Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
е с ть т а к о й м а л ьч и к д е к а б р я 1 9 9 5 г . н е п р о г л я д и т е . . . М о ц а р т а № 2 3 4 ( 1 0 4 8 ) П РЕД И СЛ О ВИ Е К ВЫ П УСК У Дорогие друзья! сегодня, в близк ом преддверии Нового года (а вы, конечно, к нему уж е потихоньку готовитесь, прикупая всяк ие вк усности и подарк и близ ким) , мы в своем очередном выпуск е обратим вас к реальности. А она нынче всяк ая — и с о знак ом минус, и со знак ом плюс. Наша встреча — к алейдоск оп нынешней ж изни. Ваши собеседник и — ж урналист, расск азывающий о многодетных семьях города Л ипецк а; со- ■пзудник милиции, обращающийся к родителям с полезными и , мож ет быть, для многих неож иданными советами; психолог; полюбившаяся вам поэтесса с новыми стихами ... Мы отвечаем^ такж е на ваши вопросы: что так ое « Детсад-школа» , но вый тип учебного заведения дошкольного воспитания. Маленьк ая сен са ция — расск аз о мальчик е- вундерк инде... К стати , сообщаем , что в нашем к лубе теперь есть юрист, к оторый смож етответить на любые ваши вопросы по семейному праву. Пишите! Звоните: 2 5 - 0 0 - 6 9 ... Постоянный деж урный по клубу, ответственная за выпуск ж урналистЛ идия ДУБИНА. Ваш вопрос — н аш ответ « Д Е Т С А Д - Ш К О Л А » Уважаемый клуб «Очаг»! В поалчнее время часто приходится слышать об учебных заведениях дошколь ного воспитания нового типа «Детсад-шко ла». Расскажите, пожалуйста, о них. Н. СИНЕЛЬНИКОВА. г. Липецк. Новый тип заведений дошкольного воспи тания «Детсад-школа» появился внашей облас ти несколько лет назад всвязи с созданием на базе общеобразовательных школ групп- обуче ния шестилеток. Там, где было удобнее обу чатьмалышей впривычномдля них режиме дет ского сада, образовывались специальные груп пы, которые стали вести учителя школ. Сейч а с в о б ла с тном центре до школьн ых уч реждений ти п а «Дет с ад-школа » создано уже не мало. Основная их цель—максимальнолодго- товитьребенка к обучению в общеобра1зова- тельнои школе, помочь развить способности, дарования ребенка впериод, предшествующий его обучению в общеобразовательной школе, а внекоторых случаях и совместитьтакое обу чение. В ряде детских садов опытные педагоги ведут занятия с детьми по иностранным язы кам, учат малышей хореографии, ритмике, пе нию, изобразительному искусству и многому другому. В числе дошкольных учреждений, ведущих такую подготовку, детские сады г. Липецка N° 128, 118, 139, 34, 83, 125, 135 и многие другие. По всем интересующим родителей вопросам советуем обращаться в городское управление народного образования. Д ети России ФИЛО С О Ф коля и ЗРЛ ООДОЛЕЯ... Первое,чтоудивляетвКолеБоеве,—зрело с ть с ужденийиумениео б лечьихвлитературну ю фор му.Причемвнеоб ычном с оч ет ании сд ет с койбез- ы с ку с но с тьюм анер. Е с ли с лушатьКол ю, з акр ыв г лаза,пред с т авляет с я юный п ро фе сс о р, аглядеть нанего, «откл ючив »уши—видитсявеселыйге ройкиножурнала «Ералаш». Однимсловом, не подходитмальчикподрасхожиестереотипыблед ногозубрилыилибездумногосорванца. Онпросто—индивидуальность, характери живаядуша.Незадавленнаяправилами,расписа ниямиичужимиинтересами. — С п о с о б но с тиуменя с ам ыео б ы кновенн ые, — с кромнопризнает с я Ко ля.—Явообщевпер вомкла сс еучи л с я п лохо, Почтинатройки. Апо томвдругвомнезаговорилофамильноедо с тоин с тво ^иястадусиленноучить: сначала—домаш ниезадаМйяГпоФом—будущиеклассныетемы, потом;..*-прошел'Ввсьучебникдоконца,инауро кахсталоскучносидеть. Забавлялсяпапиными книжками... «Забавляться»настольнымикнигамистарше гоБоева,замечу,сможетдаженекаждыйстудент ЛГПИ. ТамВикторИвановичхимиюпреподает. Икнигамимамы,АнныИосифовныМоскаленко -тоже.Недавнооназащитилакандидатскуюдис сертацию. Су п ругиБоевы—о б ахимики.На с то леуних,я с ноеде ло,лежатне«ДикаяРоза »идаже невальяжныйМишельМонтень... Родители,видяинтерессына,задумались:что- тонадоделатьсегоучебой.Попросилиучитблей девятойсреднейшколыпроэкзаменоватьсына экстерном.Так«перепрыгнул»Колявторойкласс иочутилсясразувтретьем. Сн ачалаучил с я н апряженно, ав с кореопять « с т ало с кучно ». Послепятогоклассапошелсда ватьэкстерномзашестой. Диктантулитератора подрукойоказалсятолькозаседьмойкласс, и Коляуспешнонаписалего, ... Се.ми кла сс ни киникакнеотреагировалина новичка. Нев ы с о кий, забавнора сс еянный, аво общепареньтолков ый. О т кудаимб ы лознать поначалу,чтоКоляБоевгораздоихмоложе.Ког дажеузнали, тояз ы кнеповернул с я н азватьего мал ы шом. Задачкипофизикеонщелкалкакоре хи..-. С п риходомКо лиизменила с ьижизнь кла с с ногору ководителя ВалентиныДмитриевны Се ливер с товой,и атмо с феравколлективе: —Раньше,—говоритона,—япро с тоинте ре с о в ала с ьновин камипопредмету.Теперьжедля .менякажд ыйуро к—профе сси о н альн ыйэ кзамен. Боевзадаеттакиевопро с ы, котор ыхив книгах нет.Мнеэтооченьнравит с я .Ко ляневольнопод тягиваетве с ь кла сссв оимэ нтузи азмом. Ужене у с л ы шишьотребятбезвольное:«Яэтонерешу ». ... ТолькосфизкультуройуКолибылинела ды.Ноонупорнотренировалсянатурнике,зани малсябегом. Укреплялмускулыудедушкивде ревне,активнопомогияпохозяйству. И,Д 0 бидся своихспортивных-пятерок, , ! Сейч а с Ко п я унижеиддевятом кла ссви оЕм у а ; Я сп ро си лаего,чемонинтере с ует с я в жизни, кромекниг. .. —Дав с рм,—живоответи лКоля. — Своей м ладшей с е с трен койНа с тей, с о б ытиямив с тр а не,возможно с тьюизо б ретениям ашин ывремени. Е щевотми с тиче с киезнаки с удь б ыменяинтере с уют... __ 991 — Вот,например,шелнедавнопоулице,имне тяжелаябанкаспятогоэтажачутьвголовуне угодила.Думаете,случайность?Аможетбыть,это предупреждениесвыше,чтобыколичествочитае мыхкнигуменьшитьиулучшитькачествофило софскихразмышленийодуховномсодержании жизни?Выкакполагаете?.. Отнеожиданностиячутьнеселамимостула. Да, «вундеркиндов»унаснемало,ноКолинасо вершенновзрослаяответственностьзаразвитие собственнойДуши—этоужечто-тосовсемно вое. Может,оттого, чтоэраВодолеягрядет?Или потому, чтолюбимыйпредметКоли—химия— держитнаграниоткрытияещеодинэлементдля таблицыМенделеева—духовный? ‘ А. ТАМБОВ СКА Я . С П си хо лог и с о в етую т П У Т Ь к Г А Р М О Н И И Первое впечатлениепризнаком с твеимеет б о льшое значение, о с о б енное с лиэта в с треч а тщательнопланирует с я .Людио б ычнов п ервую очередьо б р аща ютвним аниенавнешно с тьче ловека. О с новыв ая с ьн атом, как в ыг ляделтот илиинойчеловек (плечи, грудь, ноги, волош, одежда,глазаит.д.), .можно сд е латьв ывод: «Да, внешно с тьэтого че ловека мненравит с я » или «Нет, онмнененравится». Попытайтесьзадуматьсянадвопросами:ка ковобылопервоевпечатлениеочеловеке, ко торыйсталваши.мсупругом(супругой)?Чтовы думаетеоего(ее)внешности?Чтоприэтомчув ствуете?Задайтесебевопросы: какиедействия вашегопартнера особенноваспривлекли?А можетбыть, какие-тоненравились? Ст алили дей с твияв ашегопартнерадругимипо с летого, как в ыузн алиего(ее) лучше? «Ятебял ю б л ю ». Услышатьэтитрислова —заветнаямечтамногихлюдей. Однакодля объяснениявлюбвимогут использоваться и другие'слова, которые выразят чувства чело векастольжеэффективно.Попробуйтеспокой носестьвудобноекресло. Пустьваши.мысли вернутсявпрошлое, когдавывпервыевстре тили своего будущего супруга или супругу. Вспомнитевсе, чтотогдавасокружало, гдевы были, покакомуповоду, ктотамбыл, чтовы делали. Попробуйтепочувствоватьтотпервый интерес, авозможно, безразличиеилинепри язньксвоемубудущемусупругу. Останьтесьсо своимивоспоминаниямипокрайнеймереде сятьминут, ивысможетеосмыслитьнастоящее состояние своегобрака: грозит ли ему опас ностьилионнеуязвим. Поэтическ ий островок 3 « я с п о ю Т У П Е С Н Ю . . . » в одном из недавних выпуск ов мы опублик ова ли стихи Антониды Со к оль с к ой . И получили отк ли ки читателей: понравили с ь. Сег одня п оэ те сс а при г отовила подборк у нов ых с тихов. По тем атик е они с ловно предназначен ы д ля наш ег о с емейног о «Оча га » ... БАБУШКА Больше мы не сядем на крылечке, Не прижмусь к родимому плечу. Без тебя осиротела печка И умолкло: «Аюшки, лечу!» Кто простит недетские забавы, Больутешит ласковой рукой?! Загрустили рощи идубравы, И затихла песня над рекой. Бабушка-голубушКа родная, Ты со мной, ты здесь... Ты не ушла! Без тебя не прожила б и дня я, Без тебя —как лодка без весла. • Свет л ю бви твоей идет с квозь год ы, Всем земным законам вопреки. Заронила зерна —видишь всходы: Я спою ту песню у реки! ОКНО Наше окно на четвертом молчало, Тьмой беспросветной с работы встречало. Как мне хотелось, чтоб вспыхнуло ярко. Лучшего не было б, милый, подарка! Наше пристанище после размолвки Так бесприютно. Напрасныуловки Быт приукрасить ковром или стенкой. От одиночества стынут коленки... Только подушка сносила немилость— (Мне ничего до утра не приснилось). Мокрая, смятая, вновь возвышалась Над изголовьем, как детская шалость. Яуходила с надеждой на встречу. Чтобыопять, возвращаясь под вечер. Взор, замирая, поднять от земли: Там, на четвертом, окно не зажгли... МАШЕНЬКА А у Маши —грустные глаза И улыбка—ре^^кая, как праздник. Наддевчушкой пронеслась гроза: «Подзаборной» —зло мальчишки дразнят. Плачет часто по ночам навзрыд Маленький беспомощный комочек. Почему же мама от обид Уберечь кровиночку не хочет?! Как заснуть без сказки и «баю» На чужих штампованных подушках. Не обняв роднулечку свою. Не шепн_ув «люблю» ей прямо вушко? От чужой руки—головку в плечи. Вздрогнет, и замкнется, и уйдет. Кто, скажите, душу ей излечит, Машеньке, которая так ждет?! Н аш и пра здник и 3 ТАКОЙ БОЛЬШОЙ ДОМ ... Н аш е вр е м я — вр ем я д о м о се д о в . П устую тк и н отеатры . Ве ч е ром бе злю дн о н а ули цах . И к ак ово ж е было м ое уди вл ен и е , к огд а я в од и н и з воск ре сны х д н е й приш л а в обл а стн ой Д вор е ц к ультуры . Зд е сь был п р а зд н и к в ч е сть Д н я м ате р и , и в за л е ябл ок у н е гд е было у п а сть . . . них дело нехмтрое. Этому я стараюсь обучить и своих детей. Даже мальчики мои умеют стирать, готовить обеды, вязать... Конечно, это большая радость и помощь Нине ...Отк рыла вечер «Шопениана» в исполнении студентов хореог рафическ ог о отделения Л ипец кого музучилища. Музык а, танцы задали настрое ние неж ности, возвыш енности всему происходя щ ему на сцене . . . Матерью всег да нелегк о быть, а в период ли холетья тем более. А если на тебе ответственность и забота о трех, восьми и даж е одиннадцати д е тишк ах? Именно таких мам и чествовали в тот ве чер. Печальные реалии наш ег о времени: из семи приглашенных семей ок азалось, что в трех мамы не работают, в двух — безработные и отец, и мать, в одной — папа. В неск ольк их семьях ищут работу уж е выросш ие дети . . . И тем не менее 'в каж дой семье даж е в столь слож ном полож ении соэфаняется дух общего друж ного и — счастливог о Дома . Немног о статистик и: в Липецк е сег одня 2225 семей с тремя детьми; 3 30 — имеют от четырёх до семи ребятиш ек , и всег о в девяти семьях от 8 и более малышей. — Так это вы Нина Ивановна Хохлова, мама одиннадцати детей? — удивилась ведущая вече ра, заместитель дирек тора областног о Дома куль туры Надеж да Григ орьевна Семенов а . — Да , — с м ^ и ла сь та и залилась румянцем, как девочк а. Стройн ая, в ы сокая, миловидная, Нина Ивановна выглядела г ораздо молож е своих лет. Трудно было представить, что рядрм.^ стоящие с ней к расивая девуш к а и парень- к репыш — это ее ( ^ ыросцш едети, она к азалась и 1 йХ 1 рост 10 .схард 1 ей- сестрой . Наверное, человек а делает молож е доброта . В доме Нины Ивановны тепло всем. Ее дети ра с тут трудолюбивыми, умеют все — мастерить по делк и, шить, вязать. Кстати, вся семья занимает ся общ им добрым делом — вяж ет вареж ки, носки, кофточк и для малышей Липецк ого детдома . — Я сама деревенск ая, — расск азывает Нина Ивановна, — а в селе ж енщины — все большие рукодельницы. Вязать, ш ерсть прясть, одеяло сте гать, вышивать, пирог и печь, сш ить ч то - то— для Ивановне, у которой день, как говорится, «ненор мированный», работа — круглые сутки. Дети за нимаются в три смены,' одних провожает, других встречает, и всех накорми, обогрей, приласкай. А она еще и работает, по утрам убирает подъезды дома... Вэтой дружной семье главный помощник Нине Ивановне, конечно, муж. Дети его любят: «Папа у нас деловой, никакой, даже женской, работы не чурается вдоме—и у плитыпостоит, если надо, и уберется в доме... — И все-таки, наверное, нелегко вам матери ально? —По-всякому, но мыне заостряем на этом вни мание. Нам хорошо вместе, у нас всегда в доме весело... А вот и еще одна мама, Раиса Ивановна Ме щерякова. Семья эт а необ ычн ая, в ней во спи ты в ает с я с емь п риемных детей. К ак это в ы ре ши ли с ь?—ч а с то сп р ашива ют Р аи с у Ив ановну. ... Когда Рае б ы ло одиннадцатьлет, у с о с едей с лучила с ь б ед а —умер муж, глава с емьи. Сосед ка, сломленная горем, оказалась в больнице, и двоих ее маленьких детей взяли к себе Мещеря ковы. Рая ухаживала за ними, холила, ласкала. Очень полюбила ребятишек. А тут в классе, где ' она училась, проводили урок на тему «Кем быть?». И Рая так и ответила, повмгнув в Изумление и друзей, и учительницу: «Ая буду многодетной ма- .шиой^ .АПоудивлялирь.гЦоулыбалисъиз^ыл!^ .- Но Рая своей детскбй и, может быть, в чем-то наивной мечте не изменила. Несмотря на обстоя тельства: когда вышла замуж, врачи сказали, что детей у нее не будет. Но встретила она в своей, жизни мужчину, с которым счастлива уже трид цать лет. И который тоже не мыслил себе дома без детей. И они появились, семеро усыновлен ных, удочеренных ребятишек. Вот как строится возрастная лесенка детей семьи Мещеряковых. Олег — 25 лет. Костя — 23, Оля — 21, Оксана — 19, Аня иЖеня — 15, Наташа — 13 лет. Последнюю троицу они взяли всемью в один день. Поехали в Грязи, в детдом, решив взять любого ребенка, кто подойдет к ним. А получилось наоборот. Увидела Раиса Ива новна среди других детей во дворе девчонку-со- рванца, резкую, грубоватую. Подумала: «Какая отчаянная»... И сама подошла к ней: «Тыменя не узнаешь? Я твоя мама»... Девочка замерла на полпути к очередной ша лости. Тихо выдохнула: — Мама?.. И бросилась к ней, раскинув руки: —Ятак тебя ждала!.. —А я тебя столько лет искала... В кабинете у заведующей Раису Ивановну ждал нелегкий разговор. —Не советуем брать эту девочку, у нее нару шена нервная психика, требуется лечение. К тому же у нее есть еще и младшая сестренка... — Беру обеих, — не дрогнула Раиса Иванов на. Когда уже одевались, кто-то из малышей про тянул ей записку: «Мама, забери меня отсюда^», —было написано в ней корявым детским почер ком. — Это Женя передал, вон он, под стол спря тался... Так и усыновили они всю троицу... На вечере Мещеряковы стояли на сцене боль шой шеренгой. За последние годы семья очень выросла, так как у старших сыновей и дочерей Мещеряковых пошли уЖе и свои дети. У Раисы Ивановны уже четверо внуков. Большая ее ра дость... I ...Теплым, сердечным был этот праздник. Чес- ’ твовали каждую из семи приглашенных семей — Полищук, где.тоже 11 детей. Суховерховых и Не красовых — 8, Васиковых й Шамриных — 5, Пи воваровых, в которой четверо: дочка Ульяна мтри богатЫря-близнеЦа— Илюшй, Ат1ёша и Никита. ...Я заметила, какими расходились с этого вечера зрители: спокойные, улыбчивые, ра.'вдум- чивые лица. Свет любви, царящий на сцене, от раженным лучом согрел каждого. Хороши 1 й по дарок преподнес горожанам областной Дворец культуры. Он помог отвлечься от повседневной суеты, обратиться к тому, что непреходяще. Не хлебом единым... И. ТКАЧЕНКО. ^ - г. ^ > ..1 и В се х орош о , к огд а мы вм е сте . Ваш ин спек тор ЧТОБЫ ВЫ БЫЛ И с п о к о й н ы . . . Уважаемые родители! Представьте себе ситуацию. Вечером в субботу в отдел милиции прибегает крайне взволнованная мама, на глазах—сле зы: дочь-четвероклассница ушла вмес те с классом на дневной спектакль в театр. Но вот уже темно, а ее нет. Мама сходила домой к однокласснице, вы яснила, чтодевочки давным-давно ра зошлись по домам. У соседских под ружек ее тоже не оказалось... ЧП—пропал ребенок. Маме рисб- вались самые мрачные картины, ведь нынче жизнь такая, что всякое может случиться. Естественно, работники милиции немедленно начали поиск, дали по все му городу ориентировку с приметами девочки. Началасьневидимая для мно гих, но большая работа специалистов. Асотрудник отдела поделам несо вершеннолетних вместе с участковым начали поиски по месту жительства, в своем микрорайоне. Опросы по квар тирам, по дворам... На это уходят по рой многие часы, а бывает, и сутки. Но на этот раз, к счастью, на поис ки потребовалосьне более двух часов. Девочку нашли... преспокойно играю- Продолж аем публикацию материалов под рубрик ой «Ваш ин спектор» . Сегодня разговор с родителями ведетинспектор М ос к овск ого отдела милиции Елена МАТУСЕВИЧ. щей в компьютер в квартире другой девочки, живущей в соседнем дворе. Нет, они не одноклассницы идаже не дружили. Просто скучающая юная хо зяйка компьютера пригласила «вком панию» девочку, гуляющую во дворе. А та впервые попала в дом, где так многовсего интересного: видеотехни ка, большая красивая собака, вкусные деликатесы к чаю... А потом захваты вающая игра, за которой времени не замечаешь... И такие случаи совсем не редки. Многие дети гуляют где угодно без ве дома родителей. Хочется посоветовать мамам и папам: не создавайте себе (да и нам, работникам милиции) лиш них хлопот. Раз и навсегда договори тесь с детьми: о том, где они и сколь ко времени находятся, взрослые до лжнызнатьобязательно. Сделайте это не вприказном тоне. Аргументирован но убедите их в том, что речь идет о серьезной вещи —об их безопаснос ти, защищенности. Хотелось бы также предупредить родителей: не оставляйте у себя но чеватьприятелей или подружек своих детей. Нередки случаи, когда такие постоянные ночевки (да еще попере меннодруг удруга), порождают у под ростков желание «погулять» без при смотра мам и пап. Однажды подрос ток около месяца регулярно «гулял» таким образом по'вечернйм дворам. - Когда все-таки родители спохватились, мы разыскали мальчика. Причем вы яснилось, что иногда он ночевал не только вдоме своего друга, как счита ли взрослые, айв других чужих квар тирах, где он оставался с согласия родителей. Этим ничего не знающим о семье мальчика взрослым подрос ток наговаривал на своих близких что угодно, лишь бы ему разрешили пе реночевать: что у него родители «ал каши», что отец его бьет и т.д. Гулял себе вудовольствие... Хоро шо хоть, ничего не натворил противо правного. Внушите детям, что дом есть дом, и заведенный порядок в нем, семей ные устои, уважительные взаимоотно шения с близкими надо поддерживать неукоснительно... И еще один совет. Сейчас во мно гих квартирах ставят вцелях безопас ности железные двери. Это хорошо, все-таки спокойнее, особенно, если в квартире остается порой один школь ник. Но иногда при обходе квартир по служебным делам мы, работники ми лиции, убеждаемся, что ребенок, хотя в квартире нет взрослых, спокойно открывает железную дверь, услышав слова: «Из милиции...» Хорошо, если это пришли действительно сотрудни ки милиции, а если те же слова ска жет квартирный вор? Вот вам и же лезная безопасность... Строго-настрого накажите ребен ку, если нет взрослых, вообще никого не впускатьвкв’артиру. Комудействи тельно нужно, ондождется, найдет ро дителей, перезвонит им на работу, ос тавит записку впочтовом ящике и т.п. Постарайтесь, чтобыввашемдоме всегда было спокойно. Всего вам до брого! И з почты «сОчагащ 3 А Г О В О Р Я Т , Ч Т О М О Л О Д Е Ж Ь Н Е Т А . . . частенькозадумчивая, грустная. Имывсеее'по нимаем, сочувствуемей—онародила. Ниночку ужебезмужа,которыйпогибтрагически.Дочка —любимицаЛюды, Всвоиполторагодатакая энергичная, крепенькая, схарактерам—лихо «воспитывает»идедушку, ибабушку,, отстаивая своижелания... ... 'Уполной,рассудительной,красивоймамы Наташи—ГалиныЛ., двоедетей—мальчик и девочка. Вовчик ужевпервомклассе. Безотказ ныймаминпомощник,'бегаетзахлебом, моло ком. «Какойонутебя.Галя,красивый».,,—часто Нынчедетейнамногоменьшерождается. Да этои«невооруженнымвзглядом» заметно— меньшесталовгородскихдворахдетскихколя сок,редкоувидишьнаулицеженщину«вположе нии»... Авотнашемудомуповезло—унасочень многодетей.Летомдетскийсмех,шум,гамстоят дотемноты... Онитакиеразные,нынешниемолодыемамы... ВотмамаЛерочки—•МашаИ. Оченьинте ресныйчеловек. Онаокончилаинститутймени ЛесгафтавСанкт-Петербтоге. Стройная, всегда подтянутая. Онаисейчасбегаетвместесосвоей маленькойЛерочкойнаработу—ведетзанятия пошейпингу. Онаоченьмногоумеет: рукодель ница, кулинарка. Своюхуденькуюдочкувоспи тываетразумно,никогдананеенекричит. Когда Лерочканасвоихтоненькихножкахубежитда леко, ксамойдороге.Машаееспокойновернет, терпеливоразъясняя, чемопаснадорога. ИЛе рочка,неслышащаякрикавсвойадрес,никогда неплачет. Всебольшеулыбается... ... Инночкумама, Надя, родилаещестудент кой, учасьв«политехе». Можетбыть, поэтому Инночкаскорее«дочь» бабыЗины, онавнучку большерастиласпервыхдней. Авотвторыму НадиродилсясынАлеша. ЕгоНадяпестуетихо литсама. Делаетэтокак-толегко. Веселая, жиз нерадостная, всегдаярко, модноодетая, прима кияже, хохочаирассказываяопроделкахАлеш ки, меняетемуштанишки, рубашонку, когдаон сильноизмажется.Ведьонзабираетсявсюду,куда «нельзя». ИногдаявшуткуговорюНаде: «Быть емугенералом...». «Этоточно!»—смеетсяона. ... ПросыпаетсявколяскеНиночка. Сначала кряхтит,приноравливаясь:незареветьлией,если мамадолгонеподойдет?НоЛюдаX. начеку. Улыбается,сияетнавстречудочке,хотясамаона говорятженщины. Онапохвале, конечно, рада нонепреминетвсежесказатьприсыне: «Если быещеиучилсялучше...»Вовкаобычноделает вид,.чтонеслышит. МолодыемамынашегодомаО'Ченьдружны. Всемдруг сдругомделятся. НаЯблочныйспас устроиликоллективныйпраздник. Папырасчис тилилужайкуваллеяхвозледома, принеслидач нуюмебель. Всенатащиливкусныхугощений— навесьдом. МамаМаша испек.яабольшущий пирогсяблоками.МамаЛенаугостилавсехтор томизамечательнойпиццей. Большевсегобылидовольныдети. Налако мились, наигрались... Как потомрассказывала намдомовой«философ»—пятилетняяСашень ка:«Всебыливотпаде...Вотбытаккаждыйдень!» Какхорошо,чтоони,молодые,дружные.Так нынче,легче, проще, радостнеевоспитыватьма лышей... Как-тоАнтуанЭкзюперисказал: «Вкаждом ребенкерождаетсяМоцарт...» И хочетсяпоже лать:непроглядитеМоцартавсвоемребенке,мо лодыемамы! г. Липецк. Елизавета ДЮЖИЙ. БЕЛ О Р У Ч К АМ И Н Е Р А С Т У Т . . . Замечаю,впоследнеевре.мясовсе.м'переста- .чирассказыватьвпечатиотрудовомвоспита ниивЩколах. Пбче.му, непонятно... И поэто-муоченк отрадномне, бывшех(у врачу, нынепенсионерке, былоувидеть, как прививаютдетямлюбовьктрудувЗадонской среднейшколе№1. Япобывалатамнедавно, таккакэто—мояроднаяшкола.Училасьздесь ещедовойны, когдадиректоро.мбы.чВл^дц- .мирВладимировичСевостьянов. Вгодывойны,взданиишколырасполагал сягоспиталь, анашиурокипроходиливпри способленных зданиях, подвалах. Тревога за тревогой, амы, представьте, сидимвподвале прикоптюшкахичитаемстихиПушкина. Мы училисьитруди.лись, помогая взрослымчем могли.—ухаживализаранеными,работа.лина полях, вяза.линоски, варежкид.ляфронтови ков... Нассамажизньучилатрудолюбию. Конеч но, нынчеонадругая. Многиедетирастутсо «сникерсами»вкарманахиуниходинку.мир —«видак»... Учите.ляЗадонскойшколы(нынчеонарас полагаетсявновомздании) вместесдиректо ромСергеемВаси.льевичемКомаровымреши- -ли,что, несмотрянапеременывобществе,тра дицииприобщениядетейктрудунадонетоль ко сохранить, но и развить. Меняособеннопоразилишко.льные.мастер ские. Ребята учатся здесьмногому. Кроитьи шить,плестикружева, салфеткинакоклюшках. Эти урокиведетучительницаЛидия Григорь евнаПашенцева. Естьнеобходимоеоборудова ние—э.лектрическиешвейные.машины, овер лок,манекены,подставкисподушка.ми...Девоч кишьютивяжутизде.лия, которыезатемпро даютнаярмарках. Покупаютохотно—платья, халаты, постельныепринадлежности... Мальчикиподруководствомопытныхна- ставников-учителейохотнозанимаютсястоляр ными, слесарнымиработами, изучаюттехнику вхорошооборудованно.мкабинетеавтодела... Каждыйтодучащиесяработают наполях, помогаяубиратьурожайовощей,картофе.ля. В шко.леотличнаястоловая', гдесамыедешевые обеды... Такприятнобыловидеть,чтов.моейродной школенерастятбелоручек.Здесьтрудятсядаже малыши—ухаживаютзацветами. Кстати, на- ча.льныхк.лассоввшко.ленеобычномного— восемнадцать. Хороший признак: значит, не грозитЗадонскувырождение, естьунегобуду- шее, Нина -Митрофановна Г'УЛИБИНА, бывшийврач-гинеколог, нынепенсионерка,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz