Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

13 ма я 1995 г. теперь "образовательное учреждение бурных оваций не было № 92 (906) П НАРОДНОСТИ ГОГИКЕ_________ Уч ен ы е зна ют, что сист е мы функционируют по сп е цифич ес ­ ким, опр еделенн ым принципам. Если н е учи ты вать этого, они выходят из строя. Школьная сист е ма России осно вывалась пос ­ л едние с то л е т на принцип е на родности. Но, что само е удиви- Ч 'ельное, сегодня .многие не понимают, что это за принцип, не могут объяснить его значение для современности. А ведь шко- ;ла — институт социальный, функционирует во времени и про- '.гфанстве, то есть в истории народа и государства — России и : русского царода. . ' Первым сформулировал принцип народности в педагогике Константин Дмитриевич Ушинский. Он выдвинул требование «воспитывать молодое-поколение в соответствии с идеалом че ­ ловека, который народ создал в процессе своего историческо ­ го развития и который исторически изменяется, всегда хорош относительно данного века». Будучи патриотом, Ушинскии до ­ казал, что общественное воспитание, развивающее в человеке народность (чувство принадлежности именно к этому народу, этой культуре, этой стране), эффективно формщзует гармони ­ чески развитую личность и оказывает сильное благодетельное влияние на историю народа. В философии под народностью понимают исторически сло ­ жившуюся язьжовую, территориальную, экономическую и куль ­ турную общность, превращающуюся в нацию или дающую на ­ чало нескольким национальным образованиям. Например, рус ­ ская н ^ о д н о с т ь послужила истоком для образования украинс ­ кой и белорусской. В свою очередь, в марксистско-ленинской доктрине наро ­ дность чего-то означала связь с народом, обусловленность на ­ званных явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стрем ­ лениями трудящихся, вьгоажение идеалов, интересов и психо­ логии народных масс. (Новое тут только в терминологии — обезличивание конкретных народов словом «массы»). Ушинский был прекрасно знаком с историей своего Оте ­ чества, с европейской культурой, с новейшими разработками в области современной ему антропологии, этнографии, филосо ­ фии и культуры в целом, как культуроведения в плане сопос ­ тавления и отбора того , что естественно вписывается в контекст родной культуры. Поэтому в труде «О народности в обществен ­ ном воспитании» он писал: «Основания воспитания и цель его, и главное его направление раз.личны у каждого народа и опре ­ деляются народным характером, тогда как педагогические час­ тности могут свободно переходить и переходят от одного на ­ рода к другому». Вводя принцип народности, оберегали образование от «уни­ версального центризма». Например, классическое о ^ а з о в а н и е основывалось на положении, что именно классический мир древ ­ ности явился основой современной цивилизации. Уже во вто ­ рой половине XIX века это было поставлено под сомнение в России (Н. Данилевский, Е. Леонтьев, С. Рачинский. Ап. Гри ­ горьев и другие). Было признано то, что сегодня является акси ­ омой для Европы: во-первых, в основе современной культуры лежит христианство, для России — православное; во-вторых — наука, имеющая как раз общечеловеческое значение, посколь ­ ку универсальна и не имеет национальных признаков; в-треть ­ их — народность в воспитании и образовании, представленная § одной культурой и языком , которые связывают человека с есконечными поколениями предков и потомков. Именно че­ рез народность осуществляется и преемственность поколений, поскольку такое образование сохраняет глубокую связь с пред ­ шествующими во времени педагогическими системами. Повторяя ошибку начала XIX века (классическое образова ­ ние), реформаторы перестроечного времени конца XX века бе­ рут за основу построения образования в России европоцентризм или даже американоцентризм. При этом, естественно, исчезает принцип народности и, следовательно, преемственность рефор ­ мируемой системы с предшествующей: из нее выпадает компо ­ нент воспитания. Или предлагают воспитывать за счет изучения иноязычной культуры (формальное развитие), что несовместимо с развитием человеческого духа, присущего данному культурно ­ историческому типу, который реформаторы -сторонники универ­ сализма считают непригодны.м для обучения и воспитания. Позиция сторонников принципа народности имеет прочное научно-философское обоснование в трудах Н. Данилевского. (Его работа «Россия и Европа» — обоснование теории культурно-ис ­ торических типов.) Ее породили три причины — засилье тради ­ ционной просветительской концепции прогресса, требующей «од­ нолинейного» построения истории, проникнутой духом «европо­ центризма»; ложная трактовка соотношения национального и об ­ щечеловеческого, вызванная игнорированием наиболее ценных, рожденных национальным гением, продуктов культуры; предрас­ судки в отношении того, что называют Востоком и З^ападом, имея при этом в виду только культурные регионы. По Данилевскому, Россия и Европа — это совершенно самостоятельные культурно­ исторические организмы, что не противоречит единству челове­ чества и логическому развитию истории как борьбы и взаимодей­ ствия культурно-исторических типов. чески лишь тогда, когда найдет себе подходящее поприще, культу­ ры «плодоносят» или «прозябают в бесплодии» в зависимости от того, насколько правильно они поняли свое историческое предна­ значение. насколько смогли уб теч ь и развить свою самобытную творческую активность и способность. Рассматривают три результата культурно-исторического взаи­ модействия. Первое — «прополка» (индейцы в Америке); второе — «прививка». Так, Россия привила более высокую культуру в азиатс­ ких областях, не изменяя азиазского культурно-исторического типа Образование строить развивающуюся систему всего образования в России на совершенно научном принципе народности. НАЦИОНАЛЬНЫ Й ХАРА 1СТЕР - РЕЗЕР ВУАР ЭНЕРГИИ РУССКАЯ ШК ОЛ А И ЕЕ ПРИНЦИПЫ в н аш е врем я трудно дать одно значное оп р ед ел ен и е ро сси й с ко й ш коле . Она стала ш колой п е р е ­ ходного п ер и о д а и , к а к е е характеризуют с ам и педагоги , «образовательным учреждением» . Н е о ^ у - м анно е , малокомпетентное в научном плане и подражательное следование чужим обр азц ам р а зр уш и ­ л о о снову отечественной педагогической системы — воспитание. Это порождает много проблем в обществе. на в о зрож д ени е школьной системы в России делится сегодня Ольга Николаевна ФЕДОРОВА , кандидат педагогических наук , доцент ЛГПИ . ПРЕОДОЛЕТЬ БОЛЕЗНЬ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТИ Отвергая деление истории на «древнюю», «среднюю», «новую», Данилевский вносит в нее естественную систему, подобную систе­ мам К. Линнея и Ч. Дарвина. В ней сочетаются «морфологический» принцип, определяющий сущность культуры, специфическое направ­ ление ее развития, и «эволюционный», в соответствии с которым каждая следующая во времени культура должна быть богаче пре- дьщущей, поскольку способна усваивать результаты, достигнутые предшественницами. «Морфологический» принцип выражается в оригинальности формы и особенной интеграции языковых, этнографических, хозяй­ ственных, политических, духовно-нравственных и религиозных эле­ ментов в каждой из культур. В своей совокупности эти элементы образуют целостную культуру или культурно-исторический тип. У нас — православно-славянский. Взаимоотношения между этносами, как субъектами творчества, могут быть дружественными, конкурен­ тными, враждебными в зависимости от присущего им внутреннего принципа. Так, например, европейцы совершенствовали лишь одну способ­ ность души— рассудочно-логическую (см. В. Эрна, С. Франка). Этим объясняется, согласно В. Эрну, индивидуализм, формализм европей­ цев, разлад у них сердца и ума, личности и государства. Отсюда стремление к правовому государству, все подчиняющему закону, берущему ответственность за оценку и регламентацию поступков индивида на себя. Для русских закон никогда не был самоцелью: главное было жить по совести. Европейцы завоевывали мир, насиль­ но подчиняя себе другие народы (см. Диего де Ланда в Центральной Америке; колониализм), но пренебрегали внутренними душевными ценностями. В России было естественное сочетание эмоциональных и рассудочных сторон духа , «соборное» или в близкое нам время коллективное сознание, близость к природе, способность к установ­ лению любовно-братских отношений между людьми, чуждость эк­ спансионизму. Стремление государства к могуществу и расширению территории не мешало русским людям видеть свой идеал в святос­ ти, душевной чистоте и служении Богу, а в советский период его за ­ менителю — идее. Подобно человеку, который может жить и продуктивно, и твор­ с его особенностями. Это зрелые плоды культуры. А Петр попытал­ ся «привить» европейскую культуру России. «Дичок» не захотел стать питательной основой чужой культуры и продолжает давать свои собственные цветы и плоды (великие достижения на народной поч­ ве от искусства до интерпретаций науки), но его организм испытал глубокое потрясение. БолезнЬ; подражательности, заискивания пе­ ред Европой до сих пор обессиливает Россию. То же самое делают сегодняшние реформаторы, не имеющие научно-философского представления о развитии культур. Очень актуально в связи с этим звучат слова Н. Данилевского; «Надо быть глубоко убежденным в негодности самого дерева, чтобы решиться на подобную операцию, обращающую его в средство для чужой цели». То же самое находим у1К. Леонтьева, В. Розанова, И. Иль­ ина. Симптомы русской болезни, которую ученый называет «евро- пейничаньем», состоят в искажении народного быта; насаждении иностранных форм управления и образования, действующих враз­ рез с характером русского человека, подведении фактов русской дей­ ствительности под категории, выработанные европейской мыслью применительно к европейским условиям. Последнее опасно тем, что общественные теории начинают служить руководством к действию в стране, для которой они не предназначены, и толкают народ по ложному пути. «Защита» культурной среды в ряде случаев столь же необходи­ ма, как и защита природной среды. Даже при доброжелательной и бескорыстной позиции культуры-донора культуре-реципиенту мо­ жет быть нанесен ущерб. Во многом именно этим, а не экономическими недостатками, объясняются неудачи всех реформ по западному образцу в России. Анализ фактологии последней четверти века показывает, что даже получение образования /европейского/ частью интеллигенции раз­ вивающихся стран было, как доказывает практика, фактором соци­ альной и политической дестабилизации, привело к резкому разме­ жеванию местной европеизированной верхушки и народа, сохранив­ шего приверженность своим традициям. Все это усиливает классо­ вое размежевание, натравливает одну культуру на другую. Следст­ вие — развал экономики, обнищание народов. И совершенно правы те, кто утверждает, что механическое смешение культур далеко не равнозначно культурному синтезу, что элементы культур, попадая в инокультурную среду, должны еще переосмыслиться, приобрести новые функции. Поэтому мы можем, анализируя развитие гениальной педагоги­ ческой русской мысли на протяжении 150 лет, спокойно и достойно Национальный характер — существенный компонент куль­ туры, своеобразный резервуар энергии, способный дать мощ­ ный толчок развитию страны в определенном направлении или затормозить его — в зависимости от соответствия или несоот­ ветствия установок национального характера направленности и духу реформ. Национальный характер историчен, обуслов­ лен культурой, социально-классовой структурой общества. Он представляет «ансамбль» из свойственных нации психических черт в тех или иных условиях. Идею культурной самобытности научно доказывают в срав­ нении культурных путей России и Европы, да и любой культу­ ры. Россия не была частью империи Карла Великого — общего ствола европейской цивилизации. В ней не было феодально ­ аристократической иерархии рыцарства, католических орденов. Не было «ложного христианства», а потому не было нужды в реформации. В России не развивались схоластика, опытная на ­ ука, либерализм, городские коммуны, парламентаризм. Россия непричастна ни европейскому добру, ни европейскому злу, о чем, кстати, умалчивают многочисленные протестантские мис­ сионеры, рвущиеся к нам. Не в том историческая роль России, чтобы защищать Европу, а чтобы выстроить уникальную, ос­ нованную на православной нравственности культуру. Если бы не было русской государственности, подчеркивает даже проза ­ падно ориентированный культуролог Э. Соколов, то усилиями европейцев на территории России давно бы.ли бы созданы Ев­ роазиатские Соединенные Штаты. Не случайно, подмечает Данилевский, что «чем-то гигантски лишни.м является наша Россия в качестве носительницы европейской цивилизации». Именно поэтому, развивая принцип народности, К. Ушинс­ кий, на которого мы сегодня при создании нашей школы естес­ твенно должны опираться как на национальное достояние, по­ казал, что в основе нового гуманного образования в России 'лежит не универсальная, а родная культура, православная нрав ­ ственность и науки. Отсюда вытекает принцип единства воспи­ тания и образования при ведущей роли воспитания. Именно обу­ чение в чисто.м виде вненационально и аморально — модель «биоробот» — разрушитель культур, п о с к о л ь ^ не заложен нравственный критерий. Ушинский так и писал: «(Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вре­ да, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не толь-| ко передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нрав-" ственному развитию чувств и воли человека». Все это в русле сформированного в государстве исторического и националь ­ ного характера. Са.м же Ушинский расшифровывал смысл употребляемого им значения принципа народности в воспитании. Язык — рус­ ский, культура — русская, история — русская, государство — русское, российское, поэтому воспитание — «глубоко народное, то есть русское воспитание». Только получив это воспитание, овладев хорошо язьпсом, началами родной культуры, можно зна­ комить ребенка с иностранными языками и культурой. С ран ­ него детства он советовал закладывать основы нравственного и религиозного православного воспитания. Таким образом, все среднее образование Ушинский предлагал строить на принци­ пах православной нравственности, народности и науки. В 50-е годы этому положению следовали, отбросив первый принцип и искусственно заменив его несвойственной нашему нм оду идеологической догмой. В 60-е годы советская система образования была признана лучшей в мире. А поскольку сур­ рогаты не могут заменить истинных ценностей, то впоследст­ вии вся система расстроилась и вступила в кризисно-переход­ ный период. То же самое произошло сегодня и с воспитанием, так как оно взаимосвязано с системой национальных ценностей в ду­ ховной сфере жизни. Создание системы русской школы, науч ­ но обоснованной, с учетом ошибок предшественников и зако ­ номерностей естественного развития, позволяет вернуться мо­ гучей стране на путь прерванного культурно-историческог^ развития и соответствует чаяниям замученного эксперимента" ми нашего народа. Ольга ФЕДОРОВА, кандидат педагогических наук, доцент ЛГПИ. Эхо праздни ка С П А С И Б О , Д Р У З Ь Я ! 27-31 марта в нашей области с большим успехом прошел Вто­ рой Всероссийский конкурс-фестиваль юных пианистов имени зем ­ ляка К.Н. Игумнова, в котором приняли участие юные конкурсанты из 30 городов России, ученики К.Н. Игумнова — профессора Мос­ ковской, Санкт-Петербургской, Саратовской консерваторий, дру­ гих музыкальных вузов России, их студенты, а также родственники К.Н. Игумнова, близко знавшие его Л 1 о д и . Выражаем искреннюю благодарность администрациям районов: Лебедянского (глава В.П. Красников), Задонского (глава А.М. Свиридов), Хлевенского (глава Н.Ф. Тагинцев), г. Ельца (глава В.А. Соковых), коллективу Липецкого музыкальногоучилища им. К.Н. Игумнова (директор В.П. Плотников), директорам детских музыкальных школ; г. 1рязи — В.Н. Попову, п. Добринка — А.С. Зотову, г. Чаплыгина — А.Ф. Баулину, № 3 г. Липецка — В.А. Бахметьеву, г. Лебедяни — Р.А. Осиповой, директору Липецкой государственной филармонии В.Д. Ларько- ву:, президенту фирмы «Профицентр» С.А. Казарову, начальнику железнодорожного вокзала «Липецк» Г.К. Наумовой, председателю областного фонда имущества В.И. Лаврентьеву, директору АО «Силан» (г. Данков) Б.М. Душанину, директору экспериментального завода «Лебедянский» Н.И. Бор­ цову, начальнику станко-инструментального производства АО "ЛТЗ" В.А. Плаксину, управляющему Тербунским отделением Сбербанка РФ М.И. Пу- зикову, директору ИЧП «Ураплес» (г. Елец) В.П. Скривицкому, директору фирмы «Контракт» (г. Елец) Т.И. Живаловой, директору (Подгоренского завода строительных материалов И.В. Титову, гостелерадиокомпании «Липецк» (председатель Е.М. Туровский), редакции газеты «Липецкая газета» (редактор В.Ф. Савельев), редакции газеты «Липецкие известия» (редактор Н.А. Смольяни­ нов), редакции газеты «Золотой ключик» (редактор Е.С. Митина), директору АС завода холодильников «Стинол» А.Н. Фрудкину, директору издательства «Кода» Т.Ю. Щегловой, председателю обкома профсоюза работников культуры К.П. Ко- пенкиной, директорам всех музыкальных школ г. Липецка, всем, кто принял участие в подготовке и проведении конкурса-фестиваля. Ваша ор ­ ганизаторская и финансовая помощь позволила провести его на уровне, достойном славы земляка К.Н. Игумнова, подарить липча­ нам и нашим гостям настоящий праздник музыки. Оргкомитет Второго Всероссийского конкурса-фестиваля имени К. Н. Игумнова. Экология и мы Праздничные встречи ОТ в с е й д у ш и в к а н у н 5 0 -л ет и я В е л и к о й П о ­ б е д ы Е л е ц к а я р а й о н н а я а д м и н и с ­ т рация с о в м е ст н о с от д е л ом с о ­ ц защ ит ы р а й о н а п р о в е л и в ст р ечу ж е н щ и н — участ ниц В е л и к о й Оте ­ ч е с т в е н н о й в о й н ы и т р у ж е н и ц тыла. В б о л ь ш о м з а л е а д м и н и с ­ т р а ц и и с о ст о я л о с ь ч е ст в о в а н и е с е л ь с к и х героин ь .^ О н о п р о х о д и л о в ст р е ч и церт . Н а с н и м к е : в ст р е ч а ж е н щ и н — участ ниц в о й ны и т р уж ениц тыла. Фот о В . Д У Р Н Е В А . Экспресс-опрос РЕФОРМ Ы НУЖ НЫ , НО РАЗУМН ЫЕ - Э к о н о м и ч е с к и е р е - ф"6рмы резко изменили сложившуюся жизнь . С одной стороны, они при ­ несли очевидные улучше ­ ния, с_другой — создали о с т р е йш и е соци ал ьн о - э коном ически е пробле ­ мы, одним открыли доро ­ гу к обогащению, других толкают вниз по социаль ­ ной лестнице. Об этом, в частности, свидетельствуют резуль ­ таты соц ио л о ги ч е с ко го исследования, проведен ­ ного отделом социальной аналитики, науки и науч­ ных заведении админис ­ тр а ц и и о б л а с ти сред и участников научно -прак ­ ти ч е с ко й конф ер ен ции «Теоретические и практи ­ ческие вопросы рыночных отношении и проблемы реформирования эконо ­ мики». Среди респонден ­ тов были руководители предприятии и ор ганиза ­ ций, ученые-экономисты и практики . Более 90 про ­ центов опрошенных заяви ­ ли о заметном снижении эффективности производ ­ ства, ухудшении матери ­ ального положения основ ­ ной части населения и сни ­ жении его социальной з а ­ щищенности . Единствен ­ ное улучш ение , которое отметили 52 процента рес ­ пондентов, — это возмож ­ ность человека как личнос ­ ти выразиться. Реформирование э ко ­ номики привело к обостре ­ нию многих проблем хо ­ зяйственной деятельности промышленных предпри ­ ятий и о р ган и зац ий . По мнению каждого третьего из опрошенных, предпри ­ ятия просто задавлены не ­ посильными налогами. 47 процентов участвующих в опросе заострили внима ­ ние на неплатежах партне ­ ров, высоких банковских ставках, росте цен на энер ­ гоносители, сырье, тран ­ спортные перевозки, а 40 процентов заявили, что у них трудности со сбытом продукции и пополнением оборотных средств. Ради ­ кальные преобразования экономики необходимы, но пути их о сущ е с твл ени я нуждаю тся в серь е зной корректировке. Трудности, с которыми приходится сталкиваться, связаны, прежде всего, с тем, что реформирование проводится хаотично, без программы. Такого мнения Придерживаются 70 про ­ центов опрошенных. Более того, каждый третий рес ­ пондент заявляет, что суть проводимых реформ одна — развал всего и уничто ­ жение России как государ ­ ства, превращ ение ее в сырьевой придаток разви ­ тых стран. Проводимая в стране п р и в а т и з а ц и я , пом им о того , что породила мно ­ жество проблем правово ­ го, экономического и соци ­ ального характера, резко усилила дифференциацию граждан по доходам. Кто же выиграл от проводимой приватизации? 60 процен ­ тов опрошенных считают, что руководители предпри ­ ятии и банков, 30 — пред ­ приниматели и иностран ­ ный капитал, 58 — теневые дельцы, мафия и лишь 2 процен та — общ ество в целом. Ничего не выигра­ ли интеллигенция и пенси ­ онеры, то есть та самая п рослой ка , являющаяся показателем жизненного уровня общ ества любой страны. Как показали исследо ­ вания, равнодушных людей к экономическим пробле ­ мам сегодня нет. Все боль­ ше россиян понимает не ­ обходимость энергичных усилии для выхода из глу­ бокого кризиса, охватив ­ шего и экономику, и поли ­ тику, и культуру, и общес ­ твенны е о тн ош ен ия . 86 проц ен тов опрош енны х считают, что реформы до ­ лжны продолж аться , но без ущемления интересов большинства населения . Нельзя не отметить , что четыре пятых участвовав ­ ших в опросе высказали пожелание, чтобы хозяй ­ ственные руководители , экономисты чаще расска ­ зывали в средствах массо ­ вой информации о том, как проходят в области эконо ­ мические реформы. А . КО ЗЬМ И Н А , консультан т о тд ел а с о ц и а л ь н о й а н а л и т и к и администрации области . ПОЧЕ М У ДАНКОВ НЕ СТАЛ БАДЕН БАДЕНО М ? На одном из собраний общественнос ­ ти Данкова председатель районного коми­ тета экологии Ю. Путинцев сообщил со ­ бравшимся приятную новость. Суть ее в том, что в прошлом и начале нынешнего года существенно изменилась экологичес­ кая ситуация как в городе, так и в районе. Резко сократились выбросы в атмосферу, уменьшился расход артезианской воды на производственные нуады, чище, вроде бы, стали Дон и малые реки. Однако полагающихся в таких случаях бурных аплодисментов почему-то не пос­ ледовало. Не добавило бодрости и не улуч­ шило настроения сообщение Ю. Путинце- ва о других отрадных фактах. Например, о том, что три котла теплоэлектроцентрали с мазута переведены на природный газ, что высоководный мост через Дон за пре ­ делами города несколько уменьшил поток транзитного транспорта на улицах Данко ­ ва, что внедрение водооборотной систе ­ мы на «Силане» в несколько раз сократи ­ ло расход донской воды на производствен- ны'е нужды. Ко всему сказанному можно добавить и то, что в прошлом году выполнено 85 экологических мероприятий, на которые из различных источников финансирования в общей сложности израсходовано более 1,2 миллиарда рублей. Не дремали и сами комитетчики, организовавшие 95 проверок, в ходе которых выдано 79 предписаний и наложено 17 штрафов на сумму более двух миллионов рублей. Можно подумать, что вся эта работа превратила Данков чуть ли не в город-курорт, наподобие Баден-Баде ­ на или Пятигорска. Ну, а что же на самом деле? За отве­ том на этот вопрос обратимся в районный центр санитарно-эпидемиологического надзора. По данным медиков, как в горо ­ де, так и в районе смертность по-прежне ­ му превышает рождаемость. Не исключе­ но, что к тому времени, когда в России воцарится долгожданный капитализм с его очень милым и добрым человеческим ли ­ цом, в районе не останется ни одного че­ ловека. Думаете, утрирую? Нисколько. К примеру, по числу онкологических забо ­ левании Данков идет впереди области всей. Решительно пошли в наступление и другие недуги. Увеличилось число забо ­ леваний органов дыхания, пищеварения, кровообращения, нервной системы. Сно ­ ва «подняли голову» педикулез, чесотка, о которых и думать-то забыли. Вот вам и Баден-Баден! Совсем недавно главным отравителем природы в Данкове единодушно призна ­ вался химзавод (АО «Силан»). Однако за последние годы здесь проведена значи­ тельная работа по внедрению более чис­ тых технологий, установке нового обору­ дования, использованию отходов в качес ­ тве вторичного сырья. К тому же объемы производства значительно сократились. Поэтому считать «Силан» источником всех экологических бед было бы не совсем справедливо, хотя и ответственность за них с химиков никто не снимает. Все гораздо сложней, и главная слож­ ность состоит, пожалуй, в том, что окру­ жающую среду на протяжении многих лет загрязняли не два-три промышленных мон­ стра, но и множество тихих, почти непри­ метных отравителей. Вред п^эироде общи ­ ми усилиями нанесен такой, что сегодня принимаемые меры не в состоянии резко изменить ситуацию к лучшему. К том^ же они не только недостаточнЫ| но порой по­ рождают и новые проблемы. Возьмем хотя бы реки. С вводом в эк ­ сплуатацию оборотной системы водоснаб­ жения, внедеенной «Силаном», у химиков отпала необходимость поддерживать на территории города нужный уровень воды в Дону, и они пфестали ремонтировать плотину бывшей ГЭС. В результате в вер­ хнем своем течении река заметно обме ­ лела, соответственно изменилась ихтио­ фауна, так как нарушены привычные мес ­ та нереста, кормления и обитания рыб. По мнению экологов, для сохранения реки в том виде, в котором она существовала несколько десятков лет, нужно восстано­ вить плотину. Для этого необходимо 20 миллионов рублей. Их, разумеется, нет. Однако плотина — это полбеды. Зна ­ чительно серьезней проблема с комплек­ сом по отко[эму крупного рогатого скота в ТОО «Куликовское». Для удаления навоза здесь применяется гидросмыв. Это пря­ мой путь загрязнения подземного водно­ го горизонта, а в паводковый период — Дона. Разумеется, нельзя не согласиться с экологами в том, что решение многих про ­ блем упирается в финансовые трудности. Однако не надо закрывать глаза и на во­ пиющее'варварство, бескультурье, бесхо­ зяйственность, которые вредят окружаю­ щей среде не меньше отсталых промышт ленных технологий и нищенских «подачек» на решение экологических проблем. Ну­ жен пример? Пожалуйста. Так называемые несанкционированные свалки окружают Данков, как брустверы окопов во время войны. Бытовой и произ ­ водственный мусор сбрасывается где по­ пало и кем попало. Похоже, ни власть, ни местные «зеленые», ни экологи не в со­ стоянии остановить этот беспредел. В свое время большую часть обшир ­ ной и довольно благоустроенной террито ­ рии колхозного рынка местные власти по­ чему-то отдали под гаражи. А теперь, ког ­ да частная торговля приобрела невидан­ ный ранее размах, вдруг выяснилось, что торговать-то и негде. Поэтому рынок захватывает все близ­ лежащие тротуары, проезжую часть ули­ цы, торговля идет прямо с асфальта, то ­ вары лежат в пыли и грязи. Не рынок, а какой-то грязный цыганский табор или лагерь беженцев. В ближайшей округе нет ни одного туалета. Сегодня Данков изрыт вдоль и попе рек. Вовсю стараются газовики, сантех- строевцы, потому что без этих траншей невозможны ни газификация города, ни продолжение строительства коллектора других коммуникаций. Траншеи месяцами остаются открытыми, а заделываются кое как... Надеюсь, теперь вы догадались, поче­ му Данков до сих пор не стал Баден-Ба ­ деном? Анатолий МЕРЛЕВ , соб . корр . «ЛГ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz