Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

п л о д ы б р е д о в ы х у ч е н и й О ' • 5 9 августа 1994 г. ^В свете "Прожектора” с 1993 года в Ельце рабо­ тает историко-культурный центр "Прожектор” отдела культуры администрации го­ рода. Расположен он в быв­ шем кинотеатре "Прожектор" т занимается сбором и про- Щ 1 агандой историко-культурно­ го наследия древнего города. Все культурные события снимаются на видео". Это и Дни города, и встречи с ин­ тересными людьми, юбилеи. Здесь собирают всю кино- и видеохронику о Ельце. Центр уже выпустил книгу "Елец ве­ ками строился" архитекторов В. Горлова и А. Новосельце­ ва. А скоро выйдут книги се­ рии "Елецкая быль”. На снимках: здание исто­ рико-культурного центра, ди­ ректор центра Михаил Фили­ монов подбирает видеофильм для показа ветеранам. Фото В. ДУРНЕВА. И ц и ф р ы , и ф а к т ы . № 153 (717) с о С Л О В Е СНЫ М И Д У Б И Н К АМ И Н А П Е Р Е В Е С . . . КОГДА ПРОЗА ЖИЗНИ ПОДМЕНЯЕТ ПРОЗУ ХУДОЖНИКА Дело вкуса, но в "толстых” журналах меня ин­ тересует, прежде всего, проза. Политики, публици­ стики с избытком хватает и в газетах. Вот толь­ ко художественной прозы в таких журналах ста­ новится (но объему, да и но качеству) все меньше. И все больше — прозы реальности, попыток то ли откомментировать ее, то ли наклеить на,нее "яр­ лыки ". Константин КЛЮТКИН Для начала все же — о журнальной прозе как тако­ вой. По горячим следам реаль­ ных событий в разных журна­ лах появляются, к примеру, "параллельные", вроде бы од­ ной направленности, только вряд ли соприкасающиеся друг с другом произведения. Дейст­ вительно, сколь контрастно схожи "Свои козыри" (записки наемника) Валерия Пискунова в шестом номере "Нового ми­ ра" и "Я — убийца" (рассказ омоновца) Петра Алешкина в шестом номере "Нашего со­ временника". Сходство — те­ матическое: военные действия и убийства, совершаемые, можно сказать, пр«|)ессиона- лами поневоле и вошедшими в раж. Различие — в недоос- мыслении П. Алешкиным и переосмыслении В. Пискуно­ вым событий, с разной сте­ пенью точности имевших, да и имеющих место. От лица вымышленного, мерзковатого (был как все, стал — убийцей) омоновца ве­ дется рассказ о прошлогоднем осеннем противостоянии в Москве. Впрямую называются и Ельцин, и Руцкой. Само противостояние считается грандиозно-кровавой односто­ ронней провокацией, и ясно, с чьей стороны. К сожалению, "гражданской смелостью" ав­ тора достоинства рассказа и исчерпываются. Если это ре- .конструкция трагедии, ее до­ кументальная версия — ей ме­ сто под рубрикой журнала "Дневник современника". Од­ нако это поставлено под руб­ рику "Проза", но только — проза-то на сей раз шаблон­ ная, ходульная, псевдоочерко- вого порядка, где примитив­ ный вымысел и страшно-горь­ кая реальность состыкованы по наипростейшему, графо­ манскому принципу. Пронзительность самочув­ ствия обычного человека, вы­ нужденного стать наемником, его обостренное желание про­ никнуть сквозь внешнюю обо­ лочку событий — такой "ра­ курс делает "Свои козыри" фактом литературы. Зыбкость самой ткани записок свиде­ тельствует о неопределенности положения героя. Он попере­ менно называет себя "я'^ и "Юра", ему не по пути с "но­ выми русскими", и ему нуяцш деньги, чтобы "...выкупить свое будущее... У меня есть жизнь. Я владелец этой мел­ кой собственности." В "Своих козырях" речь идет, по-видимому, о конф­ ликте между грузинами и аб­ хазцами (автор использовал условную терминологию Фа- зиля Искандера; эндурцы и айдорцы). Однако В. Писку­ нов не выдвигает никаких оп­ ределенных версий о причинах войны между ними, указывая лишь на отвагу униженного малого народа. Герой записок —отнюдь не всеведущий, сто­ ящий над схваткой человек; он — внутри и чуть в стороне от нее (наемник же), у него свой, эгоистичный интерес. Только вот на войне никто не может быть сам по себе... В целом же хорошую прозу свежие номера "толстых" жур­ налов предлагают, скажу еще раз, крайне скупо. Читаешь Валюте для Надежды" Влади­ мира Романовского ("Москва" №№ 5,6), вроде бы сугубо со- времеюшо вещь о разыскании героиней дойч-марок на лече­ ние дочери, а возникает ощу­ щение, что подобные, тради­ ционно скроенные романы ты читал не раз и не два. Нахо­ дишь в той же "Москве" рас­ сказы молодых авторов, а от­ крытия новых интересных имен не происходит. Да, на­ писано добротно, да, сегод­ няшний день в рассказах так или иначе отражен, но особой читательской радости не ис­ пытываешь. Куда любопытней наблю­ дать, как журналы различной ориентации оперируют одни­ ми и теми же именами и по­ нятиями. "Новый мир" (№ 6 ) публикует извлечения из тру­ дов великого химика Д. И. Менделеева, убранные цензу­ рой из его собрания сочине­ ний. Разумеется, среди "Завет­ ных мыслей" Дмитрия Ивано­ вича есть много поучительных для нас. Все же 'вечного" в них меньше, чем соображе­ ний, относящихся к конкрет­ ному рубежу Х1Х-ХХ веков. Иного мнения придерживается комментатор публицистиче­ ского наследия химика Алек­ сандр Иванов ("Москва", № 5): "...в целом к трудам Мен­ делеева следует относиться так же, как к творчеству Пушкина или Достоевского: в них мы найдем ответ на любой инте­ ресующий нас вопрос..." Ска­ зано сильно, но с необходи­ мой объективностью ли? Что же касается понятий, то мы, оказывается, слишком мало знаем о фашизме, о его природной и обусловленной втеменем сущности. Позиция Михаила Лобанова в "Моло­ Ж о Что "О, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫтаИ ЧУДНЫХ... ' Доклад о состоянии Вышла в свет интересная книжка окружающей природной среды Липецкой области в 1993 го­ ду . Девяносто страничек, набранные мелким шрифтом, дают полное представление о среде обитания населения области в целом, а также в ряде городов и районов, в частности. Зна­ комство с ней позволяет сделать немало '‘открытий чудных", касательно того, что есть наша область с точки зрения эко­ логической. Масса справочного материала расширит пред­ ставление о промышленном и сельскохозяйственном потенци­ але области, о ее животном и растительном мире, природных ископаемых. Доклад содержит сведения о загрязнении атмос­ ферного воздуха и водоемов, о том, где берут лечебную грязь для Липецкого курорта, сколько плотвы и леща выловили в Мат 1 ^ к о м водохранилище, чем живут сегодня липецкие "зе­ леные"... В общем, великое множество интересных сведений. цифр, фактов. Доклад, несмотря на известную сухость подо­ бного "жанра”, захватывает. Выводы, прогнозы и рекоменда­ ции по оздоровлению среды обитания не настраивают на пес­ симистический лад. Экологаческая обстановка в области, дей­ ствительно, непростая, но "состояние окружающей природной среды стабилизировалось”. Одно жаль: доклад, подготовленный областным комитетом экологии и природных ресурсов, издан тиражом всего в 2,5 тысячи экземпляров. В свободной продаже его не будет, а посему не всякий желающий сможет иметь его дома в каче­ стве настольной книги. На роль последней, мне кажется, он претендует. М. ПОКРОВСКИЙ. дой гвардии" (№ 7), которая вообще никогда далеко за сло­ вом в карман не лезла, тут предельно ясна, фашисты ( в навязанном "демократами" жаргонно-уголовном смысле), "...даже сверхфашисты и есть эта "демократическая" нелюдь, развязавшая эту кровавую ок­ тябрьскую бойню прсгсив на­ рода как "внутреннего врага" (чего не делали даже немецкие фашисты)..." М. Лобанов и ' МГ", конечно, вольны выра­ жаться как ^^дно, но стоит ли так грубо. Тем самым их вы­ сказывания достигают обрат­ ного эффекта. Иначе смотрит на фашизм в (№ 6 ) "Нового мира" Андрей Новиков. Он берет в едино мышленники Эриха Фромма с его недавно переведенной на русский язык книгой "Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии" и приходит к следующему выводу. От не­ крофилии, стремления живое превращать в неживое, — один шаг до фашизма как "не­ крофильского варишгга" капи ­ тализма. И вокруг уже масса примеров выбора именно та­ кого варианта (хотя бы "омер­ твление" денег в недвижимо­ сти и в счетах за границей вместо вложения их в произ­ водство). Не одобряет А. Но­ виков и некрофильскую тягу к прошлому — ревизуемые на- ционал-комм)пшстами право­ славие, монархию, народность. Согласитесь, некрофилия — очень обидное для нас, для нашей живой жизни слово. Только ведь и "внутренний враг", и "демократическая" не­ людь — выражения ничуть не лучше. И хорошо бы, если б они не встречались хотя бы в "тЬлетых" журналах, хорошо бы почаще обнаруживать там серьезную и ироничную прозу. В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ •И С К У С С Т В О С Т А Т Ь и Б Ы Т Ь Н Е О Я ЗЫ Ч Н И К О М ожв'чвеш'вб в о'Н/^е'^оеж7^{ Там, где никто не боится «голым раздеться» Виктор Королев, г.Фрязино Секты Т ЕПЛЫМ ЛЕТОМ 1991 г. в подмосковном Фрязине случился неоязыческий ре­ нессанс, названный скромно сле­ том «Ярило». Слет не нечистой силы, а граждан, почитателей славянской мифологии. Цель эда­ кой тусовки — дать «хороший импульс возрождению духовнос­ ти, культуры и основанию при-' родно-йсторического парка «Гребнево». Всентябре в загород­ ной усадьбе «Гребнево» начинает деятельность общественная орга­ низация центр «Юниврр», «попу­ ляризующая .знания наших пред­ ков о человеке». Тем временем в районе тиражируется 21000 эк­ земпляров портрета президента центра «Юнивер», сопроводи­ тельный текст знакомит с идеями «Его Превосходительства Учителя Жана-Иоанна Гавэра». «Его Пре­ восходительство» ■отнюдь не француз, а москвич с паспортом на имя Ивана Гавриленко. Иван Гавриленко является студентом МГПИИЯ, теперь же на портрете — явиХся в одежде, подобающей служителю культа. Упрезидента центра «Юнивер» «Его Превосходительства Учителя Жаца-Иоанна Гавэра» достаточно откровений, одно из них о по­ стижении им истинного смысла христианского креста. «Знак, ко: торый соотносится с Высшими по­ нятиями, находится в нижней части Перекрестия, и здесь же находится знак Бога. Этот знак очень сильный, он символизирует интимные отношения». Или следующее. «Знак духовности выглядит не совсем привычно. Аспект Духовности преобразует­ ся и берет начало в той части тела, которая обычно соотносится с функциями пола... Аккумуляция Духовной энергии позволяет ук­ репить нижнюю часть живота», Напомним, что связывание духов­ ности со сферой пола характерно для черной магии. Эле.менты чер­ ной магии преподносятся инст­ рукторами «Юнивера» в лекциях, которые прочитаны методиче­ скому объединению учителей райцентра г.Щелково, на уроках для школьников села Гребнево. Странно казалось бы, ьо 3 ноября 1991 г. случается свЬего рода эф­ фект нечистой силы в усадьбе «Гребнево»: сгорает полностью отреставрированный дворец. С этого момента сфера интересов «Юнивера» расширяется и на на­ укоград Фрязино. Чему же желает научить ис­ следовательский информацион­ но-методический Центр «Юни­ вер» ученых из града Фрязино? Вот очередное откровение о вос- пи^'ании детишек. «Для того, чтобы подростки превратились во взрослыхлюдей, необходимыпро­ воцирующие ритуалы. Ребенок обязательно должен выдержать поединок с отцом перед тем, как будет подвергаться символиче­ скому обряду инициации». Или: «Мать никогда не затрагивает вопросов инти.мных отношений и не пробуждает в сыне чрезмер­ ный интерес к интимной области. Об этом говорит исключительно Учитель и Отец». Кстати, на меж­ дународном семинаре в докладе диакона Андрея Кураева юниве- ровское интимное переросло в скандальное; «Тринадцатилетне- му подростку А.С. Гавэр предла­ гает в общении с ним исполнять роль мужчины, поясняя, что само­ му ему, Гавэру, надо этой ночью побывать в роли женщины». О.Андрей Кураев пояснил: «Если гражданин Гавриленко подаст на меня в суд за распространение о нем порочащих сведений — его будет ждать встречный иск от трех юношей — его бывших уче­ ников, которым Гавэр делал впол­ не откровенные предложения и совершал развратные действия». Вюниверовском учебнике «Ис­ кусство стать и быть человеком» читаем: «Унас в лицее существует методика «Откровение помыс­ лов», которая состоит в том, что человеку необходимо признаться при Всех в своих отрицательных и положительных качествах. Для начала предлагаем выписать их для себя и подумать», В одном из радиоинтервью Гавэр пояснял: «На каждого моего сотрудника у меня дома лежит огромный том его личного психоанализа и откровения помыслов. Унас никто не боится голым раздеться. Я считаю, что если человек боится своего тела —это уже не человек. У нас нет никого посторонних в центре. Это у нас семья». Вот такому тоталитарному ведению личных дел обучают в «семье». А что происходит во Фрязине в 1992' году? Келейные собрания последователей «Юнивера» со школьниками и учителями. Да вот 1 мая отмечено избиением пра­ вославного монаха тремя крепы­ шами средь бела дня на улице Полевой. Позднее, через месяц, с ведома руководителей города устроен административный по­ гром в общественном православ­ ном объединении, посмевшем разместить дар бесплатных ле­ карств в аптеке, которую адми­ нистрация спешила превратить в худсалон. Но бесовская сила не дремала и в августе; в церковной ограде милицией задержан муж­ чина, угрожавший пастырю пис­ толетом. Кстати, пастырь являлся и соучредителем общественного православного объединения. 1992—1993 гг. для центра «Юни­ вер» — это сезон активного рос- тавдуховных» преподавателей и защитников. Летом 1993 года под патронаже.м мэра города в ночь на Ивана Купала разыгрывается культурное действо «бесовских языческих игрищ», названных в «Российской газете» (08.07.1993) бого-мэрским праздником. Да, не зря пишут о городе как о беспо- койно.м и бунтарском. Неспокой­ но и депутатско.му корпусу: кое- кого настойчиво привлекают к изучению юниверовских учебни­ ков. Организуются Высшие жен­ ские курсы, методистки «Юниве­ ра» проводят газетную рекламу «искусства стать и быть челове­ ком» с зазыванием звонить им домой. Наукофад Фрязино, рас­ кинувшийся меж двух озер, на­ чинает походить на «корабль ду­ раков», который заплескивает женская культурная инициатива. Па.мятный расстрельный 1993 год во Фрязине закончился 27 де­ кабря, когда обезумевшие горде­ цы водрузшш крест с распятой собакой на ступенях православно­ го храма и вывесили окровавлен­ ную простыню с богомерзкой символикой и угрозой «Ждите нас». Пошел 1994год от Рождества Христова. В городке появляется свое культурно-просветительское общество «Родник», «литератур­ ное объединение», «Эксперимен­ тальная школа движения и само­ познания», и везде ответственная роль принадлежит центру «Юни­ вер». Для понимания перспектив приведем, результаты «культур­ ной» экспансии «Юнивера» в сто­ лице. «В течение двух лет 48-я школа была центром секты «Юнивер». Проникновение секты началось в 1991 году с 10—11 классов. В 1992—1993 годах стали работать в начальной школе и группах про­ дленного дня. В 1993/94 гг. обя­ зательное преподавание «Юни­ вер» во всех классах... Лаборато­ рией философско-психологиче­ ских основ разития человека (МГУ) отмечено, что в ходе пре- подавани 5 ^лроисходит кодирова­ ние сознания школьников. Секта «Юнивер» относится к разряду «сатанических сект». Член секты, учительница 1 класса, пришедшая в школу, с сентября не набила детей ни читать, ни писать! Воз­ мущенные родители требуют про­ верки'знаний их детей. <...> Пси­ хические отклонения в поведении детей стали очевидны. Его Пре­ восходительство Жан Гавэр ор­ ганизовал ■Латр, для игры р ко­ тором он приглашает мальчиков в возрасте 12—17 лет. Будучи гомо­ сексуалистом, он делал им совер­ шенно откровенные предложе­ ния. <...> Опубликован материал о вопиющих фактах растления юношества. <...> У завуча школы, одного из инициаторов борьбы против секты, <...> задымил мат­ рац, в два часа ночи из подвала повалил дым, оказались серьезно поврежденными телефонные коммуникации. Смысл очевиден: не трогайте секту». Не будем утомлять читателей дальнейшим пересказом столич­ ных газет и бредового учения. Вот короткая цитата из учебника сек­ ты за 1992 год. «Учение «Юнивер» пришло к нам из далекого прош­ лого. Прошло 7500 лет, и только сейчас вновь оно явлено нам. <...> Много лет назад оно было пере­ дано в знаках <...> Хранителю Духовных Традиций Учения Жа­ ну-Иоанну Гавэру». Все. Больше нет сил, чтоб не свихнуться. Во Фрязине уже происходят сдвиги, правда, политические: выборы в городское собрание. Кандидат в депутаты по одному из округов — одна из проводниц ме­ тодик «Юнивера», женщина ув­ леченная и эрудированная. Она сумела заблаговременно «задей­ ствовать» городскую и районную газету, радио и прочее. Кандидат повествует: «Я чисто русский че­ ловек, все мои родственники были христиане.,. Мир религии — это все религии... Если же человек живет только в одном мире, на­ пример, в мире науки или рели­ гии, есть опасность, что он .может стать фанатиком... Любовь не мыслит зла». Но о какой любви толкуют нам? Почти два тысячелетия нам, хрис­ тианам, заповедано: «Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине». Депутатов все же не избрали, политическая болтанка давно из­ мотала горожан, Деятельность ж е , проводников методик секты рас­ цвела. Предлагаются циклы лек-: ций «Многомерность мира и че-, ловека», изучение французского! языка по «психолого-лингвисти-: ческой методике Гавэра» и уроки ‘ «Мир философии» на Высших женских курсах. Последние кур­ сы носят имя богослова Флорен­ ского. Этично ли сие по отноше­ нию к памяти священника Павла Флоренского? Недавно, в день престольного праздника Греб-' невской церкви, горожана.м пред­ ложен, как культурный вклад в празднование дней памяти святых равноапостольных Меф'одия и Кирилла, теоретический доклад сподвижницы секты «Юнивер»! Что ж, в сектантах горожанин пусть узрит благочестивых при­ хожан? какими методиками пользуют­ ся, секты для подавления личнос­ ти? Для всех сект характерна трехступенчатая методика. Первое: от вовлекаемого требу­ ется отречение от своего прош­ лого, он Должен стать как чистое полотно ДЛЯ художеств инстр>тс- тора секты. Второе—отделение ума от воли путем бесконечного повторения ложных молитвословий. И третье — введение (т.е, ко­ дирование) установочной инфор­ мации секты. Причем все это происходит в коллективе («в се­ мье»), что способствует пода-; влению индивидуума. В случае с «Юнивером» это различные лю-: бительские объединения, экспе-: ри.ментальные школы, курсы изу-| чения французского языка с ну-, тешествием в мир сказок (тренинг: «Маленький принц»), Че,м является «Юнивер»? Юни- веровцы Лгут, что они христиане.! Секта близка к сатанизму. Ее проникновение в школы стало возможным благодаря регистра­ ции в качестве общественной, организации (при сокрытии ре­ лигиозной сути). Эта секта —' лишь .малая часть мощного ок­ культного движения «Новое время»,возникшего в конце 60-х годов в США. Первы.ми явились не' юниверовцы, а все.м еще па.мят- ные хиппи. И вот уже четверть века на.м предлагают способы достижения «Гармонии Души и Вселенной» кто через наркотики, кто через «тренинг групповой, психотерапии». «Новое вре.мя» по-большевистски утверждает: «Нельзя ждать Мессию, Рай воз- .можен здесь и сейчас!». Все это нам уже знакомо. Каждый волен выбирать, в ка­ кой секте Кайфовать и отучиться думать, в какой партии действо­ вать и какими сле.зами потом себя оплакать. Сказано: «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик Истукано.м своим, ибо выплав­ ленное и.м ость ложь, и нет в нем духа» (Иер. 10,14). РУССКИЕ НАРОД НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЭТРУССКИМ в начале июля с. г. "Рабочая трибуна", а вслед за ней и "Ли- пецкая газета " поместила на своих сн^аницах интервью доктора медицинских наук из Санкт-Петербурга Владимира Барабаша под интригующим заголовком "Жена и муж белые, а сын — черненький. Почему?" , в котором ученый, основываясь на последних резуль­ татах исследований российских генетиков, приходит к неутеши­ тельному выводу о том, что над русским народом нависла серь­ езная опасность вырождения, ибо под угрозой — генофонд нации. Публикация вызвала живой отклик читателей, в том числе и липецких. "Рабочая трибуна"решила продолжить разговор и вновь обратилась к Владимиру Барабашу. "ЛГ" с незначительными со- /фащениями перепечатывает очередную беседу с ученым. — Если не возражаете, об­ ратимся к конкретным вопро­ сам наших читателей, тем бо­ лее что они считают вас в ны­ нешней ситуации главным за­ щитником генофонда русского народа. Вы не против? — Я считаю В 01 ГО 0 С исто­ рически важным. Защищать генофонд России должен весь народ — и тут нет выбора: ты главный или не главный. Мы все русские, а значит, для на­ шей матушки-России самые нужные люди. Я понимаю тревогу чита­ телей; какие там Ломоносовы, когда русский народ вырожда­ ется, как этрусский, о кото­ ром я вспоминал в прошлой беседе! Да, нет на земле этру­ сков — вымерли из-за развра­ та и пьянства. Мы, если чес­ тно признать, подошли сейчас к этой грани — грани выми­ рания: за прошлый год этни­ ческих русских стало на 500 тысяч меньше. Таких темпов вырождения в истории, по- моему, не было. —- Владимир Ильич один наш поэт точно сказал: "Все процессы реакционны, если ру­ шится человек..." Сейчас имен­ но такое время. Рушится не просто отдельная личность, ру­ шится народ, его генофонд. Кстати, многие читатели спра­ шивают, что это такое? — Генофонд представляет собой наследственную биоло­ гическую основу, на фоне ко­ торой развиваются физиче­ ские и психические качества человека. Базу его составляют физические свойства, которые формировались тысячи лет в процессе жизни и труда лю­ дей. Диалектика твердит о про­ тивоположности всех сущих явлений. Научно-технический прогресс является базой эко­ номического развития обще­ ства, но он же содержит в себе последствия отрицательного воздействия на человека. Ос­ новоположник кибернетики в нашей стране академик Глуш­ ков считал: если врач дает клятву Гиппократа — не вре­ дить своими действиями боль­ ному, то такую же клятву о недопущении вреда людям должен давать ученый? Прогресс превращает труд из физического в умственн^. Повьппение уровня психиче­ ских нагрузок (ответствен-, ность за свои действия), если это не регулируется гигиени­ ческими нормативами, ведет к истощению нервной системы, невротическому развитию личности, передаче нервно- психической неустойчивости по наследству. — Так ли уж велика для нас эта опасность? —В мире лечатся 300 мил­ лионов больных неврозами и 40 миллионов душевноболь­ ных лежат в больницах. В на­ шей стране только на учете в психдиспансерах состоит 5,5 миллиона человек, страдаю­ щих тяжелыми формами пси­ хоза. Вы представьте; это же население страны Болгарии. Число их резко растет год от года. Всего же душевноболь­ ных у нас более 25 миллионов человек. В том числе —около миллиона детей. Однако ос­ новную опасность для гено­ фонда нашего народа пред­ ставляет его алкоголизация, которая приняла ныне небы­ валые в истории России мас­ штабы. — Как вы охарактеризуете нынешнюю алкогольную ситуа­ цию в России? По мнению специали­ стов, многие наши современ­ ники-мужчины не доживут до пенсии: прогноз их средней продолжительности жизни уже на этот год — 59 лет. Си^а- ция отчаянная. Число смертей от алкоголизма вдвое-втрое превышает европейские пока­ затели. Данные говорят, что по уровню потребления алко­ голя Россия ныне прочно за­ няла, к нашему позору, первое место в мире. По стандартам ВОЗ, ситу­ ация в стране становится опасной, когда потребление алкоголя превышает 8 литров в год на человека. В России в 1992 году этот уровень был превышен в два раза и про­ должает расти. К чему это приведет, предсказать нетруд­ но. За год в результате птеж- девременных смертей в Рос­ сии потеряно 2,23 миллиона человеко-лет! Но самое страшное не в том, что водка ^ивает чело­ века еще до пенсии. Она уби­ вает человеческие качества в его потомстве —в этом насто­ ящая трагедия русского наро­ да. А ведь еще Петр I прини­ мал активные меры по пре­ дупреждению спаивания наро­ да. Николай II издал закон, ограничивающий винокурение и виноторговлю. Эту позицию твердо поддерживал В. И. Ле­ нин. В последние годы наши "перестроечные" лидеры много нахудили, фактически дискре­ дитировали антиалкогольную борьбу. Заведомо умышленно был создан демонстративный де­ фицит алкоголя в продаже, что вызвало естественное не­ довольство людей, а против­ ники доказывали: мол с алко­ голизмом бороться невозмож­ но, эта борьба уже принесла 40 миллиардов рублей убытка. — Владимир Ильич, но де- ло-то не только в деньгах. — Верно. Кроме денег, есть люди и ущерб, наноси­ мый их здоровью. Экономи­ сты обычно его не учитывают. А последствия алкоголизации трагические. Известный не­ мецкий психиатр Э. Крепе- ЛИН, касаясь воздействия ал­ коголя на человеческий орга­ низм, писал, что лучшего средства для выращивания идиотов еще не изобретено. — Какова же ситуация в России? — У нас на учете до 8 миллионов алкоголиков, а злоупотребляющих алкоголем более 50 миллионов. —Какое влияние этот фак­ тор оказывает на генетический фонд народа? — Туг нет сомнений: са­ мое неблагоприятное. Оли­ гофренов (лиц с выраженны­ ми умственными дефектами) в стране от 3 до 5 процентов, а лиц с патологией характера — 5-10 процентов. В целом же дефект интеллектуального раз­ вития в форме психической неполноценности, определяе­ мый понятием "маргинал", выявляется у пятидесяти мил­ лионов жителей страны. Это страшно! В состоянии опьянения у нас совершается более 40 про­ центов аварий и травм, 70 процентов преступлений. Дли­ тельное пьянство ведет к раз­ витию алкогольных психозов, деградации личности, само­ убийствам (более 80 тысяч в год).' То есть способствует массовой гибели людей. Ведь вы только вдумайтесь; ежегод­ но добровольно расстается с жизнью в пять раз больше лю­ дей, чем их погибло за всю афганскую войну! —Доктор, мы ведь не толь­ ко больше болеем, приобретаем диковинные, заморские хвори, но и теряем интеллект русской нации? — Результаты нынешней губительной политики уже видны. Если в 50-е годы ко­ эффициент интеллектуально­ сти советской молодежи, по данным ЮНЕСКО, ставил на­ шу, страну на третье место в мире, то в 1988 году она уже находилась на 49-ом месте. А сейчас?.. Ставропольский НИИ "Ключ" провел тестирование умственного развития выпуск­ ников девятых классов, посту­ павших в профтехучилища. Результаты удручающие: сред­ ний балл знаний обследован­ ных составил 1,75. То есть ни­ же двойки. Основой для снижения интеллектуального уровня мо­ лодежи и населения явилась также экономическая полити­ ка в форме низкой оплаты за труд лицам с высшим образо­ ванием, которая значительно снижает заинтересованность людей, особенно молодежи, в получении знаний. Но в целом базой для пре- ^ащения русского народа из Голиафа в пигмея явилось от­ сутствие защиты людей от не­ благоприятных социальных перемен, от изменений в ха­ рактере и условиях труда, в отсутствии борьбы с алкого­ лизмом, наркоманией, развра ­ том... Подтверждением этого яв­ ляется общеизвестный факт: из десяти родившихся детей один генетически неполно­ ценный. Из общего числа женщин России 25 процентов, т.е. каждая четвертая, не спо­ собны рожать здоровых детей. Ежегодно в стране прибавля­ ется 700 тысяч младенцев с физическими и психическими уродствами. — Вы не говорите, в чем же выход? — Если бы я знал... Валерий КОНДАКОВ. ("Рабочая трибуна" № 1 1 0 - 1 1 1 .) ( " Н е з а в и с и м а я г а з е т а " 2 8 и ю л я 1 9 9 4 г . ) ЗАЧАТИЕ С ТОГО СВЕТА Израильская газета "Едиот ахронот" сообщила о поразитель­ ном случае рождения ребенка. Супруги Зейфрани, Шауль и Нани, всегда мечтали иметь своих детей. Но все попытки Нани забере­ менеть оказались неудачными. Супруги обратились в центр искус­ ственного оплодотворения, но и курс лечения в нем не принес желаемых результатов. Однако с тех пор семя Шауля Зейфрани хранилось в центре в специальном банке при низкой температуре. Два года назад Шауль Зейфрани, известный в своем городе На- гария врач-окулист, скончался от рака. Год после" смерти мужа Нани пребывала в депрессии. Но в итоге все-таки решила про­ должить лечение. Ее целеустремленность и усилия врачей увенча­ лись наконец-то успехом. В возрасте 42 лет Нани родила сына. Для искусственного оплодотворения и было использовано семя ее мужа. При родах в городской больнице Нагарии пришлось, правда прибегнуть к кесареву сечению. Вес новорожденного — три кило­ грамма. Ребенка Нани в память о муже назвала Шаулем: "Я не могла назвать его другим именем. Я плачу, вспоминая мужа, но счастлива с маленьким Шаулем. У меня появилась цельжжизни." Захар ГЕЛЬМАН Израиль. ("Независимая газета" 2 августа 1994 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz