Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

кто пом ожет маленькой маме ? 20 ма я 1995 г л т-г ле гко ли быть молодым ? № 97 (911) НА ЗЕРКАЛО НЕ СТОИТ ПЕНЯТЬ ... в «О чаге» уж е н е р а з выступали лю д и , чья п о -в с е д н е в н а я н е л е г ка я работа св я з ан а с кр и зи сны м состоянием с ем ьи и детства. Ещ е ш аг , и сем ья станет «неблагополучной» , ещ е о д и н п р ом а х беспечны х родителей — и п о д ­ росток станет правонаруш ит елем ... Сегодня у н а с в кл уб е — старший и н с п е к ­ тор по д е л а м несоверш еннолетних М о с ко в ­ ского отдела м и л иц и и г. Л и п е ц к а Елена КО С - ТЕЕВА . ... Страх стал, к со­ жалени ю, неотделимой частью нашей жизни. Мы сегодня опасаемся многого, о чем не дума­ ли вчера. Боимся поте­ рять работу; боимся, что завтра нечем будет за ­ платить за жилье; боим­ ся — не дай Бог! — серь­ езно заболеть, так как сегодня здоровье тоже стоит больших денег... Этот подспудный страх невольно наклады­ вает отпечаток на всю нашу жизнь, утвержда­ ет мнение, что выжива­ ет тот, кто сильнее, кто лучше приспосабливает­ ся к окружаюш;ей обста­ новке. Одни говорят, что это — закон эволюции. Другие считают, что бес­ человечно ради своего благополучия топтать, унижать другого... Наши будни стано ­ вятся все сложнее. На ­ иболее уязвимы в этой ситуации — дети. Я всего лишь второй год после пединститута работаю в инспекции по делам несовершеннолет­ них, но уже немало ви­ дела и наблюдала, как нынче приходится вы ­ живать семье. Знаю мо­ лодые семьи, где дума­ ют больше не о том, что­ бы обзавестись очарова­ тельным малышом, а о том, какую массу про­ блем придется испытать с его рождением. Стоит ли вообще заводить де­ тей?.. Знаю семьи, где ро­ дителям в суматохе дней порой некогда сказать ребенку ласковое слово, поговорить о его делах, что-то посоветовать (а не безапелляционно прик а-: зать !),..,. Дети. 9 . таких, семьях чересчур «неза­ висимы» и — одиноки.. Забрршенньгй ребе ­ нок очень чутко чувству­ ет безразличие к себе. Он остается один на один со всем миром, в котором и взрослому сложно. Ты­ сяча вопросов без отве­ та... Вот и вырабатыва­ ется у маленького чело­ века своего рода защит­ ная реакция — он ста­ новится н е у п р а в л я е ­ мым, сам себе на уме, грубым , заносчивым , бесшабашным («захочу и сделаю!»). Если родители оста­ нутся равнодушными к такому пограничному поведению ребенка, хоро­ шего не жди. Знаю ситу­ ации, когда только без­ р азличие родителей к сыну или дочери станови­ лось причиной большой беды и даже непоправи­ мой трагедии в семье. ... Ради своего благо­ получия мать вторично выходит замуж за того, кто предвзято относится к ее сыну. Отношения с отчимом скоро заходят в абсолютный тупик, сын бросается в пропасть уличной жизни. А там — свои нравы... Итог горек : шестнадцатилетний сын осужден на два года ли ­ шени я с вободы за хули ­ ганство. И только теперь мать задумываетс я : не со­ вершила ли она ошибку? Продолжение этой ис­ тории, увы, оказываетс я не лучше. Из одной край ­ ности — безразличи я к сы ну женщина бросилась в другу ю. Через год с лишним сына освобожда­ ют условно-досрочно из усманской колонии, згиме- тим, учитывая «хорошее поведение и трудолюбие». И тогда мать идет на все, чтобы устроить благопо­ лучную жизнь своему ре­ бенку : готовит дл я него отдельну ю кв ар ти р у , обеспечивает безбедное существование. Она слов­ но откупается за про ­ шлое. А что значит — еще не взрослый сын, живущий отдельно от семьи и при этом нигде не работаю­ щий? Тем более, освобож­ денный условно-досроч­ но... На замечания и пре­ дупреждения инспектора по делам несовершенно­ летних мать не обращает внимания. Бесконтроль­ ная сам остоятельн ая жизнь подростка к хоро­ шему не приводит. Сын злоупотребляет спиртным и за четыре месяца до 18- летия в пьяном виде сно­ ва совершает преступле­ ние. Затем — еще одно... Снова суд, снова при­ говор — два года лише­ ния свободы. И кто зна­ ет, как сложится судьба парня завтра. Ребенок — зеркало нас самих, наших самых потаенных уголков души, которые мы порой стара­ емся скрыть от самих себя. Это наша 'с вами вина, если зеркало стало кривым... На наш у новую р уб р и к у в пр еды д ущ ем выпуске «Очага» —«Житейские истории» пришли письм а в е е п р о д о лж ени е . Н у что ж , н аверное , такого р о д а разговор тоже не лиш ний в кл уб е . П р о д о л ж им . . . ЧЕМ ИЗМЕРЯЕТСЯ ВЕРНОСТЬ?.. Житейские истории ... Никогда не дтаала, что в моей жизни будет что-либо подобное. За доброту и верность получить от любимого человека боль, обиду... Много лет назад умер муж. Кто пережил тгпсое, тот меня поймет, — это тяжело. Казалось, все кон ­ чено, впереди только одиночество. Но жизнь рассудила иначе. Я встретила челове­ ка, который показался мне близким. Правда, он мало напоминал героя романа. Одинокий в свои 54, очень больной, почти беспомощный. Но я не испугалась трудностей. Мы поженились. А трудности как раз и начались. Ему одну за другой сделали две сложные операции, но, к сожа­ лению, болезнь не остановилась. Снова операция, уже в воронежской клинике. Сейчас вспоминаю эти дни и удивляюсь — как только выдержала. Опера­ ция длилась пять с лишним часов, и я выстаивала эти часы в больничном коридоре, и время казалось вечностью. Лишь бы увидеть его живым... р .в е недели я была сиделкой у его постели. Каж ­ дый день со страхом и надеждой ждала обхода вра­ чей — что скажут? Помню, один из профессоров сказал моему мужу : «Повезло тебе. Считай, из лап смерти теб я супру га вырвала...» И тогда он мне го­ ворил: «Вал я, мне бы только подн ят ьс я. У видишь, мы еще с тобой так заживем, что нам завидовать будут...» После клиники потребовалось еще больше трех лет, чтобы поставить его на ноги. Ему назначили строжайшу ю диету, отвары трав, и все эти заботы легли на меня. Я сделала все, чтобы он выздоровел. Мы вместе победили, перебороли болезнь, и для нас обоих это были радость и счастье. Прошло еще четыре года. Жили неплохо. Но по­ том... Муж поступил на работу сначала в санаторий, затем в парк, затем в клуб ветеранов. Профессия у него оригинальная — музыкант на вечерах. И вот стала замечать — он меня обманывает. Уезжает из дома, говорит, что в село, «на родину», а на самом деле т ^^н е бывает. Однажды случайно об­ наружила целый "склад" писем, открыток с адреса­ ми, номерами телефонов, и все это —женщины, жен­ щины. Из разных городов. И все мне стало яс но. Мы разошлись... На старости лет испытать та ­ ку ю грязь, непорядочность — за что мне такое? Конечно, я не одна сейчас. У меня немало хоро­ ших знакомых, друзей, рядом — родные. Но на душе — тяжесть... В. ВОРОНОВА. Ог л г Д в а года на з ад вы оп убли ко ­ вали мои ст ихи , и я даж е была на зв ана в чи с ле л у ч ш и х авторов га зет ы — «Золотое перо ». Вот и се годня — опять ст и ­ хи . П ос ыла ю и х с с омнением — может , они очень горькие и не для семе йной страницы? А с другой стороны, разве не место на ней именно м ат еринской теме?.. У меня два сына... С ^ д ц е бо­ л ит за н и х — скоро пойдут в ар ­ мию , а на земле идет война. З н а ­ чит , и мой м а л ь ч и к м ож ет по ­ пасть на эт у войну, которая т а к о т к р о в е н н о п о к а з ы в а е т всю наш у беспомоицность и бестолко ­ вость в решении вопроса, пусть и очень важного для России. Н о если он важ ен , почему т а к не ­ умело решается?.. Б олит мое сердце... МОЛИТВА МАТЕРИ Боже правый, Я тебе молюсь — Ты же видишь — Гибнем, как в неволе — Вымирает Г|равздная Русь; Три души умрут — Родятся двое... Иль наоборот: За эти муки Ты желаешь Всем нам сделать лучше, И свои Протягиваешь руки. Чтоб нас больше На Земле не мучить?.. Может, Ты развязываешь войны, Чтобы, Не испортив души юных, Их послать туда. Где неспокойно. Где они умрут, Почти не думав О любви, О Боге, о России, О борьбе Среди житейской муки?.. Пощади! Не забирай же сына — Я в мольбе Протягиваю руки И молю... Быть может, там, на небе, Будет он в раю И на свободе... Только без него Страны не будет — А ее мне тоже Жаль до боли... г. Липецк. Н. ЦЫПЛАКОВА. ЗАВТРА - ДЕНЬ СЕМЬИ 0 Ш ? По неполным дацным, в липецких родильных до­ мах за последних 5 пять лет от 170 новорожденных отказались их матери сразу после родов. Заботами вра­ чей и специальных служб большая их часть передана на усыновление, оставшиеся поступили в больницы на второй этап реабилитации. Появилась необходи­ мость в строительстве еще одного Дома ребенка. К сожалению, проблема отказов от материнства ос­ тается по-прежнему малоизученной. Сегодня мы очень мало знаем о механизме формирования этого процес­ са, о комплексе социальных, психологических и па­ тологических факторов, подталкивающих женщину к отказу от новорожденных. Многие годы наше государство, вкладывая огром­ ные средства в содержание, лечение, обучение детей- сирот, до конца не осознало острой необходимости практических шагов по предупреждению социально­ го сиротства. В рамках программы «Молодая семья» группой психологов Центра социальной адаптации молодежи было проведено изучение причин отказов от материн­ ства. С этой целью в родильных домг 1 х Липецка изу­ чались психологический портрет «отказниц» и соци­ альные ситуации, в которых они находятся. Большую часть составляют молодые девушки от 15 до 19 лет (60 процентов). Как правило, они неза­ мужем, многие живут с родителями, а некоторые с братьями и сестрами. Понятно, что при таких услови­ ях мнение родителей о судьбе только что родившего­ ся ребенка имеет важное и часто решающее значение. Меньшую часть составляют женщины зрелого возрас­ та, свыше 30 лет. Известно, что большинство матерей, отказываю­ щихся от детей, воспитывались в нестабильных семь­ ях, имели негативный опыт взаимоотношений. Лич­ ность многих «женщин, не готовых к материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии, им не хватало человеческого тепла, душевности. В большинстве семей дочерей воспитывали грубостью, криком, а часто и побоями. Таких семей, по нашим данным, не менее 60 процентов. При этом били детей 1 процент отцов и, что особенно показательно, 15 про­ центов матерей. Насилие и издевательство над девоч­ кой со стороны матери закладывает у нее искажен ­ ный образ поведения, и модель родительской семьи девушка перенесет в свою будущую семью. Около трети из тех, кто рос с матерью, отмечали плохие С; ней от* ношения. В 60 процентах случаев матери :;к^^щин- «отказниц» категорически отказыва ются помочь до­ чери в воспитании новорожденного : «С ребенком на порог не пущу...» Ситуаци я с отцами еще хуже. Прежде всего мно­ гие сами росли без отца. В полных семь ях отношени я с отцами были плохие из-за их злоупотреблени я алко­ голем. Результаты наших исследований указыва ют на то, что большинство будущих «отказниц» (75 процентов) в детстве были, по их словам, «сыты и одеты, хотя не имели ничего сверх этого», но у большинства таких семей едва хватало на еду. Помимо экономического положения, на качество мате­ ринства влияет образованность женщины. В силу молодос­ ти и личностных особенностей образование «отказниц» до­ вольно низкое. Около половины их окончили ПТУ, немно­ гим удалось одолеть техникум. Обращает на себя внимание крайне неблагополучная си­ туация с источниками доходов, а соответственно, с матери­ альным достатком «отказниц». Только 10 процентов из них до беременности работали. Большинство девушек не имело никакой постоянной профессии. Около половины их нахо­ дилось на иждивении -родителей, друзей. Подрабатывали, когда была возможность, перепродавали вещи и продукты. Большинство считали свое материальное положение ниже среднего, а средний уровень, как известно, таков, что поз­ воляет не голодать, но ничего сверх этого. В такой ситуации появление ребенка неизбежно приведет к еще большему сни- «А М АМ А МЕ1 Я ИЕ АЮБИТ...» Прс^легла социального сиротства — од н а и з острейших в Р о с с и и . С кахсдым годом увеличивается число детей, оставшихся б е з попечения родителей. Растет число брош ен ­ ных новорожденны х . Слово — психологу жению жизненного уровня. Отсюда мотив материальной необеспеченности... Бельгийский к о ^ т е т по социальным проблемам женщин описал 'три основные категории матерей, броса ющих детей : перва я; й аибблее 'к лассическа я, — отец ребенка бросил бу­ дущу ю мать; вторая — замужняя женщина рожает ребенка от внебрачной связи, третья — беременная женщина с ни­ зкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой социальной ответственностью. В наших исследованиях среди «отказниц» большинство никогда не было в браке, замужем — 5 процентов, 20 — живут в незарегистрированном браке и 10 — разведены. При этом доля живущих вместе с матерью довольно большая. При изучении психологического состояния женщин, отвер­ гающих своих детей, у них были обнаружены эмоциональ­ ная и психологическая незрелость, неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости и эгоцентризма. Ви­ димо, поэтому среди мотивов отказа от ребенка значитель­ ный вес имеет мнение родителей : «Я не могу прийти к родител я м с ребенком, не име ющем отца». Оставляя ре­ бенка, обрекая его на сомнительное существование, боль­ шинство из них демонстрирует, тем не менее, общеприня­ тые нормы и установки : желание счастливого супружест­ ва, семейной жизни, воспитание хороших детей и обеспе­ чение их будущего. Дл я себя лично бездетность планиру­ ют только 10 процентов опрошенных, половина собирает­ ся иметь одного ребенка, двоих — 10 процентов, а троих — 2 0 . Женщины обычно переживают тяжелый душевный кризис. Идет борьба мотивов — когда инстинктивному их стремлению к материнству и давлению общественной мо­ рали противостоит недоверие к своим силам и возможнос­ тям. Большинство опрошейных недовольно собой и не удов­ летворено, как складывается жизнь в целом. Это связано не только с реальными трудностями, но и с мнимыми пе­ реживаниями физической или моральной несостоятельнос­ ти; к ощущениям неспособности прибавляются пережива­ ния личных конфликтов, неудач с прерыванием беремен­ ности, тягостные ожидания момента, когда придется объ­ явить об отказе в семье и в родильном доме. Тяжелыми травмами становятся психологический прессинг в роди­ тельской семье, склоняющей к отказу от ребенка, а также унижающее достоинство отношение со стороны медперсо­ нала в родильных домах... В целом материалы указывают на две группы мотивов отказа от ребенка. Одна из них — это трудная житейская ситуация : отсутствие денег, жиль я, непри яти е родителей, категорический отказ мужа от ребенка. Друга я более ком­ плексна я и с ложна я, к отора я, п омимо социальных, вкл ю­ чает значительные психологические проблемы. Во всех случаях крайне необходимым являются консультация юриста, помощь социальных служб, психологов, психиат­ ров, а изначально — разумная система семейного воспита­ ния. Решение отказаться от своего ребенка женщина обыч­ но принимает задолго до родов, отсюда следует как мож­ но раньше выявить среди беременных женщин с риском отказа от материнства и оказать им поддержку, включаю­ щую комплекс социЕшьных, психологических и медицин­ ских мер. Общество тревожит рост колоссального числа мгшень- ких мам. В Москве их 170 тысяч, в Липецке — около 20 тысяч. Несовершеннолетние девочки, родившие ребенка, не имея профессии, жилья, средств к существованию... В отчаянии они делают попытки суицидов, бросают детей в роддомах, подкидывают чужим людям. Кто сегодня поможет маленьким мамам, даст им и их новорожденным приют, реабилитирует, устроит на рабо­ ту, поможет закончить школу, получить профессию, даст место для жизни? Общество должно понять, что одним из главных драматических результатов социального сиротст­ ва является физическое и психическое неблагополучие детей .А от здоровья наших детей зависит будущее нации. Н. ЦЫГАНОВА, психолог. П о ж е н и л и с ь в и н с т и т у т е (Окончание. Начало на 1-й стр.) 2 . ВОЛКОВЫ Есть люди, при первом взгляде на которых ощу­ щаешь : перед тобой —человек основательный. Игорь Волков — из этой самой категории. Мужественное лицо, низкий голос, сдержанные жесты, взвешенные фразы — все указывает на то, что Игорь — не вчерашний школьник, а человек с некоторым жизненным опытом, собственным взгл я­ дом на вещи. Позади — служба в армии, учеба на рабфаке. К зан ятия м на филологическом факульте­ те относитс я п о-взрослому серьезно. Интересен один момент его студенческой жизни. Учитьс я в вузе Игорь начал в обыкновенной группе. Но постепенно увлекс я английским, и очень скоро преподаватель это заметил. Посоветовал студенту перевестись в другу ю группу, где готовят учителей литературы, русского и английского языков. Тот так и сделал. Впрочем, английский — не единственное его ув­ лечение. Игоря всегда интересовали народные тра­ диции и фольклор. На первом курсе, чтобы узнать побольше, записался в кружок фольклористики. Там- то и познакомился поближе с Надей, однокурсни­ цей. Общий интерес сблизил. Хрупкая, впечатлитель­ ная девушка и решительный, практичный паренек прекрасно дополнили друг друга. Сейчас они уже учатся на третьем курсе. Как и Лена с Юрой, живут в студенческом общежитии. Только, в отличие от тех, у них уже есть дочка Даша. Дашенька растет в Грязях, у бабушки, учительницы музыкгшьной школы. А мама с папой приезжают к ней два-три раза в неделю. Словом, с бабулей моло­ дым повезло. Семидесяти тысяч (сумма двух повышенных сти­ пендий) Игорю и Наде хватает на две недели. Судите сами : только один билет на обыкновенный автобус до Гр яз ей стоит 350 рублей. Экспресс дороже — до полутора тыс яч. Л етом Игорь работал на стройке. Во врем я семестров не работает. Считает, что все надо делать как следует. При совмещении работы и уче­ бы что-то непременно пострадает. Так и живут. Два прекрасных студента, которые в будущем, безусловно, станут хорошими филолога­ ми. Вот только примен ят ли они свои знани я в шко­ ле? Над я — об яз ательно. А Игорь? — Учитель — професси я з амечательна я, — гово­ рит он, — и я с уд овольствием пошел бы в школу, но увы... Скорее всего придетс я иск ать работу в другом месте. Ведь нам нужна квартира. Надо содержать семь ю. А может быть, поможет английский? 3 . КУЗНЕЦОВЫ — На первом курсе я ее не замечал, — Алексей смотрит на улыбающуюся Ирину, — заметил на вто­ ром, под Новый год. Говорят, под Новый год происходят чудеса. Так и здесь : танцу я на вечеринке в общежитии с одной из своих однокурсниц, студент неожиданно дл я се бя вдруг обнаружил, что «образ Прекрасной Дамы Алек­ сандра Блока нашел воплощение в жизни» (цитата дословна я ). Вообще Алеша — парень веселый, с юмором. Чего- чего, а уж неожиданностей у него хватает. Он, на­ пример, до самого последнего момента колебался : куда пойти — «в артисты или в учител я »? И пошел в учител я. Артистич ность и умение играть на музы­ кальных инструментах (на гитаре и ба я не) пригоди­ лись, правда, ему и здесь. Сейчас они с Ириной меч­ та ют научить этому годовалого сына Антошку. Еще родители хотят научить мгшыша танцам и футболу. Конечно, когда вырастет. А пока его всему учит бабушка, с которой он си­ дит, когда мама с папой учатся. После обеда на сме­ ну ей приходит мама. Папе пока не до занятий с сынишкой. Вот уже третий год он работает учителем русско­ го языка и литературы. За это время Алексей стал четверокурсником, а его ученики — семиклассника­ ми. Свою работу любит, хотя и сложно везде и все успеть : учеба, семь я, т етрадки, тематические планы — свободные минутки выда ются редко. Но, как отцу семейства, все материальные заботы ему пришлось взять на себя. Помогают, конечно, и бабушка с де­ душкой — без них бьшо бы туго. Скорее всего, при­ дется переселиться к ним и после института (сейчас ребята живут в общежитии). И все-таки расставать­ ся с любимым делом будущие учителя пока не соби­ раются. — Получу диплом — продолжу работать в шко­ ле. Вдруг директором стану? — рассуждает Алек­ сей. Супруги смеются, и тогда я задаю им самый серь­ езный вопрос: а Антошка, сможет ли он в недалеком будущем заниматьс я л юбимым делом? Что вообще светит их единственному сыну? Улыбки исчезают с их лиц, на какую-то секунду они становятся задум­ чивыми, даже мрачноватыми. — Да нет, я оптимист. К тому времени все долж­ но стать лучше, чем сейчас. Наш сын обязательно будет счастливым! — Алешина твердость компенси­ рует Иринину неуверенность. Такие вот три семьи. Разные и в то же время похожие друг на друга. Кому-то проще, кто-то кру ­ тится как может. Никто не мечтает о звездах с не ­ бес. Все хотят самого элементарного — отдельной жилплощади, зарплаты , достаточной для нормаль ­ ной жизни. Все любят свою будущую профессию, и наверняка школа могла бы получить хорощих учи ­ телей... Сколько их, таких молодых семей, живу ­ щих в общежитиях, работающих по ночам и изо всех сил борющихся с обстоятельствами? Увы, точ ­ ную цифру мне так никто и не назвал . Что ж, на ­ верное, у государства, действительно, хватает дел и поважнее. Какое’ уж там будущее, в настоящем бы удержаться на плаву. Стучать им некуда, и рассчи ­ тывать приходится только на себя. Жизнь-то про ­ должается. Пусть «другая», но с теми же радостя ­ ми, горестями и любовью. Н аталья АЛЕКСАНДРОВА. ш в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz