Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)

« Все м и н е тся , п р а вд а останется» 2 д е к а б р я 1 9 9 5 г . Л Т - 5 с че г о н а ч и н а е тся . . . ш к ол а ? № 2 3 4 ( 1 0 4 8 ) Бывший Председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов «разменял» свои 65 летв роли депутата Государственной Думы. Он по- преж нему бодр, напорист, энергичен. По-преж нему в гуще людей и веритв возрож дение Советского Союза на новой основе. За два года депутатства им принято лично около 2000 избирателей, рассматривается до 300 писем в месяц. При этом он частенько наведывается на Смоленщину, в свои родные края, где избран в парламентпо 168 -му округу, совмещая политику и создание законов с сочинением... стихов. Что думаетсегодня о времени один из самых известных и влиятельных лидеров бывшего СССР, доктор юридических наук, сменившей в свое время высокое кресло в Кремле на ' нары «Матросской тишины» , а теперь встречающий старость в запале борьбы за новую будущность России? Перед тем, как задать этот вопрос, заметил на его рабочем столе — изящный, искусной работы... меч. —Этотмеч^ какой-тосимволилислу­ чайность? —Егомне сталинградцыподарили. Он —мирный, дляразрезаниябумаги. Боевой меч сегодня означал: бы гражданскую войну, а она недопустима. Ведь это была .бь 1 войнаненатачанках, несконницейБу- Iденного, авойнавстране, котораяначине­ нахимическимипроизводствами, сложней­ шейэлектроникой, атомнымиэлектростан­ циями, оборудованием, изношеннымна 60 процентов. Т е 1 к можно взорватьобщество. 'Уничтожитьего. . —Чтодля вас сегодня—ГКЧП? Что З'начат в жизни Лукьянова три роковых дия августа-91? —Этобылаотчаянная, плохоорганизо­ ванная, не совсемпродуманная, но совер­ шенно искренняя попытка группыкомму­ нистовсохранитьвеликоеиединоегосудар­ ство— Совет с кий Союз. По п ыт ка, которая должнаб ы лаб ытьгор аздоболеерешитель­ ной, продуманной, опира ю щей с я н аширо­ кие с лоина с е ления. Онапродолжала с ьв с е­ го 7 2 ча с а и б ы ла прекращена с амими ее •уча с тни ками, как только возникла угроза пролития кровй. Вот ивсе. Кто-тосчитает —этопереворот. Ногде вывиделипереворотнепротив, авзащиту существующего строя? Переворот — это ломка. Мятеж? Путч? Простите, но этот «мятеж» иэтот «путч» нерушили, асохра- Яли государствоиегоструктуры; Верхов­ ный Совет, п р авитель с тво, в с е -в с е. Может, то б ы л заговор? Но где в ывиде ли, чтоб накануне заговорщики ездили предупреж­ дать С) св о емумы с летого, противкогоэтот ум ы с е л? П с 1 Э тому—не п утч, нез аговор, непере­ ворот. Повторя ю: отч аяннаяпопьггка сп а с­ ти с тр 1 ану. Поп ыт ка л юдей, котор ые вери­ ливПрезидента, вто, чтоонприметмер ы.' А он ие п риня л. Отчаянная поп ыт ка л ю­ дей, котор ые вери лив св о ю п арти ю. Аон а оказала с ь нейтр альной. Отчаянная поп ыт­ кал юдей, котор ыевери ливподдержкуна­ рода. Аоноказал с я б езуч а с тным. Вотивесь ГКЧП. , Вслед за этим последовалотри перево­ рота. Пефвый—актикоммунистический, в сентябрб!-91, когдафашистскимиметодами былиразгромленыЦК, областныеирайон­ ныекомитетыпартии. Второй—антисоюз- ный, в декабре-91—январе-92. Третий — айгисоветский, воктябре-93. У меняника­ ких сомнений, что это, действительно-, пе­ ревороты. Потому что были ломка, запре­ ты, расстрелы, кровь, уничтожение парла­ мента... • —' Стр анно, в ы б ы ли, по с ути, вторым че ловекомвго с уд ар с тве, ав«прораб ы п е­ ре с трой ки » не попали, хотя имели к ней самое непосредственное Отношение. Как этообъяснить? ,—Мне просто повезло. Однаждыин­ тервьюу меня брала Валерия Новодворс­ каяипотомнаписаластатью«Нестреляй­ тев«белуюворону». Дажеонапоняла, что мой взглядыдостаточно сильноотличают- .сяоттого, чтоделалиГорбачевиегоокру­ жение. —Может, выейстихисвоипочитали? —Нет, нечитай'. Ноэ'гиотличияросли* Мы все больше расходились. Вначале все поддерживали молодого Генерального сек­ ретаря, которыйпришелнасменустарикам. Ногде-тос88-гогодаэтирасхождениябыли ужеявными. А в90-м—яужепочтикаж­ дый день получал возмущенные письма, особенно от телезрителей, свопросом: по­ чемумояпозиция несовпадаетспозицией Генерального секретаря и Йрезидента? Об этомписгщии зарубежные газеты. У меня оченьмноготаких выдержек. Янебудуих приводить. На них, к слову, пыталосьопе­ реться следствие... Яоставалсянапозициисохранения Со­ юз а, Совет с кой вла с ти и недо п у щения ка­ питализации с тр ан ы. Гор б ачевиегокоман­ дапов с емэтим п ун ктаимдумалииначе. —Да, но и с Ли г ачев ым у в а с тоже о с о б о йдруж б ыне б ы ло? Отношения у на с б ы ли хорошие, но взгляд ыр азн ые. О н в то время б ы л, с ка­ жем так, радикальнее. Порвал вообще_ ^с Горбачевым. Добрыеотношенияунасисей­ час. А так ли я говорю, откройте газету «Правда» споследниммоимвыступлением к очередной годовщине Великого Октября —за6-ечисло1990 года. БылоэтовКрем­ левскомДворцесъездов. Горбачевсомневал­ ся, надоли проводитьторжественноезасе­ дание. Но Верховный Совет п риня л реше­ ние: ^адо. И вот там я сказал, что пере­ стройку мыпонимаемкак продолжение и совершенствование социализма. Совет с кой вла с ти. Союз а ССР. А 26й ю ля1991 года— видите, до авгу с тов с ких с о б ытий —мне п ри шло с ьвы с ту пи ть н а Пленуме ЦК про­ тив капитализации с тр ан ы, п ротивде с о в е­ тиз аций и дефедерализации. Речь эта из­ ве с тн а. Так что, с лаваБогу, с удь б ау меня ми­ ло с тив а, она избавила от звания «прораба пере с трой ки ». —Вы произнесли слово «судьба». От нее, как говорится, никуданеуйдешь. Сей­ ч а с в Го сд уме дв а спи кера —н ыне шний Иван Р ы б кийи б ыв ший—в ы. Н е может ли так с лучить с я , ч то вывдруг п ом еняе­ те с ьме с т ами? —Меня за с т авилизадумать с яо б э томв янв аре1994 года. Мо ю кандидатурув ыдви­ ну линапо с т п ред с ед ателяГо сд умы. Я в ы­ с ту пи л и отказал с я . С казал, что прекра с но п ред с т авля ю, с кольгорька с удь б апред с ед а­ теляпарламента, полномочиякоторогоогра­ ничен ыдо п реде ла. Как говорилдедЩукарь —обязанн ыйдо б е сс оз н ательно с ти. Этор аз. Второе: я предсташляюсебе, что если быбыл избран, то мне пришлось бы иметьделослюдьми, которыеменяпресле­ довали. Протягивать им руку, контактиро­ ватьснимимневчеловеческомпланебьшо быочень трудно. Ну, и наконец, третье: в однуитужерекуневходятдважды. Полно­ мочия Верховного Совет а б ы лй с о в ер шенно другими. И хотя с легкой руки Мурашова или Со бч акаменяназ ыв алидиректоромпар­ ламента, этоб ы лорган, котор ыйиме лправо контроля заи сп о лнительнойвла с тью. — «Подпирало » парламентвсе-такиПо­ литбюроЦК КП СС? — «Подпирало ». Но, скажем, летом1990 годанаПленумеЦК КП ССяи Ни колайИва­ новичР ыж ковотказали с ьвойтивПо литб ю­ ро. Об э том кто-нибудьпомнит?Значит, уж какой-то такой «подпор ы » сверхъестествен­ ной не было. Рождался совершенно новый законодательныйорган. Этобылооченьин­ тересно. Ноиоченьтяжело. Меньше 16ча­ соврабочийденьу меня не был. Я знал по имени-отчествукаждогодепутата, научршся бытьнескованным. Работал сбольшимже­ ланием. А вотсейчас, когдамне за60, яна посту председателя Госдумысебя не вижу. Хотя с депутатского места в зале Госдумы мои прошлые огрехи, как И огрехинынеш­ него председателя, видныв сто крат силь­ нее. —Что выоРыбкине скажете?Или это чересчурделикатный вопрос? —Данет, почемуделикатный?Простоя быответил чуточку уклончиво, а именно: резерв на начальномэтапе воспользоваться президентскимиполномочиями, апотомобъ­ явит: президентство вРоссии абсолютноне приемлемо, ононесоответствуетроссийским приоритетамироссийскому, как теперьпри­ нятоговорить, менталитету. —Ичтоэтобудет?Парламентскаярес­ публика? —Этодолжен бытьсильный парламент советского типа. Возможно, двухпалатный. Тольковобеих палатах национальностиДо­ лжныбытьпредставленыособо. Это—раз. Авторое—сильноеправительство, подотчет­ ное парламенту. Это, еслихотите, парламентскаяреспуб­ ликасоветскоготипа. Алидер... Он мог 6 Ь 1 возглавитьГосударственный Совет— широ­ кийпред с т авительн ыйорг ан, котор ый, е с ли этонеобходимо, вполне мог б ы сп р авлять с я сп резидент с кимифункциями. Кто этот че­ ловек?Ядума ю, ув ажа ю щая с е б я п артияна­ зовет таку ю фигуру... в св о е время. Ин аче пре сс а « с мо ет » ее втечение двух месяцев. Надо поберечь. Да и, судя по международ­ нойпрактике, этонигденеделаетсяпреждев­ ременно. Ноеслижеврезультатевыборовувлас­ тиостанутсяпрежниесилы, тоонисделают, что обещают': поньгааются продлитьполно­ мочиятеперешнегопрезидентадо 2000 года. Тогдаивопросотпадет. Так чтопосмотрим. —После тюрьмывычасто появлялись на людях сдочерью. Онамногохлопотала овас. Ктоона?ЕстьлиещеДети? —Нет, уменяоднадочь. Онадоцентуни­ верситета. Юрист. Оченьхороший. Написа­ ла, смоейточкизрения, превосходнуюкан­ дидатскуюработу. Юрист от Бога. Жена — член-корреспондент^!^адемиимедицинских наук. Пока ябылвтюрьме, этидвекоммунис- Анатолий ЛУКЬЯНОВ: « П О Л И ТИ Ч Е СК О Е М Н О ГОЖ ЕН СТ ВО В С Е Г Д А Н А К АЗ У Е М О » Б е се д а со сп и к е р ом п о сл е д н е г о п а р л а м е н т а Со в е т с к о г о Сою з а п е р е д ч е т ве р т ой г о д о вщ и ­ н ой р а сп а д а с тр ан ^ зI «Политическоемногоженствовсегданаказу­ емо». •- ...... —Ачтозачеловек Горбачев? —Знаете, я встречался пару раз сПав­ ломГлобой. Онобещалкогда-нибудьрасска­ затьгороскопГорбачева. Ивотэтотгороскоп опубликован. Онпра^стическиполностьюсо­ впадает смоимопределением. «ВгороскопеГорбачева, -—пишет Глоба, —наблюдается очень сильное положение ЛунывоЛьве, Луна вообще владыка горос­ копа. И это свидетельствует оневероятном актерскомталанте. Присочетании Со лнцав Р ы б ах си нтуицией, чув с твите льно с тью, уме­ нием п ерево п лощать с я э то - б ы л б ыве лико-,, лепн ый Др аматиче с кий актер, возможно,' даже характерн ый, тр е с ть че ловек разно­ плановогоактер с когома с тер с тв а. Е с либ ыне п о ложение Юпитера, я б ывоо б ще ручал с я з ато, чтоэтотчеловекдолжен сд е латькарь­ еруактера. Но с лишком си льноеположение ,Юпитераи положение Со лнцавзените сви­ д ете ль с твуют, чтомежду, актер с твоми п о ли­ тикой человек в ы б ерет в с е -таки политику. Но, так илииначе, этобудетактервполити­ ке и актер оченьбольших с т авок. Поэтому такой человек в с егд а будет находить с я н а плаву ». Итак, «актервполитике». Актер, кото­ ромунепришласьпоростутяжелаяшинель власти. А ему верилилюди. Верил я. И он предал нас. Одно дело, когда тебя предали лично. Тогда еще' можно протянуть руку. Религия учит не мстить, сврагомможно и нужноразговаривать. Ясогласен. Нонельзя разговариватьсврагомОтечества. Понимае­ те?Онпредалмоюпартию, мои Советы, мой Совет с кий Союз. О т с юд а—моеотношениек нему. —Когда в ывиде ли с ь п о с леднийраз? —Личнаябе с ед ауна сс Гор б ачев ым б ы ла по с леднийраз 26 авгу с т а 91-гогода. По с ле этого с т алкивали с ьодн ажд ын апарламент с­ ких с лушаниях по поводу с удь б ы с о юзного договор а и Беловеж с ких с ог лашений—это б ы ло4и ю ля 1994 года. Сто лкновениеполу­ чило с ь очень же с т кое. Мне Пришло с ь п ро­ тивГор б ачевав ы с ту пи ть, п о с кольку онп ы­ т ал с я р азвал Союз а св алитьнаГКЧЙ. Аеще однажд ыя виде лблизкоего, когдашел с у­ де б ный п роце сс, и о нд авалпоказания. Больше м ыне в с треч али с ь, хотя де ла наши перекрещивали с ьдо с т аточноча с то. — Вамнекажетсястранным, когда сре­ диведущихполитиковтеперьназывают, на­ пример, имяВиктора Илюшина, советника Ельцина?Что•—советникивРоссиистали политическимизвездамипервойвеличины? —Не толькосоветники, нои... охранни­ ки. Этоневозможнобылоприкоммунистах. Многие ли знали про 9-е Управление КГБ? ■Нет. Ононе могло создаватьникакой поли­ тики. Или-^ трубилинавесьмировлиянии помощниковна генсека?Да, какое-товлия­ ниебыло, норешающеесловобылозаПоли­ тбюро, коллективныморганом. Теперь —все навыворот. Свит а играет короля. Тгп с о вс трой. Ф актиче с киэтомонар­ хия. Или—президент с кая монархия. Яне дума ю, что это до лго будет терпеть народ. Грядет прозрение, яне с ом нев а ю с ь. —Кого же вывидите новым п резиден­ том? —Смоейточ ки зрения, этобудет чело­ век, котор ый п ред с т авляетблок левопатрио­ тиче с ких си л. Весь блок, а не одну только какую-топартию. Несомненно, этобудетче­ ловек, которыйпоймет, чтоуРоссиидолжен бытьсвой путьразвития и собственные па- . раметрыэтогоразвития, так вистории^всег­ дабыло. Наконец, эточеловек, которыйзна­ ет, осознает:,Россия—великое государство, ононе может* превратиться в колониюили полуколонию. —Какие для этого нужныличные ка­ чества? —Этодолженбытьчеловек совестливый, достаточносильный, который найдет всебе тки сталитакими радикальными, чтодаже считают: я—либеральныйкоммунист. —Может, оттого, что часто слышите Рыбкина? —Данет. Естьоченьточноевыражение: «К'говюностинебылхотьчуточкурадика­ лом—неимеетсердца, актовстаростине­ множконеконсерватор—неимеетума». —Тюрьма, вкоторуювыугодили, иза­ коны, которые доэтого сочиняливпарла­ менте, —какпропастьивершина,двекрай­ ние ипостаси. Что поняли вывзастенках, чегоневедалираньше? —Японял, чтодоэтогомногогонепони­ мал. Втюрьмеудалосьглубжеразобратьсяв себе, продуматьисвоюжизнь, ито, чеммы все жили— что было не так, а что имеет подлиннуюценностьи заслуживает, чтобы сохранить.. Все этовылилосьвстихи. Тамбылона­ писанофактическитрисборника: « Стихииз тюрьмы », «Песни протеста» и «Три венка сонетов». Последний—сгшыйценный.»Яего уже никогда не повторю. Венок сонетов— самая тяжелая стихотворная форма, какая только существует. Три венка можно было написать только в тюрьме. Чтоб написать четвертый, наверное, надобьщобыпопасть тудаещераз... —^Типун вамна язык... —Тамя писална прогулках. Половину наодной, половину—надругой. Этовышло отдельнымизданиемвЛенинграде, в«Мик- ки-мире», атЕпсжеестьвсборнике «Осенний триптих». —Политика и поэзия —однодругому немешает? —Профессиональнымпоэтомя себяни­ когда не считал и не считаю. Я —собира­ тель поэзии и достаточно хороший ее зна­ ток. У меня огромная библиотека поэзии и огромнаяфонотекапоэтов—начинаясАнд­ реяБелого, Волошина, Бунина, Блока, Кузь­ мина, Гумилеваитак далее. Многихязапи­ сывалсам. Свои с тихи п у б ликоватьникогдане с о би­ р ал с я . Пр авда, в- с туденче с кие год ы, в 51 - 52-м, что-то п сз атало с ь, но п ро с то от нуж­ ды. Авот* вмои60тов арищипоунивер си те­ ту с т алииздавать сб о рнич ки « Втораяпроф­ ессия». Так появились « Созвучия ». А заод- но’^ йпсевдоним. —Осенев—оттого, чтоосеньвашалю­ бимаяпора? —Нет. Ядаже представитьсебенемог, чтовтовремяопубликуюкакие-тостихиза своей подписью. Так появился этот псевдо­ ним. Не будькниганабрана, думаю, онабы иневышла. —Эта книга переведенанадругие язы­ ки? —Мнеговорили,^ 1 ;а. Частичнонаанглий­ ский, естьпереводына,болгарский ифран­ цузский... / , Стихи з амоей подпи с ью с т алипублико­ вать с я лишькогдая-попалвт юрьму. Пр ав­ да, их передавалипорадио—где-тов80-е год ы, —но п одд ругим пс евдонимом—Дне п - ров. Днепров ых в Союзе пис ателей б ы ло 7 человек, поэтомуЯб ы лвбезопа с но с ти. —Пи шете личто-то■теперь? —Да. О с о б енно, когда езжу к с е б е н а Смо ленщину. Привожуоттуда с тихотворения —одно -два, иногдатри. Онитакие... Связ а­ н ы б о льше сб о ль юн ародной. Хотя б ы ли и же с т кие—обоктябрь с ких с о б ытиях, ом ай­ с кой демон с тр ации, где я попал как раз в с аму юто лпу, под «разборки » идубинки.- Восновномже этоне политические сти­ хи. Этостихичеловека, отдушинавполоти- ке. Оченьмногостиховпосвященомоейро­ дине, поэтам, с которыми я встречался — Исаковскому, Твардовскому, Свет лову... Всегда спрашивают: «Какой у вас девиз?» Знаете, какой?Онкак раз из Твардовского, которыйлюбилговорить: «Всеминет Ся, п р ав­ дао с т анет с я ». —Выполагаете, и «бомба» Виктора Илюхинавзорвется?«Бомба» беспрецеден­ тных разоблачйтельств-преступности и коррзтнпированности сильныхмира сего? Или, как это бывалоуже не раз, уйдет в песок? —.Думаю, может уйтив песок на вре­ мя. Вик'гор Илюхин ■—честный человек. То, очемонговорит, действительноестьв пОказанйях Со ловьевой из « Властелины». Но ведьи «бомба» из чемодановРуцкого тоже оказаласьгде-тоглубоковпеске. Та­ ких «бомб» быломного. Пока существует этотрежим, песокбудетждатьлюбую«бом­ бу». — С лучайнолира сп ы лениеполитиче с­ ких си лнаканунев ы б о ров, когдатольков Центризбиркоме зареги с триров ано под пол с о тни п артийиблоков? —Дума ю, чтонет. Н о с ейч а с, н а этрм этапе Выборов, когда Надо, чтобизбирате­ лиидентифицировалисебясопределённы­ мидвижениями, можетбыть, изакономер­ но. В дальнейшемже, на выборах прези­ дента, этобудет просто-такинедопустимо. —Вусловиях распада страны, когда останавливаются производства, разруше­ ны-многиесистемыжизнеобеспеченияна­ селений, разваленыАПК иВПК, амывсе на60-80тфоцентовужевпродовольствен­ нойииноизависимостиОтЗапада, может ли в принципе быть политическая Си ла, котораяудержит с я н анародномотчаянии и пу с тыхже лудках? ' —Л ю б аявла с ть, котораяпридетвзамен н ыне шней, попадетвчрезв ыч айнотяжелое положение—вузкий коридорвозможно с­ тей, п о которомув ынужден абудетбукваль­ но бежать. При нара с т аний недоволь с тв а. М ы -то с т авим во главу угла 'вопро с не о п риходе коммуни с тов к вла с ти, аовозвра­ щении вла с ти трудя щим с я . Это— р азн ые ве щи. И яубежден: е с либудеттакаяче с т­ н аяполитика, тоонадолжна с о п ровожд ать­ с я у си лениемвлияния го с уд ар с тв анаэко­ номику, же с т кимрегулированием цен. на энергоно си те лиинаважнейшиетовар ыд ля народа, инвентаризацией в с его, что «при- хватизированО » и возвращением народу того, чтобылоотобраноунегозабесценок, а зачастуюи простодаром, возвращением незаконноизъятогоу трудовых Коллекти­ вов. ■ Кроме того, это несомненноустановле­ ниемонополии внешнейторговлина стра­ тегическоесырьеисамаянастоящаявойна . спреступностью. Этопервыешми, Адаль­ ше, видимо, придетсяпринятьпланВосста­ новлениянародногохозяйства—^такой. Как этобылопослевойны. Возможностейибо­ гатств, народных талантоввРоссиидоста­ точно. V/ —Но. людиразвращеныворовствоми безработицей, легкимидецьТами. Как за­ ставить работать того, 1 ПОсо школьной скамьи сидит гДе-нибудьвпалатке, сши­ баясвой «навари? —Ячиталнедавностатьютакогопала- точника. Онговорит: вслучаечего, встану на.защитусвоейпалаткисавтоматом. НоведьегоНиктоинесобирается«лик­ видировать». Государствонедолжнозани­ матьсяштопаньемносковипродажеймел­ когоассортимента. Толькопустьэтобудет наш, отечественный, ассортимент, ане 52 процента гшкоголя. Вмире считается, что при8литрахегоначеловекавгодначина­ етсядеградация. Аунасуже— 24. Благо­ даряэтомупалаточнику. Пустьторгует, но —ограничить. Он сейчасобложенрэкети­ рамипокрепче, чемгосударственнымина­ логами, и быстроразберется, что к чему, поймет своювыгоду—янесомневаюсь. Так ведьбыло и снэпманами. Те, кто пошелработатьвместе сгосударством, ор­ ганизоваликобнеративы, которыесущество­ вали"и впоследствии. Ничего страшногос нИми не произошло. Только Хрущев стал уничтожатьпроизводственнуюкооперацию, И зря. Не надобыло этодела'гь...Яза то, чтобымелкийбизнес-не.'трогать. Нонесле­ дуетвсепереноситьинамолодежь. Будучи в Англии, я С п ро си л премьер-мини с тр а Мейджора: « С колькомолодежиу ва сид ет в биз не с? » —« Се кретанет, —ответилон, —примерно6-7 процентов » —«Аосталь­ ные?»—«Остальные^ неудачники»—«И кудажеони?» —«Ктокуда». Тоесть«рас­ сасываются». «Рассасываются» вкримина­ литет, врабочуюсилу, куда-тоеще. 'Унасзадача—чтобымолодежьшлав общество, собществомжила, неуходилав криминалитет.Яособойпроблемыснеюне вйжу. Хотя, конечно, этоймолодёжибудет гораздотруднее, чёмнам. —Но, может, при24ли'грахспиртного на человеческуюдушу нация уже дегра­ дировала бесповоротно? —Первое, нтб*’необходимо сделать, — ввести монополиюна водочнуюторговлю. Этоуж точно. Запреща'гьне надо. Мыхо­ рошознаемменталитетнашегообщества— как и последствия подобныхзапретовгос­ подина Горбачева. Да-да. ИменноГорбаче­ ва, анеЛигачева—так былонасамомделе. Носам-тоон, кстати, выпивает? —Яне.скажу, чтосильно. —А как вамвидится будущее погуб­ леннойимстраны? —Восстановлениеобновленного Союз а. — Вкакомсоставе?БезПрибалтики? —Почему?Интеграция на этойтерри­ тории была больше, чем в любой другой частиземногошара. Мы Сн ашимитовара­ миникомуненужн ы. Авов с еммиретоже идет интегр ация.- ВЕвропе появилась об­ щая единица—экю. Единая энергетичес­ каясистема, транспортнаяитакдалее. СИ !я- тытаможенныеграницымежду СШАиК а­ надой, СШАи Мек си кой. ВЮго-Восточной Азиипослеиндонезийскогосовещаниявоз­ никает свой общий рынок. Эти процессы повсюду. Амы, значит, против?Ядумаю, этоневозможно. Экономичезкаяинтеграцияобязательно повлечет засобойинтеграциюэнергетики, транспорта, космоса, связи... Вконцекон­ цовэтобудет интеграцияполитическая. В областикультурыонажива досих пор ^ никакиенационалистыникакимизубамиее неразорвут. —Оваспишут всякое, даже в,энцик­ лопедиях, которые, по логике, должны блюстинаучнуюточностьиобъективизм. А что самЛукьяновдобавил быосебе в такуюэнциклопедию? —Чтоможновойтивисторию, аможно ивлипнутьвнее.Надодействоватьтак, чтоб невлипнуть, идажебезвсякихстрок вэн­ циклопедиях и справочниках что-топосле себяоставить. Это—главное. Добавилбытолькоодно: никогданеот­ казывалсяи не откажусьот принципа, не брал обязательство, что не поумнеюи со­ хранюсвоимальчишескиеубеждения. Нет. Жизнь меня Достаточно поломала. Было многовзлетовипадений. Ясубежденностью могу сказать: менялисьмои взгляды, ме нялисьпозиции, но главное, счемя шел пожизни, счемостаюсь, —сохранилось ;Человек,долженоставатьсяцельным, если хочет, чтоббылполезеннаэтойЗемле. Тут янемогукоритьсебязапрошлое. Но..* Доконцасвоихднейнесмогуснять ссебяОтветственность' за то, чтопроизош лосмоейстраной. Беседовали Юрий ДЙКАРЕВ, Вадим РА СКИ Н . Про фориентация УЧИТЕЛЬ- ЭТО ПРИЗ ВАНИЕ Кемстать?Кудапойтиучиться?Раноилипоздноэтот вопросзадает себекаждыйчеловек. И зачастуюприни­ мает ошибочное решение, определяя выбор своей про­ фессиинестолькопризванием, скольковопросамиудоб­ ства, наклонностейиконъюнктуры. Применительноже к педагогическойпрофессииздесьдобавляетсяещеине­ достаточная информация. Увлекающийся, скажем, во­ просами биологии отождествляет профессиюбиолога с профессией учителя по биологии. Без сомнения, учи­ тельбиологии должен Иметьглубокие вней познания. Но, кроме того, он должен быть подготовлен к тоМу, ч'гобыэтизнанияпередатьсвоимученикам, долженоб­ ладатьрядомнеотъемлемых качеств—любовьюк де­ тям, стремлением к самосовершенствованию, терпени­ ем, тактомимногимидругими. Вовремявступительныхиспытанийэкзаменатормо­ жет определить специальную подготовку абитуриента. Но как за 20-30 минут определитьегопрофессиональ­ нуюориентацию?А сделатьэтонеобходимо: и воимя будущих учеников будущего учителя, и воимя егоса­ мого. Как быть?Ученик уженашкольнойскамьедолжен получить правильное представление о деятельности учителя. Околодесятилетназаддиректорлипецкойсред­ нейшколы№'24М. Ваковскийизав. кафедройтеории и методики воспитательной работыЛипецкого педин­ ститута С. Шм аковпришлик идееорганизациипедаго­ гиче с ких кла сс о в . Сутьеез акл юч ает с я в том, что б ы с о­ б р ать в с т арших кла сс ах школьников, проявля ю щих интере с к' учитель с кой профе ссии, п рове с ти с нимир а­ ботупопервичнойпрофе сси о н ально-педагогиче с койори­ ентации, датьвозможно с ть п о п ро б о в ать с е б я в ро ливо с­ пи т ателейиорганизаторовдет с кихма сс о в ыхи кружко­ в ых меро п риятий - с ловом, «от с ледить » их деловые и оценить профессиональные качества. Прецедента пед- классов, аследовательно, —исоответствующегоопыта вобластинебыло. Веськоллектившколь! активнораз­ рабатывал программу. С ам ыми з аинтере с о в анн ыми и иници ативн ыми л юдьми с т али с о трудни ки кафедр ыС. Шм акрва. Потомк работеподкл ючи ли с ь п ре п од аватели и других кафедр. С п у с тя не с колько лет Липецкий пе­ дин с титут п риня лперв ыхвы п у с книковподкла сс о в шко­ л ы№ 24. И, надо с казать, онинеразочаровали. Ежегодн ый п риёмвин с титут с о с т авляетдо700идаже болеечеловек.. Е с те с твенно, чтодв а-триде с я т кав ы п у с­ книковпедкла сс о в школ ы№ 24 не могли решитьпро­ блем ы. Н о , сд ругой с тороны, анализ обучения в ы п у с­ кников педкла сс о в и м е л не с ом ненное зн ачение в деле профе сси о н ально-педагогиче с кой ориентациишкольни­ ков. Передин с титутомв с т алзакономерн ыйво п ро с о р а с­ ширениипрактикидопрофее си о н альнойпедагогиче с кой подготовки. Возникла мысльосозданииучебно-педаго­ гического комплекса, обеспечивающего тесное сотруд­ ничествоинститута сошколами. Оказалось, чторабота преподавателейинститутавшколепозволяетимисполь­ зовать полученную там информацию для более качес­ твеннойподготовкистудентов. Всвоюочередь, учителя школзнакомятсястребованиямиинститутаиучитыва­ ютихвсвоейработе, помогаясвоимвыпускникамадап­ тироватьсявранге студентов. Учитывая всеэтиобстоятельства, посогласованиюс областными городскимуправлениемнародногообразо­ вания, в1993 годуруководствоинститута обратилоськ школамиУсманскомупедагогическомуколледжуспред­ ложениемосоздании учебно-педагогического комплек­ са на базе ЛГЦИ. Предпочтение отдалишколам, кото­ рые, отличаясьвысокимуровнемпреподавания, работа­ ютпопередовымпедагогическимтехнологиям. Всостав комплекса УПК помимошколы№24 вошли еще се 1 Йь учебных заведений. Какой же он сейчас, липецкий УПК? Во всех шко­ лах введеныциклыпсихолого-педагогических испеци­ альных дисциплин, спецкурсов и факультативов, про­ фессиональноориентирующихстаршеклассниковнаучи­ тельскуюдеятельность. Занимаются такой работой ве­ дущие преподавателиинститута—профессораидоцен­ ту. Созд а ют с я у с ловиядляуча с тия школьниковУПК в организации внекла сс ной и до с уговой; деяте льно с ти школ. Зде с ьони п рояв ля ют св ои п ед агогиче с киеиорга­ низатор с кие наклонно с ти. Сейч а с р а сс м атрива ют с я в а­ риант ыв с е б о лее широкого уча с тия, с од ной с тороны, школьников в жизни ин с титут а ( с туденче с кие конфе­ ренции, культурно-ма сс о в ая И сп о ртивн ая работа), а с д ругой— с тудентоввжизни школ ы(ру ковод с тво круж­ ками, педпрактикаи т е ж далее.) Винституте постепен­ но складывается порядок приема выпускников школ УПК. Правда, распространяетсяонлишьнатехизних, кто имеет рекомендаций педсовета своейшколыи фа­ культета, на который собирается поступать. Победите­ лиолимпиадУПК имедалистыпобольшинствуспеци­ альностей принимаются вообще без вступительных ис­ пытаний, а остальные могут сдаватьиспытания уже в мае и считать себя зачисленными в институт даже до окончаниявыпускныхэкзаменоввшкоде. Конечно, при условии, что они набрали нужное количество баллов. Еслижеэтонеудалось, можнопопытатьсчастьявместе С другими абитуриентами, ноуже на общих основани­ ях. Особыйразговор—осотрудничествеинститутасЛе­ бедянскимиУсманскимпедагогическимиколледжами. Сейч а с в о б ла с ти в с е б о лее отчетливо в ыри с о в ыв ает с я сис тем а непрер ывного п ед агогиче с кого образования, когда окончившие колледжи ребята могут продолжить учебувин с титуте. Бо леетого, двафакультета—физи­ че с кой культур ыи сп о рт аифилологиче с кий—прини­ ма ютвы п у с книковколледжей с р азунатретийкур с . Это­ му сп о с о бс твуют активнаяработапо с ог ла с о в ани юуче б­ ных п ланови программин с титут а и колледжей, уча с­ тие п ре п од авателей ин с титут а вучебномпроце сс е кол­ леджей, сис тем а пов ы шения квалификации преподава­ телейимногоедругое. ПрошедшаянабазеЛебедян с ко­ гопедагогиче с когоколледжанаучно-практиче с каякон­ ференция показала, что сис тем а непрер ывного п ед аго-- гиче с когообразования оказала с ьдо с т аточноэффектив­ ной. Вместе стемвозможности еенеисчерпаны. Пред­ стоит большаяработадля)В;альнейшегоееразвития. Э. ВАЙНЕР, первыйпроректорЛГПИ, председатель-советаУПК. В г о с т я х у « СИ Н Е И п т и ц ы » в областной детской библиотеке прошла Неделя театра С ам ые юные чит атели познакомили с ь с т аким инте­ ре с нымж анром, как дет с кая муз ы кальная опера, и с о­ в ер шили увлекательное путеше с твие вме с те с г лавн ым героемо п ерыС. Про кофьева «Петяиволк ». Те, ктопос­ тарше, С Е МИпопробовали св ои си л ывте атральнойвикто­ рине-калейдо с копе, пол ю б о в али с ьи с ку сс твом п антомим ы О легаПопова. С амое-яркое с о б ытие Н еде ли—театрализованноепред­ с т авление « Веселое путешествие с Мэри Поппинс», пос­ тавленное детской театральной студией библиотеки « Си­ няя п тиц а ». Здесьзанимаютсяте, ктолюбитсцену. Стро­ г ая и вз ы с кательная, обаятельная руководитель с тудии, г лавн ый биб лиотекарь О. Добр ынин а учит ребят актер­ с комума с тер с тву,д ает детямвозможно с ть п оч ув с твов ать с е б я н а с тоя щими актерами. ' М. ТРА СК О В СКА Я , з ав. отделомэ с тетиче с когово спи т ания обла с тнойдет с койбиблиотеки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz