Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
б ере г л евый, бере г правый 29 ИЮЛЯ 1995 г. ЛТ -4 землю раздадим, а что дальше? № 147 - 148 ( 961-962) дом - Россия» Н е так давно экс-министр экономики Ал екс андр Шо хин, покинувший свой пост в начал е ноября прошлого года во вр емя оче р ед ного правит ел ьств е нного кризиса, обнаро довал уж е в кач ес тв е гл авного экономич еского ид еолог а движ е ния «Наш дом — Росс ия» пр едложе ния к экономи ч ескому разд елу пл атформы НД Р . Л УЧШ Е П13 Д 1 0 . ЧЕМ НИК ОГД А? У бывшего министра появились свеж ие идеи Свежих идей в области экономического «програм мирования» сейчас практи чески нет, а все попытки «ис прави ть» экономическую политику правительства в последние два года сводятся к резкой критике рациональ ного финансового поведе ния властей и стонам по ут раченному высокотехничес кому и наукоемкому вели чию отечественного произ водства . В политическом про гр ам м ном заявлении НДР тоже ничего принципи ально нового по сравнению с официально среднесроч ной эконом ич еской п р о граммой правительства как бы и не бьшо, хотя настой чиво проповедовалась идео логия экономического р о ста, дотоле физически невоз м ож но го и даж е , в силу структурных диспропорций в экономике, бессмысленно го. > Александр Шохин под хватил заявленную в поли тической микропрограмме НДР ключевую идею эконо мического роста и заявил о «реформировании идеоло гии реформы». Л ибераль ную модель и соответствую щую ей экономическую про грамму, по мнению Шохина, .можно считать выполнен ной в том смысле, что ры ночные силы раскрепощены. Поэтому пришло время дня реали зации скорр ек тиро ванной экономической мо дели,. цёйЬ^но^орай.™--обес печить устойчивый эконо мический рост и предсказу емость рынков. Экс-министр н а зв а л такую политику «консервативной)». Термин этот, учитывая конкретные политические обстоятельства, весьма усло вен, и с тех пор, кКк Шатоб- р и ан впервы е употребил слово «консерватизм», регу лярно менял свое смысловое наполнение. Понятно, что Шохин пытается определять его в традиционном «%ржу- азном» смысле: речь идет о либеральной экономической политике с поправкой на ра зумное и осмысленное вме шательство государства в экономику. П р и чф экс-ми нистр имеет в ввду не эк спансию государства в эко- •номику и восстановление при нципов планирования, а кон троль со стороны государства за соблюдением им же уста новленных правил экономи ческого поведения. Одной из главны х государственны х функций экономический иде олог НДР называет защиту контрактов. «Государство до лжно стать в экономике не иг рающим тренером, а арбит ром», — формулирует Алек сандр Шохин. Впрочем, все вышеизложенное вполне ук ладывается в либеральную экономическую модель, при чем в неоклассическом виде: все эти принципы уже давно сф ормулированы отцом неолиберализма Фридрихом фон Хайеком. И Шохин упот ребляет термин «консерва тизм», очевидно, еще и пото му, что в публичной полити ке сегодня «чистый» либера лизм край 1 |е непопулярен. Ставку экс-министр дела ет на крупный концентриро ванный отечественный капи тал. Шохин исходит из того, что ряд крупных предпри ятий, вставших за годы ре форм На коммерческую осно ву, реально могут превратить ся в костяк экономики. Как и многие правительственные и, н а о б о р о т , оппозиционны е экономисты, Шохин обраща ет внимание на колоссальный инвестиционный потенциал финансово-промышленных групп. В то же время, как от мечается в предложениях к .эконрмическойЗпла 1 вфорМ'е| I 'ЙДВ; <аолько бан^рвбкйй оисм тор располагает' йббЬдными денежными ресурсами. Соот ветственно роль банков в ин вестиционном подъеме — ключевая». Весьма характерно , что , оставляя за государством со здание системы условий, бла гоприятствующих развитию деловой активности , Алек сандр Шохин предлагает «де легировать» функцию «стра тегического планирования» развития предприятий и сек торов экономики самим круп ным корпорациям, банкам и объединениям. Государство, надо заметить, уже давно ес тественным образом ушло от выполнения этой специфичес кой функции. Перелив капи тала, произошедший за пос ледние годы, действительно позволяет задуматься над тем, что «несоциалистическое» планирование мог бы взять на себя частный капитал. Известную дилемму: какие задачи должна решать прива тизация — фискальную (на полнение бкэджета) или инвес тиционную , экономические идеологи «Нашего дома — Россия» решают в пользу ин вестиций. Распределение вы ручки от продажи , считает Шохин, должно измениться: доля, передаваемая предпри ятиям, может быть существен но увеличена за счет доли, пе реводимой в федеральный бюджет. Существо этой про блемы понятно многим. В лю бом случае еще предстоит ре шить, сколь велика будет эта доля, ведь федеральный бюд жет тоже не должен постра дать. Между тем известно, что доходы от приватизации пока значительно ниже запланиро ванных правительством. Проблему пропорций при ватизации — где государство может обеспечить эффектив ность принадлежащих ему предприятий, а где нет— НДР решает вполне в духе руковод ства Госкомимущества, пред лагая в качестве ориентира спрос на государственную со бственность. Среди дискусси онных проблем Шохин вьще- ляет тему новьк форм прива тизации, в частности, «прода жи права продажи» (предос тавление крупным частным структурам, заплатившим в бюджет аванс за принадлежа щий государству пакет акций, права самостоятельно гото вить этот пакет к продаже и продавать). Известное словосочетание «точки роста» приписьшается Александру Шохину. Попыт ка определить эти самые «точ ки роста», т. е. приоритеты в структурной п ерестройке , обычно заканчивались ничем — слишком много обнаружи лось приоритетов, требуюпдах государственного финансиро вания. Теперь бывший ми нистр предлагает ориентиро ваться на реально складьгеаю- щиеся в экономике точки ро- ^.ча:а — те производства, где О'Приостановлен спад. Вокруг этих отраслей формируются некоторые сопряженные про изводства, где наметилась тен денция к росту. И подобного рода, цитирую документ НДР, «межотраслевые $доки... ста- , нут «локомотивами роста» всего хозяйства». На этом ос новании экономические идео логи НДР делаю т вывод о том, что альтернатива коло ниальной экономзхке все-таки существует. В тексте можно обнаружить и следы полеми ки Александра Шрхина с Сер геем Глазьевым: «В структур ной политике неодолим о ру ководствоваться не абстракт ной идеей создания высоко техноло гичной структуры экономики, а реальными воз можностями «раскручивания» Б у д е м о т к р о в ен н ы : о т п о л и т и к и н а с у ж е т о ш н и т . От п о л и т и к о в н а ч и н ае т ся к р ап и в н и ц а н а н е р в н о й п о ч в е . Но в п е р е д и в ы б о р ы . И п он я т ь , к то е с т ь к т о , н е о б х о д и м о . Ин ач е — к а к и з а к о г о г о л о со в а т ь ? А г о л о со в а т ь п р и д е т ся , ч т о бы п о т о м н е о б н ар у ж и л о сь , ч т о м ы о п я т ь о к а з а л и с ь п о д в л а ст ью ав а н т ю р и ст о в , б е з д а р е й и хсули к ов . П о э т о м у «ЛГ» п о с т а р а е т ся , н а ск о л ь к о в о з м о ж н о , п омо ч ь ли п ч а - н а м - и з б и р а т е л я м п о л у ч и т ь н е к о т о р у ю и н ф о р м а ц и ю о п ар т и я х , д в и ж ен и я х , и х л и д е р а х и а к т и в и с т а х . Т о л ь к о п р о с и м у ч ест ь : т а и ли и н ая п у б л и к а ц и я , т о и ли и н о е в ы с к а з ы в а н и е п р и в ер ж е н ц а и ли п р о т и в н и к а к а к о й - л и б о г р у п п ы п о л и т и к о в о т н ю д ь н е св и д е т е л ь с т в у ю т о со о т в е т с т в у ю щ е й п о л о ж и т ел ь н о й и ли о т р и ц а т ел ьн о й п о з и ц и и р ед а к ц и и . Д а , м ы п еч а т ал и м а т е р и а л ы и о Ж и р и н о в ск о м и Ж и р и н о в ск о г о , и и н т ер в ью с м е с т н ы м ст о р о н н и к о м Б о р и с а Ф е д о р о в а , и т о ч к у з р е н и я н а д в и ж е н и е «Наш д о м — Ро сси я » ( се г о д н я , к ст а т и , о н ем оп я т ь и д е т р еч ь в н аш е й п о д б о р к е ) , и м н о г о е д р у г о е . Но в с е э т о о т н ю д ь н е р а д и а г и т ац и и «за» и ли « п ро тив» , а и ме н н р р ад и и н ф о р мац и и , р ад и д е м о н с т р а ц и и р а з н о о б р а з и я п о л и т и ч е ск о г о сп е к т р а . К о г д а м ы н а й д ем н е о б х о д и м ы м в ы р а з и т ь св о ю к о л л е к т и в н ую о бщ е р ед а к ц и о н н у ю о ц ен к у к а к о г о - л и б о я в ле н и я п о л и т и ч е с к о й ж й з н и , т о с к аж ем п р ямо : т а к д у м а ю т в с е ж у р н ал и ст ы « Л и п ец к ой г азеты » . А п о к а —р а з н о г о л о си ц а мн е н и й , п е ст р о т а ц в е т о в . . . Ч и т ай т е , д у м а й т е , р еш ай т е , к о г д а в аш с о б е се д н и к п р ав и о т к р о в ен ен , а к о г д а — з а б л у ж д а е т ся и ли л у к ав и т . Не с о г л а с н ы ? Хо т и т е в ы с к а з а т ь ся , п о сп о р и т ь , п р и в е с т и св о и д о в о д ы , д о п у с т и м , в п о л ь з у т о г о ж е « Наш ег о д о м а — Ро сси я » ? П о ж а л у й с т а , д л я ц и в и л и з о в а н н о й д и с к у с с и и , д л я а р г у мен т и р о в ан и я и н о г о п о д х о д а ст р ан и ц ы «ЛГ» о т к р ы т ы . Ни к т о н е м о ж е т п р е т е н д о в а т ь н а и сч е р п ы в аю щ у ю а б со лю т н у ю и ст и н у , н о н и к о м у н е з а к а з а н о п р и н я т ь п о си л ь н о е у ч а с т и е в е е п о и ск е . . . «ЯБЛОКО» И » Вяч есл ав Игрунов — чл е н фракции «ЯБЛоко». Эконо мист по образовани ю. 46 л е т. Политич еской дея т ел ьность ю за нима е тся с 1965 года. В начал е 70- х годов разрабатывал компл екс ну ю программу д емок ратич еск их и рыночных ре форм. За свою политическую деятельность был заключен в тюрьму в 1975-1977 годах. Андрей Сахаров в своей Нобе левской речи выступил в защиту В . Игрунова среди других политзаключенных советского режима. В его защиту неод нократно выступал Александр Солженицын. В 1987 году В. Игрунов б ь и одним из инициаторов движения «Мемори ал». С 1990 года возглавляет Институт политических иссле дований. Журналист Андрей Шаромов беседует с депутатом о про блемах сельского хозяйства России. ство. — С какой из партий или с какой из политических сил вы можете говорить о совпадении или о близости такого подхо да к проблеме сельского хозяй ства? Вы знаете, я не могу сказать, что у '«ЯБДока» есть детальные ответы абсолютно на все вопросы, но у дрзтих политических-партий и движе ний их еще меньше, поэтому трудно говорить о совпаде нии. Конечно, Аграрная парт- механизма экономического роста». Для любого представите ля «живого» бизнеса в России самое главное — предсказу емость экономической поли тики, а значит и экономичес кой ситуации. Пока эта пред сказуемость сводится к сезон ным колебаниям финансо вых потоков — на сев, убор ку урожая и так называемые Севера , и инфляционным ожиданиям, которые разо греваются ближе к осени. Известно и то, что инфляция — наполовину психологичес кое явление. Неустойчивый темперамент «отечественно го товаропроизводителя», за гоняющего весь свой страх перед будущим в цену това ра, значит для инфляции ро вно столько же, сколько эмиссия или дисбаланс на финансовом рынке. Учиты вая эти обстоятельства, в ка честве одной из важнейших задач НДР видит стабилиза цию ожиданий: «Не нужна победа над инфляцией любой ценой... Нужны долгосроч ные ориентиры и создание условий для медленного, но надежного снижения щфля- -ГХреэадС. ксего ''ПрОгно- зируемость будущего (а не сами по себе низкие уровни инфляции и ставок) позволит предпринимателям форми ровать среднесрочные хозяй-' ственные планы». Н адо отдать должное экономическим идеологам НДР: предлагая некие мел кие пути решения экономи ческих проблем, они подчер кивают, что многие из них носят дискуссионный харак тер. В тексте предложений к экономическому разделу платформы движения «Наш дом — Россия» много вопро сительных знаков. Но глав ное в том , что проблемы сформулированы, а вопросы поставлены грамотно. Андрей КОЛЕСНИКОВ, — Вячеслав Владимиро вич, как вы относитесь к ны нешнему положению дел в сельском хозяйстве? — Да как вообще можно к этому относиться? Извини те, что отвечаю вопросом на вопрос, но ведь эти абстракт ные слова: реформа сельско го хозяйства, аграрная поли тика, фермерский способ зем лепользования — на самом деле вращаются вокруг двух простых вещей: первое: реформа должна привести к тому, чтобы моло ка , мяса, овощей и другой сельскохозяйственной про дукции производилось боль ше, чем до реформы; второе: реформа должна привести к тому, чтобы крестьяне, увеличив количес тво и качество своей продук ции, увеличили и свой доход, стали лучше жить. То несчастье, которое на зывают аграрной реформой наши «рыночники», вьшилось в радикальное решение раз дать всю землю России крестьянам (безо всякой их поддержки со стороны госу дарства) и сделать тотально по всей стране частное сельс кое хозяйство. Свести всю аграрную ре формуЖгяМгцовйнцрЙ раздаче,, всем, ктдкрчет,л6 куску зем ли — это не государственная политика, а даже не знаю, как назвать такие непрофессио нальные и совершенно непро думанные действия. Где демонополизация пе рерабатывающей промыш ленности, которую, безуслов но, надо было проводить пре жде раздачи земли? Ведь из-за плохой переработки и в совет ское время терялось до 30 про центов от того, что произво дилось, а сейчас, наверное, и того больше. Ведь это абсурд: ездить каждому крестьянину за тридевять земель к одному огромному государственному элеватору. Тем более, что этот монополист диктует свои ус ловия оплаты и изменить эти условия крестьянин не в си лах. Другого-то элеватора нет. Дальше. Где демонополиза ция сферы сбыта? Это тоже нужнр сделать перед привати зацией земли. Ведь сегодня мы имеем неприемлемую ситуа цию: с одной стороны, кресть янин производит продукцию, а тот, кто у него закупает, поль зуется монопольными правами и диктует цены, занижая их для продавца, то есть крестьянина, и завышая их для потребителя. С другой стороны, магазины, то есть система продажи про дукции недостаточно развита, и часто мы попадаем просто в руки организованного рэкета, который контролирует цены. В итоге крестьяне остаются в на кладе и говорят о грабительс ких ценах и ножницах цен. В накладе остаются потребители. Да и переработчики-монопо листы из-за отсутствия конку ренции в их области не разви ваются, не совершенствуются и в конечном итоге не увеличи вают свой доход. — Что предлагает «ЯБЛо ко» для исправления ситуации? — Я буду говорить о реше нии ключевых проблем. Пре жде всего, мы считаем, что ре форма сельского хозяйства тре бует значительных государ ственных капиталовложений. Далее, мы считаем что Рос сия— слишком разнообразная, слишком большая страна, с очень ншохожими друг на дру га территориями, с огромными различиями: и геоклиматичес- кими, и культурными. Сущес твует такое понятие, как куль тура земледелия. Существует традиция общинного земле пользования и много других различий между регионами, требующих разного подхода к использованию земли. Ну, на пример, если в западных евро пейских областях России част ное : нормой, кой или Рязанской, то для Башкирии или Дагестана при нцип частного землепользова ния вряд ли оправдан. Переход к частному земледелию в Баш кирии или Дагестане может привести к очень острым и даже кровопролитным кон- ' ликтам. Казацкие регионы, ■тавропольский край в час тности, как мне кажется, также имеют свои давние традиции землепользования, основанные не на фермерском способе, по этому и не надо казаков на сильно из Москвы превращать в фздмеров. Поэтому я считаю, что фе деральным законодательным органам нужно выработать ос новные нормы и законы ис пользования земли и вообще аграрной политики, а затем дать свободу регионам реали- В яч е с ла в И ГРУН О В : «НАША " А Г РАРНА 1 РЕ Ф ОРМА " СТААА ОЕСЧ АСТЬ Е М Д А О СЕАА н зовывать эту политику.И уже они должны бь 1 ли бы решать, какими темпами и каким обра зом они будут переходить к мелким крестьянским хозяйст вам. Или, напротив, сохранять общинное землепользование. — Решение каких вопросов следует передавать на регио нальный уровень? — Москва, федеральные законодательные власти, могут установить только общие нор мы: на каких условиях могут быть приватизированы земли. Здесь речь идет о том: прода ется ли эта земля, передается ли она бесплатно в частную со бственность или только во вла дение, если продается, то кто определяет цену земли, какова методика определения цен на землю, ес 1 ш земля передается бесплатно, то опять-таки долж ны быть ограничения при оп ределении, кто конкретно ре шает вопрос о бесплатной пе редаче земли, кто имеет право на получение этой земли. Все же остальные подробности до лжны переноситься на регио- нальныи уровень-.-------- --- Должна быть комплексная государственная программа поддержки крестьянских хо зяйств, которая должна вклю чать специально разработан ную систему образования, спе циальную систему финансиро вания на приобретение техни ки. Должна- быть разработана система закупки продукции сельского хозяйства. Здесь надо заметить, напри мер, что в некоторых областях и республиках России сельское хозяйство достигло неплохой производительности. Главная проблема заключалась не в том, что в крупных хозяйствах невозможно собрать хороший урожай, а в том, что отсутство вали соответств)тощие условия хранения и переработки про дукции. Вот эту проблему до лжно помочь решить государ- ия наиболее активно выступа ет по проблеме сельского хо зяйства. И с ними мы соглас ны в том, что не такими быс трыми темпами должна идти приватизация земли. Мы со гласны с аграриями в том, что постепенная приватизация земли даст более оправданный механизм приватизации, будет более справедливо распреде лена земля, и государству удастся выработать какую-то более разумную политику в этой области. Но мы не со гласны с теми ограничениями в приватизации земли, кото рые предлагает Михаил Лап шин. Я, например, считаю, что в частную собственность мож но землю отдавать не только под участки, дачи, сады и ого роды, но и для организации производства, под ту или иную область экономической деятельности. Лапшин же хо чет ограничиться только арен дой, без передачи в частную собственность. А мы не видим . никаких серьезных ограниче- ний^здя пртатиздции нетоль- ‘-к р ^ д ^б роды , нб'й для -фё- изводства. С той оговоркой, что речь идет об областях, где частная собственность на зем лю приемлема или традицион- на. Другое дело, что в нашей программе есть целый ряд ог раничений, которые налага ются на всех пользователей земли, независимо — частник это или крупное хозяйство. Ограничения эти связаны с экологией, с тем, чтобы земля после приватизации не проста ивала и наоборот не использо валась хищнически ради боль ших прибылей. За соблюдени ем этих ограничений должно, по мнени 10 «ЯБЛока» жестко следить государство на осно ве законодательства. Земля должна сохраниться и нашим детям, и вн)кам, и вообще сле дующим поколениям. Андрей ШАРОМОВ. — Недавно было объявлено о создании новых политичес ких движений, одно из которых возглавил Виктор Черномыр дин, второе — вы. Что стоит за этим? Стремление к стабиль ности или, наоборот, данный шаг обострит борьбу за власть и в целом политическую обстановку в стране? Как вам видится роль лидера движения? — Действительно, Виктор Степанович Черномырдин со здал новое политическое движение, и оно уже' получило ре гистрационное свидетельство в Министерстве юстиции. Что касается второго, то необходимость в объединении сил в левоцентристский блок, конечно, есть. Об этом политологи, социологи, историки пишут уже не один год. Но как это сде лать? Механизм очень не прост. Я, например, этим занят вее пять лет моего пребывания в законодательном органе страны. Уверяю вас, дело очень не простое, но насущное. Мне очень жаль, что амбиции некото рых слепых и подслеповатых политиков не дают возможности им объединиться. Что они, познав небольшую власть сегодня, смотрят поверх голов людей, евоих же партийцев, и хотят по ЭТИ.Мголовам идти к июньским выборам 1996 года. В октябре 1993 года они не захотели выступить вместе, разодрали на части этот фланг. И я с ними ругался, порой даже бранился. Да разве дело в судьбе каждого из нас! Стоит вопрос о судь бе страны, а они снова раздирают левый фланг на мелкие час ти — вот в чем их вина. Часто меня спрашивают: «Иван Петрович, не уподобляе тесь ли вы кому-либо, когда предлагаете жить в согласии, жить дружно?» Да, я не отказываюсь, давайте жить дружно, но жить по закону. Вот что очень важно. Уважительно, прислушива ясь друг к другу. Я полагаю, что это в интересах наших изби рателей. Они нам еще подскажут: жить дружно, по закону, по чести и по совести. Просто ли сформировать избирательное объединение? К еожалению, возможности формируемого левоцентристского избирательного объединения в части материального, денеж ного обеспечения несоразмерны с теми, что имеет блок Черно мырдина. Скорее сюжет напоминает битву Давида против Го- лиафа. Борьба неравная, но ведется она в интересах простого человека. И здесь мои коллеги, мои друзья в депутатском кор пусе, и в профессиональных союзах, и в Союзе городов Рос сии, и в Ассоциации местного самоуправления, в объединени ях товаропроизводителей — сельских и промышленных, в жен ских, ветеранских и молодежных организациях придержива ются простого правила: правда дорогу себе найдет. В конеч ном счете, формируется объединение людей, заинтересованных в успехе создания мощной защиты для человека труда — не пьяницы горького, не бездельника, а труженика, который всю жизнь добывает хлеб в поте лица своего. Так пусть добьшает себе хлеб с маслом. И мы должны в полной мере способство вать, чтобы талант человека раскрьшся, чтобы он мог полу чать действительно по труду. Мог обрести даже богатство, но великим трудом своим — интеллектуальным и физическим. Одно дело встречаться в клубе избирателей и ездить без кон ца по стране, каждый раз собирая одну и ту же аудиторию — человек по сто-двести — воодушевляясь от их поддержки. Дру гое — выходить на улицу, а жизнь идет по другим канонам. Ну и что, если ты получаешь семь процентов голосов, другой — восемь и третий — десять процентов... В итоге — ничего не изменить, не добиться поворота ситуации в сторону интере сов простого человека. Этим очень и очень озабочены те, кто собирается вокруг меня. Они в большинстве своем лишены ам биций и озабочены делом, а не болтовней. Дело и есть критерий жизни. ) Многие считают себя левыми, очень левыми и очень прав дивыми. Обо мне пишут как о «сверхсоглашателе», противопос тавляют «истинным левым». Я имею в виду Олега Румянцева. Будучи руководителем партии, он пытался в Конституционном суде силой указа, административного решения запретить навсег да, навеки другую партию. Не получилось, но я хотел бы спро сить у этого новоявленного левого: «Много ли смысла в его сло вах, коль столько смысла бьшо. в его действиях?». Очень много ки для формирования этого широкого движения, которое бы не рвало и не терзало страну. Которое вело бы речь о преобразо ваниях, но в приемлемых темпах, и разумной ценой за эти пре образования. Чтобы отсекало экстремистов, которые, кроме «Долой!»,‘«Прочь!», «Уничтожить!», «Отправить на Север!», больше ничего и сказать не умеют. Да, я понимаю: роль лидера очень велика, но этого лидера должно обозначить само движение и более никто. Разномыслие в стране ужасающе велико. Ему как раз сораз мерно количество образованных партий: в Министерстве юсти ции на сегодня зарегистрировано 269 партий и движений. Не мыслимая многопартийность! Поэтому необходимо стремить- Федерации в полном составе. К тому же давайте вспомним: на 12 декабря 1993 года от общего числа в 89 законодательных собраний была избрана лишь одна пятая часть. Сейчас некоторые склонны утверждать, будто Совет Фе дерации должен избираться. В Конституции четко записано И в а н Р Ы Б К И Н : « НЕ в ы б и р а й т е , РАДИ БОГА. ДУРАНОВ!» -формироваться. Мы взяли модели, существующие в Авст рии и Германии. У нас это представительство регионов, пред ставительство субъектов Федерации^, представительство по до лжности. Говорят, что данная схема недемократична. Почему, ког да есть представительство по должности? Председатель зако нодательного собрания прошел сито выборов как депутат, его избирали. Разве это не демократия? Затем депутаты избрали председателем законодательного собрания. И это тоже не де мократия? После этого по должности он приходит сюда: он уже дваж ды прошел выборы. Но некоторым так хочется кому-то доса дить, что они готовы пустить его еще на третьи выборы, что уже отдает нашим госдумским садизмом. На сегодняшний день избрано восемьдесят восемь глав за конодательного собрания — по сути дела, это готовые депу таты Совета Федерации нового состава. Плюс к этому избра ны двадцать две главы администраций субъектов Федерации из общего числа в восемьдесят девять. В сумме — сто десять. Значит, если Совет Федерации будет сформирован в соответ ствии с законом, то он уже может начинать работу. Правомочия же Совета Федерации четко определены Кон ституцией, их толкование дал Конституционный суд: вопро- На вопросы журналистов отвечает спикер Госдумы приложили он сотоварищи для того, чтобы левых-то всех уду шить и организационно, и экономически, и морально. Так что господин Румянцев пусть помнит о том, как его ручонки на шее левых смьпсались и в Конституционном суде, и за пределами его. И никто ничего не забыл, и не забудет. Пусть не рассчитывают на короткую память. Я думаю, что ему нельзя называться соци ал-демократом по большому счету, никогда социал-демократы не позволяли себе такого. Поэтому я и друзей, и сподвижников своих призываю: не укорачивайте сознательно свою память. Я не призываю к злопамятству, но надо помнить, что люди эти еще себя в-полной мере вьжажут. Очень легко и очень ловко они умеют перебрасывать лежа щую на них порой кровавым пятном ответственность, на тех, кто к этому никакого отношения не имеет. Очень лихо перехва- тывают чужие позиции, занимают их. Очень быстро заимству ют всю риторику, все слова, которые по праву принадлежат другим. И я хочу сказать: люди, будьте бдительны, посмотрите на этих перевертышей. Всмотритесь повнимательнее, вдумай тесь, что они говорят, и сравните с тем, что они говорили год назад и два года назад. Вот в этом я вижу серьезный знак беды. В центре политичес кого спектра в Думе мало представлено людского здравомыс лия, которого столь много в нашем талантливом народе. Су ществует уникальная, историческая возможность создать в Думе подобный центр. Правый центр формируется. Почему не сфор мироваться левому? Ведь налицо все объективные предпосьш- ся к тому, чтобы люди, близкие по взглядам, стратегическим оценкам й программным целям и отличающиеся лишь темпера ментом, тактикой подхода, были вместе. Надо, чтобы люди ори ентировались на крупные объединения, чтобы три-четыре та ких объединения отвечали за ситуацию в стране — тогда будет с кого спросить. Если в Государственной Думе будет три-четыре большие фракции, которые возьмут на себя бремя власти и в парламен те, и в правительстве, — то есть сформируют правительство, от ветственное перед парламентом и народом — то по прошествии определенного времени и будет с кого спросить. За последние несколько лет правительство изменилось по составу три-четы ре раза. В Государственной Думе одиннадцать фракций. Если что-то получается не так, то с кого спросить? Каждая отвечает за свою одну одиннадцатую часть. Почти как в интермедии у Аркадия Райкина: один пришивает пуговицу, другой воротник, третий втачивает рукав... -г- Хорошо, а как вы оцениваете возникающие время от вре мени проекты отмены или переноса президентских выборов? — Я отношусь к идее переноса и парламентских, и президен тских выборов отрицательно. Еще раз скажу — все должно про ходить в свои сроки. В большинстве стран мира выборы прово дятся одновременно. Мы растянули данный процесс на полто ра года, то есть стартовали в разное время. Почему? Да потому, что не сумели полностью избрать и сфор мировать депутатский корпус Государственной Думы и Совета сы налогов, финансов, таможенных сборов, бюджета, вопро сы войны и мира, вопросы объявления чрезвычайного положе ния, а также назначение Генерального прткурора, членов Кон ституционного и Верховного судов, аудиторов Счетной пала ты. Совет Федерации, думаю, может собираться восемь-десять раз в году — рассматривать только те важнейшие законопро екты, которые он должен.рассматривать по Конституции, ос тальные вопросы даже не включать в повестку пленарных за- седанйй — это совершенно необязательно. На выборы надо, смотреть не позевывая с удивлением от страненного зрителя. Необходимо в них участвовать, ощутить себя гражданином страны. Если человек состоит в партии, в общественно-политическом движении, у него есть законное право выставить своего представителя на избирательный учае- ток, чтобы он наблюдал: нет ли нарушения закона? И не толь ко фиксировал, а сообщал обо всех нарушениях незамедли тельно в вышестоящие органы, в том числе и в Государствен ную Думу. Здесь, как всегда, есть служба, которая будет сле дить за вееми этими процессами. Приходите, избирайте, кого считаете нужным, кто вам бли же по духу, кого вы твердо знаете, кому вы верите. Не отда вайте свой бюллетень в чужие р)тси, вычеркните то\ что счита ете нужным, и опустите в урну для голосования. Не дайте воз можности проходимцам оказаться у руля власти, вот о чем речь! И я, как гражданин, и вы, как граждане, ответственны за то, что происходит в стране. Да, кто-то поставлен во главе, поэтому руководитель должен видеть ситуацию хотя бы на два шага вперед. Полагаю, других вариантов и не должно быть: небезопасно для России иметь над собой дураков. Так не вы бирайте же их, ради Бога, прошу вас! Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz