Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
сезон закон|р,е11 —искусство бесконечно ГАИ с о о б щ а е т ТРАКТОРИСТ НЙЕХЙА Нй СПЯЩЕТО В ТРАВЕ СВЙРИ| ИКЙ На прошедшей неделе (7 — 14 июля) в области заре гистрировано 13 дорожно-транспортных происшествий. По гибло 3 человека и 15 получили травмы. В Добринском районе водитель колхоза им. Ленина Су ханов на автомашине ГАЗ-52 совершил наезд на гужевую повозку. Пострадали три человека, один из которых скон чался от полученной травмы. В Липецке на проспекте Победы в световую опору вре зались «Жигули» седьмой модели. Водитель погиб. 8 июля в селе Доброе произошло столкновение неуста новленного автомобиля и мотоцикла «Восход» под управ лением учащегося 11-го класса местной школы С. Лосева. В результате аварии сам он был госпитализирован с пере ломами, а его пассажирка 16-летняя девушка получила смертельную травму. В целом неделя отмечена большим количеством доро жно-транспортных происшествий с участием мототранспор та. Так, в селе Павловка Добринского района столкнулись мотоцикл «ИЖ-Планета» и автомобиль «Ауди». В Ельце 10 июля на улице Костенко мотоциклист в нетрезвом со стоянии сбил велосипедиста. Причем пытался скрыться, но был задержан. В Усмани в результате наезда пострадал на своем мопеде рабочий хладокомбината. В Липецке на улице Папина «Жигули» сбили мотоциклиста, а в селе Долгоруково опять же «не разъехались» «Ява» и «Моск- вич»-2141. Беспечность и невнимательность стали причиной ДТП в селе Верхняя Матренка Добринского района. Тракторист колхоза им. Фрунзе, управляя трактором Т-40, наехал на спавшего в траве колхозного сварщика. С черепно-мозго вой травмой пострадавший был госпитализирован. В. ПАРАХИН, ____________________ ■ инспектор УГАИ области. мотоциклистам явно не везло ... 1 9 ИЮ Л Я 1 9 9 5 г . № 1 3 8 ( 9 5 2 ) Л е то « БЕЛЫМ ВОРОНАМ» БЫЛО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО Заканчивается первая смена в загородном детском оз доровительном лагере «Радуга». Надолго запомнится она ребятам из отряда Юрия Николаевича Тарана, преподава теля ЛГПИ, кандидата педагогических наук, отчаянного заводилы. Ведь это необычный отряд. В нем собрались 40 школьников — юные интеллектуалы, победители област ных и районных олимпиад и конкурсов. Программу «Но вое поколение» разрабатывали для них лучшие препод аватели пединститута, а сама идея создания лагеря для особо одаренных ребят подана Эдуардом Наумовичем Вай нером. Теперь ребята признгпотся, что поначалу привыкать к новым условиям жизни было трудно. Ведь они, «чересчур благополучные», может быть, не так и общительны: все время обычно уходило на книги, творчество. Но кгпс, ока зывается, это здорово — найти в жизни «островок», где живут твои единомышленники. Каждый из ребят ведет личный дневник. Помимо это го, немало приходится писать в стенгазету. И не просто о «мероприятиях», а брать интервью у своих воспитателей, то есть кураторов-, как их здесь называют. Занятия ведут лучшие преподаватели и студенты ин ститута и школ: Николай Васильевич Климанов (он,зна комит девочек и мальццков с астрологией, йогой, приема ми дзюдо), Светлана Валерьевна Сирота (ведет практикум по словесности и истории), Наталия Варикова, Артем Ан тонов, Инесса Шуйкова, Яна Боровкова и другие. Каждый вечер у костра отряд выбирает человека дня, чем-то отличившегося. Его сажают в центр круга на «трон» (а это солидный пень) и воздают почести. Побывали на «троне» и Володя Шашков из Тербунов, и Маша Каллер из Ельца, и сам Юрий Николаевич Таран. Своей «избранности» ребята не чувствуют. Вспомина ют лишь тогда, когда слышат колкие реплики из соседне го отряда. На деле же доказывают насмешникам, что они не хуже их играют в футбол или соревнуются в беге. Идею лагеря для интеллектуалов педагоги продолжа ют развивать и совершенствовать. На следующий год пла нируют увеличить психолого-педагогический блок. Это поз волит лучше узнать природу такого явления, как «ода ренный ребенок». А. ТАМБОВСКАЯ. Последний рывок. Фото Н. ТКАЧЕНКО. — Сегодняшний вы п уск -^Салона»- — о б итогах заверш ающ егося т еат рально -концертного сезона . Главным его событием ст ало пра здновани е 50 -лет ия П обеды . Запомнилось и мно гое д р у го е . С езон , в общем , интересный, яркий . Д а , лю бы е вы сокот ворчески е замы слы упирали сь в их финансирование . О бош лось , впрочем , б е з прежних надры вов , б е з плача о тяжком положении к у л ьт у ры . П ош ум ели , попривыкли и продолжали т ерпеливо выпускат ь ■ спектакли , дават ь концерты , до говари ват ься с гаст ролерам и . И с к у с ст во — живет, р а д у ет , иначе и быть не может. Кт о знает , пройдет какой -то срок , и в к ул ьт урн ой жизни настанет -^потеплением. Д альш е ведь от ст упат ь незачем , обидно: уст ояли -т аки з а десят ь беспокойны х лет . Д о вст реч в новом сезоне! ■ — ----------------------------------------------------- .... ............. .............. _______________ ■ УВЛЕЧЕН ЬЯ НАКОРОТКЕ СО ЗРИТЕЛЕМ Конец сезона ;— его венец. Увен чанному главным призом недавнего Российского фестиваля в Вологде за «Василия Теркина» Липецкому ака демическому театру драмы имени Л .Н . Толстого, безусловно, следует считать очередной свой сезон удав шимся. Театр ни на йоту не сфаль шивил в «Теркине». Получился не формально-«датский» спектакль к 50- летию Победы, а негромкий, камер ного стиля оптимистический рекви ем, с редкостным соблюдением всех сценических пропорций. И по логи ке, и по существу верно то, что, раз театр выдержал испытание юбилее») Победы, он. оказался на высоте и в остальных случаях. «Случаи» же вы шли самыми разными; девизом сезо на впору считать название одного из спектаклей, хоть он и выпущен пол тора года назад, — «Пестрые расска зы». Жанровая палитра последних не скольких премьер действительно мно гоцветна. Комедия О. Данилова «Мы идем смотреть «Чапаева». Клоунада на темы Антоши Чехонте «В актерс кой компании». Новогодняя сказка «Секрет мудрого ворона». Трагифарс по «Последним» М. Горького. Спек такль-воспоминание о Чехове «Диа логи 1914 года» В. Лакшина. Траги комедия с элементами мелодрамы «Бабочка ... бабочка» А. Николаи . Сценическая версия озорных «Бре менских музыкантов» Г. Гладкова. Наконец, «Василий Теркин». Плюс восстановленная к Дням французской культуры комедия «Двери хлопают!» М. Фермо с новьц^и, в основном, ис полнителями. Судя по этой пестроте, театр целе направленно, намеренно стремился говорить со зрителем в диапазоне «ув- лечь-развлечь». Словно бы шла раз ведка: вот это явно будет интересно публике, а как ее суметь заинтересо вать вот этим? Разумеется, каждый сезон — «зрительский», и каждый спектакль Ставится отнюдь не для «внутреннего пользования». Но, как кажется, театр при подготовке выше перечисленных работ особо заботила зрительская проблема, и он попытал ся справиться с ней двояко. Во-первых, пошел по проверенно му комедийнолгу пути. Выходит, смех ряди смеха? Да нет. Сквозь смех вы рисовывались нешуточные «вечные» и современные треволнения 40-летних героев (пьеса О. Данилова). Искался острый, нестандартный, в условном, почти бурлескном ключе подход к тако»гу серьезномгу, главному для те атра автору, как Чехов. С^удоволь ствием, легкостью, изяществом разыг рывались элегантные семейные квип рокво, недоразумения М. Фермо. Затем еще одним негласным деви зом сезона оказалось «Лучше мень ше зрителей, да лучше». И в самом деле: регулярно заполнять 800-мест- ный зал для Липецка и его театра невозможно. Насильно, то есть орга низованно, культпоходами приобщать тех же школьников к драме — дале ко не лучший выход. И оптимальное решение было найдено. Три постанов ки игрались .рля немногочисленной публики, располагавшейся прямо на сцене. Номинально большая сцена пре вращалась в малую (каковой у театра нет) прямо предполагающую поиск, экспериментирование. Каждый из трех спектаклей отличался особой атмосфе рой, несхожими способами существо вания актеров накоротке с нами в еди ной, не разделенной рампой ко»шании. Персонажи и фантазии на темы Чехонте и «Диалогов» собираются вместе в непринужденной ресторанной обстановке, персонажи вспоминают, над ними витает тень Антона Павло вича... И — трудно найти спектакли, более не схожие между собой! Вот что такое театр, называемый иногда «гру бым» искусством. Действительность доказывает обратное: он — искусство пластичное, текучее, бесконечно мно говариантное. Нет, в чем в чем, а в монотонности, повторах, одностилье липецкую труппу трудно упрекнуть. Написав последнюю фразу, ловлю себя на мысли, что невольно вступаю в спор то ли с воображаемыми, то ли с реальными оппонентами, которые, скажем так, не слишком благосклон ны к сегодняшнему дню театра, к от дельным его новым спектаклям. От чего бы и не поспорить. Идет одно из первых Представлений трагифарса «Возможен трагический балаган». По сути, тоже возобновление — «Послед них» М. Горького десятилетней дав ности. За мной — шепоток явно иску шенных театралов со стажем: мол, в тех «Последних» играли актеры — о- го-го! — не чета нынешним. Память, однако, коварная штука. Смотреть на прошлое сквозь призмсу настоящего — значит почти неизбежно ностальгиро вать, вместо аргументов использовать зыбкие и понятные сантименты. Ко нечно, в сравнении легче распознать более истинное, верное. Только поче му же театралы за моей спиной не за дались очевиднейшим вопросом: зачем ставить сегодня «немодного» и где-то даже ско»пфометированного Горького? А затем, что у художественного руководителя театра Владимира Пг 1 хо- мова есть чутье, есть умение материа- лизовывать идеи, носящиеся, в возду хе. Буквально вслед за липецким Горь кий окг 1 зался нужен, важен несколь ким московским коллективам, ощу тившим, как и В. Пахомов, созвуч ность драматургии Горького нашему времени, непреходящую остроту его пьес. Не удержусь и приведу следую щий аналогичный пример. Около двух лет назад В. Пахомов выпустил «Та лантов и поклонников» А.Н. Остров ского, где парадоксально и убеждаю ще переакцентировал хрестоматийные отношения между тремя основными персонажами — актрисой Негиной, не любящей, по данной версии, студента Мелузова, но любящей искусство сце ны и оттого принимающей услуги куп- ца-мецената Великатова. На очередных Липецких театраль ных встречЕос столичные критики не придали этой новЕщии должного зна чения. Выходит, она ложна, непро дуктивна? Примерно через год ч и т е п о в еженедельнике «Культура» рецен зию на «Талантов и поклонников», поставленных молодым и талЕштли- вым Сергеем Арцыбашевым в Москов ском театре на Покровке. Читаю, что режиссер иначе, чем обычно, ориги нально, доказательно прочел пьесу — и удивляюсь: рецензия-то, за исклю чением отдельных нюансов, будто на спектакль В. Пахомова. Речь, разу меется, не о плагиате; речь, опять же, о идеях, витающих в воздухе, и о спо собности их улавливать, без чего те атр и его лидер никомгу по-настояще- »гу не интересны. Липецкий театр — «хозяйство» хорошо организовЕшное, продуман ное, работающее по четкому плану. Так что некоторым исключением в его практике явилась внеплановая, са мостоятельная работа трех артистов, и среди них дебютанки в режиссуре Светланы Лисовской — «Бабочка». Это — типично «актерский» спек такль, спектакль исполнительских подробностей, некоего по-актерски гурманского смЕжования ролей и эпи зодов. Странным образом «Бабочка» и соседствующие в репертуаре театра «Без вины виноватые» образуют ди логию (и тут, и там говорится о де тях, выросших без матерей, — опре деленное мелодраматическое изли шество для одной труппы). Наконец, мораль «Бабочки» — пренебрежение материнством есть зло, оно вызывает цепную реакцию и наказуемо — от дает дидактичностью. С другой сто роны, «Бабочка» на что-то концепту альное и не претендует. Такие доброт ные, обращенные к широкому зрите лю спектакли нужны. Театральное руководство — честь ему за это и хва ла — всячески поддержало инициа тиву артистов, которые продемон стрировали зрелость сценического мышления, мастерство, которые, на деюсь, подали хороший, заразитель ный пример своим коллегам. В общем, сезон у Липецкого теат ра имени Л.Н. Толстого получился очень живым, содержательным, на сыщенным. Как он начался на волне «ЗЕ1К0НН0Й гордости» по поводу при своения театру звания академическо го, так и заканчивается — с ощуще нием того, что сделЕшо практически все из намеченного и даже сверх, сде лано достойно, с расчетом на разные зрительские вкусы. Главный же сти мул — провести хотя бы не хуже сле дующий сезон — 75-летия театра. Юбилей, одним словом, да по липец ким меркам еще какой почтенный! Хотя, впрочем, подведение итогов за три четверти века, почивЕшие на лав рах будут для театра лишь отправ ными позициями для дальнейшего движения, дальнейших достижений. На то он и театр в полном, объем ном, значимом смысле этого слова. _ На снимке: сцена из ш ек такд я «Диалоги 1914 года*. и ■ ■ Фото ^ ^^^ЗИЙА . - ш I ■ в о т ЕСЛИ БЫ ЕЩЕ И СВОЙ НОРМАЛЬНЫ Й З АЛ ... в у ют ном кабин е т е худож ес тв е нного руко водит еля Л ип ецкой обл астной филармонии В , Ларькова масса афиш (что ес т ес тв е нно ) и . . . картин м ес тных художников. То ес ть руководи т ел ь конц е ртной организации н е з амыка е тся только на музык е, на исполн е нии администра тивных обязанност ей; ничто творч еское ему н е чуждо . Н о п р ежде чем поп асть на второй этаж к В . Ларькову, в здании так называ емого ку р зала на п е рвом этаж е видишь пр едел ьно ого л е нный, до з емл и вм ес то пола, собств ец но зал . С вопроса, когда ж е л иквидиру е тся этот этаж ный контраст, и началась наша б есед а с Влади миром Д еме нть е вич ем. — Филармония вселилась в курзал в шестьдесят во сьмом году, после того, как располагавшийся здесь драм- театр получил новое здание. С тех пор капитальный ре монт не производился, зал пришел в негодность. Так что наша филармония, единственная из ей подобных в Рос сии, не имеет своей концертной площадки. Отсюда — сложности с репетйциями, неритмичная работа со зри телями, необходимость платить солидную аренду там, где выступают наши артисты и гастролеры. В настоящий момент, мне известно, готовится решение, что делать со зданием филармонии. К счастью, отсутствие своего функционирующего зала, с чем мы давно свыклись, не помешало нам неплохо, я считаю, провести сезон. Он прошел на уровне предыду щих. Одна из основных тут причин — за перестроечные и постперестроечные годы мы мало того, что не потеряли ни одного коллектива (печальная действительность мно гих филармоний), — мы приобрели новые. Я имею в виду ансамбль танца «Казаки России» и джазовых исполните лей. Последние появились у нас в нынешнем сезоне. — К то , п о -в аш ем у , о тли ч ил с я в нем? — Надо, наверно, начать с главной идеи — темы се зона, связанной с юбилеем Победы. К нему мы тщатель но готовились, ему было посвящено большинство наших выступлений. Один лишь пример. В майские дни «Каза ки России» гастролировали по Испании и Португалии. А вернувшись, настояли на проведении благотворительного концерта для ветеранов войны и труда. И концерт про шел, как говорится, на ура. ■ В общем, хорошо поработали все. Если же поимен но, то народный артист России Анатолий Безденежный, которого осенью поздравили с двадцатипятилетием твор ческой деятельности, заслуженный артист России Вале рий Радченко, трио баянистов. Неутомимо концертиро вало эстрадное трио под руководством Владимира Си- лявкина. Высоко оцениваю работу двух наших лекториев — для учащихся младшего и старшего возрастов. — Н а с ко ль ко п о п а д а л и в сф е р у д е я т е л ь н о с ти ф и л а р м о н и и р а й о ны об ла с ти ? — Настолько, насколько это было возможно. Высту пали мы по области много. Охотно выезжали на село наши ведущие артисты. Пусть только не обижаются на меня сельчане, если я скажу, что раньше с выездными концертами дело обстояло заметно проще. Раньше хва тало одного звонка в правление или профком колхоза — и нас уже с нетерпением ждали. Теперь этих структур нет, да и сельчанам, сами понимаете, не очень-то до ис кусства. Кроме того, приезжаешь' — и какую-никакую аренду за помещение, а плати. Рынок, другие отноше ния, ничего не поделаешь. Тем не менее, то же трио ба янистов так часто выезжало в районы, что успело дать годовой минимум концертов. — П ора п о г о в о р и т ь и о г а с т р о л е р а х . Вы з н а е т е , я ч т о -т о д а в н е н ь ко не в ид ел аф иш по г о р о д у с и м е нам и ф и л а р м о н и ч е с ки х и с п о л н и т е л е й . К р ом е , п о ж а л у й , и з в е с т н ы х ч л е н о в ж ю р и к о н к у р с а и м е н и И г ум н о в а . . . — Нет, такие исполнители у нас выступали. Правда, не на открытых, «афишных» концертах, а в музыкальных школах. Чем известнее музыкант, вокалист, которого и нужно широко анонсировать, тем он дороже стоит, тем заведомее наши убытки. Мы'согласны и на убытки ради серьезной, подлинной музыки, мы зимой почти п о лн и ли согласие Марии Гамбарян и Наума Штаркмана. Про сто так вышло, что конкурс имени Игумнова проводился без участия филармонии, и они радовали слушателей в рамках конкурсных мероприятий. Поэтому мы решили иначе — устроить с Гамбарян, Штаркманом, их ученика ми свой игумновский фестиваль. Официальный конкурс — раз в два года, а в паузе — наш. — В с п о м н й м , к с т а т и , п р о т р а д и ц и о н н ы й ф е с т и валь « К ом п о зи т о ры Р о с с и и — лип ч анам » , п р и у р о ч ен ны й на с е й р а з к о Д ню П о беды . Б е зу с л о в н о , т р а д и ц и я з ам е ч а те ль на я . Но не н а кла д н о ли в е з т и на ф е с т и в а л ь б о л ьш о й о р к е с т р и з с т о л и цы ? Не т ли и н о г о вы хо да? — Если помните, среди коллективов, открывавших наш сезон, был и Липецкий муниципальный симфонический оркестр. Это отнюдь не случайно, не потому лишь, что он находится «под боком». Мое убеждение: ему самое место — в нашей филармонии. Поверьте, не тщеславие мною руководит. Приняв оркестр, я получу не славу, при бавится забот и головной боли. В общем, филармония и оркестр должны работать действительно бок о бок. И с целью тесной координации наших совместных акций, и с целью повышения его профессионализма. Ядумаю, «вос соединение» оркестра с филармонией реально. И тогда никакой столичный коллектив фестивалю композиторов России не потребуется. — К а к и е «виды» у ф и ла рм о ни и на с л е д ую щ и й с е з о н ? — Предварительные соображения, разумеется, есть. Обязательно отметим двадцатилетие творческой деятель ности певицы Татьяны Хованцевой и трио баянистов. Пос ле Дней Липецкой области в Рязани нас пригласили на девятисотлетие города. Выступим лучшими силами, под готовим и специальную композицию о Есенине. Наш те атрик двух актеров — Вера Мартынова и Анатолий Чече- лев — отправится в Петрозаводск на фестиваль камер ных театров. Джазмены — пианист Игорь Верещагин, певица Ольга Нагорнова, ансамбль — надеюсь, продол жат липецкий джазовый «ренессанс». От цикла лекций- концертов по школам до «сейшенов» с именитыми музы кантами. Намереваемся связаться с бывшим солистом нашей филармонии Альбертом Асадулиным, вступившим в Санкт-Петербургский джаз-клуб. О гастролерах ничего определенного сказать не могу. Вот смотрите — факс: в Липецк готов приехать в полном составе театр оперетты из города на Неве. Стоимость одного спектакля — минимальная по сегодняшним мер кам. Загвоздка — в «малом». Где. взять средства на до рогу к нам и обратно, на проживание в гостинице для ста человек? И таких предложений в филармонию посту пает предостаточно. Смысл их предельно ,ясен: хотите, чтобы мы у вас выступили ,— заплатите, сколько требу ется. Ну, даст банк-спонсор несколько миллионов—тоже капля в море. Но пусть любители музыки, любители те атра не теряют надежды — мы постараемся не разоча- рова|вать их и впредь. Сколь бы это высокопарно ни зву- чало — мы служим искусству, служим нашим зрителям. И с финансовыми, иными сложностями разберемся как- нибудь сами. Не без участия, очень надеемся, властей. я я М а тери а лы « С а лон а м уз -55» подготовлены Кои^ а нтинйЫ КЛЮТКИ НЫМ. ____ :
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz