Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
з а л о ж н и к и з а к о н о д а т е л ь с т в а 28 мая 1994 г. 4 Т - г п р и ш е л л и н а с т о я щ и й х о з я и н ? №104 (668) ^ ' Ю 9 ^ / ^ Ж В 4 Я о р и Е н т а р — Недавно мне удалось при- сетствовать в Липецке на одном общественном мероприятии, На нем шла речь о текущем мот менте. Говорилось о самом на- < болевшем в нашей жизни — о сложной политической, эконо мической и социальной обста новке в области и России. В этой связи бьш затронут вопрос и о подписке на периодические издания во втором полугодии. Объявленные каталожные цены редко кому позволяют выписы вать несколько изданий, тем более тому, кто получает мини мальную пенсию или низ 1 ^ю заработную плату. Для таких людей, в лучшем случае, в поч товом ящике придется иметь одно издание. Но какое? Зашла речь и о "Липецкой газете”. Один из выступавших, кстати, человек моего поколе- 1 ШЯ, ветерш войны и труда за таил, что "она стала не та, ут ратила свои прежние боевые позиции". А посему высказал сомнение по поводу подписки на нее. И факт этот не единичен. На затронутую тему мне в по следнее время не раз приходи лось беседовать с такими же по жилыми людьми, как и я, чьи взгляды формировались, как модао стало теперь говорить, в период тоталитарного режима. Что смущает моих собесед ников? Нечеткость, туманность позиции журналистского кол лектива, выраженной во взятом • им курсе на "политику здравого смысла". Они спрашивают, что "под этим термином понимать?" В поисках ответа на этот воп^с я обратился к "Толковым ело- ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Позиция центризма очень уязвима, так как становится мишенью для нападок как слева, так и справа. И тем не менее, Зто единственное поли тическое средство, рабо тающее не на разруше ние. Именно такой пози ции придерживается "Ли пецкая газета", считает ветеран войны и труда Михаил ТАМАНИН варям русского языка". При- знанйый знаток русского языка Сергей Иванович Ожегов в это понятие вкладывает такой СМЫСЛ; "Рассудительный, толко вый, правильный, основанный на рациональном отношении к кому, чему-нибудь". Если все сказанное автором применить к современным ус ловиям, то разумно обоснован ной и целесообразной является политика реформ с использова нием рыночных рычагов, на правленная на улучшение жиз ни народа и п^жде всего ма лообеспеченных слоев населе ния. Другое дело, какими мето дами и способами проводить эти реформы. У "Липецкой га зеты на этот счет существуют совершенно ясные и четкие ориентиры: нет — шоковой те рапии, использование всех мер регулирования для преетаще- ния спада производства, борьба с инфляцией и безработицей. Я мог бы назвать десятки пу ^и - каций, в которых авторы высту пают сторонниками разных форм собственности, страстны ми борцами с теми силами, ко торые душат как общественные формы собственности, так и индивидуально-частное пред принимательство, выступают в защиту последнего, если на этих предприятиях создаются материальные блага. Газета за реформацию общества, но про тив преступного разрушения го сударства, создание нового об щества по меркам и моделям, чуждым историко-националь ным традициям России, против дискриминации органов наро довластия, ее представительных органов. Таким образом, политика здравого смысла — не красиво сказанные слова программного заявления газеты. Такой газета была с первого номера ее вы пуска и такой она будет в бу д н е м , на что лично я рассчи тываю как ее постоянный под писчик и читатель. Я очень бы советовал моим оппонентам судить о газете не по отдельным публикациям, а на основе глубокого, вдумчиво го, системного анализа. Тогда, думаю, содержание понятия "здравый смысл" не вызовет со мнений и непонимания. Хочу особо подчеркнуть, что "Липецкая газета” является свободной и доступной трибу ной для выражения самых раз личных точек зрения и пози ции, шпрежде всего, центрист ских. Эго делает газету подлин но об 1 ценародной. Несколько слов хочу сказать о рубрике "Прямая речь". Если не изменяет память, появилась она в 1992 году и вызвала тогда у меня недоумение. Мне каза лось, что вся газета должна быть "прямой речью”. В своих публикациях, думал я, каждый автор волен высказать свою точку зрения по любому вопро су прямо, без каких-либо по средников. Потом^ когда прочи тал "Прямую речь А. Суторми- на {"ЛГ" за 7.08. 1992 год^ "^Пу тешествие дилетантов", Цедил ся, что рубрика эта необходима и появление ее явилось творче ской находкой для журналист ского коллектива. ' И вдруг “Прямая речь" ис чезла. Теперь Она снова потаи лась. И дай Бог, ей жить долгие годы. Мне особенно нравятся под этой рубрикой публикации Сергея Степанова. В них всегда содержится новое слово, ска занное без округлений, без сре зания острых углов, способное своей современностью, прямо той .и откровенностью стать им пульсом для общественного мнения, для нового подхода к современным проблемам поли тической и экономической жиз ни. К сожалению, не все мате риалы равноценны. Авторы не которых из них, обладая порой незаурядными способностями, не проявляют новаторства в от крытии и разработке темы, го ворят о второстепенном и ма лозначимом. Поэтому "Прямая речь" превращается в зауряд ную, обычную газетную статью. Узок авторский круг лиц "Прямой речи”. Он состоит в основном из штатных сотруд ников. Редакция газеты не уде ляет внимания подбору способ ных, талантливых авторов из числа научных работников, де ятелей культуры, искусства, крупных специалистов-пракги- ков. Думаю, такое сотрудничё- ство сделало бы "ЛГ" еще более интересной по содержанию. Эти заметки я написал без чьего-либо специального зака за, по велению своей совести. Обращаюсь с просьбой к людям моего поколения — ветеранам войны и труда, во втором по лугодии иметь в своих почтовых ящиках "Липецкую газету”, от бросив излишнюю предвзятость в оценке сегоднкшнего курса коллектива газеты. ОТ РЕДАКЦИИ. Мы благодарим читателя М. Тамашна за спо койную и объективную оценку нашей работы. Принимая высказанные замечания, редакция надеется на продолжение разговора о путях улуч шения содержания газеты. Ждем от вас, уважаемые читатели, новых писем и предложений. ВСТРЕЧАЙ, "ОРЛЕНОК"! П и о н е р с к и е л а ге р я „ " ^ т е к " и "О р л е н о к " в и л и с ь ка к с к а з о ч н ью д е т с к и е р е с п у б л и к и п и о н е р о в не м е чтал п о бы в а ть в них . д е с я т к и л е т сл а - . В р я д л и к то и з Но детская республика^ осталась по своей сути так дети мечтают побывать в этом лагере. „ С к о р о Л о м о 1 — • л е н а фонд ть----- ы сяч р уб л ей ДУМА ЧАПЛЫГИНЦЕВ К а к ,н а з в а т ь н о вы й П 1 и н а ? Н г “ — " " х т о вы и м а га з и н в центра 16 Ч а пл ь ^ л о т о в д н о а д э т ^ м л ом а е т Тол^ ......... ^ р г с к и и в е с т н и к " по’с т у п и - е р ж и т с я н е с к о л ь к о с о т е н Й ни П о ед па гаю т н а з в а т ь м а га з и н З о - э н е ^ е з и р о н и и . Л о у г и е п е р е б и р аю т ‘б л а с ко вы е ж е н с к и е и м е н а . А кол л ее ти в А ^ " К р а х м ^ к з д е с ь явн в о д с е л о м а га з и н не с сы л а я с ь на н а з в а н и е перёо ' ^ ^ ^ н а „ м е с т е к о т о р о го вы р о с го р о д , р а ал ьны и з а - 5 й г о п о се л е н и я — с [Этому а н т р а л ь ны й н а зв а ть КОРОБЕЙНИКИ ПОНЕВОЛЕ В о д н о и з м и н у ш и х в о с к р е с е н и й на ч а п л ы ги н с ко м ры н ке п о я в и л и с ь д в а а в т о б у с а и з у ф а и н с к и х го р о д о в С умы и ^ п о - Й ож ь е . По в п о л н е пр и е м л ем ы м ц е н ам го с т и п р о д а в а л и э м а - мЖ го е ^д ^ у го е ^ сУ Д У ' ‘^ зины е с е р в и зы , продуктй^, х о з т о в а ры и по том у , м е с я ц , 1 ..^ чдел ж е п р о и з в о д с т в а ?Д'- п р о д у к ц и е й ПОЖАР в МАЗУТНОМ ЗАЛИВЕ Г у с т о й , хо ть н о ж о м реж ь , ч ерны й д ы м по д ня л с я н а д го - В м в о д и н и з в о с к р е с н ы х д н е й . Т р и по ж а р ны е м аш и ны с эм п о га с и л и з а го р е в ш и й с я м а зу т , ко т о ры й го д ам и с к а п л и в а л с я у Ч а п л ы ги н с 1 ^ г о м о л о ч н о го з а в о д а С э т о г г в о д с т в а м а зу т с т е ка л к р е ке Ряса и з а гр я з н я л , е с т е с т в е н н о , ее — не зр! ны х у л и ц з о в у т р е ч к у с о в с е м уж н е а п п е ти тн о ___ _______ _ .‘ г о пр ои з - с в ку с ны м н а з в а н и е м Я годная я ж и те л и п р и б р е ж - '^ о н ю ч к о й " . Больш ая ч а с т ь м а зу т а с к о п и л а с ь в н е б о л ьш ом з а л и в ч и ке , гд е и запы л ал о го н ь . К он е ч н о казат ! д а -н и А. АВДРЕЕВ. ОБЫЧНЫЙ ПУТЬ РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА ЧАСТНИК НЕ ОПРАВДЫ ВАЕТ СЕБЯ? в области продолжается приватизация, одна из задач которой состоит в разгосудар ствлении предприятий, созда нии так называемой смешан ной экономики, что, по замыс лу реформаторов, должно при вести к росту ее эффективно сти. А что происходит на деле? А. ОДИНЦОВ, рабочий. В начале прошлого года у нас было 57 процентов госу дарственных предприятий. А к началу апреля нынешнего их осталось всего двадцать процентов. Как видно, моно полия государства в промыш ленности разрушена. Что же это дало? >На частных предприяти ях, а их у нас 401 и занято здесь 13,3 процента работаю щих, в первом квартале про изведено всего лишь 3,8 про цента товарной продукции, или на 25,1 млрд, рублей. Здесь оказалась самой низкой эффективность, производи тельность труда. Так что ча стная собственность, которую реформаторы провозглашали чуть ли не панацеей от всех бед, на деле пока не оправ дывает себя. А вот смешан ные, наоборот, обнадежива ют. На предприятиях со сме шанной собственностью, хотя работающих там 79,8 процен та от общего их числа в об ласти, получено 92,1 процен та товарной продукции. И производительность труда в четыре с лишним раза выше, чем на частных предприяги- 50С. Так что судите сами. И. ЛЕОНОВ. ' 4 ^ Прямо со школьной скамьи пришел он работать на химический завод. И вот уже почти четверть века верен своей профессии Владимир Иванович Минин, ма стер смены цеха № 5 Данковского АО "Силан”. На первый взгляд, это обычный путь рабочего человека. У Владимира Минина он отличается тем, что всегда он был заметен на заводе, или, как говорили еще совсем недавно Ридах. На снимке: В. И. Минин. был в первых Ф(ПО В. СИНЕВА ЖИТЕЛИ ОБЕСПОКОЕНЫ Постановлением главы администрации Липецкой об ласти принято решение об открытии городской бытощ)й свалки в отработанном пес чаном карьере п. Тынковка и с. Сенцово. Проект указанной свалки находится пока в стадии тех нической разработки, но жи тели данных селений обеспо коены за чистоту и санитар но-эпидемиологическое со стояние окружающей среды на их территории. Учитывая, что подземный горизонт во ды находится вблизи вырабо танной поверхности карьера, есть реальные опасения про никновения токсических ве ществ бытовой свалки через грунт в подземный горизонт воды, которая используется для питья жителями п. Тын ковка и с. Сенцово. А ПЕТРОВ. Т>у4 Т > В Л б ПРАВО НА :КНЛПЛОЩАДЬ Н... В0НВ7 Х р о н и ка с о б ы т и й т а ко в а . В 1979 го д у Н. И . Б ахтин ж е н и тс я на В. Н. Х о д о в о й и п р о п и с ы в а е тся в е е к в а р т и р е (в кй т о р о й . м е ж д у п р о ч и м , т а п р о ж и л а 20 ле т ). Ж и в у т в м и р е и с о гл а с и и , п о к у п аю т "З а п о р о ж е ц " , пр о ч и е н е о б х о д и м ы е в с ем ье в ещ и цы и в 1983 го д у п е р е е зж аю т в о д н о ком н а тн ую , з а то б л а го у с т р о е н н ую к в а р т и р у п о н о в ом у а д р е с у . Н о в 19 87 г о д у м е ж д у с у п р у га м и п р о и с х о д и т р а зры в , о ко т о р о м оф иц и ал ьн ая б ум а га с каж е т : " . . . н е и с пы ты в аю т д р у г к д р у г у ч у в с тв а л ю б в и и у в а ж е ния , п о э т о м у с у д н а хо д и т , что сохране^ гие с е м ь и и д а л ь н е й шая с о в м е с т н а я ж и з н ь с т а л и н е в о зм о ж н ы м и . . . " В 1988 го д у п о и с к у Н. И. Б а х ти н а р а й н а р с у д п р и н и м а е т р еш е н и е о в с е л е н и и е г о на э ти д в а д ц а ть к в а д р а тны х м е тр о в (в, э т о в рем я и с т е ц с н и м а е т у го л в п р и г о р о д е ) , гд е о н и п р о п и сан . В о т т у т -т о д е л о и з а с т о п о рил о с ь . Бы вш ая ж е н а п у с т и т ь в к в а р ти р у бы вш е го м уж а к а т е г о р и ч е с к и о т ка зы в а е тс я . И н а ч и н ае тся х о р о в о д на го ды , в к о т о ры й в клю ч аю тс я д е с я т к и и н с т а н ц и й , а у д в е р и з л о п о л у ч н о й кв а р ти ры в с р е д н е м пя ть р а з в го д у т о н ча тс я у ч а с т ко вы й , с у д - и с п о л н и те л и и и с т е ц -п о д с е л е н ец .. Но д в е р ь не о т кры в а е т с я ни в 1 9 8 8 -м , ни в 1 9 8 9 -м , ни в 19 9 2 -м . Д в а го д а п о сл е э т о г о и н в а л и д Б ахтин м о л чи т , т е р п и т и на ч т о -т о н а д е е тс я . И в о т — новая п о пы т ка и п а п ка с д о к ум е н т а м и на столе . В э т о м ко нф л и к т е , ка к м н е каж е тс я , е с т ь и т р е тья п о т е р п е в ш а я с т о р о н а — • с а м с у д , т о ч н е е , с у д е б ны е и с п о л н и те л и . В о о бщ е , о л кш я х э т о й п р оф е с с и и к о г д а -н и б у д ь н а п иш у т п о в е с т ь или р ом а н . М о ж е т бы ть , п р и д е т в р е м я , к о г д а у э т и х п р о в о д н и ко в с ур о вы х р еш е н и й суд а ( к а к пр а в и л о , ж е нщ и н ) п о я в и т с я с в о я у н иф о р м а -б р о н е ж и л е т и п р о ч и е с р е д с т в а з а ш и ты . А п о к а в а р се н а л е В. А, Но - Он ушел, прихрамы вая, а на моем столе осталась лежать пап ка, надписанная круп ным ровным почерком: "По квартирному воп ро с у инвалида войны второй группы Бахтина Николая Ивановича". Редкостное единодушие в решении этого самого квартирного вопроса в разное время проявляли разные люди и инстан ции. Все стояли за Бах тина горой, плечом к плечу, да вот тошу от этого было маловато... А. КОСЯКИН в и ко в о й и Л . А. Ч у тчевой л иш ь в алидол и п у с ты р н и к . . . "Д е л о Б а х ти н а " и для них о с о б о е — с т о л ь к о р а з н а "ш т у р м " о д н о й к в а р т и р ы он и не х о д и л и . В се бы ло з а время д о л го й "о й а д ы " — пл е в ки , о с к о р б л е н и я и д а ж е " т е л е с н ы е п о в р е ж д е н и я , п о д т в е р ж д е н ны е а к т ом с у д м е д э к с п е р т а . О д нажды во врем я о ч е р е д н о го т а к н а зы в а е м о го в се л е ни я в р у ка х у а т а кую щ и х (Н . И. Б а х ти н а ) п о я в и л с я .. . т о п о р . Я с п р аш и в а л с у д е б ны х и с п о л н и т е л е й : к а к бы р а з в и в а л и с ь с о б ы т и я , если бы и м уда - л о с ь - т а к и в с е л и т ь ( ч и т а н — в т о л кн у т ь ) на ж и л п л ощ а д ь в е т е р а н а ? И о н и п р о с т о д уш н о о т вечали : "И з б и л и бы е г о , н а в е р ное , и т о гд а был бы ещ е о д и н , т о л ь ко уж е по д р у г о м у п о в о д у с у д " . В о т т а к - т о ! М е ж д у п р о чим , не л иш е ны о с н о в а н и и и о п а с е н и я з а с о б с т в е н н у ю ж и з н ь и В . Н. Х о д о в о й . К а к ж и т ь п о д о д н о й кры ш е й с ч у ж и м ч е л о в е ком , в р у ка х к о т о р о го о д н аж ды уж е вид е л и т о пор? В о т и по л уча е тся , ч то в се — и с уд , и е г о т о л ко в а т е л и , и и с по л н и те л и — н е в ол ьн о п р е в р а ти л и с ь в з а л о ж н и к о в н е с о в е р ш е н н о го за ко н о д а т е л ь с тв а . В се п о н им аю т , ч то ж и з н и "н а о б щ и х " кв ад ра тны х м е тр а х не б уд е т , а б у д е т вой н а . Но д е т с к и е и гры в п р я т ки п р о д о л ж а ю тся . П р я т ки о т д е й с т в и т е л ь н о с ти . О т н е о б х о д и м о с т и с ка з а т ь л ю д я м п р а в д у . О т о с о з н а н и я о б я з а т е л ьн о с ти п р и н и м а т ь к а к о е - т о д р у г о е , б о л е е м у д р о е р еш е н и е . И п о че м у бы в т а к о м с л у ч а е н е о б я з а т ь г о р о д с к и е в л а с т и в ы д е л и т ь ф р о н т о в и к у у го л гд е -н и б у д ь в д р у г о м д о м е (тем бо лёе , ч то з а я в л е н и е на э т о т с ч е т им н а п и с а н о )? В ед ь и м е н н о на э т о м в а р и а н т е о с т а н а в л и в а л и с ь д в а го д а н а з а д и в р а й к о м е п а р ти и , и го р и с п о л ком е , но э т о бы л о р а н ьш е , а с е го д н я . . . С е го д н я зл о по л у ч н а я к в а р ти р а , ка к о с т р о ум н о з ам е ти л а м е с тн а я га зе та , о с т а е т с я е д и н с т в е н н о й в р а й о н е "а б с о л ю т н о с у в е р е н н о й т е р р и т о р и е й " , на п о р о г е к о т о р о й ко н ч а е т с я д е й с т в и е К о н с т и т у ц и и , з а к о н о д а т е л ьс тв а , с у д е б ны х р еш е н и й и м е р п р о к у р о р с к о го р е а ги р о в а ния . М е ж д у т ем , силы у к о нф л и к т ую щ и х с т о р о н на пр ед ел е . Н е д а в н о Н и ко л а я И в а н о в и ч а , з а п р а в л я вш е го с в о й " З а п о р о ж е ц " , н а гл о о т те с н и л у б е н з о к о л о н к и м о л о д о й д а р а н н и й в л а д е л е ц и н о м а р к и . Н ер вы у с т а р и к а не вы де рж а л и и он о б л ил о б и д ч и ка с н о г д о головы б е н зи н ом . Х орош о , ч то к у р и ть он д а в н о б р о с и л . . . "ЗДОРОВЬЕ" ПРОВОЖАЕТ НА ОТДЫХ На днях, например, возник традиционный вопрос шканлще лета, грядлтцие массовые от пуска. Согласно статистике, в эти месяцы число больных уменьшается на треть. Поэто му большинство медиков и уходят в кален дарные отпускш А где взять средства на от пускные пособия, исчисляемые десятками миллионов? Ра§,ртникам поликлиники треста "Про- мстрои пошла навстречу фирма Здоровье , которая взяла на себя обеспечение финансами отпускников. А АДПОСТЕНКОВ. Ньшешняя заработная плата медработни ков в России сбетаняяет в среднем 135 тысяч элей, среднего оослзживающего пгасонала - 60 тысяч. И, несмотря на прорехи в бюд- ;ете, получают они ее йрактически регулярно. "К подчеркивают работники больниц и по- 'давньгй вра [№ 1 вмесп ликлиник,* происходит это во многом благо даря страховым фирмам В частности, г: ластнои больницы дегами благодг ширмам, как ТЩнс . Льв: чебки наших ма Здоровье те со своими кол- таким . Доровье" , -О ДОДК) рликлиник берет на себя фир- ’осгосстраха. В ^ Ь 7 1 Р 0 ^ 4 В Ж А ВОДА ВЕ ТОЛЬКО ПЛОТВВЫРВЕТ В Липецке прошла зональная научно-практическая конференция с повесткой "Развитие опасных физико-ге ологических процессов подтопления городской террито рии и меры защиты от их последствий". Конференция была подготовлена и проведена по инициативе област ного научно-технического общества строителей. Цель 6 е — обобщить наблюдения з а состоянием жилых домов, производственных и общественных зданий на подтоп ленных территориях. И, разумеется, обсудить инженер но-технические меры защиты города. О том, что рассматривался далеко не второстепен ный вопрос, говорит состав участников конференции. Делегатов на нее направили Российский научно-иссле довательский институт оснований и фундаментов (г. Москва), научно-производственное объединение "ВИО- ГЕМ" (г. Белгород), акционерное общество "Липецкет- ройцентр", управление архитектуры и градостроительст ва "Липецкгеология" и многие другие организации и предприятия, общим числом более ста. Повод для столь представительной встречи — ны нешняя гидрологическая обстановка в Липецке. Направ ленный процесс подъема грунтовых вод отмечен прак тически во всех районах города. И процесс этот "охва тывает" с каждым годом все большую территорию о б ластного центра. Если двадцать лет назад подтопление составляло 35-45* то в текущем году подтопленной ока залось 90 процентов территории Липецка. Последствия этого явления ещ е не всем видны и со всей серьезностью пока не оценены. О них надо бы давно говорить во весь голос, но тема эта в газетах, на радио и телевидении не затрагивается. Между тем подъем грунтовых вод привел к тому, что около 60 процентов жилых и общественных зданий имеют трещи ны в стенах. Тысячам горожан приходится переживать много неудобств и з -за затопления подвалов и лифтовых шахт. Подтопление "обеспечивает" ускоренный вывод из эксплуатации подземных коммуникащ^й. В частности, теплотрасс, срок службы которых на отдельных участках составляет всего полтора-два года. Заболачиваемость приводит к гибели или угнетению лесов. В докладах и выступлениях на конференции называ лись очевидные причины нарушения водного баланса городской территории. Большинство из них — "руко творные". Главные из них — это подъем уровня рек Матыры и Воронежа з а счет создания Матырского во дохранилища и фиксирующего порога на реке Воронеж в черте города. Это — подпор подземного стока в результате замыва известного' Петровскйго 'пруда, н а мыва строительных площадок-'под ряд объектов. Это и утечки из водопроводов, теплофйкационных и канализа ционных сетей... Одним словом, причин — тьма. Но можно ли "осу шить" территорию города? На конференции специали сты поделились своими соображениями о мерах по защите от подтопления. К радикальным мерам по обуз данию подземных вод относятся, безусловно, следую щие; понижение зеркала Матырского водохранилища и ликвидация утечек из системы водопроводов и тепловых сетей. Говорилось также о необходимости устройства гидропарка в Нижнем парке, о прокладке нового русла ручья (>уденый, об устройстве водоотводов, ливневой канализации в завокзальном районе Липецка. Подчер кивалось, что настала пора проектирования и строитель ства генеральной схемы ливневой канализации. Для того, чтобы предложения и разработки специа листов нашли свое практическое воплощение, одного желания мало. Необходимо, о чем говорили на конфе ренции, вмешательство администрации города. Именно она, исполнительная власть, должна решать вопросы, связанные с финансированием и распределением работ по соответствующим организациям — проектным, изы скательским, строительным, эксплуатационным. Денеж ные суммы, затраченные сегодня, будут абсолютно ми зерными по сравнению с теми, которые расходуются и будут расходоваться на ликвидацию последствий под топления. А именно — ремонт жилых домов, зданий и сооружений, коммуникаций. Администрация, будем справедливы, озабочена о с ложнением гидрологической обстановки в городе. Почти два года назад было принято постановление, направ ленное на защиту территории липецкого промрайона от подтопления и защиту подземных вод от загрязнения и истощения. Но, к сожалению, в полной м ере оно не выполняется. И об этом тоже говорилось на конферен ции. Ю. ЖИГАЛОВ, зам. председателя областного совета научно-техниче- свих обществ строителей. Е&ХДЫВ РЕВЕВОЕ - "ЗЕЕЗДОШ" ВЕРВОВ ВЕПВ<1ВВЫ... / Интересный опыт Липецкой средней школы № 24 Педагогический коллектив Липещеой средней школы № 24, возглавляемый опытным директором, заслужен ным учителем школы России М. Б. Ваковским, провел недавно открытый творческий отчет, пригласив на него коллег города. Долгие годы 24-я школа занимается до- профессиональной педагогической подготовкЬй учащихся, и потому в ней царит особая атмосфера общения на ставников и ребят... О том, что увидели педагоги в школе, ведуш/ей экс перимент, ржеказывает консультант отдела програм мирования и социальньас исследований администрации об ласти Алевтина КОЗЬМИНА Педагоги города, побывав в тот день в липецкой средней школе № 24, воочию смогли по знакомиться с тем, как коллеги, используя базисный учебный план, Помогают ученику опреде лить свое "я”, сделать выбор жизненного пути. Мы познакоми лись с первыми результатами эксперимента по организации так называемых "подвижных" де тских групп в начальных классах. Они формируются из ребят раз ноуровневой подготовки и помо гают выработать, сохранить и развить у детей интерес к уче нию, чувствовать себя комфорт но среди сверстников. В силу разных социальных причин, по данным социологов, десять процентов детей обучить очень сложно. При этом, имеют ся в виду абсолютно здоровые дети, без психических отклоне ний. Причины разные. Плохой учитель, плохая медицина, не добросовестный ученик... Тем не менее стартовые условия у всех детей должны быть одинаковые — так считает коллектив 24-ой и предлагает свою методику, свою технологию. Учеными разработано и оп робовано много способов кор рекционной работы с детьми. Это и компенсирующие классы, и группы выравнивания, дети "группы риска . Но все эти ме тоды связаны с отрывом ученика от своего класса, своего коллек тива. Опыт же 24-й школы пред лагает совершенно новый вари ант, более благоприятный для учеников. Суть его такова. Опытный психолог школы проводит тща тельное диагностирование детей, давая им контрольно-тестовые задания на творческое мышле ние, на математическую смекал ку, способность к языку. Задача диагностики — определить уро вень подготовки ученика и по мочь ему занять достойное место в ученическом коллективе, почув ствовать уверенность в себе. С этой целью в начальных классах школы созданы "подвижные" группы по математике, русскому языку и другим предметам, где опьпные педагоги Ольга Василь евна Соколенко и Валентина Алексеевна Анненкова проводят занятия с учащимися. Побывав только на несколь ких занятиях в этих группах, за мечаешь, как раскованно ведут себя дети в своей среде, чувст вуя Себя равными среди рав ных... Возраст подростка самый сложный, и беда наша, что мы плохо знаем психологию как на уку. Никто не учил нас пробле мам дифференцированного обу чения. Мы должны обследовать детей на предмет темперамента — холерик он или сангвиник? У каждого ученика существует еще и свой предел, заложенный гена ми. Все это вместе взятое дает возможность разумно использо вать базисный план и с учетом творчества учителя помочь уче нику выбрать свое место в жиз ни. Каждый ребенок должен быть в чем-то "звездочкой" первой величины. Это иллюзия, будто он .будет жить в своей среде обита- "ния, ему все равно придется жить в социуме. И готовить к этому надо уже в школе. Коллек тив 24-й помнит об этом, твор чество и любовь к детям от ди ректора до'каждого учителя про низывают всю их деятельность. Этому они учат и детей..Они хо тят воспитать человека творчески мыслящего. И не зря здесь в начальных классах обязательным предметом введен урок:..' шах мат. Доказано, что шахматы адекватно заменяют логику и ла тынь в части развития творческо го мышления. Уже двадцать лет школа со трудничает с заведующим ка федрой теории и методики вос питательной работы Липецкого педагогического института, про фессором С. А. Шмаковым. Со вместными усилиями найдены и внедряются новые методы вос питания и общения с детьми. Разработаны прекрасные досуго вые программы. Прекрасно рабо тает подростковый клуб "ИСК", где проводятся интеллектуаль ные игры, музыкально-развлека тельный клуб "Ринг", участника ми которого являются старше классники, будущие педагоги. В этих клубах они готовят себя для будущих профессий. Итоги открьпого творческого отчета школы подвела начальник отдела образования Правобе режного округа г. Липецка Н. В. Гришаева. Она сказала, что такие отчеты — интереснейшая форма обмена опытом баботы. У каждой школы должно быть свое лицо. У 24-й оно есть. Основной принцип педагогов и администрации — взвешенный и р1азумныи подход к новациям, гуманизация, кото рая ставит в центр ребенка, его развитие. Мера этого развития выступает как мера качества ра боты каждого учителя и школы в целом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz