Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

б о г и , й о г и и п о и с к д о р о г и к т о с а в т о м а т о м , к т о с б а з у к о й 8 апреля 1995 г. «Какое, милые, у нас ты ­ сячелетье на дворе?» — во­ прошал в начале века, в ка ­ нун бурных реформ в стра ­ не , поэт . Нынче невольно разделяешь это о и ^щ ен и е зыбкости времени. Пережи ­ ваем период глубоких нрав ­ с т в е н н о -п с и х о л о г и ч е с к и х контрастов. С одной стороны, вроде бы даже интересно. В том смысле, что ну абсолют ­ но никакого однообразия в повседневности. С другой, — пожалеем самих себя. Суе ­ тимся, мечемся, шарахаясь то влево, то вправо. То — по ностальгической привычке — с тоской во взоре оглянемся назад: все кажется, что там, с устоявшимися м ер ками , спокойнее было... Но — нет! Во «вчера» не вернуться, че ­ рез «сегодня» не п ер еш а г ­ нуть, в «завтра» одним махом не прыгнуть. Вновь ударяем ­ ся в поиск, примеряя на себя новую одежку, да чтобы по ­ моднее. Сомневаемся, про ­ буем «на зуб», до хрипоты го народа в генах. Разве это плохо, что в наших ближних «по месту жительства» храмах ста ­ ло в последние годы гораздо больше прихожан, и не только пожилого и преклонного воз ­ раста, как это было раньше? С радостью , благословляемые взрослыми, все чаще заходят сюда юные. С верой, надеж ­ дой, любовью и д ^ венчаться в храм молодые, красивые — дай им. Господи, счастья... Иные обращаются к другим р ел и ги о зны м ко нф е с с и ям . Каждый переживает по-своему и что-то обретая, и что-то т е ­ ряя... Знаю женщину, бывше ­ го п ар тр аб о тн и ка , и, стало ратической свободы после во- , инствующего атеизма, навер- ' ное, и не могло быть иным. Оно чревато непредска зуемыми проявлениями... Как относиться к болезнен ­ ным увлечениям современни ­ ков экзотической мистикой , экстрасенсами, «Третьим гла ­ зом», Блаватской, астрологи ­ ческими чудесами и предска ­ заниями? Можно воскликнуть: чур, меня, чур! Можно «цыкнуть зубом»: вот это, мол, хорошо, а вот это ну^ просто бяка, бой ­ тесь ее , и зб е га й те е е . . . Но любые запреты наивны. Про ­ цесс познания ранее неизвес ­ тного уже давно «пошел», и он эри Мс Южет, пора задуматься — что в с е м е ч е м с я , что ищем? Понятно, что. Душ ев ­ ную опору в долгом-долгом хаосе последних лет. А ее все нет ... Каждый сегодня, на ­ едине с собой, очень трудно выбирает. Не случайно многие т е ­ перь стали верующими или таковыми себя лишь счита ­ ют. Дело это тонкое, глубоко интимное. Сложное испыта ­ ние выпало на долю совре ­ менников, неважно, какого бы они возраста ни были — су ­ рового, военного, не менее трагического послевоенного, поколения относительно ста ­ бильны х х р ущ е в с к и х ли , брежневских лет или эмоци ­ онально-суетных и во многом демаго гических горбачевс ­ ких... Всех нас коснулось то, что «в рем я о п р о к и н у л о с ь вспять», навсегда унося пре ­ жний образ жизни . Лично я вполне могу понять тех, кто пришел , как к спасению , к вере в Бога. Общество, под ­ черкиваем, запросто и в од ­ ночасье похерившее испове- дываемую д е ся ти л е ти ям и идеологию атеизма , не мог ­ ло не вернуться к вековым устоям, к церкви, не загово ­ рить о необходимости возро ­ ждения духовности. Правда, нынче слово «духовность» стало отчасти разменной мо ­ нетой для иных запутавших ­ ся в сложных реалиях жизни интеллигентов, или просто расхожим словцом — неис ­ требима наша тяга к дурной компанейщине ... Тонкая материя — духов ­ ность. Несчастным з а гн ан ­ ным зверьком душа ищет ка ­ кого-нибудь укрытия от суро ­ вости, а то и тра гичности нынешних дней , надежного пристанища . М н о ги е люди потянулись к православию, тем более, что оно у русско- Й ЧЕЛ 1 ВРЕМЕ 1 Р ЕМ Я К А Ч ЕЛЕ быть, бывшую атеистку , уже пенсионерку, ныне по воскре ­ сеньям посещающую молит ­ венные собрания в одном из ар енд о в а нны х уч р еж д е н и й культуры города. Ее не узнать: в глазах слегка фанатичный блеск, отрешенный, сквозь со ­ беседника, взгляд, читает кни ­ ги только духовного содержа ­ ния... А вот молодая пара; даже на улице вызывающая к себе невольное внимание прохожих. Одеты в черно-белое , в руках — неизменная Библия, разго ­ вор тихий, смиренный, как-то высоко «над» будничным го ­ родским шумом... Кто -то вспомнил, что, по отцовскому роду. О н — мусуль­ манин, и купил коран... Кто-то , и среди них нема ­ ло молодых, неожиданно испы­ тал жгучий интерес к философ­ скому рели гиозному учению « Б х а г а в а д - г и т е » , у в л е к с я йогой. Есть и такие , кто в тайных сомнениях стал искать истину сразу в нескольких вероучени ­ ях. Не нам судить, достойно ли это осуждения. Время, демок- неостановим. С фанатизмом разыскивают у книжных про ­ давцов издания, о которых от кого -то нто -то слыхали, запо ­ ем читают брошюренки р аз ­ личного пошиба, углубляются в них, чуть ли не теряя ощу ­ щение реальности... А то ещ е один «род неду ­ га» — увлечение всяческой псевдонаучной литературой, сулящей избавление от всех бед сразу — сглаза, порчи, на ­ говора и тому подобного. Бес ­ пр ед ел ен , как выяснилось , «кладезь» псевдоучений о том, как без особых усилий стать абсолютно здоровым ещ е на этом свете. И разве что лишь человек, не лишенный доброй порции юмора, очень скоро может понять, одолев два-три десятка таких изданий, что в них, абсолютно противоречи ­ вых, а то и элементарно унич ­ тожающих друг друга (что по ­ делаешь , конкуренция!), так ничтожно мало смысла и тол ­ ку... Не уйти от естественного вопроса — как ко всему этому относиться? ; Ни в коем случае не хочу, чтобы кто-то усомнился в моем неуважении к какой-либо из религий. Веками стоял и, ду ­ маю, стоять будет православ ­ ный мир. Свои могучие корни и традиции питают католичес ­ тво, буддизм, мусульманство... Все это понятно: люди обра ­ щаются сегодня к вере, ибо живут надеждами, что именно она, вера, поможет им укре ­ пить пощатнувшуюся нрав ­ ственность и вернуть общест ­ ву духовное здоровье. Дай -то Бог... Утилитарно и примитивно представляют свое духовное обновление, наверное, все те, кто в храм не ходит и не соби ­ рается, испытывая на самих себе тысячу способов стать совершенным. Можно, конеч ­ но, поиронизировать над их наивностью. А можно и посо ­ чувствовать — их беспросвет ­ ному одиночеству-среди лю ­ дей ... Одолевают иные мысли: не ушел бы человек, ищущий се ­ годня себя, вообще от реаль ­ ной жизни,тем более, что она сегодня действительно не дает нам успокоения. Не наступает ли время определить разумный предел поиска новой опоры своей душе? Просто чтобы не дойти до изнуряющего, изма ­ тывающего фанатизма или, как вы ражаю тся учены е люди , «токсикации психики»? Думаетр, зря родилась на ­ родная мудрость: «На Бога надейся, а сам не плошай»? Ожидания верующего челове ­ ка сбудутся только в том слу ­ чае, если вера прочно свяжет ­ ся с выполнением каких -то реальных житейских запове ­ дей , с прибавлением в мире Добра . Любой поиск истины не должен быть сопряжен с уходом человека в себя, с его отрывом от активной деятель ­ ности. Сегодня очень важен лич ­ ный выбор — что человек ц е ­ ни т в этом мире , по каким правилам, критериям живет. Разве не бывает и тако го— только что молящийся в хра ­ ме, выйдя на улицу, в упор не видит ближнего, нухдающего- ся в его вполне посильной по ­ мощи? Любая вера, не иду ­ щая дальш е слов и благих пожеланий, — пуста, если не со гревает того, кто рядом... Кон ечн о , тр уд но у т в е р ­ ждать духовность в неуспоко ­ енном, нестабльном, не опре ­ делившем свои нравственные ориентиры обществе . Потому и царят в нашем быту такие ко н т р а с ты . Н о , н а в е р н о е , надо понять — «чем легче з а ­ жечься верой , тем труднее перейти к осознанию себя, к осмыслению своих поступков и впечатлений». Сделаем и второй ш а г к ис тине— к самим себе . В точ ­ ном соответствии с народной мудростью: «На Бога надей ­ ся...» Лидия ДУВИНА. МУ ДР О СТЬ Р ЕМЕСЕЛ. ГОРЕЧЬ ТООРЧЕСТОД... Выставки Как уже сообщалось , в выставочном зале Липецка от­ крылась экспозиция художес ­ твенных работ ветеранов войны. Эти работы вызывают особое чувство. На зрителей сильно воздействует горькое, мужественное творчество че ­ ловека, побывавшего на войне, столкнувшегося с ней лицом к лицу. Вот кисейные покрыва­ ла из бинтов, сделанные тогда еще медсестрами в промежут ­ ках между боями. Или вот вы­ шитая неприхотливыми стеж ­ ками салфетка с пояснением юной узницы концлагеря Бу- хенвальд... Их творчество — это отра ­ жение трагического, обожжен ­ ного войной мира, мира поте ­ рянных друзей и родных, мира побед и поражений, незнако ­ мого более молодым поколе ­ ниям. Лишь пристальная па ­ мять ветерана хранит в себе образы любимого полководца и родных мест времен военно­ го лихолетья, незабываемый момент возвращения домой и вид «синенького скромно го платочка» на плечах провожав­ шей девушки. Живопись, графика, все ­ возможные пОделки из камня, дерева — таков широкий круг пристрастий ветеранов-масте- ров. Среди них — много и мас- т ^ и ц , представивших разно ­ образные кружева, вышивку, салфетки и одеяла из лоскут ­ ков. Вся народная мудрость ремесел, фантазии заключена в их'работах, то, чем и харак ­ терно народное творчество с его живым, непосредственным взглядом на окружающее, пе ­ режитое. Ж . БАРЫШНИКОВА. V I 0 ) ю Самолет местной авиалинии совершил посадку в аэро ­ порту городка, затерянного среди Памирских гор. И гут же, чуть ли не у трапа: «Там , с той стороны ю рн о 1 'о мас ­ сива — граница, поэтому будьте осторожнее — пострели ­ вают» . Слова сотрудников госбезопасносзи , привыкших относиться с подозрением к каждому «чужаку» , были ска ­ заны не для того , чтобы испугать. Пугать здесь никого не надо , а вот предупредить лишний раз... К слову, гам, за горным массивом , не только граница, но и поля с посева ­ ми наркотических растений... Н у , да нам все это было ни к чему. Соваться за «бу ­ гор» мы не собирались, а отправились на базар , там , ко ­ нечно, заглянули в местную чайхану. То было время, ког ­ да обстановка была ещ е спокойной , хотя о войне уже по ­ говаривали. — Ай, зачем война? Барашек резать, плов, шурпа ку ­ ш ать , — говорил старый чайханщ ик , закладывая под язык насвай и разливая гостям зеленый чай. — «Волга» черный в кишлак едет , говорит, война б у д е з , киргиз в тад ­ жика стрелять будет , за воду стрелять. Ай , нехорошо! — Ай , нехорошо! — повторяли мы , больш е думая о том , какая будет погода , чем об их «разборках» ... — Ай , на Памире дож дей не бывает , — утешал нас ста ­ рик. И не обманул. Дождя не было. Был снег. Таков Вос ­ ток . Там плохо может и не быть, там просто может быть ещ е хуж е. — Ай , какой белий девушка — хороший жена будет . Зачем война, — твердил чайханщик , искоса посматривая на наших дам , примостившихся тут ж е с краю на веранде. — Ай , зачем война? — соглашались мы, потягивая чай из пиалы и надеясь на то , что , может , и вправду пронесет. И уж , во всяком случае, д о нас не докатится , не затро ­ нет... Минуло время, и теперь там все иначе. Д а и здесь не так , как прежде. — Ай , зачем война? — спрашиваю по-прежнему я, по­ тягивая уже пиво в российской глубинке. — Нехорошо, — к и ­ вает мне мой собесед ­ ник . Да, теперь «там» все иначе. И тому человеку есть что вспом ни ть и рассказать. Рассказать о горечи пережитого, за ­ пивая ее горечью холод ­ ного пива. А л ек с ей ро ди л ся в Душанбе, жил там и лю ­ бил свой город, к а к все мы любим милые с дет ­ ства кр ая , то, что назы ­ вают родиной. И неваж ­ но, где она находится: в горах или среди русских березок. Ставить вопрос так : коли ты русский . так жить тебе надо толь ­ ко среди русских — не ­ лепо. Дико. Но ему твердили имен ­ но это. Его выживали с родины . И выжили . Он вернул ся ' в Россию , на землю отцов, дедов... Вер­ нулся так же , к ак и мно ­ гие другие русские «тад ­ ж и ки » . . . Они вернулись, но держатся по-прежнему вместе, оставаясь, в суш;- ности, все енде диаспорой, но уже в России, так им легче продержаться, обус­ троиться, привыкнуть ... Ощупгение того , что они пока еще не дома, а на ч уж бин е , д л я него . к ак , впрочем, и для боль ­ ш ин ств а пересел енц ев , остро дало о себе знать при получении заветного ш там па в красной , по- п р е ж н е м у с о в е т с к о й , «паспортине» , без коей ты не то что работу не получишь, но и вроде как и не человек вовсе. Даже тому, кто ни разу не ме ­ нял место жительства, по­ лучить прописку — зада ­ ча не из простых, А уж для беженца, у которого нет даже крыши над го ­ ловой, и подавно. Вот и приходится отправляться в ближайшие села и уго ­ вари в ать какую -нибудь с т а р уш к у п р оп и с а ть у себя. Ну, а уж в сельсо ­ вете — свои законы . И свои «таксы» тоже. Но даже штамп в пас ­ порте — это еще не гаран ­ тия , что найдешь работу. А лексей р а сска зы вал о том, к а к был вынужден торговать на рынке до тех пор, пока не нашел мес ­ то на одном из липецких заводов. Он так свыкся с бедой, неустроенностью, тревогой за завтрашний день, что теперь почув ­ ствовал себя чуть ли не на вершине счастья .' Как часто сейчас при ­ ходится слыш ать о н а ­ ших эмигрантах в Амери ­ ке и О той классической ам е р и к а н с к о й м еч те с «кадилаком» и загород ­ ным домом. А тут ... Ка ­ к ая уж тут американская мечта! Русскую бы осу ­ щ е с т в и т ь , он а к у д а скромнее — о работе, да семи м етрах заводской «общаги» на троих. — Почему именно Л и ­ пецк? — спросил я . — Как так получилось? А так и получилось, что т к н у л и п а л ьц ем в к а р ту н ау г ад , продали квартиру, посидели на до­ рожку и уехали. Уехали с надеждой забыть. Пото­ му что там п о с е ли л с я страх и угроза. И не толь ­ ко в горах, на поле боя, но и — на улице, во дво­ ре собственного дома, в собственной квартире. Т о гд а и з Д уш а н б е уехали почти все русские, а те, кто остался, может, и хотели бы, но уже не м о гу т , ибо один лиш ь контейнер для вещей сто­ ит больше... квартиры. Алексей жил в микро ­ р а й о н е «И с п и ч а к » — именно здесь происходи ­ ли ож е с т о ч е н н ы е бои м еж д у в о о р уж ен ны м и формированиями. Кто с кем воевал тогда, он и сам едва ли вспомнит: то ли кулябцы с памирцами, то ли «вовчики» с «юрчика- ми». Да и к акая разни ­ ца! Кино цро войну здесь прямо под окном, как в лучших традициях голли ­ вудского вестерна со сред­ неазиатским уклоном. С одной стороны улицы — обороняющиеся с белыми повя зками , с другой — наступающие, но уж е с з е л е н ы м и п о в я з к а м и . Еще «дубль», и — сторо­ ны меняются ролями, те ­ перь те наступают, эти обороняются, а для пу ­ щей убедительности еще и из гаубицы по дому пальнут. М е с т н а я м и л и ц и я , давно потерявшая надеж ­ ду навести хоть какой-то порядок, дала понять ж и ­ телям города, что их без­ опасность никто не гаран ­ тирует, а фраза, что если труп вы -нашли в своем дворе, то вам его и хоро ­ нить, здесь стала расхо ­ ж ей . И обезумевшие от страха ж и л ьцы , воору ­ жившись, кто чем Может, стали драться не за идею, а за свое: дом, двор, квар ­ тал. Так и началась м еж ­ доусобица. И кто-то, на ­ воевавшись вдоволь, за ­ тем прятался дома, и его пробирал озноб лишь при одной мысли, что воевал не за ту власть. Потому что власть здесь менялась так часто и так быстро, что упомнить всех было невозможно. Я слушал его и не мог себе представить, каким же стал теперь Душ анбе с разграбленными магазинами, с беженца ­ ми, уходящими из кишлаков в город от войны. Не мог пред ­ ставить и того старого чайханщика, злобно кричащего мне в спину: «Русский , езжай домой!» Я помнил Таджикистан другим , когда слова «вынужденный переселенец» еще не резали слух . Когда люди там еще не знали войны, но уже слышали о Ферганской долине и виде.ти оборванных ста ­ риков на улицах . Видели и надеялись: не докатится. И кто из них мог тогда подумать, что пройдет совсем немного, и то , что мы раньше считали великой страной , распадется на куски «бывших». И люди в этих «бывших» окажутся вовсе не .тюдьми, а «коренными» и «русскоязычными», «верны ­ ми» и «неверными», «вовчиками» и «юрчиками». И у каж ­ дого «вовчика» — автомат , а у каждого «юрчика»-базука. И каждый грабит и убивает, а между грабежами все воюют друг с другом и делят власть. И все будут в оппозиции, и все будут у власти, потому что нет здесь никакой власти, отчего и потянулись сотни тысяч беженцев, разнося во все уголки страны эхо этой войны. Вот и докатилось. ... Я дослушал его рассказ и больше уже не смог задать ему ни одного вопроса. Н е смог, потому что отбил он у меня эту охоту всего лишь одной фразой: «Теперь там уже ниче ­ го родного не осталось... Все чужое». Сергей ИВАНЦО В . В ПЕР Е Д , В К АМ ЕИИЫ Й ВЕК ? После опубликования материала «Вот, новый поворот, что он нам несет?» («Липецкая газета», 13.01.95) в редакцию пришло пись­ мо от председателя общественного городского клуба «Эколог» П. Пушкова, который недоумевает: чем это автор статьи руководство­ вался, утверждая, что предприятие «Викинг-Рапс» могло бы стать самым экологически чистым в нашей области? Далее П. Пушков досконально перечисляет, какие именно элементы таблицы Менде­ леева и в каких именно количествах выбрасывало бы оно в наши водоемы и нашу атмосферу, рекомендуя напоследок построить та ­ кое предприятие под окнами автора статьи. Прокомментировать это письмо мы попросили кандидата географических наук, доцен­ та, эколога Татьяну Пыльневу. — Я не вполне понимаю, чем можно объяснить такую пози­ цию Павла Васильевича. Если он действительно всерьез занима­ ется проблемами экологии, то должен знать о втором, доработан­ ном варианте проекта и о втором положительном заключении эко­ логической экспертизы. Если же он этого не знает, тем более стран­ но. Никто не спорит —первый проект никуда не годился. По нему нами было сделано 39 замечаний, и я должна с восхищением при­ знать: проект был,великолепно доработан! Господин Пушков пи­ шет об отходах цеха по сжиганию лузги и цеха полимерной тары —^ так ведь во втором проекте оба эти цеха бьши полностью убра­ ны, а в целом производство сокращено вдвое. — А что вы можете сказать по тем конкретным цифрам, кото­ рые приводятся автором письма? — Павел Васильевич ссылается на результаты первой экспер­ тизы 1991 года. После доработки проекта на границе санзоны эти выбросы не превышали бы ПДК, а санзона у этого предприятия всего 100 метров. В соответствии с последним вариантом это было бы, действительно, самое чистое предприятие. К тому же, учтите, что сегодня у нас маслоперерабатывающие предприятия в основ­ ном довоенной'постройки, с устаревщей технологией, с никуда не годной системой очистки. «Викинг-Рапс» стал бы у нас единствен­ ным, на чью продукцию можно было бы ставить эмблему «эколо­ гически чистая». — Но ведь и вы внесли свою лепту в то, чтобы это предприятие у нас не появилось... —^Я боролась на первом этапе за доработку проекта, а на вто­ ром — за осуществление строительства. К сожалению, у нас пока что работает такая схема: сначала принимается управленческое рещение, потом о нем громогласно заявляют, а уже потом прово­ дится экологическая экспертиза. Врезультате уже на предваритель­ ном этапе успева1ет сформироваться общественное мнение, кото­ рое потом не поддается никакой корректщзовке. Для того же «Ви- кинг-Рапса» предлагались площадки и в 1фязях, и в Лебедяни, в 5 : бес километрах от населенного пункта — все полезно. И вот ведь в чем кошмар — народ пошел не за экологами-специалистами, а за людьми, склонными, в основном, митинговать. — Но почему вас, как эколога, в последнее время не слышно? Именно как специалист я стала бояться выступать из-за воз­ можной неадекватной реакции. Я поняла, что любое слово можно перевернуть и любую идеюдовести до абсурда. Вспоминается пос­ ледняя научно-практическая областная конференция «Город и ок­ ружающая среда». Выступая на ней, я попыталась указать на но­ вую возникающую опасность. Сегодня стала меняться структура выбросов - множество новых мелких частных предприятий, ко­ торые растут, как грибы, зачастую не имеют систем очистки, сбра­ сывают, что хотят и куда хотят, да и, если честно, — у них нет средств для природоохранных мероприя тий. Мы же пока не име­ ем полного списка таких предприятий, контролировать их слож­ но. Но вы думаете, участники конференции стали думать, как ре­ шить эту проблему? Ничего подобного! У меня сразу потребовали назвать конкретно эти предприятия, чтобы знать, на кого спустить собак и немедленно закрыть. Но я-то прекрасно понимаю ■—не­ возможно остановить развитие цивилизации и научно-техничес­ кий прогресс, невозможно прекратить производство. Так что те­ перь я зачастую боюсь высказываться. — Вам неоднократно приходилось бывать за рубежом именно для изучения экологических проблем. Там тоже возникают кон­ фликты с движением «зеленых»? — На Западе уже давно не возникает «гамлетовского вопроса» быть производству или не быть. Более того, понятно, что любое предприятие будет давать выбросы. Вся задача заключается в том, чтобы свести эти выбросы к минимуму. И если только все нормы в проекте соблюдены; если существует положительное заключение экологической экспертизы, то «зеленые» ни в коем случае не смо­ гут вмешаться, да и слушать их никто не станет. Это вовсе не озна­ чает, что я против самого движения, против борьбы за экологию. Просто всегда и во всем надо придерживаться здравого смысла. Конечно, и ТЭЦ загрязняют атмосферу, и ГЭС отрицательно влия­ ют на природу и климат, а уж про АЭС вообще лучше молчать. Но теперь представьте на минуту, что электроэнергию отключили на 3 дня, — что будет со всеми нами? Да, сегодня заметно сократи­ лись вредные выбросы в атмосферу, но связано это прежде всего с тем, что сокращается производство, останавливаются промышлен­ ные предприятия. И вряд ли кто-нибудь из здравомыслящих лю­ дей будет одобрять сохранение экологии такой ценой. Результат этого мы сегодня уже имеем в виде импортных продуктов, запо­ лонивших наши прилавки. Замечательно, что они изготовлены не у нас — не наша атмосфера загрязнялась промышленными выбро­ сами. Вот только качество их оставляет желать лучшего, да и срок годности у многих давно истек. Поэтому давайте все вместе будем бороться за экологию, но все же не стоит ради этого возвращаться в пещеры. Подготовила Елена БРЕДИС. № 70 (884) Диалоги БОЛИТ ДУШ А , БОЛИТ ... Загадочную фразу до ­ велось услышать как-то на местной нашей автостан­ ции из уст одного из ве­ теранов Великой Отечес ­ твенной. — Противно из их рук награду принимать, мерз ­ ко как-то . Но, с другой с тороны , они — лишь «проходимцы»: как при ­ шли, так и уйдут. Не знаю даже, что и делать.., — де ­ лился бывший фронтовик каким-то очень мучившим его, видимо, сомнением с собеседником ,на вид не ­ много помоложе, чем он сам. Поневоле заинтересо ­ вало: о какой на град е речь? С позволения участни­ ков присоединяюсь к их беседе. И вот что услышал в ответ. Оказывается, в честь предстоящего 50 -летия Победы всем российским ветеранам предполагает ­ ся вручить соответствую­ щие юбилейные награды. Решение об этом, вроде бы, принято на самом вы­ сшем уровне. Этой тради ­ ции у нас несколько деся ­ тилетий. Но почему же тог ­ да «противно» и «мерзко»? — Ты, парень, только фамилии наши не назы­ вай, — попросил один из ветеранов. — А то разом в «фашисты» угодим на ста ­ рости лет. И вообще: вы, молодые, кашу заварили, вы ее и расхлебывайте. Мы свое отвоевали. Хотя болит душа, болит... — Ты не подумай, что на свою жизнь жал^^емся, — добавил второй. — У меня, как у инвалида, пен­ сия сходная, пока хвата­ ет: много ли мне нужно... Вот только народ довели до того, что этой пенсией люди нас в нос и тыкают: «оборзели» мы, дескать, «зажрались». И впрямь на­ чинаешь себя так чувствб- вать, будто в чем виноват. Вон недавно колбасу в магазине давали, хоро ­ шую и не очень дорогую. Стоит одна бедолага в очереди, а рядом пацане ­ нок за пальто теребит: «Мам, купи...» Как ее .. . «херу» или «перу» — не ру- гамшись , и не выгово ­ ришь. А у той в руках лишь пачка сотенных. Какая тут «хера»! Хоть колбаски бы взять, пока не расхватали. А тут еще я со своей книж­ кой в очереди встрял... —И вот еще что ты мне объясни, — вновь «взял слово» первый ветеран, которого, похоже, волно­ вали не только подобные случди, но и вопросы бо­ лее отвлеченного характе- § а. — Говорят, что мы ыли «рабами», что стра­ на у нас была «казармой». И был у нас этот самый «тоталитаризм » похуже, чем у Ги тл^ а . А сейчас, значит, свобода и демок ­ ратия, И флаг уже не тот, с которым в бой шли, а в точности такой, под кото­ рым вместе с немцами против нас воевала РОА. Слыхал о ней, о власовс- кой этой банде? Так за что же нас теперь собирают­ ся награждать? За р а бс ­ кую покорность»? За то, что «оккупировали пол-Ев- ропы» и «подавили» там свободу? Тогда уж лучше пусть под суд отдадут. Хоть там показали бы, как генерал-фронтовик Ва­ ренников, кто на самом деле Родине, изменил, страну вконец за несколь­ ко лет угробил. — Типун тебе на язык — «под суд»! Расхорохо­ рился, — второй из собе ­ седников махнул рукой. — Кто нас сейчас в расчет- то берет! Глядишь на них, слушаешь их речи — о на ­ шем «подвиге» говорят, о «вечной памяти», о «не ­ меркнувшей славе». А у самих глаза, как льдышки, и на лбу одна мысль на­ писана: мол, скорее бы вы попередохли, только под ногами путаетесь, «демок­ ратию и рынок» строить мешаете... Ведь и бардак сегодняшний на кого спи ­ сывают? На нас же! Дес ­ кать, «семьдесят лет стра ­ ну проедали» ... Или не так?! На этом, собственно, описанный выше диалог завершился. Вернее, я кое в чем попытался оспорить утверждения ветеранов, но вдруг поймал себя на мысли: а не вызваны ли мои возражения подспуд­ ным, неосознанным чувст­ вом, что старики заведо ­ мо ош иб аю тс я , ибо «сформировались при то ­ талитаризме», и поэтому в новых веяниях уже ничего не смыслят? И вот тут ста ­ ло не по себе: если это действительно так, то зна ­ чит, лишились мы не толь­ ко своего прошлого — нет у нас и будущего. Юрий БУХАРОВ. г. Задонск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz