Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
З а в т р а — с т а р т Д н е й ф р а н ц у з с к о й к у л ь т у ры л т - г Ж или в " О т р а д н о м ” д в а х у д ож н и к а 11 ноября 1994 г. Подходит к концу 1994 год, который, как известно, был объявлен Годом семьи. Но что стоит за этим, кроме красивого названия? Многие ли из нас задумались над тем, что значит семья в сегодняш нем тревожной и таком зыб ком мире? К сожалению , приходится признать, что нынче под семьей и домом понимается все чаще штамп в пасгюрге и некая экономи ческая взаимозависимость. Порой доходит до абсурда: люди досконально знают ро д о сл о в и е своих собак чуть ли не до пятого колена и с зрудом вспомгагают, кем бы ли их прадеды. А ведь у каж дой еемьи есть своя история, которая чем дальше уходит вглубь, тем больше оказыва ется сплетена с судьбой Рос сии, Родины. И в :эт'ом смыс ле выставка, которая откры вается в середине ноября в Л ип ецком Доме Мастера, особенно знаменательна: она познакомит липчан и гостей города с творчеством худож ников, чьи корни неразрывно связаны с нашей липецкой о н и У Ч И Л И С Ь у М А т а С С А и Б У Р Д Е Л Я , а творили на нашей липецкой земле землей. Речь идет о Нине Яковлевне Симонович-Ефи- мойой и Иване Семеновиче Ефимове. 42 года их . ^^вмест- ной жизни — это не только еемейный, но и уникальный творческий союз. В наши места Иван Семе нович и Нина Яковлевна по пали в 1912 году, вскоре по сле в('? вращения из Парижа, где она занималась живо писью в студии Матисса, а он учился у Бурделя. Моло дые обосновались в родовом поместье Ефимовых недалеко от деревни Тюшевка, посади- :и фруктовый сад, парк, на звав имение "Отрадное". Представляете: русская глу бинка после парижских буль варов? Но именно тема рус ской земли, а точнее сказать Тамбовщины, позволила осо бенно ярко проявиться даро ванию Нины Яковлевны, ко торая своим призванием счи тала воссоздание русской природы и русской Д)Ш1И. В качестве доказательства достаточно привести такой беспрецедентный факт: буду чи лютеранкой, она уже в зрелом возрасте принимает в церкви обряд крещения, пе рейдя в православие только для того, чтобы быть духовно ближе К тем людям, которых она рисует. Наверное; инте рес к ним у нее возник не случайно: родители Нины Яковлевны были в полном смысле этого слова гумани стами 19 века — они открыли ^3 %Р0713^вт>В'^'гс7€ эхв'Нозтс'г^'И'и Поражаешься универсальности этих художников^ их ос- трому интересу к людям, природе, ко всему живому. На ш снимках: в центре — работа Нины Яковлевны, справа и слева — произведения Ивана Семеновича. А вверху, в заголовке нашей публикации, скульптурные портреты самих авторов. __________________________________Фото АЛЦурова. за свои деньги первый де- тский сад в Санкт-Петербур ге, школу, издавали журнал о дошкольном воспитании. Ее мать была родной сестрой матери великого руеского живописца Серова. После того, как в 1917 го ду имение было разрзтиено, И ван С ем енович и Нина Яковлевна живут и работают в Москве. Однако и там в на чале 20-х годов жизнь из-за холода и голода становится невыносимой. И вот тогда родной брат Нины Яковлев ны — Николай Яковлевич Симонович предлагает им от править вместе с ним в Ли пецк сына — Адриана. Дело в том. что Николай Яковле вич был приглашен в Лг пецк, чтобы организовать первую санитарно-бактерио логическую лабораторию, для чего он привез из Твери за свои деньги целый Вагон приборов, реактивов, обору дования. Лаборатория разме стилась в доме номер 2 по улице Дворянской, который тогда назывался домом Вяж- линского, а сегодня стал До мом Мастера. Сюда Иван Се менович и Нина Яковлевна часто наведывались и не про сто по несколько месяцев жили здесь, но и плодотвор но трудились. Сейчас трудно поверить, что в те страшные, голодные годы люди могли отдавать все свои силы творчеству. Но факт остается фактом: Иван Семенович и Нина Яковлев на продолжали напряженно работать, он — как скульп тор, она как живописец. Фактически Иван Семенович был первым скульптором, ис пользовавшим майолику в монументальном жанре. По- видимому, здесь сказались необычайнай; мощь его нату ры, внутренняя энергия. Как- то так сложилось, что Ефи мова сегодня традиционно считают скульптором-анима- листом. Действительно, каж дый из наших братьев мень ших — будь то зверь или пти ца — под его руками обретает неповторимую индивидуаль ность. Любая его скульптура — это не просто изображение животного, это характер. И все-таки не надо забывать, что Иван Семенович бьш еще и великолепным скульпто- ром-портретистом, живопис цем, графиком. Вот почему особенно ценно то, что в ли пецкой эк спо зиции будут представлены не только его скульптурные, но и графиче ские работы. Нельзя не упомянуть еще один факт из творческой биографии этой уникальной семьи: в те же годы Нина Яковлевна и Иван Семенович увлеченно работают над со зданием своего кукольного театра — "Театра кукол ху дожников Ефимовых". Они не только создают новые об разы сказочных и литератур ных персонажей, но и ищут новые конструкторские реше ния. Перенося в буквальном смысле на своих плечах кукол и декорации, они умудряются дать ' собственными силами тысячи спектаклей, причем в репертуаре их были не только сказки, но и произведения русской классики, Шекспир. Гости выставки, которая раз местится в Доме Мастера, смогут увидеть витрины с куклами, рожденными этими художниками. Мы привыкли утверждать, что в Липецке, мол, нет глу боких культурных традиций. Вот почему эта выставка — настоящее откровение: тради- ции-то , оказывается, есть, просто мы о них, к сожале нию, не только не помним, но зачастую и просто не зна ем. Здесь нельзя не сказать о том, что выставка эта вряд ли могла бы состояться благода ря лишь энтузиазму и душев ному порыву тех, кто работа ет в Доме Мастера. Как из- вестно, кроме энтузиазма. № 221 (785) нужны средства, причем не малые. Их помогла найти об ластная администрация, а ес ли конкретнее — заместители главы администрации обла сти Павел Анатольевич Гучек и Валерий Иванович Боро дин. Их стараниями к устро ению выставки были подклю чены такие организации, как АО "Липецкглавснаб", ТЭЦ-2, АООТ "Липецкий силикат ный завод", перечислившие деньги, а также СПТУ-21, принявшее участие в изготов лении витрин. Пожалуй, не возможно сказать лучше, чем сын художников Адриан Ива нович Ефимов: "Очень хоро шо, что в вашей области лю ди, занимающиеся здравоох ранением, понимают, что ду ховное здоровье человека — первично". Это духовное здоровье не мыслимо без внутренней культуры , без осознания своей сопричастности к исто рии Родины. А история жи вет даже в именах тех, кто приедет к нам на открытие выставки: это член-коррес пондент РАХ, заслуженный художник России И .Голи цын, лауреат Государствен ной премии РФ имени Репи-' на Д.Шаховской, сын Ивана Семеновича и Нины Яков левны кандидат геологиче ских на)чс А.Ефимов. Говорят, дома сохран5пот ауру или, как сейчас принято называть — биополе тех, кто в них жил. Очень бы хоте лось, чтобы произведения ху дож ников И .Ефимова и Н.Симонович-Ефимовой по чувствовали бы себя как дома на нашей земле, ведь Дом Мастера — действительно их дом. И еще: дай Бог нам всем ощущать Россию со всей ее историей своим общим до мом... Елена БРЕДИС. н а ш к и н о к о м п а с ЗВЕЗДЫ ИЗ ПАРИЖ Как известно, символ Франции —Марианна. Для изображе ний Марианны всегда позировали самые красивые женщины Франции, в том числе Бриджит Бардо, Мирей Матье, Катрин Денев. Одна певица и две актрисы. Кино — и символ государ ства. Что ж, вполне закономерное явление! Во время Дней французской культуры, которые начнутся в Липецке и области завтра^ на экраны кинотеатров выйдут две новые работы — мелодрама "Двое и комедия "Танго". Французский кинематограф всегда славился своими актерами. Вот и в названных фильмах заняты талантливые исполнители, участие которых — своеобразная гарантия зрительского успеха картин. В "Двоих" ь-,. это Жерар Депардье, в ''Танго" — Филипп Нуаре и Миу Миу. .Жерар Депардье родился в 1948 году в семье крестьянина, который в поисках заработка переехал в город и стал кровель щиком. Жерар учился в Париже на драматических курсах, впер вые снялся в кино в 20-лет. Вот как тогда описывал его один журиалисг: "Кре 11 кие плечи здоровяка, вытатуированная звездоч ка на предгшечье, сильный нос, похожий на скобку, золотистые глазд нерешительные и одновременно пылкие. Конечно, он некрасив. Г1о есть мужская сила и обаяние". Депардье появился на экранах Франции в те времена, когда отношение к киноперсонажам несколько изменилось. Красота актера перестала быть универсальной "огмьикой" зрительских сердец. Необычная внешность Депардье, его несомненная талан тливость привлекли к нему внимание режиссеров телевидения и кино. Он сыграл главные ^ л и в фильмах "Двадцатый век”, "Воз- врашение Мартена Герра"! Депардье интересны различные чело веческие характеры, в том числе и требуюшие психологической глубины (доктор Берг из ленты "В сетях мафии”). ;мя он с явным удовольствием снимается в ки- ашим зрителям знакома, например,^ трилогия ре- л", Бе В то же вреА иокомедиях. П г жиссера Франсиса Вебера "Невезучие", "Папаши' глецы \ в которой Депардье был занят вместе с Пьером Ришаром. В этих лентах комический эффект зиждется на полной несовместимости двух противоположных натур, двух характеров (уверенность, му жественность Депардье и нещзиспособленность, бестолковость Ришара). В насто5пцее время Депардье одновременно снимается в трех фильмах, собираясь появиться на экранах в ролях Баль- 5ака, Рабле и Распутина. Довольно ровным путь к славе оказался и у Филиппа Нуаре (разве что странноватым представляется сегодня нежелание его состоятельных родителей видеть своего сына актером). Филипп после окончания закршого колледжа, возглавляемого отцами- иезуитами, уезжает в Париж, где после учебных занятий драма тическим искусством в 1950 году поступает в Национальный на родный театр (руководил им известный актер и режиссер Жан Вишр). "Мне было 20 лет — вспоминает Нуаре, — а играть прихо дилось стариков. Чтобы немного встряхнуться, я вместе с другом и актером этого же театра Даррасом подготовил номер для "ка баре. Таким о^азом , я переходил с самой большой сцены Па рижа (Дворец 1Т1айо) на сцену кабаре "Вокализ" размером в два квадратных метра." Так образовались два основных направления творчества ак тера: _^ли драматические, порою трагедийные и роли комедий ные. Нуаре было интересно показать две крайности человеческой природы: жестокость и доб^ту, причем иногда этими чертами характера обладает, как в "Танго", один человек. Исполнигельпица основной женской роли в "Танго", извест ная актриса Миу-Миу, давно привлекает внимание режиссеров самого разного диапазона. Она снималась в фильмах "Следова тель по прозвищу "Шериф", "Кровавый зной", "Никаких про блем", "Тотальная” слежка" и многих других. Ее настоящее имя —Сильветта Эри. Она родилась в Бретани в семье полицейского, помогала матери торговать на рынке. Однажды на ярмарке, где выступала театральная труппа ’Жафе де Тар”, Сильветта предла гала публике свежую клинику и... осталась работать в этом те атре вначале рабочим сцены, затем суфлером и, наконец, акт рисой. Вскоре последовали съемки в кино. В 1976 году журнал "Те лерама" так представил новую актрису: "Челка цвета спелой пше ницы, шаловливые глаза, тоненький голосок, естественный смех - такова эта Миу-Миу — новый Гаврош французского кино". Актриса любит активные женские характеры. Таковы Эллен, агент секретной службы Франции в "Тотальной слежке", следо ватель Левассер в "Женшине-полицейском". "Женщины Бретани, — говорит Миу-Миу, — умеют крепко держаться, у них есть свои убеждения, своя индивидуальность. Они напоминают утес, кусок гранита под пеной водн... Все у меня уже было — и страсть, и жестокость, и самоубийство я видела, и что такое наркотики, тоже знаю. Хватит всего этого! По кра&тей мере, мне не надо это играть..." Ю. РАЗУМОВСКИЙ. ПОГОВОРИМ о СТРАПНОСТЯП ЛЮБВИ... Ф и л ь м ы Д н е й ф р а н ц у з с к о й к у л ь т у р ы / . К А К СПЕ Т Ь Д У Э Т ОМ ? Поэтов, как известно, ле та к суровой прозе клонят. С поседевшими мэтрами коме дийного жанра происходит почти такая же метаморфоза. Годы стирают с их уст без заботную улыбку и омрачают чело думой. Пырьев после колхозно-музыкальных коме дий экранизирует Достоев ского, Эльдар Рязанов, рас плескав искристое водевиль ное шампанское "Гусарской баллады" и "Иронии судьбы", упражняется в мелодраме, конъюнктурной патетике и даже деловито обследует гор шки и плошки на президен тской кухне. У западных коллег Ряза нова претензии, конечно, поскромнее. Но вот уже и французу Клоду Зиди (это что-то вроде тамопшего Гай дая, популярность ему при несли темповые фарсы с Луи де Фюнесом и Пьером Ри шаром) тоже стали тесны пе стрые клоунские одежки. Он решительно снял с себя и своих персонажей рыжие па рики и — предъявил публике камерную мелодраму "Двое". В этой картине он почув ствовал себя, так сказать, на следником, а то и соперни ком Клода Лелуша с его "Мужчиной и женщиной" и Франсуа Трюффо с его неза бываемой "Соседкой". Пре емственность акпентирована уже самим приглашением на главную роль Жерара Депар дье, блистательно сыгравше го у Трюффо в паре с Фанни Ардан. Теперь герой Депардье — грациозно-мешковатый хо лостяк, покровитель и про пагандист авангардистской музыки. Собираясь купить старый дом на Монмартре, где прошла его юность с мечтами о композиторской славе, наш неотразимый им пресарио знакомится с оча ровательной деловой женщи ной, владелицей агентства по продаже недвижимости. Зи ди не случайно поместил в центр любовного сюжета лю дей из мира бизнеса. Это об стоятельство наложило свой отпечаток на характер их от ношений. И он, и она независимы, современны и прагматичны. Одиночество их несколько тяготит, но радостей, жизни они себя не лишают. Депар дье, конечно, не Дон Жуан, однако и не монах. Да и пар тнерша, в свой черед, не страдает комплексами заси девшейся невесты и Н 9 при- нужденно сбрасывает тшатье задолго до того, как будут произнесены хоть какие-то слова нежнюсти и любви. Нет, они не легкомыс ленны и тем более не распу щенны . Просто секс есть секс. Просто на дворе конец двадцатого века и бабушкину мораль, несмотря на нафта лин, давно съела моль. Се ля ви. Так им, во всяком слу чае, представлялось понача лу. Но мимолетная симпатия оказалась на сей раз не такой уж мимолетной. И дело сразу осложнилось. Выяснив, в духе времени, а значит — в первую оче редь, что они друг для друга идеальные сексуальные пар тнеры, участники дуэта на чинают выяснять и все ос тальное. И тут обнаружива ется, что в остальном особой гармонии нет. Хочется быть вместе., но не хочется брать на себя обязательств ни по части старомодной верности, ни по части продолжения рода и воспитания детей. П редприним аю тся по пытки найти консенсус. Лю бовные свидания превраща ются в раунды деловых пере говоров. Принпипы будуще го семейного союза обсужда ются иногда несколько нер возно, но досконально: фи нансы, дети (какие дети? Ра ди Бога, не надо детей!), воз можность или невозмож ность флирта на стороне, включая даже деликатный вопрос, устраивает ли даму некая не совсем классиче ская поза в постели. Дуэт увязает в унылом "переговорном процессе" и — разлажсивается. Мои со врем енни ки , озабоченно констатирует Клод Зиди, за ражены эгоизмом и слишком рационалистичны. Они даже страсть и нежность готовы просчитать с бухгалтерской дотошностью, вогнать в ан кетные пункты и графы. А главное — секс стал для них синонимом любви не только в языке, но и в жизни. При знав такую подмену , при личные, душевно тонкие, от нюдь не ущербные люди вы нуждены играть по фальши вым, противоестественным правилам. То есть — проиг рывая себя. , Таков урок, преподанный нам посерьезневшим Клодом Зиди. Как будто бы он все сделал как надо. Поставил проблему. Выделил, курсивом мораль. Снял хороших акте ров. Выдержал непривычные для него психологические паузы, уловил полутона, про следил градацию чувств и со стояний — от пьшкого вле чения — к сомнению и от сомнения вновь — к близо сти и надежде... В общем, чем вам не Лелуш, чем не Трюффо! И все-таки до Лелуша и Трюффо он не дотянул. Да ром что по первому впечат лению его персонажи чуть ли не двойники любовной пары из "Соседки". Там ведь тоже были симпатичные люди, хо тя и вполне обыкновенные, если не банальные. Благопо лучные домовладельцы, исп равные налогоплательщики. Но страсть, напавшая на них, по слову классика, из-за угла, точно з^ийца с ножом, вырывает их из банального контекста, из размеренной и безопасной обыденности . Минимальное внешнее, фа бульное напряжение Трюф фо компенсировал интенсив ностью, обжигающим граду сом душевной жизни героев. Пробившаяся сквозь благо пристойную ординарность высокая, тревожная поэзия определила эстетический и нравственный масштаб той ленты. У Клода Зиди банальное так и остается банальным. Если бы моягно было изме рить температуру эмоций на экране и в зале, ртутный столбик ни разу не пересек бы краеной отметки. Догадываясь об этом до садном обстоятельстве, Зиди ближе к финишу вдрзч резко, д6 срьта, фор сирует голос. Влюб ленные прощаются, расстаются, все конче но, и тут элегическая тональность, чуть раз бавленная соч^ствен- ной иронией, переби вается грохотом и ляз гом всех ударных ин струментов . ЧП! Взрыв! Пожар, дым, огонь! Героиню едва спасают, она больна, герой , охваченный любовью и раскаяни ем, рвется к ней... Короче, не было бы счастья, да своев ременное несчастье помогло. Слава Богу, Зиди предусмотри тельно пощадил кра сивую актрису Марушку ,Де- тмерс — гримерам не при шлось имитировать на ее ко же следы ожогов. А посколь ку от огня никто не постра дал, свидание и примирение отсрочились совсем ненадол го. Но это еще не хэппи энд. Режиссер полон решимости все досказать и все показать, чтобы уж наверняка до всех дошло. Итак, эпилог: вче р аш ний холо стяк -эгои ст , волнуясь и торжествуя, везет молодую супругу в больницу — рожать. Схватки начина ются в дороге, и он собст- веннорзшно принимает ре бенка. Дуэт становится трио. Любовь взяла верх над сек сом. Теперь, на фоне змиро- творенного семейства в зеле ной травке, МОЖШО давать и заключительный титр. Жерар Департье Суетливая драматизация развязки и слащавая кода мало помогли делу. ПожДг лзй, наоборот: пожар лишь высветил ординарность фильма и его героев. Как ни полыхал огонь, но темпера тура и в эпицентре пожсара опять-таки не поднялась вы ше 36,6... , Ползшилось то же самое, что на иронически показан ной в начальных кадрах ре петиции оркестра, который опекает герой Депардье. Ди рижер обильно, патетически жестикулирует, а в ответ, вместо напора звзгков, — од- на-единственная, коротень кая и невыразительная нот ка. Хотя бедняга так старал ся... И. НЕВЕРОВ. 2. Г Р ЕШИ Т Ь - И К А Я Т Ь С Я ! 'у * ,5^* • , Филипп Нуаре Название фильма "Танго" сразу же отсылает внима тельного зрителя к "Балу" Этторе Сколы. Нет, "Танго" — совсем дрзтое кино; му зыка, танец не довлеют здесь над всем прочим. Постоянно звучащее в автомобиле Поля (Твери Лермитт) ис панское танго лишь поддерживает его чув ственное восприятие ж и зни . Да и жанр ленты режиссера Пат- риса Леконта иной — пикантная комедия с элементами "черного юмора". Фильм с та кого веселья и начи нается. Летчик-люби тель Винсент (Ейшар Боринже), как гово рится, играючи рас правляется с любов ником собственной жены и с ней самой. Винсенту, од нако, это почему-то сходит с рзш. Почему мы узнаем чуть дальше. Судья (Филипп Нуаре), оправдавший летчика, требу ет от того в качестве ответ ной услуги... убить жену (Миу-Мйу) племянника По ля. Героиня Миу-Миу не выдержала многочисленных флиртов Поля и зчпла, дале ко уехала от него. Поль по назшению дядюшки, холо стяка и бонвивана, решает отомстить супруге, чтобы той, в свою очередь, непо вадно было флиртовать с мужчинами. Путешествие отнюдь не святой троицы в автомобиле за женой Поля (а она отпра вилась лечить африканцев) и составляет основное содер жание "Танго". Судя по уже сказанному, его вряд ли на- . зовешь высоконравствен ным. Но и упрекать персо нажей картины в аморально сти и по-старчески, ханже ски вопрошать:"Что же хоро шего наша молодежь извле чет из такого фильма, нужен ли он ей.'' — совсем ни к чему. Персонажам заняться любовью — все равно что выпить стакан воды. До та кой л егкости , до такого представления о любви наша молодежь, даже воспитанная эротическими "видиками", цокалуй, еще не дотянула. Потом: фильм, основываясь на принципах "стакана во ды", получился совсем не эротичным. Никакого нату рализма, все с виду вполне пристойно — с надеждой на зрителя, обладающего хоть капелькой воображения. ' В путешествии везет на счет ж енщ и н -и Полю, и Винсенту. Не везет лишь судье. Это -- как раегшата за его мстительность и за при сутствие в его пустом рос кошном доме единственного близкого ему существа — кошки. Судья, хоть и импо зантен, — наверное, не на стоящий мужчина, ибо с женщинами ему в рамках фильма не сладить. Ему ос тается два утешения: следить за осуществлением плана, и попивать спиртное из пузы речков на сон грядущий. Н астоящ ие мужчины - Винсент (о, не забыть его расправы с неверными!) и Поль, который все-таки лю бит свою езтгругу, скучает по ней. Благополучный финал картины несомненен. Трое героев будто возвращаются на по зиции , занимаемые ими до пугешествия. Пока явшийся Поль прощен. Иол ная идиллия ~ и какой контраст с "черным" нача лом "Танго"! Но прежде чем покаяться, Поль успел из рядно нагрешить. Светл)чо ,зависть вызывает работа ^ .Л е к о н т а (посвященная , кстати, каким-то дв)та да мам) с лощеным на сей раз Ф.Нуаре, с сильно изменив шейся, так что ее сразу не узнать, Миу-Миу и с вполне типажными для своих ролей Т.Лермиттом и Р. Боринже. Ведь как, согласитесь, хоро шо: грешить — и каяться, каяться — и грешить в ко медийно-любовных сюжетах. И как это, должно быть, очень по-французски... К. КЛЮТКИИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz