Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
мнение специалиста л т - г что такое ОБЖ? 27 сентября 1994 г. ОСЕННИЕ З А Б О ТЫ МЕ Х АНИ З А ТО РО В Успешно ведут заготовку кормов механизаторы сель скохозяйственного предприятия "Заветы Ильича" Л ипец ко го района . Им и заложено 1 6 0 0 тонн отличного сенажа , бо л е е трех тысяч тонн монокорма и уж е обеспечена сытная зимовка колхозного стада. Сейчас стоит теплая осенняя погода и работники быстрыми темпами ведут уборку, си лосование кукурузы . Каждый убранный гектар, по предва рительным расчетам, дает 1 5 0—18 0 центнеров зеленой массы . Это ещ е одно большое подспорье, ещ е одна д о - . бавка к заложенным кормам . Особенно производительно работает на комбайне механизатор Анатолий Дмитриевич Квасов. На снимках: механизатор А. Квасов; его комбайн в поле. Фото А. ГИРЕВА. П0П0ТШ12... - И т ш кш ш Около шестисот гектаров земли розданы ельчанам в Елецком районе. Почти пять ТЫС51Ччеловек ста;ш собствен никами садовых участков. Об этом заявил на днях председа тель городского комитета по земельным ресурсам и земле устройству Ельца Сергей Дра- гин. Он сообщил также, что проведенные проверки показа ли, что в некоторых товарище ствах земли не используются должным образом. В частно сти, товарищества "Воргол”, которому отведено более шес тидесяти гектаров, на треть заросли сорняками^ На самых нерадивых вла сти намерены подействовать^ штрафами. Возможно, будут' изымать участки у тех, кто на- рущает закон о землепользова нии. Если, конечно, горожане и сами не начнут отказываться от клочка земли, хлебнув тру да земледельца. Т. ФВДЮКИНА. 'Ч Ю К ;4 Ж В 4 Ь 0 3 Р /^ 'Щ ;4 В Ж ЗАБЫТАЯ БОЛЬНИЦА Есть в Липецке онкологаческая больница. Лечатся здесь больные, приезжающие из районов области.Приезжают они в надежде на чудо, слышали, что специалисты здесь хоро шие. . Да, в больнице работают специалисты опытные. Сергей Алшертович Розов, заведующий онкологическим отделени ем, хирург по пмзванию , многие больные обязаны ему сво им здоровьем. Если нет иного выхода, идет на риск. но риск обД 5 манныи, знает, что у больного это последний шанс. Так он поступил с больной Т. Решился на сложней шую операцию, каких прежде в Липецке не делали. Прошла она благополучно. Т. здорова. Вот уже третий год обследу ется в поликлинике. Хорошие отзывы можно услышать о хирургах М. Новикове и Л. Говенко, анестезиологе С. Ли сине, стащпей операционной сестре Л. Козловской, медсе страх Н. Деулиной и В. Конюховой. Ну, а как работается медикам? Тягостное впечатление оставляет само здание больницы. Ободранное, штукатурка обвалилась, когда-то оно было побелено в зеленый цвет, а теперь просто грязное. Неуютно и в самой больнице. Узкие коридоры с темными стенами, в палатах теснота. Больных размещать приходится в коридоре. Руководство больницы пошло на это, чтобы не отказать очень нуждающимся в лечении. А каково больному? — Сложно работать в таких условиях, — говорит С. А. Розов. — Но, что поделаешь, приходитея. А что может сказать заведующий отделением, если и надежд никаких нет на лучшие условия. А необходимость иметь более приличную онкологическую больницу давно на зрела. Понятно: тяжело, нет средств. Но надо же изыскивать возможности, что-то делать. Хотя бы капитально отремон тировать здание больницы. И.БУРКОВ, ветеран войны и труда. Уже па ближайшей сессии Государственная Дума намерена приступить к рассмотрению проекта федерального Закона "Об обшдх принципах организации местного самоуправления в Рос сийской Федерации". Этот документ должен гарантировать права органов местного самоуп равления субъектов Федерации, регламентировать их властные и хозяйственные функции. Каким быть Закону, что необходимо учесть при доработке проекта^ Об этом размышляет один из наших ведущих специалистов в области социологии и права, доцент Липецкого технического уни верситета Николай Федорович САЮРОВ. Проект Закона "Об общих нягия большинства жизненно необходимых для людей ре шений. Массам отводилась роль статистов, единодушно принципах организации мес тного самоуправления в Рос сийской Федерации" - пер вая попытка создания, а точ нее, воссоздания на новом уровне целостной системы самоуправления, этого фун дамента государственности, без которого прочное здание федерализма немыслимо. Од- поддерживающих верхи . Естественно, расширение участия масс в управлении — ев населения — с другой. Ес ли интересы большинства уп равленческих кадров и широ ких слоев населения совпада ют, совещательное участие в управлении в принципе по зволяет трудящимся выра- ственной жизни. Для выпол-- н ен и я ф ункций текущего оперативного управления , определейия стратегических целей и задач общественного развития необходимы специ альные органы, компетент ные в вопросах управления. Создание этих органов пре дусматривает проект Закона. Он определяет многообразие их форм, срок полномочий и их численный состав. Однако чрезмерное разрастание в политической системе много ступенчатых представитель ных институтов, неразвитость держания, в контроле за вы полнением принятых реше ний. Уже достигнутый сегод ня уровень общей и полити ческой тдгльтуры народа в ос новном позволяет гражданам, опираясь на помощь специа- листов-управленцев, широ кой общественности, компе тентно оценивать социальную ■Значимость различных вари антов политико-управленче ских решений, выбирать на иболее оптимальные из них и тем самым предохранять цен тральную и местную полити ку от сз^ективизма, волктн- Идеи базисной демократии выражаются в принципе от кры тости , императивного мандата, широкой подотчет ности парламентских депута тов партийным низам, защи ты прав меньшинства в пар тии, ротацйи, запрета совме щения нескольких должно стей, исполнения обязанно стей на общестаенных нача лах и др. Статья 38 проекта Закона представляет гражданским инициативам право на фор мировани е определенных групп и внесения конкретных на из многих причин распада СССР как раз и состояла в о'гсутствии такого фундамен та. Самоуправление — один из основных идеалов демок ратического устройства. Он эксплуатируется различными политическими течениями и (руппировкамй, вкладываю щими в него порой прямо противоположное содержа ние. В проекте Закона самоуп равление этй "самостоя тельная инициативная, под свою ответственность дея тельность местных сообществ по решегшю вопросов мест ного значения". По-видимо- му, наличия только этих кри териев недостаточно. Следо вало бы добавить такие, как л о к ал ьн о -у п р а в л ен ч е с ки й статус муниципалитета, его бюджетно-финансовая само- сз’оятельность, определенная степень зшравленческой са мостоятельности, организа ционная обособленность от прочих звеньев аппарата: во главе каждой муниципальной единицы должен стоять ор ган, непосредственно избира емый населением, или произ водный от других органов. Окончательно сложивша яся после смерти Ле 1 шна ко м андно -администрати вная система управления не остав ляла места для повседневного участия большинства населе ния в решений важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Она предоставляла всю полноту власти назначаемым сверху и неподотчетным населению руководителям , наделяла центральные органы партии и государства, министерства и ведомства прерогативой при- не самоцель. Это, скорее, средство наиболее полного выражения многообразных интересов и воли людей, по вышения эффективности уп равления обществом. Поэто му существование традицион ных и появление новых де мократических институтов допустимо лишь тогда, когда их деятельность отвечает именно этим требованиям. Участие всех или большинст ва граждан в управлении яв ляется необходимым, но еще недостаточным критерием са моуправления. Важно, чтобы это участие было решающим, обеспечило выражение воли народа (или других субъек тов) в зшравленческих реше ниях. Участие граждан в управ лении может быть многооб разным:. совещательным, ре комендательным, сорешаю- щим, решающим. В демокра тической системе использу ются все эти формы. У нас в стране широкое распростра нение получило совещатель ное участие граждан в п р а в лении . Оно целесообразно прежде всего в случаях, когда с)тцествуют большие расхож д ен и я в ком п етен тно сти субъектов управления и, в перв)чо очертдь, руководящих кадров и спепиалистов, с од ной стороны, и широких сло- жать свои интересы и волю, оказывать реальное влияние на' принятие решений. Если же берут верх субъективные мнения управленцев, узкогруп повые, ведомственные или местнические интересы, то у людей гаснет сощвлыю-таиш- ч е с ^ активность. Важной га рантией, чтобы избежать это го, становится сорешающее и особенно решающее теастие масс в управлении. Первое имеет место в тех случаях, когда граждане обладают пра вом решающего голоса и 5 ша- СТВ 5 ТОТ в принятии ре 1 пений совместно с администрацией, другими организациями, 541 - равленческими кадрами. Это .промежуточная форма между совещательным (консульта ционным) и решающим уча стием. Но лучше услышать, вы ражаясь языком публицистов, голос народа позволяет не посредственная демократия. Она дает возможность прямо выражать ему волю в полити ко-управленческих решениях. Самоуправление народа не возможно без институтов представительной демокра тии. В условиях сложного со циального разделения труда все граждане не могут прини мать Непосредственное уча стие в решении всех вопро сов государственной и обще- форм непосредственного во леизъявления создают благо приятную почву для различ ного рода аппаратных мани пуляций демократией, для подбора и проведения управ ленческим агшаратом, опира ющимся на силу организации и власть, угодных ему людей на руководящие должности, для отстранения граждан от действительного участия в уп- равлениИ и политиве, для про цветания бюрократизма. Институты непосредст венной демократии могут ус пешно функционировать, ес ли обеспечивается компетен тность граждан, сознательное участие людей в управлении. Решение этой задачи вовсе не требует подтягивания всех до уровня специалистов-уп- равяенцев. Здесь надо учесть, что управление обществом включает две стороны: техни ческую, требуюпто специ альных знаний, образования, профессионализма, и соци альную, связанную с выраже нием в управленческой дея тельности интересов и воли людей. Возможности разви тия самоувтоавления связаны главным образом с социаль ной стороной управления, предполагающей решающее участие масс в социальной ориентации управления, в определении его целей и со- таризма, забвения повседнев- н ьк нужд и чаяний людей. Для расширения дейетвитель- но компетентного участия населения в управлении не обходимы соответствующие социальные условия, в част ности, наличие у людей вре мени для занятия управлен ческим трудом и особенно — их непосредственная заинте ресованность в результатах управления, а также развитие образования и культуры масс, в первую очередь црлигиче- екой культуры, далее: обеспе чение гласности, своевремен ности и полноты ползпаемой информации, плюрализма ду ховной жизни, гарантирую щего свободное высказыва ние различных мнений, мно говариантность проектов уп- е авленческих решений, сво- оду гфитики. Одна из важнейших ферм самоуправленческой активно сти населения — граждансвше инициативы, различного рода местные и общенациональ ные движения. Их теоретиче ское обоснование содержится в концепции базисной де мократии. Ее суть состоит в обесп ечении постоянного прямого контроля снизу, со стороны рядовых граждан за деятельностью всех должно стных лиц и институтов пред ставительной демократии . предложений в органы вла сти. Следует отметить, что этого явно недостаточно. Во- первых, трудно согласиться с понятием народные инициа тивы". Во многих странах принят термин "гражданские инициативы'. Он более кор ректен. Вы нигде не найдете понятие "народный депутат" везде п м с т о депутат. Это точнее. Далее. Гражданские инициативы — одна из эф фективных форм непосредст венной демократии. В проек те право "народной инициа- ,тивы предоставлено отдель ным группам граждан и даже регламентируется их числен ность. С этим трудно согла ситься. Инициаторами "граж данских инициатив" могут быть группы граждан или от дельные "квалифицирован ные граждане", которые мо- ные со службой в аппарате представительных и исполни тельных органов местного са моуправления. В частности, дополнить статью 45 пунктом 8 в редакции: "Мзшиципаль- ный служащий не вправе: со стоять в руководящих органах зарегистрированных полити- чесвеих партий и движений, политич еских клубов и групп". Это дополнение нару шает права и свободы чело века. А чтобы не допустить злоупотребления служебным положением со стороны госу дарственных служащих, необ ходимо разработать и при нять Закон о государствен ных служащих, где должны быть оговорены эти моменты и предусмотрена ответствен ность по ним. Глава 12 проекта посвя щена основам компетенции органов местного самоуправ ления. В ней авторы, следуя прежним представлениям , используют двухзвенную сис тему компетенции: с ^ р у ме стных и государственных ор ганов власти. В то время, как общепринятой является прак тика трехзвенной системы: местных, региональных и фе деральных органов власти. В связи с этим представляется целесообразным детально раскрыть не только сферу компетенции местных и фе деральных, но и региональ ных органов, а также вопро сы взаимоотношения между ними. гут включаться в состав му ниципальных комиссий. Ими могут быть и собрания граж дан. В регламентах органов местного самоуправления на до предусмотреть право рас смотрения жалоб и предло жений граждан, широкого информирования обществен ности о деятельности испол нительных оргагюв, усилегшя их влияния на кадровые воп росы и т. д. Поступают предложения ввести ограничения, евязан- Процесс становления са- моуправленческих форм идет трудно. Поэтому на совре менном этапе развития наше го общества демократизаггия производства и всей полити ческой системы, сочетаемая с широкой приватизацией, вве дением экономической ры ночной ответственности за результаты труда, представля ется единственно возможной альтернативой командно-бю рократическому управлению. г. Липецк. с п о к о и с г е и Е . т о л ь к о с п о к о й с т в и е п о м о ж е т ИЗБЕЖАТЬ ВАМ ЛИШНИХ НЕПРИЯТНОСТЕЙ "Представьте ситуацию. Большой железнодешожный узел, скажем. Грязи. На путях опрокидываются две цистер ны с аммиаком. Возможно массовое отравление. Рядом находится школа, и необхо димо срочно гфинягь меры к спасению детей. А индивиду альных средств запщты или нет вообще, или они не го товы к вьщаче. Плюс к тому .. не вполне готов к правиль ным действиям в данной си туации и преподавательский состав школы. В результате — происходит несчаЛный слу чай, которого могло (и долж но) бы и не быть." Приводя этот пример (вы думанный, но лишь наполови ну, — т.к. положение по воп росам ГО во многих пжолах действительно оставляет же лать лучшего), полковник Ю. ЩЕРБАТЫХ, начальник отде- -та боевой подготовки Управле ния по делам гражданской обо роны и чрезвычайным ситуаци ям (ГО и ЧС) Липецкой обла- сг^:, вовсе не хотел нас с вами гши>т-.ггь. Просто в последнее в!>смя основная часть работы зй'!.ч.;»?чика отдела боевой под- г>;гговки связана именно с учеб ными заведениями, а точнее — с вводимым в них новым пред метом. Называется он: "Осно вы безопасности жизнедея тельности" (01^ЖЕ — Чем вызвана необходи мость введения в школах курса ОБЖ, да еще с 1 по 11 клас сы.' — Необходимость такая действительно назрела. Из ' 1224 погибших и более 10 ты сяч пострадавших в прогшюм году на территории России в различного рода авариях, по жарах и иных чрезвычайных ситуациях — до 10 процентов составляют дети. Многие гиб нут из-за незнания, неугмения найти выход в экстремальной ситуации. И в начале 1993 года на основе Указа Президента и постановления правительства "О создании и развитии рос сийской системы по. предуп реждению чрезвычайных си туаций" был издан совмест ный приказ Министерства образования и Госкомитета по делам ГО, ЧС й ликвида ции последствий стихийных бедствий "Об организации обучения учаидахся общеоб разовательных учреждении по ■■""'Т'. Приказ предус курсу "ОБЖ" матривает обязательное вве дение этого всурса с 1 по 11 классы в объеме 400 часов. Программа курса включает в себя три раздела, основной из которых — "Безопасность и защита человека в чрезвычай ных ситуациях". Мы стремим ся поставить этот курс во гла ву угла школьного образова ния и в целом находим по нимание в Управлении на родного образования. Пойми те правильно — не выучив русского языка или математи ки, человек не погибнет, не знание ОБЖ может привести к последствиям куда более трагическим. — Так что должны знать, например, первоклассники и что — выпускники школы? — В начальных классах даются элементарные, каждо дневные правила: как вести себя на улипе, на проезжей части; как действовать при встрече с незнакомым подо зрительным человеком дома, в лифте, в подъезде; как и когда вызывать, оставшис 1 > дома одному , аварийные с л у ^ ы — "01"^ "02", ’цЗ", "04" и так далее. Г1ричем зат-штия должны носить не только те оретический, но и практиче ский характер. 10 — 1 1 -й класс — это уже взрослые люди, они должны иметь понятие, как действо вать при любой (природного, техногенного, локального ха рактера) чрезвычайной ситуа- I. Уме медицинскую помощь. Иметь ции ть оказывать первую определенное понятие, что такое система ГО, какие фун кции она выполняет. Знать наиболее вероятные чрезвы чайные ситуации именно в данной местности, в данном регионе. — И каковы же они в Ли пецкой области? — Самые опасные у нас, судя по последним 2-3 годам, бедствия, связанные с пожа рами, а тавеже с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ (только в Липецке такие вещества имеют 14 предприятий ) . Последний случай выброса произошел на пивзаводе. Хорошо, быстро были приняты меры, очаг ло кализован и все обошлось без пострадавших. В этом году большой ущерб нанес весенний паво док, хотя тоже мы сработали без сбоев, наладив своевре менную откачку воды и при няв соответстаутощие меры. — Вернемся к курсу ОБЖ. Все-таки работа в шкалах, в специальных учебных заведе ниях —дело специалистов на родного образования. В чем же заключается роль вашего Уп равления? — Наша задача — оказы вать методическую и практи ческую помощь в организа ции ведения этого курса. Проведенная недавно провер ка по районам области, выя вила, например, три основ ных недостатка. Во-первых, практически уничтожена или устарела материальная база, оставшаяся в школах после курса НВП. Во-вторых, очень мало сейчас хороших, знаю щих преподавателей-органи- заторов ОБЖ. и , в третьих, большинство районных шта бов по делам ГО и ЧС недо статочно взаимодействуют с гороно и районо по вогфосам прак ти ч е ской р еали зации курса ОБЖ. Эти-то проблемы нам и предстоит в самое ближайшее время решить. Совместно с пединститутами и инсттггутом У'совсршенствования учителей мы осуществляем подготовку и переподготовку преподава тельского состава. В числе основных планов — создание в каждом районе, городском округе хотя бы од ной опорной школы по ОБЖ. ■Такая школа должна иметь хорошую базу (наглядную агитацию , оборудование и тщ.) и грамотных специали стов. А на основе этих опор ных школ можно проводить обучение преподавателей из учебных заведений того же района. Один из самьгх больных воггоосов — отсутствие новых учебников по ГО. Но если бы .каждая школа нашла средства выписать всего два журнала — "Гражданская защита" и "Военные знания", была бы снята и эта проблема. По этим журналам можно отлич но подготовиться к препода ванию предмета с учетом но вейших знаний и свежей ин формации. — Что ж, детей основам безопасности мы научим. Как быть со взрослыми? — Часть работы со взрос лым населением возложена на ЖЭКи . Там создаются сейчас утолки ГО, проводятся распространяются листовки с практическими советами; ор ганизуются выступления по радио и телевидению. — И напоследок, что бы вы посоветовали человеку, по павшему в аварию, катастро фу, просто опасную ситуацию? — Прежде всего необхо димо контролировать свои действия, ни в коем случае не поддаваться панике. При аварии, например автобуса — подумать, как по кинуть салон. Помните, что там всегда есть аварийное стекло, выход. Ориентиро ваться на людей спокойных, могущих принять решение, I не паникеров. При встрече с хулигана ми, если не уверены в своих силах, первым лучше не ввя зываться в конфликт, а по пробовать вообще такую встречу избежать. И еще раз повторю — без паники. Безвыходных поло жений не бывает. № 187 (751) л екци и . Кроме того , при чрезвычайных ситуациях (ю время паводка, например) Беседовал Е. АРУТЮНОВ 3 пфаЛ пот р ебшП ей ей НЕ ОБНОДН ЗАКОН Долго собирался Анато лий Кирин купить магнито фон. И купил. С неделю, а может быть, чуть больше, наслаждался музыкой. По том магнитофон сломался. Кирин в магазин: нельзя ли заменить поцпку? Но из ма газина его, как у нщ^^водит- ся, по-хорошему проюдили. В ремонт отдавать не стал, а поехал из Своей Борисовки в бюро по защите прав по требителей при администра ции Добровского района. Ни на что он не надеялся, так, душу отвести. Заведующая бюро Т. Пилохина в ^ с л ^ а - ла его, позвонила предс,Щ1а-. телю Борисовского _^(;рльпо, напомнила статью За1^^ а "О защите прав потрещр^ей", в которой гОвор]|};(^, 'что "Товар, приобретенный в ма газине с недостатками, при нимается безоговоронно — для устранения ^н^|щтаткш или для замены на аналогич ный, но качественный то вар”. С законом председатель спорил» не стал. А через не делю Кирин сообщил|^^тья- не Ивановне, что магазин принял маг1|итофо1]||Назад, стоимость его вернул, и он уже приобрел на эти |реньги в Липецке новый магаито- фон, хороший. " Ч Р Случай рядовой, каких немало. М. Дегтярева из с. Ратчино, например, /купила бракованный холодильник Полюс". Сельпо отремонти ровало его за свой счет, а Б. Кузнецова приобрела в мага зине "Бытовик" телевизор, который сразу же сломался. Магазин вернул покупатщп»- нице деньги. Но запцгга прав конкрет ных потребителей — лишь часть работы бюро. Много сил и времени уходит на контроль за качеством това ров. Проверяются и магази ны, и предприятия общепи та. Только во втором квар тале было снято с реализа ции 146 видов товаров, в од них случаях был просрочен срок реализации, в других качество не соответствовало нормам. Пришлось снять с реализации 120 килограммов сливочного масла, которое изготовил свой же, Добро- вский, маслозавод. А то и до суда дело до ходит. Купила Н. Горбунова в универмаге телевизор Славутич". Через пять ме сяцев он вышел из строя. Горбунова — в магазин. От туда ушла не солоно хлебав ши и поехала со своим "Сла- вутичем” в Липецк, в одну мастерскую, в другую Только в третьей дали ей справку: мол, причина по ломки —заводской брак, от ремонтировать не можем из- за отсутствия деталей. За эту справочку пришлось три с половиной тысячи выло жить. Снова визит в универмаг к директору Р. Здвижковой Увидев справку, та предло жила покупательнице отре монтировать телевизор за счет магазина, или вернуть деньги —ту сумму, что цол- года назад Горбунова за те левизор заплатила. Но за это время вдвое выросли це ны. Что за эти деньги ку пишь? Предложила ей ди ректриса обменять телевизор на другой с меньшим экра ном, но вдвое дороже. А Горбуновой трое детишещ и нет у нее лишних д ву х -^х сотен тысяч, так что и эта сделка не состоялась. Вот тогда и обратилась она в бю ро по защите прав потреби телей А бюро обратилось в суд. Отстаивая интересы покуна- тфтьницы, бюро настаивает, на том, чтобы Горбуновой возместили ущерб в размере 2 ми-длионов ру^ей, замени ли телевизор на доброкаче ственный. И кроме того — штраф, в пользу государства в размере 100 процентов сто имости телевизора, да ещ1 возместить затраты на пере-? возку телевизора в мастщ)^ ские, а заодно и за ту еамую справочку... Не будем предсказывать, что и как. решит суд, но дей ствует Татьяна Ивановна Пилохина как настоящая за щитница прав потребителей. Так и должно бьгд». А. АНДРЕЕВ. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz