Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
не т тв о р че с тв а б е з и с кр е н н о с т и и м а с те р с тва .../ к а к х л е б расти ть , мы зн а е м бе з п о д с к а з о к ... 29 апрел я 1995 г. К у л ь т у р н а я ж и з н ь № 85 (899) 4 в Л и п е ц к о м выставочном з а л е откры л ась э к сп о зиц ия работ худ ож ни ко в -ф р о н - товиков. П р о и з в е д е н и я В . И . Ш е в ч е н ко , И . В . Кол е сни ко в а , А .Н . Дю ж е н ко в а , Н .П . З во н ар ев а , В .П . С луш ника , Н .И . Д а н ьш и - н а — свидетельства пережитого им и з а д о лги е , пор о й трудные годы , п ри зн ан и е в лю бви к н аш ем у кр аю . На в ерн и с аж е ветеранов тепло привет ствовали к а к и х сверстники, так и более м олоды е коллеги . Мы приглаш аем липчан поспешить н а выставку, потому что чер ез н есколь ко д н е й е е сменит другая , также посвящ енная 50-летию Победы , но уж е с участием большинства художников обл а с ти. Н а сним ках : на выставке. Фото А . ЩУРОВА . ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ... в честь светлой пасхальной недели актеры « Маленького т е атра», камерны й о р ке с т р под р у к о в о д с т в о м И. Р е з н и ко в а , солисты филадмонии и д етский хо р Х р и с т о -Р о ж д е с т в е н с к о го с о б о р а сы гр а л и б л а го т в о р и тельный спектакль . Его основой стали история народно го теа т ра и пьеса В ел и ко го князя Кон с т а н т и н а Р ом а н о в и ч а «Ц арь И у д е й с к и й » . М у з ы к а л ь н ы м оф орм лением к о н ц е р т а -с п е к такля послужили русская духов ная м у зы к а и п р о и з в е д е н и я к о м п о з и т о р о в - к л а с с и к о в — Ч ай к овс к о го , Скрябина , Д е г тя рева, Про к офьева , Ш о с та к ови ча. На п асхальное действо б ыли п р и гл а ш е н ы у ч а щ и е с я в с е х воскре сны х школ Липец к а . (Соб. инф.) ШЕРШАВЫМ ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА Пла к аты военных лет и фо то графии той ж е п оры на шего земляка И.А. Нарци сс ова соста вили о сно в у выстав ки , п о св я ще нной 50 -летию По б е ды, в о б л астном к раеведчес к ом м у зее. Представлены та кже рели к вии войны. В первы й ден ь работы вы ставки прошла встреча ветер - ванов войны со школьниками , на которой выступили и зве с т ные артисты Л ипе ц к о й филар м о ни и и у ч а с т н и к и х у д о ж е с твенной самоде я тельности . (Соб. инф.) ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Н А ... ЭКРАНЕ В и д е оф и л ьм а м и ны нч е н и к о г о не у д и в иш ь . Тем не м е не е э то т , к о т о р ы й н е д а в н о п о я в ил ся в о тд е л е и с к у с с т в о б л а с т н о й н а у чн о й б и б л и о т е к и , м о ж н о с ч и т а т ь с ам ы м ц е н ны м . Н а зы в а е т ся он «Э н ц и кл о п е д и я дл я н а р о д н о го о б р а з о в а н и я » и в кл ю ч а е т н е с к о л ь к о с е р и а л о в , к о т о р ы е п р о к о н с у л ь ти р о в а л и в е д у щ и е с п е ц и а л и с ты на у ки и и с к у с с т в а , о д о б р и л и э к с п е р ты н а р о д н о го о б р а з о в а н и я . 18 п о л у ч а с о вы х ф и л ьм о в в о ш л о в в и д е о с е р и а л «Эрмитаж» . О ни р а с с к а зы в а ю т о в с е м и р н о и з в е с т ны х кол л е кц и я х , с о б р а н ных в м у з е е . И с к у с с т в о ж и в о п и с и и с к у л ь п т у р а И талии и И с п а н и и , Н и д е р л а н д о в и Ф л а н д р и и , Ф р а н ц и и и Г олл андии , Евро пы с р е д н и х в е к о в и В о с т о ка , Д р е в н е г о Р им а и Г р е ц и и — в о т д а л е ко не п о л н о е с о д е р ж а н и е с ер и ал а . В т о р о й в и д е о с е р и а л — «И с к у с с т в о р у с с к о г о ава н га рда » — в о с с о з д а е т ц е л о с т н ую к а р т и н у т в о р ч е с к и х п о и с к о в и с в е р ш е н и й т а л а н т л и в о й плеяды х у д о ж н и к о в . Т р е т и й о с о б е н н о и н т е р е с е н т ем , к т о л ю б и т н а р о д н о е т в о р че с тв о . О н т а к и н а зы в а е т с я — «С о кр о вищ а н а р о д н о го т в о р чества» . В о т н е ко т о ры е е го ра зделы : « Народный ко с т ю м» , «Ю ве л и р ны е у к ра ш е н и я » , « О р у ж ие . И зд е л и я и з металла» , «В о с т о ч ны е славяне» — в с е го 9 ф ил ьм ов . Н а ве р н о е , м н о г и е к н и го л ю б ы п ом н я т , к а к о й р а д о с ть ю с тал о дл я н и х н е с к о л ь к о л е т н а з а д п е р е и з д а н и е п р о и з в е д е н и й С о л о в ь е в а , К а р а м з и н а , К л ю ч е в с к о го . . . В и д е о с ф и л «И с тория Г о с уд а р с т в а Р о с с и й с к о го » и з пяти ф ил ьм ов к а к бы ож и вл я е т с т р а н и цы э ти х к н и г . Н а з о в ем л иш ь н е к о т о р ы е и з них : «П о д в и г Ка р а м з и н а » , «О т куд а е с т ь п о ш л а Р у с с к а я зем л я» , « К н яж е с к а я Ру с ь» ... К о м у п р е д н а з н а ч е н а э н ц и к л о п е д и я на э кр а н е ? К о н е ч н о , в п е р в у ю о ч ере д ь , с т у д е н т ам в у зо в , т е х н и к ум о в , у ч ащ им с я ш кол , л и ц е е в , ги м н а з и й , п о с к о л ь к у о н а — о б р а з о в а т е л ь н а я . А в п р о чем , о н а для в сех , к о м у д о р о г а и и н т е р е с н а з ем л и р о д н о й м и нувш ая с уд ьб а , е е к ул ь тура , е е д у х о в ны е т р а д и ц и и , И к а к х о р ош о , ч то т е п е р ь к аж д ы й м о ж е т п р и й т и в о тд ел и с к у с с т в н а ш ей гл а вн о й б и б л и о т е к и и у в и д е т ь э ти зам е ч а те л ь ны е в и д е о ф ил ьмы ! Л . ЛИДИНА . П е р е с м е ш н и к Г Л АС Н АР О ДА? * Нет аб с о лю тно бездарных людей: каждый бездарен в своей об ласти... И в Липец к ой, и в Воронежской, и в Московсгай... Из юмора субъектов Федерации. * Если вы не сможете свести концы с концами, лучше их спрятать в воду Москвы-реки, Дона, Невы и других российских водоемов. * Все мо гут короли . Но королевы мо гут больше. Из потаенных мыслей блока «Женщины России». * Если указ не выполняется, значит, надо издать другой указ. Поговорка кремлевских чиновников. * Нынче язык может довести не только до Киева, но и до Риги, Вильнюса, Тбилиси и др. столиц бывшего СССР. * Настоящему руководителю вовсе не обязательно иметь семь пядей во лбу. Достаточно иметь семь замов с одной пядью у каждо го. Из ненапечатанной «Книги советов главам администра ции». * Иметь слабости — право сильного. Пр езидента... Банальный российский факт. * Е сли баран уставился на новые Кремлев ские ворота, значит. Красн ую площадь превратили в пас тбище. Надпись на Боровицких воротах. * Один у мни к терпим, от двух уже хочется лезть на стену. Крем ле вс кую... Из разговора на Красной площади. * Вместе с белыми пятнами в природе Ро ссии и сче зают и зеле ные, и красно-коричневые... ^ Из наблюдении эколога блока «КЦДР». * Не в сякий но сящий к орон у имеет голову. Антимонархический фольклор. * Ничто так не п ортит цель, к а к выстрелы. Из душевных страдании П. Грачева. * Мы открыты всему миру. То, что мы делаем, переходит все гра ницы... А. Козырев (из невыстраданного). Подслушал, подсмотрел и зафиксировал Михаил КОВАЛЕВ. Рисовал В. НЕНАШЕВ. Л и ц а это й ве сны (Окончание. Начало на 1-й стр .) Н а верное , не бы ло д ы м а б е з о гн я — не во в с е х д е й с т в и я х о д о б р я л п р е д ш е с т в е н н и к п р е ем н и к а . В п р о чем , ка ко й кл а с с ны й к а м е н щ и к , ул ож и в прочны й ф ундамен т , с та н е т р а в н од уш н о наблю дать , к а к на е г о о с н о в е пы т аю тся с о о р у д и т ь зд а н и е , но уж е по д р у го м у п р о е к т у ? Хотя о т к р ы т о г о п р о т и в о д е й с т в и я м е ж д у бы вш им и ны неш н им н и к т о не з а м е чал. О дна ж ды стал с в и д е т е л ем т а к о й сц ены . К П е тр у У л ьян о ви ч у п о ж ал о вал а в е г о п р е д с о - в е т о в с к и й к а б и н е т гр у п п а м е с тны х ж и т е л е й . — Слыхал , Ульянович , наш н о в е н ь к и й -т о не у с п е л ещ е и б а ш м а ко в на ф е рм а х на во зом о бм а р а ть , а уж е т е р ем с е б е з а с ч е т со в х о за с т р о и т . . . Ж дали , очевид но , что Кащ еев вы ра зи т с вое н е с о гл а с и е п о э т о м у п о в о д у . А т о т в д р у г в зо р в а л с я : — А вы -то , м уж и к и , вед ь т о ж е в ка з е н ны х т е р ем а х ж и в е т е . На кой ж е л яд е г о с т а р а е т е с ь о п а с к у д и т ь ? П у с ть с т р о и т ! З на чи т , ж и т ь у на с д о л го с о б и р ае т с я . И та ки м , к а к вы, д ом а в о з в о д и т ь буде т . Б уд то в вод у глядел Кащ еев . В о т уж е ш е с т н ад ц а ть л е т б е с см е н н о п р а в и т « Р ассветом» В л а д им и р Д о р о х и н . И ные е го к о л л е ги -х о з я й с т в е н н и к и не в ы д е р ж а л и в о д о в о р о т а р е ф орм , д а в н о п о ки н у л и д и р е к т о р с к и е и п р е д с е д а т е л ь с к и е кр е с л а . А он не сд ае т ся , д а и « Р ассвет» п о д е г о р у к о в о д с т в о м д е р ж и т с я , не з а ги н а е т с я . О ди н и з м о и х зн а ком ы х , с е л ь с к и й х о з я й с тве н ни к , плавучесть « Р ассвета» в водах ры н к а о б ъ я с н и л та к : — Д о р о х и н к т а к ом у п о в о р о т у с о бы ти й д а в но был го то в . О н вед ь р еф о рм ам и в н у три с о в х о з а , с ч и т а й , с п е р в ы х д н е й з а н и м а л с я . С вою л и н ию гнул . 3 . ЗАТЕМ , ЧТОБЫ Ж ИТЬ ... Ч то вер но , т о вер но . « Р а ссветовцы» с р а з у з ам е ти л и , ч то с п о к о й н ы й с в ид у и с г о в о р ч и вый в м елоча х новы й д и р е к т о р с та н о в и т с я к р е п ч е кам н я , к о гд а ре чь з а х о д и т о к а к и х - л и б о е г о з а д ум ка х на п е р с п е к ти в у . П ро ш л о в с е го м е с я ц -д р у го й п о сл е в о сш е с т ви я В л а д и м и р а М и хай л о в и ч а на с о в х о зны й п ре с тол , к а к он т в е р д о заявил , ч то о тны н е в се м а с с о вы е п о л е вы е ра б о ты в с о в х о зе б уд у т п р о в о д и т ь с я то л ь ко гр у п п о вы м м е то д ом , к а к э то д е л а л о с ь п р и нем в с о в х о з е «Ка зи н с ки й » . И к а к е г о ни пы тал и сь п е р е у б е д и т ь , ч то з д е ш ние хл е б о р о бы , рабо тая б е з э ти х н о вш е с тв , в с е гд а с д е л ам и в поле р а н ьш е д р у г и х у п р а вл ял и с ь и д а ж е . . . « казинцам » п о м о га л и , да и по у р о ж аю с о с е д я м н и к о гд а не ус т уп ал и , Д о р о х и н на стоял на с в о ем . А б у ква л ьн о ч е р е з год — д в а по в сей с т р а н е , ч у ть ли не п р и н у ди тельно , стали внедр я ть э то т самы й г р у п п о в о й м е то д , к о т о р ы й стал на зы ва ть ся и п а - т о в с к и м . И о п я ть в « Р ассвет» з а ч а с ти л и на с е м и н а р ы - э к с к у р с и и го с т и с о в сей о б л а с ти . И н те р е с о в а л и с ь гр у п п о вы м м е то д ом поле вы х р а бот , к о т о ры й п р ош е л з д е с ь « о б ка т ку на м е с тн о с ти» . З ам е ч е н а з а Д о р о х и ны м и ещ е од н а «сла бость» — ка ка я -т о пр ям о боле зненная лю б ов ь к ч е р теж ам и к о н с т р у и р о в а н ию . Едва о с в о и в ш и с ь на н о в ом м е с те , п о с о б с т в е н н о м у п р о е к т у он в зялся р е ко н с т р у и р о в а т ь р а б о т аю щ и й на з а в о д с к о м о б о р у д о в а н и и к о р м о цех , ч тобы в д в ое у вел и ч и ть е г о п р о и з в о д и тел ьно с ть . А к о гд а э та з а д ум ка была о с ущ е с тв л е н а , з а н я л с я т е х н и ч е с к и м о с н а щ е н и е м з е р н о т о к а . Но вм е с т о т о го , ч то б ы п о м е с ти ть е г о п о д к ры ш у на сваях , к а к э то делали в д р у г и х х о з я й с т в а х , стал со о р уж а т ь о д н у з а д р у г о й к а к и е - т о п о л у к у с т а р н ы е с уш и л к и . П о сле т о го , к а к э ти д о р о х и н с к и е «эле ва то ры» за р а б о т а л и , д а ж е те , к т о д о э т о го с ч и тал , ч то д и р е к т о р чудит , п р иш л и к вы воду , что , о ка зы в а е т с я , он — го л о в а -а . . . По п р о с т о т е к о н с т р у к ц и и и п о п р о и з в о д и т е л ь н о с т и е г о « с а м о д е л ки » п р е в о с х о д и л и з а в о д с к о е о б о р у д о в а н и е . И т е п е р ь з е р н о на т о к у не з а л еж и в а е т с я д а ж е в с ам ы е ур о ж а й ны е годы . Е сли п е р е ч и с л я т ь все , ч то сд е л а н о в « Р ас с вете» по д о р о х и н с к и м п р о е к т ам , м н о го в р е м е ни п о тр е б у е т с я . П о с т р о е н о дл я сел я н о к о л о с о т н и к ва р ти р , с о о р у ж е н с п о р т и в н о -о з д о р о в и т е л ь н ы й к о м п л е к с , о т ц е н т р а л ь н о й у с а д ь бы п р о л ож е н а д о р о г а с т ве р д ы м п о к ры тием к в о р о н е ж с ко й т р а с с е , сданы в э к с п л у а т а ц и ю д е с я т к и о б ъ е к т о в п р о и з в о д с т в е н н о го и с о ц и а л ь н о го н а значе ния , п о л ным хо д ом и д е т га зиф и к а ц и я ж ил ья . В ы р а щ е нное на сов хо зны х полях се н о те п е р ь н ад еж н о у кла ды в ае т ся о т н е п о го д ы в д ва о г р ом ны х ан гар а , а вы ращ енны е кор н е пло ды хра ня тся з и м о й в о гр о м н о м о в ощ е х р а н и л и щ е . В сю д у ч ув с твуе тся р у ка хо зяина . 4 . «РАССВЕТ» К ЗАКАТУ НЕ СПЕШИТ К а к -т о п ри вс тр е че с п р о с и л Д оро хи на , что он с а м -т о о в се х э ти х реф о рм а х д ум ае т . В о т в е т услыш ал : — О к а к и х реф о рм а х и де т речь ? Ну, дали х о зя й с тв ам п о зо р н ую кл и ч к у « Т— д ва нуля», объ явили о с в о б о д е с о б с т в е н н о с т и и т ф ж е ценам и и н ал о гам и к р е с т ь я н и н а зад уш или . Пол у чае тс я , х о ть ра зд е ты й и гол од ны й , но з а т о с в о б о д ны й . А о т ч е го или к о го , с п р а ш и вае тся , с в о б о д ны й ? — Но в «Ра сс ве те» -то д ела и д у т неплохо : п р о д у кти вн о с ть не хуже , чем в д о р еф о рм е н ны е годы , с о т н и м и л л и о н о в п р ибы л и , з а рпла та вы дае тся воврем я , п е н с и о н е р а м п о м ощ ь о ка зы в ае тся — В се э то та к . Н а ро д у на с р а б о т ящ и й . И б е з п о д с к а з о к и з - з а «бугра» зн а е т , к а к хлеб р а с ти т ь и ко р о в д о и ть . Т ол ь ко ч то ж е по л у чается : с в ою пш е н и ц у гн о и м в с клада х , а ка н а д с к ую наш е п р а в и те л ь с тв о в е з е т и з - з а моря з а тве р д ую валю ту? П о чем у б ы не н а п р а ви ть э ти д е н ь ги на р а з в и ти е села? .. Видел я, к а к Д о р о х и н на од н ом и з а в т о ри те тны х с о в ещ а н и й в п р и с ^ с т в и и о б л а с т ны х р у к о в о д и т е л е й н а гл я д н о п р о д е м о н с т р и р о в а л в о зм о ж н о с т и се л а п р о к о р м и т ь Р о с си ю , вы с та ви в пр я м о на стол п р е з и д и у ма т р е х л и т р о в ую б а н к у я н т а р н о го п о д с о л н е ч н о го м а сла и д ве пыш ны е хл ебины , и з го т о в л е н ны е в « Р ассвете» и з с о б с т в е н н о го сы рья . А п п е ти тны й в и д э то й «прод укции» не оставлял н и к а к и х с ом н е н и й в вы со ком ее ка че с тве . К а к п о сл е ра с с к а зы ва л сам Д о р о х и н , п р и в е з он с в о и «э кспонаты » в о в се не для то го , ч тобы п р о д ем о н с т р и р о в а т ь , ч то « Р ассвет» и в ны не ш н е й ры н о ч но й с ти хи и наш ел , в е р нее , пы тае тся най ти с в ою ниш у . — З на еш ь , — в здохнул он , — нел о в ко ка к - т о и с ты д н о з а х о д и т ь в го р о д с к и е п р о д м а ги : сы ры гол л а нд с кие , кол ба са ф ин с кая , м а каро ны и та л ь я н с ки е . . . Но м ы -то вед ь т ож е не л ы ком шиты . И в э том Д о р о х и н п рав . В с е го го д р а б о т ае т в « Р ассвете» см о н ти р о ва н н а я п о е го че р те ж ам по д со лн е ч на я м а сл о б о й к а . От з а ка зов на м а сло о тбоя нет. А для с о в хо за э то т м а лен ь ки й цех , к о т о ры й об с л уж и в аю т в с е го д ва чело ве ка , ка к пало ч ка -вы р учал оч ка . Е сли о т го с у д ар с тв а и п е рер а б о тч и к о в д е н ь ги з а сд а н н ую п р о д у кц ию п р и хо д и т ся ж д а ть м е сяц ам и , т о м а с л о б о й ка их «чеканит» р е гул яр н о . И п у с т ь не сл иш ко м в е л и к п р и н о сим ы й ею капи тал , но и он з д о р о в о в ью уча - ет. Ко в с ем у п р о чем у , не о с та ю т с я з а бы ты м и и свои , м е с тны е : п р и х о д и , вы пи сы вай , хо ть з а наличные , хо ть в с ч е т зар пла ты . В б л иж а йш и х планах Д о р о х и н а — п о с т р о и ть в « Р ассвете» п е к а р н ю и к ол б а сны й цех. В т ом , что э то о с ущ е с т в им о , он не Сомне вается . П од го товлены у ж е с о б с тве н ны е п р о е к ты , найд у тс я и с п о с о б н ы е ма стера . Ко н е чн о , В л а д им и р М и хайло вич п р е к р а с но п о н и м а е т , ч то в с е э ти п о л у к у с т а р н ы е м а с л о б о й ки , к ол б а сн и , х л е б о п е ка р н и , к о т о рые , желая выжи ть , стали в о з в о д и т ь в р о с с и й с к и х селах , — не панаце я о т о б р у ш и в ш и хся ны нче на кр е с т ь я н и н а бед . О н ра т у е т з а то , ч тобы бы с тр е е н ал ад или сь в з а и м о вы го дны е о тн ош е н и я м еж д у се л ь с ким и п р о и зводи тел ям и и перер аб о тч и кам и , а прилав ки м а га зи н о в л ом и л и с ь бы о т ма нящ и х ц е нами и к а че с тв ом о те че с тве н ны х пр од у кто в . Д о р о х и н вери т , ч то н а с т уп я т в рем ена , к о г д а л ю д и , н а д е л е н н ы е б о л ьш о й в л а с тью , по йм у т , ч то б е з в о з р о ж д е н и я сел а не в о с к р е с и т ь и бы лую м ощ ь Р о с си и . П о э том у и с тар ае т с я он , не в зи ра я ни на к а к и е т р у д н о с ти и п р е гр а ды , с о х р а н и т ь с е л ь с к и й п о тенц иал . П у с ть в о тд ел ьн о в зя том х о з я й с т ве. Но на та ки х , к а к э т о х о з я й с т в о , и т а к и х лю д ях , к а к Д о р о х и н и т р уж е н и ки « Р а ссве та», Р о сси я д е р ж и т с я ! Иван ПЕРЕКРЕСТОВ, соб. корр. «ЛГ». « 1 1 Е С П С 1 1 Ю БЫТЬ 1 Е М 0 Д НЫ М ... 1 (Окончание. Начало на 1-й стр.) Поиск форм выраже ния — дело сугубо лич ное . Но , п о -м о ем у , большинство молодых с претензией на модер низм не работают в ре алистическом ключе не от того, что они его так уж презирают, а потому, что сл або владею т п р оф е с с и е й . И н о гд а молоды е сов е тую т , предлагаю т мне фор мальные и зы с ки , но меня вполне устраивает свой взгляд на форму и традиции. Я не стесня юсь быть не модным. Главное — искренность и обретение мастерст ва. Д .М . Ш а х о в с к о й , скульптор: «Мне всегда н р а в и л а с ь у Г р иш ко постоянная, без лукав ства и вымысла, опора на ж и зненную правду. Чтобы стать произведе нием искусства, чувство и з р е н и е , к а к и м и бы честными они ни были, должны пройти провер к у х уд ож е ст в е н н о й правдой. В это входит много разных составля ющих — правда матери ала , правда вр ем ени , места (к а к простран ственного условия) и так далее . И с этой сторо ны я иногд а к Юрию Дмитриевичу придирал ся. Поэтому я очень по радовался за него, уви дев в последнее посе щение его мастерской м ощ н о е н ар а ст а н и е столь бесценного качес тва — слияния правды жизни с художественной правдой. Можно бы н а звать это зрелым м ас терством, артистизмом — но мне кажется, что эти определения допус кают и кокетство, и су п ерм е н ст в о , чего , к счастью, у Гоишко нет. Я спросил себя — а кто из известных м не с о временных скульпторов мог бы соревноваться с ним в жанре небольших портретных фигур? И с удовольствием ответил — и себе и ему сказал — что не вижу таких (в прошлом вижу — высо ко поднятую планку Тру бецкого)» — Ка кое значение для вашего становле ния имели среда и ок ружение? — Все мое творческое состояние, вся моя твор ческая жизнь невозмож ны без той среды, без того города, в котором я жил и формировался , без которого я себя не мыслю. Это единственно возможная среда, чтобы я стал тем, что я есть. — Юрий Дмитриевич в сравнении с самим собой молодым вы из менились? — Изменился: в нача ле пути не был художни ком, а во второй полови не жизни у меня есть ос нования считать себя со стоявшимся. И это как раз от того, что в начале — обретение мастерст ва, а в последние полто ра десятилетия — рабо та, с наслаждением, уве ренностью. — Что вы пожелаете себе в День рождения? — Продолжать жить и работать с тем же удо вольствием. Д . М .Шаховской: «Ну, и еще он мне нравится просто ка к м уж и к — и прямотой, и хитрецой, и острым с л о в ц ом (н а язык ему лучше не попа даться!), а может прики нуться см и р е н ны м . А поет как — всей душой, самозабвенно. Поздрав ляю и желаю долгих лет и счастливого творчест ва!» Подготовила Т. НЕЧАЕВА. Фото А. [Дурова. Ж урналисты «Л Г» т а кж е поздравляю т Юрия Дмитриевича с юбилеем. Мы всегда с радостью общаемся с этим мастером, высо ко ценим его творчес тво. Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжено и читате ли «Липецкой газеты» еще не раз встретятся на страницах газеты с умным, страстным и темпераментным со беседником — талан тливым художником Ю. Гришко. « . . . В МОЕМ СЕРДЦЕ НЕТ ПОГРАНИЧНЫХ СТОЛБОВ ...» (Окончание. Начало на 1-й стр.) * * * — Тем временем те атр погибал. Это было совершенно понятно и закономерно, посколь ку из Лиепаи выводи лись военные части. Мы знали, что театр обре чен и нам его не спас ти , но хотели только одного: уехать не до во енных, а после них. Ру ководство театра под чинилось обстоятельст вам и п рос то с тало ждать на чемоданах . С пектакли не с тав и лись, ничего не пред принималось . К а к -то сама собой сложилась группа актеров, кото рые не могли и не хо тели бездействовать . П ос коль ку большой сцены наш театр боль ше не имел, мы реши ли п ер еобор уд ов а ть бутафорскую и органи зовать в ней малую сце ну. Нас было пятеро плюс костюмер, парик махер, бутафор и элек трик . В нашем само дельном зале размес тилось 60 кресел , из бумаги своими руками мы делали декорации. Господи, с каким энту зиазмом мы репетиро вали, как все работали! Порой мне кажется, что это даже в творческом пл ан е были самы е счастливые дни. Вход на спектакли был бес платный. В антракте мы сами продавали пирож ные и чай, заказанные в со седней кондитерской. За тот сезон мы успели пос тавить четыре спектакля. Представьте себе , очень часто мест не хватало и приходилось подставлять стулья. Мы жили, словно одна дружная семья. Моло дые актеры отказывались верить в то. что всему это му придет конец, но я-то понимала, что конец уже близок. Хотя продолжала ездить с письмами в СТД, отправлять их президенту. Но сколько бы ни было пе режито, я все равно благо дарна судьбе, что в моей жизни были эти дни и эти люди. * * * — Не надо думать, что это весь латышский народ оз лобился на весь русский. Прежде всего то, что полу чили латыши, никак не оп равдало их ожиданий. Ни- 1 цета обрушилась на них куда более внезапно и ка тастрофично, чем на нас. Я сама видела, как вполне приличного вида люди ры лись в мусорных контейне рах. Когда у меня заболел кот и я повезла его в вет лечебницу, то увидела там к ар тин у неподд ель но го горя: люди, рыдая, ждали своей очереди, чтобы усы пить домашних питомцев, которых были уже не в со стоянии прокормить. Я не могла сидеть без дела и попросила в собесе,чтобы меня прикрепили к каким- нибудь старикам — ухажи вать за ними. Это были очень милые люди, латыши. мы очень быстро подружи лись. Так вот, мне прихо дилось получать для них пособие и я знаю, что это такое: надо было занимать очередь с 5 утра, чтобы только через два месяца это пособие получить. По сути дела, это была уже общая трагедия, не только русских в Латвии, но и са мих латышей. Запомнился случай в очереди за ябло ками. Пожилая латышка об ращается к стоящим на ло маном русском: «Вы помни те, сколько стоили эти яб локи в прошлом году? А теперь? Скажите, где же эти коммунисты, куда они сбежали и нельзя ли их как- нибудь вернуть?» У нас с мужем было очень много друзей среди латышей, ко торые искренне возмуща лись той грязью, которую обрушивали на русских местные газеты. Они все последнее время уговари вали нас не уезжать, убеж дая, что все еще наладит ся и образуется. Да и в це лом у театра были поклон ники, которые не хотели с ним расставаться, которые поним ал и , что тер яю т вместе с ним частицу со бственной 1 ^льтуры. — И все-таки, это были прекрасные годы! Именно в театре «Балтфлота» я сыг рала свои любимые роли — мамашу Кураж и Елизаве ту в «Марии Сюарт». Мы по- б^ывали с гас тролям и в Риге, Таллинне, Каунасе, Ленинграде, Минске и даже гастролировали в Афганис тане. Там играли в госпи талях, в летных частях, час то под палящим солнцем на импровизированной сцене. Играли , даж е подхватив какую-то инфекцию, с вы сокой температурой . Но все это осталось в про шлом, а оттуда надо было как -то выбираться — не умирать -же с голоду! Это тоже была огромная про блема, поскольку возвра щались в Россию мы на пустое место — ни работы, ни жилья. Вот почему, ког да я, будучи в СТД, случай но встретила руководителя Липецкого театра Влади мира Михайловича Пахомо ва и он предложил нам с мужем работу — мы были невероятно счастливы. Ли пецкий театр — первый те атр в моей жизни, я пришла в него в 1960 году и прора ботала здесь 19 лет. Бла годаря усилиям Пахомова, благодаря помощи замес тителей областного главы Валерия Ивановича Боро дина и Павла Анатольеви ча Гучека мы, как беженцы, смогли получить квартиру. И хотя мы вернулись до мой, в Россию — это все равно новый этап в жизни, новый творческий этап . Надо вживаться в новый коллектив, в новые роли. Пока что я занята только в двух спектаклях, но оба они мне очень дороги. Да-да , не удивляйтесь, мне очень дорога роль Стражника в детском спектакле «Бре менские музыканты». Ко нечно, в моем возрасте не так-то легко бегать, пры- гать и ползать по сце не, но я получаю от э то го колоссальное удовольствие! Вообще я считаю, что плох тот актер , в котором до последних дней не жи вет ребенок. А во вто- ом спектакле по пьесе иколаи «Бабочка...» у меня не только веду щая роль. Это и первая моя самостоятельная режиссерская работа. Спектакль мы сделали втроем — я и двое мо лодых актеров, — Под рез и Веселов. Я очень благодарна ребятам за эти дни сотворчества и сопереживания. Благо дарна Владимиру Ми хаиловичу за то, что он доверил нам постанов- ку. Так что жизнь про должается. Она слож на и нелегка, и спря таться от ее тягот мне удается только на сце не. Мы продолжаем получать письма из Латвии . Оставшиеся там русские постоянно передают приветы от наших друзей латы шей. Звоним друг дру гу все реже — слишком дорого. Но' я почему-то продолжаю верить, что через какое-то время мно гое наладится и вернется — во всяком случае, в отношениях между людьми. Невоз можно жить в постоян ном озлоблении — это самое страшное. Записала Елена БРЕДИС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz