Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

З а в т р а — с т а р т Д н е й ф р а н ц у з с к о й к у л ь т у ры л т - г Ж или в " О т р а д н о м ” д в а х у д ож н и к а 11 ноября 1994 г. Подходит к концу 1994 год, который, как известно, был объявлен Годом семьи. Но что стоит за этим, кроме красивого названия? Многие ли из нас задумались над тем, что значит семья в сегодняш­ нем тревожной и таком зыб­ ком мире? К сожалению , приходится признать, что нынче под семьей и домом понимается все чаще штамп в пасгюрге и некая экономи­ ческая взаимозависимость. Порой доходит до абсурда: люди досконально знают ро­ д о сл о в и е своих собак чуть ли не до пятого колена и с зрудом вспомгагают, кем бы­ ли их прадеды. А ведь у каж­ дой еемьи есть своя история, которая чем дальше уходит вглубь, тем больше оказыва­ ется сплетена с судьбой Рос­ сии, Родины. И в :эт'ом смыс­ ле выставка, которая откры­ вается в середине ноября в Л ип ецком Доме Мастера, особенно знаменательна: она познакомит липчан и гостей города с творчеством худож­ ников, чьи корни неразрывно связаны с нашей липецкой о н и У Ч И Л И С Ь у М А т а С С А и Б У Р Д Е Л Я , а творили на нашей липецкой земле землей. Речь идет о Нине Яковлевне Симонович-Ефи- мойой и Иване Семеновиче Ефимове. 42 года их . ^^вмест- ной жизни — это не только еемейный, но и уникальный творческий союз. В наши места Иван Семе­ нович и Нина Яковлевна по­ пали в 1912 году, вскоре по­ сле в('? вращения из Парижа, где она занималась живо­ писью в студии Матисса, а он учился у Бурделя. Моло­ дые обосновались в родовом поместье Ефимовых недалеко от деревни Тюшевка, посади- :и фруктовый сад, парк, на­ звав имение "Отрадное". Представляете: русская глу­ бинка после парижских буль­ варов? Но именно тема рус­ ской земли, а точнее сказать Тамбовщины, позволила осо­ бенно ярко проявиться даро­ ванию Нины Яковлевны, ко­ торая своим призванием счи­ тала воссоздание русской природы и русской Д)Ш1И. В качестве доказательства достаточно привести такой беспрецедентный факт: буду­ чи лютеранкой, она уже в зрелом возрасте принимает в церкви обряд крещения, пе­ рейдя в православие только для того, чтобы быть духовно ближе К тем людям, которых она рисует. Наверное; инте­ рес к ним у нее возник не случайно: родители Нины Яковлевны были в полном смысле этого слова гумани­ стами 19 века — они открыли ^3 %Р0713^вт>В'^'гс7€ эхв'Нозтс'г^'И'и Поражаешься универсальности этих художников^ их ос- трому интересу к людям, природе, ко всему живому. На ш снимках: в центре — работа Нины Яковлевны, справа и слева — произведения Ивана Семеновича. А вверху, в заголовке нашей публикации, скульптурные портреты самих авторов. __________________________________Фото АЛЦурова. за свои деньги первый де- тский сад в Санкт-Петербур­ ге, школу, издавали журнал о дошкольном воспитании. Ее мать была родной сестрой матери великого руеского живописца Серова. После того, как в 1917 го­ ду имение было разрзтиено, И ван С ем енович и Нина Яковлевна живут и работают в Москве. Однако и там в на­ чале 20-х годов жизнь из-за холода и голода становится невыносимой. И вот тогда родной брат Нины Яковлев­ ны — Николай Яковлевич Симонович предлагает им от­ править вместе с ним в Ли­ пецк сына — Адриана. Дело в том. что Николай Яковле­ вич был приглашен в Лг пецк, чтобы организовать первую санитарно-бактерио­ логическую лабораторию, для чего он привез из Твери за свои деньги целый Вагон приборов, реактивов, обору­ дования. Лаборатория разме­ стилась в доме номер 2 по улице Дворянской, который тогда назывался домом Вяж- линского, а сегодня стал До­ мом Мастера. Сюда Иван Се­ менович и Нина Яковлевна часто наведывались и не про­ сто по несколько месяцев жили здесь, но и плодотвор­ но трудились. Сейчас трудно поверить, что в те страшные, голодные годы люди могли отдавать все свои силы творчеству. Но факт остается фактом: Иван Семенович и Нина Яковлев­ на продолжали напряженно работать, он — как скульп­ тор, она как живописец. Фактически Иван Семенович был первым скульптором, ис­ пользовавшим майолику в монументальном жанре. По- видимому, здесь сказались необычайнай; мощь его нату­ ры, внутренняя энергия. Как- то так сложилось, что Ефи­ мова сегодня традиционно считают скульптором-анима- листом. Действительно, каж­ дый из наших братьев мень­ ших — будь то зверь или пти­ ца — под его руками обретает неповторимую индивидуаль­ ность. Любая его скульптура — это не просто изображение животного, это характер. И все-таки не надо забывать, что Иван Семенович бьш еще и великолепным скульпто- ром-портретистом, живопис­ цем, графиком. Вот почему особенно ценно то, что в ли­ пецкой эк спо зиции будут представлены не только его скульптурные, но и графиче­ ские работы. Нельзя не упомянуть еще один факт из творческой биографии этой уникальной семьи: в те же годы Нина Яковлевна и Иван Семенович увлеченно работают над со­ зданием своего кукольного театра — "Театра кукол ху­ дожников Ефимовых". Они не только создают новые об­ разы сказочных и литератур­ ных персонажей, но и ищут новые конструкторские реше­ ния. Перенося в буквальном смысле на своих плечах кукол и декорации, они умудряются дать ' собственными силами тысячи спектаклей, причем в репертуаре их были не только сказки, но и произведения русской классики, Шекспир. Гости выставки, которая раз­ местится в Доме Мастера, смогут увидеть витрины с куклами, рожденными этими художниками. Мы привыкли утверждать, что в Липецке, мол, нет глу­ боких культурных традиций. Вот почему эта выставка — настоящее откровение: тради- ции-то , оказывается, есть, просто мы о них, к сожале­ нию, не только не помним, но зачастую и просто не зна­ ем. Здесь нельзя не сказать о том, что выставка эта вряд ли могла бы состояться благода­ ря лишь энтузиазму и душев­ ному порыву тех, кто работа­ ет в Доме Мастера. Как из- вестно, кроме энтузиазма. № 221 (785) нужны средства, причем не­ малые. Их помогла найти об­ ластная администрация, а ес­ ли конкретнее — заместители главы администрации обла­ сти Павел Анатольевич Гучек и Валерий Иванович Боро­ дин. Их стараниями к устро­ ению выставки были подклю­ чены такие организации, как АО "Липецкглавснаб", ТЭЦ-2, АООТ "Липецкий силикат­ ный завод", перечислившие деньги, а также СПТУ-21, принявшее участие в изготов­ лении витрин. Пожалуй, не­ возможно сказать лучше, чем сын художников Адриан Ива­ нович Ефимов: "Очень хоро­ шо, что в вашей области лю­ ди, занимающиеся здравоох­ ранением, понимают, что ду­ ховное здоровье человека — первично". Это духовное здоровье не­ мыслимо без внутренней культуры , без осознания своей сопричастности к исто­ рии Родины. А история жи­ вет даже в именах тех, кто приедет к нам на открытие выставки: это член-коррес­ пондент РАХ, заслуженный художник России И .Голи­ цын, лауреат Государствен­ ной премии РФ имени Репи-' на Д.Шаховской, сын Ивана Семеновича и Нины Яков­ левны кандидат геологиче­ ских на)чс А.Ефимов. Говорят, дома сохран5пот ауру или, как сейчас принято называть — биополе тех, кто в них жил. Очень бы хоте­ лось, чтобы произведения ху­ дож ников И .Ефимова и Н.Симонович-Ефимовой по­ чувствовали бы себя как дома на нашей земле, ведь Дом Мастера — действительно их дом. И еще: дай Бог нам всем ощущать Россию со всей ее историей своим общим до­ мом... Елена БРЕДИС. н а ш к и н о к о м п а с ЗВЕЗДЫ ИЗ ПАРИЖ Как известно, символ Франции —Марианна. Для изображе­ ний Марианны всегда позировали самые красивые женщины Франции, в том числе Бриджит Бардо, Мирей Матье, Катрин Денев. Одна певица и две актрисы. Кино — и символ государ­ ства. Что ж, вполне закономерное явление! Во время Дней французской культуры, которые начнутся в Липецке и области завтра^ на экраны кинотеатров выйдут две новые работы — мелодрама "Двое и комедия "Танго". Французский кинематограф всегда славился своими актерами. Вот и в названных фильмах заняты талантливые исполнители, участие которых — своеобразная гарантия зрительского успеха картин. В "Двоих" ь-,. это Жерар Депардье, в ''Танго" — Филипп Нуаре и Миу Миу. .Жерар Депардье родился в 1948 году в семье крестьянина, который в поисках заработка переехал в город и стал кровель­ щиком. Жерар учился в Париже на драматических курсах, впер­ вые снялся в кино в 20-лет. Вот как тогда описывал его один журиалисг: "Кре 11 кие плечи здоровяка, вытатуированная звездоч­ ка на предгшечье, сильный нос, похожий на скобку, золотистые глазд нерешительные и одновременно пылкие. Конечно, он некрасив. Г1о есть мужская сила и обаяние". Депардье появился на экранах Франции в те времена, когда отношение к киноперсонажам несколько изменилось. Красота актера перестала быть универсальной "огмьикой" зрительских сердец. Необычная внешность Депардье, его несомненная талан­ тливость привлекли к нему внимание режиссеров телевидения и кино. Он сыграл главные ^ л и в фильмах "Двадцатый век”, "Воз- врашение Мартена Герра"! Депардье интересны различные чело­ веческие характеры, в том числе и требуюшие психологической глубины (доктор Берг из ленты "В сетях мафии”). ;мя он с явным удовольствием снимается в ки- ашим зрителям знакома, например,^ трилогия ре- л", Бе В то же вреА иокомедиях. П г жиссера Франсиса Вебера "Невезучие", "Папаши' глецы \ в которой Депардье был занят вместе с Пьером Ришаром. В этих лентах комический эффект зиждется на полной несовместимости двух противоположных натур, двух характеров (уверенность, му­ жественность Депардье и нещзиспособленность, бестолковость Ришара). В насто5пцее время Депардье одновременно снимается в трех фильмах, собираясь появиться на экранах в ролях Баль- 5ака, Рабле и Распутина. Довольно ровным путь к славе оказался и у Филиппа Нуаре (разве что странноватым представляется сегодня нежелание его состоятельных родителей видеть своего сына актером). Филипп после окончания закршого колледжа, возглавляемого отцами- иезуитами, уезжает в Париж, где после учебных занятий драма­ тическим искусством в 1950 году поступает в Национальный на­ родный театр (руководил им известный актер и режиссер Жан Вишр). "Мне было 20 лет — вспоминает Нуаре, — а играть прихо­ дилось стариков. Чтобы немного встряхнуться, я вместе с другом и актером этого же театра Даррасом подготовил номер для "ка­ баре. Таким о^азом , я переходил с самой большой сцены Па­ рижа (Дворец 1Т1айо) на сцену кабаре "Вокализ" размером в два квадратных метра." Так образовались два основных направления творчества ак­ тера: _^ли драматические, порою трагедийные и роли комедий­ ные. Нуаре было интересно показать две крайности человеческой природы: жестокость и доб^ту, причем иногда этими чертами характера обладает, как в "Танго", один человек. Исполнигельпица основной женской роли в "Танго", извест­ ная актриса Миу-Миу, давно привлекает внимание режиссеров самого разного диапазона. Она снималась в фильмах "Следова­ тель по прозвищу "Шериф", "Кровавый зной", "Никаких про­ блем", "Тотальная” слежка" и многих других. Ее настоящее имя —Сильветта Эри. Она родилась в Бретани в семье полицейского, помогала матери торговать на рынке. Однажды на ярмарке, где выступала театральная труппа ’Жафе де Тар”, Сильветта предла­ гала публике свежую клинику и... осталась работать в этом те­ атре вначале рабочим сцены, затем суфлером и, наконец, акт­ рисой. Вскоре последовали съемки в кино. В 1976 году журнал "Те­ лерама" так представил новую актрису: "Челка цвета спелой пше­ ницы, шаловливые глаза, тоненький голосок, естественный смех - такова эта Миу-Миу — новый Гаврош французского кино". Актриса любит активные женские характеры. Таковы Эллен, агент секретной службы Франции в "Тотальной слежке", следо­ ватель Левассер в "Женшине-полицейском". "Женщины Бретани, — говорит Миу-Миу, — умеют крепко держаться, у них есть свои убеждения, своя индивидуальность. Они напоминают утес, кусок гранита под пеной водн... Все у меня уже было — и страсть, и жестокость, и самоубийство я видела, и что такое наркотики, тоже знаю. Хватит всего этого! По кра&тей мере, мне не надо это играть..." Ю. РАЗУМОВСКИЙ. ПОГОВОРИМ о СТРАПНОСТЯП ЛЮБВИ... Ф и л ь м ы Д н е й ф р а н ц у з с к о й к у л ь т у р ы / . К А К СПЕ Т Ь Д У Э Т ОМ ? Поэтов, как известно, ле­ та к суровой прозе клонят. С поседевшими мэтрами коме­ дийного жанра происходит почти такая же метаморфоза. Годы стирают с их уст без­ заботную улыбку и омрачают чело думой. Пырьев после колхозно-музыкальных коме­ дий экранизирует Достоев­ ского, Эльдар Рязанов, рас­ плескав искристое водевиль­ ное шампанское "Гусарской баллады" и "Иронии судьбы", упражняется в мелодраме, конъюнктурной патетике и даже деловито обследует гор­ шки и плошки на президен­ тской кухне. У западных коллег Ряза­ нова претензии, конечно, поскромнее. Но вот уже и французу Клоду Зиди (это что-то вроде тамопшего Гай­ дая, популярность ему при­ несли темповые фарсы с Луи де Фюнесом и Пьером Ри­ шаром) тоже стали тесны пе­ стрые клоунские одежки. Он решительно снял с себя и своих персонажей рыжие па­ рики и — предъявил публике камерную мелодраму "Двое". В этой картине он почув­ ствовал себя, так сказать, на­ следником, а то и соперни­ ком Клода Лелуша с его "Мужчиной и женщиной" и Франсуа Трюффо с его неза­ бываемой "Соседкой". Пре­ емственность акпентирована уже самим приглашением на главную роль Жерара Депар­ дье, блистательно сыгравше­ го у Трюффо в паре с Фанни Ардан. Теперь герой Депардье — грациозно-мешковатый хо­ лостяк, покровитель и про­ пагандист авангардистской музыки. Собираясь купить старый дом на Монмартре, где прошла его юность с мечтами о композиторской славе, наш неотразимый им­ пресарио знакомится с оча­ ровательной деловой женщи­ ной, владелицей агентства по продаже недвижимости. Зи­ ди не случайно поместил в центр любовного сюжета лю­ дей из мира бизнеса. Это об стоятельство наложило свой отпечаток на характер их от­ ношений. И он, и она независимы, современны и прагматичны. Одиночество их несколько тяготит, но радостей, жизни они себя не лишают. Депар­ дье, конечно, не Дон Жуан, однако и не монах. Да и пар­ тнерша, в свой черед, не страдает комплексами заси­ девшейся невесты и Н 9 при- нужденно сбрасывает тшатье задолго до того, как будут произнесены хоть какие-то слова нежнюсти и любви. Нет, они не легкомыс­ ленны и тем более не распу­ щенны . Просто секс есть секс. Просто на дворе конец двадцатого века и бабушкину мораль, несмотря на нафта­ лин, давно съела моль. Се ля ви. Так им, во всяком слу­ чае, представлялось понача­ лу. Но мимолетная симпатия оказалась на сей раз не такой уж мимолетной. И дело сразу осложнилось. Выяснив, в духе времени, а значит — в первую оче­ редь, что они друг для друга идеальные сексуальные пар­ тнеры, участники дуэта на­ чинают выяснять и все ос­ тальное. И тут обнаружива­ ется, что в остальном особой гармонии нет. Хочется быть вместе., но не хочется брать на себя обязательств ни по части старомодной верности, ни по части продолжения рода и воспитания детей. П редприним аю тся по­ пытки найти консенсус. Лю­ бовные свидания превраща­ ются в раунды деловых пере­ говоров. Принпипы будуще­ го семейного союза обсужда­ ются иногда несколько нер­ возно, но досконально: фи­ нансы, дети (какие дети? Ра­ ди Бога, не надо детей!), воз­ можность или невозмож ­ ность флирта на стороне, включая даже деликатный вопрос, устраивает ли даму некая не совсем классиче­ ская поза в постели. Дуэт увязает в унылом "переговорном процессе" и — разлажсивается. Мои со­ врем енни ки , озабоченно констатирует Клод Зиди, за­ ражены эгоизмом и слишком рационалистичны. Они даже страсть и нежность готовы просчитать с бухгалтерской дотошностью, вогнать в ан­ кетные пункты и графы. А главное — секс стал для них синонимом любви не только в языке, но и в жизни. При­ знав такую подмену , при­ личные, душевно тонкие, от­ нюдь не ущербные люди вы­ нуждены играть по фальши­ вым, противоестественным правилам. То есть — проиг­ рывая себя. , Таков урок, преподанный нам посерьезневшим Клодом Зиди. Как будто бы он все сделал как надо. Поставил проблему. Выделил, курсивом мораль. Снял хороших акте­ ров. Выдержал непривычные для него психологические паузы, уловил полутона, про­ следил градацию чувств и со­ стояний — от пьшкого вле­ чения — к сомнению и от сомнения вновь — к близо­ сти и надежде... В общем, чем вам не Лелуш, чем не Трюффо! И все-таки до Лелуша и Трюффо он не дотянул. Да­ ром что по первому впечат­ лению его персонажи чуть ли не двойники любовной пары из "Соседки". Там ведь тоже были симпатичные люди, хо­ тя и вполне обыкновенные, если не банальные. Благопо­ лучные домовладельцы, исп­ равные налогоплательщики. Но страсть, напавшая на них, по слову классика, из-за угла, точно з^ийца с ножом, вырывает их из банального контекста, из размеренной и безопасной обыденности . Минимальное внешнее, фа­ бульное напряжение Трюф­ фо компенсировал интенсив­ ностью, обжигающим граду­ сом душевной жизни героев. Пробившаяся сквозь благо­ пристойную ординарность высокая, тревожная поэзия определила эстетический и нравственный масштаб той ленты. У Клода Зиди банальное так и остается банальным. Если бы моягно было изме­ рить температуру эмоций на экране и в зале, ртутный столбик ни разу не пересек бы краеной отметки. Догадываясь об этом до­ садном обстоятельстве, Зиди ближе к финишу вдрзч резко, д6 срьта, фор­ сирует голос. Влюб­ ленные прощаются, расстаются, все конче­ но, и тут элегическая тональность, чуть раз­ бавленная соч^ствен- ной иронией, переби­ вается грохотом и ляз­ гом всех ударных ин­ струментов . ЧП! Взрыв! Пожар, дым, огонь! Героиню едва спасают, она больна, герой , охваченный любовью и раскаяни­ ем, рвется к ней... Короче, не было бы счастья, да своев­ ременное несчастье помогло. Слава Богу, Зиди предусмотри ­ тельно пощадил кра­ сивую актрису Марушку ,Де- тмерс — гримерам не при­ шлось имитировать на ее ко­ же следы ожогов. А посколь­ ку от огня никто не постра­ дал, свидание и примирение отсрочились совсем ненадол­ го. Но это еще не хэппи энд. Режиссер полон решимости все досказать и все показать, чтобы уж наверняка до всех дошло. Итак, эпилог: вче­ р аш ний холо стяк -эгои ст , волнуясь и торжествуя, везет молодую супругу в больницу — рожать. Схватки начина­ ются в дороге, и он собст- веннорзшно принимает ре­ бенка. Дуэт становится трио. Любовь взяла верх над сек­ сом. Теперь, на фоне змиро- творенного семейства в зеле­ ной травке, МОЖШО давать и заключительный титр. Жерар Департье Суетливая драматизация развязки и слащавая кода мало помогли делу. ПожДг лзй, наоборот: пожар лишь высветил ординарность фильма и его героев. Как ни полыхал огонь, но темпера­ тура и в эпицентре пожсара опять-таки не поднялась вы­ ше 36,6... , Ползшилось то же самое, что на иронически показан­ ной в начальных кадрах ре­ петиции оркестра, который опекает герой Депардье. Ди­ рижер обильно, патетически жестикулирует, а в ответ, вместо напора звзгков, — од- на-единственная, коротень­ кая и невыразительная нот­ ка. Хотя бедняга так старал­ ся... И. НЕВЕРОВ. 2. Г Р ЕШИ Т Ь - И К А Я Т Ь С Я ! 'у * ,5^* • , Филипп Нуаре Название фильма "Танго" сразу же отсылает внима­ тельного зрителя к "Балу" Этторе Сколы. Нет, "Танго" — совсем дрзтое кино; му­ зыка, танец не довлеют здесь над всем прочим. Постоянно звучащее в автомобиле Поля (Твери Лермитт) ис­ панское танго лишь поддерживает его чув­ ственное восприятие ж и зни . Да и жанр ленты режиссера Пат- риса Леконта иной — пикантная комедия с элементами "черного юмора". Фильм с та­ кого веселья и начи­ нается. Летчик-люби­ тель Винсент (Ейшар Боринже), как гово­ рится, играючи рас­ правляется с любов­ ником собственной жены и с ней самой. Винсенту, од­ нако, это почему-то сходит с рзш. Почему мы узнаем чуть дальше. Судья (Филипп Нуаре), оправдавший летчика, требу­ ет от того в качестве ответ­ ной услуги... убить жену (Миу-Мйу) племянника По­ ля. Героиня Миу-Миу не выдержала многочисленных флиртов Поля и зчпла, дале­ ко уехала от него. Поль по назшению дядюшки, холо­ стяка и бонвивана, решает отомстить супруге, чтобы той, в свою очередь, непо­ вадно было флиртовать с мужчинами. Путешествие отнюдь не святой троицы в автомобиле за женой Поля (а она отпра­ вилась лечить африканцев) и составляет основное содер­ жание "Танго". Судя по уже сказанному, его вряд ли на- . зовешь высоконравствен ­ ным. Но и упрекать персо­ нажей картины в аморально­ сти и по-старчески, ханже­ ски вопрошать:"Что же хоро шего наша молодежь извле­ чет из такого фильма, нужен ли он ей.'' — совсем ни к чему. Персонажам заняться любовью — все равно что выпить стакан воды. До та­ кой л егкости , до такого представления о любви наша молодежь, даже воспитанная эротическими "видиками", цокалуй, еще не дотянула. Потом: фильм, основываясь на принципах "стакана во­ ды", получился совсем не эротичным. Никакого нату­ рализма, все с виду вполне пристойно — с надеждой на зрителя, обладающего хоть капелькой воображения. ' В путешествии везет на­ счет ж енщ и н -и Полю, и Винсенту. Не везет лишь судье. Это -- как раегшата за его мстительность и за при­ сутствие в его пустом рос­ кошном доме единственного близкого ему существа — кошки. Судья, хоть и импо­ зантен, — наверное, не на­ стоящий мужчина, ибо с женщинами ему в рамках фильма не сладить. Ему ос­ тается два утешения: следить за осуществлением плана, и попивать спиртное из пузы­ речков на сон грядущий. Н астоящ ие мужчины - Винсент (о, не забыть его расправы с неверными!) и Поль, который все-таки лю­ бит свою езтгругу, скучает по ней. Благополучный финал картины несомненен. Трое героев будто возвращаются на по зиции , занимаемые ими до пугешествия. Пока­ явшийся Поль прощен. Иол ная идиллия ~ и какой контраст с "черным" нача­ лом "Танго"! Но прежде чем покаяться, Поль успел из­ рядно нагрешить. Светл)чо ,зависть вызывает работа ^ .Л е к о н т а (посвященная , кстати, каким-то дв)та да­ мам) с лощеным на сей раз Ф.Нуаре, с сильно изменив­ шейся, так что ее сразу не узнать, Миу-Миу и с вполне типажными для своих ролей Т.Лермиттом и Р. Боринже. Ведь как, согласитесь, хоро­ шо: грешить — и каяться, каяться — и грешить в ко­ медийно-любовных сюжетах. И как это, должно быть, очень по-французски... К. КЛЮТКИИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz