Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
официальный ^ - 3 отдел мая 1994 УСТАВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 99 (663) ПРОЕКТ Липецкое областное Собрание депутатов, руковод ствуясь интересами населения области и сознавая свою ответственность за его судьбу, в целях возрождения экономики и культуры области, повышения благосо стояния, социальной заищщенности людей, утвержде ния гражданского и духовного согласия, проявляя ува жение и приверженность к историческим традициям, трудовым и ратным свершениям липчан, действуя в рамках полномочий, предоставленных Констиз^цией Российской Федерации, принимает настоящий Устав — основной закон области, определяющий и закрепля ющий ее правовой статус. Глава I. Основы правового статуса области Статья 1 1. Липецкая область является государственно-территори альным о ^ а зо в ан и ем , входящим на основе Конституции Рос сийской «1»сдерации в состав России как равноправный субъ ект Российской Федерации. 2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом, принимаемым областным законодательным (представительным) органом. 3. Статус области как субъекта Российской Федерации мо жет быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным консти- туционньш законом. Статья 2 В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Россий ской Федерации. Обеспечение условий для соблюдения и за щиты прав и свобод человека — обязанность органов госу дарственной власти области. Статья 3 1. Единственным источником власти в области является ее народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Выспшм непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в области. Захват власти или присвоение властных полномочий преследзчотся по федеральному закону. Статья 4 1. Законы и иные нормативные акты области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и ^гражданами, находящимися на ее территории. I 2. Конституция Российской Федерации и федеральные за- "коны на территории области имеют верховенство и прямое действие. 3. Акты Президента Российской Федеравдш и Правитель ства Российской Федерации, соответствующие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, обязательны дЛя исполнения на территории области. Статья 5 1. Липецкая область состоит из городских, сельских посе- (Лений и их т е р р и т о ти |д вщ х | ^ ъ м н н е щ : | (районов в. се,^]Ьг •советов), обладающ 1 Я?й^б 1 теенн 1 яР к ом н й ен ц и ей ; определяе мой Конституцией Российской Федерации, федеральным за конодательством и настоящим Уставом области. • 2. В состав области входят: районы — Воловский, Грязин- ский, Данковский, Д о л и н с к и й , Добровский, Долгоруковский, Елецкий, Задонский, Измалковскии, Краснинский, Лебедян ский, Лев-Толстовский, Липецкий, Становлянский, Тербун- ский, Усманекий, Хлевенскцй и Чаплыгинский; города обла стного подчинения — Липецк, Елец, Данков и Грязи. 4. Вопросы территориального устройства области — созда ние и реорганизация районов, городов и других населенных пунктов, их наименование, переименование, изменение гра ниц, установление административных центров и т. д. — ре шается органом законодательной власти области с учетом мне ния населения соответствующих территорий. 3. 1Ъаницы между областью и другими субъектами Рос сийской Федерации могут быть изменены только с их взаим ного согласия в порядке, установленном Конституцией Рос сийской Федерации и настоящим Уставом области. Статья 6 На территории области обеспечивается соблюдение закреп ленных И Конституции Российской Федерации прав на граж данство Российской Федерации и осуществление в связи с этим каждым гражданином Российской Ф едерации своих прав, свобод и обязанностей. Статья 7 1. В области охраняется труд и здоровье людей, создаются условия для обеспечения достойной жизни и свободного раз вития человека, оказывается помощь малоимущим и другим остро нуждающимся гражданам. 2. В области обеспечивается поддержка семьи, материнст ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; вос питания, образования, науки и культуры. Статья 8 1. В области гарантируется единство российского эконо мического пространства, свободное перемещение товаров, ус луг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В области признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб ственности. Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы области использу ются и охраняются в соответствии с Конституцией Россий ской Федерации, федеральным законодательством и настоя щим Уставом, как основа жизни и деятельности народа, про живающего на территории области. 2. Земля и другие природные ресурсы области могут на ходиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 10 1. Государственная власть в области в соответствии с Кон ституцией Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 2. Законодательным (представительным) органом государ ственной власти области является областное Собрание депу татов (областное Собрание). 3. Исполнительным органом государственной власти обла сти является областная администрация. Деятельностью обла стной адмштистрации руководит на принципах единоначалия глава администрации. 4. Судебную власть на территории области осуществляют областной суд, районные, городские суды и областной арбит ражный суд, порядок организации и деятельности которых устанавливается Конституцией Российской Федерации и ф е деральным конституционным законом. 5. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в осуществлении своих полномочий. 6. Порядок формирования, полномочия и организация де ятельности органов законодательной и исполнительной власти устанавливаются на основе Конституции Российской Федера ции, федерального законодательства, настоящего Устава и правовых актов области. Статья 11 В области признается и гарантируется установленное Кон ституцией Российской Федерации местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий само стоятельно, имеет свой Устав (Положение) соответствующей территории и правовые акты. Органы местного самоутфавле- ния не входят в систему органов государственной власти. Статья 12 1. Общественная, в том числе политическая деятельность в области осуществляется свободно, на основе идеологическо го многообразия. 2. Цели, внутренняя организация, формы и методы работы общественных объеданений должны соответствовать и н с т и туции Российской Федерации и федеральному законодатель ству. 3. Религиозные объединения в соответствии с Конститу цией Российской Федерации отделены от государства и равны перед законом. Статья 13 1. Область имеет свои символы. 2. Описание и порядок использования областных символов устанавливается законом области. 3. Административным центром области является город Л и пецк. Глава II. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти области Статья 14 1. Согласно Конституции Российской Федерации в веде нии Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Феде рации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Ф е дерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и граж данина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законода тельной, исполнительной и с)эдебной власти, порядка их ор ганизации и деятельности; формирование федеральных орга нов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управле ние ею; е) установление основ федеральной политики и федераль ные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финан совое, валютное,, кредитное, таможенное регулирование, де нежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные эко номические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеращ.ные налоги и сборы; ф е деральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энерге тика, расщеплянициеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Рос сийской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федера ции; м) оборона и безопасность; оборонное производство; оп ределение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их ис пользования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного простганства, исключи тельной зоны и континентального шельфа Российской Феде рации; о) судоустройство: прокуратура; уголовное, уголоано-про- ‘цессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; ам нистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуаль ное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метри ческая система и исчисление времени; геодезия и картогра фия; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский )^ет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. 2. По предметам ведения Российской Федерации прини маются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Рос сийской Федерации, в том числе в области. Статья 15 1. Согласно Конституции Российской Федерации в совме стном ведении Российской Федерации и области находятся: а) обеспечение соответствия настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов области. Конституции Российской Федерации и федеральным законам; , б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; .обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим погранич ных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природным ресурсами; г) разграничение государственной собстаенности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обес печение экологической безопасности; особо охраняемые при родные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науга , !^ль- туры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая сощгальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихий ными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов; к) административное, административно-процесс)гальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное за конодательство, законодательство о недрах, об охране окру жающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адво катура; нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного об раза жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей области, выполнение международных договоров Рос сийской Федерации. 2. По вопросам, указанным в части п ^ в о й настоящей статьи, органы государственной власти Российской Федерации издают федеральные законы, в соответствии в которыми ор ганы государственной власти области осуществляют собствен ное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая законы и иные нормативные акты. Статья 16 1. Органы государственной власти области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом осуществляют следующие полномочия: а) принятие, изменение и дополнение Устава, законов и иных правовьгх актов области, контроль за их исполнением; б) установление системы органов законодательной и ис полнительной власти области, определение порядка формиро вания, организации и деятельности этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных в федеральном законодатель стве; в) разработка, утверждение и исполнение социально-эко номических, нау^о -технических , экологических программ об ласти; г) распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами области; д) решение вопросов административно-территориального устройства области; е) назначение и проведение выборов депутатов областного законодательного органа, главы администрации области, глав местного самоуправления и представительных органов мест ного самоуправления; ж) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также внесение на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проектов актов, при нятие которых находится в их компетенции; з) разработка и утверждение бюджета области, утверждение отчета о его исполнении; ■ и) установление в соответствии с федеральным законода тельством доходов, поступающих на образование бюджета об ласти, налогов, сборов и платежей области; к) разработка и утверждение схемы управления областью и структуры органов представительной и исполнительной вла сти области; л) утверждение руководителей областных органов управле ния финансами, имртеством области, социальной защиты на селения, юстиции, фонда имущества области, областной кон трольно-счетной комиссии, природоохранительной инспекции и органов охраны культурного наследия области, а также со гласование в соответствии с Конституцией Российской Феде рации кадров судебных и правоохранительных органов обла сти; м) правовое регулирование владения,, пользования и рас поряжения щ)иродными рес)грсами и государственной собст венностью ошхасти и осуществление прав сотственника по от ношению к ним; н) участие в управлении имуществом, передаваемым Рос сийской Федерацией области для решения федеральных задач; о) образование, реорганизация и правовая регламентация деятельности органов исполнительной власти, служб и пред приятий области; п) разработка и осуществление политики занятости и со циальной Защиты населения области; р) обращение к федеральным органам власти с предложе нием о передаче или продаже в собственность области пред приятий, их структурных Подразделений, а также иного иму щества, находящегося в государственной собственности Рос сии, если они имеют особо важное значение для области; с) утверждение и присвоение наград и премий области; т) осуществление межрегиональных контактов и междуна родного сотрудничества, заключение хозяйственных и иных договоров. 2. Область правомочна осуществлять и дго)тие полномочия, не отнесенные Констшуцией Российской Федерации к веде нию федеральных органов государственной власти и к совме стному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти области, а также дополни тельно передаваемые области по договорам с федеральными органами гостдарственной власти, органами местного самоуп равления. Область также вправе передать часть своих полно мочий на договорной основе другим субъектам власти и уп равления. Статья 17 1. Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить федеральньш законам, принятым в со ответствии со статьями 14 и 15 настоящего Устава. В сл 5 ч ае противоречия между федеральным законом и иным актом, из данным в Российской Федерации, действует федеральный за кон. 2. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, изданным в пределах ее полномочий, действует нормативный акт области. Глава III. Непосредственное участие граждан в осуществлении государственной власти в области Статья 18 Граждане принимают непосредственное зшастие в ос)чце- ствлении государственной власти посредством референдума, выборов, народной инициативы и путем использования иных п р едусмО трейкд а , 'й аетоящ и» !!^*^^^ !^ ‘И законами области, форм принятия г о ^ а р с т ^ н н ы х решений и доведения своих предложений и требований до сведения органов государствен ной власти области. Статья 19 Правом голоса во время референдума области и областных рации, достигшие 18-летнего возраста и постоянно прожива ющие на территории области. Лишены этих прав лица, кого рые в установленном законом порядке признаны псдееспо собными или содержатся в местах лишения свободы по при говору суда. ” Статья 20 1. Референдум области или общее голосование населения области проводятся для принятия закона или решения по важ нейшим вопросам государственной и общественной жизни об ласти, входящим в компетенцию законодательной или испол нительной власти области. 2. На референдум области не могут выноситься вопросы о налогах, бюджете, чрезвычайных и срочных мерах по обес печению общественного порядка, здоровья и безопасности на селения. I Статья 21 Голосование на референдуме и выборах области свободное, личное, непосредственное, тайное, проводимое по месту по стоянного проживания его участников и равных для них ос нованиях. Статья 22 1. Решение о проведении референдума принимает област ное Собрание депутатов. 2. Референдум области может быть назначен по требова нию не менее двух третей от установленного числа депутатов областного Собрания, либо по выдвинутому в порядке народ ной инициативы требованию не менее 150 тысяч лиц, обла дающих избирательным правом. Статья 23 1. На референдуме области предложенный проект закона или иного правового акта может быть лишь одобрен или от клонен. 2. Выносимый на референдум области проект считается' принятым, если в голосовании участвовало более 50% имею щих на это право лиц и более половины из них одобрило проект. 3. Принятый на референдуме области правовой акт под писывается председателем областного Собрания депутатов и главой администрации области, официально 1 ^ л и к у е т с я и вступает в силу в день, следующий за днем публикования. 4. Принятые на референдуме области правовые акты могут быть изменены или отменены только референдумом области. Статья 24 Порядок проведения референдума и выборов в области, реализация прав народной инициативы, а также порядок пуб личного обсуждения проектов областных актов, депутатских сл)чпаний, отзыва лиц, занимающих должности в органах го сударственной власти области, определяются настоящим Ус тавом и законами области. Глава IV. Областное Собрание депутатов Статья 25 1. Областное Собрание депутатов является законодатель ным (представительным) органом государственной власти об ласти. 2. Областное Собрание состоит из депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. 3. Общее число депутатов, в том числе работающих на постоянной основе, определяется самим Собранием в соот ветствии с общими принципами, установленными федераль ным законодательством. 4. Порядок выборов депутатов Собрания определяется По ложением, разрабатываемым и утверждаемым областным Со бранием на основе общих принципов, установленных феде ральным законодательством. Статья 26 1. Депутатом областного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего воз раста, постоянно проживающий на территории области и име ющий право участвовать в выборах. 2. Депутат областного Собрания, работающий в нем на постоянной основе, не может заниматься другой оплачивае мой деягельностью, кроме тфеподавательской, научной и иной творческой деятельностью. 3. Областное Собрание принимает закон области о статусе депутата областного Собрания и Положение об осуществлении депртатской деятельности в Собрании, регламентирующие ор ганизацию работы депутата. 4. Депутаты областного Собрания обладают на территории области неприкосновенностью в течение всего срока их пол номочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвер гнуты обыску, кроме случаев задержания на месте п о с туп л е ния, а также подвергн 5 ты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 5. Вопрос о лишении неприкосновенности депутата реша ' ется областным Собранием по представлению прокурора об ласти. Статья 27 1. Областное Собрание является постоянно действующим органом, обладает правами юридического лица и имеет рас четный и другие счета в государственных и других банках. 2. На первое заседание областное Собрание созывается не позднее 3-х недель после избрания. Подготовку данного за седания осуществляет оргкомитет, избираемый из депутатов на их общем совещании, созываемом председателем област ного Собрания предыдущего созыва или по ршициативе самих депутатов. 3. С момента начала работы областного Собрания нового созыва полномочия областного Собрания прежнего созыва прекращаются. 4. Деятельность областного Собрания складывается из ра боты его заседаний, депутатских слушаний, деятельности по стоянных комиссий и иных органов Собрания, работы пред седателя Собрания, его заместителя, депутатов и их объеди нений. 5. Областное Собрание подотчетно избирателям и несет ответственность перед населением за деятельность созданных им органов и подотчетных ему должностных лиц. Статья 28 1. Областное Собрание утверждает свой Регламент, в ко тором закрепляется порядок подготовки, созыва и проведения заседаний областного Собрания, образования и и з д а н и я его органов, их деятельности, рассмотрения правовых и иных нор мативных актов, голосования и другие вопросы организации работы областного Собрания. 2. Регламент считается утвержденным, если за него про голосовало более половины от установленного числа депутатов данного Собрания. Статья 29 1. Основной формой работы областного Собрания является его заседание, на котором решаются основные вощюсы, от несенные к ведению Собрания. 2. Заседание Собрания правомочно, если на нем присут ствует не менее 2/3 от числа избранных депутатов Собрания. 3. Заседания областного Собрания проводятся не реже од ного раза в квартал. 4. Очередные заседания областного Собрания Созываются председателем Собрания. 5. Внеочередные заседания областного Собрания созыва ются по инициативе не менее 1/3 от числа избранных депу татов, а также председателя областного Собрания, главы ад министрации области. 6. О бъектами инициативы по внесению вопросов в обла стное Собрание являются: депутаты и постоянные комиссии Собрания, председатель Собрания, глава администрации об ногб суда, .рбдщти. Порядок реализации инициативы по внесению вопросов в областное Собрание определяется Регламентом Собрания. Статья 30 К ведению областного Собрания относятся: 1. Избрание и освобождение от должности председателя областного Собрания и его заместителя. 2. Образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, иных органов областного Собрания, из менение их состава, заслушивание отчетов об их работе. 3. Утверждение Регламента областного Собрания, Положе ний о постоянных комиссиях и осуществлении депутатской деятельности, внесение в них изменений и дополнений. . 4. Досрочное прекращение полномочий депутатов в слу чаях, п ^ . 1 ^смотренных федеральным законодательством и н а стоящим Уставом. 5. Осуществление законодательной инициативы в Государ ственной Думе Федерального Собрания Российской Федера ции. 6. Утверждение по представлению главы администрации области схемы управления областью и структуры органов об ластной администрации. 7. Дача согласия на назначение первого заместителя главы администрации области. 8. Утверждение руководителей областных органов управ ления финансами, имуществом области, органов внутренних дел, социальной защиты населения, юстиции. Фонда имуще ства области, областной контрольно-счетной комиссии, при родоохранительной инспекции и органов охраны культ^н о го наследия области. 9. Согласование в соответствии с Конституцией Россий ской Федерации кадров судебных и правоохранительных ор ганов области. 10. Заслушивание ежегодных сообщений главы областной администратщи о положении дел в области. 11. Рассмотрение обращений депутатов и принятие по ним решений. 12. Принятие решений об отзыве главы администрации области, выражении ему, его заместителям и другим ружово дителям структурных подразделений областной администра ции недоверия. 13. Принятие решений по протестам главы областной ад министрации и прокурора области на решения областного Со брания. 14. Отмена не соответствующих законодательству Россий ской Федерации и решениям областного Собрания акгов председателя Собрания и органов областного Собрания. 15. Отмена актов областной администрации в случаях их принятым в пределах их полномочии. 16. Утвтождение стоуктуры, штатов и фонда оплаты труда аппарата областного Собрания. 17. Утверждение общей суммы расходов областного Собра ния на проведение его заседаний, заседаний постояшгых ко миссий, слушаний и других организационных мероприятий, расходов на деятельность депутатов, установление условий оп латы их труда. 18. Принятие решений об обращении в Конституционный Суд РФ, а также в другие суды с исками к органам государ ственной власти, органам местного самоуправления, предпри ятиям, учреждениям, организациям и общественным объеди нениям. 19. Утверждение программ социально-экономического раз вития области, изменений и дополнений, вносимых в них. 20. Утверждение областного бюджета, изменений и допол нений, вносимых в него, и отчета о его исполнении. 21., Образование областных внебюджетных и валютных фондов, определение их целевого назначения, утверждение от четов об их использовании. 22. Установление в соответствии с федеральным законода тельством РФ областных налогов, сборов, пошлин и тари^юв на оплату услуг предприятий и организаций, находящихся в собственности области и порядка их взимания. 23. Утверждение ставок платежей в областной бюджет предприятий и организаций, находящихся в собственности об ласти; установление льгот и преимуществ, в том числе надо говых, по платежам в областной бюджет. 24. Утверждение догов<юов о хозяйственном и ином со трудничестве с другими субъектами РФ. 25. Принятие решении по вопросам образования и дея тельности Фонда имущества области, областной контрольно счетной комиссии, гфиродоохранительной инспекции и орта нов охраны культурного наследия, утверждение положении об их органах. 26. Установление в соответствии с Конституцией и феде ральным законодательством РФ порядка управления и распо ряжения собственностью области, а также объектами фсде- (Продолженне на'4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz