Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Г У Р И К А П П О Д З Н А К О М К О З Е Р О Г А Сталь Анатольевич Шмаков. Профессии: филолог, историк, психолог. Научное звание профессор. И одновременно — публицист, бард, сценарист, режиссер Только за один последний год он написал и издал 8 книг, 3 брошюры, 60 статей в журналах и газетах (местных и столичных). Придумал и провел несколько новых, впер­ вые утвержденных в России, праздников областного й городского масштаба. Подготовил в Липецке 2 Всероссийских семинара по проблемам педагогических классов и летнего отдыха. Его выступления слушали на научных конференциях и семинарах в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Вологде, Череповце, Новороссийске, Боровске, Белгороде, Туле, Тамбове, Перми. На авторский семинар профессора Шмакова по досугу детей собирались работники школ Краснодарского и Ставропольского краев. Недавно он вер­ нулся из Нижнего Новгорода, где его назвали Гурикапом — именем литературного героя, придумавшего страну Игры. Наша встреча с заведующим кафедрой теории и методики воспитательной работы ЛГПИ, вице-президентом Международной ассоциации исследователей "Дети и обще­ ство", заслуженным учителем России Сталем Анатольевичем Шмаковым состоялась после полуторамесячных обещаний ответить на мои вопросы. За это время он был занят областным праздником Матери, бенефисом народного артиста России Анатолия Безденежного, принял участие в празднике областной детской газеты "Золотой ключик", где исполнил роль доброго, интеллигентного, красивого Волшебника. Без него не обошлась конференция старшеклассников "Я — лидер", на которую он отправился по просьбе взрослых участников, приехавших из других городов... — С т а л ь А н а то л ь е в и ч , 'модный" вопрос: кто вы по СТ» тнаку Зодиака? ^ --------------------- --------------- — Я не очень верю в ас­ трологию, но знаю, что рож- 'ден под знаком Козерога. — Констатирую: Козероги обычно талантливые нату­ ры. Н о откуда у вас силы на т а к ую сум асш едш ую плот ­ ность жизни? Здесь, видимо, вы вступили во взаимоотно­ шения со всем Зодиаком сра­ зу... — Плохо работаю т и скучно живут'притворяющи­ еся, внутренне актерствую­ щие, неискренние люди. Че­ ловек должен быть откры ­ тым, этому постулату я сле­ дую всю жизнь. Вот, види­ мо, почему приходят дар и силы свыше. А нет дара — меняй работу. Но, увы, мно­ гие, войдя в роль скептика- начальника и даже ученого, выйти из нее не могут. И комплексуют, притворяются п е р с о н о й , а на деле — мыльные пузыри. "М ы ль ­ ные” доносят, вечно воюют, сплетничают, завидуют. Ес­ ли хотите, в пику таким я и живу. Но это, конечно, не главная причина, как вы вы­ разились , сумасшедшей плотности жизни. Моя про­ фессиональная обязанность — давать ученикам Знания и Веру, Воодушевлять, а не заставлять. Заставляют сла­ бые... — Вы — автор и ведущий многих праздников, которые были в нашей области не только за последний год, а и за последние десятилетия. Вы один из самых публикуемых и узнаваемых педагогов в на­ шей стране. Н о вас никогда - не видно на политических ми­ тингах, вы не написали ни одной статьи на политиче­ скую тему... — Моя политическая по­ зиция предельно проста: лю ­ бить Родину и честно ей служить. Если каждый из нас добросовестно бы вы- ' поднял свое дело, не слова­ ми, а трудом, доброжела­ тельным отношением к лю ­ дям выражал себя, возмож­ но, не образовалось бы того политическо го балагана и абсурда, в котором мы сей­ час находимся. — Значит ли это, что вы п олн о стью у стр а н и л и с ь от политики? — Отнюдь., Просто я не участвую в политической возне, которая в конечном итоге не что иное, как ко ­ рыстная борьба за посты и портфели. За ней :забывается главное — люди. От этой борьбы особенно страдают дети. А я всю жизнь им пре­ дан. Это и есть моя полити­ ка. — Ч то вас больше всего огорчает в жизни нынешних детей? “ Знаете, их нынешнее положение очень напомина­ ет положение детей во все предыдущие "переходные" и , "восстановительные" перио­ ды. А их в нашей стране бы­ ло настолько много, что по­ ра бы научиться в подобные времена о детях не забывать. Но . посмотрите , с коль ко предприятий, ссылаясь на экономические трудности, отказались от шефства над детскими учреждениями. В то время, как некоторые из них отделывают себе офисы за многие миллионв!. Мы с вами, наверное, очень обра­ довались бы, услышь ново­ сть о том, что кто-то из "но­ вых русских" взял под свою постоянную опеку какое-то детское учреждение. Но по­ ка от них идет чаще всего информация об очередной презентации. Словом, мно­ гое не делается в пределах возможного для детей. А по­ сему из нашего недалекого прош ло го ли чно я очень оценил момент, когда рай­ комы партии в приказном порядке обязывали предпри­ ятия и учреждения заботить­ ся о детских учреждениях. — Сталь Анатольевич, а ведь находятся люди, кото­ рые говорят, что умные, мол, мужи о политике и экономике говоря!, а Ш маков со своими пустяками лезет. Имею т в ви­ ду ваши книги об игре и д о ­ суге, которые при нынешних э к о н о м и ч е с ки х тр у д н о с т я х все-таки вышли. О, это я проходил с 19.‘>2 года, с того момента, когда, будучи двадцатилет­ ним студентом , выпустил российская конференция по восстановлению де тс ко го движения. У этой идеи ока­ залось много сторонников. — Скажите, а что застав­ ляет вас, и'звестного ученого, до сих пор работать в школе? — Антей терял силу, ото­ рвавшись от земли. Имеет ли право преподаватель пед- вууа быть учителем учите­ лей, не работая с детьми? Сомневаюсь. Для меня со­ трудничество со школьника­ ми, их учителями — необхо-- димость. Это дает импульс к творчеству. Потом, с детьми просто интересно. Словом, школьники — мои партнеры и друзья. Я учу их, они учат меня. В школе, начиная с 50-х годов, преподаю в педагоги­ ческих классах. Эти классы тоже мое научное увлечение. Работаю в них до сих пор свою первую кни гу об Фгре (единственный ее экюмпляр находится в музее Макарен­ ко). Меня за нее мно 1 ие не­ взлюбили. Потому что в ней говорилось о методике нена­ сильственной педа го гики , помогающей ребенку само­ му захотеть воспитываться. А игра — тот самый киж на котором держится эта ме то­ дика. Не случайно к ней с большим уважением относи­ лись самые великие педа го ­ ги ™ Корчак , Уш и н с ки и , Толстой, Макаренко, Сухо- млинский. Еще Аристотель Ш и Платон писали о том. что не существует двух муз - музы ки и игры . Почему? Игра — это Богово насле­ дие, наследие высшего разу­ ма. С игры началась вся культура человека. Но, увы, в нашей стране она изгонялась из детства, ка к п опо в с кое наследие. Мало кто знает, что сущест­ вование в Советской России пер во го п е д а го ги ч е с ко го журнала, который назывался "Игра", ограничилось всего одним выпуском. Чиновни­ ки от педагогики очень дол­ го не понимали, что игра — это, прежде всего, народный инструмент воспитания. А непонимание этого, если хо­ тите, способствовало разви-' т и ю явления , совсем не свойственного русскому на­ роду — размежеванию дедов и внуков. Сейчас, когда особенно получается с изданием моих кни г, приятно, что одну из них я написал по заказу ад­ министрации нашей обла-< сти. — Ка к расходятся ваши книги? — Вот один из примеров:, недавно получил письмо из Тамбовского пединститута, в нем студенты написали о том , что несколько моих кни г переписали в 70-ти э к ­ земплярах . Е стественно , просили прислать им лите­ ратуру об игре. Много книг, конечно, расходится в Л и ­ пецке, их можно приобрести прямо на нашей кафедре. (Кстати, презентация кн и г Шмакова недавно состоя­ лась в Москве, на нее со­ бралось очень много столич­ ных педагогов — Е.М.) — И тем не менее нахоч дятся оппоненты, которые го­ ворят, что "Ш м а ко в — это вчерашний день". — Мои оппоненты пред­ ставить, конечно, не могут, какую похвалу Шмакову они отпускают. Да, я хочу вер­ нуться во вчерашний день, но именно в тот, в котором старики передавали свое иг­ ровое наследие внукам. Хочу вернуть игру в школу, пото­ му что школа без игры — учреждение не детское. Еще раз напоминаю своим оппо­ нентам о том, что школа (сколе) — в переводе с древ­ негреческого — досуг. Если мы это не поймем, еще дол­ го не будет удовлетворения увлечений и притязаний ре­ бенка. Ведь досуг диагности- чен, он не только выявляет, а и реабилитирует болезни. Если кто-то не силен в уче­ бе, самовыразиться может в досуге. А ка к это важно, чтобы каждый ребенок имел возможность быть хоть не­ много личностью. Скажу еще более возвы-' шенно. Неистребимая суве­ ренность личности ребенка была и остается единствен­ ным светом в конце тунне­ ля. Здесь поможет только ли чная свобода , личны е усилия ребенка. У ребят же, к ' сожалению, долгое время вытравливали, да и сейчас вы травливаю т последние крохи, самоуважения. Еще больше "обрадую" своих оппонентов. В скором будущем в Л ГП И открыва­ ется межфакультетское отде­ ление организаторов вне­ урочной, досуговой деятель­ ности. в чем моя кафедра нашла большую поддержку руководства нашего инсти­ тута. А Министерство обра­ зования России в рамках федеральной про граммы "Дети Чернобыля" открыло при нашей ка(|эедре лабора­ торию реабилитации ребен­ ка досугом. — В чем суть программы? — Мы не констатируем беды, а лечим ребенка игра­ ми, досугом. В связи с этим в каждом районе (в нашей области их девять), попав­ шем в зону последствий ава­ рии на Чернббыле, мы дол­ жны создать досуговое "поле чудес". И еще одна "радость" для мои^( оппонентов . Самым активным обра:зом я собира­ юсь участвовать в восста­ новлении детской организа­ ции. В ней — генетическая потребность наших мальчи­ шек и девчонок. Но стоять она должна не на идеологии и политике, а на досуге, об­ щественном труде и заботе об окружающих. Недавно в Костроме состоялась Все- потому, что твердо убежден в необходимости искать на­ стоящих учителей на школь­ ной скамье. — Правда, что Александр Католиков — ваш ученик? — Да, это абсолютная правда. Известный во мно­ гих странах Александр Като­ ликов — народный учитель 'России, директор Сыктыв­ карского детского дома, за- 'меститель председателя Все­ союзного Совета по народ­ ному образованию , член- корре спонден т Академии педагогических наук России, начал учиться у меня в од­ ной из Новосибирских школ еще в шестом классе. Кста­ ти, в таком же возрасте в мой класс попал и Олег Газ- ман, ныне заведующий ла­ бораторией гум ан и зац ии воспитания Академии педа­ гогических наук России, то­ же ее член-корреспондент... — Помню, лет пять на:зад и вас выдвига.чи в член-кор­ респонденты... — Да. в 1989 году сдела­ ли это "Учительская газета", наш институт и 24-я школа г. Липецка, в которой рабо­ таю. Но те же "оппоненты" среагировали доносами. По­ ка их рассматривали, выбо­ ры прошли... — Если игра и педагоги­ ческие классы — научное ув­ лечение, профессиональная обязанность, то что для вас — праздники? — Они — скорее хобби. Причем, хобби самое люби­ мое. Я считаю, что эскадро­ ны будней должны возглав­ лять праздники. Мне инте­ ресна их религия, особенно сейчас, когда хочется, чтобы наша страна имела просто человеческие, а не идеоло­ гизированные, политические праздники. Поэтому с о г ­ ромным удовольствием при­ думывал , режиссировал День семьи, праздник Мате­ ри, Рождества Христова и другие. Наблюдая, с какой радо­ стью люди принимали в них участие, я начал думать о том, что надо приглядеться к традициям хрйстианских, народных праздников. Это огромный пласт культуры, каждый целесообразен. В каждом своя, неповторимая идея и связь с природой — матерью. Мы же оторвали людей от природы, сделали их Иванами, не помнящими родства. А поклонение ново­ му бо гу — имя которого Комфорт, приводит к появ­ лению зоологического эго­ изма. — А каково ваше отноше­ ние к религиозной педагоги­ ке? , — Я пропагандирую ее. В "Педагогическом калейдо­ скопе" — газете, которую, кстати, помогал создавать своим московским коллегам, и где в каждом выпуске пуб­ ликуются мои материалы, этой теме посвятил недавно большую статью. Основная ее мысдь заключается в том, что "религиозная педагоги­ ка" обращена к миру чувств человека . А формула ее очень проста: человек — че­ ловеку - - Бог. Церковь всегда опира ­ лась На сферу чувств верую­ щих, она всегда создавала условия внушаемости, вое- питываюгцую среду. Но да­ вайте внимательно посмот­ рим на обустройство наших школьных храмов... И уроки в них до сих пор начинают­ ся с вопроса о меле, тряпке, отсутствующих... А ведь Рос­ сия всегда отличалась красо­ той изложения мыслей! У церкви следует учиться то­ му, что сердце — средоточе- ние душевной и духовной жизни, и его надо развивать. В продолжение этой те­ мы хочу упрекнуть и журна­ листов. .За последние годы со страниц газет исчезли ма­ териалы, опирающиеся на сферу чувств своих читате­ лей. Не пишут сейчас жур­ налисты о Людях. А ведь очень часто встреча с ка­ ким -то человеком ^ насто­ ящий праздник. Вот его-то, человека-пра:здника, несу­ щего о п тим и зм в нашу жизнь, очень не хватает сей­ час. — Согласна с вами. Сталь Анатольевич. Н о давайте про­ должим эту тему. Скажите, собираетесь ли вы сами на писать о ком-нибудь в бли­ жайшее время? — В ближайшее время по заказу редакции "Педаго­ ги че с кой энци клопеди и I которая готовится к выходу в свет, собираюсь написать статью об академике Юрии Владимировиче Шарове Этот замечательный ученый кстати, племянник великого И горя Стравинско го , был моим учителем. Вообще судьба подарила мне столько встреч с инте ресны ми и необы чными людьми, что вырисовывается целая книга эссе-воспоми­ наний. В нее войдут расска^ зы о членах царской семьи с которыми "на заре туман­ ной юности" я жил в одном из сел Новосибирской обла сти. Судьба свела и с Эдви- гом Рябушинским, крупным меценатом Российской куль туры. Общался я и с Миха илом Брендером, заместите­ лем Луначарского по вопро­ сам театра. Нашим читате лям этот человек будет ин ­ тересен тем, что в Липецком театре он был одним из са­ мых первых режиссеров. А еще хочется написать цикл о встречах с космонав­ тами, с ними я познакомил ся в "Орленке" и "Артеке” . Обязательно напишу об из вестных актерах, посетив ших Липецк по разным по ­ водам. Но всегда они при ходили в клуб "Радуга" на­ шего педагогического инс­ титута. Среди них — Миха­ ил Казаков , Олег Я н ко в ­ с к и й , Николай Крю ч ко в Юрий Соломин , Евгений Матвеев. Кстати, у ' послед­ него в юношеские годы я учился выразительному чте нию... Еще в блокнотах - записи о встречах с Львом Кассилем , А гни ей Барто Д м и тр и ем Кабалевским Александрой Пахмутовой... Конечно, обо всех этих людях написано уже очень много. Но я еще раз хочу сказать о том, что выход на личность — всегда пра:здник это дар судьбы. А за такой дар надо быть благодарным Елена М И Т И Н А , 4 В Т К О 4 '^ 4 С 0 4 0 Т> Ш С ? - СТУДЕНТЫ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНИЛИСЬ. СТАНУТ ЛИ ЖИТЬ ЛУИШЕ? ' в минувшую среду в зале ученого совета Липецкого техниче­ ского университета состоялась областная студенческая конфе­ ренция. На этой конференции была учреждена ассоциация сту­ денческих организаций Липецкой области, в состав которой вошли ЛТУ, Липецкий и Елецкий педагогические институты, а также педагогические колледжи Усмани и Лебедяни. Помимо делегатов от этих учебных заведений, на конференции присутствовали пред­ ставители металлургического, строительного и машинострои­ тельного техникумов города Липецка, которые тоже в ближайшее время вступят в ассоциацию. Каковы же ее цели'и задачи? Идея создания студенческой ассоциации возникла не вдруг. Вот уже несколько лет студен­ чество является одной из самых социально незащищенных кате­ горий населения. Судите сами: при практически полном отсут­ ствии льгот для учащейся мо­ лодежи средний размер месяч­ ной стипендии составляет двад­ цать с половиной тысяч рублей. Это лишь одна из многочислен­ ных п]юблем будущих молодых специалистов. Девятого марта 1992 года было принято поста­ новление главы администрации области № 116 "О дополнитель­ ных мерах по социальной за­ щите учащейся молодежи". Оно предусмат|эивает выделение до­ полнительных бюджетных ас­ сигнований на оказание помо­ щи нуждающимся студентам, выделение высшим и средним специальным учебным заведе­ ниям дополнительных средств для организации культурно- массовой и фи^культу|эно-оздо- ровительной работы, санатор- но-ку]х)ртного лечения и отды­ ха студентов, опэаничение пла­ ты за проживалие в общежитии и многое другое. Однако ни один из пунктов документа не выполнен до сих пор. В Верховном Совете РФ не­ когда была разработана кон­ цепция молодежной политики в России. Она предусматривает работу, которую должны вести властные с-цэуктуры регионов в направлении ее реализации. Однако, кроме постановления о назначении повышенной сти­ пендии особо успевающим сту­ дентам, с 1993 года ни одного документа, касающегося моло­ дежи. в области принято не бы­ ло. Да и эти стипендии из-за отсутствия средств большинст­ во студентов не получили. Устав от бесплодных ожида­ ний, студенты решили объеди­ ниться, чтобы совместными усилиями сделать свою жизнь немного легче. Тем более что учебные заведения Нижнего Новгорода и ряда других обла­ стей уже успели войти в струк­ туру Российской ассоциации студенческих организаций. И инс|юрмация об их плодотвор­ ной деятельности у липчан бы­ ла. На учредительной конфе­ ренции присутствовали заведу­ ющая сектором по работе с учащейся молодежью обкома Российского Союза молодежи Е. Севастьянова, начальник от­ дела областной администрации по делам молодежи Н. Кома­ ров, консультант этого же отде­ ла В. Сучилина. Все гости, а также представители студенче­ ства выступили перед делегата­ ми. Они говорили о перспекти­ вах работы организации, о том, как привести в* действие ука­ занные выше постановления. П]Х)звучало много наболев­ ших вопросов с мест. Почему нет льготного проезда для сту­ дентов по территории Липец­ кой области? Как будут склады­ ваться отношения админис-цэа- ции и студенчества далее? Ка­ ким образом администрация области намерена участвовать в трудоустройстве молодых спе­ циалистов? Ведь четк:ой кон­ цепции развития высшей шко­ лы в нашем регионе нет. Служ­ бы инс|юрмации работают не- ^эффективно. Поступая в вуз, многие абитуриенты не знают, какие специальности сегодня наиболее перспективны.^На что ориентироваться, как разо­ браться в современной ситуа­ ции? Ребятам необходима кон­ сультативная юридическая по­ мощь. Ассоциация намерена со­ вместно с администрацией раз­ рабатывать касающиеся моло­ дежи проекты и добиваться их воплощения в жизнь. Планиру­ ется установление более тесных контактов между вузами. Ведь студенты разных учебных заве­ дений могут успешно сот]эудни- чать в области науки, культу|эы и спорта! В общем, поле деятельности ассоциации обширно. Успешно выполнить задуманное можно лишь при условии плодотвор­ ной работы ее правления, в со­ став которого вошли по два представителя от каждого учеб­ ного заведения. И, конечно же, необходимо финансовое уча­ стие общественных организа­ ций. Соучредителями ассоциа­ ции стали Российский Союз молодежи, обком профсоюза работников на]Х)ДНого образо­ вания и науки, а также прск|э- комы входящих в нее учебных заведений. Ребята очень надеют­ ся на поддержку ректоратов, администрации области и ее от­ дела по делам молодежи. А вообще двери ассоциа­ ции. как утверждает ее предсе­ датель Олег Волков, открыты для сот]эудничества с любой об­ щественной организацией. Н . А Л Е К С А Н Д Р О В А . о ЗПШ-"ПР 13 Ш 0 ГББ" П "ВЕ0ГБСТВЖИЫ2" ВГОфЕССВЯВ В полупустом автобусе, следовавш ем на Воронеж , эта пара выделялась. Ем у было лет под пятьдесят. И без о со б о го труда в нем мож но было угадать сель­ ского работягу, которого об­ рядили в праздничный, дав­ но ненадеванный костю м и н а п р а в и л и с о п р о в о ж д а т ь прелестную дочурку. А она вся благоухала Ф ранцией... В автобусе ой усадил ее к окош ку и, видимо, про­ долж ая начатый разговор, забубнил: — Т ак вот, Зинка , послу­ шай, что тебе говорят стар­ шие. Не с твоими бараньи­ ми мозгами по университе­ там задом крутить. Ежели уж задумала п р о к ур о р ко й стать, то раньше учиться на­ до было, как след. А теперь нету у меня м ил ьоц ов за твою дурь расплачиваться. П ока пред не раздумал, иди, на коровью ф ерш алку по ­ ступай. Там колхоз за тебя платить будет. — Да перестань ты , па, люди слуш аю т. Не фершал- кои, а зоотехником . Н о это же не п р е -стиж -н о , -г по слогам выговаривая послед­ нее слово, оборвала предка чудо-детка. В коровьем на ­ возе возиться...- тоже мне, радость! Н е .зн аю , суж д ен о ли Зинке-конф етке стать "про ­ куроркой", найдет ли ее "па" "мильоны ", помогут ли они ей выучиться "как след"? А вы у д и т ь эту с ц е н к у из ию льского блокнота .заста­ вила Зинкина фраза о пре­ стиж ности профессии ж иво­ тновода. , На днях по заданию ре­ дакции побывал в сельхоз- товариществе "К расны й О к ­ тябрь". А поводом для этой поездки послужила стабиль­ ность молочного ж ивотно ­ водства в условиях реформ. Осведомленному о положе­ нии дел на селе читателю сразу скажу: ей -ей , не вру! И для полной убедительно­ сти приведу факты . Т ак вот, с 1986 по 1990 год надои молока от здешних буренок "ползли” вверх от 2000 до 2665 килограммов . В про­ шлом году, когда за молоко платили чуть больш е, чем потребитель за водопровод­ ную воду, надои скакнули за три т о н н ы . В 'н ы н е ш н е м увеличатся еще на центнер... С директором этого хозяй ­ ства Виктором П илю гиным мы п р и к и н у л и , что двух м и л л и о н о в л и т р о в э т о го .■ продукта, нацеживаемого за год зд еш н и м и д о я р к а м и , пожалуй, хватило б, чтобы с полмесяца поить молочком весь Л ипецк . Вопреки , каза­ лось бы , абсурдной логике ж изни , здесь сохранили все дойное стадо, добились пол­ ной сохранности приплода, з а н и м а ю т с я с е л е к ц и е й , с тр о я т и р е к о н с тр у и р ую т ж ивотноводческие помещ е­ ния и прокладываю т к ним дороги с твердым покры ти ­ ем. А "непрестиж ным " ж и ­ вотноводам в первую оче- редь^ыделяю т жилье. П ри ­ чем делает все это .хозяйств во, как говори тся , себе в убыток. Правда, его, благо­ даря вы сокой продуктивно­ сти дойного стада, снизили до мизерной по наш им вре­ менам суммы — 7 миллио­ нов рублей. И все же... На первый взгляд, по хозяйским мер­ кам, овчинка, вроде бы . не стоит выделки. Какой прок, скажите, крестьянину содер­ жать коровенку, если от нее нет прибыли? Н о , выходит, есть и прок . Год назад в сельхозтоварищ естве запу­ стили в работу собственный маслодельный цех. Теперь, по мере надобности , здесь изготовляю т масло для ,реа- лизации за "живые деньги" на "свободном" рынке, а от­ ходы производства — обрат — использую т на здешнем свиноком плексе для поддер­ ж ки молоднякЯ. Благодаря этому поголовье свиней тут значительно возросло даже в сравнении с дореф ормен­ ными временами. Так , мес­ тные буренки, сами того не подозревая, помогли "смеж ­ ному цеху". Да и не только ему. С о хр анили сь и укрепи ­ лись коллективы молочных ферм. И если даже до ре­ ф орм аторских эксп ерим ен ­ тов над селом "комплекто­ вать" кадры ферм приходи­ лось порой чуть ли не с по ­ мощью милиции , то теперь этот вопрос с повестки дня снят. Буквально при мне П и ­ лю гину позвонили из рай­ онного бюро занятости на- селения:"Не нуж ны ли дояр­ ки?" О н ответил, что все ме­ ста заняты . ■ Неужто? Т а к уж все и б л а го п о л у чн о ? Е сть ведь, есть., наверное, и пенсионе­ ры, и те, что на подходе к этому возрасту? усом нил - ся я|' Да, конечно. Н о . им , по словам директора, как раз и цены нет. И в качестве п ри ­ мера он привел 65-летнюю Надежду Алексеевну Х ари - т о н ё н к о . С е м е р ы х д е тей воспитала, работает на рав­ ны х--с молодыми. В числе представительниц среднего п о к о л е н и я бы ли названы Зинаида Афанасьевна М ор - гачева, Н ина И вановна Чер­ ны ш ова и другие . А бе с­ спорны й лидер среди доя ­ р о к — Клавди я Е го р о вн а Болгова, проработавшая на ферме уже более семнадцати лет. С начала года она на­ д ои л а о т каж дой ко р о вы своей группы уже более че­ ты рех то н н молока! И не с л у ч а й н о ее ка н д и д а ту р у ‘ представили к присвоению звания "Заслуженный работ­ н и к сельского хозяйства." Правда, заботы М о сквы - столицы о повыш ении пре­ стижа труженика села даль­ ше п р и сво е н и я п о ч е тны х званий и отщипывания крох от госбюджета на погаш е­ ние неоплатного долга кре ­ стьянину пока не распрост ран яю тся . Ви д им о , и там полагают, что спасение уто пающ их — дело рук самих утопающ их. Н о на местах кое -ч то наметилось. В зять хотя бы решение областных властей о дотировании заго­ товок продукции фер|у 1 . Ведь престиж лю бой работы не т о л ь к о д о б ры м сл о вом и б л а го з в у ч н ы м н а зв а н и е м проф ессии подчеркивается но и рублем поднимается. А если говорить по большому счету , п рестиж н ее звания "кормилец страны " я еще не встречал. . А Зинке , с которой н а ­ чал этот материал, я и с к ­ ренне желаю, чтобы , не вы ж имая из папы "лимоны " она все же вы училась на "п р о кур ор к у ". П о том у что при ее пренебрежительном отнош ении к крестьянскому труду хорош ая "фершалка" или доярка из нее не получат­ ся. Но ведь и "прокуроркам порой приходится, прости ­ те. в дерьме возиться. И . П Е Р Е К Р Е С Т О В , соб. корр. "Л Г '.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz