто ты. И зачем твой нужен артистизм. ...Как самим нам хочется порой Доброты, заботы, пониманья... Я лечу, но только не игрой, А душой, исполненной вниманья. Вызов. И дорога. И по ней Яркий свет от фары вдоль обочин... Оттого и боль моя слабей. Что чужою болью озабочен. СМ ЕРТЬ Явиласть смерть не злобною уродиной. А грустною вдовой вошла ко мне. Я не успел проститься с Родиной, И вот мы в космосе наедине. Не то летим, не то идем неспешно. Она мила, нежна, не холодна. За столько лет в своей юдоли грешной Со мной не встретилась такая ни одна. Мигают звезды, словно светофоры, А Млечный путь так первозданно чист. Какие на земле меня терзали вздоры!— Злословный шепот да разбойный свист. А с ней уютно мне, легко,, покойно. За долгие года напрасной суеты Я не встречал подруги столь достойной На той земле, где чаще жизнь — мечты. Посвящается Витязеву А.К ., другу и коллеге Вокруг разбой, разврат и мрак. Но как мне хочется и света, и покоя, И, не желая делать злое. Ищу божественный я знак. Жизнь на излете. А была дь она. Когда в погоне за минутным счастьем, Я дни и ночи проводил без сна. Где страсти бушевали, что напасти? О, я еще не озарен, И устремленность в сердце не окрепла. Но Феникс возродился же из пепла. И мой больной минует сон. А пробужденье — заново рожденье. Весна в душе, весна вокруг. И в небесах такое озаренье, И лучше чувствую простое слово Друг.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz