Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
д е т и Р о с с и и 19 апреля 1995 г. лт-з " о т б о м ж а д о . . . п р е з и д е н т а I I № 76 (890) Похоже, сиротство, как и многое другое в нашей до не узнаваемости изменившейся жизни, обретает и доселе не виданный размах, и такие но вые формы, о которых рань ше подумать-то было страш но. Это в старые времена но ворожденных подкидышей оставляли (потеплее закутав, да с бутылкой молока впрок) у дверей зажиточных семей. Теперь их все чаще находят на свалке, под грудой мусо ра, наспех запеленутых в по лиэтилен. А в лучшем случае оставляют в роддоме, чтобы затерялся малыш среди та ких же безымянных. Чтобы н ав с е гд а , окончательно и бесповоротно оборвалась и эта пуповина, связывающая две , казалось бы, родные души — детскую и взрослую. Еще хуже — д е ти , о то бранны е у р о д и т е л е й - пьяниц... Ещ е б е з ж а л о с т н е е — дети, сознательно брошен ные роди телям и посреди толчеи магазина или улицы... Еще отвратительнее — дети как предмет купли-про дажи, как лицемерное при крытие чьей-то корысти. Зна-. ете ли вы, что число этих ма леньких жертв больших «со циально-экономических п е ремен» неудержимо растет? Сиротство, впрочем, для любого общества — пробле ма далеко не новая. Худо- бедно, с нею в нашей стране не та к давно справлялась сложившаяся система; шко- - ла — роно ^ инспекция по д е лам несовершеннолетних — детдом, Ныне стало ясно, что прежних мер и сил недоста точно. С сентября в Липецке при управлении образования ор ганизован отдел по 0 )<ране детства. В нем Т2 работни- ков-инспекторов и методис тов, Опытных, до тонкостей знающих свое дело. У неко- ; тооых не менее десяти лет . работы в этой системе. Им, собравшимся вместе из раз- ) ных районов Липецка, каза лось бы, должно несколько V полегчать в работе. Наоборот I — этим почти бескорыстным » (напомним про скромнейшие заработки учителей-бюджет- ^ХОРОШИЕ ЗНАНИЯ И НЫНЧЕ В ЧЕСТИ ников) защитникам обе здо ленных детей трудно, как ни когда. Вот что рассказала воз главляющая отдел Алла Оле говна Белышева: — Казалось бы, все просто. Основная наша работа — вы явление де тей , оставшихся без родителей, и определение вида опеки. Но, во-первых, число сирот растет небывалы ми темпами. Детские дома не только в Липецке, но и в об ласти переполнены. Куда определять ребяти шек? Этот вопрос сейчас сто ит очень остро. В Липецке его пытаются решить за счёт шко- их проблемами под силу толь ко специалистам; логопедам, психологам, опытным воспита телям. Алла Олеговна и ее сотруд ники знаЮт; таких — терпели вых, тонких, любящих — в дет ских спецучреждениях области немало. И спокойнее становит ся на душе, когда удается ус троить туда очередного ребен ка. Но как быть с, другой про блемой .сиротства — с этим не весть откуда взявшимся пото ком опекунов, то молящих, то требующих разрешения про дать, обменять, приватизиро- Г О РЬК АЯ Н АШ А БЕД А СИ РО ТЫ . . . Н ов ая с л у ж б а : о х р а н а детства лы-интерната № 1 (сейчас там немало детей из норм^ьных семей) и определения бывше го детсада N 9 82 под детский дом. На время это, конечно, снимет остроту. Но только — на время. Раньше решению проблемы помогало усыновле ние, Желающих взять ребен ка в семью было так много, что в роно составлялись списки. Но вот уже в этом году реши лись на усыновление ребенка только три (!) семейные пары, — Причина — трудности финансовые? — Отчасти. Вспомните во енные годы. В семьях недо едали, но сирот на улице не оставляли, принимали как ро дных. Дело в том, что сейчас сироты — это большей частью неполноценные дети, с задер жкой умственного и психичес кого развития. Справиться с вать жилье, нимало не заботясь об интересах маленького чело вечка, живущего рядом? Оскор бления, издевательства, угро зы—через этот ад нужно прой ти инспектору отдела по охра не детства, чтобы все-таки от стоять интересы ребенка. Для особо трудных, опорных ситуа ций создан опекунский совет при отделе. Недавно ломали го лову вот над такой проблемой. Опекуном для троих малолет них детишек решила стать их едва достигшая совершенноле тия старшая сестра. Отца у ре бят давно нет. мать сгинула в тюрьме. А дед с бабкой попи вают, Согласитесь, довольно безвыходная ситуация. Но то ропиться с решением опекунс кий совет не стал; поначалу сес- хре решили доверить только од ного братишку , остальных — подержать в интернате. Этот случай показывает, с какой осторожностью, тщ а тельно обследуя ситуацию и взвешивая все детали, подхо дят к решению детских судеб в отделе. Изучают жилищный, гражданский, уголовный ко декс, различные нормативные документы. Чтобы не оказать ся беспомощными в столкно вении с очередной детской драмой. Не навредить ребен- г . Да, нередко приходится — а в последнее время все чаще — отрывать ребенка от роди телей. Но это не от бездушия, а от горького понимания, что другого пути нет. Ну, как быть с девчушкой, дверь инспекто рам открывшей и быстро мет нувшейся к кухне, неловко растопырившей полы плать ица, прикрывая собой валяю щихся на кухне в пьяном за бытьи родителей? Кто она, эта девочка? Сиротой ведь не на зовешь. Да вот, оказывается, уже есть, найдено определение и этим несчастным. Социаль ные сироты. Много ли их? В Доме детства Липецка, сказа ли мне в отделе, всего 96 вос питанников и только трое (!) из них — круглые сироты, ос тальные — эти самые, горечь наша и беда — «социальные». Новый термин вроде пря мо указывает на причину не счастья; социальный кризис — социальные сироты. Но при этом едва ли стоит сводить все к упрощенному — нищает общ ес тво , р а с те т и число пьяниц. Как быть тогда о тем же поселком Матырский, где народ проживает зажиточный, а проблема пьянства год от года все острее? Или такая вот примета — спивающаяся интеллигенция... Нет ответа — одного на все случаи. Легкого и простого. Но соверш енно очевидно; территория зла все шире , добро отступает. Противосто яние это происходит не где- то там, отдельно, но в душе каждого из нас. Огромного на пряжения достигло это против востояние. Не всякая душа выдержит. Как устоять? Ведь рядом дети. А они — уж про стите за банальность! — наше будущее. Татьяна СПАССКАЯ. А ННАМТУ ЖДУТ I ЯПАНИ1... В числе победителей не давно прошедшего конкурса юных пианистов имени К. Игумнова было названо имя ученика Липецкой областной специальной школы искусств Никиты Булацевского. И вот — новый успех юно го липчанина. В областной комитет по делам культуры и искусства пришло известие из оргкомитета Второго Меж д у народно го ю нош е ско го конкурса имени П.И. Чайков- , ского, в котором Никита на зван в числе победителей I тура. (Он проводился в Мос- ■ кве в форме заочного прослу шивания магнитофонных з а писей участников.) Никита приглашен пред ставлять Россию в числе 25 сверстников на авторитетном конкурсе, который впервые : : будет проходить за границей, ■ в японском городе Сендае в августе-ЭТОГО года. Юному ■пианисту возрастной группы ; до 17 лет предстоит подго товить к конкурсу большую : программу из классических произведений. Всего же к участию в юно шеском конкурсе пианистов . ; имени П .И . Чайковского Д 0 (- . • пущено 80 участников из б о - ' ■ лее чем 60 стран мира. Во > В тором М еж д у н а р о д н о м юношеском конкурсе им. П. ‘ И. Чайковского выступят на- 5 ряду с молодыми пианиста- ми скрипачи и виолончелис ты. О. ХРУСТАЛЕВА, сотрудник комитета по делам культуры - и искусства ; . администрации области. I Щ В областном упраеле- нии народного образова ния прошла встреча пред ставителей областной ад министрации с одаренны ми детьми. Для 1б2 уча щихся был ор гани зован праздник. Их поздравили руководители области, со стоялись,концерт, чество вание победителей пред метных олимпиад. Дети получили и, матр-, риапьную поддержку. Сти пендии в разм ер е . Мини мального оклада назначе;-' ны семи учащимся, пока-- завшим хорошие знания по гуманитарным дисципли нам, семнадцати — за луч шие результаты в ес те с т в е н н о -м а т ем а т и ч е о к и х науках и экологии и двум уч ащ им ся — з а первые места в конкурсе сочине ний к 20 0 -летию со дня ро ждения А.С. Грибоедова. (Соб. инф.) НА В З А И М Н О М И Н Т ЕРЕСЕ К а ж д а я я р м а р к а учащихся школ и ПТУ заметна; разнообразив товаров, уровень и с полнения, сама атмос фера — праздничная , шумная — способству ют тому, что липчане охотно откликаются на это событие. Конечно, прехще всего привле кает возможность к у пить необходимое по приемлемой цене. Ведь здесь , кроме разнооб разных поделок, боль шой выбор сельхозпро дуктов, а это для горо жан всегда й уж сегод ня — особенно первая забота. У коллективов школ и ПТУ есть возможность хоть немного зар або тать, реализовав про д у кц ию , полученную своим трудом. Словом, интерес взаимный. Эти прекрасные и з делия из дерева сдела ны в 4 9 -й школе. Фото А . ЩУРОВА. Есть такая притча. Идет по го роду путник и видит несколько людей, везуццих в тачках кирпичи. «Что вы делаете?» — спрашивает он их. «Кирпичи везу», — отвечает один. «Зарабатываю на жизнь», — раздраж енно бросает другой . А третий, гордо вскинув голову, про износит: «Я строю собор!» Чувствуете разницу? Делают , вроде бы, одно и то же , а оцени вает труд каждый по-своему. Раз ный, стало быть, и подход, и пре дъявляемые к себе требования . Возить кирпичи можно исправно, но станешь ли при этом строите лем? Притчу эту я вспомнила не слу чайно. Нет необходимости долго и подробно рассказывать о том, кем стал этот человек. Сегодня Ефим Израилевич Пассов — доктор пе дагогических наук, профессор, за служенный деятель науки России, автор двадцати четырех книг, ди ректор известного на всю Россию и за рубежом Межвузовского ком муникативного Центра иноязычной культуры и так далее. А вот кем он мог стать и не стал, от чего сумел отказаться в поисках своего, един ственного и неповторимого Собо ра — разговор особый... * * * — Главную эмоциональную раз рядку я всегда получал от песен. Всю свою жизнь пишу их и пою, — говорит Ефим Израилевич. Когда-то семнадцатилетний па ренек, одержимый мечтою стать композитором, показал свои пер вые опыты достаточно известному в то время земляку, автору песен «Тихий Дон», «Помнишь, мама»... И. Дзержинскому. Тот оценил да рование, написал рекомендацию в м у з у ч и л ищ е . ' Чуть п о зж е Ефим даже прошел конкурс в Ленинград скую консерваторию , вот только окончить ее из -за тяжелого финан сового положения не смог. Впро чем, полученных за короткий пе риод учебы знаний и природных способностей вполне хватило для то го , чтобы написать несколько ставших популярными песен. Две из них — «Липы, липы, липы» и «Ка лина красная» на слова А. Жигули на даже вошли в репертуар акаде мического народного хора проф техобразования под руководством заслуженного работника культуры Крюкова. З а б е га я в п е р ед , с каж у , что связь Ефима Израилевича с этим видом искусства не оборвана и по сей день. Крюков сейчас — пре подаватель факультета иноязыч ной культуры ЛГПИ. Может, и стал бы Е. Пассов композитором, да жизнь рассудила иначе. А вернее — он сам. ^ ^ ^ Через увлечения поэзией про шли, наверное, многие. Лирика, юморески, патриотические рас сказы — все это пролетело пест рой, но скоротечной вереницей. Однажды Ефим Израилевич, тро нутый судьбою лишенного роди тельской любви соседского пар ня, написал пьесу «Отрезанный ломоть». К величайшему его удив лению, пьесу поставил Белорус ский государственный театр юно го зрителя. Надо ли говорить, как Окрылил успех двадцатитрехлет- ти и решил оставить драматур- гию. * * * И все-таки главной его мечтой была журналистика . Неудача с поступлением на журфак Бело русского государственного уни верситета к р ^ о перевернула его жизнь. Набравшему нужное коли чество вступительных баллов абитуриенту без лишних объяс нении посоветовали отдать доку менты туда, где есть места. М ес та оказались на немецком и фран цузском отделениях института иностранных языков. Ничего дру гого не оставалось. — Школу я ненавидел с дет ства, — признается доктор пе дагогических наук Е, П ассов ,— первых два курса все думал о П о р тр е т н а ф оне вр ем ени 1 Е КИРПНЧ1 Ш Ш Ь , А СТРВИТЬ С0 Б1 Р. . . Л И П Е Ц К О М У УЧ Е Н О М У , Д И Р Е КТО Р У М ЕЖ В У ЗО ВС КО ГО КО М М У Н И К А Т И В Н О ГО ЦЕНТРА И НО Я ЗЫ ЧНО Й КУЛЬ ТУРЫ Е. ПАССОВУ - 6 5 ЛЕТ него драматурга?! В Гродненском краеведческом музее он нашел материалы о деятельности Ски- дальской подпольной организа ции, существовавшей еще рань ше кр а с н о д о н с ко й «М олодой гвардии», и написал для ТЮЗа пьесу «Время любви и ненавис ти». И эта пьеса о трагической судьбе расстрелянного по ошиб ке своими скидальского парень ка имела не меньший успех у зри телей! А «Человек за бортом», поставленный Брестским ТЮЗом, вообще был издан отдельной кни гой. Е. Пассова даже представ ляли в Союз писателей , да не приняли, сославшись на ограни ченное количество работ. Впро чем, к тому времени он уже и сам со свойственной ему самокритич ностью оценил свои возможнос- том, куда бы уйти. «Крамольные» мысли, однако, не помешали ему за полтора года изучить не только немец|<ий и французский , но и английский языки (сейчас он более или ме нее знает около 8 языков), А на первый свой урок в 6 «А» класс практи кан т -тре ть екурсни к шел без всяких эмоций, не подозре вая, что судьба уже все решила за него сама. И только в классе, почувствовав аудиторию, увидев горящие интересом глаза ребят, ощутил, как естественно, без вся ких усилий вписался он в эту сре ду, как гармоничны в данный мо мент все его мысли и чувства. От крытие ош араш ило . Выйдя из класса после урока, практикант замер , прислонившись к стене. «Что случилось?» — испуганно спросил подошедший однокурс ник. «Никуда я, Николай, отсюда не уйду», — ответил Ефим. Этот день стал точкой отсчета его но вой, истинной дороги. - Миновав распутье, молодой педагог, имеющий весьма серьез ные знания, быстро «набирал обо роты». Работа в школе, потом в Витебском пединституте. Помощь другу, «за компанию» с которым поступил в аспирантуру. Увлече ние методикой и открытие нового вида коммуникативных упражне ний. Самостоятельно написанная за два с половиной месяца дис сертация. Работа с ленинградским п р оф е сс о ром С . Ш атиловым . М ес то зав едующ е го кафедрой методики в Горьковском педин ституте. Наконец — ЛГПИ. — Время застоя было самым плодотворным для меня. Попав в методическую «пустыню», начал внедрять собственные методы, издавать книги , — вспоминает Ефим Израилевич. Впрочем, было все. Борьба за Центр и [редательство лучших учеников. 1огда и родились горь кие строки стихотворения «Люби мые мои ученики, предавшие, и те, что не успели». Были и встречи, за которые Е. Пассов сейчас бла годарен судьбе. И все-таки глав ным подарком он считает встречу с женой Натальей Яковлевной: — Она — человек абсолютной честности. У меня никогда не было такого резкого критика. Это она первая узнавала о всех моих пла нах, помогала советами, многим жертвовала. И вообще, мне в жиз ни везло на людей. Несмотря ни на что. Сейчас я очень благода рен своим коллега 1 \^ которые бес корыстно и самозабвенно делают свое дело. Человек не может быть счаст лив в одиночку. Ему необходимо чувство сопричастности к общему большому делу. Должно быть не что, чему можно было бы отдать без остатка всю свою энергию , душевные силы. Отдавая, человек всегда получит взамен еще боль- ще и лучше. Он всю свою жизнь отдает дру гим знания, опыт, идеи. Взамен получает искреннюю любовь и уважение. Семьи, коллег, студен тов. Он построил свой Собор. А они помогут ему его сохранить. Н . АЛЕКСАНДРОВА . 1 ^ ■' § § § § 1 « О & 1 Эксклю зив От бомжа («Золотой теленок») д о президента страны («На Дерибасовской хорошая погода .,.»). От ^ош енно го на произвол судьбы («Жизнь и удиви- би[ - д о стойкого лет в кинематографе. <аведли- сыгран- тельные приключения Ро нзона вооти («Мы, нижеподписавшиеся»), ных - - - ве. фестиваля отечественных фильмов. Представившись Леониду вичу, корреспондент «ЛГ» в ответ услышал сетования актера на повышенное к нему за последнее время внимание со стороны столичных «акул пера», на внимание, которым актер, откровенно говоря, тяготится. Тем не менее, дав корреспонденту «ЛГ » четыре минуты для интервью, Л . Куравлев общался с ним ра з в пять дольше. г ролей. Речь, безусловно, о народном артисте ^ с с и и Леониде Куравле- В липецком кинотеатре «Октябрь» с его участием т ош ло открытие I I I ^ ильмов. Предс Вячеславо- — На фестиваль, приуроченный к пятиде сятилетию Победы, вы, к сожалению, не ус пели привезти фильм «Профи и подаваль щик», комедию на военную тему, где вы за няты, Лент о войне снимается сейчас крайне мало, каждую из них Росгоскино вполне бы могло считать «заказной», найти на нее сред ства... Да, начав работу над этим фильмом два с лишним года назад, мы, в основном, и были озабочены поисками средств на дальнейшие съемки. И.лишь теперь, после обращений в высокие инстанции, есть уверенность, что фильм, наконец-то, будет отснят. А в отно шении «заказных» кинокартин ... Система госзаказов на них существовала тогда, когда кино считалось «важнейшим из искусств», то есть отраслью идеологии'. А нынче, сами по нимаете, свобода. Свобода творческого че ловека самому, как придется, как получится,' двигать вперед искусство, финансируемое государством по остаточному принципу. Идешь по родному для меня «Мосфильму» — тихо, пустынно. Нет, мне не за себя обид но. Д-то еще позволяю себе отказываться от части предлагаемых мне сценариев, я еще — требуемый актер. Михаил Швейцер, которо го я только что по телефону поздравил с зо лотой свадьбой, предложил мне роль в экра низации чеховских рассказов. Закончил сни маться у Владимира Меньшова — отчаянная комедия «Шырли-мырли», и у Александра Сахарова — «Барышня-крестьянка» по Пуш кину. Обидно в целом зароссийское кино,‘лде даже готовые фильмы «консервируются» в чьих-то руках. — Не знаю, правомерен ли такой к вам, на чьем счету столько ролей, вопрос: каких героев вы не сьшрали, уже не сыграете, хотя мечтали бы сыграть, и каких героев хотели бы воплотить на экране? — Почему же, нормальный вопрос. Но мечтать нашим киноактерам о ролях — не практично, у нас это не принято. Театраль ный актер — да, мечтает, надеется. Киноак тер же ждет предложений или не принимает их, если роль не по душе. Понятно, жаловать ся мне грех. Лучшие мои роли — Пашка Ко- локольников («Живет такой парень»), Жорж Милославский («Иван Васильевич меняет профессию»), Леня Шиндин («Мы, нижепод писавшиеся») и другие ^ и есть исполнение моих подспудных, заветных желаний, как это я особенно понимаю «задним числом», те перь. — А кинопробы? Неужели вы не огорча лись, если вас после них не утверждали на фильм? Или подобного в вашей актерской практике не случалось? — Что вы, случалось, и не раз. Только я к кинопробам всегда относился, в общем-то, просто, спокойно, по-творчески. Ну, не Взя ли на фильм — и не взяли, возьмут на следу ющий. Зато скольк ‘0 мне везло: режиссер явно не торопится со мной, сомневается во мне, а роль, в итоге, все равно моя. Вот, чего дале ко ходить, «Афоня», показанный вчера по те левидению... — «Афоня»? Данелия в вас сомневался... — Он искал на роль Афони совершенно нового, незнакомого актера, чтобь! зритель, глядя на него, не отвлекался бы на экранную биографию исполнителя. Не имела значения и его возможная неопытность. Шерохова тости актерской игры «списались» бы на Афоню, на его шероховатый характер, Но наиболее подходящим для роли, после всех сомнений Георгия Данелии, оказался все же я. — Кстати, о режиссерах. Вам повезло, вы. работали с замечательными мастерами. Пер вым, очевидно, следует назвать Василия Ма каровича Шукшина? — Безусловно. Я очень многим обязан ему, и всю жизнь, что меня дисциплиниро вало, старался не падать с той орбиты, на какую меня запустил именно Шукшин. За тем — Михаил Швейцер, Татьяна Лиозно- ва, Леонид Гайдай... — Гайдай с его несколькими явно неудач ными лентами? Куда уж предпочтительнее Глеб Панфилов. — Гайдай ошибался, у него далеко не всегда получалось, как он задумывал, но и его заслуг в комедийном жанре никому не отнять. Панфилов — высококлассный ре жиссер. По-прежнему горжусь своим Арка дием в его «Начале». После «Начала» Пай- филов приглашал меня работать с ним и дальше, только мы с ним достаточно разные люди. Мне ближе режиссеры открытые, тем пераментные, готовые, если уж на то пош ло, и обматерить, режлссеры,_с_которыми все просто и яёйё .З н а ёФ , скедько «неяс ного», обидного происходило с нашими со всем неплохими режиссерами в годы застоя, пусть и ситуация в кино была,- не в пример ^сегодняшней, стабильнее? На телевидении ■готовится передача об Александре Сером, авторе «Джентльменов удачи», «Ты — мне, я — тебе». И я скажу в ней, как мешали Се рому , как исковеркали его прекрасный фильм «Берегите мужчин». А то ведь при нято считать, что способности этого поста новщика вполне соответствуют его фами лии. — Более тридцати лет вы лишь числились в штате Московского театра-студии киноак тера, по причине частых киносъемок не вы ходя на его сцену. Неужели вы никогда не хо тели проявить себя и театральным артистом? — Хотеть-то хотел, но й некогда было, и ролей интересных никто не предлагал. Хотя очень иногда хотелось подтвердить, «защи тить» своё актерское имя и на театральных подмостках. Наверное, не судьба, не полу чилось. — Ваш предыдущий приезд в Липецк был связан с политикой. Изменились ли с тех пор ваши политические взгляды? — В определенной степени — да, изме нились. У многих, не у одного меня, стало больше претензий к властным структурам, действуюшим далеко не всегда определен но и решительно. Вместе с тем, по-прежне му отдаю предпочтение «Выбору России» — именно в нем, по-моему, заложено ядро бу дущности страны. Не связывать же эту бу дущность с Жириновским. А вообще, поли тика — не дело артистов. Давайте догово римся, что я приеду в ваш спокойный, до брый город или на следующий фестиваль, или с новым фильмом, где я занят... К. Ю1ЮТКИН Фото А. ЩУРОВА О Т П Р А З Д Н У Е М В М Е С Т Е ? Встречи членов Еврейской общины города Липецка в здании службы знакомств по улице Циолковского, 3 7 /2 стали традиционными. Ближайшая из них состоится 20 апре ля в 18 часов и будет посвящена еврейской Пасхе. Община ждет в гости всех желаю щих. Теннис КАК ПО НОТАМ Мастера большой ракет ки Усманского педколледжа переиграли соперников из Липецкого музыкального учи лища и другие команды-учас тницы областного первенст ва средних специальных учебных заведений и в итоге завоевали чемпионский ти тул. Вторыми в теннисной иерархии тоже стали усман- цы — теннисисты из совхо за-колледжа. Победители прошлогоднего первенства— лебедянцы на этот раз дово льствовались третьим мес том. Ю. ШАИДУЛИН. СЕМЕЙНАЯ РАЗБОРКА С МАЛЕНЬКОЙ РАКЕТКОЙ Дворец культуры «Парус» стал местом проведения пер венства Липецка по настольному теннису среди женщин и мужчин. В упорной борьбе звание чемпиона города за воевал частный предприниматель Владимир Габриэлян. Серебряным призером стал главный врач санатория «Строитель» Юрий Старых, бронзовым — работник уп- е авления водоканализационного хозяйства Александр еззубцев. Среди женщин успешно выступили' воспитанники ДЮСШ № 4 Липецкого управления народного образова ния. Дочери Ю. Старых Татьяна была первой, а Кира — третьей. Вторую ступеньку пьедестала почета заняла Тать яна Емельянова. В соревнованиях мужских пар чемпиона ми стали работник АО «НЛМК» Александр Ханадеев и Александр Беззубцев. Следует отметить и удачное выступление Киры Ста рых в зональных соревнованиях первенства России, где она заняла пятое место среди 30 участниц и завоевала право играть в финале, который пройдет летом в Нижнем Л . ПЕТРОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz