Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
новая к онцепция семейной политики 23 марта 1995 г. формирование " з олото г о миллиарда И ' № 55 (869) в Липецке он а читала курс лекций, встречалась с к олл егам и -уч евы м и , кон с у л ь ти р о в а л а п е д а го г о в - практиков. Эрудици я,г лубо кие знани я жизненных ре а лий в сочетании с опытом, принципиально новый, во многом непривычный пока дл я н ас взгл яд н а взаимоот ношени я личности, семьи, общества. Так отзываютс я о В алентине Георгиевне те, кто с ней общалс я . Эти отзывы и определили наш выбор сегод н яшнего собеседника «ЛГ». — Валентина Георгиевна, у вас множество ответствен ных об яз анностей. Нр г лав ное, чем Вы «болеете*, — это семь я, пережив ающа я сегод н я сложный период. В чем убеждают факты, статисти ка... — Может быть, скажу рез ко: в нынешней ситуации со здается реальная опасность распада всех общественных связей и деформации связей межличностных , возникает угроза разобщения поколе ний, утраты традиций, всей системы наследования куль турно-исторического опыта. Почему это происходит? Про цесс логичный — прежние авторитарные структуры быс тро разрушаются, а новые со здаются гораздо медленнее и нередко — непрофессиональ но. При всей уродливости пе риода «застоя* в те времена в се -таки сущ ествовал а об щность людей как нормаль ная «питательная среда* для личности И семьи... С другой стороны , пре жние попытки заменить се мейное воспитание общ ес тв енны м , сем ью—го судар с т в е н н о - о б щ е с т в е н н ы м и структурами различных на правлений (например,группы продленного дня, круглосу точные детсады и так далее) не оправдали себя. В итоге мы имеем феномен острого дефи цита общения детей и роди телей, взрослых и детей, при чем в гораздо более тревож ных формах, чем во многих цивилизованных странах. Вы видите, как быстро растет чис ло педагогически несостоя тельных, неблагополучных се мей — это тоже результат не правильной политики по от ношению к семье. — То есть вы считаете, назрела потребность в к о р а ном изменений Социальной политики общества и госу дарства?.. , — Да, в устранении разо бщенности социальных, пси хологических , педагргичес- ких , медицинских,' правовых мер, ориентации межведом с т в ен н о й си с т емы служ б соцзащиты населения на его потребности. В жизни нашего общества сейчас многое беспокоит., С углублением его кризиса все больше обездоленных семей, групп населения, усиливается социальная напряж енность . Конечно, меры по социально му обеспечению н а сел ени я предпринимаются (чаще всего — бессистемные и имеющие преимущественно материаль- взгляд, он менее всего подхо дит России — слишком праг матичен. Более предпочтите лен опыт Германии, Голлан дии, Швеции. Там есть много разумного, демократичного^ Сама я бьша в Голландии... Ма ленький городок со своим бур гомистром. Но у него в руках сосредоточено всего лишь 20 процентов всех средств соци- сем еиную п ед а го ги ч е с кую службу. Наши педагоги работа ют в социуме. В регионах Рос сии уже есть такой опыт, оп равдавший себя. При наличии подобной службы не семья идет что-то там просить, а к ней опы тный семейный педагог приходит на помощь. Он как бы ставит «социальный диагноз*, изучает психологические и воз- Требования у нас к кадрам вы сокие, поскольку знания соци ального педагога должны быть многообразны. Это и социаль ная политика, и право, и куль турология, и менеджмент, и управление, и медицина. Но прежде всего он должен быть психологом. Ведь это целая на ука — как войти в семью, не нарушая ее микромира, о чем С егодня у нас в гос тях — человек, много лет отдавший педагоги ке, социальной работе, науке, исследователь скому творчеству... Валентина Георгиев на Бочарова — доктор педагогических наук, профессор, президент общероссийской Ассоци ации социальных педа гогов и социальных ра ботников, директор межрегионального Цен тра Российской Акаде мии образования. «ВОЗЬМ ЕМСЯ ЗА РУК И, ДРУЗЬЯ ...» Тол ько так м ож но защитить д е тст во, ма тер ин ст во, сем ью , а значит — и будущ ее Р осс ии ныи характер, направленные, в основном, на лиц, находя щихся за чертой бедности), но они приносят лишь временный эффект. Они не могут проти востоять инфляции, росту ко личества тех, кто нуждается в помощи, при недостатке бюд жетных ресурсов. Кроме того, м атери альн ая помощь, к а к известно, далеко не всегда са мое д ей с тв ен н о е средство с о ц з ащ и ты . . . Н ужны иные пути. — Как я поним аю, их и должны искать и реализовать люди новой профессии в на шем обществе — социальные педагоги? — Новая профессия вызва на к жизни реальной потреб ностью в ней . Подготовкой таких кадров занимаются сей час уже 50 вузов страны. П я тый год оказывает научную помощь в этом важном деле и наша Российская ассоциация педагогов и соцработников, недавно ставшая полноправ ным членом Международной федерации. Той самой, кстати, которую уже много лет воз главляет в Женеве наш сооте чественник, прямой потомок декабриста Андрей Владими рович Муравьев-Апостол. Рос сия стала 56-й страной, вошед- 1пей в Федерацию. — Общение с профессиона лами такого высокого класса, наверное, много дает? — Безусловно. В принци пе, речь идет о цивилизован ных формах развития социаль ной сферы. Мы познакомились с опытом многих стран. Н а пример, США, хотя, на мой альной сферы. Все остальное отдано в микрорайоны, и, под черкиваю, избранные народом депутаты решают, как распо рядиться средствами — что дать сегодня школе, детскому дому , ч то п о т р а т и т ь на спортгородок, стимулируя здо ровый образ жизни жителей... — Но там и иной подход к семье? — В этом все дело! Давайте разберемся, что представляла собой ранее в нашей стране структура взаимоотношений «человек—семья—общество». Мы с вами привыкли к тому, что у нас первично общество, государство , п ер ви чн а , цо крайней мере, ш кола , а не семья, не личность. Но это не так. Именно человек, его ин тересы, потребности первич ны, а государство,' общество, любые его институты — вто ричны. Мы, социальные педа гоги, первыми начали настой чиво утверждать такую пло дотворную и обоснованную концепцию. — То есть вы предлагаете п ер ев ерн у ть пир ам и ду «семь я—о бщество »? — Да. Сегодня положение таково, что семья всюду явля ется просителем. Ей приходит ся обивать пороги многих уч реждений, вплоть до какой-ни будь школы. Наша модель со вершенно иная: все службы в обществе должны быть развер нуты к семье, к ее конкретной жизни в микрорайоне, посел ке, большом доме. Но для это го необходимо иметь по месту жительства высококвалифици рованную.: медико-психолого- растные особенности людей, мир интересов, круг общения, условия жизни, проблемы, к решению которых затем под ключаются социальные рабо'Г- ники различных служб. В та ком случае легче выявлять и устранять причины негатив ных явлений, а не бороться только со следствиями (чем страдала многие десятилетия наш а воспитательно-профи- лгштическая работа). Социаль ные болезни, как и недуги те лесные, всегда легче предот вратить, чем лечить... — Что же, такой педагог вроде духовника? . — Можно сказать и так. У нас сегодня очень много ве домств: образование, культура, здравоохранение, соцзащита со своими подразделениями. И всюду, заметим, есть свои со- циат.йьщтработники, но они — профильные. Одни занимают ся детьми-сиротами, другие — инвалидами, третьи — преста релыми. И все, по сути, разо бщены... В нашей модели все служ бы к а к 0ы р а зом кн у ты на семью. Система управления развивается снизу вверх, а не наоборот, и осуществляется межведомственными Центра ми социальной зЦщиты насе ления, объединяющими уси лия , возможности, полномо чия, права и обязанности, фи нансовые средства, материгшь- но-технический и кадровый потенциал всех ведомств. — И главна я фигур а — се мейный педагог? Да где ж та ких универсалов вз я ть? ! — Вот мы таких и готовим. говорить, как пробудить в че ловеке желание за себя бороть ся, а не просто протягивать ему милостыню... — Ваша модель, как вы сказали, предполагает созда ние межведомственных цент ров социальной защиты. В том числе и на областном уровне?.. — Такие центры уже дав ным-давно есть во многих об ластях России, даже у ваших ближайших соседей — в Там бове. Липчане, к моему удив лению, почему-то оказались в стороне. К удивлению, потому что я знаю, что именно в ва шей области в свое время был интереснейший опыт работы с семьей по месту жительства. У вас, помнится, проводили даже крупные российские педагоги ческие семинары... Но сейчас в области сдела ны первые шаги по развитию социальной педагогики. Тщ<ие специалисты есть уже во всех детских домах , интернатах . Лиха беда начгшо. Главное — не останавливаться ... Конечно, и кадры надо го товить. У меня была в Липец ке встреча с ректором ЛГПИ, где хотят с нового учебного года открыть факультет соци альных педагогов и психоло гов. Мы готовы помочь мето дически ... — Дело новое, перспектив ное. Но, че стно скажу, Вален тина Георгиевна, есть и сомне ни я — не иде ализм ли это от части, когда многое рушитс я, меч тать о семейной педагоги ке? И потом — за счет каких' средств ее развивать? — Наверное, мы все, стре мясь к обновлению общества, немного не с того начали. Это сейчас начинают понимать и «наверху». Наплодили, к при меру, обильное число различных комитетов — соцзащиты, по де лам молодежи, по многим дру гим делам.... Столько нагороди ли, прибгшив чиновников, пря мо скажем, порой просто беспол езных и бездействующих. Зато сколько там солидных «ста вок*... Мы ставим вопрос не о до полнительных единицах, а о ра зумном перераспределении уже имеющихся средств. Один при мер. Можно угрохать миллионы рублей на строительство дома, престарелых. А в Татарстане поступили иначе: в больницах на зимнее время ввели для ста риков, живущих в селах, соци альные койки. Пожилые люди лечатся, отдыхают, а наступает., весна — возвращаются в свои дома, к своим садам-огородам и весну, лето, осень живут на при роде. Все довольны, экономия, подсчитали, громадная... Инте ресный опыт есть в Туве, Яку тии, на Ставропольщине... Где- то разумно использовали сред ства школьных групп продлен ного дня — открыли детские комнаты в жилом массиве. Где- то пересмотрели институт учас тковых врачей... — Дл я такого межведом ственного подхода , действи тельно, нужен общий центр, ориентированный на семью... — Кстати, как я заметила, у вас в области отчасти функции такого центра выполняет общес твенная организация — област ной совет женщин... — Да, наши женщины ак тивно цапоминают мужчинам, сто ящим у в ласти, о правах семьи. И многое в области все- таки делаетс я ... — Это хорошо, у меня, ког да бываю в регионах, в послед нее время возникает такое ощу щ ение , что люди берутся за руки. Вместе, объединившись, надо выходить из положения, в котором тяжело всем — детям, матерям , отцам, сейчас часто безработным. Еще раз повто рюсь: надо не милостыню лю дям подавать, а вырабатывать у них способность к самозащите. Есть такой психологический фе номен — человек не любит, ког да ему помогают. Ему важно другое: помочь адаптироваться, подсказать выход... Я уверена, инициатива сни зу нам всем поможет выработать единую концепцию семейной по литики. Именно она — самая предпочтительная для развития общества. Интервью Лидии ДУБИ НОЙ . Награды Великой Отечественной ОГДЕНД ЗА МУКЕСТВ 1 I КОМАИДИРСКИД ТААА1Т В истории создания орденов в годы Ве ликой Отечественной войны дата 29 июля 1942 года занимает особое место. В этот день Президиум Верховного Совета СССР издал указ об учреждении сразу трех но вых военных орденов: Суворова первой, второй и третьей степени, Кутузова первой и второй степени и Александра Невского. Уроки первого периода войны показа ли, что необходимым условием для дости жения нашей победы над врагом является мужество и стойкость командных кадров, их умение организовать и успешно выпол нить боевое задание. Для морального сти мулирования этих качеств у командиров всех степеней, начиная со взвода и кончая фронтом, и были учреждены эти новые боевые ордена. Орденом Суво рова 1-й степени н аграж дались к о мандующие фрон тами и армиями, их з ам е с ти т е л и , н а чальники штабов, начальники родов вой ск ф ронтов и армий. Первое награж дение орденом Су ворова первой степени было произведено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года. Среди на гражденных были 23 Маршгша Советского Союза и генерала, в том числе Г.К. Жуков, А.М. Василевский и Н.Н. Воронов. Орден Суворова второй степени давался командирам корпусов, дивизий и бригад их 'заместителям и начальникам штабов. Пер вым кавалером ордена П степеци 28 декаб ря 1942 года стал командир танкового кор пуса генерал-лейтенант Баданов. Автором ордена Суворова был студент Московского архитектурного института Петр Скокан. Было решено делать три сте пени ордена: первую — из платины, вто рую — из золота, третью — из серебра. Вы сшей степенью ордена является первая сте пень. За создание этого ордена П. Скокан на гражден орденом Трудового Красного Зна мени. Орденом Ку тузова первой сте пени награждались к о м а н д у ю щ и е фронтами и арми ями, а также их за м е с ти т ел и и н а чальники штабов. Орденом Куту зова второй степе ни н аграж дались командиры корпу сов, дивизий, бри гад и начальники штабов. Орденом Кутузова третьей степени на- гргшдались командиры полков, батальонов, рот и начальники штабов полков. Всего за годы Великой Отечественной войны орденом Кутузова первой степени было произведено 660 награждений, вто рой степени более 3300, и такое же коли чество награждений бцло произведено ор деном Кутузова третьей степени. Проект ордена Александра Невско го создавал двадца тишестилетний ар хитектор , выпуск ник Московского ар хитектурного инсти тута Игорь Сергее вич Телятников. На изготовление эскиза ему отвели всего одни сутки. В течение дня и ночи Телятников сделал три эскиза, в которых постарался отразить дух русского народа, его храбрость, отвагу через расположенные соответствующим образом на ордене щит, меч, лук, колчан со стрелами. В период Великой Отечественной войны орденом Александра Невского произведено более 42 тысяч награждений. Ордена Суворова и Кутузова первой и второй степени принято называть полковод ческими знаками отличия — ими награж дались крупные военачальники. В том чис ле и наши земляки. Генерал-полковник В.З. Романовский, уроженец села Вешаловка Липецкого района, командовал рядом ар мий. О нем рассказывала «ЛГ» 14 февраля с.г. в публикации «Бросок к Балтийскому морю». Награжден орденами Суворова пер вой и второй степени, двумя орденами Ку тузова первой степени. Генергш-майор тан ковых войск С.И. Мельников (село Линов ка, Задонский район) — член военного со вета 3-й гвардейской танковой армии— удостоен ордена Кутузова первой и второй степени, Суворова — второй степени. Ко мандир 20-го гвардейского стрелкового кор пуса генерал-лейтенант Н. Бирюков (село Княж ая Байгора, Грязинский район) имеет два ордена Суворова второй степени и ор ден Кутузова второй степени. Командир 7- го гвардейского кавкорпуса генерал-лейте нант М.П. Константинов (г. Усмань) — ка валер ордена Суворова второй степени. Ге нерал-майор С.С. Гурьев (село Ленино, Ли пецкий район), командовавший 16-м гвар дейским стрелковым корпусом, удостоен ор дена Кутузова второй степени. | Как видно из статутов орденов Алексаш дра Невского, Суворова и Кутузова третьей степени, ими награждались, в зависимости от заслуг, средние и старшие командиры, которых война вырубгша особенно беспощад но. Среди кавалеров этих орденов также есть наши земляки —■Герои Советского Союза, дожившие до 50-лвтия Великой Победы, полковник в отставке М.А. Ануфриев — ка валер орденов Александра Невского и Су ворова третьей степени. Полковник в отстав ке И.Ф.Кованев награжден орденом Суво рова третьей степени. Майор в отставке Г.Е. Черешнев имеет орден Александра Невско го. Подготовил М. ТАМАНИН, подполковник в отставке. П родукция Грязинского пищекомбината поступает во в се регионы Р о с с и и и ближнего зарубеж ья . Работники комбинат а , учитывая условия нынеш него рынка , стараются р а с ширить ассортимент п р о д у кции и выпускать е е в с о врем енной красочной уп а ковке . ' НА СНИМКАХ ; техник-хи м и к Ольга Васильевна Бол ды р ев а ; мастер Мтзинова Т .П . , упаковшицы Д е н и с о ва Т .А ., Р аскина Е .А . , м а с тер Ком арова Л .В . , упаков щ и ц а Н е к р а с о в а О .В . ; в цехе пряностей упаковщ и цы Фролова Т.А. и Тужил - кина С. И. Фото Е. САМОХВАЛОВА. КАЧЕСТВО ПЛЮС ДИЗАЙН У НАС В КВАР таР Е ГАЗ. А У ВАС? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Возьмем, к примеру, поселок Дгшьний, что расположен в До- бровском районе. До него от бли жайшего густонаселенного пун кта 10 километров, и все — ле сом. Жителей же в Дальнем — «кот"наплакал». Подсчитайте, в какие средства выльется для об ласти одна только вырубка лес ной трассы под газовую магис траль? Целесообразна ли такая газификация? — Возможно, вы и правы, — сказал мне в разговоре замести тель генерального директора АО «Липецкоблгаз» А.М. Наролин. — Только не забывайте и о том, что в этом, забытом Богом, Даль нем, проживают люди, которые, как и все мы, мечтают иметь нор мальные бытовые условия. Так почему же они из-за финансовеш целесообразности должны быть для области пасынками? Приве ду и такой аргумент: куда при ходит газ, там непременно воз рождается жизнь! Прекрасно, конечно, понимаю: финансиро вание нынче решает все. И мес тные администрации, в первую очередь, будут стараться газифи цировать густонаселенные жи лые пункты. И все же — давай те, будем думать и искать сред ства и для таких, несправедли во забытых, поселков и дереву шек. Проблем по решению про граммы газификации области на бирается немало. Но они, по сло вам специалистов, решаемы и уже решаются. Поднатужиться газовикам, безусловно, придет ся, ведь производимые ими до этого года объемы работ необхо димо будет увеличить в полтора раза. Но к этому строители го товы, в своих силах уверены. \ Программу предстоит выпол нять не только одним «облгазов- цам». В газификации области принимают самое прямое учас тие и работники «Липецкгазст- роя» (гендиректор А.П. Крылов), и ряд подразделений наших ме лиораторов. Да и власти всех уровней обещают поддержку. Вот только, дгш Бог, чтобы револю ций в нашем государстве было поменьше, да правительство не мешало бы работать. А там, гля дишь, и планы намеченные бу дут выполняться, и люди начнут улыбаться, как в прежние годы. А. ЖАДОБ. Р .8 .Кстати, АО «Липецк облгаз» заказало в Москве в ГазНИИпроекте техничес кую документацию и приоб рело «кальки» на блочный га зора спр ед ел и те л ьны й пункт. В настоящее время на базе акционерного об щества приступили к их вы пуску. Программа газифи кации области начала наби рать обороты... М и ш а И с аев: НАМ ОТВОДЯТ ОА ОДАОЕТЕ ЛИШЬ ПЕРВЫЙ «ЗТАЖ» Михаил Васильевич Исаев — до ктор экономических наук, профессор, академик Российской экономической академии. На днях он в кругц таких же, как он, людей от большой науки, людей, болеющих за Россию, сказал то, о чем многие из нас молчат. Вот его речь; ' — Россия по своему геополитическо му положению является , можно сказать, самой благоприятной страной мира. Это видно, если учитывать хотя бы два пара метра: месторасположение ее, к а к связу ющего звена между Востоком и Западом, и российское ресурсное могущество. Одна страна имеет половину, и даж е более, ресурсов, чем все остальные страны , а, скаж ем , в энергетике — 60 процентов. Естественно, при таком раскладе инте ресы России и остального мира не совпа дают. Н ачиная с конца 19 века , а точнее — с 1884 года, с так называемой Берлинс кой ко н ф ер ен ц и и , ,мир установил , что предстоит ресурсный дефицит, он будет нарастать, и по отношению к ресурсодо бывающим странам нужно вести полити ку , которая бы удовлетворяла более р а з витую часть света. В наше время эта стра-1 тегия превратилась в формирование так называемого «золотого миллиарда» . Что это такое? Человечество вступило в 20-е столе тие с численностью 1 милдиард 750 м ил лионов человек. Теперь на Земле — 5 мил лиардов 600 миллионов человек. А ре сурсов не добавилось. Они по большей части — невозобновляемы . И каж дое де сятилетие , каж ды й год проблема эта на р а с т а е т , у су гу б л я е т с я . Если ресурсы разделить на Земле всем поровну, то для многих это сработает на понижение нынешнего уровня. Поэтому формировалась идеология дифференциро ванного обеспечения, когда в зависимос ти от «этажа» , который занимает та или ин ая страна в' своем развитии , — соот ветствующее к ней и отношение. Наивыс ший уро в ен ь— «золотой миллиард» . Это население сегодняшней Европы , Аме рики и Японии, которое ставит целью за крепиться на занятом ею «этаже* обес- печейности. А это возможно лиш ь за счет ресурсов других стран. Россия в «золо той миллиард» не попадает. Наоборот, мировая стратегия развития и процвета ни я хотела бы; существовать за счет нее. И нынеш няя ситуация это блестяще под тверждает. Идет так называемый вывоз капитала из России, за счет этого осу ществляется поддержка социальной и по литич еской стабильности за рубежом Именно там получают результат. Н а это направлена геополитика все 20-е столетие. Но никогда еще не полу чалось так ,, к а к теперь —-Россия проти водействовала несколько десятилетий, и только последние годы в ней началось обвальное пренебрежение своими интере сами. Н ужн а идея , которая бы это оста новила, которая бы сплотила народ, субъ екты федерации, всю страну. Это идея независимости Рорсии, независимого ра з вития на основе собственного природно ресурсного и интеллектуально-производ ственного потенциала. Она— объектив на.. Хотя бы в силу упомянутых геополи тических обстоятельств. Если ее возвес ти в ранг государственной политики , это было бы именно то, что послужило бы процветанию России. Хотя, естественно, нужен соответствующий курс, соответ ствующие правители и правительство. В одиночку с такой идеей не справиться Это должна быть мобилизующая сила для всего населения . Конечно ж е , с системой приоритетов. На первое место я бы поставил духов ное состояние общества. Если не будет тех, кого мы называем хранителями ис торических и культурных ^генностей Рос сии, если в наши души не будут прони ка ть ее интересы и эти интересы не бу дут гармонировать с наш ей жизненной позицией , то ничего доброго не жди . Б у дут преобладать корпоративность и ин дивидуализм . Д аже отечественное пред принимательство окаж ется бесперспек тивным — ведь в конечном итоге лидер ство будет за соответствующими между народными корпорациями . Такой опыт есть. Вспомните эксперимент, который про водился в 20-е годы с НЭПом. Трансна циональной корпорации , которая подо бным образом нацелена на богатства Рос сии , к а к говорится , без разницы , кто здесь правит бал — коммунисты , либера лы , демократы или анархисты , главное — взять свое. И мы должны защищ ать наш и приоритеты за счет собственной нёзависимости, партнерства, чтобы сохра нялось равновесие в мире, чтобы процве тание его было не за счет угнетения рос сиян и подавления экономики России. Второй при ори тет — безопасность страны . И не только военная, но и эко логическая , экономическая , продоволь ственная ... Тут опять-таки нельзя обой ти мировую стратегию , в соответствии с которой идет, скаж ем , эколого-экономи ческая переориентация . Ресурсы выво зить становится неоправданно — первич ную переработку их лучше осуществлять на месте. Это так называемый «первый этаж» . Его и отводят России. Роль ее 'добыча и первичная переработка. Не бо лее. Остальные стадии должны осущес твляться в других странах. А значит, уже не идет речь о высоких технологиях для России. Это можно видеть на примере электронной промышленности, сельско хозяйственного производства, других от раслей. Отсюда — зависимость, сокраще ние собственных мощностей, вытеснение наш их продуктов и товаров завозными Это надо остановить. Записал Юрий ДЮКАР ЕВ Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz