Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

№ 60-61 (874-875) 1. ИСПЫТАНИЕ БОЕМ 22 июня 1941 года наши ВВС потеряли 1200 самолетов. Из них 800 были уничтожены на земле. Ясно осознавая всю остроту положения, известный летчик. Герой Совет­ ского Союза С.П. Супрун обратился с предложением к И.В. Сталину сформировать из летчиков-испытателей истреби­ тельный полк. — Это очень хорошо, — произнес Сталин, — что испы ­ татели готовы помочь нам на фронте. Но одного полка мало. — Можно поручить моему другу подполковнику Стефа- новскому организовать еш,е один полк истребителей, — от­ ветил Супрун. — Все равно мало. Войне нужны десятки, сотни пол ­ ков. Постарайтесь организовать в Научно-испытательном институте возможно больше добровольцев. Срок формиро­ вания частей — трое суток... Несмотря на некомплект лич ­ ного состава и нехватку боевой техники, указание Сталина было выполнено в срок: вечером 30 июля 1941 года два истребительных авиационных по.лка особого назначения (401-й и 402-й), вооруженные новейшими высотными ис ­ требителями Миг-3, под командованием С.П. Супруна и П.М. Стефановского убыли на фронт. Местом назначения 402-го стал аэродром Идрица на Се­ веро-Западном фронте. На следующий день полк включил ­ ся в боевую работу. Вечером посты воздушного наблюде­ ния сообщили, что несколько вражеских бомбардировщи­ ков летят в сторону Идрицы. В воздух поднялось звено старшего лейтенанта К.С;. Шадрина. Первый бой оказался неудачным; истребители открыли огонь с большой дистан ­ ции, и противник ушел без потерь. Чуть погодя появились два.Ме-110, видимо, решивших проверить, что испугало их «дорнье». На этот раз взлетели майор К.А. Груздев и капитан Б.Г. Бородай. Они разъеди ­ нили немецкую пару и навязали индивидуальный бой. Про­ тивник Бородая, получив повреждение, скрылся в сгуща ­ ющихся сумерках. А Груздев, на виду у всех, преподнес наглядный урок борьбы с «мессерами». Выполнив неожи ­ данный маневр, он почти в упор расстрелял врага. Боевой счет полка был открыт... В течение последующих дней группами продолжали при ­ бывать Миги-3. 3 июля в 17.00 поступило распоряжение: перебазироваться на новый аэродром в Старую Руссу. Пог­ рузка в «Дуглас» еще не закончилась, как в 17.58 новая команда: немедленно всем полком вылететь в район Крас- лова — тридцать «мессершмиттов» штурмуют наши войс­ ка. Указанный район находился на пределе радиуса полета истребителей. Но приказ есть приказ... В назначенном рай ­ оне «мессеров» не оказалось, они свое черное дело уже сде- лгши. Но еще кружились несколько «юнкерсов» и «хей- нкель». Появление наших истребителей для немцев было полной неожиданностью. И пять геринговских стервятни ­ ков остались догорать на русской земле... На аэродром в Идрицу прилетели почти с сухими баками. Как потом го­ ворили в верхах, операция была рискованной и оказалась посильной лишь для летчиков-испытателей. Всего за первые три дня боев летчики 402-го уничтожи ­ ли двенадцать немецких самолетов. Свои потери — один «Миг». На нем старший лейтенант Шадрин неудачно ата ­ ковал самолет-корректировщик и получил пулеметную оче­ редь по волорадиатору. Фашистскую «раму» он все-таки доконал, но и сам произвел вынужденную посадку. По достоинству оценить значение первых побед летчи ­ ков-испытателей можно, лишь зная уровень их подготов­ ки. Преодолевая «детские болезни» первенцев скоростного самолетостроения, они имели большой налет, знали все «капризы» и достоинства своих машин. Но только некото­ рые из них имели боевой опыт. За учебу в боевой обстанов­ ке приходи.лось платить большой ценой... 4 ию.ля в 12.20 на аэродром Идрица стали приземлять ­ ся семь Пе-2. Немного погодя с западной стороны показа ­ лась еще одна группа из пятнадцати бомбардировщиков. Пока на командном пункте дивизии спорили, свои это или чужие, До-215 легли на боевой курс. В воздух успели под­ няться лишь три Миг-3. Взлетевший самолет капитана Сер­ гина был подожжен неожиданно появившимся Ме-109. Лет ­ чик выпрыгнул на парашюте, но от ран и ожогов скончал ­ ся в больницей Четыре «Мига» сгорели на земле от прямых попаданий. Правда, и фашисты не остались безнаказанны ­ ми. В середине июля подполковник Стефановский был вы ­ зван в Кремль. После доклада Сталину он получил новое назначение — возглавить западный сектор противовоздуш ­ ной обороны Москвы. — Отличившихся в боях летчиков вашего полка, това ­ рищ Стефановский, — сказал, завершая разговор, Сталин, — представьте к награждению орденами. Всего хорошего! Первый командир 402-го полка был, что называется, летчиком от Бога, отдавшим авиации свыше тридцати лет жизни и освоившим 317 крылатых машин различных ти ­ пов, в том числе 50 — иностранных. Он первым в мире выполнил высший пилотаж на реактивном истребителе. В 1948 году генерал-майору авиации Петру Михайловичу Сте- фановскому было присвоено звание Героя Советского Со­ юза за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу. 2. «БЕДОВЫЕ Р ЕБЯТА» 15 июля 1941 года в командование 402-м полком всту­ пил майор К.А. Груздев. Творческая жилка испытателей пронизывеша все стороны жизни и боевой деятельности пол ­ ка. На первых порах штаб дивизии и командование фронта скептически воспринимали многочисленные предложения, поступившие из 402-го, по совершенствованию боевого при ­ менения авиации. Порой предложения получали оператив ­ ную поддержку. Вот один из примеров тому. В конце августа командованию полка на основании дан ­ ных воздушной разведки удалось убедить вышестоящий штаб о нанесении удара по немецкому аэродрому большой группой. Шесть Пе-2 и четыре Ил-2 в сопровождении во- сьмеркй Миг-3 совершили штурмовку аэродрома Сольцы, на котором находилось больше полусотни фашистских са- молетов. Из-за плохой погоды (дождь, туман, низкая об­ лачность) немцы явно не ожидали налета: незамаскирован ­ ные самолеты стояли вплотную друг к другу. Пока наши бомбардировщики и штурмовики «работали» по земле, «Миги» подавляли зенитные батареи и сковывали вражес ­ кие истребители. Результат был впечатляющий: на земле уничтожено около трех десятков сгшолетов врага, наши же без потерь вернулись домой. Однако постоянно радость побед омрачалась горечью ут ­ рат боевых друзей. Только в первые полтора месяца боев погибли пять летчиков — Сергин, Школьников, Мамонов, Сабитов, Чуносов. Лейтенант Мамонов совершил первый в истории полка таран, за что посмертно был награжден ор­ деном Ленина. Тягостные чувства неудач начального периода войны усугублялись порой несправедливыми обвинениями инспек ­ тирующих. !э сентября на аэродром Крестцы неожиданно приземлился «Дуглас» с группой армейских генералов во главе с Л .З . Мехлисом. Собрав летчиков, начальник Глав ­ ного политического упргшления РККА учинил разнос, об­ винив их , в частности, в том, что вместо своих они при ­ крывают войска противника. Среди прочих было и обвине­ ние в том, что летный состав не проявляет стремления вылетать на боевые задания. Никакие доводы армейским комиссаром первого ранга не принимались в расчет. От такой вопиющей несправедливости летчик Кривяков даже расплакался. Однако обычных в подобных случаях карательных мер не последовало. Прибывший на следующий день команду ­ ющий ВВС Красной Ар.мии генерал П.Ф. Жигарев объек ­ тивно и быстро во всем разобрался. Прощаясь с летчиками полка, командующий назвал их «бедовыми ребятами», имея в виду их опыт и высокое мастерство, мужество и дерзкую отвагу. Летчики-испытатели постепенно возвращгшись к пре ­ жней работе. В августе была откомандирована первая группа I из девяти человек. Среди них был капитан Г.Я. Бахчиван- I Д Ж И , сбивший к тому времени пять неприятельских само- ( .тетов. 15 мая 1942 года он первым в СССР совершил полет на самолете Би-1 с жидкостным ракетным двигателем. Во время одного из испытательных полетов в марте 1943 года Григорий Яковлевич погиб. Спустя тридцать лет ему пос- г.тертно было присвоено звание Героя Советского Союза^. Именем выдающегося летчика назван кратер на обратной етсроие Луны. ;юяб]ш 1941 года поступил приказ об откомандиро- г- а-:;ти майора Груздева. Вместе с Бахчиванджи он испыты- Би-1. Сохранились уникальные кадры кинохроники этих лспытаипй, в том числе и мастерская посадка реактивного срмолота на одну лыжу. Вторая оторвалась во время взле ­ та, о чел: летчик не знал. Груздев трагически погиб 2 фев­ раля 1943 года, пытаясь найти эффективный способ борьбы со штопором на американском истребителе «Аэрокобра». Новый 1942 год начался с трагедии. На единственном исправном истребителе 1 января вылетел капитан Бородай. После выполнения боевого задания при заходе на посадку вышла только одна стойка шасси. Летчик начал уходить на второй круг. Неожиданно истребитель перешел в крутое пикирование, врезался в землю и взорвался. Тело летчика было обожжено до неузнаваемости. Сгорел даже один из трех его боевых орденов. Новый отсчет в боевой работе полка начался 4 марта 1^42 года — на четырех истребителях удалось сделать 17 боевых вылетов. Все они были связаны с ликвидацией стотысячной группировки противника, окруженной под Демьянском. В конце апреля в подк поступило восемнадцать истреби­ телей Як-1. Основная боевая задача полка состояла в сопро­ вождении, бомбардировщиков и штурмовиков. Работа очгнь ответственная, но однообразная и нудная. Для истребите­ лей гораздо веселее было вести воздушные бои или штурмо­ вать противника на земле. Но на войне выбирать не прихо ­ дится. Про летчиков 402-го у фрицев шла хорошая слава: даже бывая в большинстве, истр^ители противника неохотно ввязывгшись с ними в бой и при малейшей неудаче выходи­ ли из него. Осенью 1942 года полк завершил боевые действия на Северо-Западном фронте. Летный состав был распределен по другим авиационным частям. Штаб полка вместе,с тех ­ ническим составом был направлен в Багай-Барановку на переформирование. За этот период полк сбил 119 и уничто ­ жил на земле 105 самолетов противника. Свои потери — 45 самолетов, из них 11 — небоевые потери. 3. «СОКОЛЫ» НАДКУБАНЬЮ Военный городок 8-го запасного авиаполка располаг’ал- ся вблизи степного поселка Багай-Барановка в Саратовской области. Дальнейшая судьба полка была неопределенной. Поговаривали, что он, как таковой, не сохранится. Наконец 19 декабря все прояснилось: номер полка остается тот же. Вскоре во главе с майором В.В. Папковым с Дгшьнего Вос­ тока прибыли группа летчиков и техсостав. В начале февра ­ ля 1943 года прибы.ли эшелон с новенькими истребителями Як-1 Саратовского завода и делегация трудящихся го; ща минут поджег второй. И в этот момент в командирский «Як» угодил снаряд. Огонь ворвался в кабину, обжигая лицо и руки. Летчик бросил истребитель вниз, надеясь сбить пла ­ мя, и с ужасом увидел, что пикирует на свои штурмовики. К счастью, его заметили: строй расступился. Пылающую машину удалось посадить в кубанских плавнях. Пожар пре­ кратился, но Николаенков уже не мог покинуть самолет — потерял сознание. Подоспевшие пехотинцы вытащили его из кабины и отправили в медсанбат. Там его и отыскал Са­ вицкий. — Споткнулся ты, Дмитрий Ефимович, — сказал гене ­ рал сочувственно. — Не знал бы я тебя раньше — отдал бы под суд военного трибунала. Ты сражался не как командир полка, а "как рядовой летчик. Да еще бомбардировщики по­ теряли своего командира по твоей вине. В общем, подле­ чишься и пойдешь рядовым пилотом в соседний полк. Орде­ на твои сохраняются. 3 мая 402-й получил приказ: сдать все имеющиеся само­ леты другому полку и перебазироваться в станицу Тихорец­ кая . Поползли слухи, что полк будет расформирован как небоеспособный. Заместитель командира полка по политчас­ ти И.М. Ополев и начальник штаба Г.III. Шайморданов об­ ратились к командующему воздушной армии за разъясне ­ нием. — А , кто вам сказал, что полк расформировывают? — спросил Константин Андреевич Вершинин. — Генерал Са­ вицкий ваш полк аттестует с самой лучшей стороны. При ­ нято решение вооружить вас самолетами Як-9 и Як-7 с при ­ емопередатчиками и аппаратурой для ведения боя в ночных условиях. А через несколько дней поступил и приказ: сдать уце ­ левшие самолеты и всем составом убыть в Липецк на пере­ формирование. 4. ОСВОБОЖДАЯКРЫМ К исходу 21 июня 1943 года все летчики и три четверти технического состава 402-го транспортными самолетами были доставлены в Липецк. Остальные прибыли железнодо­ рожным эшелоном. После огненного смерча Кубани мир ­ ный, утопающий в зелени тихий город показался довоен­ ным сном. Приметы войны, конечно, были и здесь: незасы- панные воронки, окопы, ночное затемнение, военные пат- ЭМБЛЕМА 402-го ПОЛКА Последний фронтовой командир 402-го полка майор Анатолий РУБАХИН ПОЛК ОСОБОГО НАЗНА Ч ЕНИЯ Исторический очерк о бсэевом |г 1 у)ги 402-ГО Севастопольского, Краснознаменного,^ ордена Суркова нст]^!^ительного авиационного: полка 402-йистребительныйавиационныйполкосо­ бого назначения был сформирован из летчиков- испытателейпо личному приказу И.В. Сталина в первые дни войны и в ожесточенных сражениях прошел нелегкий боевой путь, завершившийся в победном сорок пятом под Берлином. Недэв- но он был выведен из Германии и расквартиро­ ван в Липецке. Так через пять десятилетий за­ вершила свой оборот историческая спираль — отлетчиков-испытателейклетчикам-исследова- телям. С богатойавиационнойисториейЛипецка этот полк связываетне только современность. Летом 43-го, после кровопролитных боев на Кубани, 402-й был выведен в наш город на переформи­ рование. Здесь онпополнился личным составом, материальной частью. Осваивая новые боевые самолеты, летчики одновременно прикрывали район базирования отналетов вражеской авиа­ ции. Все десять Героев Советского Союза, полу­ чивших впоследствии этовысокое звание непос­ редственно в полку, проходили переподготовку в Липецке. Многие летчики этой части а разное время обучались на Липецких, авиационных кур­ сах. Среди нихГерои СоветскогоСоюзаА.У. Ере­ мин, М.Е. Пивоваров, А.Е. Рубахин. Вольска. И вот долгожданная команда: 402-му перебазироваться на подмосковный аэродром Люберцы. В первых числах мар ­ та полк вошел в 265-ю дивизию 3-го истребительного авиа ­ ционного корпуса Резерва Верховного Главнокомандования. В составе этого корпуса под командованием генерала Е.Я. Савицкого 402-й оставался до конца войны. Корпус Савицкого оперативно вошел в состав 4-й воз­ душной армии Северо-Кавказского фронта, которой коман ­ довал генерал К.А. Вершинин, и 17 апреля сосредоточпея на аэродромах вблизи Краснодара. Боевое крещение по 1ка в новом составе проходило в разгар сражения за Малую зем ­ лю. Перед этим на фюзеляжах истребителей появилась от­ личительная эмблема — серебристое крыло с красной звез ­ дой, переходящее в разящий меч. — Сокол бьет налету, тем более красный сокол, — объ­ яснил значение этой символики Савицкий, пожелавший в первый день лететь в бой с летчиками 402-го полка. 20 апреля, в честь дня рождения своего фюрера, фашис ­ тское командование поставило на карту все, чтобы оконча ­ тельно сломить сопротивление советской авиации. Наши же соколы решили раз и навсегда завоевать господство в небе над Кубанью. С самой зари в воздухе стоял сплошной рев моторов, гул взрывов, треск пулеметных очередей, хлопки зенитных разрывов. Четыре полковых вылета выполнили в тот день летчики 402-го. Задача была простая и сложная одновременно; прикрыть плгщдарм со стороны моря. Имен ­ но оттуда вражеская авиация чаще всего совершала налеты. 29 апреля летчики полка уничтожили одиннадцать вра ­ жеских самолетов. В этот же день в воздушном бою погиб командир полка майор В.В. Папков. Его самолет взорвался в воздухе, и обломки упали в цветущие сады станицы Крым^ ской близ Краснодара. Сбит был и его ведомый младший лейтенант А.И. Бойко, которого пехотинцы похоронили в районе станицы Абинская. — К войне привыкают, — сказал, выступая на траурном митинге новый командир полка Дмитрий Ефимович Нико ­ лаенков, — но к смерти близкого человека, боевого товари ­ ща привыкнуть нельзя. Солдат умирает, но Россия живет. Победа будет за нами! Вскоре в небе над Кубанью разгорелось второе воздуш­ ное сражение. Войска нашей 56-й армии перешли в насч уп- ление. Оно поддерживалось активными боевыми действия ­ ми штурмовиков и бомбардировщиков под прикрытием ис ­ требителей. Немцы ввели в бой всю авиацию, что имелась на этом участке. Нгшряжение воздушных боев было высо­ чайшим— до восьмидесяти самолетов на километр фронта с обеих сторон. Один из плененных немецких летчиков поведал, что они стали опасаться воздушных боев: — С тех пор, как «Дракон» (позывной командира 3-го корпуса Савицкого) привел на фронт свою «дикую дивизию», мы потеряли половину эскадры. Неплохая аттестация, тем более из уст пилота эскадры «Удэт», снискавшей себе мрачную славу в небе Польши, Югославии, Греции, Франции. На фюзеляжах ее самолетов выделялась эмблема — черные когти орла, вцепившиеся в окровавленное сердце. Но удача на войне — птица мимолетная. Истину эту в полной мере познал на себе командир 402-го Николаенков. 1 мая полк прикрывал бомбардировщиков. Задача была выполнена, но на обратном пути шестерка «мессершмит­ тов» обманным маневром обошла наши истребители и сбила ведущего — командира бомбардировочного полка. Никола ­ енков в это время вел бой с другой группой вражеских ис ­ требителей. В упор расстреляв один «мессер», он через пару рули... На два с лишним месяца Липецк стал родным до- ■мом для авиаторов, измотанных непрерывными боями. Здесь отпраздновали и вторую годовщину полка. В Липецке полк пополнился летным и техническим со­ ставом. Были получены новые самолеты Як-1 и Як-9, кото­ рые нужно было освоить в короткий срок, ввести на них в строй,молодых летчиков. Задача не такая уж простая, если учесть, что полку боевые задания предстояло выполнять в ночных условиях. В конце августа полк получил приказ перебазироваться в Ново-Шахтинск в оперативное комгшдование Южного фрон­ та. Снова началась боевая круговерть для «соколов» 402-го, уже не только днем, но и ночью. В один из дней звено капитана Манукяна в составе Гав­ рилина, Новикова и Шпунякова в районе Большого Токма- ка встретилось с девяткой Хе-111. В скоротечном пятими ­ нутном бою все бомбардировщики были сбиты. Доставалось и нашим летчикам. Как-то Гаврилин со сво­ им ведомым Алексеенко возвращался со «свободной охо­ ты», во время которой было уничтожено три фашистских самолета. Над территорией, занятой противником, они были атадованы группой «мессершмиттов». Самолет ведущего был поврежден, а стальной сердечник снаряда, пробив бронес­ пинку, вонзился в тело летчика. Как посадил самолет и вылез из горящей кабины, Гаврилин не помнил. Очнулся на дне воронки. Когда стемнело, по лощине пополз в сторону села. Жившая в' крайнем доме семья, в которой было трое детей, с риском для жизни укрыла летчика. Чтобы не нашли соба­ ки-ищейки, его зарыли в навоз. Когда вскорости наши во­ йска освободили село, Павла Федоровича внесли в хату, об­ мыли, перевязали раны, хотя он и был без сознания... . Полковой врач Щипахин говорил потом: — Ни из одного воина я не извлекал столько круповской стали, сколько из богатырского тела Гаврилина. Разных привозили ко мне на излечение, но у них хоть десять шан ­ сов из ста было, чтобы выжить. У Гаврилина я не видел ни одного; три позвонка всмятку и снаряд под сердцем. Так с вражеским снарядом в груди и вернулся Павел Федорович в родной полк. Дошел, вернее, долетел до Бер ­ лина. За мужество и героизм стал кавалером Золотой Звез ­ ды. Новый 1944 год личный состав встречал на двух аэрод­ ромах — Агаймак и Аскания-Нова. Новым направлением боевых действий полка стал Сиваш — гнилое море. Назва ­ ние этого безжизненного уголка ласкового Азовского моря известно всем со времен гражданской войны. Форсирование Сиваша и штурм Перекопа стали легендой. И вот спустя четверть века история вновь повторилась... Главнейшей задачей бьшо прикрытие переправы через Сиваш. Немецкая авиация, не считаясь с потерями, стреми­ лась оборвать «нить жизни», питающую защитников плац ­ дарма. Не один раз им удавалось разносить переправу в щепки, но проходили считанные часы, и она вновь ожива ­ ла. С приходом 402-го «связующая нить» уже не обрыва­ лась. Выполнение этой задачи давалось нелегко как летно ­ му, так и наземному составу. Голая степь, промозглая пого­ да, воды не хватало даже для приготовления пищи... 23 марта 1944 года был снят с должности командир 402- го полка А.У. Еремин и на его место был назначен А.Е. Рубахин. Причина была несколько необычной... За отличие в боях полку было присвоено звание гвардейского. Сооб­ щить радостное известие выехал начальник политотдела авиакорпуса Н.Д. Ананьев. Погода была паршивая, грязь непролазная, и машина забуксовала. Выручил военный, проезжавший мимо на лошади. Когда машину вытаскива ­ ли, начальник политотдела учуял, что от всадника разит спиртным. На аэродроме Веселый от многих тоже попахи­ вало. Видимо, известие о присвоении почетного звания уже дошло в часть. Рассерженный и уставший в дороге Анань ­ ев вызвал командира и замполита. Я.М. Левин был трезв, как стеклышко, но не знал, где находится командир. Р а ­ зыскали Еремина в соседнем селе, откуда он прибыл наве ­ селе вместе с разбитной бабенкой. — Я вас отстраняю от командования полком, — выпа ­ лил начальник политотдела и сразу же выехал обратно в штаб корпуса. В третий раз фортуна отвернулась от 402-го полка. Еще на Северо-Западном фронте он дважды представлялся к при ­ своению звания «гвардейский», но тогда подвело качество оформления бумаг. Так, несмотря на боевые заслуги, он и не стал гвардейским. Но, невзирая на это, 402-й по-пре­ жнему являлся ударным в 3-м авиакорпусе. В апреле он включился в боевую работу по обеспечению наступающих на Крым наземных войск. Воздушные схватки становились все яростнее. Летчики 402-го днем и ночью вели бои с вра ­ гом над Севастопольской бухтой и Сапун-горою, Макензи- евыми горами и долиной Бельбека. Из тридцати шести летчиков, начинавших бои в небе Кубани, в полку осталось только семеро «стариков». Ос­ тальные — птенцы, которых нужно было учить. Одно из основных правил — дать возможность молодому летчику выиграть первый бой. Для этого посылали в такой компа ­ нии, чтобы немца ему на блюдечке преподнесли. Оставши­ еся в живых ветераны полка с благодарностью вспоминают своих учителей. Говорят даже, что 402-й послужил прото­ типом при создании кинофильма «В бой идут одни «стари­ ки». 5. РАДОСТЬПОБЕДЫ Летом 1944 года полк сражался на 3-м Белорусском, в составе 1-й воздушной армии генерала Т.Т. Хрюкйна. С началом операции под кодовым названием «Багратион» 402- й переключился на поддержку танкистов генерала Обухова и конников генерада Осликовского. В первых числах сентября полк вновь убыл в Багай- Барановку на переформирование, где личный состав пере­ учился на Як-3. 17 ноября 1944 года под командованием майора Рубахина 402-й влился в 16-ю воздушную армию генерада С.И. Руденко 1-го Белорусского фронта. Первой боевой задачей полка явилось прикрытие Магнушевского плацдарма на западном берегу Вислы, южнее Варшавы. Местом базирования был польский аэродром Вышницы. С наступлением морозов на Як-3 стада отслаиваться пер­ калевая обшивка на плоскостях — заводской дефект. Один летчик погиб по этой причине. Полк фактически оказался небоеготовым. Пришлось в полевых условиях переделы­ вать все заново. Материал снимался, обрабатывался ацето­ ном и после просушки вновь наклеивался, а затем красил ­ ся. От ядовитых жидкостей начались болезни; кашель, на ­ сморк, расстройство желудка, по всему телу пятна, на ру ­ ках язвы. (У многих, принимавших участие в восстановле­ нии соииолетов, с тех пор осталась стойкая аллергия на «хи ­ мию» — различные растворители и краски). К новому году все самолеты были в строю. 1945 год встречали вместе с поляками в семейном кру ­ гу — многие жили на квартирах. Хозяева достади свои праздничные припасы, да и фронтовой паек оказался кста ­ ти. Настроение у всех было приподнятое, победа была не за горами: Наступление войск 1-го Белорусского фронта под ко ­ мандованием Г.К. Жукова началось 14 января. Из-за пло­ хой погоды — дождь со снегом, низкая облачность, туман — действия авиации были ограниченными. В воздух под­ нимались одни «старики» — самые опытные летчики, ра ­ ботавшие на пределе человеческих возможностей. Командир корпуса Савицкий не просто посылал 402-Ц на самые ответственные и опасные задания, но и сам .летаЧ с ним, за что не раз получал внушения от вышестоящего начальства. Но у «воюющего генерада» на сей счет было собственное мнение. 402-й оставил в судьбе Евгения Яковлевича Савицкого и еще один след. Служила в штабе полка Лида Лазаренко. Видная из себя, но очень строгая. И приглянулась она од­ ному дивизионному начальнику» Поступило распоряжение: красноармейца Лазаренко откомандировать в штаб 265-й дивизии. Вся в слезах, Лида обратилась к командиру пол ­ ка , объяснив, что стоит за этим. О случившемся стадо из ­ вестно Савицкому. Во время очередного прибытия в полк он пригласил ее на беседу. Потом сказал начальнику штаба полка: — У вас слу'жит писарь по учету самолетов Лазаренко Лидия Павловна. Я заберу ее в штаб корпуса. И забрал... А после войны, в 1948 году, в новой семье родилась дочь, известная сейчас как летчик-космонавт Светлана Евгень­ евна Савицкая. 10 февраля полк перебазировался на свой первый гер­ манский ЕЙродром Морин. По дороге наземная команда ви ­ дела массу трупов и горы разбитой техники. Противоречи­ вые чувства вызывало это зрелище... Погода начала по ­ немногу устанавливаться, и вместе с этим стал возрастать накал воздушных боев. В этот день пришло сообщение о том, что Анатолию Ермолаевичу Рубахину присвоено зва ­ ние Героя Советского Союза. Радостное известие он полу­ чил в воздухе, где в это время вел воздушный бой.- ' Весь март и первую половину апреля одной из главных задач полка было ведение воздушной разведки: готовился штурм Берлина. Одновременно шли напряженные воздуш­ ные бои по прикрытию от налетов вражеской авиации на ­ земных войск, готовящихся к наступлению на направле ­ нии главного удара. Историческая битва началась 16 апре ­ ля . С утра погода была неважная — туман, низкая облач­ ность. Командир полка поднял в воздух две четверки ис ­ требителей. Первым девятку «юнкерсов» обнаружил Ма- нукян. — Шпуняков, свяжи «мессеров», — приказал Рубахин и повел четверку на бомбардировщиков. Немцы заметили наши самолеты, но продолжали идти плотным строем, уверенные в оборонительной мощи свое­ го оружия. После первой атаки четыре вражеских машины взорвались на земле вместе со своим смертоносным гру ­ зом. Оставшиеся, побросад бомбы, вынуждены были рети ­ роваться. Схватки проходили каждый день. Немецкие летчики дрались с отчаянием обреченных. Однако чувствовалось, что большинству не хватает выучки, и очень много хвале ­ ных геринговских асов нашли свою смерть от рук советс­ ких летчиков. Утром 23 апреля противник предпринял отчаянную по­ пытку нанести массированный воздушный удар по войс­ кам, прорвавшим оборону Берлина.' Рубахин поднял полк в полном составе. Двенадцать вражеских машин было унич ­ тожено в этом бою. Даже молодые летчики Ермохин и Си­ доренко сбили по одному «юнкерсу». После полного окру ­ жения Берлина 402-й включился в штурмовку долговре­ менных огневых точек в самом городе. 27 апреля полку было приказано обеспечить захват центрального аэродрома Темпельгоф и от имени 3-го авиакорпуса воодрузить на нем Красное знамя. На рассвете 2 мая на аэродроме Дальгов, где находился 402-й, раздадись выстрелы и крики: «Немцы! Немцы!». По шоссе в сторону аэродрома в сопровождении бронетранспор­ теров и зенитных установок двигалась колонна пехоты про­ тивника численностью до трех тысяч человек. Кроме зе ­ нитчиков и авиаторов, других наших войск поблизости не было. «Последний бой, он трудный самый...» Восемь с лиш ­ ним часов, до сумерек, отбивались техники и механики от наседавших врагов. С воздуха по колонне наносили удары свои истребители и пришедшие на помощь с других аэрод­ ромов. 379 убитых и более полторы тысячи пленных — так закончилась неудачная попытка прорыва. В этом последнем бою погиб капитан Дугин. Звание Ге­ роя Советского Союза Николаю Дмитриевичу было присво­ ено посмертно. Имя Героя начертано на мраморной плите у бронзового монумента советским воинам в Берлине... Краткие итоги боевой работы полка за период Отечес­ твенной войны. Произведено боевых самолетовылетов: днем — 13359, ночью — 152. Количество уничтоженных самолетов — 810. Свои потери: летчики — 81 человек, инженерно-техничес­ кий состав — 2, прочий состав — 5, самолетов — 101 (в том числе небоевые потери — 13 самолетов). Подго товил ВЛАДИМИР МАСЛИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz