Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
1 слово об учителе 28 сентября 1994 г. Ирина Алферова снова в Липецке гКОИ 1 г'Я‘Ж •гев'Ш-ге'ЯМ ПОЛЕ ВОЕП. ВОИЕ... Нынешний учебный год для Липецкого государствен ного педагогического института — особый, ему испол няется 40 лет. Дата эта, конечно, повод и для подве дения итогов р а^т ы на ниве просвещения, и для ра з мышлений о судг^ах нашей педагогики, выдержавшей не мало испытаний в прошлом, переживающей сложные р е формы сегодня. Но судьба педагогики — не отвлеченное понятие. Это судьбы людские. Были и есть у нас в области Учи теля, бескорыстно, преданно и бескомпромиссно вою ющие за Детство, за Личность ребенка. Об одном из таких учителей, творчество которого стало основой известного липецкого педагогического опы та, рассказывает сегодня заведующий кафедрой ЛГНИ, профессор, заслуженный учитель России С. А. Шмаков. Очерк посвящается памяти Константина Александро вича Москаленко... Нет пророков в своем Оте честве? А вот на липецкой земле 30 лет жил пророк, при несший ей известность и сла ву. И по сей день нашу об ласть "узнают" в стране и за ее Пределами по новолипецкому гиганту, по ЛТЗ и по... липец кому опыту. Не "методу" — ойыту, который, на мой взгляд, сохранится в мировой педагогической культуре на вечно. Этот прекрасный, де рзкий опыт-э^ссперимент был дискредитирован чиновниками от педагогики, завистливыми лжеучеными, которые его сна чала запрещали, освистывали, а потом ретиво "внедряди". Но — такова вечная "диалектика" нового и планида всех галиле ев. ... Меня познакомил с Мо скаленко на ленинградской конференций по проблемам дидактики Василий Александ рович Сухомлинский. Я и сей час помню то блестящее, озор ное выстугшение •Константина Александровича. Он камня на камне не оставил от старого, "классического" занудного уро ка, его унылой схемы. Он не щадил ученые авторитеты, не стеснялся в выражениях и — произвел фурор. Я был потря сен и очарован свежим ветром идей незнакомого мне удиви тельного ученою. — Хочу с ним работать, — заявил я Василию Александро вичу. — Пошли, сделаю протек цию, — ответил Сухомлин ский. Так я попал в Липецк... Москаленко! Эго имя не заслуженно забыто. А ведь его 30 лет назад знали все учителя страны больше, чем, скажем, Сухомлинского или Амонаш- вили. Статьи Константина Александровича в журншге "Народное образование" "Как должен строиться урок? В порядке обсувдения", "Ответ товарищам" — были сенсаци онны, революционны. Они’ воспринимались как "светлый луч" в царстве казарменной щколы. Поразительно, нО у многих учителей, в основном, хоро- щих людей, срабатывает ка кой-то старый инстинкт; мера всего для них не сам ребенок, а его "показатели": успевае мость, послушность, посещае мость... Москаленко же призы вал спуститься к ребенку-чело- веку... Он бросил первый валун в мертвое озеро дидактики, и в стране пошел обвал поисков и открытий в сфере обучения и развития детей. Тюменские тетради. Ростовская оптимиза ция. Новосибирские техноло гии урока. Утверждаю: Моска ленко был первым. На него сработали "оттепель" 60-х го дов, отсутствие груза старых традиций обучения в молодой Липецкой области, поддержка партийных органов, энтузиазм местных учителей- Его идеи с ходу приняли прогрессивные педагоги страны и такие круп ные ученые, как ф. Н. Гоно- болин, А. В. Веденов, М. А. Данилов (будущий министр просвещения, наш земляк — С. Ш.), Б. П. Есипов, Н. А. Менчинская,» Л. В. Благона- деждина, П. Э. Эрдниев, В. А. Сухомлинский. Его поддержа ли ректор ЛЕПИ Н. С. Пере- лыгин, заведующий кафедрой педагогики В. И. Журавлев, ныне академик РАО, чуть поз днее заведующая отделом нау ки обкома КПСС А. Г. Клюе ва. Увы, в те годы монополия на видение существовала жес-' Ткая. И потому его не поддер жали Министерство просвеще ния, Липецкое облоно и даже родственные кафедры его же института. Идеи Москаленко шли вразрез с официозными доктринами обучения и воспи тания "единообразного поколе ния". Еще в кандидатской дисг сертации, которую ему не да вали защитить поборники то тальности в обучении, он вы двинул принцип развития ре бенка, который я бы сформу лировал так: возможность про явить себя. — лучшая из воз можностей. Не хочу и не буду судить руководителей образо вания тех лет, все они жили в кризисе культуры, "нЬ изведав самой культуры" (Н. Бердяев). Все они работали под прессин гом единообразия и отчужде ния истинного детства. Кстати, отношение к идее необходимо сти реорганизации старого, "мертвого" урока Позднее все же изменилось и у них. Не могло не измениться. К Москаленко и его учи тельскому активу поехали ты сячи паломников со всех кон цов страны — из Ленинграда, с .Украины, из Башкирии... Психолог Москаленко по- шш: трафарет уроков ведет к атрофированию "мускулов ума". Что жС он предложил? Для начала Константин Алек сандрович разрабовал, прове рил на опыте в школах №№ ,1, 4, 12, 8 , 24, 9, 25 и еще де сятках щкол Липецка, Усмани, Ельца, Доброго, Добринки (в общем, 14' районов области) несколько технологических/но^- ваций. Каких? Зачин урока, комментированные упражне ния, вообще идея комментиро вания (думания вслух), нормы написания слов, темп урока, поурочный балл, ответы с ме ста (без вставания), обучаю щие тетради, приемы активи зации самостоятельной работы детей, опорные сигналы обуче ния, игровые упражнения, на конец, соединение опроса и обучения, учебная пятидневка, обучение шестилеток, готовых к школе, и многое другое. Утверждаю: все это сделано им впервые в истории совета ской школы. Это потом авторы кандидатских, докторских дис сертаций, книг по дидактике начато! осваивать идеи Моска ленко, даже не упоминая его имени... Имя К. А. Москаленко не попало и в педагогическую эн циклопедию. Талант всегда на ходит себе неприятности. Я долго работал с Москаленко и знаю, сколько ему приходи лось отписываться, тратить драгоценное время на тяжбы с бесконечными проверочными комиссиями. В чем только его не обвиняли! И в использова нии "буржуазных” методов обу- НА СНИМКЕ : К . А. Москаленко (справа) и известный писатель; редактор газеты "Первое сентября" С. Л , Соловейчик. Творческая встреча в ЛГПИ . 19 84 год. Ровно 10 лет н а з ад .. . чения. И в том, что его идеи "отучивают детей говорить". И в том, что он "подыгрывает". И в том, что он "подрывает со ветскую дидактику". Примерно за то же преследовали Мака ренко и Сухомлинского. Что делать, тому времени была свойственна исступленная не терпимость к новому. ... Молодой Москаленко начал учительствовать еще пе ред войной и в первые ее, са мые тяжелые годы, когда не было учебников, тетрадей, ког да почти не задавали домаш них заданий. Уже в начале своей карьеры он понял необ ходимость перестройки урока — самой консервативной и... самой творческой формы обу чения детей. Поступив в асшг- рантуру в 1950-м, сам предло жил тему своей диссертации: "Оценка знаний зпащихся при закреплении нового материала и ее психологическое значе ние". Тему отвергли как "наду манную и прожектерскую". В 1952 году пишет про странные письма в ЦК КПСС, в газету "Правда", в Академию наук с предложениями о ко ренном изменении структуры и задач урока. Его принцшгы не приняты ни в одной инс танции. И тогда ученый обра щается напрямую к учителям. В 47 школах города Липецка и области он находит союзников и последователей. Работоспо собность Москаленко была по разительной. А вера в свои идеи просто фанатичной. Идут профсоюзные собрания в об лоно,. заседания кафедр в ЛГПИ, на которых его откры тия осмеиваются и отвергают 7 ся. Москаленко мужественно проходит через свою драму времени и, в конце концов, побеждает. Постепенно про тивники перестройки урока становятся его союзниками. А липецкие учителя не постепен но — сразу! В команду Моска ленко вошли лучшие из луч ших. И В этом созвездии на всю страну зазвучали имена Г. Горской ( 8 -я школа), А. Ша ламовой, А. Безрукавниковой (4-я), Е. Титовой (12-я), В. Провоторовой, А. Глотовой и многих сельских педагогов. Практически во всех школах области появились у него ак тивные сторонники. Я прино шу свои извинения тем, кого не назвал. Это невозможно еделать. Москаленко каждому учи телю помогал найти себя. И люди с ходу начинали бороть ся за свое право творить. Мода на новое стала воплощать энергию общественного опы та... Он понимал: у многих ре бят в школе все силы идут на борьбу со своей несчастливо- стью — на рост сил не остает ся. Не потому ли дети, к при меру, перестали задавать учи телю вопросы, спорить с ним? Не подчинение , а согласование интересов учителя и ребенка — таково кредо Москаленко. Вот когда, еще в конце 50-х, нача лось учебное сотрудничество учителей и учеников! Он знал; победа детей на уроке крепка и весела,-бТ нее пышет здоровьем, от нее кру гами расходятся добрые, поло жительные эмоции. Нестес ненное слово ребенка — не пременное условие детского творчества, свободная мысль на уроке, открытый диалог вОт что надо школе. И еще — "плотный труд”, индивидуаль ный и коллективный. Все на ходки Москаленко работали на это. Он прекрасно понимал: отрицательное в школах ти пично, положительное — нет. На положительном и необхо димо сосредотачивать силы. У школ должно быть свое лицо. Свои положительные поля. Именно в то время появились в Липецке и обла'сти "автор ские" школы Поспелова, Ко тельникова, Раковского, Сал тыкова, многих других дирек торов. Педагогические победы да ются великим, изумля:ющим терпением и трудом. Граждан ское мужество Москаленко в его позиции, а затем — в по ступках. Он сам давал показа тельные уроки, вел сотни се минаров, писал статьи и бро шюры... Москаленко отдавал себе отчет: причина многих бед в отечественной' педагогике — аутсайдерство. Европа давно перешла на учебную пятиднев ку, а у нас надо было за это воевать еще много лет. Но пя тидневка пришла в липецкие школы. Пришел и новый, объ единенный урок. И вот уже министр просве щения М. А. Данилов в статье "Дидактический анализ липец кого опыта построения уроков" (1969 г.) пишет: "Не подлежит сомнению, что перестройка урока, осуществленная передо выми учителями Липецкой об ласти, представляет собой крупнейшее событие в педаго гической жизни нашей стра ны". И далее — высокая оцен ка открытиям К. А. Москален ко. "Не подлежит сомнению..." Сомнения были. Было отрица ние идей Москаленко. И разо блачение его "ошибок”. И была зависть посредственности. Сотни липецких учцтелей бы ли награждены орденами, зва ниями, знаками. Москаленко получил свой орден Трудового Красного Знамени... перед смертью. И почти до самой его койчины "оппоненты” писали, что он "обобщил опыт лучших учителей”, а не создал этот опыт... ... Сегодня важен момент истины. Москаленко было свойственно историческое мышление, и потому он опе редил время. Свидетельствую: именно Константин Александ рович Москаленко первым в стране поднял проблемы обу чения по-новоМу и дал целую дидактическую программу, ко торая была названа "Липецким опытом”, а уже позднее — ставропольским, ленинград ским, рязанским — россий ским. Судьба крупнейшего педа гога отечественной системы народного образования еще раз напоминает: необходимо вовремя заметить, оценить и поощрить все талантливое. Только тогда будет обеспечено движение вперед. Да, педаго гика—• сфера проб, находок и ошибок. Возможно, они были и у Москаленко — человека неравнодушного, ищущего, ис тинного ученого. ... 29 сентября в 14.(Юв ли пецкой средней школе №, 9, где он сам активно работал, пройдет "круглый Стол" город ского управления народного образования. Соберутся учите ли, коллеги, учешпеи Констан тина Александровича вспом нить научный подвиг земляка. И это справедливо. Он ушел из жизни 10 лет назад, оставив свой неповтори мый след в педагогической культуре. Он бьш, к сожале нию, одиноким воином. Но и один в поле (школе) воин, ес ли он — воин! С. ШМАКОВ, заведующий кафедрой ЛГПИ, профессор, заслуженный учитель России № 188 (752) этот ВЕЧНО здводнон ЛЕВ ЛУГОВ... После зрителей Москвы, ряда городов России, Израиля липчане увидели спектакль столичного Те атра современной пьесы "Все будет хорошо, как вы хотели" Семена Злотникова в постановке Ильи Райхельгауза. (Кстати, эта же комедия, под на званием "Триптих для двоих", выпущенная тем же режиссером, в свое время шла на сцене Липецкого театра имени Л. И. Толстого, где игрался и спек такль москвичей). Ирина Алферова, вновь, вслед за "Карманным те атром", приехавшая к нам, и Лев Дуров разыграли три истории о людях, главные надежды которых так, пожалуй, и умрут вместе с ними. О людях, которые поэтому "спасаются" то ли поиском на мгновение явленного им идеала, то ли попытками скрасить неудачливость, одиночество общением друг с другом и с... заведенньши ими собачками. И. Ал ферова незадолго до начала второго спектакля пе редала вашему корреспонденту: для интервью с ней дается десять минут. Чего травить журналист скую душу (такая красивая актриса — и всего на 600 секунд, не разгонишься), подумал я и в итоге минут сорок разговаривал лишь с Львом Констан тиновичем. — Почему в спектакле вы заняты именно с Ириной (или Ирина именно с вами), ведь комедия вполне, предполагает не столь контрастный дуэт? — Все исходит из старого слова "антреприза". Эго когда конкретных актеров из разных театров некто предприимчи вый собирает вместе, чтобы сыграть одну какую-то пьесу. Райхельгауз захотел поставить горячо любимую им пьесу Злотникова только с нами, ак терами из театра Ленком и на Малой Бронной. Однажды встретив режиссера и узнав, кого тот выбрал, известный его коллега Петр Фоменко сказал: "Замечательное, но де рзкое распределение ролей". — Партнер, доселе незна комый по совместной работе, бывает и "неудобен", не то что в родном театре... —У еще одного антрепре нера, Леонида Трушкина, в его "Театре Антона Чехова" я играю Полония в "Гамлете" вместе с рядом замечательных актеров. И у нас как-Гб' сло жился порядок, типичный для команд, где много легионеров. Нормальный, без обид про фессиональный порядок, без лишних эмоций и слов: при шли, вышли на поле, то есть на сцену, отыграли — и разо шлись. С Ириной же мы об щаемся так, как будто мы — друзья-приятели из одного те атра. Выступаем с комедией Злотникова далеко не первый год и даже ни разу не обиде лись, что ли, друг на друга. — В августе газета "Куль тура" опубликовала ваш моно лог, в котором наше настоящее чаще не совсем хорошо выгля дит на фонё нашего недавнего прошлого. Следовательно, раньше, но-вашему, было луч ше? — В актерской, театраль ной среде —да. На сопротив лении режиму театры создава ли спектакли-события.... Сей час, я говорю уже не столько о театре, мы получили свобо ду, й оказалось, что ею мы не сумели распорядиться. Нет, прошлое в широком, не ак терском смысле не вызывает у меня никакой ностальгии, Но политики с меня хватит. Я отстоял, отночевал на барри кадах в августе девяносто пер вого и не жалею об этом, по тому что не хочу деспотии. Просто игры политиков с на- 1 ЮДОМ продолжаются. Даются долгожданные, обещания, при нимаются справедливые по становления — а потом с ни ми производят ст 1 )анные фо кусы, их всячески начинают ограничивать, — Позвольте коснуться де ликатной темы. В театре на Малой Бронной вы регулярно ставите спектакли, очень, пО- моему, симпатичные. Во вся ком случае, виденные мною — "Оркестр" Жана Ануя и "Лес" Островского. Критики же нахо дят в ваших режиссерских ра ботах, за исключением разве что "Леса", массу недостатков. Что вы можете сказать о по добном отношении к вам как к автору спектаклей? — Эго та моя проблема, когда говорить всю правду не стоит. Вопрос об отношении критиков и некритиков к моей режиссуре врос в леген ду: якобы я рвусь к власти, к руководству театром. Никто из моих недругов почему-то никогда не брал во внимание тот факт, что трижды на Ма лой Бронной хотели сделать ' меня художественным руково дителем, что поступали пред ложения возглавить иные те атры. Мне ничего этого не на до и никогда не было надо. Мне достаточно того, чем я давно уже привык заниматься. — Очень стойкая ваша "привычка" — кино. К сожале нию, раз на экранах кинотеат ров крайне мало российских фильмов, я не знаю, продолжа ете ли вы сниматься с прежней охотой или нет... — Продолжаю, только вот не знаю, куда деваются филь мы с моим участием. Где "Ма стер и Маргарита", я там сы грал Левия Матфея? Где "Князь Мещерский" по Буни ну, где у меня заглавная роль? Не знаю, какая судьба ждет только что отснятого "Алек сандра Македонского" с моим Диогеном. Буквально в день разговора с актером я прочел в журнале "Театр" (№ 12, 1993); "Из ин тервью с Л. Дуровым: "Лариса Шепитько спросила как-то у Эфроса: "Как мне остановить Дурова?" Он ответил: "Не вздумайте. Он умрет". Завод ной я какой-то. Завозкусь... а пошел, пошел. А что дает' си лы? Бог его знает..Любовь к жизни, наверное". Этот коро тенький диалог замечательных режиссеров о неуемной энергии Л. Дурова во время работы и слова самого актера, как ка жется, не вообще о любви к жизни. Кто из нас не любит жизнь? Ведь любим-то мы ее, ■ в основном, "внутри себя ". А Дуров любит — вовне. Любит, конечно, и для себя, но и для тысяч, миллионов зрителей тоже, и еще сильнее, чем для себя. Луч его "актерской звез ды", энергетики, что называ ется, пронизывает простран ство и время. Да, Л. Дуров — "заведенный", а не какой-то слепой, сумбурной силой, он за веден потрясающей человечно-.., стью своих лучших персона жей. У ДЕ7Е1НОВЫЕ ШЕ1Ы После принятия постановле ния главы администрации обла сти "О шефстве предприятий и организаций над специализиро ванными детскими учреждения ми народного образования" Бо- ринский детский дом нашел но вых друзей. Это — коллективы завода холодильников "Стинол" (АО ^ Л М К 'З , АО "Липецкнеф- тепродукт" и АО "Боринский са харный завод". Л. п е т р о в с к и й . "БИОСМЕРТЬ" ДЛЯ КРЫС Пару лет назад ходили рассказы об огромных кры- сах-мутантах, которые оби тали в московском метро и охотились на людей. Но и от о б ы к н о в е н н ы х вреда очень много. Кто хоть раз в жизни не сталкивался с необходимостью избавиться от этой нечисти?! Грызуны повреждают зерновые посе вы и травы, объедают всхо ды озимых и кору плодо вых деревьев. Поселяясь на складах и в жилых построй ках , уни чтож аю т запасы продовольствия, сырье, са ми помещения. На фермах большие крысы часто губят птицу , поросят, нападают даже на взрослых зажирев ших свиней. Но и этого мало. К ры сы ' и мыши являются перенос- такам и инфекционных за болеваний человека и до машних животных: чумы, дизентерии, ящура, холеры птиц и 'др. В условиях нынешней сухой и теплой осени гры зуны интенсивно размно жаются, очень активны и широко расселяются. Даже под снегом они способны приносить потомство. Если грызуны стали для вас большой проблемой, то обращайтесь на областную станцию защиты растений, где готовят биологический препарат — зерновой бак- тороденцид. Он вызывает у них и н фекционное заболевание — брюшной тиф и массовую ь. С?ами грызуны их гибел , н а ч и н аю т зар аж а т ь друг друга. Препарат совершен но безопасен для людей, домашних живо'гных и по лезной фауны. В отгшчие от многих хи мич еских ядов , преп арат бактерий не действует от пугивающе на грызунов, не вызывает у них защитно оборонительных рефлексов и хорошо ими поедается. Развитие заболеваний й гибель грызунов протекает не внезапно, как от хими ческих средств, а постепен но (инкубационный период ф а к т и ч е с к и 5—6 д н е й ) . Грызуны не избегают по едания препарата бактерий даже в разгар заболеваний. Зерновой бактороденцид применяют без добавления других приманочных про дуктов, так как он является хорош ей п р и м ан к о й для грызунов, однако можно к препарату добавить чайную ложку подсолнечного масла для лучшего привлечения. Для истребления серых крыс на станции готовят еще биохимический препа рат — с добавкой натрие вой соли. Расход п реп арата при высокой численности мы шей или полевок не более 2 килограммов на гектар. На полях многолетних трав и в залуженных садах пре парат вносят по периме'гру участка. В стогах и скирдах соломы раскладывают в бу мажные кульки в нишах. Применяя препарат для борьбы с разными видами мышей и крыс несколько раз в год, можно добиться истребления их в пределах 75—100 процентов. Первые 250 килограммов препарата н а Л и п е ц к о й о б л а с тн о й станции защиты растений будут приготовлены к 1 ок тября 1994 года. В, С. ВИНОГРАДОВ, начальник областной станции защиты растений. "КОЛОС" НАБИРАЕТ ОЧКИ Самый крупный результат в 34-м туре чемпионата России по футболу среди команд второй группы был зафиксирован в Краснодаре, где лидер западной зоны местный "К^блос" везре- чался со своими земляками — клубом "Кубань” и победил со счетом 7:2. У краснодарцев 50 очков, и они возглавляют тур нирную таблицу. Серьезную заявку на вторую путевку в первую лигу делает воронежский "Факел", победивший "Иристон” из Владикавказа с результатом 2:0 й имеющий 46 очков. Начал сдавать свои позиции 'Текстильщик" (Иваново), потерпевший в Нальчике второе поражение подряд от местного "Спартака" — 1:4. С 46 очками "Текстильщик” занимает третье место. Четыре "сухих"мяча в ворота "Авангард-КОРТЭК" (Коломна) забили железнодорожники Санкт-Петербурга, а остальные мат чи последнего тура закончились вничью; "Спартак" (Анапа) — "Венец'* (Гулькевичи) — 1:1, "Вымпел" (Рыбинск) — "Динамо" (Вологда) — 0:0. ПОЛОЖЕНИЕ КОМАНД НА 28 СЕНТЯБРЯ п В н П Р-М 0 "Колос" 33 24 2 7 92 -43 50 "Факел" 32 20 6 6 65 -22 46 "Текстильщик" "Спартак" Нч. 33 20 | 6 7 72 -36 46 32 21 3 8 70 -29 45 "Спартак" Ан. 33 19 6 8 59 -34 44 "Кубань" "Металлург" 31 19 5 7 71 -34 43 32 19 5 8 53-32 43 "Локомотив" 31 17 6 8 48 -24 40 "Торпедо” 31 15 9 7 43 -30 39 "Салют" 32 14 6 12 42 -34 34 "Анжи" 30 13 4 13 40 -34 30 "Кавказкабель" 31 12 6 13 43-51 30 "Вымпел" 32 10 6 16 34-41 26 "Авангард” "Трион-Волга" 31 10 6 15 31 -46 26 31 10 4 17 32 -56 24 "Динамо" Вг. 32 6 10 16 33 -50 22 "Иристон" 31 8 4 19 33 -59 20 "Динамо" Мх. 39 9 1 29 29 -99 19 "Венец" 31 7 5 19 29 -56 19 "Терек" 39 7 5 27 22 -83 19 "Орехово" 33 4 7 22 24 -72 15 В таблице учтены результаты всех матчей снятых с розыг- рыща махачкалинского "Динамо" и хрозненского "Терека". К. клю тки н . На снимке: сцена из спек такля "Все будет хорошо..." Фото А. ЩУРОВА. 'ЗШШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz