Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
1^июня 1995 г. № 114-115 (928-929) Эксклюзив для "Тайм-аута' 1' 27-летний Еркежан Сарсембаев — человек-риск. И не потому, что — каскадер . С корее, наоборот — он каскадер , потому что не может без риска . В этой странной, на первый взгляд, но такой упоительной для него страсти Сарсембаева не оста навливают ни роковые переделки , ни увечья, ни д аж е семья, что с тре вогой смотритна него неусыпно н а стороженными глазами красавицы жены и маленькой дочки . Почему он такой? Почему, имея з а плечами собственную ш колу р у копашного боя и около 4 0 0 после дователей в Татарстане и Горном Алтае, не успокоится, не уйметсл? Почему, только-только снявшись в 5-серийной эпопее «Ермак», не спе шит дом ой , а буквально на пустом месте ^ без с^юдств и больших зна комств, лишь с помощью др узей и не покидающего его энтузиазма — создает в Москве новую ш колу — ш колу восточных боевых искусств? Об этом с каскадером беседует наш корреспондент. Ш ежа и С ЙР С ЕМБЙЕВ: « В моей смерти про н икого Н Е винить» Кае-чтвиз жизнироешшги БрюсаЛи — «Каскадер» — слово, по-ва шему, престижное? — Ну, как — престижное? С одной стороны, говорят: «О! Каскадер! Он умеет падать с высоты, переворачивать автомобили, лететь кувырком с лошади...» А с другой сто роны — всегда подразумевается риск для жизни. Я с этим не согласен. Я против такого риска. —Ну, как же? Разве вы не идете на трюки, от которых дух захватывает? Вспомните самый крутой? — Падение с пятого этажа. Это было зимой 91-го года. Зрителей пришло знаете сколько? Прыгал горящим. —Почему — горящим? — Так захотелось. Телогрейку на мне облили раство ром бензина и солярки, голову я спрятал под шапкой. По дожгли, и я прыгнул. Приземлился на задницу. Так запла нировано не было. Но в воздухе меня перевернуло, летел почему-то боком. —И что был за фильм? — Не фильм, просто любительский прыжок. Преду б ед и л жену, друзей — они сразу: «Ты что, сумасшедший?» Я — на «Спортвидео», к своему товарищу Эльдару: «Айда, снимешь!» Он тоже: «Ну, не дурак? Во что хоть прыгать- то будешь?» — «В снег. Чуток сгребем в кучу». — «Да ты что? Жить надоело?» Но вот получилось. Потом еще раз. —И вы говейте, это не опасно для жизни? — Опасно. Но ведь рискуешь, даже переходя улицу. Или когда ночью входишь в подъезд. Фактор внезапнос ти. А я недели готовил себя: тренировал мышцы, все про думывал, не спал, переживал... Бывает, конечно, всякое. Вот сальто делал с третьего этажа — фрык! — и вывих ноги. Боль ужасная! Ходил на костылях. Как раз ролик снимали. Их с моим участием уже штук 35-40. Обычно идут в виде заставок к спортивным те.лепередачам. — А что вообще должен уметь каскадер? — Я думаю, им может стать любой, у кого в сердце шевелится буравчик риска. Надо любить риск — как жур налист любит перо, крестьянин — землю, а мужчина — женщину. —Подождите, но разве не рискуют военнослужащий и ми.тиционер? Или пожарный? — Да, но они действуют в навязанных им обстоятель ствах. А каскадер сам выбирает — хладнокровно и созна тельно — падать с крыши или в о ^ ы в , идти в огонь или в воду. Это сможет или психбольнои, или человек, который страшно любит такую работу и умеет делать ее красиво. Я минимум три часа в день пропадаю в спортзале. Ребята приходят — я уже там, уходят -я опять там. Изумляются: «Ты что, здесь ночуешь?» А все просто: каскадеру нужно много работать. Ну, как ты должен быть подготовлен, чтоб, например, броситься на ходу под мчащуюся автома шину? —А бывало и такое? — Бывало. Под «ЗИЛ» бросался, который жмет под сотню. Зимой. На трассе. Сначала он набрал под сорок — и «сбивает» меня. Я хватаюсь за буфер, перебираю руками — ноги-то на весу! И пролажу под рамой до заднего мос та. Чуть-чуть на карданный вал не намотало. А потом ведь надо еше выпрыгнуть на обочину между передними и за дними колесами. Трасса бойкая. ГАИ мы не предупрежда ли. «ЗИЛ» мчитс я уже под сотню, а у меня нога сосколь знула. Едва выскочил. Еще чуть-чуть, и размяло бы в ле пешку. . Ребята в шоке: на хрена, Еркен, нам за тебя в тюрьму садиться?! Но я загодя им расписку дал: «Я, такой-такой, даю расписку, что сознательно иду на трюк и в моей смер ти прошу никого не винить...» — Это для шофера, чтоб не посадили, когда задавит? — Какой для шофера! Всем! Шоферу, оператору, ре- жиссещ... Обычное дело. —Одного не могу понять: вам 27, жена, дочь, и вы иде те на такие штуки—какой же отчаюга и хулиган вы были в детстве? Нет. Я из многодетной семьи — '^етий из шести. омню, посмот- - ТО( Просто всегда мечтал сниматься в кино. П' ^ § ел кинофильм «Пираты XX века» — первый советский оевик и просто загсгаелся этой мечтой: начал бегать, де лать растяжки. Сам. Никто меня не учил. Это было в Вос точном Казахстане, подУсть-Каменогорском. Отец у меня — механизатор, братья — тоже, мать — доярка. Я один выбрал такую судьбу. — И как это вышло? — От природы, навюное. Судьба. Я и на службу в ар мию попал в спецназ. Сержантом, готовили основатель но. — Повезло? — Не совсем. Это бьш Средне-Азиатский военный ок руг, станция Актогай (Белые зарослзО- Жара — 50 граду сов в тени. Любой сразу вес теряет. Пустыня. Солончаки. Дизентерия. Начинаются надрывы кожи. А это, оказыва ется, диверсионная группа — по подавлению вражеских точек в тылу противника. Вес у меня упал до 62 килограм мов. А я и так маленький. Все удивлялись: как с таким ро стом попал в спецназ? Я говорю: уметь надо! — То есть? — Л в военкомате такие номера выделывал перед ко миссией! КомЛия! Давай падать на шпагат, прыгать, бить ногами: ну и что, что маленький? А вон здоровые, и какой тохге? Как бревна! И что они умеют? Высовываться, как динозавры? Живые мишени. А я — шустрый. Я — проныра. Комиссия сразу: «Согласны, иди-иди-иди!» В части у нас мельче меня был только один — мастер спорта по вольной борьбе. Я с ним боролся — не повалишь. А я был уже кандидат в мастера спорта по боксу, тренировался у знаменито го Юрия Литвинова. Сейчас у меня статус инструктора по рукопашному бою, спе циалиста международного класса по боевым искусствам. — А кому в жизни старались подражать? — Я поклонник Брюса Ли. Так, как его, не ценю ни Ван Дам- ма, ни Арнольда Шварценегтюа, ни Сильвестра Сталлоне, ни даже сына Брюра Ли. Никого. Он — единственный, кто вырабо тал уникальную систему тренировок, настоящее уважение к тру ду. — Опять — труд? — Да, тотд и труд. Я повидал каскадеров. Много «мешков». Как их подбирают, не знаю. Есть Ассоциация каскадеров Рос сии. Но я даже поругался с ними: чего кричать за всю Россию, сидя в Москве? Приезжайте в глубинку, в деревню — там столь ко ребят, которые могут сниматься, не хуже вас ездят на лоша дях, умеют падать. Лично я ни в какие ассоциации не вхожу и входить не буду. Особенно после того, что произошло в подмос ковном Тишково, когда заканчивали снимать «Ермака». — Что именно? — Драка. Я дрался один против десяти. В час или в два ночи приехали со съемок. Мокрые. Усталые. Осень. Холодно. А что бы взять свои вещи в клубе, надо идти через дискотеку. Моло дежь — «под этим делом» — танцует, прыгает. Наши коспомер- ши сунулись было в дверь, а там мрачный такой громила: нечего тут, идите вы... Меня тоже не впускает. Я его отгожнул, забрал вещи. Гл ядь — уже четверо стоят. Выше меня на две головы. И давай «наезжать», тожаться, обзывать «чернозадым», руки рас пускать. А я только-только упал с лошади. Левша. И как раз ле вое плечо повредил, рука на перевязи. Но делать нечего: прямо ею как дам одному! А другого — с ноги! Они —юзом. Остальные бежать. Я — в автобус. Он полон артистов и нашего фата-каска дера из Питера. Гл ядь — валит уже целая толпа: «Ну-ка, выхо ди!» Из коллег, вижу, за меня никто не впрягается. Молчат. Боят ся. Ну, думаю, — убьют. Пришлось снять повязку, вышел — ша рах, шарах, шарах!.. Важно опередить. Как делает Брюс Ли с со перниками -в дистанции, в реакции, в психологии. Инцидент был исчерпан. И среди нас тоже стало ясно, кто есть кто. — И у вас часто такие переделки? — Ну, вот эта бьша самая-самая. Я ведь голову просто так не подставляю, первый не лезу. Просто защищаю Щ)угих или себя. По принципу: «Не суй нос, куда собака хвост не сует», но обя зательно вступаясь за тех, кого обижают. — И вас не останавливает, что, скажем, лучшего боксера СССР Валерия Попенченко в подобных обстоятельствах зарезали? — А что делать? Кто-то ведь должен помогать, когда пятеро на одного? Я это не приемлю и ни за что не пропущу. В Казани трое рэкетиров «наехали» при мне на парня-торгов- ца. Требовали едань». Он мне — никто. Но вижу: взять с него нечего — на маленьком лоточке зубные щетки, паста. Мелочев ка. Я им: «Нехорошо, ребята!» А они — с кулаками. Вынужден был преподать небольшие уроки. Двоих отправили в реанима цию, одного — в милицию. — И они потом вас не разыскивали? Не было ос.тожнений со следствием? — Нет. Я прав. В Казани меня знают. А эти «орлы» теперь обходят за три километра. — Какова грань, за которую не должен заходить негодяй, чтоб не испытывать ваше терпение? — Достаточно словесно оскорбить женщину. — Хотите стать вторым Брюсом Ли? — Я — уже Брюс Ли. Только — казахский. — Говорят, похожее амплуа, только на российском историчес ком материале, у вас в сериале «Ермак»? — Я благодарен судьбе, что она свела меня с двумя знамени тейшими режиссерами Владимиром Аркадьевичем Краснополь ским и Валерием Ивановичем Усковым. Они известны по филь мам «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Ночные заба вы» и другим. Эпопея из пяти серий «Ермак», в которую я был приглашен ими, выходит на «Мосфильме» в конце года. Осталось на пару дней досъемок и озвучание. А вообще снимали ее с 1991 года — денег не было. Я не участвовал в зимних и павильонных съемках. Только в летних. Драки. Бои. Стожновения. Сам их ставил. Сам играю. Без дубляжа. И трюки. И эпизод с диалогом, когда хан Кучум в исполнении туркменского артиста Нарлиева подъезжает к двум князьям, Эдигеру и Бигбулату, предавшимся Ермаку, а я, его воин, выдаю их своему повелителю. Сыграл й еще одну эпизодическую роль — турецкого мурзу, которого берут в плен. Роль Ермака исполняет Виктор Степанов, известный по филь мам «Ломоносов», «Холодное лето 53-го», его жену — Ирина Алферова. Потом — Петр Вельяминов — мой хороший друг, Саша Пятков, покойник Евгений Евстигнееев, который начинал играть Ивана Грозного... Словом, много. И российских. И из Узбекистана, Казахстана... А сколько войск и курсантов переоде вали дл я батальных сцен — особенно в Алтайском крае, в Барна уле, у-у-у! Фильм красочный, интересный — с любовью, с нена вистью, насилием, добротой!.. — Если не секрет, сколько вы на нем заработали? — По контракту, 75 тысяч рублей за съемочный день. Я был занят ровно месяц. Вот и считайте. Чистыми— еще меньше. Если вспомнить, сколько падал под лошадь, горел, получил ран и ожо гов, с этими деньгами не сравнишь. Да я и не за них работаю. Главное — есть любимое дело. Что Бог дает, тем и живу. —Это ва ша философия? — Моя философия — испытай себя. Проверь, чего ты сто ишь. Свое сердце, свой разум. Накатывает волна, девятый вал — не бойся, встань напротив. Лучше погибнуть, чем пресмы каться. — Вы «м^айно не комсомолец? Это они рвались проверить себя на БАМе или Колыме... — Я не о том. Почему я не уважаю Ван Дамма? Он работает на показуху. Нет, конечно, это суперзвезда, у него тренировки, прекрасная растяжка. Но на ринг он уже не выйдет. Главное — вне шние эффекты. А такой человек, с именем, должен хорошо драться. Выиди, покажи, чем ты владеешь... Умно спросил его в телепередаче «До и после» Владимир Молчанов: «Вы спортс мен или актер?» Он ответил: «Актер». И этим все сказано. — А вы — спортсмен? — Я — и спортсмен, и актер. У меня нет страха ни перед боем, ни перед кинокамерой. — И хотите обучить этому тех, для кого создаете в Москве школу боевых искусств? — Меня устроит, если для начала они научатся защищаться от нападения. Хотя бы одним приемом из тысячи. В мою систе му входят каратэ простое и с пажами, дзюдо, бокс, борьба. Я учу растяжкам, безболезненно падать на асфальт или бетон, правильно дышать, тренироваться. —Нов кр|ще концов, из этих людей выйдут каскадеры? — Это —их дело. Моя давняя мечта — научить защищаться от нап!адения. Я смотрю, сколько убивают и калечат журналис тов: Дима Холодов, Влад Листьев, дгоугие... Откуда мы знаем, что с тем же Владом было в подъезде? Может, налетели на него не только с оружием, и был шанс, владей он навыками самоза щиты? Я хочу встретиться с главными редакторами столичных из даний — пусть помогут мне сделать первые шаги. Я набираю двадцатилетних, но начинать можно в любом возрасте, и для журналистов это будет бесплатно. — Денег нет, помещения нет. Семья, насколько я знаю, в Ка зани, остальная родня — в Казахстане. Вам не кажется, что вы просто оторвавшийся от земли романтик? Фанат? На что вы на деетесь? — На свою голову. На мечту, которая ведет меня по жизни. Я не подаю в переходах метро ажашам или опустившимся до попрошайничества верзилам — только бабушкам или катекам. Любой, даже нищий, может достичь своей мечты. Нужно верить и действовать. На Горном Алтае есть курганы скифов. Там была, говор ят, девушка, овладевшая древнцми бойцовскими искусствами, ко торая побивала даже мужчин. Помнят горноалтайцы и о том, что 6-я или 7-я жена Чингиз-хана была их землячкой. Горд ятся этим. А нам чем сегодня гордиться? Посмотрите: даже в дерев нях — голод. Из Казахстана мне письмо отправить не могут, недавно получил одно—плакать охота: конвертов, пишут, нету, марок. Денег не дают по полгода. В магазинах — шаром пока ти. Только и остается, что верить в себя, в свои силы. А чтение помогает? — Очень люблю о Сталине читать, о Берии, о Брежневе даже... Мне интересно, как они все это держали? — Не боитесь прослыть сталишктом? — Нет! Нет-нет-нет! Дело не в политике! Мне любопытно, как это все так быстро, за короткий срок можно было сделать? Был Николай II. Все на него молились. Все ему верили. И вдруг —^раз! — Ленин какой-то выскочил! Столько масс вовлек, все забурлило, стало меняться. Как они смогли? — В таком случае вы должны симпатизировать и Горбачеву? — Нет! Я его терпеть не могу. Он болтун. —Почему?Дл я вас риск—делоблагородное. И для неготоже. Вы рискуете своей головой и лошадью под вами, а он рискнул своей головой и государством. Вся штука —в масштабах... — Не только. Рисковать надо с умом. С расчетом. А он сде лал это глупо. Торопливо. Вот именно, как вы сказали, — будто вскачь на лошади рубанул сплеча. Только это не лошадь, а це лая страна. Его еще осудят, если за границу не сбежит. И не толь ко за «Жилье-2000»... — Ну, это опечатка. Программа называлась «Жулье-2000», и она таи^фально шествует по стране. А как вам Е!льцин? — Очень хитрый. Продержится еще. За счет террора. Хотя, ес.ли этим летом не исправить положение, то все забасэтют. Все. И учителя. И врачи. И заводские. Даже журналисты. Он ездит, ему предъявляют показушные места^ А народ доведен до пре дела. То же Тишково — Подмосковье, а посмотрите, как жи вут. Я специально ходил по деревне. Даже скотину не держат — нечем кормить. — Как же так — хитрый и не справляется? — Сам Ельцин не виноват. Есть среднее звено. Помощники. Они виноваты. Он —это голова, а они — руки, ноги, глаза, уши. Разве за всеми углядишь? — Странно слышать это от человека, который как раз потря сающе владеет своими руками, ногами, телом... — Я — не политик. —А кто вы по знаку Зодиака? — Рыба. А родился в год Обезьяны. — Это соответствует вашему менталитету? — Ну вы же видите, какой я. Про людей рискованных и гиб ких говорят: «Как рыба в воде», а про ловких и прыгучих — «Как обезьяна». — Рискуя на каждом шагу, вы наверняка верите в приметы? В какие? — В некоторые сны. Они, по поверью, живут в нас в течение нескольких поколений. Пробиваются кусочками из предыдущих жизней. Как и ощущение, что тебе давно знакомо место, куда ты попадаешь в первый раз. Когда мне снятся животные — корова, лошадь, это к хоро шему. К здоровью, к дружбе, к добру, к успеху. Покойник — к прибыли. А вот вода или купаешься в ней — к плохому, к бо лезни. — Значит, если б перед тем прыжком с пятого этажа присни лась вода, не прыгнули бы? — Все равно прыгнул бы. — .Почему? — Характер такой. Человек сам создает свою судьбу. Как поставит жизнь, так и живет. ■ Беседу вел Юрий ДЮКАРЕВ, Сонтакты земляков ТР И ВСТРЕ Ч И С ОЗЕРОВ Ы М Близким знакомством с Николаям Нвколасзиэсг; Озеровым может похвастать далеко не каждый. Усмансц Илья Гаврилович Соломыкин с Озеровы-м не только знаком, но н дважды удостоен чести быть пригл ашенным на юбилей знаменитою артиста, спорт смена, телекомментат<ша... \ О своих встречах с Николаем Озеровым рассЛзывасг сам Илья Гаврилович. ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ Еще в детстве я любил слушать радиорепортажи Вадима Си нявского. Тогда же пытался подражать им, вел свои «репортажи» в кругу друзей, позднее—в техникуме, в самодеятельности. А когда в эфире появился Николай Озеров, то у меня родилась мечта встре титься с ним, познакомиться. И такой случай представился. В 1957 году я был включен в число делегатов на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве от Липецкой области, Озеров, конечно, тоже был в это время в Москве, и в Лужниках в рамках фестиваля была устроена встреча с ним. Задал ему свои вопросы и я. Он на них ответил, на том, собственно, наше общение и закончилось. А второй раз с Озеровы.м я встретился двадцать пять лет спус тя. ВСТРЕЧА ВТОРАЯ в 1982 году том приехали Н1 я отдыхал в Кисловодске. В санаторий с концер- Тонков и Владимиров (известные больше как Ав- дотьяТЗикитична и Вероника Маврикиевна). После них на эстра ду поднялся я и провел «репортаж» о выступлении заезжих знаме нитостей. Артисты заинтересовались и по приезде в Москву по звонили Озерову: «Так и так, в Усмани живет один товарищ, ведет репортажи в вашем стиле». Я тоже вернулся домой. И от Николая Федоровича Богатыре ва, тогдашнего секретаря обкома по идеологии, узнаю: через 11 дней в Усмань приезжает Озеров, хочет со мной познакомиться. Озеров приезжал, конечно, не специально ко мне. Вместе с Натальей Фатеевой они составляли агитпропбригаду Роскрнцер- та. И на другой день после выступления в Лнпсщсе Николай Ни колаевич приехал в Усмань. Провел две встречи — с местными спортсменами и с партхозактивом; посетил детскую и взрослую колонии. После обеда в узком кругу я пригласил Озерова к себе на дачу, приглашение было принято. Приехали, расстели.пи на т[заве одеяло, достали бутылку шампанского. Николай Николаевич про гулялся по даче, нарвал трехлитровую банку шиповника. Потом вернулся за наш «стол», запел. Одну , другую, третью песню Как- то незаметно вокруг нас софалась уже целая компания. Мимо про ходил офицер, удивился: «Вы Николай Озеров?!» — «Да, я Захо дите к нам». За знакомство выпили, ...Ночью Озеров уехал в Липецк, где ему предстояло еще одно выступление — в ДК ггоофсоюзов. Пригласили туда и меня. И вот неожиданно Николай Николаевич говорит: «В зале находится мой старый знакомый, еще по Московскому фестивалю .молодежи и студентов, Илья Гаврилович Соломыкин. Про шу его подняться на сцену», Я смутился, но что делать: поднялся и провел «репор таж» о поездке Озерова в Усмань. ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ Прошло два месяца. И вдруг я получаю по телефону пригла шение на 60-летний юбилей Озерова. Празднование проходило в «Бристоле», но туда я не попал. Ехать мне отсоветовал тот же Богатьшев: «Не надо, — говорит, — вдруг что не так там скажешь. Расхлебывай потом». Но на третий день после юбилея я все же приехал в Москву. Добрался до квартиры Озерова, а он в больнице — тяжелая бо лезнь не отпускала Николая Николаевича уже тогда. Еду в боль ницу, а там целая делегация — Владимир Маслаченко. жены Ми хаила Яншина, Тиграна Петросяна. Вручил я юбиляру памятный адрес и хохломской самовар. На следующий день опять приехал в больницу, на этот раз уда лось поговорить долго с Озеровым, много чего о себе он тогда рассказал. КУРЬЕЗЫ ОТ ОЗЕРОВА в 1963 году в Лондоне состоялся футбольный матч «(.^борная Англии — сборная мира». Озеров вылетел на него в день игры. Отправка самолета задержалась, и, если бы, как планировалось, самолет совершал промежуточную посадку в Брюсселе, то успеть на игру Озеров бы никак не смог. И уже в полете Николай Нико лаевич уговорил летчика, тот получил «добро» из Москвы, и са молет вместо Брюсселя приземлился в Амстердаме, где Озеров тут же пересел на рейс до Лондона. В общем, когда репортаж был уже под угрозой и судья выво дил команды на поле, Озеров вбежал в комментаторскую кабину и на весь стадион крикнул «Я здесь!». Лев Яшин и Игорь Нетто, игравшие за «Сборную мира», утверждали потом, что крик этот был слышен даже на поле. Еще одна полубыль, прпуанекдот из жизни телевизионщиков. Как рассказывал Озеров, при проведении прямых трансляций из студии человеку, находящемуся на экране, режиссер безмолвно подсказывает, сколько тому осталось времени в эфире. Поднимет три пальца — значит, осталось три минуты, два пальца — две и так далее. А по истечении времени загорается красная лампочка. И вот однажды в студию пригласили одного железнодорож ного руководителя. Он увлеченно рассказывал о развитии путей сообщения в Москве, а тем временем ему показали поочередно три, два и один палец. Наконец загоре.лась красная лампочка, а желез нодорожник все продолжал свое выступление. Когда нервы у ре жиссера трансляции уже начали потихоньку сдавать, руководатель сделал небольшую паузу и произнес в камеру: «Ну, а теперь я рас скажу о Московской окружной дороге». ♦* * Не обходилось и без комментаторских ошибок. В 1972 году Озеров вел репортаж с хоккейного матча Олимпиады. В это время по телефону передали сообщение о телеграмме из Инты, в кото рой болельщики поздравляли советских лыжников с победой в эс- 4 колаевич и включил эфирный микрофон: «дорогие друзья, мне сейчас передали поздравление для наших замечательных лыжни ков. Свои привет к зосхяшепие их спортивными достижениями посылают молодые дев'/шки - - Инна, Шна, Тамара и Анна.» ЦЕЛЙ ТЁЛЕМ Я СТАЛ П О СОВЕ1ГУ О ЗЕРО ВА о своей болезни Озеров рассказал мне впервые еще на даче. Тогда же я поделился с ним народными рецептами, собранными еще моей бабушкой Матреной Алексеевной. Николай Николае вич заинтересовался, дал мне совет всерьез заняться этим делом — народной медициной. Ему, правда, мои тр-авяные сбш)ы помочь не смогли - слиш ком далеко уже зашла болезнь: в больницах Озеров лежал неод нократно, и в конце концов диабет победил — пришлось ампути ровать Ногу. А я, с легкой руки Озерова, действите.льно занялся целитгль- ством всерьез. Сейчас в Москве и в Воронеже выходят сразу две мои книги о лекарственных травах, О Б И Д Н О , Д О С А Д Н О .,. Н О Л А Д Н О Человек чрезвычайно добрый и незлопамйтный, Озеров одну обиду все же затаил. Обиду на руководство тогдашнего Комитета по телевидению и радиовещанию. "Проводили меня на пенсию втихую, по-плохому, — говорил Озеров, — ведь мог бы еще работать. Обк/сто епю, что нк!<го меня тогда не поддержал. Испугались, видно. Охлаждение к себе почув ствовал заранее, были неприятные разборки на планерках, при помнили мне все ошибки. Только теперь, в последние годы, пошло потепление. Люди вновь потянулись ко мне. Это приятно. Но старая рана все же бо лит." Ч Е ЛО В Е К Ч Е ЛО В Е КУ - Д Р У Г о том, насколько широка и щедра натура Николая Николае вича, говорит один показательный случай. Моим знакомым из Усмани, мужу и жене, нужно было попасть на лечение к известному специалисту в Москве. Я передал с ними записку для Озерова, супруги нашли его на телестудии. Николай Николаевич бросил дела и лично потратил на моих знакомых це лый день показал им Москву, устроил консультацию у меди цинского «светила» и даже оставил у себя дома ночевать. Все это — для людей, которых видел первый раз в жизни... На фото: Николай Озеров вручает Илье Соломы- кину свою визитную карточку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz