Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
инвестиционный курс валют и предоставил иностранцам ни чем не ограниченные, не регламентированные в финансовом отношении возможности взамен ввозимых в Россию кофто чек покупать наши "дешевые" заводы. Но я забежал вперед. А возвращаясь к событиям конца 1990 года, вновь напомню: по многим каналам и от многих источников к нам начали поступать сведения о том, что зарубежные финансово-промьшшенные круги всерьез гото вятся к предстоящей в СССР приватизации. Очень крупные суммы скапливались у подставных лиц, вывозились и на Запад. Причем не только через "челноков" — в этот процесс включились и некоторые коммерческие банки. Они дейст вовали по тому же принципу: вбрасывали в СССР солидные суммы долларов и'обменивали их по черному курсу. Мы видели, что доллар, массово вброшенный на совет ский рынок, активно приступил к решению стратегической задачи по вытеснению рубля. Оборотной стороной этого процесса и было накопление многих миллиардов рублей в чужих руках. Разумеется, сами иностранцы оставались тут 1 сак бы в стороне. Дела делались вовсе иначе: громадные суммы ложились на счет какого-нибудь Ивана Иваныча Иванова, который в действительности ими не владел. Более того, перед ним и не раскрывали исттшную цель накопления гигантских средств, он ничего не знал, ничем не шггересо- вался, а только стриг свои проценты за услуги. Он делал свой личный бизнес и понятия не имел, что фактически ему предназначается роль "мешка" в процессе подготовки к приватизации. Все рассчитывалось очень грамотно, верно, профессио нально. Именно так и готовятся крупномасштабные опера ции с финансами. А в то время вопрос о приватизации уже дебатировался вовсю. Разрабатывались ее варианты, программы, продумы валось политическое обеспечение. Планировалось и обяза- Валентин Павлов: "ПДВЛОВСКВ!! ОВМЕН": ИВЫМЫСЛЫ" Записки опального члена ГКЧП экс-премьер СССР вспоминает.. 22 ноября 1994 г. в 1989 году общая политическая тенденция определилась окончательно: страна повернула к рынку, и, следовательно, рефбрмы денег и цен становились неизбежными. В тот пе риод я все еще надеялся, что с помощью умелого исполь зования финансовых рычагов переход к товарно-денежным отношениям можно осуществить достаточно плавно, без по трясений и катаклизмов. XXX я объяснил Горбачеву, что, хотим мы или не хотим, а при переходе к рынку все равно потребуется провести де нежную реформу, которую' надо готовить загодя. Во-первых, необходимо изменить общую массу и покупюрный состав денег, а во-вторых, что-то предстоит делать с инфляцион ным навесом, который все более угрожает экономике. Тут я должен сказать, что рассосать его чисто товарными методами, через наполнение прилавков, за счет сокращения потребления, вызванного ростом цен, как предлагали неко торые "литераторствующие экономисты", было невозможно по той причине, что основная избыточная масса денежных средств находилась в руках очень ограниченного числа лю дей. По нашим расчетам, примерно 80 процентов накопле ний оказалось в распоряжении 20 процентов населения. И для этих "верхних" двадцати процентов изменения цен на мясо-молоко-хлеб были несущественными. При любом вздо рожании им хватило бы и на хлеб с икрой, и на коньяк с лимоном, а также на новый автомобиль. Поэтому повыше ние цен на обиходные продукты и товары ударило бы только по бедным — сегодня оно по ним и бьет! А законы денеж ного обращения привели бы к тому, что богатая категория населения не только очень быстро компенсирует свои по тери, но и выйдет на еще более высокий уровень накопле ния и потребления, подстегивая инфляцию. ... Одним только повышением уровня цен и наполнением прилавков ничего не добьешься, инфляцию не одолеешь. Вдобавок ведь необ ходима компенсация среднеоплачиваемым и малообеспечен ным слоям населения. В таких ситуациях изменение цен может сбить инфляцию только в сочетании с денежной ре формой. Этот вопрос, кстати, выявляет еще одну принципиаль нейшую ошибку, совершенную Гайдаром. По своей финан совой малограмотности либо по каким-то иным причинам он совсем не учел жесткую связь цен и зарплаты с законо мерностями денежного обращения. Получился, как говорит ся, нонсенс: деньги у Гайдара оказались не связаны с фи нансами! Отсюда и потянулся длинный шлейф недоразуме ний. Остается лишь снова и снова поражаться той легкости, с какой свежеиспеченному, совершенно неопытному в прак тических финансовых вопросах доктору наук был доверен штурвал российской экономики. Кто-то очень и очень пре успел, подсунув Ельцину этого молодого человека и создав ему грандиозную рекламу в средствах массовой информации. Между прочим, случайностей в таких крушшх делах не бы вает. Гайдара Ельцину, по-моему, именно подсунули — вме сте с его заокеанским комиссаром Джеффри Саксом. Мгновенно либерализовав цены, он — ни больше, ни меньше — ликвидировал в стране капитал и создал колос сальную дыру в оборотных средствах производителей. Дело в том, что в СССР сбережения населения играли роль основных кредитных ресурсов, поскольку собственные средства обеспечивали только минимальные потребности предприятий. Сбербанк брал наши деньги под низкий про цент через Госбанки СССР и под более высокий процент отдавал взаймы тому, кто испытывал недостаток в средствах. В результате общая совокупная потребность денег в стране минимизировалась, потому что мой временный избыток по крывал чей-то недостаток. По статистическим данным, 55 процентов оборотных фондов промьппленности, сельского хозяйства и ■Транспорта покрывались кредитом, за которым стояли вклады населения в сберкассах и счета прибыльных предприятий. Принадлежа конкретным физическим или юридическим лицам, эти вклады служили источником, для кредитования народного хозяйства, ,А когда их буквально в одночасье обесценили, освободив цены, то не только обоб рали народ, но о,цновременно и лишили промышленность, село, торговлю и ■^анспорт вфедитных ресурсов, составляв ших более половины оборотного капитала. В знаменитой неувядающей формуле "товар-деныи-товар" среднее звено провалилось. Без кредита, как известно, нет оборота, а в условиях рыночной экономики — ни производства, ни тор говли. Из-за этой исходной ошибки Гайдара, неосмотрительно, беспечно и разом почти ликвидировавшего кредитные ре сурсы страны, и возник поистине гамлетовский вопрос "кре дитовать или не кредитовать?" Радикалы принялись зшрекать .^Геращенко за то, что он дает кредиты, а следовательно, уве личивает инфляцию. Но Геращенко просто вынужден был латать колоссальные дыры, возникшие в оборотных фондах предприятий по вине тогдашнего министра финансов. Если бы не Геращенко, промышленность встала бы, а торговля замерла еще к осени 1992 года. Из двух зол — инфляции или полного паралича экономики — приходилось выбирать наименьшее, и эту ситуацию создал не кто иной, как Гайдар, почти ликвидировавший кредитные ресурсы страны. А ин фляционная спираль, конечно, раскручивалась. И еще. Особая опасность созданного Гайдаром хаоса в денежно-финансовой сфере состоит в том, что нынешняя инфляционная гонка связана не только с соотношением "це на — зарплата". Беда в следующем: зарплата-то растет, а производство падает! Инфлятщя соединилась со стагнацией. То есть зарплата повышается, а на рынке противостоит ей все меньше и меньше отечественных товаров. В н у ^ н н е е производство в России начинает замещаться импортом. Но поскольку он поступает к нам по высоким ценам — на многие товары уже выше мировых! — то становится допол нительным инфляционным фактором. В данном случае убы вающий курс рубля срабатывает, как насос, который от нас выкачивает сырье, а к нам гонит импорт, вместе с ним закачивая и инфляцию. XXX Ход политических событий уже в конце 1990 года пока зал, что определенные финансовые круги за рубежом начали готовиться к грядущей приватизации в СССР. Сведения, по ступавшие из закрытых источников, неопровержимо свиде тельствовали: часть нашей денежной массы через подстав ных лиц стала концентрироваться в руках иностранных граждан, причем в особо крупных суммах. С другой сторо ны, в этих же целях начали накапливаться за границей ог ромные капиталы наших теневиков. Ситуация складывалась так: у нас были дешевое сырье и относительно дорогая готовая продукция. На Западе — наоборот. И если при таком соотношении специальными финансовыми мерами не защищать национальные интересы, то страна очень быстро превратилась бы в сырьевой прида ток Запада. Собственно говоря, это и происходит сегодня. А вообще говоря, инвестировать капиталы в нашу эко номику мы официально разрешили иностранным гражданам еще в 1990 году. Однако при соблюдении вышеназванных условий, ограждавших наши национальные интересы. Лю бопытно, что в этом вопросе некоторые "демократические" органы печати заняли крайне непатриотическую позицию, обвиняя правительство в нежелании крупномасштабно со трудничать с Западом и пустить в страну зарубежные инве стиции. Снова скажу: че-пу-ха! Мы поступали в точности так же, как действует весь цивилизованный мир: пожалуй ста, вкладывайте средства в нашу экономику, приобретайте собственность, но на определенных условиях, не дающих вам преимуществ перед гражданами и организациями СССР. Более того, если в других странах зарубежным инвесторам приходится порой преодолевать резко повышенные налого вые и прочие барьеры, то мы поступили мягче: всего лишь уравняли их с отечественными. А они жаждали не просто льгот, а возможности по де шевке скупить самые ценные предприятия высокотехноло гичной советской промышленности, пользуясь нараставшим в нашей стране хаосом. И жаловались нашим малоквалифи- цированньш в рыночных вопросах газетчикам, тележурна листам: нам, мол, чинят препятствия. А журналисты, сколь ни парадоксально, встали на их сторону! Кончилась эта эпо пея, как известно, тем, что Гайдар совершил крупнейшую антигосударственную экономическую диверсию — отменил железное алиби члена ГКЧП № 227 (791) СССР, однако Горбачев уже не дорожил этой ролью. Он жаждал играть в содружестве другую роль, аналогичную фун кциям Генерального секретаря ООН — с тем, чтобы пред ставлять группу новых независимых государств на мировой арене. А впоследствии за особые "заслуги" перед мировым сообществом его наверняка избрали бы и Генеральным сек ретарем ООН. Да, разрушая великую державу, свою Родину, Горбачев намеревался такой ценой выйти на мировую орбиту, и к этому, надо сказать, бьши неплохие предпосылки. Я, как премьер-министр того периода, могу засвидетель ствовать: упрямые факты заключаются в том, что Президент СССР практически бездействовал, упорно пытаясь отстра ниться от принятия серьезных решений в экономической и финансовой сферах. Рыночные реформы почти полностью застопорились. В этих условиях мне припшось действовать более актив но. XXX в феврале 1991 года, когда согщально-экономическая и политическая ситуация пошла вразнос, когда из-за шахтер ской стачки за два месяца объем производства в СССР со- гфатился на восемь процентов, что по тем временам рас сматривалось как катастрофа, когда вот-вот могла остано виться базовая индустрия, когда Горбачев по-настоящему растерялся, — только он вновь поставил передо мной воп рос: что делать? Мне было ясно: надо срочно проводить денежщто и це- новзчо реформы. Волна падения производства, охватившая базовые отрасли, к осени неминуемо должна докатиться до мапшностроительного комплекса, а затем прошла бы по все му циклу оборота. Чтобы избежать этих последствий, нужны бьши особые меры, прежде всего финансовые. И я снова пошел к Горбачеву с предложением по денежной реформе. тельное привлечение иностранного капитала, это считалось очень и очень желательным. Но привлекать надо капитал честный, настоящий, и тогда для иностранцев во многих случаях можно даже создавать выгодные инвестиционные условия. Ибо от регулируемого влияния в нашу экономику дополнительной валюты она только выиграет. И совсем-со всем иное дело —дю дешевке распродать нащюнальное до стояние за рубли,, икрлоченные на "черном рынке". Тут д а никакого, выигрьппа -т сплошной грабеж. И соответственно намерениям вышеупомянутых зарубеж ных финансово-экономических кругов, накацливавших мил лиардные рублевые суммы, в СССР шла чрезвычайно упор ная политическая борьба за само содержание приватизации. Разумеется, обезличенная чековая Приватизация в макси мальной степени устраивала тех, кто готовился к ней через "черный рьшок". Что касается меня, то я бьш категорическим противни ком обезличенных чековых методов. 1Сак профессиональный финансист, считаю, что они не решают главного вопроса, поставленного перед приватизацией. А она ведь нужна не сама по себе, но прежде всего для совершенствования эко номики. И дальнейшие события полностью подтвердили Бфайнюю неэффективность выбранного пути, ибо на чеко вом этапе приватизация "по Чубайсу" дала лишь отрицатель ные результаты — российская экономика продолжала стре мительно валиться в пропасть. Какие бы доводы и цифры ни приводил главный приватизатор России, именно этот итог красноречивее всего говорит о реальном положении дел. Поразительно: Гайдар полностью оторвал финансы от денежного обращения, а Чубайс полностью оторвал прива- •тизацию от нужд экономики! Вместе с водой выплеснули и детей. Конечно, случайности в этом Совпадении никакой нет: методы-то одинаковые. И еще: послечековый этап приватизации, задуманный Чубайсом, весьма напоминает ситуацию, о которой я гово рил выше. Главный приватизатор дал возможность различ ным, в том числе подставным, структурам накопить громад ные средства через продажу кофточек (это понятие я здесь использую уже в нарицательном, символическом смысле), а затем "предложил их вниманию" высокотехнологичные за воды. Эго и называется распродажей национального досто яния, ни о каком честном, нормальном инвестировании за рубежных капиталов в нашу экономику при таком подходе речи идти не может. XXX Между тем к началу 1991 года положение в стране начало складываться чрезвычайное. Все слилось в очень сложный политический узел: бюд жетный кризис, шахтерские забастовки, бесконечные лозун ги "Долой президента!" и "Долой правительство!" Все шата лось и трещало по швам, обострились буквально все соци ально-экономические и национальные проблемы. Это был закономерный итог — нет, не перестройки, которая была необходима и хорошо началась, а того особого политиче ского явления, которое правильнее всего назвать "горбаче- визмом" и которое характеризуется такими основными чер тами, как крайняя некомпетентность, половинчатость реше ний, двойственность морали. Да, ситуация начинала выходить из-под контроля. А Гор бачев по-прежнему бездействовал, занимаясь бесконечным политическим маневрированием. Он словно выжидал чего- то, и порой мне казалось, что в глубине души он тоже придерживается принципа "чем хуже, тем лучше". Казалось бы, ему-то зачем? Исчерпывающе на этот воп рос ответит историй. Но если вести речь исключительно о личных мотивах Горбачева, то сегодня, тщательно проана лизировав все его действия на заключительном этапе пере стройки, я могу с высокой долей достоверности объяснить его тогдашнее поведение. Во всем у Горбачева брал верх его личный интерес, стер жнем которого было судорожное стремление удержаться в том "кресле", которое ему досталось по случаю. Но в 1991 году политические и социально-экономические события в стране так напряглись, что дальнейшая судьба президента СССР оказалась под большим вопросом. На глубокую осень были назначены съезд КПСС, а также Съезд народных де путатов, и Горбачев доподлинно знал, что с обоих съездов уйдет никем. И в этой почти тупиковой ситуации он задумал незаурядный в своей безнравственности политический ход: ценою разрушения великой державы сохранить за собой "кресло", пусть и под иным названием, с иными полномо- ,чиями. Этим целям и служил Ново-огаревский договор, ко торый по существу превращал СССР в некое содружество независшиых государств. Да, при такой трансформации не избежно устранялся бы из Конституции пост Президента Но дело в том, что к полномасштабной денежной ре форме мы в тот момент бьши еще не готовы, планируя ее на июль-август. Во-первых, предстояло допечатать "тираж" новых купюр среднего достоинства. А главное, мы ждали урожая! Урожай мог очень заметно повлиять на параметры реформы: он определит продовольственные фонды страны на год вперед, станет ясно, как обстоят дела с^.сырьем для легкой и пищевой промышленности, а все это существенно скажется на ценах. - Однако события так ускорились, что "сидеть сложа руки и ждать намеченньк сроков бьшо уже невозможно. Поэтому, посоветовавшись с некоторыми из ведущих фи нансистов страны, я и принял решение как бы растянуть реформу во времени, на первом ее этапе проведя обмен кушор достоинством 50 и 100 рублей. XXX Обмен был направлен непосредственно против теневого бизнеса, а законопослушные граждане не должны бьши ни рубля потерять от этой акции. И что бы ни писали, что б ни говорили о "павловском обмене" денег, я могу твердо, со всей ответственностью за явить — и подтвердить это строгими финансовыми расче тами! — что при 40-процентной компенсации временно, на полгрда замороженных сбережений вкладчики сберкасс в то время абсолютно ничего не потеряли, их накопления пол ностью сохранили покупательную, способность. Подготавливая реформу, мы ставили своей задачей ни в коем елзшае не ограничивать потребление, и в этом было принципиальнейшее отличие от либерализации цен Гайдара, который наполнил магазинные полки за счет обнищания народа. Мы же подходили к реформе совершенно иначе: надо не потребление отраничить, а сократить количество де нег, обслуживающих это потребление. Разница преогромная! Тех, кто живет от получки до получки и не имеет солидных накоплений, обмен вообще не затрагивал. Но и людей по богаче, с честными сберкнижками, нельзя грабить, надо лишь временно заморозить их вклады, чтобы они не ока зывали инфляционного давления на рынок, чтобы в период, предшествующий повышению цен, с магазинных полок не были сметены все товары. Но государство компенсировало замораживание их вкладов сорокапроцентным увеличением. А вдобавок разрешало *в любое время пользоваться ими для крупных покупок с помощью безналичных чеков — приоб ретать машины, мебель, квартиры. Наконец, помимо всего прочего, в 3,5 раза, сразу до 7 процентов, повышался про цент начислений на вклады в сберкассах. Из этого перечня хорошо видно, что. обмен денег не только не преследовал цель ограничить потребление людей, а, наоборот, даже сти мулировал его. Это намеренно делалось для того, чтобы не допустить кризиса сбыта, а следовательно, и Промышленного спада. В этом вопросе мы тоже шли принципиально иным путем, нежели Гайдар, буквально разоривпшй нашу экономику,'хо тя этого вполне можно бьшо избежать. Тесная связь обмена крупньк купюр прослеживалась и с регулируемым ростом цен, который бьш назначен на 2 апреля 1991 года и о котором мы оповестили народ заранее. Обмен ведь важен был не сам по себе, а для управления денежной массой перед изменением цен, — повторяю, чтобы с полок не исчезли товары. Но повышение цен, как изве стно, сопровождалось предварительной компенсацией. Кста ти, мы смогли провести компенсацию за счет замороженных счетов крупных вкладчиков, это был крупномасштабный и удачный маневр государственными финансами. А ежемесяч ную компенсацию впервые начали вьщавать еще 20 марта, за десять дней до намеченного повышения цен. Ее мы ис числили, исходя из средней потребительской корзины, и это означало, что от компенсации состоятельные люди слегка проиграли, а бедные немного выиграли. А обмен денег, если помнят читатели, бьш проведен 2 марта 1991 года. Вот так выстраивалась единая цепочка общегосударст- вегшых денежно-финансовых мероприятий. По сути дела, мы как бы растянули реформу во времени. Все вместе взятое преследовало цель повысить стоимость рабочей силы, ггриступить к изменению стоимостной струк туры производства и тем самым широко открывало дорогу рыночным отношениям. Да, цены по-прежнему оставались регулируемыми. Однако сделано это было исключительно для того, чтобы избежать "шоковой терапии". Следующим этапом финансовых преобразований должна была стать по степенная либерализация цен. Вот в чем состояла суть "павловскотх) обмег^" денег. ■ Ее, конечно, катастрофически извра*гили, представив фи скальной, конфискационной, спонтанной мерой, которую скоропалительно изобрел новоиспеченный премьер-ми нистр. Что ж, таковы бьши циничные правила политической борьбы того периода. Какая дикая шумиха поднялась в то время вокруг обмена денег! Средства массовой информации, как говорится, на ушах стояли, пытаясь доказать ее бесполезность и даже вред ность. Но снова никто и словом не обмолвился о том, что обмен денег в сочетании с изменением розничных цен был КР 5 ШНЫМ шагом в сторону рынка. Это тщательно скрывали от народа. Почему оппозиция так вела себя? Ответ все тог же: обмен денег вел к стабилизации экономики, а в завер шающий период борьбы против Советского государства это не входило в гшаны разрушителей. И объективно получа лось, что демпресса, яростно нападая на "павловский об мен", отчаянно подыгрывает теневым структурам и зарубеж ным "инвесторам" — и те и другие лихорадочно пытались спасти хотя бы часть своих грязных капиталов. Когда осядет пыль нашей бурной эпохи, и историки не предвзято разберутся в событиях минувшего десятилетия, вот тогда и выяснится, что часть наших журналистов вольно или невольно заняли позицию, шедшую вразрез с интере сами Отечества. Помню, несколько позднее, приехав на ленинградский Кировский завод, я пошел в цеха, где меня обступили пред- ставители"Демроссии", исступленно кричавшие, будто обмен денег обобрал бедные слои населения. Припшось вступить в полемику, и я обратился ко всем присутствовавшим, — а вокруг собралось свыше сотни человек: — Мужики, поднимите руку, кто из вас пострадал от обмена, кто не обменял деньги. Если такие найдутся, я рас плачусь с ними немедленно, здесь же, из своего кармана. Ни одна рука, конечно, не поднялась, ибо никто из че стных людей от обмена тфупных купюр не пострадал, да и не мог пострадать. Скажу откровенно: готовясь к обмену денег, помимо фи нансовых расчетов, мы делали ставку и на гражданские чув ства людей, потому что в то время уже очень много говорили о теневой экономике. Вот мы и попытались опереться на общественное мнение, а потому правила обмена бьши очень демотфатичными. Ведь крупные суммы людям меняли прямо на работе, через общественные комиссии. Если человек хо рошо зарабатывает и об этом всем известно, то какие про блемы? Ему без разговоров обменивали до 10 тысяч рублей, а это бьша стоимость хорошего автомобиля. Более солидные суммы проходили через такие же комиссии в районах. И никаких справок о заработной плате не требовалось — про сто товарищи, коллеги по работе должны бьши подтвердить, что ты честный человек, а не спекулянт. Трудности с обменом возникали где-нибудь в маленьком магазинчике, где обычный товарооборот составлял пять- шесть тысяч рублей в день, а к обмену вдруг предъявлялась дневная выручка в несколько миллионов, и все почему-то сторублевыми купюрами! Вот тут-то теневики и высвечива лись. А если хочешь залечь на дно, то пропали твои денеж ки. Но, к сожалению, позиция средств массовой информа ции не дала возможности повернуть настроения людей про тив теневиков и создать в стране новый общественный кли мат. Мне, кстати, приходилось слышать мнение, будто прес са сильно помешала эффективности иэтытия "грязных" денег у подпольного бизнеса. Но это не соответствует истине: наг оборот, демпресса была взбешена именно потому, что ей не удалось помешать вьшолнению этой задачи. А д а кто дей ствительно помешал — хотя бы отчасти, — так это местные органы власти, особенно в Москве. • В Москве у сберегательных касс скопились большие оче реди— эти кадры, не жалея экранного времени, без конца прокручивало телевидение. Но никто не говорил правду о том, почему возникли очереди, более того, потоками лилась ; дезинформация: обмен денег, мол,' плохо организован Мин- ' финбм й Госбанком, в очередях насмерть дздят старушек. А в действительности виновником создация очередей бьш не кто иной, ьсак тогдашний мэр Москвы Г. Попов —лично! До 14 часов 2 марта он проводил совещания и консультации с российским правительством, приступать к обмену или нет. Именно Г.Попов, и никто иной, до полудня не давал раз решения банкам развозить деньги по сберкассам. В банках- то для московских сберкасс бьшо заготовлено новых купюр более чем достаточно. Ведь именно в столице находится центральное хранилище денег, отсюда их развозили по всей стране. Но в целом сорвать обмен денег, к счастью, не удалось, хотя в Москве по указанным причинам и возникли неко торые трудности для населения — в первый день. И, ко нечно, из-за утечки информации из президентской .канце лярии ускользнуть от обмена удалось некоторым теневым структурам. Однако могу привести здесь точную цифру, на иболее об'ьективно свидетельствующую о результатах прове денной финансовой акции: к обмену вообще не бьши предъ явлены купюры на общую сумму свыше 12 миллиардов руб лей. Это в чистом виде и есть те деньги, которые бьши изъяты у теневого бизнеса. Если учесть, что в тот период на руках у населения, то есть в денежном обращении, на ходилось всего лишь 96 миллиардов рублей, то можно смело говорить о том, что бьш нанесен чувствительный удар по "черному рынку". Кроме того, еще 22 миллиарда рублей бьши сданы на рассмотрение районными общественными комиссиями, и ко '2 апреля, когда изменились цены, эти деньги еще не вернули владельцам, поскольку комиссии не успели рассмотреть все списки. Но надо иметь в виду, что в данном случае речь ведь шла не о "последних грошах" людей, а о суммах круп ных, накопленных. Вдобавок до наступления апреля всем выдали денежную компенсацию. Поэтому население не по страдало — в марте все имели возможность поддерживать обычный уровень своего потребления. Но вот людям обес печенным производить массовые закупки впрок в преддве рии повышения цен стало трудновато — их средства оказа лись временно замороженными. Говоря конкретно, в марте нам удалось в общей сложности вывести из оборота 34 мил лиарда рублей, иначе говоря, сразу треть денежной массы, и это спасло рынок, полки магазинов не опустели. Да, на полнялись они потом медленно, ведь за счет роста отечест венного производства этот процесс быстрым не бывает, зато наполнялись для всех и надолго! В апрель страна вошла практически с прежними товар- шями запасами, и это означало, что обмен денег, сопря женный с компенсированным повышением цен, удался, до стиг своей цели. Мы сделали важный шаг к товарно-денеж ным отношениям, но — без великих потрясений. Но главное — и для меня это было наиболее пр 1 шци- пиальным элементом всей денежной реформы —жизненный уровень народа после обмена денег и компенсированного роста цен практически не снизился. На этот счет существуют объективные статистические данные, причем их достовер ность не может вызывать сомнений хотя бы по той причине, что они были опубликованы, когда бывший премьер-ми нистр СССР и инициатор денежной реформы находился в "Матросской тишине" и уже никак не мог повлиять на "улучшение" отчетности. Тут у меня алиби, как говорится, железное. Так вот, в отчете ЦСУ за апрель—сентябрь 1991 года средний индекс розничных цен составляет 101,6 процента. Это означает, что реальное некомпенсированное повышение цен после 2 апреля составило всего лишь 1,6 процента! Скажу оттфовенно: таким итогом можно гордиться! Он убедительно свидетельствует, что сложный путь к рынку все-таки можно было пройти без "шоковой терапии", с помощью умелого применения денежно-финансовых ры чагов. А Горбачев в дни обмена денег словно куда-то исчез, вообще не объявлялся и на связь с премьер-министром не выходил. Вот это глава государства! Впрочем, нормальная горбачевская позиция. Публикуется с сокращениями
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz