Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

6 июля 1995 г. ЛГ - 5 № 129 (943) ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ П р о е к т ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Настоящий областной закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, фе­ деральным законодательством и Уставом Л и ­ пецкой области определяетроль местного са ­ моуправления в осуществлении народовлас­ тия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государ ­ ственные гарантии его осуществления, уста ­ навливаетобщие принципы организации мес ­ тного самоуправления в Липецкой области. ГЛАВА I Общие положения Стать$ 1 1. Ос новные понятия и термины 1. В отношении настоящего областного закона понятия и термины используются в следующих значениях: «Муниципальное образование» — городское, сельское по ­ селение, несколько поселений, объединенных общей террито ­ рией, часть поселения, иная населенная территория, предус­ мотренная настоящим областным законом, в которых осущес­ твляется местное самоуправление, имеется муниципальная со­ бственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. «Вопросы местного значения» — вопросы, связанные с удовлетворением потребностей населения муниципального об ­ разования, отнесенные к таковым Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством. Уставом и на­ стоящим законом Липецкой области. «Местный референдум» — голосование граждан по вопро ­ сам местного значения. «Органы местного самоуправления» — выборные и дру- ^ Р г и е органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государ ­ ственной власти. «Представительный орган местного самоуправления» — выборный орган местного самоуправления, обладающий пра ­ вом представлять интересы населения и принимать от его име­ ни рещения, действующие на территории муниципального об ­ разования. «Выборное должностное лицо местного самоуправления» — должностное лицо, избранное населением непосредствен­ но или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное уставом муниципального обра ­ зования, полномочиями по решению вопросов местного зна- Л,чения. «Муниципальная собственность» — собственность район ­ ного, городского, сельского поселения, другого муниципаль­ ного образования. «Местные налоги и сборы» — налоги и сборы, устанавли ­ ваемые органами местного самоуправления самостоятельно. «Муниципальная служба» — профессиональная деятель ­ ность на постоянной основе в органах местного самоуправле­ ния по исполнению их полномочий. 2. Термины «муниципальный» и «местный» и словосочета­ ния с участием этих терминов применяются в отношении ор- • ганов, предприятий, учреждений и организаций, объектов со­ бственности и других понятий, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населени­ ем местного самоуправления. Статья 2. Местное самоуправление I 1. Местное самбуцравление в Липецкой области — призна ­ ваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность на ­ селения по рещению, непосредственно или через органы мес­ тного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных тра ­ диций. 2. Местное самоуправление, как выражение власти наро ­ да, составляет одну из основ конституционного строя Россий­ ской Федерации. Статья 3. Право граждан на осуществление местного само­ управления 1. Граждане Российской Федерации, проживающие на тер ­ ритории Липецкой области (далее — граждане), осуществля­ ют свое право на местное самоуправление в городских, сельс- ■ ких поселениях и других муниципальных образованиях (рай ­ онах, сельсоветах и др.) в соответствии с федеральными га ­ рантиями избирательных прав граждан путем референдума, , выборов, других форм прямого волеизъявления, а также че- рез выборные и другае органы местного самоуправления. 2. Граждане имеют равное право на осуществление местно­ го самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного по ­ ложения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 3. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. 4. Граждане имеют равный доступ к муниципальной служ­ бе. 5. Граждане имеют право обращаться в органы и к до ­ лжностным лицам местного самоуправления. 6. Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому право на получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 4. Предметы ведения Российской Федерации в об­ ласти местного самоуправления В ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение федеральных законов об общих при ­ нципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением; обеспечение соответствия законодательства субъектов Рос­ сийской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; регулирование порядка передачи и передача объектов фе­ деральной собственности в муниципальную собственность; наделение федеральным законом органов местного само ­ управления отдельными полномочиями Российской Федера ­ ции и передача материальных и финансовых средств, необхо­ димых для их осуществления, контроль за реализацией ука ­ занных государственных полномочий; регулирование отношений между федеральным бюджетом ^ 'и местными бюджетами, обеспечение сбалансированности мес­ тных бюджетов; принятие федеральных программ развития местного само­ управления; компенсация дополнительных расходов местному самоуп­ равлению, возникших в результате решений, принятых феде­ ральными органами государственной власти; регулирование и защита прав граждан на местное самоуп­ равление; обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоя­ тельности местного самоуправления; установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; установление порядка судебной защиты и судебная защи­ та прав местного самоуправления; регулирование и установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарущение за ­ конов; осуществление прокурорского надзора за соблюдением за- конноста в деятельности органов и должностных лиц местно­ го самоуправления; регулирование особенностей организации местного само ­ управления в приграничных территориях, закрытых админис- зративно-территориальных образованиях; регулирование основ муниципальной службы. Статья 5. Предметы ведения Липецкой области в области местного самоуправ. 1 ения В ведении Липецкой области находятся: ПОСТАНОВЛЕНИЕ пятн ад цатого заседания Л ипецко го обл астного Собрания де путатов № 192- пс от 29.06. 1995 года I ЯРШТЕЗАКШ АКАЕтЙ ВБЛАЕТК иВБВБЩИКВРВВВВВЙА ВРГЛВВЗЙЦВВМЕЕТВВГВЕЙМВУВРЙВЙЕВВВВЙВВЕЦКВЙВБЙЙЕТВи Рассмотрев представленный проект закона Липецкой облас­ ти «Об общих принципах организации местного самоуправления в Липецкой области», решение комитета областного Собрания по работе с депутатами и вопросам местного самоуправления по этому вопросу, с учетом предложений, поправок депутатов, эк­ спертов, областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять проект закона Липецкой области «Об общих при­ нципах организации местного самоуправления в Липецкой облас­ ти» в первом чтении. 2. Создать комиссию областного Собрания депутатов по до­ работке проекта закона Липецкой области «Об об^щих принци­ пах организации местного самоуправления в Липецкой области» в составе: АЛТУХОВ Юрий Иванович — заместитель председателя об­ ластного Собрания депутатов, председатель комиссии НИКОНОВ Александр Николаевич — председатель коми­ тета по работе с депутатами и вопросам местного самоуправле­ ния областного Собрания депутатов, заместитель председателя комиссии КУЗНЕЦОВ Виктор Андреевич — управляющий делами ад­ министрации области, заместитель председателя комиссш ТИМОНРШ Анатолий Николаевич — консультант правово­ го отдела областного Собрания депутатов, секретарь комиссии. ЧЛЕНЫ КОМИССИИ: ГАРКУШИН Иван Алексеевич — председатель комитета по законодательству и правовым вопросам областного Собрания де­ путатов СЕЛИХОВА Людмила Борисовна — заместитель председа­ теля комитета по работе с депутатами и вопросам местного са- моу^авления областного Собрания депутатов СВИРИДОВ Василий Васильевич — заведующий правовым отделом областного Соб|)ания депутатов АКСЕНОВ Анатолии Алексеевич — заместитель заведующе­ го о^шш |щиощ |ш отделом областного Собрания депутатов ющего ----------- к о в Владимир Алексеевич — заместитель заведу- 1 его организационным отделом администрации области САВЕНКОВ Анатолий Иванович — глава администрации г. Липецка, деи^ат от избирательного округа № 10 СЛАДКИХ Александр Федорович — глава администрации Добровского района, депутат от избирательного округа № 35 СОКОВЫХ Виктор Алексеевич — глава администрации г. Ельца 1^ИМОВ Николай Петрович — глава администрации Чап- лыгинского района, депутат от избирательного округа № 36 ГОРЕШЬКОВ Михаил Алексеевич — глава Казацкой сельс­ кой администрации Е^тецкого района СМОТРОВ Анатолий 1УЫхайлович — глава Сырской се.тьс- кой админисплращш Липецкого района ХВОСТОВА Раиса Михайловна —:Начальник управления юс­ тиции администрации области АКСЕНОВ Александр Васи.дьевич — доцент факультета эко­ номики и права Липецкого государственного технического уни­ верситета, кандидат юридических наук. Председатель областного Собрания депутатов О. КОРОЛЕВ. принятие и изменение областных законов о местном само­ управлении, контроль за их соблюдением; обеспечение соответствия законодательства области о мес­ тном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; регулирование порядка передачи и передача объектов со­ бственности области в муниципальную собственность; регулирование отношений между областным бюджетом и местными бюджетами; обеспечение сбалансированности местных бюджетов; наделение законом органов местного самоуправления от ­ дельными государственными полномочиями области, переда­ ча материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления, контроль за реализацией переданньк полно ­ мочий; принятие региональных программ развития местного са­ моуправления; защита прав граждан на местное самоуправление; обеспечение государственных (на уровне области) гаран ­ тий финансовой самостоятельности местного самоуправления; установление порядка образования, объединения, преоб ­ разования или упразднения муниципальных образований, из ­ менение их границ и наименования; компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых орга ­ нами государственной власти области; регулирование законами особенностей организации мес­ тного самоуправления в поселениях и на других территориях компактного проживания отдельных групп и общностей на ­ селения с учетом исторических и иных местных традиций; законодательство о муниципальной службе; принятие и изменение областных законов об администра­ тивных правонарушениях по вопросам, связанным с осущес­ твлением местного самоуправления; установление порядка регистрации уставов муниципальных образований. Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления 1. В ведении муниципальных образований находятся во ­ просы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного са­ моуправления. 2. К вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение муниципальной со­ бственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюд­ жета, установление местных налогов и сборов, решение дру­ гих финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муници­ пального образования; содержание и использование муниципальных жилого и не­ жилого фондов; организация, содержание и развитие муниципальных уч­ реждений дошкольного, основного школьного и профессио­ нального образования; организация, содержание и развитие муниципальных уч­ реждений здравоохранения, обеспечение санитарного благо ­ получия населения; охрана общественного порядка, организация и содержа­ ние муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройка территорий муни­ ципальных образований; создание условий для жилищного, социально-культурно ­ го и бытового строительства; контроль за использованием земель муниципального об ­ разования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных со­ оружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципального энер­ го-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации; создание условий для снабжения населения и муниципаль­ ных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание до ­ рог местного значения; благоустройство и озеленение муниципальных образова ­ ний; создание условий для утйлизации и переработки бытовых отходов; создание условий для организации ритуальных услуг и со­ держание мест захоронения; органиэ(ация и содержание муниципальных архивов; создание условий для транспортного обслуживания насе­ ления и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами тор ­ говли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информацион­ ной службы; создание условий для деятельности средств массовой ин ­ формации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприя­ тий; создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; содействие обеспечению социальной поддержки и занятос­ ти населения; участие в охране окружающей среды на территории муни­ ципального образования; создание условий для обеспечения пожарной безопаснос­ ти в муниципальном образовании. Муниципальные образования вправе прини.мать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их веления и не отнесенные к ведению других муниципальных образований, а также органов государственной власти. 3. В случае, если на территории муниципального образо ­ вания (за исключением города) имеются другие муниципаль­ ные образования, предметы ведения муниципальных образо ­ ваний, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются областным за­ коном, а в отнощении внутригородских .муниципальных об­ разований — уставом города. Разграничение предметов ведения муниципальных образо ­ ваний должно обеспечивать экономическую и финансовую са­ мостоятельность муниципальных образований. Подчинен ­ ность одного муниципального образования другому не допус­ кается. 4. Наделение органов местного самоуправления отдельны­ ми государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами Липецкой области с однов­ ременной передачей необходимых материальных и финансо­ вых средств. Реализация переданных полномочий подкон ­ трольна государству и области. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдель­ ных государственных полномочий определяется соответствен­ но федеральными законами и законами Липецкой области. Статья 7. Законодательная основа местного самоуправле­ ния 1. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными зако ­ нами, Уставом Липецкой области и настоящим законом. 2. Законодательное регулирование,уЛипецкой областью мес­ тного самоуправления осуществляется в соответствии с феде­ ральным законодательством. 3. Законы Липецкой области, устанавливающие нормы му­ ниципального права, не могут противоречить конституции Российской Федерации и федеральным законам, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, со­ держащихся в положениях Конституции и законах Российс­ кой Федерации, применяются положения Конституции Россий­ ской Федерации и федеральных законов. Статья 8. Устав муниципального образования 1. Муниципальное образование имеет устав, в котором ука ­ зываются: границы и состав территории, в которых осуществляется местное самоуправление; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муни­ ципального образования; формы, порядок и гарантии непосредственного участия на ­ селения в решении вопросов местного значения; структура органов местного самоуправления; наименование и полномочия выборных, других органов и должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц мес­ тного самоуправления; виды, порядок-принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; основания и виды ответственности органов местного са­ моуправления и их должностных лиц; порядок отзьюа, выражения недоверия или досрочного пре­ кращения полномочий выборных органов и выборных до ­ лжностных лиц местного самоуправления населением; статус и социальные гарантии депутатов, членов других вы ­ борных органов, выборных должностных лиц местного само­ управления, основания и порядок прекращения их полномо ­ чий; гарантии прав должностных лиц органов местного само­ управления; условия и порядок организации муниципальной службы; экономическая и финансовая основа осуществления местно­ го самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения мзшиципальной собственностью; вопросы организации местного самоуправления, обуслов­ ленные компактным проживанием на территории муниципаль­ ного образования отдельных групп и общностей населения с учетом исторических и иных местных традиций; другие положения об организации местного самоуправле­ ния, компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц в соответствии с зако ­ нодательством Российской Федерации и Липецкой области. 2. Устав муниципального образования принимается пред­ ставительным органом местного самоуправления или населе­ нием непосредственно. Вмешательство органов государствен­ ной власти и их должностных лиц в процесс подготовки и при­ нятия устава муниципального образования не допускается. 3. Устав муниципального образования подлежит государ­ ственной регистрации в управлении юстиции администрации области. 4. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только не­ соответствие его законодательству Российской Федерации и Липецкой области. Отказ в государственной регистрации мо­ жет быть обжалован гражданами и органами местного само­ управления в судебном порядке. 5. Устав муниципального образования вступает в силу пос­ ле его официального обнародования (опубликования) для все­ общего сведения. Статья 9. Государственная поддержка местного самоуправ­ ления Федеральные органы государственной власти, органы го ­ сударственной власти Липецкой области создают необходи­ мые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправле­ ния и оказывают содействие населению в осуществлении пра ­ ва на местное самоуправление. Статья 10. Ассоциации и союзы мунадипальных образова­ ний Муниципальные образования в целях координации дея ­ тельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Статья 11. Символика муниципальных образований Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические и иные местные традиции. ГААВА II Территориальные основы местного самоу правления Статья 12. Территории местного самоуправления 1. Местное самоуправление осуществляется на всей терри­ тории Липецкой области в городских, сельских поселениях и на других территориях. Территории муниципальных образо­ ваний — районов, городов, поселков, сельсоветов и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с настоящим законом, с учетом исторических и иных местных традиций. В целях защиты конституционного строя, обеспечения обо ­ роны страны и безопасноста государства допускается огра ­ ничение прав граждан на осуществление местного самоуправ­ ления на отдельных территориях федеральным законом. Население любого поселения, независимо от его числен­ ности, не может быть лишено права на осуществление местно­ го самоуправления. 2. Территорию муниципального образования составляют земли городских, районных, сельских поселений, прилегающие к ним околопоселенческие земли общего пользования, рекре­ ационные зоны, земли, необходимые для развития, и другие земли в границах территории муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. 3. Вопросы об образовании, объединении, преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образова­ ний и установлении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно. Статья 13. Установление и изменение границ муниципаль­ ного образования 1. Установление и изменение границ муниципального об­ разования, в том числе при образовании, объединении, пре­ образовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных тради ­ ций по инициативе населения, органов местного самоуправ­ ления, а также органов государственной власти Липецкой об­ ласти. 2. Изменение границ муниципального образования не до ­ пускается без учета мнения населения соответствующих тер­ риторий. Областными законами устанавливаются гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения гра ­ ниц территорий, в которых осуществляется местное самоуп­ равление. 3. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и из ­ менения их границ и наименования определяется областным законом. ГААВА III Органы и должностные ли ца местного самоу правления Статья 14. Органы местного самоуправления 1. К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим областным законом, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставом му­ ниципального образования. 2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. 3. Органы местного самоуправления наделяются в соответ­ ствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. 4. Наименование органов местного самоуправления уста­ навливается уставом муниципального образования в соответ­ ствии с настоящим и другими областными законами с учетом исторических и иных местных традиций. 5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного са­ моуправления органами государственной власти и государ ­ ственными должностными лицами не допускается. 6. Структура органов местного самоуправления определя­ ется населением самостоятельно. Статья 15. Представительный орган местного самоуправле­ ния 1. Представительный орган местного самоуправления (Со­ вет, Собрание и т.п.) состоит из депутатов, избираемых на ос­ нове всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными закона­ ми и законами Липецкой области. 2. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального обра ­ зования. 3. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится решение следующих во ­ просов: установление обязательных правил по предметам ведения муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчет об его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального об­ разования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муни­ ципальной собственностью; контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом муни­ ципального образования. 4. Полномочия представительных органов местного само­ управления определяются Уставом муниципального образо ­ вания в соответствии с настоящим Законом. 5. Представительный орган местного самоуправления при­ нимает решения (постановления) в коллегиальном порядке. Статья 16. Глава муниципального образования, другие вы­ борные должностные лица местного самоуправления 1. Уставом муниципального образования может быть пре­ дусмотрена должность главы муниципального образования (главы администрации) — выборного должностного лица, воз­ главляющего деятельность по осуществлению местного само­ управления на территории муниципального образования, а также должности других выборных должностных лиц местно­ го самоуправления. 2. Глава муницршального образования избирается гражда ­ нами, проживающими на территории муниципального обра ­ зования, на основе всеобщего равного прямого избиратель­ ного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в поряд­ ке, установленном федеральными и областными законами. 3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются со­ бственной компетенцией по решению вопросов местного зна ­ чения в соответствии с Уставом муниципального образования. Уставом муниципального образования избранный населени­ ем глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях предста­ вительного органа местного самоуправления. 4. Наименование и срок полномочий главы муниципаль­ ного образования и других выборных должностных лиц мес­ тного самоуправления определяются уставом муниципально­ го образования в соответствии с настоящим и другими облас­ тными законами. (Окончание на 6-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz