Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

в Липецке — 6 ВИЧ-инфицированных 24 мая 1995 г. после вынухсденного антракта № 99 (913) Ш М О ГУТ N 1Е Ц ДОЗРЕВАТЬ В СВ0Е1 1 ВЛЕЗВВ Л ю д и , инф ицированны е ВИ Ч , обы чно вы гл яд ят и ч у в ст в ую т с еб я здоровым и . В т е ч е ни е м но ги х л ет о ни м о гут даж е н е подо зр еват ь о своей б о л е зн и . С ей час вир у сом СП И Д а зараж е н каждый 250-й в зр о с ­ лы й жит ель пла н еты . П о оце нкам В с емир ной О ргани заций З д р а в о ­ о хран е ния , к 2000 год у вир у сом имм унод еф ицит а ч е ло в ека б у д ут зараж е ны 4 0 м и л л и о н о в ч е ло век . В наш ей о б ла ст и зар е ги ст риро вано 6 ВИЧ -инф ициро ванны х . С р е ­ ди н и х один иностран ец , кот оры й сей час д епорт ирова н из страны . Впервые день П ам яти ж ертв СПИДа бьш проведен в 1983 году в американском городе Сан-Франциско. Ос­ новна я его цель — привлечь внимание всего населени я к эт ой проблеме и напомнить, что больные СПИДом — это такие же л юди, как все. И каждый из нас может ока­ заться на их месте. Сегодня принято вспоми­ нать тех, кто умер от СПИ­ Да. Их тысячи. Одни — не­ заметны для окружающих, другие ■— всемирно извест­ ны. ...Весть о том, что Фред Меркьюри умер от СПИДа, многих просто ошеломила. Р уководи тель группы ч ^Квин» скрывал сво ю бо­ лезнь и всего лишь за день до смерти признался в этом друзьям. Последние два года он жил в уединении в своем доме в западной части Лон­ дона. Он ^ыл бисексуалом, то есть имел интимные от­ ношени я и с мужчинами, и с женщинами. ... З наменитый артист ба­ лета Рудольф Нуриев при жизни просил не раскры ­ вать истинну ю причину его смерти. Около 14 лет он бо­ ролся с вирусом и побеждал его. ...На 50 году жизни умер известный теннисист Артур Эш, инфицированный при переливании крови. В конце 1991 года амери­ канский баскетболист Ир ­ винг «Мэджик» Джонсон объявил о том, что он ВИЧ- инфицирован. Джонсону сей­ час 35 лет, гетеросексуал — имел половые связи только с женщинами. Он сделал по­ пытку вернуться в большой спорт в 1992 году. Однако страх некоторых игроков за ­ ставил его пересмотреть это решение. «Мэджик» решил посвятить свою жизнь про­ свещению людей по пробле­ ме ВИЧ-инфекции и издал книгу под названием «Что вы можете сделать, чтобы избе­ жать СПИДа». «Я получил ВИЧ-инфекцию, — пишет «Мэджик», — не потому, что я плохой или грязный чело­ век , или заслуж ил эту участь. Никто не заслужива­ ет ВИЧ-инфекции. Я полу­ чил ее потому, что имел не­ защищенный секс. Зарази ­ тесь вы вирусом СПИДа или нет, зависит от каждого из вас, от того, что вы делаете». Вирус иммунодефицита человека передается только тремя путями — половым, через кровь и от матери к ребенку.. Абсолютно досто­ верно известно, что ВИЧ не может передаваться от боль­ ного человека здоровому при обычных бытовых кон­ тактах. Поэтому не следует шарахаться от больного, как от зачумленного или прокаженного. Носитель ВИЧ-инфекции не представ­ ляет в быту опасности даже для близких членов семьи. Вирус не передается через воздух, воду, пищевые про­ дукты, посуду и рукопожа­ тия. Если Вас волнуют вопро­ сы, связанные с проблемой ВИЧ-инфекции, то вы мо­ жете позвонить по телефо­ ну доверия 26-11-64 в Центр профилактики и борьбы со СПИДом. Вы получите не только консультации по ВИЧ-инфекции, но и- бес­ платно пройдете тестирова­ ние. О. ТОНКИ Х , врач областного Центра профилактики и борьбы со СПИДом. Инф ормируем ТРУДОВОЙ РУБЛЬ Ш К ОЛЬОИК А Отзвенел последний звонок в школах. Незаметно промелькнет пора экзаменов. И вновь наши подросшие дети окажутся не у дел. Хорошо, если у иных будет возможность где-то отдохнуть, куда-то поехать. Свыше трех тысяч школьников планируется занять в лагерях труда и отдыха. Во многих шко­ лах будут работать летние лагеря с дневным пребыванием... Но, как и в прошлом году, многое пред­ стоит сделать совместно органам народного и профессионально-технического образова­ ния, служб занятости насе'ления по подго­ товке и организации временной занятости учащихся во время каникул.' Этот вопрос в ряде других был рассмотрен недавно на об­ ластной комиссии по делам несовершенно­ летних под председательством згииестителя главы администрации области П. Гучека. Опыт лета-94 показал эффективность та ­ кого сотрудничества. Сотни ребят охотно трудились в дни каникул по договорам в ремонтных бригадах, созданных в учебных заведениях, в ряде хозяйств области. Под­ ростки получали заработную плату, предус­ мотренную центрами занятости населения. Как сообщили на комиссии заместители начальников областных управлений наро­ дного образования С. Косарев и профессио­ нально-технического Образования — В. Зо­ лотарев, в нынешнее лето объем выполняе­ мых работ подростками будет расширен. Сейчас идет оформление договоров учебных заведений с центрами занятости, создание ремонтных бригад. Почти в четыре раза больше учащихся (а всего свыше тысячи) будут трудиться на ремонте своих училищ в системе ЦТО, свыше полутора тысяч тру­ доустраиваются по рабочей специальности по месту жительства. В целях своевременной орггшизации тру­ дового лета школьников областная комис­ сия по делам несовершеннолетних обязала руководителей органов образования в срок до 1 июня представить в службы занятости все необходимые сведения о составе учбпцих- ся, желающих работать в каникулы; завер­ шить — до этого же срока — заключение всех договоров с работодателями и форми­ рование банка рабочих мест для несовершен­ нолетних. Особенно внимательно, подчёркивалось на заседании, необходимо отнестись к детям- сиротам, детям из многодетных семей, иметь резервный запас рабочих мест с тем, чтобы дать возможность всем желающим подрос­ ткам почувствовать «вкус» трудового, чес­ тного рубля. Последнее крайне важно. Ведь, как пока­ зывает статистика, в числе преступлений, совершаемых несовершеннолетними в облас­ ти, все чаще фигурируют кражи, как в го­ роде, так и на селе... Л . Д У БИ Н А . Мост через Сосну П онтонны й м о ст чере з реку Б ы ст рая Со сн а связ ал ра й он Б оль ш ого З а п н а с з а <ю- сенской частью Ельца. Сотни ельчан получили возможность ходить на работу, учебу, в больницы напрямую, не делая многокилометровых крюков. А на днях еще одна ок ­ раина — 1ч>гамачен с кая с лобода — с оединит ся н овым понтоном с цент ром города . Мо ст ы когда-то были куплены в воин с ко й части. ~ лям . Теперь они служат мирным це- Фото В. ДУРНЕВА. Футбол СТАРТ ДАН Стартовал чемпионат облас­ ти по футболу среди команд второй группы в зоне «Б». В Добром местная «Радуга» по­ терп ела пораж ение от спортсменов села Панино — 0 :3. Удачно начал новый сезон и клуб «Промстрой», обыграв­ ший на своем поле «Олимп ию» из Усмани — 3 :1. «Урожай» (Красное) прини­ мал деб ютанта этих соревнова­ ний «Водника» (Липецк), ко­ торый тренирует известный в прошлом игрок команды мас­ теров «Металлурга» Валентин Алехин. На поле вышла семья Лутовиновых : в составе хоз я­ ев — отец, Владимир, лучший бомбардир прошлого сезона во второй группе, а у гостей — его сын Александр. Краснинцы победили — 2:1. Со счетом 1:0 «Агроном» вы­ играл у «Фортуны» (Гр язи ), а «Старт» (Боринское) на выез­ де — у « З ари» (Донское). Матч между «Кристаллом» (Лебе­ д я нский сахарный завод) и «Строителем» (силикатный за­ вод) закончилс я вничь ю — 1:1. Ю . КО РИН . Дзюдо ПАМЯТИ ПУШКАРЕВА В липецком Дворце спорта «Динамо» прошел дес я­ тый тур нир по д зюдо, посвященный памяти Вячеслава Пушкарева. Ежегодно эти соревнования проводились в конце марта во время весенних каникул школьни­ ков. В этом году сроки затянулись из-за финансовых трудностей. На помощь пришли спонсоры управления народного образования — Липецкий и областной фон­ ды молодежи. Была нарушена и традиционная программа турнира. В прошедшие годы в первый день проводились коман­ дные поединки. На .этот раз деньги на поездку в Ли ­ пецк изыскали лишь москвичи, ельчане и юные дзю­ доисты Краснодарского края. Поэтому оргкомитет ре­ шил провести личные соревнования по двум возраст­ ным группам. В первый день на татами боролись ребята 1980-1982 годов рождения. Памятные призы в своих весовых ка ^ тегори ях з авоевали воспитанники детско- юношеской спортшколы № 6 Липецкого управления народного об­ разования М. Касумов, П. Андросов и Д. Бахтин, ель­ чане И. Писаренко и Д. Серебренников, москвичи А. Колженков и И. Разумов, липецкий спартаковец Н. 0В Среди спортсменов 1977-1979 годов рождения побе­ дителями стали Д. Гурьев (ДЮСШ «Центролит»), Т. Караказян (Адлер), липецкий спартаковец О. Кочанов, В. Жуков, А. Куликов и А. Капустин (все ДЮСШ № 6). А Геннадий Козленков, учащийся девятого класса липецкой средней школы № 26, несмотря на молодость, добился победы среди супертяжей в обеих возрастных группах. Ю . К У Л И НИ Ч . Если кто-то, над еюсь, следит за выпусками ^Салона .чуз*, то он долж е н поп е нять на мою н ерастороп ность. В появл е нии подборок произош ел н екоторый перерыв, св я ­ занный с н еобходимостью оператив но откликаться на таки е н ер ядовы е событи я, как, наприм ер. Всероссийский ко нкурс им е ни К .Н , И гумнова и 50-л етие Победы. Н а ­ деюсь, что впр едь ■«Сало на буд ет открыватьс я на стра ­ ницах ^Л Г *■бол ее ре гулярно . В едь е го задача — посто ян ­ но -готсл еживать»^ культ ур ную жизнь области, пробл е ­ мы искусства. В ближайших выпусках ■«Сало нам пр едпола гаются зам ет ­ ки по поводу заканчивающихся т еатраль ного и конц ерт но ­ го с е зонов, рассказы н е только о профессио налах, но и о лю бит ел ях сц е ны, мало в ч ем уступающих мастерам. Итак, ■«Сал он м уз-55^ жд ет вас, м ногоуважа емые е го пос етители, е го всамд елиш ны е действующие твор ч еские лица. Ждет се годня, жд ет в ию н е и, ра зум еетс я, вс е вто ­ рое полу годи е. Читайте «ЛГ*^, а в н ей — «Сало н муз-55^! Распорядит ель сало на Константин КЛЮ ТКИН . ------------- ! . . . П о н и к ш и е к р ы л ь я , со гн ут ая с п и н а , п л е ч и , о п ущ е н ны е к а к бы п о д тяжестью ф ат а л ь н о г о б р е м е н и . . . А н г е л . О н сидит и смотрит н а к о л е б ­ л ю щ у ю с я п о в ер хност ь в о ды . В р у ­ к а х у н е г о — у д о ч к а ; п е ч а л ь н ы й а н ­ г е л - р ы б а к удит . Н о нет, н е р ы б а б у ­ д ет д о б ы ч е й е г о . А н г е л см ерт и вы ­ л а в л и в а ет и з « р е к и ж и з н и » ч е л о в е ­ ч е с к и е д у ш и . «Ры б а к » — так н а зы в а ет с я п е р в а я часть триптиха, н о в о й работы м о ­ л о д о г о л и п е ц к о г о х у д о ж н и к а Н и к и ­ ты Ст ари ка . В мастерской худож ни ка Д а в и д Ф р и д р и х Ка спар , нем е ц ки й ж и в о п и с е ц п р о ш л о г о в е ка , с ка з а л : «Х удож ни к д о лж е н пи са ть не тол ь ко то , ч то он ВИДИТ" п е р е д с о б о й , но и то , ч то он в и д и т в с е б е . А е сли он в с е б е н и ч е го не види т , то п у с ть ф о с и т ж и ­ вопись» . Гр аф и ка Н и киты С та р и ка — э то о тр аж е н и е е го вн у тр е н н е го мира , вм е с т и вш е го в се б я и ан тичн ую м и ­ ф ол о гию , и ф ил о соф ию б уд д и зм а , и с и м в о л и !^ хр и с ти а н с тв а . В е го п р о ­ и зв е д е н и я х пе ред аны и о пы т чел о ве ­ ч е с т в а и ли чное , а в то р с ко е , начало, с в о е о б р а з и е тв о р ч е с ко й мы сли . Нам х о р ош о и зве с тны в е р си и х уд ож н и ко в , и з о б р а з и вш и х по хищ е н и е З е в с ом Ев ­ р опы . А во т е е п р и бы т и е на о с тр о в мы см ож ем увид е ть лиш ь в п р о и з в е ­ д е н и я х Н. С тари ка . Или — п е р е о см ы с ­ л е н и е «Вертера» Д ж о т то , п о ка зы в аю ­ щ ее ка р ти н у с а м о го м а с те р а в виде с ц е ны и з я р м а р о ч н о го б а л а га н а . В р е зул ь та те ве сь р и с у н о к п р и о б р е та ­ ет в и д ко с м и ч е с к о го теа тра , р а з в е р ­ н у т о го в н е с ко л ь ки х п л о с ко с тя х . И д е ей , за л о ж е н н о й в о с н о в у п о с ­ л е д н е го тр и п т и х а Н. С тар и ка , являе т ­ с я п е р е в о п л о щ е н и е ч е л о в е ч е с к о й д уш и в «мире ином» , п р о х о ж д е н и е ею в с е х е го ви тков . З ам ы сел очень с л о ж ­ ный для вы полнения , тем более в гр а ­ ф и ке , вид е , т р е б ую щ ем о с о б о й я с ­ н о с ти и ч е т ко с ти р еш е ний . В торая час ть тр и п ти ха , «Эммануил - пастух» , вы ра с та е т и з пе р во й ко м п о ­ з и ц и о н н о и п о ка зы в а е т ка к бы сл е д у ­ ющ ую с т у п е н ь в о с хож д е н и я ч ел о в е ­ ч е с ко й д уш и . М а л ь чи к со стра н ным , о тр еш е н ны м в з гл я д ом — Х р и с т о с и Б о г -О т е ц «пасут» и «покоят» чел о ве ­ ч е с ки е д уш и — м удры х и величес твен ­ ны х п т и ц С и р и н . . . И о п я ть все п а р а ­ д о к с а л ь н о п р о с т о и о б ы д е н н о , все и з о б р а ж е н о та к , к а к э то , н а в е р н о е , д о л ж н о быть . И тре тья часть , «Выход», — с т р е м и ­ тел ьный «прыжок» чело ве че с ко й д уш и и з б о ж е с тв е н н о й и п о с та с и в м а т е р и ­ альную . Ч ело вече с кая д уш а — Адам и Е в а , с е д и н ы м л и ц о м ( « е д и н о й п лотью» ), вы ры вае тся в ф и зи ч е с ки й м ир , гд е ж д у т е е новы е боль и и с пы ­ тани я , р ад о с т ь и го р е , новая ж и з н ь и новая см ер ть . К а к нео тъемлемый з н а к с у щ е г о А д а м а с Е в о й в с т р е ч а е т д ьявол — н е п р и гл я д н о е с ущ е с тв о под м а с ко й ко та . Таковы р и с у н ки х уд ож н и ка , их м и с ­ т и ка б е з м и с ти ч н о с ти , тайна , ясная и д о с т у п н а я всем , кто з а гл я н е т внутрь себя . О д на ко п о чем у им е н н о гр аф и ­ ка ? О ка зы вае тся , в ж и в о п и с и на Н и ­ ки т у очень сил ьно в о зд е й с тв ую т н е ­ ко то ры е б л и з ки е ем у по духу х уд о ж ­ н и ки , и он по не воле начинае т п о д р а ­ ж ать . А в гр аф и ке — Н и ки та свободе н , он б р о д и т в д е б р я х с в о и х мы сл е й , ф о р м . Граф и ка — более а с ке ти ч е с ки й вид и с ку с с тв а : с р ед с тв а ее вы раж е ­ ния — э т о м е р ц аю щ и е те н и и све т . Т ол ь ко х у д о ж н и к види т свои работы не ч е р н о -б е л ы м и , а с е р е б р и с ты м и . Для н е го р и с у н о к — сло вно п о то к с е ­ р е б р и с т о го света . Кр ом е т о го , ка к бы усиливая , п о д ­ чер ки ва я е го , Н и ки та а к т и в н о .и с п о л ь ­ з уе т сол ярны е сим во лы - ’— от едины х -■ сф е р и че с ки х ком п о зи ц и й е го р або т д о в к р а п л е н и я с о л н е ч н ы х з н а к о в в их т кань . Н и к и т а С т а р и к с д е т с т в а .м е ч т а л с та ть х уд о ж н и ком и т о гд а ж е тве рд о считал , что нет ни че го выше и лучше , ч ем д о с т о й н о н а р и с о в а т ь п о р т р е т Л е н и н а ( в те годы в га зе та х шла б у р ­ ная по л ем и ка по д а н н ом у по вод у ) . В э т о м о т н о ш е н и и Н и к и т а в п о л н е — «продукт» с в о е го вр ем е ни . И вы води т х уд о ж н и ка за е го пределы — В с е л е н ­ с к и й Разум , Бо г . Н и ки та , ка к и м н о ги е х уд о ж н и ки , о ка зал ся вне ц е р кви , вне храм а , но не вне Бо га . В ш коле ю н о ­ ша был «чи с ты м л и с т о м » , з а т ем — а рм и я , гд е тож е д уховны й вакуум не зап олнял ся . И т ол ь ко по с ту п и в в Л и ­ п ец кий пединститут , попав к Алле Ко н ­ с та н ти н о вн е Н и ки те н ко в о й , Н. С тар и к в с е р ь е з занял ся сам им с о б о й , т в о р ­ ч е с тв ом , ф и л о с оф и е й . Он поехал в Л е н и н гр а д (Э рм и таж !), в М о с кв у ( П уш ­ ки н с к и й м у зе й ! ) . На пр илав ка х к н и ж ­ ных м а га зи н о в по являли сь Бердяев , Ро занов , Б иблия .. . Н и ки те о с тавало сь т ол ь ко все э то по глощ а ть , ка к и аль ­ бомы Босха , Б ре й гел я -с та рш е го , Рем ­ бранд та , Д ю р е р а . «Видение п о ном арю Юрнену», «Спи ­ раль I», «Спираль 11», «Вер т е п Д ж о т ­ то» и «Прибы тие Европы» — гр аф и ку Н. С тар и ка м ож н о виде ть на вы с та в ­ ках, она у кр аш ае т ин терьеры п р е с тиж ­ ны х м а га зи н о в . Работы Н и киты и зы с ­ канны , но лиш ены « красивостей» и, по с у т и , л е г к о п о н я т н ы , п р о с т ы . С о ­ б с тв е н н о , т а к и бы вае т , е сли с п о с о б ­ ны й х у д о ж н и к в н я т н о и с п о н т а н н о ощ ущ ае т , что ем у е с ть что с ка за ть . Ж . БАРЫШ НИКО ВА . Ф ото А . Щ УРОВА . - 5 5 ш 4 ДВУСЛОЙНЫЙ «ПИРОГ»: НЕ ПО КАР М АНУ ИЛИ НЕ ПО ВКУСУ ? Гастроли Екатеринбургская «Агата Кристи», Выступившая в кон ­ це прошлой недели на арене Дворца спорта «Звездный» — группа какая-то во всех отношениях двуслойная, И в каждом отдельно взятом случае один слой отличен от другого вплоть до противоположностей. Под именем зна ­ менитой детективщицы выступает, собственно, дуэт. Дуэт братьев Вадима и Георгия Самойловых, На афишах вы­ ступление дуэта обозначено как шоу. Но если это и шоу, то весьма-весьма специфическое. От шоу в концерте — дым, свет и движения Георгия, большей частью музици ­ рующего и поющего сидя. Песни дуэта — и медитативны, и экстатичны, в них братья и погрV^ены в себя, и выбра­ сывают песенную энергию вовне, в зал. Композиции братьев — наполовину рок, наполовину «попса». От первого — драйв, заумные начальные купле­ ты, от второй — повторы припевов. То есть «Агата Крис ­ ти» удовлетворяет и зрителей, вслущивающихся в текст, пытающихся разгадать его ребусы, и зрителей, которым достаточно какого-то довлеющего четверостишия. Один песенный слой группы — сновиденческий, дека ­ данса причудливостей. Это когда талант предчувствует увядание, угасание вокруг него. Это когда почти пир во время чумы; с ударением, впрочем, на слове «пир» — пир воображения. Примеров двуслойностй тут не счесть. На ­ звание программы, по последнему альбому группы, — «Опиум». Разумеется, ни в коем случае не в смысле «Ре­ лигия — опиум для народа». Для «Агаты Кристи» религия и опиум — музыка: «Музыка — опиум ни для кого, только для нас». В текстах возникают дьяволы, летящие по небу, в параллель с ангелами, ползущими по канаве, сердце, сверху набитое легкой травой, а в низу сердца — камен ­ ное дно, гробокопательница со словами «до свиданья, милый» и т.д. Другой, хоть и более тонкий, слой группы — здорово ­ оптимистический, с легким налетом иронии (само собой, без декадансного сарказма). Особо обращает на себя внимание то, что Самойловы — за привычное партнерст ­ во в интимных отношениях (номера «Абордаж» и «Гете- росексуалист»). Композиции «Агаты Кристи» только уж у совсем лени ­ вого не могут вызвать никаких ассоциаций. Вот и мне, в меру собственных интеллектуальных способностей, пос ­ ле концерта пришло в голову, как отдельные разновид- -ности «легкой», музыки смотрелись бы на воде. «Попса» .наилучшим образом в виде яркого надувного матрасика пригодна для комфортабельного бассейна. «Корабли» типа «ДДТ», «Бригады С», «Агаты Кристи» (разумеется, при очевидной условности их приписки к одному флоту) ' соразмерны своей надводной и.подводной архитектони ­ кой. («Наутилус», в отличие от них, кажется подводной лодкой с надписью на боку «Пессимист»). Ну, и наиболее мощные, впечатляющие создания — это мюзиклы и рок- оперы, уверенно разрезающие широкое музыкальное море. И еще о месте «Агаты Кристи» в «легком» жанре, а так ­ же о том, что все познается в сравнении и что некотсюые. шоу-короли, по аналогии с известной сказкой и при бли­ жайшем рассмотрении, оказываются почти «голыми». Самойловых до недосягаемых высот косвенным образом для меня поднял Владимир Кузьмин — его выступление тем же вечером, только позже, показывала телепрограм ­ ма «А». Зачем она не показала его раньше, ибо после «Агаты Кристи» песни отнюдь, в общем-то, неплохого исполнителя оставили удручающее впечатление. Мелко, плоско, примитивно. Так что да здравствует «Агата Крис ­ ти», массе кумиров телеэкрана и эстрады могущая дать сто очков вперед! Но если бы было все так просто, как это очевидно есть, тогда хотя бы на концерте «Агаты Кристи» в «Звездном» состоялся полный аншлаг. К тому вроде располагали и факт гастролей группы в рамках супертура по городам России, и широкая реклама (от афиш, заполнивших го ­ род, до анонсной поддержки ряда газет, радио и телеви ­ дения). Организатор супертура — корпорация «Райсмю- зик» радиостанции «Европа-плюс» при поддержке солид­ ных столичных спонсоров — сделал, можно сказать, мак ­ симум возможного, чтобы липчане заполнили «Звездный» до отказа. Решающими, увы, оказались обстоятельства не популярности, высокого класса группы и ее «раскрут­ ки» в нашем городе, а материального свойства. Стои ­ мость билетов (25 -35 тысяч рублей) провела резкую, до ­ садную грань между теми, кто решил увидеть группу «живьем», и теми, кто так и не решился. Ползала зрителей лишь доказали, что им или не жалко денег на билеты, или что «Агата Кристи» столь же попу­ лярна, сколь и элитарна, что она — на любителя. Не знаю, какая версия вернее. Важнее результат, а он не вызыва­ ет сомнений: оригинальный, штучный двуслойный и мно ­ гокомпонентный «пирог» братьев Самойловых до конца, до аншлага, до полного восторга в Липецке не распро ­ бовали. К он стан тин КЛЮ ТКИН . К сожалению (а теперь, я думаю, мо­ жет, и к радости), праздники быстро кончаются. Закончился и I I I фести­ валь отечественных фильмов, кото­ рый проходил в липецком кинотеатре «:^ктябрь»■ в честь 50-летия Победы. одни УБЫТКИ и РА ЗО Ч А РО ВАНИ Я ... Готовились к нему заранее, тщ а ­ тельно. Были подобраны л ^ ш и е киноленты последних лет. А это, поверьте, сделать нелегко. Произ ­ водство российских фильмов со ­ кратилось в два с лишним раза, и даже те ленты, которые все-таки всеми правдами и неправдами вы­ ходят с помощью спонсоров, не ­ уловимы. Они часто оседают на руках у владельцев или продюсе ­ ров, не спешащих выпустить их на экран. Выжидают, когда фильмы с большей выгодой можно пустить в оборот, чтобы получить желаемые дивиденды. Но, как бы то ни было, нужные фильмы, достали: и «Лими ­ ту» режиссера Д . Евстигнеева, и ставшие очень популярными «Мос ­ ковские кани 1 «лы» А. Суриковой, и комедию А. Эйрамджана «Третий не лишний»... В фестивальную про ­ грамму вошли также «Иваново дет ­ ство» А. Тарковского, «На пути в Берлин» М . Ершова, «Порох» В. Аристова — всего 11 кинолент. С самого начала фестиваль за ­ думывался как благотворительный. Посещение всех без исключения фильмов и мероприятий для вете ­ ранов В ели кой О те ч е с тв е н н о й войны сделали бесплатным. Мало После кинофестиваля того , на торжественное открытие фестиваля пригласили народного артиста России Леонида Куравлева. Делалось все с размахом, с искрен ­ ним желанием принести радость, в первую очередь, людям старшего по ­ коления. На открытии состоялась премьера фильма «Незабудки» одного из на ­ ших старейших мастеров Л. Кулид ­ жанова. Опять же . выбор этот был продуманным. В картине нет привы­ чных для последнего времени кине ­ матографических вольностей, каса ­ ющихся показа постельных сцен . «Н е за^д ки» были, как говорится, по теме. Они — о нашей истории в све ­ те сегодняшнего дня. Прозвучала в фильме и тема культа личности. То ли она, то ли ещ е что-то, но вскоре в одной высокой инстанции неожи ­ данно прозвучало, что фильм якобы, «хлеще американского». Это была не единственная ложка дегтя в бочке меда. Я не случайно написала, чТо' хорошо, когда праздники кончаются; кинотеатру этот фестиваль ниче ­ го, кроме колоссальных убытков и разочарования , не принес . Залы, кроме торжественных сеансов, пус ­ товали, хотя фильмы заслуживали зрительского внимания. Куда же д е ­ лись вы, многочисленные патриоты, ратующие за показ только отечес ­ твенных фильмов и яро борющиеся против засилья американских? Да, американских лент в репертуаре ки ­ нотеатров действительно немало. Но почему? Д а потому, что отечествен ­ ное кино пока не выдерживает по зрительскому спросу конкуренции с западными образцами достаточно высокого уровня. Стереотипное же м нение (мол . все ам е р и к ан с ки е фильмы — «порнуха») стало оправ ­ данием для властей в том, чтобы не выделять никаких средств на разви ­ тие кинотеатров. Многие из них на грани закрытия, в предаварийном со ­ стоянии, не имеют м ед с тв ни на ре ­ монт, ни на приобре тение новых фильмов. И поэтому липецкий зри ­ тель лишен возможности увидеть ' ‘ А<Утбмяеййые солнцем» Н. Михалко- бгва, ьШирЛИ-Мырли» В. Меньшова, '^другие интересные работы. ■ Показ отечественных лент — прак ­ тически всегда дело убыточное, и если это делается, то ради благо ­ родной цели — их пропаганды. Меж ­ ду прочим, нам не мешало бы пере ­ нять опыт Франции, где кинотеат ­ ры, демонстрирующие националь ­ ное кино, пользуются рядом льгот. Да и незачем ходить за примером далеко: в Воронеже кинозалы полу­ чают дотацию р е гул^но , не броше ­ ны на произвол судьбы. А ведь наши кинопрокатчики ничем не хуже та ­ мошних. Взять, к примеру, киноте ­ атр «Октябрь». Здесь уже несколько лет работают клубы «Восхождение» и «Видеоэлита», собирающие интел­ лигенцию и студенчество города. Традиционны тут ретроспективы классиков мирового кино. Кстати, посещение «Видеоэлиты» бесплат ­ ное. Но на одном энтузиазме дале ­ ко не уедешь, и эти киноклубы мо ­ гут скоро закрыться. В общем, самое время повернуть­ ся лицом к проблемам кино, от бес ­ предметной критики перейти к кон ­ кретной помощи. Будем верить, что рано или поздно все изменится к лучщему, что очередной фестиваль отечественных фильмов обязатель ­ но состоится. При полных зритель ­ ских залах. И . ТКАЧЕНКО , журналист.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz