Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
6 июля 1995 г. N9 129 (943) ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (Око нчание. Начало на 5-й стр.) 5. Глава муниципального образования и другие выбор ные должностные лица местного самоуправления в соответ ствии с уставом муниципального образования подотчетны представительному органу местного самоуправления и насе лению. Статья 17. Другие органы и должностные лица местного самоуправления 1. В уставе муниципального образования помимо пред ставительных органов и выборных должностных лиц местно го самоуправления, указанных в статьях 15 и 16 настоящего областного закона, могут быть предусмотрены и другие ор ганы и должностные лица местного самоуправления. 2 . Наименование органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяется уставами муниципальных обра зований в соответствии с настоящим и другими областными законами. 3. Образование органов местного самоуправления, назна чение должноетных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Статья 18. Статус депутата, члена выборного органа, вы борного должностного лица местного самоуправления 1. Депутату , члену вы борного органа , выборному до лжностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществле ния полномочий, защита прав, чести и достоинства. 2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть менее двух лет. Установленный срок полномо чий не может быть изменен в течение текущего срока полно мочий. 3. Полномочия депутата, члена выборного органа местно го самоуправления начинаются со дня избрания и заканчи ваются в день начала работы выборного органа местного са моуправления в новом составе. Полномочия выборного должностного лица начинаются со дня вступления его в должность и заканчиваются в день вступления в должность вновь избранного лица. 4. Глава муниципального образования осуществляет свою деятельность на постоянной профессиональной основе. Де путат, член выборного органа, другие выборные должност ные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои пол номочия на постоянной профессиональной основе. 5. Уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим и другими областными законами может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица мес тного самоуправления. 6. Статус депутата и ограничения, связанные со статусом депутата, члена выборного органа, выборного должностно го лица местного самоуправления устанавливаются Консти туцией Российской Федерации, федеральным законом, зако нами Липецкой области. 7. Депутаты , члены выборных органов , выборные до лжностные лица местного самоуправления на территории му ниципального образования не могут быть задержаны (кроме случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы , арестованы, при влечены к уголовной ответственности без согласия прокуро ра Липецкой области. 8. Депутатам и членам выборных органов, осуществляю щим свои полномочия на постоянной основе, выборным до лжностным лицам местного самоуправления социальные га рантии, связанные с пребыванием на этих должностях, уста навливаются законами Липецкой области. Статья 19. Правовые акты органов и должностных лиц мес тного самоуправления 1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты (решения, постановления, распоряжения и т.п.). Наиме нование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу опре деляются уставом муниципального образования в соответст вии с настоящим законом. 2. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свобо ды и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования (опубликования) для всеобщего сведения. Статья 20. Органы местного самоуправления — юридичес кие лица Выборные и другие органы местного самоуправления яв ляются юридическими лицами в соответствии с уставом му ниципального образования. Статья 21. Муниципальная служба 1. Лица, осуществляющие службу на должностях в орга нах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. 2. Правовая регламентация муниципальной службы, вклю чая требования к должностям, статус муниципального слу жащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой в органах местного самоуправ ления, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами Липецкой области и федеральным законом. 3. Время работы на должностях в органах местного само управления засчитывается в стаж, исчисляемый для предо ставления льгот и гарантий в соответствии с законодатель ством о государственной службе. ГЛАВА IV Ф ормы прямого волеизъявления граж дан и другие фо рмы осуществления местного самоуправления Статья 22. Местный референду.м 1. По вопросам местного значения может проводиться мес тный референдум. 2. Решение о проведении местного референдума прини мается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. 3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального об разования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на до бровольной основе. 4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускает ся. 5. Решение, принятое на местном референдуме, не нужда^ ется в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или орга нами местного самоуправления. Если для его реализации тре буется издание нормативного правового акта, орган местно го самоуправления, в чью компетенцию входит данный во прос, обязан принять такой акт. Принятое на местном рефе рендуме решение и результаты голосования подлежат офи циальному обнародованию (опубликованию) для всеобщего сведения. 6. Порядок назначения и проведения местного референ дума, принятия и изменения решений референдума устанав ливается уставом муниципального образования в соответст вии с законом Липецкой области. Статья 23. Муниципальные выборы 1. Выборы депутатов, членов других выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления осу ществляются на основе всеобщего равного прямого избира тельного права при тайном голосовании при обеспечении из бирательных прав граждан, установленных законом. 2. Порядок проведения выборов определяется законами Липецкой области. 3. Федеральные органы государственной власти и орга ны государственной власти Липецкой области гарантируют проведение муниципальных выборов. Статья 24. Собрание (сход) граждан 1. В муниципальных образованиях для рещения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граж дан. 2. Собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального об разования, обладающих избирательным правом. 3. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граж дан, принятия и изменения его решений, пределы его компе тенции устанавливаются уставом муниципального образова ния в соответствии с законами Липецкой области. Статья 25, Народная правотворческая инициатива Население в соответствии с уставом муниципального об разования имеет право на проявление правотворческой ини циативы по вопросам местного значения. Проекты местных правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результат рассмотрения — официальному обнародованию (опубликованию) для всеобщего сведения. Статья 26. Обращения граждан в органы местного самоуп равления 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллек тивные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. 2. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в срок не более месяца. 3. Нарушение сроков и порядка ответа на обращения граж дан в органы местного самоуправления и к должностным ли цам местного самоуправления влечет ответственность, уста новленную федеральными законами, законами Липецкой об ласти, нормативными и правовыми актами муниципальных образований. Статья 27, Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 1. Под территориальным общественным самоуправлени ем понимается самоорганизация граждан по месту их житель ства на отдельной части территории муниципального обра зования (территориях поселений, не являющихся муниципаль ными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дво ров и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы. Органы территориально го общественного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут являться юридическими лицами. Порядок организации и осуществления территориально го общественного самоуправления определяется в соответ ствии с настоящим областным законом и нормативными пра вовыми актами органов местного самоуправления. 2. Наряду с предусмотренными настоящим областным за коном формами участия населения в осуществлении местно го самоуправления, граждане вправе участвовать в осущес твлении местного самоуправления в иных формах, не проти воречащих Конституции Российской Федерации, федераль ным законам, законам Липецкой области. ГААВАУ Ф инансово -экономические основы местного самоуправления Статья 28. Экономическая основа местного самоуправле ния Экономическую основу местного самоуправления состав ляют муниципальная собственность, имущество, находящее ся в государственной собственности и переданное органам местного самоуправления в управление, а также в соответст вии с законом иная собственность, служащая удовлетворе нию потребностей населения муниципального образования. Статья 29. Муниципальная собственность 1. В состав муниципальной собственности входят средст ва местного бюджета, внебюджетные фонды, имущество ор ганов местного самоуправления, а также муниципальные зем ли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципаль ной собственности, муниципальные предприятия и органи зации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и объекты му ниципального нежилого фонда, муниципальные образова тельные учреждения, учреждения здравоохранения, культу ры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. 2. Органы местного самоуправления управляют муници пальной собственностью. Права собственника в отнощении имущества, входящего в состав муниципальной собственнос ти, от имени муниципального образования осуществляют ор ганы местного самоуправления, а в случаях, предусмотрен ных законами Липецкой области и уставами муниципальных образований, население непосредственно. 3. Органы местного самоуправления в соответствии с за коном вправе передавать объекты муниципальной собствен ности 30 временное или постоянное пользование юридичес ким и физическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в ус тановленном порядке, а также совершать с имуществом, на ходящимся в муниципальной собственности, иные сделки, оп ределять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с зако ном могут в интересах населения устанавливать условия ис пользования земель, находящихся в границах муниципаль ного образования. 4. Порядок и условия приватизации муниципальной со бственности определяются представительными органами мес тного самоуправления самостоятельно в соответствии с об щими принципами приватизации муниципальной собствен ности, установленными федеральным законом. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности пос тупают в полном объеме в распоряжение органов местного самоуправления. 5. ' Муниципальная собственность признается и защища ется государством равным образом с государственной, част ной и иными формами собственности. Статья 30. Право органов местного самоуправления на со здание предприятий и организаций Органы местного самоуправления вправе в соответствии е законом создавать предприятия и организации для осущес твления хозяйственной деятельности, решать вопросы их ре организации и ликвидации. Статья 31. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, находящи мися в муниципальной собственности 1. Органы местного самоуправления определяют цели, ус ловия и порядок деятельности предприятий, учреждений, ор ганизаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продук цию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольня ют руководителей данных предприятий, учреждений, орга низаций, заслушивают отчеты об их деятельности. 2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, ■находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодатель ством. Статья 32. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находя щимися в муниципальной собственности 1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов мес тного самоуправления, их отношения с предприятиями, уч реждениями, организациями, не находящимися в муници пальной собственности, а также с физическими лицами стро ятся на основе договоров. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с за конодательством вправе координировать участие предпри ятий, учреждений, организаций в комплексном социально- экономическом развитии территории. 3. Органы местного самоуправления не вправе устанав ливать ограничения хозяйственной деятельности предпри ятий, за исключением случаев, предусмотренных федераль ными законами и законами Липецкой области. Статья 33. Муниципальный заказ Органы местного самоуправления вправе выступать за казчиком на выполнение работ по благоустройству террито рии, коммунальному обслуживанию населения, строительст ву и ремонту объектов социальной инфраструктуры, произ водству продукции, оказанию услуг, необходимых для удов летворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, вы полнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Статья 34. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внеш неэкономическую деятельность. Статья 35. Местный бюджет 1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципаль ных образований. 2. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением осуществляются ор ганами местного самоуправления самостоятельно. Вмеша тельство в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета об его исполнении не допуска ется. 3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в ка честве составной части сметы расходов отдельных населен ных пунктов и территорий, не являющихся муниципальны ми образованиями. Статья 36. Доходы и расходы местного бюджета 1. В доход местного бюджета зачисляются местные нало ги и сборы, отчисления от федеральных налогов и налогов Липецкой области в соответствии с нормативами, установ ленными федеральными законами и законами Липецкой об ласти, закрепленными на долговременной основе, финансо- ■вые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи му ниципального имущества в аренду, от местных займов и ло терей, часть прибыли муниципальных предприятий и орга низаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством и решения ми органов местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления самостоятельно рас поряжаются средствами местного бюджета. Сумма превыше ния доходов над расходами местного бюджета по результа там отчетного года изъятию федеральными органами госу дарственной власти, органами государственной власти Ли пецкой области не подлежит. 3. В доходной и расходной частях местного бюджета раз дельно предусматриваются финансирование решения вопро сов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, пол номочий Липецкой области. Статья 37. Обеспечение сбалансированности местных бюд жетов 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной Власти Липецкой области в соответствии с законом обеспечивают сбалансированность доходов и мини мально необходимых для решения вопросов местного значе ния расходов местных бюджетов. При обеспечении сбалан сированности местных бюджетов свободные переходящие ос татки местных бюджетовмгредыдущего года в расчет не при нимаются. ,. 2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Липецкой области на основе нор мативов минимальной обеспеченности местных бюджетов. 3. Доходная часть минимального местного бюджета обес печивается путем закрепления на долговременной основе фе деральным законом, законом Липецкой области доходных источников. В случаях, когда доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указан ных доходных источников, федеральные органы государ ственной власти, органы государственной власти Липецкой 'области передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета Ли пецкой области. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают удов летворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к их ведению, на уровне не ниже мини мальных государственных социальных стандартов, выполне ние которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами госу дарственной власти, органами государственной власти Ли пецкой области отчислений от федеральных налогов и об ластных налогов. Статья 38. Финансирование осуществления отдельных го сударственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления 1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государствен ных полномочий, ежегодно предусматриваются соответствен но в федеральном бюджете и областном бюджете. 2. Дополнительные расходы или уменьшение доходов ор ганов местного самоуправления, возникшие в результате ре шений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области, компен сируются органами, принявшими решения. Размер компен сации определяется одновременно с принятием соответству ющего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного само управления, реализуются органами местного самоуправления в пределах средств, переданных им в качестве компенсации. Статья 39. Местные на.логи и сборы 1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного са моуправления самостоятельно. 2. Население непосредственно путем местного референ дума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут устанавливать разовое добровольное внесение жите лями средств для финансирования решения вопросов местно го значения. Статья 40. Право органов местного самоуправления на по лучение платежей за пользование природными ресурсами Органы местного самоуправления в соответствии с феде ральными законами, законами Липецкой области получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на их терри тории. Статья 41. Муниципальные внебюджетные фонды Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в поряд ке и на условиях, установленных законодательством Россий ской Федерации. Статья 42. Участие органов местного самоуправления в кре дитных отношениях Органы местного самоуправления в соответствии с зако нодательством Российской Федерации вправе выпускать му ниципальные займы и лотереи, получать и выдавать креди ты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кре дитные учреждения. ГААВА VI Г арантии местного самоуправления Статья 43. Запрет на ограничение прав местного самоуп равления Ограничение кем бы то ни было прав местного самоуп равления, установленных Конституцией Российской Федера ции, федеральными и областными законами, запрещается. Статья 44. Обязательность решений, принятых путем пря мого волеизъявления граждан, решений органов и должност ных лиц местного самоуправления 1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного са моуправления, принятые в пределах их полномочий, обяза тельны для исполнения всеми расположенными на террито рии муниципального образования предприятиями, учрежде ниями, организациями, независимо от их организационно правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 2. Решения органов и должностных лиц местного самоуп равления могут быть отменены по решению суда либо орга нами, их принявшими. 3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления вле- чет ответственность в соответствии с законами. Статья 45. Рассмотрение обращений органов и должност ных лиц местного самоуправления 1. Обращения органов и должностных лиц местного са моуправления подлежат обязательному рассмотрению орга нами государственной власти, государственными должнос тными лицами, предприятиями, учреждениями и организа циями, которым эти предложения направлены. 2. Представительные органы местного самоуправления об ладают правом законодательной инициативы в областном Собрании депутатов ., Статья 46. Судебная защита местного самоуправления Граждане, проживающие на территории муниципально го образования, органы и'должностные лица местного само управления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов госу дарственной власти и государственных должностных лиц, ор ганов и должностных лиц местного самоуправления, пред приятий, учреждений, организаций, общественных объеди нений, нарушающих права местного самоуправления. ГААВА VII Ответственность органов ^ и должностных ли ц местного самоу правления , контроль за их деятельностью Статья 47. Ответственность органов и должностных лиц мес тного самоуправления Органы и должностные лица местного самоуправления не сут ответственность перед населением муниципального обра зования, перед государством и областью, юридическими и фи- ■ зическими лрщами в соответствии с законом. Статья 48. Ответственность органов и должностных лиц мес тного самоуправления перед населением Ответственность органов и должностных лиц местного са моуправления перед населением наступает в результате утра ты доверия. Основания и формы ответственности определя ются уставом муниципального образования. Статья 49. Ответственность оргаНор и должностных лиц мес тного самоуправления перед государством и областью 1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством и областью наступает в случае нарушения Конституции Российской Федерации, Ус^^к тава Липецкой области, федеральных и областных законов. 2. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государ ственных полномочий в той мере, в которой эти полномочия обеспечены соответствующими органами-государственной власти материальными и финансовыми средствами. 3. В случае установленного судом неоднократного нару шения органами и выборными должностными лицами местно го самоуправления Конституции Российской Федерации, Ус тава Липецкой области, федеральных и областных законов областное Собрание депутатов может обратиться в област ной суд за заключением о признании деятельности органа, вы борного должностного лица местного самоуправления нару шающей Конституцию Российской Федерации, Устав Липец кой области, федеральные и областные законы. Заключение областного суда о признании деятельности ор гана, выборного должностного лица местного самоуправле ния нарушающей Конституцию Российской Федерации, Устав Липецкой области, федеральные и областные законы, являет ся основанием для рассмотрения областным Собранием депу татов вопроса о прекращении полномочий соответствующе го органа, выборного должностного лица местного самоуп равления. Прекращение полномочий органа, выборного до лжностного лица местного самоуправления и одновремен- • ное назначение новых выборов осуществляются исключитель- ' но законом Липецкой области. Статья 50. Ответственность органов, до.тжностных лиц мес тного самоуправления перед юридическими и физическими ли цами Ответственность органов, должностных лиц местного са моуправления перед юридическими и физическими лицами на ступает в порядке, установленном федеральными законами. Статья 51. Прокурорский надзор за соблюдением законнос ти в деятельности органов и должностных лиц местного само управления Прокуратура Российской Федерации и Липецкой области осуществляет надзор за исполнением федеральных законов и законов Липецкой области органами и должностными лица ми местного самоуправления. Статья 52. Обжалование в суде решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления^ граж дан, решения и действия (или бездействие) органов и должнос тных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом поряд ке. ГАААА VIII Заключительные и переходные положения Статья 53. Вступление в силу настоящего областного зако на Настоящий областной закон вступает в силу со дня его офи циального опубликования. Статья 54. Применение законов, иньгх правовых актов ор ганов государственной власти области, органов местного само управления до приведения их в соответствие с настоящим об ластным законом Законы, иные правовые акты органов государственной власти области, органов местного самоуправления, до приве дения их в соответствие с настоящим областным законом, при меняются в части, не противоречащей настоящему областно му закону. Статья 55. О полномочиях органов и должностных лиц мес тного самоуправления, образованных (избранных, назначенных) до вступления в силу настоящего областного закона Органы и должностные лица местного самоуправления, из бранные населением до вступления настоящего областного за кона в силу, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Статья 56. О муниципальных служащих Впредь до принятия соответствующего федерального и об ластного законов на муниципальных служащих распростра няются ограничения, установленные законодательством для государственных служащих. Статья 57. Об изменениях и дополнениях настоящего облас тного закона После принятия и вступления в силу федеральных законов по вопросам организации и деятельности местного самоуправ ления настоящий областной закон подлежит приведению в со ответствие с ними. Председатель областного Собрания депутатов О. КОРОЛЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz