Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
18 февраля 1995 г. Закон Липецкой области № 34 (848) О выборах главы м ест ной админис трац ии (г лавы м ест ного самоуправл е ни я) I I 1^11Л"Ч* П I •■ 1*1 I . т*шл 1 А _ А ^ _ II . _ I 11 ^ П ринят областным Собранием депутатов 9 февраля 1995 года у Гя а м I . ОЕЦНЕ ПВЛ еЖ ЕНЯ С тать я I . Законодательство о выборах главы местной ад - министоации (главы местного самоуправлени я) Выборы главы местной администрации (главы местно го самоуправления) (далее — главы администрации) про водятся в соотУветствии с Конституцией Российской Феде- Е ации, Федеральным законом «Об основных гарантиях из- ирательных прав граждан Российской Федерации», Уста вом области и настоящим областным законом. Настоящий закон действует на территорииЛипецкой об ласти. С тать я 2 . Основные принципы выборов главы админис трации Выборы глав администрации в городах, сельских посе лениях и их территориальных объединениях (районах и сельсоветах) осуществляются гражданами Российской Фе дерации, проживающими на соответствующей территории Липецкой области, на основе всеобщего, равного, прямо го избирательного права при тайном голосовании. Право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы мес тного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, имеющему место жительства на со ответствующей территории, определяемое в соответствии сФедеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации и достигщему 18-летнего возраста. Право быть избранным на должность главы администрации имеют граждане, достигщие ко дню выборов 21 года. Участие граждан в выборах является добровольным. Глава администрации избирается сроком на четыре года. Стать я 3 . Ограничени я н а право зан я ти я до лжности гла вы администрации Глава администрации не имеет права: состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов или групп; состоять в правлениях или других о^)ганаx управления предприятий, учреждений, организации; состоять на действительной военной службе; получать любые доходы, в том числе едино^еменные, или регулярные вознаграждения от предприятие учрежде ний, организаций, находящихся в муниципальной собствен ности, либо действующих на соответствующей территории или связанных с местным бюджетом, получением из него средств для своей деятельности, налоговыми либо иными Iфинансовыми льготами, кроме авторского гонорара, воз награждения за научно-педагогическую и иную творческую деятельность; участвовать в предпринимательской деятельности; занимать оплачиваемые должности в других государ ственных органах, общественных объединениях, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях. Стать я 4 . Принципы участи я гр аждан в выборах главы администрации Граждане участвуют в выборах главы администрации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый гражданин имеет один голос. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучас тию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. В голосовании по выборам главы администрации не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лищения свободы по приговору суда. Какие-либо иные, не предусмотренные настоящим за коном, прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в выборах главы администрации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, иму щественного и должностного положения, отнощения к ре лигии, убеждений, принадлежности к общественным объ единениям, продолжительности проживания в Липецкой области запрещаются. Стать я 5 . Равное избирательное право Избиратели участвуют в выборах главы администрации на равных основаниях. Стать я 6 . Пр ямое из бирательное право Избиратель голосует на выборах главы администрации за или против кандидатов непосредственно. Стать я 7 . Тайное голосование Голосование на выборах главы администрации являет ся тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Стать я 8 . Органы , обеспечивающие подготовку и прове дение выборов главы администрации Подготовку и проведение выборов главы администра ции, подведение итогов выборов обеспечивают избиратель ные комиссии по выборам главы администрации (далее — избирательные комиссии). Органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим законом, принимают необходимые меры и оказывают помощь из бирательным комиссиям в подготовке и проведении выбо ров главы администрации. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местно го самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправ ления, предприятия, учреждения, организации, обществен ные объединения, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в час тности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и ма териалы, давать ответы на обращения избирательных ко миссий в установленные соответствующим законодатель ством сроки. Стать я 9 . Н азначение выборов главы администрации Выборы главы администрации и дата их проведения на значаются выщестоящим законодательным (представитель ным) органом по согласованию с соответствующей адми нистрацией не позднее чем за два месяца до дня выборов. Сообщение о дне выборов публикуется в печати. При невозможности главы администрации осущес твлять свои полномочия вследствие его отставки или по другим причинам выборы главы администрации назнача ются соответствующим законодательным (представитель ным) органом по согласованию с соответствующей адми нистрацией не позднее чем через две недели со дня прекра щения исполнения главой администрации его функций. Глам I I . НЗБНРАТЕЛЬНЫН ОКРУГ, ООРЯДОК ОБРЙЗОКАННЯ 13БЯРК ТЕЛЫЫХ УЧЛСТК0В,ГЛРЛНТ1Я 0 3 БНРЛТЕЛЬНЫХ ВРАВ ГРЙЖДЙВ ВРХ СВСТЙВЛЕВНВ СЯВСХОВ ХЗБВРЛТЕ ЛЕЙ Стать я 10 . И збирательный округ Выборы главы администрации проводятся по единому территориальному избирательному округу. Избирательным округом по выборам главы админис трации является территория в границах соответствующей административно-территориальной единицы (района, го П о стан овл ение одиннадцатого яа седания Липецк ого обла стн ого Собрания д епутат ов о ароеате аВдастного закона «В ныВорах гдаоы м е сти й адмиикстрацни 1гдавы мастного самвднравдени| | » Рассмо трев проект об лас т ного закона «О выборах главы м ест ной админис трац ии (г ла вы м ест ного самоуправл е ни я) , пр ед лож е ни я по н е му коми тета об лас т ного Собрани я по ра боте с депутата ми и вопросам м ест ного са моуправл е ни я , облас т но е Собра ни е депута тов П ОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Прин ять об лас т ной закон «О выборах гла вы м ест ной админис трац ии (главы ме ст ного самоуправл е ни я) ». 2 . Нас тоящ ий Закон вс тупает в с илу со дн я его опуб ликовани я в об лас т ной газ ете «Лип ец кая газета ». Зам ест и те ль пр едседате л я об лас т ного Собрани я депутатов Ю.И. АЛТУХОВ рода, поселка, сельского населенного пункта, группы на селенных пунктов). Стать я 11 . Пор ядок о бразовани я из бирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов изби рателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой администра ции по согласованию с соответствующей окружной изби рательной комиссией с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других мес тах временного пребывания избирателей могут образовы ваться избирательные участки в тот же срок, а в исклТочи- тельных случаях — не позднее чем за 5 дней до дня выбо ров. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование изби рательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местнос тях. В этих случаях избирательные участки образуются в том же порядке по рещению окружной избирательной ко миссии. При этом должен быть обеспечен доступ в поме щение для голосования всем членам избирательной комис сии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной ко миссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Стать я 12 . Составление списков избирателей Всписки избирателей включаются все граждане Россий ской Федерации, проживающие на территории избиратель ных участков Липецкой области, обладающие на день го лосования активным избирательным правом, достигщие на день выборов 18 лет. Список избирателей составляется участковой избира тельной комиссией отдельно по каждому избирательному участку йа Основании сведений, предоставляетктю уста новленной форме главой администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой администрации по состоянию на 1 января и 1июля каждого года. Указанные сведения направ ляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов, но не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утвержденной соответствующей окружной изби рательной комиссией, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указьшаются фамилия, имя, отчество, год ро ждения и место проживания (адрес избирателя). В отноще- нии граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указьшаются день и месяц рождения. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах распо ложения воинских частей, составляется на основании све дений, представляемых командиром воинской части в сро ки, установленные в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах идругих стационарныхлечебно-профилактичес ких учреждениях, а также в иных местах временного пре бывания, составляется на основании данных, представляе мых руководителями указанных учреждений. Избиратели, обучающиеся очно в высщих и средних учебных заведениях и проживающие в общежитиях, вклю чаются в списки избирателей по месту нахождения обще жития. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Избиратели, поселивщиеся на территории избиратель ного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой- либо иной причине не включенные в список, дополнитель но включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверя ющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Данные об избирателях, проголосовавщих досрочно в помещении окружной, участковой комиссии, а также про голосовавщих в день выборов вне помещения для голосо вания, вносятся в отдельные списки, с последующей соот ветствующей отметкой в основном списке. Другие вопросы, касаемые составления списков изби рателей, рещаются по согласованию с соответствующей ок ружной комиссией. Стать я 13 . Ознакомление избирателей со списками из бирателей Списки избирателей представляются для всеобщего оз накомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждому гражданину предоставляется право обжало вать невключение его в список избирателей, а также о лю бой ощибке или неточности в списке избирателей. Заявление об ощибке или неточности в списке избира телей подается в участковую избирательную комиссию. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ощибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мо тивов отклонения заявления. Рещение избирательной ко миссии может быть обжаловано в выщестоящую избира тельную комиссию или в суд, которые обязаны рассмот реть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немед ленно. При положительном для заявителя решении исправле ние в списке избирателей производится участковой изби рательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов запрещается. Гдава I I I . Ш РАШ Ы Е1 Ш М 1 1 СС1 1 1 Стать я 14 . Система избирательных комиссий Организацию подготовки и проведения выборов главы ' администрации обеспечивают избирательные комиссии; об ластная (головная) избирательная комиссия; окружная из бирательная комиссия по выборам главы администрации; в пределах г. Липецка могут создаваться территориальные избирательные комиссии окружной избирательной комис сией. Порядок и полномочия таких избирательных комис сий определяются окружной избирательной комиссией в со ответствии со статьями 16 и 20 закона «О выборах главы администрации области»; участковая избирательная комис сия. Стать я 15 . Пор ядок формиров ани я окружной из биратель ной комиссии Окружная, избирательная комиссия по выборам главы администрации формируется не позднее чем за 55 дней до дня выборов в составе председателя и 4—14 членов комис сии. Формирование окружной избирательной комиссии осу ществляется на основе предложений общественных объеди нений, собраний избирателей по месту работы, службы, уче бы и жительства. Состав комиссии и ее председатель утверждаются соот ветствующим представительным органом по представле нию главы администрации по согласованию с областной (головной) избирательной комиссией и должен иметь, как правило, высшее юридическое образование. Заместитель председателя и секретарь окружной изби рательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В состав окружной избирательной комиссии не могут входить кандидаты на должность главы администрации, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кан дидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредствен ном подчинении. После регистрации кандидата на должность главы ад министрации избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в окруж ную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кан дидата, по одному члену с правом совещательного голоса. Полномочия членов окружной избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избра ны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах на ту же должность; полномочия остальных членов окружной избирательной комиссии с со вещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов главы администра ции. Стать я 16 . Пор ядок формиров ани я уч астковых избира тельных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются ок ружными избирательными комиссиями не позднее чем за 40 дней до дня выборов в составе председателя и 4—12 чле нов комиссии из числа кандидатур, предложенных органа ми местного самоуправления. При определении кандидатур в состав участковой из бирательной комиссии органы местного самоуправ.чения учитывают предложения местных отделений, обществен ных объединений, трудовых коллективов, собраний изби рателей по месту жительства, собраний военнослужащих. Председатель участковой избирательной комиссии на значается окружной избирательной комиссией на основа нии представления органов местного самоуправления. В случае, если органы местного самоуправления соот ветствующего уровня не внесли предложения по составу участковой избирательной комиссии в установленный срок, формирование участковой избирательной комиссии про изводится окружной избирательной комиссией. Заместитель председателя и секретарь участковой изби рательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В состав участковой избирательной комиссии не могут входить кандидатуры на должность главы администрации, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кан дидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредствен ном подчинении. Каждое избирательное объединение икаждый кандидат на должность главы администрации вправе назначить по одному члену комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию того изби рательного округа, где этот кандидат на должность главы администрации зарегистрирован. Вдень голосования каждое избирательное объединение и каждый кандидат на должность главы администрации также вправе назначить в каждую участковую избиратель ную комиссию по одному наблюдателю, которые вправе присутствовать в помещении избирательного участка с начала голосования до подписания протокола участковой избирательной комиссии. Стать я 17 . Статус члена избирательной комиссии Члены избирательной комиссии, имеющие право реша ющего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии. Члены избирательной комиссии как с правом решаю щего, так и совещательного голоса: — заблаговременно извещаются о заседаниях соответ ствующей избирательной комиссии и присутствуют на них; — имеют право выступать на заседаниях соответствую щей избирательной комиссии, вносить предложения по во просам, входящим в компетенцию избирательной комис сии и требовать проведения по ним голосования; — имеют право знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии; -—^вправезадавать другим участникам заседания вопро сы в соответствии с повесткой дня и получать на них отве ты по существу. При принятии решения избирательной комиссией чле ны избирательной комиссии с правом совещательного го лоса в голосовании не участвуют. Члены избирательной комиссии, освобожденные на вре^ мя проведения выборов главы администрации от основной работы, вправе получать соответствующую денежную ком пенсацию за счет средств, выделенных на проведение вы боров. Члены избирательной комиссии, освобожденные на вре мя проведения выборов главы администрации от основной работы, не могут быть по инициативе администрации (ра ботодателя) уволены с работы во время проведения выбо ров или без их согласия переведены на другую работу. Члены избирательной комиссии во время проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответ ствующего прокурора к уголовной ответственности, арес тованы или подвергнуты мерам административного взыс кания, налагаемым в судебном порядке. Стать я 18 . Полномочи я о бластной (головной) избира тельной комиссии Липецкой области Областная (головная) избирательная комиссия коорди нирует мероприятия, связанные с проведением выборов в органы местного самоуправления, и оказывает методичес кую помощь соответствующим избирательным комиссиям. Стать я 19 . Полномочи я окружной из бирательной комис сии Окружная избирательная комиссия по выборам главы администрации: осуществляет контроль за исполнением настоящего за кона и обеспечивает его единообразное применение на тер ритории округа; входит в случае необходимости в областное Собрание депутатов с представлением о толковании настоящего за кона; распределяет денежные средства, выделяемые и привле каемые на проведение избирательной кампании; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; координирует и организуетдеятельность участковых из бирательных комиссий, устанавливает единую нумерацию участков для голосования по округу; заслушивает сообщения представителей органов местно го самоуправления, руководителей предприятий, учрежде ний и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; контролирует обеспечение участковых избирательных . комиссий помещениями, транспортом и связью, рассмат ривает другие вопросы организационного и материально- технического обеспечения выборов; контролирует своевременность и правильность состав ления списков избирателей и представления их для всеоб щего ознакомления; регистрирует избирательные объединения и их блоки; регистрирует кандидатов на должность главы админис трации, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения; обеспечивает соблюдение равных условий участия в вы борах всем кандидатам на должность главы администра ции; с привлечением трудовых коллективов и общественных объединений организует встречи кандидатов и их доверен ных лиц с избирателями по ^месту жительства; устанавливает форму избирательного бюллетеня, спис ков избирателей, подписных листов и других документов по выборам, образцы ящиков для голосования, а также печати комиссий, порядок хранения документов по выбо рам; утвержд;^ет текст избирательного бюллетеня для.голо- ^дрвайи^ю б^ изготрвдение бюллетеней,.бланков “ избирательных документов и обеспечивает ими участковые избирательные комиссии; организует досрочное голосование в помещении комис сии; получает от участковых комиссий протоколы о резуль татах голосования, подводит итоги, обеспечивает опубли кование в печати информации о результатах выборов; производит регис^ацию избранного главы администра ции и выдает ему соответствующее удостоверение об из брании; организует повторные выборы главы администрации; рассматривает заявления и жалобы на решения и дейст вия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; осуществляет другие полномочия в соответствии с на стоящим законом. Срок полномочий окружной избирательной комиссии определяется сроком полномочий главы администрации. Стать я 20 . Полномочи я уч астковой избирательной ко миссии Участковая избирательная комиссия: оповещает население о месте нахождения участковой из бирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; составляет списки избирателей по избирательному учас тку; проводит ознакомление избирателей со списком изби рателей, рассматривает заявления об ошибках и неточнос тях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; производит,подсчет голосов, определяет результаты го лосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подго товки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с насто ящим законом. Полномочия участковой избирательной комиссии пре кращаются после опубликования общих итогов выборов главы администрации. Стать я 21 . Гласность в де я тельности избирательных ко миссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты на должность главы ад министрации и их доверенные лица, представители изби рательных объединений, инициативные группы избирате лей и средств массовой информации, аккредитованные при этих комиссиях. Решения избирательной комиссии доводятся до сведе ния избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. В день голосования, с момента начала работы участко вой избирательной комиссии и до окончания оформления документов об итогах голосования, на избирательных учас тках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, канди датами, а также иностранные (международные) наблюда тели. Иностранные (международные) наблюдатели осущес твляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или из бирательным объединением с указанием его фамилии, име ни и отчества, места жительства, чьи интересы он представ ляет, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его удосто верения личности. Предварительного уведомления о натавлении наблю дателя на избирательный участок не требуется. (Продолжение на 6-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz