Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

с открытием сезона ! занавес поднимается 28 октября 1994 г. 7>ВЖР0 3!0 иШВШЕЕ ЛГЕШЕР Сетования на эфемер- , ность театрального искусства давно стали общим местом. Режиссерский шедевр, ак­ терская удача живут в памя­ ти новых поколений только как легенда, предание, блед­ ное описание рецензента в забытых подшивках старых газет. По крайней мере, если спектакль не удостоен вни­ мания телевидения или ки­ нематографа, способных со­ хранить его в видеозаписи или на. целлулоидной плен­ ке, так сказать, в законсер­ вированном виде. Но таких спектаклей-счастливчиков немного, а в прошлом — и вообще единицы. Что осталось нам от на­ шумевших премьер 20-х, 30- X , 40-х годов? Возможно ли хоть как-то реконструиро­ вать по глухому, постепенно совсем затухающему эху то, что некогда было таким жи­ вым, переливалось всеми красками, заставляло пла­ кать и смеяться переполнен­ ные залы? Грустно, н о , пожалуй, вопросы эти риторические, отрицательный ответ неотв­ ратим. Однако так же, как в сыновьях и внуках повторя­ ются, преображаясь, и внеш­ ние черты, и духовный об­ лик отцов, дедов, прадедов, в новых постановках, в оче­ редной премьере, в работах учеников, давно сошедших со сцены, быть может, уже ушедших из жизни художни­ ков есть нечто, что роднит и связывает спектакли дня ны­ нешнего с поисками и уда­ чами минувших, ставших ис­ торией театральных сезо ­ нов... И почти мистическая преемственность, тем не ме­ нее, вполне не вымышлена и реальна. Даже когда полно­ стью меняется, обновляется лицо театра — особенно с появлением волевого, обла­ дающего собственным по­ черком режиссера... У академического театра имени Толстого — долгая и, наверное , заслуживающая своего летописца, интерпре­ татора история. Она начина­ лась в первые послереволю­ ционные годы. Впрочем, из­ вестна вполне точная дата премьерной постановки на липецкой сцене; в 1 ^рзале липецких минеральных вод; 5 июня 1921 года. Драма Ле­ онида Андреева "Савва", сре­ жиссированная В. Русловым. Организатором театра был Е. Лавров. Интересно, что в театре всегда проявляли повышен­ ное внимание и к хорошей новой литературе, и к клас­ сической драматургии. То есть теперешняя репертуар­ ная политика "толстовцев", осенивших себя именами Чехова и Толстого, и вместе с тем, охотно обрашающихся к пьесам острых, подчас спорных, новаторски мысля­ щих авторов, опирается на давнюю традицию. Кстати, ведь в 20-х годах тот же Ле­ онид Андреев был еще не почтенным классиком, а как раз литератором, чьи пьесы вызывали дискуссии, актив­ ное приятие и столь же энергичное отторжение. Не случайно "Савва" в дооктяб­ рьской России был под за­ претом... ...И замелькали листки календаря. Сменялись назва­ ния на афишах. Мастера сцены жили одной жизнью со своими зрителями, со всей страной. И когда здесь ставили Тренева или Пого­ дина, Вишневского или Ар­ бузова, это не было данью конъюнктуре, это было нор­ мальной потребностью твор­ цов находить отклик в серд­ цах людских, говоря с пуб­ ликой о том, чему она вери­ ла, чем гордилась или от че­ го пыталась уйти. Провинциальная труппа работала много и увлеченно, не чураясь поездок в сель- Н а снимках; афиша, извещающая об откры­ тии Советского драмати­ ческого театра (так назы­ вался в 1921 г. наш те­ атр); 1937 год — в гостях у мастеров сцены Герой Советского Союза М. Во ­ д о п ьян ов ; 1950 год — сцена из спектакля "Пиг­ малион" по Б. Шоу, в ней заняты актеры Марчук и Ланская; 1988 год, М о с ­ ква — главный режиссер Липецкого драмтеатра В. Пахомов готовит со сво ­ ими актерами вечер д ра ­ матурга С. Злотникова в Центральном доме акте­ ра имени А. Яблочкиной. скую глубин 1 су, равно как в годы войны считала высо­ ким долгом выступать перед фронтовиками. О тех време­ нах свидетельствуют случай­ но уцелевшие афиши, сним­ ки — некоторые из них мы помещаем на этой странице. Эхо минувших се.зонон все еше слышится. И апло­ дисменты. которыми встре­ тят и проводят нынешним вечером актеров их поклон­ ники , тоже когда-нибудь станут эхом. Уходят люди, стареют спектакли,, но вечно обновляется театр, вечно мо­ лодо искусство, соединяю­ щее времена, роднящее по­ коления, сколь бы ни пыта­ лись манкурты разных ран­ гов и мастей противопоста­ вить, резко разделить непре­ одолимым рубежом "вчера" и 'сегодня" и в повседневной жизни, и в душах человече­ ских, и на сценических под­ мостках... И. Н. (Окончание. Начало на 1-й стр.) ХТерез двери служебного Авхода сразу же попада­ ешь в один из его эшщентри- ков. Гардероб, стенд с инфор­ мацией и объявлениями, теле­ фон — все на небольшом пя­ тачке располагает к общению и движению. Дежурная Алек­ сандра Кузьминична Кузьмина приветливо "бдит", отвечает на звонки (довольно частые) и на­ чинаешь понимать: что среди вахтеров, билетеров и гарде­ робщиц налицо — овладение этими "смежными профессия­ ми", взаимозаменяемость. Александра Кузьминична На пенсии, и в театре прорабо­ тала достаточно — 22 года. Но службу, однако, не бросает: как ни странно, лучший отдых для нее — все равно здесь, не­ смотря ни на какую суету. Да и очень приятно до начала, спектаклей и после видеть многих знакомых зрителей. Александра Кузьминична на основе этих, хоть и шапочно­ одежных, знакомств считает Липецк вполне театральным городом, а посему себя — от­ нюдь не лишним в нем чело­ веком. Т ут весьма кстати и, по выражению актеров, "на реплику" появляется Владимир Иванович Ситников, главный инженер по радиооборудова­ нию (проще говоря, заведую­ щий звукоцехом). Он охотно соглашается стать моим гидом по самьЕи верхним этажам зда­ ния, где расположено его хо­ зяйство. Переходы, полумрак, крутоватые лестницы —' и вот под нами, как на ладони, зал и сцена. Средоточие цеха — массивный пульт, "выдающий" сложную музыкально-шумовую партитуру спектаклей. Пульт, судя уже по разме­ рам и множеству микшеров, как будто бы вполне на уровне, да и изготовлен не где-нибудь — в прежней Чехословакии. Правда, его вчерашние досто­ инства сегодня оборачиваются недостатками. Трудно е запас­ ными деталями (ведь нет кон­ тактов с заводом-изготовите- лем), да и размещен пульт не слишком удобно. Пора бы за­ менить его, есть и продавец в Санкт-Петерб 5 фге. Загвоздка (надо ли объяснять?) в цене... Ну, что мы все о пульте да о пульте? Владимир Иванович Показывает звукохозяйство, рассказывает о нем и о трех Буквально с утра до ночи. Су­ дите сами; надо прийти и рас­ ставить все до репетиции, до 10—11 часов, по окончании ее — убрать; часика два — пере- рьш, и пора Готовить "вещное оформление" вечернего пред­ ставления, а потом ждать, пока погаснет рампа... Каждый ли вытерпит такое день за днем за весьма умеренную (кстати, во всех цехах) зарплату? Нина Ва­ сильевна "терпит" вот уже де- Театр — ее дом, смысл ее жизни, он для нее даже вроде семьи (дочка — живет далеко в Челябинске, у нее свои забо­ ты). Что, в двух словах, изме­ нилось в театре и зрителе за полвека? Бедновато раньше было — и публика одевалась поплоше, и актеры зачастую играли в своих костюмах — за это (нет худа без добра) им вы­ плачивались "амортизацион­ ные". Зато актеров чтили, что ИвсЕ-шп стдввслдвскгв БЫЛПРАВ; ТЕАТР ВАЛШЕТСЯ СВЕШАЛКЕ! своих сотрудниках, и я пони­ маю: здесь полный порядок. Технические и музыкальные знания звукоинженеров, их по- мопц> на основных этапах под­ готовки спектаклей дает отлич­ ный художественный эффект. Звучание каждой постановки — оптимально. С верхотуры — снова вниз, в реквизиторский цех сбоку сцены. На ней, из­ вестно, играют не только акте­ ры. На ней "играет" любой предмет — чашки, ложки, гре­ бешки и т. д., короче —рекви­ зит. Завцехом Нина Васильев­ на Донская объясняет специ­ фику своей работы. Реквизито­ ры фиксируют указания ре­ жиссера, ведут записи, где дол­ жна быть та или иная вещь. Причем местонахождение их нередщ) меняется, и попробуй за этим не уследи. , Вот Нина Васильевна с двумя подчиненными и следит. сятка два лет. Кроме того, реквизиторы обеспечивают и "живую нату­ ру". Потому-то вовсе не для украшения в цехе стоит аква­ риум с рыбками (для трагико­ медии "Уходил старик от ста­ рухи"). А для "Вишневого сада" приводят собачек. В общем, скучать реквизиторам не при­ ходится. Н е 1 ебольшая комната музея. Здесь цемало любопыт- ньи, свидетельств истории теат­ ра, но, да простит меня при- глядьшающая за ними Рита За­ харовна Селихова, она — са­ мый интересный "действую­ щий экспонат". Ей — за 80, в театре —с 1943-го года (I). Ра­ ботала кассиром, бухгалтером, реквизитором, костюмером. Одно из первых ее заданий — поездка в освобожденный от фашистов Воронеж за хлебны­ ми карточкам для актеров. ли, больше, не обращались к ним запанибрата. С лужбы театра не поме­ щаются в одной основ­ ной его "коробке". Изготавли­ вают декорации и бутафорию, шьют костюмы в трех!этажном корпусе рядышком, на улице Л. Толстого. Здесь — послед­ ний пункт моей мини-экскур­ сии — самый, по-моему, свет­ лый, приветливый, погружен­ ный в неотразимый художест­ венный беспорядок бутафор­ ский цех. Бутафория —имита­ ция, муляж, видимость настоя­ щих предметов разнообразного масштаба — от бутербродов до домов (если последние требу­ ется разместить на расписных задниках). Бутафорский цех — молодежный цех. Спрашиваю у симпатичньЬс Марины Слуки- ной, Галины Леоновой и Еле­ ны Ковалевой, механическая ли у них работа или творче­ ская, всякий ли может ее вы- № 211 (775) полнять? Ответ, как и ожида­ лось, однозначен; случайные люди в цехе не задерживаются, без умения, сообразительности здесь нечего делать. Бутафорию заказывает ху­ дожник будущего спектакля. Есть художники-педанты, с сантиметром выверяющие со­ ответствие предмета эскизу, и есть художники, вполне дове­ ряющие бутафорам, щиеся на их' В 1 ^с и Доверяет девушкам Владимир Макушенко — он сполна по­ ложился на них при до НИИ двумерных, плоек веселеньких имитаций к коме­ дии "В актерской компании". И Кирилл Андреев, оформи­ тель "Бременских музыкантов", согласился с некоторыми изме­ нениями, которые бутафоры внесли в... драконьи головы. Но следование эскизам, попадание в стиль постановки — еще не все. Важно знать, как бутафория будет использо­ ваться, будет ли она падать, стоять неподвижно, надо ли ей быть легкой, устойчивой и так далее. В зависимости от назна­ чения предметов нужно найти подходящие материалы, кото­ рые не сразу доищешься. О общем, повезло театру -■-'с бутафорами. Им со­ всем небезразлично то, на­ сколько их "штучные изделия" смотрятся на сцене, они по-хо­ рошему самолюбивы, требова­ тельны к себе и другим. Соб­ ственно, это относится к боль­ шинству закулисных работни­ ков театра. Они так или иначе тоже определяют его "лицо", они —важное звено в слажен­ ном, отлаженном творчески- производственном организме, о сложности которого догады­ вается, наверное, не каждый ' зритель, садящийся в удобное кресло и ждущий третьего звонка... К. к л ю т к и н . ч т о - т о НЕ ХОЧЕТСЯ в АМЕРИКУ... Завтра в театре имени Л. Н . Толстого — премьера комедии санкт-петербургского драматурга Олега Д анило ­ ва "Мы идем смотреть "Чапаева". После одной из про­ гонных репетиций наш корреспондент взял интервью , у постановщика нового спектакля Н. Чебыкина. — Николай Петрович, репетиция закончилась не­ сколько нервньш разгово­ ром между вами и актера­ ми. Это, конечно, не ре­ дкость в творческом про­ цессе, но ведь выяснять ак­ терам с вами было особо нечего. Спектакль-то — го­ товый, его дважды показы­ вали в конце прошлого се­ зона... — Все нормально. Акте­ ры вспоминали подзабытый за перерыв между сезонами текст пьесы, отчего прогон шел с запинками. Вот мы друг друга и "приободри­ ли", чтобы должным обра­ зом настроиться на премье­ ру- — Спектакль пойдет в том виде, в каком был вы­ пущен, или вы что-то в нем изменили? — Нет, я ничего не ме­ нял. Хорошо бы, если бы он всегда игрался .так, как на самом первом его пред­ ставлении, — в оптималь­ ном ритме, вызывая адек­ ватную реакцию зала. Каж­ дая комедия со временем особенно паддается зритель­ ской корректировке, актеры охотно идут навстречу же­ ланию публики посмеяться. Поэтому мое главное усло­ вие — не переигрывать, ве­ сти себя на сцене просто, естественно. Это комедия — не только повод для смеха, она должна восприниматьря как отрезок реальной жизни ее персонажей. — На экранах Липецка весной демонстрировался фильм "Ты у меня одна". В его основе — та же коме­ дия Данилова. Их сравне­ ние дает кое-какую пищу для размышлений и зрите­ лям, и постановщикам, бе­ рущимся за пьесу, не прав­ да ли? — Фильм, к сожалению, мне посмотреть не уда^гось. Но, знаете, можно очень много размышлять и над од­ ной лишь пьесой. А иначе, собственно, зачем релсиссе- ру ее ставить? И потом; ки­ но и театр — слишком раз­ ные искусства. Не люблю "кинематографические" пье­ сы, где действие скачет то туда, то сюда. В "Мы идем смотреть "Чапаева", наобо­ рот, соблюдено классиче­ ское театральное триединст­ во — времени’ места й дей­ ствия. Здесь ничто не отвле­ кает, не перебивает зритель­ ского внимания. — Триединство, понят­ но, формальный повод ва­ шего интереса к комедии. А содержательный? "А "зло­ ба дня"?. Герой комедии стремится уехать в Амери­ ку. Это что, столь сейчас важно, насущно? Все, кто уже мог, уехали несколько лет назад. Я, конечно, ут­ рирую, но все же ке — в них самих. Семья, показанная в пьесе, связана все же прочными узами, внутренне-то она — одно целое. Ситуация поэтому оборачивается всплеском, выбросом эмоций — и толь­ ко. Пьеса не сиюминутна, вопрос "удалась тебе жизнь и как тебе жить дальше?" волнует каждое поколение взрослых людей. — Ваша режиссерская позиция понятна. Теперь — 6 позиции Художника спек­ такля Галины Головченко. С точки зрения искушенно­ го театрала обстановка сцены может показаться старомодной. Выгородка, павильон квартиры выпол­ нены в давно знакомом стиле "театрального реа­ лизма". Насколько вас ус­ траивает концепция худож­ ника? — Устраивает полно­ стью. Здесь не нужна ка- — Давайте начнем с са- ' метафорическая кон- мого начала. Перед нами обычная, нормальная хоро­ шая городская семья: он и она — служащие, у них дочь заканчивает школу... — Постойте, неужели такая уж хорошая, то есть образец для подражания? Герои — типичные неудач­ ники, они добились лишь скромных должностей и ря­ довой однокомнатной квар­ тиры. Отсюда — семейные "разборки". Может, все-та­ ки, это драма, если не счи­ тать местами игривый текст и парочку второстепенных комичных персонажей? — Конечно, и драма то­ же, только не неудачников. Драма, повторяю, обычных нормальных людей, таких, как большинство из нас, подошедших к критическо­ му, в некотором смысле, по­ рогу сорокалетия. Семья жила достаточно спокойно и, наверное, продолжала бы жить так дальше, но вот вокруг нее многое измени­ лось, появились внешние р а здр аж и тели , возникла картинка : Америка. Геро­ ям дается возможность по­ менять привычный ход со­ бытий. однако их (наш об- пщй!) менталитет противит­ ся этому. Дело не в Амери- струкцйя. Замкнутая и при­ ближенная к авансцене де­ корация обычной квартиры — знак того, что с героями спектакля ничего не про­ изойдет, ничего у них в дальнейшем особо не изме­ нится, что свои проблемы они в своем скромном се­ мейном пространстве будут решать — и решат — сами. Как вы, как я, как зрители нашего спектакля. Остается назвать испол­ нителей, занятых в новой работе театра. Это Наталья Сергеева, Александра По­ гребняк, Ирина Новикова, Юрий Ильин, Анатолий Га­ ранин, Вячеслав Михеев. "Мы идем смотреть "Чапа­ ева", скорее цсего, из раз­ ряда "актерских спектак­ лей". А любые актерские достижения (немыслимые, разумеется, без режиссер­ ских) заслуживают отдель­ ного, за пределами данного интервью, разговора... На право - Ильин К. КЛЮТКИН. снимке: слева на- - А. Погребняк, Ю. и Н. Сергеева в спектакле Мы идем смот­ реть Чапаева . Фото А. КОЗИНА. ТАЙНОЕ С ТАНОВИ ТСЯ Я ВНЫМ Очередной скандал случился в Западной зоне второй лиги первенства России по футболу. Напомним, что уже были в ней разборки на футбольных полях и вне, повлек­ шие за собой снятие с розыгрыша трех команд и анну­ лирование результатов нескольких игр (в том числе и встречи анапского "Спартака с липецким "Металлургом" в первом круге). Суть последней каши, заваренной околофутбольными дельцами, была обнародована 25 октября на заседании Бюро Контрольно-дисциплинарной комиссии ПФЛ. Как выяснилось, удаление белгородца А, Меньшикова в ходе матча 'Кавказкабель' — Салют', не было внесено в про­ токол игры. Такое вопиющее нарушение оказалось воз­ можным благодаря сговору судейской бригады матча, его инспектора и руководства обоих клубов. В результате раз­ бирательства в КДК ПФЛ бьш вынесен приговор: судей олстранить от обслуживания матчей, президентов и глав­ ных тренеров 'Кавказкабеля и Салюта — от исполнения официальных обязанностей, а Меньшикова дисквалифи­ цировать на 12 месяцев. Кроме того, 'Салюту засчитаны поражения в домашних матчах с Факелом и нашим Ме­ таллургом со счетом 0:3 (эти матчи Меньшиков обязан был пропустить из-за красной карточки, но появился на поле). 1 Так что очко, потерянное Металлургом' за примерно такое же нарушение регламента чемпионата (вспомните историю с желтыми карточками Мамедова), вернулось к нему вдвойне. Интересно, потребуют ли футболисты за эту победу премиальные? Е. АРУТЮНОВ В МИРЕ ДЕНЕГ Ф Л И П Е Ц г. Липецк, пл. Плеханова, 4 V 72-08-40 создается "ЮНИОН КАРД" В ^ настоящее время банком процессинговый центр по выпуску и обработке пластиковых карточек ■'^NIОN САКВ”. В скором времени липчане получат возможность иметь следующие виды карточек; личные, семейные, корпоративные, карточки . для получения зарплаты. Что это даст? Прежде всего: расчет за покупки и услуги без наличных денег; - при поездке за рубеж отпадает необходимость декларировать сумму валюты, вывозимую на пластиковой карте; - при поездке в Москву и другие города, где уже работают с ВМЮМ САКВ более 2 000 предприятий торговли и сервиса, рсчитываться за покупки и услуги без наличных денег по пластиковой карточке, получать в банкоматах в этих городах наличные деньги и валюту; .- рублевые средства конвертируются в валюту, а валюта в рубли на день покупки: - возможность обналичить и сделать покупку в любой стране мира. Более подробно мы будем знакомить с ^NIОN САКВ в следующем выпуске. АКЦИИ БАНКА 30 ОКТЯБРЯ 1994Г. заканчивается продажа акций банка 6 выпуска. Желающие приобрести акции могут обращаться до указанного срока по адресу; ул. Семашко, 1 и все филиалы банка. АКЦИИ Липецккомбанк покупает акции АООТ ЦУМ, АООТ НЛМК, АООТ "ДСК", АООТ "Липецкий хладокомбинат , векселя предприятий, в 72-68-40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz