Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
з емляки-воена чальники 18 я н варя 1 9 9 5 г. на какую судьбу мы детей обречем? % До этого он почти год возглавлял опера тивный отдел 63-й армии, что формировалась на липецкой земле — в районах Ельца, Крас ного, Лебедяни, Данкова и Льва Толстого. После формирования армии, входившей в состав Белорусского фронта, полковника Бе лявского вызвали в Москву, в Главное управ ление кадров Наркомата Обороны. Там хо рошо знали его биографию и б^оевые заслуги на фронте. Помнили о том, что в январе-фев рале 1943 года он возглавлял штаб оператив ной гауппы войск на старорусском направле нии Северо-Западного фронта при ликвида ции окруженной груцпировки противника’. С лучшей стороны показал себя Белявский и как руководитель оперативного отдела шта ба 63-й армии. Поэтому начальник Главного управления кадров генерал Ф.И. Голиков о т - . .кровенно сказал ему: — Думали назначить вас начальником штаба восьмой гвардейской армии. Да вот ко мандующий Василий Иванович Чуйков с ва шей кандидатурой что-то не соглашается. Го- ворйт: «Не знаю его совсем». Так что пока назначаем, вас начальником оперативного отдеДа вместо полковника Мительмана. Присматриваясь к новому начальнику оперативного отдела, Чуйков нередко лично давал ему конкретные задания, всевозможные поручения, Так, во время боев за Одессу в ап реле 1944 года он возложил на Белявского вре менное исполнение обязанностей начальника штаба армии. А окончательное решение об ут верждении Белявского в этой должности со стоялось уже в мае 1944 года. Поблагодарив за оказанное доверие, Бе лявский приступил к исполнений новой для себя обязанности, прекрасно осознавая, какой, груз ответственности взваливает на свои пле чи. Одно дело— руководить оперативным от делом, пусть и ведущим в штабном звене. Дру гое дело — отвечать полностью за весь армей ский штаб, быть правой рукой командующе го. 10 июля его вызвали в Москву с полными данными о состоянии армии. В Генеральном штабе он узнал о том, .что 8-я гвардейская из- под Тирасполя по железной дороге перебра сывается в район Сарны — на левый фланг 1- го Белорусского фронта. Быстро уладив все дела, Белявский вернулся уже на новое место дислокации штаба армии. ... 8-я гвардейская армия (до пере именования в апреле 1943 года — 62-я обидевойсковая) являлась одним из про славленных объединений времен Вели кой Отечественной. Ее войска под ко мандованием генерала В.И. Чуйкова, бу- дуцдего М аршала С о в е т с ко го Сою за , осенью 1942 года в ожесточенных боях отстаивали Сталинград, зимой 1942-43 гг. участвовали в окружении и ликвида ции 330-тысячной группировки против ника в междуречьи Волги и Дона. На ее счету — блестящие победы в наступа тельных операциях на украинской зем ле — бои за Донбасс, штурм Запорожья, ф орсирование Д непра , освобождение . Одессы, сражения на молдавской земле северо-западнее Тирасполя, освобожде ние Польши. Армия дошла до Берлина, добивала врага в его логове. Наш земляк Виталий Андреевич Бе лявский, детство и юность которого про шли в Ельце,в 8-ю гвардейскую был на правлен в феврале 1944 года. Тем временем ком'андование 1-го Белорус ского фронта разработало план разгрома брес тско-люблинской группировки противника и развития наступления на варшавском направ лении с целью выхода к реке Висла на широ ком фронте. 8-й гвардейской бмла отведена прлоса наступления в направлЬнии Ковель- Люблин. Подготовку к операции шТаб армии начал еще до получения директивы фронта. Командарм В. И. Чуйков и начщтаба В. А. Бе лявский неоднократно проезжали вдоль пере днего края, изучая район предстоящего наступ ления. В работу по подготовке йсходных дан ных для приказа командующего! армией были задействованы все армейские отделы, управле ния и службы. План операции бь(л составлен и представлен в штаб фронта точно в назначен ные сроки. Наступление началось 18 июля и закончи лось 2 августа 1944 года форсированием Вис лы и захватом на ее западном берегу плацдар ма. Причина такой блистательной победы не только в выучке и героизме войск, но и высо ком уровне руководства. Заслуги Белявского были по достоинству оценены. Ему присвоили генеральское звание. Командующий В.И. Чуй ков по этому поводу сказал: «Это был у нас в армии самый молодой генерал. Ему еще не ис полнилось сорока. Его звали в шутку «юный генерал». Энергии в нем было с преизбытком, хватало и старания, и тщательности в работе. Делал он все быстро, точно и аккуратно». Продолжая действовать в унисон с ко мандующим армией, Виталий Андреевич на основе уже полученного опыта сумел до стичь еще большей планомерности и стро гого порядка в работе при любых услови ях. Самообладание, рассудительность, уме ние сочетать пребывание в войсках с рабо той в штабе — характерные черты его сти ля деятельности. Эти качества с особой силой он проявил на заключительном этапе войны — в ходе Берлинской наступательной операции. 8-я гвардейская имела богатый опыт боев за овладение крупными пунктами, в том чис ле и городами. Но Берлин — другое дело. Это многомиллионный город, в котором каждый квартал, каждый дом представлял .мошный пункт круговой обороны. Успех в городском бою решала организация взаи модействия всех родов войск в таких звень ях, как взвод, рота, батальон, из которых создавались штурмовые группы и.отряды. Штаб армии, благодаря умелой организа ции связи, иногда вплоть до отдельного штурмового отряда, постоянно был в кур се событий и обеспечивал командующего оперативной информацией для принятия нужных решений. ... Последний бой, в котором участво вала 8-я гвардейская армия, закончился в ночь с 1 на 2 мая. Утром 2 мая все было кон чено. В штаб В. И. Чуйкова был доставлен бледный, дрожащий от страха последний начальник берлинского гарнизона генерал Вейдлинг. Здесь, в штабе, он написал при каз остаткам гарнизона о немедленном пре кращении сопротивления и капитуляции. Как сложилась судьба генерала Беляв ского после войны? Уже в звании генерал- полковника он несколько лет был началь ником; штаба Ленинградского военного округа. После того, как В.И. Чуйков занял пост начальника Гражданской обороны СССР, Виталий Андреевич под его руко водством выполнял обязанности Нача.льни- ка Главного штаба. Публикацию подготовил М. ТАМАНИН, подполковник в отставке. № 9 (8 2 3 ) В ОП Р ОС - ОТВЕТ Р АЗНИЦА В ЦЕНЕ БУДЕТ ВОЗВ Р АЩЕНА М ы п р и о б р е -ш 5 д е к а б р я 1994 г о д а д в е т о н н ы у г л я н а П о д г о р е н с к о м у г о л ь н о м с к л а д е д л и п р е с т а р е л ы х р о д и т е л е й , ж и в у щ и х ' в Д о б р о в с к о м р а й о н е . О д н а к о ч е р е з т р и д н я т а к о й ж е у г о л ь т а м п р о д а в а л с я д еш е в л е . П о м о г и т е р а з о б р а т ь с я . Н . Р А М Н О В А . г . Л и п е ц к . - К а к о т в е т и л р е д а к ц и и д и р е к т о р Л и п е ц к о г о ф и л и а л а п о о б е с п е ч е н и ю т о п л и в о м н а с е л е н и я и к о м м у н а л ь - ' н о - б ы т о в ы х п р е д п р и я т и й Н .Т . З о л о т м е в , в д а н н о м с л у ч а е п р о и з о ш л а д о с а д н а я н е у в я з к а . Г 1 о с т а н о в л е н и е г л а в ы а д м и н и с т р а ц и и о б л а с т и о б и зм е н е н и и ц е н ы н а у г о л ь с 5 д е к а д а 1994 г о д а б ы л о п о л у ч е н о н а п р е д п р и я т и и л и ш ь 7 д е к а б р я . Р а з н и ц а в ц е н е з а у г о л ь к л и е н т у б у д е т в о з в р а щ е н а , Р АДИОТ Р АНС ЛЯЦИЯ В ОССТАНОВ ЛЕН А У н а с в с е л е д в а м е с я ц а н е р а б о т а е т р а д и о . О б р а щ а л и с ь и в с в о е о т д е л е н и е с в я з и , и в р а й ц е н т р , н о н и к т о т о л к о м п р и ч и н у о б ъ я с н и т ь н е м о ж е т . Ж и т е л и с . Е л е ц -М а л а н и н о Х л е в е н с к о г о р а й о н а . К а к о т в е т и л р е д а к ц и и д и р е к т о р Х л е в е н с к о г о ф и л и а л а А О О Т « Л и п е ц к э л е к т р о с в я з ь » В .С . Т р а в к а , в о к т я б р е - н о я б р е н а ф и д е р н ы х и а б о н е н т с к и х л и н и я х п р о в о д н о г о в е щ а н и я в с е л а х Е л е ц -М а л а н и н о и С т а р о - Д у б о в о е , п р о в о д и л и с ь р е м о н т н ы е р .а б о ты . К 30 н о я б р я о н и б ы л и з а к о н ч е н ы , и р а д и о т р а н с л я ц и я в о с с т а н о в л е н а . О т р е д а к ц и и . П р и ч и н а в о т в е т е п р е д п р и я т и я н а з в а н а у в а ж и т е л ь н а я , н о п о ч е м у н и к т о т а к и н е у д о с у ж и л с я з а д в а м е с я ц а и з в е с т и т ь ж и т е л е й с е л а о п р о в о д и м о м р е м о н т е ? П Р АВИ Л АМИ ЗАП РЕЩЕ Н О Ж и т е л я м 2 0 , 2 2 , 2 3 и 2 4 м и к р о р а й о н о в б ы л о б ы о ч е н ь у д о б н о , е с л и б ы с д е л а т ь а в т о б у с н у ю о с т а н о в к у у м а г а з и н а Н Л М К « У н и в е р с а м » д л я т р а н с п о р т а , и д у щ е г о с 2 4 м и 1 ф б р а й о н а , а т а к ж е н а п р а в и т ь м а р ш р ^ а в т о б у с а № ' 4 5 о т р ы н к а д о 2 4 м и к р о р а й о н а ч е р е з у л и ц у П а п и н а . Ж и т е л и н о в ы х м и к р о р а й о н о в г. Л и п е ц к а . Н а . э т о п и с ь м о о т в е т и л ’ з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а г л а в н о г о к о л о в : к т о в о б щ е с т в е н н о г о т р а н с п о р т а , в ц е л я х б е з о п а с н о с т и п е ш е х о д о в и п а с с а ж и р о в о с т а н о в к и а в т о б у с о в и т р о л л е й б у с о в д о л ж н ы р а с п о л а г а т ь с я з а п е р е к р е с т к а м и . П о э т о м у о р г а н и з о в а т ь т а к у ю р я д о м с м а г а з и н о м Н Л М К « У н и в е р с а м » н е в о з м о ж н о . О т к р ы т ь д в и ж е н и е а в т о б у с о в п о у л и ц е П а п и н а в о з м о ж н о т о л ь к о п о с л е е е р е к о н с т р у к ц и и , т а к к а к п р о е з ж а я ч а с т ь в н а с т о я щ е е в р е м я н е с о о т в е т с т в у е т н о р м а м и п р а в и л а м п а с с а ж и р с к и х п е р е в о з о к » . П о д г о т о в и л А . З У Б А Р Е В . ю ^ п р а в л е н и я г о р о д с к о г о т р а н с п о р т а Л .Н . С о - в; «ГГо п р а в и л а м о р г а н и з а ц и и о с т а н о в о ч н ы х п у н - «ЛИШЬ БЫ НЕ БЫЛ110И1Ы...1 (Окончание. Начало на 1-й стр.) Эту «хронику абсурда» можно продол жать бесконечно. Фактов, как говорят, море. Поневоле вновь и вновь возникает этот во прос о заборе, что должен бы отделять тер риторию «Канатчиковой дачи» от всего про чего. Где, по'какую сторону забора мы и по какую — остальной мир? И на какой терри тории — внутри или снаружи - - все это, вы шеупомянутое? Девяносто лет назад российское прави тельство затеяло «маленькую победоносную войну» с Японией. Сколь же позорно неуспеш на была эта война в связи с бездарностью ге нералов и сплошными просчетами управите лей! Правда, нынешняя война — другого рода,’в ней победа и. поражение одинаково горьки, ведь Россия воюет с частью себя. Но я хочу спросить и понять: почему через девя носто лет люди, провозгласившие себя духов ными наследниками той, дореволюционной, России, столь же бездарно,'глупо, грубо ве дут дело, почем зря подставляя российских парней под автоматные очереди и удары гра натометов? Что это и где это? Сатирики-юмористы уже говорят про День открытых дверей в «психушке». Но масштабность и трагизм про исходящего не оставляют места остротам... Сегодня Ельцин и его «партия власти» об виняют Дудаева в незаконном захвате влас ти в Чечне. Его оппоненты в этом вопросе — Гайдар, Юшенков и прочие «радикальные демократы» обвиняют Ельцина в жестокости и нарушениях прав человека в Чечне. Но и те и другие замараны незаконной узурпацией власти, кровью и танковой стрельбой в Мос кве осенью 93-го года. Кто же всерьез воспри нимает их нынешнее возмущение? Кто всерь- ; ез воспримет все это как борьбу за законность и права человека, а не за личный интерес? Конечно, если считать участников этой дра матической дискуссии серьезными людьми с устойчивым мировоззрением и правосознани ем. Впрочем, устойчивое сознание и адекват ное восприятие все больше рассматриваются как «архитектурное излишество». Вы, навер ное, обращали внимание на то, чем различа ется характер фильмов прошлых лет и нынеш них? Наше советское, да и не только советс кое, кино показывало во всевозможных ситу ациях, как правило, героев с нормальной, здо ровой психикой. А сегодня главные герои мут ного кинематографического потока — садис ты, маньяки, монстры, наркоманы, бомжи- шизофреники, параноики и как там еще это называется, когда человек бредит наяву... Х о рошо, если это проходит бесследно для зри теля. Но все же не отсюда ли идет неумоли мое расширение территории, огороженной за бором и дверями беЗ-ручек? В «Российской газете» в сентябре прошло го года опубликована статья «Лечит психо тропное «оружие». Речь в ней идёт о методах внушения, разрабатываемых под руководст вом академика Смирнова в секторе психокор рекции Медицинской академии им. И.М. Се ченова. Методы эти таковы, что человек, слу шая обычную радиопередачу или смотря ка кой-нибудь телесериал, вдруг испытывает не преодолимый страх, или, напротив, полное умиротворение, или острое желание куда-то идти и что-то делать, словом, именно то, что ему внушается с экрана или по радио. «Изю минка» заключается в том, что внушение пе-, редается с такой частотой, которая не воспри нимается на уровне обычного зрения или слу^- ха, зато прекрасно усваивается на уровне под сознания, независи-мо от желания человека. «Если использовать данный метод в «ко рыстных» целях, — пишет газета, — то он ста нет действительно страшным оружием. С его по.мощью .можно вызвать страх, агрессию, гнев, наконец, уничтожить в человеке саму личность». Тут же автор статьи успокаивает: «Секреты не выходят за пределы сектора пси хокоррекции Медицинской академии и ис пользуются исключительно в медицинских це лях». I , Остается только порадоваться за всех нас, живущих в стране, где невозможно себе пред ставить насилие над личностью, б^есконтроль- ность и пренебрежение к Закону^особенно со стороны власть предержащих. В стране, где «сильные мира сего» стойко и невозмутимо противятся искушению испроб|овать свою силу на собственных подданных. В стране, где общественный контроль за деятельностью электронных средств массовой информации столь могуч и беспристрастен, что мы мо)кем спокойно спать, или смотреть родное россий ское телевидение, или слушать любимое рос сийское радио. В общем, «За детсдво счастли вое наше спасибо, родная страна». ! Кстати, «сильные мира сего1> почему-то норовят устраивать своим чадам ксчастливое |Детство» за рубежами столь усердно рефор- ;мируемого ими отечества, где-нибудь в Аме рике или Европе. Отчего ж не й России-то? ;Не потому ли, что желают своим детям ^счастья не сумеречного, нагово^но внушен ного, а естественного, настоящего? Один мой знакомый, совершенно потря сенный всем, что у нас нынче про|исходит, го ворит: «Я уж не знаю, может, и я самом деле Россия, все мы чем-то перед Богом провини лись? Может, предки наши что-тЬ натворили такое, что Бог решил устроить ад на земле здесь, у нас, в России? Ад не столько физичес кий, материальный, сколько моральный, ду ховный...» Да уж... Вод так и живем, вглядываясь в экран телевизора, залитый кровью и завален- ;ный трупами, иуже почти не волнуемся. И уже |КОму-то думается, что пусть так, в общем- |то, не так все и плохо. И вглядываясь в теле визионную картинку развернувшегося сраже ния, он все твердит привычное и родное: «Да чего уж там, лишь бы войны не было...». Или подхваченный неведомой силой, устремляет ся вместе с сотнями и тысячами сотоварищей за новым «Павкой Корчагиным». И мощное «Даешь 1000 процентов годовых!» вырывает ся из тысяч и миллионов глоток, разносясь по необъятным просторам России. «Да-а-ешь», — гулко и памятливо отзываются просторы... Можно ли отделить свою жизнь от жизни своей страны? Наверно, можно, если из этой страны уехать, или хотя бы отправить своих детей, или отгородиться оСобым служебным забором с бдительными охранниками. А нам с вами, живущим в России, просдо необходи мо разобраться и понять, где мы,1а где, по ка кую сторону решетки, огораживающей уч реждения особого рода, те люди( от которых зависит сегодня наша судьба, судьба наших сыновей, судьба страны. ’ | Не исключено, что все мы — по одну сто рону. По какую — вот вопрос, из ответа на который следует, что же делать дальше. Что бы, в конце концов, все-таки возобладал здра вый смысл. Здравый смысл крестьянина, про должающего, несмотря ни на что, свое извеч ное крестьянское дело, рабочего, продолжа ющего варйть сталь, ученого, за жалкие гро ши возвеличиваЮшего российскую науку. Здравый смысл политика, «пробиваюшего» сегодня законы для постройки нормальной завтрашней жизни. Здравый смысл солдата^ не растерявшего гуманизм и щедрость рус^ ской души в жестокостях войньц и пожилой женщины, приютившей в своеМ| доме трид цать беженцев из горящего Грозного... Рос сия пока еще страна здравомыслящих людей. Этому следовало бы быть и на государствен ном уровне. Да вот незадача... Сергей СТЕПАНОВ, Р. 8 . В моей предыдущей статье в «ЛГ» за 12 января в седьмом абзаце в результате про пуска части фразы при наборе произошло ис кажение предложения, характеризующего со держание писем читателей. Приношу извине ние авторам упомянутых писем. ЖИТЬ НАДО ТАМ? Как-то раз кавээновцы схохмили: «Жить надо Т А ^ , чтобы не было мучи тельно стыдно за бесцельно прожитые годы». Это, конечно, смешно, но я начи наю тихо беситься, когда вот этим «жить надо ТАМ» мне постоянно капают на моз ги — то открыто и цинично, то исподволь и незаметно. От самой полезной жеватель ной резинки, спасающей ваши зубы от ка риеса, до потрясающих женщин, жующих шоколад «Дав» и пользующихся исключи тельно тампонами «об» — все это у них, ТАМ. Ну, ладно,-мы взрослые, мы как-то умеем отличить зерна от плевел, но что де лать с ребенком, который, видя потрясаю щий домик для Барби со всеми роскошны ми причиндалами интерьера, понимает — жить надо там, а не в однокомнатной квар тире с мамой, папой и бабушкой на рас- ' кладушке? Когда он с детства узнает, что лучший отдЫх для лучших людей — на Канарских островах, а не на берегу лесной речушки? А вы, дорогие государственные мужи, хотите, чтобы после этого он любил дым Отечества? Да еще чтобы он за этот дым готов был пойти умирать? Вы по меньшей мере обольшаетесь. 'Умирать не умирать, но он скорее костьми ляжет, чтобы «домик для Барби» стал его личной реальностью и желательно без о'течественных дымов. И уж совсем оптимальный вариант, чтобы этот домик располагался где-нибудь на Ка нарских островах. Откуда, скажите на ми лость, сегодня может возникнуть ошуще- ние Родины й уж тем более ответственнос ти за нее, если ему с младенчества вдалбли вается: вот.там — люди, вот там — жизнь, вот там — все по высшему разряду. А здесь тебе всегда будет мучительно стыдно. Боже мой, как мы страдали и возмуща лись, что голос великого русского поэта и барда Вьюо'цкого не мог в те годы звучать в полную силу! Как клеймили мы позором его гонителей и цензоров! Но при этом мы знали его наизусть, мы пели его на своих «хрущевских» кухнях, мы цитировали его строчки как заклинания, как пароль, по ко торому узнавали людей «одной крови». И что же мы получили сегодня? Гонители пе реименованы в благодетелей, нет цензоров, но нет и Высоцкого. Его голос звучит нын че гораздо реже, чем в те темные застой ные'времена. Да хуже: он нынче стал уже просто анахронизмом. «Не волнуйтесь, я не уехал, и не надейтесь, я не уеду» — что же это, как не анахронизм? Даже как-то стыдно цитировать в эпоху повального исхода на Запад. Зато ребенок мой будет расти на пато- логически-непристойном дуэте «Полиция нравов», на смазливых мордашках безго лосых инфантильных девочек и на очеред ной «звезде», откровенно сменившей на правленность своего либидо. И все это ^— с попытками скопировать Запад, и все это — как жалкая карикатура на худшие об разцы его массовой культуры. Высоцкого не поют уже даже на кухне — как-то неза метно из моды вышел. А дети — они как губка, они все это впитывают гораздо быс трее нас и быстрее ко всему адаптируются. Нет, я не за то, чтобы' кичиться своей нишетой. Кто спорит? Человек должен жить в человеческих условиях. Но, черт возьми, неужели безразлично, где эти ус ловия будут? Неужели мы забыли о глав ном — что человек должен жить на Роди не, независимо от того, какие условия он здесь состряпал своими собственными ру ками? Дикая мысль, но мы явно отстали даже от тех двух червячков из анекдота, ко торые продолжают жить в навозной куче, потому как — «родина, сынок». «В МОЕЙ ЖИЗНИ Б Ы ЛИ РЕВ О ЛЮЦИЯ И М ОЦА РТ » Эта фраза, сказанная нашим наркомом 1АШН ДЕТИ БУДУТ ЙУЧШЕ ПАС? Ну, хорошо, я могу поверить в то, что все мы не сдохнем с голо да, что у нас не отключат тепло и электричество. Я с необъяснимым оптимизмом все-таки надеюсь, что на наших улицах не будут слышны взрывы гранат, не будут валяться раненые и убитые. Я даже могу до пустить, что мы как-то выберемся из этого безобразия и перестанем бояться падения рубля, повышения цен и повального банкротства. Все может быть — дай-то Господи. Но ответьте мне только на один во прос; какими мы придем к этому светлому будуцдему, и как нынче надо воспитывать детей, чтобы они в этом светлом будущем смогли бы выжить? Поскольку мне-то лично не жаль, что «жить в эту пору прекрас ную уж не придется»... < к- О С ш в н о иностранных дел Георгием Васильевичем Чи чериным, не дает мне покоя. Избави Бог, ре волюций нам уже, конечно, хватит. Но ведь не об этом речь — в жизни этого человека были большое дело, великая идея, которым он служил, и духовные ценности, которых у него никто не мог отнять. А какому делу сегодня служат большинство россиян?, Исключитель но делу личного обогашения. Сегодня просто нелепо задавать старше класснику вопрос, кем он хочет быть, о какой профессии мечтает. Да ни о какой, он хочет много зарабатывать. Почему нынче такой ог ромный конкурс на факультет бизнеса и ме неджмента? Вы полагаете, все эти ребята меч тают о профессии менеджера? Да они толком не пони.мают, что это такое и с чем это едят. Но — престижно, но — в ногу с жизнью, а главное — глубокая уверенность в тОм, что у бизнесменов и менеджеров денег куры не клю ют. Вы думаете, что на юрфак рвутся ради того, что'бы стать следователями и преступ ников (ПОВИТЬ? Да ничего подобного — все об адвокатуре мечтают. Неважно, кого защи- шать рэкетира или убийцу, лишь бы день ги пла-кили. Наверное, это правильно: прежде чем выбирать профессию,, надо подумать, на- .йдешьди себе работу, и какие средства к су ществованию она тебе даст. Но ведь скучно, ■господа мои, скучно. И в моем детстве далеко,,не все мальчишки, рвущиеся в космонавты, и девчонки, мечтаю щие стать балеринами, таковыми станови лись. Но ведь мечтали, но ведь рвались! А ны нешние уже особо и не мечтают. Да и какие могут быть мечты, если каждое воскресенье американский зверинец в мультиках от уток до хрюшек настойчиво вдалбливает в детские головы: всем в мире правит доллар, все под чинено его власти, «люди гибнут за металл»! Заставьте дитя после этого мечтать о балете: пахота дикая, зарплата мизерная. Вспомина ешь старые книги и диву даешься: это ж надо такие названия выдумать — «Дело, которому ты служишь», «Все остается людям». Мы-то сегодн?! служим исключительно себе, и жела- ■тельно, чтобы все лично нам и осталось. А уж об идее я вообше молчу — кто это нынче за нее будет терпеть невзгоды и лише ния? Мне могут возразить: хватит уже с нас великих идей, натерпелись. Но Парадокс-то ведь в том, что русских людей иначе как вели кой идеей ничем и не объединишь. Это ж у нас ■у всех в крови: Россия, как Третий Рим, ее мес- сианская роль в истории человечества, даже как освободительницы мирового про летариата — нелепо, а звучит. Да мы во все века только на идеях и держались, за них головы на плаху клали, на штыки грудью шли. Одно слово -г- русский чело век. Это вам не немецкий бюргер, который ради своего палисадничка и белых занаве сочек будет за державу радеть и долг свой исполнять. Оставить русскому лишь зана весочки с палисадничком и гараЖик во дво ре — так он ради этого и на преступление пойдет, й державу продаст. Потому как идеи нет. Пусто. Про Моцарта и говорить нечего. Это моя мама, в отличие от меня не имеющая музыкального образования, прекрасно раз бирается в оперной и симфонической му зыке. Потому что в их время серьезная клас- •сическая музыка и литература считались важнейшим фактором в воспитании «стро ителя коммунизма», были частью идеоло гии. Эта Музыка звучала по радио, на ТВ ставились фильмы-оперы, транслирова лись спектакли ведуших театров. Так что же плохого-то было в этом, как и в тех иде алах, которые воспитывались серьезным искусством? И не надо мне говорить, что нынче нам не до Моцарта — было бы на что'колбасу купить. Русский человек всег да тем и отличался, что ради томика лю бимых стихов готов был отказаться от кус ка колбасы. Кроме того, в самую тяжелую )кизненную минуту никакая «Ксюша-Ксю- ша» помочь не сможет, а вот Моцарт даст и свет, и надежду. Но мы наших детей и этого лишили. Если на концертах Липец кого симфонического оркестра зал запол нен хотя бы наполовину — это уже вели кая радость. Да и кто сидит-то? Старички и старушки — мамонты, чудом оставшие ся от вымирающей интеллигенции. Ц ЫП ЛЕН ОК -ГРИЛЬ ВМЕСТ О СИНЕЙ ПТИЦ Ы и как же прикажете воспитывать детей? Растить из ’них волчат, способных зубами и когтями вырвать у другого, более слабо го, из пасти кусок? Внушать, что в этой жизни абсолютно все оценивается деньга ми, что только их количество является кри терием счастья и благополучия? Объяснять, что нужно не служить делу, а продавать себя .ижелательно подороже? Тогда, пожа луй, они будут великолепно чувствовать себя в том «светлом будущем», которое мы сейчас строим, и победят в этой борьбе за выживание. Но ведь обидно, да и вряд ли получится — мы-то все-таки росли на дру гом. Я не хочу, чтобы моя дочь, заканчивая школу, на вопрос «кем ты хочешь быть?» отвечала-бы: «Женой бизнесмена». Я не хочу, чтобы нашим девочкам внушали, что быть валютной проституткой — это вы годно и престижно. Я не хочу, чтобы для наших мальчиков все счастье жизни заклю чалось бы в «иномарке» и «крутом прики де». Я не хочу, чтобы шестилетний ребе нок говорил своей одинокой родственни це: «Хорошо, что у тебя нет детей, — квар- . тира мне достанется». Я не хочу, чтобы эта мысль вообще приводила ему в голову. Пусть .наши девочки зачитываются «Алыми парусами» и ждут своего капита на Грея. Пусть для наших мальчиков бу дет идеалом д' Артаньян, а не какой-нибудь очередной супермен с пушкой. Пусть они все-таки живут по принципу «храните свои сокровиша на небесах». Во-г только как же они, бедные, тогда сумеют выжить в нашем «светлом будушем»? На какую, судьбу мы обречем их этими идеалами? Такая вот невеселая альтернатива: вое питывать либо волка, либо камикадзе. И утешение, увы, только одно — спасение души. А это, как известно, зачтется уже со всем в другой жизни. Елена БРЕДЦС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz