Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
кто пом ожет маленькой маме ? 20 ма я 1995 г л т-г ле гко ли быть молодым ? № 97 (911) НА ЗЕРКАЛО НЕ СТОИТ ПЕНЯТЬ ... в «О чаге» уж е н е р а з выступали лю д и , чья п о -в с е д н е в н а я н е л е г ка я работа св я з ан а с кр и зи сны м состоянием с ем ьи и детства. Ещ е ш аг , и сем ья станет «неблагополучной» , ещ е о д и н п р ом а х беспечны х родителей — и п о д росток станет правонаруш ит елем ... Сегодня у н а с в кл уб е — старший и н с п е к тор по д е л а м несоверш еннолетних М о с ко в ского отдела м и л иц и и г. Л и п е ц к а Елена КО С - ТЕЕВА . ... Страх стал, к со жалени ю, неотделимой частью нашей жизни. Мы сегодня опасаемся многого, о чем не дума ли вчера. Боимся поте рять работу; боимся, что завтра нечем будет за платить за жилье; боим ся — не дай Бог! — серь езно заболеть, так как сегодня здоровье тоже стоит больших денег... Этот подспудный страх невольно наклады вает отпечаток на всю нашу жизнь, утвержда ет мнение, что выжива ет тот, кто сильнее, кто лучше приспосабливает ся к окружаюш;ей обста новке. Одни говорят, что это — закон эволюции. Другие считают, что бес человечно ради своего благополучия топтать, унижать другого... Наши будни стано вятся все сложнее. На иболее уязвимы в этой ситуации — дети. Я всего лишь второй год после пединститута работаю в инспекции по делам несовершеннолет них, но уже немало ви дела и наблюдала, как нынче приходится вы живать семье. Знаю мо лодые семьи, где дума ют больше не о том, что бы обзавестись очарова тельным малышом, а о том, какую массу про блем придется испытать с его рождением. Стоит ли вообще заводить де тей?.. Знаю семьи, где ро дителям в суматохе дней порой некогда сказать ребенку ласковое слово, поговорить о его делах, что-то посоветовать (а не безапелляционно прик а-: зать !),..,. Дети. 9 . таких, семьях чересчур «неза висимы» и — одиноки.. Забрршенньгй ребе нок очень чутко чувству ет безразличие к себе. Он остается один на один со всем миром, в котором и взрослому сложно. Ты сяча вопросов без отве та... Вот и вырабатыва ется у маленького чело века своего рода защит ная реакция — он ста новится н е у п р а в л я е мым, сам себе на уме, грубым , заносчивым , бесшабашным («захочу и сделаю!»). Если родители оста нутся равнодушными к такому пограничному поведению ребенка, хоро шего не жди. Знаю ситу ации, когда только без р азличие родителей к сыну или дочери станови лось причиной большой беды и даже непоправи мой трагедии в семье. ... Ради своего благо получия мать вторично выходит замуж за того, кто предвзято относится к ее сыну. Отношения с отчимом скоро заходят в абсолютный тупик, сын бросается в пропасть уличной жизни. А там — свои нравы... Итог горек : шестнадцатилетний сын осужден на два года ли шени я с вободы за хули ганство. И только теперь мать задумываетс я : не со вершила ли она ошибку? Продолжение этой ис тории, увы, оказываетс я не лучше. Из одной край ности — безразличи я к сы ну женщина бросилась в другу ю. Через год с лишним сына освобожда ют условно-досрочно из усманской колонии, згиме- тим, учитывая «хорошее поведение и трудолюбие». И тогда мать идет на все, чтобы устроить благопо лучную жизнь своему ре бенку : готовит дл я него отдельну ю кв ар ти р у , обеспечивает безбедное существование. Она слов но откупается за про шлое. А что значит — еще не взрослый сын, живущий отдельно от семьи и при этом нигде не работаю щий? Тем более, освобож денный условно-досроч но... На замечания и пре дупреждения инспектора по делам несовершенно летних мать не обращает внимания. Бесконтроль ная сам остоятельн ая жизнь подростка к хоро шему не приводит. Сын злоупотребляет спиртным и за четыре месяца до 18- летия в пьяном виде сно ва совершает преступле ние. Затем — еще одно... Снова суд, снова при говор — два года лише ния свободы. И кто зна ет, как сложится судьба парня завтра. Ребенок — зеркало нас самих, наших самых потаенных уголков души, которые мы порой стара емся скрыть от самих себя. Это наша 'с вами вина, если зеркало стало кривым... На наш у новую р уб р и к у в пр еды д ущ ем выпуске «Очага» —«Житейские истории» пришли письм а в е е п р о д о лж ени е . Н у что ж , н аверное , такого р о д а разговор тоже не лиш ний в кл уб е . П р о д о л ж им . . . ЧЕМ ИЗМЕРЯЕТСЯ ВЕРНОСТЬ?.. Житейские истории ... Никогда не дтаала, что в моей жизни будет что-либо подобное. За доброту и верность получить от любимого человека боль, обиду... Много лет назад умер муж. Кто пережил тгпсое, тот меня поймет, — это тяжело. Казалось, все кон чено, впереди только одиночество. Но жизнь рассудила иначе. Я встретила челове ка, который показался мне близким. Правда, он мало напоминал героя романа. Одинокий в свои 54, очень больной, почти беспомощный. Но я не испугалась трудностей. Мы поженились. А трудности как раз и начались. Ему одну за другой сделали две сложные операции, но, к сожа лению, болезнь не остановилась. Снова операция, уже в воронежской клинике. Сейчас вспоминаю эти дни и удивляюсь — как только выдержала. Опера ция длилась пять с лишним часов, и я выстаивала эти часы в больничном коридоре, и время казалось вечностью. Лишь бы увидеть его живым... р .в е недели я была сиделкой у его постели. Каж дый день со страхом и надеждой ждала обхода вра чей — что скажут? Помню, один из профессоров сказал моему мужу : «Повезло тебе. Считай, из лап смерти теб я супру га вырвала...» И тогда он мне го ворил: «Вал я, мне бы только подн ят ьс я. У видишь, мы еще с тобой так заживем, что нам завидовать будут...» После клиники потребовалось еще больше трех лет, чтобы поставить его на ноги. Ему назначили строжайшу ю диету, отвары трав, и все эти заботы легли на меня. Я сделала все, чтобы он выздоровел. Мы вместе победили, перебороли болезнь, и для нас обоих это были радость и счастье. Прошло еще четыре года. Жили неплохо. Но по том... Муж поступил на работу сначала в санаторий, затем в парк, затем в клуб ветеранов. Профессия у него оригинальная — музыкант на вечерах. И вот стала замечать — он меня обманывает. Уезжает из дома, говорит, что в село, «на родину», а на самом деле т ^^н е бывает. Однажды случайно об наружила целый "склад" писем, открыток с адреса ми, номерами телефонов, и все это —женщины, жен щины. Из разных городов. И все мне стало яс но. Мы разошлись... На старости лет испытать та ку ю грязь, непорядочность — за что мне такое? Конечно, я не одна сейчас. У меня немало хоро ших знакомых, друзей, рядом — родные. Но на душе — тяжесть... В. ВОРОНОВА. Ог л г Д в а года на з ад вы оп убли ко вали мои ст ихи , и я даж е была на зв ана в чи с ле л у ч ш и х авторов га зет ы — «Золотое перо ». Вот и се годня — опять ст и хи . П ос ыла ю и х с с омнением — может , они очень горькие и не для семе йной страницы? А с другой стороны, разве не место на ней именно м ат еринской теме?.. У меня два сына... С ^ д ц е бо л ит за н и х — скоро пойдут в ар мию , а на земле идет война. З н а чит , и мой м а л ь ч и к м ож ет по пасть на эт у войну, которая т а к о т к р о в е н н о п о к а з ы в а е т всю наш у беспомоицность и бестолко вость в решении вопроса, пусть и очень важного для России. Н о если он важ ен , почему т а к не умело решается?.. Б олит мое сердце... МОЛИТВА МАТЕРИ Боже правый, Я тебе молюсь — Ты же видишь — Гибнем, как в неволе — Вымирает Г|равздная Русь; Три души умрут — Родятся двое... Иль наоборот: За эти муки Ты желаешь Всем нам сделать лучше, И свои Протягиваешь руки. Чтоб нас больше На Земле не мучить?.. Может, Ты развязываешь войны, Чтобы, Не испортив души юных, Их послать туда. Где неспокойно. Где они умрут, Почти не думав О любви, О Боге, о России, О борьбе Среди житейской муки?.. Пощади! Не забирай же сына — Я в мольбе Протягиваю руки И молю... Быть может, там, на небе, Будет он в раю И на свободе... Только без него Страны не будет — А ее мне тоже Жаль до боли... г. Липецк. Н. ЦЫПЛАКОВА. ЗАВТРА - ДЕНЬ СЕМЬИ 0 Ш ? По неполным дацным, в липецких родильных до мах за последних 5 пять лет от 170 новорожденных отказались их матери сразу после родов. Заботами вра чей и специальных служб большая их часть передана на усыновление, оставшиеся поступили в больницы на второй этап реабилитации. Появилась необходи мость в строительстве еще одного Дома ребенка. К сожалению, проблема отказов от материнства ос тается по-прежнему малоизученной. Сегодня мы очень мало знаем о механизме формирования этого процес са, о комплексе социальных, психологических и па тологических факторов, подталкивающих женщину к отказу от новорожденных. Многие годы наше государство, вкладывая огром ные средства в содержание, лечение, обучение детей- сирот, до конца не осознало острой необходимости практических шагов по предупреждению социально го сиротства. В рамках программы «Молодая семья» группой психологов Центра социальной адаптации молодежи было проведено изучение причин отказов от материн ства. С этой целью в родильных домг 1 х Липецка изу чались психологический портрет «отказниц» и соци альные ситуации, в которых они находятся. Большую часть составляют молодые девушки от 15 до 19 лет (60 процентов). Как правило, они неза мужем, многие живут с родителями, а некоторые с братьями и сестрами. Понятно, что при таких услови ях мнение родителей о судьбе только что родившего ся ребенка имеет важное и часто решающее значение. Меньшую часть составляют женщины зрелого возрас та, свыше 30 лет. Известно, что большинство матерей, отказываю щихся от детей, воспитывались в нестабильных семь ях, имели негативный опыт взаимоотношений. Лич ность многих «женщин, не готовых к материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии, им не хватало человеческого тепла, душевности. В большинстве семей дочерей воспитывали грубостью, криком, а часто и побоями. Таких семей, по нашим данным, не менее 60 процентов. При этом били детей 1 процент отцов и, что особенно показательно, 15 про центов матерей. Насилие и издевательство над девоч кой со стороны матери закладывает у нее искажен ный образ поведения, и модель родительской семьи девушка перенесет в свою будущую семью. Около трети из тех, кто рос с матерью, отмечали плохие С; ней от* ношения. В 60 процентах случаев матери :;к^^щин- «отказниц» категорически отказыва ются помочь до чери в воспитании новорожденного : «С ребенком на порог не пущу...» Ситуаци я с отцами еще хуже. Прежде всего мно гие сами росли без отца. В полных семь ях отношени я с отцами были плохие из-за их злоупотреблени я алко голем. Результаты наших исследований указыва ют на то, что большинство будущих «отказниц» (75 процентов) в детстве были, по их словам, «сыты и одеты, хотя не имели ничего сверх этого», но у большинства таких семей едва хватало на еду. Помимо экономического положения, на качество мате ринства влияет образованность женщины. В силу молодос ти и личностных особенностей образование «отказниц» до вольно низкое. Около половины их окончили ПТУ, немно гим удалось одолеть техникум. Обращает на себя внимание крайне неблагополучная си туация с источниками доходов, а соответственно, с матери альным достатком «отказниц». Только 10 процентов из них до беременности работали. Большинство девушек не имело никакой постоянной профессии. Около половины их нахо дилось на иждивении -родителей, друзей. Подрабатывали, когда была возможность, перепродавали вещи и продукты. Большинство считали свое материальное положение ниже среднего, а средний уровень, как известно, таков, что поз воляет не голодать, но ничего сверх этого. В такой ситуации появление ребенка неизбежно приведет к еще большему сни- «А М АМ А МЕ1 Я ИЕ АЮБИТ...» Прс^легла социального сиротства — од н а и з острейших в Р о с с и и . С кахсдым годом увеличивается число детей, оставшихся б е з попечения родителей. Растет число брош ен ных новорожденны х . Слово — психологу жению жизненного уровня. Отсюда мотив материальной необеспеченности... Бельгийский к о ^ т е т по социальным проблемам женщин описал 'три основные категории матерей, броса ющих детей : перва я; й аибблее 'к лассическа я, — отец ребенка бросил бу дущу ю мать; вторая — замужняя женщина рожает ребенка от внебрачной связи, третья — беременная женщина с ни зкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой социальной ответственностью. В наших исследованиях среди «отказниц» большинство никогда не было в браке, замужем — 5 процентов, 20 — живут в незарегистрированном браке и 10 — разведены. При этом доля живущих вместе с матерью довольно большая. При изучении психологического состояния женщин, отвер гающих своих детей, у них были обнаружены эмоциональ ная и психологическая незрелость, неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости и эгоцентризма. Ви димо, поэтому среди мотивов отказа от ребенка значитель ный вес имеет мнение родителей : «Я не могу прийти к родител я м с ребенком, не име ющем отца». Оставляя ре бенка, обрекая его на сомнительное существование, боль шинство из них демонстрирует, тем не менее, общеприня тые нормы и установки : желание счастливого супружест ва, семейной жизни, воспитание хороших детей и обеспе чение их будущего. Дл я себя лично бездетность планиру ют только 10 процентов опрошенных, половина собирает ся иметь одного ребенка, двоих — 10 процентов, а троих — 2 0 . Женщины обычно переживают тяжелый душевный кризис. Идет борьба мотивов — когда инстинктивному их стремлению к материнству и давлению общественной мо рали противостоит недоверие к своим силам и возможнос тям. Большинство опрошейных недовольно собой и не удов летворено, как складывается жизнь в целом. Это связано не только с реальными трудностями, но и с мнимыми пе реживаниями физической или моральной несостоятельнос ти; к ощущениям неспособности прибавляются пережива ния личных конфликтов, неудач с прерыванием беремен ности, тягостные ожидания момента, когда придется объ явить об отказе в семье и в родильном доме. Тяжелыми травмами становятся психологический прессинг в роди тельской семье, склоняющей к отказу от ребенка, а также унижающее достоинство отношение со стороны медперсо нала в родильных домах... В целом материалы указывают на две группы мотивов отказа от ребенка. Одна из них — это трудная житейская ситуация : отсутствие денег, жиль я, непри яти е родителей, категорический отказ мужа от ребенка. Друга я более ком плексна я и с ложна я, к отора я, п омимо социальных, вкл ю чает значительные психологические проблемы. Во всех случаях крайне необходимым являются консультация юриста, помощь социальных служб, психологов, психиат ров, а изначально — разумная система семейного воспита ния. Решение отказаться от своего ребенка женщина обыч но принимает задолго до родов, отсюда следует как мож но раньше выявить среди беременных женщин с риском отказа от материнства и оказать им поддержку, включаю щую комплекс социЕшьных, психологических и медицин ских мер. Общество тревожит рост колоссального числа мгшень- ких мам. В Москве их 170 тысяч, в Липецке — около 20 тысяч. Несовершеннолетние девочки, родившие ребенка, не имея профессии, жилья, средств к существованию... В отчаянии они делают попытки суицидов, бросают детей в роддомах, подкидывают чужим людям. Кто сегодня поможет маленьким мамам, даст им и их новорожденным приют, реабилитирует, устроит на рабо ту, поможет закончить школу, получить профессию, даст место для жизни? Общество должно понять, что одним из главных драматических результатов социального сиротст ва является физическое и психическое неблагополучие детей .А от здоровья наших детей зависит будущее нации. Н. ЦЫГАНОВА, психолог. П о ж е н и л и с ь в и н с т и т у т е (Окончание. Начало на 1-й стр.) 2 . ВОЛКОВЫ Есть люди, при первом взгляде на которых ощу щаешь : перед тобой —человек основательный. Игорь Волков — из этой самой категории. Мужественное лицо, низкий голос, сдержанные жесты, взвешенные фразы — все указывает на то, что Игорь — не вчерашний школьник, а человек с некоторым жизненным опытом, собственным взгл я дом на вещи. Позади — служба в армии, учеба на рабфаке. К зан ятия м на филологическом факульте те относитс я п о-взрослому серьезно. Интересен один момент его студенческой жизни. Учитьс я в вузе Игорь начал в обыкновенной группе. Но постепенно увлекс я английским, и очень скоро преподаватель это заметил. Посоветовал студенту перевестись в другу ю группу, где готовят учителей литературы, русского и английского языков. Тот так и сделал. Впрочем, английский — не единственное его ув лечение. Игоря всегда интересовали народные тра диции и фольклор. На первом курсе, чтобы узнать побольше, записался в кружок фольклористики. Там- то и познакомился поближе с Надей, однокурсни цей. Общий интерес сблизил. Хрупкая, впечатлитель ная девушка и решительный, практичный паренек прекрасно дополнили друг друга. Сейчас они уже учатся на третьем курсе. Как и Лена с Юрой, живут в студенческом общежитии. Только, в отличие от тех, у них уже есть дочка Даша. Дашенька растет в Грязях, у бабушки, учительницы музыкгшьной школы. А мама с папой приезжают к ней два-три раза в неделю. Словом, с бабулей моло дым повезло. Семидесяти тысяч (сумма двух повышенных сти пендий) Игорю и Наде хватает на две недели. Судите сами : только один билет на обыкновенный автобус до Гр яз ей стоит 350 рублей. Экспресс дороже — до полутора тыс яч. Л етом Игорь работал на стройке. Во врем я семестров не работает. Считает, что все надо делать как следует. При совмещении работы и уче бы что-то непременно пострадает. Так и живут. Два прекрасных студента, которые в будущем, безусловно, станут хорошими филолога ми. Вот только примен ят ли они свои знани я в шко ле? Над я — об яз ательно. А Игорь? — Учитель — професси я з амечательна я, — гово рит он, — и я с уд овольствием пошел бы в школу, но увы... Скорее всего придетс я иск ать работу в другом месте. Ведь нам нужна квартира. Надо содержать семь ю. А может быть, поможет английский? 3 . КУЗНЕЦОВЫ — На первом курсе я ее не замечал, — Алексей смотрит на улыбающуюся Ирину, — заметил на вто ром, под Новый год. Говорят, под Новый год происходят чудеса. Так и здесь : танцу я на вечеринке в общежитии с одной из своих однокурсниц, студент неожиданно дл я се бя вдруг обнаружил, что «образ Прекрасной Дамы Алек сандра Блока нашел воплощение в жизни» (цитата дословна я ). Вообще Алеша — парень веселый, с юмором. Чего- чего, а уж неожиданностей у него хватает. Он, на пример, до самого последнего момента колебался : куда пойти — «в артисты или в учител я »? И пошел в учител я. Артистич ность и умение играть на музы кальных инструментах (на гитаре и ба я не) пригоди лись, правда, ему и здесь. Сейчас они с Ириной меч та ют научить этому годовалого сына Антошку. Еще родители хотят научить мгшыша танцам и футболу. Конечно, когда вырастет. А пока его всему учит бабушка, с которой он си дит, когда мама с папой учатся. После обеда на сме ну ей приходит мама. Папе пока не до занятий с сынишкой. Вот уже третий год он работает учителем русско го языка и литературы. За это время Алексей стал четверокурсником, а его ученики — семиклассника ми. Свою работу любит, хотя и сложно везде и все успеть : учеба, семь я, т етрадки, тематические планы — свободные минутки выда ются редко. Но, как отцу семейства, все материальные заботы ему пришлось взять на себя. Помогают, конечно, и бабушка с де душкой — без них бьшо бы туго. Скорее всего, при дется переселиться к ним и после института (сейчас ребята живут в общежитии). И все-таки расставать ся с любимым делом будущие учителя пока не соби раются. — Получу диплом — продолжу работать в шко ле. Вдруг директором стану? — рассуждает Алек сей. Супруги смеются, и тогда я задаю им самый серь езный вопрос: а Антошка, сможет ли он в недалеком будущем заниматьс я л юбимым делом? Что вообще светит их единственному сыну? Улыбки исчезают с их лиц, на какую-то секунду они становятся задум чивыми, даже мрачноватыми. — Да нет, я оптимист. К тому времени все долж но стать лучше, чем сейчас. Наш сын обязательно будет счастливым! — Алешина твердость компенси рует Иринину неуверенность. Такие вот три семьи. Разные и в то же время похожие друг на друга. Кому-то проще, кто-то кру тится как может. Никто не мечтает о звездах с не бес. Все хотят самого элементарного — отдельной жилплощади, зарплаты , достаточной для нормаль ной жизни. Все любят свою будущую профессию, и наверняка школа могла бы получить хорощих учи телей... Сколько их, таких молодых семей, живу щих в общежитиях, работающих по ночам и изо всех сил борющихся с обстоятельствами? Увы, точ ную цифру мне так никто и не назвал . Что ж, на верное, у государства, действительно, хватает дел и поважнее. Какое’ уж там будущее, в настоящем бы удержаться на плаву. Стучать им некуда, и рассчи тывать приходится только на себя. Жизнь-то про должается. Пусть «другая», но с теми же радостя ми, горестями и любовью. Н аталья АЛЕКСАНДРОВА. ш в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz