Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
повесть о новолипецком металлургическом 27 октября 1994 г. Эта страница "Липецкой газеты" посвящена делам и людям Новолипецкого металлургического комбината, достойно идущим к юбилею своего предприятия. А. И. ТЕПЛЕНИЧЕВ, директор агропромышленного комплекса АО "НЛМК": "ПГЕ^КНЕг ТЮШЕВКП ПРОСТО НЕТ" и С Т А Л Ь , и Х Л Е Б — Новолипецкие металлур ги скоро отметят славную дату —60-летие своего п])едприятия. Агропромышленный комплекс гораздо моложе. Александр Иванович, как проходит его становление, и что он уже зна чит для комбината? — Начиналось с неболь шого. , Основу Подсобно 1 :о хо зяйства со(5тавили тюшевские земли, малопродуктивные, до предела запущенные. А сама Тюшевка была в буквальном смысле слова деревней выми рающей. Позже комбинату пе редали совхоз "Карамышев ский". Та же неприглядная картина: с гектара собирали по 7 центнеров зерна, на фер ме — несколько десятков ко ров. Разваленные хозяйства, обезлюдевшие села. Ни о ка кой продукции и речи не мог ло быть! Была только земля — около семи тысяч гектаров. Ефишлось начинать с ну ля. Приобретали технику, удобрения, семена, продуктив ный скот. Одновременно с подъемом земледелия и разви тием животноводства заново перестраивали села. Восста навливать —не разрушать. На это ушли годи., . . .................... Теперь уже можно гово-. рить, что подсобное, хозяйство, для комбината значит многое. Его продукцией в основном обеспечиваются' потребности общепита, часть ее идет в про дажу через магазины. Доста точно сказать, что за девять месяцев этого года общешпу реализовано 858 тонн мяса, около 1000 тонн молочной продукции. Немало, если учесть размеры сельскохозяй ственных угодий. — Надо полагать, что паш ня стала продуктивнее. Ведь без прочной кормовой базы много продукции ферм не получишь. —Тут как раз и достигнут заметный рост. С прежними показателями никакого срав нения. В нынешнем году в совхозе "Карамышевский", на пример, на круг с гектара со брали по 34 центнера зерна, в "Новолипецком" и того боль ше — по 37 центнеров. Вало вой сбор зерна составил 9500 тонн. !это позволило загото вить в расчете на условную го лову скота по 36 центнеров кормовых единиц. Так что бу дут и мясо, и молоко. Рабочие этих совхозов в нынешнем го ду заметно увеличили произ водство животноводческой продукции, получают привесы и надои значительно выше прошлогодних. Грамотно ведут производство руководители совхозов — В. А. Вязигин и А. Т. Губа. — Александр Иванович, вы говорили, что одновременно с развитием производства заново перестраивались села. Что ста ло с обезлюдевшими прежде Тюшевкой и 1^рамышево? —Прежней Тюшевки про сто нет. Здесь вырос благоуст роенный поселок городского типа. Улицы застроены новы ми домами с центральным отоплением. Кажется, есть все,, что необходимо человеку — школа, магазин, амбулато рия, детский сад,баня. Закан чивается строительство Дома культуры, ведется газифика ция квартир. Село Карамыше- во тоже преобразилось. Центр образуют улицы, застроенные коттеджами. Их более ста. Выросли административ но-бытовые корпуса, столовая, магазин. В прошлом году здесь сдано 30 квартир, в этом — будет 18. В ^рамышево, как и в Тюшевку, пришел газ. Со- ,-здали нормальные условия , жизни —и люди„стали возвра щаться в село. Здесь все их ус- Е аивает — и работа, и быт. фамышевцы приняли 30 се мей, покинувших Казахстан и Узбекистан. Беженцы сначала работали на строительстве жилья, потом остались в селе на постоянное житетство. Все они обеспечены работой , жильем. — Совхозы, конечно, осно ва агропромышленного комп лекса. А вот как обстоит дело на других участках, в теплич ном хозяйстве, например? — Теплица у нае на гид- ропоне, занимает полгектара. Овощами общепит обеспечи вает. И свежая рыба зимой для новолипчан стала привычной. Рыбоводы опытно-промыш ленного цеха разводят и выра щивают ленского осетра, фо- релы карпа, теляпию. Завезли из Голландии мальков афри канского сомика. К условиям эта рыба неприхотлива, за год набирает вес до двух кило граммов. Есть у нас и зверо ферма. В этом году рассчиты ваем получить не менее 2 ты сяч шкурок хонорика и 500 — песца. Выделывать шкурки бу дем на месте, а мех пойдет на шапки, воротники, шубы. — В совхозе "Карамышев ский" сосредоточены мини- предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Оправдано ли взятое направле ние? — Безусловно. Подсобное хозяйство и создавалось' для того, чтобы дать к столу ме таллурга разнообразные про дукты: колбасные изделия, копчености, сливочное масло, сыры, творог, сметану, крупы. А как все это получить? Везти сырье на переработку за три- девять земель? Расходовать средства? Теперь мы сами из готовляем эти продукты. За гружены и мясокомбинат, и линии по выработке масла, круп. К нам приезжают да вальцы не только из нашей области, но и из Тамбовской, Воронежской. В скором вре мени рассчитываем пустить хлебопекарню, в перспективе — построить мельницу. Убеж ден, что направление нами взято верное. -г- Александр Иванович, комбинат стал акционерным об ществом. Как теперь строятся с ним отношения? Из общей ко пилки будут все брать? — Чтобы брать, надо и вносить. Агропромышленный комплекс станет дочерним предприятием АО "НЛМК". Отношения будут строиться на договорной основе. Комплекс переходит на полное самофи нансирование. Вкладывать средства на развитие произ водственной базы комбинат, конечно, будет. Но оборотные средства добывать придется самим. Прежде всего, за счет интенсификации производст ва, научных методов хозяйст вования, внедрения в земледе лие и животноводство про грессивных технологий. У кол лектива нашего подразделения есть все необходимое для того, чтобы получать с гектара зем ли большую отдачу, а фермы сделать высокорентабельными. Беседу вел В. КОБЗЕВ. в судьбах людей № 210 (774) Славу НЛМК, как ведущему предприятию отрас ли, сделали своим трудом многие поколения метал лургов, ремонтников, химиков. Сегодня только пере числение специальностей работающих на комбинате займет немало газетного места. Но все они делают одно общее дело. Этот снимок сделан в блоке ремонтных цехов N3 1, он входит как структурное подразделение в ремонтный завод комбината. Самые сложные зака зы делаю тся здесь . Соответственно и станочный парк на высоком уровне, он существенно обновился за последние годы. Но главное, в блоке цехов тру дятся настоящие специалисты, и среди них Алексей Петрович Бартенев. Фото А. ЩУРОВА. д а в а й , м аш и н и с т , ПОТИХОНЕЧКУ ТРОГАЙ... По своей мощи управлёние железнодо рожного транспорта под стать металлурги ческому гиганте и сравнимо с крупным от делением ЮВ1ед. Например, Елецким, ко торому дает более половигш грузооборота. Если все пути, пролегающир по комбинату, свести в одну дорогу, то она уйдет за Мо скву. По ним бегают болей сотни локомо тивов, расположено 17 станций, а количе ство стрелочных переводов перевалило за полторы тысячи. Очевидно, что без сети же лезных дорог комбинат просто не смог бы работать. Да и начиналось все именно с их прокладки. Старожилы помнят канатную дорогу, которая тянулась к Сырскому руд нику. А с ближайшей станции Казинка гру зы доставлялись... на лошадках. Сюда и пройожили в 1931 году первую железнодо рожную ветку. А через два года появился на свет железнодорожный цех, бьши постро ены мосты, здания, и конечно, сами пути, по которым бегали три паровозика и два десятка вагонов. Благодаря им удалось через год пустить первую доменную печь. Железная дорога помогла рождению комбината и полностью зависит от него се годня. Его грузы отправляются в дальнево сточный порт Ванино, Мурманск, Ленинг рад. А вот от "зарубежных" — Одессы и Клайпеды — из-за таможенных барьеров приходится отказываться. Правда, таможен ные посты появились не только на грани цах, но и в самом Липецке, что весьма ус ложнило процедуру отгфавления грузов. На оформление деклараций и прочих докумен тов, естественно, требуется время. Но МПС этого обстоятельства не учитывает. И при ходится новолипецким железнодорожникам постоянно платить штрафы за простой экс портных грузов. К сожалению, это не единственное не гативное последствие произошедших пере мен. За последние годы объем перевозок со кратился почти на сорок процентов. Скром ное финансирование не позволяет в полном объеме проводить ремонтные работы. Слож ности с покупкой запчастей, рельсов, кабеля держат железнодорожников в постоянном напряжении. Что поделаешь, они находятся на обеспечении комбината, из бюджета не получают ни копейки. Поэтому и зарплата за равный труд у местных машинистов и рабочих-путейцев гораздо ниже, чем на го сударственной железной дороге. А вот на логи, наоборот, гораздо выше. Государство оставляет с рубля сегодня лишь 15 копеек. Вот и плати зарплату, обновляй машинный парк, занимайся ремонтом. В этом году с трудом удалось приобрести лишь один но вый тепловоз. Трудностями сегодня никого не уди вишь. Но здесь привыкли хорошо работать вопреки многочисленным проблемам. И нельзя не сказать добрые сова о коллективе, состоящем из 2,5 тысячи ч,еловек. В составе управления пять цехов. Главным считается локомотивный, где работают представители основной профессии. Это машинисты и по мощники машинистов, которые водят со ставы по комбинатовским дорогам. Все они — мастера своего дела. Особым уважением пользуются машинист С. И. Комоликов и его помощник С. С. Фурсов. В вагонном цехе хозяйство большое и сложное — нужно следить за техническим состо 5 гнием нескольких тысяч вагонов, часть которых бегает по всей стране. Здесь рабо тают бригады слесарей, сварщиков, таке лажников. Ну, а конечный результат во многом зависит от старшего осмотрпщка ва гонов В. Н. Марчукова. ' Цех эксплуатации и цех пути и соору жений обеспечивают "зеленый свет"; для прохождения составов. Здесь много профес- сиональньк монтеров, д о р ож и т мастеров, дежурных по станциям. В любую погоду, днем и ночью, они на страже безопасности и бесперебойного движения локомотивов. Кто бывал на комбинате, наверное, ви дел огромные краны грузоподъемностью до 80 тонн. Без них не обойтись при разгрузке и монтаже сложнейшего оборудования. Уп равлять такой махиной —дело нелегкое. За служенный работник транспорта, известный рационализатор И. А. Болдырев освоил т о - фессию машиниста крана досконально. Вы сокая степень автоматизации на местных дорогах достигнута благодаря службе сигна лизации центральной блокировки. Если ска зать упрощенно, то задача ее — управлять переводом стрелок из одного центра, что удается весьма успешно. Кончено, новолипецкие железнодорож ники и их дела достойны более подробного рассказа, ведь без них замерла бы работа всего комбината. Думаю, повод для такой публикации найдется. И. СЕРОВ. П А М Я т а Ы Е Д А Т Ы 1981 год Пущен опытно-промыш ленный рыбоводный цех. 1983 год Открыт профилакторий "Парус" 1984 год Сдан новый больничный комплекс медсанчасти НЛМК. Новолипецкому металлур гическому комбинату присвое но имя видного государствен ного и политического деятеля Ю. В. Андропова. Открыт Дворец спорта "Юбилейный" с легкоатлетиче ским манежем. НЛМК награжден орденом Октябрьской Революции. 1986 год Вступил в строй действую щих цех по производству ди- намной стали, проектная мощ ность — 480 тыс. тонн в год. 1988 год На комбинате получена 100 -миллионная тонна кокса. Со стана "2000" сошла 100- миллионная тонна проката. 1989 год Организован цех по произ водству синтетического гранита "Сигран". Получена первая продукция цеха производства автотфице- пов. 1990 год Собран первый видеомаг нитофон в цехе производства электронной аппаратуры. 1992 год Выдал первую продукцию колбасный цех мясоперераба тывающего комплекса в Кара- мышево. Введен в эксплуатацию цех шлакоблоков. 1993 гЬд Состоялась презентация крупнейшего завода холодиль ников "Стинол", производи тельность — 1 млн. штук в год. НЛМК реорганизован в ак ционерное общество открытого типа "Новолипецкий металлур гический комбинат". Владель цами более 3 млн. акций (51%) стали 58 тысяч новолипчан, пенсионеров — бывших работ ников предприятия. 1994 год Введен в строй мощный комплекс крупнопанельного домостроения. Судьба этого человека тес но связана со становлением и последующим бурным разви тием комбината. Он не стоял у домны и не варил сталь. Его работа требовала иных уси лий: думать, конструировать, изобретать. Как го вф и тся , шевелить мозгами, чтошя тех ническое совершенствование производства удерживалось на таком уровне, когда конку ренция на мировом рьшке не страшит. Юрий Георгиевич Савватеев, в числе других тех нических специалистов, не посредственно осуществляет конструкторские работы по внедрению в металлургиче скую практику комплекса кислородных конвертфов и установок непрерывной раз ливки стали, поточного ваку умирования, разливки, стали методом "плавка на плавку". Эти новшества являют собой ! новое слово в металлургии. А до этого был Урал. Не- I большой металлургический ; завод демидовских времен. Его не распределяли туда, сам поехал. Вернее, не сам, а с директором этого завода. Тот 5 приехал в Московский инсти- I туч стали и сплавов, "высмат ривал" среди выпускников подходящего специалиста . Выбор пал на Савватеева. : Диплом с отличием, прочили в аспирантуру. Предложил должность главного конструк- : тора. Прямо со студенческой скамьи? Заманчиво. "Малень- * кий завод? На таком больше познаешь, — наставлял дирек- к тор. —У нас сразу впряжепш- ся в работу. Только скажу, легкой жизни не будет, пред стоит полная реконструкция завода". I Три года практической ра- ■боты помогли Савватееву в будущей конструкторской де ятельности. А настоящее дело, которому посвятил жизш>, он нашел на Ноюлипецком ме таллургическом . Сталепла вильное производство, где предложили работать, ему, прокатчику по образованию, вроде бы не по профилю. Пришлось защитить в Липец ком политехническом инсти- сказанная им еще в 1885 году. Сводилась она к совмещению отверстий на плоскости двух огнеупорных плит. Представ ление 00 этом дает разверну тый на пдоскостц обыкновен ный водопроводный кран. ботку и внедрение метода бес- стопорной разливки стали и создание машины "(Ъбита" группе специалистов Новоли пецкого завода была присуж дена Государственная ггремия. Среди лауреатов — замести- ‘Ч В Л б ^ В 'К ^ В Т О ^ в л о КОНСТРУКТОР туте еще один диплом, теперь уже инженера сталеплавиль ного производства. 60-е годы... На комбинате внедрялась технология плавки стали в конверторе и ее не прерывной разливки. Дело со вершенно новое, в мировой практике этого еще не было. 1ШРС претерпели несчетное число изменений и усовер шенствований. Одно из глав ных препятствий устойчивой работы первого кислородно- конвертерного_цеха — нена дежность системы дозирова ния металла при разливке из ковша. Металл "переедал" ог неупорные катушки стопор ного затвора, что приводило к большим авариям. Юрий Георгиевич вспоми нает сейчас: — Все мы понимали, что нужен затвор принципиально новой конструкции, бессто- порный, и находиться он дол жен вне металла. Как это сделать? По како му пути идти? Среди конст- рукторов-разработчиков вита ла идея француза Лефера, вы- Конструкторы были едины во мнении, что нужные требова ния могло удовлетворить уст ройство со скользящими за творами. В этом направлении и работали Савватеев, его коллеги. Проблема бесстопорной о л и в к и стали была решена. Создание шиберного затвора обеспечило безаварийную раз ливку стали. Комплекс непре рывной разливки явился сво его рода Меккой для метал лургов других стран. Комби нат посетили десятки делега ций, в том числе из Японии, СП1А, ФРГ, Индии, Фран ции, Швеции... Многие фир мы приобрели лицензии на право использования УНРС. С пуском ККЦ-2 закончи лось и полное внедрение это го метода. Огромный "фуд лю дей вместился в одной фразе. А чего стоило это "полное внедрение"! Метод разливки стали в УНРС из ковшей, оснашен- ных шиберными затворами, мощно двинул прогресс в ста леплавильном деле. За разра- тель начальника проектно- конструкторского отдела Ю. Г. Савватеев и старший мас тер УНРС, Герой Социали стического Труда Н. Д. Кар пов. С переходом на бессто- порную разливку появилась возможность широко вести внедрение комплекса мер по внепечной обработке стали. Писать о конструкторе, человеке творческой мысли, и не подкрепить найденное им решение практическими ре зультатами — все равно, что говорить ни о чем. Поэтому сразу поясним, что внедрен ный на комбинате метод по точного вакуумирования ста ли позволил производить ме талл лучшего качества, более мягкий, вязкий. Прокатанный из такой стали автолист годен для штамповки деталей любой сложности, и вазовцы его охотно берут. И не только они. Идею поточного вакууми рования стали на комбинате связывают с именем доктора технических наук, профессора Липецкого политехнического института Г. А. Соколова, ко торого, к сожалению, уже нет в живых. Он умер от сердеч ного приступа прямо в цехе, на площадке вакуумной уста новки. По специалисты ком бината довели идею профес сора до конца, и сейчас в ККЦ-2 постоянно работают две такие установки. Среди тех, чья кон структорская мысль способствовала быст- Е ейшему решению этой про- лемы, был и Савватеев. Вме сте с другими специалистами он также участвовал в разра ботке и внедрении в произ водство методов внепечной обработки стали. У Юрия Георгиевича Сав ватеева целый ряд авторских свидетельств на изобретения, ему присвоено почетное зва ние "Заслуженный изобрета тель Российской Федерации". Он глубоко убежден в том, что человек должен хорошо делать свое дело, творчески подходить к нему. Так посту пает он сам, этим же рзтср- водствовались его коллеги М. Правдин, В. Ольховский, А. Будюкин, В. Чириков, А. Васютин, В. Бурков, мно гие другие специ али сты , 'внесшие весомый вклад в со вершенствование оборудова ния и технологии конвертер ного производства с непре рывной разливкой стали, Ц апоследок Савватеев сказ^ : — Мысль конструктора всегда направлена на созда ние чего-то нового, совер шенного. Без творческого по иска его, конструктора, про сто не будет. Я горжусь своей причастностью к становле нию сталеплавильного произ водства, тем, что работаю в коллективе высококвалифи цированных конструкторов- проектантов, которым под силу большие дела. В. КОБЗЕВ. эхолотгся ^ лен ГЛВШЕ ЗА ПОБЕДНЫЕ - РАПОРТЫ ДАВАЛИ ОРДЕНА. А ТЕПЕРЬ З А ЭТО П РИ ХО ДИ Т С Я В Ы К Л А Д Ы В А Т Ь М И Л Л И А Р Д Ы Д О Л Л А Р О В Пора экологических заклинаний, похо же, прошла. Настало суровое время солид ных капвложений в экологию. Даже когда и вложить подчас нечего. Однако на Ново липецком комбинате на этот счет настроены весьма решительно. Мои коллеги в былые годы новолипчан за экологию и хвалили, и бранили. Одни )милялись озеру с лебедями на фоне стро гого индустриального пейзажа: вот, дескать, какое чистое производство, раз нежно-бе лые лебеди здесь не погибают и не улетают. Другие же хмуро и непримиримо выстрели вали в металлургов обоймы претензий, при водя грустные цифры, свидетельствующие о "вкладе" комбината в загазованность города, в загрязнение реки Воронеж. Впрочем, и умиленные восторги, и почти панические выкрики о катастрофе преувеличены. Да вайте рассуждать здраво и трезво. Итак, НЛМК — это опять же не жур - , налистский домысел, а свидетельство непод купных статистиков — самое экологически чистое предприятие черной металлургии в России. Так что птицы, в самом деле, при жились тут совсем не зря. Но, тем не менее, оснований для тревоги предостаточно. По- хшите, как трубили в фанфары по поводу досрочного пуска цехов-гигантов? Сколько орденов и медалей вручили по этому поводу строителям, работавшим по-ударному. Вот только почему-то всегда недоставало сил и времени, чтобы, наряду с производственны ми корпусами, хотя бы уж не досрочно, а в срок сдать очистные сооружения. Велика стоимость объекта? Не беда, министерство, не задумываясь, ограничивало затраты на природоохранные мероприятия. Хотя затра ты эти и были всегда самыми незначитель ными. В Японии в течение пятнадцати лет сорок процентов национального дохода ре гулярно тратили на экологию. В России же' эта цифра составляет всего 3 процента. В результате на протяжении долгих лет рядом с нами работали огромные цеха, нанося урон окружающей среде. И сегодня нам приходится дорого расплачиваться за былое головотяпство. Вот почему, несмотря на все финансо вые трудности, в 1993 году на НЛМК начата полная реконструкция коксохимического производства. Первые результаты уже налицо. Если в 1980 году выброс в атмосферу вредных ве ществ (пыли, окиси углерода, окислов азота и других) составлял 877 тысяч тонн, то к 1993 году их количество сократилось до 365 тысяч тонн. Процент улавливания и обезв реживания вредных веществ повысился с 58 до 74 процентов. Обо всем, что делают сейчас на комби нате по охране окружающей среды, в одной публикации не расскажешь. Остановимся на некоторых ее моментах. Помните "рыжие облака" пыли над аг лофабрикой? Сегодня мы их не увидим! Введение мощной системы газоочистки сде лало ее одним из самых чистых произ водств. Мощными газоочистными электро фильтрами оснащаются постепенно все до менные печи' и кр 5 пные производственные агрегаты. Благодаря этому только на одной шестой домне за сутки удается уловить пол тора вагона... пьши, которая раньше уходила в атмосферу. За месяц — целый эшелон! Серьезная работа ведется и на коксохи мическом производстве. Оно всегда явля лось самым большим загрязнителем окру жающей среды. Только в 1993 году его аг регаты выбросили в атмосферу около восем надцати тонн вредных веществ. Нужна ко ренная реконструкция производства. Сегод ня этот процесс уже начат. В октябре 1993 года выведена из эксплуатации пятая кок совая батарея. Планируется остановка шес той. На смену старому оборудованию при ходит новое, более современное, с комплек сом природоохранных мероприятий. . Занимаются экологи и проблемой сточ ных вод. Сейчас на территории комбината установлен ряд специальных баков, в кото рые поступает загрязненная вода. Из баков она попадает в цех биологической очистки сточных вод коксохима. Там она очищается с помогцью специальных бактерий, погло щающих фенолы и радониды. В 1991 году создано совместное пред приятие "Химмотолог", которое занимается переработкой маслоотходов и смазочно-ох лаждающих жидкостей. Аварийные сбросы нефтепродуктов в водоем и загрязнение по чвы маслами сегодня практически исключе ны. Но это еще не все. Предприятие ведет работы -по ликвидации ранее созданных прудов — маслонакопителей. Более полови ны их сегодня уже ликвидировано. Заместитель главного инженера комби ната по охране природы В. Хаустов расска зал о дальнейших планах. В будущем пла нируется закончить расширение городских очистных сооружений, оснащение новыми очистными мощностями всех цехов НЛМК. Словом, комбинат вполне способен стать экологически чистым предприятием. Вот только нужны для этого огромные деньги. На экологическое оснащение одного только кислородно-конверторного цеха требуется миллиард долларов. Такими средствами НЛМК сегодня не располагает. Впрочем, новолипчанам вполне хватает и оптимизма, и энтузиазма. Охрана окружа ющей среды здесь — забота общая. В по недельник, который, согласно "Комплекс ной системе управления охраной окружаю щей среды", объявлен "Днем охраны приро ды", руководители, мастера цехов хфоводят рейды по различным участкам НЛМК. По их результатам разрабатываются мероприя тия с целью уменьшить выбросы загрязня ющих веществ. Виновные в нарушениях строго наказываются. И еще. НЛМК — это не только главный загрязнитель. Далеко не каждый липчанин знает, что именно комбинат занимается очисткой всех канализационных стоков го рода, именно он вносит 75 процентов средств на охрану окружающей среды горо да, что на его территории выращивают эко логически чистые Овощи и многое другое. Так что НЛМК, пока еще загрязняя окру жающую среду, является еще и главным ее очистителем. Н. АЛЕКСАНДРОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz