Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

7 декабря 1994 г. № 236 (800) Л и п е ц к о й о б л а с т и Р о с с и й с к о й Ф е б е р а ц и и Липецкое областное Собрание депутатов, руководствуясь интересами населения области и сознавая Рвою ответственность за его судьбу, в целях возрождения зкономики и культуры области, повышения благосостояния, социальной защищенности людей, утверждения гражданского и духовного согласия, про­ являя уважение и приверженность к историческим традициям, трудовым и ратным свершениям липчан, действуя в рамках полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, принимает на­ стоящий Устав — основной закон области. ГЛАВА I . основы ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЛАСТИ Статья 1 1. Липецкая область находится в составе Российской Феде­ рации и является равноправным субъектом Российской Феде­ рации. 2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом, принимаемым законодатель­ ным (представительным) органом государственной власти обла­ сти. 3. Статус области как субъекта Российской Федерации может быть изменен только по взаимному согласию Российской Фе­ дерации и области в соответствии с федеральным конституци­ онным законом и волей населения области, выраженной на референдуме. \ Статья 2 в области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Россий­ ской Федерации и международных договорах, ратифицирован­ ных Российской Федерацией. Обеспечение условий для соблю­ дения и защиты прав и свобод человека —обязанность органов г государственной власти области и органов местного самоуправт ления. Статья 3 1. Единственным источником государственной власти в об­ ласти является ее народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного само­ управления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Статья 4 1. Законы и иные правовые акты, принятые органами госу­ дарственной власти области в пределах их полномочий, обяза­ тельны для исполнения всеми органами, предприятиями, учреж­ дениями, организациями и гражданами, находящимися на ее территории. Ь 2. Конституция Российской Федерации и федеральные зако- Р ны на территории области имеют верховенство и прямое дейст­ вие. 3. ^^ты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федераций, соответствующие Конституции Рос­ сийской Федерации и склеральным законам, обязательны для с исполнения на территории чзбласти. I Статья 5 1. Липецкая область состоит из городских, сельских йоселе- ний и их территориальных объединений (районов и сельсове­ тов), обладающих собственной компетенцией, определяемой Конституцией Российской Федерации, федеральным законода­ тельством и настоящим Уставом области. 2. В состав области входят: районы — Воловский, Грязин- ский, Данковский, Долинский , Добровский, Долгоруковский, Елецкий, Задонский, Измалковский, Краснинский, Лебедян­ ский, Лев-Толстовский, Липецкий, Становлянский, Тербун- йсий, Усманский, Хлевенский и Чаплыгинский; города област­ ного подчинения: Липецк, Елец. 3. Территория области является частью единой территории Российской Федерации и обладает внутренней целостностью. ,, 4. Вопросы административно-территориального устройства Г' области —создание и реорганизация районов, городов и других населенных пунктов, их наименование, переименование, изме­ нение границ, установление административных центров и т. д. —решаются органом законодательной власти области с учетом мнения населения соответствующих территорий, полученного путем опроса. 5. Границы между областью и другими субъектами Россий­ ской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом области. Статья 6 На территории области гарантируется соблюдение закреп­ ленных в Конституции Российской Федерации прав на граждан­ ство Российской Федерации и осуществление в связи с этим каждым гражданином Российской Федерации своих прав, сво­ бод и обязанностей. Статья 7 1. В области охраняются труд и здоровье людей, создаются условия для обеспечения достойной жизни и свободного разви­ тия человека, оказывается помощь малоимущим и другим остро нуждающимся гражданам. 2. В области обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; воспитания, образования, науки и культуры, спорта и туризма. Статья 8 1. В области гарантируются единство российского экономи­ ческого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода эконо­ мической деятельности в соответствии с действующим законо­ дательством. 2. В области признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная, частная и иные (^рмы собст­ венности. Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы области используются и охраняются в соответствии с Конституцией Российской Фе­ дерации, федеральным законодательством и настоящим Уста­ вом, как основа жизни и деятельности народа, проживающего на территории области. 2. Земля и другие природные ресурсы области могут нахо­ диться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Статья 10 1. Государственная власть в области в соответствии с Кон­ ституцией Российской Федерации осуществляется на основе: — разграничения, предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ор­ ганами государственной власти области; — разделения на законодательную, исполнительную, судеб­ ную. 2. Законодательным (представительным) органом государст­ венной власти области является областное Собрание депутатов (областное Собрание). 3. Исполнительным органом государственной власти области является областная администрация, возглавляемая главой адми­ нистрации. 4. Судебную власть на территории области осуществляют областной суд, районные (городские) суды и областной арбит­ ральным конституционным законом. 5. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в осуществлении своих полномочий. 6. Порядок формирования, полномочия и организация дея­ тельности органов законодательной и исполнительной власти устанавливаются настоящим Уставом, законами области в соот­ ветствии в основами конституционного строя Российской Фе­ дерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установлен­ ными федеральным законом. Статья 11 в области признается и гарантируется установленное Кон­ ституцией Российской Федерации местное самоуправление. Ме­ стное самоуправление в пределах своих полномочий самостоя­ тельно, имеет свой Устав (Положение) соответствующей терри­ тории. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 12 в области признаются многопартийность, свобода вероиспо­ ведания. Все партии, общественные объединения равны перед законом. Статья 13 1. Область имеет свои символы: герб, флаг. 2. Описание и порядок использования областных символов устанавливаются законом области. 3. Административным центром области является город Ли­ пецк. ГЛАВА II. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ЕД Е ­ НИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ Ф ЕД Е ­ РАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТ­ ВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ ВЛА­ СТИ ОБЛАСТИ Статья 14 1. Согласно Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федера­ ции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеральное устройство и территория Российской Феде­ рации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражда­ нина, гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодатель­ ной, исполнительной и судебной власти, порядка их организа­ ции и деятельности; формирование федеральных органов госу­ дарственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, эко- ^ логическрго, срциа^ 1 ьного, культурного и национального разви­ тия Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансо­ вое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономиче­ ские службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; фе­ деральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергети­ ка, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Россий­ ской Федерации, международные договоры Российской Феде­ рации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федера­ ции; м) оборона и безопасность; оборонное производство; опре­ деление порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их исполь­ зования: н) определение статуса и защита государственной границ 1 }[, территориального моря, воздушного пространства, исключи­ тельной зоны и континентального шельфа Российской Федера­ ции; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-про­ цессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; ам­ нистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуаль­ ное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метриче­ ская система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный стати­ стический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. 2. По предметам ведегшя Российской Федерации принима­ ются федеральные конституционные законы и федершхьные законы, имеющие прямое действие на всей территории Россий­ ской Федерации, в том числе в области. Статья 15 1. Согласно Конституции Российской Федерации в совмест­ ном ведении Российской Федерации и области находятся: а) обеспечение соответствия настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов области Конституции Рос­ сийской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопо­ рядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обес­ печение экологической безопасности; особо охраняемые при­ родные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, наушг, 1 ^льту- ры, физической культуры, спорта и туризма; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийны­ ми бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сбо­ ров; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное зако­ нодательство, законодательство о недрах, об охране окружаю­ щей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвока­ тура; нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей области, выполнение международных договоров Россий­ ской Федерации. 2. По предметам совместного ведения Российской Федера­ ции и области издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты области. Статья 16 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Рос­ сийской Федерации и ее субъектов область обладает всей пол­ нотой государственной власти. , 2. К ведению области по предметам совместного ведения Российской Федерации и области и вне их пределов относятся: а) принятие и изменение Устава, законов и иных правовых актов области, контроль за их исполнением; б) определение административно-территориального устрой­ ства области; в) установление системы областных органов государствен­ ной власти, порядка их организации, формирования и деятель­ ности; г) законодательное обеспечение организации местного само­ управления; д) часть федеральной собственности, переданной области, областная государственная собственность и управление ею; е) определение региональной политики области и принятие областных программ в сфере государственного, экономическо­ го, экологического и социального развития области; ж) финансовое, валютное, кредитное регулирование по воп­ росам, относящимся к ведению области; з) областной бюджет, областные налоги и сборы, областные внебюджетные фонды; и) административное, жилищное, земельное, водное, лесное, иное законодательство, в части, не отнесенной к ведению Рос­ сийской Федерации; к) международные отношения и внешнеэкономические свя­ зи области; л) областная государственная и муниципальная служба; м) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Рос­ сийской Федерации и совместного ведения Российской Феде­ рации и области. 3. Правовую систему области составляют Конституция Рос­ сийской Федерации, настоящий Устав, федеративные договоры и соглашения, федеральные констит^ионные законы, феде­ ральные законы по предметам ведения Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и области, за­ коны и иные правовые акты области. Статья 17 1. Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить федеральным законам, принятым в соот­ ветствии со статьями 14 и 15 настоящего Устава. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, из­ данным в Российской Федерации (в том числе в Липецкой области), действует федеральный закон. 2. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, изданным в пределах.ее полномочий, действует нормативный правовой акт области. 3. Устав, законы и иные законодательные акты области, принятые по тедметам ведения области и предметам совмест­ ного ведения Российской Федерации и области, подлежат обя­ зательному исполнению и государственной защите на террито­ рии области равно, как и Конституция и федеральные законы Российской Федерации. ГЛАВА III. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖ­ ДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТ­ ВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ Статья 18 Граждане принимают непосредственное участие в осущест^- влении государственной власти посредством референдума, вы­ боров, народной инициативы и путем использования иных, предусмотренньк настоящим Уставом и законами области, форм принятия гоетдарственных решений и доведения своих предложений и требований до сведения органов государствен­ ной власти области. Статья 19 Правом голоса на референдуме области и областных выбо­ рах, а также подписания подписных листов в поддержку народ­ ной инициативы обладают граждане Российской «^дерации, достигшие 18-летнего возраста и постоянно проживающие на территории области. Лишены этих прав лица, которые в уста­ новленном законом порядке признаны недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 20 1. Референдум области или общее голосование населения области проводятся для принятия закона или решения по важ­ нейшим вопросам государственной и общественной жизни об­ ласти, входящим в компетенцию законодательной или исполни­ тельной власти области. На референдум области не могут выноситься вопросы о налогах, бюджете, чрезвьиайных и срочных мерах по обеспече­ нию общественного порядка, здоровья и безопасности населе­ ния. Статья 21 Голосование на референдуме и выборах области свободное, личное, непосредственное, тайное, проводимое по месту посто­ янного проживания его участников и на равньк для них осно­ ваниях. Статья 22 1. Решение о проведении референдума принимает областное Собрание депртатов. 1 Референдум области может быть назначен по требованию не менее двух третей от установленного числа депутатов обла­ стного Собрания либо по выдвинутому в порядке нмодной инициативы требованию не менее 100 тысяч граждан, опадаю ­ щих избирательным правом. Статья 23 1. На референдуме области предложенный проект закона или иного правового акта может быть лишь одобрен или отклонен. 2. Выносимый на референдум области проект считается принятым, если в голосовании участвовало более 50% имеющих на это право лиц и более половины из них одобрило проект. 3. Принятый на референдуме области правовой акт после утверждения результатов голосования областной избирательной комиссией официально публикуется и вступает в силу в день, следующий за днем опубликования. 4. Принятые на референдуме области правовые акты могут быть изменены или отменены только референдумом области. Статья 24 Порядок проведения референдума и выборов в области, реализация прав народной инициативы, а также порядок пуб­ личного обсуждения проектов областных актов и проведения опросов населения по ним определяются настоящим Уставом и законами области. ГЛАВА IV. ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ Статья 25 1. Областное Собрание состоит из 38 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года и считается правомочным, если в его состав избрано не менее у з депутатов от их установленной численности для данного Собрания. 2. Количество депутатов, работающих на постоянной основе, определяется самим Собранием, но не более 2/5 от установлен­ ного числа депутатов. 3. Порядок выборов депутатов Собрания определяется зако­ ном области, принимаемым областным Собранием на основе общих принципов, установленных федеральным законодатель­ ством. Статья 26 1. Депутатом областного Собрания может быть избран граж­ данин Российской Федерации, достигший 18 лет, постоянно проживающий на территории области и имеющий право участ­ вовать в выборах. 2. Депутат областного Собрания, работающий в нем (или его органах) на постоянной оплачиваемой основе, не может быть депутатом иных представительных органов власти и местного самоуправления, не мржет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной твор­ ческой деятельности. 3. Депутаты областного Собрания, не работающие в нем (или его органах) на постоянной оплачиваемой основе, не могут быть депутатами иных представительных" органов власти и местного самоуправления, не могут находиться на государственной служ­ бе, в том числе занимать руководящие должности в исполни­ тельных и судебных органах власти, действующих на территории области. 4. Областное Собрание принимает закон области "О статусе депутата областного Собрания” и положение "Об осуществле­ нии депутатской деятельности в областном Собрании", регла­ ментирующие организацию работы депутатов. 5. Депутаты областного Собрания обладают на территории области неприкосновенностью в течение всего срока их полно­ мочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 6. Вопрос о лишении неприкосновенности депутата решает­ ся областным Собранием по представлению прокурора области. Статья 27 1. Областное Собрание является постоянно действующим органом, обладает правами юридического лица и имеет расчет­ ный и другие счета в государственных и других банках. 2. На первое заседание областное Собрание созывается не позднее 3-х недель после избрания. Подготовку данного заседа­ ния осуществляет оргкомитет, избираемый из депутатов на их общем совещании, созываемом председателем областного Со­ брания предыдущего созыва или по инициативе самих депута­ тов. 3. С момента начала работы областного Собрания нового созыва полномочия областного Собрания прежнего созыва пре­ кращаются. 4. Деятельность областного Собрания свсладывается из рабо­ ты его заседаний, депутатских слушаний, деятельности посто­ янных комитетов (комиссий) и иных органов Собрания, работы председателя Собрания, его заместителя, депутатов и их объе­ динений. 5. Областное Собрание подотчетно избирателям и несет установленную законом ответственность перед населением за свою деятельность и деятельность созданных им органов и подотчетных ему должностных лиц. Статья 28 1. Областное Собрание утверждает свой Регламент, в кото­ ром закрепляются порядок подготовки, созыва и проведения заседаний областного Собрания, образования и избрания его органов, их деятельности, рассмотрения правовых и иных нор­ мативных актов, голосования и другие вопросы организации работы областного Собрания. 2. Регламент считается утвержденным, если за него прого­ лосовало более половины от установленного числа депутатов данного Собрания, Статья 29 1. Основной формой работы областного Собрания является его заседание, на котором решаются основные вопросы, отне­ сенные к ведению Собрания. 2. Заседания областного Собрания проводятся не реже од­ ного раза в квартал. 3. Очередные заседания областного Собрания созываются председателем Собрания. 4. Внеочередные заседания областного Собрания созывают­ ся по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депу­ татов, а также председателя областного Собрания, главы адми- нис.трации области. 5. Субъектами законодательной инициативы в областном Собрании являются: депутаты и комитеты (комиссии) Собра­ ния, председатель Собрания, глава администрации области. области, а также группа избирателей численностью не менее 25 тысяч человек. Порядок внесения законодательной инициативы в област­ ное Собрание определяется Регламентом Собрания. Статья 30 к ведению областного Собрания относятся: 1. Принятие Устава области и внесение в него изменений, дополнений, поправок. 2. Принятие законов области, внесение в них изменений и дополнений; толкование принятых законов, осуществление контроля за их исполнением. 3. Утверждение по представлению главы администрации области бюджета и отчета об его исполнении. 4. Принятие решения об изменении границ области с учетом мнения населения, утверждение и изменение административ­ но-территориального деления области в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Устава. 5. Образование областных внебюджетных и валютных фон­ дов, утверждение отчетов об их использовании. 6. Установление областных налогов, сборов, пошлин и пла­ тежей, а также порядка их взимания; определение порядка выпуска областных займов. 7. Определение порядка использования земли и других при­ родных ресурсов местного значения, охраны объектов истории, культуры и природы, общего порядка приватизации имущества области, порядка передачи областной собственности в муници­ пальную. 8. Установление системы органов государственной власти в области. 9. Установление основ местного самоуправления. 10. Учреждение, реорганизация и ликвидация государствен­ ного банка области. 11. Осуществление законодательной инициативы в Феде­ ральном Собрании Российской Федерации. 12. Дача согласия на назначение первого заместителя главы администрации области. 13. Утверждение руководителей областных органов управле­ ния финансами, социальной защиты населения, государствен­ ного банка области и областной контрольно-счетной комиссии. 14. Согласование назначения и освобождения кадров судеб­ ных и правоохранительных органов области в соответствии с Конститущией Российской Федерации. 15. Заслушивание ежегодных сообщений главы областной администрации о положении дел в области. 16. Принятие решений об отзыве главы администрации области избирателями, выражении недоверия заместителям и другим руководителям структурных подразделений областной администрации. 17. Принятие решений по представлениям главы областной администрации и протестам прокурора области на акты област­ ного Собрания. 18. Внесение представлений, главе администрации области 06 изменении принятых им актов или их отмене, а также обжалование их в судебном порядке. (Продолжение на 4-й стр.) 19. Утверждение структуры, штатов и фонда оплаты труда аппарата областного Собрания. 20. Утверждение общей суммы расходов областного Собра­ ния на проведение его заседаний, заседаний комитетов (комис­ сий), слушаний и других организационных мероприятий, рас­ ходов на деятельность депутатов, установление условий оплаты их труда. 21. Принятие решений об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, а также в другие суды с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправ­ ления, предприятиям, учреждениям, организациям и ошце- ственным объединениям. 22. Утверждение социально-экономических и других про­ грамм области, изменений и дополнений, вносимых в них. / (Продолжение на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz