Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
завтра праздник ноября 1994 г. День матери № 215 (779) 0Ш1? ПРЕДИСЛОВИЕ К ВЫПУСКУ Совсем недавно, неделю назад, уважаемые читатели, мы с вами встречались у нашего "Очага". Но сегодня наш выпуск — сверхсроч ный, внеочередной. И посвящен он целиком об ластному празднику — Дню матери, который состоится завтра, 4 ноября. Его торжест венная часть пройдет в областном Дворце культуры (начало в 11.00), куда съедутся го сти со всех районов. Гости почетные: уча стницы Великой Отечественной войны, сол датские вдовы, матери... В нашем выпуске — и рассказ липецкого писателя о трудных судьбах героинь нынеш него праздника, и рецензия на семейную вы ставку, которая откроется завтра, и мно жество разнообразных новостей, связанных с областным праздником. Приятного вам от дыха!.. РЕАЛЬНОСТЬ КРАСОК и кр 7 н : ев Когда речь заходит о творческих династиях, порой думаешь: так ли уж все они замечательны и обязательны? Схожесть генов, конечно, весомейший аргумент в их пользу. Но вот актриса и режиссер, дочь известных режиссера и актрисы, долго размыш ляет по телеканалу "Российские университеты" о династийной "жизни человеческого духа". Столь долго, что возникает недоу мение: к чему такая монополия на этот самый дух, неужели большинство остальных творцов волнует лишь жизнь плоти? Экспозиция, которая завтра, 4 ноября, открывается в Ли пецком,выставочном зале на улице Ленина, 9, хороша уже пол ным отсутствием подобных глобальных претензий. Просто семья, просто показ того, что они умеют делать. А умеют они многое. При желании и необходимости Мария Никитична Сап рыкина, ее дочь Елена Ненастцна, муж Елены Вячеслав Торопов и дети последних —Лена (14 лет). Маша (И), Алеша (7) могли бы создать многопрофильную арт-фирму. С услугами от подго товки макетов книг до создания произведений монументального искусства, от представлений кукольного театра до проведения небольших праздничных мероприятий. Жаль, необходимость, потребность в такой фирме сейчас крайне мала. Поэтому семейная фирма, если и существует, то для узкого круга лиц, в качестве авторской художественной сту дии при Липецкой областной картинной галерее. Здесь лидеры- авторы Елена и Вячеслав моделируют "услуги" для двух десяггков детей и их род -лей, которые, безотносительно к их основным занятиям, охотно включаются в студийный творческий процесс. Повод поподробнее рассказать о студии наверняка еще ока жется. Сейчас же — о выставке и ее участниках. Елена и Вя чеслав — члены Срюзд тдщожников России, окончили художе ственные факультеды^-соответственно, московского и петербур гского вузов," В Липецке Обосновались недавно, года три назад. И не случайно: детство Елены прошло неподалеку, в Ельце, елецкая теШ — основная тема ее живописи и графики. Воспо- ‘ минания детства, мотивы воображаемого прошлого и сегодняш ний день города очень плотно, слитно, посредством колористи чески насыщенной гаммы переплетаются в работах Елены. Вя чеслав отдает предпочтение скульптуре малых форм, керамике. Супруги, кажется, совсем несхожи между собой в творчестве (как, по-моему, схожи в жизни —у обоих ровный, приветливый характер, никакой "богемности"). Тем не менее Вячеслав — в некотором роде художественный руководитель семьи, без его замечаний, одобрений успехи оной не были бы столь безуслов ны. Их дети ни в коем случае не "натаскиваются" родителями на живопись. Дети (при том, что все они уже обладают опре деленной: теюшкой рисования и ,композиционным чутьем) жи вописью, скорее, воспитываются. Через нее они учатся смотреть на окружающее не шаблонно, не одномерно, находить в нем некую субъективную изюминку. В щедрых по яркости детских листах то и дело встречаются символы, знаки. Они указывают на основной признак юной художественной натуры —мопщую фантазию, для которой реальность и прочитанные книжки — отправная точка для сочинения своей реальности и новых ска- зотаых историй. А что же старейшина семьи, Мария Никитична? Ей совсем неплохо в столь пестром ансамбле, она абсолютно не претендует на какое-то повышенное внимание к ней и ее творчеству. На оборот, ей нисколько не хочется вьщеляться из семейного кон текста. Состав именно такой, а не сольной выставки позволяет наил)шшим образом воспринимать ее симпатичные, выполнен ные "легкой рукой" пейзажи и натюрморты. Особый раздел выставки — кружева Елены Ненастиной (по специальности она и книжный график, и художник-приклад ник). Кружева настолько оригинальны, что не удивляешься, уз нав о намерении Елены создать коллекцию платьев на их ос нове. Вообще — одно чувство светлой зависти могут вызвать способности такой дочери и матери, равно как и вся ее семья. Но, с другой стороны, лишь фантазеры способны решить: раз такое отличное семейство —никаких серьезных проблем у него нет, и Ш 1 ЧТО не мешает ему воспарять к вершинам в начале этих заметок упомянутого духа. Увы, проблем хватает. Студия —на общественных началах (так художникам свободнее, несвя заннее себя чувствовать), заказы — редки. Помимо сугубо се мейного и студийного, остается одно стойкое утешение —самое дружеское к ним отношение липецких коллег. Почти по девизу "Вместе —дружная (профессиональная) семья". И взрослые ге рои нашего рассказа уверены — не только в Год семьи. К.КЛЮТКИН. ВСЕ ПРОГРАММЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС... Уважаемые липчане! В преддверии большого праздника — Дня матери — администрации области и го рода Липецка утвердили спе циальную программу меропри ятий, посвященных этому со бытию. День матери — это не только один день, 4 ноября, а большой цикл различных ве черов, встреч, выставок, кото рые прой^ во дворцах и клу бах, Доме мастера, домах де тского творчества. Выбирайте, что вам интереснее и удобнее — всей семьей, с детьми — посетить, приходите на празд ник... 4 ноября Областной Дворец куль туры, 11.00 — совместный областной, городской празд ник для участниц Великой Отечественной войны, вдов — "У войны не женское ли цо". Областной краеведческий музей, 14.00 — вечер в честь Дня матери. Октябрьский дом детско го творчества, 15.00 —"Праз дник мамы" дгш матерей де- тей-инвалидов. :: Дом культуры "Матыра", 18.00 — вечер памяти "Жен ская доля". 5 ноября Дом культуры "Строи тель", 12.00 — праздник для многодетных семей. Дом культуры "Матыра", 15.00 — игровая программа "Звездный час". 6 ноября Дом культуры "Центро- лит", 18.00 — праздник, по священный мамам. 7 ноября Дом мастера — выставка "Творческое наследие худож ников Н.Я. Симонович-Ефи- мовой и И.С. Ефимова", по священная Международному году семьи. — А и не пора ли песню? Сыгоай, Дуня! Бабы, гфимостившись кто где, вяжут чулки грубощерст- ные. Мелькают спицы, с од ной на другую слетают петли. Одна, две, три... Отсчитав, прихватит со сковороды ще поть серых семечек товарка, грызнет малость и опять за дело. Посреди избы железная печка бушует, всех греет. За окном месяц высветился, на стеклах узоры невиданные, сугробы синеют за окнами. Дуня мешкает. — Сыграй, подружка... Вечор сокол, вечор ясен. Сыры — боры, сыры — боры. Сыры — боры облета-а- л... Бабы лениво, словно не хотя, вступают: Алексеюшка, свет Андре евич Свои кудри, свои кудри. Свои русы расчесал... Евдокеюшке, свет Матве евну ' Два словечка, два словеч ка. Полдесятка насказал... Дуня подмигивает Полюхе. А та ниже склоняется над вя занием — не поет — всхли пывает. Все знают: у нее лей тенант один квартировал. Ду ши в нем не чаяла. Да ночью по тревоге подняли его, и сумку свою лейтенантскую впопыхах забыл. А в сумке той линейка прозрачная да трубка с пеплом. ^ — Кубыть сумму какую оставил, — рубанула ладонью Анютка Дормидонычева, — а то... — Я табе — трубку за твою за юбку... И такие слова сыпанула Анютка, что бабы попадали со смеху. — Креста на тебе нету, окаянная... Ее на селе зовут "бандит ка". Случилось овцу резать, а некому. Новобранцы не оста новились, спешили под Елец немца окорачивать, дед Сви- ря занемог, того и гляди чуни шить придется... Была не бы ла. Села Анютка верхом на овцу, да и перепилила ей гор ло КОСОЙ. Дела-то... Взгляни, радость, взгляни, радость. Взгляни, радость, на ме ня... Песня нечаянно обрыва ется. "Молния" начинает пы хать. В лампе — половина во ды, половина бензина. На- гоеется — фыркает, что твоя фугаска. У Дуни под рукой тряпка мокрая. Успокоила лампу, села на лавку. — А бывало-то... Троица, народ в н а р я ;^ , а мы, девки, как запоем... Подтянут мне — люби до гроба. И еще: люби меня, как я тебя. Через пол тора года йришел он с фрон та... без ноги. — Примешь или побрез гуешь? — спросил Петр. Глядит Зойка на желтые костыли, а у самой тихие сле зы по щекам катятся. — Дуралей ты, дуралей... И он еще спрашивает. Всю ночь проговорили. О чем уж они? Д ) ^ глаз не со мкнула, а за стеной: бу-бу-бу. Вышла корову доить, глянула наружу, а молодые — зеленые от холода, дрожат. — Вы бы хоть в избу за шли, неготевые. Зойка, ты-то что же? Как чужая... Слух прошел, что Петька женится, и надо готовиться к тому. старше в тряпицах да в узел ках харчи свои кое-какие со брали. Молодежь столы сдви гает, лавки из клуба прита- цщли. До желтизны выскоб лили. Вздыхает Дуня: — Был бы Алеша... Ый-х- х! Вышел военный ко двору, Зойка табуретку вынесла. Снял Петр гимнастерку, ос тался в белой рубахе. — Поливай! — командует Зойке. — Льдышки плавают в ведре-то. Трет шею до хруста сол дат, фвдкает от удовольствия. — Снегом копоть в око пах смывали, а ^ и л и с ь спичку к бороде... Пых, и как огурчик... Собаки крутятся вокруг не отходя от двери. Она ста рательно вглядывалась в чер ные печальные буквы, левой рукой потерла висок. И ви дели притихшие бабы, что никак не поймет Дуня, что же написано в бумаге? Но за дрожали крупные бусы на ее высокой груди, Дуня поежи лась, невидяще оглядела си дящих, покачиваясь, дошла до кровати и рухнула на бе лую праздничную накидку. Машка все еще стояла у порога, с любопытством рас сматривая столы. Ей не хоте лось уходить из теплого дома опять на мороз, в сугробы. Первой опомнилась Зой ка, она взвизгнула, выскочи ла и з-за стола. Пришлось встать всем, соседи окружили Дуню. Она лежала ничком на весь луг замирает, с^ел голос на косьбе от болотной воды. — Сколько раз говорила, — встревает Зойка, сестра, — бери бидончик колодезной... Что она понимает, Зойка, продавец в сельмаге, где по полкам мыши шастают. По глотку на всех бидончика то го не хватит. — Ты лучше своего ско рей веди в дом. Намедни ма тицу вот эту сама подпирала. Бабье ли это дело? — обре зала сестру Дуня. О свадьбе поговаривали давно. На Масленицу вроде бы наметили. Расписываться. А там и — застолье, какое- никакое. Зойка и не знала те перь, что ей делать: плакать или радоваться. С Петей она дружила еще до войны, со школы . Провожала его в эшелоне, тшаточек подарила: Потупилась Зойка , не знает сейчас, что ответить старшой. Анютка неугомон ная тут как тут: не горюй, Зойка! Три четверти для тебя выгнала. А предколхоза бара на обещает выписать. Она та кая, Саня Шленкина! Гово рит, для защитника нашего ничего не пожалею! Охнули бабы: целого барана! — А м ой -то пострел швырков натаскал, — ввяза лась Андреевна, — говорит, тетке Зойке печь топить под блины... Коптит "молния". Вяжут бабы, у всякой своя дума. За втра опять чуть свет из ко ровника навоз вывозить, ши ты в поле ставить под снег, солому из скирдов мерзлых крюками дергать. Хоть рез кой коров поддержать пока, а с отела и сенцом побало вать. Тянутся сумрачные во енные дни, как санный дол гий след по первому снегу. Пришла Масленица, а тут и свадьба приспела. Жених в новой гимнастерке с двумя медалями "За отвагу" и "За оборону Москвы", положив костыли в колени, затягива ется самосадом — дед Свиря в честь праздника пять стака нов в подарок принес... С донничком! Он и сам явился чуть свет, уселся на лавку, поближе к печи, где красным полукружием бушует пламя. Дугш в квашне тесто подби вает. Блинный дух в избе — значит и вправду торжество. Стали по одной бабы соби- § аться — товарки Дунины, ойкины подружки принаря женные впорхнули. Бабы по- избы — забытый запах мяса почуяли. Солнышко на минуту вы глянуло, снега заискрились, посветлее стало. И в избе — радостно: льняными скатер тями с красными петухами столы застелили. Стоит Дуня у печи, любуется: со свадьбы ее холсты, сама вьпиивала ди ковинных птиц, приданое. Алеша все удивлялся тогда... Где он теперь, родненький? В окопах ли мерзнет, а может, голову давно сложил? Не дай Бог! Дуня машинально пере крестилась и — опять за ско вородку... Последний блинок — не одинок! — Ну, садимся, — Дуня еще раз гфидирчиво оглядела столы, — молодые в середоч ку, а мы, бабоньки, кто как. Заворковали гости, под- ли, задумались. Каждая о своем..-Свиря, привстав, бе режно придерживая четверть, разлил- в траненые стаканы первача,, крякнул: — Слеза! Молодец, .Анют ка!. — Зоя и Петя, живите счастливо, деток рожайте и нас не забывайте! — вьпшю у Дуни складно. ... В сенях что-то стукну ло. Знать, коромысло упало... В дверь ворвался белый-бе- лый клубок холода, и на по роге появилась почтальониха Машка Рябуха, маленькая, черненькая бабенка с раско сыми глазами на желтоватом лице. — Письмо, тетка Дунь. Дуня рванула конверт, распрямила куцую бумажку. пышных подушках, окаме невшая неживая... — Сестра, сестра, — бес толково твердила одно и то же Зойка и не могла уразу меть, что же делать. — Все там будем, да в разное время, — бормотал дед Свиря, — царствие ему небесное, воину Алексею. Он топтался около крова ти и не знал, куда деть руки, а курить в эту минуту вроде бы нехорошо. Солдат вертел и звещ ение -похоронку , и только желваки на скулах вы давали его ярость. —А я получила, — шепо том говорила Анисья, — на огороде картошку копали. Визу, Машка у двора крутит ся. Вегу к ней, думаю, пись мо от мово. А там... коман дир... сообщает. — А мне принесли — стряпала я. Узнала — ношусь по избе с раскаленной сково родой... В другой раз все руки ■ сожгла бы, а тут как Бог от- : вел. — Стоят бабы, переговари ваются вполголоса, кончика ми платков глаза вытирают. Н ечеловеческий вопль вырвался из груди Дуни, она вздеогнула всем телом, задох нулась, охнула... Зойка пыта лась напоить сестрзл подняла ее с подушек. На белой ки пенной наволочке гфоступи- ли незабудки перовой подуш ки, намокшей от слез. Вдруг Дуня выпрямилась, насухо отерла полотенцем глаза, рот, нос, чесанула гре бешком-подковкой растре павшиеся волосы, подошла к столу. — Ну, садимся! Бабы опешили, и никто не двинулся с мест^. — А я говорю, садимся, — твердо скомандовала Дуня. Она отыскала свой пол ный, еще не пригубленный стакан, резко подаяла его и жадно выпила. Потом... вто рой, третий... Протянула и Машке... Не чокались за столом — свадьба превратилась в по минки. —^Что ж, бабоньки, то варки мои, молчите? Чай, свадьба у нас! А ну-кщ сыг рани мне, — кивнула Дунька гармонисту. Мальчонка, тараща глаза, торопливо развернул меха старенькой двухрядки, Дуня сорвала со стены фотокарточ ку мужа, прижала ее к груди, сыпанула деобь по полу и не ожиданно сильным упругим голосом пропела: Ах, сердце болит, И под сердцем болит. Стоит миленький на карточке. Ничего не говорит... Лицо ее побелело. Губы пересохли. Только черные, сейчас сумасшедшие глаза жгут гостей. Она еще хотела что-то спеть, но вырвался из груди крик. И Дуня опусти лась на лавку. — Выпей кваску, Евдо кия, — Свиря подал ей круж ку. Зойка всхлипывала и так ничего и не могла выгово рить. Жених прижимал зой- кину голову к своей груди, гладил волосы, жадно курил, глядя в стол. ...Заблестели глаза у баб, начали переговариваться все громче. Гармонист старатель но играл матаню. Дуня под няла недопитый стакан, и все видели, как в него упали две крупные слезы. Она отстави ла стакан, подперла щеку ку лаком, сгорбилась на крае- гшсе стола и глядела в одну точку, обессилевшая и при- пшбленная. Анютка пропела: А я по лесу ходила. Листья загоралися. Были тошные минуты. Когда расставалися... Оживали столы. Анисья подхватила, Марья спела. Пе ли все — и кто получил по хоронку, и кому еще предсто яло получить: У ракитова кусточка I Меня милый целовал, Я ходила, поливала. Чтоб кусточек не завял... Впереди было еще почти три года войны, сколько этим бабам придется пережить!.. . Я по кладбищу ходила. Могилка осыпается, Я залеточку будила. Он не просьшается... У гармониста сводит пальцы, все чаще и чаще он не попадает на кнопки. При гасают бабы. Не поют — вы дыхают. И становится час тушка отдушиной в этой тяж кой, несправедливой жизни, где рождение и смерть сли лись в одно ’етдовишное ко лесо. И оно без конца кру тится, тфутится... Вздымаются меха гармо^ ’ ни, и я, десятилетний, пони мая свои обязанности, играю и играю соседям, Дуне, Зойке и ее жениху, солдату и ге рою... СИНИЙ ПЛАТОЧЕК Стихи музыка Г. Синенький скромный платочек Падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь Ласковых, радостных встреч. Порой ночной Мы распрощались с тобой... Нет больше ночек! Где ты, платочек! Милый, желанный, родной? Помню, как в памятный вечер Падал платочек твой с плеч. Как провожала и обещала Синий платочек сберечь. И пусть со мной Нет сегодня любимой, родной. Знаю, с любовью ты к изголовью Прячепп. платок голубой. Письма твои получая, Сльппу я голос живой. М. Максимова, Петербургского И между строчек синий платочек Снова встает предо мной. И часто в бой Провожает меня облик твой. Чувствую рядом с любящим взглядом Ты постоянно со мной. Сколько заветных платочков Носим в шинелях с собой! Нежные речи, девичьи плечи Помним в страде боевой. За них, родных, Желанньк, любимых таких. Строчит пулеметчик за синий платочек. Что был на плечах дорогих! ЖИВЕТ В СЕЛЕ МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ 622 семьи — многодетных, неполных, инва лидов, пенсионеров, нуждающихся в социальной защите, — насчитывается сегодня в Липецком районе. Только за минувший год им была вы плачена адресная помощь —более 83 миллионов рублей. Особой заботой службы социальной защиты окружены многодетные семьи — Касымовых из села Боринское, Кунициных из Частой Дубравы, Ходжаевых из Хрущевки, ХлебниковЬк из Вос- кресеновки. В районе создано 13 отделений социальной помощи на дому. Одиноких и престарелых об служивают двести соцработников. Помогают, чем могут — кому продукты купить, кому топ ливо в зиму заготовить, кому — в ремонте дома помочь. Поощряют в районе тех (и помогают, конечно), кто, не надеясь на благотворитель ность, и сам старается достойно выжить в слож ное время. Вот, к примеру, семья^Мурских из Частой Дубравы, где воспитываются одиннад цать детей. Ей выделено 80 соток земли. Они обрабатывают, обихаживают ее сами, что по зволяет жить безбедно даже сегодня... А. АЛЕКСЕЕНКО. МАМЕ - С ЛЮБОВЬЮ... Большой цикл вечеров, встреч, праздников, посвя щенных семье. Дню мате ри, состоится в дни осен них школьных каникул в Доме детского творчества Советского округа Липец ка. Это и день именинни ка, и конктос "Азбука до моводства ',- и викторина "Как на Руси гостей встре чали", в которых примут участие дети, родители, пе дагоги. Члены кружков подго товили свои .изделия для областной детской выстав ки декоративно-приклад ного искусства, посвящен ной 50-летию Победы, и ярмарки, которая пройдет в рамках программы Меж дународного года семьи... А.ДЕДОВ. НА СЦЕНЕ - ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ Набирает силу областной фестиваль народного творчества, по священный 50-летию Победы. В городах и районных центрах в эти дни проходят смотры, конкурсы, встречи с ветеранами Великой Оте чественной войны... Большие праздники уже состоялись в Тербунском, Долгоруков ском, Воловском районах. В минувшие выходные дни творческую эстафету фестиваля принял Елец. Мы попросили рассказать об этом директора областного Дома народного творчества М.В.Сускину. Праздник, в котором приняли участие многие коллективы ветеранов вой ны и труда из Ельца, Елец кого, Измалковского и Ста- новлянского районов, назы вался "Не стареют душой ве тераны". Признаться, мы, его организаторы, и сами не ждали, что он окажется столь проникновенным, трогательным, волнующим. И это объяснимо. На сцене выступали те, кто сам вое вал, кто воочию знает, что такое взрывы бомб, снаря дов, кто смотрел смерти в лицо и нынче по-особому ценит жизнь, ее простые и вечные радости. Особенно тепло принимали зрители выступления вокального ан самбля из Частой Дубравы, солистов коллектива — фронтовиков Р.Ф.Косыги на, С.А.Ачакова, дошедших в годы войны до Берлина... Успехом пользовались ансамбли и хоровые коллек тивы ветеранов войны и тру да "Русская песня" Измал ковского, Становлянского районов. От души аплодиро вали участнице войны из Елецкого района Марии Ивановой, исполнительни це песен фронтовых дорог. О ней хочется сказать особо. В боевых условиях, выполняя долг солдата, М.Иванова на ходила время и На фронте для самодеятельного искус ства: сама организовывала концерты, создавала ансам бли народных инструмен тов, прекрасно пела, за что не раз отмечалась высоким военным руководством. Еще неизвестно, говорили о ней, что больше помогает Победе — воинское искусство или искусство вообще и высокий моральный дух бойцов, вдохновленньк песней... Председатель елецкого клуба "Ветеран", сама участ ница войны, В.К.Самойлова за хорошее выступление вру чила памятные сувениры коллективу хора ветеранов Дворца 1 ^льтуры "Эльта". Она отметила, что этот хор, уже много лет работаюший при Дворце, очень любим ельчанами. Волнующим и трогатель ным был финал праздника, когда песню "Не стареют ду- шой ветераны" пели и арти сты, и ^ с ь зал. Хочется от метить: люди трудных воен ных лет выступают на сцене с каким-то особым достоин ством, большой гордостью. Смотришь на них и дума ешь: от них исходят высокая духовность, искренность чувств, все пережитое ими так тонко воплощается в песне. Они, ветераны, оста ются не сломленными ни годами, ни фронтовыми ра нами... Как же многому мы должны у них учиться! В этом — главный смысл подобных праздников: в уроках мудрости и доброты. Г ^ О Ж б Т Р ^ С ^ Ш ^ 3 ; 4 Р 'Х ^ З А М.ИВАНИЩЕВА. БОН ВЕЛИ ВЕ ГАДЕ СЛАВЫ... Эта фотография, вьшавшая из конверта гшсьма, при сланного из Долгоруковского района, привлекла внимание сразу. Корявой, почти ученической подписью: "В дар Дол горуковскому музею..." Улыбчивыми, умными лицами кол лективного портрета Времени, людей самого разного воз раста — от убеленных сединой до юных, молодых. А когда вчитались в строки автора — Н.Филимонова, то и вовсе убедились: перед нами, можно сказать, уникальное фото свидетельство далеких лет... На этом снимке запечатлены долгоруковские учителя, наставники сельских школ, первая группа педагогов райо на, награжденных за большие успехи в обучении и восгш- тании детей в далеком 1949 году орденами и медалями нашего послевоенного государства. Кто-то, проработав в школе много лет, был удостоен орденов Ленина, Октябрь ской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак По чета", медалей "За трудовое отличие" и "За трудовую до блесть". И среди них, как вы видите, болыпинство педагогов- женщин, отмеченных медалями "За доблестный труд в Ве ликой С^чественной войне 1941-1945 годов". Автор письма сделал и особую приписку: всего в районе 98 учителей школ воевали на фронтах Великой Отечест венной войны и получили боевые ордена и медали той или иной значимости. 37 из них, к великому сожалению, не вернулись домой, в Липецкий край, отдав жизнь за нашу Родину;.. Из тех, кто запечатлен на фото, автор называет лишь одного. Это (стояшцй первым слева) учитель АМ.Полосин, основатель большой педагогической династии в нашей об ласти. Известной многим династии... Жаль, что Н.Филимонов не назвал и других имен, за которыми, мы не сомневаемся, тоже славные биографии и судьбы. Низкий вам поклон, наставники, фронтовики. Учи теля, за ваш боевой и жизненный подвиг, который всегда будет примером вашим детям, внукам, вашим питомцам... Фото из архива Долгоруковского краеведческого музея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz