Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

официальный ^ - 3 отдел мая 1994 УСТАВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 99 (663) ПРОЕКТ Липецкое областное Собрание депутатов, руковод­ ствуясь интересами населения области и сознавая свою ответственность за его судьбу, в целях возрождения экономики и культуры области, повышения благосо­ стояния, социальной заищщенности людей, утвержде­ ния гражданского и духовного согласия, проявляя ува­ жение и приверженность к историческим традициям, трудовым и ратным свершениям липчан, действуя в рамках полномочий, предоставленных Констиз^цией Российской Федерации, принимает настоящий Устав — основной закон области, определяющий и закрепля­ ющий ее правовой статус. Глава I. Основы правового статуса области Статья 1 1. Липецкая область является государственно-территори­ альным о ^ а зо в ан и ем , входящим на основе Конституции Рос­ сийской «1»сдерации в состав России как равноправный субъ­ ект Российской Федерации. 2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом, принимаемым областным законодательным (представительным) органом. 3. Статус области как субъекта Российской Федерации мо­ жет быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным консти- туционньш законом. Статья 2 В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Россий ской Федерации. Обеспечение условий для соблюдения и за­ щиты прав и свобод человека — обязанность органов госу­ дарственной власти области. Статья 3 1. Единственным источником власти в области является ее народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так­ же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Выспшм непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в области. Захват власти или присвоение властных полномочий преследзчотся по федеральному закону. Статья 4 1. Законы и иные нормативные акты области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и ^гражданами, находящимися на ее территории. I 2. Конституция Российской Федерации и федеральные за- "коны на территории области имеют верховенство и прямое действие. 3. Акты Президента Российской Федеравдш и Правитель­ ства Российской Федерации, соответствующие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, обязательны дЛя исполнения на территории области. Статья 5 1. Липецкая область состоит из городских, сельских посе- (Лений и их т е р р и т о ти |д вщ х | ^ ъ м н н е щ : | (районов в. се,^]Ьг •советов), обладающ 1 Я?й^б 1 теенн 1 яР к ом н й ен ц и ей ; определяе­ мой Конституцией Российской Федерации, федеральным за­ конодательством и настоящим Уставом области. • 2. В состав области входят: районы — Воловский, Грязин- ский, Данковский, Д о л и н с к и й , Добровский, Долгоруковский, Елецкий, Задонский, Измалковскии, Краснинский, Лебедян­ ский, Лев-Толстовский, Липецкий, Становлянский, Тербун- ский, Усманекий, Хлевенскцй и Чаплыгинский; города обла­ стного подчинения — Липецк, Елец, Данков и Грязи. 4. Вопросы территориального устройства области — созда­ ние и реорганизация районов, городов и других населенных пунктов, их наименование, переименование, изменение гра­ ниц, установление административных центров и т. д. — ре­ шается органом законодательной власти области с учетом мне­ ния населения соответствующих территорий. 3. 1Ъаницы между областью и другими субъектами Рос­ сийской Федерации могут быть изменены только с их взаим­ ного согласия в порядке, установленном Конституцией Рос­ сийской Федерации и настоящим Уставом области. Статья 6 На территории области обеспечивается соблюдение закреп­ ленных И Конституции Российской Федерации прав на граж­ данство Российской Федерации и осуществление в связи с этим каждым гражданином Российской Ф едерации своих прав, свобод и обязанностей. Статья 7 1. В области охраняется труд и здоровье людей, создаются условия для обеспечения достойной жизни и свободного раз­ вития человека, оказывается помощь малоимущим и другим остро нуждающимся гражданам. 2. В области обеспечивается поддержка семьи, материнст­ ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; вос­ питания, образования, науки и культуры. Статья 8 1. В области гарантируется единство российского эконо­ мического пространства, свободное перемещение товаров, ус­ луг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В области признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб­ ственности. Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы области использу­ ются и охраняются в соответствии с Конституцией Россий­ ской Федерации, федеральным законодательством и настоя­ щим Уставом, как основа жизни и деятельности народа, про­ живающего на территории области. 2. Земля и другие природные ресурсы области могут на­ ходиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 10 1. Государственная власть в области в соответствии с Кон­ ституцией Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 2. Законодательным (представительным) органом государ­ ственной власти области является областное Собрание депу­ татов (областное Собрание). 3. Исполнительным органом государственной власти обла­ сти является областная администрация. Деятельностью обла­ стной адмштистрации руководит на принципах единоначалия глава администрации. 4. Судебную власть на территории области осуществляют областной суд, районные, городские суды и областной арбит­ ражный суд, порядок организации и деятельности которых устанавливается Конституцией Российской Федерации и ф е­ деральным конституционным законом. 5. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в осуществлении своих полномочий. 6. Порядок формирования, полномочия и организация де­ ятельности органов законодательной и исполнительной власти устанавливаются на основе Конституции Российской Федера­ ции, федерального законодательства, настоящего Устава и правовых актов области. Статья 11 В области признается и гарантируется установленное Кон ­ ституцией Российской Федерации местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий само­ стоятельно, имеет свой Устав (Положение) соответствующей территории и правовые акты. Органы местного самоутфавле- ния не входят в систему органов государственной власти. Статья 12 1. Общественная, в том числе политическая деятельность в области осуществляется свободно, на основе идеологическо­ го многообразия. 2. Цели, внутренняя организация, формы и методы работы общественных объеданений должны соответствовать и н с т и ­ туции Российской Федерации и федеральному законодатель­ ству. 3. Религиозные объединения в соответствии с Конститу­ цией Российской Федерации отделены от государства и равны перед законом. Статья 13 1. Область имеет свои символы. 2. Описание и порядок использования областных символов устанавливается законом области. 3. Административным центром области является город Л и ­ пецк. Глава II. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти области Статья 14 1. Согласно Конституции Российской Федерации в веде­ нии Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Феде­ рации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Ф е­ дерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и граж­ данина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законода­ тельной, исполнительной и с)эдебной власти, порядка их ор­ ганизации и деятельности; формирование федеральных орга­ нов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управле­ ние ею; е) установление основ федеральной политики и федераль­ ные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финан­ совое, валютное,, кредитное, таможенное регулирование, де­ нежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные эко ­ номические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеращ.ные налоги и сборы; ф е­ деральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энерге­ тика, расщеплянициеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Рос­ сийской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федера­ ции; м) оборона и безопасность; оборонное производство; оп ­ ределение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их ис­ пользования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного простганства, исключи­ тельной зоны и континентального шельфа Российской Феде­ рации; о) судоустройство: прокуратура; уголовное, уголоано-про- ‘цессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; ам­ нистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуаль­ ное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метри­ ческая система и исчисление времени; геодезия и картогра­ фия; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский )^ет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. 2. По предметам ведения Российской Федерации прини­ маются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Рос­ сийской Федерации, в том числе в области. Статья 15 1. Согласно Конституции Российской Федерации в совме­ стном ведении Российской Федерации и области находятся: а) обеспечение соответствия настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов области. Конституции Российской Федерации и федеральным законам; , б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; .обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим погранич­ ных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природным ресурсами; г) разграничение государственной собстаенности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обес­ печение экологической безопасности; особо охраняемые при­ родные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науга , !^ль- туры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая сощгальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихий­ ными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов; к) административное, административно-процесс)гальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное за­ конодательство, законодательство о недрах, об охране окру­ жающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адво­ катура; нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного об­ раза жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей области, выполнение международных договоров Рос­ сийской Федерации. 2. По вопросам, указанным в части п ^ в о й настоящей статьи, органы государственной власти Российской Федерации издают федеральные законы, в соответствии в которыми ор­ ганы государственной власти области осуществляют собствен­ ное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая законы и иные нормативные акты. Статья 16 1. Органы государственной власти области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом осуществляют следующие полномочия: а) принятие, изменение и дополнение Устава, законов и иных правовьгх актов области, контроль за их исполнением; б) установление системы органов законодательной и ис­ полнительной власти области, определение порядка формиро­ вания, организации и деятельности этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных в федеральном законодатель­ стве; в) разработка, утверждение и исполнение социально-эко­ номических, нау^о -технических , экологических программ об­ ласти; г) распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами области; д) решение вопросов административно-территориального устройства области; е) назначение и проведение выборов депутатов областного законодательного органа, главы администрации области, глав местного самоуправления и представительных органов мест­ ного самоуправления; ж) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также внесение на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проектов актов, при­ нятие которых находится в их компетенции; з) разработка и утверждение бюджета области, утверждение отчета о его исполнении; ■ и) установление в соответствии с федеральным законода­ тельством доходов, поступающих на образование бюджета об­ ласти, налогов, сборов и платежей области; к) разработка и утверждение схемы управления областью и структуры органов представительной и исполнительной вла­ сти области; л) утверждение руководителей областных органов управле­ ния финансами, имртеством области, социальной защиты на­ селения, юстиции, фонда имущества области, областной кон ­ трольно-счетной комиссии, природоохранительной инспекции и органов охраны культурного наследия области, а также со­ гласование в соответствии с Конституцией Российской Феде­ рации кадров судебных и правоохранительных органов обла­ сти; м) правовое регулирование владения,, пользования и рас­ поряжения щ)иродными рес)грсами и государственной собст­ венностью ошхасти и осуществление прав сотственника по от­ ношению к ним; н) участие в управлении имуществом, передаваемым Рос­ сийской Федерацией области для решения федеральных задач; о) образование, реорганизация и правовая регламентация деятельности органов исполнительной власти, служб и пред­ приятий области; п) разработка и осуществление политики занятости и со­ циальной Защиты населения области; р) обращение к федеральным органам власти с предложе­ нием о передаче или продаже в собственность области пред­ приятий, их структурных Подразделений, а также иного иму­ щества, находящегося в государственной собственности Рос­ сии, если они имеют особо важное значение для области; с) утверждение и присвоение наград и премий области; т) осуществление межрегиональных контактов и междуна­ родного сотрудничества, заключение хозяйственных и иных договоров. 2. Область правомочна осуществлять и дго)тие полномочия, не отнесенные Констшуцией Российской Федерации к веде­ нию федеральных органов государственной власти и к совме­ стному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти области, а также дополни­ тельно передаваемые области по договорам с федеральными органами гостдарственной власти, органами местного самоуп­ равления. Область также вправе передать часть своих полно­ мочий на договорной основе другим субъектам власти и уп­ равления. Статья 17 1. Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить федеральньш законам, принятым в со­ ответствии со статьями 14 и 15 настоящего Устава. В сл 5 ч ае противоречия между федеральным законом и иным актом, из­ данным в Российской Федерации, действует федеральный за­ кон. 2. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, изданным в пределах ее полномочий, действует нормативный акт области. Глава III. Непосредственное участие граждан в осуществлении государственной власти в области Статья 18 Граждане принимают непосредственное зшастие в ос)чце- ствлении государственной власти посредством референдума, выборов, народной инициативы и путем использования иных п р едусмО трейкд а , 'й аетоящ и» !!^*^^^ !^ ‘И законами области, форм принятия г о ^ а р с т ^ н н ы х решений и доведения своих предложений и требований до сведения органов государствен­ ной власти области. Статья 19 Правом голоса во время референдума области и областных рации, достигшие 18-летнего возраста и постоянно прожива ющие на территории области. Лишены этих прав лица, кого рые в установленном законом порядке признаны псдееспо собными или содержатся в местах лишения свободы по при­ говору суда. ” Статья 20 1. Референдум области или общее голосование населения области проводятся для принятия закона или решения по важ нейшим вопросам государственной и общественной жизни об­ ласти, входящим в компетенцию законодательной или испол­ нительной власти области. 2. На референдум области не могут выноситься вопросы о налогах, бюджете, чрезвычайных и срочных мерах по обес­ печению общественного порядка, здоровья и безопасности на­ селения. I Статья 21 Голосование на референдуме и выборах области свободное, личное, непосредственное, тайное, проводимое по месту по­ стоянного проживания его участников и равных для них ос­ нованиях. Статья 22 1. Решение о проведении референдума принимает област­ ное Собрание депутатов. 2. Референдум области может быть назначен по требова­ нию не менее двух третей от установленного числа депутатов областного Собрания, либо по выдвинутому в порядке народ­ ной инициативы требованию не менее 150 тысяч лиц, обла­ дающих избирательным правом. Статья 23 1. На референдуме области предложенный проект закона или иного правового акта может быть лишь одобрен или от­ клонен. 2. Выносимый на референдум области проект считается' принятым, если в голосовании участвовало более 50% имею­ щих на это право лиц и более половины из них одобрило проект. 3. Принятый на референдуме области правовой акт под­ писывается председателем областного Собрания депутатов и главой администрации области, официально 1 ^ л и к у е т с я и вступает в силу в день, следующий за днем публикования. 4. Принятые на референдуме области правовые акты могут быть изменены или отменены только референдумом области. Статья 24 Порядок проведения референдума и выборов в области, реализация прав народной инициативы, а также порядок пуб­ личного обсуждения проектов областных актов, депутатских сл)чпаний, отзыва лиц, занимающих должности в органах го­ сударственной власти области, определяются настоящим Ус­ тавом и законами области. Глава IV. Областное Собрание депутатов Статья 25 1. Областное Собрание депутатов является законодатель­ ным (представительным) органом государственной власти об­ ласти. 2. Областное Собрание состоит из депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. 3. Общее число депутатов, в том числе работающих на постоянной основе, определяется самим Собранием в соот­ ветствии с общими принципами, установленными федераль­ ным законодательством. 4. Порядок выборов депутатов Собрания определяется По­ ложением, разрабатываемым и утверждаемым областным Со­ бранием на основе общих принципов, установленных феде­ ральным законодательством. Статья 26 1. Депутатом областного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего воз­ раста, постоянно проживающий на территории области и име­ ющий право участвовать в выборах. 2. Депутат областного Собрания, работающий в нем на постоянной основе, не может заниматься другой оплачивае­ мой деягельностью, кроме тфеподавательской, научной и иной творческой деятельностью. 3. Областное Собрание принимает закон области о статусе депутата областного Собрания и Положение об осуществлении депртатской деятельности в Собрании, регламентирующие ор ­ ганизацию работы депутата. 4. Депутаты областного Собрания обладают на территории области неприкосновенностью в течение всего срока их пол номочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвер­ гнуты обыску, кроме случаев задержания на месте п о с туп л е ­ ния, а также подвергн 5 ты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 5. Вопрос о лишении неприкосновенности депутата реша ' ется областным Собранием по представлению прокурора об­ ласти. Статья 27 1. Областное Собрание является постоянно действующим органом, обладает правами юридического лица и имеет рас­ четный и другие счета в государственных и других банках. 2. На первое заседание областное Собрание созывается не позднее 3-х недель после избрания. Подготовку данного за­ седания осуществляет оргкомитет, избираемый из депутатов на их общем совещании, созываемом председателем област­ ного Собрания предыдущего созыва или по ршициативе самих депутатов. 3. С момента начала работы областного Собрания нового созыва полномочия областного Собрания прежнего созыва прекращаются. 4. Деятельность областного Собрания складывается из ра ­ боты его заседаний, депутатских слушаний, деятельности по ­ стоянных комиссий и иных органов Собрания, работы пред­ седателя Собрания, его заместителя, депутатов и их объеди­ нений. 5. Областное Собрание подотчетно избирателям и несет ответственность перед населением за деятельность созданных им органов и подотчетных ему должностных лиц. Статья 28 1. Областное Собрание утверждает свой Регламент, в ко тором закрепляется порядок подготовки, созыва и проведения заседаний областного Собрания, образования и и з д а н и я его органов, их деятельности, рассмотрения правовых и иных нор ­ мативных актов, голосования и другие вопросы организации работы областного Собрания. 2. Регламент считается утвержденным, если за него про ­ голосовало более половины от установленного числа депутатов данного Собрания. Статья 29 1. Основной формой работы областного Собрания является его заседание, на котором решаются основные вощюсы, от­ несенные к ведению Собрания. 2. Заседание Собрания правомочно, если на нем присут­ ствует не менее 2/3 от числа избранных депутатов Собрания. 3. Заседания областного Собрания проводятся не реже од­ ного раза в квартал. 4. Очередные заседания областного Собрания Созываются председателем Собрания. 5. Внеочередные заседания областного Собрания созыва ются по инициативе не менее 1/3 от числа избранных депу­ татов, а также председателя областного Собрания, главы ад­ министрации области. 6. О бъектами инициативы по внесению вопросов в обла ­ стное Собрание являются: депутаты и постоянные комиссии Собрания, председатель Собрания, глава администрации об ногб суда, .рбдщти. Порядок реализации инициативы по внесению вопросов в областное Собрание определяется Регламентом Собрания. Статья 30 К ведению областного Собрания относятся: 1. Избрание и освобождение от должности председателя областного Собрания и его заместителя. 2. Образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, иных органов областного Собрания, из­ менение их состава, заслушивание отчетов об их работе. 3. Утверждение Регламента областного Собрания, Положе­ ний о постоянных комиссиях и осуществлении депутатской деятельности, внесение в них изменений и дополнений. . 4. Досрочное прекращение полномочий депутатов в слу­ чаях, п ^ . 1 ^смотренных федеральным законодательством и н а ­ стоящим Уставом. 5. Осуществление законодательной инициативы в Государ ­ ственной Думе Федерального Собрания Российской Федера­ ции. 6. Утверждение по представлению главы администрации области схемы управления областью и структуры органов об ­ ластной администрации. 7. Дача согласия на назначение первого заместителя главы администрации области. 8. Утверждение руководителей областных органов управ­ ления финансами, имуществом области, органов внутренних дел, социальной защиты населения, юстиции. Фонда имуще­ ства области, областной контрольно-счетной комиссии, при­ родоохранительной инспекции и органов охраны культ^н о го наследия области. 9. Согласование в соответствии с Конституцией Россий­ ской Федерации кадров судебных и правоохранительных ор ганов области. 10. Заслушивание ежегодных сообщений главы областной администратщи о положении дел в области. 11. Рассмотрение обращений депутатов и принятие по ним решений. 12. Принятие решений об отзыве главы администрации области, выражении ему, его заместителям и другим ружово дителям структурных подразделений областной администра ции недоверия. 13. Принятие решений по протестам главы областной ад министрации и прокурора области на решения областного Со брания. 14. Отмена не соответствующих законодательству Россий ской Федерации и решениям областного Собрания акгов председателя Собрания и органов областного Собрания. 15. Отмена актов областной администрации в случаях их принятым в пределах их полномочии. 16. Утвтождение стоуктуры, штатов и фонда оплаты труда аппарата областного Собрания. 17. Утверждение общей суммы расходов областного Собра­ ния на проведение его заседаний, заседаний постояшгых ко миссий, слушаний и других организационных мероприятий, расходов на деятельность депутатов, установление условий оп латы их труда. 18. Принятие решений об обращении в Конституционный Суд РФ, а также в другие суды с исками к органам государ ственной власти, органам местного самоуправления, предпри­ ятиям, учреждениям, организациям и общественным объеди­ нениям. 19. Утверждение программ социально-экономического раз вития области, изменений и дополнений, вносимых в них. 20. Утверждение областного бюджета, изменений и допол­ нений, вносимых в него, и отчета о его исполнении. 21., Образование областных внебюджетных и валютных фондов, определение их целевого назначения, утверждение от ­ четов об их использовании. 22. Установление в соответствии с федеральным законода­ тельством РФ областных налогов, сборов, пошлин и тари^юв на оплату услуг предприятий и организаций, находящихся в собственности области и порядка их взимания. 23. Утверждение ставок платежей в областной бюджет предприятий и организаций, находящихся в собственности об ласти; установление льгот и преимуществ, в том числе надо говых, по платежам в областной бюджет. 24. Утверждение догов<юов о хозяйственном и ином со трудничестве с другими субъектами РФ. 25. Принятие решении по вопросам образования и дея тельности Фонда имущества области, областной контрольно счетной комиссии, гфиродоохранительной инспекции и орта нов охраны культурного наследия, утверждение положении об их органах. 26. Установление в соответствии с Конституцией и феде ральным законодательством РФ порядка управления и распо ряжения собственностью области, а также объектами фсде- (Продолженне на'4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz