Липецкая газета. 1995 г. (г. Липецк)
« Все м и н е тся , п р а вд а останется» 2 д е к а б р я 1 9 9 5 г . Л Т - 5 с че г о н а ч и н а е тся . . . ш к ол а ? № 2 3 4 ( 1 0 4 8 ) Бывший Председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов «разменял» свои 65 летв роли депутата Государственной Думы. Он по- преж нему бодр, напорист, энергичен. По-преж нему в гуще людей и веритв возрож дение Советского Союза на новой основе. За два года депутатства им принято лично около 2000 избирателей, рассматривается до 300 писем в месяц. При этом он частенько наведывается на Смоленщину, в свои родные края, где избран в парламентпо 168 -му округу, совмещая политику и создание законов с сочинением... стихов. Что думаетсегодня о времени один из самых известных и влиятельных лидеров бывшего СССР, доктор юридических наук, сменившей в свое время высокое кресло в Кремле на ' нары «Матросской тишины» , а теперь встречающий старость в запале борьбы за новую будущность России? Перед тем, как задать этот вопрос, заметил на его рабочем столе — изящный, искусной работы... меч. —Этотмеч^ какой-тосимволилислу чайность? —Егомне сталинградцыподарили. Он —мирный, дляразрезаниябумаги. Боевой меч сегодня означал: бы гражданскую войну, а она недопустима. Ведь это была .бь 1 войнаненатачанках, несконницейБу- Iденного, авойнавстране, котораяначине нахимическимипроизводствами, сложней шейэлектроникой, атомнымиэлектростан циями, оборудованием, изношеннымна 60 процентов. Т е 1 к можно взорватьобщество. 'Уничтожитьего. . —Чтодля вас сегодня—ГКЧП? Что З'начат в жизни Лукьянова три роковых дия августа-91? —Этобылаотчаянная, плохоорганизо ванная, не совсемпродуманная, но совер шенно искренняя попытка группыкомму нистовсохранитьвеликоеиединоегосудар ство— Совет с кий Союз. По п ыт ка, которая должнаб ы лаб ытьгор аздоболеерешитель ной, продуманной, опира ю щей с я н аширо кие с лоина с е ления. Онапродолжала с ьв с е го 7 2 ча с а и б ы ла прекращена с амими ее •уча с тни ками, как только возникла угроза пролития кровй. Вот ивсе. Кто-тосчитает —этопереворот. Ногде вывиделипереворотнепротив, авзащиту существующего строя? Переворот — это ломка. Мятеж? Путч? Простите, но этот «мятеж» иэтот «путч» нерушили, асохра- Яли государствоиегоструктуры; Верхов ный Совет, п р авитель с тво, в с е -в с е. Может, то б ы л заговор? Но где в ывиде ли, чтоб накануне заговорщики ездили предупреж дать С) св о емумы с летого, противкогоэтот ум ы с е л? П с 1 Э тому—не п утч, нез аговор, непере ворот. Повторя ю: отч аяннаяпопьггка сп а с ти с тр 1 ану. Поп ыт ка л юдей, котор ые вери ливПрезидента, вто, чтоонприметмер ы.' А он ие п риня л. Отчаянная поп ыт ка л ю дей, котор ые вери лив св о ю п арти ю. Аон а оказала с ь нейтр альной. Отчаянная поп ыт кал юдей, котор ыевери ливподдержкуна рода. Аоноказал с я б езуч а с тным. Вотивесь ГКЧП. , Вслед за этим последовалотри перево рота. Пефвый—актикоммунистический, в сентябрб!-91, когдафашистскимиметодами былиразгромленыЦК, областныеирайон ныекомитетыпартии. Второй—антисоюз- ный, в декабре-91—январе-92. Третий — айгисоветский, воктябре-93. У меняника ких сомнений, что это, действительно-, пе ревороты. Потому что были ломка, запре ты, расстрелы, кровь, уничтожение парла мента... • —' Стр анно, в ы б ы ли, по с ути, вторым че ловекомвго с уд ар с тве, ав«прораб ы п е ре с трой ки » не попали, хотя имели к ней самое непосредственное Отношение. Как этообъяснить? ,—Мне просто повезло. Однаждыин тервьюу меня брала Валерия Новодворс каяипотомнаписаластатью«Нестреляй тев«белуюворону». Дажеонапоняла, что мой взглядыдостаточно сильноотличают- .сяоттого, чтоделалиГорбачевиегоокру жение. —Может, выейстихисвоипочитали? —Нет, нечитай'. Ноэ'гиотличияросли* Мы все больше расходились. Вначале все поддерживали молодого Генерального сек ретаря, которыйпришелнасменустарикам. Ногде-тос88-гогодаэтирасхождениябыли ужеявными. А в90-м—яужепочтикаж дый день получал возмущенные письма, особенно от телезрителей, свопросом: по чемумояпозиция несовпадаетспозицией Генерального секретаря и Йрезидента? Об этомписгщии зарубежные газеты. У меня оченьмноготаких выдержек. Янебудуих приводить. На них, к слову, пыталосьопе реться следствие... Яоставалсянапозициисохранения Со юз а, Совет с кой вла с ти и недо п у щения ка питализации с тр ан ы. Гор б ачевиегокоман дапов с емэтим п ун ктаимдумалииначе. —Да, но и с Ли г ачев ым у в а с тоже о с о б о йдруж б ыне б ы ло? Отношения у на с б ы ли хорошие, но взгляд ыр азн ые. О н в то время б ы л, с ка жем так, радикальнее. Порвал вообще_ ^с Горбачевым. Добрыеотношенияунасисей час. А так ли я говорю, откройте газету «Правда» споследниммоимвыступлением к очередной годовщине Великого Октября —за6-ечисло1990 года. БылоэтовКрем левскомДворцесъездов. Горбачевсомневал ся, надоли проводитьторжественноезасе дание. Но Верховный Совет п риня л реше ние: ^адо. И вот там я сказал, что пере стройку мыпонимаемкак продолжение и совершенствование социализма. Совет с кой вла с ти. Союз а ССР. А 26й ю ля1991 года— видите, до авгу с тов с ких с о б ытий —мне п ри шло с ьвы с ту пи ть н а Пленуме ЦК про тив капитализации с тр ан ы, п ротивде с о в е тиз аций и дефедерализации. Речь эта из ве с тн а. Так что, с лаваБогу, с удь б ау меня ми ло с тив а, она избавила от звания «прораба пере с трой ки ». —Вы произнесли слово «судьба». От нее, как говорится, никуданеуйдешь. Сей ч а с в Го сд уме дв а спи кера —н ыне шний Иван Р ы б кийи б ыв ший—в ы. Н е может ли так с лучить с я , ч то вывдруг п ом еняе те с ьме с т ами? —Меня за с т авилизадумать с яо б э томв янв аре1994 года. Мо ю кандидатурув ыдви ну линапо с т п ред с ед ателяГо сд умы. Я в ы с ту пи л и отказал с я . С казал, что прекра с но п ред с т авля ю, с кольгорька с удь б апред с ед а теляпарламента, полномочиякоторогоогра ничен ыдо п реде ла. Как говорилдедЩукарь —обязанн ыйдо б е сс оз н ательно с ти. Этор аз. Второе: я предсташляюсебе, что если быбыл избран, то мне пришлось бы иметьделослюдьми, которыеменяпресле довали. Протягивать им руку, контактиро ватьснимимневчеловеческомпланебьшо быочень трудно. Ну, и наконец, третье: в однуитужерекуневходятдважды. Полно мочия Верховного Совет а б ы лй с о в ер шенно другими. И хотя с легкой руки Мурашова или Со бч акаменяназ ыв алидиректоромпар ламента, этоб ы лорган, котор ыйиме лправо контроля заи сп о лнительнойвла с тью. — «Подпирало » парламентвсе-такиПо литбюроЦК КП СС? — «Подпирало ». Но, скажем, летом1990 годанаПленумеЦК КП ССяи Ни колайИва новичР ыж ковотказали с ьвойтивПо литб ю ро. Об э том кто-нибудьпомнит?Значит, уж какой-то такой «подпор ы » сверхъестествен ной не было. Рождался совершенно новый законодательныйорган. Этобылооченьин тересно. Ноиоченьтяжело. Меньше 16ча соврабочийденьу меня не был. Я знал по имени-отчествукаждогодепутата, научршся бытьнескованным. Работал сбольшимже ланием. А вотсейчас, когдамне за60, яна посту председателя Госдумысебя не вижу. Хотя с депутатского места в зале Госдумы мои прошлые огрехи, как И огрехинынеш него председателя, видныв сто крат силь нее. —Что выоРыбкине скажете?Или это чересчурделикатный вопрос? —Данет, почемуделикатный?Простоя быответил чуточку уклончиво, а именно: резерв на начальномэтапе воспользоваться президентскимиполномочиями, апотомобъ явит: президентство вРоссии абсолютноне приемлемо, ононесоответствуетроссийским приоритетамироссийскому, как теперьпри нятоговорить, менталитету. —Ичтоэтобудет?Парламентскаярес публика? —Этодолжен бытьсильный парламент советского типа. Возможно, двухпалатный. Тольковобеих палатах национальностиДо лжныбытьпредставленыособо. Это—раз. Авторое—сильноеправительство, подотчет ное парламенту. Это, еслихотите, парламентскаяреспуб ликасоветскоготипа. Алидер... Он мог 6 Ь 1 возглавитьГосударственный Совет— широ кийпред с т авительн ыйорг ан, котор ый, е с ли этонеобходимо, вполне мог б ы сп р авлять с я сп резидент с кимифункциями. Кто этот че ловек?Ядума ю, ув ажа ю щая с е б я п артияна зовет таку ю фигуру... в св о е время. Ин аче пре сс а « с мо ет » ее втечение двух месяцев. Надо поберечь. Да и, судя по международ нойпрактике, этонигденеделаетсяпреждев ременно. Ноеслижеврезультатевыборовувлас тиостанутсяпрежниесилы, тоонисделают, что обещают': поньгааются продлитьполно мочиятеперешнегопрезидентадо 2000 года. Тогдаивопросотпадет. Так чтопосмотрим. —После тюрьмывычасто появлялись на людях сдочерью. Онамногохлопотала овас. Ктоона?ЕстьлиещеДети? —Нет, уменяоднадочь. Онадоцентуни верситета. Юрист. Оченьхороший. Написа ла, смоейточкизрения, превосходнуюкан дидатскуюработу. Юрист от Бога. Жена — член-корреспондент^!^адемиимедицинских наук. Пока ябылвтюрьме, этидвекоммунис- Анатолий ЛУКЬЯНОВ: « П О Л И ТИ Ч Е СК О Е М Н О ГОЖ ЕН СТ ВО В С Е Г Д А Н А К АЗ У Е М О » Б е се д а со сп и к е р ом п о сл е д н е г о п а р л а м е н т а Со в е т с к о г о Сою з а п е р е д ч е т ве р т ой г о д о вщ и н ой р а сп а д а с тр ан ^ зI «Политическоемногоженствовсегданаказу емо». •- ...... —Ачтозачеловек Горбачев? —Знаете, я встречался пару раз сПав ломГлобой. Онобещалкогда-нибудьрасска затьгороскопГорбачева. Ивотэтотгороскоп опубликован. Онпра^стическиполностьюсо впадает смоимопределением. «ВгороскопеГорбачева, -—пишет Глоба, —наблюдается очень сильное положение ЛунывоЛьве, Луна вообще владыка горос копа. И это свидетельствует оневероятном актерскомталанте. Присочетании Со лнцав Р ы б ах си нтуицией, чув с твите льно с тью, уме нием п ерево п лощать с я э то - б ы л б ыве лико-,, лепн ый Др аматиче с кий актер, возможно,' даже характерн ый, тр е с ть че ловек разно плановогоактер с когома с тер с тв а. Е с либ ыне п о ложение Юпитера, я б ывоо б ще ручал с я з ато, чтоэтотчеловекдолжен сд е латькарь еруактера. Но с лишком си льноеположение ,Юпитераи положение Со лнцавзените сви д ете ль с твуют, чтомежду, актер с твоми п о ли тикой человек в ы б ерет в с е -таки политику. Но, так илииначе, этобудетактервполити ке и актер оченьбольших с т авок. Поэтому такой человек в с егд а будет находить с я н а плаву ». Итак, «актервполитике». Актер, кото ромунепришласьпоростутяжелаяшинель власти. А ему верилилюди. Верил я. И он предал нас. Одно дело, когда тебя предали лично. Тогда еще' можно протянуть руку. Религия учит не мстить, сврагомможно и нужноразговаривать. Ясогласен. Нонельзя разговариватьсврагомОтечества. Понимае те?Онпредалмоюпартию, мои Советы, мой Совет с кий Союз. О т с юд а—моеотношениек нему. —Когда в ывиде ли с ь п о с леднийраз? —Личнаябе с ед ауна сс Гор б ачев ым б ы ла по с леднийраз 26 авгу с т а 91-гогода. По с ле этого с т алкивали с ьодн ажд ын апарламент с ких с лушаниях по поводу с удь б ы с о юзного договор а и Беловеж с ких с ог лашений—это б ы ло4и ю ля 1994 года. Сто лкновениеполу чило с ь очень же с т кое. Мне Пришло с ь п ро тивГор б ачевав ы с ту пи ть, п о с кольку онп ы т ал с я р азвал Союз а св алитьнаГКЧЙ. Аеще однажд ыя виде лблизкоего, когдашел с у де б ный п роце сс, и о нд авалпоказания. Больше м ыне в с треч али с ь, хотя де ла наши перекрещивали с ьдо с т аточноча с то. — Вамнекажетсястранным, когда сре диведущихполитиковтеперьназывают, на пример, имяВиктора Илюшина, советника Ельцина?Что•—советникивРоссиистали политическимизвездамипервойвеличины? —Не толькосоветники, нои... охранни ки. Этоневозможнобылоприкоммунистах. Многие ли знали про 9-е Управление КГБ? ■Нет. Ононе могло создаватьникакой поли тики. Или-^ трубилинавесьмировлиянии помощниковна генсека?Да, какое-товлия ниебыло, норешающеесловобылозаПоли тбюро, коллективныморганом. Теперь —все навыворот. Свит а играет короля. Тгп с о вс трой. Ф актиче с киэтомонар хия. Или—президент с кая монархия. Яне дума ю, что это до лго будет терпеть народ. Грядет прозрение, яне с ом нев а ю с ь. —Кого же вывидите новым п резиден том? —Смоейточ ки зрения, этобудет чело век, котор ый п ред с т авляетблок левопатрио тиче с ких си л. Весь блок, а не одну только какую-топартию. Несомненно, этобудетче ловек, которыйпоймет, чтоуРоссиидолжен бытьсвой путьразвития и собственные па- . раметрыэтогоразвития, так вистории^всег дабыло. Наконец, эточеловек, которыйзна ет, осознает:,Россия—великое государство, ононе может* превратиться в колониюили полуколонию. —Какие для этого нужныличные ка чества? —Этодолженбытьчеловек совестливый, достаточносильный, который найдет всебе тки сталитакими радикальными, чтодаже считают: я—либеральныйкоммунист. —Может, оттого, что часто слышите Рыбкина? —Данет. Естьоченьточноевыражение: «К'говюностинебылхотьчуточкурадика лом—неимеетсердца, актовстаростине множконеконсерватор—неимеетума». —Тюрьма, вкоторуювыугодили, иза коны, которые доэтого сочиняливпарла менте, —какпропастьивершина,двекрай ние ипостаси. Что поняли вывзастенках, чегоневедалираньше? —Японял, чтодоэтогомногогонепони мал. Втюрьмеудалосьглубжеразобратьсяв себе, продуматьисвоюжизнь, ито, чеммы все жили— что было не так, а что имеет подлиннуюценностьи заслуживает, чтобы сохранить.. Все этовылилосьвстихи. Тамбылона писанофактическитрисборника: « Стихииз тюрьмы », «Песни протеста» и «Три венка сонетов». Последний—сгшыйценный.»Яего уже никогда не повторю. Венок сонетов— самая тяжелая стихотворная форма, какая только существует. Три венка можно было написать только в тюрьме. Чтоб написать четвертый, наверное, надобьщобыпопасть тудаещераз... —^Типун вамна язык... —Тамя писална прогулках. Половину наодной, половину—надругой. Этовышло отдельнымизданиемвЛенинграде, в«Мик- ки-мире», атЕпсжеестьвсборнике «Осенний триптих». —Политика и поэзия —однодругому немешает? —Профессиональнымпоэтомя себяни когда не считал и не считаю. Я —собира тель поэзии и достаточно хороший ее зна ток. У меня огромная библиотека поэзии и огромнаяфонотекапоэтов—начинаясАнд реяБелого, Волошина, Бунина, Блока, Кузь мина, Гумилеваитак далее. Многихязапи сывалсам. Свои с тихи п у б ликоватьникогдане с о би р ал с я . Пр авда, в- с туденче с кие год ы, в 51 - 52-м, что-то п сз атало с ь, но п ро с то от нуж ды. Авот* вмои60тов арищипоунивер си те ту с т алииздавать сб о рнич ки « Втораяпроф ессия». Так появились « Созвучия ». А заод- но’^ йпсевдоним. —Осенев—оттого, чтоосеньвашалю бимаяпора? —Нет. Ядаже представитьсебенемог, чтовтовремяопубликуюкакие-тостихиза своей подписью. Так появился этот псевдо ним. Не будькниганабрана, думаю, онабы иневышла. —Эта книга переведенанадругие язы ки? —Мнеговорили,^ 1 ;а. Частичнонаанглий ский, естьпереводына,болгарский ифран цузский... / , Стихи з амоей подпи с ью с т алипублико вать с я лишькогдая-попалвт юрьму. Пр ав да, их передавалипорадио—где-тов80-е год ы, —но п одд ругим пс евдонимом—Дне п - ров. Днепров ых в Союзе пис ателей б ы ло 7 человек, поэтомуЯб ы лвбезопа с но с ти. —Пи шете личто-то■теперь? —Да. О с о б енно, когда езжу к с е б е н а Смо ленщину. Привожуоттуда с тихотворения —одно -два, иногдатри. Онитакие... Связ а н ы б о льше сб о ль юн ародной. Хотя б ы ли и же с т кие—обоктябрь с ких с о б ытиях, ом ай с кой демон с тр ации, где я попал как раз в с аму юто лпу, под «разборки » идубинки.- Восновномже этоне политические сти хи. Этостихичеловека, отдушинавполоти- ке. Оченьмногостиховпосвященомоейро дине, поэтам, с которыми я встречался — Исаковскому, Твардовскому, Свет лову... Всегда спрашивают: «Какой у вас девиз?» Знаете, какой?Онкак раз из Твардовского, которыйлюбилговорить: «Всеминет Ся, п р ав дао с т анет с я ». —Выполагаете, и «бомба» Виктора Илюхинавзорвется?«Бомба» беспрецеден тных разоблачйтельств-преступности и коррзтнпированности сильныхмира сего? Или, как это бывалоуже не раз, уйдет в песок? —.Думаю, может уйтив песок на вре мя. Вик'гор Илюхин ■—честный человек. То, очемонговорит, действительноестьв пОказанйях Со ловьевой из « Властелины». Но ведьи «бомба» из чемодановРуцкого тоже оказаласьгде-тоглубоковпеске. Та ких «бомб» быломного. Пока существует этотрежим, песокбудетждатьлюбую«бом бу». — С лучайнолира сп ы лениеполитиче с ких си лнаканунев ы б о ров, когдатольков Центризбиркоме зареги с триров ано под пол с о тни п артийиблоков? —Дума ю, чтонет. Н о с ейч а с, н а этрм этапе Выборов, когда Надо, чтобизбирате лиидентифицировалисебясопределённы мидвижениями, можетбыть, изакономер но. В дальнейшемже, на выборах прези дента, этобудет просто-такинедопустимо. —Вусловиях распада страны, когда останавливаются производства, разруше ны-многиесистемыжизнеобеспеченияна селений, разваленыАПК иВПК, амывсе на60-80тфоцентовужевпродовольствен нойииноизависимостиОтЗапада, может ли в принципе быть политическая Си ла, котораяудержит с я н анародномотчаянии и пу с тыхже лудках? ' —Л ю б аявла с ть, котораяпридетвзамен н ыне шней, попадетвчрезв ыч айнотяжелое положение—вузкий коридорвозможно с тей, п о которомув ынужден абудетбукваль но бежать. При нара с т аний недоволь с тв а. М ы -то с т авим во главу угла 'вопро с не о п риходе коммуни с тов к вла с ти, аовозвра щении вла с ти трудя щим с я . Это— р азн ые ве щи. И яубежден: е с либудеттакаяче с т н аяполитика, тоонадолжна с о п ровожд ать с я у си лениемвлияния го с уд ар с тв анаэко номику, же с т кимрегулированием цен. на энергоно си те лиинаважнейшиетовар ыд ля народа, инвентаризацией в с его, что «при- хватизированО » и возвращением народу того, чтобылоотобраноунегозабесценок, а зачастуюи простодаром, возвращением незаконноизъятогоу трудовых Коллекти вов. ■ Кроме того, это несомненноустановле ниемонополии внешнейторговлина стра тегическоесырьеисамаянастоящаявойна . спреступностью. Этопервыешми, Адаль ше, видимо, придетсяпринятьпланВосста новлениянародногохозяйства—^такой. Как этобылопослевойны. Возможностейибо гатств, народных талантоввРоссиидоста точно. V/ —Но. людиразвращеныворовствоми безработицей, легкимидецьТами. Как за ставить работать того, 1 ПОсо школьной скамьи сидит гДе-нибудьвпалатке, сши баясвой «навари? —Ячиталнедавностатьютакогопала- точника. Онговорит: вслучаечего, встану на.защитусвоейпалаткисавтоматом. НоведьегоНиктоинесобирается«лик видировать». Государствонедолжнозани матьсяштопаньемносковипродажеймел когоассортимента. Толькопустьэтобудет наш, отечественный, ассортимент, ане 52 процента гшкоголя. Вмире считается, что при8литрахегоначеловекавгодначина етсядеградация. Аунасуже— 24. Благо даряэтомупалаточнику. Пустьторгует, но —ограничить. Он сейчасобложенрэкети рамипокрепче, чемгосударственнымина логами, и быстроразберется, что к чему, поймет своювыгоду—янесомневаюсь. Так ведьбыло и снэпманами. Те, кто пошелработатьвместе сгосударством, ор ганизоваликобнеративы, которыесущество вали"и впоследствии. Ничего страшногос нИми не произошло. Только Хрущев стал уничтожатьпроизводственнуюкооперацию, И зря. Не надобыло этодела'гь...Яза то, чтобымелкийбизнес-не.'трогать. Нонесле дуетвсепереноситьинамолодежь. Будучи в Англии, я С п ро си л премьер-мини с тр а Мейджора: « С колькомолодежиу ва сид ет в биз не с? » —« Се кретанет, —ответилон, —примерно6-7 процентов » —«Аосталь ные?»—«Остальные^ неудачники»—«И кудажеони?» —«Ктокуда». Тоесть«рас сасываются». «Рассасываются» вкримина литет, врабочуюсилу, куда-тоеще. 'Унасзадача—чтобымолодежьшлав общество, собществомжила, неуходилав криминалитет.Яособойпроблемыснеюне вйжу. Хотя, конечно, этоймолодёжибудет гораздотруднее, чёмнам. —Но, может, при24ли'грахспиртного на человеческуюдушу нация уже дегра дировала бесповоротно? —Первое, нтб*’необходимо сделать, — ввести монополиюна водочнуюторговлю. Этоуж точно. Запреща'гьне надо. Мыхо рошознаемменталитетнашегообщества— как и последствия подобныхзапретовгос подина Горбачева. Да-да. ИменноГорбаче ва, анеЛигачева—так былонасамомделе. Носам-тоон, кстати, выпивает? —Яне.скажу, чтосильно. —А как вамвидится будущее погуб леннойимстраны? —Восстановлениеобновленного Союз а. — Вкакомсоставе?БезПрибалтики? —Почему?Интеграция на этойтерри тории была больше, чем в любой другой частиземногошара. Мы Сн ашимитовара миникомуненужн ы. Авов с еммиретоже идет интегр ация.- ВЕвропе появилась об щая единица—экю. Единая энергетичес каясистема, транспортнаяитакдалее. СИ !я- тытаможенныеграницымежду СШАиК а надой, СШАи Мек си кой. ВЮго-Восточной Азиипослеиндонезийскогосовещаниявоз никает свой общий рынок. Эти процессы повсюду. Амы, значит, против?Ядумаю, этоневозможно. Экономичезкаяинтеграцияобязательно повлечет засобойинтеграциюэнергетики, транспорта, космоса, связи... Вконцекон цовэтобудет интеграцияполитическая. В областикультурыонажива досих пор ^ никакиенационалистыникакимизубамиее неразорвут. —Оваспишут всякое, даже в,энцик лопедиях, которые, по логике, должны блюстинаучнуюточностьиобъективизм. А что самЛукьяновдобавил быосебе в такуюэнциклопедию? —Чтоможновойтивисторию, аможно ивлипнутьвнее.Надодействоватьтак, чтоб невлипнуть, идажебезвсякихстрок вэн циклопедиях и справочниках что-топосле себяоставить. Это—главное. Добавилбытолькоодно: никогданеот казывалсяи не откажусьот принципа, не брал обязательство, что не поумнеюи со хранюсвоимальчишескиеубеждения. Нет. Жизнь меня Достаточно поломала. Было многовзлетовипадений. Ясубежденностью могу сказать: менялисьмои взгляды, ме нялисьпозиции, но главное, счемя шел пожизни, счемостаюсь, —сохранилось ;Человек,долженоставатьсяцельным, если хочет, чтоббылполезеннаэтойЗемле. Тут янемогукоритьсебязапрошлое. Но..* Доконцасвоихднейнесмогуснять ссебяОтветственность' за то, чтопроизош лосмоейстраной. Беседовали Юрий ДЙКАРЕВ, Вадим РА СКИ Н . Про фориентация УЧИТЕЛЬ- ЭТО ПРИЗ ВАНИЕ Кемстать?Кудапойтиучиться?Раноилипоздноэтот вопросзадает себекаждыйчеловек. И зачастуюприни мает ошибочное решение, определяя выбор своей про фессиинестолькопризванием, скольковопросамиудоб ства, наклонностейиконъюнктуры. Применительноже к педагогическойпрофессииздесьдобавляетсяещеине достаточная информация. Увлекающийся, скажем, во просами биологии отождествляет профессиюбиолога с профессией учителя по биологии. Без сомнения, учи тельбиологии должен Иметьглубокие вней познания. Но, кроме того, он должен быть подготовлен к тоМу, ч'гобыэтизнанияпередатьсвоимученикам, долженоб ладатьрядомнеотъемлемых качеств—любовьюк де тям, стремлением к самосовершенствованию, терпени ем, тактомимногимидругими. Вовремявступительныхиспытанийэкзаменатормо жет определить специальную подготовку абитуриента. Но как за 20-30 минут определитьегопрофессиональ нуюориентацию?А сделатьэтонеобходимо: и воимя будущих учеников будущего учителя, и воимя егоса мого. Как быть?Ученик уженашкольнойскамьедолжен получить правильное представление о деятельности учителя. Околодесятилетназаддиректорлипецкойсред нейшколы№'24М. Ваковскийизав. кафедройтеории и методики воспитательной работыЛипецкого педин ститута С. Шм аковпришлик идееорганизациипедаго гиче с ких кла сс о в . Сутьеез акл юч ает с я в том, что б ы с о б р ать в с т арших кла сс ах школьников, проявля ю щих интере с к' учитель с кой профе ссии, п рове с ти с нимир а ботупопервичнойпрофе сси о н ально-педагогиче с койори ентации, датьвозможно с ть п о п ро б о в ать с е б я в ро ливо с пи т ателейиорганизаторовдет с кихма сс о в ыхи кружко в ых меро п риятий - с ловом, «от с ледить » их деловые и оценить профессиональные качества. Прецедента пед- классов, аследовательно, —исоответствующегоопыта вобластинебыло. Веськоллектившколь! активнораз рабатывал программу. С ам ыми з аинтере с о в анн ыми и иници ативн ыми л юдьми с т али с о трудни ки кафедр ыС. Шм акрва. Потомк работеподкл ючи ли с ь п ре п од аватели и других кафедр. С п у с тя не с колько лет Липецкий пе дин с титут п риня лперв ыхвы п у с книковподкла сс о в шко л ы№ 24. И, надо с казать, онинеразочаровали. Ежегодн ый п риёмвин с титут с о с т авляетдо700идаже болеечеловек.. Е с те с твенно, чтодв а-триде с я т кав ы п у с книковпедкла сс о в школ ы№ 24 не могли решитьпро блем ы. Н о , сд ругой с тороны, анализ обучения в ы п у с кников педкла сс о в и м е л не с ом ненное зн ачение в деле профе сси о н ально-педагогиче с кой ориентациишкольни ков. Передин с титутомв с т алзакономерн ыйво п ро с о р а с ширениипрактикидопрофее си о н альнойпедагогиче с кой подготовки. Возникла мысльосозданииучебно-педаго гического комплекса, обеспечивающего тесное сотруд ничествоинститута сошколами. Оказалось, чторабота преподавателейинститутавшколепозволяетимисполь зовать полученную там информацию для более качес твеннойподготовкистудентов. Всвоюочередь, учителя школзнакомятсястребованиямиинститутаиучитыва ютихвсвоейработе, помогаясвоимвыпускникамадап тироватьсявранге студентов. Учитывая всеэтиобстоятельства, посогласованиюс областными городскимуправлениемнародногообразо вания, в1993 годуруководствоинститута обратилоськ школамиУсманскомупедагогическомуколледжуспред ложениемосоздании учебно-педагогического комплек са на базе ЛГЦИ. Предпочтение отдалишколам, кото рые, отличаясьвысокимуровнемпреподавания, работа ютпопередовымпедагогическимтехнологиям. Всостав комплекса УПК помимошколы№24 вошли еще се 1 Йь учебных заведений. Какой же он сейчас, липецкий УПК? Во всех шко лах введеныциклыпсихолого-педагогических испеци альных дисциплин, спецкурсов и факультативов, про фессиональноориентирующихстаршеклассниковнаучи тельскуюдеятельность. Занимаются такой работой ве дущие преподавателиинститута—профессораидоцен ту. Созд а ют с я у с ловиядляуча с тия школьниковУПК в организации внекла сс ной и до с уговой; деяте льно с ти школ. Зде с ьони п рояв ля ют св ои п ед агогиче с киеиорга низатор с кие наклонно с ти. Сейч а с р а сс м атрива ют с я в а риант ыв с е б о лее широкого уча с тия, с од ной с тороны, школьников в жизни ин с титут а ( с туденче с кие конфе ренции, культурно-ма сс о в ая И сп о ртивн ая работа), а с д ругой— с тудентоввжизни школ ы(ру ковод с тво круж ками, педпрактикаи т е ж далее.) Винституте постепен но складывается порядок приема выпускников школ УПК. Правда, распространяетсяонлишьнатехизних, кто имеет рекомендаций педсовета своейшколыи фа культета, на который собирается поступать. Победите лиолимпиадУПК имедалистыпобольшинствуспеци альностей принимаются вообще без вступительных ис пытаний, а остальные могут сдаватьиспытания уже в мае и считать себя зачисленными в институт даже до окончаниявыпускныхэкзаменоввшкоде. Конечно, при условии, что они набрали нужное количество баллов. Еслижеэтонеудалось, можнопопытатьсчастьявместе С другими абитуриентами, ноуже на общих основани ях. Особыйразговор—осотрудничествеинститутасЛе бедянскимиУсманскимпедагогическимиколледжами. Сейч а с в о б ла с ти в с е б о лее отчетливо в ыри с о в ыв ает с я сис тем а непрер ывного п ед агогиче с кого образования, когда окончившие колледжи ребята могут продолжить учебувин с титуте. Бо леетого, двафакультета—физи че с кой культур ыи сп о рт аифилологиче с кий—прини ма ютвы п у с книковколледжей с р азунатретийкур с . Это му сп о с о бс твуют активнаяработапо с ог ла с о в ани юуче б ных п ланови программин с титут а и колледжей, уча с тие п ре п од авателей ин с титут а вучебномпроце сс е кол леджей, сис тем а пов ы шения квалификации преподава телейимногоедругое. ПрошедшаянабазеЛебедян с ко гопедагогиче с когоколледжанаучно-практиче с каякон ференция показала, что сис тем а непрер ывного п ед аго-- гиче с когообразования оказала с ьдо с т аточноэффектив ной. Вместе стемвозможности еенеисчерпаны. Пред стоит большаяработадля)В;альнейшегоееразвития. Э. ВАЙНЕР, первыйпроректорЛГПИ, председатель-советаУПК. В г о с т я х у « СИ Н Е И п т и ц ы » в областной детской библиотеке прошла Неделя театра С ам ые юные чит атели познакомили с ь с т аким инте ре с нымж анром, как дет с кая муз ы кальная опера, и с о в ер шили увлекательное путеше с твие вме с те с г лавн ым героемо п ерыС. Про кофьева «Петяиволк ». Те, ктопос тарше, С Е МИпопробовали св ои си л ывте атральнойвикто рине-калейдо с копе, пол ю б о в али с ьи с ку сс твом п антомим ы О легаПопова. С амое-яркое с о б ытие Н еде ли—театрализованноепред с т авление « Веселое путешествие с Мэри Поппинс», пос тавленное детской театральной студией библиотеки « Си няя п тиц а ». Здесьзанимаютсяте, ктолюбитсцену. Стро г ая и вз ы с кательная, обаятельная руководитель с тудии, г лавн ый биб лиотекарь О. Добр ынин а учит ребят актер с комума с тер с тву,д ает детямвозможно с ть п оч ув с твов ать с е б я н а с тоя щими актерами. ' М. ТРА СК О В СКА Я , з ав. отделомэ с тетиче с когово спи т ания обла с тнойдет с койбиблиотеки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz