Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

М о с к в а р а с т е т н а л и п е ц к о м ц е м е н т е г а ш и ш — в д а м с к о й с у м о ч к е 30 мая 1995 г № 103 (917) «ЛИП Е ЦКЦ Е М Е НТ » НЕ ЖЕЛАЕТ БЫ ТЬ Н А « Б О Б АХ » У проходной акционерного общества «Липецкцемент» каждый день выстраи ­ ваетс я ц епочка грузовых автомобилей. Около трети машин — с иногородними но ­ мерами. Водители и экспедиторы, поку ­ рива я и обменива яс ь новост я ми, терпели ­ во ожида ют свою очередь. Люди и техни ­ ка прибыли за цементом. Липецким це ­ ментом... Активное развитие цементной промыш ­ ленности в бывшем Союзе пришлось на 50-60 годы. Страна возрождалась после во­ енной разрухи, отсюда — и такое внима ­ ние к этой отрасли народного хозяйства. Первые две технологические линии Ли ­ пецкого цемзавода были приобретены в тогдашней ГДР и смонтированы в 1963- м. Через десять лет в строй пустили третью линию, уже свою, отечественную, более мощную. Выпуск продукции здесь ведет­ ся так называемым сухим способом, ко ­ торый считается прогрессивным. На пред­ приятии могут выпускать практически все существующие марки цемента, которые пожелает заказчик. Последними являют ­ ся, в первую очередь, конечно же, строи­ тели. Цементники поставляют свою продук ­ цию в Беларусь, Прибалтику, города Чер ­ ноземья, Ярославскую, Орловскую облас­ ти. Одним из крупнейших потребителей является Москва, где жилищное строи ­ тельство, на зависть других регионам, идет нынче «семимильными шагами». Кстати, липецкий цемент поступает в столицу и на возведение храма Христа Спасителя, уничтоженного в 30-е годы. Не остаются обойденными и наши мас­ тера-зодчие. Двадцать пять процентов от всей выпускаемой на цемзаводе продук­ ции поступает на стройки области. Если потребуется больше, то, как заверили це­ ментники, за ними дело не станет. Любопытен, на мой взгляд , и такой факт. Десять процентов производимого на предприятии цемента приобретают... час ­ тные лица. Допускаю, что часть из них — обычные перекупщики. Но, наверное, есть и люди, которые решили строить, или уже строят себе жилье. Как говорится, Бог в помощь... Ситуация на заводе в целом, как и на многих российских предприятиях, дале ­ ко не блестящая. Если до 1991-го цемен­ тники выдавали «на гора» 1 800 000 тонн продукции в год, то сейчас — едва дотя ­ гивают до миллиона. Правда, в настоящий момент выпуск цемента увеличился по сравнению с таким же периодом прошло-, го года на 54 процецта. Можно бы и пора­ доваться,.только, ведь в том ж е 1994-м спад . производства составил почти 50 процен-- тов. Так что до былых высоких показате ­ лей «рукой пока не достать». Причины бед цементников по нынеш ­ ним временам, в общем-то, банальные. Ин ­ фляция, взаимные неплатежи, непомер­ ные налоги, дороговизна энергоносителей (цемпроизводство очень энергоемкое : 50 процентов себестоимости продукции при ­ ходитс я на энергоносители) и услуг за ж е ­ лезнодорожный транспорт, недостаток обо­ ротных средств: на «картотеке» цри всем желании сильно не разбежишьс я... Н о ос­ новна я причи на производственного спада все же св яз ана со строител я ми, с катас ­ трофическим положением промышленно­ го и жилищного строительства. И пока ситуаци я в этом вопросе не выправитс я, во что цементники еще вер ят, с ерьезных подвижек к лучшему вр яд ли предвидит­ с я. Д ва года назад представители АО «Ли­ пецкцемент» установили контакт и под­ писали контракты с р яд ом финских стро­ ительных фирм на поставку им цемента определенных марок. Св язи п остепенно укрепл я лись, финска я ст орона была очень довольна качеством получаемой продук ­ ции. К слову, выпускаемые на цемзаводе марки цемента соответству ют европейским стандартам. К сожалению, взаимовыгод­ ные сделки вскоре прекратились. Финнов отпугнула цена на липецкий цемент, ко ­ торая поднялась выше мирового уровня. Липчане и рады бы оставить все по-пре­ жнему, но в очередной раз в России под­ нялись цены на энергоносители. Работать же себе в убыток, как понимаете, никто не будет. С недавних пор страны Востока (Арабс­ кие Эмираты, Иран, Саудовская Аравия, Ирак) и Юго-Восточной Азии (Сингапур, Индонезия) перестали устраивать дорогос­ тоящие закупки цемента в других госу­ дарствах. Закупив технологии, они при ­ ступили к строительству и мощнейших цемзаводов. В недалеком будущем миро­ вым экспортерам цемента, видимо, при ­ дется потесниться, а некоторым — и ус­ тупить свои завоеванные позиции. Не ис­ ключено, что дешевый цемент с Востока и Азии найдет себе дорогу и в Россию и, тогда отечественные производители цемен­ та окажутся на «бобах». В АО «Липецкцемент» пришли к выво­ ду, что необходимо серьезно побеспокоить­ ся о своей дальнейшей судьбе. Как проин ­ формировал главный инженер акционер ­ ного общества Сергей Погорелов, заводча­ не сумели найти зарубежных партнеров, согласившихся вложить валютные инвес­ тиции в реконструкцию их производства. С известной немецкой фирмой «ХВЦ» лип ­ чане заключили контракт на поставку со­ временного технологического оборудова­ ния. На предприятии будет смонтирована новейшая автоматическая линия по упа ­ ковке цемента, соответствующая мировым стандартам. Благодаря этому цементники смогут отгружать и поставлять продукцию в любую точку земного шара. Должна сни ­ зиться и себестоимость продукции. Нача­ ло реконструкции планируется начать в 1996 году. Коснулись мы в разговоре с Сергеем Александровичем и больной для нашего города темы — экологии. Погорелов пре­ красно понимает, что выбросы цемзавода в атмосферу не только загрязняют окру ­ жающую среду, но и в какой-то мере до­ бавляют «болячек» липчанам. В свое вре­ мя проектировщики, местные власти до­ пустили ошибку, расположив и построив завод на окраине областного центра, хотя от соседства подобного типа производств и крупных населенных пунктов пытались уходить и тогда. Что сделано, то сделано, но и окончательно мириться с этим нель ­ зя. Цементники чувствуют «свою вину», поэтому при реконструкции завода ими предусмотрено сооружение различных очисток и фильтров. В экологический про­ изводственный контроль заложены такие «ноу хау» , которых еще нет даже на ана- логрчных- предприятиях в странах Евро­ пы. . Несмотря на трудности, коллектив на Липецком цементном полностью сохранен. Более того, предприятие готово принять к себе на работу слесарей, сварщиков, мужчин, владеющих технологическими специальностями. Средняя зарплата на заводе составляет 350 тысяч рублей и, что немаловажно, выдается практически без задержек. Продолжают здесь строить для своих работников и жилье. В этом году 67 семей цементников заселят «девятиэтаж­ ку» со встроенным магазином. Квартиры люди пока получают бесплатно. Прощаясь, поинтересовался у генераль ­ ного директора акционерного общества Н. Потапенко : как работаетс я к оллективу без «надсмотрщиков» — главка, министерст­ ва? — Полноправными хоз я евами быть, без­ условно, хорошо, — улыбнулс я Ник олай Яковлевич. — Только не надо забывать и притчу, когда отец давал сыновь я м ломать прутик и веник. Помните, что вышло? Вот так и родственные предпри ятия д олжны поддерживать друг друга, вместе-то мы сильнее. Поэтому большинство российских цемзаводов, в том числе и Липецкий, ор­ ганизовали концерн «Цемент». Концерн занимаетс я к оординацией научно-техни ­ ческой де ят ельности в нашей отрасли, вы ­ рабатывает едину ю техническую и произ ­ водственную политику, поддерживает раз ­ витие науки в этом плане. Необходимо пос­ тоянно думать о будущем, о будущем на ­ ших людей, тогда и любые трудности мы будем преодолевать увереннее и легче... А н а т о л и й ЖАДОВ . П а м я т н и к п о г и б ш и м в о и н а м в Н о в о й Д е р е в н е Л и п е ц к о г о Ф от о А . Г И Р Е В А . Экономика: день за днем КУПИЛИ ЖИЛЬЕ ПО ДЕШЕВКЕ Триста шестьдесят семей новолипецких металлургов получили ордера на современ­ ные благоустроенные квартиры в дву :^ но­ вых домах, возведенных Липецким домос­ троительным комбинатом в 23 микрорайоне. Правда, достались они им не бесплатно. Но сумма, котору ю пришлось внести в минув­ шем году — по сто тысяч рублей за квад­ ратный метр, — по нынешним временам, можно сказать, мизерная. Это лишь часть, причем незначительная, стоимости жилья. Львиную же долю его сооружения оплатил металлургический комбинат. Предприятие это, одно из немногих в области, наращива­ ет сегодня выпуск продукции, получает ве­ сомую прибыль и по-прежнему напргшляет немалые средства не только на развитие производства, но и на строительство того же жилья, развитие социальной инфраструкту­ ры. ЮБИЛЕЙ д а в р о й ТРАДИЦИИ Традиционный, на этот раз в известной мере юбилейный, смотр производственной культуры проходит в эти дни в птицевод­ ческой отрасли области. Зародившаяся трид­ цать лет назад, она, благодаря интенсифи­ кации на основе новейших достижений на­ уки и передовой практики, в том числе за­ рубежной, развивалась динамично и ста­ бильно. По целому ряду параметров : яйц е­ носкости, например, привесам, экономичес­ кой эффективности труда — занимала ве­ дущие позиции в бывшем Со юзе. В послед­ ние годы, как и другие отрасли АПК, она по известным причинам сдала позиции, ра­ ботает в половину, а то и в треть силы. И все же сохранила свою жизнеспособность, сполна может удовлетворить спрос на свою продукцию, включая продажу населению молодняка. Его реализовано уже около 250 тысяч голов, что на 40 процентов больше прошлогоднего. В отрасли обновляются производственные фонды, сохраняются складывавшиеся года­ ми высококвалифицированные кадры. Смот­ ровая комиссия, куда входят руководители, специалисты отрасли и ее отдельных под­ разделений, особенно выделили по культу­ ре производства такие предприятия, как совхозы «Россия», «Красный колос», сель­ хозкооперативы «Светлый путь», «Солидар­ ность», птицефабрика «Задонская». ОТ ТРАКТОРА ... К СОХЕ ? Продолжает сокращаться машинно-трак­ торный парк агропромышленного комплек­ са области. Тракторов, например, на его вооружении осталось 14,4 тысячи, почти на двадцать процентов меньше, чем в 1992 году. Число зерноуборочных комбайнов за это время сократилось на тридцать процен­ тов. Значительно меньше также стало гру­ зовых автомобилей, другой техники. При этом растет износ машин, а обновления практически нет. Так, в первом квартале на вооружение села поступило всего 32 новых трактора, 11 грузовых машин, 5 зерноубо­ рочных и 2 свеклоуборочных комбайнов. Это ставит крестьян во все более сложное по­ ложение. Проф ессионально -т ехническое училищ е № 10 г. Л и п ец ка одно и з н е ­ многих ср ед ни х специальных зав ед ен и й , которое гарантирует своим вы ­ п ускни кам трудоустройство на своем базовом предприятии — Новолипец ­ ком металлургическом комбинате. На сним ке : мастер производственного обучения Любовь Анатольевна Гур- ко с учащимися . Любовь Анатольевна участвует в областном конкурсе «М ас ­ тер года». Фото Е. САМОХВАЛОВА . Что показали прокурорские проверки ВСЕМУ ПОМЕХА БЕСКОНТРОЛЬНОСТЬ Проверка на местах и анализ отчетности по государствен ­ ному контролю за использованием и охраной земель пока ­ зали, что комитеты по земельным ресурсам и землеустрой ­ ству области не в полной мере осуществляют контроль за соблюдением земельного законодательства. Д а , специалисты -землеустроители провели в прошлом году ряд комплексных проверок по выявлению, устранению и пре ­ дупреждению нарушений законодательства и привлечению виновных к ответственности . Комитеты проводят и такую крайне важную работу, как оформление и выдача свиде ­ тельств на право собственности на землю физическими и юридическими лицами, в том числе собственниками земель ­ ных паев. Но контроль за соблюдением законодательства со сторо ­ ны земельных комитетов явно недостаточен, а неоправдан ­ ное промедление с выдачей документов на право собствен ­ ности на землю тормозит проведение реформы, н а [^ш а е т конституционные права граждан, юридических лиц. В области примерно четверть владельцев земли ещ е не имеет на руках свидетельств. Особенно отстают с этим в Липецком районе. 3 ходе проверок земельные комитеты выявили ряд нару ­ шений законодательства, выразившихся в низкой культуре земледелия, нерационгшьном использовании земли. В фер ­ мерских хозяйствах возделываются, как правило, одна-две культуры, в посевах преобладает ячмень, не применяются удобрения, посевы сильно засорены . А ф ермерские хозяй ­ ства «Луч», «Эллада», «Светлана», «Кедр» Добринско го рай ­ она к обработке земли вообще не приступали. Подобная картина во многих крестьянских хозяйствах Задонского , Л и ­ пецкого , Лебедянского , Хлевенского и других районов. Крас- нинские хозяйства, к тому же , нарушают природоохранное законодательство. Земли колхозов «Родина», имени Л е н и ­ на, КП «Половневское» сильно загрязнены пестицидами . За нарушение виновные привлечены прокуратурой к дисципли ­ нарной и административной ответственности. Собственникам земли, допустившим нарушения законода ­ тельства, земельные комитеты выдают предписания, требу ­ ющие в те или иные сроки устранить нарушения. Но свои предписания землеустроительная служба слабо контроли ­ Правильно е исполь зовани е и охра на з емель, соблюде ни е з емель ного законодат ельства — ос ­ новополагающи е положе ния Указа Пр е зид е нта р е гулировании з емель ных отнош е ний и ра з ­ витии аграрной р еформы в России*^. Эта про ­ блема в области решаетс я птудно. В -*Лип ец- кой газ ете^ н еод нократно публиковались мат е ­ риалы о бе здушном отнош е нии к з емле ее со ­ бстве нников, н еправиль ных д ействи ях руково ­ дит елей сельско хо зяй ст в е нны х пр едпри ятий при выд еле нии з емель ных па ев, гор е-фермерах, о ре зульт ат ах компл екс ных пров ерок по вы яв ­ л е нию , устран е нию и пр едупрежде нию наруш е ­ ний з емель ного законодат ельства, проведе нных з емлеустроитель ной службой области. П уб ли к у ем а я с е годня статья — продолже ­ ни е ра зговора на эт у т ему. рует, и они практически остаются невыполненными. Пустым звуком остались предписания, выданные земельным комите ­ том Липецка , связанные с освоением участков, выделенных гражданам под индивидуальное жилищное строительство в районе Косыревки. А выделенный комитетом Елецкого рай ­ она земельный участок площадью 73 гектара елецкому каза ­ честву для поселения и сельскохозяйственного использова ­ ния осваивать пока не собираются, он превратился в рассад ­ ник сорняков. Проверкой на местах установлены факты превышения пол ­ номочий должностными лицами земельных комитетов. По хо ­ датайству лебедянских землеустроителей , например, поста ­ новлением и.о. главы администраЦии_Лебедянского района было ликвидировано фермерское хозяйство «Братья Иншако - вы». В суть конфликта вдаваться не будем. Скажем только, что арбитражный суд области, куда обратился глава хозяйст ­ ва В. Иншаков, постановление и.о. главы администрации рай ­ она признал недействительным. В органы про|Фратуры поступают жалобы о том, что кол­ лективные хозяйства отказывают работникам социальной сферы, пенсионерам в выделении имущественных паев и з е ­ мельных наделов. Такие факты имели место в ТОО «Ново- сильское» Тербунского района, грязинском ТОО «Плеханов ­ ское», других хозяйствах. Прокуратурой опротестованы эти решения, они рассмотрены и удовлетворены. Все это сви ­ детельствует о том, что на местах по-прежнему нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан на владе ­ ние, пользование и распоряжение землей. Эти права граж ­ дан не всегда обеспечиваются и местными органами влас­ ти. Происходит это потому, что издаваемые администрация ­ ми правовые акты противоречат законодательству о земле. Одной из причин отмеченных нарушений земельного з а ­ конодательства является правовая неурегулированность з е ­ мельных отношений, отсутствие нового земельного Кодек ­ са. В связи с этим не вступившая в силу гл. 17 Гражданского Кодекса Рср создает правовой вакуум в земельных отноше ­ ниях между юридическими и физическими лицами. Вопросы земельных отношений, которые можно решить лишь на уров ­ не субъектов Федерации , до конца не решаются. Остается пока не пересмотренной городская черта, по -пре ­ жнему сохраняется сложной порядок учета земель по г. Ли ­ пецку, Липецкому и Грязинскому районам. В администраци ­ ях города и районах ведется их двойной учет. До сих пор территория ОПХ «Липецкое», находящаяся в административ ­ ных границах Липецка , не передана городу. И наоборот, тер ­ ритории пос. Сырское, часть территории АО «НЛМК», АО « ЛТЗ» остаются в административных границах Липецкого и Грязинского районов. Неурегулированность этих важных во ­ просов создает дополнительные сложности по учету налого ­ облагаемой площади, в результате — недобор земельного налога в бюджеты всех уровней, жалобы граждан при прива ­ тизации земельных участков. ^ ДО БРИНА зам. начальника отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов областной прокуратуры. И в Т А М БУРЕ ЗЙ1ЙХ Л0 ВЙЛЕ1 ЫМ ... В р е й д е ж е л е з н о д о р о ж н о й м и л и ц и и п р и н я л у ч а с т и е н а ш с п е ц и а л ь ны й к о р р е с п о н д е н т Нас пятеро : оперуполномоченный угоозыска лейтенант Андрей Шумков, старший лейтенант Владимир Никифо­ ров, младшие лейтенанты Михаил Гордеев и Валерий Гри­ шин и вага корреспондент. Обычный рабочий рейд. Реви­ зи я 651 -го поезда «Тамбов — Москва». Цель — вы я вление безбилетных пассажиров и неоплаченного багажа. Втора я сп ецзадача в документах не обозначена. В слу­ чае, если будут обнаружены факты перевоза наркотичес­ ких средств или других запрещеннрхх дл я тр анспортиров­ ки в пассажирских поездах грузов (оружие и т.п.), сотруд­ ники железнодорожной милиции будут выполн ят ь сво ю привычную и главную работу. Это я, корреспондент, едва ли не с замиранием сердца думаю о (вполне возможной, кстати) встрече с нарушите­ лями закона. А для лейтенанта Шумкова и его группы наш ночной рейд — дело вполне обычное, будничное. Им, еще молодым парням, уже довелось испытать многое. И р а з г а ^ ^ дывать всевозможные «шарады», на которые всегда б ь и ^ ^ щедр преступный мир. И производить задержание. Сев в поезд на станции Раненбург, мы идем по вагонам. В каждом провер я ем соответствие количества име ющихся у проводника билетов числу пассажиров. Все спокойно. Но в тамбуре пятого вагона — запах паленого. То ли элек­ тропроводка, то ли ткань какая... Мы уже прошли было, но Шумков вернулся. «Оно?» - одними глазами спросил он у Валеры Гришина. Тот неоп­ ределенно пожал плечами : «Похоже..;» По рассказам оперативников я уж е знал, что подобный запах остаетс я, к огда куришь марихуану. Последний раз такое было в 183-м поезде «Астрахань — Москва», в тот раз в бригаде тоже был Валерии Гришин, оперуполномо­ ченный БХПГ (борьба с хищени я ми перевозимых грузов). Тогда, вернувшись в вагон, группа быстро вы я вила в третьем купе молоденьку ю блондинку, находившуюся явно в со­ стоянии опьянения, а вот запаха спиртного не было. В при­ сутствии понятых осмотрели вещи. В дамской сумочке - около 5 граммов гашиша. В бауле, в запаянном пакете - еще около 200 граммов. Конечно, задержали, но распрос­ траняться об этом деле пока рано, суда еще не было, идет следствие. И на этот раз — бывают же совпадения — подозритель­ ный мужчина сидел в третьем купе. Поговорили, пригля­ делись — нет, ошибка. Пожелали пассажиру счастливого пути и пошли дальше. Возможно, просто кто-то из курильщиков незадолго до нашего появления шерстяную одежду случайно окурком прижег, возможно, другие причины были — мало ли поче­ му запах в тамбуре появляется. Но проверить-то надо?! Так — весь поезд, из конца в конец. Все нормально, и билеты у всех имеются, и багаж оплачен. Через несколько остгшовок вышли : территори я Р аненбургского ЛОВД же­ лезнодорожной милиции кончилась, дальше за пор яд ок отвеч ают соседи. Дождались встречного поезда «Москва — Воронеж». Теперь домой, на станцию Раненбург. Правда, прежде чем сесть, столкнулись с историей, уж вовсе не предусмотренной нашими задачами : в вагоне-рес­ торане воронежского поезда один пассажир разворотил другому чел юсть и... уже спокойно спал в своем купе. Кто прав, кто виноват? И имеет ли это хоть малейшее отношение к выявлению безбилетников? О таких вопросах Шумков и его товарищи просто не думали. Ясно одно : есть правонарушение, надо действовать. Однако местна я мили­ ци я пр о я вила оперативность, обошлось без нашей помо­ щи. На обратном пути занимались тем же — вы я влением «зайцев» и неоплаченного багажа. Кстати, по этой части итоги рейда были более удачными: пассажирка ехала из Москвы, но билет ее был оформлен не на московском вокзале. Этот факт вскоре после отъезда поезда из столицы вы я вил проводник вагона. Но высажи­ вать не стал: женщина сопровождает мужа, перенесшего в московской нейрохирургической больнице т яж елу ю опе­ рацию. Денег хватило лишь на один билет... А как быть в такой ситуации сотрудникам милиции? Высадить — бес­ человечно. Оставить — нарушить инструкцию. Проводник метнулся к бригадиру поезд а: мол, так и так, все документы, в том числе и справка из больницы, где операци ю делали, есть, не могу ее выгнать, потому меня наказывай, а баба пусть спокойно едет. Решение было принято по нынешним временам уникаль­ ное : бригадир сама купила «зайчихе» билет. Проводник, яс ное дело, тоже вложил сколько-то да коллеги из других вагонов, узнав, не остались в стороне. В итоге вышло, как в русской присказке: с миру по нитке, голому рубашка. — Вы только, ради Бога, не называйте м ою фамилию, - просила меня бригадир, молодая энергичная женщина. — И проводников называть не надо. Дал же Бог на мою голо­ ву проверку, да еще с журналистом... Узнает народ — ведь от «зайцев» отбоя не будет, а мы сами-то зарплату получа­ ем благодаря тому, что люди покупают билеты. Я обещал... ...Осталось за о к н е ш и Троекурово. До Раненбурга — ми­ нут сорок. Поезд уже осмотрен. Мы сидим в «штабном» купе бригадира, подводим итоги. — Чло, корреспондент, недоволен? Ведь ничего не на­ шли опять, — подначивают лейтенанты. Вообще-то, немного есть. Но с другой стороны, отрица­ тельный результат — тоже результат. Конечно, интерес­ ней было бы писать о задержанных «извозчиках», которые перевозят наркотики. А если бы пришлось стать очевид­ цем захвата вооруженного преступника — ох, какой изу­ мительный тогда получился бы репортаж! Все верно. Но если вдуматься, то именно будничность, обыденность на­ шего ночного рейда — более весоь ^ое доказательство дей­ ственности железнодорожной милиции, чем лиха я п ере­ стрелка в вагонах. На участке Юго-Восточной железной дороги от Павельца до Снежетка, который обслуживает Раненбургское ЛОВД, спокойно. Еще в прошлом году здесь вы я вл я ли и задержи­ вали в три-четыре раза больше наркотиков, чем у боль­ шинства соседей. Сейчас в поездах намного тише, «извоз­ чики» научились стороной обходить неудобный дл я них участок железной дороги. А ведь именно ради этого спокойстви я п ассажиров и дру­ гих клиентов железной дороги и создавалась в свое врем я ж елезнодорожна я милици я. А лександр АНДРЕЕВ, специальный корреспондент «ЛГ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz