Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

сезон закон|р,е11 —искусство бесконечно ГАИ с о о б щ а е т ТРАКТОРИСТ НЙЕХЙА Нй СПЯЩЕТО В ТРАВЕ СВЙРИ| ИКЙ На прошедшей неделе (7 — 14 июля) в области заре ­ гистрировано 13 дорожно-транспортных происшествий. По­ гибло 3 человека и 15 получили травмы. В Добринском районе водитель колхоза им. Ленина Су­ ханов на автомашине ГАЗ-52 совершил наезд на гужевую повозку. Пострадали три человека, один из которых скон ­ чался от полученной травмы. В Липецке на проспекте Победы в световую опору вре ­ зались «Жигули» седьмой модели. Водитель погиб. 8 июля в селе Доброе произошло столкновение неуста­ новленного автомобиля и мотоцикла «Восход» под управ ­ лением учащегося 11-го класса местной школы С. Лосева. В результате аварии сам он был госпитализирован с пере ­ ломами, а его пассажирка 16-летняя девушка получила смертельную травму. В целом неделя отмечена большим количеством доро­ жно-транспортных происшествий с участием мототранспор­ та. Так, в селе Павловка Добринского района столкнулись мотоцикл «ИЖ-Планета» и автомобиль «Ауди». В Ельце 10 июля на улице Костенко мотоциклист в нетрезвом со­ стоянии сбил велосипедиста. Причем пытался скрыться, но был задержан. В Усмани в результате наезда пострадал на своем мопеде рабочий хладокомбината. В Липецке на улице Папина «Жигули» сбили мотоциклиста, а в селе Долгоруково опять же «не разъехались» «Ява» и «Моск- вич»-2141. Беспечность и невнимательность стали причиной ДТП в селе Верхняя Матренка Добринского района. Тракторист колхоза им. Фрунзе, управляя трактором Т-40, наехал на спавшего в траве колхозного сварщика. С черепно-мозго­ вой травмой пострадавший был госпитализирован. В. ПАРАХИН, ____________________ ■ инспектор УГАИ области. мотоциклистам явно не везло ... 1 9 ИЮ Л Я 1 9 9 5 г . № 1 3 8 ( 9 5 2 ) Л е то « БЕЛЫМ ВОРОНАМ» БЫЛО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО Заканчивается первая смена в загородном детском оз­ доровительном лагере «Радуга». Надолго запомнится она ребятам из отряда Юрия Николаевича Тарана, преподава­ теля ЛГПИ, кандидата педагогических наук, отчаянного заводилы. Ведь это необычный отряд. В нем собрались 40 школьников — юные интеллектуалы, победители област­ ных и районных олимпиад и конкурсов. Программу «Но­ вое поколение» разрабатывали для них лучшие препод­ аватели пединститута, а сама идея создания лагеря для особо одаренных ребят подана Эдуардом Наумовичем Вай­ нером. Теперь ребята признгпотся, что поначалу привыкать к новым условиям жизни было трудно. Ведь они, «чересчур благополучные», может быть, не так и общительны: все время обычно уходило на книги, творчество. Но кгпс, ока ­ зывается, это здорово — найти в жизни «островок», где живут твои единомышленники. Каждый из ребят ведет личный дневник. Помимо это­ го, немало приходится писать в стенгазету. И не просто о «мероприятиях», а брать интервью у своих воспитателей, то есть кураторов-, как их здесь называют. Занятия ведут лучшие преподаватели и студенты ин ­ ститута и школ: Николай Васильевич Климанов (он,зна ­ комит девочек и мальццков с астрологией, йогой, приема ­ ми дзюдо), Светлана Валерьевна Сирота (ведет практикум по словесности и истории), Наталия Варикова, Артем Ан ­ тонов, Инесса Шуйкова, Яна Боровкова и другие. Каждый вечер у костра отряд выбирает человека дня, чем-то отличившегося. Его сажают в центр круга на «трон» (а это солидный пень) и воздают почести. Побывали на «троне» и Володя Шашков из Тербунов, и Маша Каллер из Ельца, и сам Юрий Николаевич Таран. Своей «избранности» ребята не чувствуют. Вспомина­ ют лишь тогда, когда слышат колкие реплики из соседне­ го отряда. На деле же доказывают насмешникам, что они не хуже их играют в футбол или соревнуются в беге. Идею лагеря для интеллектуалов педагоги продолжа ­ ют развивать и совершенствовать. На следующий год пла ­ нируют увеличить психолого-педагогический блок. Это поз­ волит лучше узнать природу такого явления, как «ода­ ренный ребенок». А. ТАМБОВСКАЯ. Последний рывок. Фото Н. ТКАЧЕНКО. — Сегодняшний вы п уск -^Салона»- — о б итогах заверш ающ егося т еат рально -концертного сезона . Главным его событием ст ало пра здновани е 50 -лет ия П обеды . Запомнилось и мно гое д р у го е . С езон , в общем , интересный, яркий . Д а , лю бы е вы сокот ворчески е замы слы упирали сь в их финансирование . О бош лось , впрочем , б е з прежних надры вов , б е з плача о тяжком положении к у л ьт у ры . П ош ум ели , попривыкли и продолжали т ерпеливо выпускат ь ■ спектакли , дават ь концерты , до говари ват ься с гаст ролерам и . И с к у с ст во — живет, р а д у ет , иначе и быть не может. Кт о знает , пройдет какой -то срок , и в к ул ьт урн ой жизни настанет -^потеплением. Д альш е ведь от ст упат ь незачем , обидно: уст ояли -т аки з а десят ь беспокойны х лет . Д о вст реч в новом сезоне! ■ — ----------------------------------------------------- .... ............. .............. _______________ ■ УВЛЕЧЕН ЬЯ НАКОРОТКЕ СО ЗРИТЕЛЕМ Конец сезона ;— его венец. Увен­ чанному главным призом недавнего Российского фестиваля в Вологде за «Василия Теркина» Липецкому ака ­ демическому театру драмы имени Л .Н . Толстого, безусловно, следует считать очередной свой сезон удав ­ шимся. Театр ни на йоту не сфаль ­ шивил в «Теркине». Получился не формально-«датский» спектакль к 50- летию Победы, а негромкий, камер ­ ного стиля оптимистический рекви ­ ем, с редкостным соблюдением всех сценических пропорций. И по логи ­ ке, и по существу верно то, что, раз театр выдержал испытание юбилее») Победы, он. оказался на высоте и в остальных случаях. «Случаи» же вы ­ шли самыми разными; девизом сезо­ на впору считать название одного из спектаклей, хоть он и выпущен пол­ тора года назад, — «Пестрые расска ­ зы». Жанровая палитра последних не ­ скольких премьер действительно мно­ гоцветна. Комедия О. Данилова «Мы идем смотреть «Чапаева». Клоунада на темы Антоши Чехонте «В актерс ­ кой компании». Новогодняя сказка «Секрет мудрого ворона». Трагифарс по «Последним» М. Горького. Спек­ такль-воспоминание о Чехове «Диа­ логи 1914 года» В. Лакшина. Траги ­ комедия с элементами мелодрамы «Бабочка ... бабочка» А. Николаи . Сценическая версия озорных «Бре ­ менских музыкантов» Г. Гладкова. Наконец, «Василий Теркин». Плюс восстановленная к Дням французской культуры комедия «Двери хлопают!» М. Фермо с новьц^и, в основном, ис­ полнителями. Судя по этой пестроте, театр целе ­ направленно, намеренно стремился говорить со зрителем в диапазоне «ув- лечь-развлечь». Словно бы шла раз ­ ведка: вот это явно будет интересно публике, а как ее суметь заинтересо­ вать вот этим? Разумеется, каждый сезон — «зрительский», и каждый спектакль Ставится отнюдь не для «внутреннего пользования». Но, как кажется, театр при подготовке выше ­ перечисленных работ особо заботила зрительская проблема, и он попытал ­ ся справиться с ней двояко. Во-первых, пошел по проверенно­ му комедийнолгу пути. Выходит, смех ряди смеха? Да нет. Сквозь смех вы ­ рисовывались нешуточные «вечные» и современные треволнения 40-летних героев (пьеса О. Данилова). Искался острый, нестандартный, в условном, почти бурлескном ключе подход к тако»гу серьезномгу, главному для те ­ атра автору, как Чехов. С^удоволь ­ ствием, легкостью, изяществом разыг ­ рывались элегантные семейные квип ­ рокво, недоразумения М. Фермо. Затем еще одним негласным деви­ зом сезона оказалось «Лучше мень ­ ше зрителей, да лучше». И в самом деле: регулярно заполнять 800-мест- ный зал для Липецка и его театра невозможно. Насильно, то есть орга ­ низованно, культпоходами приобщать тех же школьников к драме — дале ­ ко не лучший выход. И оптимальное решение было найдено. Три постанов­ ки игрались .рля немногочисленной публики, располагавшейся прямо на сцене. Номинально большая сцена пре­ вращалась в малую (каковой у театра нет) прямо предполагающую поиск, экспериментирование. Каждый из трех спектаклей отличался особой атмосфе­ рой, несхожими способами существо­ вания актеров накоротке с нами в еди­ ной, не разделенной рампой ко»шании. Персонажи и фантазии на темы Чехонте и «Диалогов» собираются вместе в непринужденной ресторанной обстановке, персонажи вспоминают, над ними витает тень Антона Павло­ вича... И — трудно найти спектакли, более не схожие между собой! Вот что такое театр, называемый иногда «гру­ бым» искусством. Действительность доказывает обратное: он — искусство пластичное, текучее, бесконечно мно­ говариантное. Нет, в чем в чем, а в монотонности, повторах, одностилье липецкую труппу трудно упрекнуть. Написав последнюю фразу, ловлю себя на мысли, что невольно вступаю в спор то ли с воображаемыми, то ли с реальными оппонентами, которые, скажем так, не слишком благосклон­ ны к сегодняшнему дню театра, к от­ дельным его новым спектаклям. От­ чего бы и не поспорить. Идет одно из первых Представлений трагифарса «Возможен трагический балаган». По сути, тоже возобновление — «Послед­ них» М. Горького десятилетней дав­ ности. За мной — шепоток явно иску ­ шенных театралов со стажем: мол, в тех «Последних» играли актеры — о- го-го! — не чета нынешним. Память, однако, коварная штука. Смотреть на прошлое сквозь призмсу настоящего — значит почти неизбежно ностальгиро­ вать, вместо аргументов использовать зыбкие и понятные сантименты. Ко­ нечно, в сравнении легче распознать более истинное, верное. Только поче­ му же театралы за моей спиной не за ­ дались очевиднейшим вопросом: зачем ставить сегодня «немодного» и где-то даже ско»пфометированного Горького? А затем, что у художественного руководителя театра Владимира Пг 1 хо- мова есть чутье, есть умение материа- лизовывать идеи, носящиеся, в возду­ хе. Буквально вслед за липецким Горь­ кий окг 1 зался нужен, важен несколь­ ким московским коллективам, ощу ­ тившим, как и В. Пахомов, созвуч ­ ность драматургии Горького нашему времени, непреходящую остроту его пьес. Не удержусь и приведу следую­ щий аналогичный пример. Около двух лет назад В. Пахомов выпустил «Та­ лантов и поклонников» А.Н. Остров­ ского, где парадоксально и убеждаю­ ще переакцентировал хрестоматийные отношения между тремя основными персонажами — актрисой Негиной, не любящей, по данной версии, студента Мелузова, но любящей искусство сце­ ны и оттого принимающей услуги куп- ца-мецената Великатова. На очередных Липецких театраль ­ ных встречЕос столичные критики не придали этой новЕщии должного зна ­ чения. Выходит, она ложна, непро ­ дуктивна? Примерно через год ч и т е п о в еженедельнике «Культура» рецен­ зию на «Талантов и поклонников», поставленных молодым и талЕштли- вым Сергеем Арцыбашевым в Москов­ ском театре на Покровке. Читаю, что режиссер иначе, чем обычно, ориги­ нально, доказательно прочел пьесу — и удивляюсь: рецензия-то, за исклю­ чением отдельных нюансов, будто на спектакль В. Пахомова. Речь, разу ­ меется, не о плагиате; речь, опять же, о идеях, витающих в воздухе, и о спо­ собности их улавливать, без чего те ­ атр и его лидер никомгу по-настояще- »гу не интересны. Липецкий театр — «хозяйство» хорошо организовЕшное, продуман ­ ное, работающее по четкому плану. Так что некоторым исключением в его практике явилась внеплановая, са ­ мостоятельная работа трех артистов, и среди них дебютанки в режиссуре Светланы Лисовской — «Бабочка». Это — типично «актерский» спек ­ такль, спектакль исполнительских подробностей, некоего по-актерски гурманского смЕжования ролей и эпи­ зодов. Странным образом «Бабочка» и соседствующие в репертуаре театра «Без вины виноватые» образуют ди ­ логию (и тут, и там говорится о де­ тях, выросших без матерей, — опре­ деленное мелодраматическое изли ­ шество для одной труппы). Наконец, мораль «Бабочки» — пренебрежение материнством есть зло, оно вызывает цепную реакцию и наказуемо — от­ дает дидактичностью. С другой сто­ роны, «Бабочка» на что-то концепту­ альное и не претендует. Такие доброт­ ные, обращенные к широкому зрите ­ лю спектакли нужны. Театральное руководство — честь ему за это и хва ­ ла — всячески поддержало инициа ­ тиву артистов, которые продемон ­ стрировали зрелость сценического мышления, мастерство, которые, на ­ деюсь, подали хороший, заразитель ­ ный пример своим коллегам. В общем, сезон у Липецкого теат­ ра имени Л.Н. Толстого получился очень живым, содержательным, на ­ сыщенным. Как он начался на волне «ЗЕ1К0НН0Й гордости» по поводу при ­ своения театру звания академическо­ го, так и заканчивается — с ощуще­ нием того, что сделЕшо практически все из намеченного и даже сверх, сде­ лано достойно, с расчетом на разные зрительские вкусы. Главный же сти­ мул — провести хотя бы не хуже сле­ дующий сезон — 75-летия театра. Юбилей, одним словом, да по липец ­ ким меркам еще какой почтенный! Хотя, впрочем, подведение итогов за три четверти века, почивЕшие на лав ­ рах будут для театра лишь отправ­ ными позициями для дальнейшего движения, дальнейших достижений. На то он и театр в полном, объем­ ном, значимом смысле этого слова. _ На снимке: сцена из ш ек такд я «Диалоги 1914 года*. и ■ ■ Фото ^ ^^^ЗИЙА . - ш I ■ в о т ЕСЛИ БЫ ЕЩЕ И СВОЙ НОРМАЛЬНЫ Й З АЛ ... в у ют ном кабин е т е худож ес тв е нного руко ­ водит еля Л ип ецкой обл астной филармонии В , Ларькова масса афиш (что ес т ес тв е нно ) и . . . картин м ес тных художников. То ес ть руководи ­ т ел ь конц е ртной организации н е з амыка е тся только на музык е, на исполн е нии администра ­ тивных обязанност ей; ничто творч еское ему н е чуждо . Н о п р ежде чем поп асть на второй этаж к В . Ларькову, в здании так называ емого ку р ­ зала на п е рвом этаж е видишь пр едел ьно ого ­ л е нный, до з емл и вм ес то пола, собств ец но зал . С вопроса, когда ж е л иквидиру е тся этот этаж ­ ный контраст, и началась наша б есед а с Влади ­ миром Д еме нть е вич ем. — Филармония вселилась в курзал в шестьдесят во­ сьмом году, после того, как располагавшийся здесь драм- театр получил новое здание. С тех пор капитальный ре­ монт не производился, зал пришел в негодность. Так что наша филармония, единственная из ей подобных в Рос­ сии, не имеет своей концертной площадки. Отсюда — сложности с репетйциями, неритмичная работа со зри ­ телями, необходимость платить солидную аренду там, где выступают наши артисты и гастролеры. В настоящий момент, мне известно, готовится решение, что делать со зданием филармонии. К счастью, отсутствие своего функционирующего зала, с чем мы давно свыклись, не помешало нам неплохо, я считаю, провести сезон. Он прошел на уровне предыду­ щих. Одна из основных тут причин — за перестроечные и постперестроечные годы мы мало того, что не потеряли ни одного коллектива (печальная действительность мно­ гих филармоний), — мы приобрели новые. Я имею в виду ансамбль танца «Казаки России» и джазовых исполните­ лей. Последние появились у нас в нынешнем сезоне. — К то , п о -в аш ем у , о тли ч ил с я в нем? — Надо, наверно, начать с главной идеи — темы се ­ зона, связанной с юбилеем Победы. К нему мы тщатель­ но готовились, ему было посвящено большинство наших выступлений. Один лишь пример. В майские дни «Каза­ ки России» гастролировали по Испании и Португалии. А вернувшись, настояли на проведении благотворительного концерта для ветеранов войны и труда. И концерт про­ шел, как говорится, на ура. ■ В общем, хорошо поработали все. Если же поимен­ но, то народный артист России Анатолий Безденежный, которого осенью поздравили с двадцатипятилетием твор­ ческой деятельности, заслуженный артист России Вале­ рий Радченко, трио баянистов. Неутомимо концертиро­ вало эстрадное трио под руководством Владимира Си- лявкина. Высоко оцениваю работу двух наших лекториев — для учащихся младшего и старшего возрастов. — Н а с ко ль ко п о п а д а л и в сф е р у д е я т е л ь н о с ти ф и ­ л а р м о н и и р а й о ны об ла с ти ? — Настолько, насколько это было возможно. Высту­ пали мы по области много. Охотно выезжали на село наши ведущие артисты. Пусть только не обижаются на меня сельчане, если я скажу, что раньше с выездными концертами дело обстояло заметно проще. Раньше хва­ тало одного звонка в правление или профком колхоза — и нас уже с нетерпением ждали. Теперь этих структур нет, да и сельчанам, сами понимаете, не очень-то до ис ­ кусства. Кроме того, приезжаешь' — и какую-никакую аренду за помещение, а плати. Рынок, другие отноше­ ния, ничего не поделаешь. Тем не менее, то же трио ба­ янистов так часто выезжало в районы, что успело дать годовой минимум концертов. — П ора п о г о в о р и т ь и о г а с т р о л е р а х . Вы з н а е т е , я ч т о -т о д а в н е н ь ко не в ид ел аф иш по г о р о д у с и м е ­ нам и ф и л а р м о н и ч е с ки х и с п о л н и т е л е й . К р ом е , п о ­ ж а л у й , и з в е с т н ы х ч л е н о в ж ю р и к о н к у р с а и м е н и И г ум н о в а . . . — Нет, такие исполнители у нас выступали. Правда, не на открытых, «афишных» концертах, а в музыкальных школах. Чем известнее музыкант, вокалист, которого и нужно широко анонсировать, тем он дороже стоит, тем заведомее наши убытки. Мы'согласны и на убытки ради серьезной, подлинной музыки, мы зимой почти п о лн и ­ ли согласие Марии Гамбарян и Наума Штаркмана. Про­ сто так вышло, что конкурс имени Игумнова проводился без участия филармонии, и они радовали слушателей в рамках конкурсных мероприятий. Поэтому мы решили иначе — устроить с Гамбарян, Штаркманом, их ученика­ ми свой игумновский фестиваль. Официальный конкурс — раз в два года, а в паузе — наш. — В с п о м н й м , к с т а т и , п р о т р а д и ц и о н н ы й ф е с т и ­ валь « К ом п о зи т о ры Р о с с и и — лип ч анам » , п р и у р о ­ ч ен ны й на с е й р а з к о Д ню П о беды . Б е зу с л о в н о , т р а ­ д и ц и я з ам е ч а те ль на я . Но не н а кла д н о ли в е з т и на ф е с т и в а л ь б о л ьш о й о р к е с т р и з с т о л и цы ? Не т ли и н о г о вы хо да? — Если помните, среди коллективов, открывавших наш сезон, был и Липецкий муниципальный симфонический оркестр. Это отнюдь не случайно, не потому лишь, что он находится «под боком». Мое убеждение: ему самое место — в нашей филармонии. Поверьте, не тщеславие мною руководит. Приняв оркестр, я получу не славу, при­ бавится забот и головной боли. В общем, филармония и оркестр должны работать действительно бок о бок. И с целью тесной координации наших совместных акций, и с целью повышения его профессионализма. Ядумаю, «вос­ соединение» оркестра с филармонией реально. И тогда никакой столичный коллектив фестивалю композиторов России не потребуется. — К а к и е «виды» у ф и ла рм о ни и на с л е д ую щ и й с е ­ з о н ? — Предварительные соображения, разумеется, есть. Обязательно отметим двадцатилетие творческой деятель­ ности певицы Татьяны Хованцевой и трио баянистов. Пос­ ле Дней Липецкой области в Рязани нас пригласили на девятисотлетие города. Выступим лучшими силами, под­ готовим и специальную композицию о Есенине. Наш те ­ атрик двух актеров — Вера Мартынова и Анатолий Чече- лев — отправится в Петрозаводск на фестиваль камер­ ных театров. Джазмены — пианист Игорь Верещагин, певица Ольга Нагорнова, ансамбль — надеюсь, продол­ жат липецкий джазовый «ренессанс». От цикла лекций- концертов по школам до «сейшенов» с именитыми музы­ кантами. Намереваемся связаться с бывшим солистом нашей филармонии Альбертом Асадулиным, вступившим в Санкт-Петербургский джаз-клуб. О гастролерах ничего определенного сказать не могу. Вот смотрите — факс: в Липецк готов приехать в полном составе театр оперетты из города на Неве. Стоимость одного спектакля — минимальная по сегодняшним мер­ кам. Загвоздка — в «малом». Где. взять средства на до ­ рогу к нам и обратно, на проживание в гостинице для ста человек? И таких предложений в филармонию посту­ пает предостаточно. Смысл их предельно ,ясен: хотите, чтобы мы у вас выступили ,— заплатите, сколько требу­ ется. Ну, даст банк-спонсор несколько миллионов—тоже капля в море. Но пусть любители музыки, любители те ­ атра не теряют надежды — мы постараемся не разоча- рова|вать их и впредь. Сколь бы это высокопарно ни зву- чало — мы служим искусству, служим нашим зрителям. И с финансовыми, иными сложностями разберемся как- нибудь сами. Не без участия, очень надеемся, властей. я я М а тери а лы « С а лон а м уз -55» подготовлены Кои^ а нтинйЫ КЛЮТКИ НЫМ. ____ :

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz