Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
№ 60-61 (874-875) 1. ИСПЫТАНИЕ БОЕМ 22 июня 1941 года наши ВВС потеряли 1200 самолетов. Из них 800 были уничтожены на земле. Ясно осознавая всю остроту положения, известный летчик. Герой Совет ского Союза С.П. Супрун обратился с предложением к И.В. Сталину сформировать из летчиков-испытателей истреби тельный полк. — Это очень хорошо, — произнес Сталин, — что испы татели готовы помочь нам на фронте. Но одного полка мало. — Можно поручить моему другу подполковнику Стефа- новскому организовать еш,е один полк истребителей, — от ветил Супрун. — Все равно мало. Войне нужны десятки, сотни пол ков. Постарайтесь организовать в Научно-испытательном институте возможно больше добровольцев. Срок формиро вания частей — трое суток... Несмотря на некомплект лич ного состава и нехватку боевой техники, указание Сталина было выполнено в срок: вечером 30 июля 1941 года два истребительных авиационных по.лка особого назначения (401-й и 402-й), вооруженные новейшими высотными ис требителями Миг-3, под командованием С.П. Супруна и П.М. Стефановского убыли на фронт. Местом назначения 402-го стал аэродром Идрица на Се веро-Западном фронте. На следующий день полк включил ся в боевую работу. Вечером посты воздушного наблюде ния сообщили, что несколько вражеских бомбардировщи ков летят в сторону Идрицы. В воздух поднялось звено старшего лейтенанта К.С;. Шадрина. Первый бой оказался неудачным; истребители открыли огонь с большой дистан ции, и противник ушел без потерь. Чуть погодя появились два.Ме-110, видимо, решивших проверить, что испугало их «дорнье». На этот раз взлетели майор К.А. Груздев и капитан Б.Г. Бородай. Они разъеди нили немецкую пару и навязали индивидуальный бой. Про тивник Бородая, получив повреждение, скрылся в сгуща ющихся сумерках. А Груздев, на виду у всех, преподнес наглядный урок борьбы с «мессерами». Выполнив неожи данный маневр, он почти в упор расстрелял врага. Боевой счет полка был открыт... В течение последующих дней группами продолжали при бывать Миги-3. 3 июля в 17.00 поступило распоряжение: перебазироваться на новый аэродром в Старую Руссу. Пог рузка в «Дуглас» еще не закончилась, как в 17.58 новая команда: немедленно всем полком вылететь в район Крас- лова — тридцать «мессершмиттов» штурмуют наши войс ка. Указанный район находился на пределе радиуса полета истребителей. Но приказ есть приказ... В назначенном рай оне «мессеров» не оказалось, они свое черное дело уже сде- лгши. Но еще кружились несколько «юнкерсов» и «хей- нкель». Появление наших истребителей для немцев было полной неожиданностью. И пять геринговских стервятни ков остались догорать на русской земле... На аэродром в Идрицу прилетели почти с сухими баками. Как потом го ворили в верхах, операция была рискованной и оказалась посильной лишь для летчиков-испытателей. Всего за первые три дня боев летчики 402-го уничтожи ли двенадцать немецких самолетов. Свои потери — один «Миг». На нем старший лейтенант Шадрин неудачно ата ковал самолет-корректировщик и получил пулеметную оче редь по волорадиатору. Фашистскую «раму» он все-таки доконал, но и сам произвел вынужденную посадку. По достоинству оценить значение первых побед летчи ков-испытателей можно, лишь зная уровень их подготов ки. Преодолевая «детские болезни» первенцев скоростного самолетостроения, они имели большой налет, знали все «капризы» и достоинства своих машин. Но только некото рые из них имели боевой опыт. За учебу в боевой обстанов ке приходи.лось платить большой ценой... 4 ию.ля в 12.20 на аэродром Идрица стали приземлять ся семь Пе-2. Немного погодя с западной стороны показа лась еще одна группа из пятнадцати бомбардировщиков. Пока на командном пункте дивизии спорили, свои это или чужие, До-215 легли на боевой курс. В воздух успели под няться лишь три Миг-3. Взлетевший самолет капитана Сер гина был подожжен неожиданно появившимся Ме-109. Лет чик выпрыгнул на парашюте, но от ран и ожогов скончал ся в больницей Четыре «Мига» сгорели на земле от прямых попаданий. Правда, и фашисты не остались безнаказанны ми. В середине июля подполковник Стефановский был вы зван в Кремль. После доклада Сталину он получил новое назначение — возглавить западный сектор противовоздуш ной обороны Москвы. — Отличившихся в боях летчиков вашего полка, това рищ Стефановский, — сказал, завершая разговор, Сталин, — представьте к награждению орденами. Всего хорошего! Первый командир 402-го полка был, что называется, летчиком от Бога, отдавшим авиации свыше тридцати лет жизни и освоившим 317 крылатых машин различных ти пов, в том числе 50 — иностранных. Он первым в мире выполнил высший пилотаж на реактивном истребителе. В 1948 году генерал-майору авиации Петру Михайловичу Сте- фановскому было присвоено звание Героя Советского Со юза за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу. 2. «БЕДОВЫЕ Р ЕБЯТА» 15 июля 1941 года в командование 402-м полком всту пил майор К.А. Груздев. Творческая жилка испытателей пронизывеша все стороны жизни и боевой деятельности пол ка. На первых порах штаб дивизии и командование фронта скептически воспринимали многочисленные предложения, поступившие из 402-го, по совершенствованию боевого при менения авиации. Порой предложения получали оператив ную поддержку. Вот один из примеров тому. В конце августа командованию полка на основании дан ных воздушной разведки удалось убедить вышестоящий штаб о нанесении удара по немецкому аэродрому большой группой. Шесть Пе-2 и четыре Ил-2 в сопровождении во- сьмеркй Миг-3 совершили штурмовку аэродрома Сольцы, на котором находилось больше полусотни фашистских са- молетов. Из-за плохой погоды (дождь, туман, низкая об лачность) немцы явно не ожидали налета: незамаскирован ные самолеты стояли вплотную друг к другу. Пока наши бомбардировщики и штурмовики «работали» по земле, «Миги» подавляли зенитные батареи и сковывали вражес кие истребители. Результат был впечатляющий: на земле уничтожено около трех десятков сгшолетов врага, наши же без потерь вернулись домой. Однако постоянно радость побед омрачалась горечью ут рат боевых друзей. Только в первые полтора месяца боев погибли пять летчиков — Сергин, Школьников, Мамонов, Сабитов, Чуносов. Лейтенант Мамонов совершил первый в истории полка таран, за что посмертно был награжден ор деном Ленина. Тягостные чувства неудач начального периода войны усугублялись порой несправедливыми обвинениями инспек тирующих. !э сентября на аэродром Крестцы неожиданно приземлился «Дуглас» с группой армейских генералов во главе с Л .З . Мехлисом. Собрав летчиков, начальник Глав ного политического упргшления РККА учинил разнос, об винив их , в частности, в том, что вместо своих они при крывают войска противника. Среди прочих было и обвине ние в том, что летный состав не проявляет стремления вылетать на боевые задания. Никакие доводы армейским комиссаром первого ранга не принимались в расчет. От такой вопиющей несправедливости летчик Кривяков даже расплакался. Однако обычных в подобных случаях карательных мер не последовало. Прибывший на следующий день команду ющий ВВС Красной Ар.мии генерал П.Ф. Жигарев объек тивно и быстро во всем разобрался. Прощаясь с летчиками полка, командующий назвал их «бедовыми ребятами», имея в виду их опыт и высокое мастерство, мужество и дерзкую отвагу. Летчики-испытатели постепенно возвращгшись к пре жней работе. В августе была откомандирована первая группа I из девяти человек. Среди них был капитан Г.Я. Бахчиван- I Д Ж И , сбивший к тому времени пять неприятельских само- ( .тетов. 15 мая 1942 года он первым в СССР совершил полет на самолете Би-1 с жидкостным ракетным двигателем. Во время одного из испытательных полетов в марте 1943 года Григорий Яковлевич погиб. Спустя тридцать лет ему пос- г.тертно было присвоено звание Героя Советского Союза^. Именем выдающегося летчика назван кратер на обратной етсроие Луны. ;юяб]ш 1941 года поступил приказ об откомандиро- г- а-:;ти майора Груздева. Вместе с Бахчиванджи он испыты- Би-1. Сохранились уникальные кадры кинохроники этих лспытаипй, в том числе и мастерская посадка реактивного срмолота на одну лыжу. Вторая оторвалась во время взле та, о чел: летчик не знал. Груздев трагически погиб 2 фев раля 1943 года, пытаясь найти эффективный способ борьбы со штопором на американском истребителе «Аэрокобра». Новый 1942 год начался с трагедии. На единственном исправном истребителе 1 января вылетел капитан Бородай. После выполнения боевого задания при заходе на посадку вышла только одна стойка шасси. Летчик начал уходить на второй круг. Неожиданно истребитель перешел в крутое пикирование, врезался в землю и взорвался. Тело летчика было обожжено до неузнаваемости. Сгорел даже один из трех его боевых орденов. Новый отсчет в боевой работе полка начался 4 марта 1^42 года — на четырех истребителях удалось сделать 17 боевых вылетов. Все они были связаны с ликвидацией стотысячной группировки противника, окруженной под Демьянском. В конце апреля в подк поступило восемнадцать истреби телей Як-1. Основная боевая задача полка состояла в сопро вождении, бомбардировщиков и штурмовиков. Работа очгнь ответственная, но однообразная и нудная. Для истребите лей гораздо веселее было вести воздушные бои или штурмо вать противника на земле. Но на войне выбирать не прихо дится. Про летчиков 402-го у фрицев шла хорошая слава: даже бывая в большинстве, истр^ители противника неохотно ввязывгшись с ними в бой и при малейшей неудаче выходи ли из него. Осенью 1942 года полк завершил боевые действия на Северо-Западном фронте. Летный состав был распределен по другим авиационным частям. Штаб полка вместе,с тех ническим составом был направлен в Багай-Барановку на переформирование. За этот период полк сбил 119 и уничто жил на земле 105 самолетов противника. Свои потери — 45 самолетов, из них 11 — небоевые потери. 3. «СОКОЛЫ» НАДКУБАНЬЮ Военный городок 8-го запасного авиаполка располаг’ал- ся вблизи степного поселка Багай-Барановка в Саратовской области. Дальнейшая судьба полка была неопределенной. Поговаривали, что он, как таковой, не сохранится. Наконец 19 декабря все прояснилось: номер полка остается тот же. Вскоре во главе с майором В.В. Папковым с Дгшьнего Вос тока прибыли группа летчиков и техсостав. В начале февра ля 1943 года прибы.ли эшелон с новенькими истребителями Як-1 Саратовского завода и делегация трудящихся го; ща минут поджег второй. И в этот момент в командирский «Як» угодил снаряд. Огонь ворвался в кабину, обжигая лицо и руки. Летчик бросил истребитель вниз, надеясь сбить пла мя, и с ужасом увидел, что пикирует на свои штурмовики. К счастью, его заметили: строй расступился. Пылающую машину удалось посадить в кубанских плавнях. Пожар пре кратился, но Николаенков уже не мог покинуть самолет — потерял сознание. Подоспевшие пехотинцы вытащили его из кабины и отправили в медсанбат. Там его и отыскал Са вицкий. — Споткнулся ты, Дмитрий Ефимович, — сказал гене рал сочувственно. — Не знал бы я тебя раньше — отдал бы под суд военного трибунала. Ты сражался не как командир полка, а "как рядовой летчик. Да еще бомбардировщики по теряли своего командира по твоей вине. В общем, подле чишься и пойдешь рядовым пилотом в соседний полк. Орде на твои сохраняются. 3 мая 402-й получил приказ: сдать все имеющиеся само леты другому полку и перебазироваться в станицу Тихорец кая . Поползли слухи, что полк будет расформирован как небоеспособный. Заместитель командира полка по политчас ти И.М. Ополев и начальник штаба Г.III. Шайморданов об ратились к командующему воздушной армии за разъясне нием. — А , кто вам сказал, что полк расформировывают? — спросил Константин Андреевич Вершинин. — Генерал Са вицкий ваш полк аттестует с самой лучшей стороны. При нято решение вооружить вас самолетами Як-9 и Як-7 с при емопередатчиками и аппаратурой для ведения боя в ночных условиях. А через несколько дней поступил и приказ: сдать уце левшие самолеты и всем составом убыть в Липецк на пере формирование. 4. ОСВОБОЖДАЯКРЫМ К исходу 21 июня 1943 года все летчики и три четверти технического состава 402-го транспортными самолетами были доставлены в Липецк. Остальные прибыли железнодо рожным эшелоном. После огненного смерча Кубани мир ный, утопающий в зелени тихий город показался довоен ным сном. Приметы войны, конечно, были и здесь: незасы- панные воронки, окопы, ночное затемнение, военные пат- ЭМБЛЕМА 402-го ПОЛКА Последний фронтовой командир 402-го полка майор Анатолий РУБАХИН ПОЛК ОСОБОГО НАЗНА Ч ЕНИЯ Исторический очерк о бсэевом |г 1 у)ги 402-ГО Севастопольского, Краснознаменного,^ ордена Суркова нст]^!^ительного авиационного: полка 402-йистребительныйавиационныйполкосо бого назначения был сформирован из летчиков- испытателейпо личному приказу И.В. Сталина в первые дни войны и в ожесточенных сражениях прошел нелегкий боевой путь, завершившийся в победном сорок пятом под Берлином. Недэв- но он был выведен из Германии и расквартиро ван в Липецке. Так через пять десятилетий за вершила свой оборот историческая спираль — отлетчиков-испытателейклетчикам-исследова- телям. С богатойавиационнойисториейЛипецка этот полк связываетне только современность. Летом 43-го, после кровопролитных боев на Кубани, 402-й был выведен в наш город на переформи рование. Здесь онпополнился личным составом, материальной частью. Осваивая новые боевые самолеты, летчики одновременно прикрывали район базирования отналетов вражеской авиа ции. Все десять Героев Советского Союза, полу чивших впоследствии этовысокое звание непос редственно в полку, проходили переподготовку в Липецке. Многие летчики этой части а разное время обучались на Липецких, авиационных кур сах. Среди нихГерои СоветскогоСоюзаА.У. Ере мин, М.Е. Пивоваров, А.Е. Рубахин. Вольска. И вот долгожданная команда: 402-му перебазироваться на подмосковный аэродром Люберцы. В первых числах мар та полк вошел в 265-ю дивизию 3-го истребительного авиа ционного корпуса Резерва Верховного Главнокомандования. В составе этого корпуса под командованием генерала Е.Я. Савицкого 402-й оставался до конца войны. Корпус Савицкого оперативно вошел в состав 4-й воз душной армии Северо-Кавказского фронта, которой коман довал генерал К.А. Вершинин, и 17 апреля сосредоточпея на аэродромах вблизи Краснодара. Боевое крещение по 1ка в новом составе проходило в разгар сражения за Малую зем лю. Перед этим на фюзеляжах истребителей появилась от личительная эмблема — серебристое крыло с красной звез дой, переходящее в разящий меч. — Сокол бьет налету, тем более красный сокол, — объ яснил значение этой символики Савицкий, пожелавший в первый день лететь в бой с летчиками 402-го полка. 20 апреля, в честь дня рождения своего фюрера, фашис тское командование поставило на карту все, чтобы оконча тельно сломить сопротивление советской авиации. Наши же соколы решили раз и навсегда завоевать господство в небе над Кубанью. С самой зари в воздухе стоял сплошной рев моторов, гул взрывов, треск пулеметных очередей, хлопки зенитных разрывов. Четыре полковых вылета выполнили в тот день летчики 402-го. Задача была простая и сложная одновременно; прикрыть плгщдарм со стороны моря. Имен но оттуда вражеская авиация чаще всего совершала налеты. 29 апреля летчики полка уничтожили одиннадцать вра жеских самолетов. В этот же день в воздушном бою погиб командир полка майор В.В. Папков. Его самолет взорвался в воздухе, и обломки упали в цветущие сады станицы Крым^ ской близ Краснодара. Сбит был и его ведомый младший лейтенант А.И. Бойко, которого пехотинцы похоронили в районе станицы Абинская. — К войне привыкают, — сказал, выступая на траурном митинге новый командир полка Дмитрий Ефимович Нико лаенков, — но к смерти близкого человека, боевого товари ща привыкнуть нельзя. Солдат умирает, но Россия живет. Победа будет за нами! Вскоре в небе над Кубанью разгорелось второе воздуш ное сражение. Войска нашей 56-й армии перешли в насч уп- ление. Оно поддерживалось активными боевыми действия ми штурмовиков и бомбардировщиков под прикрытием ис требителей. Немцы ввели в бой всю авиацию, что имелась на этом участке. Нгшряжение воздушных боев было высо чайшим— до восьмидесяти самолетов на километр фронта с обеих сторон. Один из плененных немецких летчиков поведал, что они стали опасаться воздушных боев: — С тех пор, как «Дракон» (позывной командира 3-го корпуса Савицкого) привел на фронт свою «дикую дивизию», мы потеряли половину эскадры. Неплохая аттестация, тем более из уст пилота эскадры «Удэт», снискавшей себе мрачную славу в небе Польши, Югославии, Греции, Франции. На фюзеляжах ее самолетов выделялась эмблема — черные когти орла, вцепившиеся в окровавленное сердце. Но удача на войне — птица мимолетная. Истину эту в полной мере познал на себе командир 402-го Николаенков. 1 мая полк прикрывал бомбардировщиков. Задача была выполнена, но на обратном пути шестерка «мессершмит тов» обманным маневром обошла наши истребители и сбила ведущего — командира бомбардировочного полка. Никола енков в это время вел бой с другой группой вражеских ис требителей. В упор расстреляв один «мессер», он через пару рули... На два с лишним месяца Липецк стал родным до- ■мом для авиаторов, измотанных непрерывными боями. Здесь отпраздновали и вторую годовщину полка. В Липецке полк пополнился летным и техническим со ставом. Были получены новые самолеты Як-1 и Як-9, кото рые нужно было освоить в короткий срок, ввести на них в строй,молодых летчиков. Задача не такая уж простая, если учесть, что полку боевые задания предстояло выполнять в ночных условиях. В конце августа полк получил приказ перебазироваться в Ново-Шахтинск в оперативное комгшдование Южного фрон та. Снова началась боевая круговерть для «соколов» 402-го, уже не только днем, но и ночью. В один из дней звено капитана Манукяна в составе Гав рилина, Новикова и Шпунякова в районе Большого Токма- ка встретилось с девяткой Хе-111. В скоротечном пятими нутном бою все бомбардировщики были сбиты. Доставалось и нашим летчикам. Как-то Гаврилин со сво им ведомым Алексеенко возвращался со «свободной охо ты», во время которой было уничтожено три фашистских самолета. Над территорией, занятой противником, они были атадованы группой «мессершмиттов». Самолет ведущего был поврежден, а стальной сердечник снаряда, пробив бронес пинку, вонзился в тело летчика. Как посадил самолет и вылез из горящей кабины, Гаврилин не помнил. Очнулся на дне воронки. Когда стемнело, по лощине пополз в сторону села. Жившая в' крайнем доме семья, в которой было трое детей, с риском для жизни укрыла летчика. Чтобы не нашли соба ки-ищейки, его зарыли в навоз. Когда вскорости наши во йска освободили село, Павла Федоровича внесли в хату, об мыли, перевязали раны, хотя он и был без сознания... . Полковой врач Щипахин говорил потом: — Ни из одного воина я не извлекал столько круповской стали, сколько из богатырского тела Гаврилина. Разных привозили ко мне на излечение, но у них хоть десять шан сов из ста было, чтобы выжить. У Гаврилина я не видел ни одного; три позвонка всмятку и снаряд под сердцем. Так с вражеским снарядом в груди и вернулся Павел Федорович в родной полк. Дошел, вернее, долетел до Бер лина. За мужество и героизм стал кавалером Золотой Звез ды. Новый 1944 год личный состав встречал на двух аэрод ромах — Агаймак и Аскания-Нова. Новым направлением боевых действий полка стал Сиваш — гнилое море. Назва ние этого безжизненного уголка ласкового Азовского моря известно всем со времен гражданской войны. Форсирование Сиваша и штурм Перекопа стали легендой. И вот спустя четверть века история вновь повторилась... Главнейшей задачей бьшо прикрытие переправы через Сиваш. Немецкая авиация, не считаясь с потерями, стреми лась оборвать «нить жизни», питающую защитников плац дарма. Не один раз им удавалось разносить переправу в щепки, но проходили считанные часы, и она вновь ожива ла. С приходом 402-го «связующая нить» уже не обрыва лась. Выполнение этой задачи давалось нелегко как летно му, так и наземному составу. Голая степь, промозглая пого да, воды не хватало даже для приготовления пищи... 23 марта 1944 года был снят с должности командир 402- го полка А.У. Еремин и на его место был назначен А.Е. Рубахин. Причина была несколько необычной... За отличие в боях полку было присвоено звание гвардейского. Сооб щить радостное известие выехал начальник политотдела авиакорпуса Н.Д. Ананьев. Погода была паршивая, грязь непролазная, и машина забуксовала. Выручил военный, проезжавший мимо на лошади. Когда машину вытаскива ли, начальник политотдела учуял, что от всадника разит спиртным. На аэродроме Веселый от многих тоже попахи вало. Видимо, известие о присвоении почетного звания уже дошло в часть. Рассерженный и уставший в дороге Анань ев вызвал командира и замполита. Я.М. Левин был трезв, как стеклышко, но не знал, где находится командир. Р а зыскали Еремина в соседнем селе, откуда он прибыл наве селе вместе с разбитной бабенкой. — Я вас отстраняю от командования полком, — выпа лил начальник политотдела и сразу же выехал обратно в штаб корпуса. В третий раз фортуна отвернулась от 402-го полка. Еще на Северо-Западном фронте он дважды представлялся к при своению звания «гвардейский», но тогда подвело качество оформления бумаг. Так, несмотря на боевые заслуги, он и не стал гвардейским. Но, невзирая на это, 402-й по-пре жнему являлся ударным в 3-м авиакорпусе. В апреле он включился в боевую работу по обеспечению наступающих на Крым наземных войск. Воздушные схватки становились все яростнее. Летчики 402-го днем и ночью вели бои с вра гом над Севастопольской бухтой и Сапун-горою, Макензи- евыми горами и долиной Бельбека. Из тридцати шести летчиков, начинавших бои в небе Кубани, в полку осталось только семеро «стариков». Ос тальные — птенцы, которых нужно было учить. Одно из основных правил — дать возможность молодому летчику выиграть первый бой. Для этого посылали в такой компа нии, чтобы немца ему на блюдечке преподнесли. Оставши еся в живых ветераны полка с благодарностью вспоминают своих учителей. Говорят даже, что 402-й послужил прото типом при создании кинофильма «В бой идут одни «стари ки». 5. РАДОСТЬПОБЕДЫ Летом 1944 года полк сражался на 3-м Белорусском, в составе 1-й воздушной армии генерала Т.Т. Хрюкйна. С началом операции под кодовым названием «Багратион» 402- й переключился на поддержку танкистов генерала Обухова и конников генерада Осликовского. В первых числах сентября полк вновь убыл в Багай- Барановку на переформирование, где личный состав пере учился на Як-3. 17 ноября 1944 года под командованием майора Рубахина 402-й влился в 16-ю воздушную армию генерада С.И. Руденко 1-го Белорусского фронта. Первой боевой задачей полка явилось прикрытие Магнушевского плацдарма на западном берегу Вислы, южнее Варшавы. Местом базирования был польский аэродром Вышницы. С наступлением морозов на Як-3 стада отслаиваться пер калевая обшивка на плоскостях — заводской дефект. Один летчик погиб по этой причине. Полк фактически оказался небоеготовым. Пришлось в полевых условиях переделы вать все заново. Материал снимался, обрабатывался ацето ном и после просушки вновь наклеивался, а затем красил ся. От ядовитых жидкостей начались болезни; кашель, на сморк, расстройство желудка, по всему телу пятна, на ру ках язвы. (У многих, принимавших участие в восстановле нии соииолетов, с тех пор осталась стойкая аллергия на «хи мию» — различные растворители и краски). К новому году все самолеты были в строю. 1945 год встречали вместе с поляками в семейном кру гу — многие жили на квартирах. Хозяева достади свои праздничные припасы, да и фронтовой паек оказался кста ти. Настроение у всех было приподнятое, победа была не за горами: Наступление войск 1-го Белорусского фронта под ко мандованием Г.К. Жукова началось 14 января. Из-за пло хой погоды — дождь со снегом, низкая облачность, туман — действия авиации были ограниченными. В воздух под нимались одни «старики» — самые опытные летчики, ра ботавшие на пределе человеческих возможностей. Командир корпуса Савицкий не просто посылал 402-Ц на самые ответственные и опасные задания, но и сам .летаЧ с ним, за что не раз получал внушения от вышестоящего начальства. Но у «воюющего генерада» на сей счет было собственное мнение. 402-й оставил в судьбе Евгения Яковлевича Савицкого и еще один след. Служила в штабе полка Лида Лазаренко. Видная из себя, но очень строгая. И приглянулась она од ному дивизионному начальнику» Поступило распоряжение: красноармейца Лазаренко откомандировать в штаб 265-й дивизии. Вся в слезах, Лида обратилась к командиру пол ка , объяснив, что стоит за этим. О случившемся стадо из вестно Савицкому. Во время очередного прибытия в полк он пригласил ее на беседу. Потом сказал начальнику штаба полка: — У вас слу'жит писарь по учету самолетов Лазаренко Лидия Павловна. Я заберу ее в штаб корпуса. И забрал... А после войны, в 1948 году, в новой семье родилась дочь, известная сейчас как летчик-космонавт Светлана Евгень евна Савицкая. 10 февраля полк перебазировался на свой первый гер манский ЕЙродром Морин. По дороге наземная команда ви дела массу трупов и горы разбитой техники. Противоречи вые чувства вызывало это зрелище... Погода начала по немногу устанавливаться, и вместе с этим стал возрастать накал воздушных боев. В этот день пришло сообщение о том, что Анатолию Ермолаевичу Рубахину присвоено зва ние Героя Советского Союза. Радостное известие он полу чил в воздухе, где в это время вел воздушный бой.- ' Весь март и первую половину апреля одной из главных задач полка было ведение воздушной разведки: готовился штурм Берлина. Одновременно шли напряженные воздуш ные бои по прикрытию от налетов вражеской авиации на земных войск, готовящихся к наступлению на направле нии главного удара. Историческая битва началась 16 апре ля . С утра погода была неважная — туман, низкая облач ность. Командир полка поднял в воздух две четверки ис требителей. Первым девятку «юнкерсов» обнаружил Ма- нукян. — Шпуняков, свяжи «мессеров», — приказал Рубахин и повел четверку на бомбардировщиков. Немцы заметили наши самолеты, но продолжали идти плотным строем, уверенные в оборонительной мощи свое го оружия. После первой атаки четыре вражеских машины взорвались на земле вместе со своим смертоносным гру зом. Оставшиеся, побросад бомбы, вынуждены были рети роваться. Схватки проходили каждый день. Немецкие летчики дрались с отчаянием обреченных. Однако чувствовалось, что большинству не хватает выучки, и очень много хвале ных геринговских асов нашли свою смерть от рук советс ких летчиков. Утром 23 апреля противник предпринял отчаянную по пытку нанести массированный воздушный удар по войс кам, прорвавшим оборону Берлина.' Рубахин поднял полк в полном составе. Двенадцать вражеских машин было унич тожено в этом бою. Даже молодые летчики Ермохин и Си доренко сбили по одному «юнкерсу». После полного окру жения Берлина 402-й включился в штурмовку долговре менных огневых точек в самом городе. 27 апреля полку было приказано обеспечить захват центрального аэродрома Темпельгоф и от имени 3-го авиакорпуса воодрузить на нем Красное знамя. На рассвете 2 мая на аэродроме Дальгов, где находился 402-й, раздадись выстрелы и крики: «Немцы! Немцы!». По шоссе в сторону аэродрома в сопровождении бронетранспор теров и зенитных установок двигалась колонна пехоты про тивника численностью до трех тысяч человек. Кроме зе нитчиков и авиаторов, других наших войск поблизости не было. «Последний бой, он трудный самый...» Восемь с лиш ним часов, до сумерек, отбивались техники и механики от наседавших врагов. С воздуха по колонне наносили удары свои истребители и пришедшие на помощь с других аэрод ромов. 379 убитых и более полторы тысячи пленных — так закончилась неудачная попытка прорыва. В этом последнем бою погиб капитан Дугин. Звание Ге роя Советского Союза Николаю Дмитриевичу было присво ено посмертно. Имя Героя начертано на мраморной плите у бронзового монумента советским воинам в Берлине... Краткие итоги боевой работы полка за период Отечес твенной войны. Произведено боевых самолетовылетов: днем — 13359, ночью — 152. Количество уничтоженных самолетов — 810. Свои потери: летчики — 81 человек, инженерно-техничес кий состав — 2, прочий состав — 5, самолетов — 101 (в том числе небоевые потери — 13 самолетов). Подго товил ВЛАДИМИР МАСЛИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz