Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
н еиз вестное о б известном 5 ав густа 1995 г. вои ны -ин тернационали с ты 5 0 -х №152- 153 ( 966-967) СУДЬБЫ Летом 1985 года, забре дя на Ваганьковское клад бище в Москве, я и еще два моих приятеля были по про винциальной своей заквас ке ошеломлены встречей с одним, как нам показалось, неслучайным для этих мо гил ч ел о веком . Это был мужчина лет 50-ти. Невы сокий. Среднего сложения. Очень спокойный. Непри метный. Однако он ловил почему- то взгляды по сторонам, как это бывает со знаменитостя ми, которые, хотя и призна ют право окружающих уз навать их , но именно те перь, в этот час и в этом месте, чувствуют от своей известности неудобс '1 во. Сначала мужчина чосто ял у беломраморного чад- гробия Сергея Есенина п малюсенькой, почти врос шей в землю плиты с име нем Галины Бениславстюй, самой пламенной поклонни цы поэта, покончившей нос ле его смерти самоубийст вом . Потом он пошрл в глубь кладбища, где поко ится прах множества иных мирских грешников, зем ной путь которых прерван по несчастью или недоразч - мению, от большого ума и таланта или от безумия и о т ч а я н ь я , ущ ер б н о с ти чувств, роковой случайнос ти. Мы двинулись за муж чиной. Томительное ожида ние р азгадки мешалось с ощущением почти уже го тового прозрения истины. И мы не ошиблись. Пройдя меж громадья роскошных, преимущественно старых и уж е трон у ты х врем енем погостов — почти к тому месту, где лежат застрелив ш ий ся б р еж н евски й м и нистр-милиционер Щ ело ков и его жена, а чуть по выше — люди, разбившие ся в а ви ак ат а с троф ах , и поэт-песенник Фатьянов с выгравированными на его плите словами: «Соловьи, соловьи, не тревожьте со лд а т ...» , мужчина остано вился у двух могил — Зи наиды Р ай х й Всеволода Мейерхольда. И тогда мы поняли: это был сын Сергея Есенина — Константин Есе нин . И звестный спортив ный комментатор. Мы пораскинули умом и сообразили, что погрешили с возрастом : и звестно , у поэта Сергея Есенина бьгло двое детей от Зинаиды Райх — дочь Татьяна, 1918 года рождения, и сын Констан тин — 1920-го. Мы «дали» 50 лет 65-летнему старику — так прилично он выгля дел. На удачу в этот момент у м о гил п о я в и л и с ь еще двое: с т а р а я горбоносая нсенщина и похожий на нее спутник — совершенно оче видно, родственники покой ного Мейерхольда. Они, об радованные, как -то вдруг оживились , зам етались с Есениным , но, смущ аясь н еп рош ены х с вид етел ей этой встречи, украдкой и, к ак мне показалось, с за стенчивой укоризной броса ли взгляды в нашу сторо ну. Нам стало неловко, и мы удалились. Уже много позднее, ког да я обдумывал, что за зна ки судьбы таятся за этой тройной нашей встречей у праха двух российских ге ниев и их общей жены, я сообразил, что именно эта женщина собрала нас всех' вместе. Как когда-то она по- своему фатально и трагич но оказалась в судьбах сво их мужей. Писали об этом всегда мало. Осколочно и невнят но. Что, мол, была она ж е ной поэта, потом — режис сера. Поэт имел от нее двух детей. Режиссер их усыно вил. Потом не стало одно го. Позже другого. А вско ре — и ее самой. Все трое уш ли трагически . И все. Судьба, мол. Фатум. Нехо рошо, а что сделаешь? Вро де так и надо. Но, собственно, почему? Если мы равнодушны и не любопытны к судьбам цве та России, то кто озаботит ся мной, букашкой? Судь бами моих детей ? Моих близких? И ваших? И судь бой вас самих? Вот почему не без тре пета и благодарности вос приним аеш ь публикации самых дотошных и смелых исследователей, которые из пропыленного и занафтали- ненного далека извлекают, казалось бы, уже умершие бесследно факты , припод ним ая завесу тум ана над самыми б езвестными им тр а ги чны м и с тр ан иц ам и ушедшего бытия, уже мол чаливого и безответного, к а к прерванное дыхание. Именно к таким страницгш принадлежит исторический экскурс в начало века иссле дователя Юрия Безелянско- го «Зинаида Райх: погасшая звезда» , опубликованный газетой «Вечерний клуб». Будто пружину раскру чивает автор сюжет, в фак тах и документах, романа Е сенин а и Р а й х—Р ай х и Мейерхольда вплоть до их, скажем так, братской моги лы на Ваганькове; Зинаида Райх, зфоженка селения Ближние Мельни цы , из-под Одессы (1894 г.р .), оказывается, была по молодости эсеркой и даже подвергалась исключению из 8-го класса гимназии за политическую деятельность. В этом качестве, а также в качестве курсистки, она пе ребралась в Питер, работала в «Обществе распростране- слова его сына Константина Есенина, встреча с которым на Вагонькове у меня оказа лась первой и последней: этот человек уже умер. Кон стантин Есенин говорил так: «...Сыграли роль «друзья» отца из группы «мужиков- ствующих », неприязненно относившихся к матери. Она и сама относилась к ним с неприязнью, видя их тлет ворное влияние на отца. Ви димо, 'сыграла во всем этом деле рюль и нерусская фами лия матери — Райх, которую она получила от своего отца — моего деда. «Мужиков- Ж ЕНА Д ВУХ ГЕНИЕВ з а кончила жизненны й путь та к ж е трагически , к а к они оба ния эсеровской литературы» и газете «Дело народа». Туда хаживал с друзьями Сергей Есенин, в синей под девке, в красной шелковой рубахе, в лакированных са погах, с расчесанными на пробор белесыми кудрявя щимися волосами. Ночевать им было негде, и Райх ус траивала их на стульях в ре дакции. Есенин женихался не с Зинаидой, а с ее подру гой — Миной Свирской. Од нажды он предложил Мине махнуть с ним и приятелем на Соловки. Та отказалась. А вот Райх дала «добро». К ак вспоминала потом Свирская, по приезде в Пи тер Райх призналась: «Зна ешь, нас с Сергеем на Солов к ах попик обвенчал» . На бумагах она уж е ставила подпись «Р айх -Есёнина» . Венчание произошло, к ак свидетельствуют докумен ты , 4 августа 17-го года в Кирико-Уцлитовской церк ви Вологодского уезда. Райх было 23 года. Есенину 21. Правда, в сентябре он чуть- чуть «нагнал» супругу — ему исполнилось 22. А через 40 дней после венчания Райх опубликова ла в газете «Правда» пись мо. Она заявила, что счита ет себя «вышедшей из пар тии социалистов-революци- онеров». Ей хотелось цели ком посвятить себя семье. Хотелось обычного женско го счастья: муж, дети, дом... Но не получилось. С двумя детьми на руках она от Есе нина ушла. К ак пишет Юрий Без- елянский, поэт вел истинно б о гем ны й об р аз ж и зн и : вино, женщины, скандалы... Будучи пьяным, Есенин час то «развязывал» руки. Гали не Бениславской, своей вер ной и преданной поклонни це, поэт потом признавался: « ...Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Бее не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил, Зинаи ду и Изадору, и не мог ина че, для меня любовь — это страшное мучение, это так мучительно. Я тогда ничего не помню, и в отношении вас я очень боюсь этого. Смот- {»ите, быть вам битой». Безелянский называет и еще одну причину семейно го разрыва Есениных — ок ружение поэта. Он приводит ствующие» настаивали на ее (еврейском) нерусском про исхождении, в то время как м ать у нее была русской (Анна Ивановна Викторова). Отец Н иколай Андреевич Райх — железнодорожник, выходец из Селезни. Нацио нальная принадлежность его затерялась в метриках про шлого века ...» Впрочем, сама Зинаида Райх заверяла, что ее отец из обрусевших немцев, один из первых российских социал- демократов , а мать — из обедневших дворян. Навер ное, в те времена, а лучше сказать — времечко, бунтар ское озверение и расчелове чивание были сродни нашен скому, когда опять, в кото рый раз, мир сбился на нрав ственное бездорожье, по ко торому носит и носит клячу — историю, к ак разбитую телегу, и в поисках верного пути ищут не человека, хотя бы и с фонарем в руках при солнечном свете, как дедгш Диоген, а его родовую тень и, встретив, спрашивают не о том, кто это — человек или нет, правдив или коварен, зол или милостив, умный или олигоф рен , а к ако го роду-племени , к акой р а с цветки кожа, и какой глаза, лысый или кудрявый, хро мой или горбоносый? С п о д виж н и к Е с ен и н а Анатолий Мариенгоф так и писал про Райх: «Это дебе лая .еврейская дгша, щедрая природа одарила ее чувствен ными губами на лице, круг лом к ак тарелка . Одарила задом величиной с громад ный ресторанный поднос при подаче на компанию. Криво ватые ноги ее ходили по зем ле, а потом и по сцене, к еп с по палубе корабля, плывуще го в качку. Вадим Шершне- вич скаламбурил: «Ах, как мне надоело смотреть на райх-итичные ноги!» Вот на каком фоне разо шлись пути Есенина и Райх. Осенью 21-го года она стала студенткой Государственных экспериментальных мастер ских, возглавляемых Мейер хольдом, а вскоре и его же ной. Он был старше ее на целых 20 лет, но к этому часу успел разойтись с пер вой женой Ольгой Мунт, и, как говорят многие, кто был вхож в новую семью, этот брак оказался и для новоис печенной а1:1рИСЫ, 11 Д.1Я убеленного гелшыми сце нического мэтра к>;и 1 спас тливее их ш’рчых союзов. Кинодрам а 1 \ р 1 Еш 'сицп Габрилович Назвал его во обще чем-то «иепос 1 и ;к !1 мым» — любовью. <о по торой все Ш1Ш>1, по с ко торой редко с'ю.пчисшься в жизни..., а если столкнешь ся, то пробежишь. Да еще посмеешься. И не придет в башку на бегу, что про- МЧЕ 1 ЛСЯ мимо Огромного...» При этом если Мейерхольд был головой своего знаме нитого театра, то в семье го ловой была Райх. «Как он сегодня орал на меня в те атре, — говорила она домо чадцам. Но, возвращаясь с репетиций , могла восхи щенно бросить: «Мейер- хольд-бог!» Это была обыч- НЕ 1 Я жизнь двух необычных людей, говорит Безелянс кий. А Есенин скучал по ней. Тосковал «Вы помните, вы все, конечно, помните...» — это о ней. И обращение к псу по кличке Джим в стихотворейии «Собака Ка чалова» (1925 ) : «Ты за меня лизни ей нежно руку за все, в чем был и не был виноват...» — тоже о ней. Сам он продолжал «катить ся дальше вниз» пока Райх, переписав детей на Мейер хольда, стЕшила их на ноги. Но и ей не изм еняло б ла го р о д с тво . И зв е с т ен эпизод — со слов все той же ее подруги Свирской, — как Райх вызвал «на ко вер» секр етар ь р ай ком а комсомола. Есенина уже не было в живых, имя и поэ зия его подвергались трав ле. А Райх обвиняли в том, что их совместные дети — Таня и Костя — воспитаны в культуре к памяти отца, а Костя даже открыл в шко ле круж ок и зучения его творчества. Вы что же, счи таете Есенина вторым Пуш киным? — грозно спросил у Райх этот политический клерк. «Нет, — с достоин ством ответила она, — я считаю его Есениным». С ама З и н а и д а Р а й х была уже сказочно знаме нита. Она играла в лучших спектаклях Мейерхольда, потеснив из примадонн не подражаемую Мй(зйк> Баба нову. Дом Райх-Мейерхоль да был полон всякой боге мы Советского Союза. Осо бенно выделялись Андрей Белый и Борис Пастернак, Юрий/Олеша и Илья Орен бург, Дмитрий Шостакович и Сергей Эйзенштейн, Кузь ма Петров-Водкин и Нико лай Авилов, Тухачевский и Ярослав Смеляков. А потом наступило затмение — над театром повисла туча подо зрительности. Начались за преты спектаклей. Появил ся термин «мейерхольдов- щ ина» . Злой . Однознач ный. Роковой. 17 декабря 1937 года по обыкновению тех лет в га зете «Правда» появилась разгромная статья под за головком «Чужой театр». После таких публикаций обычно следовали репрес сии — 7 января 1938 года Комитетом по делам и с кусств было принято поста новление «о ликвидации» театра Мейерхольда. Имен но в этот день Зинаида Райх сы гр ала свой последний сп ек такль — это был ее 725-й выход в роли Марга риты Готье. Тучи спуща- лись дальше. 20 июня в Ле нинграде Всеволод Мейер хольд был арестован. На «сопроводиловке» его лич но н ар о д ны й ком и с сар внутренних дел СССР Лав рен тий Б ери я начертал : «Утверждаю». Это означа ло — расстрел . Тотчас в московской квар тир е на глазах у Р а й х . произвели обыск. Она была потрясена и в графе «Заявления, ж а лобы» на протоколе напи сала, что один из сотрудни- к о в -сы щ и к о в д о п у с к а л «грубый тон и огрызания». А 24 дня спустя, в ночь на 14 июля 1939 года ее не стало. Это произошло около часа ночи. Она вышла из ванны. Детей дома не было: дочь Татьяна с годовалым сыном находилась в Под московье, сын Костя — на родине отца, в Константи ново на Рязанщине. Ее уже ждЕши и нанесли 17 ноже вых ран. Окна были откры ты, ее истошный, душераз дирающий вой слышен был далеко окрест. Но никто не вышел. Не помог. Не ото звался. Убийцы — их было двое — выбежЕши через па радную дверь, перемазывая все по пути кровью. Когда приехала мили ция, Райх еще была жива. Д ала показания .- Какие? Нигде не обнародовано. По дороге в клинику Склифо совского она скончалась от потери крови. Было ей 45... Подготовил Юрий ДЮКАРЕВ. г. Москва. Диалоги, диалоги ... Ф ото А. Щ УРОВА. Память 0 1 1 0Е 11М В П РЕЕ В Л и п е ц к е ж и в е т Ал е к сей Павлови ч Ви с - л е в ск и й , оф и ц е р в о т ст ав к е , п ен си он ер , оди н и з н ем н о г и х в г о р о д е , к то у ч аст в о в ал в к о р ей ск о й в о й н е 1 9 5 0 - 5 3 г о д о в . В вой н е, н аш а п р и ч а ст н о ст ь к к о т о р о й д о л г и е г о ды н е р а з г л аш а ла сь , д ер ж ал а сь в се к р ет е . Он сл уж и л в ав и а ц и он н ой д и в и з и и в к а ч е с т в е т е х н и ч е с к о г о сп е ц и ал и ст а , о б сл у ж и вал сам о л е т ы . С а эр о д р ома лет ч и к и п о д н и м а л и сь в н ебо , одн и л е т е ли на сп е ц и ал ь н ы е з а д ан и я , д р у г и е п р и к р ы вали о д н у и з эл е к т р о с т ан ц и й в Сев ер н о й К о р е е о т а м е р и к а н с к и х бомбе ж ек . А л е к с е й П а в л о в и ч р а с с к а з ы в а в ч то к ор ей ск ая вой н а бы ла одн о й и з к р ов авы х , з д е с ь н е м ал о п о г и б ло и со в е т с к и х в ои н ов . — Не з абы т ь мн е т о т т р а г и ч е ск и й д ен ь , — г о в о р и т он , — к о г да п о г и б м о й к о м а н д и р п и л о т М и ш а Заб о л о к и н . Не в в о з д у х е , а на з ем л е , о т в з р ы в а з а г о р е в ш е г о ся п ри п о сад к е само л е т а . Ещ е д о в з р ы в а , к а к т о ль к о п о я в и лся д ы м , я б р о си л ся к само л е т у , — т оль к о бы у сп ет ь . Вы т а щ и л и з п ы лаю щ ей к аби ны Заб о л о к и н а , н о д а л е к о у й т и н е у с п е л . Вз р ы в н ак рыл н ас о б о и х . М и ш у п о х о р о н и ли в п о р т у Д ал ь н ем , а я п о п ал в г о сп и т ал ь с т яж е лы м р а н ен и ем . З а ч то мы в о е в ал и ? Нам г о в о р и л и п о л и т р а б о т н и к и , ч то з ащ и щ а ем и н т ересы на д ал ь н и х п о д ст у п а х . Защ и щ ал и , воевали , о т д ав ал и ж и з н и . А в ер н у л и с ь д о м о й и с к а з а т ь н ел ь з я , ч т о в о е в ал и в К о р ее . Д е ся т и ле т и я эт о дерхсалос ь в сек р ет е . По д о к умен т ам Ви сло в ск и й в р о д е бы н и г д е и н е в о евал . Со р о к п ят ь л е т п р о ш ло с н ач ала к о р ей ск и х со бы т и й . Со р о к п ять лет и х у ч аст н и к ам ^ н и к а к и х л ь г о т . П о с л е д н и й з а к о н «О в е т е р а н а х » , п р и н я т ы й Г о с д у м о й в эт ом г оду , н ак он ец , п ри о т к р ы л з а в е с у се к р е т н о ст и . В н ем о п р е д е л е ны ль г о т ы т ем , к т о п р и н и мал у ч аст и е в бо евы х д е й с т в и я х в д р у г и х с т р а н а х . В о т с к о л ь к о в р емен и п о н ад о б и л о сь д л я т о г о , ч т обы о т дат ь д о л ж н о е л ю д я м , п р о л и вш и м к р ов ь з а ч уж ую ст р ан у ! Но н е в се у н ас с к о р о д е л а е т ся . А л е к сею Павлови ч у п р и д е т с я е щ е ж д а т ь с в о и х ль г о т . Во и н - и н т ер н ац и о н а л и ст т р и дц ат ь ле т о т дал Н о в о л и п ец к о м у м е т а л л у р г и ч е ск о м у к о м б и н а т у . Ра б о т ал во в т о р ом л и ст о п р о к а т н о м сн а ч а ла в о т делк е , п о т ом т е р ми ст ом , а в Л ПП — на а г р ег ат е г орю ч ег о оцин к о- ван и я . Д а и п о сл е у х о д а на п ен си ю н е п о р ы в ал с к омби н а т ом — бы л в о х р ан е, р або т ал в п ан си о н ат е «Парус» . Так ая во т су дьба п ен си о н ер а Але к сея Павло ви ч а Ви сл е в с к о г о . Т е^ п ер ь он и н в али д в т ор ой г р уп п ы о бщ е г о з а б о л е ван и я . Об и дн о ч ел о в е к у, ч то и и н в али д н о ст ь е г о н е в оен н ая . По ч ему лю д и , о т д ав авш и е з д о ровье и хеизни, з ащ ищ ая ч уж ую ст р ан у , в св о ей ст р ан е , п о сы л авш е й и х т у да , з абы т ы ? И. БУ РК ОВ , в ет ер ан вой ны и т р у д а . КРИМИНАЛИТЕТ НАСТУПАЕТ. ( Ок ончание. Начало на 4 - й стр . ) — От ч ег о бы вы, к ак человек , обладающий д о статоч н о сп ецифи ч еск ой и нформацией , хотели бы п р едо ст ер еч ь о р г ан и з а ци и и фи рмы , в ст у п аю щи е в к он так т с зар убеж ными п ар тн ерами ? — Прежде всего советую быть осмотрительней. Не добросовестные партнеры, а то и вовсе мошенники встречаются не только на просторах РосЬии. Есть та кая категория иностранных фирм, которые, используя доверчивость и открытость российских предпринимате лей, нередко приезжают к нам вовсе не для взаимовы год но го сотруднич ества . Нами неоднократно отмеча лись случаи, когда предста вители зарубежных компа ний рисовали перед руково дителями липецких пред приятий грандиозные «про екты» будущих контактов, но вместо исполнения обещан ного... снимали обширную информацию экономическо го характера и — бесслед но исчезали. .Поэтому при знакомстве с предпринима телями инофирмы ж ела тельно как можно больше узнать о ней дополнитель ной информации: с кем еще в России у них были дело вые связи, где можно спра виться о ее кредитоспособ ности и многое другое. (Эд- ним словом, не надо стес няться лишний раз убедить ся в порядочности вашего предполагаемого партнера. Не стоит расшаркиваться перед иностранцем только потому, что у него паспорт другой страны. Не стоит пренебрегать и т а к и 1 у 1 и элем е н тар ны м и нормами безопасности. На пример, на стадии заключе ния контракта с иностран ным партнером желательно оговаривать не только усло вия поставки и оплаты, но и штрафные санкции за несо блюдение условий контрак та. Некоторые наши фирмы почему-то очень легко идут на условия стопроцентной предоплаты ко н тра кта с и н о с тра нны м кли е н том , хотя наиболее на^^жной и безопасной формой оплаты являются различные виды аккредитивов. — Так ч е г о ж е в се - так и больш е во вн еш н еэ к о н о м и ч е с к и х с в я з я х — « п лю сов» и ли « ми н усов» для н ашег о г осудар ст ва и общест ва, для п р ои зводи телей , для рядовых р о сси ян? — Я думаю, мне не стоит подробно останавливаться на доказательстве необходимос ти расширения взаимовыгод ного сотрудничества нашей страны с другими государ ствами. Тревожит другое. Бескон трольность внешнеэкономи ч е с ки х о тн ош е ни й может стать причиной серьезных со циальных и э коло гич еских последствий. В со^еменны х . условиях при общей неразбе рихе в страну нередко ввозит- 'Ся зараженная сельхозпро дукция, непригодные к упот реблению спиртные напитки, с просроченными сроками хранения лекарства. Гибнут и получают тяжелые отравления тысячи россиян. На Запад же уходят составы со стратеги ческим сырьем, вывозятся предметы старины, веками накопленное культурное до стояние, выезжают наиболее подготовленные и полезные стране ученые. Страну пыта ются превратить в промзону, в мировую свалку бытовых и технич ес ки х отходов. При этом западные партнеры не редко природоохранным ме роприятиям уделяют гораздо меньше внимания, чем у себя на родине. Такое «партнерст во»,.сами понимаете, никто из зд равомы слящ и х россиян принять не может. — А теп ерь воп рос, не имеющий п рямог о от н оше н ия к т ем е се г о д н яш н ей б е се д ы . Во т уж е в т о р о й раз на п ротяж ении к орот к ог о времени вы даете «ЛГ» п одробное интервью по ин т е р е с у ю щ и м ч и т а т е л е й п роблемам борьбы с п р е ступ н остью . Мн ог ие ви де ли и ваше выст уп лен ие по телеви ден ию , п о - ви ди мо - му, к урс на большую отхры- тост ь для вас и вашег о в е д о м с т в а п р и н ц и п и а л е н . К ак оцен иваете вы харак тер эт и х к он так тов? Как ие цели и задач и стави те, вы х о д я со св о ей и н ф о р ма цией на широк ую ауди то рию ? Устраи вает ли вас р е ак ц и я о бщ е ст в ен н о ст и и СМИ на ваши выступления? — Долгое время аббреви атура «КГБ» пугала наших со граждан своей таинствен ностью и, наверное, в боль- • • шей мере трагическим гру зом, доставшимся органам государственной безопас ности в наследство со вре мен массовых репрессий. Теперь уже нет ни КГБ, ни правового вакуума вокруг деятельности российских спецслужб. Но живучи ока зались людские стереотипы негативного-свойства. Что бы преодолеть их, показать россиянам,что их безопас ность — в руках законопос лушных профессионалов своего дела, могущих и де лающих многое для сохра нения стабильности наше го общества, — для этого мы активно ищем контакты с общественностью, И пре жде в се го п о сред с твом прессы. Есть и другая за дача. Мы не заинтересова ны, чтобы всевозможные болевые точки нашего госу дарственно го механизм были скрыты от народа^ Одолеть организованную преступность, противосто ять утечке государственных секретов и разгулу терро ризма можно, как я уже го ворил, только общими уси лиями всех здрровых сил общества. Пб- роду своей деятельности мы, ФСБ, ви дим эти и многие другие проблемы четче и глубже других. Поэтому нам важно донести до общественнос ти и наши заботы) и наши тревоги. Многие областные изда ния, радио и телевидение понимают и специфику на шей деятельности и зада чи, стоящие перед нами как спецслужбой . Поэтому в подавляющем большинстве случаев наше сотрудничес тво с СМИ имеет уже про чную деловую основу, д о садно, что порСй встреча ются исключения. Кое-кто из журналистов радикаль ного толка пытается убе дить своих читателей, что ФСБ — виновник правового беспорядка, преследующий ни в чем неповинных людей. Об этом было написано и сказано немало. Поэтому повторяться не буду. Д у маю, трезвомыслящие чита тели уже давно разобра лись , где истина , а где спле тн я . У нас се год ня очень много работы, много требующих немедленного § азрешения проблем, что- ы отвлекаться на бессмыс ленные споры. оэтическии островок Сегодня мы знакомим читателей «ЛГ» с творчеством Бориса Александровича Раильченко, анестезиолога Липецкой городской станции скорой помощи". Прочтя его стихи, смеем утверждать: перед нами человек, для которого стихотворение — нечто боль шее, чем любительские лирические излияния от случая к слу- ' чаю. Стихи для Б. Раильченко — стойкая привычка, а значит, вторая натура. Причем.очень близкая к первой, к его эмоцио нально-духовному строю. Самодеятельный поэт исповедален, открыт и раним в абсо лютном большинстве своих строк. Они для него — попытка и выразить остроту, драматизм окружающего, и достигнуть хоть какую-то, временную, хотя бы в слове, ^гармонию с ним. Б. Раильченко уже немолод, во по-прежнему пылок и непосредствен в стихах. При этом они зачастую носят отнюдь не мажорный характер. Увы, зачас тую ведь такова и наша жизнь... В расторопных буднях "скорой помощи" В маяте рабочей, меж людей,, На машинах белых, словно гончие. Средь болезней, горя и скорбей Мы спешим. И вновь за поворотом Поворот. Поземка рвется ввысь... Каждый утомлен своей заботой. Так и я: на части разорвись! Крутят-вертят думы невеселые, Только я играю, как артист, ' Потому, что помощь эта скорая В самой гуще, где трепещет жизнь. Как артист. И в этой сцене снова Должен быть уверен, добр и чист. 1 то лекарство мертвое без слова? Что за врач, коль он не оптимист? Б орис Р а и л ь ч е н ко Что за дело — болью или хворью Сам он скован, раздражен иль зол? Врач-артист, что захлестнулся ролью. Сердцем вашу утоляя боль. И за этой будничной работой, Без которой жизнь моя не жизнь. Понимаешь: что ты в жизни, кто ты. И зачем твой нужен артистизм. ...Как самим нам хочется порой Доброты, заботы, пониманья... Я лечу, но только не игрой, А душой, исполненной вниманья. Вызов. И дорога. И по ней Яркий свет от фары вдоль обочин... Оттого и боль моя слабей. Что чужою болью озабочен. СМ ЕРТЬ Явиласть смерть не злобною уродиной. А грустною вдовой вошла ко мне. Я не успел проститься с Родиной, И вот мы в космосе наедине. Не то летим, не то идем неспешно. Она мила, нежна, не холодна. За столько лет в своей юдоли грешной Со мной не встретилась такая ни одна. Мигают звезды, словно светофоры, А Млечный путь так первозданно чист. Какие на земле меня терзали вздоры!— Злословный шепот да разбойный свист. А с ней уютно мне, легко,, покойно. За долгие года напрасной суеты Я не встречал подруги столь достойной На той земле, где чаще жизнь — мечты. Посвящается Витязеву А.К ., другу и коллеге Вокруг разбой, разврат и мрак. Но как мне хочется и света, и покоя, И, не желая делать злое. Ищу божественный я знак. Жизнь на излете. А была дь она. Когда в погоне за минутным счастьем, Я дни и ночи проводил без сна. Где страсти бушевали, что напасти? О, я еще не озарен, И устремленность в сердце не окрепла. Но Феникс возродился же из пепла. И мой больной минует сон. А пробужденье — заново рожденье. Весна в душе, весна вокруг. И в небесах такое озаренье, И лучше чувствую простое слово Друг.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz