Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
далёкое—близкое 12 ноября 1994 г. театральная жизнь Сегодня — открытие Дней французской культуры в Липецке Говорливо бежит по ка мушкам речка Пальна. На кру тизне берегов ее вольготно рас кинула свое немудреное хозяй ство одноименная деревенька —центральная усадьба племза вода "Пальна-Михайловский". Исстари работная, онасвято хранит в камне память о бы лых хозяевах Стаховичах, пре вративших некогда дремучую глухомань в благословенный уголок русской культуры. Откуда взялись на берегах крохотной речушки, каких ты сячи только в одном Черно земье, господа с польской фа милией? Судя по архивам и живым свидетельствам, пере шло пальновское у ;ение к на- вым владельцам в 20 -х годах прошлого столетия от,-столбо вого дворянина, известного ма сона Михаила Первого, как приданое дочери Недежды, со четавшейся браком с полтав ским поь(ещиком Александром Сгаховичем, капитаном от ар тиллерии, поляком по нацио нальности. В счастливом браке родились у них Михаил и Алексащф! Первый рано умер, зато второй подарил России четырнадцать детей, прослыв за сей отцовский подвиг пат риархом семейного клана Ога- |ХОЙичей. * ’ Генеалогическое дерево Огаховичей оказалось не толь ко плодовитым, но и ^Ега ре дкость щедрым на таланты. "Это были люди, — читаем в одной из монографий, —лите ратурно одаренные, разносто ронне образованные, тонкие ценители литературы, музыки, театра и оказавшие неизглади мое влияние на всю культур ную жизнь дореволюционной России". В-числе друзей Ста- ховичей были Л. Толстой, Го голь, Бунин, Репин, другие видные писатели, художники и артисты, часто наезжавпше в Пальну. Если верить легенде, летом 1829 года проездом в Ар зрум побывал здесь сам Пуш кин... Пальне повезло и с нынеш ним директором племзавода. ■ Подлинный бессребреник, Анатолий Алексеевич Алтунин умудряется сочетать уже две- н а д д ^ лет свою беспокойную должность хозяйственника с возрождением уникального на следия. Имехшо благодаря его усилиям собрана богатейшая коллекция архивных материа лов, писем и фотографий, ко торая должка составить основу "И РОДИНЕ В ДАЛЬНЕ МЫ Е7ДЕМ ВНОВЬ СЛУЖИТЬ..." учшепт потмлхм знаменитого род* наших звм- яакош Стахоаячо». Оказашшиеь «дали от ■’ыалой р в д а тм '* я|р«|Д 1 км 1 |г ^^ттОт ^ угрттшт « |»*ю тшлт»'Слгоят ш и ряс&т* об имении Сшсов«<>' «•Д • Папыш-МшшЛяоаш9, «го « Сттноаавмском будущих экспонатов музея Огаховичей. С трепетом в душе всмат риваюсь в гордые, краси'вые лица. На одной фотографии — сам патриарх — Александр Стахович; царственная осанка, строгие глаза, окладистая боро да. Под стать родителю — гор дая красавица Софья, неспетая песня Ильи Репина. На одной из фотографий группа фран цузских летчиков полка "Нор мандия-Неман", и в центре еще один Александр Стахович. А вот до боли знакомые ступени большого витбергского дворца, и на них в солнечном мареве —генерал Алексей Ста хович и Константин Станис лавский; смеющиеся, полные сил и творческих замыслов. А кто этот молодой красавец, бе седующий с генералом де Ба- шеном? Конечно же, очеред ной Александр из клана Ста- ховичей, дипломат и перевод чик. ООН, услугами коего пользовались де Голь, наши Георгий Жуков и Никита Хру щев. И еще одна фотография: лихо вскинув руку под козы рек, полковник (а может, гене рал) Борис Стахович приветст вует самодержца России Нико лая Второго... Бесстрастные немые мгно вения полноводной, как весен няя Пальна, бурной жизни элитной российской интелли генции. Однако не все могут они рассказать. Что патриарх клана Стаховичей бьт не толь ко преуспевающим конезавод- чиком, чьи орловские рысаки брали первые призы в столице, но и завзятым театралом, ве ликолепным чтецом, подвиг- шим Льва Толстого написать свою бессмертную "Власть тьмы". Эго был еще и щедрый меценат, построивший в дерев не школу, больницу и даже роддом. Четырнадцать одаренных потомков дал России патриарх клана Стаховичей, и почти каждый из них оставил свой след на скрижалях истории. Эго Алексей, сменивп^й бли стательную карьеру генерала на одного из директоров-учреди- телей МХАТа и его актера. Эго- Михаил —оратор, поэт, актер, дипломат, депутат 3-й и 4-й Госдум и последний наместник Самодержца Российского в Финлягщии. Эго Софья, люби мица Ильи Репина и Льва Тол стого, взвалившая впоследст вии на себя адов труд по ор ганизации в Москве Толсто вского музея и подготовке к изданию полного собрания со чинений великого писателя. Кстати, она одна из немногих Стаховичей, кто после Октяб рьской революции остался в России, десятки лет прорабо тав рядовой сотрудницей в Толстовском музее. Революция 1917-го года, ^аждкнская война разметали по белому свету Стаховичей. Одни осели и Австрии, др_угис — в США, .многих приютила Франция. Но и на чужбине они оставались русскими по духу и плоти, свято сберегали язык, культуру, традиции. И друэкно тосковали по Родине. В кипе будущих экспонатов музея имеются стихи Алексан дра Стаховича, полковника Пре<) 6 раженского полка, зна менитого тем, что воевал с большевиками. Казалось бы, огонь и кровь должны были ожесточить дуиу и сердце, но сколько тоски и боли в каждой его строке, обращенной к Пал^|Не:, ''Придет желанный час, по- канен мы чужбину, Иродине в Пальне мы будем внов* служить. Ь>гда придет пора — с от цом рядком в могилу % 1 сможешь старика с мо- латюи отпустить. ” оскуя по родине-, многие Стаювичи и на чужбине стре мились быть полезными ей. Тот же Преображенский пол ковник собрал уникальную коллекцию орденов и медалей времен, Петра I и передал ее в дар Эрмитажу. Одна из фото графий запечатлела полков ничью дочь Марию в кругу пленных русских солдат. Пере водчица до профессии, она как могла поДнима1ш дух попавших в беду соотечественников, по могала их возвращению на ро дину. Сегодня Мария Алексан дровна живет под Парижем. Вместе с дочерью Марией, преподающей в Сорбоннском университете, они первыми от кликнулись на призыв А. Ал тунина воссоздать культурный облик поместья, часто бывают в Пальне, привозя каждый раз бесценные экспонаты. А те перь собирают средства для росписи церкви-мавзолея. ...Жива Пальна, живы мно гие старинные постройки уни кальной^ архитектуры. Капи тально отреставрирован боль шой дворец зодчего Витберга, церковь-мавзолей не менее знаменитого Джиральди, до мик охотника, выложенный из пиленого камня. В процессе реставрации —дом кружевниц. И не случайно побывавший в Пальне Михаил Стахович, ны не гражданин Австрии, воск ликнул с патетикой: — Господи, ужель все жи во! Увы, не все! Для всего не хватает сил и финансов. Сту чится Алтунин в высокие две ри, шлет депеши, приглашает в Пальну потомков Стахови чей. Разработан дюке план по этапного возрояугения дере веньки как культурного центра России. — Не будет нам прощения, если загубим то, что еще мож но восстановить, вернуть лю дям, — не перестает повторять Анатолий Алексеевич. Сам он решил взять пят надцать дней отгулов и вплот ную заняться обустройством музея. Благо, сведущие люди обещали помочь. Пока еще не поздно... Евгений КАРПУХИН, соб. корр. "Липецкой газеты". Ставовлянский район. На снимке: здесь жили Ста- ховичи. Фото А. ШУРОВА. ^ вж ож Р ^ Уважаемые зрители! Липе 1 рсий ойлкинофонд совместно с киштеатрами ”г. ЛаНарса в перцев с 12по 17ноздря проводитфестиваль ^аниузских фильмов в рамках Дней французской культу ры. Приглашаем посмотреть следующие фильмы: - Д В О Е " Режиссер: Клод ЗидИ. В главных ролжс Жирар Депардье, Марушка Детмерс. В кинотеатре "Октябрь" — 13, 15 ноября в 19.00 - Т А Н Г О - Режиссер: Патрис Леконт. В главных ролях; Филипп Нуаре, Жан Рошфор, Рищар Бо- ринже, Миу-Миу. В кинотеатре "Спутник" — 12, 13 ноября в 18.00 и 20.00. В кинотеатре "Космос" — 14, 15 ноября в 12.00 и 16.00. В кинотеатре "Винница" — 16, 17 ноября в 19.00. - Х О М Щ Н Ы Е З А К У С К И - Режиссер: Бертран Блие. В ролях: Бертран Блие, Жирар Деп^дье, Мишель Серр. В ДК НЛМК - 12, 13 ноября в 16.00, 18.00 и 20.00. - Т О Т А Л Ь Н А Я С Л Е Ж К А - Режиссер: Клод Зиди. В ролях: Миу-Миу, Тьерри Лермипт, Эдди Митчелл. В ДК НЛМК — 14, 15 ноября »~16.00, 18.00 и 20.00. - Н А Л Е В О О Т Л М Ф Т А " I -Режиссер: Эдуардо Малин^о. В плавных ролях; Пьер Ришар, Ришар Боринж. В ДК НЛМК — 16, 17 ноября в 16.00, 18.00 и 20.00. ЖВ р 4ЖР РАЗВЕ МОЖНО ПРОЖИТЬ БЕЗ ЛИШНЕГО! В рамках Дней француз ской культуры два своих спек такля покажет на сценах Ли пецка, Ельца, в Добринском райОннрм ДК Липецкий ака- демцзе^кий театр драмы име ни Л. Н. Толстого. Эти коме дии поставлены режиссерами из-за рубежа; французом Кри стофом Фетрие ("Скупой" Мольера) и алжирцем Гецду- эом Надиром ("Двери хлоцают" Мишеля Фермо). Постановка 'К Р О Т ^ б З "Скупого" осуществлена где-то полгода назад,"Две ри хлопают" возобновле ны Николаем Чебыкиным без малого десять лет спу стя после премьеры. Классика, век 17-й, и пьеса, написанная в сере дине века 20 -го, — что у них общего? Пожалуй, как принято говорить, ти пичный французский юмор. Несколько площад ной, простонародный в первом случае и "салоп ный" — во втором. Эти особенности видны уже в оформлении комедий: почти пустое пространст во "Скупого", где зато весьма эффег^ы костю мы персонажей (художни ки Ольга Твардовская и Владимир Макушенко), и симпатичный павильон квартиры, в которой по стоянно стучат дверьми (художники Марина Но викова и Алексей Несте ров). Пространство молье- ровской комедии решено в стиле "бедного театра", но все равно перед нами "бо гатый" театр: богатый на ха рактеры, повороты сюжета, моралите и так далее. Все не так выпукло, определенно, ос тро в липецкой интерпретации пьесы М. Фермо. Д^ство на чинается и заканчивается словно на полуслове, словно по капризной прихоти драма турга. И выяснение отношений между членами шумного се- ч т о Д Е Н Ь Г Р Я Д У Щ И Й Н А М Г О Т О В И Т ? меуЗства и их сердечными зна- К 01 ИЫМИ ни к каким конкрет ным ре:^льтатам, по сути, не приводит. Каждый остается пр^ своем мнении и своих ин- те{?есах, а мнение зрителей вполне может быть таким: на- вер)ное, нам показали односе рийную инсценировку телеви- зисэнной "мьшьной оперы". Действительно, похоже. Да не совсем. "Двери хлопают" ли]Щсиы главных недостатков ” 2 ,{ 1 дльных опер" - их тяжело весности и монотонности. Ко медии М. Фермо в исполнении липецких артистов легка, ди намична, скучать публике не дасТ, от серьезных моральных уроков ее освобождает. Персо- нйэки комедии просто живут, суезится в семейно-дружеском кругу, слегка поругиваются, поддразнивают друг друга... Эт^ жизнь, напрочь лишенная рлобальных проблем и фило- со(| 1 ских глубин, скорее мило, элегантно бессмысленна, как и сам 1 а комедия , — из разряда пье'С, не обязательных для вы явления концепции обратив- шедгося к ней театра. И это прекрасно! В одном из -рассказов Сергея Довлатова есть мысль о том, что в числе радостей жизни обязательно доДВкно быть лишнее, какая-то не «амая существенная, произ вольно найденная "добавка". "Двери хлопают" и есть та са- маД добавка, вторично возник шая в театральной' жизни Ли пецка практически с новым актерским составом, которому СПОдна удалось передать стиль,симпатичные недоразу мения и пикировки комедии. Что же касается "Скупого" (о спектакле "ЛГ" подробно писала вслед за его премье рой), то на фоне изящной без делицы М. Фермо модьеров- ская вещь воспринимается да леко не шуточной трагикоме дией о сшибке родителей и де тей, о деньгах, умении ими распорядиться и их отсутст- ^вии. Смеха в постановке К.Фетрие также хватает, но смех этот — не по самому ве селому поводу. Мы, смеясь, размьшшяем о страстях и за блуждениях человеческих. Вообще, оглядываясь на недавнее прошлое и настоя щее, замечаешь неодноднев- ность, неслучайность внима ния липецких трупп к фран цузской драматургии. Театр "Слово" играл вечер одноакт ных французских комедий "Се ля ви". "Маленький театр" не давно возил в Москву опус все того же К. Фетрие. Репертуар кукольного театра украшает "Кот в сапогах" явно галльской принадлежности. Так что Дни культуры Франции пройдут и завершатся, а на сценах наших. театров будут продолжать жить уже известные спектакли по произведениям французских авторов и, уверен, ставиться новые. К. к л ю т к и н На снимке; О. Ов<тнникова и А. Новиков в спектакле "Ску пой". Фото А. КОЗИНА. Нас ожидает непростая неделя... 18 ноября - лунное за тмение, кульминация Солнечно-Лунного цикла - напряжен ный момент как для семейных отношений, так и для про фессиональной деятельности. К концу недели неприятный фон уйдет и настроений улучшится. Однако активно дейст- япиять лучше начать с воскресенья, когда негативный фон, пройдет и не сможет отрицательно повлиять на дальнейший ход ваших дел. ; 14 Н 1 т 1 б|Ш, День принесет спокойствие и радость. Уточ нивший^ гармоничный аспект Меркурия и Сатурна способ ствует успешным занятиям с детьми; в супружеских отноше- нияк муж сможет добиться желаемого результата, апеллируя к чувству Д 0 |Дга зкёнЫ: Исключительно удачен этот день и в деловом плане. Начатые в его ходе дела должны удачно и своевременно эав^шиться. 15 иА*бр"- "Еще один удачный, насыщенный деятельно стно дсш.. Уточнился гармоничный аспект Солнца и Урана: настало время делать приятные сюрпризы своим близким. Однако прием алкоголя сегодня опасен - дисгармония Марса и Нептуна мов^ет спровоцировать семейный конфликт. Этот день подходит для деловых поездок и бизнес-контактов. Мо жет прийти необходимая долгожданная информация. 16 ноября. Ситуация может сложиться таким образом, что необходимо будет мгновенно принять решение. Будьте вни мательны! В дальнейшем отказаться от принятого решения будет практически невозможно. 17 ноября. Солнце соединяется с Юпитером - это сулит удачу. Однако начиная с этого дня будет ощущаться фон пошюлуния, отмеченного к тому же Лунным затмением. В этот период не стоит принимать ответственные решения, так как дальнейший ход дел может принять неуправляе.мый ха рактер. Поберегите здоровье. ^ 18 ноября - Лунное затмение, рисковый день. Дети, по жилые люди, домашние животные очень возбудимы. Могут обостриться ранее скрытые болезни, не исключены истери ческие реакции в супружеских отношениях. Контролируйте ситуацию! Труден этот день и в деловом плане. Важные ме роприятия предпочтительнее отложить.^ Внимание стоит на- цраэйть на нормализацию отношений в'фирме: будьте снис- ходиггельнее й терпимее. 18 ноября сохранится фон затмения. Не перенапрягайтесь и оТЦтоситесь особенно бережно к своему окружению. С 20 ноября атмосфера нормализуется, эмоции войдут в обьЕЧНое русло. День подходит для отдыха,, легкого приятель ского общения, семейных разговоров и "перемывания костог чек'" ближайшей родне.Несмотря на выходной, хорошо бы успеть сделать мщссимум дел, дабы понедельник не оказался слиШЯом загруженным. № 222 (786) Ролан БЛАТМАНН, советник по культуре, науке и технике посольства Франции в России: "ФРАНЦИЯ И РОССИЯ — КАК СЕСТРЫ" (Окончание. Начало на 1-й стр.) — С этой точки зрения что, по-Вапюму, наиболее роднит на роды России и Франции? — Я часто думаю об этом. И понимаю: трудно выразить словами. Это какие-то сестринские чувства и отношения. Не так, скажем, как у вас с Германией, что больше походит, грубо говоря, на братские, мужские контакты. А наша связь — жен ская. Более утонченная, трепетная. Особенно по части культу ры; литературы, музыки. Русские художники, музыканты, рус ский балет дали в начале века большой импульс духовной жизни Франции, но и на русской Культуре сегодня — французская длань, согласны? Живя у себя на родине, чувствуешь, что ты часть России, а живя здесь — что и в русских, в России — что-то из Франции,-ОТ ^анции. И не внешне. Не по газетам и ТБ. А действительно — по-настюящему, реально, из глубины времен. Мы очень похожи. Эго, конечно, не сходство языков, а что- то внутреннее, действительно глубоко родственное. Особенно после Второй мировой войны, когда мы в^мн о в ратном со- дружесгае подтвердили это пролитой нами кровью и общей по бедой. И даже то, что здесь был Наполеон, о чем теперь думать страшно, не омрачает сегодня нашей судьбы. Мы всегда были и остаемся вместе. — Какую же из двух этих войн чаще вспоминают у Вас на родине — 1812-го или 1941-го годов? — Очерь важной для Франции была последняя война. Мы все знаем; без России бьш бы совсем иной исход. Без Амери ки—тоже. Но и без России. Фашизм, национал-социализм Гер мании нес смертельную угрозу европейской цивилизации. —Правда ли, что во Франции существует табу на американизм и вообще иностранщину в кино, на ТВ, в других каналах культу ры? — Табу — нет. Мы — нация, которая гордится, что фран цузски культура — это культура не только французов, но и других цивилизаций и обществ. Другое дело, что ее надо со хранять. Существует большая американская теле-, кино- и ви деокультура, и мы хо'ййм, чтобы соблюдался баланс между нею и соответствующей нашей. Или еще —французский язык. Он должен развиваться. Ме сяца три назад на сей счет принят закон, чтобы не засорять его американскими терминами. У нас тенденция, к сожалению, как и в России, да й в некоторых других странах — писать и говорить по-английски. Были случаи, когда из наших универ ситетов писали в Россию именно так. Почему? Думают, русские больше и лучше знают английский. Табу на сей счет у нас нет, но недавно принята строгая рекомендация — в госорганы по- английски не обращаться. — А телеэкран во Франции столь же забит американскими фильмами, как и у нас? —Да, это выглядит примерно так же. — Как вы смотрите в целом на процессы демократизации в России? Вообще, это демократия? Или пока нет? — Все вопросы Ваши — сложные. —Да, господин Блатмаш!, поэтому я и хочу их у вас прояс нить. - — Франция, как Вы знаете, старая страна. Демократия у нас давно.Мы'считаем, она важна для вдех сТран. Особенно в Европе. Но это не так просто. Она многое требует. За нее нужно всякий раз воевать. Потому что всегда есть тенденции к авторитаризму. Везде. И во Франции, и в Италии, и в Гу>- мании... Для демократии необходимо время. И желание. По моему мнению, демократия — эта парламент, парламентаризм. И свободные выборы. Когда сам народ свободно определяет и президента, и депутатов. Это трудно. Сложно. Необходимо вре мя. И желание всех. За Россию мы рады; были свободные выборы, принята Кон ституция. Эта политическая линия нам кажется нормальной. Мы всегда готовы помочь в отношении демократии, если, ко нечно, наши русские ;чрузья пожелают. Надо развивать сотруд ничество. Оно — лучший путь к демократии. — На днях экс-презцдент США Рональд Рейган обратился к своему народу с посланием, что у нёго неизлечимая болезнь ^ болезнь Алихомера: грозит погге|ря памяти, депрессия, непредска зуемое поведение. Чуть раньше президеит Франции господин Мит-, терян о^тил , что болен рако.м. В условиях демократии такая информация из первых уст —обычная норма политической жизни? — Нет. Это — новое. Несколько лет назад президент фран цузской респу^икй Жорж Помпиду был тоже болен, и никто об этом не знал. Когда' он умер, все были в шоке. И впрямь тяжело. А нынешняя новая Тенденция, я бы сказал, — знак гласности. Но пока — лишь тенденция. Хотя одновременно и знак доверия. Доверия президента к народу и народа к прези денту. — В ус^иях России, когда народ мало что знает даже о здоровых ^водяx, это особенно актуально. Хотя, по-моему, зут — тоже многое от полятйческой кульдуры. А как скоро, по-Вашему, упомянутые тендешон) все-таки возобладают у нас? — Я не могу вам сказать. Это проблема русских. Как они решат. —Открывая Дни 1 сультуры, господин Блатманн, что пожелаете Липецкой земле и ее жителям? — Надеюсь, что будем встречаться часто. Беседовал Юрий ДЮКЛРЕВ, парламевтский корреспондент "Лшецкой газеты". ПОСЛЕДШ "КОРОЛЕВЫ" Легкоатлетаческий кросс в песковагском лесу стал последним стартом легкоатлетов средних- специальных учебных заведений в •зачет круглогодичной спартакиады. С большим отрывом, набрав 146 очков, победили хозяева кра сочно оформленной трассы — бегуны Усманского педколледжа. Серебряным стал финиш для команды тоссменов Чапльпинско- го сельскохозяйственного колледжа — 12 2 очка и бронзовым для легкоатлетов Лебедянского торгово-коммерческого техникума — 89 очков. бой КАК ВО ВРЕМЕНА КУПЦА КАЛАШНИКОВА В спорткомплексе АО по переработке табака и махорки "Ус- манское", совсем как во времена купца Калашникова, бой раз горелся рукопашный — "раз на раз", но по всем правилам этого вида спорта. На татами вышли крепкие ребята вневедомственной охраны АООТ "Усманское", районного отдела внутренних дел и воспи тательно-трудовой колонии, чтобы -выяснить, "кто есть кто?" в четырех весовых категориях. Причем выясняли отношения не только руками, но и ногами, не имитируя, а на полном серьезе нанося удары по корпусу, защищенному бронежилетом. Звание сильнейших в первом чемпионате Усманского района по рукопашному бою завоевали 7А- Тербунских, С. Иванов, В. Васильев Й Ю. Фурсов. , Ю. ШАЙДУЛИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz