Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

по обе стороны прилавка <4,Т-7 О щедрости "Скупого” 21 мая 1994 г. № 99 (663) После длительного капитального ^монта открылся, наконец, в Ельце родильный дом. Он оборудован но­ вейшей современной техникой. Здесь молодая мать и дитя получают квалифицированную помощь и уход. Новая жизнь рождается в муках, но все равно — это счастье. Страдальческая гримаса матери сменяется радост­ ной улыбкой, и вотуже малыша со слипшимися воло­ сенками медсестра вытирает салфеткой, обрабатыва­ ет пуповину. А он щурит глазки, морщится от весен­ него света, чуть попискивает. Его обмеряют — обык­ новенным портновским метром. — 54 сантиметра, — говорит сестра, повернувшись в сторону. Я тоже смотрю туда. Вот и мама. Заметив меня, она тихо, с гордостью произносит: "Сын!" А за широким окном — русская ширь и цветущие сады... На снимках: у медсестры Веры Уедовой трудная, но прекрасная работа; три минуты назад Лидия Виз- нер стала мамой... Текст и фото В. ДУРНЕВА. КАК я БЫЛА АГЕНТОМ дстролог- ПРОГНОЗ на 23.05 - 23.05.1904 а. 23 мая — на работе, воз­ можно, потребуется принять неотложное реш ение, кото­ рое повлияет на дальнейшую судь бу . День благоприятен для финансовых операций, у бизнесменов возрастет инту­ иция. Но неумение понять пе- . 1^реживания>|^^у^IНсркее<!!|влов^ка может стать причиной разла­ д а в личных отношениях. 24 мая —удача продолжа­ ет сопутствовать вам. Ориги­ нальны е проекты получат поддержку на работе . Есть хорошие возможности, изме­ нить локальную ситуацию. В семье, в случае осложнений, лучше не браться за глобаль­ ные проблемы, а найти реше­ ния, приемлемые на данном этапе. 25 мая —день лунного з а ­ тмения. Восприятие искаже­ но: проблемы кажутся огром­ ными, а конфликты неразре­ шимыми. Не сл еду ет вести споров. Здоровье заслужива­ ет осюбого внимания. 26 мая — напряженный ф он с п а д е т , но излишняя эмоциональность остает ся . Важно уловить суть момента и целенаправленно сглажи­ вать конфликты. 27 мая — день удачен для деловой активности и офици­ альных мероприятий. Неожи­ данные ходы в рабочих кон­ тактах будут оценены вашими п артн ер ами . Благоприятно делать покупки и заниматься финансовыми операциями. 28 мая — эмоциональная напряженность в домашних делах может стать причиной раздражения. Есть риск слу­ чайно оказаться "козлом от­ пущения" —невольной причи­ ной чужих негативных состо­ яний. Не надо верить атому дню, он не склоняет к благо­ разумию. 29 мая — сложный день, не требующий, однако, боль­ шой инициативы с вашей сто­ роны: обстоятельства будут воздействовать нр вас. Ваши оппоненты могут временно отступить или согласиться с вами. Если дома произошел конфликт, то именно сейчас вы можете взглянуть на него наиболее трезво . Сделайте с е б е что-нибудь приятное, ку­ пите то, что вы любите. Мы предлагаем Вам заоч­ ное обучение астрологии. Чтобы получить подробную информацию об условиях по­ ступления и обучения, а так­ же бесплатный каталог лите­ ратуры и услуг. Вам надо прислать пустой оялачвнный конверт со своим адресом по адресу: 111401, Москва, до востребования. Кононенко Е.Д. "Заявка". ТАКИЕ ВОТ ХОЗЯЕВА, ИЛИ Еще раз о характере нашей торговли Многие годы мы недобрым словом "аттестовали" родную со­ ветскую торговлю с ее родимыми пятнами —дефицитом, наглыми обсчетами, беспардонным хамством. Но изменилась ли "бывшая советская" сегодня, на что многие из нас всерьез рассчитывали? Изменилось ли отношение работников прилавка к рядовым по- куцателям? Ведь ныне они, как-никак, хозяева своих магазинов, сменивших форму собственности. И работают не в безликой со­ ветской торговле, а на предприятиях, ставших муниципальными, акционерными, частными. Чтобы ответить на вопрос о переменах, мы побывали в 40 магазинах Липецка, опросили без малого пятьсот человек. В ре- „^ЗИСьтате получилось, небюньшое лощкхжживеское..исследование,^' которое и предлагается вниманию читателей "ЛГ'. Номера магазинов и их адреса я, автор этих строк, намеренно не назьшаю, поскольку все они очень похожи друг на друга. Хотя, конечно, каждое предариягае торговли имело только ему прису­ щий колорет. В одном из магазинов видели, например, как про­ давщицы рыбного отдела от скуки грызли семечки. В другом стали свидетелями горячего спора между продавцом и покупателем на предмет того, почему нельзя приобрести целую упаковку томат­ ного соуса. В третьем простояли в очереди за хлебом около по­ лучаса. А собственно социология такова. 66 процентов поюшателей пожаловались на то, что их по-прежнему обсчитывают. При ны­ нешних ценах надо обладать большими математическими способ­ ностями, чтобы быстро подсчитать стоимость покупки и нс дать себя обмануть. Почти столько же, 63 процента, считают, что по- прежнему низка культура обслуживания, 22 процента опрошенных заявили, что этот показатель в приватизированных магазинах ни­ чуть не выше, чем был. 37 процентов респондентов были едины во мнении: приватизация торговли свелась лишь к смене формы собственности, а значит, й вывесок. Ассортимент товаров, если не считать добавившихся "Сникерсов", примерно тот же. А каче­ ство их, несмотря на жесткий контроль со стороны разных инс­ пекций, по-прежнему остается низким. Часто в продаже не бывает даже тех товаров, что выпускают липецкие предприятия. Из всех магазинов, которые мы посетили, не нашлось такого, куда захочется прийти еще и еще. Тогда какой же прок от частных магазинов, от якобы конкуренции? Ведь и в них, частных, поку­ пателя никто не встречает у порога (за границей, говорят, только так), его не ждут и ему совсем не рады. Конечно, сегодня рано давать однозначную оценку результа­ там перемен, произощедщих в торговле. Безусловно, есть и плю­ сы. Вен только минусов, к сожалению, куда больше. Причем и таких минусов, кснорые не зависят ни сн общей кризисной си­ туации в экономике, ни сн сокращения производства потреби­ тельских товаров, ни от свертывания централизованных поставок товаров по импорту, ни от сокращения поступлений из бывщргх союзных республик. А зависят липа от порядочности, професси­ онализма работников прилавка. 3. ЖИВОТИКОВА, консультант информационно-аналитического отдела администрации области. "ХИМИК” - НА ВТОРОМ МЕСТЕ Состоялись матчи шестого тура чемпионата России по футболу среди команд -тетьей лиги. Данковский "Химик" встречался в го­ роде Красный Сулим Ростовской области с командой "Металлург" и выиграл со счетом 1:0. Этот единственный мяч в ворота хозяев забил нападающий Е. Кузка. Набрав восемь очков, спортсмены Данкова переместились на вторую строчку в турнирной таблице. Астраханский "Волгарь" на своем поле победил ФК "Орел" с результатом 2:1 и с девятью очками стал лидером второй зоны. 23 мая "Химик" принимает клуб "Спартак-Братский" из Рос­ товской области. Ю. ПЮКОФЬЕВ. ^ Н С л х м л т ч гд ошнгш7шся?.. с целью проиллюстрировать на практике руководителям и специали­ стам сельского хозяйства "что такое хорошо, а что такое ~ плохо", рай­ онное сельхозуправпение, пользуясь передышкой селян, вызванной до­ ждями, провело выездной семинар в ТОО "Красный Октяб|:№" и колхозе "Ленинский путь". В сельхоэтовариществе гостям рассказали, как по весне получать двенадцатикилограммовые надои молока от буренки, на каких площа­ дях и как сеять сахарную свеклу. В "Ленинском пути” продемонстриро­ вали противоположную картину —как не надо хозяйствовать. ОТПУЩЕНЯЕ Г7ЕЯ0В в полуопустевшее здание мест­ ного универмага переехал райцент- ровский магазин "Книги", где занял один отдел. Причина не только в скудности полок и "источников зна­ ний". На трку )0 меру ру ! еовоаство райпотребсоюза пошОо, чтобы ис­ полнить решение народного суда о восстановлении уволенных ранее за "грехи" продавцов универсама. По­ скольку никого из проштрафившихся ни о<^н коллектив взять к себе не похсеЛал, пришлось создавать новое "рабочее место" всей бригаде. И. ПЕРЕКРЕСТОВ. Объядпение в газете гла­ сило: инвестиционная компа­ ния приглашает’ желающих хорошо заработать. Предло­ жение меня заинтересовало. По телефону пояснили, что требуются коммерческие агенты, и предложили при­ ехать на собрание. Видно, же­ лающих было много. Честно говоря, я смутно представляла, чем занимают­ ся такие агенты. По объявле­ ниям знала, что требуются предприимчивые люди. Вот и решила узнать, насколько я предприимчива. "Желающие подзарабо­ тать", приехавшие на собра­ ние, оказались самого разного возраста. Нам предстояло распространять акции. Ждать пришлось долго. Пока готр- вились документы, собравши­ еся обсуждали будущую рабо­ ту и саму компанию. — Какая у них обстано­ вочка, не меньше чем на мил­ лион. Да что для них милли­ он, разве это деньги? Вон и букеты искусственных цветов на каждом стопе. Интересно было понаблю­ дать здесь же за работой де­ вушек, принимающих вклады и продающих акции. К одной подошел уже работающий агент, сдавать ваучеры и деньги. — Милок! — позвала его одна из претенденток на ме­ сто. — Ну как, получается? — У меня получается, — ответил "милок", — а вот дру­ гие назад приносят акции. Ведь это тоже уметь надо, та­ лант, так сказать, особый ну­ жен. — Ох ты! А где же ты их распространяешь-то? — Да кто ж вам скажет?! — засмеялся в ответ парень. — В том и работа, чтобы ис­ кать! В конце концов предста­ витель компании рассадил нас за столы и принялся объ­ яснять условия. — Сразу предупртждаю, что работа нелегкая. Придет­ ся походить по конторам, квартирам. Могу подсказать, что в основном не акциони­ рованы еще государственные учреждения. Сертификат акций (десять штук) следовало обменять на ва>шер или продать за 25 ты­ сяч (дело было в начале ап­ реля). В оформлении доку­ ментов нужно быть предельно внимательным: за испорчен­ ный сертификат штраф 5 ты­ сяч, а за утерянный — 25 ты­ сяч рублей. Нас научили оформлять документы, выда­ ли 20 сертификатов и офор­ мили договор. Через неделю предстояло прийти в компа­ нию, а каждый день звонить, отчитываться. Оплата сдель­ ная: за сертификат, обменен­ ный на ваучер, — от 1800 до 2100 рублей (в зависимости от их количества) и 700 рублей за сертификат, проданный за деньги. Если же ничего не получится, то приносишь бу­ маги назад, и договор автома­ тически расторгается. Узнав условия, некоторые сразу же упши. Другие, как и я, решили, что попытка не даст убытка, можно и попро­ бовать. — Вот один агент принес больше сотни ваучеров, — ус­ покоил ответственный, — и еще пообещал. Представьте, сколько он заработает! Но та­ кой, правда, один. Дома родители меня отго­ варивали, советовали не свя­ зываться, все равно ничего не получится. Но меня охватил азарт. Первым делом я написала несколько объявлений и едз- весила в людных местах. По­ том обзвонила родственников и знакомых, убеждала распро­ странить акции у себя на ра­ боте. К моему предложению относились по-разному. Од­ ни, внимательно выслушав, обещали подумать, все равно куда-то ваучер надо девать. Другие (их большинство) ре­ шительно вступали в спор: — Ерунда все это! Не зна­ ют уже, как и обобрать нас. Вон одни уже собрали денеж­ ки и объявили, что разори­ лись! Лучше уж продать — и с глаз подальше! Я даже не ожидала, что ваучеров на руках еще так много. Другое дело, что не хотят отдавать, боятся быть обманутыми. Так, на объявле­ ние "клюнул" только один клиент. Некоторые спрашивали: а не разорится ли компания, будет ли толк? Как будто эго зависит от меня. Тут бы толь­ ко языком шевелить, но я старалась ничего в этом роде не обещать. Поделилась со­ мнениями с представителем компании, Он развел руками: "Как гарантировать? В наше время все возможно!" Ходить по учреждениям и уговаривать я не стала. Суну­ лась в одно, но на меня по­ смотрели с усмешкой: знаем, мол, ваши фокусы. Ни ваша доверенность, ни разные пе­ чати ничего не гарантируют. Подделать что угодно можно в наше-то время!.. В итоге мне с трудом уда­ лось за две недели набрать всего 15 ваучеров. На акции за деньги не раскошелился никто. Вместе со мной пришел мужчина, тоже агент, принес все бумага назад: "Забирайте. Только время на агитацию зря потратил". Подзаработать, конечно, хотелось, но непросто сейчас убедить людей во что-то по­ верить, тем более, если и са!м не уверен в успехе предприя­ тия, на которое работаешь. Тут талант нужен недюжин­ ный. М. СОКОЛЬСКАЯ. тог> ШАПКА ПОНАДОБИЛАСЬ? Л и п е ц к и е д в о р н я ги в свой собственный год уди­ вили новой породой , к о ­ торая любит кататься в... город ски х автобусах . За- с к ащ в а е т . , ^ ц и й ти ч ны й п е си к в заднюю дверь и , весело помахивая хвостиком , проезжает н е ­ с к о л ь к о о с т а н о в о к . Н а нужной ему выходит вм е ­ сте ’с пассажирами . Д а и за проезд платить не надо. А в о т с о б а к а м , п р и ­ жи вш им ся н а территории ф абрики "Бумиз", не бла­ го.^Н едавно многих из ни ^ I й о Ь тр е л я л й м о л о д ц ы о р г а н и з а ц и и , з а н и м а ю ­ щ ей с я о тловом бродячих ж и во тны х . К а к сообщ ил директор предприятия А. К ривенцов , лш ш о ему со ­ б аки ничуть н е м еш али , наоборот , помогали охра­ н я т ь о б ъ е к ты "бум и зов - ским" сторожам . А заяви ­ л и в "живодерню" жильцы одищ р^даяю седних домов. И с т р а н н о е д е л о — н а ловцах красовались ш апки (на дворе еще была р а н ­ н я я в е сн а ) и з собачьего меха... А АДПОСТЕНКОВ. 0'1ВЕЕДЦЫ, 0ТЕЛЕКВВ7ВСЫ Давно канули в Лету мрач­ ные годы репрессий. Ушли в небытие вместе с их невинными жертвами. Но осталась людская боль и память... Сегодня потомки тех, кто некогда сгинул в недрах ГУЛА­ Га, хотят знать всю правду о близких людях. И, в первую очередь, о последнем земном приюте невинно убиенных. Ф едеральной службой контрразведки России совмест­ но с о^бластными комиссиями по реабилитации принимаются ме­ ры по розыску мест массовых захоронений жертв политиче­ ских репрессий. В результате этой деятельности на многих, ранее безымянных могилах встали обелиски, напоминаю­ щие людям о трагической стра­ нице в истории Отечества. На липецкой земле пока официально подтверждено су­ ществование одного такого за­ хоронения — на Сторожевском кладбище г. Данкова. Два года назад сотрудники управления ФСК установили, что именно там покоятся останки расстре­ лянных земляков. В настоящее время имеются непроверенные данные о суще­ ствовании подобных захороне­ ний также а Липецке, Ельце, Ус- мани. Так, по сообщению одно­ го из старожилов Усмани стало известно, что в 30-е годы осуж­ денных якобы расстреливали в подвале тюрьмы и хоронили в могилах у татарского вала. Од­ нако для точного установления места нужны очевидцы, кото­ рые могут на местности указать подробные ориентиры безы­ мянных могил репрессирован­ ных. Эта информация значи­ тельно облегчит следопытам поиск. В связи с этим управление Федеральной службы контрраз­ ведки и областная комиссия по реабилитации жертв политиче­ ских репрессий просят отклик­ нуться тех, кто что-либо знает о точном месте захоронений рас­ стрелянных земляков. Инфор­ мацию можно передать по ад­ ресу: г. Липецк, ул. Советская, 13-а, УФСК РФ по Липецкой об­ ласти. Телефон дежурного 77- 34-16 , телефон комиссии 24- 71-86. Пресс-служба Управления ФСК России по Липецкой области. Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий администрации Липецкой области. ШКОЛА А. КАРПОВА ПРИГЛАШАЕТ. . . в подмосковном городе Красногорске прошла очередная сес­ сия в школе чемпиона мира Анатолия Карпова. На нее впервые были приглашены воспитанники детско-юношеской школы № 4 липецкого городского управления народного образования, перво- мзрядники: ученица седьмого класса средней школы № 2 Ольга Стрыгйна и пятиклассник из 66 -й школы Владимир Зайцев. Занятия с юными шахматистами проводили гроссмейстер Игорь Зайцев и два международных мастера. Были прочитаны лек­ ции, были и практические занятия. По итогам двухнедельного учебно-спортивного сбора команда ДЮСШ № 4 получила при­ глашение на участие в международной шахматной олимпиаде "Де­ ти Чернобыля". Она прюйдет в июне в Малаховке Московской области. К участию в этих престижных соревнованиях, кроме Ольги и Владимира, под руководством своих тренеров начали готовиться перворазрядники: учащийся пятого класса 63-й средней школы Алексей Злобин и девятилетний Олег Чеботарев из 10-й школы. В. СТАРЦЕВ. Ь * ;^ В ‘В '» 7 С % к Н 'Ц З - 5 5 " РОСКОШЬ в СТЕЛЕ " 5 ЕДЕ 0 Г 0 ТЕАТРА" Недоумевающим зрителем условно выступает недалекий, хотя и себе на уме дядюшка Жак, повар и кучер из молье- ровской комедии "Скупой" — . последнего спектакля Липец­ кого театра имени Л. Н. Тол­ стого. Действительно, где сце­ нографическое пиршество для глаз, где отражение нарядной эпохи "короля-солнце" Людо­ вика ХГУг Уважаемый дядюшка Жак! Увы, мы не в Пале-Рояле, те­ атре-дворце, в котором три с третью века назад по монар­ шему соизволению играла труппа Мольера. В наше вре­ мя идея поставить "костюм­ ную" пьесу, потратив на нее немалые деньги, бьша бы безу­ словно прожектерской. Прав­ да, из пьес Мольера именно "Скупой" годится сегодня для постановки. Судя по неимо­ верной скряжистости основно­ го действующего лица "Скупо­ го" Гарпагона, интерьер его дома отнюдь не дворцовый. Итак, что цртдетает церед ' нами на сцене? В общем и це­ лом гармоничный, приятный во всех отношениях, просто­ душно-веселый, легкий спек­ такль. Нам словно бы говорят: комедиограф (пусть даже ве­ ликий) и есть комедиограф. Классика трехсотлетней дав­ ности — что с нее взять, какие глубины в ней искать, какие изощренности и парадоксы из нее извлечешь? , Но, по-пер'вых, есть недав­ няя версия "Скупого" Генна­ дия Тростянецкого (спектакль Санкт-Петербургского театра на Литейном показывался по телеканалу "Россия"), бурлеск­ ная, полная блистательных ре­ жиссерских и актерских нео- жвданностей. Во-вторых, в са­ мом тексте пьесы заложены такие "мины", которые, если их задеть, способны наделать шума и нагнать страха в духе "черной комедии". Шутка ли — Гарпагон своей маниакаль­ ной скупостью не дает нор­ мально жить сыну и дочери, с обеих сторон возникают рез­ кие, циничные пожелания. Ра­ зумеется, совсем не обязатель­ но в очередной версии "Ску­ пого" учитывать ни "во-пер­ вых", ни "во-вторых". К тому же спектакль выпустил фран­ цузский режиссер Кристоф Фетрие. Ему, представителю родины Мольера, виднее, что делать сегодня со "Скупым". Ответ, почему не бурлеск, не "черная комедия" и ника­ кой иной суперориганальный вариаш’, а "просто Мольер" - Человек покупает театральный билет, уютно располагается на своем законном ме­ сте. Занавес открыва­ ется, и зритель видит пустое, голое про­ странство сцены с большим, от пола до колосников, полотня­ ным цилиндром, вызы­ вающим, пардон, фал­ лические ассоциации. И это радующее глаз , любовно оформленное художником зрелище? За что, граждане, деньги плачены? К. клюткин по-моелте, лежит на поверхно­ сти. К. Фетрие, ставя "Скупо­ го", просмотрел спектакли те­ кущего репертуара Липецкого театра. И, судя по результату, всецело проникся духом его, театра, комедий по произведе­ ниям русских классиков. Кри­ стоф ртшил не противопостав­ лять (разумеется, в благожела­ тельном смысле) себя пригла­ сившему его театру, русскую классику французской, а, нао­ борот, вписать Мольера в кон­ текст поисков липецкой труп­ пы. Затем, если бы уж совсем просто Мольер, элементарно Мольер... Ни в коем случае. Обретя в лице художников Ольги Твардовской и Влади­ мира Макушенко верных соав­ торов спектакля, режиссер вместе с ними создал "Скупо­ го", по существу, из двух ма­ териальных, зримых "компо­ нентов" — актеров и... тканей. Мизансценировать буквально на пустом месте, отказаться от любых сценографических "подпорок", обозначить эпоху исключительно костюмами, отправить артистов в непро­ стое комедийное плавание и пол)шить вполне достойное зрелище — чего ж большего желать? Да, есть много трупп, ра­ ботающих примерно в таком же бездекорационном стиле "бедного театра". Но то труп­ пы, чаще всего, студийные. минимальные по составу, экс­ периментальные, для неширо­ кого круга зрителей. Такие студии и наш теато — понятия разные; казалось бы, он на ос­ новной своей сцене подобной студийной роскоши позволить себе не может, не должен. Как видно по "Скупому", ничего невозможного на театре в том, что касается "бедности", нет. Эго — взгляд, брошенный на новый спектакль как бы свыше (но не свысока!), с целью цонять, объять его ос­ новные постановочные досто­ инства. Оными "Скупой", само со­ бой, не исчерпывается. Раз все, даже чисто внешне, де­ ржится здесь на актерах, обра­ тимся, наконец, к ним. Оче­ видное удивление: практиче­ ски поровну следует воздать комплиментов и лидеру коме­ дии Михаилу Янко (Гарпагон), и исполнителям из нижней половины списка действую­ щих лиц. Совершенно очаро­ вательна бессловесная (!) слу­ жанка Гарпагона тетушка Клод (... Вячеслав Михеев). Тетушка мышкой вышмыгива­ ет из-за кулисы, мгновенно оценивает обстановку — и тут же обратно; видимо, в при- служью норку. Уморительно­ сти тетушки добавляет то, что актер движется на полусогну­ тых ногах в длинном платье, напоминая танцовщиц ансам бля "Березка". Тетушка — скромнейшие, невиннейшие, незаметнейшие "глаза и уши" дома Гарпагона.'А ведь о со­ глядатайстве Клод свщцетель- ствует, и то косвенно, бук­ вально одна-единственная фраза в тексте пьесы. Дядюшка Жак (и повар, и кучер в доме скряга, приду­ мавшего эдакое странноватое совмещение профессий)! Вы, воплощенный Анатолием Га­ раниным, остаетесь в памяти памятником самому себе. Но­ га — слегка враскоряку, голо­ ва — вполоборота к источнику то ли угроз, то ли непонятных, каверзных вопросов, отчего во взгляде — испуг, недоумение, заканчивающиеся поздним прозрением. Сочувствую вам, дядюшка Жак Вы подневаль- ны, трусоваты; однако, при каждом, вроде бы, удобном моменте стремитесь отыграть­ ся, повернрть ситуацию в вы­ годную для вас сторону. Увы, тоижды увы, дядюшка Жак. Выше головы не прыгнешь. Вы все равно остаетесь в ду- раках-обиженных. И все равно вы очень симпатичны, дядюш­ ка Жак — благодаря исполни­ телю вашей роли. Увольте самого меня от роли осторожничающего ре- цензента-педанта, озабоченно­ го тем, как бы не забыть ко­ го-то из актеров, занятьк в спектакле. Нет, я не забуду ни Ольгу Овчинникову с Вален­ тином Веселовым (дети Гарпа гона), ни Зинаиду Румятщеву (сваха Фрозина), ни Владими ра Авраменко (он исхитрился предстать трижды разным — маклером, комиссаром и, в антракте потешая оставшуюся в зале публику, кукольником), ни других актеров. Дайте-ка лучше разобрать­ ся в Гарпагоне. Потому что его, явленного Михаилом Ян ко, сколь ни покажется не­ нужным, нс к месту — жалко. Такого Гарпагона — понима ешь; значит *— и прощасип.. Гарпагон — скопидом, но ведь, в конце концов, его де­ ло, что делать с деньгами, ко­ торыми он располагает. Гарпа­ гону не нравятся наряды его детей — и резонно, чего это они так разодеты, бездельни­ чая и не имея никаких инте­ ресов, кроме нежных чувств к любимым ими существам. Старенький Гарпагон устал от жизни, полной подозртний в том, что все вокруг зарятся на его богатства. А лишь стоит ему ожить, приободриться в надежде на брак с очароваш кой Марианной, как ничего из этого, разумеется, не получа­ ется. Вот и выходит: судьба Гарпагона — быть "обручен­ ным" с украденной и возвра­ щенной шкатулочкой с де­ сятью тысячами экю. Да, артист доставляет зри­ телям немало придтно-веселых минут, всегда оставаясь в фо­ кусе и жанра пьесы, и нашего внимания, инструментуя роль подробностями типа, кашля- хрипа (назло особенно силь­ ного при общении с Мариан ной). Но применительно к Гарпагону Михаила Янко "Скупой" — далеко не чистая комедия. Рискну даже предпо­ ложить, что в Гарпагоне, ну сть на несколько процентов, ольер вывел самого себя. Скупой” написан за пять лет до его смерти, тогда, когда Мольера одолевали неразре­ шимые семейные и теачраль- ные проблемы, и он ти 1 етно стремился сохранить, простите за топорную красивость выра­ жения, шкатул 1 №собственного благополучия, О чем, кстати, прекрасно рассказал в его жизнеописании Михаил Афа­ насьевич Булгаков, в переводе которого играется липецкий "Скупой"... На снимке: Анатолий Гара­ нин (слева) и Михаил Янко в спектакле "Скупой". Фото А КОЗИНА пу( М<

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz