Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
небо наш родимый дом политики врут не только за океаном 20 августа 1994 г. ^ ^б9б е^В4, РВ'ШтВЛВ'» ^ ^К^^^О^ОХРО^В*^ ВОЕВАЛ НА ЗАПАДЕ и НА ВОСТОКЕ Накануне профессионального праздника внештатный корреспондент "ЛГ" взял интервью у ветерана Липецкого авиагарнизона, участника войны И. Л. Мельниченко Я ГОРЖУСЬ, что ВМЕСТЕ с н и м и Почти месяц жители 19-го микрорайона й дач ники "Венеры" имеют возможность наблюдать в безоблачном небе самые различные причудливые ; фи 1 уры. Нет, это не НЛО в очередной раз побес покоило липчан. Объяснение зрелищу простое: идут тренировки сильнейших спортсменов-пара- шютистов ВВС России по купатьной акробатике. Спортивный сбор обеспечивает поисково-спа сательная и парашютно-десантная службы (ПС и : ПДС) Липецкого авиацентра, парашютисты кото- : рой хорошо известны липчанам по показательным прыжкам на площади и стадионы города, по вы ступлениям на авиашоу. Зрители аплодировали мастерству, смелости, разумному риску професси оналов, зачастую даже не подозревая, что это только внешняя, показная сторона их работы. А будни — это дежурство в постоянной готовности оказать немедленную помопц» терпяпщм бедствие, ! будь то экипаж военного самолета, пассажиры воздушного судна или даже... космонавты. Как подразделению федеральной авиационно- космической службы поиска и спасения, и такие 1 задачи ставятся ПС и ПДС Центра. Парашюти сты-спасатели должны обладать большим объемом специальных знаний, иметь навыки пожарного, слесаря, радиста, медика, быть готовыми к вы живанию в любых климатических условиях. И , : наконец, выполнять прыжки с парашютом в любое время дня и ночи, с малой высоты, при сильном ветре, на лес, воду, неподготовленные ограничен ные площадки. Никто ведь не может предугадать. — Иван Лаврентьевич, рас скажите, как начинался ваш путь в авиацию? — Работал на шахте и од но вр ем енн о заним ал ся в аэроклубе. Потом поступил в знаменитую Качу. Учился в одной эскадрилье с Василием Сталиным, Тимуром Фрунзе, Вячеславом Микояном. После окончания авиашколы, в мар те 41-го, направили служить на Дальний Восток в качестве летчика-истребителя. — А как получилось, что вы, летчик-истребитель, оказа лись в бомбардировочном по лку? — В армии такие вопросы решаются просто. Из-за не- дого из которых около шести тыСш 1 таких поле- хватки летчиков в бомбарди- в каких условиях будут проводитьск поисково-спа сательные и поисково-эвакуационше работы. Я горжусь, что служу вместе с такими, бес конечно преданными своему делу людьми, фана тично рвущимися в небо. И пусть ртъезд на прыж ки назначен на 4.30 утра^ пусть надо идти через весь город, чтобы успетц а домрй возвращаться вечером, — они все равно стремятся к полету над утренней землей. Тем более, что] появилась воз можность поучиться у таких асрв, как мастера парашютного спорта международного класса Юрий Арифулин и Александр ^^р авл ев , у каж- тов. Мы пожелаем нашей сборной добиться по ставленной цели — первого места на чемпионате России и путевки в Австралию на чемпионат мира по купольной акробатике. Кстати, первый чемпионат России по куполь ной акробатике будет проходить в Липецке, на базе авиацентра, с 22 по 27 августа. ровочной авиации поступила команда отобрать необходимое количество из числа истреби телей. Среди них оказался и я, хотя особого желания не было. Направили в 36-й бом бардировочный авиационный полк имени Ленина.; Этб тот Подполковник „ „ ^ в. ОБИДОВСКИИ самый полк, в который: была преподаватель парашютно-десантной пр еоб р а зо в ан а эскадрилья подштовки имени Ленина, базировавшая На снимках: сборная спортсменов-па- рашютистов ВВС России по купольной ак робатике; они же, парашютисты на тре нировке. Фото капитана С. ПРОКОПЕНКО. "ЖИВЕМ НА МАТУШКЕ- ЗЕМЛЕ МЫ ОТ ПОСАДКИ И ДО ВЗЛЕТА" Уже не первый год в Липецке на военном аэродроме отмечается праздник авиаторов. Тысячи и тысячи липчан приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть воздушный парад. Для всех этот день — праз- ,• дник с улыбками на лицах, для некоторых — со слезами на глазах. Потому что в этот день вспоминаешь с особой остротой тех летчиков, которые не вернулись из полета. Они погибли, выполняя свой долг ; перед Родиной, но память о них жива, она не подвластна времени. Перед памятью наших погибших летчиков и перед мастерством и ' выушой их товарищей преклоняются летчики Америки, Франции и Индии, побывавшие у нас в гостях. Второе лето, благодаря акции милосердия, проводимой немецкой стороной, дети погибших российских - летчиков отдыхают летом в Германии. ВВС бундесвера полностью фи нансирует их пребывание и отдых. На фоне этой заботы и внимания со стороны поверженного почти полвека назад государства обидно за свою державу, которая даже о детях своих погибших офицеров не может позаботиться как следует. Давайте сегодня вспомним тех, кто погиб, кто уже никогда не поднимет в небо грозный боевой самолет. Вспомним их лица, голоса, песни, которые они любили. Слова одной из песен я вам напомню: Живем на матушке-земле. Когда кончаются полеты. А в наших снах, как облака. Летят бесшумно самолеты. Сидим за дружеским столом — Бывает праздник у пилотов. И медлит с тостом тамада. Когда опаздывает кто-то... I И наш товарищ тамада Свой тост за летчиков предложит И вспомнит тех, кто не пришел, И никогда прийти не сможет. Живем на матушке-земле Мы от посадки и до взлета. И снова ждет аэродром и Продолжаются полеты. Пожелай, пожелай тамада. Чтоб любимая нас не забыла. Чтобы в памяти ^п>ей-то всегда Наше место не занято было, Чтобы нас ожидала земля И чтоб небо нас тоже любило. А пока матери не перестают оплакивать своих сыновей, дети не перестают ждать своих отцов, а мы, жены, будем помнить своих мужей до конца дней наших. Л. ШЕЛЫГАНОВА, 1Й X о < в5 (в ■ Н О. 5 е в а О а Й И ся в Липецке в 20-е годы и в честь которой установлен па м ятник ' на плошади Авиато-' ров. Вначале летал на СБ —; скоростном бомбардировщике, потом на пикирующем Пе-2. Приходилось заниматься и воздушной разведкой; — В годы Великой Отече ственной вам пришлось выпол нять боевые задания и на За паде, и на Востоке... — Боевое крещение я пол учил летом 44-го на 4-м Ук раинском фронте. Тогда с)чце- ствовала практика направлять экипажи из невоевавших пол ков на фронт для приобрете ния боевого опыта. Моя ста жировка в качестве разведчика длилась полтора-два месяца. А, потом, когда началась война с: Японией, я пересел на бом бардировщик. — Иван Лаврентьевич, а- чем отличались воздушные бои на Западном фронте от воздуш ных боев на Востоке? — Немецкие истребители и артиллеристы имели задачу уничтожать в перв)чо очередь самолеты-разведчики. Причи на вполне понятна. Поэтому не было практически ни одно го вылета, чтобы мы не при ходили с большими дырами в яамолете —■отметинами вра жеских истребителей и оскол ков зенитных снарядов. Мы всячески стремились укло ниться от воздушного боя, так как для нас главная задача — добыть и доставить разведдан ные. Бывало, что штурмовиков вызывали по радио сразу по сле обнаружения цели. Иногда нас прикрывали истребители, но чаще всего действовали в одиночку. ' В боях с японцами — со всем другое дело. Наше пре восходство в воздухе было полным . А виация давила своей массой. Шли не просто экипажами или эскадрильями — целыми дивизиями. Внизу штурмовики, выше бомбарди ровщики, и все — под при крытием истребителей. Точ ность бомбардировок была вы сокая. Большинство летчиков и штурманов имели боевой опыт. — За двадцать с лишним лет летной работы у вас, навер ное, были моменты, о которых невозможно вспоминать без волнения? ^ Конечно, были. Накану не войны с Японией я, счи тай, родился... второй раз. Мы тогда отрабатывали бомбарди ровку с пикирования на Пе-2. Все шло, как обычно, но в мо мент ввода самолета в пики рование отрываетея капот пер вого мотора и становится пер пендикулярно. После сброса бомб самолет должен был автоматически выходить из пикирования, а тут аэродинамика нарушилась. Тяну штурвал на себя, но са молет не реагирует. Кричу штурману: "Помоги!”, тянем вдвоем штурвал — безрезуль татно. Ну, думаю, все... В это время злополучный капот от рывается, и самолет начал вы ходить из пикирования. Пло скости буквально сбрили вер шины деревьев. Еще бы доля секунды, — и, как говорят авиаторы, "полный рот земли". Потом, на аэродроме, из тор мозных решеток вытаскивали сосновые ветки... — Иван Лаврентьевич, как сложилась ваша послевоенная служба? — В 50-м, после окончания курсов командщюв эскадрилий, меня направили в Воронежский военный округ, а оттуда в Ли пецк. Служил в бомбардировоч ном полку, которым командовал Герой Советского Союза Иван Федорович Ковалев. Уволен в запас в 1960 году в связи с рас формированием Курсов. После увольнения занимался учебным кино уже в -Центре. В качестве кинооператора и режиссера со здал 26 учебных фильмов. При ходилось снимать и в воздухе. Один из последних таких выле тов — съемка дозаправки в воз духе от танкера. Интервью взял С. ВОЛОДИН. ОТ АВТОРА. Для полноты портрета ветераиа-авиатора считаю уместным привести сле- дующий документ. Из наградного листа на лей тенанта Мельниченко И. Л. "... С 9.8.45 г. участвует в войне с японскими захватчиками. Лично 4 раза водил свое звено на боевые задания и все само леты точно приводил на цель. Задания выполняет без аварий и поломок. 10.8.45 г. при бом бовом ударе по уничтожению складов и разрушению железно дорожной станции юго-запад нее городка ХуЛйнь точно вывел свое звено на цель и прицельно сбросил бомбы. ■-В результате произведенного бомбового удара возникло 2 очага пожара: взор ван склад ГСМ и разрушена же лезнодорожная станция... В бою смел, решителен и хладно кровен. Осмотрительность в воздухе отличная". На снимке 1940 года — кур сант Качинской военной авиа ционной школы Иван Мельни ченко. СУ-24М д о м о й НЕ ВЕРНУЛСЯ ”ЛГ” сообщала о том, что 28 июня в Воронежской области потерпел катастрофу военный самолет. Подробности ЧП — ниже в АВИАЦИИ - НЕ ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ Александра Мешкова — один из лучших специалистов' службы объективного контроля Липецкого авиацентра. По частоколу зубцов сигналограммы она, подобно опытному кардиологу, может с первого взгляда определить отклоне ния отнормы. Правда, в отличие отврача, она имеет дело с записью параметров деятельности в полете летчика и боевой машины. Много раз, благодаря ее вниманию, своевременно уда валось выявить неисправности в работе авиатехники и предотвратить серьезные последствия. По характеру за писей она может определить уровень подготовленности летчика и подсказать, когда и в чем была допущена не точность. Но особенно ценным ее опыт оказывался в слу чае летных происшествий, когда "черный ящик" становил ся, порой, единственным свидетелем трагедии. На снимке: ^ е кс ан д р а Мешкова (справа) передает свой опыт молодым коллегам. В тот день для летчика Игоря Макаренко и штурма на Станислава Стародубцева полетное задание было про стым — перегнать боевой са молет на соседний аэродром для проведения регламент ных работ. От взлета до по садки — меньше получаса. Но считанные минуты того полета запомнились им на всю жизнь... На подлете к Воронежу вдруг раздался хлопок, и в кабине появился дым. Про шла сигнализация "Пожар правого двигателя". С этого момента для экипажа фрон тово го бомбардировщ ика СУ-24М началось испытание на вьщержку и профессио нальное мастерство. Последовал доклад р)гко- водителю полетов о случив шемся. Но уверенности в том, что "земля" его приюша, не было — выключилось электричество и отказали все приборы, в том числе и са молетное переговорное уст ройство. Членам экипажа, находившимся в изолирован ных друг от друга кабинах, пришлось действовать по на итию, понимать друг друга без слов. Летчик выключил правый дврщатель, штурман нажал кран пожаротушения. Затем, пробив облачность, Макаренко надеется зайти на посадку с малого круга. Сориентировавшись, понял, что не вписывается и, дабы не подвергать опасности го род, принял решение отвер нуть для захода на второй круг. До этого момента экипаж не испытывал особой трево- 111 , ибо подобии! сшулция не раз отрабатывалась в ходе тренировок, и они оба были готовы к посадке с одним неработающим двигателем. Их спокойствию, в опреде ленной степени, "способст вовало" и отсутствие на этом типе самолета зеркала обзора задней полусферы. Ни лет чик, ни штурман не видели, что творится за их плечами. Невольные наблюдатели с земли отмечали потом, что за вывалившимся из облаков самолетом сначала тянулся шлейф, дыма, а потом маши ну обхдатило яркое, белое пламя с ослепит?дщ 1 Ы 1 |и , как от электросвдрки. искра ми. Огонь бьш такой си4ы, что его видели даже с воро неж ского аэродром а , |:де должна была производиться посадка. При попьпке изменения крена слепа вправо летйик обнаружил 0 1 каа системы управления самолетом. Вни зу показались поля совхоза "Масловский", но на них ра ботали люди. Самолет пока шел устойчиво, однако при взрыве вышибных зарядов катапульт могло начаться его беспорядочное падение. Ка тапультировались тогда, ког да убедились, что в месте ве роятного падения самолета людей нет. Осознание экипа жем смертельной опасности пришло лишь после раскры тия парашютов. Самолет был объят пламенем, из огненно го шара чуть-чуть проступала плоскость крыла, а мгнове ние, спустя последовал взрыв. До момента призе,млрния еще одну "вводную" при шлось решать Стародубцеву, катапультировавшемуся со гласно штатной схемы пер вым. Довольно сильным вет ром парашют стало сносить на линию электропередачи, а у него на 15-метровом фале подвешена надувная лодка с неприкосновенным аварий ным запасом. Лишь энергич ное управление спуском по зволило избежать зацепа. Спасшихся авиаторов ок ружили местные жители, ра ботавшие на поле поблизо сти. Они с самого начала на блюдали за горящим самоле том и переживали, почему так долго не было видно па рашютов? Принесли воды, помогли умыться, угостили сигаретами. Предложили от везти в город, но через чет верть часа прибыл вертолет п о и с к о в о - с п а с а т е л ь н о й службы. Это шедший следом экипаж второго Су-24М пе редал координаты падения самолета и места приземле ния потерпевших аварию. Работавшая затем комис сия отметила четкие и гра мотные действия майоров И. Макаренко и С. Стародубце ва в аварийной обстановке. Претензий к инженерно-тех ническому составу также не было. Окончательная причи на аварии уточняется, но яс но одно — подвела техника, а люди, липецкие летчики, на этот раз оказались на вы соте. В. МАСЛИКОВ. На снимке: военный лет чик 1-го класса майор Игорь Макаренко (С 1 фава) и воен ный пггурман 1-го класса май ор Станислав Стародубцев. (Снимок сделан 16 августа, после выхода экипажа из от пуска.) № 162 (726) ишшш НИКСОНА НАМ НЕ ВПРОК? Дотошные в поисках грязцы против оппозиции "рыцари пера и микрофона" уже сосчитали, во что обошелся нало гоплательщикам процесс "по делу ГКЧП". Сквозь жидкий ча стокол цифири, точно кукиш в кармане, пялится недоумен ный вопрос: зачем? Процесс-то вылетел в трубу, а заодно денежки. Особенно после того, как Военная коллегия Вер ховного суда оправдала подчистую последнего остававшегося на скамье подсудимых организатора "путча" генерала Вален тина Варенникова, подчеркнув, что он действовал отнюдь не как изменник родины, с целью захвата власти, что инкрими нировали ему эти три года, а "руководствуясь лишь интере сами СССР". Эти дотошные "рыцари" не вопрошают: что дальше? Ведь ежели прав Варенников, значит, не правы те, кто его и всю эту компанию из ГКЧП упек в застенки? Это не просто скан дал. Встает вплотную вопрос: ежели сидели не те, то почему на свободе, а не в тюрьме те, кому положено? Нет ответа. Почему? Ради чего "оттянули" на нарах не причитающийся им срок бывшие высокопоставленные начальники Союза ССР? Ради какого такого "светлого будущего"? Столичная газета "Красная площадь" приводит итоги социологического опроса на сей счет. Н!а вопрос: "Измени лось ли за три года ваше мнение о событиях августа 1991 года?" 46 процентов москвичей отвечают "да". Треть опрошен ных хотела бы вернуться в состояние дел до августа-91, 27 процентов дают полуположительную-полуотрицательную оценку переменам с того времени, 32 процента — отрица тельную. Когда их спрашивали, что же в действительности произошло в августе-91, то 7 процентов отвечали; "Сменился строй в стране", 8 процентов — "Свергли Горбачева", 12 — "Победили демо 1 фаты", 12 — "Свергли коммунистов", 16 — "Произошла революция". Но, что называется, абсолютный чемпион — ответ: "Ельцин пришел к власти" —46 процентов опрошенных. И ради этого весь сыр-бор? Все зги перевороты, пере оценки, перестановки, перетряски, перестрелки? Да в своем ли мы уме? Разве не Достоевский еще сказал, что нельзя построить счастье даже на одной детской слезинке? А у нас столько их уже пролито. А заодно еще и материнских, ста риковских, вдовских — подчас вместе с кровью. Неужели мы живем в эпоху до Федора Достоевского? У каждого из нас не по одной жизни? Или —вот он уже "свет в конце тоннеля". Отнюдь. Когда тех же людей вопрошали, а как они полагают, ста нет ли их жизнь лучше через год, к августу-95, то 16 про центов отвечали: "Улучшится незначительно", 21 — "Скорее всего останется без изменений", 43 — "Ухудшится". Так ради чего были и продолжаются все эти катаклизмы, милые? Ради давнишнего, ставшего банальным принципа; "Из Кремля — на нары, е нар — в Кремль". Но нам-то чего с этого? Если мы сами не знаем, то нелепо ждать, что это поведают "рыцари пера и микрофона". Сказали, к примеру, они вам, сколько стоило "отмыть "Белый дом" добела" от, танкового огня,' от пожара, от чело веческой крови после окгя6ря-93? 300 миллионов долларов: — 370 миллиардов рублей (по состоянию на январь-94). По 2,5 тысячи с каждого из нас, граждан России. Вы давали на это "добро"? Я — нет. Почему, мытарствуя, влача скудную судьбину, едва-едва поддерживая внапряг семью, детей, свои бренные дни и ночи на кровные трудовые, я обязан финан сировать вчера кровавые разборки властей, а сегодня их ве ликолепно блистательные хоромы? Этот "Белый дом" уже в четвертых руках за какие-то 13-14 лет. С 81-го года это был Дом Советов РСФСР, с июня 90-го —место пребывания Аппарата Президента России, с октября 90-го —резиденция Верховного Совета РФ, с 5 октября 93-го года —Дом Правительства Российской Федерации. И каждый новый хозяин обустраивался по-своему. Естественно, не из своего кармана. Этот "Белый дом", его судьба, если хотите, — своеобраз ный символ отношения власть имущих и к России, и к нам, народу, с которым они обходятся точно так же. Чем тот же Варенников или кто-то иной отличается от водруженного в "Белый дом", например компьютера: захотели — пристроили к делу, нет —отправили в подвал, потом —из подвала... При этом еще ссылаются на Америку. Пока мы отмечаем одну за другой кровавые даты — ав густ-91, октябрь-93 и т. д., в США исполнилось 20 лет тоже беспрецедентному событию — бесславному уходу с поста 37- го президента Америки ныне покойника Ричарда Никсона. Не было при этом церемоний и почестей: он просто постоял напоследок на лужайке у Белого Дома, помахал рукой и уб рался восвояси. Только за то, что имел причастность к уста новке подслущивающих устройств в штаб-квартире своих со- перников-оппОнентов. Й правильно — нарушил закон, давай в отставку, будь ты хоть раззологой. • Один из американских журналистов, раскопавших тогда это дело, получившее наименование "Уотергейт", — Боб Вуд ворд — напомнил его в эти дни; мол, оно должно послужить уроком и другим политикам США, и Биллу Клинтону. Жаль, он не упомянул наших. Как справедливо пишет в эти дни "Московская правда", нарушают законы и врут политики не только за океаном. Юрий ДЮКАРЕВ. г. Москва. В С ЕМ С Е Л О М Н А С Е Н О К О С Стар и млад вышли на заготовку кормов для общественного стада в сельxозтовариа^естве "Стрелецкое". Для крупного ро гатого скота здесь уже заготовлено около 800 тонн сена и более трех тысяч тони монокорма. Особенно отличились на косовице и подборе валков механи заторы-ветераны П. Д. Трубицин, А. В. Филатов, Д. И. Нечаев. С ВИ Н И Н А С Д УШ К ОМ Известно, что знаменитый байкальский омуль приобретает неповторимый вкус, если он "с душком". А вот продавцы дол горуковского "Продмага" № 2 решили, что такие же вкусовые качества может обрести и залежавшаяся свинина. К счастью, это вовремя заметили в ходе очередного рейда работники от дела по защите прав потребителей, санэпиднадзора и райотдел милиции. В ходе проверок соблюдения правил торговли в райцентре за последнее время выявлен целый букет грубых нарушений прак тически во всех продовольственных магазинах. Руководителям торговых предприятий предложено устра нить недостатки, а материалы рейдов переданы в местную прокуратуру. П. ИВАНОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz