Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
с открытием сезона ! занавес поднимается 28 октября 1994 г. 7>ВЖР0 3!0 иШВШЕЕ ЛГЕШЕР Сетования на эфемер- , ность театрального искусства давно стали общим местом. Режиссерский шедевр, ак терская удача живут в памя ти новых поколений только как легенда, предание, блед ное описание рецензента в забытых подшивках старых газет. По крайней мере, если спектакль не удостоен вни мания телевидения или ки нематографа, способных со хранить его в видеозаписи или на. целлулоидной плен ке, так сказать, в законсер вированном виде. Но таких спектаклей-счастливчиков немного, а в прошлом — и вообще единицы. Что осталось нам от на шумевших премьер 20-х, 30- X , 40-х годов? Возможно ли хоть как-то реконструиро вать по глухому, постепенно совсем затухающему эху то, что некогда было таким жи вым, переливалось всеми красками, заставляло пла кать и смеяться переполнен ные залы? Грустно, н о , пожалуй, вопросы эти риторические, отрицательный ответ неотв ратим. Однако так же, как в сыновьях и внуках повторя ются, преображаясь, и внеш ние черты, и духовный об лик отцов, дедов, прадедов, в новых постановках, в оче редной премьере, в работах учеников, давно сошедших со сцены, быть может, уже ушедших из жизни художни ков есть нечто, что роднит и связывает спектакли дня ны нешнего с поисками и уда чами минувших, ставших ис торией театральных сезо нов... И почти мистическая преемственность, тем не ме нее, вполне не вымышлена и реальна. Даже когда полно стью меняется, обновляется лицо театра — особенно с появлением волевого, обла дающего собственным по черком режиссера... У академического театра имени Толстого — долгая и, наверное , заслуживающая своего летописца, интерпре татора история. Она начина лась в первые послереволю ционные годы. Впрочем, из вестна вполне точная дата премьерной постановки на липецкой сцене; в 1 ^рзале липецких минеральных вод; 5 июня 1921 года. Драма Ле онида Андреева "Савва", сре жиссированная В. Русловым. Организатором театра был Е. Лавров. Интересно, что в театре всегда проявляли повышен ное внимание и к хорошей новой литературе, и к клас сической драматургии. То есть теперешняя репертуар ная политика "толстовцев", осенивших себя именами Чехова и Толстого, и вместе с тем, охотно обрашающихся к пьесам острых, подчас спорных, новаторски мысля щих авторов, опирается на давнюю традицию. Кстати, ведь в 20-х годах тот же Ле онид Андреев был еще не почтенным классиком, а как раз литератором, чьи пьесы вызывали дискуссии, актив ное приятие и столь же энергичное отторжение. Не случайно "Савва" в дооктяб рьской России был под за претом... ...И замелькали листки календаря. Сменялись назва ния на афишах. Мастера сцены жили одной жизнью со своими зрителями, со всей страной. И когда здесь ставили Тренева или Пого дина, Вишневского или Ар бузова, это не было данью конъюнктуре, это было нор мальной потребностью твор цов находить отклик в серд цах людских, говоря с пуб ликой о том, чему она вери ла, чем гордилась или от че го пыталась уйти. Провинциальная труппа работала много и увлеченно, не чураясь поездок в сель- Н а снимках; афиша, извещающая об откры тии Советского драмати ческого театра (так назы вался в 1921 г. наш те атр); 1937 год — в гостях у мастеров сцены Герой Советского Союза М. Во д о п ьян ов ; 1950 год — сцена из спектакля "Пиг малион" по Б. Шоу, в ней заняты актеры Марчук и Ланская; 1988 год, М о с ква — главный режиссер Липецкого драмтеатра В. Пахомов готовит со сво ими актерами вечер д ра матурга С. Злотникова в Центральном доме акте ра имени А. Яблочкиной. скую глубин 1 су, равно как в годы войны считала высо ким долгом выступать перед фронтовиками. О тех време нах свидетельствуют случай но уцелевшие афиши, сним ки — некоторые из них мы помещаем на этой странице. Эхо минувших се.зонон все еше слышится. И апло дисменты. которыми встре тят и проводят нынешним вечером актеров их поклон ники , тоже когда-нибудь станут эхом. Уходят люди, стареют спектакли,, но вечно обновляется театр, вечно мо лодо искусство, соединяю щее времена, роднящее по коления, сколь бы ни пыта лись манкурты разных ран гов и мастей противопоста вить, резко разделить непре одолимым рубежом "вчера" и 'сегодня" и в повседневной жизни, и в душах человече ских, и на сценических под мостках... И. Н. (Окончание. Начало на 1-й стр.) ХТерез двери служебного Авхода сразу же попада ешь в один из его эшщентри- ков. Гардероб, стенд с инфор мацией и объявлениями, теле фон — все на небольшом пя тачке располагает к общению и движению. Дежурная Алек сандра Кузьминична Кузьмина приветливо "бдит", отвечает на звонки (довольно частые) и на чинаешь понимать: что среди вахтеров, билетеров и гарде робщиц налицо — овладение этими "смежными профессия ми", взаимозаменяемость. Александра Кузьминична На пенсии, и в театре прорабо тала достаточно — 22 года. Но службу, однако, не бросает: как ни странно, лучший отдых для нее — все равно здесь, не смотря ни на какую суету. Да и очень приятно до начала, спектаклей и после видеть многих знакомых зрителей. Александра Кузьминична на основе этих, хоть и шапочно одежных, знакомств считает Липецк вполне театральным городом, а посему себя — от нюдь не лишним в нем чело веком. Т ут весьма кстати и, по выражению актеров, "на реплику" появляется Владимир Иванович Ситников, главный инженер по радиооборудова нию (проще говоря, заведую щий звукоцехом). Он охотно соглашается стать моим гидом по самьЕи верхним этажам зда ния, где расположено его хо зяйство. Переходы, полумрак, крутоватые лестницы —' и вот под нами, как на ладони, зал и сцена. Средоточие цеха — массивный пульт, "выдающий" сложную музыкально-шумовую партитуру спектаклей. Пульт, судя уже по разме рам и множеству микшеров, как будто бы вполне на уровне, да и изготовлен не где-нибудь — в прежней Чехословакии. Правда, его вчерашние досто инства сегодня оборачиваются недостатками. Трудно е запас ными деталями (ведь нет кон тактов с заводом-изготовите- лем), да и размещен пульт не слишком удобно. Пора бы за менить его, есть и продавец в Санкт-Петерб 5 фге. Загвоздка (надо ли объяснять?) в цене... Ну, что мы все о пульте да о пульте? Владимир Иванович Показывает звукохозяйство, рассказывает о нем и о трех Буквально с утра до ночи. Су дите сами; надо прийти и рас ставить все до репетиции, до 10—11 часов, по окончании ее — убрать; часика два — пере- рьш, и пора Готовить "вещное оформление" вечернего пред ставления, а потом ждать, пока погаснет рампа... Каждый ли вытерпит такое день за днем за весьма умеренную (кстати, во всех цехах) зарплату? Нина Ва сильевна "терпит" вот уже де- Театр — ее дом, смысл ее жизни, он для нее даже вроде семьи (дочка — живет далеко в Челябинске, у нее свои забо ты). Что, в двух словах, изме нилось в театре и зрителе за полвека? Бедновато раньше было — и публика одевалась поплоше, и актеры зачастую играли в своих костюмах — за это (нет худа без добра) им вы плачивались "амортизацион ные". Зато актеров чтили, что ИвсЕ-шп стдввслдвскгв БЫЛПРАВ; ТЕАТР ВАЛШЕТСЯ СВЕШАЛКЕ! своих сотрудниках, и я пони маю: здесь полный порядок. Технические и музыкальные знания звукоинженеров, их по- мопц> на основных этапах под готовки спектаклей дает отлич ный художественный эффект. Звучание каждой постановки — оптимально. С верхотуры — снова вниз, в реквизиторский цех сбоку сцены. На ней, из вестно, играют не только акте ры. На ней "играет" любой предмет — чашки, ложки, гре бешки и т. д., короче —рекви зит. Завцехом Нина Васильев на Донская объясняет специ фику своей работы. Реквизито ры фиксируют указания ре жиссера, ведут записи, где дол жна быть та или иная вещь. Причем местонахождение их нередщ) меняется, и попробуй за этим не уследи. , Вот Нина Васильевна с двумя подчиненными и следит. сятка два лет. Кроме того, реквизиторы обеспечивают и "живую нату ру". Потому-то вовсе не для украшения в цехе стоит аква риум с рыбками (для трагико медии "Уходил старик от ста рухи"). А для "Вишневого сада" приводят собачек. В общем, скучать реквизиторам не при ходится. Н е 1 ебольшая комната музея. Здесь цемало любопыт- ньи, свидетельств истории теат ра, но, да простит меня при- глядьшающая за ними Рита За харовна Селихова, она — са мый интересный "действую щий экспонат". Ей — за 80, в театре —с 1943-го года (I). Ра ботала кассиром, бухгалтером, реквизитором, костюмером. Одно из первых ее заданий — поездка в освобожденный от фашистов Воронеж за хлебны ми карточкам для актеров. ли, больше, не обращались к ним запанибрата. С лужбы театра не поме щаются в одной основ ной его "коробке". Изготавли вают декорации и бутафорию, шьют костюмы в трех!этажном корпусе рядышком, на улице Л. Толстого. Здесь — послед ний пункт моей мини-экскур сии — самый, по-моему, свет лый, приветливый, погружен ный в неотразимый художест венный беспорядок бутафор ский цех. Бутафория —имита ция, муляж, видимость настоя щих предметов разнообразного масштаба — от бутербродов до домов (если последние требу ется разместить на расписных задниках). Бутафорский цех — молодежный цех. Спрашиваю у симпатичньЬс Марины Слуки- ной, Галины Леоновой и Еле ны Ковалевой, механическая ли у них работа или творче ская, всякий ли может ее вы- № 211 (775) полнять? Ответ, как и ожида лось, однозначен; случайные люди в цехе не задерживаются, без умения, сообразительности здесь нечего делать. Бутафорию заказывает ху дожник будущего спектакля. Есть художники-педанты, с сантиметром выверяющие со ответствие предмета эскизу, и есть художники, вполне дове ряющие бутафорам, щиеся на их' В 1 ^с и Доверяет девушкам Владимир Макушенко — он сполна по ложился на них при до НИИ двумерных, плоек веселеньких имитаций к коме дии "В актерской компании". И Кирилл Андреев, оформи тель "Бременских музыкантов", согласился с некоторыми изме нениями, которые бутафоры внесли в... драконьи головы. Но следование эскизам, попадание в стиль постановки — еще не все. Важно знать, как бутафория будет использо ваться, будет ли она падать, стоять неподвижно, надо ли ей быть легкой, устойчивой и так далее. В зависимости от назна чения предметов нужно найти подходящие материалы, кото рые не сразу доищешься. О общем, повезло театру -■-'с бутафорами. Им со всем небезразлично то, на сколько их "штучные изделия" смотрятся на сцене, они по-хо рошему самолюбивы, требова тельны к себе и другим. Соб ственно, это относится к боль шинству закулисных работни ков театра. Они так или иначе тоже определяют его "лицо", они —важное звено в слажен ном, отлаженном творчески- производственном организме, о сложности которого догады вается, наверное, не каждый ' зритель, садящийся в удобное кресло и ждущий третьего звонка... К. к л ю т к и н . ч т о - т о НЕ ХОЧЕТСЯ в АМЕРИКУ... Завтра в театре имени Л. Н . Толстого — премьера комедии санкт-петербургского драматурга Олега Д анило ва "Мы идем смотреть "Чапаева". После одной из про гонных репетиций наш корреспондент взял интервью , у постановщика нового спектакля Н. Чебыкина. — Николай Петрович, репетиция закончилась не сколько нервньш разгово ром между вами и актера ми. Это, конечно, не ре дкость в творческом про цессе, но ведь выяснять ак терам с вами было особо нечего. Спектакль-то — го товый, его дважды показы вали в конце прошлого се зона... — Все нормально. Акте ры вспоминали подзабытый за перерыв между сезонами текст пьесы, отчего прогон шел с запинками. Вот мы друг друга и "приободри ли", чтобы должным обра зом настроиться на премье ру- — Спектакль пойдет в том виде, в каком был вы пущен, или вы что-то в нем изменили? — Нет, я ничего не ме нял. Хорошо бы, если бы он всегда игрался .так, как на самом первом его пред ставлении, — в оптималь ном ритме, вызывая адек ватную реакцию зала. Каж дая комедия со временем особенно паддается зритель ской корректировке, актеры охотно идут навстречу же ланию публики посмеяться. Поэтому мое главное усло вие — не переигрывать, ве сти себя на сцене просто, естественно. Это комедия — не только повод для смеха, она должна восприниматьря как отрезок реальной жизни ее персонажей. — На экранах Липецка весной демонстрировался фильм "Ты у меня одна". В его основе — та же коме дия Данилова. Их сравне ние дает кое-какую пищу для размышлений и зрите лям, и постановщикам, бе рущимся за пьесу, не прав да ли? — Фильм, к сожалению, мне посмотреть не уда^гось. Но, знаете, можно очень много размышлять и над од ной лишь пьесой. А иначе, собственно, зачем релсиссе- ру ее ставить? И потом; ки но и театр — слишком раз ные искусства. Не люблю "кинематографические" пье сы, где действие скачет то туда, то сюда. В "Мы идем смотреть "Чапаева", наобо рот, соблюдено классиче ское театральное триединст во — времени’ места й дей ствия. Здесь ничто не отвле кает, не перебивает зритель ского внимания. — Триединство, понят но, формальный повод ва шего интереса к комедии. А содержательный? "А "зло ба дня"?. Герой комедии стремится уехать в Амери ку. Это что, столь сейчас важно, насущно? Все, кто уже мог, уехали несколько лет назад. Я, конечно, ут рирую, но все же ке — в них самих. Семья, показанная в пьесе, связана все же прочными узами, внутренне-то она — одно целое. Ситуация поэтому оборачивается всплеском, выбросом эмоций — и толь ко. Пьеса не сиюминутна, вопрос "удалась тебе жизнь и как тебе жить дальше?" волнует каждое поколение взрослых людей. — Ваша режиссерская позиция понятна. Теперь — 6 позиции Художника спек такля Галины Головченко. С точки зрения искушенно го театрала обстановка сцены может показаться старомодной. Выгородка, павильон квартиры выпол нены в давно знакомом стиле "театрального реа лизма". Насколько вас ус траивает концепция худож ника? — Устраивает полно стью. Здесь не нужна ка- — Давайте начнем с са- ' метафорическая кон- мого начала. Перед нами обычная, нормальная хоро шая городская семья: он и она — служащие, у них дочь заканчивает школу... — Постойте, неужели такая уж хорошая, то есть образец для подражания? Герои — типичные неудач ники, они добились лишь скромных должностей и ря довой однокомнатной квар тиры. Отсюда — семейные "разборки". Может, все-та ки, это драма, если не счи тать местами игривый текст и парочку второстепенных комичных персонажей? — Конечно, и драма то же, только не неудачников. Драма, повторяю, обычных нормальных людей, таких, как большинство из нас, подошедших к критическо му, в некотором смысле, по рогу сорокалетия. Семья жила достаточно спокойно и, наверное, продолжала бы жить так дальше, но вот вокруг нее многое измени лось, появились внешние р а здр аж и тели , возникла картинка : Америка. Геро ям дается возможность по менять привычный ход со бытий. однако их (наш об- пщй!) менталитет противит ся этому. Дело не в Амери- струкцйя. Замкнутая и при ближенная к авансцене де корация обычной квартиры — знак того, что с героями спектакля ничего не про изойдет, ничего у них в дальнейшем особо не изме нится, что свои проблемы они в своем скромном се мейном пространстве будут решать — и решат — сами. Как вы, как я, как зрители нашего спектакля. Остается назвать испол нителей, занятых в новой работе театра. Это Наталья Сергеева, Александра По гребняк, Ирина Новикова, Юрий Ильин, Анатолий Га ранин, Вячеслав Михеев. "Мы идем смотреть "Чапа ева", скорее цсего, из раз ряда "актерских спектак лей". А любые актерские достижения (немыслимые, разумеется, без режиссер ских) заслуживают отдель ного, за пределами данного интервью, разговора... На право - Ильин К. КЛЮТКИН. снимке: слева на- - А. Погребняк, Ю. и Н. Сергеева в спектакле Мы идем смот реть Чапаева . Фото А. КОЗИНА. ТАЙНОЕ С ТАНОВИ ТСЯ Я ВНЫМ Очередной скандал случился в Западной зоне второй лиги первенства России по футболу. Напомним, что уже были в ней разборки на футбольных полях и вне, повлек шие за собой снятие с розыгрыша трех команд и анну лирование результатов нескольких игр (в том числе и встречи анапского "Спартака с липецким "Металлургом" в первом круге). Суть последней каши, заваренной околофутбольными дельцами, была обнародована 25 октября на заседании Бюро Контрольно-дисциплинарной комиссии ПФЛ. Как выяснилось, удаление белгородца А, Меньшикова в ходе матча 'Кавказкабель' — Салют', не было внесено в про токол игры. Такое вопиющее нарушение оказалось воз можным благодаря сговору судейской бригады матча, его инспектора и руководства обоих клубов. В результате раз бирательства в КДК ПФЛ бьш вынесен приговор: судей олстранить от обслуживания матчей, президентов и глав ных тренеров 'Кавказкабеля и Салюта — от исполнения официальных обязанностей, а Меньшикова дисквалифи цировать на 12 месяцев. Кроме того, 'Салюту засчитаны поражения в домашних матчах с Факелом и нашим Ме таллургом со счетом 0:3 (эти матчи Меньшиков обязан был пропустить из-за красной карточки, но появился на поле). 1 Так что очко, потерянное Металлургом' за примерно такое же нарушение регламента чемпионата (вспомните историю с желтыми карточками Мамедова), вернулось к нему вдвойне. Интересно, потребуют ли футболисты за эту победу премиальные? Е. АРУТЮНОВ В МИРЕ ДЕНЕГ Ф Л И П Е Ц г. Липецк, пл. Плеханова, 4 V 72-08-40 создается "ЮНИОН КАРД" В ^ настоящее время банком процессинговый центр по выпуску и обработке пластиковых карточек ■'^NIОN САКВ”. В скором времени липчане получат возможность иметь следующие виды карточек; личные, семейные, корпоративные, карточки . для получения зарплаты. Что это даст? Прежде всего: расчет за покупки и услуги без наличных денег; - при поездке за рубеж отпадает необходимость декларировать сумму валюты, вывозимую на пластиковой карте; - при поездке в Москву и другие города, где уже работают с ВМЮМ САКВ более 2 000 предприятий торговли и сервиса, рсчитываться за покупки и услуги без наличных денег по пластиковой карточке, получать в банкоматах в этих городах наличные деньги и валюту; .- рублевые средства конвертируются в валюту, а валюта в рубли на день покупки: - возможность обналичить и сделать покупку в любой стране мира. Более подробно мы будем знакомить с ^NIОN САКВ в следующем выпуске. АКЦИИ БАНКА 30 ОКТЯБРЯ 1994Г. заканчивается продажа акций банка 6 выпуска. Желающие приобрести акции могут обращаться до указанного срока по адресу; ул. Семашко, 1 и все филиалы банка. АКЦИИ Липецккомбанк покупает акции АООТ ЦУМ, АООТ НЛМК, АООТ "ДСК", АООТ "Липецкий хладокомбинат , векселя предприятий, в 72-68-40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz