Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
б о г и , й о г и и п о и с к д о р о г и к т о с а в т о м а т о м , к т о с б а з у к о й 8 апреля 1995 г. «Какое, милые, у нас ты сячелетье на дворе?» — во прошал в начале века, в ка нун бурных реформ в стра не , поэт . Нынче невольно разделяешь это о и ^щ ен и е зыбкости времени. Пережи ваем период глубоких нрав с т в е н н о -п с и х о л о г и ч е с к и х контрастов. С одной стороны, вроде бы даже интересно. В том смысле, что ну абсолют но никакого однообразия в повседневности. С другой, — пожалеем самих себя. Суе тимся, мечемся, шарахаясь то влево, то вправо. То — по ностальгической привычке — с тоской во взоре оглянемся назад: все кажется, что там, с устоявшимися м ер ками , спокойнее было... Но — нет! Во «вчера» не вернуться, че рез «сегодня» не п ер еш а г нуть, в «завтра» одним махом не прыгнуть. Вновь ударяем ся в поиск, примеряя на себя новую одежку, да чтобы по моднее. Сомневаемся, про буем «на зуб», до хрипоты го народа в генах. Разве это плохо, что в наших ближних «по месту жительства» храмах ста ло в последние годы гораздо больше прихожан, и не только пожилого и преклонного воз раста, как это было раньше? С радостью , благословляемые взрослыми, все чаще заходят сюда юные. С верой, надеж дой, любовью и д ^ венчаться в храм молодые, красивые — дай им. Господи, счастья... Иные обращаются к другим р ел и ги о зны м ко нф е с с и ям . Каждый переживает по-своему и что-то обретая, и что-то т е ряя... Знаю женщину, бывше го п ар тр аб о тн и ка , и, стало ратической свободы после во- , инствующего атеизма, навер- ' ное, и не могло быть иным. Оно чревато непредска зуемыми проявлениями... Как относиться к болезнен ным увлечениям современни ков экзотической мистикой , экстрасенсами, «Третьим гла зом», Блаватской, астрологи ческими чудесами и предска заниями? Можно воскликнуть: чур, меня, чур! Можно «цыкнуть зубом»: вот это, мол, хорошо, а вот это ну^ просто бяка, бой тесь ее , и зб е га й те е е . . . Но любые запреты наивны. Про цесс познания ранее неизвес тного уже давно «пошел», и он эри Мс Южет, пора задуматься — что в с е м е ч е м с я , что ищем? Понятно, что. Душ ев ную опору в долгом-долгом хаосе последних лет. А ее все нет ... Каждый сегодня, на едине с собой, очень трудно выбирает. Не случайно многие т е перь стали верующими или таковыми себя лишь счита ют. Дело это тонкое, глубоко интимное. Сложное испыта ние выпало на долю совре менников, неважно, какого бы они возраста ни были — су рового, военного, не менее трагического послевоенного, поколения относительно ста бильны х х р ущ е в с к и х ли , брежневских лет или эмоци онально-суетных и во многом демаго гических горбачевс ких... Всех нас коснулось то, что «в рем я о п р о к и н у л о с ь вспять», навсегда унося пре жний образ жизни . Лично я вполне могу понять тех, кто пришел , как к спасению , к вере в Бога. Общество, под черкиваем, запросто и в од ночасье похерившее испове- дываемую д е ся ти л е ти ям и идеологию атеизма , не мог ло не вернуться к вековым устоям, к церкви, не загово рить о необходимости возро ждения духовности. Правда, нынче слово «духовность» стало отчасти разменной мо нетой для иных запутавших ся в сложных реалиях жизни интеллигентов, или просто расхожим словцом — неис требима наша тяга к дурной компанейщине ... Тонкая материя — духов ность. Несчастным з а гн ан ным зверьком душа ищет ка кого-нибудь укрытия от суро вости, а то и тра гичности нынешних дней , надежного пристанища . М н о ги е люди потянулись к православию, тем более, что оно у русско- Й ЧЕЛ 1 ВРЕМЕ 1 Р ЕМ Я К А Ч ЕЛЕ быть, бывшую атеистку , уже пенсионерку, ныне по воскре сеньям посещающую молит венные собрания в одном из ар енд о в а нны х уч р еж д е н и й культуры города. Ее не узнать: в глазах слегка фанатичный блеск, отрешенный, сквозь со беседника, взгляд, читает кни ги только духовного содержа ния... А вот молодая пара; даже на улице вызывающая к себе невольное внимание прохожих. Одеты в черно-белое , в руках — неизменная Библия, разго вор тихий, смиренный, как-то высоко «над» будничным го родским шумом... Кто -то вспомнил, что, по отцовскому роду. О н — мусуль манин, и купил коран... Кто-то , и среди них нема ло молодых, неожиданно испы тал жгучий интерес к философ скому рели гиозному учению « Б х а г а в а д - г и т е » , у в л е к с я йогой. Есть и такие , кто в тайных сомнениях стал искать истину сразу в нескольких вероучени ях. Не нам судить, достойно ли это осуждения. Время, демок- неостановим. С фанатизмом разыскивают у книжных про давцов издания, о которых от кого -то нто -то слыхали, запо ем читают брошюренки р аз личного пошиба, углубляются в них, чуть ли не теряя ощу щение реальности... А то ещ е один «род неду га» — увлечение всяческой псевдонаучной литературой, сулящей избавление от всех бед сразу — сглаза, порчи, на говора и тому подобного. Бес пр ед ел ен , как выяснилось , «кладезь» псевдоучений о том, как без особых усилий стать абсолютно здоровым ещ е на этом свете. И разве что лишь человек, не лишенный доброй порции юмора, очень скоро может понять, одолев два-три десятка таких изданий, что в них, абсолютно противоречи вых, а то и элементарно унич тожающих друг друга (что по делаешь , конкуренция!), так ничтожно мало смысла и тол ку... Не уйти от естественного вопроса — как ко всему этому относиться? ; Ни в коем случае не хочу, чтобы кто-то усомнился в моем неуважении к какой-либо из религий. Веками стоял и, ду маю, стоять будет православ ный мир. Свои могучие корни и традиции питают католичес тво, буддизм, мусульманство... Все это понятно: люди обра щаются сегодня к вере, ибо живут надеждами, что именно она, вера, поможет им укре пить пощатнувшуюся нрав ственность и вернуть общест ву духовное здоровье. Дай -то Бог... Утилитарно и примитивно представляют свое духовное обновление, наверное, все те, кто в храм не ходит и не соби рается, испытывая на самих себе тысячу способов стать совершенным. Можно, конеч но, поиронизировать над их наивностью. А можно и посо чувствовать — их беспросвет ному одиночеству-среди лю дей ... Одолевают иные мысли: не ушел бы человек, ищущий се годня себя, вообще от реаль ной жизни,тем более, что она сегодня действительно не дает нам успокоения. Не наступает ли время определить разумный предел поиска новой опоры своей душе? Просто чтобы не дойти до изнуряющего, изма тывающего фанатизма или, как вы ражаю тся учены е люди , «токсикации психики»? Думаетр, зря родилась на родная мудрость: «На Бога надейся, а сам не плошай»? Ожидания верующего челове ка сбудутся только в том слу чае, если вера прочно свяжет ся с выполнением каких -то реальных житейских запове дей , с прибавлением в мире Добра . Любой поиск истины не должен быть сопряжен с уходом человека в себя, с его отрывом от активной деятель ности. Сегодня очень важен лич ный выбор — что человек ц е ни т в этом мире , по каким правилам, критериям живет. Разве не бывает и тако го— только что молящийся в хра ме, выйдя на улицу, в упор не видит ближнего, нухдающего- ся в его вполне посильной по мощи? Любая вера, не иду щая дальш е слов и благих пожеланий, — пуста, если не со гревает того, кто рядом... Кон ечн о , тр уд но у т в е р ждать духовность в неуспоко енном, нестабльном, не опре делившем свои нравственные ориентиры обществе . Потому и царят в нашем быту такие ко н т р а с ты . Н о , н а в е р н о е , надо понять — «чем легче з а жечься верой , тем труднее перейти к осознанию себя, к осмыслению своих поступков и впечатлений». Сделаем и второй ш а г к ис тине— к самим себе . В точ ном соответствии с народной мудростью: «На Бога надей ся...» Лидия ДУВИНА. МУ ДР О СТЬ Р ЕМЕСЕЛ. ГОРЕЧЬ ТООРЧЕСТОД... Выставки Как уже сообщалось , в выставочном зале Липецка от крылась экспозиция художес твенных работ ветеранов войны. Эти работы вызывают особое чувство. На зрителей сильно воздействует горькое, мужественное творчество че ловека, побывавшего на войне, столкнувшегося с ней лицом к лицу. Вот кисейные покрыва ла из бинтов, сделанные тогда еще медсестрами в промежут ках между боями. Или вот вы шитая неприхотливыми стеж ками салфетка с пояснением юной узницы концлагеря Бу- хенвальд... Их творчество — это отра жение трагического, обожжен ного войной мира, мира поте рянных друзей и родных, мира побед и поражений, незнако мого более молодым поколе ниям. Лишь пристальная па мять ветерана хранит в себе образы любимого полководца и родных мест времен военно го лихолетья, незабываемый момент возвращения домой и вид «синенького скромно го платочка» на плечах провожав шей девушки. Живопись, графика, все возможные пОделки из камня, дерева — таков широкий круг пристрастий ветеранов-масте- ров. Среди них — много и мас- т ^ и ц , представивших разно образные кружева, вышивку, салфетки и одеяла из лоскут ков. Вся народная мудрость ремесел, фантазии заключена в их'работах, то, чем и харак терно народное творчество с его живым, непосредственным взглядом на окружающее, пе режитое. Ж . БАРЫШНИКОВА. V I 0 ) ю Самолет местной авиалинии совершил посадку в аэро порту городка, затерянного среди Памирских гор. И гут же, чуть ли не у трапа: «Там , с той стороны ю рн о 1 'о мас сива — граница, поэтому будьте осторожнее — пострели вают» . Слова сотрудников госбезопасносзи , привыкших относиться с подозрением к каждому «чужаку» , были ска заны не для того , чтобы испугать. Пугать здесь никого не надо , а вот предупредить лишний раз... К слову, гам, за горным массивом , не только граница, но и поля с посева ми наркотических растений... Н у , да нам все это было ни к чему. Соваться за «бу гор» мы не собирались, а отправились на базар , там , ко нечно, заглянули в местную чайхану. То было время, ког да обстановка была ещ е спокойной , хотя о войне уже по говаривали. — Ай, зачем война? Барашек резать, плов, шурпа ку ш ать , — говорил старый чайханщ ик , закладывая под язык насвай и разливая гостям зеленый чай. — «Волга» черный в кишлак едет , говорит, война б у д е з , киргиз в тад жика стрелять будет , за воду стрелять. Ай , нехорошо! — Ай , нехорошо! — повторяли мы , больш е думая о том , какая будет погода , чем об их «разборках» ... — Ай , на Памире дож дей не бывает , — утешал нас ста рик. И не обманул. Дождя не было. Был снег. Таков Вос ток . Там плохо может и не быть, там просто может быть ещ е хуж е. — Ай , какой белий девушка — хороший жена будет . Зачем война, — твердил чайханщик , искоса посматривая на наших дам , примостившихся тут ж е с краю на веранде. — Ай , зачем война? — соглашались мы, потягивая чай из пиалы и надеясь на то , что , может , и вправду пронесет. И уж , во всяком случае, д о нас не докатится , не затро нет... Минуло время, и теперь там все иначе. Д а и здесь не так , как прежде. — Ай , зачем война? — спрашиваю по-прежнему я, по тягивая уже пиво в российской глубинке. — Нехорошо, — к и вает мне мой собесед ник . Да, теперь «там» все иначе. И тому человеку есть что вспом ни ть и рассказать. Рассказать о горечи пережитого, за пивая ее горечью холод ного пива. А л ек с ей ро ди л ся в Душанбе, жил там и лю бил свой город, к а к все мы любим милые с дет ства кр ая , то, что назы вают родиной. И неваж но, где она находится: в горах или среди русских березок. Ставить вопрос так : коли ты русский . так жить тебе надо толь ко среди русских — не лепо. Дико. Но ему твердили имен но это. Его выживали с родины . И выжили . Он вернул ся ' в Россию , на землю отцов, дедов... Вер нулся так же , к ак и мно гие другие русские «тад ж и ки » . . . Они вернулись, но держатся по-прежнему вместе, оставаясь, в суш;- ности, все енде диаспорой, но уже в России, так им легче продержаться, обус троиться, привыкнуть ... Ощупгение того , что они пока еще не дома, а на ч уж бин е , д л я него . к ак , впрочем, и для боль ш ин ств а пересел енц ев , остро дало о себе знать при получении заветного ш там па в красной , по- п р е ж н е м у с о в е т с к о й , «паспортине» , без коей ты не то что работу не получишь, но и вроде как и не человек вовсе. Даже тому, кто ни разу не ме нял место жительства, по лучить прописку — зада ча не из простых, А уж для беженца, у которого нет даже крыши над го ловой, и подавно. Вот и приходится отправляться в ближайшие села и уго вари в ать какую -нибудь с т а р уш к у п р оп и с а ть у себя. Ну, а уж в сельсо вете — свои законы . И свои «таксы» тоже. Но даже штамп в пас порте — это еще не гаран тия , что найдешь работу. А лексей р а сска зы вал о том, к а к был вынужден торговать на рынке до тех пор, пока не нашел мес то на одном из липецких заводов. Он так свыкся с бедой, неустроенностью, тревогой за завтрашний день, что теперь почув ствовал себя чуть ли не на вершине счастья .' Как часто сейчас при ходится слыш ать о н а ших эмигрантах в Амери ке и О той классической ам е р и к а н с к о й м еч те с «кадилаком» и загород ным домом. А тут ... Ка к ая уж тут американская мечта! Русскую бы осу щ е с т в и т ь , он а к у д а скромнее — о работе, да семи м етрах заводской «общаги» на троих. — Почему именно Л и пецк? — спросил я . — Как так получилось? А так и получилось, что т к н у л и п а л ьц ем в к а р ту н ау г ад , продали квартиру, посидели на до рожку и уехали. Уехали с надеждой забыть. Пото му что там п о с е ли л с я страх и угроза. И не толь ко в горах, на поле боя, но и — на улице, во дво ре собственного дома, в собственной квартире. Т о гд а и з Д уш а н б е уехали почти все русские, а те, кто остался, может, и хотели бы, но уже не м о гу т , ибо один лиш ь контейнер для вещей сто ит больше... квартиры. Алексей жил в микро р а й о н е «И с п и ч а к » — именно здесь происходи ли ож е с т о ч е н н ы е бои м еж д у в о о р уж ен ны м и формированиями. Кто с кем воевал тогда, он и сам едва ли вспомнит: то ли кулябцы с памирцами, то ли «вовчики» с «юрчика- ми». Да и к акая разни ца! Кино цро войну здесь прямо под окном, как в лучших традициях голли вудского вестерна со сред неазиатским уклоном. С одной стороны улицы — обороняющиеся с белыми повя зками , с другой — наступающие, но уж е с з е л е н ы м и п о в я з к а м и . Еще «дубль», и — сторо ны меняются ролями, те перь те наступают, эти обороняются, а для пу щей убедительности еще и из гаубицы по дому пальнут. М е с т н а я м и л и ц и я , давно потерявшая надеж ду навести хоть какой-то порядок, дала понять ж и телям города, что их без опасность никто не гаран тирует, а фраза, что если труп вы -нашли в своем дворе, то вам его и хоро нить, здесь стала расхо ж ей . И обезумевшие от страха ж и л ьцы , воору жившись, кто чем Может, стали драться не за идею, а за свое: дом, двор, квар тал. Так и началась м еж доусобица. И кто-то, на воевавшись вдоволь, за тем прятался дома, и его пробирал озноб лишь при одной мысли, что воевал не за ту власть. Потому что власть здесь менялась так часто и так быстро, что упомнить всех было невозможно. Я слушал его и не мог себе представить, каким же стал теперь Душ анбе с разграбленными магазинами, с беженца ми, уходящими из кишлаков в город от войны. Не мог пред ставить и того старого чайханщика, злобно кричащего мне в спину: «Русский , езжай домой!» Я помнил Таджикистан другим , когда слова «вынужденный переселенец» еще не резали слух . Когда люди там еще не знали войны, но уже слышали о Ферганской долине и виде.ти оборванных ста риков на улицах . Видели и надеялись: не докатится. И кто из них мог тогда подумать, что пройдет совсем немного, и то , что мы раньше считали великой страной , распадется на куски «бывших». И люди в этих «бывших» окажутся вовсе не .тюдьми, а «коренными» и «русскоязычными», «верны ми» и «неверными», «вовчиками» и «юрчиками». И у каж дого «вовчика» — автомат , а у каждого «юрчика»-базука. И каждый грабит и убивает, а между грабежами все воюют друг с другом и делят власть. И все будут в оппозиции, и все будут у власти, потому что нет здесь никакой власти, отчего и потянулись сотни тысяч беженцев, разнося во все уголки страны эхо этой войны. Вот и докатилось. ... Я дослушал его рассказ и больше уже не смог задать ему ни одного вопроса. Н е смог, потому что отбил он у меня эту охоту всего лишь одной фразой: «Теперь там уже ниче го родного не осталось... Все чужое». Сергей ИВАНЦО В . В ПЕР Е Д , В К АМ ЕИИЫ Й ВЕК ? После опубликования материала «Вот, новый поворот, что он нам несет?» («Липецкая газета», 13.01.95) в редакцию пришло пись мо от председателя общественного городского клуба «Эколог» П. Пушкова, который недоумевает: чем это автор статьи руководство вался, утверждая, что предприятие «Викинг-Рапс» могло бы стать самым экологически чистым в нашей области? Далее П. Пушков досконально перечисляет, какие именно элементы таблицы Менде леева и в каких именно количествах выбрасывало бы оно в наши водоемы и нашу атмосферу, рекомендуя напоследок построить та кое предприятие под окнами автора статьи. Прокомментировать это письмо мы попросили кандидата географических наук, доцен та, эколога Татьяну Пыльневу. — Я не вполне понимаю, чем можно объяснить такую пози цию Павла Васильевича. Если он действительно всерьез занима ется проблемами экологии, то должен знать о втором, доработан ном варианте проекта и о втором положительном заключении эко логической экспертизы. Если же он этого не знает, тем более стран но. Никто не спорит —первый проект никуда не годился. По нему нами было сделано 39 замечаний, и я должна с восхищением при знать: проект был,великолепно доработан! Господин Пушков пи шет об отходах цеха по сжиганию лузги и цеха полимерной тары —^ так ведь во втором проекте оба эти цеха бьши полностью убра ны, а в целом производство сокращено вдвое. — А что вы можете сказать по тем конкретным цифрам, кото рые приводятся автором письма? — Павел Васильевич ссылается на результаты первой экспер тизы 1991 года. После доработки проекта на границе санзоны эти выбросы не превышали бы ПДК, а санзона у этого предприятия всего 100 метров. В соответствии с последним вариантом это было бы, действительно, самое чистое предприятие. К тому же, учтите, что сегодня у нас маслоперерабатывающие предприятия в основ ном довоенной'постройки, с устаревщей технологией, с никуда не годной системой очистки. «Викинг-Рапс» стал бы у нас единствен ным, на чью продукцию можно было бы ставить эмблему «эколо гически чистая». — Но ведь и вы внесли свою лепту в то, чтобы это предприятие у нас не появилось... —^Я боролась на первом этапе за доработку проекта, а на вто ром — за осуществление строительства. К сожалению, у нас пока что работает такая схема: сначала принимается управленческое рещение, потом о нем громогласно заявляют, а уже потом прово дится экологическая экспертиза. Врезультате уже на предваритель ном этапе успева1ет сформироваться общественное мнение, кото рое потом не поддается никакой корректщзовке. Для того же «Ви- кинг-Рапса» предлагались площадки и в 1фязях, и в Лебедяни, в 5 : бес километрах от населенного пункта — все полезно. И вот ведь в чем кошмар — народ пошел не за экологами-специалистами, а за людьми, склонными, в основном, митинговать. — Но почему вас, как эколога, в последнее время не слышно? Именно как специалист я стала бояться выступать из-за воз можной неадекватной реакции. Я поняла, что любое слово можно перевернуть и любую идеюдовести до абсурда. Вспоминается пос ледняя научно-практическая областная конференция «Город и ок ружающая среда». Выступая на ней, я попыталась указать на но вую возникающую опасность. Сегодня стала меняться структура выбросов - множество новых мелких частных предприятий, ко торые растут, как грибы, зачастую не имеют систем очистки, сбра сывают, что хотят и куда хотят, да и, если честно, — у них нет средств для природоохранных мероприя тий. Мы же пока не име ем полного списка таких предприятий, контролировать их слож но. Но вы думаете, участники конференции стали думать, как ре шить эту проблему? Ничего подобного! У меня сразу потребовали назвать конкретно эти предприятия, чтобы знать, на кого спустить собак и немедленно закрыть. Но я-то прекрасно понимаю ■—не возможно остановить развитие цивилизации и научно-техничес кий прогресс, невозможно прекратить производство. Так что те перь я зачастую боюсь высказываться. — Вам неоднократно приходилось бывать за рубежом именно для изучения экологических проблем. Там тоже возникают кон фликты с движением «зеленых»? — На Западе уже давно не возникает «гамлетовского вопроса» быть производству или не быть. Более того, понятно, что любое предприятие будет давать выбросы. Вся задача заключается в том, чтобы свести эти выбросы к минимуму. И если только все нормы в проекте соблюдены; если существует положительное заключение экологической экспертизы, то «зеленые» ни в коем случае не смо гут вмешаться, да и слушать их никто не станет. Это вовсе не озна чает, что я против самого движения, против борьбы за экологию. Просто всегда и во всем надо придерживаться здравого смысла. Конечно, и ТЭЦ загрязняют атмосферу, и ГЭС отрицательно влия ют на природу и климат, а уж про АЭС вообще лучше молчать. Но теперь представьте на минуту, что электроэнергию отключили на 3 дня, — что будет со всеми нами? Да, сегодня заметно сократи лись вредные выбросы в атмосферу, но связано это прежде всего с тем, что сокращается производство, останавливаются промышлен ные предприятия. И вряд ли кто-нибудь из здравомыслящих лю дей будет одобрять сохранение экологии такой ценой. Результат этого мы сегодня уже имеем в виде импортных продуктов, запо лонивших наши прилавки. Замечательно, что они изготовлены не у нас — не наша атмосфера загрязнялась промышленными выбро сами. Вот только качество их оставляет желать лучшего, да и срок годности у многих давно истек. Поэтому давайте все вместе будем бороться за экологию, но все же не стоит ради этого возвращаться в пещеры. Подготовила Елена БРЕДИС. № 70 (884) Диалоги БОЛИТ ДУШ А , БОЛИТ ... Загадочную фразу до велось услышать как-то на местной нашей автостан ции из уст одного из ве теранов Великой Отечес твенной. — Противно из их рук награду принимать, мерз ко как-то . Но, с другой с тороны , они — лишь «проходимцы»: как при шли, так и уйдут. Не знаю даже, что и делать.., — де лился бывший фронтовик каким-то очень мучившим его, видимо, сомнением с собеседником ,на вид не много помоложе, чем он сам. Поневоле заинтересо вало: о какой на град е речь? С позволения участни ков присоединяюсь к их беседе. И вот что услышал в ответ. Оказывается, в честь предстоящего 50 -летия Победы всем российским ветеранам предполагает ся вручить соответствую щие юбилейные награды. Решение об этом, вроде бы, принято на самом вы сшем уровне. Этой тради ции у нас несколько деся тилетий. Но почему же тог да «противно» и «мерзко»? — Ты, парень, только фамилии наши не назы вай, — попросил один из ветеранов. — А то разом в «фашисты» угодим на ста рости лет. И вообще: вы, молодые, кашу заварили, вы ее и расхлебывайте. Мы свое отвоевали. Хотя болит душа, болит... — Ты не подумай, что на свою жизнь жал^^емся, — добавил второй. — У меня, как у инвалида, пен сия сходная, пока хвата ет: много ли мне нужно... Вот только народ довели до того, что этой пенсией люди нас в нос и тыкают: «оборзели» мы, дескать, «зажрались». И впрямь на чинаешь себя так чувствб- вать, будто в чем виноват. Вон недавно колбасу в магазине давали, хоро шую и не очень дорогую. Стоит одна бедолага в очереди, а рядом пацане нок за пальто теребит: «Мам, купи...» Как ее .. . «херу» или «перу» — не ру- гамшись , и не выгово ришь. А у той в руках лишь пачка сотенных. Какая тут «хера»! Хоть колбаски бы взять, пока не расхватали. А тут еще я со своей книж кой в очереди встрял... —И вот еще что ты мне объясни, — вновь «взял слово» первый ветеран, которого, похоже, волно вали не только подобные случди, но и вопросы бо лее отвлеченного характе- § а. — Говорят, что мы ыли «рабами», что стра на у нас была «казармой». И был у нас этот самый «тоталитаризм » похуже, чем у Ги тл^ а . А сейчас, значит, свобода и демок ратия, И флаг уже не тот, с которым в бой шли, а в точности такой, под кото рым вместе с немцами против нас воевала РОА. Слыхал о ней, о власовс- кой этой банде? Так за что же нас теперь собирают ся награждать? За р а бс кую покорность»? За то, что «оккупировали пол-Ев- ропы» и «подавили» там свободу? Тогда уж лучше пусть под суд отдадут. Хоть там показали бы, как генерал-фронтовик Ва ренников, кто на самом деле Родине, изменил, страну вконец за несколь ко лет угробил. — Типун тебе на язык — «под суд»! Расхорохо рился, — второй из собе седников махнул рукой. — Кто нас сейчас в расчет- то берет! Глядишь на них, слушаешь их речи — о на шем «подвиге» говорят, о «вечной памяти», о «не меркнувшей славе». А у самих глаза, как льдышки, и на лбу одна мысль на писана: мол, скорее бы вы попередохли, только под ногами путаетесь, «демок ратию и рынок» строить мешаете... Ведь и бардак сегодняшний на кого спи сывают? На нас же! Дес кать, «семьдесят лет стра ну проедали» ... Или не так?! На этом, собственно, описанный выше диалог завершился. Вернее, я кое в чем попытался оспорить утверждения ветеранов, но вдруг поймал себя на мысли: а не вызваны ли мои возражения подспуд ным, неосознанным чувст вом, что старики заведо мо ош иб аю тс я , ибо «сформировались при то талитаризме», и поэтому в новых веяниях уже ничего не смыслят? И вот тут ста ло не по себе: если это действительно так, то зна чит, лишились мы не толь ко своего прошлого — нет у нас и будущего. Юрий БУХАРОВ. г. Задонск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz