Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

1 5 и ю л я 1 9 9 5 г . ОБВ ЗРЕНЕ с п е ц и а л ь н ы й в ы п у с к № 1 3 6 ( 9 5 0 ) в 1994 год у 8 области только через мага- зи н ы продано 306 тысяч декалитров водки, 8 0 тысяч декалитров вина, 279 тысяч д ека ­ литров пива (значительная часть спиртного, реализованная коммерческими киосками, не учтена). В п р ош л ом го д у ж и те л ям се л ьск о й м е с ­ тн о сти в си сте м е п отр е б к о о п е р а ц и и п р о д а ­ н о в о д к и н а 3 1 % б о л ьш е , ч е м в 1 9 9 3 го д у . В се го ч е р е з то р го вы е о р г а н и з а ц и и о б л а сти з а г о д р е а л и з о в а н о л и к е р о - во д о ч н ы х и з д е ­ л и й н а с у м м у 1 0 1 , 4 м л р д , р у б л е й . В 1993 год у на каждого жителя области (включая детей и женщин) пришлось 10,44 литра шщ ки, (данные за прошлый г о д пока отсутствуют). Тем не менее по сравнению с большинством соседних регионов у нас по ­ ложение благополучнее, если учесть, что в Курской области, например, этотпоказатель составил 19 литров на душу населения. З а п е р вы х ш е сть м е ся ц е в 1 9 9 4 го д а в о б ­ л а сти со в е рш е н о 8 3 4 7 п р е ст у п л е н и й , и з них 1 6 9 5 — в со сто я н и и оп ьян ен и я . З а п е р вы е ш е сть м е ся ц е в 1 9 9 5 го д а и з 8 6 4 6 з а р е ги стр и р о в а н н ы х п р е ст у п л е н и й п од д е й ств и е м сп и ртн о го со в е рш е н о 1 8 3 6 п р е ­ ст у п л е н и й . шш МДРД 8 0 Н БЕЗ ПОБЕДДТЕДЕД Нешуточная это тема для разговора: алкоголь был, остается и, наверное, еще долго будет оставаться пос­ тоянным спутником человеческой жизни, ее взлетов и падений, вдохновений и разочарований, триумфов и трагедий. Бессчетно клейменное, это зло тем не менее успеш­ но сосуществует с человеком, манит, притягивает сво ­ им разнообразием, красочностью этикеток, запахом, вкусом, градусами. Странное все-таки у нас общество — ведь нигде и ничего нельзя прочитать или услышать о пользе алкоголя. Официальные мораль и право кри- ти кукк пьянство и пьяниц. Но при этом подавляющее большинство населения более или менее регулярно употребляет спиртное и делает это с удовольствием, затрачивая на его покупку немалые средства, незави­ симо от толщины кошелька. Лицемерие, фарисейство, анекдотические приемы и методы борьбы с пьянством превратили алкоголь в своеобразное тайное божест­ во, в которое свято, от души верят, но публично отре­ каются. что вдруг антиалкогольная Но давайте помечтаем, пропаганда стала умней, доходчивей, а главное — честней, и люди поэтому меньше и реже пьют, больше читают, пишут, думают, качают мускулы, О Боже! Дефицитный гос ­ бюджет треснул по швам, правительство в полном составе подало в отстав­ ку. «Новые русские» разо­ рились и с чадами и до ­ мочадцами вместо Кипра отправились сажать кар­ тошку, просветлевшие мозги трудового народа наконец-то восприняли всесильные и верные те ­ ории, не затуманенное опиумом сознание стало лихорадочно соображать, кто виноват и что делать. Презентации ассоциаций отменили, прозревшие и протрезвевшие чиновни­ ки разом перешли на жи ­ вую, мертвую и дистилли­ рованную воду, а напиток «Байкал» полностью вы­ теснил с мирового рынка «Пепси-колу». Вам смеш­ но? Мне тоже . Какой смысл предаваться утопи­ ям? Пока что схема «То­ вар—д ен ь ги—товар» в сфере производства и торговли спиртным вер­ шит свое черное дело, ум­ ножая число погибших, искалеченных, жаждущих и страждущих, убийц и их жертв. Но если нельзя отказаться от спиртного, можно ли жить с ним, и если — да, то как этому научиться? И нужно ли учиться выживанию среди бескрайнего моря водки на \П'лом плоту, именуемом личностью? Можно 1 ^ нужно, если только осознать себя этой личностью, а не одним из гвоздей, загнанных вкривь и вкось пьяным плотником в забор, ограждающий государство, крими­ нальное по своей сути, то есть по способу производст­ ва и присвоения. Ну и что же, что какой-то из гвоздей согнулся и сломался или заржавел от тоски? Вон их сколько, выдергивай клещами, выбрасывай, забивай новые. На век плотников гвоздей хватит, авось забор выстоит. Будь более достоинства, гордости в нас и будь боль­ ше спроса у общества на эти качества — на честность, трудолюбие, бескорыстие, милосердие, — стали бы ежедневно затуманиваться уникальные мозги, требо ­ валось ли бы столько злого опиума израненной, обол- БУДЕМ БОЛЬШЕ ПИТЬ, ЧТОБЫ МЕОЬШЕ ДУМАТЬ? ТРЕЗВЫЙ НАРОД ТРЕЗВО МЫСЛИТ, ТРЕЗВО РЕШАЕТ, ТРЕЗВО ГОЛОСУЕТ. НУЖ ЕН ЛИ ТАК ОЙ НАРОД ТЕМ, КТО СЕГОДНЯ У ВЛАСТИ? П омн ится , еще б у лг ак овск ий Вол а нд говорил , что непьющие м уж ч ины ем у подозрительны, ибо т ак ие лю ди либо тяж ко больны, либо т ай но нен а ­ в идяток р уж ающ их. Есл и следов а ть этой мысли и логическ и р а зв ить ее , то пол уч ится, что под ав ляю ­ щее большинство н а род а сегодн я аб солютно зд о ­ рово и испытыв а етгоряч ую лю бовь к человечест­ в у. П оск ольк у ник огд а еще н а род н аш не пил т ак , 1 ШК п ьетнынче. Утешительные сентенции тип а « На Ру си все гд а процвет а ло пьянство» или « Р у сск ий н а род пьетиспок он веков» неск ольк о греш а тп ро ­ тив истины. Д ост а точн о з аг лян у ть в к ниг у И . П ры- ж ов а « История к абак ов в России» , н а пис а нн ую в прош лом век е , чтобы н ай ти в ней док а за тельств а обр а тного. « Пьянств а в домоск овск ои Р у си не было, — чит а ем мы, — не было его к ак порок а , р а зъ е д а ­ ющ его н а родный орг а н и зм . Питье сост ав ляло ве ­ сел ье , у довольстви е , к ак э то и видно и з слов, вло ­ ж енных Д ревн ер у сск им гр а мотник ом в у ст а Вл а ди ­ мир а : « Р у си есть веселье пити , не мож ем бе з того быти» . . . . На питк и , подк репляя силы человек а и у б и р а я ок оло се бя лю дей , ок аз ыв а ли , по слов а м Вер а , с а м ое бл аг одетельное влияние н а ф изиче- с к ую и д ух овн ую природ у ч еловек а . « Д а и не толь­ к о в д ом оск овск ой Р у си , но и позж е, в к онце ХУШ век а , пьянство не предст ав ляло собой уг розы для н а ции , поск ольк у к оличество выпив а емого было н е ­ сои зм ери м о меньш е , неж ели сегодн я . По сви д е ­ тельств у и сследов а теля тех л етШ аф онск ого, « про­ стои н ^ о д у потребляетвино с м а лолетств а , но в вине предпол ага ется обр а з др уж еск ого их обхож ­ ден и я и уг ощения, а не единственно непомерного пьян ств а . П оловин у пр а з дни чного д н я п роси д ят пятеро человек , пьючи меж д у тем полосьм ух и вин а. О ни пьютмедленно и м а лыми м ер а ми и больше р азг ов а рив аю т» . Причем, з а м етьте , пили в то время преим ущ ес­ твенно вин а, меды, бр агу, а уж ник ак не водк у и спирт«По уа 1» . Сегодня у меня порой возник а етхс у т- к ое ощ ущ ение , что среди сильной половины н аш ей пьютпр ак тическ и все , з а редк им ( а потом у и н е ­ норм а льным) иск лю чением. Сегодня пол уча ется , что тяж ко болен тот, кто не пьет. И он ж е «не ува ­ ж а ет» ближ него, не ж ел а я р а з делить с ним пол- литр у. Пью т с четырьмя к л а сс а ми обр аз ов а ния и имеющие з а плеч а ми неск ольк о высших . Пьютбе з ­ д а ри и т а л а нты. Пьют в городе и д е ревн е . И не п росто пьют, а спив аю тся с уж а с ающ ей быстро ­ той . П очем у? П ри все й ви димой гл у пости этого вопрос а д авай те все ж е попыт а емся его з а д а ть. Как видите, выявить какую- либо закономерность в причи­ нах, побуждающих пить, невоз­ можно. Их, этих причин, мож­ но было бы привести еще ты ­ сячи. Но я думаю, что во всех них было бы нечто объединя­ ющее: это неудовлетворен ­ ность. Собой, обществом и своим местом в нем. И как же тут не прийти к самому баналь­ ному выводу: лечить надо не пьяниц, а об^щество? За минувший год в нашей области от отравления алкого­ лем умер 731 человек. И при ­ чина отравления не столько в качестве выпитого, сколько в его количестве. Среди всех трупов, зарегистрированных в минувшем году в областном бюро судмедэкспертизы, каж­ дый пятый — труп погибшего от алкоголя. Абсолютное их число в два раза больше, чем погибших при автокатастрофа< (в минувшем году в авариях погиб 321 человек) Неуклон- ганной и униженной душе, чтобы в самой себе свести концы с концами, чтобы решить вопрос «быть или не быть?» в пользу быть. В нашей стране уровень пьянства напрямую связан с уровнем напряжения в обществе. Вот и сейчас: не­ удачливые пьют с горя, от злой жены, малой зарплаты, словом, от мертвого штиля, обезобразившего полные паруса. Удачливые, хапнувшие попутного ветра и глис­ сирующие на волнах смуты, прислушиваются к шуму прибоя и крикам чаек и заливают от страха глаза — а не появится ли буревестник? Те, у кого осталась со ­ весть, уязвлены своим бессилием: выпил, поговорил с людьми — вроде бы полегчало, завтра опять тяжело, опять надо... Те, кому совесть удалось придушить, бло­ кируют алкоголем жалость^ сочувствие, стыд, оставляя непомерный эгоизм, тщеблавие, жестокость. И те, и другие в этом спиртном марафоне теряют главное — веру, надежду, любовь. Все меньше думают о детях. Одни откупаются от них «Сникерсом» с получки, другие — престижной шоколадкой, автомобилем. А впереди? в расколотом обществе, лишенном общегосудар­ ственной идеи созидания, коллективизма, взаимопо­ мощи и уважения к личности, потребность в опиуме все время возрастает. Постоянное предчувствие беды ста­ ло реальностью. У кого первого «поедет крыша»? У тех или у других? Сколько еще можно увеличивать дозы? До какого предела? И над всем этим уже нелечебным и нетрудовым профилакторием завис двуглавый орел — символ «возрождающегося» государства, плюющего на уроки истории, признающего одно лекарство от всех болезней — водку. Дорогой соотечественник! Не знаю, кто ты — това­ рищ или господин, но и тот, и другой достойны мило­ сердия. Я не призываю тебя бросить пить, тем более за сутки выработать рвотный рефлекс на алкоголь и все остальное, включая и саму жизнь. Просто прежде чем принимать решение пить или не пить, прикинь все «за» и «против». Ты имеешь право решать сам, самому выбирать — казниться или находить себе оправдание. Но всякий раз подума№ 1 : хочется ли тебе быть тем ржа­ вым гвоздем, по которому стучрт пьяные плотники, ук ­ репляя прогнивший забор? И е1це — никогда не пей на работе. Ю. ЦЫГАНОВ, в о е нно служ ащ и й . «БРОШУ ПИТЬ - ОСТАНУСЬ ОДИН...» г. , инженер, 45 лет. — Что самое тяжелое, когда бросаешь пить? Одиночество. Я это на собственной ш куре испытал. Понимаешь, в те периоды, ко гда я не пью , я будто в вакууме — ни др узей , ни компании . П усто ... А ка к выйдешь из «завязки», ну чисто они нюхом чуют: та к и бегут со всех сторон . Даже смешно , ей -Бо гу . Нет, ну и ф изически , конечно, тяжело , но это недели три : злой , нервный, на всех бросаешься . Но это все перетерпеть можно, если цель поставил. Главное — психоло гически трудно . Нет-нет да и ста ­ нет обидно: почему вот он пить может, а мне не дано?! Мне врач мой сказал : «Значит, ты до сих пор себя выше водки поставить не можешь, значит, ты ей подчинен». Наверное — так оно и есть. Я уже несколько раз кодировался . В принципе , мне все равно, что там мне вкалывают —хоть воду дистиллированную . Это ведь я для себя точ ку ставлю , чисто психоло гически . Но ни разу на все сто не помо гло . Я ко гда пить бросал — сра зу начинал за своих друзей бороться . Они тоже бросали , кодировались . Ну, и что? Все равно все, в конце концов , сорвались . Но ведь согласись : за рубежом часть выручки от продажи спир тно го идет на всякие реабилитационные центры. Там це ­ лые коммуны есть , где живут и работают алко голики , решив ­ шие броЬить пить. Так они там др у г друга поддерхсивают и об ­ щаются на равных. У них одна цель. А что у нас получается? Если ты в компании рюм ку в руки не берешь, то сразу шепоток: «Он хроник , в завязке , ему нельзя...» И смотрят на тебя, ка к на ди ковину в зоопар ке . Плюнешь, да ка к врежешь! А это — конец. Буквально с одной рюмки . Я думаю , просто есть люди , которым вообще пить от приро- ,ы нельзя, генетически , что ли . . . Мне, наверное, нельзя было. ^ о ведь начиналось все с ерунды : с молодой веселой компании . С радостной нормальной жи зни . Так и на работе это тогда не отражалось, и на творчестве, и на здоровье. Я в молодости 1 ^ о с - сы бегал запросто , а теперь порой шесть метров до ванной д о ­ ползти не мо гу . Здоровье -то и напугало. Просто в один «пре- ■фасный» день стало страшно — сдохнешь ни за что ни про что. Да и в наркодиспансере всяко го понасмотрелся : во что превра ­ щаются умные, талантливые люди . Что такое «белая горячка», ко гда человеку видится одно и то же : ка к на его глазах машина сбивает маленького мальчика, а он ничего сделать не может. Вот ты спрашиваешь, зачем я пью? Я и сам себе этот вопрос задавал, а ответить не смо г . Я счастлив в семье. Я на своем месте 'на работе. Неужто ты думаешь, я за детей не пережи ­ ваю? А уж ка к напьешься, та к всем ходишь плачешься: «Что ж я, подонок, делаю !» Да и то сказать — дети утром в кровать зале ­ зут : «Папа, ведь ты больше не будешь , ну дай нам слово!» И самое главное , знаешь, в чем? В том , что я искренне и больше всего на свете хочу бросить пить. Но самому с этим не спра ­ виться, это неизлечимо . Пока есть ка кие -то средства , знахари , экстрасенсы , нарколо ги — буду обращаться . Наверное, я сла ­ бовольный человек. Возможно , ты права — надо сменить кру г общения , компанию , д р у зе й . .. Но ле гко ли это в мои 40 с хвос ­ том? А без водки я останусь без д р у зей . .. М\ й! «НЕТ МУЗЫКИ, А ВОДКА ЕСТЬ ВСЕГДА...» М ., р аб очий, ф а н а трок -м уз ыки, 32 год а. — В о т с к а ж и , я а л к о г о л и к и л и не т? С е го дня у т р о м мне п е р е д а л и п р е з е н т о т р о д с т в е н н и к а — б у ты л к у б анано вой в о д к и . Я г о р д о о т к а з а л с я , п о т о м у к а к р еш и л не п и ть . П р а ­ виль но , а л к о г о л и к о т ка з а т ь с я бы не с м о г — на т о он и б о л ь ­ ной ч е л о в е к , с в о и м и п о с т у п ка м и р у к о в о д и т ь не с п о с о б е н . Но ч е р е з п а р у ч асо в я в с тр е т и л д р у г а , с к о т о р ы м з а п р и я т ­ ной б е с е д о й мы на д в о й х вы п и л и б у ты л к у обы ч н ой е л е ц ­ к о й в о д к и и т р е х л и т р о в ую б а н к у пи в а . Т а к ч то в се э т и я р ­ л ы к и ни о ч ем не го во р я т . Я з н а ю , п о ч ем у я п ью . Я з н а ю , п о ч ем у я б у д у пи ть , если т о л ь к о . . . не п р о и з о й д е т ч уд о . Но в наш е й с т р а н е д у р а к о в П оле ч уд е с е с т ь т о л ь к о по т е л е к у . И т о н е д ля в се х . Если ты п о см о т р иш ь в м ою т р у д о в ую к н и ж к у , т о п о й ­ м еш ь : я -р а б о т я г а . И ведь в го л о в у н и к о м у не п р и д е т , ч то ~~'ша моя в сю ж и з н ь ж и л а и с е й ч а с ж и в е т т о л ь к о м у зы ко й . 1узыка д ля меня — э т о в с е . П равда , у вле ч ен и я у м еня с п е ­ ц иф и ч е с ки е — р о к - г р у п п ы м о е й м о л о д о с т и , в о с н о в н ом — з а п а д н ы е . Я и с ам и г р а л н ем а л о . М ож е т , м н е и ра б о та ть - т о н а д о бы ло м у зы ка н т о м , т о л ь к о в э т о м случ ае я м о г бы бы ть с ч а с тл и в . Но ж и з н ь - т о к а к р а с п о р я д и ла с ь ? К ом у с е ­ го д н я э т и м о и к ум и ры н уж ны ? К ом у н уж на ж и в а я м у зы ка ? В п а р к а х на д и с к о т е к а х — «фанера», на к о н ц м т а х — и то з а ч а с т ую она ж е . Ну пы тал ся я с о з д а т ь а н с ам б ль , пр авда , д а в н о э т о бы ло . Научил ч е м у -т о ре б я т , но с а м - т о не вы ­ р о с . А с а м о е с т р аш н о е — э т о к о г д а о с та н а вл и ва е т с я ро с т . А ещ е с т р аш ны — п у с т о т а и н е п о н им а н и е . С е го дня д р у г о е п о ко л е н и е п р иш л о , с о с в о и м и к ум и р а м и . То , ч то б л и з к о и д о р о г о м не , — им н е п о н я т н о и ч у ж д о . Н а верное , э т о н о р ­ м а льн о , см е н а п о ко л е н и й . Но м н е -т о о т э т о г о не л е г ч е . А боль — ее г л уш и т ь н ад о . П рич ем в н аш е врем я с ам ы й д е ­ ш е вы й и д о с т у п н ы й гл уш и т е л ь — э т о в о д к а . Д а не т , я не ищ у о п р а вд а н и я с о б с т в е н н о м у п ь я н с тву . П р о с т о я т р е з в о (не см е й с я — им е н н о т р е з в о ) о с о з н а ю : у меня не т лю б и ­ м о й р а б о ты . У меня н е т лю б и м о г о у в ле ч ен и я . У меня не т р я д о м лю д е й , к о т о р ы е бы м е ня п о н им а л и и п о д д е р ж и в а ­ л и . Б олее т о г о — у меня н е т д е н е г , ч тобы к у п и т ь н е о б х о д и ­ мы е и н с тр ум е н ты и п о пы та ть с я Ч то -то сд е ла ть . Сем ья? А я з а п о с л е д н е е в р ем я руб ля не п р о п и л — д р у з ь я у г ощ а ю т . Д а не т , я н е с ч и т аю , ч то о д а р е н ны е лю д и в с е г д а вынухсдены пи ть . Е сли ч е л о в е к талан тли в , он с о ­ з д а с т ш е д е в р и б е з б у ты л ки . П о н им аеш ь — я с е г о д н я себ я к а к и м - т о м а м о н то м ощ у ­ щ аю , б у д т о у ж е п о р а вы м и р а т ь . М о л о д ы е не п о н им аю т м е н я , я — не п о н им аю и х . Х о тя м н е -т о в р о д е т о ж е в с т а р и ­ к и з а п и сы в а т ь с я р а н о в а то . А ч то ты мн е м о ж еш ь п р е д л о ­ ж и т ь в м е с то в о д к и ? К а к о й вы хо д ? Найди с п о н с о р о в , ч т о ­ бы к у п и т ь н е о б х о д и м ую а п п а р а т у р у , т о г д а я б р ош у пи ть и з а й м у с ь т в о р ч е с тв ом . « ЗАЧЕМ БЫТЬ ТРЕЗВЫМ , ЕСЛИ НЕ ЛЕТАЕШЬ?» л., летчик, 43 г од а. — Вот вы го вори те , что военные пьют , и в особенности — летч и ки . А знаете , к а к все это начинается? Сначала с о твра ­ щением и по чуть-чуть в кур сан т с ком увольнении . В ч астнос ­ ти , для преодоления робости в общ ении с де вуш ками и для поднятия в собственны х глазах . Потом, ко гда с вожделенны ­ ми по гонами появились ка ки е -н и ка ки е деньжата , — холостяц ­ кая компания , и гра в гусары . Но это все мелочи . А вот ко гда ты с молодой женой и маленьким ребенком оказы ваеш ься в во ­ енном город ке , заброшенный в ка кую -нибудь глушь , то неожи ­ данно при ходиш ь к том у , что спир тное — это вообщ е ед и н ­ стве н на я в о эм ож н о с т ь сня ть н а п р яж ен и е , ней тра ли эова ть с тре с с , да и просто — поразвлеч ься . В зы скания , награды , п е ­ ремещ ения по службе (хорош о , если вверх ), смерть др узей , рождение де тей , свадьбыф а зводы — все это проходи т в воен ­ ны х гарни зонах на фоне обильны х возлияний . Д а разве толь ко о веселы х пир уш ка х речь? Д аж е арм ей ­ с кое бла гоустройство базировалось на «хшдком долларе», к о г ­ да за литры , кани стры , боч ки спир та добы вались в соседни х ор гани зация х стройматериалы и мно гое д ругое . Тут ещ е надо учесть , что в «МиГ -25» на один полет 35 0 литров вод ки и 60 литров спир та заливается , а ра сход уе тся -то полностью д а ле ­ ко не в с е гд а . . . Причем «сухой закон» лиш ь усу губил ра зложение в армии . Началась «охота за пьяными ведьмами» , а по с ко ль ку у по тр еб ­ ляли все, то появилась возможность свести счеты с неугодны ­ ми и запу гать остальных . Одновременно началось невиданное до селе разворовы вание запасов технич еско го Спирта и д р у ­ ги х специальных жид ко с те й . Ну, ладно , повернули опять наши кормчие на 180. Теперь у кажд о го военного городка десятки кио с ко в , в к о тш ы х в любое время дня и ночи можно купи ть вод ку по цене 20 0 граммов колбасы . Пьют не стесняясь , беря пример с вы со ко го началь ­ ства . Вот вы опять : почему да по ч ем у ... От безы сходности . На глазах разворовы вается имущ ество , оскверняю тся воинские мо гилы . Режут на ку с ки самолеты , которые берегли , холили своими руками . Увольняют, превращая в ночных сторожей , лет ­ чиков мирово го стандарта , вы гоняю т и з обжиты х город ков , с трудом заработанны х квартир в чисто поле , в аэродромные кап тер ки , в чужие у глы , где даже гвоздь вбить нельзя и где , опять ж е , царствует и торжествует все та ж е водка. _ --------------... --------- ------------------------- если «за- п —., ■— рефррь------------ ------- --------- ----------------- . тина обратная : 200 кило граммов и 100 кило граммов . Но кле т ­ ки мо з га умираю т , к а к и звестно , о т водки , а мышцы — от не ­ д о с т а т ка бел ков . А уж ком у это вы годно? Д од умы вай те сь с ам и . . . И ещ е — ко гд а люди, летали , процесс это т был все- та ки управляем : ком у охота гробонуться с похмелья? Когда нет работы , нет д и сциплины , пьянку уже не остановить . А з а ­ чем ему быть тре звым , если он не летает? но растет число суицидов, ко ­ торые чаще совершаются в со ­ стоянии опьянения. Жуткие цифры. Но стоит ли им удивляться? Вице-премьер О. Сосковец официально за5)вил, что ны­ нешние 5 тысяч — это рубль 80-х. Но когда, С|фжите, в за ­ стойные годы водка стоила рубль? Когда она была так до ­ ступна, как сегодня? И когда еще был такой богатый ассор­ тимент спиртного, как нынче в магазинах и ларьках? Кто объ­ яснит мне, почему наше пра­ вительство в условиях глубо­ чайшего экономического кри ­ зиса упорно не поднимает цен на водку, хотя это могло бы принести значительные прибы­ ли государству? Впрочем, что любопытно: как заметил один из моих собеседников, раньше закуска стоила копейки, а те ­ перь приходится выбирать: то ли выпить, то ли закусить. «Вот мы и выбираем: один день под­ даем, на другой день закусы­ ваем...» Итак, за килограмм колба­ сы можно купить 4 бутылки водки. И это на фоне колос ­ сального количества проблем, которые невозможно решить. На фоне невероятного соци ­ ального расслоения. Так на фиг нужна колбаса, если можно вы­ пить бутылку и забыться? Се­ годня говорят уже так: нет не­ решаемых проблем —- есть мало водки. И это довольно серьезный и страшный симп ­ том: будучи не в состоянии ре­ шить проблему (а что сдела­ ешь, если решать ее надо на уровне государства? Тут хоть расшибись...), человек предпо­ читает просто уйти от нее. И тут ему — нате, пожалуйста: на любом углу и по цене, доступ ­ ной при любой зарплате. Да и то правда: раньше он мог не пить, не курить, но лет через пять набрать на машину. А се ­ годня что? А сегодня у него есть только сегодня, посколь ­ ку про завтра ему и подумать страшно. По большому счету пьянство сейчас стало индиви­ дуальным способом решения всех проблем. Впрочем, мне могут возра­ зить: пьют и те, у кого проблем немного, кто вполне преуспел. И это замечание справедливо. У меня есть знакомый —умни­ ца, прекрасный семьянин, сде­ лавший карьеру и живущий вполне благополучно. Но и он сегодня говорит: «По себе за ­ мечаю —за последний год пить стал намного больше. А чего ты хочешь: чтобы семья жила нормально, вкалываю на че­ тырех работах, как негр. Так если я вечером водки не вы­ пью — бесполезно, не рас­ слаблюсь». Ну а где, интерес­ но, у нас можно расслабить­ ся? Ресторан — не всем по карману и по вкусу. А ведь это нынче единственная «увесе­ лительная точка». В провин­ циальных городах индустрия развлечений практически от ­ сутствует, да ею никто и не занимается. У нас предпо ­ чтут поставить еще десяток пивных ларьков, вместо того „чтобы организовать одно се ­ мейное кафе. И опять-таки, это никого не волнует на го ­ сударственном уровне. Но что мы все: пьянство да пьянство... А кто сказал, что это плохо? Если судить по отношению к нему в целом в стране и в обществе, так оно очень даже поощряется и приветствуется. Ведь если бы явление признавалось пагуб­ ным, то с ним бы боролись, правильно? Да нет, я не за то, чтобы опять вырубать ви­ ноградники и провоцировать дикие очереди за водкой. Но, помилуйте, зачем понадоби­ лось вновь понавтыкать пив­ ных ларьков под самым бо­ ком у школ и детских сади­ ков? Чтобы опять папаши сто­ яли с детками у пивнухи и ма­ терились так, что за три вер­ сты слышно? Это что, специ ­ ально в целях соответствую­ щего воспитания? А случа­ лось ли вам сегодня заме ­ тить, чтобы милиционер по ­ дошел на улице к пьяному, лежащему под 1 ^стом? Да на днях трое вдребезги пьяных солдат матерились, по 1 «пая водку в ларьке, так, что было слышно на весь квартал, и уж конечно — на проходной во­ енного городка, расположен­ ной ровнехонько напротив метрах в 15-20... И что же? Да все отлично. Затарились и поползли дальше. Букваль­ но на глазах у тех, кто охра­ няет проходные. Да какое же это социальное зло, если у нас сегодня не существует принудительного лечения? ЛТП закрыты, в наркодиспан­ сер — по добровольному со ­ гласию. Как говорится, пей­ те, братцы, на здоровье. Бытует и такое мнение: при желании причины для пьянства может найти любой. Просто существует генети ­ ческая предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголи­ ком. То есть кому-то дано пить и не спиться, а кому-то не дано. Но ведь то, что про ­ исходит в стране сегодня, не­ вероятными темпами укреп ­ ляет генетическое пьянство. Здоровье людей нынче ос ­ лаблено и неблагополучной экологией, и неполноценным питанием, и невозможностью покупать лекарства по диким ценам. На этом фоне «спива- ние» происходит гораздо быстрее и необратимее. То, на что раньше «уходили по ­ коления», сегодня происхо ­ дит за пару десятилетий. А это — новые поколения детей с задержкой психического развития, уродов с врожден­ ными пороками или просто — наследственных алкоголиков. Пару лет назад главный на­ рколог области М. Коростин назвал мне страшную цифру: когда 30 процентов нации ал- коголизировано, то дальше вы можете принимать любые меры — вводить «сухой за ­ кон», поголовно становиться трезвенниками, но все уже будет бесполезно. Процесс уже становится необратимым и такая нация обречена на деградацию и вымирание. У нас, как выяснилось, алкого- лизировано уже около 27 про­ центов. Так что остался пус­ тяк. Но давайте на минуту представим , что цена на спиртное стала бы «кусаться», в стране бы повелись целе­ направленная пропаганда трезво го образа жизни и борьба с таким явлением, как пьянство. Что бы произошло? Что бы увидели тогда на утро миллионы людей, проснув ­ шись абсолютно трезвыми, без больной головы и с хо ­ рошо работающими мозга ­ ми? А увидев, что бы стали предпринимать? Так ведь это страшное дело—трезвый на­ род. Он ведь и на выборы по­ головно пойдет, и голосовать станет не по подсказке «да, да, нет, да», а именно так, как думает. И вот это самое страшное—он начнет думать'. Так что пусть уж он лучше поет: «Если б море было во­ дкой, я бы стал подводной лодкой...»Пусть ляжет на дно и не копошится. Елена БРЕДИС , о б о з р е в а т е л ь «ЛГ». На ф оторепрод ук ции — офорт«Сон р азу м а рож д а ­ етч у довищ» Ф . Гоии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz