Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
п о л е т ы в о с н е и н а я в у 14 декабря 1994 г. з а р у л е м — з и м а ! № 239 (803) Читальный з а л "ЛГ' "Еаец веками строился" — так называется книга, которая появилась благодаря творче скому анализу летописей, до кументов гражданского и ду ховного содержания, а также более чем полуторавековой ра боты елецких краеведов. Авто ры ее В.П. Горлов и А.В. Но восельцев приглашают читате ля к сотворчеству, к раздумьям о минувшем с его увлекатель ными загадками возникнове ния Ельца, его топографии и топонимики. Мы оказываемся не только созерцателями про шлого, девонских пейзажей, их неповторимой дикой красоты, но и осознаем их созидающую силу, обусловившую постоян ное возрождение города после бесчисленных пожаров и раз рушений. Подобно Фениксу, ^сказочной птице, сгорающей и 'восстающей из пепла. Елец много раз горел, отстраивался и возносил все больще золо-. тых куполов в голубой про стор. Книга вызывает желание защитить, сохранить уникаль ные природные богатства, без которых жизнь оскудеет. Вряд ли, например, кто-либо оста нется равнодущным к угрозе утраты нашего подземного со кровища —кристально чистой родниковой воды, что издрев ле в фольклоре, а теперь и в науке называют "живои'. Она и в самом деле обусловила цветение тысячелетней елец кой жизйи. Многое в этой работе стро ится на хтаожественных ассо циациях. В романе И. А. Бу нина "Жизнь Арсеньева" его лирический и отчасти автоби ографический герой по пути в Елец на старой Чернавской дороге слушает рассказ отца о древности мест, по которым они проезжают. Здесь продага- ли и перекрещивались основ ные татарские сакмы, коими "татарове приходили на Русь", разоряя и выжигая дотла наш пограничный город и его ок ругу. Здесь в душе бунинского героя пробудилось ощущение истории, страны. Он понял, что он — русский и живет в России. "... И я вдруг почувст вовал эту Россию, почувство вал ее прошлое и настоящее, ее дикие, страшные и все же чем-то пленяющие особенно- работе различной предметной ориентации: географии, эколо гии, истории, литературе, ар хитектуре, этнографии... Ее создатели — архитекто ры. их пристальный интерес вызывает зодчество, начиная с первых детинцев, укреплений, кремля с "лепестками" приле пившихся к нему посадов, сло- лиотеках в научном сборнике "Труды археографической ко миссии Императорского Мос ковского археологического об щества" 1913 года. Этот доку мент вводит нас в атмосферу начала царствования Романо вых, помогает отчетливее представить "украинный" ха рактер Ельца, его роль аванпо- О древнем Ельце... К А К п т а ц А Ф Е Н И К С . . . сти и свое кровное родство с ней..." Нечто подобное испы тываешь, и читая "Елец века-, ми строился". Согревающее чувство родины передается чи тателю, и он начинает воспри-. нимать дела давно минувших дней как что-то близкое, жи вое, родственно связанное с его собственной судьбой. Говоря о Ельце, Бунин пе речисляет условно обобщен ные летописные сведения о нем: "... в таком-то веке его "дотла разорил" один хан, в та ком-то — другой, в таком-то -7 третий, тогда-то "опусто- щит" его великий пожар, тог да-то голод, тогда-то мор и трус" (землетрясение — С.К,). "Елец веками строился" конк ретизирует все это хроноло гией и уже только поэтому мо жет стать настольной книгой для )чителя и школьника. Она и руководство в краеведческой бод с их веками сложившими ся названиями... Строго доку ментальный градостроитель ный экскурс имеет не только познавательное значение, но и — опять-таки — формирует нравственное чувство родины и национальной истории. Примечательно, что на страницах книги опубликован документ 1628 года — "Чело- ^битная" ельчан царю Михаилу Федоровичу и его отцу патри арху Филарету Никитичу — жалоба "всяких чинов людей" на родного брата патриарха и дядю царя боярина Ивана Ни китича Романова. По книгам о Ельце М, А. Стаховича. (1858), Н. А. Ри- дингера (1865) ельчане знали, об этой "Челобитной" и ее пе чальных последствиях для жа лобщиков, но в полном объе ме с ней можно было ознако миться лишь в крупных биб- ста на закрепленных участках "дикого поля", понять остроту противоречий социадьной сти хии, борьбы "всех чинов лю дей" с богатейшим феодалом, укрупнявшим свои несметные угодья за счет земель, вндвь осваиваемых по мере продви жения страны на юг. "Челобитная" хранит живое дыхание напряженного, нЬспо-, койного бытия ельчан в начале XVII века. Мы непосредствен но ощущаем эту жизнь во всей многоликости, узнаем наших далеких йредков, их' цвети стую, яркую образную речь. И вновь вспоминаем Бунина с его мыслью о том, что здесь, на одной из русских окраин, московские цари создавали за слоны от татарских набегов из поселенцев различных русских областей. В результате чего и сложились богатейшие тради ции здешней русской речи. давшие России величайших писателей во главе с Тургене вым и Толстым, а затем —Бу нина, ^Пришвина, Замятина... Имеются ли в книге недо статки? Несомненно. Наблю дательный читатель заметит повторения, редакционные упущения, есть фактические' разночтения и даже противо речия концептуального харак тера. Но все это не снижает познавательного и воспита тельного значения этого изда ния. Хорошо, что такой труд появился в канун череды юби лейных событий 1995-1996 го дов, когда ельчане будут отме чать 600-летие трагической гибели города от нашествия Тамерлана и поспешного от ступления "властителя полу мира" из пределов Руси; рождение в связи с этим' исторической легенды о'чудо творной иконе Елецкой Бо жией Матери и столетие по священного ей храма; 850-летие первого лето писного упоминания Ельца (в 1146 году) в связи с теми же историческими лицами, .с именами которых годом позже будет впервые упомянута в ле тописи Москва; 50-летие Победы, в •чьей хронике у Ельца особая стра ница, с которой начались Мо сковская операция и важней ший поворот в войне. Сам факт выхода книги в наше трудное время является оптимистическим предвестием и дарит надежду... Софья КРАСНОВА, доцент кафедры историко-культурного наследия Елецкого государственного пединститута. В л а ди сл а в З О Р И Н ТАК СЛУЧИЛОСЬ... 11 мая 1945 года погиб в Бсрпине мой последний , десятый, д яд я — Зорин Николай Казьмин. Светлая им всем память! Так случилось — Весна и Победа! Но последней для дя д й — весна! Огневик, весельчак, непоседа. Выпил горькую чашу до дна. Вижу в яви; В центре Берлина Автоматы в небо палят, И, обнявшись, солдаты, мужчины Слез своих уже не таят. Эх, российская удаль удачи, - Если выжили — поживем! А с диоптром сидит за чердачным Снайпер вражеский за окном. ... Третий день отмечают , Победу Наши доблестные войска. Но фашист, дожевав галету. Нажимает на спуск курка. В суматохе, веселье бедовом — То ль от пляски, то ль от в и > ^ — Упадают солдатики снова — Награждает свинцом весна. Дядя вычислил снайпера точно И "катюшу" на площадь подвез. Огневую чердачную точку Реактивным залпом разнес. И — прыжком, перекрыв > мостовую. Подлетел он к парадной двери... Боже мой! Отсрочь роковую... На минутку, солдат, замри! Но из бронзы р ^ к а витая Затаила безжалостный ток... О, доверчйёбсть Наша святая! Кто ж поДу/яаУь б ‘тбке>‘Ия 6 г? ' 1 0 (. Я коварство.:вой 1 щй не "приемлю, Коль уж биться, так в честном бою. Но под током все держат Землю И судьбу твою и мою. В хитроумном сплетении дел — Д ела нету до моих колядок. Р усские поэты не у дел, — Б у д у душ у приводить в порядок. Слава Богу, автор этих строк ошибся. Доказательство тому — выход в свет его же внушительного сборника "Стихи разных лет". Спонсору —"Липецккредитбанку" оказались небезразличны "коляд ки" нашего земляка Сергея Панюшкина, И вот перед читателем — итоговая книга старейшего поэта-фронтовика, включившая, помимо лирики, историко-драматические произведения, этюды, монологи и мини-альбом, чьи снимки дают представление о жизненном пути Сергея Парфирьевича, его общественной деятельности, друзьях и собратьях по перу. Сквозная тема сборника обозначена в авторском вступительном с.тове^где, отвечая на вопрос: "С чего начинается поэт?", Панюшкин написал: "... с большой радости —живешь на Земле! —и с большой тревоги; что будет с Оттазной, с землей нашей..." Стихи возвращают поэта в егомолодость, вродное астраханское Понизовье, в древности называвшееся Лебедией, возвращают в годы войны, "поседе.дойпамятью" которойонповеряет себя сегодняшнего. А да. 1 ьше —уже липецкие мотивы, раздумья о далеком прошлом и —о грядущем, о судьбе России и ее великого народа. Спутниками поэта и читателя в этом странствии во времени становятся Петр I и Разин, Менделеев и Шаляпин, Бунин и герой войны Кованев... Поэзия Панюшкина питается подземными родниками народного творчества, в его стихах звучат ритмы русской частушки и полуязы- ческой обрядовой песни, в них жи’вут и одическая торжественность, и лирическая есенинская традиция. Книга вышла в Липецке (составитель Б. Шальнев, редактор О. Кулаков), со вкусомоформлена И. Чемякиной. Пожалуй, Панюшкин первым среди наших современных поэтов-земляков удостоен столь солидного (в сборнике триста с лишним страниц) и полиграфически, эстетически привлекательного издания. (Соб. инф.) Небом единым жив человек. (А. Вознесенский, из стихов о Марке Шагале) Мальчик по имени Миша сидел за столом. Кошка по имени Китти сладко спала. Девушка без имени, странная, не ловкая, которая и по земле-то навер няка передвигалась грузной, тяжелой пбеотью, вдруг поднялась в воздух и полетела. Она летела над Мишей и Китти. Она летела над скучной, пустой, серо-бурой землей, над одиноким, такого же уньшого бу рого цвета, осликом... Бог весть, как это ей удавалось. В ней не было.ничего от ангела или птицы. Она не походила на романтических влюблен ных или скрипачей, парящих над крыщами витебских домишек у Марка Шагала. И все-таки -- летела. Ей суждено было долететь аж до самой Москвы. И там ее показывали на выставке "Наивное искусство России". Новый словарь ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ОТ "А" ДО "Я" "Православие".., "Католичество"... Протестантизм"... "Сек тантство"... Помните небольшого формата книги, выходившие под такими названиями в "Политиздате"? По видимости —справочные издания, по сути —воинственно атеистические, когда толкования понятий, терминов, персоналий, связанных с религией, носили от кровенно тенденциозный, пропагандистский характер. И вообще, если выходила какая-либо книга о религии, то она имела, сугубо антирелигиозна окраску. Библии было не достать, зато ученые разоблачения Библии пьшились в любом магазине, в любой библи отеке. Сегодня мы свидетели другой крайности. Все прилавки запол нены толстыми и тонкими книгами, на все лады рекламирующими взгляды тех или иных конфессий, нередко весьма далеких от пра вославия. Ну, а уж атеизм, как направление ((шлософскбй мысли, у нас приказал, по-видимому, дЬлгожить. И крайне туго пришлось бй у нас теперь всякому вольнодумцу —от Во.> 1 ьтера до крупнейшего философаXXвека Бертрана Рассела, которыйкогда-то прославился дерщой статьей "Почему я не христианин , вздумай они проповедо вать свои идеи в печати —скорее всего, их книги просто не стали бы пуб.тиковать. Тем приятнее, что в пестром потоке нынешней литературы появился изданный "Республикой" (кстати, это бывший "Политиз дат") словарь "Христианство", чьи авторы не агитируют ни "за", ни "против" религии, я спокойно, толково, обстоятельно просвещают читателей, в^уюших иневеругощих, помогают имсориентироваться в океане проблем всех христианских церквей, в христианстве исто рическоми современном. Около 80 ученых принялиучастие в работе над с.товарем. И хотя они предупреждают нас о невозможности "объять необъятное" иисчерпать эту тематику, тем не менее создан ная ими книга содержит колоссальный объем информации. Под ее переплетом уместытись два тысячелетия великой мировой религии. Наверняка даже иные знатоки и специалисты обнару^т на этих без малого 600 страницах нечто новое для себя. Особенно ценно, что, адресуясь к российской аудитории, редак торыиавторы словаря главное внимание уделилиправославию, хотя и другие ветви, течения уклоны освещены достаточно полно и компетентно. И. И, . .. Кино , реклама и иллюстрированные журналы затопляют нас потоком готовых об ра зо в ... Усилие, нужное д л я того, чтобы освободиться от этих стандартов, требует известного мужества... (Матисс) Миша и Китти бьши живыми, на стоящими. Девушка в-небе бьиа кар тиной на стене в Мишиной комнате. Ее нарисовал мишин папа и назвал "Деревенская дурочка". ■Юр появилась двусмысленная аббревиатура "ИТД" (если : 5 абыли, на помню, как это расшифровывается: ■"индивидуально-трудовая де ятельность"), одним из первых затеял в Липецке кнц^крь 1|1 бггз^гес. Сам-то он книгочей с детства. В эпоху бесшижм.все]у 1 Йдрамами и неправдами добывал Ремарка и ХемийгуЙ,‘‘тадй6 чйтал, бес конечно перечитывал... ■ Освоившись на рынке, пустился в авантюры. Тащил из Мо сквы не только детективы, фантастику и гороскопы, но все чаще, все больше — философию, историю, мемуары, учебники. Если догадывался, что кому-то книга нужна для дела, а в кармане покупателя пустовато —хоть немного, да сбрасывал цену. А спе- циалистам-гуманитариям —он их теперь знает наперечет —пред лагал: дайте мне свои' списки, привезу необходимую литературу по отпускной стоимости плюс накладные расходы, связанные с дорогой, не свыше десяти процентов. , Журналистке, заинтересовавшейся нестандартным "репертуа ром" его лотка, афористично отрапортовал: "Книжная торговля — это не профессия, а образ жизни". С Нынче он рассуждает иначе: "Человек должен в чем-то себя реализовать. Торгуя книгами, я себя реализовать не могу". Кисти, холст и краски перевернули ему жизнь. ий Николаевич Татьянин, в дальнейшем именуемый просто Юрой, автор, наверное,'уже ста кар тин. С яркими, гордыми петухами. С большеглазыми женщинами — муза ми, гадалками, таинственными русал ками, деревенскими дурочками. С Евой, отрешенно сжавшей в руке красный твердый'шарик запретного яблока под взглядом лениво, но.неотвратимо распрямляющегося змея. С праздничными акварельно-свежими цветами. С самодо вольными свиньями, что выставляют напоказ необозримые бока- окорока или злые, черные клыки. С кагшми-то полусказочными животными, морскиш! волнами, жарко-желтым песком пустыни, остролистыми пальмами... В этом пестром, не имитирующем реальность или привычную реалистическую живопись мире существуют только два измерения. Но откровенная его плоскостность не нуждается в классической перспективе, в третьем измерении. Потому что призвана связать нас сразу и напрямую с четвмтым, а то и пятым — фантасти ческим, воображаемым, невообразимым. ... Итак, юрины холсты выставлялись' в Москве. А одну его работу купили коллекционеры из Венгрии. Сперва он радовался, что она теперь будет украшать незнакомый дом в далекой стране. Тем более, до этого он ни разу еще не продавал своих картин. Но потом понял, что больше никогда ее не увидит. И засготал. Кажется, чего скучать: возьми кисть да сделай копию. Но он не умеет копировать. Сегодня нельзя повторить то, что так есте ственно и легко легло на холст вчера. Получится вымученно, мер тво, ненужно. Ведь ты уже успел измениться. Ушел от себя — вчерашнего, позавчерашнего. Настроение, переживание, движение души —скоротечны, изменчивы. А ему в его работе дорого имен но это — живое чувство, уловленное в сети композиции, вспых нувшее кармином или охрой... Г осподи , мы знаем , кто мы такие, но не знаем , чем можем стать. (Шекспир) Странно,-п 10 в детстве он так и не пристрастился к рисованию! А тут — точно наваждение... Сперва краски и кисти принадлежа ли его жене Надежде. Она выпускница худграфа. Но получилось так, что рабо тать ей пришлось, мягко говоря, не по специальности — бухгалтером. Юра смотрел-смотрел на натянутые подрамники и решил по пробовать. Как говорится, не пропадать же добру. Учился методом тыка. Первых своих работ стесняется, никому не показывает. Но энтузиазм не иссякал. Он вдруг понял: сам процесс создания картины, прикосновение к загрунтованному холсту доставляют ему радость, какой он никогда не испытывал. Независимо от результата. Потом что-то стало получаться.уСвою манеру обозначил до морощенным термином: интуитивньш примитивизм. Интуитив ный, объясняет, потому, что чаще всего желание работать стиму лируют случайное пятно, линия, да просто-напроСто наличие той или иной краски в тюбике. Глянет и загорается; вот ведь что можно с этим сделать! Как ребенок, играя, подражает нам, так и мы, играя, подражаем силам , которые творили и творят мир. (Пауль Клее) В лю б ое мгновенье не поздно . Начните сначала ! (А. Вознесенский) Он зарабатывает на жизнь, прода вая книги, а в свободное время зани мается живописью. Но сейчас ему страшно хочется все поменять места ми, чтобы о нем говорили: он — ху дожник, который в свободное от ри сования время подрабатывает, разло жив на' лотке последние новинки.' Недавно попытался от уличной "готговли совсем отказаться. Привычный для книголюбов лоток у "Салона красоты" .то время исчез. Ироиюяейел''сАушо|п-^ улицы рэкетиры. .. ■ п .зэж на какое- о хозяина выжили с Не знаю, может, чтогТо..р,Былои;<Н(110й. называет иную при чину. Ему мечтайЬсь'тПк; ой йривоз магазин, а сам — к Мольберту. ' !( и 51 ; кц иш из М осквы , сдает в Юра вообще из тех людей, кто не боится рискнуть, пойти на крутой вираж. Он молод, но не раз начинал все с нуля. Учился' в машиностроительном техникуме, а работал — в театре: монти ровщиком, машинистом сцены. Когда в российском лексиконе В двадцатом веке примитив, наив, неискушенность и простодушие само учек внезапно выросли в ггене. Зыб кая, а то и совсем прозрачная, при зрачная граница отделяет их от само го изощренного, утонченного, дерзко го авангарда. "Не думайте, что у меня в стиле соцреализма не получится, — сооб щил мне Юра. —Раньше бы не смог, а теперь Могу. Будет вам и сходство, и перспектива, все, как у людей. Но я не хочу. Мне так не нужно". Он играет в другую игру. Играет всерьез, играет истово. Маска (да, теперь, по-видимому, уже маска, точнее — прием) детской бесхитростности, имитация неумелости не мешают почувствовать: а этот парень многому научился. Его последние картины вьшол- неньг уверенно, раскованно. И говорит Юра с восторгом не о Руссо и даже не о Пиросмани, а об изысканных эстетах, экспе риментаторах и бунтовщиках-^ Гогене, Ларионове, Малевиче, Штернберге... ...А лоток с книгами у "Салона красоты" появился вновь. Юре так и не удалось избавиться от этого фогта. Жить надо, семья. Но в сутках, слава Богу, 'двадцать четыре часа. Книги он поо- дает где-то до, трех попол)щни. А там — возня по хозяйству ,. МИШИНЫ уроки, деловые встречи — все-таки'коммерсант*.'.. Зато потрм настанет ночь. И, может быть, когда все утихнет, все-за снут, он начнет новую картину. - , ■■ Ему, .как и той девушке на его полотне, трудно отрываться от земли. Но он уже знает, что это такое — летать И. НЕВЕРОВ . ГЕНКИН Яков Рувимович 9 декабря 1994 года уш ел из жизни Генкин Йков Рувимович — дирек тор ТОО ЛМУ "Промвенти- ляция". Генкин Яков Рувимович родился 15 июля 1935 го да в Новосибирской обла сти. С 19 5 4 года начал свою трудовую деятель ность мастером в г. Ангар ске. Позже работал про рабом , старшим прора бом, главным инженером в системе трестов "Сиб- промвентиляция", ‘"Про- мвентиляция". С 1965 го да назначен главным ин женером, а в 1972 году — начальником Липецкого МУ "Промвентиляция". З а у сп еш н о е стр ои тельство важнейших пус ковых объектов, добросо вестный труд награжден орденами "Знак Почета", Трудового Красного Зна м ени , двумя м едалями "За трудовую доблесть", множеством грамот. Генкин Я .Р . был н е ординарным человеком . Организаторские способ ности , высокое чувство ответственности за пору ченное дело , дисциплини рованность, принципиаль ность, умение ориентиро ваться в быстро меняю щейся обстановке сниска ли ему заслуженный авто ритет ср еди строитель ных, монтажных организа ций Липецка и за преде лами Липецкой области. Добрая память о Якове Рувимовиче сохранится в сердцах людей, знавших его. Коллектив аботников ЛМ У р ' ТОО Промвентиляция' МУЗИЦИРУЮТ УЧИТЕЛЯ с концерта педагогов музы кальных школ в Липещее нача лась серия городских творче ских мероприятий, посвящен ных 50-летию Победы. На кон церте не раз звучали слова "впервые”, "дебют". Впервые музыканты-педаго ги решили таким образом объ единить свои исполнительские силы. Состоялся дебют оркест ра народных инструментов (ру ководитель Олег Федянин), со зданного при управлении куль туры. Впервые в нашем городе звучала арфа —Липецкий сим фонический оркестр под руко водством Александра Сиднева исполнил концерт Глйера для этого инструмента. Солировала Татьяна Ларина (Москва). С середины декабря в сана тории "Липецк" будет представ лено еще несколько программ также к юбилею Победы, но уже под эгидой областного ко митета по культуре и искусству. (Соб. инф.) ПРИОБЩЕНИЕ К "МЭТРАМ” ■ Выстажа —.событие для ху- , лЬжников. Для тех же, чьи ра- . оогы жсионируются сейчас в зале (>'лица Ленина, 9) Липец ком организации СХ России, она вообще особенная. Потому что речь идет о восемнадцати претендентах на вступление в профессиональный творческий союз. Да, сейчас членство в СХ не сулит особых материальных благ. Но ведь это — свидетель ство прямой причастности к об щероссийскому художественно му "цеху"... Оттого и собрание по этому поводу областной организации СХ получилось 'Долгим, и рав нодушных на нём не было. Со брание вынесло решение при нять в союз скульптора Вален тина Загорского, живописцев Виктора Соболева, Николая Докунихина и Андрек Дмтри- 'ева (последний — из Ельца). Кроме того, названы несколько кандидатов на членство в СХ. Примите и наши поздравления, друзья! , (Соб. инф.) осторо^кго, ГОЛОЛЕД! Наиболее тотдное время для работы автомобильното транс порта — зима. В условиях не благоприятной' зимней погоды управлять транспортными сред ствами намного сложнее. Перед выездом на линию водитель должен убедиться в исправности электрооборудова ния автомобиля. Иногда быва ет, что из-за грязи подфарники, габаритные огни или стоп-сиг налы совершенно не видны, особенно вечером или ночью, а это затрудняет продвижение других машин. Предельное внимание и ос торожность в условиях недоста точной видимости Особенно не обходимы при переезде пеше ходных переходов у школ, ос тановок общественного транс порта. К сожалению, некоторые водители пренебрегают этими требованиями и, заблаговре менно не снизив скорость, рез ко тормозят. На скользкой до роге машину может занести, а ведь на остановке — люди. Еще об одной из причин, порождающих аварии на зим них дорогах. При выезде из ос вещенной зоны в неосвещен ную водителю требуется опре деленное время, чтобы глаза привыкли к новой обстановке. Период адаптации у каждого разный (в среднем 4-6 секунд). За это время при скорости 60 км в час автомобиль проезжает 45-65 метров. Естественно, во дитель в это время едет всле- пую? поэтому скорость нужно снижать не тотпжо при ослеп-' лении, но и при выезде из ос вещенного участка на неосве- щещгый. Хотел бы напомнить води телям, что особенно ог^асно в темцое время суток произво дите Какие-либо изменения в маневре на дороге — это может привести к столкновению со встречным транспортом. Необ ходима также учитывать, что при движении в тумане различ ные дорожные препятствия, встречные автомобили кажутся в 2-3 раза более удлиненными и смещенными по сравнению со своим действительным рас положением. Попав в густую пелену тумана, водитель дол жен включить свет. Чтобы не наехать в тумане на препятст вие, необходимо внимательно следить за сигнальными огнями идущей впереди машины, не держаться слишком близко к осевой линии. Самое опасное, что подсте регает водителя на зимней до роге, — это заносы. Машина внезапно становится неуправ ляемой. Случается, что за этим следует опрокидывание в кювет или столкновение со встреч ным транспортом. Причина за носа — ошибка водителя при управлении "транспортным средством. Непременным условием безопасной работы в гололеди цу является безупречная работа автомобиля. На скользких до- ротах решающее значение име ет состояние колес. Сцегшение шин с дорожным покрытием и, следовательно, устойчивость и управляемость автомобиля за висят от качества протекторов и площади их контакта с по лотном дороги. Сцепление дол жно быть совершенно одинако вым как с правой, так и с ле вой стороны. От выполнения этих требо ваний во многом зависит сни жение аварийности во время таких погодных условий. И, конечно, вниматель ность водителей — главное ус ловие безопасного движения. Хотелось бы напомнить в заключение работникам комму нальных и дорожных служб о своевременной посыпке дорог противоскользящей смесью в особо опасных местах: на авто бусных остановках, поворотах, перекрестках, на подъемах и спусках. Г. ФУРСОВ , госавтоинспектор отдела ОГАИ УВД.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz