Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
дело об инвестиционном фонде... 17 ИЮНЯ 1995 г . Рок-оперо" но ношей сцене № 116 (930) л Когда мы только начинали заним ать с я этим д елом , ситуаци я , прямо скаж ем , осо бого оптими зма не вну ш ала . С удите сами: вместе с этой фирмой исчез миллиард руб лей , ден еж ки р ядовых граж дан , которых можно обвинить разв е что в изли шн ей до верчивости . А известно нам было только одно: руководител я зов ут Юрий Иванович Попов , бухгалтера — Ольга Тимофеевна Фомина, инкассаторы — Роман и Алексей . Подлинные это имена или вымы шл енные — неведомо. Н икто в Л ип ецке не мог н а звать адреса, по которым эти люди прож и вали , тем более, что они, к а к потом вы я с нилось, чуть ли не каж ды й мес яц м ен яли квартиры . Это уж е сейчас, после печально го опыта с «МММ», «РДС», «Ростиславом», стали с самого начала внимательно следить за де ят ельностью таких фирм , провер ять. А тогда ... По словесным портретам , составленным потерпев шими , сделали фотороботы. Ну, я вам ч естно скаж у : если бы я в стретил р а зы скиваемы х на улице , по фотороботу ни когда бы не узнал . Вы я снили , что ин касса торы по очереди забирали деньги и води тель отвозил их в аэропорт. После чего они якобы улетали в Москву. Пон ятно , в п ер вую очередь мы скрупулезней ш им образом пров ерили аэропорт. Однако на коре ш ках бил етов имен Роман и А лексей не обнару ж и ли . Но если это вымы шл енные имена? Впрочем, иде я с аэропортом нам с самого н ач ала показалась сомнительной: ведь вс я р учна я клад ь там про свечиваетс я, и «дип ломат» , набитый д еньгами , уж е давно бы привлек внимание сотрудников аэропорта. Тем более, деньги перевозились регул ярно . Врод е бы — тупик . Вот тут я бы попро сил выключить магнитофон, поскольку не имею права посв яш;ать в н екоторые подробности разработанной нами оп ер аци и ... Что мы делали? И скали ... И так , в результате этой операции мы вы я снили подлинные имена людей и даж е но мер принадлеж ав ш ей одному из них м а ш и ны «БМВ». Машин у мы задерж али 2 о к т ября в Задон ске. К ак? Д а мы за ней уж е следили . В ма шин е сидели четверо — Р о ман и А лексей и две деву шки . По фоторо бот у вроде похожи на Фомину, но обе не Ольги. Тут ведь я к а к ра ссуждал: человек мо ж ет изм енить себе фамилию , отчество, но им я он о ставит насто ящ ее . Чтобы н а чу жое им я о ткли к ать с я , надо под таким кон- ^трол ем себ я по сто янно д ерж ать , что мало кто сумеет и выдержит . . Д евчонки зан я тны е ... Спра шива ем: от куд а вы знаете Косых Ром ана и Соловьева Алексе я? А мы , говорят, покатали сь с ними вчера на м а шин е , нам понравилось. А се годн я они при гла сили поехать с ними в Ленинград . Нормально так , с н езн акомы ми п арн ям и , да? Ох, уж эти ж енщ и ны ... Когда мы потом задерж али бухгалтера (она оказалась Ольгой Алексеевной Джиоевой), я с ней намучилс я: сначала охотно т ак д а вала по к а зани я , а потом вдр уг — резкий поворот: все врем я ускользает , мен я ет и пок а зани я , и м а ски ... Но, с другой сторо ны , — к а к осуждать? Молода я ж енщ ина с ребенком , ни какой поддержки от родствен ни ков ... Это ведь ж и знь ее такой сделала, понимае шь? Но к ж енщ инам мы еще вер немс я, они н емалую роль в на ш ей истории играли . У реб ят этих было почти два м ес яца, что бы под умать, что говорить, если задерж ат . Все отрицать — глупо , н а любом опозна нии прокол ят с я . Л етали? Да что вы , Сер гей Леонидыч , вы ж е знаете , какой рэкет , а у нас крупны е суммы . Мы в аэропорт дл я отвода гл а з , а там п ересаживались в м а ш и н у. А в Москве? А там нас встречал Петр П етрович , лы сеньки й такой , к авк а зско й национальности , мы ему деньги отдавали. В чем? В «дипломате». А к а к у знавали? А нам Петр Петрович каж ды й раз звонил и говорил, к а к а я м ашина при едет ... Ну , вот к а к мне это все разбивать? А я долж ен доказать , что никакого П етра П ет ровича не было и в помине, да и в Москву не летали . Не стоит наде ять с я , что подо зр еваемый сразу начнет правду говорить, его надо заставить это сделать. Ж ел е зны ми а р г ум е н т ам и . Лю бой п р е с т у п н и к к встрече с нами готовитс я и «л егенду» про думывает . Но невозможно заранее предви деть все косвенные вопросы, которые тебе могут задать . Вот на этих вопросах, к а к правило , и прокалываю тс я . Н аш «кли ент» все врем я вын ужден изобретать что-то но вое, а мы его версию развиваем , и . . . она оказываетс я т упиковой. В конце концов ч е ловек начинает понимать , что пора гово рить правду . Но это все на словах просто ... И так , ден еж ки уходили ни в какую не в Москву, а в Воронеж . И «оседали» на квартире у Владимира Федоровича Озноб- кина , известного де ят ел я в ворон ежских те атрально -филармонических кру гах . Аллу Борисовну лично з н а в м , да и р азны х дру гих знаменитостей тож е ... Он самый стар ш ий и з этой гр уппы — 1950 года рожде н и я , один из п ервых предпринимателей в Воронеже. Очень интересный человек , я с ним долго беседовал. Вот только потер ял он на сегодн я в се. И дело не в деньгах . К нему его последн яя ж ен а даж е н а свида ние в тюрьму ехать не захотела . Все-таки деньги надо вкл ады вать в детей , потому что старость-то у всех впереди ... Но это, и звините , лирическое отступление. Ж и л и , конечно , красиво — отдых на ю ге , ш ам п ан ско е ящ и к ам и - В се деньги прак тически сразу переводились в валюту. Ну , пон ятно , и грандиозны е идеи были . О ткрыли фирму в Голландии . Купили три м а шины — «Нив у», «дев ятк у» и «БМВ». Бы л а у них и генеральна я дов еренность на владение домом (с правом продажи) в Ис п ан и и . М ечтали ор ган и зо в а ть ш ирок ую концертную де ят ельность в Голландии , с поставкой на ш их «зв езд» эстрады . Бы ли даж е планы вложи ть деньги в завер ш ение американского фильм а «Стингер», а потом зан я ть с я его прокатом . Короче, парни мо лодые, лет по 25 , — весь мир у но г ... П рав да, все на средства обманутых граждан . В основном мы всю группу задерж али в Воронеже, в офисе их фирмы . У них , м еж В п е р в ы е в Р о с с и и и м е н н о в л и п е ц к о м с у д е б уд ет с л у ш ат ь с я д е л о , к а с а ю щ е е с я и н в е ст и ц и о н н о г о ф о н д а . Р е ч ь и д ет о ф и р м е « Э В М - с е р в и с » , вм е ст е с кот о р о й 2 0 август а п р о ш л о г о г о д а и з о б л а ст и и с ч е з м и л л и а р д р у б л е й , п р и н а д л е ж а щ и й н а ш и м в к л а д ч и к а м . К а к и з в е ст н о , другЧло а н а л о г и ч н ы е ф и р м ы , н а ж и в ш и е с я з а счет н а и в н ы х г р а ж д а н , п р о д о л ж аю т н е только б л а г о п о л у ч н о сущ ест вов ат ь , н о и обрабаты ват ь с п о м о щ ь ю р е к л а м ы н о в ы е ж ерт вы . Это о б ъ я с н я ет с я тем , что выявить со ст ав п р е ст у п л е н и я в п о д о б н ы х с л у ч а я х о ч е н ь с л о ж н о . Н о с « Э В М - с е р в и с » д е л о о с о б о е — л ю д и р а б от а л и п о д в ы м ы ш л е н н ы м и и м е н а м и , что п о з в о л я ет п р е д п о л о ж и т ь в и х д е й с т в и я х п р е ст у п н ы й у м ь щ е л . Л и п е ц к и е газеты у ж е с о о б щ а л и о том, что з а д е р ж а н р у к о в о д и т е л ь ф и р м ы Ю р и й А н ат о л ь е в и ч М а л а х о в . О д н а к о у м н о г и х чит ат елей м о г в о з н и кн ут ь з а к о н о м е р н ы й в о п р о с : «А п о ч е м у ж е так д о л г о и с к а л и ? Ч е м з а н и м а л а с ь м и л и ц и я ? П о ч е м у н е п о д у м а л а о б и н ф л я ц и и — д е н е ж к и -т о н а ш и з а это в р е м я у ж е о б е с ц е н и л и с ь ! » Чтобы ответить н а этот в о п р о с , н а ш а га з ет а , п о - с ущ е ст в у , в п е р в ы е п р е д л а г а е т в а м в м е ст е с о п е р ат и в ны м и р а б о т н и к а м и п ройт и ш а г з а ш а г о м в е с ь д о л г и й и н е л е г к и й путь п о и с к а п о д о з р е в а е м о г о . Н а м , к о н е ч н о , в с е р а в н о н е понять д о к о н ц а , что т акое сид ет ь в з а с а д е , ждат ь ч а с а м и в п о д ъ е з д е , мотаться п о в с е й ст р ан е в п о и с к а х хоть е д и н ст в е н н о й н ит оч ки и з а ц е п к и . Н о к о м у -т о что-то станет я с н е е , у ко го -т о п о я вит ся б о л ь ш е у в а ж е н и я и б л а г о д а р н о ст и к л ю д я м , кот о ры е , н е см от р я н и н а что, д е л аю т с в о е д е л о . Н а ч а л ь н и к от д е л а п о з ащ ит е э к о н о м и к и от п р е ст у п ны х посягат ельст в У п р а в л е н и я п о о р г а н и з о в а н н о й прест упност и С е р г е й З ят и ко в р а с с к а зы в а е т э п о п е ю с « Э В М - с е р в и с » , я в н о з а н о в о п е р е ж и в а я в с е п р о и с ш е д ш е е . П р а в д а , в с п о м и н а я , с е й ч а с о н ч а щ е в с е г о с м е ет с я , а тогда е м у бы л о н е д о с м е х а . П е р и о д и ч е с к и о н п р о с ит вы клю чит ь м а г н ит оф о н , п о с к о л ь к у д а л е к о н е о б о в с е х о п е р а т и в н о -р о з ы с к н ы х м е р о п р и ят и я х м о ж н о и н у ж н о со общ ат ь ш и р о к о м у ч и тателю. П р е ст у п н и к и — о н и , з н а ет е л и , тоже газеты читают .. . Десять с е к у н д п о н ад о б и л о с ь , чтобы арестовать п о д о з р е в а е м о го . Н о п о и с к е го длился почти год . Только для ч и т а т е л е й «ЛГ» : п Р д р о б н о с ти з а д е р ж а н и я — в ин тервью р у ко в о д и т е л я о п е р а ц и и Сер гея З я ти ко в а . ду прочим , «демократи я» была: в се вопро сы коллегиально ре ш али сь — куда каки е де н еж ки вклады вать , на что тратить . А вооб ще — организованна я гр уппа с ч етким рас пределением об язанно стей — кто директор , кто бухгалтер, кто кассир , а кто водитель. Тогда и вы я снилось , что Юрий Иванович Попов — вовсе не Попов, а Юрий Анатоль евич М алахов . П ричем Косы х , Соловьев , Малахов и Д еревенских ж и ли в Воронеже в одном дворе, ходили в одну ш кол у , заним а лись в одной лыж ной секции . «Сторонни ми» были только Ознобкин и Джиоева . Я по зж е об ъ я сню , поч ем у в аж н о , ч то они дру зь я д етства. Но нам-то нужно было не только всех задержать, но и максимально деньги вернуть. По на шим под счетам, около 200 ты с яч дол- ■ ларов «плава ет» . А вот тут без М алахова — тупик . Поскольку он в бегах, друж ки н а него и вал ят : у него все деньги, он всем заправ л я л . Сл едователь Андрей Голобородько за голову хваталс я : в се, говорит, совсем поте р я л и совесть и сваливают только н а М ала хова , поскольку уверены , что мы его ни ког да не найдем ... А Малахов этот любопытна я лично сть: из интеллигентной воронежской семьи, един ственный сын . Закончил в Ленинграде «мо- жайку» по специальности «автоматизирован н а я система подготовки летательных апп а ратов» , стал кадровым офицером . Однако служить в Мирном на космодроме ему не понравилось , и он по состо янию здоровья в ернулс я в Ворон еж . Там поступил н а юр фак ВГУ и уж е позж е стал заним атьс я «биз н есом». И так , родители его развод ят р уками : мес то нахож дени я сына им не известно. Мы, честно говор я, д умали , что он у ш ел за гр а ницу , поскольку у него был заграничный паспорт. Тут еще такой нюанс: телефонна я св язь у нас оригин альна я — когда звонят по м еждугороднему автомату , невозможно ус тановить, откуда. Так что если даж е он ро дител ям позвонит, мы нич его не узнаем . Что делать? По разным свидетельствам вы я сни ли , что он уехал в Санкт-Петербург к зн ако мой деву ш к е. И вот тут мы подходим к и с тине « ш ер ш е л я ф ам» ... Н аш ли мы , естественно, эту деву шк у , по ехал я к н ей. Она подтверждает — ж и л у нее на квартире . Я , говорит, рай узнала : деньги не считали , ж или красиво , в институт мен я на машин е возил. Я спра шиваю : а ва с не ин тересовало, почему и куда он исчезает то на два, то на три дн я? А м ен я , говорит, это н е касаетс я . Главно е, что у него деньги были и он мне такую жи знь обеспечивал. И это, меж ду прочим , сегодн я типичн ая позиция мно^ гих ж енщ ин . Я потом с другой его подругой разговаривал — в городе Кири ши . То ж е са мое спра шиваю : н еуж ели у вас не возникло вопроса, откуда у человека такие деньги, ведь он нигде не работает? Она попул ярно объя с н я ет : мен я ж и зн ь уж е так побила, что мне безразлично, чем м ужик занимаетс я — лиш ь бы он д еньги проносил. Остальное — его про блемы. С1'ра шн енька я п сихологи я. Но в едь впол не закономерна я д ля сегодн яшн ей ситуа^^ии. И у этой ж енщ ины оп ять ж е двое детей, их растить и кормить надо. Вот только всегда ли эта психологи я себ я оправдыва ет? Как теперь ж енщ ина своим девочкам объ я сн ять б удет, куд а так неожиданно исчез «папа Юра?» Каково ребенку будет привыкать к какому-нибудь очередному «папе» — Феде, Васе или Сереже? Дети ведь не только на подарки и красивую ж и знь клюют, они к человеку прив язываю т с я . И порой сильнее, чем их мама ши . П ечальн а я и стори я ... И вот т ут мы подо шли к мом енту, с ко торого, собственно, и начинаю тс я событи я, о которых при вы кли чи тать в д етектив ных романах . В Петербург я ездил в но ябр е. А вот с но ября до в есны было то, что назы в а е т с я о п е р а т и в н о -р о зы с к н о й д е я т е л ь ностью. Многочисленные запросы , отраба тывание всех его возможных контактов . По сути, надо было найти иголку в стоге сена. Повезло? Везет тому, кто что-то делает. Про вер яя , к уда с ленинградского телефона зво ни л М алахов , мы обнаружили телефон в городе Кири ши . Выя снили , что там ж е ж и вет его друг по военному училищ у . Логично было допустить , что он поехал именно туда. Я в з ял с собой молодого сотрудника — стар ш его оперуполномоченного на ш его отдела Серге я Новикова. Пар ень надежный , энер гичный , толковый . Добирались, естествен но, на поезде, а потом еще от Петербурга до Кири ши три ча са на электричке . Приехали уж е поздно вечером. Между прочим , будь у нас свободна я м ашина с водителем, вз ял бы я с собой еще пару «собровцев» и все бы куд а проще было ... Ну, да что говорить! Город Кири ши — 50 ты с яч на селени я. Адр еса, где он останавливаетс я , мы н е зн а ем. Но перва я мы сль: почему бы ему не ос танавливатьс я вр ем я от вр емени в гостини це? В той ж е , в которой мы собираемс я жи ть? Инт ересуюсь у дежурной. И вдруг: «Конечно, останавливаетс я , в сегда в «люк се», только не всегда документы оформл я ет. У нас если директор указание даст — мы без оформлени я по сел я ем». Короче, ночь мы не сомкнули глаз: в з а мочную скваж ину наблюдали , не по явит с я ' ли Малахов в ном ере напротив . Не по явил с я . А д еж урна я говорит: «Он мог в «М ечту» поехать». А у них «Мечта» — к а к у нас «Су- хоборье», с ночным баром. Поехали , сели за столик . И вот до часа ночи , к а к в фильмах о советских детективах: «Будьте добры, еще ча ш ечку кофе». Н а нас уж е публика тар а щитс я : что за идиоты головой по сторонам верт ят и один коф е лакаю т? А его оп ять н ет к а к нет. Зато от этого кофе снова глаз до утра не сомкнули . Выходные проторчали в подъезде, где ж и вет человек , к которому он мог зайти . А ж ар а — стра ш ная , комары — к а к воробьи. Мы с Сережей Новиковым злые , искусан ные. Все нормальные люди в такую ж ару на пл яж е , а ту т ... Здесь оп ять «ш ер ш е л я фам» — гд е-то же ему ночевать' нужно , если не в гостини це? А я к том у времени уж е изучил , каки е ж енщ ины ему нрав ят с я , — х удые с мило видным личиком . П ровер я ем ки ри ш ский телефон — нам сообщают, да, там живет ж енщ ина 1970 года рождени я с двум я близ н яш кам и . По опи санию — подходит. У со седей ’узнаем , что у нее в последнее врем я д ействительно ж и вет молодой м уж чин а . Показываем фотографию — он! Днем, го вор ят , прак тич ески из дома не выходит, но на звонки отвечает. Вз яли в УВ Д учас ткового в форме, я врод е вне ш татник . Т е перь нуж на легенда, чтобы объ я снить, за чем и кого ищем , почему вопросы задаем. А тут узнаем , что в соседнем доме скон ч алс я ч еловек от ножевых ранений . Вот и легенда — опра шива ем свидетелей. Ставлю Серге я Новикова на в ерхнем эта ж е , чтобы он путь на чердак перекрывал . Участковому говорю: «Тво я ц ель — зайти в квартиру . А там падай на пол и не ме шай с я» . Мы, к стати , пон ятия н е имеем, воору жен Малахов или нет. Звоним — никто не открывает. Что делать? А Сергей говорит: «Когда вы к соседке заходили , где-то замок щ елкнул» . Тут участковый за явл я ет , что ему срочно на техосмотр надо и сматывает с я. Я вниз спускаюсь, а сам думаю: если бы я знал , что мн е дес ять л ет сидеть, я бы с четвертого этаж а только так спрыгнул. Да и на соседний балкон там перелезть ничего не стоит. И вот в течение полутора часов Сергей торчит на п ятом этаж е, а я стою под балко ном уж е внаглую . А что делать? Если он будет пры гать , я его задержу , если выйдет на лестницу , — его Сергей задержит . Ну, а если не выйдет? А в это врем я сотрудники Кири ш ского УВД ход ят по двор у и опра шивают свидете^ лей насчет того убийства в соседнем доме, которое к на ш ей истории никакого отно ш е н и я н е им еет ... Представь , что М алахов смотрит в окно, про убийство ничего не знает и ре ша ет: «Это мен я ищ ут» . Что он сдела ет? Деньги спр яч ет? Обрез зар ядит? И т ут надо найти ре ш ение одно, но верное. Кста ти , чувства страха вообще не испытывае шь. А зарт только , к а к у охотника. Тут вот тоже нюанс сме шной: я стою уже полтора часа под балконом, под руба шкой с коротким рукавом у, мен я коб ура с писто летом торчит. А милици я ки риш ска я в это вр ем я по двор у ходит, ищет, кто того чело века убил. Но ко мне никто не подо ш ел. Ничего себе детективы! И вдруг на мое счастье по явля етс я н а ч альник м естного отдела. Значит , у мен я хоть какая -то свобода передвижений будет. Тут мысль возникла: найти мать на ш ей «ге роини» , котора я пропи сана в той квартире. Говорю ему: «Беги, ищи эту женщину . Ска ж и , что ты сосед снизу и у вас с потолка вода льет» . И в скором времени виж у , что проноситс я мимо м ен я эта ж енщина , вс я запыхала сь — уж очень ей за свою дочь стыдно, что она соседей затопила. Я за ней — остановить не могу. Кричу: «Подождите!» Бесполезно. Я оставил н а ч ал ьника отдела под балконом, догон яю ее, а она уж е на четвертом этаже , ключи до стает. Тут я доб ежал , командую Сергею, чтобы спускалс я , заходить б удем. Представл я е шь , ситуаци я: мамаш е ска зали , что вода, а тут два м уж и ка достают пистолеты и передергивают затвор. Ну, я бы стренько удостоверение показал, предста вилс я . А у нее — истерика. Р уки тр я сутс я, она в замочн ую скваж ину попасть не мо жет . И тут мы за дверью слы шим чьи-то ш аги . Мы с Сергеем на дверь наваливаемс я вм есте, она распахиваетс я и видим —, сто ит такой «лось» в махровом халате , еще покрепче телосложением , чем я . По фото робот у мы его хлюпиком представл яли , а т у т ... Ну, тогда-то уж е не до размы шл ений было — кладем его лицом вниз, защ елки ваем наручники . Само задержание секунд дес ять заняло . Т ут надо сказать спасибо сле дователю Андрею Голобородько — он мне заранее сделал ордер на обыск по месту об н а р уж ен и я М алахова и санкцию н а его арест. Малахов — человек серьезный, даже зна чительный . А может, это у него имидж та кой . Но говорить он сразу начал — спокой но так , обсто ят ельно. Не крутил , не отпи ралс я. В се-таки офицер. В этот момент, кста ти, заходит эта его деву ш ка и возм ущенно за явля ет : «Вы почему тут в обуви ходите? Вы кто такие?» А он: «Это их работа». Я уж е заранее был уверен: этот человек либо вообще будет молчать, либо начнет го ворит правду. Все-таки п ять л ет их в учи лищ е чему-то учили. Он сказал , что все, что он заработал и что ему дали , — это п ять с половиной тыс яга долларов. Три с полови ной тыс ячи сейчас наход ят с я у его знако мого, которому он дал их под проценты. Вот интересный образ жи зни — ж и л на процен ты , име я с этих 3 ,5 тыс ячи 20 проц ентов ежемес ячно. Это около 700 долларов в м е с яц . Кра сиво? При том, что ничего не дела е шь. Впроч ем, он в Кири ши к урсы бухгал теров закончил . Сейчас я жд у звонка , пос кольку его знакомый за явил , что готов до бровольно п ередать те 3,5 тыс ячи долларов. Так что они тож е будут возвращены л ип чанам . И вот теперь на очных ставках начнет с я самое интересное: пусть теперь те, кто говорил, что боль шая ча сть валюты нахо дитс я у Малахова, это подтверд ят. Н е ис ключено, Малахов говорит правду про 5,5 тыс ячи . Во в с яком , случае, я склонен ему верить . Если д р уж ки будут продолж ать упорствовать? Не думаю — они ведь все друзь я д етства. Не может человек т а к ни зко пасть, чтобы, гл яд я в глаза др угу, то пить его. 'Убежден, что теперь деньги бу дут найдены . З а границу они уйти не мог ли , крут ят с я гд е-то у нас. Мы им всем объ я снили ; в случае, если суд признает их ви новными , им грозит до дес яти л ет по ново му законодательству. Чем боль ш е вы суме ете возместить ущерб обманутым гражда нам , тем м ягч е будет наказание . Это тоже предусмотрено законом . А если вы надее тесь через дес ять л ет попользоватьс я свои ми долларами, то у нас к тому времени уже, может, иены будут или юани. Но в любом случае, чтобы по явил с я шан с эти деньги найти и вернуть, нам нужно было аресто,- вать Малахова. Ну, а уж почему мы с этим так позадержались, — судите сами и не оби жайтесь . Кстати , вопрос о форме и размерах воз мещ ени я убытков потерпев шим б удет ре ш ать суд. К ак и определ ять степень вины или невиновности того или иного персона ж а на ш его невымы шл енного детектива. Я тут ничего сообщить не могу. З ап и с а л а Е л е н а БРЕДИС 2 * X а в В1 С1ЕЯЕТ АЙ ДАЖ ЕТЕ ПЕРЬ» ■уизвестного липецкого поэта Серге я Порфирь- евича Паню шкина, как говорят в таких случа ях, в есьма почтенный возраст, но его творческой энер гии нельз я н е позавидовать. Совсем недавно в мес тном издательстве вы шли его «Стихи разных лет». Название книги говорит само за себ я — это своего рода итог его многолетнего подвижнического тру да на ниве русской поэзии, где столько великих имен, прекрасных талантов и где С. Паню шкин сумел предстать «лица необщим выраженьем». И вот передо мной его нова я книга с несколь ко необычным названием «Перо на дамской ш ля п е». И в этой новой книге Сергей Порфирьевич неожиданно дл я м ен я и многих др угих давних по читателей его таланта предстал в новом качестве — прозаика и ... художника. Да, книга проиллюс трирована самим поэтом. Веро ятно, проф ессио нальные художники найдут в его рисунках нема ло изъ янов, но им енно в простоте и незамыслова тости — вс я пр елесть иллюстраций. Теперь о жанровом своеобразии книги. Что это? Рассказы в их классическом понимании — зав яз кой, к ульминацией и разв язкой, собранные в сбор ник? Нет. Это определение тут не годитс я. Скор ее всего, это лирические новеллы. Новеллы-воспоми нани я, нов еллы-размы шл ени я о своем детстве, ро дной земле, о люд ях, дававших ему уроки добра и красоты, обо всем том, что впоследствии сделало из подростка поэта. И хот я, повторю, это книга прозы, но поэт н езримо присутствует в ней нд каж дой ее странице, ему она об язана своим лиричес ким началом. Эти новеллы невозможно переска зать, как невозможно пересказать стихи. Их про сто надо читать. Книга С. Паню шкина продолжа ет линию русской литературы, начатую еще тур геневскими «Стихотворени ями в проз е». В новел лах верно схвачен и отражен момент жизни — яркой, кра сочной, многообразной и вместе с тем так легко ранимой. Главный их герой — мила я сердцу русска я при рода, родина. Это волж ское Понизовье, раскинув ш еес я по об еим сторонам великой русской реки. «О, Волга, колыбель мо я!» — в след за Некрасо вым мог бы воскликнуть С. Паню шкин. И он ска зал о ней, но сказал по-своему, самобытно. Вот, например, как описывает автор родные места: «Бугор Стеньки Разина... Сколько было за триста лет босоногих мальцов на острове, столько и было поисков клада на Бугре. Мы, разумеетс я, н е ду мали откопать разинские с золотом челны — они же, как гласит предание, на самом дне Бугра. Попробуй-ка, докопайс я, б угор-то свы ш е двадца ти саженей высоты. Зато человеческие скелеты, а р ядом с ними ржавые дробовики и кинжалы, на ходили. Так оживали предани я и л егенды... Здесь даже в мертвый штиль в етрено, будто бы ветер посе ял сам атаман Степан Тимофеевич... Стои шь, а р уба шка за спиной вздулась от ветра. И представл я етс я т ебе, что ты и есть атаман тех грозных лет. Кажись, вскинь руки, взмахни ими, как крылами, и — полети шь... Во сне, по край ней мере, так летаю даже теперь». Из приведенного отрывка уже, думаетс я, я сно, сколь глубоко личностна и исповедальна проза С. Паню шкина. В с я его книга пронизана какой- то тонкой щем ящ ей грустью. Исчезает была я кра сота, люди варварски калечат и губ ят ТЩ’что в е ками создавала мать-природа, ру шат с я- д уховно нравственные основы жизни народа. Исчезают целые виды растений, птиц, животных. Ради пера на дамской шляп е практически была уничтоже на бела я цапля, водившая с я когда-то в Понизовь е. Человеческий эгоизм продолжает торжествовать. В на ш ем веке он прин ял грандиозны е мас штабы. Н е спра шивай, по ком звонит колокол, он звонит и по т ебе — таков трагический пафос этих новелл, потому что, уничтожа я природ у, человек в беспа м ят стве уничтожает самого себ я. «О, Ал ександр, грехи на ши тяжки е...» — на писал, словно выдохнул, Сергей Порфирьевич на подаренном мне экземпл яр е книги. Поэт чувству ет себ я отв етственным за все происход ящ ее на зем ле. А мы? Понимаем ли его боль? А л е к с а н д р СУТОРМИН . Гастроли Р 1 1 - 1 1ЕРА: А У ЧП 1 Е ОБРАЗЦ Ы Жил-был такой ленинградский вокально-ин струментальный ансамбль «Поющие гитары», пер вый (организован в 1966 году) профессиональный ВИА в стране. Руководимый гитаристом Анато лием Васильевым, он про ш ел долгий и довольно извилистый путь от простеньких номеров а-л я «Ш едоуз» до рок-опер (например, «Орфей и Эври- дика» А. Журбина). С «Поющими гитарами» вы ступали Ирина Понаровска я, Юрий Антонов, Аль б ерт Асадуллин. Но после выпуска неудачного мю зикла «Гонки» ансамбль начало, что называетс я, лихорадить. К счастью, в обновленном и увели ченном составе, даже и с уходом А. Васильева, «Поющие гитары» на шли в себе силы не размени ватьс я на п есенки, а продолжать ставить боль ши е музыкальные спектакли. Луч ши е из них, образцы жанра, и увид ят лип чан е в ближай ши е воскресенье и понедельник на сцене Академического театра имени Л.Н. Толсто го. Правда, коллектив с конца 80-х годов называ етс я инач е — Санкт-Петербургский государствен ный театр «Рок-опера», и возглавл я ет его Влади мир Подгородинский (художественное руководст во) и Анатолий Федченко (музыкальное руковод ство). Гости привоз ят три по становки: не нуждаю щиес я ни в каких р екомендаци ях «Ии сус Хри с тос — суперзвезда» Ллойда-Уэббера, «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова и сказку дл я д етей и взрос лых «Джельсомино» А. Клевицкого. Сказка весной была показана на престижном театральном фестивале в Москве, а с показами «Юноны» и «Авось» вообще вы шла ц ела я и сто ри я. Отправивши сь с этой рок-литургией на гас троли в три штата США, т еатр практически пов торил путь геро я оп еры, графа Резанова, по Аме рике. А совсем недавно 50 тыс яч зрит елей увиде ли представление оперы в Петербурге у стрелки Васильевского острова, откуда граф уходил в пла ванье. И еще о выступлени ях «Рок-оп еры». Ее посто янно приглашают в едущие концертные залы ро дного города и столицы, она гастролировала в Фин л яндии, Польш е, на Кипре. И всюду труппа, на считывающа я почти пол сотни исполнителей, де монстрирует высокий творческий класс, остаетс я в ерна традици ям п етербургской театральной шко лы и до стижени ям жанра. По следн яя пр емьера театра — «Степан Разин» В. Калле — уже не суперизвестный «хит», а про изведение, рожденное в самом коллективе. Хотя, кто зна ет, как сложитс я судьба нового спектакл я. Мож ет, ему повезет не мень ш е, чем «Юноне»^и «Авось». Во вс яком случае, если «Рок-оперой» сильно заинтересуетс я лип ецкий зритель, то те атр надеетс я показать у нас и «Степана Разина»... К . КОСТИН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz