Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

далёкое—близкое 12 ноября 1994 г. театральная жизнь Сегодня — открытие Дней французской культуры в Липецке Говорливо бежит по ка­ мушкам речка Пальна. На кру­ тизне берегов ее вольготно рас­ кинула свое немудреное хозяй­ ство одноименная деревенька —центральная усадьба племза­ вода "Пальна-Михайловский". Исстари работная, онасвято хранит в камне память о бы­ лых хозяевах Стаховичах, пре­ вративших некогда дремучую глухомань в благословенный уголок русской культуры. Откуда взялись на берегах крохотной речушки, каких ты­ сячи только в одном Черно­ земье, господа с польской фа­ милией? Судя по архивам и живым свидетельствам, пере­ шло пальновское у ;ение к на- вым владельцам в 20 -х годах прошлого столетия от,-столбо­ вого дворянина, известного ма­ сона Михаила Первого, как приданое дочери Недежды, со­ четавшейся браком с полтав­ ским поь(ещиком Александром Сгаховичем, капитаном от ар­ тиллерии, поляком по нацио­ нальности. В счастливом браке родились у них Михаил и Алексащф! Первый рано умер, зато второй подарил России четырнадцать детей, прослыв за сей отцовский подвиг пат­ риархом семейного клана Ога- |ХОЙичей. * ’ Генеалогическое дерево Огаховичей оказалось не толь­ ко плодовитым, но и ^Ега ре­ дкость щедрым на таланты. "Это были люди, — читаем в одной из монографий, —лите­ ратурно одаренные, разносто­ ронне образованные, тонкие ценители литературы, музыки, театра и оказавшие неизглади­ мое влияние на всю культур­ ную жизнь дореволюционной России". В-числе друзей Ста- ховичей были Л. Толстой, Го­ голь, Бунин, Репин, другие видные писатели, художники и артисты, часто наезжавпше в Пальну. Если верить легенде, летом 1829 года проездом в Ар­ зрум побывал здесь сам Пуш­ кин... Пальне повезло и с нынеш­ ним директором племзавода. ■ Подлинный бессребреник, Анатолий Алексеевич Алтунин умудряется сочетать уже две- н а д д ^ лет свою беспокойную должность хозяйственника с возрождением уникального на­ следия. Имехшо благодаря его усилиям собрана богатейшая коллекция архивных материа­ лов, писем и фотографий, ко­ торая должка составить основу "И РОДИНЕ В ДАЛЬНЕ МЫ Е7ДЕМ ВНОВЬ СЛУЖИТЬ..." учшепт потмлхм знаменитого род* наших звм- яакош Стахоаячо». Оказашшиеь «дали от ■’ыалой р в д а тм '* я|р«|Д 1 км 1 |г ^^ттОт ^ угрттшт « |»*ю тшлт»'Слгоят ш и ряс&т* об имении Сшсов«<>' «•Д • Папыш-МшшЛяоаш9, «го « Сттноаавмском будущих экспонатов музея Огаховичей. С трепетом в душе всмат­ риваюсь в гордые, краси'вые лица. На одной фотографии — сам патриарх — Александр Стахович; царственная осанка, строгие глаза, окладистая боро­ да. Под стать родителю — гор­ дая красавица Софья, неспетая песня Ильи Репина. На одной из фотографий группа фран­ цузских летчиков полка "Нор­ мандия-Неман", и в центре еще один Александр Стахович. А вот до боли знакомые ступени большого витбергского дворца, и на них в солнечном мареве —генерал Алексей Ста­ хович и Константин Станис­ лавский; смеющиеся, полные сил и творческих замыслов. А кто этот молодой красавец, бе­ седующий с генералом де Ба- шеном? Конечно же, очеред­ ной Александр из клана Ста- ховичей, дипломат и перевод­ чик. ООН, услугами коего пользовались де Голь, наши Георгий Жуков и Никита Хру­ щев. И еще одна фотография: лихо вскинув руку под козы­ рек, полковник (а может, гене­ рал) Борис Стахович приветст­ вует самодержца России Нико­ лая Второго... Бесстрастные немые мгно­ вения полноводной, как весен­ няя Пальна, бурной жизни элитной российской интелли­ генции. Однако не все могут они рассказать. Что патриарх клана Стаховичей бьт не толь­ ко преуспевающим конезавод- чиком, чьи орловские рысаки брали первые призы в столице, но и завзятым театралом, ве­ ликолепным чтецом, подвиг- шим Льва Толстого написать свою бессмертную "Власть тьмы". Эго был еще и щедрый меценат, построивший в дерев­ не школу, больницу и даже роддом. Четырнадцать одаренных потомков дал России патриарх клана Стаховичей, и почти каждый из них оставил свой след на скрижалях истории. Эго Алексей, сменивп^й бли­ стательную карьеру генерала на одного из директоров-учреди- телей МХАТа и его актера. Эго- Михаил —оратор, поэт, актер, дипломат, депутат 3-й и 4-й Госдум и последний наместник Самодержца Российского в Финлягщии. Эго Софья, люби­ мица Ильи Репина и Льва Тол­ стого, взвалившая впоследст­ вии на себя адов труд по ор­ ганизации в Москве Толсто­ вского музея и подготовке к изданию полного собрания со­ чинений великого писателя. Кстати, она одна из немногих Стаховичей, кто после Октяб­ рьской революции остался в России, десятки лет прорабо­ тав рядовой сотрудницей в Толстовском музее. Революция 1917-го года, ^аждкнская война разметали по белому свету Стаховичей. Одни осели и Австрии, др_угис — в США, .многих приютила Франция. Но и на чужбине они оставались русскими по духу и плоти, свято сберегали язык, культуру, традиции. И друэкно тосковали по Родине. В кипе будущих экспонатов музея имеются стихи Алексан­ дра Стаховича, полковника Пре<) 6 раженского полка, зна­ менитого тем, что воевал с большевиками. Казалось бы, огонь и кровь должны были ожесточить дуиу и сердце, но сколько тоски и боли в каждой его строке, обращенной к Пал^|Не:, ''Придет желанный час, по- канен мы чужбину, Иродине в Пальне мы будем внов* служить. Ь>гда придет пора — с от­ цом рядком в могилу % 1 сможешь старика с мо- латюи отпустить. ” оскуя по родине-, многие Стаювичи и на чужбине стре­ мились быть полезными ей. Тот же Преображенский пол­ ковник собрал уникальную коллекцию орденов и медалей времен, Петра I и передал ее в дар Эрмитажу. Одна из фото­ графий запечатлела полков­ ничью дочь Марию в кругу пленных русских солдат. Пере­ водчица до профессии, она как могла поДнима1ш дух попавших в беду соотечественников, по­ могала их возвращению на ро­ дину. Сегодня Мария Алексан­ дровна живет под Парижем. Вместе с дочерью Марией, преподающей в Сорбоннском университете, они первыми от­ кликнулись на призыв А. Ал­ тунина воссоздать культурный облик поместья, часто бывают в Пальне, привозя каждый раз бесценные экспонаты. А те­ перь собирают средства для росписи церкви-мавзолея. ...Жива Пальна, живы мно­ гие старинные постройки уни­ кальной^ архитектуры. Капи­ тально отреставрирован боль­ шой дворец зодчего Витберга, церковь-мавзолей не менее знаменитого Джиральди, до­ мик охотника, выложенный из пиленого камня. В процессе реставрации —дом кружевниц. И не случайно побывавший в Пальне Михаил Стахович, ны­ не гражданин Австрии, воск­ ликнул с патетикой: — Господи, ужель все жи­ во! Увы, не все! Для всего не хватает сил и финансов. Сту­ чится Алтунин в высокие две­ ри, шлет депеши, приглашает в Пальну потомков Стахови­ чей. Разработан дюке план по­ этапного возрояугения дере­ веньки как культурного центра России. — Не будет нам прощения, если загубим то, что еще мож­ но восстановить, вернуть лю­ дям, — не перестает повторять Анатолий Алексеевич. Сам он решил взять пят­ надцать дней отгулов и вплот­ ную заняться обустройством музея. Благо, сведущие люди обещали помочь. Пока еще не поздно... Евгений КАРПУХИН, соб. корр. "Липецкой газеты". Ставовлянский район. На снимке: здесь жили Ста- ховичи. Фото А. ШУРОВА. ^ вж ож Р ^ Уважаемые зрители! Липе 1 рсий ойлкинофонд совместно с киштеатрами ”г. ЛаНарса в перцев с 12по 17ноздря проводитфестиваль ^аниузских фильмов в рамках Дней французской культу­ ры. Приглашаем посмотреть следующие фильмы: - Д В О Е " Режиссер: Клод ЗидИ. В главных ролжс Жирар Депардье, Марушка Детмерс. В кинотеатре "Октябрь" — 13, 15 ноября в 19.00 - Т А Н Г О - Режиссер: Патрис Леконт. В главных ролях; Филипп Нуаре, Жан Рошфор, Рищар Бо- ринже, Миу-Миу. В кинотеатре "Спутник" — 12, 13 ноября в 18.00 и 20.00. В кинотеатре "Космос" — 14, 15 ноября в 12.00 и 16.00. В кинотеатре "Винница" — 16, 17 ноября в 19.00. - Х О М Щ Н Ы Е З А К У С К И - Режиссер: Бертран Блие. В ролях: Бертран Блие, Жирар Деп^дье, Мишель Серр. В ДК НЛМК - 12, 13 ноября в 16.00, 18.00 и 20.00. - Т О Т А Л Ь Н А Я С Л Е Ж К А - Режиссер: Клод Зиди. В ролях: Миу-Миу, Тьерри Лермипт, Эдди Митчелл. В ДК НЛМК — 14, 15 ноября »~16.00, 18.00 и 20.00. - Н А Л Е В О О Т Л М Ф Т А " I -Режиссер: Эдуардо Малин^о. В плавных ролях; Пьер Ришар, Ришар Боринж. В ДК НЛМК — 16, 17 ноября в 16.00, 18.00 и 20.00. ЖВ р 4ЖР РАЗВЕ МОЖНО ПРОЖИТЬ БЕЗ ЛИШНЕГО! В рамках Дней француз­ ской культуры два своих спек­ такля покажет на сценах Ли­ пецка, Ельца, в Добринском райОннрм ДК Липецкий ака- демцзе^кий театр драмы име­ ни Л. Н. Толстого. Эти коме­ дии поставлены режиссерами из-за рубежа; французом Кри­ стофом Фетрие ("Скупой" Мольера) и алжирцем Гецду- эом Надиром ("Двери хлоцают" Мишеля Фермо). Постановка 'К Р О Т ^ б З "Скупого" осуществлена где-то полгода назад,"Две­ ри хлопают" возобновле­ ны Николаем Чебыкиным без малого десять лет спу­ стя после премьеры. Классика, век 17-й, и пьеса, написанная в сере­ дине века 20 -го, — что у них общего? Пожалуй, как принято говорить, ти­ пичный французский юмор. Несколько площад­ ной, простонародный в первом случае и "салоп­ ный" — во втором. Эти особенности видны уже в оформлении комедий: почти пустое пространст­ во "Скупого", где зато весьма эффег^ы костю­ мы персонажей (художни­ ки Ольга Твардовская и Владимир Макушенко), и симпатичный павильон квартиры, в которой по­ стоянно стучат дверьми (художники Марина Но­ викова и Алексей Несте­ ров). Пространство молье- ровской комедии решено в стиле "бедного театра", но все равно перед нами "бо­ гатый" театр: богатый на ха­ рактеры, повороты сюжета, моралите и так далее. Все не так выпукло, определенно, ос­ тро в липецкой интерпретации пьесы М. Фермо. Д^ство на­ чинается и заканчивается словно на полуслове, словно по капризной прихоти драма­ турга. И выяснение отношений между членами шумного се- ч т о Д Е Н Ь Г Р Я Д У Щ И Й Н А М Г О Т О В И Т ? меуЗства и их сердечными зна- К 01 ИЫМИ ни к каким конкрет­ ным ре:^льтатам, по сути, не приводит. Каждый остается пр^ своем мнении и своих ин- те{?есах, а мнение зрителей вполне может быть таким: на- вер)ное, нам показали односе­ рийную инсценировку телеви- зисэнной "мьшьной оперы". Действительно, похоже. Да не совсем. "Двери хлопают" ли]Щсиы главных недостатков ” 2 ,{ 1 дльных опер" - их тяжело­ весности и монотонности. Ко­ медии М. Фермо в исполнении липецких артистов легка, ди­ намична, скучать публике не дасТ, от серьезных моральных уроков ее освобождает. Персо- нйэки комедии просто живут, суезится в семейно-дружеском кругу, слегка поругиваются, поддразнивают друг друга... Эт^ жизнь, напрочь лишенная рлобальных проблем и фило- со(| 1 ских глубин, скорее мило, элегантно бессмысленна, как и сам 1 а комедия , — из разряда пье'С, не обязательных для вы­ явления концепции обратив- шедгося к ней театра. И это прекрасно! В одном из -рассказов Сергея Довлатова есть мысль о том, что в числе радостей жизни обязательно доДВкно быть лишнее, какая-то не «амая существенная, произ­ вольно найденная "добавка". "Двери хлопают" и есть та са- маД добавка, вторично возник­ шая в театральной' жизни Ли­ пецка практически с новым актерским составом, которому СПОдна удалось передать стиль,симпатичные недоразу­ мения и пикировки комедии. Что же касается "Скупого" (о спектакле "ЛГ" подробно писала вслед за его премье­ рой), то на фоне изящной без­ делицы М. Фермо модьеров- ская вещь воспринимается да­ леко не шуточной трагикоме­ дией о сшибке родителей и де­ тей, о деньгах, умении ими распорядиться и их отсутст- ^вии. Смеха в постановке К.Фетрие также хватает, но смех этот — не по самому ве­ селому поводу. Мы, смеясь, размьшшяем о страстях и за­ блуждениях человеческих. Вообще, оглядываясь на недавнее прошлое и настоя­ щее, замечаешь неодноднев- ность, неслучайность внима­ ния липецких трупп к фран­ цузской драматургии. Театр "Слово" играл вечер одноакт­ ных французских комедий "Се ля ви". "Маленький театр" не­ давно возил в Москву опус все того же К. Фетрие. Репертуар кукольного театра украшает "Кот в сапогах" явно галльской принадлежности. Так что Дни культуры Франции пройдут и завершатся, а на сценах наших. театров будут продолжать жить уже известные спектакли по произведениям французских авторов и, уверен, ставиться новые. К. к л ю т к и н На снимке; О. Ов<тнникова и А. Новиков в спектакле "Ску­ пой". Фото А. КОЗИНА. Нас ожидает непростая неделя... 18 ноября - лунное за­ тмение, кульминация Солнечно-Лунного цикла - напряжен­ ный момент как для семейных отношений, так и для про­ фессиональной деятельности. К концу недели неприятный фон уйдет и настроений улучшится. Однако активно дейст- япиять лучше начать с воскресенья, когда негативный фон, пройдет и не сможет отрицательно повлиять на дальнейший ход ваших дел. ; 14 Н 1 т 1 б|Ш, День принесет спокойствие и радость. Уточ­ нивший^ гармоничный аспект Меркурия и Сатурна способ­ ствует успешным занятиям с детьми; в супружеских отноше- нияк муж сможет добиться желаемого результата, апеллируя к чувству Д 0 |Дга зкёнЫ: Исключительно удачен этот день и в деловом плане. Начатые в его ходе дела должны удачно и своевременно эав^шиться. 15 иА*бр"- "Еще один удачный, насыщенный деятельно­ стно дсш.. Уточнился гармоничный аспект Солнца и Урана: настало время делать приятные сюрпризы своим близким. Однако прием алкоголя сегодня опасен - дисгармония Марса и Нептуна мов^ет спровоцировать семейный конфликт. Этот день подходит для деловых поездок и бизнес-контактов. Мо­ жет прийти необходимая долгожданная информация. 16 ноября. Ситуация может сложиться таким образом, что необходимо будет мгновенно принять решение. Будьте вни­ мательны! В дальнейшем отказаться от принятого решения будет практически невозможно. 17 ноября. Солнце соединяется с Юпитером - это сулит удачу. Однако начиная с этого дня будет ощущаться фон пошюлуния, отмеченного к тому же Лунным затмением. В этот период не стоит принимать ответственные решения, так как дальнейший ход дел может принять неуправляе.мый ха­ рактер. Поберегите здоровье. ^ 18 ноября - Лунное затмение, рисковый день. Дети, по­ жилые люди, домашние животные очень возбудимы. Могут обостриться ранее скрытые болезни, не исключены истери­ ческие реакции в супружеских отношениях. Контролируйте ситуацию! Труден этот день и в деловом плане. Важные ме­ роприятия предпочтительнее отложить.^ Внимание стоит на- цраэйть на нормализацию отношений в'фирме: будьте снис- ходиггельнее й терпимее. 18 ноября сохранится фон затмения. Не перенапрягайтесь и оТЦтоситесь особенно бережно к своему окружению. С 20 ноября атмосфера нормализуется, эмоции войдут в обьЕЧНое русло. День подходит для отдыха,, легкого приятель­ ского общения, семейных разговоров и "перемывания костог чек'" ближайшей родне.Несмотря на выходной, хорошо бы успеть сделать мщссимум дел, дабы понедельник не оказался слиШЯом загруженным. № 222 (786) Ролан БЛАТМАНН, советник по культуре, науке и технике посольства Франции в России: "ФРАНЦИЯ И РОССИЯ — КАК СЕСТРЫ" (Окончание. Начало на 1-й стр.) — С этой точки зрения что, по-Вапюму, наиболее роднит на­ роды России и Франции? — Я часто думаю об этом. И понимаю: трудно выразить словами. Это какие-то сестринские чувства и отношения. Не так, скажем, как у вас с Германией, что больше походит, грубо говоря, на братские, мужские контакты. А наша связь — жен­ ская. Более утонченная, трепетная. Особенно по части культу­ ры; литературы, музыки. Русские художники, музыканты, рус­ ский балет дали в начале века большой импульс духовной жизни Франции, но и на русской Культуре сегодня — французская длань, согласны? Живя у себя на родине, чувствуешь, что ты часть России, а живя здесь — что и в русских, в России — что-то из Франции,-ОТ ^анции. И не внешне. Не по газетам и ТБ. А действительно — по-настюящему, реально, из глубины времен. Мы очень похожи. Эго, конечно, не сходство языков, а что- то внутреннее, действительно глубоко родственное. Особенно после Второй мировой войны, когда мы в^мн о в ратном со- дружесгае подтвердили это пролитой нами кровью и общей по­ бедой. И даже то, что здесь был Наполеон, о чем теперь думать страшно, не омрачает сегодня нашей судьбы. Мы всегда были и остаемся вместе. — Какую же из двух этих войн чаще вспоминают у Вас на родине — 1812-го или 1941-го годов? — Очерь важной для Франции была последняя война. Мы все знаем; без России бьш бы совсем иной исход. Без Амери­ ки—тоже. Но и без России. Фашизм, национал-социализм Гер­ мании нес смертельную угрозу европейской цивилизации. —Правда ли, что во Франции существует табу на американизм и вообще иностранщину в кино, на ТВ, в других каналах культу­ ры? — Табу — нет. Мы — нация, которая гордится, что фран­ цузски культура — это культура не только французов, но и других цивилизаций и обществ. Другое дело, что ее надо со­ хранять. Существует большая американская теле-, кино- и ви­ деокультура, и мы хо'ййм, чтобы соблюдался баланс между нею и соответствующей нашей. Или еще —французский язык. Он должен развиваться. Ме­ сяца три назад на сей счет принят закон, чтобы не засорять его американскими терминами. У нас тенденция, к сожалению, как и в России, да й в некоторых других странах — писать и говорить по-английски. Были случаи, когда из наших универ­ ситетов писали в Россию именно так. Почему? Думают, русские больше и лучше знают английский. Табу на сей счет у нас нет, но недавно принята строгая рекомендация — в госорганы по- английски не обращаться. — А телеэкран во Франции столь же забит американскими фильмами, как и у нас? —Да, это выглядит примерно так же. — Как вы смотрите в целом на процессы демократизации в России? Вообще, это демократия? Или пока нет? — Все вопросы Ваши — сложные. —Да, господин Блатмаш!, поэтому я и хочу их у вас прояс­ нить. - — Франция, как Вы знаете, старая страна. Демократия у нас давно.Мы'считаем, она важна для вдех сТран. Особенно в Европе. Но это не так просто. Она многое требует. За нее нужно всякий раз воевать. Потому что всегда есть тенденции к авторитаризму. Везде. И во Франции, и в Италии, и в Гу>- мании... Для демократии необходимо время. И желание. По моему мнению, демократия — эта парламент, парламентаризм. И свободные выборы. Когда сам народ свободно определяет и президента, и депутатов. Это трудно. Сложно. Необходимо вре­ мя. И желание всех. За Россию мы рады; были свободные выборы, принята Кон­ ституция. Эта политическая линия нам кажется нормальной. Мы всегда готовы помочь в отношении демократии, если, ко­ нечно, наши русские ;чрузья пожелают. Надо развивать сотруд­ ничество. Оно — лучший путь к демократии. — На днях экс-презцдент США Рональд Рейган обратился к своему народу с посланием, что у нёго неизлечимая болезнь ^ болезнь Алихомера: грозит погге|ря памяти, депрессия, непредска­ зуемое поведение. Чуть раньше президеит Франции господин Мит-, терян о^тил , что болен рако.м. В условиях демократии такая информация из первых уст —обычная норма политической жизни? — Нет. Это — новое. Несколько лет назад президент фран­ цузской респу^икй Жорж Помпиду был тоже болен, и никто об этом не знал. Когда' он умер, все были в шоке. И впрямь тяжело. А нынешняя новая Тенденция, я бы сказал, — знак гласности. Но пока — лишь тенденция. Хотя одновременно и знак доверия. Доверия президента к народу и народа к прези­ денту. — В ус^иях России, когда народ мало что знает даже о здоровых ^водяx, это особенно актуально. Хотя, по-моему, зут — тоже многое от полятйческой кульдуры. А как скоро, по-Вашему, упомянутые тендешон) все-таки возобладают у нас? — Я не могу вам сказать. Это проблема русских. Как они решат. —Открывая Дни 1 сультуры, господин Блатманн, что пожелаете Липецкой земле и ее жителям? — Надеюсь, что будем встречаться часто. Беседовал Юрий ДЮКЛРЕВ, парламевтский корреспондент "Лшецкой газеты". ПОСЛЕДШ "КОРОЛЕВЫ" Легкоатлетаческий кросс в песковагском лесу стал последним стартом легкоатлетов средних- специальных учебных заведений в •зачет круглогодичной спартакиады. С большим отрывом, набрав 146 очков, победили хозяева кра­ сочно оформленной трассы — бегуны Усманского педколледжа. Серебряным стал финиш для команды тоссменов Чапльпинско- го сельскохозяйственного колледжа — 12 2 очка и бронзовым для легкоатлетов Лебедянского торгово-коммерческого техникума — 89 очков. бой КАК ВО ВРЕМЕНА КУПЦА КАЛАШНИКОВА В спорткомплексе АО по переработке табака и махорки "Ус- манское", совсем как во времена купца Калашникова, бой раз­ горелся рукопашный — "раз на раз", но по всем правилам этого вида спорта. На татами вышли крепкие ребята вневедомственной охраны АООТ "Усманское", районного отдела внутренних дел и воспи­ тательно-трудовой колонии, чтобы -выяснить, "кто есть кто?" в четырех весовых категориях. Причем выясняли отношения не только руками, но и ногами, не имитируя, а на полном серьезе нанося удары по корпусу, защищенному бронежилетом. Звание сильнейших в первом чемпионате Усманского района по рукопашному бою завоевали 7А- Тербунских, С. Иванов, В. Васильев Й Ю. Фурсов. , Ю. ШАЙДУЛИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz