Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
6 июля 1995 г. ЛГ - 5 № 129 (943) ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ П р о е к т ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Настоящий областной закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, фе деральным законодательством и Уставом Л и пецкой области определяетроль местного са моуправления в осуществлении народовлас тия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государ ственные гарантии его осуществления, уста навливаетобщие принципы организации мес тного самоуправления в Липецкой области. ГЛАВА I Общие положения Стать$ 1 1. Ос новные понятия и термины 1. В отношении настоящего областного закона понятия и термины используются в следующих значениях: «Муниципальное образование» — городское, сельское по селение, несколько поселений, объединенных общей террито рией, часть поселения, иная населенная территория, предус мотренная настоящим областным законом, в которых осущес твляется местное самоуправление, имеется муниципальная со бственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. «Вопросы местного значения» — вопросы, связанные с удовлетворением потребностей населения муниципального об разования, отнесенные к таковым Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством. Уставом и на стоящим законом Липецкой области. «Местный референдум» — голосование граждан по вопро сам местного значения. «Органы местного самоуправления» — выборные и дру- ^ Р г и е органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государ ственной власти. «Представительный орган местного самоуправления» — выборный орган местного самоуправления, обладающий пра вом представлять интересы населения и принимать от его име ни рещения, действующие на территории муниципального об разования. «Выборное должностное лицо местного самоуправления» — должностное лицо, избранное населением непосредствен но или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное уставом муниципального обра зования, полномочиями по решению вопросов местного зна- Л,чения. «Муниципальная собственность» — собственность район ного, городского, сельского поселения, другого муниципаль ного образования. «Местные налоги и сборы» — налоги и сборы, устанавли ваемые органами местного самоуправления самостоятельно. «Муниципальная служба» — профессиональная деятель ность на постоянной основе в органах местного самоуправле ния по исполнению их полномочий. 2. Термины «муниципальный» и «местный» и словосочета ния с участием этих терминов применяются в отношении ор- • ганов, предприятий, учреждений и организаций, объектов со бственности и других понятий, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населени ем местного самоуправления. Статья 2. Местное самоуправление I 1. Местное самбуцравление в Липецкой области — призна ваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность на селения по рещению, непосредственно или через органы мес тного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных тра диций. 2. Местное самоуправление, как выражение власти наро да, составляет одну из основ конституционного строя Россий ской Федерации. Статья 3. Право граждан на осуществление местного само управления 1. Граждане Российской Федерации, проживающие на тер ритории Липецкой области (далее — граждане), осуществля ют свое право на местное самоуправление в городских, сельс- ■ ких поселениях и других муниципальных образованиях (рай онах, сельсоветах и др.) в соответствии с федеральными га рантиями избирательных прав граждан путем референдума, , выборов, других форм прямого волеизъявления, а также че- рез выборные и другае органы местного самоуправления. 2. Граждане имеют равное право на осуществление местно го самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного по ложения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 3. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. 4. Граждане имеют равный доступ к муниципальной служ бе. 5. Граждане имеют право обращаться в органы и к до лжностным лицам местного самоуправления. 6. Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому право на получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 4. Предметы ведения Российской Федерации в об ласти местного самоуправления В ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение федеральных законов об общих при нципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением; обеспечение соответствия законодательства субъектов Рос сийской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; регулирование порядка передачи и передача объектов фе деральной собственности в муниципальную собственность; наделение федеральным законом органов местного само управления отдельными полномочиями Российской Федера ции и передача материальных и финансовых средств, необхо димых для их осуществления, контроль за реализацией ука занных государственных полномочий; регулирование отношений между федеральным бюджетом ^ 'и местными бюджетами, обеспечение сбалансированности мес тных бюджетов; принятие федеральных программ развития местного само управления; компенсация дополнительных расходов местному самоуп равлению, возникших в результате решений, принятых феде ральными органами государственной власти; регулирование и защита прав граждан на местное самоуп равление; обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоя тельности местного самоуправления; установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; установление порядка судебной защиты и судебная защи та прав местного самоуправления; регулирование и установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарущение за конов; осуществление прокурорского надзора за соблюдением за- конноста в деятельности органов и должностных лиц местно го самоуправления; регулирование особенностей организации местного само управления в приграничных территориях, закрытых админис- зративно-территориальных образованиях; регулирование основ муниципальной службы. Статья 5. Предметы ведения Липецкой области в области местного самоуправ. 1 ения В ведении Липецкой области находятся: ПОСТАНОВЛЕНИЕ пятн ад цатого заседания Л ипецко го обл астного Собрания де путатов № 192- пс от 29.06. 1995 года I ЯРШТЕЗАКШ АКАЕтЙ ВБЛАЕТК иВБВБЩИКВРВВВВВЙА ВРГЛВВЗЙЦВВМЕЕТВВГВЕЙМВУВРЙВЙЕВВВВЙВВЕЦКВЙВБЙЙЕТВи Рассмотрев представленный проект закона Липецкой облас ти «Об общих принципах организации местного самоуправления в Липецкой области», решение комитета областного Собрания по работе с депутатами и вопросам местного самоуправления по этому вопросу, с учетом предложений, поправок депутатов, эк спертов, областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять проект закона Липецкой области «Об общих при нципах организации местного самоуправления в Липецкой облас ти» в первом чтении. 2. Создать комиссию областного Собрания депутатов по до работке проекта закона Липецкой области «Об об^щих принци пах организации местного самоуправления в Липецкой области» в составе: АЛТУХОВ Юрий Иванович — заместитель председателя об ластного Собрания депутатов, председатель комиссии НИКОНОВ Александр Николаевич — председатель коми тета по работе с депутатами и вопросам местного самоуправле ния областного Собрания депутатов, заместитель председателя комиссии КУЗНЕЦОВ Виктор Андреевич — управляющий делами ад министрации области, заместитель председателя комиссш ТИМОНРШ Анатолий Николаевич — консультант правово го отдела областного Собрания депутатов, секретарь комиссии. ЧЛЕНЫ КОМИССИИ: ГАРКУШИН Иван Алексеевич — председатель комитета по законодательству и правовым вопросам областного Собрания де путатов СЕЛИХОВА Людмила Борисовна — заместитель председа теля комитета по работе с депутатами и вопросам местного са- моу^авления областного Собрания депутатов СВИРИДОВ Василий Васильевич — заведующий правовым отделом областного Соб|)ания депутатов АКСЕНОВ Анатолии Алексеевич — заместитель заведующе го о^шш |щиощ |ш отделом областного Собрания депутатов ющего ----------- к о в Владимир Алексеевич — заместитель заведу- 1 его организационным отделом администрации области САВЕНКОВ Анатолий Иванович — глава администрации г. Липецка, деи^ат от избирательного округа № 10 СЛАДКИХ Александр Федорович — глава администрации Добровского района, депутат от избирательного округа № 35 СОКОВЫХ Виктор Алексеевич — глава администрации г. Ельца 1^ИМОВ Николай Петрович — глава администрации Чап- лыгинского района, депутат от избирательного округа № 36 ГОРЕШЬКОВ Михаил Алексеевич — глава Казацкой сельс кой администрации Е^тецкого района СМОТРОВ Анатолий 1УЫхайлович — глава Сырской се.тьс- кой админисплращш Липецкого района ХВОСТОВА Раиса Михайловна —:Начальник управления юс тиции администрации области АКСЕНОВ Александр Васи.дьевич — доцент факультета эко номики и права Липецкого государственного технического уни верситета, кандидат юридических наук. Председатель областного Собрания депутатов О. КОРОЛЕВ. принятие и изменение областных законов о местном само управлении, контроль за их соблюдением; обеспечение соответствия законодательства области о мес тном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; регулирование порядка передачи и передача объектов со бственности области в муниципальную собственность; регулирование отношений между областным бюджетом и местными бюджетами; обеспечение сбалансированности местных бюджетов; наделение законом органов местного самоуправления от дельными государственными полномочиями области, переда ча материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления, контроль за реализацией переданньк полно мочий; принятие региональных программ развития местного са моуправления; защита прав граждан на местное самоуправление; обеспечение государственных (на уровне области) гаран тий финансовой самостоятельности местного самоуправления; установление порядка образования, объединения, преоб разования или упразднения муниципальных образований, из менение их границ и наименования; компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых орга нами государственной власти области; регулирование законами особенностей организации мес тного самоуправления в поселениях и на других территориях компактного проживания отдельных групп и общностей на селения с учетом исторических и иных местных традиций; законодательство о муниципальной службе; принятие и изменение областных законов об администра тивных правонарушениях по вопросам, связанным с осущес твлением местного самоуправления; установление порядка регистрации уставов муниципальных образований. Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления 1. В ведении муниципальных образований находятся во просы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного са моуправления. 2. К вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение муниципальной со бственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюд жета, установление местных налогов и сборов, решение дру гих финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муници пального образования; содержание и использование муниципальных жилого и не жилого фондов; организация, содержание и развитие муниципальных уч реждений дошкольного, основного школьного и профессио нального образования; организация, содержание и развитие муниципальных уч реждений здравоохранения, обеспечение санитарного благо получия населения; охрана общественного порядка, организация и содержа ние муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройка территорий муни ципальных образований; создание условий для жилищного, социально-культурно го и бытового строительства; контроль за использованием земель муниципального об разования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных со оружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципального энер го-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации; создание условий для снабжения населения и муниципаль ных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание до рог местного значения; благоустройство и озеленение муниципальных образова ний; создание условий для утйлизации и переработки бытовых отходов; создание условий для организации ритуальных услуг и со держание мест захоронения; органиэ(ация и содержание муниципальных архивов; создание условий для транспортного обслуживания насе ления и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами тор говли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информацион ной службы; создание условий для деятельности средств массовой ин формации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприя тий; создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; содействие обеспечению социальной поддержки и занятос ти населения; участие в охране окружающей среды на территории муни ципального образования; создание условий для обеспечения пожарной безопаснос ти в муниципальном образовании. Муниципальные образования вправе прини.мать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их веления и не отнесенные к ведению других муниципальных образований, а также органов государственной власти. 3. В случае, если на территории муниципального образо вания (за исключением города) имеются другие муниципаль ные образования, предметы ведения муниципальных образо ваний, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются областным за коном, а в отнощении внутригородских .муниципальных об разований — уставом города. Разграничение предметов ведения муниципальных образо ваний должно обеспечивать экономическую и финансовую са мостоятельность муниципальных образований. Подчинен ность одного муниципального образования другому не допус кается. 4. Наделение органов местного самоуправления отдельны ми государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами Липецкой области с однов ременной передачей необходимых материальных и финансо вых средств. Реализация переданных полномочий подкон трольна государству и области. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдель ных государственных полномочий определяется соответствен но федеральными законами и законами Липецкой области. Статья 7. Законодательная основа местного самоуправле ния 1. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными зако нами, Уставом Липецкой области и настоящим законом. 2. Законодательное регулирование,уЛипецкой областью мес тного самоуправления осуществляется в соответствии с феде ральным законодательством. 3. Законы Липецкой области, устанавливающие нормы му ниципального права, не могут противоречить конституции Российской Федерации и федеральным законам, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, со держащихся в положениях Конституции и законах Российс кой Федерации, применяются положения Конституции Россий ской Федерации и федеральных законов. Статья 8. Устав муниципального образования 1. Муниципальное образование имеет устав, в котором ука зываются: границы и состав территории, в которых осуществляется местное самоуправление; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муни ципального образования; формы, порядок и гарантии непосредственного участия на селения в решении вопросов местного значения; структура органов местного самоуправления; наименование и полномочия выборных, других органов и должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц мес тного самоуправления; виды, порядок-принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; основания и виды ответственности органов местного са моуправления и их должностных лиц; порядок отзьюа, выражения недоверия или досрочного пре кращения полномочий выборных органов и выборных до лжностных лиц местного самоуправления населением; статус и социальные гарантии депутатов, членов других вы борных органов, выборных должностных лиц местного само управления, основания и порядок прекращения их полномо чий; гарантии прав должностных лиц органов местного само управления; условия и порядок организации муниципальной службы; экономическая и финансовая основа осуществления местно го самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения мзшиципальной собственностью; вопросы организации местного самоуправления, обуслов ленные компактным проживанием на территории муниципаль ного образования отдельных групп и общностей населения с учетом исторических и иных местных традиций; другие положения об организации местного самоуправле ния, компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц в соответствии с зако нодательством Российской Федерации и Липецкой области. 2. Устав муниципального образования принимается пред ставительным органом местного самоуправления или населе нием непосредственно. Вмешательство органов государствен ной власти и их должностных лиц в процесс подготовки и при нятия устава муниципального образования не допускается. 3. Устав муниципального образования подлежит государ ственной регистрации в управлении юстиции администрации области. 4. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только не соответствие его законодательству Российской Федерации и Липецкой области. Отказ в государственной регистрации мо жет быть обжалован гражданами и органами местного само управления в судебном порядке. 5. Устав муниципального образования вступает в силу пос ле его официального обнародования (опубликования) для все общего сведения. Статья 9. Государственная поддержка местного самоуправ ления Федеральные органы государственной власти, органы го сударственной власти Липецкой области создают необходи мые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправле ния и оказывают содействие населению в осуществлении пра ва на местное самоуправление. Статья 10. Ассоциации и союзы мунадипальных образова ний Муниципальные образования в целях координации дея тельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Статья 11. Символика муниципальных образований Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические и иные местные традиции. ГААВА II Территориальные основы местного самоу правления Статья 12. Территории местного самоуправления 1. Местное самоуправление осуществляется на всей терри тории Липецкой области в городских, сельских поселениях и на других территориях. Территории муниципальных образо ваний — районов, городов, поселков, сельсоветов и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с настоящим законом, с учетом исторических и иных местных традиций. В целях защиты конституционного строя, обеспечения обо роны страны и безопасноста государства допускается огра ничение прав граждан на осуществление местного самоуправ ления на отдельных территориях федеральным законом. Население любого поселения, независимо от его числен ности, не может быть лишено права на осуществление местно го самоуправления. 2. Территорию муниципального образования составляют земли городских, районных, сельских поселений, прилегающие к ним околопоселенческие земли общего пользования, рекре ационные зоны, земли, необходимые для развития, и другие земли в границах территории муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. 3. Вопросы об образовании, объединении, преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образова ний и установлении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно. Статья 13. Установление и изменение границ муниципаль ного образования 1. Установление и изменение границ муниципального об разования, в том числе при образовании, объединении, пре образовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных тради ций по инициативе населения, органов местного самоуправ ления, а также органов государственной власти Липецкой об ласти. 2. Изменение границ муниципального образования не до пускается без учета мнения населения соответствующих тер риторий. Областными законами устанавливаются гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения гра ниц территорий, в которых осуществляется местное самоуп равление. 3. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и из менения их границ и наименования определяется областным законом. ГААВА III Органы и должностные ли ца местного самоу правления Статья 14. Органы местного самоуправления 1. К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим областным законом, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставом му ниципального образования. 2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. 3. Органы местного самоуправления наделяются в соответ ствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. 4. Наименование органов местного самоуправления уста навливается уставом муниципального образования в соответ ствии с настоящим и другими областными законами с учетом исторических и иных местных традиций. 5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного са моуправления органами государственной власти и государ ственными должностными лицами не допускается. 6. Структура органов местного самоуправления определя ется населением самостоятельно. Статья 15. Представительный орган местного самоуправле ния 1. Представительный орган местного самоуправления (Со вет, Собрание и т.п.) состоит из депутатов, избираемых на ос нове всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными закона ми и законами Липецкой области. 2. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального обра зования. 3. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится решение следующих во просов: установление обязательных правил по предметам ведения муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчет об его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального об разования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муни ципальной собственностью; контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом муни ципального образования. 4. Полномочия представительных органов местного само управления определяются Уставом муниципального образо вания в соответствии с настоящим Законом. 5. Представительный орган местного самоуправления при нимает решения (постановления) в коллегиальном порядке. Статья 16. Глава муниципального образования, другие вы борные должностные лица местного самоуправления 1. Уставом муниципального образования может быть пре дусмотрена должность главы муниципального образования (главы администрации) — выборного должностного лица, воз главляющего деятельность по осуществлению местного само управления на территории муниципального образования, а также должности других выборных должностных лиц местно го самоуправления. 2. Глава муницршального образования избирается гражда нами, проживающими на территории муниципального обра зования, на основе всеобщего равного прямого избиратель ного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в поряд ке, установленном федеральными и областными законами. 3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются со бственной компетенцией по решению вопросов местного зна чения в соответствии с Уставом муниципального образования. Уставом муниципального образования избранный населени ем глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях предста вительного органа местного самоуправления. 4. Наименование и срок полномочий главы муниципаль ного образования и других выборных должностных лиц мес тного самоуправления определяются уставом муниципально го образования в соответствии с настоящим и другими облас тными законами. (Окончание на 6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz