Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

к в а р т и р н ы й в о п р о с о б ы ч н а я с е м ь я 22 апреля 1995 г. № 80 (894) ПРедИСЛОВИЕ К ВЫПУСКУ Нвша газете уже сообщала, что 21 мае а области состоится теперь ужа тра­ диционный праздник • Дань семьи. И все матаривлы нынешнего выпуска клуба •Очат мы решили посвятить адной гамв: К а к живется сегодня семье? Судя по с и ­ туации, о которой рассказывает наша читательница, по -прежнему проблемой Ш 1 остаются жилье , квартира. Вез р е ­ шения ев т я д ли можно надеяться на здоровое общестаЬ в шалом... О морально-тшхологическом клима ­ те в семье , воспитании размышляет п е ­ дагог. Продолжая рубрику «Сегодня мы е г о е п и г » , «Очаг» рассказывает о семье, активно утверждающей д а ж е в наш е сложное время здоровый образ жизни . Кстати, просим читателей отклтнуться на зтотмате{яат, возмтакно, подсказать адрес интересной по здоровому образу- жизни семьи , а , может быть, поделить­ ся и своим опытом.,, будем вам весьма благодтны . Пишите, всегда ваш и .. . Выпуск подготовили журналисты Лидия ДУВННА , Людмила ПОЖИДАЕВА. 0 Ш 1 ? Возвращаясь к теме С Ш У С БЕ3110М1ЫХ ПОД И М Е Р О М О Д Н У важ аем ая редакция! Я обращаюсь к вам к а к в пос ­ леднюю инстанцию . Помо ­ ги т е м н е , п ом о ги т е моей сем ье не п о т е р я т ь веру в лю дей . Мы хотим ж и т ь в родном городе , где р о д и ­ лись и выросли . Здесь обза ­ велись двумя детьми . Они уж е с т али взро слым и . Но спросите их , видели ли они счастье в отчем доме. Нет. Потому что дома у нас нет. Н ет кр о в а , нет п ропи ски . Три последних года ж и зни наш ей семьи можно посчи ­ т а т ь ц елой цепью н есч ас ­ ти й . Одно следует з а дру ­ гим . Хотя нам казалось , что мы можем обрести покой и н ач ать нормальную ж и зн ь — перебраться , наконец , из тесйой ком н а туш ки , ко то ­ рую мы снимали вчетвером, в настоящ ую к в ар ти р у . В 1991 году моему муж у , про ­ рабо т авш ем у н а п р ед п р и ­ я ти и «Липецкоблснаб» 20 л е т , реш ением общего со ­ брания был выдан смотро ­ вой ордер н а право участия в с т р о и т е л ь с т в е ж и л о г о дома . С этого времени мы ж и ли одними надеждами . В м ечтах обустраивали к а ж ­ ды й с а н т и м е т р , к а ж д ы й у го л о ч ек к в а р т и ры , к о т о ­ рую н ам п р е д п о л а г а л о с ь вы дели ть . Х одили смотре ­ л и , к а к строится наш дом. А н а к а н у н е с д а ч и д о м а м уж у объявили , что к в а р ­ тиру нам не дадут. О ка за ­ лось , что в колдоговоре нет пун к та о праве коллектива вы д ели ть кому-либо к в а р ­ тиру вне очереди. Эта и с то ри я бы ла р а с ­ с ка зан а в ваш ей Газете 20 м а я 1 9 9 2 г о д а в с т а т ь е «Ш утки Фаты-Морганы». В том ж е году , под той ж е рубрикой «квартирный во ­ прос», в м атериале «Мира ­ ж и и надежды» от 10 декаб ­ р я автор пиш ет , что зам ес ­ титель генерального дир ек ­ т о р а ф ирмы «Л ип ецкобл - снаб» А . Дударев заверил , что положение о выделении НАШ КОММ ЕН ТА РИЙ : Редакция обратилась к заместителю генеральног^и - ректора фирмы АО «Липецкоблснаб» Александру Пет­ ровичу Д уд ар е^ по истечении двух с лишним лет после данного семье Богомоловых обещания. — Неужели беспокойство, высказанное в письме, име­ ет серьезные основания? — Обещание было дано при другом спюе, когда и наше предхфиятие было государственным. Те акционерное общество. Собрание акционеров ректоров приняли решение: отдать жилплощадь под ма ­ газин. Да и кто сейчас может подарить квартиру стои­ мостью несколько десятков миллионов? — так ответил А. Дударев. — А как же быть с семьей Петра Григорьевича Бого­ молова, проработавшего на предприятии 23 года? — Возможности обеспечить их жильем нет. Сами мы его не строим. Остается задать риторический вопрос: а что же мы вообще сейчас строим? Разве что уничтожаем... И семью, и человека... ж и л ь я передовикам произ ­ водства, проработавшим на предприятии более 20 лет, вне очереди в коллдоговор по решению собрания кол ­ л екти ва внесено. Образова ­ на льготн ая очередь. Бого ­ молов в ней числится под ном ером 1. И что есть у ор гани зации одна долевая двухкомнатная квартира в строящ ем ся доме. Этот дом по плану долж ен сдаваться в первом полугодии 1993 года. Стройка идет медлен ­ но, поэтому с кол ько при ­ дется ж дать — неизвестно. По квар ти р а предназнача ­ ется им енно Бо гомолову . Других возможностей обес­ печить эту семью ж и л ьем не т . . . Н ам оставалось только снова ж дать и надеяться . А приходилось несладко . Мы пережили талонную систе ­ му н а продукты пи тани я . Ведь ж и л и и живем по сей д ен ь в о бщ еж и ти и 12-го училищ а . До сих пор нигде не прописаны . Детей в то время тоже надо было кор ­ м и т ь , о д ева ть и обувать . С к о л ь к о п р о л и т о с л е з , сколько потеряно здоровья! Н а фоне этого неблагополу ­ ч и я серьезно заболел сын. Мне, к а к матери , больно и обидно , ч то я не см о гл а вырастить детей здоровыми и счастливыми . Скоро будет сд ав а т ься дом, в котором обещанная нам к в а р т и р а . Но теперь уж е говорят, что эта к в ар ­ ти р а будет у органи зации м а г а з и н о м и л и а п т е к о й . Т ак решил совет директо ­ ров. Ч то ж е т еп ер ь д ел а т ь нам? Комендант 12-го учи ­ л ищ а у с п о к а и в а л а , что в морозы нас на улицу не вы ­ кинут . Но ведь зима-то не к р у г л ы й г о д . К а к ж и т ь дальш е? С уважетаем Н. БОГОМОЛОВА. Геперь мы — ; и Совет ди- Пасха в преддверии Пасхи в редакцию часто приходят стихи людей верующих. Публикуем одно из них. МОЙ КОМПАС... Я с компасом веры хожу, С ним легче шагать мне по жизни. С ним истины путь нахожу. Ведущий к небесной отчизне. Иду ль я тропою тернистой, и там мне не страшно - ничуть. Мой компас со стрелкой лучистой Укажет на праведный путь. Я с ним и окреп, и возрос. Со мной — наш Спаситель-Христос... П. НАЩЕКИН, христианин-евангелист. -----------------------— ............ . .................................. ...... ......................................... - ..Тлу Г 1 В 0 Р Я Т : З Д Р А В С Т В У Й Т Е ! Р а з м ы ш л я е м м ы в се , п о л е м и з и р у е м . 0 в ы с о ­ к о м , д у х о вн ом и н и з к о м , п а к о с т н о м . К т о - т о в о з ­ м у щ а е т с я , р у г а я б е с п р о ­ с в е тн ую ж и з н ь , в зы в а я к р а з у м у , с о в е с т и , д о с т о ­ и н с т в у . Н о это н е более ч ем с л о в а . И н о й р а з х о ­ ч е т с я с к а з а т ь : п о см о т р и ­ т е в о к р у г с е б я , о г л я д и ­ т е с ь . В о й д и т е в г о р о д с ­ к о й т р о л л е й б у с . . . П р е д ­ в и ж у : — А га ! В от гд е н р а вы - то! З а й д и т е в м а г а з и н . — Е щ е н е х в а т а л о ! Т ы с я ч у р а з б ы л и — з н а ­ ем! И все ж е . О г л яд и т е с ь . З а гр у бо с т ью и х а м с т ­ в ом м ы з а ч а с т ую н е з а ­ м е ч а ем д о б р о ты и п о р я ­ д о ч н о с т и д р у г и х лю д е й , к о т о р ы е о с т а ю т с я в т е н и . Н е п о т о м у , ч т о т а к х о т я т о н и . Этого х о т и м м ы . Т а к п р о щ е . П е р е ­ п а л к а в о б щ е с т в е н н о м т р а н с п о р т е и л и в зб зш к а н а ч а л ь н и к а н а д о л го в ы ­ в е д е т н а с и з с т р о я . М ал о т о го , м ы и в с ем ью п р и ­ н е с ем р а з д р а ж е н и е , к о ­ т о р о е ‘п о ц е п о ч к е д о й д е т до с а м ы х б е з з а щ и т н ы х — д е т е й . Н е з а с л у ж е н ­ н ы й ш л е п о к р е б е н к у — и в с я н е д о л га . П р и л а с к а ­ ем н а н о ч ь — з а б у д е т с я . З л о , к с о ж а л е н и ю , и м е е т с в о й с т в о н а к а п л и ­ в а т ь с я . Б у м е р а н г в о з в р а ­ щ а е т с я к н а м , д о с т и г н у в с в о е й к р и т и ч е с к о й м а с ­ сы . Т а к к а к ж е в з о б р а т ь ­ с я н а т о т в ы с о к и й б ер е ­ г о в о й у т е с , о к о т о р ы й р а з о б ь е т с я в б е с с и л и и н е о б у з д а н н а я с т и х и я , н а з ы в а е м а я н ы н ч е м о ­ р а л ь н ы м п а д е н и е м о б ­ щ е с т в а ? П р о ц е с с , в с е р а в н о , к а к г о в о р и т с я , п о ­ ш е л . Н а эт ом ф о н е все я в ­ с т в е н н е е в ы д е л я е т с я д о ­ брое н а ч а л о , к о т о р о е х р а ­ н и т с е м ь я . П р а в д а , с ем ь я н е в с я к а я . А к р е п к а я , к а к л а с т о ч к и н о г н е зд о , с к л е ­ е н н о е и з о т д е л ь н ы х к а ­ м у ш к о в , п е р ы ш е к и п р о ­ ч и х м е л о ч е й . З а х о ч еш ь — н е р а з о б ь еш ь . И л ь т о т ж е « д р уж ны й » в е н и к в и з в е с ­ т н о й б ы л и — ч е р е з к о л е ­ н о н е п е р е л о м а еш ь . М ы р а с с к а з ы в а л и в ам р ан е е о сем ье К у зн е ц о вы х , о б ъ е д и н е н ны х о дн ой за б о ­ т о й — с о х р а н и т ь с я и в ы ­ ж и т ь . •Н е х и т е р з а м ы с е л . Н о его п о д с к а з а л а ж и з н ь и м у д р о с т ь р о д и т е л е й . О с ем ь е М и н и н ы х , в к о т о ­ р о й ее г л а в а , о т е ц , г о в о ­ р я : я в се м о г у с а м ,— и с ­ п о л н я е т з а д у м а н н о е . Е м у п о м о г а ю т ж е н а и д о ч ь с т р о и т ь д а ч н ы й д о м и к . П о с т р о и в е г о , у в е р е н а , п р и д у м аю т и д р у го е , в о ­ к р у г ч е г о с о м к н у т с я об ­ щ и е и н т е р е сы . С е г о д н я «ЛГ» в г о с т я х у П а р х о м е н к о . — Ч т о вы! М ы о бы ч н а я с е м ь я ,— г о в о р и т Л ю д м и ­ л а И в а н о в н а .— И с с о р и м ­ с я , и м и р и м с я— в се б ы в а ­ е т . О бы ч н а я , д а н е сов сем . С н е к о т о р ы х п о р , а е с л и б ы т ь т о ч н ы м и , ч е т ы р е г о д а н а з а д , м н о го е и з м е ­ н и л о с ь . П о с л о в ам В и к т о ­ р а Н и к о л а е в и ч а , м у ж а Л ю д м и л ы И в а н о в н ы , и х м а л е н ь к о е р о д с т в е н н о е с о о б щ е с т в о ( р о д и т е л и , дво е д е т е й и б а б уш к а ) з а ­ н я л о сво е м е с то в п р и р о ­ д е . О ни ж и в у т п о Д е т к е , и з в е с т н о м у у ч е н ию П ор - ф и р и я И в а н о в а . В о зм о ж ­ н о , н е п р и б е г л и б о н и к п о м ощ и У ч и т е л я , е с л и бы н е т я ж е л ы й н е д у г м л а д ­ ш е й д о ч е р и Н и н о ч к и . С р о ж д е н и я о н а б ы л а б о л е з ­ н е н н о й и сл а б о й . К с ем и ­ л е т н е м у в о з р а с т у д е л о п р и н я л о с е р ь е з н ы й обо ­ р о т . Х р о н и ч е с к и й б р о н ­ х и т с а с тм а т и ч е с к и м у к ­ л о н ом — т а к о в бы л д и а г ­ н о з м е д и к о в . Ш к о л у д е ­ в о ч к а п о с ещ а т ь н е м о г л а . У ч и т е л я п р и х о д и л и н а д ом . Л ю д м и л а И в а н о в н а о б ер е г ал а ее , к а к м о гл а : от х о л о д а , и н ф е к ц и и , сы р о с ­ т и . . . У с л ы ш а л а о Д е т к е . Р и с к н у л а в н а ч а л е с а м а о к а т и т ь с я х о л о д н о й в о ­ д о й . П о т о м и д о ч ь о с т о ­ р о ж н о с п р о с и л а : а м н е м ож н о ? Б о я л и с ь р о д и т ел и н а в р е д и т ь . Р е б е н о к с т ем ­ п е р а т у р о й — и л е д я н а я в о д а . Н о р е з у л ь т а т п р е в зо ­ ш е л о ж и д а н и я . П о н ем н о ­ г у Н и н а о к р е п л а . С ей ч ас з а к а н ч и в а е т в о с ь м о й к л а с с и д а в н о з а б ы л а о бо ­ л е з н и . У ч е н и е И в а н о в а п р и ­ н я л а в с я с е м ь я . В и к т о р Н и к о л а е в и ч с т а л а к т и в ­ н ы м п р о п а г а н д и с т ом -п о с - л ед о в а т е л ем м удро го с т а р ­ ц а . С ы н И в а н с р а з у п р и ­ н я л ф и л о соф ию с л и я н и я с п р и р о д о й . Б а б у ш к а , и т а п о н я л а н о в о е д л я н ее т е ­ ч е н и е . В о т в е д ь к а к а я в ещ ь п о л у ч а е т с я . С р а зу в с ем ь е в о з н и к л о н е ч т о , н а ­ з в а т ь ' к о т о р о е т р у д н о о д ­ н и м сл о в ом . М ож е т , с п о ­ к о й с т в и е . М о ж е т , у д о в ­ л е т в о р е н н о с т ь ж и з н ь ю . О т о ш л о н а п о с л е д н и й п л а н н е с у щ е с т в е н н о е , м е л к о е , ч т о р а н ьш е в ы зы ­ в а л о р а зд о р в сем ь е . Е с л и В и к т о р Н и к о л а е в и ч н е л а д и л с т ещ е й , то т е п е р ь о т н ош е н и я у н и х р о в ны е . Д е л а н а с л у ж б е и д у т н о р ­ м а л ь н о . П а р х о м е н к о — в о е н н ы й л е т ч и к . Н ем а л о п р о б л ем в о з н и к а е т в н ы ­ н еш н е е в р е м я . С п о к бй н о р а з р е ш и т ь и х п о м о г а е т Д е т к а . П о п р о б у й о б и д е т ь и л и о с к о р б и т ь н а у л и ц е н е з н а ­ к о м о г о ч е л о в е к а , с к а з а в ­ ш е г о в а м : з д р а в с т в у й т е . В ед ь в ам п о ж е л а л и з д о ­ р о в ь я . Б е с к о р ы с т н о , о т в с е й д уш и . Я з ы к н е п о ­ в е р н е т с я б р о с и т ь х у д о е сл о во . В о т и я , п р и д я в эт у с е м ь ю , с к а з а л а : з д р а в ­ с т в у й т е . П р о с т о й к л ю ч и к к д р а г о ц е н н о м у л а р ц у . В с т р е т и л а Л ю д м и л а И в а ­ н о в н а . Н е с р а з у п о н я л а , ч т о э т о м а т ь в з р о с л о г о с ы н а , к о т о р ы й у ж е с л у ­ ж и т в а р м и и . М о л о д а я с т р о й н а я ж е н щ и н а . Д л и н ­ ны е в о л о сы по п о я с . П р и ­ в е т л и в а , н е п р и н уж д е н н а в р а з г о в о р е , к о т о р ы й л е г к о з а в я з а л с я и н а с т о й ч и в о п е р е х о д и л н а т ем у о т о й ж е Д е т к е . — Р а н ьш е м ы ж и л и в п о с т о я н н о м с т р а х е з а зд о ­ р о в ь е д о ч е р и , в в е ч н ы х п р о б л е м а х о л е к а р с т ­ в а х ,— р а с с к а зы в а е т Л ю д ­ м и л а И в а н о в н а .— Т еп ер ь это го со в е рш е н н о н е т . Н е ­ л ь з я с к а з а т ь , ч т о б ы с о ­ в с ем н е б о л е л и . Н о е с ть в е р н о е с р е д с т в о , ко т о р о е с р а з у п о м о г а е т — о б л и ­ в а т ь с я х о л о д н о й во д ой и п р о с и т ь У ч и т е л я о своем з д о р о в ь е . — П о ч ем у ж е он его д а е т ?— с п р аш и в аю . — А е с л и р еб ен о к в ас п р о си т : м а м а , к у п и к р а с ­ к и и л и к н и г у ? Вы ем у о т ­ к а ж е т е ? Д а ж е е с л и т у г о ­ в а т о с д е н ь г ам и , ^ ^ п и т е . Т а к и зд е сь . Е с л и у ж я п р и ш л а в г о с т и , п о р а бы к о р о т к о р а с с к а з а т ь о к в а р т и р е х о ­ з я е в . О щ у щ е н и е т а к о е , ч т о с т е н ы з д е с ь д ы ш а т ж и з н ью . В от и с ем е й ны е ф о т о г р аф и и . С в ад еб н а я . Со в з р о с л ы м и д е т ь м и . С м у г лы й , с р о с к ош н ы м и д л и н н ы м и в о л о с ам и , з а ­ п л е т е н н ы м и в к о с и ч к у , сы н И в а н до а р м и и . П о л ­ г о д а п р о с л у ж и в сро чн ую с л у ж б у , п о л у ч а е т п р е д ­ л о ж е н и е п о д п и с а т ь к о н ­ т р а к т . Н а у д и в л е н и е р о ­ д и т е л я м , с о г л а с и л с я . Он х у д о ж н и к -о ф о р м и т е л ь в в о и н с к о й ч а с т и . М н о го ­ ч и с л е н н ы е е го к а р т и н ы т о ж е н а с т ен е . З а м ы с л о ­ в а ты е п л е т е н ы е п а н н о и в а зы . Это р а б о т а Л ю д м и ­ л ы И в а н о в н ы . О на у ч и ­ т е л ь н и ц а н а ч а л ь н ы х к л а с с о в , а м а к р а м е — ее д а в н е е у в л е ч е н и е . А ещ е , к о н е ч н о , о н и в с е й с ем ь е й е з д я т по в о с ­ к р е с е н ь я м н а с и л и к а т ­ н ы е о з е р а . К у п а ю т с я . Д аж е з и м о й в п р о р у би . — Н е х о л о д н о ?— лю ­ б о пы тн о м н е . — К о н е ч н о , х о л о дн о . Н о з а т о к а к о е п о л у ч а еш ь у д о во л ь с тви е ! Р а д и это го с т о и т п о т ер п е т ь . М е д и к и н а зы в аю т все э т о з д о р о в ы м о б р а з о м ж и з н и . Н о м ы ч а с т о не п о д о з р е в а е м , ч т о о н в к л ю ч а е т в с еб я н е т о л ь ­ к о з а к а л и в а н и е и о т к а з о т в р е д н ы х п р и в ы ч е к . Н е м е н е е в а ж н о е , но бо ­ л е е сл ож н о е — н е ж е л а т ь д р у г д р у г у з л а . Д аж е в м ы с л я х . В ед ь оно б ум е ­ р а н г ом в е р н е т с я обр атно . Н е л у чш е л и с к а з а т ь с л о ­ во « зд р а в с т в у й т е » . П а р ­ х о м е н к о г о в о р я т е г о в с ем . А с е г о д н я и в ам , у в аж а е м ы е ч и т а т е л и с е ­ м е й н о го «О ч ага» . Л ю д м и л а П О Ж И Д А Е В А . Сестренка. Фотоэтюд В. ДУРНЕВА . в почте «Очага», как правило, очень доверительной, есть письма, которые иначе и не назовешь, как «житейс­ кие истории». На первый взгляд, непритязательные, тем не менее они не лишены мудрости, любопытного взгляда на окружающий мир, доброго отношения к людям, чего особенно нам нынче не хватает. Почитайте... М аш а б ы л а н а ' т р у д о в ом фронте: рыла окопы в самом пекле боев, около знамени ­ той Прохоровки в Курской области . З а это есть у нее медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечествен ­ ной войны». К о гд а п р о гн а л и в р а г а . М аш а в ернул ась в родной колхо з и до самой пенсии работала в нем .' Кем только ни была: телятницей , дояр ­ кой , возила корма на лош а ­ дях с полей, получая на тру ­ додень по 300 граммов зер ­ на. Бы ла и звеньевой ... И при этом ей одной при ­ шлось растить троих детей (муж-фронтовик очень рано ум ер ) . И всех вы р а с ти л а , всем дала хорошее образова ­ ние. Вот такие они, русские наши женщины -матери ... ...К огда я болею, моя со ­ седка приходит ко мне навес ­ тить , и от одного общения с ней я быстрее поправляюсь. Повезло мне на доброго ч ел о в е к а . Это сегодня т а к важно . А. КОКОРЕВА. п. Сырский. А МЫ ЖИВЕМ ПО-СОСЕДСКИ... Вот говорят нынче: в од ­ ном домеГ на одной площад ­ ке, люди могут ж и ть годами и друг друга не знать . А мне повезло на хорошую сосед ­ к у . . . М ария Г авриловн а Сы ­ рых живет рядом со мной в частном доме поселка Сырс ­ кий с семьей сына. Ей — 73, но можно только подивить ­ ся ее бодрости и эн ергии . Хворям не поддается и про ­ должает трудиться — сторо ­ жем . Пенсия у нее неболь ­ ш ая , на нее нынче не разбе ­ ж иш ь с я . . . А жи знь у Марии Гаври ­ ловны была не из легких . Я ли у нее в гостях , или она — у меня , к а к начнет сосед ­ к а вспоминать, подумаешь, и к а к она только все сумела в ы д е р ж а т ь и д у х о м не упасть. Родилась она в многодет ­ ной семье в Воловском р ай ­ оне. Отец вернулся с гр аж ­ д а н с к о й в о й н ы и в с к о р е умер. Вот и пошла Маша в 12 (!) лет в деревенские пас ­ тухи , чтобы помочь семье. ■Успела о кон чи ть лиш ь шесть классов ... Во врем я Великой Оте ­ чественной войны 19-летняя СНОХА, ЧТО ДОЧЬ РОДНАЯ... Н едавно мне приш лось побы вать в деревне и там сл^ чаино познакомиться с милыми стариками — Ан ­ ной И вановной и П етром В асильевичем И влевыми . Ж и ву т вдвоем , хозяйство небольшое — куры , да коза, да пушистая кош ка . П оря ­ док у них образцовый и в доме, и во дворе. Кто помо ­ гает? Ведь им обоим уж е за 70 ... И оказалось, что помощ ­ ница у них одна — их быв ­ ш ая сноха Т ан я , по про ­ фессии строитель. Двадцать лет прожила она с их сы ­ ном , но приш лось и:^ р а ­ зойтись — стал увлекаться с п и р т н ы м . П о м у ч и л а с ь Т аня с ним , сколько слез пролила , здоровья потрати ­ ла. Ну что ж , не сложилось. Сын ж енил ся второй ра з , в зя л ж енщ и н у с м а л ь ч и ­ ком . А вот вторая сноха ста- риков -роди телей особо не почитает. Как-то приехала , н а к р и ч а л а , п р и гр е зи л а сь определить стариков в дом престарелых, где они узна ­ ют «фунт лиха» . И уехала ... А Таня часто приезжает из Липецка в село и всегда в самую трудную пору — когда огород надо обрабо ­ тать, сена накосить ... При ­ езжает , к а к и раньше. Как к родным людям . ...А сын, между прочим, живет от родителей непо ­ далеку. Но уж е больше года не навещал мать и отца. М. БЕЗРУКАВНИКОВА. --------------------------1 т ___ I ПОВЕРИМ АЛГЕБРУ ГАРМОНИЕЙ?.. Надежда Константиновна Филимонова работает учи­ телем в липецкой средней школе № 71. Ведет заметки о воспитании, семье, родителях, о детях, на которых нын ­ че, хотим мы того или нет, отражаются парадоксы наше­ го времени... Некоторые заметки, возможно, полезные для родите­ лей, мы решили опубликовать. * * * Вот уж е три дня бьюсь с классом , р еш ая проблему ♦сменки» — сменной обу ­ ви . Н а улице сыро, гр я зь , а в ш коле должно быть чис ­ то . П о л у ч а е т с я п л о х о — сем ь -десять ребят см енку не приносят. Задаю себе вопрос — по ­ чему? Л ен ь , нерадивость? Н ет , дело не в этом . У н е ­ которых такой обуви сегод ­ ня просто нет — сейчас с д е н ь г ам и ту го в к аж д о й рабочей семье. Кому-то вто ­ р а я обувь, к а к а я есть , не нрави тся . Н а весну и осень мно гим д ево ч кам куп и л и модные замш евы е ботинки со шнуровкой , н а каблуч ­ к а х — красиво . А см енка — это чащ е всего растоп ­ т а н н ы е к р о с с о в к и . Д е ти стесняю тся их обувать... Конечно, я виду не по ­ д аю , ч то д о г а д ы в аю с ь о причине, и не настаиваю , что мое требование категорично . Трудно сегодня учителю на ­ ходить верный тон с детьми. В ш к о л е в сегда с т о ял и две проблемы — образование и воспитание , к а к их соче ­ тать? Сейчас говорят, что обра ­ зование — первично . З адача ш колы — прежде всего гл у ­ бокие , хорош ие зн а н и я по 'предметам . Но я , учитель , не могу не думать и о другом. Престиж ­ н о ли образование в наш и дни? Сталкиваюсь с тем , что дети не всегда сегодня пони ­ мают необходимость образо ­ в ани я . И идет это , прежде всего , от роди т ел ей . Один п ап а откровенно поделился со мной: у него, кровельщ и ­ к а на стройке , сегодня в под ­ собны х р а б о ч и х т р у д и т с я человек с высшим образова ­ нием , когда-то окончивший вуз с «красным дипломом». Став безработным , инженер пошел в подсобники ... Зачем тогда учиться? Н у и ч то ты , у ч и т е л ь , скаж еш ь? Конечно, не сда ­ еш ься , говоришь о важнос ­ ти знаний , образования ... Ну , а воспитание? Мож ­ но ведь из ребенка вырастить и образованного хама . И этой проблемы в ш коле сейчас не скрываю т, она стоит остро. У меня стаж работы в ш ко ­ ле двадцать л ет , не самый большой. Но даж е убеленные сединами ко л л е ги т а к ж е , к а к и я , считают, что моло ­ дёжь н аш а меняется, сейчас далеко не в лучшую сторо ­ ну. И , разум еется , это про ­ блема не только «отцов» и «детей». Р еб ята делают то, что стало (с нашего м олча ­ ливого со гл аси я ) нормой в обществе: кур я т (и даж е де ­ в о ч к и ) , с т а рш е к л а с с н и ц ы красятся к а к взрослые, при ­ чем таким и , ра зукраш енны ­ ми , приходят не на ш кол ь ­ ную дискотеку , а на уроки . Красят в немыслимый цвет волосы, ходят «с перьями на голове» ... А к а к относиться к тому. что восьмиклассник , заходя в класс , повторяя телерекла ­ му, дурашливо поет: «О кэй о -би» ... И м ал ьчиш ки , для которых уж е нет тайны , что ж е рекламирует телеэкран , хмы каю т . . . Окружающий нас, далеко не С оверш енны й с е г о д н я , мир воспи ты в ае т ребят со знаком «минус». А мы , учи ­ теля , все-таки пытаемся вло ­ ж и ть в их головы другое. Во все врем ена дети остаю тся детьми. И на уроках им йсе- т аки , верю, понятно чувст ­ во лю бви го с п о д и н а Н . в «Асе» Тургенева и расска з ­ ч и к а в «После бала» Толсто ­ го. Они, присмирев, при тих ­ нув, внимательно слушают о рож д ении любви В арьки в рассказе Евгения Носова... Хотелось бы, чтобы у н а ­ ш их детей была одна исти ­ на , чтобы не происходило у н и х р а з д в о е н и я л и ч н о с т и (это — литература , а это— жи знь ) . Хотя бы в вопросах любви. Чтобы мои м альчиш ­ ки видели в девочке челове ­ к а , тоже личность, а не толь ­ ко стильную одежду и «кле ­ вую» внешность... Я ч асто во звр ащ аю сь с ребятами на уроках к рас ­ с к а зу А . Грин а «Зеленая лампа» . Там на чаше весов две личности — богача и умирающ его н а мостовой от голода. Оба героя позна ­ ли «блеск и нищету» . Но один в конце ж и зни при ­ обрел достоинство, уваж е ­ ние к себе и блеск человеч ­ ности, а другой, несмотря на деньги, опустился вко ­ нец ... Первый не стал му ­ ч и т ь с я ож и дани ем вы д у ­ манного счастья и сделал жи знь своими руками . Ч и ­ т а л , з а к о н ч и л к о л л е д ж , стал признанным врачом ... К ак хотелось бы, чтобы мои ребята научились тако ­ му ж е упорству и осмыс ­ л е н н о с т и в д о с т и ж е н и и цели . . . Мне бы хотелось, чтобы меня пон яли и родители , которых мы всегда ждем в ш коле для доверительного разговора о детях . В един ­ стве мы добьемся многого в их воспитании. Н. ФИЛИМОНОВА, учительница липецкого образовательного учреждения № 71. В К 0 М А 1 Д Е - Я И М А М А С П А ПО Й В Доме детского творчества Советского округа прошел традиционный ежегодный семейный праздник . Он прово ­ дится у^же в течение четырех лет по^^ руководством мето ­ диста Татьяны Андреевны Ковалевой. Целый месяц готовились команды (состоящие и з мамы, папы и двух детей в возрасте от 6 до 12 лет) к этой встре ­ че-конкурсу . П ра здаик начался с представления, «визитной карточ ­ ки» семей. Затем команды показали свои домашние зада ­ ни я . В атом году участники выбради кулинарию , сообща раскрывали «секреты домашней кухни» . Затем был кон ­ курс для мам — «аптека под ногами». К аж дая из участ ­ ниц должна была охарактеризовать одно из лекарствен ­ ных растений . Йапы тоже состязались, но уж е в домаш ­ нем мастерстве. Чтобы зрители не скучали ни минуты , в перерывах между конкурсами были музыкальные заставки , игры . И завершился этот веселый праздник на музыкальной ноте. Каждую семью сфотографировали на пам ять , по ­ дарили сувениры. Екатерина БУЕВА, 10 класс «б* липецкой средней школы № 14. А ПОУТРУ ОНИ ПРОСНУЛИСЬ... К ак вы думаете, от чего зависит семейное счастье? Наверное, у каждого свой ответ на этот вопрос. А вот доктор Лансен из университета американского ш тата Юта считает: от единовременного засыпания и пробуждения супругов. Было опрошенб сто пятьдесят семей. Там, где муж и ж ена лож атся спать и встают в одно время , девя ­ носто четыре процента были довольны своей жизнью . В семьях , где ритмы не совпадали, тридцать процентов ж а ­ ловались на неудачный брак. Наверное, этот фактор не так существенен, к а к , до ­ пустим , совместимость характеров , темпераментов. И все ж е , может, имеет смысл выяснить , кто ваш будущий суп ­ руг — «жаворонок» или «сова»? «Культура», 11 марта 1995 года. Владислав Зорин МАМАНЯ М е н я м а м а н я п р о в о ж а е т в д о р о гу . П л а ч е т , у б и в а е т с я , м о л и т с я Б о г у , А н а п р ощ а н ь е — с л е зы в п л а т о ч е к , И т а к о е п о -р у с с к и Н а п о с л е д о к о тм о ч и т . Ч т о с д е р ж а т ь с я н е т м о ч и — Х о х о ч еш ь . Я ее п о н и м аю , с т ар ую , Я ее п о н им аю , у с т ал ую . Это о н а д л я п о д н я т и я д у х а . В род е ш у т к и - н а к а з а : «Н и п е р а н и пуха !» П о в е р н у с ь , П р о п а д у без в е с ти . О на с п и н у м н е Все р а в н о п е р е к р е с т и т Н е з ам е т н о , р о б ко , у к р а д к о й . . . Е й со м н о й р а с с т а в а т ь с я н е с л а д к о . И б еру т меня , ж е н щ и н ы В к р а я х н е и з в е с т н ы х . О тн им аю т у м а т е р и . П р и н у ж д аю т з а бы т ь , И с ж и м а е т сер дц е Т о с к а м о я м е с т н а я . Н е лю б я , з а с т а в л я е т лю б и т ь . Н а п р о к а т м ою д уш у З а б р а т ь с т а р аю т с я . О см ею т м е н я т р и ж д ы И т р и ж д ы п р о с л а в я т . . . А в м о ей д е р е в е н ь к е ■у о к о н ы ш к а с т а р и т с я М ам а н я , с т е к л а д ы х а н и ем п л а в я . Я о п я т ь п о я в лю с ь Н е н а д о л го в п о л н о ч ь , И п р и х о д и т м а м а н я к о м н е н а п ом ощ ь . О н а п р о с то м о л ч и т И г л я д и т н а м е н я без у к о р а . Б ы л бы я — Е й н е н у ж н о со м н о й р а з г о в о р а . О на зн а е т ч у т ь ем : Т а к и бы ло и б удет , § 0 к р о в и н к и п о к а м е н я е р а с т ащ а т лю д и . А п о т ом в д р у г п р ом о л в и т Н е к с т а т ь , с н а д еж д о й : — А у н а с н а З а й м ищ е - т о О к и я н ы п о д с н еж н и к о в . . . У т р ом р а н о ч у т ь свет О б еж и т в с ех со седей : — М ой п р и е х ал ! — Совсе'м? — Н е т , с е г о д н я у е д е т . . . Я х о ж у по с т р ан е , М не п р и х о д и т с я ту го и г о р ь к о , А я в и ж у м ам а ню У и зб ы н а п р и г о р к е . И л е г к о м н е ш а г а т ь , И лю бы е н е в з г о ды о си лю . М а т ь г л я д и т н а м е н я М о л ч а л и в о . Г л а з а м и Р о с с и и .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz