Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

1 слово об учителе 28 сентября 1994 г. Ирина Алферова снова в Липецке гКОИ 1 г'Я‘Ж •гев'Ш-ге'ЯМ ПОЛЕ ВОЕП. ВОИЕ... Нынешний учебный год для Липецкого государствен­ ного педагогического института — особый, ему испол­ няется 40 лет. Дата эта, конечно, повод и для подве­ дения итогов р а^т ы на ниве просвещения, и для ра з­ мышлений о судг^ах нашей педагогики, выдержавшей не­ мало испытаний в прошлом, переживающей сложные р е ­ формы сегодня. Но судьба педагогики — не отвлеченное понятие. Это судьбы людские. Были и есть у нас в области Учи­ теля, бескорыстно, преданно и бескомпромиссно вою­ ющие за Детство, за Личность ребенка. Об одном из таких учителей, творчество которого стало основой известного липецкого педагогического опы­ та, рассказывает сегодня заведующий кафедрой ЛГНИ, профессор, заслуженный учитель России С. А. Шмаков. Очерк посвящается памяти Константина Александро­ вича Москаленко... Нет пророков в своем Оте­ честве? А вот на липецкой земле 30 лет жил пророк, при­ несший ей известность и сла­ ву. И по сей день нашу об­ ласть "узнают" в стране и за ее Пределами по новолипецкому гиганту, по ЛТЗ и по... липец­ кому опыту. Не "методу" — ойыту, который, на мой взгляд, сохранится в мировой педагогической культуре на­ вечно. Этот прекрасный, де­ рзкий опыт-э^ссперимент был дискредитирован чиновниками от педагогики, завистливыми лжеучеными, которые его сна­ чала запрещали, освистывали, а потом ретиво "внедряди". Но — такова вечная "диалектика" нового и планида всех галиле­ ев. ... Меня познакомил с Мо­ скаленко на ленинградской конференций по проблемам дидактики Василий Александ­ рович Сухомлинский. Я и сей­ час помню то блестящее, озор­ ное выстугшение •Константина Александровича. Он камня на камне не оставил от старого, "классического" занудного уро­ ка, его унылой схемы. Он не щадил ученые авторитеты, не стеснялся в выражениях и — произвел фурор. Я был потря­ сен и очарован свежим ветром идей незнакомого мне удиви­ тельного ученою. — Хочу с ним работать, — заявил я Василию Александро­ вичу. — Пошли, сделаю протек­ цию, — ответил Сухомлин­ ский. Так я попал в Липецк... Москаленко! Эго имя не­ заслуженно забыто. А ведь его 30 лет назад знали все учителя страны больше, чем, скажем, Сухомлинского или Амонаш- вили. Статьи Константина Александровича в журншге "Народное образование" "Как должен строиться урок? В порядке обсувдения", "Ответ товарищам" — были сенсаци­ онны, революционны. Они’ воспринимались как "светлый луч" в царстве казарменной щколы. Поразительно, нО у многих учителей, в основном, хоро- щих людей, срабатывает ка­ кой-то старый инстинкт; мера всего для них не сам ребенок, а его "показатели": успевае­ мость, послушность, посещае­ мость... Москаленко же призы­ вал спуститься к ребенку-чело- веку... Он бросил первый валун в мертвое озеро дидактики, и в стране пошел обвал поисков и открытий в сфере обучения и развития детей. Тюменские тетради. Ростовская оптимиза­ ция. Новосибирские техноло­ гии урока. Утверждаю: Моска­ ленко был первым. На него сработали "оттепель" 60-х го­ дов, отсутствие груза старых традиций обучения в молодой Липецкой области, поддержка партийных органов, энтузиазм местных учителей- Его идеи с ходу приняли прогрессивные педагоги страны и такие круп­ ные ученые, как ф. Н. Гоно- болин, А. В. Веденов, М. А. Данилов (будущий министр просвещения, наш земляк — С. Ш.), Б. П. Есипов, Н. А. Менчинская,» Л. В. Благона- деждина, П. Э. Эрдниев, В. А. Сухомлинский. Его поддержа­ ли ректор ЛЕПИ Н. С. Пере- лыгин, заведующий кафедрой педагогики В. И. Журавлев, ныне академик РАО, чуть поз­ днее заведующая отделом нау­ ки обкома КПСС А. Г. Клюе­ ва. Увы, в те годы монополия на видение существовала жес-' Ткая. И потому его не поддер­ жали Министерство просвеще­ ния, Липецкое облоно и даже родственные кафедры его же института. Идеи Москаленко шли вразрез с официозными доктринами обучения и воспи­ тания "единообразного поколе­ ния". Еще в кандидатской дисг сертации, которую ему не да­ вали защитить поборники то­ тальности в обучении, он вы­ двинул принцип развития ре­ бенка, который я бы сформу­ лировал так: возможность про­ явить себя. — лучшая из воз­ можностей. Не хочу и не буду судить руководителей образо­ вания тех лет, все они жили в кризисе культуры, "нЬ изведав самой культуры" (Н. Бердяев). Все они работали под прессин­ гом единообразия и отчужде­ ния истинного детства. Кстати, отношение к идее необходимо­ сти реорганизации старого, "мертвого" урока Позднее все же изменилось и у них. Не могло не измениться. К Москаленко и его учи­ тельскому активу поехали ты­ сячи паломников со всех кон­ цов страны — из Ленинграда, с .Украины, из Башкирии... Психолог Москаленко по- шш: трафарет уроков ведет к атрофированию "мускулов ума". Что жС он предложил? Для начала Константин Алек­ сандрович разрабовал, прове­ рил на опыте в школах №№ ,1, 4, 12, 8 , 24, 9, 25 и еще де­ сятках щкол Липецка, Усмани, Ельца, Доброго, Добринки (в общем, 14' районов области) несколько технологических/но^- ваций. Каких? Зачин урока, комментированные упражне­ ния, вообще идея комментиро­ вания (думания вслух), нормы написания слов, темп урока, поурочный балл, ответы с ме­ ста (без вставания), обучаю­ щие тетради, приемы активи­ зации самостоятельной работы детей, опорные сигналы обуче­ ния, игровые упражнения, на­ конец, соединение опроса и обучения, учебная пятидневка, обучение шестилеток, готовых к школе, и многое другое. Утверждаю: все это сделано им впервые в истории совета ской школы. Это потом авторы кандидатских, докторских дис­ сертаций, книг по дидактике начато! осваивать идеи Моска­ ленко, даже не упоминая его имени... Имя К. А. Москаленко не попало и в педагогическую эн­ циклопедию. Талант всегда на­ ходит себе неприятности. Я долго работал с Москаленко и знаю, сколько ему приходи­ лось отписываться, тратить драгоценное время на тяжбы с бесконечными проверочными комиссиями. В чем только его не обвиняли! И в использова­ нии "буржуазных” методов обу- НА СНИМКЕ : К . А. Москаленко (справа) и известный писатель; редактор газеты "Первое сентября" С. Л , Соловейчик. Творческая встреча в ЛГПИ . 19 84 год. Ровно 10 лет н а з ад .. . чения. И в том, что его идеи "отучивают детей говорить". И в том, что он "подыгрывает". И в том, что он "подрывает со­ ветскую дидактику". Примерно за то же преследовали Мака­ ренко и Сухомлинского. Что делать, тому времени была свойственна исступленная не­ терпимость к новому. ... Молодой Москаленко начал учительствовать еще пе­ ред войной и в первые ее, са­ мые тяжелые годы, когда не было учебников, тетрадей, ког­ да почти не задавали домаш­ них заданий. Уже в начале своей карьеры он понял необ­ ходимость перестройки урока — самой консервативной и... самой творческой формы обу­ чения детей. Поступив в асшг- рантуру в 1950-м, сам предло­ жил тему своей диссертации: "Оценка знаний зпащихся при закреплении нового материала и ее психологическое значе­ ние". Тему отвергли как "наду­ манную и прожектерскую". В 1952 году пишет про­ странные письма в ЦК КПСС, в газету "Правда", в Академию наук с предложениями о ко­ ренном изменении структуры и задач урока. Его принцшгы не приняты ни в одной инс ­ танции. И тогда ученый обра­ щается напрямую к учителям. В 47 школах города Липецка и области он находит союзников и последователей. Работоспо­ собность Москаленко была по­ разительной. А вера в свои идеи просто фанатичной. Идут профсоюзные собрания в об­ лоно,. заседания кафедр в ЛГПИ, на которых его откры­ тия осмеиваются и отвергают 7 ся. Москаленко мужественно проходит через свою драму времени и, в конце концов, побеждает. Постепенно про­ тивники перестройки урока становятся его союзниками. А липецкие учителя не постепен­ но — сразу! В команду Моска­ ленко вошли лучшие из луч­ ших. И В этом созвездии на всю страну зазвучали имена Г. Горской ( 8 -я школа), А. Ша­ ламовой, А. Безрукавниковой (4-я), Е. Титовой (12-я), В. Провоторовой, А. Глотовой и многих сельских педагогов. Практически во всех школах области появились у него ак­ тивные сторонники. Я прино­ шу свои извинения тем, кого не назвал. Это невозможно еделать. Москаленко каждому учи­ телю помогал найти себя. И люди с ходу начинали бороть­ ся за свое право творить. Мода на новое стала воплощать энергию общественного опы­ та... Он понимал: у многих ре­ бят в школе все силы идут на борьбу со своей несчастливо- стью — на рост сил не остает­ ся. Не потому ли дети, к при­ меру, перестали задавать учи­ телю вопросы, спорить с ним? Не подчинение , а согласование интересов учителя и ребенка — таково кредо Москаленко. Вот когда, еще в конце 50-х, нача­ лось учебное сотрудничество учителей и учеников! Он знал; победа детей на уроке крепка и весела,-бТ нее пышет здоровьем, от нее кру­ гами расходятся добрые, поло­ жительные эмоции. Нестес­ ненное слово ребенка — не­ пременное условие детского творчества, свободная мысль на уроке, открытый диалог вОт что надо школе. И еще — "плотный труд”, индивидуаль­ ный и коллективный. Все на­ ходки Москаленко работали на это. Он прекрасно понимал: отрицательное в школах ти­ пично, положительное — нет. На положительном и необхо­ димо сосредотачивать силы. У школ должно быть свое лицо. Свои положительные поля. Именно в то время появились в Липецке и обла'сти "автор­ ские" школы Поспелова, Ко­ тельникова, Раковского, Сал­ тыкова, многих других дирек­ торов. Педагогические победы да­ ются великим, изумля:ющим терпением и трудом. Граждан­ ское мужество Москаленко в его позиции, а затем — в по­ ступках. Он сам давал показа­ тельные уроки, вел сотни се­ минаров, писал статьи и бро­ шюры... Москаленко отдавал себе отчет: причина многих бед в отечественной' педагогике — аутсайдерство. Европа давно перешла на учебную пятиднев­ ку, а у нас надо было за это воевать еще много лет. Но пя­ тидневка пришла в липецкие школы. Пришел и новый, объ­ единенный урок. И вот уже министр просве­ щения М. А. Данилов в статье "Дидактический анализ липец­ кого опыта построения уроков" (1969 г.) пишет: "Не подлежит сомнению, что перестройка урока, осуществленная передо­ выми учителями Липецкой об­ ласти, представляет собой крупнейшее событие в педаго­ гической жизни нашей стра­ ны". И далее — высокая оцен­ ка открытиям К. А. Москален­ ко. "Не подлежит сомнению..." Сомнения были. Было отрица­ ние идей Москаленко. И разо­ блачение его "ошибок”. И была зависть посредственности. Сотни липецких учцтелей бы­ ли награждены орденами, зва­ ниями, знаками. Москаленко получил свой орден Трудового Красного Знамени... перед смертью. И почти до самой его койчины "оппоненты” писали, что он "обобщил опыт лучших учителей”, а не создал этот опыт... ... Сегодня важен момент истины. Москаленко было свойственно историческое мышление, и потому он опе­ редил время. Свидетельствую: именно Константин Александ­ рович Москаленко первым в стране поднял проблемы обу­ чения по-новоМу и дал целую дидактическую программу, ко­ торая была названа "Липецким опытом”, а уже позднее — ставропольским, ленинград­ ским, рязанским — россий­ ским. Судьба крупнейшего педа­ гога отечественной системы народного образования еще раз напоминает: необходимо вовремя заметить, оценить и поощрить все талантливое. Только тогда будет обеспечено движение вперед. Да, педаго­ гика—• сфера проб, находок и ошибок. Возможно, они были и у Москаленко — человека неравнодушного, ищущего, ис­ тинного ученого. ... 29 сентября в 14.(Юв ли­ пецкой средней школе №, 9, где он сам активно работал, пройдет "круглый Стол" город­ ского управления народного образования. Соберутся учите­ ли, коллеги, учешпеи Констан­ тина Александровича вспом­ нить научный подвиг земляка. И это справедливо. Он ушел из жизни 10 лет назад, оставив свой неповтори­ мый след в педагогической культуре. Он бьш, к сожале­ нию, одиноким воином. Но и один в поле (школе) воин, ес­ ли он — воин! С. ШМАКОВ, заведующий кафедрой ЛГПИ, профессор, заслуженный учитель России № 188 (752) этот ВЕЧНО здводнон ЛЕВ ЛУГОВ... После зрителей Москвы, ряда городов России, Израиля липчане увидели спектакль столичного Те­ атра современной пьесы "Все будет хорошо, как вы хотели" Семена Злотникова в постановке Ильи Райхельгауза. (Кстати, эта же комедия, под на­ званием "Триптих для двоих", выпущенная тем же режиссером, в свое время шла на сцене Липецкого театра имени Л. И. Толстого, где игрался и спек­ такль москвичей). Ирина Алферова, вновь, вслед за "Карманным те­ атром", приехавшая к нам, и Лев Дуров разыграли три истории о людях, главные надежды которых так, пожалуй, и умрут вместе с ними. О людях, которые поэтому "спасаются" то ли поиском на мгновение явленного им идеала, то ли попытками скрасить неудачливость, одиночество общением друг с другом и с... заведенньши ими собачками. И. Ал­ ферова незадолго до начала второго спектакля пе­ редала вашему корреспонденту: для интервью с ней дается десять минут. Чего травить журналист­ скую душу (такая красивая актриса — и всего на 600 секунд, не разгонишься), подумал я и в итоге минут сорок разговаривал лишь с Львом Констан­ тиновичем. — Почему в спектакле вы заняты именно с Ириной (или Ирина именно с вами), ведь комедия вполне, предполагает не столь контрастный дуэт? — Все исходит из старого слова "антреприза". Эго когда конкретных актеров из разных театров некто предприимчи­ вый собирает вместе, чтобы сыграть одну какую-то пьесу. Райхельгауз захотел поставить горячо любимую им пьесу Злотникова только с нами, ак­ терами из театра Ленком и на Малой Бронной. Однажды встретив режиссера и узнав, кого тот выбрал, известный его коллега Петр Фоменко сказал: "Замечательное, но де­ рзкое распределение ролей". — Партнер, доселе незна­ комый по совместной работе, бывает и "неудобен", не то что в родном театре... —У еще одного антрепре­ нера, Леонида Трушкина, в его "Театре Антона Чехова" я играю Полония в "Гамлете" вместе с рядом замечательных актеров. И у нас как-Гб' сло­ жился порядок, типичный для команд, где много легионеров. Нормальный, без обид про­ фессиональный порядок, без лишних эмоций и слов: при­ шли, вышли на поле, то есть на сцену, отыграли — и разо­ шлись. С Ириной же мы об­ щаемся так, как будто мы — друзья-приятели из одного те­ атра. Выступаем с комедией Злотникова далеко не первый год и даже ни разу не обиде­ лись, что ли, друг на друга. — В августе газета "Куль­ тура" опубликовала ваш моно­ лог, в котором наше настоящее чаще не совсем хорошо выгля­ дит на фонё нашего недавнего прошлого. Следовательно, раньше, но-вашему, было луч­ ше? — В актерской, театраль­ ной среде —да. На сопротив­ лении режиму театры создава­ ли спектакли-события.... Сей­ час, я говорю уже не столько о театре, мы получили свобо­ ду, й оказалось, что ею мы не сумели распорядиться. Нет, прошлое в широком, не ак­ терском смысле не вызывает у меня никакой ностальгии, Но политики с меня хватит. Я отстоял, отночевал на барри­ кадах в августе девяносто пер­ вого и не жалею об этом, по­ тому что не хочу деспотии. Просто игры политиков с на- 1 ЮДОМ продолжаются. Даются долгожданные, обещания, при­ нимаются справедливые по­ становления — а потом с ни­ ми производят ст 1 )анные фо­ кусы, их всячески начинают ограничивать, — Позвольте коснуться де­ ликатной темы. В театре на Малой Бронной вы регулярно ставите спектакли, очень, пО- моему, симпатичные. Во вся­ ком случае, виденные мною — "Оркестр" Жана Ануя и "Лес" Островского. Критики же нахо­ дят в ваших режиссерских ра­ ботах, за исключением разве что "Леса", массу недостатков. Что вы можете сказать о по­ добном отношении к вам как к автору спектаклей? — Эго та моя проблема, когда говорить всю правду не стоит. Вопрос об отношении критиков и некритиков к моей режиссуре врос в леген­ ду: якобы я рвусь к власти, к руководству театром. Никто из моих недругов почему-то никогда не брал во внимание тот факт, что трижды на Ма­ лой Бронной хотели сделать ' меня художественным руково­ дителем, что поступали пред­ ложения возглавить иные те­ атры. Мне ничего этого не на­ до и никогда не было надо. Мне достаточно того, чем я давно уже привык заниматься. — Очень стойкая ваша "привычка" — кино. К сожале­ нию, раз на экранах кинотеат­ ров крайне мало российских фильмов, я не знаю, продолжа­ ете ли вы сниматься с прежней охотой или нет... — Продолжаю, только вот не знаю, куда деваются филь­ мы с моим участием. Где "Ма­ стер и Маргарита", я там сы­ грал Левия Матфея? Где "Князь Мещерский" по Буни­ ну, где у меня заглавная роль? Не знаю, какая судьба ждет только что отснятого "Алек­ сандра Македонского" с моим Диогеном. Буквально в день разговора с актером я прочел в журнале "Театр" (№ 12, 1993); "Из ин­ тервью с Л. Дуровым: "Лариса Шепитько спросила как-то у Эфроса: "Как мне остановить Дурова?" Он ответил: "Не вздумайте. Он умрет". Завод­ ной я какой-то. Завозкусь... а пошел, пошел. А что дает' си­ лы? Бог его знает..Любовь к жизни, наверное". Этот коро­ тенький диалог замечательных режиссеров о неуемной энергии Л. Дурова во время работы и слова самого актера, как ка­ жется, не вообще о любви к жизни. Кто из нас не любит жизнь? Ведь любим-то мы ее, ■ в основном, "внутри себя ". А Дуров любит — вовне. Любит, конечно, и для себя, но и для тысяч, миллионов зрителей тоже, и еще сильнее, чем для себя. Луч его "актерской звез­ ды", энергетики, что называ­ ется, пронизывает простран­ ство и время. Да, Л. Дуров — "заведенный", а не какой-то слепой, сумбурной силой, он за­ веден потрясающей человечно-.., стью своих лучших персона­ жей. У ДЕ7Е1НОВЫЕ ШЕ1Ы После принятия постановле­ ния главы администрации обла­ сти "О шефстве предприятий и организаций над специализиро­ ванными детскими учреждения­ ми народного образования" Бо- ринский детский дом нашел но­ вых друзей. Это — коллективы завода холодильников "Стинол" (АО ^ Л М К 'З , АО "Липецкнеф- тепродукт" и АО "Боринский са­ харный завод". Л. п е т р о в с к и й . "БИОСМЕРТЬ" ДЛЯ КРЫС Пару лет назад ходили рассказы об огромных кры- сах-мутантах, которые оби­ тали в московском метро и охотились на людей. Но и от о б ы к н о в е н н ы х вреда очень много. Кто хоть раз в жизни не сталкивался с необходимостью избавиться от этой нечисти?! Грызуны повреждают зерновые посе­ вы и травы, объедают всхо­ ды озимых и кору плодо­ вых деревьев. Поселяясь на складах и в жилых построй ках , уни чтож аю т запасы продовольствия, сырье, са­ ми помещения. На фермах большие крысы часто губят птицу , поросят, нападают даже на взрослых зажирев­ ших свиней. Но и этого мало. К ры сы ' и мыши являются перенос- такам и инфекционных за­ болеваний человека и до ­ машних животных: чумы, дизентерии, ящура, холеры птиц и 'др. В условиях нынешней сухой и теплой осени гры­ зуны интенсивно размно ­ жаются, очень активны и широко расселяются. Даже под снегом они способны приносить потомство. Если грызуны стали для вас большой проблемой, то обращайтесь на областную станцию защиты растений, где готовят биологический препарат — зерновой бак- тороденцид. Он вызывает у них и н ­ фекционное заболевание — брюшной тиф и массовую ь. С?ами грызуны их гибел , н а ч и н аю т зар аж а т ь друг друга. Препарат совершен­ но безопасен для людей, домашних живо'гных и по ­ лезной фауны. В отгшчие от многих хи­ мич еских ядов , преп арат бактерий не действует от­ пугивающе на грызунов, не вызывает у них защитно­ оборонительных рефлексов и хорошо ими поедается. Развитие заболеваний й гибель грызунов протекает не внезапно, как от хими­ ческих средств, а постепен­ но (инкубационный период ф а к т и ч е с к и 5—6 д н е й ) . Грызуны не избегают по ­ едания препарата бактерий даже в разгар заболеваний. Зерновой бактороденцид применяют без добавления других приманочных про­ дуктов, так как он является хорош ей п р и м ан к о й для грызунов, однако можно к препарату добавить чайную ложку подсолнечного масла для лучшего привлечения. Для истребления серых крыс на станции готовят еще биохимический препа­ рат — с добавкой натрие­ вой соли. Расход п реп арата при высокой численности мы ­ шей или полевок не более 2 килограммов на гектар. На полях многолетних трав и в залуженных садах пре­ парат вносят по периме'гру участка. В стогах и скирдах соломы раскладывают в бу­ мажные кульки в нишах. Применяя препарат для борьбы с разными видами мышей и крыс несколько раз в год, можно добиться истребления их в пределах 75—100 процентов. Первые 250 килограммов препарата н а Л и п е ц к о й о б л а с тн о й станции защиты растений будут приготовлены к 1 ок ­ тября 1994 года. В, С. ВИНОГРАДОВ, начальник областной станции защиты растений. "КОЛОС" НАБИРАЕТ ОЧКИ Самый крупный результат в 34-м туре чемпионата России по футболу среди команд второй группы был зафиксирован в Краснодаре, где лидер западной зоны местный "К^блос" везре- чался со своими земляками — клубом "Кубань” и победил со счетом 7:2. У краснодарцев 50 очков, и они возглавляют тур­ нирную таблицу. Серьезную заявку на вторую путевку в первую лигу делает воронежский "Факел", победивший "Иристон” из Владикавказа с результатом 2:0 й имеющий 46 очков. Начал сдавать свои позиции 'Текстильщик" (Иваново), потерпевший в Нальчике второе поражение подряд от местного "Спартака" — 1:4. С 46 очками "Текстильщик” занимает третье место. Четыре "сухих"мяча в ворота "Авангард-КОРТЭК" (Коломна) забили железнодорожники Санкт-Петербурга, а остальные мат­ чи последнего тура закончились вничью; "Спартак" (Анапа) — "Венец'* (Гулькевичи) — 1:1, "Вымпел" (Рыбинск) — "Динамо" (Вологда) — 0:0. ПОЛОЖЕНИЕ КОМАНД НА 28 СЕНТЯБРЯ п В н П Р-М 0 "Колос" 33 24 2 7 92 -43 50 "Факел" 32 20 6 6 65 -22 46 "Текстильщик" "Спартак" Нч. 33 20 | 6 7 72 -36 46 32 21 3 8 70 -29 45 "Спартак" Ан. 33 19 6 8 59 -34 44 "Кубань" "Металлург" 31 19 5 7 71 -34 43 32 19 5 8 53-32 43 "Локомотив" 31 17 6 8 48 -24 40 "Торпедо” 31 15 9 7 43 -30 39 "Салют" 32 14 6 12 42 -34 34 "Анжи" 30 13 4 13 40 -34 30 "Кавказкабель" 31 12 6 13 43-51 30 "Вымпел" 32 10 6 16 34-41 26 "Авангард” "Трион-Волга" 31 10 6 15 31 -46 26 31 10 4 17 32 -56 24 "Динамо" Вг. 32 6 10 16 33 -50 22 "Иристон" 31 8 4 19 33 -59 20 "Динамо" Мх. 39 9 1 29 29 -99 19 "Венец" 31 7 5 19 29 -56 19 "Терек" 39 7 5 27 22 -83 19 "Орехово" 33 4 7 22 24 -72 15 В таблице учтены результаты всех матчей снятых с розыг- рыща махачкалинского "Динамо" и хрозненского "Терека". К. клю тки н . На снимке: сцена из спек­ такля "Все будет хорошо..." Фото А. ЩУРОВА. 'ЗШШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz