Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

не т тв о р че с тв а б е з и с кр е н н о с т и и м а с те р с тва .../ к а к х л е б расти ть , мы зн а е м бе з п о д с к а з о к ... 29 апрел я 1995 г. К у л ь т у р н а я ж и з н ь № 85 (899) 4 в Л и п е ц к о м выставочном з а л е откры­ л ась э к сп о зиц ия работ худ ож ни ко в -ф р о н - товиков. П р о и з в е д е н и я В . И . Ш е в ч е н ко , И . В . Кол е сни ко в а , А .Н . Дю ж е н ко в а , Н .П . З во н ар ев а , В .П . С луш ника , Н .И . Д а н ьш и - н а — свидетельства пережитого им и з а д о ­ лги е , пор о й трудные годы , п ри зн ан и е в лю бви к н аш ем у кр аю . На в ерн и с аж е ветеранов тепло привет­ ствовали к а к и х сверстники, так и более м олоды е коллеги . Мы приглаш аем липчан поспешить н а выставку, потому что чер ез н есколь ко д н е й е е сменит другая , также посвящ енная 50-летию Победы , но уж е с участием большинства художников обл а с ­ ти. Н а сним ках : на выставке. Фото А . ЩУРОВА . ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ... в честь светлой пасхальной недели актеры « Маленького т е ­ атра», камерны й о р ке с т р под р у к о в о д с т в о м И. Р е з н и ко в а , солисты филадмонии и д етский хо р Х р и с т о -Р о ж д е с т в е н с к о го с о б о р а сы гр а л и б л а го т в о р и ­ тельный спектакль . Его основой стали история народно го теа т ­ ра и пьеса В ел и ко го князя Кон ­ с т а н т и н а Р ом а н о в и ч а «Ц арь И у д е й с к и й » . М у з ы к а л ь н ы м оф орм лением к о н ц е р т а -с п е к ­ такля послужили русская духов ­ ная м у зы к а и п р о и з в е д е н и я к о м п о з и т о р о в - к л а с с и к о в — Ч ай к овс к о го , Скрябина , Д е г тя ­ рева, Про к офьева , Ш о с та к ови ­ ча. На п асхальное действо б ыли п р и гл а ш е н ы у ч а щ и е с я в с е х воскре сны х школ Липец к а . (Соб. инф.) ШЕРШАВЫМ ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА Пла к аты военных лет и фо ­ то графии той ж е п оры на шего земляка И.А. Нарци сс ова соста ­ вили о сно в у выстав ки , п о св я ­ ще нной 50 -летию По б е ды, в о б ­ л астном к раеведчес к ом м у зее. Представлены та кже рели к вии войны. В первы й ден ь работы вы ­ ставки прошла встреча ветер - ванов войны со школьниками , на которой выступили и зве с т ­ ные артисты Л ипе ц к о й филар ­ м о ни и и у ч а с т н и к и х у д о ж е с ­ твенной самоде я тельности . (Соб. инф.) ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Н А ... ЭКРАНЕ В и д е оф и л ьм а м и ны нч е н и к о г о не у д и в иш ь . Тем не м е не е э то т , к о т о р ы й н е д а в н о п о я в ил ся в о тд е л е и с к у с с т в о б л а с т н о й н а у чн о й б и б л и о т е к и , м о ж н о с ч и т а т ь с ам ы м ц е н ны м . Н а зы в а ­ е т ся он «Э н ц и кл о п е д и я дл я н а р о д н о го о б р а з о в а н и я » и в кл ю ­ ч а е т н е с к о л ь к о с е р и а л о в , к о т о р ы е п р о к о н с у л ь ти р о в а л и в е д у ­ щ и е с п е ц и а л и с ты на у ки и и с к у с с т в а , о д о б р и л и э к с п е р ты н а ­ р о д н о го о б р а з о в а н и я . 18 п о л у ч а с о вы х ф и л ьм о в в о ш л о в в и д е о с е р и а л «Эрмитаж» . О ни р а с с к а зы в а ю т о в с е м и р н о и з в е с т ны х кол л е кц и я х , с о б р а н ­ ных в м у з е е . И с к у с с т в о ж и в о п и с и и с к у л ь п т у р а И талии и И с п а ­ н и и , Н и д е р л а н д о в и Ф л а н д р и и , Ф р а н ц и и и Г олл андии , Евро пы с р е д н и х в е к о в и В о с т о ка , Д р е в н е г о Р им а и Г р е ц и и — в о т д а л е ­ ко не п о л н о е с о д е р ж а н и е с ер и ал а . В т о р о й в и д е о с е р и а л — «И с к у с с т в о р у с с к о г о ава н га рда » — в о с с о з д а е т ц е л о с т н ую к а р т и н у т в о р ч е с к и х п о и с к о в и с в е р ш е ­ н и й т а л а н т л и в о й плеяды х у д о ж н и к о в . Т р е т и й о с о б е н н о и н т е р е с е н т ем , к т о л ю б и т н а р о д н о е т в о р ­ че с тв о . О н т а к и н а зы в а е т с я — «С о кр о вищ а н а р о д н о го т в о р ­ чества» . В о т н е ко т о ры е е го ра зделы : « Народный ко с т ю м» , «Ю ве ­ л и р ны е у к ра ш е н и я » , « О р у ж ие . И зд е л и я и з металла» , «В о с т о ч ­ ны е славяне» — в с е го 9 ф ил ьм ов . Н а ве р н о е , м н о г и е к н и го л ю б ы п ом н я т , к а к о й р а д о с ть ю с тал о дл я н и х н е с к о л ь к о л е т н а з а д п е р е и з д а н и е п р о и з в е д е н и й С о ­ л о в ь е в а , К а р а м з и н а , К л ю ч е в с к о го . . . В и д е о с ф и л «И с тория Г о ­ с уд а р с т в а Р о с с и й с к о го » и з пяти ф ил ьм ов к а к бы ож и вл я е т с т р а ­ н и цы э ти х к н и г . Н а з о в ем л иш ь н е к о т о р ы е и з них : «П о д в и г Ка­ р а м з и н а » , «О т куд а е с т ь п о ш л а Р у с с к а я зем л я» , « К н яж е с к а я Ру с ь» ... К о м у п р е д н а з н а ч е н а э н ц и к л о п е д и я на э кр а н е ? К о н е ч н о , в п е р в у ю о ч ере д ь , с т у д е н т ам в у зо в , т е х н и к ум о в , у ч ащ им с я ш кол , л и ц е е в , ги м н а з и й , п о с к о л ь к у о н а — о б р а з о в а т е л ь н а я . А в п р о ­ чем , о н а для в сех , к о м у д о р о г а и и н т е р е с н а з ем л и р о д н о й м и ­ нувш ая с уд ьб а , е е к ул ь тура , е е д у х о в ны е т р а д и ц и и , И к а к х о ­ р ош о , ч то т е п е р ь к аж д ы й м о ж е т п р и й т и в о тд ел и с к у с с т в н а ­ ш ей гл а вн о й б и б л и о т е к и и у в и д е т ь э ти зам е ч а те л ь ны е в и д е о ­ ф ил ьмы ! Л . ЛИДИНА . П е р е с м е ш н и к Г Л АС Н АР О ДА? * Нет аб с о лю тно бездарных людей: каждый бездарен в своей об ­ ласти... И в Липец к ой, и в Воронежской, и в Московсгай... Из юмора субъектов Федерации. * Если вы не сможете свести концы с концами, лучше их спрятать в воду Москвы-реки, Дона, Невы и других российских водоемов. * Все мо гут короли . Но королевы мо гут больше. Из потаенных мыслей блока «Женщины России». * Если указ не выполняется, значит, надо издать другой указ. Поговорка кремлевских чиновников. * Нынче язык может довести не только до Киева, но и до Риги, Вильнюса, Тбилиси и др. столиц бывшего СССР. * Настоящему руководителю вовсе не обязательно иметь семь пядей во лбу. Достаточно иметь семь замов с одной пядью у каждо ­ го. Из ненапечатанной «Книги советов главам администра ­ ции». * Иметь слабости — право сильного. Пр езидента... Банальный российский факт. * Е сли баран уставился на новые Кремлев ские ворота, значит. Красн ую площадь превратили в пас тбище. Надпись на Боровицких воротах. * Один у мни к терпим, от двух уже хочется лезть на стену. Крем ­ ле вс кую... Из разговора на Красной площади. * Вместе с белыми пятнами в природе Ро ссии и сче зают и зеле ­ ные, и красно-коричневые... ^ Из наблюдении эколога блока «КЦДР». * Не в сякий но сящий к орон у имеет голову. Антимонархический фольклор. * Ничто так не п ортит цель, к а к выстрелы. Из душевных страдании П. Грачева. * Мы открыты всему миру. То, что мы делаем, переходит все гра ­ ницы... А. Козырев (из невыстраданного). Подслушал, подсмотрел и зафиксировал Михаил КОВАЛЕВ. Рисовал В. НЕНАШЕВ. Л и ц а это й ве сны (Окончание. Начало на 1-й стр .) Н а верное , не бы ло д ы м а б е з о гн я — не во в с е х д е й с т в и я х о д о б р я л п р е д ш е с т в е н н и к п р е ем н и к а . В п р о чем , ка ко й кл а с с ны й к а м е н ­ щ и к , ул ож и в прочны й ф ундамен т , с та н е т р а в ­ н од уш н о наблю дать , к а к на е г о о с н о в е пы ­ т аю тся с о о р у д и т ь зд а н и е , но уж е по д р у го м у п р о е к т у ? Хотя о т к р ы т о г о п р о т и в о д е й с т в и я м е ж д у бы вш им и ны неш н им н и к т о не з а м е ­ чал. О дна ж ды стал с в и д е т е л ем т а к о й сц ены . К П е тр у У л ьян о ви ч у п о ж ал о вал а в е г о п р е д с о - в е т о в с к и й к а б и н е т гр у п п а м е с тны х ж и т е л е й . — Слыхал , Ульянович , наш н о в е н ь к и й -т о не у с п е л ещ е и б а ш м а ко в на ф е рм а х на во зом о бм а р а ть , а уж е т е р ем с е б е з а с ч е т со в х о за с т р о и т . . . Ж дали , очевид но , что Кащ еев вы ра зи т с вое н е с о гл а с и е п о э т о м у п о в о д у . А т о т в д р у г в зо р в а л с я : — А вы -то , м уж и к и , вед ь т о ж е в ка з е н ны х т е р ем а х ж и в е т е . На кой ж е л яд е г о с т а р а е ­ т е с ь о п а с к у д и т ь ? П у с ть с т р о и т ! З на чи т , ж и т ь у на с д о л го с о б и р ае т с я . И та ки м , к а к вы, д ом а в о з в о д и т ь буде т . Б уд то в вод у глядел Кащ еев . В о т уж е ш е с ­ т н ад ц а ть л е т б е с см е н н о п р а в и т « Р ассветом» В л а д им и р Д о р о х и н . И ные е го к о л л е ги -х о з я й ­ с т в е н н и к и не в ы д е р ж а л и в о д о в о р о т а р е ­ ф орм , д а в н о п о ки н у л и д и р е к т о р с к и е и п р е д ­ с е д а т е л ь с к и е кр е с л а . А он не сд ае т ся , д а и « Р ассвет» п о д е г о р у к о в о д с т в о м д е р ж и т с я , не з а ги н а е т с я . О ди н и з м о и х зн а ком ы х , с е л ь с к и й х о з я й ­ с тве н ни к , плавучесть « Р ассвета» в водах ры н ­ к а о б ъ я с н и л та к : — Д о р о х и н к т а к ом у п о в о р о т у с о бы ти й д а в ­ но был го то в . О н вед ь р еф о рм ам и в н у три с о ­ в х о з а , с ч и т а й , с п е р в ы х д н е й з а н и м а л с я . С вою л и н ию гнул . 3 . ЗАТЕМ , ЧТОБЫ Ж ИТЬ ... Ч то вер но , т о вер но . « Р а ссветовцы» с р а з у з ам е ти л и , ч то с п о к о й н ы й с в ид у и с г о в о р ч и ­ вый в м елоча х новы й д и р е к т о р с та н о в и т с я к р е п ч е кам н я , к о гд а ре чь з а х о д и т о к а к и х - л и б о е г о з а д ум ка х на п е р с п е к ти в у . П ро ш л о в с е го м е с я ц -д р у го й п о сл е в о сш е с т ви я В л а ­ д и м и р а М и хай л о в и ч а на с о в х о зны й п ре с тол , к а к он т в е р д о заявил , ч то о тны н е в се м а с с о ­ вы е п о л е вы е ра б о ты в с о в х о зе б уд у т п р о в о ­ д и т ь с я то л ь ко гр у п п о вы м м е то д ом , к а к э то д е л а л о с ь п р и нем в с о в х о з е «Ка зи н с ки й » . И к а к е г о ни пы тал и сь п е р е у б е д и т ь , ч то з д е ш ­ ние хл е б о р о бы , рабо тая б е з э ти х н о вш е с тв , в с е гд а с д е л ам и в поле р а н ьш е д р у г и х у п ­ р а вл ял и с ь и д а ж е . . . « казинцам » п о м о га л и , да и по у р о ж аю с о с е д я м н и к о гд а не ус т уп ал и , Д о р о х и н на стоял на с в о ем . А б у ква л ьн о ч е ­ р е з год — д в а по в сей с т р а н е , ч у ть ли не п р и ­ н у ди тельно , стали внедр я ть э то т самы й г р у п ­ п о в о й м е то д , к о т о р ы й стал на зы ва ть ся и п а - т о в с к и м . И о п я ть в « Р ассвет» з а ч а с ти л и на с е м и н а ­ р ы - э к с к у р с и и го с т и с о в сей о б л а с ти . И н те ­ р е с о в а л и с ь гр у п п о вы м м е то д ом поле вы х р а ­ бот , к о т о ры й п р ош е л з д е с ь « о б ка т ку на м е с ­ тн о с ти» . З ам е ч е н а з а Д о р о х и ны м и ещ е од н а «сла ­ бость» — ка ка я -т о пр ям о боле зненная лю б ов ь к ч е р теж ам и к о н с т р у и р о в а н ию . Едва о с в о ­ и в ш и с ь на н о в ом м е с те , п о с о б с т в е н н о м у п р о е к т у он в зялся р е ко н с т р у и р о в а т ь р а б о ­ т аю щ и й на з а в о д с к о м о б о р у д о в а н и и к о р м о ­ цех , ч тобы в д в ое у вел и ч и ть е г о п р о и з в о д и ­ тел ьно с ть . А к о гд а э та з а д ум ка была о с ущ е с ­ тв л е н а , з а н я л с я т е х н и ч е с к и м о с н а щ е н и е м з е р н о т о к а . Но вм е с т о т о го , ч то б ы п о м е с ти ть е г о п о д к ры ш у на сваях , к а к э то делали в д р у г и х х о з я й с т в а х , стал со о р уж а т ь о д н у з а д р у г о й к а к и е - т о п о л у к у с т а р н ы е с уш и л к и . П о сле т о го , к а к э ти д о р о х и н с к и е «эле ва то ­ ры» за р а б о т а л и , д а ж е те , к т о д о э т о го с ч и ­ тал , ч то д и р е к т о р чудит , п р иш л и к вы воду , что , о ка зы в а е т с я , он — го л о в а -а . . . По п р о ­ с т о т е к о н с т р у к ц и и и п о п р о и з в о д и т е л ь н о с т и е г о « с а м о д е л ки » п р е в о с х о д и л и з а в о д с к о е о б о р у д о в а н и е . И т е п е р ь з е р н о на т о к у не з а ­ л еж и в а е т с я д а ж е в с ам ы е ур о ж а й ны е годы . Е сли п е р е ч и с л я т ь все , ч то сд е л а н о в « Р ас ­ с вете» по д о р о х и н с к и м п р о е к т ам , м н о го в р е ­ м е ни п о тр е б у е т с я . П о с т р о е н о дл я сел я н о к о ­ л о с о т н и к ва р ти р , с о о р у ж е н с п о р т и в н о -о з ­ д о р о в и т е л ь н ы й к о м п л е к с , о т ц е н т р а л ь н о й у с а д ь бы п р о л ож е н а д о р о г а с т ве р д ы м п о к ­ ры тием к в о р о н е ж с ко й т р а с с е , сданы в э к ­ с п л у а т а ц и ю д е с я т к и о б ъ е к т о в п р о и з в о д ­ с т в е н н о го и с о ц и а л ь н о го н а значе ния , п о л ­ ным хо д ом и д е т га зиф и к а ц и я ж ил ья . В ы р а ­ щ е нное на сов хо зны х полях се н о те п е р ь н ад ­ еж н о у кла ды в ае т ся о т н е п о го д ы в д ва о г ­ р ом ны х ан гар а , а вы ращ енны е кор н е пло ды хра ня тся з и м о й в о гр о м н о м о в ощ е х р а н и л и ­ щ е . В сю д у ч ув с твуе тся р у ка хо зяина . 4 . «РАССВЕТ» К ЗАКАТУ НЕ СПЕШИТ К а к -т о п ри вс тр е че с п р о с и л Д оро хи на , что он с а м -т о о в се х э ти х реф о рм а х д ум ае т . В о т в е т услыш ал : — О к а к и х реф о рм а х и де т речь ? Ну, дали х о зя й с тв ам п о зо р н ую кл и ч к у « Т— д ва нуля», объ явили о с в о б о д е с о б с т в е н н о с т и и т ф ж е ценам и и н ал о гам и к р е с т ь я н и н а зад уш или . Пол у чае тс я , х о ть ра зд е ты й и гол од ны й , но з а т о с в о б о д ны й . А о т ч е го или к о го , с п р а ­ ш и вае тся , с в о б о д ны й ? — Но в «Ра сс ве те» -то д ела и д у т неплохо : п р о д у кти вн о с ть не хуже , чем в д о р еф о рм е н ­ ны е годы , с о т н и м и л л и о н о в п р ибы л и , з а ­ рпла та вы дае тся воврем я , п е н с и о н е р а м п о ­ м ощ ь о ка зы в ае тся — В се э то та к . Н а ро д у на с р а б о т ящ и й . И б е з п о д с к а з о к и з - з а «бугра» зн а е т , к а к хлеб р а с ти т ь и ко р о в д о и ть . Т ол ь ко ч то ж е по л у ­ чается : с в ою пш е н и ц у гн о и м в с клада х , а ка н а д с к ую наш е п р а в и те л ь с тв о в е з е т и з - з а моря з а тве р д ую валю ту? П о чем у б ы не н а ­ п р а ви ть э ти д е н ь ги на р а з в и ти е села? .. Видел я, к а к Д о р о х и н на од н ом и з а в т о ­ ри те тны х с о в ещ а н и й в п р и с ^ с т в и и о б л а с ­ т ны х р у к о в о д и т е л е й н а гл я д н о п р о д е м о н ­ с т р и р о в а л в о зм о ж н о с т и се л а п р о к о р м и т ь Р о с си ю , вы с та ви в пр я м о на стол п р е з и д и у ­ ма т р е х л и т р о в ую б а н к у я н т а р н о го п о д с о л ­ н е ч н о го м а сла и д ве пыш ны е хл ебины , и з ­ го т о в л е н ны е в « Р ассвете» и з с о б с т в е н н о го сы рья . А п п е ти тны й в и д э то й «прод укции» не оставлял н и к а к и х с ом н е н и й в вы со ком ее ка че с тве . К а к п о сл е ра с с к а зы ва л сам Д о р о х и н , п р и ­ в е з он с в о и «э кспонаты » в о в се не для то го , ч тобы п р о д ем о н с т р и р о в а т ь , ч то « Р ассвет» и в ны не ш н е й ры н о ч но й с ти хи и наш ел , в е р ­ нее , пы тае тся най ти с в ою ниш у . — З на еш ь , — в здохнул он , — нел о в ко ка к - т о и с ты д н о з а х о д и т ь в го р о д с к и е п р о д м а ­ ги : сы ры гол л а нд с кие , кол ба са ф ин с кая , м а ­ каро ны и та л ь я н с ки е . . . Но м ы -то вед ь т ож е не л ы ком шиты . И в э том Д о р о х и н п рав . В с е го го д р а б о ­ т ае т в « Р ассвете» см о н ти р о ва н н а я п о е го че р те ж ам по д со лн е ч на я м а сл о б о й к а . От з а ­ ка зов на м а сло о тбоя нет. А для с о в хо за э то т м а лен ь ки й цех , к о т о ры й об с л уж и в аю т в с е ­ го д ва чело ве ка , ка к пало ч ка -вы р учал оч ка . Е сли о т го с у д ар с тв а и п е рер а б о тч и к о в д е н ь ­ ги з а сд а н н ую п р о д у кц ию п р и хо д и т ся ж д а ть м е сяц ам и , т о м а с л о б о й ка их «чеканит» р е ­ гул яр н о . И п у с т ь не сл иш ко м в е л и к п р и н о ­ сим ы й ею капи тал , но и он з д о р о в о в ью уча - ет. Ко в с ем у п р о чем у , не о с та ю т с я з а бы ты ­ м и и свои , м е с тны е : п р и х о д и , вы пи сы вай , хо ть з а наличные , хо ть в с ч е т зар пла ты . В б л иж а йш и х планах Д о р о х и н а — п о с т р о ­ и ть в « Р ассвете» п е к а р н ю и к ол б а сны й цех. В т ом , что э то о с ущ е с т в им о , он не Сомне ­ вается . П од го товлены у ж е с о б с тве н ны е п р о ­ е к ты , найд у тс я и с п о с о б н ы е ма стера . Ко н е чн о , В л а д им и р М и хайло вич п р е к р а с ­ но п о н и м а е т , ч то в с е э ти п о л у к у с т а р н ы е м а с л о б о й ки , к ол б а сн и , х л е б о п е ка р н и , к о т о ­ рые , желая выжи ть , стали в о з в о д и т ь в р о с ­ с и й с к и х селах , — не панаце я о т о б р у ш и в ­ ш и хся ны нче на кр е с т ь я н и н а бед . О н ра т у е т з а то , ч тобы бы с тр е е н ал ад или сь в з а и м о ­ вы го дны е о тн ош е н и я м еж д у се л ь с ким и п р о ­ и зводи тел ям и и перер аб о тч и кам и , а прилав ­ ки м а га зи н о в л ом и л и с ь бы о т ма нящ и х ц е ­ нами и к а че с тв ом о те че с тве н ны х пр од у кто в . Д о р о х и н вери т , ч то н а с т уп я т в рем ена , к о г ­ д а л ю д и , н а д е л е н н ы е б о л ьш о й в л а с тью , по йм у т , ч то б е з в о з р о ж д е н и я сел а не в о с ­ к р е с и т ь и бы лую м ощ ь Р о с си и . П о э том у и с тар ае т с я он , не в зи ра я ни на к а к и е т р у д ­ н о с ти и п р е гр а ды , с о х р а н и т ь с е л ь с к и й п о ­ тенц иал . П у с ть в о тд ел ьн о в зя том х о з я й с т ­ ве. Но на та ки х , к а к э т о х о з я й с т в о , и т а к и х лю д ях , к а к Д о р о х и н и т р уж е н и ки « Р а ссве ­ та», Р о сси я д е р ж и т с я ! Иван ПЕРЕКРЕСТОВ, соб. корр. «ЛГ». « 1 1 Е С П С 1 1 Ю БЫТЬ 1 Е М 0 Д НЫ М ... 1 (Окончание. Начало на 1-й стр.) Поиск форм выраже­ ния — дело сугубо лич­ ное . Но , п о -м о ем у , большинство молодых с претензией на модер ­ низм не работают в ре ­ алистическом ключе не от того, что они его так уж презирают, а потому, что сл або владею т п р оф е с с и е й . И н о гд а молоды е сов е тую т , предлагаю т мне фор ­ мальные и зы с ки , но меня вполне устраивает свой взгляд на форму и традиции. Я не стесня ­ юсь быть не модным. Главное — искренность и обретение мастерст ­ ва. Д .М . Ш а х о в с к о й , скульптор: «Мне всегда н р а в и л а с ь у Г р иш ко постоянная, без лукав ­ ства и вымысла, опора на ж и зненную правду. Чтобы стать произведе ­ нием искусства, чувство и з р е н и е , к а к и м и бы честными они ни были, должны пройти провер ­ к у х уд ож е ст в е н н о й правдой. В это входит много разных составля­ ющих — правда матери­ ала , правда вр ем ени , места (к а к простран ­ ственного условия) и так далее . И с этой сторо­ ны я иногд а к Юрию Дмитриевичу придирал ­ ся. Поэтому я очень по ­ радовался за него, уви ­ дев в последнее посе ­ щение его мастерской м ощ н о е н ар а ст а н и е столь бесценного качес ­ тва — слияния правды жизни с художественной правдой. Можно бы н а ­ звать это зрелым м ас ­ терством, артистизмом — но мне кажется, что эти определения допус ­ кают и кокетство, и су ­ п ерм е н ст в о , чего , к счастью, у Гоишко нет. Я спросил себя — а кто из известных м не с о ­ временных скульпторов мог бы соревноваться с ним в жанре небольших портретных фигур? И с удовольствием ответил — и себе и ему сказал — что не вижу таких (в прошлом вижу — высо ­ ко поднятую планку Тру­ бецкого)» — Ка кое значение для вашего становле­ ния имели среда и ок ­ ружение? — Все мое творческое состояние, вся моя твор­ ческая жизнь невозмож ­ ны без той среды, без того города, в котором я жил и формировался , без которого я себя не мыслю. Это единственно возможная среда, чтобы я стал тем, что я есть. — Юрий Дмитриевич в сравнении с самим собой молодым вы из ­ менились? — Изменился: в нача­ ле пути не был художни­ ком, а во второй полови­ не жизни у меня есть ос ­ нования считать себя со ­ стоявшимся. И это как раз от того, что в начале — обретение мастерст ­ ва, а в последние полто­ ра десятилетия — рабо ­ та, с наслаждением, уве ­ ренностью. — Что вы пожелаете себе в День рождения? — Продолжать жить и работать с тем же удо ­ вольствием. Д . М .Шаховской: «Ну, и еще он мне нравится просто ка к м уж и к — и прямотой, и хитрецой, и острым с л о в ц ом (н а язык ему лучше не попа ­ даться!), а может прики ­ нуться см и р е н ны м . А поет как — всей душой, самозабвенно. Поздрав ­ ляю и желаю долгих лет и счастливого творчест­ ва!» Подготовила Т. НЕЧАЕВА. Фото А. [Дурова. Ж урналисты «Л Г» т а кж е поздравляю т Юрия Дмитриевича с юбилеем. Мы всегда с радостью общаемся с этим мастером, высо­ ко ценим его творчес­ тво. Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжено и читате ­ ли «Липецкой газеты» еще не раз встретятся на страницах газеты с умным, страстным и темпераментным со ­ беседником — талан ­ тливым художником Ю. Гришко. « . . . В МОЕМ СЕРДЦЕ НЕТ ПОГРАНИЧНЫХ СТОЛБОВ ...» (Окончание. Начало на 1-й стр.) * * * — Тем временем те ­ атр погибал. Это было совершенно понятно и закономерно, посколь­ ку из Лиепаи выводи­ лись военные части. Мы знали, что театр обре ­ чен и нам его не спас ­ ти , но хотели только одного: уехать не до во­ енных, а после них. Ру­ ководство театра под­ чинилось обстоятельст­ вам и п рос то с тало ждать на чемоданах . С пектакли не с тав и ­ лись, ничего не пред ­ принималось . К а к -то сама собой сложилась группа актеров, кото ­ рые не могли и не хо ­ тели бездействовать . П ос коль ку большой сцены наш театр боль­ ше не имел, мы реши ­ ли п ер еобор уд ов а ть бутафорскую и органи ­ зовать в ней малую сце ­ ну. Нас было пятеро плюс костюмер, парик ­ махер, бутафор и элек ­ трик . В нашем само ­ дельном зале размес ­ тилось 60 кресел , из бумаги своими руками мы делали декорации. Господи, с каким энту ­ зиазмом мы репетиро ­ вали, как все работали! Порой мне кажется, что это даже в творческом пл ан е были самы е счастливые дни. Вход на спектакли был бес ­ платный. В антракте мы сами продавали пирож ­ ные и чай, заказанные в со ­ седней кондитерской. За тот сезон мы успели пос ­ тавить четыре спектакля. Представьте себе , очень часто мест не хватало и приходилось подставлять стулья. Мы жили, словно одна дружная семья. Моло ­ дые актеры отказывались верить в то. что всему это ­ му придет конец, но я-то понимала, что конец уже близок. Хотя продолжала ездить с письмами в СТД, отправлять их президенту. Но сколько бы ни было пе ­ режито, я все равно благо ­ дарна судьбе, что в моей жизни были эти дни и эти люди. * * * — Не надо думать, что это весь латышский народ оз ­ лобился на весь русский. Прежде всего то, что полу­ чили латыши, никак не оп ­ равдало их ожиданий. Ни- 1 цета обрушилась на них куда более внезапно и ка ­ тастрофично, чем на нас. Я сама видела, как вполне приличного вида люди ры­ лись в мусорных контейне ­ рах. Когда у меня заболел кот и я повезла его в вет­ лечебницу, то увидела там к ар тин у неподд ель но го горя: люди, рыдая, ждали своей очереди, чтобы усы­ пить домашних питомцев, которых были уже не в со ­ стоянии прокормить. Я не могла сидеть без дела и попросила в собесе,чтобы меня прикрепили к каким- нибудь старикам — ухажи ­ вать за ними. Это были очень милые люди, латыши. мы очень быстро подружи­ лись. Так вот, мне прихо­ дилось получать для них пособие и я знаю, что это такое: надо было занимать очередь с 5 утра, чтобы только через два месяца это пособие получить. По сути дела, это была уже общая трагедия, не только русских в Латвии, но и са ­ мих латышей. Запомнился случай в очереди за ябло­ ками. Пожилая латышка об ­ ращается к стоящим на ло ­ маном русском: «Вы помни­ те, сколько стоили эти яб ­ локи в прошлом году? А теперь? Скажите, где же эти коммунисты, куда они сбежали и нельзя ли их как- нибудь вернуть?» У нас с мужем было очень много друзей среди латышей, ко ­ торые искренне возмуща ­ лись той грязью, которую обрушивали на русских местные газеты. Они все последнее время уговари ­ вали нас не уезжать, убеж ­ дая, что все еще наладит­ ся и образуется. Да и в це ­ лом у театра были поклон­ ники, которые не хотели с ним расставаться, которые поним ал и , что тер яю т вместе с ним частицу со ­ бственной 1 ^льтуры. — И все-таки, это были прекрасные годы! Именно в театре «Балтфлота» я сыг­ рала свои любимые роли — мамашу Кураж и Елизаве­ ту в «Марии Сюарт». Мы по- б^ывали с гас тролям и в Риге, Таллинне, Каунасе, Ленинграде, Минске и даже гастролировали в Афганис­ тане. Там играли в госпи ­ талях, в летных частях, час ­ то под палящим солнцем на импровизированной сцене. Играли , даж е подхватив какую-то инфекцию, с вы­ сокой температурой . Но все это осталось в про ­ шлом, а оттуда надо было как -то выбираться — не умирать -же с голоду! Это тоже была огромная про ­ блема, поскольку возвра ­ щались в Россию мы на пустое место — ни работы, ни жилья. Вот почему, ког ­ да я, будучи в СТД, случай­ но встретила руководителя Липецкого театра Влади ­ мира Михайловича Пахомо­ ва и он предложил нам с мужем работу — мы были невероятно счастливы. Ли ­ пецкий театр — первый те ­ атр в моей жизни, я пришла в него в 1960 году и прора ­ ботала здесь 19 лет. Бла­ годаря усилиям Пахомова, благодаря помощи замес ­ тителей областного главы Валерия Ивановича Боро­ дина и Павла Анатольеви­ ча Гучека мы, как беженцы, смогли получить квартиру. И хотя мы вернулись до ­ мой, в Россию — это все равно новый этап в жизни, новый творческий этап . Надо вживаться в новый коллектив, в новые роли. Пока что я занята только в двух спектаклях, но оба они мне очень дороги. Да-да , не удивляйтесь, мне очень дорога роль Стражника в детском спектакле «Бре ­ менские музыканты». Ко ­ нечно, в моем возрасте не так-то легко бегать, пры- гать и ползать по сце ­ не, но я получаю от э то го колоссальное удовольствие! Вообще я считаю, что плох тот актер , в котором до последних дней не жи ­ вет ребенок. А во вто- ом спектакле по пьесе иколаи «Бабочка...» у меня не только веду­ щая роль. Это и первая моя самостоятельная режиссерская работа. Спектакль мы сделали втроем — я и двое мо ­ лодых актеров, — Под­ рез и Веселов. Я очень благодарна ребятам за эти дни сотворчества и сопереживания. Благо­ дарна Владимиру Ми ­ хаиловичу за то, что он доверил нам постанов- ку. Так что жизнь про ­ должается. Она слож ­ на и нелегка, и спря ­ таться от ее тягот мне удается только на сце ­ не. Мы продолжаем получать письма из Латвии . Оставшиеся там русские постоянно передают приветы от наших друзей латы ­ шей. Звоним друг дру ­ гу все реже — слишком дорого. Но' я почему-то продолжаю верить, что через какое-то время мно гое наладится и вернется — во всяком случае, в отношениях между людьми. Невоз­ можно жить в постоян­ ном озлоблении — это самое страшное. Записала Елена БРЕДИС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz